Упражнения для профилактики и коррекции нарушения зрения у младших школьников. Упражнения для профилактики нарушения зрения у школьников


Упражнения для профилактики и коррекции нарушения зрения у младших школьников

Упражнения для профилактики и коррекции нарушения зрения у младших школьников

"Письмо носом"

hello_html_m59f4d154.png

Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз (замедляется процесс кровоснабжения).

Упражнение можно выполнять и лежа, и стоя, но лучше всего сидя.

Расслабьтесь. Закройте глаза.

Представьте, что кончик носа - это ручка, которой можно писать

Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой.

Что именно, не важно.

"Сквозь пальцы"

hello_html_m4373f5f2.png

Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз.

Разомкните пальцы.

Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них.

Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном.

Если вы делаете все правильно, руки будут "проплывать" мимо вас: вам должно казаться, что они движутся.

Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми.

"Восьмерка"

Глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица.

В одну сторону несколько раз, а затем в другую.

"Большой круг"

Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной.

Представьте перед собой большой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения.

Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, потом в другую.

Внимание! Углы не срезаем! Спокойно моргайте, не переутомляйте глаза.

А теперь то же упражнение, но лицо обращено к небу. Глаза открыты.

Повторяем это упражнение в двух вариантах в обе стороны, но уже с закрытыми глазами. В это время массируется хрусталик.

Основной комплекс

Перед выполнением комплекса сядьте в удобную позу.

Выпрямите позвоночник. Постарайтесь расслабить все мышца (в том числе и мышцы лица), кроме тех, которые поддерживают сидячее положение тела.

Посмотрите прямо перед собой вдаль, если есть окно - посмотрите туда, если нет - посмотрите на стену.

Постарайтесь сосредоточить внимание на глазах, но без излишнего напряжения.

  1. Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд.

hello_html_72cc73ca.png

2. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа.

Сделайте задержку на несколько секунд и,

выдыхая, верните глаза в исходное положение.

Закройте глаза на небольшое время.

hello_html_m2e960372.png

3. На вдохе медленно поверните глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения).

Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение.

Таким же образом поверните глаза влево

hello_html_m4d5ce998.png

4. На вдохе посмотрите в правый верхний угол и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение.

На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.

Тоже самое проделать в левую сторону

hello_html_m3e376b23.png

5. «Бабочка»

Для детей при выполнении данного упражнения можно использовать как ориентир ручку или указку

Посмотреть вверх — вправо (зафиксировать взгляд), затем по диагонали вниз — влево — 6-8 раз.

Посмотреть вверх — влево (зафиксировать взгляд), затем по диагонали вниз — вправо (зафиксировать взгляд) — 6-8 раз.

Посмотреть строго вверх (на потолок), перевести, не торопясь, взгляд вниз (на пол) — 6-8 раз.

6. «Метка на стекле»

Ребенок становится на расстоянии 30-35 см от оконного окна, на стекле

которого на уровне глаз крепится круглая метка диаметром 3-5 мм. Вдали

от линии взгляда, проходящей через метку, намечается какой- либо

предмет для фиксации взгляда. Поочередно переводить взгляд то на метку

на стекле, то на предмет.

7. Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах).

Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов).

Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд.

hello_html_489c4113.png

infourok.ru

Пациентам

09 сентября 2014

Сентябрь - начало учебного года. Первое, с чем столкнутся родители школьника, - это существенная нагрузка на глаза ребенка. Постоянное напряжение глазных мышц учащегося приводит к нарушению кровообращения в органах зрения и преждевременной утомляемости.

Столько вопросов возникает у родителей! Как влияет компьютер на зрение ребенка? Как правильно выбрать настольную лампу? А правда ли утверждение о негативном влиянии на здоровье школьника энергосберегающих ламп? Как часто надо обследоваться у офтальмолога? Существует ли детская оздоровительная гимнастика для глаз? Попробуем ответить на самые важные из них.

