Развитие устной речи по английскому языку. Упражнения для развития разговорной речи на английском


Развитие навыков разговорной речи по английскому языку

Развитие навыков разговорной речи по английскому языку

                                 Из опыта работы учителя английского языка  Евсеевой  Н.В.

                                                                     ГБОУ СОШ 347 г.Санкт-Петербург

Устная речь складывается из слушания и понимания  с одной стороны и говорения с другой. Она осуществляется при непосредственном контакте собеседников. Говорение подразделяется на:

Говорение в диалогической форме (диалогическая речь)

Говорение в монологической форме (монологическая речь).

Диалогическая речь может быть представлена в виде диалога, различной степени развернутости,  полилога, дискуссии и свободной беседы.

 Существует два этапа обучения.

1 этап-формирование основных умений реплицирования.На этом этапе выполняются условно-речевые упражнения. Условно-речевые упражнения –это упражнения, иммитирующие  речевую коммуникацию в учебных условиях. Внимание учащихся при выполнении этих упражнений направлено на освоение формы и на содержание. Условно-речевые упражнения делятся на   иммитивные

подстановочные

трансформационные

собственно-репродуктивные.

Условно-речевое иммитативное упражнение направлено на обучение подтверждению.

Say that you also have a ball (a dog)etc.

Условно-речевое подстановочное направлено на обучение утверждению.

I  like summer and what about you?

I  have a brother  and you?

Условно-речевое трансформационное направлено на :

-обучениевозражению

Say that you don't  like (do this)…

Disagree  with  me…(your friend)

-переспросу

Ask  your  friend  if  he  likes  summer.

-обучение запросу информации

Ask  your  friend  what  season  he  likes best of all.

-обучениепобуждению

Ask  your  friend  to  open  the  window.

Условно-речевые собственно-репродуктивные упражнения направлены на обучение учащихся самостоятельно употреблять  изучаемые  явления  в репликах, обусловленных предыдущей репликой собеседника.

My  friend  has  dinner  at  11 o'clock in  the  evening.

She wouldn't  have dinner  at  11 o'clock.

She  can't have  dinner  at  11 o'clock.

2этап-совершенствование  диалогических  умений  в сложном  речевом общении. Выполняются  творческие  речевые  упражнения  типа: собственно диалогов, групповых диалогов, бесед, дискуссий и т.д.

Система работы  по обучению диалогической речи в соответствии  с этапами  осуществляется  следующим  образом:

диалогическое единство—микродиалог (управляемый диалог)—тематический  диалог—свободная беседа.

Обучение на уровне  диалогического единства:

1 шаг- обучение  инициативной и ответной реплике

Микродиалог-

1 управление с помощью  диалога-эталона

2 управление диалогической речью учащихся с помощью реплик  учителя

3 с помощью ключевых слов и упражнений

4 с помощью ситуации(наглядной,словесной)

Тематический диалог-

1 составление  диалога  по аналогии с опорным

2обучение  межтематическому  диалогу

3 обучение дискуссии

Свободная беседа-

1       обучение  неподготовленному  диалогу  или  полилогу.

 

Задачей учителя на начальном этапе  обучения  иностранному  языку  в школе  считаю  не  только  формирование  умений, навыков учащихся  во  всех  видах  речевой  деятельности, но и развитие  навыков  самостоятельной  работы, расширение  кругозора, воспитание  интереса  к предмету.

Вот несколько приемов,  которые я использую  на  начальном  этапе  учебного  процесса.

Легко и естественно  запоминается  парадигма  глагола  to  be  на мотив  знакомой   песенки  “В  лесу  родилась елочка.”

I am,you are, he is ,she is,

It  is,we  are,you  are,

They  are,I  am,you  are,he  is,

She  is,it  is…that's  all.

Такое же упражнение  можно  проделать  с парадигмами  глаголов  to  do,to  have.

Исполняя песню ,ребята показывают  на  себя, друзей, различные  предметы.

При   работе  над глаголами  to  be  и to  haveя  использую игрушки.

1)    P 1 I  have  a dog.

P 2 You  have  a  dog ,I  have  a  dog   and  a  cat.

P3  He  has  a  dog  and  a  cat.I  have  a  dog,  a  cat  and  a  mouse.

