Правильная постановка рук при игре на фортепиано. Упражнения для правильной постановки рук на фортепиано


Постановка рук как один из основных навыков первоначального обучения игре на фортепиано

Постановка рук как один из основных навыков первоначального обучения игре на фортепиано

Роль музыки в жизни ребенка

Музыка окружает ребенка с самого рождения. Ребенок слышит пение, игру на музыкальных инструментах в доме и на улице. Внутренняя «кладовая» наполняется независимо от его воли и желания. Займет ли музыка место в жизни человека, и какой именно будет эта музыка, во многом зависит от восприятия в детском возрасте.

Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие, будят фантазию и воображение. Опыт убеждает, что редко можно встретить совсем немузыкальных детей, что почти к каждому можно найти путь, у каждого вызвать отклик и, таким образом, содействовать развитию скрытых способностей.

Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

Обучение игре на фортепиано – протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс, требующий многих усилий. Результаты его проявляются далеко не сразу.

Детский педагог должен обладать целым комплексом различных дарований, он должен многое знать и многое уметь. Однако самое главное, что требуется от него - это безграничная любовь к детям. Лишь когда ученик «заряжается» настоящей и безграничной любовью к своему педагогу, можно надеяться на успех в творчестве.

Детский педагог обязательно должен быть добрым человеком. Всякое насилие, крик, жесткость с его стороны внушают ребенку иррациональный ужас, калечат психику, тормозят развитие личности, притупляют ум и волю. Жесткий педагог может лишь убить любовь к музыке – зародить эту любовь он не может. Если педагог в несдержанной форме высказывает свое мнение о способностях ученика или дает отрицательную оценку его природным данным, это может привести к психологическому срыву ребенка. Он не только потеряет самоуважение и веру в свои силы, зачастую при этом дети вообще отказываются от занятий, не желают ни играть, ни слушать музыку, особенно классическую, которая долгое время или даже всю жизнь будет ассоциироваться с тяжелыми душевными переживаниями

Начальный этап - самый ответственный.

«Память детства – самая драгоценная.

То, что узнал в детстве, остается на всю жизнь».

А.Д. Артоболевская.

Начальный этап – самый ответственный в работе педагога. Это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. Часто для ученика музыкальная школа бывает первой школой, учитель музыки – первый учитель, с которым он общается. Музыка для него – любимая песня, музыкальная сказка, музыкальная передача по радио или телевидению, она для них больше, чем забава. «Музыка для детей – способ и метод восприятия мира, фортепианная игра – выражение их внутреннего мира» (С. Савшинский).

Знакомство с инструментом

На первом уроке с учеником уже стоит заняться музицированием. Внимательно разглядывать клавиши. Все дети отмечают расположение белых клавиш друг за другом, а черных – группами по две и по три. Поглаживаем подушечками пальцев и одновременно считать, начиная с субконтроктавы, группы черных клавиш. Счет групп черных клавиш по две и по три доходит до семи. И белые клавиши имеют семь разных названий. Чтобы лучше их запомнить, можно пропеть песенку: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си – едет зайка на такси». И сверху вниз: «До, си, ля, соль, фа, ми, ре – ест морковное пюре».

Песня складывается из отдельных звуков. Интервал между двумя звуками, имеющими одинаковое название, называется октавой.

Клавиатура фортепиано состоит из семи с половиной октав. Каждая октава – это персонаж из сказки. В первой октаве живет девочка (имя выбирает ученик), во второй октаве живет белочка, в третьей – мышка, в четвертой – птичка.

А в басовом ключе живут медведи – целая семья. Медвежонок-сын это малая октава, медведица-мама – это большая октава, контроктава это – папа, а в субконтроктаве живет дедушка.

Две черные клавиши – это окошко многоэтажного дома. Три черные клавиши – балкон. Клавиша ре «смотрит» в окошечко, соль и ля «сидят» на балкончике. Слева от двух черных – клавиша до, справа - ми. Слева от трех черных – клавиша фа, справа – си. И так по всей клавиатуре. А имя каждая черная клавиша заимствует у своей ближайшей белой соседки: если у левой – тогда к ее имени прибавляется слово «диез»; если у правой – слово «бемоль». Поэтому любая черная клавиша, имея только один голос, может называться то одним, то другим именем. Клавиатура фортепиано состоит из 88 клавиш.

Также дается понятие о регистрах, их звучности, о соотношении звуков по высоте

Гимнастика и постановка рук

Многие дети, за редким исключением, приходят в класс с излишней напряженностью мышц спины и шеи. «Гипертонус» мышц, зажатость мешают обучению игре на фортепиано. Сказав ребенку, что его руки должны быть свободными, гибкими, как «резиновый шланг для поливки», надо добиваться, чтобы сила «текла» по всей руке от плеча к кисти и кончику пальца, «как вода по шлангу». Этому способствуют занятия гимнастикой, длящиеся несколько минут.

