Восстановление речи и памяти после инсульта в домашних условиях. Упражнения для речи после инсульта


Восстановление речи после инсульта: методы и советы

Методы восстановления речи больного после инсульта

Инсульт является тяжелой патологией, которая приводит к различным сбоям в деятельности организма человека. В их число входит и отклонения в восприятии и произношении речи, которые необходимо восстанавливать сразу же, как только состояние больного пришло в норму. Рассчитывать на то, что положительный результат будет заметен уже с первых занятий, не следует. Над речевым аппаратом приходится работать намного дольше, чем над двигательным. Как же происходит восстановление речи после инсульта?

Какие разновидности нарушений бывают

Виды инсульта

Геморрагический или ишемический инсульт приводят к тому, что у человека возникает потеря речи. Связывают это явление с тем, что патология поражает речевой центр, который находится в коре головного мозга.

Выделяют два вида таких расстройств:

  1. Афазия. Данная разновидность отличается тем, что происходит непосредственно нарушение речи, вследствие чего больной теряет способность говорить даже самые простые слова. При этом он не может распознавать речь, лишь только некоторые звуки и слова. В некоторых случаях человек вообще теряет способность понимать, какое значение имеет то или иное сказанное слово.
  2. Дизартрия. Также характеризуется потерей речи при инсульте. Происходит нарушение произношения слов и звуков. Однако, в этом случае человек хорошо понимает, что говорят окружающие люди, но не может писать, читать, правильное произношение слов вызывает сильное затруднение.

Данное явление вызывается тем, что мышечные ткани, которые ответственны за речевую деятельность, не функционируют так, как это необходимо. Нарушается артикуляция, в результате  поражений некоторых областей головного мозга.

Как бороться с речевыми расстройствами

Прием у логопеда после инсульта

Хороший логопед после инсульта поможет речи восстановиться в как можно более кратчайшие сроки. Только грамотный специалист знает, как правильно работать с больным. Перед тем как назначить лечение, врач изучает результаты, полученные в ходе различных обследований пациента. Согласно медицинской статистике люди с поражением левой стороны тела намного быстрее поддаются коррекции.

Это связано с тем, что мышечные ткани мозга, которые отвечают за речевую функцию и находятся в левом полушарии, не подвергаются влиянию патологии. Ведь поражение развивается зеркально относительно головного мозга. Как раз таки, если парализовало правую сторону тела, то страдает левое полушарие, в результате чего происходит нарушение речевой деятельности. В этом случае прогноз менее благоприятный.

Восстанавливается ли речь после перенесенного заболевания полностью? Привести в норму эту функцию возможно. Период ее восстановления зависит от того, насколько сильно поражены ткани мозга, и где именно располагается источник кровотечения. Логопед после инсульта приступает к терапии тогда, когда человек приходит в сознание. Чем раньше начать процесс реабилитации, тем благоприятнее прогноз.

Для восстановления речи после инсульта может понадобиться меньше времени, если начать делать логопедические упражнения уже спустя 1-3 недели после перенесенной патологии. Также вместе с этим пациенту назначают прием лекарственных препаратов, которые помогают улучшить речевую деятельность.

Восстановление речи после инсульта

Всех очень сильно волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. В настоящее время большое количество специалистов работают в данной сфере, поэтому существует несколько способов, как вернуть способность к произношению и распознаванию речи.

Лечение афазии после инсульта осуществляется с помощью таких способов, как:

  1. Логопедическая методика. Логопед после инсульта проводит с пациентом различные занятия, в которые входит логопедическая и артикуляционная гимнастика. В процессе лечения врач применяет методику мелодической интонации, которая помогает активизировать работу правого полушария мозга. Современные методики позволяют использовать совместно инновационные технологии и средства фармацевтики, благодаря чему достигается положительный результат намного быстрее.
  2. Оперативное вмешательство. Данный способ осуществляется для того, чтобы восстановить деятельность речевых зон. С помощью операции циркуляция крови в головном мозге приходит в норму, нервные клетки стабилизируются и снова начинают функционировать в полном объеме.
  3. Физиотерапия. Данные процедуры проводятся в основном для такой разновидности заболевания, как моторная афазия. Однако, в настоящее время они еще не пользуются большой популярностью. Также для восстановления речи после инсульта применяется иглорефлексия, которая позволяет скорректировать произношение и стабилизировать деятельность речевого аппарата.

Для того чтобы провести лечение дизартрии, логопед после инсульта должен осуществлять регулярное обучение человека произношению слова. С этой целью проводится гимнастика после инсульта, с помощью которой больной может вспомнить, как работают челюсть и ротовая полость в процессе разговора.

Логопед разрабатывает комплекс упражнений для того, чтобы провести терапию речевого аппарата. Вместе с этим пациенту назначаются медицинские средства, которые способствуют улучшению речи, а также предотвращают развитие осложнений и нормализуют кровообращение в головном мозге.

Гимнастика после инсульта включает в себя комплекс следующих упражнений:

  • Сделать губы трубочкой, затем расслабить. Так повторять несколько раз. Процесс одного повторения этого упражнения занимает 5 секунд, а 2 секунды отводится на отдых.
  • Нижнюю губу захватить зубами, немножко ее прикусить, затем отпустить и расслабить губы. Тоже самое сделать и с верхней губой. Также выполняется по 5 секунд.
  • Высунуть язык, продержав его 3 секунды, потом потянуть за ним шею и расслабиться.
  • Облизывать губы, несколько раз проводя языком то по часовой, то против часовой стрелки.
  • Высунуть язык, задержав его на 3 секунды, затем свернуть его в виде трубочки и расслабиться. Отдохнуть 3 секунды и повторить упражнение.
  • Напрячь язык, дотянуться кончиком до неба, потом расслабиться.
Логопедическая гимнастика

Детские логопедические упражнения также могут быть очень эффективны.

Гимнастика после инсульта включает в себя также пение. Необходимо напевать больному песни, которые он любит, чтобы он пытался подпевать. Тем самым пациент сможет повторять некоторые слова, которые содержаться в песне.

Также достаточно эффективным методом является применение скороговорок, которые нужно проговаривать совместно с человеком. Они помогают речевому аппарату быстрее реабилитироваться.

Логопед после инсульта проводит работу не только по восстановлению функции речи, которая была утрачена. Вследствие кровотечения происходит нарушение деятельности мышечных тканей. Часто бывает, что у человека немеет язык, а также занимает неправильное положение в ротовой полости, из-за чего произношение звуков становится невозможным.

Поэтому гимнастика после инсульта необходима, чтобы помочь стимулировать работу речевых зон. Также логопед после инсульта может назначить специальный массаж, систематическое проведение которого позволит пациенту быстрее реабилитироваться.

Можно ли помочь народными средствами

Восстановление речевой функции после инсульта в домашних условиях может проводиться с помощью средств народной медицины. Но перед этим необходимо обязательно проконсультироваться с врачом. Самостоятельное лечение чревато неблагоприятными последствиями, с которыми потом очень сложно справиться.

Помимо того, что родственниками должна осуществляться гимнастика после инсульта, разрешается использовать рецепты нетрадиционной медицины, которые помогут ускорить процесс выздоровления.

Так, люди на протяжении многих лет применяли следующие рецепты народной медицины, чтобы вернуть речь после перенесенной болезни:

  • Мумие. Такое средство способствует быстрой реабилитации. Принимать его нужно примерно 14 дней по 1,5 – 2 мг перед сном. Необходимо провести несколько курсов, прерываясь на 5 дней.
  • Ванны с добавлением хвои. При долгом отсутствии улучшения деятельности речевого аппарата можно говорить о том, что у пациента имеется психоэмоциональные нарушения. Для того чтобы привести в норму эмоциональный фон применяют хвойные ванны для ног. В этом растении содержатся эфирные масла, которые производят расслабляющий эффект.
  • Отвар или спиртовая настойка, которые можно приготовить из шишек сосны, кедра или елки. Эти напитки позволяют укрепить ткани мозга, благоприятно воздействуют на организм в целом. Также из таких шишек можно сделать варенье, употреблять которое и вкусно, и полезно.

