Упражнения для развития речевого аппарата. Упражнения для развития речевого аппарата 1 класс


Упражнения для развития речевого аппарата.

Упражнения для развития речевого аппарата.

Дыхательная гимнастика (выполняется стоя и сидя).

  1. И.п. – встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч.

  2. С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь. Задержать это положение на 1-2 секунды.

  3. Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.

  4. Повторить 2-3 раза стоя и сидя. В исходном положении (сидя) плечи и руки опущены вниз.

Упражнение «Свеча 1».

Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи (желательно использовать полоску бумаги и дуть на нее так, чтобы она сразу опустилась вниз).

Упражнение «Свеча 2».

Принять и.п. Глубоко вздохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и ровно, чтобы «пламя» приняло горизонтальное положение, и удерживать его в этом положении до конца выдоха (желательно использовать полоску бумаги).

Упражнение «Свеча 3».

Принять и.п. Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух через рот двумя порциями:

1 – короткий, чтобы воображаемое пламя свечи приняло горизонтальное положение, но не погасло.

2 – длинный, чтобы загасить свечу. Следить за тем, чтобы дети дне добирали воздух в процессе выдоха. (использовать полоску бумаги).

«Именинный пирог».

Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге.

«Ароматный цветок».

Представьте, что вы нюхаете цветок. Сделать медленно глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На вдохе произнести фразу: «Какой ароматный цветок».

«Зимний ненастный вечер».

Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе произносить звук У с последующим усилением и ослаблением звука.

«Спущенная шина».

Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом. На выдохе усиливаем, а затем плотно ослабляем звук С, имитируя звук проколотой шины велосипеда.

«Пятерочка».

При сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.

«Воздушный шар»

Полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить легкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос.

«Злая собака».

Сделать вдох через нос. На одном выдохе сначала усилить, а затем ослабить звук:р-р-р… .

«Ветер»

Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе усиливать т осладлять звук: в-в-в.. .

«Самовар»

Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести в несколько приемов, имитируя звук пыхтящего самовара «пых» - «пых» - «пых» …

«Коровка»

Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести через рот со звуком, имитирующим мычание коровы му-у-у-у.

«Писк комара»

И.п. «стоя». Руки вытянуты перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести руки до отказа в стороны, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Дальше соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з». на выдохе со звуком «з-з-з-« седленно

соединить руки, чтобы убить воображаемого комара.

«33 Егорки»

Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку : Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки.

Вновь сделать глубокий вдох и продолжить: Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. Д пока хватит набранного воздуха. Следить за тем, чтобы дети не добирали воздуха.

«Рубка дров»

И.п. «стоя». Пальцы рук сцеплены в замок. На вдохе поднимаем руки вверх над головой, на выдохе наклоняемся вперед и опускаем руки, имитируя рубку дров.

«Озябшие ручки».

И.п. «сидя». Пальцы одной руки сжать в кулачок. Ладонью другой руки обхватить кулачок и поднести к губам. Сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца.

«Раздуть угасающий костер»

И.п. «сидя». Сделать глубокий вдох через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щеки.

«Пузырь».

И.п. «стоя2 руки опущены вниз. По сигналу учителя дети делают вдох носом в несколько приемов, до положения «руки в стороны». После слов «пузырь лопнул» дети выдыхают воздух в один прием со звуком Ш.

«Слоники»

Вытянуть губы хоботком при сжатых челюстях. В этом положении вянуть воздух. При выдохе пропустить воздух через сжатые зубы, имитируя выпускание воды.

Артикуляционная разминка.

«Рыбка»

И.п. – губы сомкнуты. Втягиваем щеки внутрь. Фиксируем это положение и возвращаемся в исходное положение.

Упражнение «Губы».

  1. плотно сжав губы, вытягиваем их вперед, фиксируя это положение.

  2. не разжимая губ, растягиваем их в улыбке.

  1. Повторить упражнение 2-3 раза.

«Ковшик»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые спинки языка опущены, прогибаются книзу. В таком положении удержать язык под счет от1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была не подвижна.

  1. Плотно сжав губы, вытягиваем их вперед, фиксируя это положение.

  2. Н6е разжимая губ, растягиваем их в улыбке.

  3. Повторить упражнение 2-3 раза.

Упражнение «Щечки».