Упражнение № 1.

Встать прямо, поднять руки вверх, ощутить их тяжесть и с силой опустить их вниз.

Упражнение № 2.

«Сломанная березка»: поднять руки вверх, подержать так некоторое время, а затем согнуть в кистях, локтевом и плечевом суставах. Наклонить корпус вперед, коснувшись кончиками пальцев пола.

Упражнение № 3.

«Шалтай – Болтай»: находясь в предыдущем положении, покачивать руками, то скрещивая, то разводя их в стороны, одновременно с этим приводя туловище в вертикальное положение.

Упражнение № 4.

«Ветряная мельница»: встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начинаем раскачивать вначале одной, потом другой рукой взад-вперед, пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча.

После этого можно попросить ребенка дать «на время» его руку, «подарить ее», тем самым проверяя полную свободу руки, ее податливость. Затем кручу руку у запястья, как «колобок из теста». Раскручивать надо несколько минут; после этого кисть у ребенка становится более гибкой. Перед тем, как руки опустить на клавиши, надо показать ребенку, что локоть следует слегка отвести от себя так, чтобы он оказался выше запястья (плечо при этом не поднимать).

Постановка руки – важнейший этап, очень ответственный момент, во многом обуславливающий дальнейшее продвижение ученика. Здесь имеет большое значение правильный выбор посадки за инструментом. Тело должно двигаться во всех направлениях. Слишком глубокая посадка будет препятствовать опорной роли ног, но и на самом краю стула сидеть неудобно, ибо в таком случае большая часть тяжести тела падает на ноги. При правильной посадке стул должен находиться на такой высоте, чтобы локти находились не ниже, а скорее чуть выше уровня клавиатуры. Маленьким по росту ученикам надо ставить под ноги скамейку. Нужно также следить за тем, чтобы ребенок приучился сидеть прямо, не горбясь, чтобы он не прижимал локти к корпусу и не оттопыривал их.

Многие дети любят играть по краю клавиш, обычно это недостаток низкой посадки дома. Преодолеть эти трудности помогает контроль педагога и родителей.

В игре детей часто чувствуется скованность, внутреннее напряжение, многие поднимают плечи, напрягают мышцы лица. Если вовремя не обратить внимания – это станет основой неправильной игры.

Рука работает из корпуса. Основную нагрузку при этом несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди, плечевого пояса. Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста, они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав. Удерживают руку на нужном уровне, направляют ее.

kopilkaurokov.ru

Правильная постановка руки фортепиано. Как правильно разное. KakPravilno-Sdelat.ru

Главная » Как правильно разное

Постановка рук для игры на фортепиано

Постановка рук и правильная осанка #8212; это то, чему деток учат в музыкальной школе с первых дней занятий. Неправильная постановка рук и посадка #8212; это довольно распространенные ошибки самоучек. А тем временем существует даже специальная обучающая литература, посвященная консерваторской постановке рук на фортепиано. В этом плане довольно интересным является труд М.И. Николаевского #171;Консерваторская постановка рук на фортепиано#187; (1917 г.). Что же представляет из себя правильная постановка рук для фортепиано? Как научиться следить за собой, в том случае, если вы #8212; самоучка, и некому указать вам на ваши ошибки?

Почему так важно правильно держать руки во время игры на фортепиано?

Правильная постановка рук предполагает свободу и независимость в движениях пальцев и рук во время игры на фортепиано. Если рука поставлена неправильно. рано или поздно исполнитель сталкивается с проблемой в исполнении более сложных и быстрых произведений. К примеру, среди распространенных ошибок #8212; постановка пальцев ближе к краям белых клавиш, оттопыривание мизинцев, #171;деревянные#187; пальцы и др.

Консерваторская постановка #8212; это правильная посадка, высота стула, положение корпуса и его наклон, правильное положение ног и колен, плеч и локтей, рук, кистей и пальцев. Также важен подъем пальце во время игры на фортепиано, постановка первого пальца и его подкладывание в гаммах.

Правильная посадка во время игры на фортепиано

Итак, правильная посадка за фортепиано #8212; это прямая спина, опора на ноги и чуть опущенные плечи. Во время игры на фортепиано обязательно следите за своими локтями. Они не должны болтаться или мешать вам #8212; вся тяжесть вашей руки должна ощущаться в кончиках пальцев.