Рецепты нетрадиционной медицины имеют своей целью вернуть исходное функционирование тканей мозга. В комплексе с медицинскими препаратами, физиотерапевтическими процедурами, логопедическими упражнениями методы народной медицины оказывают положительный эффект и помогают организму быстрее восстановиться. Но рассчитывать только на эти средства не стоит, поэтому без рекомендаций специалиста никак не обойтись.

Рекомендации для родственников

Уход за больным дома

Люди, которые перенесли такую страшную патологию, чаще всего находятся в эмоционально угнетенном состоянии. Из-за этого с ними довольно трудно работать. Ведь страшно даже представить ситуацию, когда пациент приходит в сознание и с ужасом понимает, что потерял способность говорить и понимать других людей.

Поэтому логопед после инсульта не должен сразу же навязываться со своими упражнениями. Должно пройти некоторое время, в течение которого человек будет проходить курс реабилитации всего организма.

Специалисты рекомендуют родственникам больного следующее:

  • Ни в коем случае нельзя обращаться с пациентом так, как будто он обречен на то, чтобы стать неполноценным человеком. Необходимо общаться с ним спокойно, проявляя особую внимательность. Нужно постараться убедить его, что терапия и гимнастика после инсульта обязательно дадут положительный результат, поэтому нельзя от них отказываться.
  • Необходимо следить за тем, чтобы все навещающие люди дарили исключительно добрые эмоции.
  • В процессе лечения не стоит забывать про музыку, она должна быть тихой и обязательно нравиться человеку. Никакого лишнего шума быть не должно, так это может только раздражать и утомлять больного.

Как восстановить речь после инсульта? Этим вопросом задаются все родственники человека, который перенес эту болезнь. Главное помнить, что это требует множества усилий и терпения. Гимнастика после инсульта занимает важное место в период реабилитации больного.

Упражнения для восстановления деятельности речевых зон проводит логопед, также это возможно делать в домашних условиях. При проведении терапии человек должен чувствовать, что его состояние небезразлично для окружающих, что его все любят и готовы сделать все, лишь бы он быстрее выздоровел.

 

vseorechi.ru

степень поражения, упражнения, сроки восстановления

Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?

Причины афазии

Афазия при  инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию — повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).

 

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Виды афазии

  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения. При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.

Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха — комплексный подход.

Типы терапии

В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.

Медикаментозное лечение

Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:

  • Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
  • Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
  • Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
  • Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.

При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:

  • Актовегин.
  • Мексидол.
  • Цераксон.
  • Глиатилин.

Несколько оригинальный, но действенный медикаментозный ответ на вопрос, «как восстановить речь после инсульта» заключается в применении стволовых клеток. Благодаря этим бессмертным и универсальным цитологическим единицам происходит быстрая замена отмерших нейронов. Для целей лечения врачи берут биоматериал пациента, выращивают его до необходимого числа, затем вводят с интервалом в два месяца. Как показывает практика, этот метод имеет право на жизнь и отличается эффективностью.

Помощь логопеда

Как еще после инсульта восстановить речь? Посредством посещения логопедического кабинета. Логопед после инсульта — один из главных врачей и помощников больного.

Зачастую пациентам приходится заново учиться говорить, проходя весь путь сначала. Услуги логопеда для взрослых после инсульта стоят недешево, потому лучшим решением станет посещение врача при стационаре.

После инсульта можно восстанавливаться и в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации без помощи профессионала не обойтись.

К каким методам прибегает доктор:

  • На первой стадии специалист знакомится с больным, устанавливает контакт и проводит первичную диагностику: оценивает силу голоса, тембр, тяжесть поражения, способность понимать обращенную речь.
  • Далее занятия с логопедом проводятся по нарастающей сложности. Материал для занятий подбирается, исходя из тяжести патологии.
  • В самом начале проводится работа над произношением отдельных слов, затем над пониманием их в контексте сложных семантических конструкций.
  • Типичный пример задачи: логопед начинает фразу и предлагает больному ее закончить.
  • В качестве методики в ходе логопедических занятий может быть предложена любимая песня больного. Пациенту предлагается вспомнить и произнести слова, подпевать. Большую роль в данном случае играет положительная мотивация.
  • Больному предлагается рисовать картинки по представленной теме.

Длительность первых занятий не превышает 10-15 минут. Спустя месяц-два добавляют еще 15 минут и доводят длительность до получаса.

Примерный комплекс упражнений

Логопедические упражнения «завязаны» на постоянных тренировках. По окончании острого периода и по согласованию с логопедом пациент может выполнять комплексы лечебной гимнастки на дому.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  • Губы напрячь и вытянуть вперед, образуя трубочку и, как бы желая произнести звук «У». Повторить 5-10 раз. Тренирует мимическую мускулатуру.
  • Слегка прикусить нижними зубами верхнюю губу. Затем проделать то же самое, прикусывая верхними зубами нижнюю губу.
  • По счету «один» опустить голову, прижимая подбородок к груди. По счету «два» вернуться в первоначальную позицию.
  • Язык высунуть. Свернуть в трубочку.
  • Высунуть язык вперед настолько, насколько позволяет его длина. Теперь постараться достать сначала до подбородка, а затем до носа.
  • Вытянуть шею насколько, насколько позволяет позвоночник, высунуть язык на максимальную амплитуду. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
  • Выполнить предыдущее упражнение. На пике произнести шипящий звук.
  • Совершить цокающие движения языком.
  • Высунуть язык. Теперь нужно облизывать губы движениями по кругу.
  • Загнуть язык назад, желая облизать мягкое небо.
  • Выполнить круговые движения языком, не открывая рот.
  • Громко чмокать, как бы посылая поцелуи в воздух.
  • Улыбнуться, максимально «растягивая» улыбку.

Позднее следует стараться произносить отдельные слова и скороговорки.

Как можно вернуть речь, выполняя указанные упражнения? Систематические занятия восстанавливают стереотипные, автоматические движения и улучшают питание пораженных нервов и мышц.

Правила выполнения упражнений:

  • Торопиться не следует.
  • Не стоит форсировать темпы занятий.
  • При первых признаках усталости следует взять небольшую передышку.

Другие методы

  • Иглотерапия. Лечение показано при моторной афазии.
  • Физиотерапия. Подобный метод лечения также эффективен только при моторной афазии.
  • Хирургическое лечение. Применяется в исключительных случаях.

Длительность реабилитации

Сколько в среднем длится афазия? Все зависит от восстановительных способностей организма больного и сроков оказания первой помощи. Если не брать в расчет тотальную афазию, острый период длится от 3 месяцев до полугода и больше. В дальнейшем наступает постепенное улучшение речевой функции и памяти.

До стабильного состояния пациент «добирается» в течение 2-3 лет.

Как восстановить речь после ишемического инсульта?

Это сложный вопрос, требующий комплексного ответа со стороны пациента и его врачей. Судьба пострадавшего решается в первые 72 часа, именно в этот период показано оказание помощи и в тот же момент определяется, насколько тяжелой будет афазия.

В деле терапии большое значение имеет упорство человека и психологическая поддержка со стороны близких.

В системе названные психологические и физиологические факторы помогут быстрее восстановить речевую функцию.

insultinform.ru

Восстановление речи после инсульта: методы и упражнения

Восстановление речи после инсульта — процесс, который нужно начинать сразу же после того, как состояние после инсульта стабилизировалось. Нужно быть готовым к тому, что он займет больше времени, чем восстановление двигательных функций. Все может затянуться до шести лет, хотя даже после такого промежутка времени речь может возобновиться не полностью. Больного нужно заверить в том, что успешность лечения в первую очередь зависит от его собственных усилий.

головной мозг

За улучшением речевых функций должен следить врач логопед. Он может назначить как медикаментозное лечение, так и логопедические упражнения. Если пытаться лечить больного самостоятельно, можно нанести большой вред, тогда шансы на выздоровление будут значительно снижены. Стоит отметить, что речевые расстройства бывают двух видов, каждый из которых требует отдельного лечения.

Формы расстройств

Вначале рассмотрим проявление каждой формы, а затем лечение, которое требуется в каждом виде.