Наиболее частой формой нарушений зрения в детском возрасте является близорукость. По статистике в начальных классах данным заболеванием страдают около 10% детей, к окончанию школы показатель достигает 30%. Миопия (близорукость) возникает из-за перенапряжения глаз ребенка, когда взгляд долгое время сосредоточен на близких предметах: учебнике, тетради, альбоме для рисования. Ни для кого не секрет, что наши дети подолгу сидят у телевизора и компьютера, фокусируя свой взгляд на одном расстоянии, что существенно увеличивает нагрузку на глаза. Дополнительные занятия, недостаток сна, малоподвижный образ жизни - все это способствует ухудшению зрения у школьника.

Если вы заметили, что ребенок стал щуриться, часто моргать, тереть глаза и садиться близко к экрану, возможно у него появились проблемы со зрением. Не откладывайте решение этой проблемы на потом, обратитесь к офтальмологу. Своевременное обращение к врачу сохранит школьнику зрение и предотвратит его дальнейшее ухудшение.

Для профилактики глазных заболеваний у детей рекомендуется запомнить несколько простых правил:
  • длительный просмотр телепередач или занятия на компьютере более получаса отрицательно влияют на зрение. Оптимальное расстояние до экрана телевизора - от 2 до 5 метров. Монитор должен стоять на расстоянии вытянутой руки ребенка. Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном.
  • исключить чтение в положении лежа. Книга (тетрадь) следует располагать от глаз на расстоянии, равном длине предплечья (от локтевого сгиба до кончика пальцев). Ребенок должен заниматься в хорошо освещенном месте, при этом источник света располагается слева и сверху от него. Специалисты в области гигиены и безопасности труда отметили, что энергосберегающая лампа дает освещение ярко-белого цвета, что представляет собой не только дополнительную нагрузку для глаз, но и способствует быстрой усталости глазных мышц. Особенно отчетливо это влияние проявляется при воздействии на органы зрения младших школьников. Кроме того, энергосберегающая лампа при работе постоянно мерцает. Такое мерцание хотя и незаметно для человеческого глаза, но оказывает на зрение негативное влияние, оцениваемое современными офтальмологами как фактор, постепенно ухудшающий зрение. Рекомендуется использовать наряду с общим комнатным освещением настольное освещение рабочего места ребенка светом желтого оттенка со средней степенью яркости, который обеспечивает стандартная лампа накаливания мощностью в 60-100 ватт. обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
  • гуляйте побольше на свежем воздухе. Ещё один весомый аргумент в пользу регулярных прогулок представили учёные из Кембриджского университета. В результате их исследований выяснился факт, что у тех детей, которые мало гуляют, повышается риск стать близорукими. Они проанализировали образ жизни и качество зрения 10 тысяч детей и подростков и выяснили, что дети, страдающие близорукостью, гуляли в неделю в среднем на 3-7 часов меньше детей с нормальным зрением и доказали, что каждый дополнительный час прогулок в неделю снижает риск возникновения близорукости на два процента. И это неудивительно: как признаются сами ученые, во время прогулок появляются естественные факторы, положительно влияющие на детское зрение, такие, как солнечный свет и возможность разглядывать удалённые предметы.
  • для того чтобы зрение ребенка было хорошим, очень важно обеспечить его правильным и рациональным питанием. Рацион вашей семьи должен быть сбалансированным. В пище должно быть мало жиров, но достаточно разнообразных злаков, плодов и овощей, содержащих витамины, полезные минеральные вещества и клетчатку. Врачи рекомендуют для сохранения здоровья и укрепления зрения питаться часто, но малыми порциями.

Витамины, укрепляющие зрение:

ВИТАМИН С

- киви, апельсины, лимоны, свекла, лук, зеленый горошек, белокочанная капуста, печень, картофель, помидоры, яблоки, грейпфрут. Улучшают кровообращение глаз. Овощи желательно употреблять в сыром виде.

ВИТАМИН А

– печень, морковь, шпинат, тыква, папайя, зеленая листовая капуста, брокколи, дыня, помидоры, авокадо, абрикос, спаржа, зеленый горошек, фасоль, персик. Данные продукты в рационе предупреждают куриную слепоту и улучшают сумеречное зрение. В день достаточно выпить один стакан свежевыжатого морковного сока со сливками или несколькими каплями масла.

ВИТАМИН Е

– подсолнечное и соевое масло, миндаль, маргарин, грецкие орехи, арахис, сливочное масло, яйца, молоко. Улучшает кровообращение в области глаз.