Во время игры на фортепиано избегайте резких движений руками. Рука должна идти настолько плавно, будто вы плывете под водой. Обязательно включите выступления известных пианистов и посмотрите, как они сидят за инструментом и держат руки во время игры на фортепиано. Старайтесь подражать им. Не садитесь слишком близко к инструменту или слишком низко на стуле #8212; это приведет к скованности плеча.

Постановка рук пианиста

Теперь поговорим о постановке рук во время игры на фортепиано. Держите пальцы в собранном виде ближе к черным клавишам. Представьте, что вы держите в руке невидимую сферу. Пальцы не должны прогибаться во время игры на фортепиано (довольно распространенная ошибка слабых пальцев). Нажимать на клавиши следует подушечками пальцев, так что о длинных #171;кошачьих#187; ногтях придется забыть.

Поделись и читай дальше!

Во время игры все пальцы необходимо закруглять (ставить #171;домиком#187;) и во время пауз подвешивать кисть в воздухе. Профессиональный пианисты делают это очень эффектно #8212; это помогает снять напряжение в руке.

Во время игры используйте всю руку от самого плеча. Руки должны непрерывно и плавно двигаться.

Правильное положение рук и тела при игре на фортепиано

Начинающему пианисту, да и не только ему, важно с первых занятий приучить себя правильно располагаться за музыкальным инструментом. Ведь это позволит в дальнейшем быть выносливее и виртуознее. Итак, поехали!

Советы по правильной посадке

Вот Вы подошли к инструменту и сели на стул. Тут следует сразу же обратить внимание на правильность посадки. Не следует садиться слишком далеко от музыкального инструмента, чтобы не тянуться к нему руками. Предплечья рук должны быть горизонтальны или располагаться немного выше клавишей.

Купите специальный стул

На стул, для создания необходимой высоты, можно положить несколько томов книг. Лучше купить специальный стул, предназначенный для фортепиано. Специальный механизм поможет скорректировать необходимую высоту. Для обеспечения комфортной игры локти должны находиться чуть впереди тела. Они не должны прилегать близко к туловищу. Пальцы должны касаться клавиш только кончиками. С помощью передвижения стула, можно найти удобное положение.

Держитесь прямо и расслабленно

Мягкое сиденье и глубокая посадка могут привести к излишнему напряжению в мышцах и сковывать движения. Спину следует держать прямо и это положение должно быть максимально удобным. Нужно стремиться к тому, чтобы плечи были опущены и расслаблены. У новичков может появиться желание их приподнять и напрячь. Любая напряженность в теле может стать причиной появления болей в мышцах.

Необходимые знания о руках

Коротко остриженные ногти на руках позволят максимально чувствовать клавиши и исполнять музыку. Пальцы на клавишах нужно стараться разместить поближе друг к другу. Каждый музыкант знает, что существует общепринятая нумерация пальцев для обеспечения точной игры на фортепиано или пианино.

Номер первый (1) – большой палец на кисти руки, а мизинец обозначается номером 5. Такие специальные цифры часто располагают под нотными головками, а также в нотных текстах. Они помогают подобрать музыканту более удобные пальцы для исполнения произведений в необходимых местах на клавиатуре. Это является своеобразной подсказкой, чтобы музыкант смог разобраться в нотах.

Аппликатура

Существует определенный термин - «аппликатура», обозначающий распределение ролей пальцев, в процессе игры на клавишах. В некоторых печатных публикациях имеется четкая аппликатура. При ее наличии или отсутствии у музыканта есть выбор: или следовать указаниям редактора, или же создать свой собственный удобный вариант.

Важно создать максимально комфортные условия для занятий любимым делом. Помощь редактора принимается добровольно, можно обойтись и без нее. Гамму сначала нужно осваивать той рукой, которая является ведущей. Левша начинает с левой руки. Если гамма освоена одной рукой, то другой это будет сделать быстрее, пальцы будут двигаться зеркально. Начинающим пианистам важно понять принцип подмены пальцев и правильно варьировать позицию руки в процессе игры.

Правильная постановка рук пианиста

Человеческая кисть руки имеет двадцать суставов. Большинство из них могут принимать разнообразную форму. Главное, определиться, какая форма будет самой необходимой для занятий музыкой.

Упражнение «Яблоко»

Рассмотрим специальное упражнение. Для этого необходимо взять в руку большое яблоко и держать его так, чтобы пальцы были направлены вниз, при этом не сжимая фрукт. Следует удерживать его так, чтобы чувствовать форму по всей длине, даже самими подушечками пальцев и с такой силой, которая достаточна для удержания на весу. Далее можно аккуратно вращать кисть в различных плоскостях, при этом бережно дотрагиваясь до круглого фрукта полностью и вернуться в исходно положение. Это и является необходимой формой кисти при игре на пианино или фортепиано.