2)    P1  I  have  a  nice  big  doll  with  fair  hair  and  dark  blue  eyes.

P 2 You have  a  nice  big  doll  with  fair  hair  and  dark  blue  eyes.And  I  have  a  fat,long,green  and  funny  crocodile.

Упражнения такого  типа  готовят  учеников  к  составлению  как монологического высказывания, так  и короткого  диалога.  Формируется  умение  “подхватить”  высказывание  партнера  и  развить  соответственно  свою  мысль.

 Применяются  различные  режимы   работы:   P-> Ch, P1-> P2,Ch->Tи т.д.

            Выработке  навыков  устной  речи  по  конкретным  темам  помогают  макеты, наборы  игрушечной  мебели, посуды, кукольной  одежды, все, с чем дети любят играть.

            Заучивание  рифмовок, стихотворений, песен расширяет  словарный  запас  учащихся.

Выученные  таким  образом  слова  и  речевые  образцы  ребята  легко  узнают  при  аудировании  , используют  при  составлении  собственных  высказываний,в новых  ситуациях.

Отрабатывая  навыки  аудирования  можно  использовать  жизненные  ситуации  юмористического  характера.

             Широкие  возможности  для  активизации  учебного  процесса  дает  использование  игр. Во время игры робкие, неуверенные  в  себе учащиеся начинают  говорить  и  тем  самым  преодолевают  барьер  неуверенности. В  играх  школьники  овладевают  такими  элементами  общения, как умение  начинать  беседу, поддержать ее, задавать  уточняющие  вопросы.

            Обучение  устной  речи  на  основе  текстов  может  представлять  собой  обмен  мнениями,  краткий  пересказ  с  комментарием, инсценирование   рассказа.Тексты  из  книг  для  чтения,например,  располагают  широкими  ситуативными  возможностями.  В старших  классах  я на уроках  практикую   также  реферирование  статьи, беседу  по прочитанному, пресс-конференцию, творческий  отчет  в  форме  устного  журнала.

 

 

 

 

ext.spb.ru

Развитие устной речи по английскому языку

Нугманова Раушания Газетдиновна,преподаватель английскогоязыка, МБОУ«Тетюшская татарская средняя общеобразовательная школа», РТ г. Тетюши[email protected] Развитие устной речи по английскому языку

Аннотация.Статья посвящена развитию устной речи школьников средних общеобразовательных учреждений посредством игр на английском языке.Ключевые слова:средняя школа, английский язык, устная речь.

За последние десятилетия коммуникативная компетентность стала приоритетной задачей в обучении иностранному языку. Важно научить учащихся говорить на правильном беглом английском, чтобы свободно общаться с англо говорящими собеседниками. Овладение основами иностранного общения предусматривает достижение учащимися минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, которую составляют речевые умения, то есть умения в аудировании, чтении, письме, говорениии речевые навыки (лексикограмматические навыки письма). Обучение устной речи

это сложный процесс, тесно связанный с формированием и совершенствованием лексикограмматических навыков, умением использовать их для развития неподготовленной устной речи.Учитель учит не только фонетическому произношению слов и фраз, грамматике, интонационным особенностям, но так же, как и когда лучше сказать чтото, что говорят в том или другом случае. Настоящее общение –это ещё и мимика, улыбка, ударение, жесты.И здесь не обойтись без правил беседы, без знаний культуры страны, язык которой они изучают. Получая информацию о культуре, у учащихся формируется отношение к этой культуре, а отсюда и мотивация в изучении языка.

Задача сложная и начинать решать её нужно с начального этапа обучения, когда закладываются основы в обучении языку.На начальном этапе большое внимание уделяется аудированию, фонетической отработке, многократному повторению, как слов, так и грамматических структур. Хотя языковой опыт ещё мал, тем не менее, необходимо направлять работу на умение общаться на иностранном языке. Важно выделить систему упражнений для развития навыков неподготовленной устной речи, так как эти упражнения будут использованы и в дальнейшем, но уже на более сложном уровне.Обучение идёт по определённым темам.Учащиеся вовлекаются в самые разные виды деятельности. Сам язык, языковая тренировка структур скрыта за интересным содержанием темы. Слова и предложения становятся понятны именно благодаря контексту. Темы должны соответствовать интересам учащихся. Это способствует повышению мотивации, а поэтому полезно использовать дополнительные УМК.В системе упражнений, направленных на развитие устной речи, хочется выделить игру, так как в ней особенно полно и неожиданно проявляются способности ребёнка. Игра всегда предполагает принятие решения, а желание решить обостряет мыслительную деятельность играющих. Игра способствует выполнению важных методических задач.Вопервых, создаёт психологическую готовность к речевому общению.Вовторых, обеспечивает многократное повторение языкового материала.Втретьих, тренирует учащихся в выборе нужного речевого варианта, что готовит к ситуативной спонтанности.Хочу предложить несколько игр в качестве примераИгра 1.“Find someone who”

