Развитие памяти и системы запоминания. Упражнения для тренировки памяти у пожилых людей


Развитие памяти в пожилом возрасте и системы запоминания

развитие памяти

Трудно себе представить человека, который бы не любил читать. В пожилом возрасте для чтения высвобождается, как правило, больше времени. И обычно люди почтенного возраста предпочитают знакомиться с литературой (особенно художественной) лежа. Этого следует избегать, поскольку такой способ чтения оказывает вредное воздействие не только на зрение, но и на память. В положении лежа головной мозг недостаточно снабжается кровью, что отрицательно сказывается на запоминании.

Хорошему усвоению и запоминанию прочитанного способствует целенаправленное, активное внимание, что также необходимо учитывать.

Кроме того, не следует загромождать память той информацией, которую нетрудно получить из справочников, энциклопедий и других источников подобного рода.

Целесообразно также пожилым людям завести записную книжку, в которую ежедневно надо заносить план всех текущих дел с последующей проверкой их выполнения.

Все перечисленные меры не только дают возможность активно и плодотворно трудиться, но и способствуют сохранению хорошей памяти.

Память не есть нечто неизменное, однажды данное человеку. На протяжении всей жизни она подвергается различным изменениям: совершенствуется или снижается. Процесс этот во многом зависит от самого человека.

До сих пор еще бытует мнение, что память к старости должна обязательно ухудшаться. Когда человеку преклонного возраста удается воспроизвести какой-либо давний факт или событие, то это, как правило, вызывает удивление у окружающих. На самом же деле ничего удивительного здесь нет и быть не должно. Совершенно неверным является мнение, что старость неизбежно вызывает снижение памяти. В норме у пожилых она обладает теми же свойствами, что и у людей молодого и среднего возраста.

Учитывая, что память зависит от состояния головного мозга - обмена веществ в его клетках, снабжения их кислородом, хочется дать несколько частных советов. В первую очередь следует обращать внимание на общегигиенические мероприятия. Полезно регулярно выполнять комплекс утренней гимнастики, систематически совершать (желательно по нескольку раз в день) прогулки на свежем воздухе, рационально распределять умственную и физическую нагрузку.

В позднем возрасте следует обратить внимание и на состав принимаемой пищи, отдавая предпочтение блюдам, улучшающим память. Известно, например, что такие продукты питания, как соевые бобы и печень, превращаются в головном мозге в ацетилхолин, являющийся ускорителем передачи нервных импульсов и активным стимулятором умственной деятельности. В общем-то идея о том, что существуют питательные вещества, стимулирующие память, не является новой. Ведь давно известно, что, например, систематическое пьянство вызывает ухудшение памяти. Под воздействием алкоголя в головном мозге нарушаются окислительно-восстановительные процессы. Главное же заключается в том, что алкоголь снижает способность мозга производить белки - вещества, выполняющие функцию «строительных блоков» нейронов (клеток, участвующих в передаче нервных импульсов) и обеспечивающие процесс удержания в головном мозге получаемой им информации.

Известный американский психобиолог Дж. Макгаух несколько лет назад провел широкие эксперименты с усиливающими память препаратами. Полученные им результаты представляют большой интерес. Оказалось, что наступающие у человека такие изменения эмоционального фона, как испуг или же, напротив, чрезвычайно приподнятое настроение, могут создавать точно такой же эффект обострения памяти, как и вышеуказанные препараты. Определенная доля стресса, как считает Дж. Макгаух, может улучшить память, поскольку при этом организм вырабатывает специальные стимуляторы мозга.

В то время как физиологи - исследователи деятельности головного мозга - пытаются воздействовать на функцию памяти посредством различных веществ, другие ученые, занимающиеся изучением поведения человека, изыскивают способы улучшения памяти с помощью иных методов. Они предлагают свои образные аналоги памяти. По их мнению, память подобна мышцам, и для того, чтобы она сохраняла свой тонус, ее нужно постоянно тренировать. Память напоминает также библиотеку. Нет никакого смысла иметь книги, если вы не можете при надобности одну из них отыскать. Однако воспоминания можно как бы «ксероксировать» и хранить их в мозге под разными «рубриками», облегчающими их отыскание.