Не опускайте кистевой сустав

Руку в такой форме нужно разместить на клавишах фортепиано. Так, средние пальцы руки будут находиться на трех клавишах, которые имеют черный цвет, а большой и мизинец – на соседних белых. Подушечки пальцев должны чуть касаться черных клавиш, как можно более глубоко. Кисть руки обязательно должна иметь такую форму, как тогда, когда удерживала округлый предмет на весу, не следует опускать сустав кисти.

Основная нагрузка приходится на кончики пальцев

Теперь следует перевести вес на подушечки пальцев руки, клавиши в это время беззвучно опустятся. Общий вес должен распределиться равномерно. Пальцы сохраняют исходную форму, не выпрямляются и не сгибаются. Можно попробовать осуществить вращательные движения кистевым суставом, пальцы находятся на клавиатуре и остаются без движения.

Постоянная нагрузка должна чувствоваться именно кончиками пальцев, кистевой сустав в это время делает плавные вращательные движения вокруг исходной формы. Появится желание снять напряжение с подушечек пальцев, приподнять руку в воздух, но делать этого не следует. Локоть обязательно должен висеть свободным, а плечо быть расслабленным.

Такая тренировка может стать первым уроком для рук и мышц, которые только начинают познавать мир музыки. В результате систематических упражнений, мышцы привыкают к такому виду нагрузкам. Со временем исчезает первичный дискомфорт и напряжение.

Не зажимайте руки

От правильности исходной формы руки зависит скорость и качество обучения игры на инструменте. Важно, чтобы рука запомнила форму, вырабатываемую суставом при упражнениях с яблоком. Кончики пальцев должны привыкнуть ко всей тяжести, переносимой с руки. Пальцы должны обязательно держать округлую форму, а плечо, кисть и локоть не напрягаться. Запястья и ладони не должны опускаться ниже клавиш, зажатая рука очень быстро устает.

Вращайте кисть

Особое внимание следует обратить на вращение кистью на клавишах. Основной момент заключается в том, что вес на кончиках пальцев должен быть стабильным. Спина всегда остается прямой, локоть и плечо всегда остаются расслабленными. Нужно уделять равное внимание обеим рукам, но упражняться по очереди с каждой. Важно привыкнуть к новым ощущениям и натренировать необходимые мышцы.

Тренируйтесь систематически

Систематический самоконтроль приведет к положительному результату. Окончательная постановка руки занимает индивидуальное количество времени, у кого-то занимает пару лет, а у кого-то больше. Также не нужно бояться экспериментов. Можно попробовать все возможные положения рук, сыграть несложную композицию и найти для себя что-то наиболее подходящее.

Как правильно ставить пальцы на фортепиано

Пятый палец следует использовать только в самом начале или самом конце лада, не для проходящих звуков. Другими словами палец 1 следует перемещать либо по пальцем 3 либо под пальцем 4, но не под пятым.

К примеру, для тональности C, правая рука играет C, D, и E пальцами 1, 2, и 3, затем палец 1 переносится под пальцем 3, чтобы проиграть F, G, A, B, и C пальцами 1, 2, 3, 4, и 5. Такая постановка пальцев сохраняется и в обратную сторону. (Обратите внимание, что закончить здесь пятым пальцем можно).

Если вы продолжаете играть более, чем одну октаву, то палец 1 переносится под пальцем 4 при смене B на C, так чтобы в следующей октаве повторить тот же рисунок.

Для левой руки, палец 3 пересекается с пальцем 1 при переходе с G на A. Продолжая игру в следующей октаве, вы перемещаете палец 1 под пальцем 4 при переходе с C на D. Имеет смысл представить себе, что пальцы двигаются в зеркальном отражении, но одновременная игра правой рукой вверх и левой рукой вниз не практикуется. (Обратите внимание, что начинать с пятого пальца вполне приемлемо).

Это перемещение пальца 1 под пальцами 3 и 4 может быть не столь важно, когда речь идет о тональности С, имеющей в своем ладу все белые клавиши. Когда же вы начнете играть в других тональностях, важность такой постановки станет очевиднее, поэтому отработка навыка в легкой тональности впоследствии окупится с лихвой. (В большинстве тональностей игра начинается с пятого пальца левой руки и заканчивается пятым пальцем правой).

Источники: http://prostoloca.ru/postanovka-ruk-dlya-igry-na-fortepiano, http://learn-music.ru/articles/piano/pravilnoe-polozhenie-ruk-i-tela-pri-igre-na-fortepiano, http://ru.wikihow.com/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%86%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE

Комментариев пока нет!

kak-sdelatpravilno.ru

Правильная постановка рук при игре на фортепиано

Как правильно сидеть за пианино

Правильное положение тела - меньше усталости

«Ой! Что-то у меня спина разболелась! И руки болят от напряжения. Я что-то делаю не так?» - спросила девочка, которая только начала осваивать фортепиано.