  1. Афазия. Нарушается сам феномен речи как проявление высшей нервной деятельности. Пациент не способен распознать письменную или устную речь, однако он слышит звуки и слова. Это сенсорная афазия. Из-за того, что в нужных отделах неокортекса не формируется необходимый импульс, больной не может произнести слово. Это так называемая моторная афазия или речевая апраксия. Существует тотальная афазия, при которой человек не только не может говорить сам, но и не понимает, что ему говорят.
  2. Дизартрия. Это дефект в произношении слов и звуков. Человек отлично понимает, что ему говорят, может писать и читать, однако говорить, не способен, так как работа мышц, которые ответственны за произношение звуков, нарушена. Это также называется нарушением артикуляции, при которой поражаются отделы подкорковых структур и лобных долей.

Мозг

Теперь самое время обсудить, какие методы лечения применяются в каждом виде.

Лечение афазии и дизартрии

На сегодняшний день существует немало способов лечения афазии.

  • Логопедический метод. В этом случае речь, чтение и письмо восстанавливаются тренировками и закреплением лингвистических навыков. Также применяется мелодическая интонационная терапия, которая направлена на то, чтобы активировать функции правого полушария мозга. Восстанавливать когнитивные функции и речь можно с помощью компьютерной техники. Логопедический метод приносит наибольшую пользу при взаимодействии с фармакологическими методами, которые направлены на то, чтобы привести в нормальное состояние поврежденное полушарие. Хотя при тяжелой афазии еще применяются другие методы.

Компьютер может помочь в лечении афазии

  • Хирургический способ. Это операция ЭИКМА — экстра-интракраниальный микроаноастомоз, применяемая для реваскуляризации речевых зон, которые пострадали. Такой способ помогает улучшить кровоснабжение поврежденного мозга, а также оптимизировать функциональное состояние нервной ткани. Применяется он в тех случаях, когда другие методы неэффективны или же по жизненным показаниям.
  • Физиотерапия, включающая электростимуляцию речевой мускулатуры. Она эффективная при моторной афазии, однако метод еще не получил широкого распространения.
Электростимуляция речевых точекЭлектростимуляция помогает речевой мускулатуре
  • Иглорефлексотерапия. Она применяется для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Применяется этот способ также при моторной афазии, однако его эффективность полностью не доказана.
  • Функциональное биоуправление, включающее визуальный контроль деятельности речевой мускулатуры. Однако данные метод неэффективен для пациентов с расстройством понимания. Данное биоуправление направлено на улучшение звена речевой функции. Область применения не широкая.

При лечении дизартрии важно научить больного произносить слова. Чтобы это сделать, нужно обучить его навыкам нижней челюсти и ротовой полости. Стратегия терапии включает в себя следующие методы:

  1. регулярное выполнение упражнений для языка; например, можно высовывать расслабленный и напряженный язык, упираться им в зубы, делать круговые движения, упражнения для губ, мимических мышц и нижней челюсти;
  2. логопедическая коррекция; проходит под присмотром врача, которые может назначить упражнения для восстановления функции глотания;
  3. медикаментозная терапия, которая направлена на профилактику осложнений, а также на улучшение кровоснабжения мозга.

Специальные упражнения

Как восстановить речь после инсульта? Мы обсудили основные принципы выше. Однако отдельно стоит упомянуть о конкретных упражнениях, которые помогут улучшить речь после ишемического инсульта.

  1. Губы нужно вытягивать трубочкой и возвращать в исходное положение. Продолжительность вытягивания и отдыха примерно по пять секунд.Упражнение по восстановлению речи
  2. Верхними зубами нужно с напряжением захватить нижнюю губу, потом отпустить. Продолжительность захвата и отдыха также по пять секунд. Эта же система применяется к нижним зубам, которые захватывают верхнюю губу.
  3. Язык нужно максимально высунуть, а вместе с этим медленно вытягивать шею на три секунды, потом 3 секунды отдыха.
  4. Облизывание губ: сначала верхнюю справа налево, затем слева направо, далее то же самое нужно проделать с нижней губой. Также нужно облизывать губы по кругу.
  5. Язык сложить трубочкой, вытянуть его на три секунды, затем передышка.
  6. Поднять вверх кончик языка и дотронуться им неба.
  7. Пение песен (пусть больной человек произносит окончания предложений или слов в песне).
  8. Проговаривание скороговорок.

Главное в процессе восстановления речи — усилия и терпение. Эти качества нужны как самому человеку, перенесшему инсульт, так и его родным и близким людям. Также важно сохранять положительный настрой, чтобы человек не чувствовал себя обузой. Речь может восстановиться и она обязательно возвратиться в прежний режим, если делать все правильно, с терпением и в хорошем настроении!

cardio-life.ru

Восстановление речи и памяти после инсульта в домашних условиях

Инсульт, широко распространенное в наше время заболевание, является серьезным недугом, последствием которого может быть нарушение речевой функции. В этом случае играют большую роль мероприятия, направленные на восстановление речи после инсульта в домашних условиях.

Причины нарушений речи и памяти

Инсульт развивается в результате нарушений кровообращения в головном мозге. Этот орган состоит из двух полушарий. Правое полушарие отвечает за эмоциональную сферу жизни и регулирует работу органов, находящихся слева. Левое – несет ответственность за аналитическое мышление и функционирование правой части организма.При инсульте кровяной сгусток, образовавшийся в кровеносной системе, закупоривает кровоток в мозговой артерии, в результате недостатка питания нарушается мыслительная деятельность человека, что приводит к провалам в памяти и расстройству речевой функции.

Факторы, способствующие возникновению инсульта:

  • Атеросклероз;
  • Сахарный диабет;
  • Сосудистая дистония;
  • Сердечные заболевания;
  • Гипертония;
  • Увлечение алкоголем и курением;
  • Ожирение;
  • Ведение малоподвижного образа жизни.

Очень важно вовремя распознать начало инсульта и оказать немедленную медицинскую помощь.

Симптомами возникновения заболевания являются:

  • Внезапная сильная головная боль;
  • Тошнота;
  • Рвота;
  • Резкий скачок артериального давления;
  • Несогласованность движений;
  • Нарушения в мыслительном процессе, в речи и памяти.

При наступлении таких проявлений нужно сразу же уложить человека в кровать, дать ему препарат для снижения давления и вызвать бригаду скорой помощи.Следует учесть, что, чем раньше оказать необходимое лечение, тем легче в дальнейшем будет справиться с такими последствиями инсульта, как нарушение речи и памяти.

Как происходит восстановление речи

Афазия или расстройство речевой деятельности является одной из тяжелейших проблем после перенесенного инсульта. При афазии человек не имеет возможности выразить словесно свои мысли, нарушается коммуникативный процесс с окружающими его людьми, в итоге наступает изоляция, приводящая к депрессии. Для восстановления речи у больных после перенесенного инсульта разработана методика, состоящая из различных видов помощи таким пациентам.

Иногда восстановление речи после инсульта удается не полностью, но даже в этом случае к больному возвращаются коммуникативные навыки, позволяющие ему не быть в изоляции и участвовать в повседневной жизни.

Для проведения мероприятий по возвращению речевой функции необходимо не только участие медицинских работников, но также и родственников больного, которые смогут заниматься с ним в домашних условиях, что поможет ускорить процесс восстановления.

Как восстановить речь после инсульта? При лечении нарушений речевой функции необходимы:

  • Логопедические занятия;
  • Лекарственные препараты;
  • Выполнение больным специального комплекса упражнений;
  • Содержание больного в хороших условиях, забота и участие со стороны родственников.

Занятия с логопедом

На первом этапе восстановительной терапии больному, перенесшему инсульт и страдающему афазией, рекомендованы занятия с квалифицированным логопедом. Специалист помогает пациенту возобновить работу речевых центров головного мозга, возродить утраченные стереотипы, вспомнить реакцию на различные голосовые модуляции. Степень сложности логопедических упражнений зависит от состояния больного. Например, некоторые пациенты смогут просто называть предметы, а кто-то уже будет пытаться общаться.