Чтобы выработать у себя те или иные способы запоминания, нужно установить, какой тип памяти у вас преобладает. Дело в том, что одни люди лучше запоминают прочитанное или увиденное (зрительный тип), другие обязательно должны прослушать запоминаемое (слуховой тип), третьи - записать или произнести вслух (двигательный тип). При работе над совершенствованием памяти лучше тренировать не ту способность, которая уже развита, а другую. Например, хорошо запоминающим прочитанное нужно одновременно приучить себя воспринимать материал на слух. В результате память будет развиваться всесторонне, что является наиболее рациональным.

В любом материале, который вам предстоит заучить, необходимо выделить главное и второстепенное. Повышает прочность запоминания и волевое усилие. Сознательное отношение к процессу запоминания, напряжение памяти при заучивании - важные условия стойкого запечатления полученной информации. Запоминанию перечня наименований помогает распределение их по категориям (отправляющемуся за покупками по поручению жены мужу следует по отдельности запоминать овощи, мясные и молочные продукты).

Системы запоминания стары, как сама цивилизация. Еще древнеримские ораторы для запоминания длинных речей сравнивали последовательность их изложения с планировкой своих домов. При этом вступительная часть выступления ассоциировалась у них с входной дверью, следующая - с прихожей и т.д. В последние годы было изобретено много новых систем запоминания (они именуются мнемоническими приемами, а также в зависимости от жаргона своих изобретателей названы «крючками», «колышками», «цепями», «звеньями» или «замками»), которые призваны помогать человеку извлекать из памяти имена, номера, фразы или события.

Все эти системы запоминания строятся на ассоциациях, на соединении того, что вы пытаетесь удержать в памяти, с тем, что вам уже известно. Психологи говорят о необходимости использования абсурдных ассоциаций. Они считают, что очень важно превратить словесный образ в зрительный, при этом лучше всего запоминаются причудливые образы. Особо подчеркивается эффективность «первоначального восприятия», что попросту означает осмысливание вашего первого впечатления о человеке. Например, можно выбрать наиболее характерную черту лица (толстый приплюснутый нос, бородавку, раздвоенный подбородок) и затем обыграть ее в смешном словесном изображении фамилии этого человека. В результате фамилия прочно удержится в памяти.

Многие психологи приходят к выводу, что отсутствие интеллектуальных стимулов разрушает память в большей степени, чем возраст как таковой. Если вас какое-то событие обрадовало или огорчило, дало повод к размышлениям, оно запомнится надолго. Просмотренный фильм, спектакль, прочитанная книга уже сами по себе наводят на размышления. Следует лишь заставить себя повторно вернуться к увиденному или прочитанному, стараясь восстановить всевозможные детали и подробности. Частое обращение к событиям и фактам недавнего прошлого, обсуждение их с близкими и знакомыми будут способствовать закреплению их в памяти и легкому восстановлению в будущем.

www.pravilnoe-pokhudenie.ru

Память - у пожилых. Проблемы

pensionery.narod.ru

ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ.

Все люди рождаются с заложенной возможностью запоминать различные события. Встречаются люди и с феноменальной фотографической памятью Можно предположить, что это сочетание генетического фактора и определенной тренировки в течении жизни. С годами человек может держать в голове всё большее количество различной информации. С годами же, считается, что у людей память ухудшается, но на самом деле все зависит от самого человека. И в преклонном возрасте память может быть блестящей, при условии если человек ей пользуется, постигает, что-то новое.

Память можно и нужно тренировать. Желательно постоянно, ежедневно, выделяя для этого 25-30 минут. Для этого нужно загружать голову информацией: читать, пересказывать прочитанное себе и кому-то, записывать основные моменты, учить наизусть стихи, песни, пересказывать события, лекции и так далее. Полезно мысленно путешествовать по своему дому, внутри шкафов и т.д. Пересказав, мы лучше запомним содержание.

