Развиваем мелкую моторику: готовим руку к письму. Упражнения для письма


Подготовка руки к письму

Подготовка руки к письму: система упражнений для подготовки руки к письму, задания для развития ручной умелости для детей старшего дошкольного возраста, готовность руки ребенка к письму.

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

uprazhnenie-dlia-podgotovki-k-pismu1

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

— развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

— развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

— развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),— развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».

uprazhnenie-dlia-podgotovki-k-pismu3

Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков

Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой. Названия упражнений придуманы мной в совместном творчестве с детьми. Вы можете придумать свои названия.

Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

uprazhnenie-dlia-podgotovki-k-pismu2

Подготовка руки к письму: определение ведущей руки у ребенка

Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста, Вы узнаете из статьи «Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка».

uprazhnenie-dlia-podgotovki-k-pismu4

Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости

Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей Ф. Фребель в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей, разработанную М. Монтессори (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки и другие), в систему Л.К. Шлегер (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном).

ТОП- 30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:

Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,— конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,— конструирование из бумаги и картона,— плетение шнуров из ярких цветных веревочек,— работа на детском настольном ткацком станочке,— вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),— шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),— изготовление поделок из проволоки,— пришивание пуговиц,— нанизывание бусин и изготовление детских бус,— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),— пальчиковые игры,— штриховки,— изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),— выжигание по дереву,— выпиливание,— валяние,— раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),— рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),— дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,— обведение рисунков по точкам,— выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).— плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),— изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).— вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,— декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,— задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),— рисование на доске мелом, цветными мелками,— оригами,— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

kak-pravilno-derzhat-ruchku-i-karandash

Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).

Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:— вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,— линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,— ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш

Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!

podgotovka-k-pismu

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,Мы построим буквам дом.Тук-тук, молотком,Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

Еще одна типичная ошибка ребенка.Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.

Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики.

Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики и сенсомоторной координации Вы найдете в этом видео. Какие упражнения можно провести с каштанами, ортопедическими мячиками, веревочками — ежиками, волчками?  Как они готовят руку к тому, чтобы потом рука правильно держала карандаш и ручку? Несколько идей для занятий с ребенком дома и в детском саду.

Надеюсь, что эти рекомендации по подготовке руки к письму помогут Вам. А какие задания, которые готовят руку к письму, используете Вы? И какие из них особенно любимы Вами и Вашими детьми? Давайте поделимся в комментариях своим опытом.До новых встреч на «Родной тропинке»!

Еще о развитии мелкой моторики  и подготовке руки к письму Вы можете найти интересную информацию, игры и упражнения в статьях сайта:

— Развитие мелкой моторики

— Пальчиковая гимнастика

А в конце статьи — еще несколько идей по подготовке руки к письму в очень  радостном видеоролике для хорошего настроения Вам и Вашим детям! Вы увидите в нем современные пособия, которые используются в детских садах для подготовки руки детей к письму, развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации. И — это мне было очень приятно — в нем есть и текстильные игрушки моего любимого «Наивного мира»  (все, кто был на Интернет-Мастерской развивающих игр, которую я веду ежегодно весной, помнят эти игрушки. Ведь «Наивный мир» — это постоянный, неизменный и очень душевный спонсор «Родной тропинки» и Мастерской игр «Через игру — к успеху!»)

Желаю Вам и Вашим детишкам успехов!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi

rodnaya-tropinka.ru

Развиваем руку для письма: задания и тренажеры

Доброго времени суток, друзья! Некоторые мамы и папы, занимаясь подготовкой ребенка к школе, обращают пристальное внимание на то, умеет ли ребенок читать и считать. И совершенно забывают о других сторонах процесса. Например, о развитии мелкой моторики. А ведь от этого напрямую зависит успех обучения ребенка в школе. Надеюсь, вы не относитесь к разряду таких нерадивых родителей. И сегодня хочу рассказать вам о том, как мы с моим любимым подготовишкой Артемкой развиваем руку для письма.