ВИТАМИН В1

– орехи, полированный рис, мед.

ВИТАМИН В2

–полированный рис и пшеничные зерна, молоко. Улучшает светочувствительность сетчатки глаз. Дневная потребность – 1 стакан молока.

ВИТАМИН В6

- капуста, пшеничные зерна, яичные желтки, рыба всех сортов.

ВИТАМИН В12

- виноград и чистый виноградный сок, яичный желток, черника, финики, чернослив, абрикосы. Улучшает светочувствительность сетчатки.

Для профилактики нарушения зрения у школьника необходимо регулярно выполнять гимнастику для глаз (2-3 раза в день по 3-5 минут).

Основной комплекс упражнений для глаз:

Упражнение 1. Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо - налево, и вертикали: вверх-вниз.

Упражнение 2. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Упражнение 3. Моргания. Не менее ста раз легко и быстро поморгайте глазами.

Упражнение 4. На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.

Упражнение 5. «Близко-далеко». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близко расположенный предмет, например, на оконную раму, а затем вдаль, например, на дерево.

Упражнение 6. Круговые движения. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем – против.

Упражнение 7. Сильно зажмурить глаза, а затем расслабить мышцы несколько раз.

Упражнение 8. Описываем взглядом плавно фигуры: горизонтальная восьмерка, вертикальная восьмерка, буквы.

Упражнение 9. Пальминг. Необходимо сесть перед столом так, чтобы спина была ровной. Локти положить на стол, ладонями закрыть глаза. Ладони складываются домиком. Длительность пальминга от 30 сек. Во время упражнения глаза должны находиться в полной темноте.

www.mntk.ru

Нарушение зрения у школьников и профилактика

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Глаза - удивительный дар природы. Они являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время большое очень актуальны вопросы профилактики нарушения зрения у младших школьников.

Нарушение зрения у детей - большая социально-гигиеническая проблема. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

1. Спазм аккомодации - чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

2. Близорукость - это приобретенное заболевание, которое может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере). В результате ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

3. Дальнозоркость - это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости ухудшается острота зрения вблизи, хочется отодвинуть текст от себя.

4. Астигматизм - это особый вид оптического строения глаза, обусловленный неправильной кривизной роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

5. Косоглазие - это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

По данным анализа медицинских карт учащихся 1 - 2 - х классов МОУ > г. Якутска было выявлено, что в каждом классе (1 а, 1 б, 2 а, 2 б) есть дети с нарушением зрения. Из 135 учащихся 36 имеют нарушение зрения, что составляет 26,7 % от общего количества обследованных.

Степень участия зрения в процессе школьных занятий очень велика. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза.

К основным факторам, которые влияют на нарушение зрения у школьников, считается:

:: Недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.

:: Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту детей.

:: Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует развитию ослаблению зрения.

Для обеспечения сохранения и нормализации зрения, а также для предупреждения прогрессирования зрения мы рекомендуем :

- использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

- чередование занятий учащихся с отдыхом;

- контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

- организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей и подростков;

- организацию рационального питания и витаминизации;

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

- проведение гимнастики для глаз в школе и дома.

Гимнастика для глаз:

-Отложите книги и тетради, откиньтесь на спинку стула и расслабьтесь.

-Закройте глаза и посидите тихо и спокойно.

-Зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. Упражнение укрепляет глазные мышцы, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

-Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, затем посмотрите на кончик своего носа 2-3 секунды. Повторите это упражнение 3-5 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

-Быстро поморгайте в течение 0. 5-1 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

-Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближая его к кончику носа, а затем медленно отводя руку обратно. Повторите 3 раза. Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близких предметах, не уставая.

-Массируйте веки подушечками пальцев, делая круговые движения. Упражнение расслабляет мышцы глаз и вследствие этого улучшает кровообращение.

-Тремя пальцами рук слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы. Повторите 3 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

-Не меняя положения головы, посмотрите сначала вверх, затем вниз и наконец перед собой. Повторите 3 раза.

-Делайте глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторите 3 раза.

-Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку пейзажа и задержите на ней взгляд в течение 1 минуты. Затем переведите глаза на предмет, находящийся вблизи от Вас, и задержите взгляд на 1 минуту.