Нет смысла вспоминать старое, нужно учить новое, не обязательно сложное, можно простое. Время на заучивание увеличивается с возрастом, повторять то, что учишь, не менее недели.

Упражнения для тренировки памяти - самим и с друзьями.

  1. Выбираете несколько предметов. Для начала 3, постепенно увеличивая их число до 10. Переписали их названия на листок - 1.зеркало, 2.книга, 3.телефон и т.д. Прячем их по квартире, концентрируясь на форме: круглое зеркало положили на квадратную книгу и так далее. Начинаем с 3-х предметов. Разложили. Отвлеклись. через какое-то время - ищем, мысленно проговаривая: "Я положила круглое зеркало на квадратную книгу, квадратный коробок - на прямоугольный телефон" и т.д. Если с тремя предметами проблем нет, увеличиваем число предметов до 4-х и то же самое.
  2. 7 предметов:ложка, вилка, очки, книга, телефон... Положили их на стол. Запомнили их. Партнер убирает часть предметов или добавляет. Вы должны определить эти предметы.
  3. Представили животное. Попытались его оживить и пусть оно живет в Вашем воображении. Глаза закрыты. Упражнение хорошо делать, когда трудно уснуть.
  4. Для стимуляции работы мозга (у правшей работает левая сторона, у левшей - правая) нужно вовлекать в деятельность вторую, менее работающую, руку. Швабра, расческа, сумка, зубная щетка, ложка - все переложить в левую руку. При этом больше активизируется правая сторона мозга. Рисовать, писать только левой рукой (лучше фломастером или хорошей ручкой). Хорошо писать в зеркально: вправо - влево одновременно . Происходит эффект растормаживания головного мозга.

Надо помнить, что написание "склерозок" помогает запоминанию, и тем самым улучшает свою самооценку. Не стесняться записывать названия продуктов, лекарств, даты, телефоны. Подготовиться, продумать и записать вопросы к врачу. Поможете своей памяти и получите то, что хотите. Врачу можно подать листок с Вашими вопросами, он должен, обязан на них ответить.

Если нужно запомнить группу из 5-6-7 объектов, то: имя, отчество повторить про себя с разными интонациями, "привязав" их к каким-либо значимым известным людям; даты - записывать и также "привязывать" их к значимым событиям.

При чтении книг: прописывать героев большой книги. При продолжении чтения возвращаться на 2-3 страницы, чтобы вспомнить, на чем кончили чтение. Учить стихи, повторяя их не менее недели.

Повторение - мать учения!

Основные ПРАВИЛА ПОМОЩИ своей памяти:

  1. Сказать себе твердо: "С сего дня я НЕ БУДУ делать 2 дела одновременно". (Позвонили - выключить плиту; молодой человек успевает переключать свое внимание, старый человек - нет. Иногда, когда с Вами говорят, можно закрыть глаза, "выключить зрение", чтобы сосредоточиться на том, о чем говорят).
  2. У каждой вещи должно быть свое постоянное место (Чтобы вещи "не терялись").
  3. Проверять себя и сделать это привычкой (при выходе из дома остановиться, проверить газ, свет, закрыла ли двери).
  4. Если нужно что-либо запомнить, составить фразу и несколько раз ее повторить.
  5. Полезно ночью или по дороге перебрать в памяти все увиденное, свои впечатления об этом, причем сделать это несколько раз.
  6. Не стесняться писать себе памятные записки ("склерозки") о делах, которые нужно сделать в ближайшее время и не очень.
продолжение темы -->

Как сохранить память до глубокой старости › Статьи и новости › ДокторПитер.ру

Можно ли сохранить ясный ум и твердую память до самых преклонных лет? Можно, утверждает   медицинский психолог, гериатр Марина Березовская. Как это сделать она рассказала слушателям  Городского центра медицинской профилактики. Ее рассказом «Доктор Питер» открывает почти одноименную рубрику «Центр профилактики».