И.п. «сидя». Поочередно надувая каждую щеку, перемещая поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполняем воздухом обе щеки. Занять и. п. Повторить 5- 7 раз.

Упражнение «Хомячок».

Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

Работа над артикуляцией и орфоэпическим произношением.

Хоровое чтение с выделением звука о:

Не по траве, а около, катилось О и окало.

О охало, О окало, не по траве, а около.

Упражнение «Конфета».

Закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую.

«Маятник».

Губы сомкнуть. Перемещаем язык по верхнему ряду зубов слева на право и обратно. Те же движения выполнить по нижнему ряду зубов.

«Зубная щетка».

Рот открыт. Чистим языком, как щеткой верхние зубы, сверху вниз с внутренней стороны, нижние зубки – снизу вверх с внутренней стороны.

«Сластена».

Облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо. Затем нижней губой накрыть верхнюю и облизать ее. Такие движения сделать верхней губой.

«Трубочка».

Рот открыт. Кончик языка упирается в небо, как можно ближе к корню. Двигаем язык к передним зубам так, чтобы кончик языка остался на небе, упираясь в него Образуем языком трубочку.

«Лошадка» (цоканье языком).

Щелчок – пауза, щелчок – пауза и т. д.

«Верблюд»

Выполняя круговые вращательные движения нижней челюстью с закрытым ртом, имитируя пережевыва7ние пищи верблюдом.

«Оскал».

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Вытягиваем губы «рупором» при сомкнутых зубах. Верхние и нижние резцы видны.

За-зо-зу- мы поймали стрекозу.

Зи-зе-за- приближается гроза.

Зо-за-зы- убегаем от грозы.

«Заведем моторчик»

Губы сомкнуты и расслаблены. На вдохе выполнить вибрацию губ со звуком: «бр-р-р», имитирующим работающий двигатель.

«Часики»- 1.

Рот открыт. Перемещаем язык из одного угла рта к другому и наоборот.

«Жало»

Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык максимально и удержать его так несколько секунд. Мышцы языка напряжены.

«Присоска»

Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье). Подобное всасывание нижней губы под верхнюю.

«Птенчик»

Поочередно открывать и закрывать рот. В открытом положении рот должен принимать форму открытого клювика птенца.

«Каретка»

Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим.

«Лопаточка» рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. Следить, чтоы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Работа над дикцией.

  1. И.п. – «сидя». Сделать вдох.

  2. На выдохе повторить за учителем, соблюдая интонацию: повествовательную, вопросительную, восклицательную.

  3. Произнести звуки с постановкой логического ударения.

  4. пропеть гласный звук, используя музыкальный ряд.

  5. Скороговорка.

  1. Сделать вдох.

  2. Произнести на выдохе звук. 1, 2, 3 – строчка кратко, 4 – нараспев.

  3. пропеть звук, используя музыкальный ряд.

  4. Скороговорка. Петр пень пилил пилой.

Работа над произношением скороговорки «Проворонила ворона вороненка».

Ро-ры-ра – у мышонка есть нора.

Ри-ру ры – подарили мне шары

Ра-ро-ри на ветках снегири.

Скороговорки:

Мила мыла Мишку мылом, Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла

infourok.ru

Упражнения для развития речевого аппарата.

Упражнения для развития речевого аппарата

Дыхательная гимнастика (выполняется и стоя, и сидя).И. п. – встать, ссутулится, расслабить мышцы спины и плеч.С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь. Задержать это положение на 1-2 секунды.Сделать шумный вдох через рот и занять исходное положение.Повторить 2-3 раза стоя и сидя. В и. п. «сидя» плечи и руки опущены вниз.

Упражнение «Свеча - 1» Встать, принять и. п., сделать глубокий вдох носом задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

Упражнение «Свеча - 2».Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и ровно, чтобы «пламя» приняло горизонтальное положение, и удержать его в этом положении до конца выдоха.

Упражнение «Задуй свечу»

Упражнение «Свеча - 3».Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух через рот двумя порциями:1 – короткий, чтобы воображаемое пламя свечи приняло горизонтальное положение, но не погасло;2 – длинный, чтобы загасить свечу. Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух в процессе выдоха.

Упражнение «Именинный пирог»Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемомименинном пироге. Следить, чтобы в процессе выдоха дети не добирали воздух.

Упражнение «Ароматный цветок».Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».

Упражнение «Зимний ненастный вечер».Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе произносить звук [у] с последующим усилением и ослаблением звука.

