Развитие речи ребенка. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для рта для развития речи у детей


Развитие речи ребенка. Артикуляционная гимнастика

        

Развитие речи ребенка. Артикуляционная гимнастика

Изпредыдущих статей по развитию речи ребенка, молодые родители уже поняли, что наразличных этапах развития речи ребенка необходимо проводить упражнения наразвитие мелкой моторики рук. Все эти занятия проводятся в игровой форме иочень нравятся деткам. Теперь Дом советов расскажет о том, что такоеартикуляционная гимнастика и для чего она нужна.

         Артикуляционнаягимнастика для детей

         Произношениезвуков речи происходит в результате работы движений артикуляционного аппарата. Еслион недостаточно хорошо развит, ребенок не может произносить многие звуки. Начинаетсяразвитие органов артикуляционного аппарата уже с первых дней рождения малыша – ребенок двигает языком, губами, челюстью, произносит свои какие-то звуки. Вот этимимические движения являются первым этапом в развитии речи. Все эти движенияразвиваются у ребенка постепенно.

         Сама артикуляциясвязана с работой многочисленных мышц – мимических, жевательных, глотательных. Аголос появляется при работе органов дыхания – гортани, трахеи, бронхов илегких, диафрагме и межреберных мышц. Поэтому, когда идет речь о логопедическихзанятиях, то следует понимать, что упражнения направлены на развитие органов имышц лица и ротовой полости, а также грудной клетки.

         Целью артикуляционнойгимнастики является тренировка и выработка точных движений органовартикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произношения.

         Основные рекомендациипри проведении упражнений артикуляционной гимнастики.

  1. Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой необходимо каждый день. Для того, чтобы ребенку не надоело, рекомендуют проводить занятия несколько раз в день по 3-5 минут.
  2. За одно занятие используйте 2-3 упражнения.
  3. Повторять каждое упражнение необходимо 5-7 раз.
  4. Проводить занятия с ребенком в игровой форме.
  5. Начинать занятия с легких упражнений и переходить к более сложным.
  6. Не добавляйте более одного нового упражнения при занятии с ребенком, необходимо постоянно закреплять изученный материал.
  7. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, ребенок должен находиться в спокойном и расслабленном состоянии. Лучше в положении сидя, ребенок должен вас хорошо видеть, чтобы мог правильно повторить упражнение.
  8. Ребенку можно дать зеркало, чтобы он видел свое отражение и вы могли бы вместе контролировать выполнение упражнения.
  9. Начинать занятия артикуляционной гимнастики лучше с упражнений для губ.
  10. Следите за правильностью выполнения упражнения ребенком.
  11. Все упражнения артикуляционной гимнастики должны проводиться симметрично – слева и справа, для верхней и нижней губы.

Перед тем, как вы начнетезаниматься с ребенком, расскажите ему сначала, что вы будете делать ипредложите ребенку поиграть вместе с вами. К каждому упражнению подходитетворчески, придумывайте стишки, мажьте губы вареньем и т. д. по началу движенияу ребенка будут напряженными, но если будете заниматься с ним регулярно, тонапряженность очень быстро исчезнет, появится координация движения.

Упражнения артикуляционнойгимнастики для губ

1.      Улыбаемся и удерживаем улыбку, сомкнув губы.

2.      Затем в улыбке обнажаем зубки(зубы сомкнуты).

3.      Вытягиваем губы вперед, как будтоизображаем трубочку (зубы сомкнуты). Двигаем губами вправо-влево.

4.      Теперь губы из «трубочки» немногоокругляем и пытаемся вытянуть вперед.

Все упражнения чередуются несколько раз подряд, переходяиз одного упражнения в другое.

5.      Набрать воздуха и при выдыханиидобиться того, чтобы губы вибрировали.

6.      Втянуть щеки сильно и резкооткрыть рот, добиться появления звука типа чмоканья.

7.      Дуть на легкие предметы, например, мыльные пузыри, воздушный шарик, на кусочек ватки и т. д. Для этих целей можноиспользовать дудочку.

Упражнения артикуляционнойгимнастики для щек

1.      Надувать поочередно каждую щеку изатем обе сразу.

2.      Втягивать щеки.

3.      Похлопывать и растирать щеки.

Упражнения артикуляционнойгимнастики для языка.

1.      Имитируем языком цокание лошадки(присасываем язык  к верхнему нёбу и щелкаем).

2.      Высовываем язык изо рта ипроизводим движения влево-вправо, вниз-вверх.