Мы часто слышим от пожилых людей фразу: «Вот опять забыл что-то сделать, проверить, посмотреть...». Многие объясняют свою забывчивость возрастом - считают ухудшение памяти, как и старость, чем-то неизбежным и необратимым. Но так ли это? Многолетние исследования ученых США доказали, что в норме стареющий человек не должен испытывать затруднений в работе памяти. Если есть какие-то нарушения, то необходимо выяснить, какая именно проблема влияет на ухудшение, и устранить ее.

 

В «Центре профилактики» о способах решения и профилактики разных проблем со здоровьем и будут регулярно рассказывать лекторы Городского центра медицинской профилактики, что на Итальянской, 25. 

 

После 60 лет функция памяти должна быть сохранена. Что для этого требуется? Планомерно, постоянно и регулярно работать. Тогда будет стопроцентный результат. Подтверждение - история столетней монахини Марии одного из монастырей Франции. До самой кончины она отличалась высоким интеллектом, была деятельна, вела активный образ жизни. И только после смерти выяснилось, что мозг ее был серьезно поражен болезнью Альцгеймера.

 

То есть даже при наличии заболевания можно и нужно тренировать свою память. Для этого существуют три группы специальных упражнений. Первая группа направлена на улучшение кровоснабжения мозга. Вторая – на тренировку внимания. Третья – памяти.

 

Поем и танцуем

 

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

 

Пальчиковая гимнастика. Проснувшись утром, помассируйте пальцы в течение трех минут. Это упражнение поможет вам окончательно проснуться и взбодриться.

 

«Колечки». Давление большого пальца поочередно на каждый палец руки. Выполняется синхронно двумя руками. Его можно делать несколько раз в день, когда чувствуете усталость.

 

Действие с мелкими предметами. У детей - это игра с конструктором и складывание мозаики. А у взрослых своя «мозаика»: у женщин – собирание бусинок, пуговок, у мужчин – сортировка гвоздиков, шурупов, гаек. Сюда же можно отнести и «перебирание». Насыпьте в небольшую глубокую миску пачку риса или гороха, погрузите в нее руки и потихоньку перебирайте крупинки или горошины, как четки, когда смотрите телевизор, слушаете радио. Это прекрасно успокаивает и расслабляет. 5 - 10 минут в день достаточно. 

 

Упражнения для глаз. Держа голову неподвижно, мы двигаем глазами вправо-влево, вверх-вниз и по кругу по 30 секунд. Таким образом, мы улучшаем еще и зрение.

 

Улучшить не только кровоснабжение мозга, но и речевую функцию поможет пение. Достаточно исполнить 2 -3 песни в день. Не надо голосить или петь «про себя». Услышали знакомые песни по радио - подпевайте в голос, не стесняйтесь.

 

Не стоит забывать и о пользе физкультуры. Есть два вида физической активности, которые не имеют противопоказаний – это ходьба и танцы. Поэтому в качестве физических упражнений можно смело рекомендовать танцы в том объеме, который можете себе позволить. Можно танцевать вместо зарядки. 2–3 танца в день обеспечат вам не только необходимую двигательную нагрузку, но и положительные эмоции. Танцуйте с удовольствием!

 

Положительную роль играет и музыка. Занимаясь домашними делами, слушайте любые произведения Моцарта в классическом оркестровом исполнении, а не в модной электронной обработке. Завтрак под Моцарта обеспечит вам положительный заряд на весь день! 20 минут такой музыкотерапии в день, и ваш мозг становится более восприимчив к информации. Бах, Чайковский и Вивальди тоже полезны. 

Все перечисленные упражнения рекомендуется выполнять в первую половину дня.

 

 Жуем и дуем 

 

Французские исследователи, работая со школьниками, обнаружили удивительную закономерность: если ученики жуют жвачку, то лучше усваивают науки. 

