Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч). Упражнения для правильного произношения звуков


Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения звуков.

Логопедическая гимнастика преследует следующие цели:1.    развитие общей моторики и артикуляционного праксиса2.    воспитание нижнедиафрагмального дыхания3    дифференциация ротового и носового дыхания4     активация работы мышц и мягкого неба и задней стенки глотки5.    работа над развитием высоты, силы голоса, устранение назального оттенка6.    уточнение артикуляции подготовленных звуков7.    закрепление поставленных звуков в звукоподражаниях, слогах, словах и фразах8.    формирование и развитие фонематического слуха и восприятия

Статические упражнения1. «Лопаточка»  широкий язык высунуть,  расслабить,  положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.2. «Чашечка» рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.3. «Иголочка» рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.4. «Горка» рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.5. «Трубочка» высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Динамические упражнения1. «Часики» высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз.2. «Лошадка» присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку Проделать 10-15 раз.3. «Грибок» раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.4. «Качели»  высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно то к носу,  то к подбородку. Рот при этом не  закрывать.   Упражнение  проводиться  под счет логопеда 10-15 раз.5. «Вкусное варенье»высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.6. «Змейка» рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.7. «Маляр»  высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.8. «Катушка» кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта. Проделать 15 раз.

При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сообразуясь с артикуляцией фонемы, которую будет ставить и с особенностями органов артикуляционного аппарата у ребенка.

ПЕРВЫЙ   КОМПЛЕКС   УПРАЖНЕНИЙ (для свистящих звуков С, 3, Ц)Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка (участвуют кончик языка, боковые края языка, спичка языка), движение губ, нижний челюсти и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:

Упражнение: Загнать мяч в ворота"Цель упражнения. Вырабатывать длительную, целенаправленную воздушную струю.Выполнение упражнения. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между    двумя        кубиками, стоящими впереди на столе.Мет одические указания.1.Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать    пальцами.2. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю.

Упражнение "Наказать непослушный  язык"Цель упражнения: способствовать расслаблению мышц языка. Выполнение упражнение. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звуки " п я - п я - п я ". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до  пяти—десяти.Методические указания.1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние   зубы.2.  Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном   выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.

Упражнение "Сделать язык широким"Цель упражнения: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении.Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет логопеда от одного до 5-10.Методические указания.1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не поворачивалась нижняя  губа.3. Не высовывать язык далеко, он должен только  накрывать  нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться  углов  рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к  упражнению "Наказать непослушный язычок".

Упражнение "Кто дальше загонит мяч"Цель упражнения : вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка, на нижнюю губу и, как бы  произнося длительно Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.Методические указания.                                                  1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние  зубы. 2. Нельзя надувать щёки.3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук X, т.е. чтобы струя была узкая, а не рассеянная.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ  (для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ)Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка, губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи, достаточно сильной и направленной посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Упражнение "Наказать непослушный  язык"  (см. выше)

Упражнение "Сделать язык широким" (см. выше)

Упражнение "Вкусное варенье"Цель: вырабатывать движение широкой передней челюсти языка вверх и положение близкое к форме "чашечки", которое принимает язык при произнесении звуча "Ш"Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.Методические указания.1. Следить, чтобы  работал  язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не "не подсаживала" язык    вверх, она должна быть неподвижной. 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.З. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язычок". Как только язык будет распластанным, так шпателем поднять вверх и завернуть верхнюю губу.

Упражнение "Фокус"Цель: вырабатывать подьем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.Выполнение: улыбнуться, приоткрыть   рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.Методические указания.1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно слегка придерживать.3.  Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние губы.

Упражнение "Присоси конфетку"Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.Выполнение: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка приклеить кусочек к небу за верхними   зубами.

Упражнение "Грибок"Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении "улыбки". При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дальше язык в верхнем положении.Методические указания.1.  Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.2.  Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ  (для звука Л)Для произнесения звука Л требуются достаточно сложная и/дифференцированная работа различных частей языка. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения.