Вообще, ставить знак равенства между понятиями «развитие мелкой моторики» и «подготовка руки к письму» я бы не стала. Я бы поставила знак «примерно верно». Развитие моторики – понятие более обширное. Моторика она ведь не только для письма нужна, она и на мышление влияет и на речь.

Любые упражнения на развитие моторики готовят ребенка к письму. А вот некоторые задания на подготовку к письму к моторике не имеют никакого отношения.

План подготовки руки.

Итак, давайте разбираться, как сделать так, чтобы маленькие ручки выдержали нагрузку, которая ляжет на них в школе?

пять-детских-рук

  1. Необходимо подготовить мелкие мышцы руки к работе. Для того, чтобы удерживать ручку и при этом совершать множество мелких движений мышцы должны быть сильными. А что делает мышцы сильными? Тренировки конечно!
  2. Нужно сделать пальчики ловкими, способными управляться с мелкими предметами. Нужно научить мозг подавать правильные сигналы пальцам. Попытайтесь вспомнить свои ощущения, когда вы в первый раз использовали для приема пищи не привычные вилку и ложку, а китайские палочки. Если с вами такого еще не случалось, то обязательно попробуйте. И поймете, что испытывает маленький ребенок. Пальцы не слушаются. Не потому что не хотят, а потому что не знают, что от них требуется. Но если давать им работу постоянно, то они быстро научатся.
  3. Нужно научить пальчики правильно держать ручку. И как можно раньше. А так же объяснить ребенку, как нужно сидеть за партой, как тетрадку перед собой размещать.
  4. Выполнение графических упражнений обязательно пойдет на пользу будущему первоклашке. Позволит ему привыкнуть к новому виду деятельности.
  5. Простой лист бумаги в клеточку является отличным тренажером для подготовки к школе. Необходимо научить ребенка на нем ориентироваться.

Ну а сейчас подробнее о том, какие упражнения мы делаем с моим младшим сыном Артемкой, который в новом учебном году тоже пойдет в первый класс.

Развиваем мышцы руки

палочки-бумага-пластилин-крышки

Все тренажеры, необходимые для развития ручной мускулатуры найдутся в любом доме, это:

  • пластилин;
  • ножницы;
  • бумага;
  • проволока;
  • тесто;

Список можно продолжить, но иногда даже эти простые вещи не потребуются.

Наши занятия делятся на:

  1. Обычную, привычную, творческую работу.
  2. Пальчиковую гимнастику.

Обычная творческая работа это:

Из пластилина Артем лепить умеет и любит. Так что заставлять его не приходится. Пластилин покупаю самый обыкновенный. Чтобы его размять, согреть, приходится постараться. А нам только этого и надо.

детские-руки-лепят-из-пластилина

Ножницы тоже отличный тренажер. Хоть и опасный. Главное, показать ребенку, как правильно ими пользоваться. Долго не получалось у Темы вырезать. Но мы старались, тренировались и  сейчас он  уже научился. А еще бывает, что мы бумагу не режем, а рвем пальцами. Из такой рваной бумаги получаются прекрасные необычные аппликации.

Когда наша бабушка готовит пельмени самолепные, а она в этом настоящий спец, она завет Артема на помощь. Он с удовольствием ей помогает. И всегда остается кусочек теста для личного пользования Артема, с которым он потом играет, лепит, раскатывает, разминает.

Интересно с проволокой заниматься. Из нее тоже можно многое сделать. Колечки разные и фигурки. Артем сначала делает каркас, а потом его сверху замазывает пластилином. Прикольно получается.

Пальчиковая гимнастика

детские-ручки

Думаю, вряд ли найдутся родители, которые о ней никогда не слышали. Много всяких разных стишков, под которые эта гимнастика делается. Но Артем заявил, что он уже слишком большой для таких детских стишков. Пришлось придумать что-нибудь посовременнее. И получилась у нас система «Супер – пальцы!»