 

Полезное свойство жевания актуально и для пожилых людей. Количество жевательных движений с возрастом значительно уменьшается. Из-за проблем с желудком и зубами старики в основном переходят на мягкую пищу. Поэтому для них желательно ежедневно после еды в течение 10 – 15 минут жевать что-то жесткое: орешки, морковку, яблоко. Жвачка для этой цели не подойдет.

 

Регулярно стоит выполнять дыхательные упражнения. Например, «остужаем горячий чай». Отводим руку от губ на 30 см, представляя, что у нас в руке блюдце, и дуем на него. Делаем 5 дыхательных движений, затем перерыв 30 секунд. Выполняем 5 таких «задувов».

 

Еще одно дыхательное упражнение: берем пол литровую банку с кипяченой водой и трубочку для коктейля. Вдыхаем воздух носом, а выдыхаем в трубочку, опущенную в воду. Таким образом «булькаем» 10 минут в день. Надо отметить, что это еще и отличная профилактика вирусных инфекций.

 

Активизируем мозговые полушария

 

Обычно мы все делаем правой рукой – пишем, печатаем, кидаем мяч. За действия правой руки отвечает левое полушарие мозга, а правое чаще отдыхает, так как левую руку мы задействуем реже. Конечно, если вы не левша. Чтобы и его активизировать, попробуйте свои обычные дела делать левой рукой – брать ложку, чистить зубы, застегивать пуговицы, писать, рисовать. Для начала стоит потренироваться обводить и заштриховывать левой рукой геометрические фигуры – квадраты, круги, треугольники. 

 

Затем тренируемся двумя руками одновременно симметрично обводить ручкой рисунки сначала в одном направлении, потом в другом. Можно таким образом обводить воображаемые фигуры в воздухе. Так мы синхронизируем работу полушарий.

 

Наш мозг быстро привыкает к цвету, запаху, форме, переставая активизироваться. Чтобы заставлять его работать, стоит почаще активизировать обонятельные рецепторы. Почистили апельсин – понюхайте его. Вдохните аромат кофе перед тем, как его выпить. Прекрасно работают эфирные масла. Только не забывайте менять запахи в аромалампе.

 

Тренировочным моментом для зрительных анализаторов являются яркие цвета, бытовые предметы, картины. В пожилом возрасте люди привыкли к темным практичным тонам в одежде и обстановке. Глазу не на чем задержаться. Внесите краски в повседневность: дополните наряд шарфом красного цвета, купите для кухни пестрые полотенца или прихватки, повесьте в комнате яркие шторы.

 

Тренируем внимание и память

 

С возрастом мы перестаем обращать внимание на привычную обстановку. Нам кажется, что мы уже все видели: «Зачем смотреть на фотографии и картины на стене, разглядывать домочадцев и предметы обстановки, я и так все знаю». Даже по пути на работу не смотрим по сторонам - все привычно. Так мы притупляем свое внимание. 

 

Чтобы оно не рассеивалось, нужно его тренировать. Попробуйте внимательно в течение нескольких минут разглядывать какой-то предмет. Затем закройте глаза и представьте его во всех деталях. 

 

Или пройдите «корректурную пробу». Возьмите любое печатное издание – книгу, газету, буклет, выделите один абзац и зачеркните в тексте все буквы «е», а буквы «а» подчеркните. Отложите текст, потом проверьте. В норме при пятиминутной работе должно быть не более 2-3 ошибок.    

 

Отлично тренируют внимание упражнения «найди 10 отличий» и «пройди по лабиринту». Полезно разгадывать филворды, сканворды, судоку. А вот классические кроссворды вы можете решать исключительно для удовольствия.

 

Все эти упражнения не требуют ни физических, ни временных, ни материальных затрат. Для пожилых людей это особенно важно. Выполнять их можно между делом, а польза обязательно будет. 