В любом случае комплекс логопедических занятий следует начинать с близких для человека тем. Задачи нужно постепенно усложнять, не стоит увлекаться произнесением звуков и отдельных понятий. Необходимо вовлечение пациента в коммуникативный процесс с самого начала.

Продолжительность логопедических занятий на начальном этапе не должна быть более 15 минут. Через два месяца ее можно увеличить до получаса. Во время занятий в помещении нужно соблюдать полную тишину, чтобы не мешать человеку слышать логопеда и разговаривать с ним, не отвлекаясь на посторонние звуки и шумы.

Музыкотерапия

Этот вид лечения входит в логопедический комплекс. Основан он на том, что пациент слушает знакомые ему песни и подпевает. Вначале он произносит слова песен несвязно, затем навык речи начинает восстанавливаться. Такой вид терапии положительно влияет на общее эмоциональное состояние пациента.

Домашние мероприятия для восстановления речи после инсульта

Реабилитация больного обязательно должна продолжаться и в домашних условиях. Семья играет большую роль в восстановлении коммуникативных навыков у человека, перенесшего инсульт. Следует учесть, что занятия с больным дома можно начинать только после консультации с врачом.

Для наилучшего эффекта от домашних занятий и скорейшего восстановления речевых функций необходимо соблюдать ряд правил:

  1. После инсульта быстрее восстановить речь поможет постоянное общение, нужно стараться вовлекать его в разговоры, стимулировать его участие в жизни семьи, спрашивать совета. Пусть он еще не может полностью сформулировать фразу, но то, что он не изолирован от проблем и радостей родственников, дает ему стимул для дальнейшего восстановления.
  2. Даже если больной не хочет ничего делать для выздоровления, отказывается от занятий и не желает общаться, не следует отказываться от реабилитационных мероприятий. Родственники должны мягко, но настойчиво, не выдавая своего разочарования, продолжать разговаривать с ним, чтобы помочь восстановлению функции восприятия речи.
  3. При проведении реабилитационной домашней терапии нужно запастись терпением и выдержкой. Нельзя ни в коем случае проявлять агрессию по отношению к больному, который иногда может замыкаться в себе, отказываться от восстановительной работы и полностью отгородиться от окружающей действительности. Только мягкое и доброжелательное отношение поможет быстрому выздоровлению пациента.
  4. Для того, чтобы у больного было желание заниматься, необходимо дозировать нагрузку, понимая, что человек не может сразу начать говорить. Для восстановления связной речи нужно довольно длительное время, поэтому нельзя при занятиях показывать больному свое разочарование от того, что ему что-то не удается. Он может сразу же потерять оптимизм и замкнуться в себе.

Логопедические упражнения для выполнения в домашних условиях

Комплекс речевых упражнений для постинсультных больных на первый взгляд не представляет особой сложности, но следует учитывать, что на первых порах даже простое движение губами доставляет пациенту значительные трудности. Логопедами рекомендован следующий набор упражнений для восстановления функций речевого аппарата:

  1. В течение 5 секунд вытянуть губы вперед и затем вернуть в исходное положение.
  2. На 5 секунд с силой захватить верхними зубами нижнюю губу, потом на 5 секунд отпустить.
  3. Проделать предыдущее упражнение с применением нижних зубов и верхней губы.
  4. На 3 секунды вытянуть шею и показать язык, отдыхать 3 секунды.
  5. Облизывать губы, сначала верхнюю потом нижнюю движениями справа налево, затем слева направо.
  6. На 3 секунды высунуть сложенный трубочкой язык.
  7. Кончиком языка дотягиваться до неба.
  8. Хорошим упражнением для речевых мышц является также произнесение скороговорок.

Кроме упражнений для восстановления мышечной работы речевого аппарата, советуют применять также следующие приемы, которые помогут дополнить комплекс, рекомендованный логопедом:

  1. Необходимо стараться при общении с больным говорить медленно и короткими фразами, так как человек, перенесший инсульт, с трудом воспринимает быструю и пространную речь.
  2. Если больной пытается что-то сказать, не стоит торопиться и пытаться закончить предложения вместо него. Нужно спокойно выслушать, не показывая своего нетерпения.
  3. Постараться не оставлять больного без внимания, привлекать его к любым видам деятельности – собирание пазлов, рисование, участие в настольных играх. Человек должен чувствовать, что он является частью семьи. В ходе игры нужно стимулировать его для поддержания разговора, даже если он еще не может полноценно формировать звуки.
  4. В повседневной жизни необходимо постоянное побуждение больного к участию в беседах. Пусть сначала это будут самые простые разговоры, отвечать на которые можно просто кивком. Все равно в данном случае восстанавливается коммуникационный процесс.
  5. В ходе ежедневных занятий нужно стимулировать восстановление памяти больного, давая ему простые задания на восприятие речи. Например, показывать и называть картинки с простыми предметами и действиями.
  6. При занятиях также не следует забывать о чтении и письме. Сначала это может быть простое размещение больным подписей к картинкам, выбор букв или цифр.

Восстановление речи после перенесенного инсульта – длительный процесс, иногда на реабилитацию уходят годы. Но следует иметь в виду, что афазия – это ни в коем случае не психическая болезнь, больной человек просто не может правильно выговорить звуки, поэтому, занимаясь с постинсультным пациентом, необходимо сохранять спокойствие, говорить мягко и негромко.

Восстановление памяти у постинсультного больного

Кроме упражнений и мероприятий по восстановлению функций речевого аппарата, необходимо также проводить реабилитационную терапию для нормализации процессов памяти. Нужно подчеркнуть, что восстановление памяти после инсульта проходит в течение длительного времени обязательно под наблюдением лечащего врача.

Для восстановления мозговой деятельности необходимо выполнять с больным следующее:

  1. Игры с пальцами. Читаются простые детские стихи, при этом больной загибает пальцы, хлопает в ладоши, сжимает ладони в кулаки, делает поглаживающие движения руками. Задача пациента – запомнить правильный порядок выполнения действий при определенных словах. Такое упражнение помогает повысить внимание и тренирует память. Очень хорошо, если пациент сам начинает произносить строки стишка. Это может быть всего одна фраза в день, тем не менее он ее запоминает, то есть происходит восстановление функций памяти.
  2. Стараться вспоминать вместе с больным о положительных моментах его жизни, вспоминать истории из его детства, радостные и смешные события юности.
  3. Игра в города. Проводится не торопясь, называется город, желательно хорошо известный больному, вместе с пациентом стоит вспомнить о приятных вещах, связанных с этим городом, и только потом попросить его назвать город на последнюю букву предыдущего.
  4. Читать с больным детские книги, напечатанные крупным шрифтом. Если пациент забыл алфавит, то стоит начать по новой обучение при помощи букваря.
  5. Обязательно нужно постоянно беседовать с больным, задавая ему простые вопросы о его увлечениях, о том, что ему интересно, чтобы побудить его к ведению диалога.
  6. Необходимо также развивать ассоциативное мышление больного, например, сопоставлять определенных людей или события с чертами, присущими только им. Это может быть одежда человека, запах духов, погода.

Никто не может сказать, что в большей степени будет способствовать восстановлению памяти. Поэтому нужно проделывать ежедневно эти действия и, возможно, даже незначительное воспоминание даст толчок к восстановлению в памяти забытых человеком навыков и событий.

Читайте так же:

neverdikt.ru

Восстановление речи после инсульта, упражнения для дома

Содержание статьи

Среди разрушительных последствий инсульта врачи особо выделяют нарушения речи, вплоть до полной ее потери, которые могут быть временными или хроническими. Пациент, лишенный возможности нормального общения, часто замыкается в себе, погружается в негативные мысли, становится подвержен депрессии.

Потеря интереса к жизни значительно усложняет и без того непростой процесс реабилитации. Поэтому восстановление речи после инсульта – одна из первостепенных задач.

Почему страдает речь

Причина, по которой перенесший инсульт человек полностью или частично теряет способность говорить, кроется в атрофии тканей, вызванной нарушением кровообращения в мозге. Такие осложнения неизбежны, если патологический процесс затрагивает речевые зоны, носящие имена ученых Брока и Вернике. Они отвечают также за восприятие и распознавание внешней информации.