3.      Кончиком языка дотрагиваемся внутрищеки так, чтобы щека выпирала.

4.      Упражнение с открытым ртом – высовываем острый язычок и имитируем, как ходят часики «тик-так»(влево-вправо).

5.      Упражнение с открытым ртом – расслабленный широкий язык кладем на нижнюю губу, затем присасываем к верхнемунёбу.

6.      Облизывать языком губки сначала водну сторону, затем в другу.

7.      Тянуться язычком к носу иподбородку.

Упражнения артикуляционнойгимнастики на подвижность нижней челюсти

1.      Открывать и закрывать рот, губ приэтом растянуты. Открывать несильно, на 1-2 см.

2.      Имитировать жевание с закрытымртом.

3.      Сложить ладони одна на одну иположить на стол, упереться в них подбородком и открывать рот с сопротивлением. Потом расслабиться.

4.      На одном выдохе произнести слитно несколькогласных звуков, например, ааааооооууу.

Упражнения артикуляционнойгимнастики для тренировки мышц глотки и мягкого неба.

1.      Для выполнения упражнения нужнопозевать сначала с открытым ртом, затем с закрытым.

2.      Имитировать покашливание, такжеможно покашливать и с вытянутым языком.

3.      Когда даете ребенку пить (будь точай, компот или вода), просите, чтобы он пил мелкими глоточками.

4.      Закрыть нос руками и зажать щеки.

           Артикуляционная гимнастика длязвука «л»

Все упражнения артикуляционнойгимнастики для выработки правильного произношения звука «л» направлены наумение ребенка расслаблять мышцы языка и удерживать его в распластанном состоянии. Но помимо того, необходимо выработать навык держать язык в таком широкомсостоянии приподнятым к верхнему нёбу. Приведем для примера несколькоупражнений:

1.      Приоткрыть немного рот и положить распластанныйязык на нижнюю губу (края языка должны касаться уголков рта), удерживать его втаком положении секунд 5-7. Затем языком пошлепать по губе с произношениемзвука «пя-пя-пя». Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не задерживалвыдыхаемый воздух.

2.      С приоткрытым ртом необходимооблизать губы широким языком, только в данном упражнении движения языка должныбыть сверху вниз, а не влево-вправо. Родитель должен следить, чтобы нижняячелюсть при выполнении упражнения не двигалась. Это упражнение ребенок сможетвыполнить после полного освоения первого упражнения, в ином случае у ребенкаможет оно не получиться.

3.      Учимся произносить звук «ы». Вэтом упажнении рот должен быть немного приоткрыт, спинка языка приподнята, акончик опущен. Произносите звук вместе с ребенком, чтоб ему было понятней, чтоот него требуют.  

4.      В этом упражнении отрабатываетсяпоток выдыхаемого воздуха. Для этого необходимо немного улыбнуться, приоткрытьрот и прикусить кончик языка. Теперь выдыхаем и следим, чтобы воздух шел изуголков рта, но не из центра. Можно подставить ко рту тонкий листок бумаги.  

            Артикуляционная гимнастика длязвука «р»

         Целью всехупражнений артикуляционной гимнастики для звука «р» является выработкаудерживать язык вверх и отработать его подвижность. Приведем несколькоупражнений:

1.      Упражнение выполняется с открытымртом. Кончиком языка почистить с внутренней стороны верхние зубы. При этом ротдолжен быть в улыбке, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2.      Кончиком языка дотронуться нёба иподвигать им вперед-назад. Язык доходит до внутренней стороны зубов, но нельзя, чтобы выходил изо рта.

3.      Произносить звук «ф». передребенком на стол положите кусочек ватки и при произношении звука «ф» будетсоздаваться воздушная струя. Цель – сдуть ватку на другой край стола, при этомнельзя надувать щеки.

4.      Облизывать верхнюю губу широкимязыком вперед-назад, следить, чтобы язык не отрывался от губы и не сужался.

Выполнение упражненийартикуляционной гимнастики деткам будет легче выполнять, если занятия проводитьв игровой форме. Если вы весело будете выполнять упражнения и предлагатьребенку поиграть в такую-то игру, то малыш даже не заметит, что его учат.

lovaro.ru

Как развивать речь малыша: игры, скороговорки, пособия, активная гимнастика

Дело в том, что у подвижных и хорошо скоординированных малышей речевые навыки могут появляться несколько раньше, чем у их более спокойных сверстников. Более того, замечено, что у детей с нарушениями речи наблюдаются и неполадки в работе крупной моторики: нечеткость и неорганизованность движений, недостаточное чувство ритма и координации. Таким детям на помощь приходит логоритмика.