Put your classmate’s name

1.Has never been to Mosсow

Have you ever been to Mosсow?2.Has a driving license

3.Went camping in summer

Did you go camping?4.Will go abroad if he/she has enough money

5.Doesn’t like to do the washing up

Do you like to do the washing up?6.Has brothers or sisters

7. Prefers winter more than summer

You prefer winter, don’t you?8.Collects something

Игра 2.«Лепесток»На каждом лепестке вы пишите слово,прикрепляете обратной стороной на доске, чтобы получился цветок, учащиеся по одному выбирают лепесток и объясняют слово:

a magician–a man who can make magic things.

a school –It’s a place where children study, get knowledge. There are classes, students and

teachers.Такая игра способствует умению объяснять слова на английском языке и на старших этапах обучения.Игра 3.Расскажите о себе,о друге по плану.

имяI have got a friend. His name is Mark.

название страныHe is from Great Britain.

городHe lives in London. It’s a beautiful city.

семьяHis family is not big. He has a mother a father and a sister.

любимыезанятияHe likes to play football and to ride a bike.

Игра 4.На листочках даются слова, учащиеся должны объяснить, с чем связано каждое слово. Естественноассоциациибудутразными.Например:

SeptemberP1The first day of school.P2The weather is fine in September.P3My birthday is in September.P4It is the first autumn month.

Ещё один вид упражнений–создание ситуаций на уроке, что также способствует повышению мотивации и раскрывает творческие возможности учащихся. Ситуации можно дать в начале урока, чтобы как можно быстрее учащиеся включились в работу, можно на любом удобном и подходящем этапе урока. Учитель предлагает ситуации, исходя из интересов данного возраста учащихся, их жизненного опыта.Например ,приближается праздникНовый год. Учитель начинает урок:1. Whatholidaywillbesoon?2. Do you like this holiday?3. How do you prepare to this holiday?4. What tasty things do you cook?5. What presents do you give or get?6. What do you do on this day? Ребятам очень нравитсясоставлять рассказы по рисункам, здесь проявляется, прежде всего, творчество. Очень важно подобрать рисунок. Он должен быть красочным и привлекательным по теме. Можно активно использовать дополнительные УМК этого же уровня. Они совпадают по темам, но в то же время отличаются по способу подачи материала. Рисунки же к темам подходят идеально. На начальном этапе можно использовать УМК “Welcome” или УМК “Spotlight”Начинать работу с рисунками нужно с самых простых заданий. Например:Из предложений, данных в разброс, составить связный рассказ.Составить рассказ, ответив на вопросы к рисунку.Более сложное задание:Составить рассказ, используя предложенные словосочетания или фразовые глаголы.Составить рассказ с опорой на планчто, кого видишьгде они находятсячто делаютчто придумываюткак хотят осуществить идеюс чего начинаютпродолжение действиячем заканчивается.Можно также представить любую картинку по теме и задать вопросы:1)What can you see in the picture?2)What were you thinking first?3)What do you wonder?