Что же делать, чтобы игра приносила радость и удовольствие, а не усталость и разочарование?

Для того чтобы вам было удобно играть, очень важно правильно сидеть за инструментом. Что же для этого нужно? 

Для начала необходимо полностью расслабиться, потому что любое напряжение может стать причиной мышечной боли. Старайтесь держать спину прямо.

Контролируйте свои локти: они не должны быть прижаты к туловищу. Во время игры пробуйте как можно дальше отводить их в сторону, но не переусердствуйте!

Когда спина прямая и локти находятся на определенном расстоянии от туловища, вы и не заметите, как помогая себе корпусом исполнять музыкальные шедевры, вы в сто раз облегчите себе задачу!

Обязательно отнеситесь серьезно к такому вопросу, как постановка рук для фортепиано! Это не так сложно, как кажется. С чего начать?

Вот вы кладете руки на клавиши. Затем постарайтесь собрать пальцы вместе, но не вплотную друг к другу, пусть между ними останется небольшое расстояние. При этом кисти ваших рук из горизонтального положения тоже поднимутся вверх.

Следите за тем, чтобы в кистях не было напряжения! Если попробовать что-нибудь сыграть в таком положении, то поначалу вам покажется это сложным. Но если тренироваться так каждый день, то потом вы даже перестанете обращать на это внимание – руки сами станут в удобную для них позицию! Еще умные мысли по поводу того, как держать руки, есть в этой статье

Но! Следуя только этим правилам, еще не значит решить все проблемы. Не менее важным моментом является стул, на котором вы сидите во время игры. Многие скажут: «Да какая разница, на чем сидеть!».

А вот и есть разница.

Если вы сидите за обычным стулом, то он будет слишком низким. И тогда возникает желание ссутулиться. В теле возникает напряжение, что является причиной быстрой усталости.

Поэтому лучший выход – это приобрести специальный стул для фортепиано. Его особенность заключается в том, что на нем можно регулировать высоту и подобрать ту, которая подходит именно вам. При известном желании, вы можете обратиться в любой специализированный магазин и выбрать именно то, что вам по душе.

Если же на инструменте учится играть ваш ребенок и возникает проблема «А куда же ставить ноги?», не переживайте! Проблему можно решить, купив специальную подставку для ног или использовать маленькую табуретку. Но подбирать ее нужно так, чтобы ребенок при этом не чувствовал неудобств и дискомфорта.

Постановка рук для игры на фортепиано

Постановка рук и правильная осанка — это то, чему деток учат в музыкальной школе с первых дней занятий. Неправильная постановка рук и посадка — это довольно распространенные ошибки самоучек. А тем временем существует даже специальная обучающая литература, посвященная консерваторской постановке рук на фортепиано. В этом плане довольно интересным является труд М.И. Николаевского «Консерваторская постановка рук на фортепиано» (1917 г.). Что же представляет из себя правильная постановка рук для фортепиано? Как научиться следить за собой, в том случае, если вы — самоучка, и некому указать вам на ваши ошибки?

Почему так важно правильно держать руки во время игры на фортепиано?

Правильная постановка рук предполагает свободу и независимость в движениях пальцев и рук во время игры на фортепиано. Если рука поставлена неправильно. рано или поздно исполнитель сталкивается с проблемой в исполнении более сложных и быстрых произведений. К примеру, среди распространенных ошибок — постановка пальцев ближе к краям белых клавиш, оттопыривание мизинцев, «деревянные» пальцы и др.

Консерваторская постановка — это правильная посадка, высота стула, положение корпуса и его наклон, правильное положение ног и колен, плеч и локтей, рук, кистей и пальцев. Также важен подъем пальце во время игры на фортепиано, постановка первого пальца и его подкладывание в гаммах.

Правильная посадка во время игры на фортепиано

Итак, правильная посадка за фортепиано — это прямая спина, опора на ноги и чуть опущенные плечи. Во время игры на фортепиано обязательно следите за своими локтями. Они не должны болтаться или мешать вам — вся тяжесть вашей руки должна ощущаться в кончиках пальцев.

Во время игры на фортепиано избегайте резких движений руками. Рука должна идти настолько плавно, будто вы плывете под водой. Обязательно включите выступления известных пианистов и посмотрите, как они сидят за инструментом и держат руки во время игры на фортепиано. Старайтесь подражать им. Не садитесь слишком близко к инструменту или слишком низко на стуле — это приведет к скованности плеча.