Система «Супер-пальцы»

пальцы-показывают-во

По сути это такая странная сюжетно-ролевая игра. Главные участники – это мои руки и руки Артема. Мы кладем руки на стол, и они оживают. Разговаривают друг с другом нашими голосами. Иногда как ляпнут чего-нибудь, так потом смеешься пол-часа, успокоиться не можешь. В общем, хоть и странная, но очень веселая игра.

Мои руки – это тренеры, а Темины пришли в фитнес клуб спортом заниматься. Тренер показывает, что нужно делать, остальные повторяют. Все как в жизни.

План нашей тренировки:

  1. «Разминка». Она первая. Трем ладошки друг о друга, чтобы разогреться перед тренировкой. Трем пока теплыми не станут.
  2. «Тренируем пальцы». Исходное положение – ладони на столе пальцы вытянуты вперед. И раз – мах вверх мизинцем одной руки, и два – мах безымянным этой же руки, и три – мах средним пальцем. И так до мизинчика второй руки доходим, а потом обратно. Далее начинаем махать двумя мизинцами, двумя безымянными пальцами и т.д.
  3. «Штанга». Приступаем к силовым упражнениям. Ладони на столе, пальцы вытянуты. Между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев зажимаем карандаш. И пытаемся карандаш пальцами удерживать и поднимать вверх.
  4. «Спортивная ходьба». Указательный и средний пальцы – это как будто ножки. Между ними опять же зажат карандаш. Удерживая карандашик, начинаем пальцами ходить по столу. Бегать в таком положении невозможно. Шаги получаются совсем маленькие.
  5. «Ролики». Откуда в фитнес-клубе ролики? Этот вопрос мы обсудим позже. А пока что покатаемся. С ролью роликов хорошо справляются крышечки от пластиковых бутылок. «Надеваем» ролики на указательный и средний пальцы и поехали кататься по столу. Будьте аккуратны, это очень скоростной вид спорта. Иногда руки сталкиваются друг с другом, падают, теряют ролики, долго не могут встать, дрыгают ногами и кричат что-то неразборчивое. И такие моменты не могут не вызвать смеха.
  6. «Упражнения с мячом». Вместо мячика используем контейнеры из-под киндеров. В них насыпаем соль, чтобы были поувесистее. И просто перекатываем из одной руки в другую.
  7. Ну и, на последок, немного развлечений. Устраиваем паучьи бега. Небольшая подготовка, из счетных палочек выкладываем дорожки, по которым будут бегать наши руки-пауки. Ставим ручки на старт. Ладони от стола приподняты опора на все пять пальцев, ну чтобы на пауков было похоже. Внимание! Марш! И побежали пауки, ножками перебирают, торопятся. Иногда забываются, заползают на стены и даже нам на головы.
  8. Тренировка окончена! Можно идти домой! Стоп! А «уборка»? Палочки то по всему столу разбросаны! Собираем палочки одной рукой по одной штучке.

Ловкость пальцев

девочки-нанизывают-бусины

Для того, чтобы научиться управляться с мелкими предметами, нужны…. мелкие предметы.

Бисероплетение, вязание, вышивание – все это здорово влияет на развитие моторики. Как-то раз купила Артему набор для изготовления лягушки из бисера. Но сынуля заявил, что не мужское это дело из бисера плести и посоветовал мне отдать наборчик Александре. Саша – это его старшая сестра. Так я и сделала. Сашуля была рада! Артем тоже!

Ну а для Темки приобрели конструктор «Лего» с маленькими детальками. Он очень любит с ним играть, может часами сидеть и что-то строить. И так классно у него получается! Аж гордость берет!

детали-конструктора-лего

Еще у нас есть такой железный конструктор, как раньше были. Из него Тема тоже мастерит. То винтики какие-то прикручивает, то гаечки откручивает, то колесики приделывает. В основном получаются разные машинки.