Упражнение «Спущенная шина».Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом. На выдохе усиливаем, а затем ослабляем звук [с], имитируя звук проколотой шины велосипеда.

Упражнение «Пятёрочка».При сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.

Упражнение «Воздушный шарик».Полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос.

Упражнение «Злая собака».Сделать глубокий вдох через нос. На одном выдохе сначала усилить, а затем ослабить звук: р-р-р .

Упражнение «Ветер».Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе усиливать и ослаблять звук: в-в-в .

Упражнение «Пилим дрова».И. п. «сидя». Дети поворачиваются лицом друг к другу. Берутся за руки правыми руками и выполняют движения, имитируя пилку дров. При этом движение руки от себя выполняется на выдохе, движение руки на себя – на вдохе. Следить, чтобы вдох производился носом, а выдох – ртом.

Упражнение «Самовар».Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести в несколько приёмов, имитируя звук пыхтящего самовара «пых» - «пых» - «пых»

Упражнение «Коровка».Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести через рот со звуком, имитирующим мычание коровы: му-у-у-у.

Упражнение «Писк комара».И. п. «стоя». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Дальше соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з». На выдохе со звуком «з-з-з» медленно соединить руки, чтобы убить воображаемого комара.

Упражнение «33 Егорки»Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку:Как на горке, на пригоркеСтоят 33 Егорки.Вновь сделать глубокий вдох и продолжить:- Егорка, 2 – Егорка, 3 – Егорка и так далее пока хватит набранного воздуха. Следите за тем, чтобы дети не добирали воздух.

Упражнение «Рубка дров».И. п. «стоя». Пальцы рук сцеплены в замок. На вдохе поднимаем руки вверх над головой, на выдохе наклоняемся вперёд и опускаем руки, имитируя рубку дров.

Упражнение «Озябшие ручки».И. п. «сидя». Пальцы одной руки сжать к кулачок. Ладонью другой руки обхватить кулачок и поднести к губам. Сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» ручки, выдыхая воздух медленно и до конца.

Упражнение «Тишина».И. п. «сидя». Указательный палец приложите к губам. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно произнести звук [ч –ч – ч].

Упражнение «Раздуть угасающий костёр».И. п. «сидя». Сделать глубокий вдох через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щёки.

Упражнение «Пузырь».И. п. «стоя». Руки опущены вниз. По сигналу учителя дети делают вдох носом в несколько приёмов, одновременно поднимая руки так же в несколько приёмов, до положения «руки в стороны». После слов учителя «пузырь лопнул» дети выдыхают воздух в один приём со звуком [ш]..

Упражнение «Жужжание пчелы».И. п. «стоя». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Дальше соединить эти действия с произнесением звука «ж – ж – ж - ж». На выдохе со звуком «ж – ж – ж » медленно соединить руки, чтобы убить воображаемого комара.

Упражнение «Пожмём плечами».И. п. «сидя». Руки и плечи опущены вниз. На вдохе поднимаем плечи, на выдохе – опускаем.

Упражнение «Группировка».И. п. «сидя». Голова и плечи опущены вниз. Плечи ссутулены. На медленном вдохе поднимаем голову. Плечи поднимаем и максимально разворачиваем.На выдохе группируемся в и. п.

Упражнение «Слоники».Вытянуть губы хоботком при сжатых челюстях. В этом положении втянуть воздух. При выдохе пропустить воздух через сжатые зубы, имитируя выпускание воды.

Упражнение «Тихий смех».И. п. «сидя». Сделать глубокий вдох носом. При выдохе беззвучно засмеяться. Положение губ соответствует произнесению звука [э]. Необходимо, чтобы дети смеялись без звука и напряжения, то есть не морщили лоб, не растягивали сильно губы, не открывали широко рот.

Упражнение «Сердитая кошка».И. п. «сидя». Глубокий вдох носом. На выдохе при сомкнутых зубах произнесите фырканье в несколько приёмов.

Упражнение «Чей мяч улетит дальше?».Положить на стол вату. Улыбнуться, язык положить на нижнюю губу, сдуть вату. Щеки на надувать

«Вдох носом, выдох через рот».

«Вдох, задержка дыхания, выдох».

«Вдох, выдох по порциям».Самолеты взлетают: у-у-у.Машины едут: ж-ж-ж.