Постановка рук пианиста

Теперь поговорим о постановке рук во время игры на фортепиано. Держите пальцы в собранном виде ближе к черным клавишам. Представьте, что вы держите в руке невидимую сферу. Пальцы не должны прогибаться во время игры на фортепиано (довольно распространенная ошибка слабых пальцев). Нажимать на клавиши следует подушечками пальцев, так что о длинных «кошачьих» ногтях придется забыть.

Поделись и читай дальше!

Во время игры все пальцы необходимо закруглять (ставить «домиком») и во время пауз подвешивать кисть в воздухе. Профессиональный пианисты делают это очень эффектно — это помогает снять напряжение в руке.

Во время игры используйте всю руку от самого плеча. Руки должны непрерывно и плавно двигаться.

Как правильно ставить пальцы на фортепиано

Пятый палец следует использовать только в самом начале или самом конце лада, не для проходящих звуков. Другими словами палец 1 следует перемещать либо по пальцем 3 либо под пальцем 4, но не под пятым.

К примеру, для тональности C, правая рука играет C, D, и E пальцами 1, 2, и 3, затем палец 1 переносится под пальцем 3, чтобы проиграть F, G, A, B, и C пальцами 1, 2, 3, 4, и 5. Такая постановка пальцев сохраняется и в обратную сторону. (Обратите внимание, что закончить здесь пятым пальцем можно).

Если вы продолжаете играть более, чем одну октаву, то палец 1 переносится под пальцем 4 при смене B на C, так чтобы в следующей октаве повторить тот же рисунок.

Для левой руки, палец 3 пересекается с пальцем 1 при переходе с G на A. Продолжая игру в следующей октаве, вы перемещаете палец 1 под пальцем 4 при переходе с C на D. Имеет смысл представить себе, что пальцы двигаются в зеркальном отражении, но одновременная игра правой рукой вверх и левой рукой вниз не практикуется. (Обратите внимание, что начинать с пятого пальца вполне приемлемо).

Это перемещение пальца 1 под пальцами 3 и 4 может быть не столь важно, когда речь идет о тональности С, имеющей в своем ладу все белые клавиши. Когда же вы начнете играть в других тональностях, важность такой постановки станет очевиднее, поэтому отработка навыка в легкой тональности впоследствии окупится с лихвой. (В большинстве тональностей игра начинается с пятого пальца левой руки и заканчивается пятым пальцем правой).

Советы Править

  • Начинайте с использования только пяти пальцев, проигрывая либо C-D-E-F-G (для правой руки), либо C-B-A-G-F (для левой руки). Тренируйтесь проигрывать ноты вверх (для правой), затем вниз (для левой), а затем одновременно. После того, как ваши пальцы почувствуют себя достаточно свободно, можно переходить к игре 10-ти нот, вверх и вниз.

Что вам понадобится Править

Источники: http://myfortepiano.ru/kak-sidet-za-fortepiano.php, http://prostoloca.ru/postanovka-ruk-dlya-igry-na-fortepiano, http://ru.wikihow.com/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%86%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE

Комментариев пока нет!

kak-delat-pravilno.ru

Основные принципы организации игрового аппарата начинающих пианистов - Методическая страница

Основные принципы организации игрового аппарата на первоначальном этапе обучения начинающих пианистов

     Любая деятельность требует сознательного и направленного труда.  Поэтому с учащимися, особенно начинающими обучение игре на фортепиано, необходимо последовательно развивать мышление и волю, приучать их к преодолению трудностей, вырабатывать стремление самостоятельно справляться со сложными задачами, а также развивать в обучающихся творческую инициативу и воображение. Качество умений и навыков, глубина знаний и правильное суждение играют очень большую роль в развитии художественной деятельности. В работе с начинающими эти требования должны всегда соответствовать индивидуальным особенностям детей, их природным музыкальным природным особенностям, их возможностям усваивать учебный материал, отвечающий принципам доступности.

Учащиеся должны знать, что исполнение художественного произведения, пусть самого небольшого и лёгкого, является передачей смысловой сущности во всей полноте художественных образов, выявлением музыкальными средствами человеческих мыслей, чувств и переживаний. В музыке это можно сделать с помощью  выразительных средств звучания, и это звучание нужно найти. Способами и средствами являются: с одной стороны яркость и точность музыкальных представлений, с другой стороны – система исполнительных умений и навыков.