-Опустите голову и посмотрите на пол перед собой. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула или кресла и поселите так 1 минуту.

Зрительная гимнастика в стихах

Раз - налево, два - направо,

Три - наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

Берегите зрение!

www.hintfox.com

Комплекс упражнений для профилактики зрения.

Комплекс упражнений для профилактики зрения.

Составитель:Титарева Евгения Вдладимировна.

Профилактика зрения Около 30% детей с умственной отсталостью имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость. Для сохранения зрения существенное значение имеют гигиенические условия про ведения занятий, в частности рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь и оборудование, абсолютная безопасность, которые создают условия комфорта для занятий, снижают утомление глаз. Если ребенок начинает тереть глаза, жмуриться от обилия света или у него появляется покраснение глаз, слезотечение, его необходимо обследовать у врача. Офтальмологами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и специалистами Федерального центра ЛФК и спортивной медицины разработаны специальные физические упражнения для профилактики появления и прогрессирования нарушений зрения. Приводим несколько упражнений, наиболее простых и доступных для умственно отсталых детей, которые могут выполняться как на уроках, так и в домашних условиях.

№ пп

Упражнения

Коррекционная направленность

1.

И.П. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз

Укрепление мышц век, расслабление мышц глаза, улучшение кровообращения в них

2.

И.П. - сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз

Снижение утомления, облегчение работы на близком расстоянии

3.

И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1 мин  с перерывами

Улучшение кровообращения

4.

И.п. - сидя. Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик пальца, расположенный на средней линии лица, мед- ленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз

Облегчение зрительной работы на близком расстоянии

5.

И. п. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца в течение 1 мин

Расслабление мышц глаз, улучшение кровообращения в них

6.

И.п. - стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить за пальцем; медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить за пальцем. Повторить 10-12 раз

Укрепление мышц глаза,  усовершенствование их координации

7.

И.п. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее яблоко обоих глаз, спустя 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза

Расслабление мышц глаза, улучшение кровообращения и  циркуляции внутриглазной жидкости

8.

И.п. - сидя. Второй, третий и четвертый пальцы рук положить так, чтобы второй палец находился у наружного угла глаза, третий - на середине верхнего края орбиты и четвертый - у внутреннего угла глаза, медленно закрыть глаза. Пальцы оказывают этому небольшое сопротивление. Повторить 8-12 раз

Укрепление глазных мышц, улучшение кровообращения, снижение утомления, улучшение циркуляции внутриглазной жидкости

9.

И.п. - сидя. Указательными пальцами фиксировать кожу надбровных дуг, медленно закрыть глаза, пальцы удерживают кожу надбровных дуг. Повторить 8-12 раз

Улучшение кровообращения, работоспособности глазных мышц

10.

И.п. - сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторить 8-12 раз

Улучшение работоспособности цилиарной мышцы

11.

И.п. - сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в обратном направлении. Повторить 4-6 раз

Улучшение работоспособности цилиарной мышцы

На каждом занятии используются от 3 до 5 упражнений.

infourok.ru

Причины и профилактика нарушений зрения у школьников

volna.org

Слайд №2
АКТУАЛЬНОСТЬНа сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться, о здоровье своем и своих детей. Однако не стоит забывать, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения — глаза.
Слайд №3
ЦЕЛЬ МОЕЙ РАБОТЫвыявить факторы, отрицательно влияющие на зрение школьника и определить основные правила, которые помогут сберечь зрение
Слайд №4
ГИПОТЕЗАя предполагаю выявить факторы, отрицательно влияющие на зрение школьника и изменить отношение (моё и моих одноклассников ) к выполнению простых правил по соблюдению гигиены зрения и сохранению нормального зрения.
Слайд №5
ЗАДАЧИИзучить теоретические основы данной проблемы.Исследовать строение и функции органа зрения.Совместно с медицинским работником школы познакомиться с данными медосмотра школьников с целью выявления детей с нарушением зрения.Познакомиться с известными методиками профилактических мероприятий по сохранению зрения.Дать рекомендации по гигиене зрения.
Слайд №6
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯПоиск информации