Упражнение с согласными буквами.БКЗСТРМНВРЗШЛНХ Сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать согласные.Чтение согласных с любой из гласных.

Артикуляционная разминкаУпражнение «Губы»Плотно сжав губы, вытягиваем их вперёд, фиксируя это положение.Не разжимая губ, ·растягиваем их в улыбке.Повторить упражнение 2-3 раза.

Упражнение «Щечки»И. п. сидя. Поочередно надувая каждую щеку, перемещая поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполняем воздухом обе щеки. Занять и. п. повторить 5-7 раз.

Упражнение «Хомячок»А) Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.Б) Набрать в рот воздух и перемещать его вверх и вниз.

Упражнение «Конфета».Закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую.

Упражнение «Маятник»Губы сомкнуты. Перемещаем язык по верхнему ряду зубов слева на право и обратно. Те же движения выполнять по нижнему ряду зубов.

Упражнение «Зубная щётка».Рот открыт. Чистим языком, как щёткой верхние зубки сверху вниз с внутренней стороны, нижние зубки – снизу вверх с внутренней стороны.

Упражнение «Сластёна!»Облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева на право. Затем нижней губой накрыть верхнюю и облизать её. Такое же движение сделать верхней губой.

Упражнение «Трубочка».Рот открыт. Кончик языка упирается в нёбо, как можно ближе к корню. Двигаем язык к передним зубам так, чтобы кончик языка остался на нёбе, упираясь в него. Образуем языком трубочку.

Упражнение «Лошадка - 1».Щелчок - пауза, щелчок – пауза, щелчок – пауза.- . - . - .

Упражнение «Лошадка - 2».- - . - - . - - .

Упражнение «Верблюд».Выполняя круговые вращательные движения нижней челюстью с закрытым ртом, имитируя пережевывание пищи верблюдом.

Упражнение «Оскал».Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Вытягиваем губы «рупором» при сомкнутых зубах. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнение «Заведём моторчик».Губы сомкнуты и расслаблены. На выдохе выполнить вибрацию губ со звуком: «бр-р-р», имитирующим работающий двигатель.

Упражнение «Рыбка».И. п. - губы сомкнуты. Втягиваем щёки внутрь. Фиксируем это положение и возвращаемся в и. п. .

Упражнение «Ковшик».Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые спинки языка опущены, прогибаются книзу. В таком положении удержать язык под счёт от 1до 5 – 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была не подвижна.

Упражнение «Часики».Рот открыт. Перемещаем язык из одного угла рта к другому и наоборот.

Упражнение «Достать языком подбородок».Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку. Вернуть в исходное положение.

Упражнение «Жало».Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык максимально и удержать его так несколько секунд. Мышцы языка напряжены.

Упражнение «Присоска».Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием её при раскрытии рта (чмоканье). Подобное всасывание нижней губы под верхнюю.

Упражнение «Птенчик».Поочерёдно открывать и закрывать рот. В открытом положении рот должен принимать форму открытого клювика птенца.

Упражнение «Каретка».Движение нижней челюстью попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим.

Упражнение «Лопаточка».Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. Следить, чтобы губы не были напряжены. Не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Упражнение «Заборчик».Улыбнуться, показать зубки.

Упражнение «Улыбочка» - «Трубочка» (чередование звуков)

Упражнение «Лопаточка»Улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу, удерживать положение на счете от 1 до 10.

Упражнение «Накажем непослушный язык» Рот приоткрыт, язык положить на нижнюю губу, пошлёпать его губами, произнося «пя – пя – пя ».

Упражнение «Почистим зубки».Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка «почистить» нижние зубы, совершая языком движения вначале из стороны в сторону, затем снизу вверх.

Упражнение «Перепрыгнем через заборчик».Кончик языка «перепрыгивает» через нижние резцы.

Упражнение «Качели».Высунуть широкий язык, тянуть языком попеременно то к подбородку, то к носу.

Упражнение «Вкусное варенье».Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык.

Упражнение «Трубочка».Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Упражнение «Катушечка».Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».

Работа над дикциейИ. п. – «сидя». Сделать вдох.На выдохе повторить за учителем, соблюдая интонацию: повествовательную, вопросительную, восклицательную. Произнесите звуки с постановкой логического ударения.Пропеть гласный звук, используя музыкальный ряд.Скороговорка. «Петр пень пилил пилой». (На одном дыхании проговорить 4-5 раз.)