Учеными доказано, что точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений органов речи — губ, языка и нижней челюсти. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Мы подобрали для вас несколько примеров несложных логоритмических упражнений, которые больше похожи на игру, не требуют помощи специалистов и могут выполняться в любую свободную минуту.

Деревцо

Дует ветер нам в лицо —

(махать руками ладошками к себе)

Закачалось деревцо.

(Руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону.)

Ветерок все тише, тише —

(плавно опустить руки)

Деревцо все выше, выше.

(Поднять руки и тянуться вверх.)

Физкульт-привет

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.

(Имитировать растирание спины полотенцем.)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

(Имитировать движения, указанные в тексте.)

Вот здоровья в чем секрет:

Всем друзьям — физкульт-привет!

(Резко поднять руки вверх.)

Бабочка

Спал цветок

(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся.

(Поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.)

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

(Выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад — «вырастают крылья».)

Солнце утром лишь проснется —

Бабочка кружит и вьется.

(«Летать», имитируя движения бабочки.)

Водичка

Водичка, водичка,

(двумя руками по очереди показывать, как сверху льется водичка)

Умой мое личико,

(ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели,

(дотрагиваться до глазок по очереди)

Чтобы щечки краснели,

(тереть щечки)

Улыбался роток

(улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок.

(Стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик.)

Кулачок

Как сожму я кулачок

(сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок.

(Поставить кулачки большими пальцами вверх.)

Разожму ладошку,

(распрямить кисть)

Положу на ножку.

(Положить руку на колено ладонью вверх.)

Тук-тук

– Тук-тук-тук.

(Три удара кулаками друг о друга.)

– Да-да-да.

(Три хлопка в ладоши.)

– Можно к вам?

(Три удара кулаками друг о друга.)

– Рад всегда!

(Три хлопка в ладоши.)

Зайчики

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке.

(Разводить руками перед собой, описывая окружность.)

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.

(Сложить руки над головой в форме домика.)

Мыли свои ушки,

(проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.

(Имитировать мытье рук.)

Наряжались зайчики,

(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Надевали тапочки.

(Руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ногу.)

Снег

Как на горке снег, снег,

(показывать руками горку)

Снег, снег, снег, снег.

(Двигать руками, перебирая пальцами.)

И под горкой снег, снег,

(показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег.

(Двигать руками, перебирая пальцами.)

А под снегом спит медведь.

(Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя.)

Тише, тише, не шуметь!

(Пальчик ко рту, грозить пальчиком.)

Почему так важны правильное развитие речи и ранняя коррекция нарушений

Правильное развитие и ранняя коррекция речи (в случае каких-либо отклонений) чрезвычайно важны: речевые нарушения приводят к трудностям в обучении письму и чтению; помимо этого, они, как правило, ведут к возникновению комплексов у ребенка, мешают его социализации. Поэтому при любых подозрениях на наличие тех или иных особенностей речевого развития у малыша лучше обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, дефектологу, психологу).

Вне зависимости от заключения специалистов в случае речевых нарушений, вне зависимости от того, есть ли речевые нарушения или они отсутствуют, вы можете помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.

Воспользуйтесь нашими советами, сделайте упражнения практикой ежедневного общения и совместных игр с ребенком — внесите вклад в его будущее!

Приятных вам занятий!

azbyka.ru

Развитие речи ребенка. Артикуляционная гимнастика

         Из предыдущих статей по развитию речи ребенка, молодые родители уже поняли, что на различных этапах развития речи ребенка необходимо проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук. Все эти занятия проводятся в игровой форме и очень нравятся деткам. Теперь Дом советов расскажет о том, что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна.

         Артикуляционная гимнастика для детей

         Произношение звуков речи происходит в результате работы движений артикуляционного аппарата. Если он недостаточно хорошо развит, ребенок не может произносить многие звуки. Начинается развитие органов артикуляционного аппарата уже с первых дней рождения малыша – ребенок двигает языком, губами, челюстью, произносит свои какие-то звуки. Вот эти мимические движения являются первым этапом в развитии речи. Все эти движения развиваются у ребенка постепенно.