Результатом их поражения является афазия. Так называется комплекс речевых расстройств, возникающих после инсульта:

  • при моторной афазии, когда страдает центр Брока, пациент совсем не может говорить, но при этом понимает речь окружающих;
  • акустико-гностическая афазия проявляется в неспособности к анализу и синтезу, нарушении фонематического слуха. Невозможность распознать звуки в словах приводит к тому, что пациент не понимает, что ему говорят. Родной язык воспринимается им как иностранный, никогда ранее не слышанный. Его высказывания лишаются смысла, представляя собой набор случайных понятий, но сам он не осознает этого. Такие осложнения вызывает поражение области Вернике;
  • признак афферентной моторной афазии – расстройства артикуляции. Пациенту тяжело говорить, потому что поиск позиции, которую должны принять органы речи для произнесения отдельного звука, затруднен;
  • при амнестико-семантической афазии страдает еще и память. Больной забывает слова, обозначающие предметы и явления, часто не понимает простейших грамматических конструкций;
  • динамическая афазия характеризуется трудностями в мысленном построении высказывания и его дальнейшем произнесении.

Продолжительность реабилитационного периода

У перенесшего инсульт человека афазия проходит несколько стадий. В первое время после приступа она носит тотальный характер. Пациент забывает все, что с ним было, не узнает близких, не понимает, когда к нему обращаются. Речь на этой стадии пропадает полностью. При условии своевременного лечения тотальная афазия после инсульта может смениться моторной дисфункцией.

реабилитация речи

Атрофические и некротические изменения в тканях мозга необратимы. Поэтому быстрой реабилитация после приступа не бывает. Здоровые участки мозга должны научиться выполнять несвойственные им ранее функции. Чтобы способность к общению у больного восстановилась, придется потратить немало сил. Наибольший эффект реабилитационные мероприятия приносят в первые 6 месяцев после приступа, поэтому начинать их врачи рекомендуют как можно раньше.

К факторам, определяющим, сколько продлится восстановительный период и удастся ли заново научить пациента говорить, относятся:

  • вид афазии;
  • локализация патологического процесса;
  • объем поражения;
  • скорость и правильность оказания первой помощи.

Лечение афазии после инсульта должно быть согласовано с врачом. Невролог и логопед подберут индивидуальный курс, основываясь на типе нарушений. Хотя даже точное выполнение их рекомендаций не гарантирует, что речь пациента будет восстанавливаться, бездействовать в этой ситуации нельзя.

При небольшом поражении реабилитационный период может занять около месяца. Для устранения афазии пациенту достаточно будет нескольких сеансов с логопедом и приема лекарственных препаратов. Их сочетают с лечебной физкультурой, которая призвана восстановить другие функции организма, пострадавшие от инсульта.

При поражении обширных участков мозга на реабилитацию может уйти от 4 месяцев до 2 лет. На протяжении всего этого времени пациенту придется упорно работать над восстановлением речи.

Основные мероприятия

Для решения такой сложной задачи, как восстановить речь после инсульта, используется комплексный подход, который задействует 3 стороны: врачей, пациента и его родственников. Он включает:

  • прием медикаментов;
  • посещение логопеда;
  • выполнение специальных упражнений;
  • правильный уход.

мероприятия для восстановления речи

Ускорить реабилитацию помогут дополнительные тренировки с больным после инсульта в домашних условиях. Чтобы выполнять рекомендованные врачом упражнения правильно, родственникам стоит посетить несколько сеансов вместе с пациентом.

Как работает логопед

Нарушение речи при инсульте корректирует логопед. Выбирая методы работы, он учитывает данные предварительного обследования. Пациенты, у которых после инсульта парализовало левую сторону, восстанавливаются легче и быстрее, чем больные, у которых пострадала правая часть тела.

Упражнения для каждого больного логопед подбирает индивидуально, чтобы нагрузка была ему по силам и соответствовала типу и степени афазии. Наращивают ее постепенно начиная с самых легких тренировок и усложняя их от занятия к занятию. На первом сеансе специалист ведет работу с пациентом, у которого пропала речь, на основе важного для него в эмоциональном или смысловом отношении материала, чтобы заинтересовать его.

работа с логопедом

Хороший результат дает музыкотерапия. Если перенесший инсульт больной, целью которого является восстановление речи, затрудняется составить собственное высказывание или закончить произнесенное логопедом предложение, можно использовать его любимые песни. После прослушивания пациенту предлагается спеть их.

Даже если в первый раз слова песни невозможно будет понять, при многократном повторении их произношение улучшится. Музыкотерапия приносит больным положительные эмоции и помогает развивать утраченные функции с удовольствием.

Длительность логопедических сеансов и перерывов между ними определяются индивидуально. Но есть и общие правила. На первые занятия отводят не больше 7-15 мин. Через 1,5-2 месяца продолжительность тренировок можно будет довести до 30-40 мин. Доказано, что способность к общению восстанавливается быстрее при раннем начале занятий (в течение 1-3 недель после приступа).

Говорят с пациентом спокойно, тихим голосом, комментируя каждое его действие. В процессе тренировок больной не должен слышать посторонних звуков. Радио, телевизор, громкие разговоры будут отвлекать и утомлять его.

Массаж

Результатом кровоизлияния может стать атрофия мышц. Часто после инсульта у пациентов немеет язык. В этом случае логопед регулярно проводит сеансы специального массажа. Стимуляция речевых зон позволяет вернуть язык в анатомически правильное положение. Если этого не сделать, больной просто не сможет выговаривать звуки.

Что можно делать дома

Родственники пациентов, перенесших инсульт, часто задаются вопросами, могут ли они помочь больному быстрее восстановить речь, и что делать для этого. Домашние занятия – важный элемент реабилитации. Но их нужно обязательно согласовывать с лечащим врачом.

Придется быть терпеливым и тщательно контролировать эмоции. Если больной почувствует разочарование близких, он может потерять веру в успех и отказаться от тренировок. Выполнять их лучше перед зеркалом несколько раз в день. Можно делать это в любой последовательности.

Восстановление речи после перенесенного инсульта в привычной для пациента обстановке предполагает регулярное выполнение комплекса, упражнения которого направлены на улучшение артикуляции:

  1. Сложить губы в трубочку. Через 5 сек принять исходное положение, отдохнуть 5 сек и повторить сначала. Всего 5-10 раз.
  2. С напряжением прихватить верхними зубами нижнюю губу. Удерживать позу 5 сек. Отдохнув 5 сек, повторить упражнение. Затем проделать то же самое с нижними зубами и верхней губой. Каждой челюстью нужно поработать 5-10 раз.
  3. Одновременно высунуть язык максимально далеко и вытянуть шею вперед. Задержавшись в таком положении на 3 сек, вернуться в исходное. Отдохнуть 3 сек и повторить. Выполнить 5-10 раз.
  4. Облизывать губы. Сначала верхнюю, двигаясь в направлении справа налево и в обратную сторону, затем нижнюю. Повторить 5-10 раз.
  5. Проводить языком по губам по кругу слева направо и справа налево.
  6. Высунув язык, пытаться прикоснуться им к носу, а затем к подбородку.
  7. Свернуть язык трубочкой и высунуть его. Продержавшись в таком положении 3 сек, отдохнуть столько же.
  8. Поднимать кончик языка и тянуться им к небу. Рот при этом закрыт.
  9. Закрыв рот и разомкнув зубы, проводить по ним языком со стороны губ по кругу.
  10. Цокать языком о небо, подражая звуку копыт бегущей лошади.
  11. Максимально далеко высунув язык, шипеть, как змея.
  12. Широко улыбнуться, показав все зубы. Повторить, не размыкая губ.
  13. Изображать воздушный поцелуй, громко чмокая при этом.
  14. Быстро проводить языком по верхней губе, проговаривая «бл-бл-бл…»
  15. С закрытым ртом упираться напряженным языком то в правую, то в левую щеку.
  16. Улыбнувшись и открыв рот, просунуть язык между зубами и поочередно тянуть его кончик за верхние и опускать за нижние.
  17. Исходное положение – такое же, как в предыдущем упражнении. Кончик языка перемещается между уголками губ.
  18. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот, поместить на нижнюю губу широкий язык.