Упражнение 'Наказать непослушный язык" (см.выше)

Упражнение "Сделать язык широким" (см. выше)

Упражнение "Вкусное варенье" (см. выше)Упражнение "Гудит пароход"Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх.Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "Ы" (как гудит пароход).Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Упражнение "Индюки"Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.Выполнение упражнения. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отры¬вать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавлять голос, пока не послышатся звуки "бл - бл" (как индюк болбочет). Методические указания.1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.2. Чтобы движения языком вперед были вперед - назад, а не из стороны в сторону.3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.

Упражнение "Качели"Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными а, ы, о, у.Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык, за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать под счет от 1-5. Так поочередно менять положение языка через шесть раз.Методические   указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение "Пощелкать кончиком языка"Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.Выполнение: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.Методические указания.1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно выполнить упражнение "Присоси конфетку".4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Упражнение "Беззвучно пощелкать кончиком языка"Цель: вырабатывать движение языка  вверх и помочь определить место его при произнесении звука Л.Выполнение: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.Методические   указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, упражнение выполняет только язык.2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ (для звука Р)Для произнесения звука Р необходима сложная работа всех мышц языка и сильная выдыхаемая воздушная струя. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Упражнение "Пощелкать кончиком языка" (см. выше)

Упражнение "Вкусное варенье" (см. выше)

Упражнение "Индюки" (см. выше)

Упражнение "Маляр"Цель: учить ребенка поднимать язык вверх.Выполнение: улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Методические указания.1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.2. Следить, чтобы язык доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта.

Упражнение "Чьи зубы чище?"Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.Выполнение:  приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.Методические указания.1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Упражнение "Барабанщики"Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.Выполнение: улыбнуться, открыть рот, и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Методические указания.1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык                             2. Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не хлюпал.3. Кончик языка не должен подворачиваться.4. Звук Д нужно производить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

ПЯТЫЙ  КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ (для дифференциации свистящих и шипящих звуков с-ш, з-ж, ц-ч)

Упражнение "Качели" (см. выше)

Упражнение "Насос"Цель: уточнить артикуляцию и произнесение звука С.  Выполнение. Предложить ребенку длительно произнести звук С так, как воздух свистит, когда выходит из насоса. Обратить его внимание на то, что при произнесении звука С язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

Упражнение "Шар лопнул"Цель: уточнить артикуляцию и произнесение звука Ш. Выполнение. Предложить ребенку длительно произнести звук Ш так, как воздух выходит из проколотой шины. Обратить внимание на то, что при произнесении звука Ш передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.

Упражнение "Угадай, что это?"Цель: научить ребенка различать звуки С и Ш при их сопоставлении.Выполнение: поочередно, не спеша, нужно произносить звуки С и Ш, а ребенок соответственно звуку должен показывать то на картинку, изображающую велосипедный насос (если он слышит звук С), то на картинку, изображающую проколотую шину (если он слышит звук Ш). Потом вы показываете то на картинку с насосом, то на картинку с шиной, а ребенок соответственно называет или звук С, или звук Ш.Упражнение "Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори"Цель: научить ребенка различать и правильно произносить звуки С и Ш в слогах.Выполнение: Предложить ребенку повторить за вами  попарно  слоги, соблюдая определенную последовательность: са - ша, со - шо, су - шу, сы - ши.При повторении упражнения взрослый должен располагать слоги в ином порядке: ша - са, шо - со, шу - су, ши - сы и т.д. Произносить звуки надо громко. При повторении упражнения взрослый прикрывает листком бумаги свой рот (держа бумагу па расстоянии 15-20 см ото рта), чтобы ребенок не видел артикуляции этих звуков, а воспринимал их только на слух.

Упражнение "Если звук угадал, верно слово ты назвал"Цель: показать ребенку, что с изменением звука может измениться и смысл слова.Выполнение: Предложите ребенку правильно повторять за взрослым два слова, в которых с изменением дифференцируемых звуков С и Ш меняется их смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловое значение. Например, объяснить, что такое мишка и что такое миска, и указать, в каком слове звук С, а в каком Ш: кашка - каска, мишка - миска, крыша - крыса и др.