     Художественное  исполнение требует: 1.   Правильной, удобной посадки, постановки рук;2.   Правильного звукоизвлечения с помощью правильной организации движения рук от плеча до кончиков пальцев;3.   Собранности руки и готовности к взятию того или иного звука, координации обеих рук;4.   Правильного переноса рук по клавиатуре;5.   Экономичность и пластичности движений руки и независимости пальцев;6.   Точного соблюдения приёмов звуковедения (легато, стаккато, портаменто, а также различных штрихов, лиг и т.п.).7.   Выполнения правильной аппликатуры;8.   Правильного чёткого ритма.

Все указанные умения и навыки должны служить достижению художественного исполнения, основой которого является характер и окраска звучания со всеми тонкостями и многообразием.Рассмотрим некоторые из этих вопросов, имеющих связь с первоначальными приёмами игры на фортепиано.

Посадка за инструментом.Решающее значение для освоения всех навыков игры на фортепиано, имеет правильная посадка. Она должна быть удобной для выработки всех движений рук обучающегося и сохранять необходимую свободу во время исполнения. Садиться нужно обязательно против середины клавиатуры (примерно до-ре первой октавы). Ориентироваться можно по расположению педалей.

Сидеть нужно на достаточном расстоянии от клавиатуры. Слишком близкая к клавиатуре посадка будет стеснять движения рук. Нельзя сидеть слишком далеко от клавиатуры, в этом случае руки будут находиться в вытянутом состоянии, что не даст необходимой свободы движениям рук. Посадка должна обеспечивать рукам округлость, а не вытянутость. Локти при этом будут слегка отодвинуты от корпуса.

Хорошо помогает обеспечить правильность посадки по высоте, стул с изменяющейся регулируемой высотой. При отсутствии такого стула нужно применять подкладки для сидения. Сидеть нужно на половине стула, чтобы корпус мог свободно наклоняться вперёд, назад, вправо и  влево.  Это создаёт благоприятное условие для использования в игре всей клавиатуры. Важно следить за тем, чтобы ученик не сидел на кончике стула, так как это мешает его необходимой устойчивости и опоры (опоры при игре на фортепиано в основном в стуле и в ногах). Поэтому очень маленьким детям, обучающимся игре на фортепиано, необходимо под ноги ставить скамейку-подставку.

Постановка рук.Огромный диапазон возможностей звучания фортепиано, разнообразия динамических и агогических оттенков исполнения, различных технических приёмов, требуют от рук определённой эластичности, обеспечения координации всех частей руки. Движения руки должны быть просты и экономичны, они должны содействовать наиболее выразительному исполнению.

Такими являются основные правила постановки руки:1. Рука должна быть лишена всякой скованности, свободна от плеча до кончиков пальцев. В то же время недопустимо расхлябанность и вялость. Образно говоря, рука не должна быть «палкой», но и не должна быть «тряпкой». На клавиатуру нужно ставить всю руку от плеча, держа её кругло, так, чтобы локоть был слегка отведён от корпуса и был на одном уровне с клавиатурой или чуть выше.2. При соприкосновении с клавишами пальцы должны быть слегка округлыми, но не скрюченными. Подушечка пальца соприкасается с поверхностью клавиши и хорошо её чувствует. При этом не следует ни отпускать, ни поднимать лучезапястный сустав. Рука должна быть в естественном положении – это можно показать ученику, предложив ему посмотреть на руки, спокойно лежащие на коленях; в этом положении руки всегда в кисти принимают правильное положение.3. Пальцы должны лежать на поверхности клавиш, располагаясь достаточно близко  друг к другу, но не «склеиваться». При этом  2,3,4 пальцы стоят на одной линии, ближе к чёрным клавишам, 5-й палец ставится ближе к краю клавиши. А 1-й палец соприкасается с клавишей боковой поверхностью. 4. Перенос руки с клавиши на клавишу на любое расстояние должен быть свободным, осуществляться одним движением, целенаправленно и экономично.5. Первые приёмы игры на фортепиано состоят из наиболее простых и ясных движений. Лучше начинать игру с приёма нон легато, тренируя последовательно каждый из пальцев: 3-2-4. Первый и пятый палец можно ставить одновременно, в интервале квинты, между 1-м и 5-м пальцем три белых клавиши. При этом нужно добиваться, чтобы ученик не «бросал» руку, а всегда аккуратно «ставил» её на клавиши и отпускал клавиши до дна. 6. При переходе приёма легато (не слишком задерживаясь на изучении нон легато) необходимо добиваться мягкого, без толчков «переступания» с пальца на палец, связного и певучего звука.7. Приём стаккато следует осваивать по возможности позже: слишком ранняя игра стаккато вызовет напряжённость и зажатость руки.8. Координация слухового восприятия и звукоизвлечения, необходима уже на раннем этапе обучения маленького пианиста. Для этого всегда во время урока нужно обращаться к музыкальному слуху начинающих, воспитывать умение представить звучание и стремиться получить желаемый результат.9. При игре пальцы должны быть активными, необходим небольшой размах пальца перед опусканием его на клавишу, не допуская большой, резкий подъём, который будет вызывать ненужную фиксацию руки.