Анкетирование

Собеседование

Статистическая обработка данных

Слайд №7
Глаз — это сложная оптическая система. Зрение – один из важнейших способов восприятия действительности, данных человеку природой. Как известно, посредством оптической системы глаз мы воспринимаем до 90% информации об окружающем мире.
Слайд №8
Строение глаза
Слайд №9
Нарушения зренияГлаукомаБлизорукостьДальнозоркостьАстигматизмКосоглазиеАстенопия

покраснение глазснижение остроты зрениядвоение предметовболи в области глазниц и лбачувство жжения в глазах

Первые признаки нарушения зрения

Слайд №10
Близорукость и дальнозоркость.Близорукость(плохо видит удалённые предметы)Дальнозоркость(плохо видит близко расположенные предметы)В качестве оптической системы глаз не является совершенным. Важно заметить первые признаки ухудшения зрения, чтобы приостановить или замедлить его дальнейшее развитие.
Слайд №11
Нарушения зрения у школьниковДля коррекции миопии (близорукости) используются очки с рассеивающими стеклами.Коррекция гиперметропии (дальнозоркости) производится выпуклыми стеклами. Диагноз ставится врачом-офтальмологом.
Слайд №12
Анкетирование 4 «А» класс19 учащихся8 «А» класс22 учащихся
Слайд №13
Анкета.Фамилия, имя , год рождения и классСтрадаете ли Вы нарушением зрения?а) да б) нетСоблюдаете ли Вы режим дня?а) да б) нетЧасто ли Вы подвергаетесь переутомлению в результате загруженности учебной деятельности?а) да б) нетЧитая книгу, делая уроки, с какой стороны падает свет?а) слева б) справа в) прямоЧитаете ли Вы книги лёжа?а) да б) нетКак давно Вы пользуетесь компьютером:________________________________________Сколько времени Вы проводите за компьютером:а) до 2-х часов в день;б) от 2-х до 5 часов в день;в) более 5-ти часов в день.Вызывает ли у Вас работа за компьютером раздражение глаз (покраснение, жжение, зуд, чувство «песка» под веками):а) никогда; б) иногда; в) всегдаКакие меры для сохранения зрения Вы принимаете?
Слайд №14
Результаты анкетирования
Слайд №15
Слайд №16
Оценка классных комнатс точки зрения гигиены зрения.
Слайд №17
ВыводЯ выяснила, что некоторые ребята превышают допустимое время работы за компьютером. Кроме того, не все опрашиваемые имеют достаточное освещение рабочего стола. Мало кто уделяет внимание гимнастике для глаз, которая является необходимой мерой профилактики. Перечисленные факторы могут стать причиной снижения зрения.
Слайд №18
Причины динамики ослабления зрения школьниковУвеличение интенсивности зрительных нагрузокПерегруженные школьные программыДоступность электронных средств обученияНесоблюдение гигиены зренияНедостаточная профилактикаНеправильная работа родителей и педагогов
Слайд №19
ПрофилактикаПрофилактика — лучший способ сохранить зрение. Если вы работаете за компьютером, много читаете, часто смотрите телевизор, то знайте — ваше зрение постепенно теряет четкость и яркость.
Слайд №20
Правильный режим дня при школьных нагрузках.
Слайд №21
Гимнастика для глаз.1. Не поворачивая головы переведи взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый нижний угол. Повтори 5 – 8 раз.2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуем восьмёрку в пространстве по горизонтали, вертикали.3. С открытыми глазами, не поворачивая головы, напиши в пространстве своё имя, фамилию, сначала маленькими буквами, а потом большими.После чтения, письма снимут утомление следующиеупражнения(повторяются 6-8 раз):1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 с;Открыть на 3-5с.2.Закрыть глаза;Легко массировать веки пальцем круговыми движениями в течении одной минуты.
Слайд №22
Работа на компьютереи сохранение хорошего зрения.Условия работы на компьютере1. Рекомендуемое расстояние от глаз до экрана дисплея 60 — 7- см, для слабовидящих — минимально 50 см.2. Уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты.3. Экран, тетрадь, текст должны располагаться в одной плоскости.4. Использование средств коррекции (очки, контактные линзы) и размер шрифта по назначению врача-офтальмолога.5. Допуск слабовидящих школьников к работе с компьютером с разрешения врача-офтальмолога.Длительность работы с компьютером при нормальном зрении:5 кл — 15 мин6 — 7 кл — 20 мин8 — 9 кл — 25 мин
Слайд №23
Освещённость рабочего места.
Слайд №24
Витамин АВитамин А необходим для поддержания нормальной работы сетчатки и содержится в большинстве оранжевых овощей и фруктов. Справедливо считается, что самыми мощными природными глазными витаминами являются черника и морковь. Но не стоит набрасываться на морковь, репу и грейпфруты — в большом количестве «рыжие деликатесы» вредны для печени. Употребление витаминов в пищу.
Слайд №25
Витамин ВРибофлавин — витамин группы В, помогающий при дистрофии роговицы, содержится в овощах, грибах, кисломолочных продуктах. Витамины группы В положительно воздействуют непосредственно на нервные клетки, то есть на те самые «проводники», по которым передается нервный импульс из сетчатки глаза непосредственно к коре головного мозга.
Слайд №26
Витамин СА таким важным витамином, как витамин С, богаты шиповник, молодой картофель, квашеная капуста, цитрусовые.