упражнения для развития речи

В домашних условиях желательно повторять упражнения, которые используются логопедами для восстановления речи у пациентов после инсульта. К ним относится проговаривание:

  • скороговорок;
  • сложных слогов;
  • отрывков текста (с целью заучивания).

Но назначать их должен врач. Неправильно рассчитав нагрузку или выбрав слишком сложные логопедические упражнения, можно навредить больному, отбив у него желание продолжать тренироваться.

Львиная доля ответственности за выздоровление пациента после инсульта лежит на его родственниках. Им нужно постараться максимально вовлекать больного в общение, не оставляя его наедине с собой и не допуская его речевой изоляции. Желательно читать ему вслух. Эффективно использование речевых рядов, когда больному предлагается продолжить перечень предметов, объединенных общим признаком (одежда, животные и т. д.) или перечислить по порядку дни недели.

Народные рецепты

Сторонники нетрадиционной медицины высоко оценивают народные методы, применение которых в домашних условиях помогает вылечить нарушение речи после инсульта. Среди наиболее эффективных:

  • мумие. Принимают состав в дозировке 1,5-2 мг перед сном в течение 2 недель. Отдохнув 5 дней, курс начинают заново. Повторить его нужно 2-3 раза;
  • ножные ванны с хвоей. Они помогают избавиться от психоэмоциональных проблем, мешающих восстановлению речевой функции. Входящие в состав хвои эфирные масла обладают расслабляющим действием;
  • шишки хвойных деревьев (ели, сосны, кедра). Из них можно приготовить отвар, спиртовую настойку или варенье. Шишки оказывают общеукрепляющий эффект.

Прибегать к народным рецептам в лечении последствий инсульта можно, но только в составе комплекса восстановительных мероприятий. Используемые в них вещества способны вызвать аллергию и имеют немало противопоказаний, поэтому применять их рекомендуется по согласованию с врачом.

Лекарственные препараты

Занятия с логопедом и дома должны дополняться медикаментозными методами лечения. Называться препараты могут по-разному, но обычно врачи назначают:

  • нейропротекторы;
  • антикоагулянты;
  • антидепрессанты;
  • снотворные.

Прием лекарств из первых двух групп способствует восстановлению нарушенных функций мозга и растормаживанию речи. В реабилитационном периоде после инсульта больным необходима и психологическая помощь. Потеря речи зачастую кажется им необратимой, а лечение – бесперспективным. Роль антидепрессантов и препаратов, улучшающих сон, в выздоровлении пациента ясна по их названию.

Врач может также настаивать на личных беседах с больным и его родственниками. Их цель ­– настроить пациента на положительный результат, убедить в том, что инвалидности по речи можно избежать, если приложить усилия.

После выписки больного продолжает контролировать логопед. Без тщательного наблюдения на этапе восстановления не обойтись, ведь оно помогает своевременно выявить признаки повторного инсульта. Если речь больного внезапно замедлилась, проводится его госпитализация с дополнительным обследованием.

Инновационные методики

Устранить последствия инсульта помогает использование стволовых клеток. Их применение позволяет обновить и восстановить функции пострадавших от нарушенного кровообращения тканей. Суть методики – в замене погибших нейронов здоровыми нервными клетками.

Процедура включает 3 этапа:

  • выделение стволовых клеток из биоматериала больного;
  • их доведение до нужного объема;
  • введение готового материала. Проводят его внутривенно в 2 приема, интервал между которыми составляет 2 месяца.

методики для улучшения речи

Использование стволовых клеток связано с определенными сложностями, главная из них – высокая стоимость процедуры. Но в решении такой проблемы, как вернуть пациенту после инсульта способность нормально разговаривать, она позволяет добиться значительных результатов. Среди них:

  • восстановление целостности тканей головного мозга, его работоспособности в полном объеме,
  • улучшение защитных функций организма,
  • нормализация самочувствия,
  • повышение жизненного тонуса.

Дополнительные способы

В лечении афазии применяются также:

  • физиотерапевтические процедуры. Их предназначение – стимулировать речевую мускулатуру с помощью электрического тока. Помогают они при моторной афазии, но популярностью у врачей этот метод не пользуется;
  • иглорефлексотерапия. Она позволяет улучшить артикуляцию, если афазия моторная;
  • функциональное биоуправление. В его основе лежит визуальный контроль над работой речевой мускулатуры. Не подходит этот метод пациентам с нарушениями понимания;
  • хирургическое вмешательство. К нему прибегают в крайних случаях, когда остальные методы не дают результата. Операция возможна только при ишемическом инсульте. Во время нее нейрохирург соединяет здоровый сосуд мозга и речевую зону, избегая поврежденного участка. В результате ее кровообращение улучшается, но выраженный эффект операция приносит редко.

Залог успеха в лечении афазии – оптимистичный настрой больного, помощь близких и строгое следование врачебным рекомендациям. Выполнение этих условий позволяет надеяться на полное восстановление речи. Быстрого результата здесь не получить, важно не забывать об этом. К большой цели идут постепенно, набравшись терпения, и радуясь каждому маленькому достижению.

golovaum.ru

Восстановление речи после инсульта - как восстановить в домашних условиях после ишемического и геморрагического инсульта, упражнения

Перенесенный инсульт влечет за собой тяжелые последствия в виде нарушения речи, движений, зрения.

У одних пациентов речь восстанавливается в первые недели после перенесенного инсульта, у других речевые функции остаются затрудненными, у третьих речь значительно ограничена или может отсутствовать.

Длительность периода восстановления речи зависит от объема поражения ответственных мозговых структур.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
  • Здоровья Вам и Вашим близким!

Наиболее интенсивно процесс восстановления проходит в течение первого года после инсульта.

Благодаря специальным методикам, больным необязательно проходить стационарную реабилитацию, так как результат можно получить в домашних условиях.

Виды афазии

Для того чтобы определиться, как лечить возникнувшее расстройство речи, необходимо определить вид артикуляционного расстройства. Наиболее часто после инсульта возникают афазии и дизартрии.

Афазия – это частичная или полная утрата речи, которая развивается вследствие поражения артикуляционных центров коры головного мозга и их проводящих путей. Функции артикуляционных органов при этом не нарушены.

Тотальная афазия Возникает в первые дни после инсульта.Симптомы у больного:
  • полное отсутствие речи;
  • непонимание обращенной речи;
  • полная потеря памяти.
Моторная афазия Часто является продолжением тотальной афазии и возникает спустя несколько дней после инсульта. Этот вид афазии возникает в результате поражения центра Брока, или речедвигательного центра.Признаки:
  • больной узнает родственников;
  • воспринимает обращенную речь;
  • речь отсутствует или значительно затруднена: больной пытается выразиться звуками с яркой эмоциональной окраской, может произносить слоги, но затрудняется при объединении их в слова.
Сенсорная

Возникает в результате органического поражения центра Вернике, ответственного за звуковой анализ речи.

Основной признак сенсорной афазии – непонимание смысла слов в связи с нарушением распознавания звукового и слогового состава слова.

Семантическая При семантической афазии больные не понимают сложных речевых оборотов. При этом простые словосочетания и предложения остаются доступными для восприятия.
Амнестическая

Характеризуется сохранением спонтанной, диалогической и повторной речи. Больной испытывает трудности при произношении названий предметов. Такое нарушение обусловлено трудностью идентификации подходящего слова из словарного запаса.

Афазии после инсульта могут носить смешанный характер (сенсорно-моторная, моторно-амнестическая).

Дизартрия

Являет собой дефект произношения звуков и слов, который появляется вследствие нарушения иннервации артикуляционного аппарата.

Человек с дизартрией читает и пишет, отчетливо понимает обращенную речь, но не говорит.

Методы восстановления речи после инсульта

Современная медицина располагает множеством методик для работы с постинсультными речевыми расстройствами, начиная с логопедической роботы и заканчивая хирургическим вмешательством.