         Сама артикуляция связана с работой многочисленных мышц – мимических, жевательных, глотательных. А голос появляется при работе органов дыхания – гортани, трахеи, бронхов и легких, диафрагме и межреберных мышц. Поэтому, когда идет речь о логопедических занятиях, то следует понимать, что упражнения направлены на развитие органов и мышц лица и ротовой полости, а также грудной клетки.

         Целью артикуляционной гимнастики является тренировка и выработка точных движений органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного произношения.

         Основные рекомендации при проведении упражнений артикуляционной гимнастики.

  1. Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой необходимо каждый день. Для того, чтобы ребенку не надоело, рекомендуют проводить занятия несколько раз в день по 3-5 минут.
  2. За одно занятие используйте 2-3 упражнения.
  3. Повторять каждое упражнение необходимо 5-7 раз.
  4. Проводить занятия с ребенком в игровой форме.
  5. Начинать занятия с легких упражнений и переходить к более сложным.
  6. Не добавляйте более одного нового упражнения при занятии с ребенком, необходимо постоянно закреплять изученный материал.
  7. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, ребенок должен находиться в спокойном и расслабленном состоянии. Лучше в положении сидя, ребенок должен вас хорошо видеть, чтобы мог правильно повторить упражнение.
  8. Ребенку можно дать зеркало, чтобы он видел свое отражение и вы могли бы вместе контролировать выполнение упражнения.
  9. Начинать занятия артикуляционной гимнастики лучше с упражнений для губ.
  10. Следите за правильностью выполнения упражнения ребенком.
  11. Все упражнения артикуляционной гимнастики должны проводиться симметрично – слева и справа, для верхней и нижней губы.

Перед тем, как вы начнете заниматься с ребенком, расскажите ему сначала, что вы будете делать и предложите ребенку поиграть вместе с вами. К каждому упражнению подходите творчески, придумывайте стишки, мажьте губы вареньем и т.д. по началу движения у ребенка будут напряженными, но если будете заниматься с ним регулярно, то напряженность очень быстро исчезнет, появится координация движения.

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

1.      Улыбаемся и удерживаем улыбку, сомкнув губы.

2.      Затем в улыбке обнажаем зубки (зубы сомкнуты).

3.      Вытягиваем губы вперед, как будто изображаем трубочку (зубы сомкнуты). Двигаем губами вправо-влево.

4.      Теперь губы из «трубочки» немного округляем и пытаемся вытянуть вперед.

Все упражнения чередуются несколько раз подряд, переходя из одного упражнения в другое.

5.      Набрать воздуха и при выдыхании добиться того, чтобы губы вибрировали.

6.      Втянуть щеки сильно и резко открыть рот, добиться появления звука типа чмоканья.

7.      Дуть на легкие предметы, например, мыльные пузыри, воздушный шарик, на кусочек ватки и т.д. Для этих целей можно использовать дудочку.

Упражнения артикуляционной гимнастики для щек

1.      Надувать поочередно каждую щеку и затем обе сразу.

2.      Втягивать щеки.

3.      Похлопывать и растирать щеки.

Упражнения артикуляционной гимнастики для языка.

1.      Имитируем языком цокание лошадки (присасываем язык  к верхнему нёбу и щелкаем).

2.      Высовываем язык изо рта и производим движения влево-вправо, вниз-вверх.

3.      Кончиком языка дотрагиваемся внутри щеки так, чтобы щека выпирала.

4.      Упражнение с открытым ртом – высовываем острый язычок и имитируем, как ходят часики «тик-так» (влево-вправо).

5.      Упражнение с открытым ртом – расслабленный широкий язык кладем на нижнюю губу, затем присасываем к верхнему нёбу.

6.      Облизывать языком губки сначала в одну сторону, затем в другу.

7.      Тянуться язычком к носу и подбородку.

Упражнения артикуляционной гимнастики на подвижность нижней челюсти

1.      Открывать и закрывать рот, губ при этом растянуты. Открывать несильно, на 1-2 см.

2.      Имитировать жевание с закрытым ртом.

3.      Сложить ладони одна на одну и положить на стол, упереться в них подбородком и открывать рот с сопротивлением. Потом расслабиться.

4.      На одном выдохе произнести слитно несколько гласных звуков, например, ааааооооууу.

Упражнения артикуляционной гимнастики для тренировки мышц глотки и мягкого неба.

1.      Для выполнения упражнения нужно позевать сначала с открытым ртом, затем с закрытым.

2.      Имитировать покашливание, также можно покашливать и с вытянутым языком.