Но в продуктах питания концентрация витаминов недостаточна не только для лечения, но и для профилактики глазных заболеваний. Это и заставило офтальмологов многих стран мира «разработать» программные глазные витамины с комбинированным составом компонентов.

Слайд №27
Слайд №28
Результаты повторного анкетирования.Цель данного мероприятия — выявление изменений в отношении ребят к гигиене зрения. Анкетирование показало, что 32% детей 8 класса, которые не уделяли внимания профилактике заболеваний глаз, поменяли своё отношение , стали употреблять в пищу витамины, меньше сидеть за компьютером, делать зарядку для глаз, пересмотрели свой режим дня. Так же, как малыши, так и восьмиклассники стали следить за освещением (22%), соблюдением режима дня (24%) , и 32% детей перестали читать лёжа. Радует то, что ученики 4 класса, у которых ухудшение зрения прогрессировало в течение последних 3 лет, так серьёзно отнеслись к этой проблеме.
Слайд №29
Заключение Я считаю, что лучше не лечить, а предупреждать.Цель моего исследования достигнута, поставленные задачивыполнены.В своей работе я постаралась раскрыть самое основное отстроения глаза до правил гигиены зрения. Основноевнимание я уделила профилактике нарушения зрения ушкольников. Подобрала основные правила и рекомендации,которые помогут в этом.Знания, которые я получила при выполнении данной работы, помогут сохранить зрение не только мне, но и всем учащимся в дальнейшем.
Слайд №30
Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда,когда у нас его уже нет».Советую прислушаться к словам мудрецов итвердо запомнить, что надежнее всех о своем здоровьеможешь позаботитьсятолько ты сам.

Профилактика нарушений зрения у школьников

Середина учебного года. Первое, с чем столкнутся родители школьника — это существенная нагрузка на глаза ребенка. Постоянное напряжение глазных мышц учащегося приводит к нарушению кровообращения в органах зрения и преждевременной утомляемости.

Столько вопросов возникает у родителей! Как влияет компьютер на зрение ребенка? Как правильно выбрать настольную лампу? А правда ли утверждение о негативном влиянии на здоровье школьника энергосберегающих ламп? Как часто надо обследоваться у офтальмолога? Существует ли детская оздоровительная гимнастика для глаз? Попробуем ответить на самые важные из них.

Наиболее частой формой нарушений зрения в детском возрасте является близорукость.

По статистике в начальных классах близорукостью страдают около 10% детей, к окончанию школы показатель достигает 30%.

Миопия (близорукость) возникает из-за перенапряжения глаз ребенка, когда взгляд долгое время сосредоточен на близких предметах: учебнике, тетради, альбоме для рисования. Ни для кого не секрет, что наши дети подолгу сидят у телевизора и компьютера, фокусируя свой взгляд на одном расстоянии, что существенно увеличивает нагрузку на глаза. Дополнительные занятия, недостаток сна, малоподвижный образ жизни - все это способствует ухудшению зрения у школьника.