 

Способов тренировки памяти немного. Самый эффективный в преклонном возрасте – изучение иностранных языков. Но подходить к этому процессу надо не потому, что это тренировка памяти - «просто, поучу японский язык». Так толку не будет. Обязательно нужна мотивация: «Еду в Милан слушать итальянскую оперу. Но хочу понимать, о чем там поют».

 

А самый простой способ  – пересказ. Пересказывайте знакомым рецепты блюд, новости, спектакли, фильмы. Имеет значение сам факт пересказа, а не конкретное содержание. Еще хорошо, когда подруга/друг прочитает текст, вы перескажете, а она/он послушает. Здесь важны и речь, и содержание.

 

Дома можно потренироваться с закрытыми глазами пройти по комнате и взять то, что нужно на ощупь.

 

Законы запоминания

 

Чтобы хорошо запоминать информацию, нужно знать о некоторых законах памяти. 

 

Так, закон ярких впечатлений гласит, что наша память, в первую очередь, реагирует на яркие впечатления. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается само по себе, без особых усилий. В частности, реклама.

 

Закон значимости информации: мы сами делим всю информацию на группы – надо, не надо, может быть понадобится. Запоминаем только то, что действительно важно.

 

Закон мотивации: если у человека есть сильная причина, желание к запоминанию той или иной информации, то ее усвоение происходит без всяких проблем. Найдите для себя выгоду от запоминания.

 

Закон деятельности: мы особенно хорошо помним те знания, которые используем в своей деятельности, и забываем те, которые нами не используются. Включите информацию в деятельность, поработайте с ней - запишите от руки, сопоставьте, что-то выделите. Это значительно улучшит ее запоминание.

 

Закон предшествующих знаний: чем больше у человека знаний по определенной теме, тем лучше и быстрее запоминается вся новая информации по ней. Постарайтесь освежить свои знания по интересующему вопросу. Если вы ничего не знали по теме, то запоминаться материал будет хуже.

 

Закон интереса: нам должно быть интересно то, что надо запомнить. 

 

Закон настройки: на запоминание, как и на любой другой вид деятельности, надо настраиваться, к нему надо готовиться, хотя бы одну-две минуты. Этот этап подготовки способен значительно улучшить качество запоминания.

 

Закон первого и последнего: обычно запоминается лучше всего начало и конец, середина – хуже. Поэтому начинайте всегда с самого важного.

 

Знание этих законов может улучшить ваши результаты и позволит избежать многих ошибок в отношениях со своей памятью, которые ведут к перенапряжению и утомлению.

 

И последний совет: старайтесь нагружать мозг. Он должен постоянно работать, получать и перерабатывать информацию. Только в этом случае можно сохранить ясность ума и твердость памяти до конца жизни.

 

Домашнее задание:

 

1. Разучите упражнения пальчиковой  и дыхательной гимнастики. Делайте их каждое утро в течение 10 минут.

2. Найдите причины для усвоения новой информации (например, необходимость пользоваться бытовой техникой, понимать младших и пр.) и займитесь этим.

3. В течение дня спойте свою любимую песню и станцуйте один танец.

4. Расскажите о значимом событии вашей сегодняшней жизни своей подруге, другу, близким.

5. Ежедневно разгадывайте хотя бы один кроссворд или судоку.

6. Через месяц оцените результаты выполняемых занятий.

 

 

Анонс занятий в лектории «Университет здоровья»

 

24 марта, 14:00 «Немедикаментозные  методы лечения болезней органов дыхания»», во второй части в разделе «Культура и здоровье» занятие по теме «К 100-летию Аллы Баяновой»

Справки по тел. 571- 65-01

 

28 апреля, 14:00 кинопоказ и экскурсия в Музей гигиены.

Адрес: Городской центр медицинской профилактики - Итальянская ул., 25, лекторий «Университет здоровья». Справки по тел. 571- 65-01

© Доктор Питер

doctorpiter.ru


Смотрите также