Работа с логопедом

Важным аспектом начала логопедической работы является психологическая поддержка, направленная на укрепление оптимистического настроя больного:

  • не следует высказываться о больном, как о неполноценном человеке или инвалиде;
  • в связи с повышенной эмоциональностью и восприимчивостью, безразличие и необдуманные слова могут навредить больному.

Ранняя логопедическая работа

Логопедические занятия лучше начинать на ранних стадиях нарушений речи, через 2 – 3 недели после их выявления. На начальном этапе логопедии осуществляется растормаживание артикуляционных функций на основе речевых стереотипов и исследуется реакция больного на слабые раздражители (тихий голос, шепот).

В зависимости от вида нарушения речи, нагрузка в процессе занятий подбирается индивидуально. Работа ведется в направлении от легких задач к трудным. При этом степень нагрузки повышается с каждым занятием.

Длительность первых логопедических занятий не должна превышать 10 – 15 минут. На этапе растормаживания речи используется материал, который обладает эмоциональной и смысловой значимостью для больного.

В процессе восстановления речи создаются условия, побуждающие больного вступить в диалог первым. Спустя 2 месяца регулярных занятий их длительность увеличивается до 30 минут.

При проведении занятий с больным афазией в помещении не должно быть посторонних звуков. Чрезмерный шум истощает, утомляет и оказывает нагрузку на слух.

Положительная динамика в развитии артикуляции наблюдается после включения в программу занятий элементов музыкотерапии. Предложение спеть или прослушать любимую песню используют в качестве альтернативы, если больной не может закончить предложение, начатое логопедом.

Кроме этого, использование музыкотерапии создает благоприятный фон для качественного выполнения больным поставленных задач и дружественную обстановку, располагающую к сотрудничеству.

В работе с людьми, страдающими сенсорной афазией используют наглядный материал. Больному показывают изображение, называют его и просят срисовать увиденное. Все действия сопровождаются комментариями специалиста.

Логопедическая работа на позднем этапе

Занятия с больным проводит врач логопед-афазиолог, обладающий специфическими методами коррекции артикуляционных нарушений. Обычная логопедическая робота на поздних этапах неуместна, так как спустя время после инсульта речевые нарушения становятся устойчивыми.

Можно ли заниматься с больным дома?

При самостоятельных занятиях с больным часто возникают трудности. Главной опасностью домашней работы является неразмеренная или слишком большая речевая нагрузка, которая способна разрушить оптимизм больного.

В процессе домашней коррекции, родственники часто форсируют события, желая услышать внятную восстановленную речь уже после нескольких занятий. При этом отсутствие моментального результата разочаровывает их, что выдают жесты и мимика.

В такой ситуации больной может почувствовать себя бессильным, потерять положительный настрой и отказаться от дальнейшей работы.

Поэтому занятия в домашних условиях осуществляться только с разрешения логопеда или по его рекомендации.

Восстановление речи с помощью стволовых клеток

Лечение стволовыми клетками рекомендуют начинать в первые дни после инсульта. Кроме восстановления артикуляции, клеточная терапия способна придать организму больного дополнительный резерв сил, желание выздоравливать и учиться говорить.

Трансплантация стволовых клеток осуществляется в амбулаторных условиях. Курс состоит из двух процедур с трехмесячным интервалом.На первом этапе происходит восстановление сосудов:

  • устранение ишемии;
  • удаление тромбов и бляшек;
  • нормализация толщины стенок сосудов;
  • повышение эластичности сосудов.

В местах закупорки или разрыва сосуда начинают формироваться новые коллатеральные пути.

Упражнения

Упражнения осуществляются в домашних условиях и направлены на вовлечение в процесс речи артикуляционных мышц.

На начальном этапе упражнения выполняют в один подход, каждые три дня увеличивая количество повторений. Максимальное количество повторений – 5 – 7. Упражнения следует выполнять 2 – 3 раза в день.Эти упражнения выполняются самостоятельно:

  • На 3 – 5 секунд вытянуть губы трубочкой.
  • На 3 – 5 секунд захватить зубами верхнюю губу, отдохнуть и проделать прием с нижней губой.
  • Потихоньку вытягивать шею вперед, одновременно высовывая язык в течение 3 секунд.
  • Поочередно облизать верхнюю и нижнюю губу слева направо, а затем наоборот.
  • Обвести языком обе губы по часовой стрелке, а затем в обратном направлении.
  • Вытянуть сложенный трубочкой язык на 3 секунды.
  • Подержать сложенный чашечкой язык на протяжении 3 секунд.
  • Не открывая рот достать кончиком языка до мягкого неба.
  • Закрыть губы и разомкнуть зубы. Провести языком между деснами и щеками, затем продвинуть язык вперед.

Следующие упражнения выполняют с помощником:

Человек начинает предложение, а больной заканчивает. К примеру «на улице идет до…» больной продолжает «ждь». Начинать необходимо с одного слога.

Помощник начинает тихонько петь, призывая больного присоединиться.

Отличный эффект дает использование скороговорок со звуками Л, В, Б, П.

Хирургический способ

К оперативному вмешательству прибегают в случае неэффективности других методик. Больным проводят операцию ЭИКМА с целью реваскуляризации пострадавших артикуляционных зон.

Этот метод позволяет улучшить мозговое кровообращение и наладить функции нервной ткани.

Иглорефлексо- и физиотерапия

Иглорефлексотерапия применяется для улучшения речевой функции и коррекции артикуляции. Этот способ показан при моторной афазии, однако, эффективность его полностью не доказана.

Из физиотерапевтических методов для коррекции речи используют электростимуляцию артикуляционной мускулатуры. Метод эффективен при моторной афазии, однако, широкого распространения не получил.

Функциональное биоуправление

Метод включает визуальный контроль над деятельностью артикуляционной мускулатуры. Функциональное управление не применяется относительно пациентов с расстройствами понимания.

Когда начинать реабилитацию

Реабилитация больного после инсульта – затяжной процесс, который может занять от 6 месяцев до 6 лет. Длительность восстановления напрямую зависит от времени начала работы.

Спустя 3 недели после инсульта в большинстве случаев уже можно определить форму расстройства речи. В это время логопед способен определить тактику коррекции и начать ранний восстановительный период.

Хорошие результаты отмечаются у больных, начавших коррекционную работу не позднее чем через 3 месяца после инсульта. Для достижения максимального эффекта занятия следует проводить не менее 3 часов в неделю.

Прогнозы при нарушении речи

Если реабилитация начата на раннем этапе, занятия проводит специалист, то восстановление речи может занять несколько месяцев.

В тяжелых случаях афазии или при начале реабилитации на поздних сроках восстановление артикуляционной функции может затянуться на несколько лет.

Что нужно знать?

Человеку после инсульта легче дается запоминание предметов, чем действий. При работе с больным нужно настойчиво спрашивать у него, на чем сидят, из чего пьют, чем едят, и просить указать на этот предмет.

Так как больной плохо различает звуки и слова, говорить с ним нужно один на один. Одновременный разговор нескольких человек не будет воспринят.

При сенсорной афазии больные плохо дифференцируют слова, близкие по звучанию.

Хорошим упражнением для них будут рисунки с похожими словами, гладя на которые больной сможет показать названный предмет.Когда больной начнет правильно произносить слова, следует побуждать его к самостоятельной работе. К примеру, вставить пропущенные буквы в предложение.

Людям с инсультом в анамнезе не рекомендуется смотреть телевизор и проводить за компьютером больше 2 часов в день. Передачи нужно подбирать, учитывая интересы человека. Также они должны иметь положительный окрас.

У больного моторной афазией восстановить понимание речи можно с помощью произношения слов. Чем быстрее человек начнет разговаривать, тем быстрее он сможет воспринимать обращенную речь.

Выбор методики

Одно и то же речевое расстройство может иметь разные проявления в зависимости от психологических особенностей больного. И наоборот.

При одинаковых симптомах, механизмы развития нарушения речи могут отличаться. Подбор методик коррекции – это задача специалиста. Не имея специального образования, разобраться в специфике нарушения речи сложно.