Если вы заметили, что ребенок стал щуриться, часто моргать, тереть глаза и садиться близко к экрану, возможно у него появились проблемы со зрением. Не откладывайте решение этой проблемы на потом, обратитесь к офтальмологу. Своевременное обращение к врачу сохранит зрение школьнику и предотвратит его дальнейшее ухудшение.

Для профилактики глазных заболеваний у детей рекомендуется запомнить несколько простых правил:

 

длительный просмотр телепередач или занятия на компьютере более получаса отрицательно влияют на зрение детей. Оптимальное расстояние до экрана телевизора - от 2 до 5 метров. Монитор должен стоять на расстоянии вытянутой руки ребенка. Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном

исключить чтение в положении лежа. Книгу (тетрадь) следует располагать от глаз на расстоянии, равном длине предплечья (от локтевого сгиба до кончика пальцев). Ребенок должен заниматься в хорошо освещенном месте, при этом источник света располагается слева и сверху от него. Специалисты в области гигиены и безопасности труда отметили, что энергосберегающая лампа дает освещение ярко-белого цвета, что представляет собой не только дополнительную нагрузку для глаз, но и способствует быстрой усталости глазных мышц. Особенно отчетливо это влияние проявляется при воздействии на органы зрения младших школьников. Кроме того, энергосберегающая лампа при работе постоянно мерцает. Такое мерцание хотя и незаметно для человеческого глаза, но оказывает на зрение негативное влияние, оцениваемое современными офтальмологами как фактор, постепенно ухудшающий зрение. Рекомендуется использовать наряду с общим комнатным освещением настольное освещение рабочего места ребенка светом желтого оттенка со средней степенью яркости, который обеспечивает стандартная лампа накаливания мощностью в 60-100 ватт. Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением

гуляйте побольше на свежем воздухе. Ещё один весомый аргумент в пользу регулярных прогулок представили учёные из Кембриджского университета. В результате их исследований выяснился факт, что у тех детей, которые мало гуляют, повышается риск приобретения миопии (близорукости). Они проанализировали образ жизни и качество зрения 10 тысяч детей и подростков и выяснили, что дети, страдающие близорукостью, гуляли в неделю в среднем на 3-7 часов меньше детей с нормальным зрением и доказали, что каждый дополнительный час прогулок в неделю снижает риск возникновения близорукости на два процента. И это неудивительно: как признаются сами ученые, во время прогулок появляются естественные факторы, положительно влияющие на детское зрение, такие, как солнечный свет и возможность разглядывать удалённые предметы

для того чтобы зрение ребенка было хорошим, очень важно обеспечить его правильным и рациональным питанием. Рацион вашей семьи должен быть сбалансированным. В пище должно быть мало жиров, но достаточно разнообразных злаков, плодов и овощей, содержащих витамины, полезные минеральные вещества и клетчатку. Врачи рекомендуют для сохранения здоровья и укрепления зрения питаться часто, но малыми порциями

ВИТАМИН С - киви, апельсины, лимоны, свекла, лук, зеленый горошек, белокочанная капуста, печень, картофель, помидоры, яблоки, грейпфрут. Улучшают кровообращение глаз. Овощи желательно употреблять в сыром виде.

ВИТАМИН А – печень, морковь, шпинат, тыква, папайя, зеленая листовая капуста, брокколи, дыня, помидоры, авокадо, абрикос, спаржа, зеленый горошек, фасоль, персик. Данные продукты в рационе предупреждают куриную слепоту и улучшают сумеречное зрение. В день достаточно выпить один стакан свежевыжатого морковного сока со сливками или несколькими каплями масла.

ВИТАМИН Е – подсолнечное и соевое масло, миндаль, маргарин, грецкие орехи, арахис, сливочное масло, яйца, молоко. Улучшает кровообращение в области глаз.

ВИТАМИН В1 – орехи, полированный рис, мед.

ВИТАМИН В2 – полированный рис и пшеничные зерна, молоко. Улучшает светочувствительность сетчатки глаз. Дневная потребность – 1 стакан молока.

ВИТАМИН В6 - капуста, пшеничные зерна, яичные желтки, рыба всех сортов.

ВИТАМИН В12 - виноград и чистый виноградный сок, яичный желток, черника, финики, чернослив, абрикосы. Улучшает светочувствительность сетчатки.