Упражнение "На картинку посмотри, ее верно назови"Цель: научить ребенка не смешивать звуки С и Ш, когда они встречаются в одном и том же слове.Выполнение: подберите картинки, в названии которых одновременно встречаются звуки С и Ш и попросите ребёнка правильно их назвать: Саша, шоссе, сушки, старушка, солнышко, машинист, стеклышко, пушистый снег и др. При отсутствии картинок можно предложить ребенку повторить эти слова за взрослыми.

Упражнение "Кто лучше придумает"Цель: научить ребенка правильно употреблять звуки С и Ш во фразах. Выполнение: по картинкам, подобранным для предыдущего упражнения, ребенок должен составить предложения и правильно произнести их. Если нет картинок, взрослый называет слово, а ребенок составляет с этим словом предложение. Можно соревноваться, чье предложение интереснее. Сначала предложение должен составить взрослый, а затем ребенок, например со словом "шоссе" можно составить такую фразу: "Саша шла по тропинке вдоль шоссе".

Упражнение "Выучите с ребенком стихотворение"Простокваши дали Клаше, Недовольна Клаша:- Не хочу я простокваши, Дайте просто каши!Дали вместо простокваши Каши нашей Клаше:- Не хочу я просто каши Так - без простокваши! Дали вместе с простоквашей Каши Клаше нашей,Ела, ела Клаша кашу Вместе с простоквашей. А поела - встала, "Спасибо" сказала.

Дифференциация последующих пар звуков з-ж, ц-ч, с-ш отрабатывается в том же порядке. При уточнении изолированных звуков используются звукоподражания.

z-zubova-zhukdou32.edumsko.ru

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

1. Наказать непослушный язычок. Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание!  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.  2. Сделать язык широким.  Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта.  3. Приклей конфетку. Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх. Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.  Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).  4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.  4. Грибок. Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).  Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)  Внимание! 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.  5. Кто дальше загонит мяч.  Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.  Внимание! 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.  6. Вкусное варенье. Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.  7. Гармошка.  Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).  Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.  Внимание!  1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.  8. Фокус. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.  Внимание! 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 

studfiles.net

Методическое пособие "Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звуков"

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [P].

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Чьи зубы чище? Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание. Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание! 1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2.Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр. Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание. Улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Внимание! 1.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч. Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Вкусное варенье. Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Индюк. Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Барабан (Барабанщики). Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Внимание! 1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2.Следить, чтобы звук d носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 3.Кончик языка не должен подворачиваться. 4.Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Наказать непослушный язычок. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье. (Чашечка) Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит. Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк. Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели. Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка. (Пощелкаем язычком) Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание! 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Лошадка едет тихо. Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л. Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2.Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3.Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Дует ветерок. Цель. Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Наказать непослушный язычок. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким. Цель. Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! 1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2.Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3.Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Приклей конфетку. Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх. Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2.Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3.Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4.Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок. Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) Внимание! 1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч. Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Вкусное варенье (Чашечка). Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Постараться удержать язык в таком положении от 5 до 10 секунд. Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка. Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Внимание! 1.Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2.Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3.Следить,чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус. Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2.Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3.Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Ч].

Приклей конфетку. Цель.Укрепление мышц языка и отработка подъема языка вверх. Описание. Рот раскрыт на 1,5-2 см. Язык широко распластан и спокойно лежит на нижней губе. На самый кончик языка кладем маленький кусочек ириски, приклеиваем конфетку к нёбу за верхними зубами. Выполняем упражнение в медленном темпе. Внимание! Во время упражнения необходимо следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец сбоку между зубами – тогда рот не будет закрываться.

Произнесение звука, имитирующего звук [t]. Цель.Формирование правильного артикуляционного улада звука Ч. Описание. Рот широко открыт. Губы растянуты в улыбке. Зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца. Кончик языка упирается в альвеолы. Вдохнув, сильными толчками дуем воздух на кончик языка. При этом кончик языка должен отскакивать от альвеол, а края языка слегка отходить от верхних коренных зубов. Слышится глухой твердый звук, похожий на английский [t]. Произносим его то в быстром, то вмедленном темпе. Голос не включаем. Теперь повторим это упражнение, слегка округлив губы и сблизив зубы. Внимание! Следим, чиобы во время выполнения упражнения кончик языка упирался в альвеолы,а не в верхние зубы, как при произнесении обычного [т].