На раннем этапе реабилитации логопед пользуется приемами, эффективными для конкретной формы афазии. Они направлены на стимуляцию понимания речи, создание условий для растормаживания стереотипных видов речи, употребление слов, характеризующих действие.

В процессе последующей реабилитации используются методики стимулирования письма и речи.Восстановление речи после инсульта – сложная задача, требующая объединения усилий родственников и логопеда. Близким больного важно запастись терпением и пониманием, замечать и поощрять даже малейшие успехи.

nerv.hvatit-bolet.ru

Восстановление речи после инсульта: упражнения и лечение

Потеря равновесия

Наши читатели рекомендуют!

Новое средство для реабилитации и профилактики инсульта, которое обладает удивительно высокой эффективностью - Монастырский чай. Монастырский чай действительно помогает бороться с последствиями инсульта. Помимо всего прочего чай держит артериальное давление в норме.

Мнение врачей »

Реабилитация после инсульта включает работу над коммуникативными способностями человека. Различают несколько проблемы с восприятием и воспроизведением речи у больных с поражениями центральной нервной системы.

Восстановление речи после инсульта зависит от выявленных нарушений, к которым относятся:

  1. Отсутствие понимание или рецептивная афазия, к которой относится сенсомоторная афазия или неспособность речевого восприятия.
  2. Произношение отдельных слов, звуков, нарушение связности речь или экспрессивная афазия, в том числе речевая из-за поражения височных областей мозга и снижения слухоречевой памяти.
  3. Невозможность произнести правильно звуки и слова из-за слабости мышечного аппарата или дизартия.
  4. Нарушенная последовательность активации мышц, участвующих в артикуляции, или диспраксия.
  5. Проблемы с чтением или написанием слов — соответственно дислексия и дисграфия.

Многие пациенты сталкиваются с комплексом проблем, и наиболее часто афазия и дизартрии проявляются одновременно.

Речевая терапия

Головная боль

Наши читатели рекомендуют! Для реабилитации после инсульта наши читатели советуют Монастырский чай. Монастырский чай состоит исключительно из лекарственных трав, полностью натуральный продукт, не содержит химии. Улучшает процесс восстановления пораженных клеток в головном мозге, помогает восстановить функции речи и слуха у пострадавшего, предотвращает возникновение повторного инсульта. Мнение врачей... »

Речевая терапия после инсульта, помимо лекарства и физиотерапии, помогает людям с коммуникативными трудностями преодолеть ограничения или приспособиться к ним, создать условия для безопасного потребления пищи. Механизм глотания необходимо проверить на протяжении 24 часов после инсульта. Логопед обучает вжимать подбородок для улучшения осанки и работы мышц шеи, а также дает конкретные упражнения, такие как поднимание головы.

Восстановление речи после инсульта начинается с небольшого опроса, позволяющего выявить, как человек может выражать мысли, произносить звуки и слова. Первая встреча с реабилитологом предполагает разработку стратегии лечения. Логопед задает пациенту внезапные вопросы. Например, о последовательности надевания носков и обуви. Для оценки спонтанной речи больных просят описать окружающую обстановку, повторить фразы и скороговорки, пользоваться народными мотивами.

Рекомендуем!

Вредный ХОЛЕСТЕРИН оказывает пагубное влияние на работу сердечно-сосудистой системы, приводя к развитию опасных для жизни заболеваний. Узнайте дешёвый метод очистки крови от плохого холестерина!

Инсульт провоцирует новые проблемы: нарушается работа зрения и памяти, что отражается на способности читать и говорить. Упражнения терапии целиком зависят от специфических проблем:

  1. При нарушенном речевом восприятии (афазия) предполагается работа с распознаванием объектов: сопоставить картинку и слово, рассортировать изображения, найти слова с одинаковым или противоположным смыслом. Подобные техники помогают восстановить связь между написанием и произношением, улучшить способность к запоминанию с помощью ассоциативных связей, чего требует потеря памяти слов.
  2. Нарушение произношения включает не только чтение и разговорную терапию, а также просьбы назвать предметы на картинках, разделить слова по слогам, произнести в определенном ритме несколько раз. Логопед попросит произнести или написать первую букву каждого произносимого слова, назвать объект, которого касается рука пациента.
  3. При слабости ротовых мышц логопед дает специальные упражнения для их укрепления. Терапия включает обучение положениям тела, языка, губ во время произнесения звуков и слов.

Проблемы с дыханием

Зачастую речевые дисфункции касаются проблем с дыханием. Потому логопед дает упражнения по улучшению функции диафрагмы, учит правильно делать вдохи при произнесении фраз, планировать паузы для того, чтобы перевести дыхание, что косвенно способствует регенерации памяти.

Координация речи при диспраксии предполагает использование ритмов и мелодичности речи (скороговорки, частушки). Упражнения с произнесением фраз в определенном темпе или в пределах четверостиший восстанавливают речевые паттерны, улучшают артикуляцию.

Трудности с произношением отдельных слов устраняются путем развития способности следить за разговором. Логопед попросит найти разницу между отдельными словами, произнести их со сменой тембра и скорости, растягивая или ускоряя. Даются упражнения по построению фраз, предложений — от простых до сложных, если пациент не может выразить мысль.

Логопед обязательно пользуется дополнительными средствами коммуникации:

  • жестами;
  • письмом;
  • рисованием;
  • доской для рисования;
  • компьютерными программами (чаты, планшеты для графики).

Невербальные способы коммуникации важны для адаптации пациента к полноценному общению в домашних условиях и на работе.

Две формы нарушения речи

Наиболее часто в практике встречаются две формы нарушения:

  1. Афазия — признак дисфункции высшей нервной системы, которое проявляется невозможность распознавать написано и сказанное, но сохранением способности слышать звуки и отдельные слова. Моторная афазия из-за патологии неокортекса нарушает способность составлять из звуков слова. Тотальная афазия затрагивает возможность говорить и понимать сказанное, в том числе из-за потери словесной памяти.
  2. Дизартрия — нарушенная работа мышц, участвующих в формировании звуков. Лобные и подкорковые структуры мозга отвечают за артикуляцию.

Восстановление речи при афазии

Как восстановить речь после инсульта при афазии? В первую очередь пациенту прописываются ноотропные препараты. Если выявлена моторная афазия, логопед выбирает упражнения с укреплением соответствующих мышц, развития лингвистических навыков. Терапия направлена на активацию правого полушария мозга для укрепления памяти с помощью мелодически и интонационных техник. Препараты помогают быстрее восстановить функций мозга. Компьютерные технологии содействуют улучшению когнитивного здоровья и памяти.

Серьезные поражения мозга требуют хирургического вмешательства. Экстра-интракраниальный микроанастомоз восстанавливает кровоснабжение речевых областей мозга, улучшает состояние нейронов у больных после инсульта, когда препараты бессильны.

Восстановление речи при дизартрии

Коррекция дизартрии

Как восстановить речь после инсульта при дизартрии? Дизартрия или неспособность управлять мышцами требует воздействия на мышечные волокна для развития речевого рефлекса. Физиотерапевтические методы применяются ограниченно, но показали эффективность за рубежом:

  1. Иглотерапией через биоактивные точки стимулируется работа нервной системы, управляющей конкретными мышцами. Лечение народными восточными средствами — это работа с нейрососудистыми рефлексами и меридианами.
  2. Биоуправление — метод, предполагающий визуальный контроль работы речевых мышц. Упражнения подходят людям без сенсорной афазии.

Движение нижней челюсти, языка и губ восстанавливаются с помощью регулярных упражнений. Помимо корректировки артикуляции, логопед дополнительно обучает правильному глотанию. Медикаментозные препараты помогают улучшить кровоснабжение мозга, чем способствуют регенерации функций речевого аппарата.

Специальные упражнения в домашних условиях: работа языком (касание челюсти, внутренней поверхности щек, нижнего и верхнего неба, вытягивание трубочкой), зажимание губ зубами, облизывание губ в различных направлениях. Восстановлению речи содействуют присказки и скороговорки. Лечение народными средствами возможно только после консультации врача, так как любые растительные вещества являются ядами в той или иной мере и могут привести к интоксикации

Похожие статьи:

insultovnet.ru


Смотрите также