Сделать вдох.Принять и. п. губ.Произнести на выдохе за учителем звук. 1, 2. 3 – строчка кратко, 4 – нараспев.Проговаривание и запоминание стихотворения.

Упражнение «Горка».Взбираемся на горку, скатываемся с горы. Но – он – на – ан – ни – ин – ну – ун – ны – ын.

Упражнение «Доскажи словечко»са – са – са – в лесу бегает(лиса)

АУОЫИЕЯЁЮ

1Ннануноныниненянёню

2Ммамумомымимемямёмю

3Ттатутотытитетятётю

4Ккакуко-кике---

5Ххахухо-хихе---

6Ббабубобыбибебябёбю

7Ввавувовывивевявёвю

8Ггагуго-гиге---

9Ддадудодыдидедядёдю

10Жжажужо-жиже-жё-

11Ззазузозызизезязёзю

12Ллалулолылилелялёлю

13Ппапупопыпипепяпёпю

14Ррарурорырирерярёрю

15Ссасусосысисесясёсю

16Ффафуфофыфифефяфёфю

17Ццацуцоцыцице---

18Ччачучо-чиче-чё-

19Шшашушо-шише---

20Щщащущо-щище-щё-

Использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применеии этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.Таблица Шульте 10428914

20241815

138302511

222152717

26612321

162319297

во + рок - к + бей = мы + лов - в =кро - ро + ом + пот =ба + рок - ок + а + бан =сом - ом + нег =зил - л + маг - г =мок - к + ром - м + з =ком - м + н + фе + та =15

weburok.com

Артикуляционные упражнения для развития речи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми

Материал подготовлен учителем-логопедом

Цыпуштановой К.С

Упражнения для развития речи.

Эффективность упражнений, направленных на развитие речи зависит от соблюдения следующих условий:

- систематическое проведение речевых разминок;

- размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;

- вариативность упражнений;

- развитие и воспитание внимания.

Предлагаемые упражнения для речевого аппарата помогут в его укреплении.

Артикуляционные упражнения.

  1. Упражнение для губ.

«Лягушки улыбаются».

Растягиваем губы как можно шире. Упражнение сопровождается словами:

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

  1. Упражнение для губ.

«Хоботок».

Вытягивание губ вперед, имитируя хоботок. Сопровождается словами:

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

  1. Упражнение для губ.

«Лягушки и слонята».

Соединяем поочередно движения упражнений «Лягушки улыбаются» и «Хоботок». Сопровождается словами:

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.

  1. Упражнение для губ.

«Бублик».

Округлить губы, как бублик.

  1. Упражнение для губ.

«Улыбка».

Улыбнуться так, чтобы видны были все зубы.

  1. Упражнение для языка.

«Домик».

Рот это домик для язычка. У домика две двери (губы и зубы). Открываем первую дверь – губы, затем вторую – зубы. Язычок выглядывает и прячется. Темп увеличивается. Закрывается первая дверь – зубы, затем вторая – губы.

7. Упражнение для языка.

«Чищу зубы».

Удерживать язык за нижними и верхними зубами. Достать кончиком языка каждый зуб, как с внешней, так и с внутренней стороны. Упражнение сопровождается словами:

Чисти зубы, чисти зубы и снаружи и внутри, не болели, чтоб они.

  1. Упражнение для языка.

«Часики».

При открытом рте делаются движения кончиком языка от одного угла рта, к другому. Сопровождается словами:

Тик-так, тик-так часики стучат.

  1. Упражнение для языка.

«Гармошка».

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот – как растягиваются меха гармошки, так и растягивается подъязычная уздечка. Сопровождается словами:

На гармошке я играю, рот пошире открываю,

К небу язычок прижму, ниже челюсть отведу.

  1. Упражнение для языка.

«Грибок».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к небу, широко приоткрыть рот. Сопровождаем словами:

На лесной опушке, где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка, шляпа на макушке.

  1. Упражнения для языка.

«Маляр».

Улыбнуться, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Сопровождается словами:

Красить комнату пора, пригласили маляра.

Челюсть ниже отпускаем, маляру мы помогаем.

  1. Упражнение для языка.

«Лошадка».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сопровождается словами:

Я лошадка – серый бок (цок, цок), я копытцем постучу (цок, цок).

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

  1. Упражнение для языка.

«Качели».

infourok.ru


Смотрите также