Произнесение переходного от [ч] звука, имитирующего звук [t]. Цель.Формирование правильного артикуляционного улада звука Ч. Описание. Рот открыт. Поднять кончик языка поднят вверх, к альвеолам. Боковые края языка плотно прижаты к верхним боковым зубам. Большим и указательным пальцами надавливаем (снизу вверх) на края языка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносим звук, имитирующий английский [t]. Будет слышаться звук [ч]. Затем выполняем упражнение без использования пальцев. Зубы сближены, губы выдвинуты вперед и округлены. Щеки можно слегка придерживать пальцами. Внимание! Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов. Воздух выходит посередине языка, когда кончик его резко отскакивает от альвеол.

Закрепление звука осуществляем на звукоподражаниях: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».

Упражнения для выработки правильного произношения свистящих звуков.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Загнать мяч в ворота. Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой н длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Внимание! 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язычок. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти—десяти. Внимание! 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким. Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти—десяти. Внимание! 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок».

Кто дальше загонит мяч? Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф] сдуть ватку на противоположный край стола. Внимание! 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы ребенок произносил звук [ф], а не звук [х], т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы. Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Внимание! 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Упражнения для выработки правильного произношения заднеязычных звуков.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

"Прочистим нос". Цель: выработка сильной воздушной струи, уточнение артикуляционной позиции. Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов. Глубоко дышим носом, не закрывая рот. Выход воздушной струи через нос контролируем ладонью руки, приставленной ребром к пространству между носом и верхней губой. Для детей, чтобы было интереснее выполнять упражнениее, на тыльную сторону ладони кладем ватный шарик и сдуваем его. Можно дуть поочередно одной и другой ноздрей или двумя одновременно. Внимание! Рот не закрываем. Воздушная струя выходит строго через нос.

«Серый Волк» Цель: уточнение артикуляционной позиции, развитие умения быстро переключать артикуляционные позы. Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов. 1. Просовываем кончик языка между передними зубами. 2. Убираем язык в рот. Поднимаем заднюю часть спинки языка наверх, прижимаем к задней части твердого нёба. Кончик языка при этом немного оттянут от нижних резцов. Язык в целом напоминает горку. Чередуем позиции 1 и 2 сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. Инструкция для детей: "Проснулся утром наш Веселый Язычок, открыл сначала одну дверку своего домика (губы), потом вторую (зубы), выглянул наружу. Вдруг видит - Серый Волк пришел! Спрятался Язычок в домик. Глубоко-глубоко, чтобы Серый Волк его не заметил." Внимание! Двигается только язык. Рот не закрываем, чтобы можно было визуально контролировать правильность выполнения упражнения.

«Прогоним злого волка» Цель: укрепление мышц языка; уточнение артикуляционной позиции. Исх. положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов. Кончиком ватной палочки или чисто вымытым пальцем нажимаем на переднюю часть языка, слегка отодвигая его назад, в глубину рта. Язык напрягается, оказывая противодействие, стараясь вытолкнуть палец изо рта. Инструкция для детей: "К Язычку в домик хочет забраться Серый Волк. Пусть Язычок прогонит Волка, вытолкнет его наружу!". В конце упражнения Язычок, конечно же, должен победить.

kopilkaurokov.ru

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л

1. Наказать непослушный язычок. Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.Внимание!1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. 

2. Вкусное варенье. Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.Внимание!1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. 

3. Пароход гудит. Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).Внимание!Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. 

4. Индюк. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). Внимание!1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. 

5. Качели.Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Внимание!Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. 

6. Лошадка. Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание!1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. 

7. Лошадка едет тихо. Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука "л". Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Внимание! 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта. 

8. Дует ветерок. Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

burakova-nfdou9.edumsko.ru

Упражнения для правильного произношения звука «р»

упражнения для правильного произношения «р»

Для правильной, красивой речи важно верно произносить все звуки. А с этим временами возникают проблемы. Чем внимательнее будут родители к речи крохи, чем раньше на помощь придет детский логопед, тем лучше будут результаты. Не стоит ждать с исправлением звукопроизношения до тех пор, пока малыша уже нужно приводить в центр развития на занятия по подготовке к школе. Начинать нужно раньше. Причем упражнения можно выполнять и на логопедическом занятии, и дома.