3.      Когда даете ребенку пить (будь то чай, компот или вода), просите, чтобы он пил мелкими глоточками.

4.      Закрыть нос руками и зажать щеки.

           Артикуляционная гимнастика для звука «л»

Все упражнения артикуляционной гимнастики для выработки правильного произношения звука «л» направлены на умение ребенка расслаблять мышцы языка и удерживать его в распластанном состоянии. Но помимо того, необходимо выработать навык держать язык в таком широком состоянии приподнятым к верхнему нёбу. Приведем для примера несколько упражнений:

1.      Приоткрыть немного рот и положить распластанный язык на нижнюю губу (края языка должны касаться уголков рта), удерживать его в таком положении секунд 5-7. Затем языком пошлепать по губе с произношением звука «пя-пя-пя». Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух.

2.      С приоткрытым ртом необходимо облизать губы широким языком, только в данном упражнении движения языка должны быть сверху вниз, а не влево-вправо. Родитель должен следить, чтобы нижняя челюсть при выполнении упражнения не двигалась. Это упражнение ребенок сможет выполнить после полного освоения первого упражнения, в ином случае у ребенка может оно не получиться.

3.      Учимся произносить звук «ы». В этом упажнении рот должен быть немного приоткрыт, спинка языка приподнята, а кончик опущен. Произносите звук вместе с ребенком, чтоб ему было понятней, что от него требуют.  

4.      В этом упражнении отрабатывается поток выдыхаемого воздуха. Для этого необходимо немного улыбнуться, приоткрыть рот и прикусить кончик языка. Теперь выдыхаем и следим, чтобы воздух шел из уголков рта, но не из центра. Можно подставить ко рту тонкий листок бумаги.  

            Артикуляционная гимнастика для звука «р»

         Целью всех упражнений артикуляционной гимнастики для звука «р» является выработка удерживать язык вверх и отработать его подвижность. Приведем несколько упражнений:

1.      Упражнение выполняется с открытым ртом. Кончиком языка почистить с внутренней стороны верхние зубы. При этом рот должен быть в улыбке, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2.      Кончиком языка дотронуться нёба и подвигать им вперед-назад. Язык доходит до внутренней стороны зубов, но нельзя, чтобы выходил изо рта.

3.      Произносить звук «ф». перед ребенком на стол положите кусочек ватки и при произношении звука «ф» будет создаваться воздушная струя. Цель – сдуть ватку на другой край стола, при этом нельзя надувать щеки.

4.      Облизывать верхнюю губу широким языком вперед-назад, следить, чтобы язык не отрывался от губы и не сужался.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики деткам будет легче выполнять, если занятия проводить в игровой форме. Если вы весело будете выполнять упражнения и предлагать ребенку поиграть в такую-то игру, то малыш даже не заметит, что его учат.

www.domsovetof.ru

Упражнения для развития речи у ребенка – Женский сайт Femme Today

Для чего взрослому человеку нужна речь? Во-первых, благодаря культуре речи, человек питает и обогащает свое сознание, формирует личные наблюдения и делает выводы. Во-вторых, речь является основным способом выражения своих мыслей, чувств и эмоций. В-третьих, речь необходима как средство общения, для обмена информацией между людьми в социуме. И, конечно же, без речи, не было бы развития культуры, науки и человечества в целом.

Что же касается детей, именно правильная, грамотная и ясная речь помогает ребенку познавать мир, адаптироваться в новом коллективе и чувствовать себя при этом уверенным. И основная задача родителей – создать все условия для того, чтоб ребенок с самого раннего детства учился говорить правильно. Предлагаем вашему вниманию комплекс упражнений для развития речи у детей разных возрастов.

Упражнения для развития речи у деток до 1 года

Уже с первых месяцев жизни начинайте разговаривать с ребенком, читайте сказки и пойте колыбельные. Главное не коверкайте слова, а с рождения приучайте ребенка только к правильным неискаженным звукам и интонациям, т.к. дети прекрасно запоминают и копируют взрослых.

Полезным для ребенка является развитие мелкой моторики, т.к. научно доказано, что движение кистей и пальцев рук положительно влияют на развитие речи.

В 3-4 месяца пока ребенок маленький, делайте упражнения вместе с ним. Возьмите твердые шарики, положите их в ладошку ребенка, сверху прижмите своей рукой и зажимайте этот шарик, слегка надавливая на него. Ежедневно делайте малышу массаж пальчиков, нежно разминая по 3-4 минуты каждый.