Ну а еще для развития ловкости пальцев ребенку можно предложить:

  • нанизывать бусины на нитку;
  • завязывать шнурки и бантики на ленточках;
  • наматывать нитки на клубок;
  • перебирать зернышки или выкладывать из них картинки.

Смысл в чем? Найти что-нибудь мелкое, придумать игру и предложить ее ребенку.

Правильно держим ручку

ребенок-разукрашивает-карандашом

Что написано пером, того не вырубишь топором!

А что написано простым карандашом, то легко сотрется ластиком.

Именно поэтому на подготовительные курсы в школу ручки мы не носим. В пенале только простые и цветные карандаши и ластик. Как объяснила учительница, это нужно для того, чтобы дети сильно не переживали из-за ошибок и могли их исправлять. Говорят, что и в первом классе так будет.

Обратите внимание на то, как ваш ребенок держит карандаш, когда рисует.

положение-руки-при-удерживании-ручки

Правильное положение руки. Карандаш удерживается средним и большим пальчиками, а указательный прикрывает карандашик сверху. Мизинчик прижат к бумаге. Ладонь повернута к столу. Удерживаем карандаш на расстоянии 2 см от грифеля. А свободный конец карандаша смотрит на плечо.

Если вы видите, что ребенок держит карандаш неправильно, то это обязательно нужно исправить. На это нельзя закрывать глаза. Иначе в школе он будет очень медленно писать.

Пять разных способов научить ребенка правильно держать ручку вы найдете в этой статье.

Чтобы ребенок точно понял, как правильно ручку держать, рекомендуется встать за его спиной, правильно вложить карандаш в его руку, взять его руку в свою и писать вместе.

правильное-положение-за-столом

Так же стоит позаботиться об осанке. Следить за тем, чтобы ребенок сидел правильно. Спинка ровная, корпус чуть вперед, но не лежит грудью на столе. Ноги не висят, не задраны на стул, а стоят на полу. Бедра параллельны полу. Левая рука придерживает тетрадь. У левшей – правая.

Тетрадь размещается перед ребенком под углом, под наклоном. Лампу ставим для правшей слева, для левшей – справа.

правильное-положение-листа-бумаги-на-столе

Графические упражнения

К графическим упражнениям относятся:

  • штриховка;
  • раскрашивание;
  • обводка;

Для выполнения графических заданий можно приобрести специальную литературу для подготовки к школе, прописи, раскраски. Там найдете массу заданий на развитие графических навыков.

Картинки раскрашивать лучше не фломастерами, а цветными карандашами. От них больше толку с точки зрения развития мелкой моторики. Так как при рисовании карандашами, на них приходится нажимать. Следите, чтобы картинка была раскрашена аккуратно, равномерно, без выступов за линии.

графическое-упражнение-штриховка

Раскраски, кстати, можно использовать и для упражнений на штриховку. Штриховать картинки нужно в разных направлениях. Вертикально, горизонтально, по диагонали. Последите за ребенком во время штриховки. Обратите внимание на то, не переворачивает ли он лист, когда переходит от вертикальной штриховки к диагональной. Это ошибка! Нужно учиться управлять рукой, а не листом бумаги.

Отлично развивают точность движения рук задания, где предлагается обвести что-нибудь. Например, рисунок, который изображен пунктирной линией.

графическое-упражнение-обводка

Очень много графических упражнений можно найти в детских журналах. Вы покупаете журналы? Мы сейчас «подсели» на «Внеклассный журнал». Это совсем молодое издание. В марте этого года в продаже появился только 4 номер. Кроме упражнений для рук, там много интересных заданий на развитие памяти, внимания, мышления.

Ориентация на листе бумаги

Для развития ориентации мы используем лист в крупную клетку.