Остановимся на упражнениях, с помощью которых преодолевается распространенная проблема – неправильное произношение звука «р».

 

Давай почистим зубки!

Малыш широко улыбается и кончиком языка проводит по внутренней стороне верхних зубов. Язык при этом движется из стороны в сторону. Это нужно проделать 10-15 раз. Затем устраиваем «проверку» верхним зубам: упираемся языком в каждый из них.

При выполнении упражнения нужно обращать внимание на следующее:

- когда малыш улыбается, должны быть видны и верхние, и нижние зубы;

- нижняя челюсть должна быть неподвижна;

- кончик языка находится у корней верхних зубов, а не высовывается изо рта.

 

Веселые маляры

Это упражнение улучшает подвижность языка. Также оно помогает отрабатывать движение язычка вверх.

Ребенок улыбается и «гладит» кончиком языка нёбо – по направлению от верхних зубов к горлу (как можно дальше).  

Обращайте внимание, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, а язык не высовывался изо рта.

 

Маятник качается

Для выполнения упражнения нужно улыбнуться, открыть рот и, высунув язык, покачать им от одного уголка рта к другому. Количество повторений – десять-двадцать.

 

Комарики

Кроха открывает рот, высовывает язычок и произносит «з-з-з». Затем этот же звук нужно попытаться произнести так: язык упирается в верхнее нёбо (у основания зубов).

 

Футбол

Положите на стол небольшой кусочек ваты. Малыш улыбается и, положив край языка на нижнюю губу, сдувает ватку как можно дальше. При этом нужно произносить «ф-ф-ф».

При выполнении упражнения нельзя надувать щёки. Кроме этого, важно, чтобы малыш произносил именно «ф-ф-ф», а не другой звук.

 

Гармонист

Для выполнения этого упражнения малыш улыбается и открывает рот. Язычок ребенок прижимает к верхнему нёбу (как для произнесения долгого мягкого «нь»). Сохраняя такое положение языка, кроха широко открывает и закрывает рот (количество повторов – 15-20).

 

Как вкусно!

Ребенок слегка приоткрывает рот и облизывает верхнюю губу широким передним краем язычка. Но обратите внимание: облизывать нужно не из стороны в сторону, а сверху вниз. При этом нижняя челюсть не должна двигаться (можно даже придерживать ее).

С помощью этого упражнения вырабатывается положение языка, которое он принимает, когда произносятся шипящие звуки.

 

Индюшата

Упражнение помогает сделать более подвижной переднюю часть языка и выработать его подъем.

Для выполнения нужно, приоткрыв рот, положить язык на верхнюю губу и водить им по верхней губе вперед-назад. При этом нужно стараться не отрывать язык от губы. Сначала движения могут быть медленными, потом ускоряться. А в финале можно озвучить упражнение – пока не послышатся звуки, похожие на издаваемые индюком («бл-бл»).

 

Барабанная дробь

С помощью упражнения укрепляются мышцы кончика языка, умение держать его напряженным, а также вырабатывать подъем языка.

Кроха улыбается, открывает рот и стучит по верхним альвеолам кончиком язычка. При этом нужно несколько раз отчетливо произнести звук, напоминающий английское “d”. Первоначально нужно произносить звук медленно, затем – быстрее.

Необходимо, чтобы малыш держал рот открытым в течение всего времени выполнения упражнения. Работать должен только язык. Поднесите ко рту ребенка кусочек ваты, чтобы контролировать воздушную струю (она должна ощущаться).

 

Надеемся, что эти несложные упражнения помогут вам нормализовать речь малыша.

 

Советуем почитать: 

Космос и жизненная практика (методика Марии Монтессори)

Когда и как начинать развивать художественные способности малыша

Развиваем слуховое внимание при помощи игр

baby.ts-club.by


Смотрите также