Основные способы устранения дефектов, возникающих в процессе постановки рук.На этапе первоначального периода обучения, зачастую даже при тщательном проведении этой работы, в постановке рук появляются различные двигательные дефекты. Иногда педагог слишком быстро успокаивается на достигнутом и перестаёт обращать достаточно внимания постановке рук и правильным движениям. Не всегда педагог может наладить и самостоятельную работу, проводимую начинающим в домашних условиях, когда ученик должен контролировать себя сам, как бы  наблюдая свою игру на инструменте со стороны. В случае возникновения дефектов в постановке рук, нужно пользоваться некоторыми специальными упражнениями:1. Тряска руки (неустойчивость запястья). При этом достаточно стойком дефекте можно вернуться к простейшим начальным упражнениям «легато», играть короткие линии на одном движении руки. Другой способ борьбы с указанным дефектом состоит во временном прекращении от опёртой игры в пьесках и упражнениях, исполняя быстрые линии лёгким легато (леджиеро).2. Скованность кисти, слишком высокая или слишком низкое запястье. Для исправления этого дефекта нужно играть небыструю трель, и одновременно с игрой менять высоту запястья. Второй способ устранения такого дефекта заключается в связной игре широких фигур, которая без гибких движений кисти  и перемещения запястья и локтя неисполнима.3. Неустойчивость 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев в пястно-фаланговых суставах. Этот  дефект называют часто «продавливанием косточек». Для исправления указанного недостатка руки, нужно играя несложные пятипальцевые упражнения,  поддерживать ладонь играющей руки снизу указательным пальцем другой руки. Может помочь и игра портаменто одним из пальцев (поочерёдно). При этом ставить палец нужно преувеличенно круто.4. Слабая подвижность пястной кости большого пальца.Для улучшения подвижности пястной кости большого пальца нужно делать регулярную гимнастику 1-м пальцем вне инструмента, приближая конец первого пальца к основанию пятого и удаляя его на предельное расстояние от остальных.5.  Неустойчивость 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев в концевых суставах. Этот дефект получил название «проламливание кончиков пальцев». Для борьбы с ним необходимо применять упражнение на скольжение. Два пальца ставятся на клавиши в интервале секунды, терции или кварты и производится скольжение «от себя» или «к себе».  При этом должна сохраняться неизменно правильная форма пальцев.6.  Напряжённость большого пальца, не занятого в игре.Зачастую большой палец, некоторое время не участвующий в игре, переходит в напряжённое состояние, он напряжённо отводится далеко от второго пальца или подводится под ладонь.Для борьбы с этим дефектом очень полезно играть связные фигуры 2-м, 3-м, 4-м пальцами, при этом большой палец выводится за пределы клавиатуры, далее свободно опускается, свешивается.7. Напряжённость 5-го пальца, не занятого в игре.Иногда в игре начинающего пианиста можно наблюдать, как 5-й палец, не играющий в данный момент, напряженно приподнимается, торчит вверх или напряжённо сгибается в среднем и концевом суставах. Такое состояние пальца неизбежно отрицательно влияет на работе соседних пальцев. Для исправления этого дефекта руки, нужно играть связные фигуры 2-м, 3-м, 4-м пальцами, стараясь при этом 5 палец держать близко к поверхности клавиш.

Указанный перечень приёмов исправления дефектов постановки руки не является полным, исчерпывающим. Многие способы исправления дефектов постановки руки рождаются в процессе педагогической работы с начинающим на уроке и полностью связаны с индивидуальностью каждого маленького пианиста и его рук.

При работе с первых шагов обучения игре на фортепиано в основу всего обучения нужно ставить достижение красивого, сочного, певучего звука, а значит правильного звукоизвлечения. Звук, воспроизведённый на инструменте, должен быть наделён живым музыкальным содержанием., быть живой частицей музыкальной интонации, иметь напевность и легко вливаться в следующий за ним в мелодии.  Поэтому, любой извлекаемый звук должен хорошо контролироваться слухом.  Отношение к звучанию, а значит и звукоизвлечению, необходимо воспитывать в тесной взаимосвязи с организацией работы каждого пальца в отдельности и всей руки в целом. Именно это лежит в основе успешного обучения начинающих пианистов.

Богриенко Ирина Юрьевна, 2010 г.,г. Караганда

as-sol.net


Смотрите также