Для начала нужно объяснить ребенку, что такое клетка. Что вы имеете в виду, когда произносите это слово. Показать где у клетки верхняя сторона, нижняя, правая и левая. Попробуйте посчитать клеточки.

Тоже самое и с листом бумаги. Где у него центр? Где верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый углы? Предлагайте ребенку задания типа такого, в центре и в трех углах нарисуйте какие-нибудь фигуры, а один уголок оставьте пустым. Пусть в этом углу ребенок сам что-нибудь нарисует. Спросите его, в какой части листа находится его рисунок?

упражнение-ориентирование-на-листе-бумаги

Еще три классных упражнения:

  1. Рисование по клеточкам.
  2. Копирование узоров.
  3. Зеркальное рисование.

Рисование по клеточкам

Для детишек 6 – 7 лет самое то. Поставьте на листе точку. Это начало рисунка. В точку ребенок ставит карандаш. А вы говорите, куда ему нужно двигаться. Например, 2 клеточки вниз, одна налево, три вверх и т.д. Вы говорите, ребенок слушает и рисует.

упражнение-рисование-по-клеточкам

Хотите попробовать? Давайте, я подиктую, а вы рисуйте:

  • одна клеточка вверх
  • одна клеточка вправо;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • шесть клеточек вверх;
  • пять влево;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • одна вверх;
  • две вправо;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • одна вниз;
  • две вправо;
  • одна вниз;
  • одна вправо;
  • одна вниз;
  • одна вправо;
  • одна вниз;
  • одна вправо;
  • одна вниз;
  • пять влево;
  • семь вниз;
  • одна влево;
  • одна вниз;
  • две влево.

Закончили упражнение! Расскажите, пожалуйста, в комментариях, что за картинка у вас получилась?

упражнение-закончи-узор

Узоры также рисуются по клеточкам. В них можно добавлять творческие элементы, всякие кружочки, волны, точки, крестики. Задача родителей начать узор, задача ребенка – продолжить его по образцу. Ну или можно найти образцы узоров в прописях.

Зеркальное рисование

Это когда одна часть симметричного рисунка нарисована, а вторая нет. Ребенок, опираясь на нарисованную часть картинки и считая клеточки должен нарисовать рисунок целиком.

упражнение-зеркальное-рисование

Ну вот, кажется и все, друзья.

Ой! Чуть не забыла! У нас же еще есть игра «Твистер». Только не тот, на который ногами становишься, а специальный для пальцев. Задания такие: большой палец на красное, средний на синее, мизинец на желтое и т.п.  Это только кажется, что все просто. На самом деле во время игры пальцы такое вытворяют, что только диву даешься!

А давайте, друзья, вместе диву даваться! От того, насколько красивый почерк у наших детишек, и от того, насколько все замечательно у них в школе! Но для этого сейчас нужно потрудиться. Хотя, какой же это труд? Сплошное удовольствие и веселые игры!

А вот еще и видео о том, как можно весело научить ребенка правильно ручку держать.

Вот теперь точно все. Желающих высказать свою точку зрения, как всегда жду в комментариях. Спасибо за внимание!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

shkolala.ru

Упражнения на обучение ребенка письму и чтению

motorika

Как же помочь ребенку овладеть письмом и чтением с помощью упражнений, придуманных Марией Монтессори и ее последователями?

В основе метода Монтессори лежат две простые идеи . Первая — ребенок лучше, чем любой взрослый, знает, что ему нужно в каждый конкретный момент его жизни, и имеет внутренние силы для развития. Вторая — внимательный взрослый может по­мочь ребенку не потеряться в чужом и подчас враждебном ему мире.