Для профилактики нарушения зрения у школьника необходимо регулярно выполнять гимнастику для глаз (2-3 раза в день по 3-5 минут).

Основной комплекс упражнений для укрепления зрения:

Упражнение 1. Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо - налево, и вертикали: вверх-вниз.

Упражнение 2. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Упражнение 3. Моргания. Не менее ста раз легко и быстро поморгайте глазами.

Упражнение 4. На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.

Упражнение 5. «Близко-далеко». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близко расположенный предмет, например, на оконную раму, а затем вдаль, например, на дерево.

Упражнение 6. Круговые движения. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем – против.

Упражнение 7. Сильно зажмурить глаза, а затем расслабить мышцы несколько раз.

Упражнение 8. Описываем взглядом плавно фигуры: горизонтальная восьмерка, вертикальная восьмерка, буквы.

Упражнение 9. Пальминг. Необходимо сесть перед столом так, чтобы спина была ровной. Локти положить на стол, ладонями закрыть глаза. Ладони складываются домиком. Длительность пальминга от 30 сек. Во время упражнения глаза должны находиться в полной темноте.

 

А глазной центр "Лунет" поможет избежать проблем со зрением вам и вашим детям!

4geo.ru

"Гимнастика для глаз - один из важнейших методов для профилактики нарушения зрения у младших школьников".

Гимнастика для глаз

Зрение – один из главных органов чувств человека, поэтому его следует беречь смолоду. В наш век современных технологий у людей всё чаще возникают проблемы со зрением, причем они проявляются и у детей школьного возраста. Самыми распространенными причинами нарушения зрения у школьников и раннего развития у них таких заболеваний, как миопия, астигматизм, косоглазие, является злоупотребление компьютерными играми и просмотром мультфильмов по телевизору. Вместо прогулок на свежем воздухе, активного отдыха и дозированного чтения дети проводят всё свое свободное время перед монитором, что не может не сказываться на их органах зрения. Отрицательное влияние компьютера на зрение школьников заключается в том, что мышцы глаз, еще не окрепшие, очень устают от долгого напряжения. Если это происходит регулярно, то зрение начинает стремительно падать.

Однако этого можно избежать, введя ограничение на компьютер и телевизор, чередуя напряженную работу глаз (выполнение домашних заданий, чтение) с отдыхом. Также врачи-офтальмологи настоятельно рекомендуют проводить для школьников гимнастику для глаз, как дома, так и в школе. Охрана зрения школьников очень важна, поскольку близорукость, как правило, очень плохо поддается лечению.

Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой. Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либо нарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно. Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует делать 2-3 раза в день желательно перед едой, посвящая этому по 5-10 минут. Подобная зарядка для глаз полезна не только для школьников, она не помешает и взрослым людям, особенно тем, чья работа предполагает ежедневное «общение» с компьютером.

  1. «Вверх-вниз». Посмотри сначала вверх, затем вниз, не наклоняя головы.

  2. «Бабочка». Поморгай глазками быстро, быстро.

  3. «Вправо-влево». Посмотреть сначала вправо, затем влево.

  4. «Бабочка». Поморгай глазками быстро, быстро.

  5. «Часики». Представить часы. Посмотреть сначала на 12 ч, потом на 3 ч, затем на 6 ч и 9 ч. Три раза в одну сторону и три раза в другую.

  6. «Бабочка». Поморгай глазками быстро, быстро.

  7. «Диагональ». Представить часы. Смотрим сначала между 13 и 14 ч, затем на 19 и 20ч, затем между 22 и 23 ч, потом между 16 и 17 ч.

  8. «Бабочка». Поморгай глазками быстро, быстро.

  9. «Прямоугольник». Рисуем сначала в одну сторону, затем в другую. Верхняя грань, вниз, нижняя грань, наверх – 3 раза.

  10. «Бабочка». Поморгай глазками быстро, быстро.

hello_html_m6c26a0f9.jpg

Пальминг.

Цель: снять усталость и напряжение глаз, дать отдых мозгу, восстановить силы (2 – 3 минуты).

hello_html_m6a7161a5.jpg

hello_html_70800414.jpg

hello_html_70800414.jpg

infourok.ru


Смотрите также