Для формирования и совершенствования навыков устной речи можно также использовать лексикограмматические структуры, которые дают возможность целенаправленно активизировать употребление в речи разговорных клише. Они позволяют обеспечить достаточно прочные навыки устной речи, на которые можно опираться, чтобы подготовить неподготовленные монологические и диалогические высказывания. Структуры обрабатываются хором и индивидуально, то есть их можно использовать во время фронтальной, индивидуальной, групповой и парной форм работы.Например: 1.Why people (don’t) like to have modern inventions in everyday life? is easy to use

Modern appliance(s)

areuseful, reliable are difficult to operate saves a lot of time

They is waste of time (money) It offers a lot of possibilities/advantages make your life easier2.What problems do teenagers have? to plan the future to spend free time to deal with bulling to do after schoolThere are many common problems

to find friends

forall teenagers/ what,how to express your opinion to avoid conflict to become independent to solve problems to make parents understand you3. How to be a successful person? work hard be able to take firm decisionsA successful person should be independent be creative be able to take risks

beresponsible, committed beeducated

Cистема тренировочных упражнений и разговорных клише, которые использует учитель имеет большое значение, потому что их применение должно обеспечивать закрепление в памяти учеников лексики, грамматически правильную связь слов при построении предложений и ситуативно обусловленных связных высказываний. Ссылки на источники1.1.Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. —М.: Просвещение, 1991.2.2.Соловьева Е. Н.Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. —М.: Просвещение, 2003.3.Мирошниченко А.Л. Английский язык. Все для учителя. Пилотный выпуск, август 2011г

e-koncept.ru

Развитие навыков устной речи на уроках английского зыка

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Речевая компетенция учащихся является одной из самых важных задач в обучении английскому языку. Потребность в людях, владеющих иностранным языком постоянно возрастает. В большинстве случаев учащиеся понимают важность владения языком, его практическую значимость. Поэтому на уроках часто придерживаюсь устной основы обучения через инновационные технологии, такие как метод проектов, ролевая игра, дискуссия, обучение в сотрудничестве. С целью повышения мотивации учебной деятельности создаю на уроках нестандартные ситуации.

При обучении устной речи учитываю тот факт, что все виды речевой деятельности взаимосвязаны. Для успешного решения задач обучения практикую тематическую организацию обучения устной речи, которая заключается в последовательной отработке тем и подтем в ситуациях и состоит из следующих шагов:

Устная подготовка к теме, то есть освоение лексики в речи;

Устное введение темы в ситуациях;

Отработка темы по образцам учебника на текстах и заданиям к ним;

Перенос темы на личность ученика и жизненный опыт;

Отработка темы в новых ситуациях;

Сочетание темы с пройденными ранее.

    Рассмотрим это на примере урока в 5 классе по теме « Школьная жизнь» (учебник « Enjoy English») М.З.Биболетовой.

    Введение лексики и первичная ее отработка.

    Беседа о школьных предметах, расписании уроков.

    Выполнение упражнений учебника 1,4,6 : рассказать о себе по модели, изучить расписание уроков Мартина и назвать предметы , которые присутствуют или отсутствуют в твоем расписании, прочитать текст Британской системе образования и соотнести вопросы и ответы.

    Чтение и драматизация диалога по теме , составление собственных диалогов по образцу. ( упр.8) Составление своего расписания на английском языке.

    Беседа о школьном образовании в России.

    Беседа о школьных принадлежностях. ( лексика 4 класса)

      Говорение представляет трудность для учащихся, поэтому использую на уроках изобразительные опоры в виде картинок, схем, таблиц или словесные в виде плана, афоризма, пословицы.

      С целью развития речи использую различные методы и приемы:

      Упражнение на дополнение с целью закончить предложение по смыслу.

        British students have Christmas holidays…

        Healthy lifestyle means….

        If I were the president of Russia,…..

        Упражнение на расширение заданного речевого образца в виде словосочетания, части предложения или целого предложения.

          Tomorrow is Ann’s birthday.- Let’s congratulate her.

          I’ll buy a present.

          We’ll have fun.

          Восстановление связного текста.( заполнение пропусков)

          Упражнение на соотнесение единиц языка.

          Учебный перифраз- подбор антонимов, синонимов, дефиниция незнакомых слов.

          Составление логико- смысловых карт ( прием семантических ассоциаций)

          Речевые упражнения : сообщение, объяснение, обсуждение, убеждение, одобрение или неодобрение.

          Ролевые игры (Parents and children, a shop assistant and a customer)

          Игровые ситуации. (Пантомима, снежный ком, города и т.д)

            Игра ленивого может сделать активным, незнайку- знающим, неумелого- умелым, « немого»- говорящим.

            Проекты по изучаемым темам.

              Эти приемы активизации и закрепления материала в устной речи помогут в обучении английскому языку.

              xn--j1ahfl.xn--p1ai


              Смотрите также