Начиная с 6 месяцев, когда ребенок сможет самостоятельно сидеть, показывайте ему картинки с разными животными, рассказывая при этом, кто какие звуки издает.

С 8-10 месяцев начинайте играть с ребенком в такие игры, как Сорока-белобока, Ладушки, Идет коза рогатая. Они прекрасно развивают мелкую моторику, положительно влияют на развитие речи, слуха и памяти.

С 10- 12 месяцев очень хорошим занятием является игра в пирамидку. Развивая моторику, постепенно рассказывайте ребенку, где какой цвет и размер колечек. Начиная с этого возраста приучайте ребенка самостоятельно держать ложку. Rebenok-s-mamojRebenok-s-mamoj

Упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет

Для развития речи и закрепления звуков эффективными являются ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой. Рекомендуется повторять каждое упражнение по 6-8 раз.

  1. Приоткрыв рот, языком облизать верхнюю губу сначала слева направо, затем справа налево.
  2. Расслабить губки и пошлепать ими, как делают это рыбы.
  3.  Надуть и сдуть щеки, как шарик.
  4.  Имитируя звуки цокота копыт ло шадки, открыть рот и пощелкать кончиком языка.
  5.  Предложите ребенку представить, будто к его верхнему небу и зубкам приклеилась конфетка, которую нужно отлепить с помощью языка.
  6.  Провести кончиком языка по чистым зубкам с внутренней и внешней стороны.

Все эти упражнения направлены на развитие гибкости и подвижности языка и губ, на умение держать нижнюю челюсть в нужном положении. Речевое дыхание играет очень важную роль в развитии речи у ребенка. Научившись правильно и рационально использовать выдох, делая это экономно и плавно, у ребенка не будет проблем со звукообразованием, с громкостью речи, с соблюдением пауз и выразительностью.

Упражнения для развития речевого дыхания

  1. Положите на ладошку ребенка кусочек ватки, представив, что это снежинка. Предложите малышу округленными губками аккуратненько подуть на снежинку, чтоб поднять ее в воздух.
  2. Приучите ребенка дуть на горячее, чтоб еда быстрее остыла. Вдыхать следует носом, а выдыхать ртом.
  3. Подышите с ребенком так, как делает собачка во время жары: с высунутым языком, быстро.
  4. Если сезон одуванчиков, сорвите один отцветший и попросите малыша постараться дуть так, чтоб слетели все пушинки.
  5. Купите ребенку мыльные пузыри. Процесс надувания красивых пузырьков не только забавный, но и полезный.
  6. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в емкость с водой. Попросите ребенка изобразить ветер и подуть, сложив губы в трубочку.

milnie-puzirimilnie-puziri

Упражнения для развития речи у детей 3- 5 лет

В 3 года артикуляционный аппарат у ребенка не до конца развит, поэтому начинайте с элементарных упражнений, таких как имитация различных звуков: жужжание жука, шум моря, рычание тигра или писк комара. Регулярно делайте зарядку для язычка.

К 4-5 годам ребенок в норме должен освоить произношение всех звуков и уметь правильно их использовать в словах. Если же в этом возрасте у ребенка наблюдаются какие-то проблемы с речью, родителям следует обратить на это внимание и записаться на консультацию к логопеду.

Артикуляционная гимнастика является прекрасной профилактикой речевых нарушений.

Предлагаем вашему вниманию упражнения для детей 4-5 лет

«Лопата» — попросите ребенка вытащить язык и попытаться его расслабить. (10-15 сек.)

«Рулончик» — высунуть расслабленный язык, а его кончик прижать к нижним зубкам, а верхние должны в это время прижимать и придерживать язык. (15 сек.)

«Змейка» — острый язычок сначала высовывается, затем прячется обратно. (10-15 раз)

«Качельки» — тянуться высунутым язычком поочередно к носу, затем к подбородку. (10-15 раз)

«Игла» — высунуть и сильно напрячь язычок, чтоб был острым как иголка. (10 сек.)

Занимайтесь гимнастикой с ребенком в игровой форме, когда он в хорошем настроении и ему это нравится. Заинтересуйте малыша картинками или посадите его перед зеркалом, чтоб он мог следить за собой во время упражнений. И всегда помните, что если у ребенка что-то не получается, нужно отнестись к нему с пониманием и терпением. И ваши труды будут вознаграждены.

femme-today.info


Смотрите также