Именно поэтому учитель в Монтессори-группе наблюдает за самостоятель­ной работой детей и обычно показывает ребенку упражнение только тогда, когда видит, что малыш к этому готов. Родителям иногда трудно это определить, но ес­ли ребенок явно заскучал и начал отвлекаться, лучше не настаивать на продолже­нии. Впрочем, заскучать он может и потому, что взрослый сопровождает показ очень долгими и непонятными ребенку объяснениями. Надо помнить, что занятия не должны быть для ребенка тяжелой повинностью. Предполагается, что «урок» длится не более 3-5 минут, а признак его успешности — дальнейшая самостоя­тельная работа ребенка.

Монтессори предлагает такую триаду: специаль­ная развивающая среда — свободный выбор — короткий урок.

Прежде чем показывать что-то детям, взрослый сам, желательно не один раз, должен проделать и проговорить все то, что он собирается предъявить ребенку. Следует обдумать, как и что показать и сказать ребенку. Порядок действий и примерный текст даны в упражнениях, но важно не только то, что вы скажете, но и как (насколько точно и доступно, каким тоном и с какими интонациями).

Как происходит обучение ребенка письму и чтению

Базой для чтения становится устная речь. Говоря с детьми, давая им точ­ные уроки с новыми для них словами, вы расширяете их словарный запас, помогаете детям почувствовать красоту точного, правильно выстроен­ного высказывания. Поэтому следите за тем, как вы говорите с ре­бенком.

Но прежде чем ребенок начнет читать, М. Монтессори предлагает научить его писать. Ведь письмо  легче, чем чте­ние.  Монтессори под чтением понимает не простое узнавание букв и умение складывать их в слова с определен­ной скоростью, а понимание ребенком смысла прочитанного. В этом процессе малыш интерпретирует чужие мысли, а при письме только выражает свои, что, не­сомненно, более просто даже для взрослого человека.

Но и обучение письму у Монтессори нетрадиционно. Так, подготовка детей к письму происходит путем параллельного развития различных и не связанных меж­ду собой навыков, необходимых при письме. И в какой-то момент ребёнок прихо­дит к «написанию» букв из бархатной (шершавой) бумаги. Знакомство с каждым символом проводится в виде знаменитого трехступенчатого урока. Учитель пока­зывает ребенку две-три буквы и называет их. На втором этапе просит ребенка най­ти названную букву. А на третьем, указывая на карточку, просит самостоятельно на­звать букву. Ребенок обводит буквы пальчиками, потом карандашом. Иногда, вспо­миная название звука (у Монтессори дается не буква, а звук, то есть не как пишет­ся, а как читается буква), дети многократно обводят шершавую букву пальчиком.

 

Ребенок выкладывает слова

Фото © Gettysburg Montessori

Анализ и синтез звуков в слове проводится с помощью подвиж­ного алфавита. Это набор букв, из которых ребенок может сложить слово. Перед тем как составить слово, ребенку нужно четко произнести его и сопоставить каждому звуку символ. Вначале ребенку предлагаются простые слова без звуковых сложностей. Подвижный алфавит также служит прекрасным средством совер­шенствования правописания. Для исправления обнаруженной ошибки ребенку не надо переписывать все слово, достаточно заменить букву или убрать лишнюю. После слов дети начинают писать фразы и даже маленькие рассказы. Теперь можно переходить к чтению.

Приобретите в магазине игрушек муляжи овощей, фруктов и животных. Эти нехитрые игрушки при умелом использовании будут ра­ботать на развитие вашего ребенка. Подвижный алфавит можно купить, а можно использовать магнитную азбуку или сделать буквы самим. Желательно каждую букву иметь в нескольких экземплярах. Бумажная разрезная азбука здесь не го­дится — буква должна быть объемной.

Не столь сложно подобрать и красивые прищепки. Они послужат не только для подготовки пальцев ребенка к письму, но и помогут малышу освоить работу с ножницами. Наверное, самый сложный материал — это рамки (упражнения 7, 8, 9 в уроке Подготовка руки к письму). Пусть они будут если не фирменные металлические, то самодельные картонные, простых форм. К сожалению, сложные фигурные рамки (которые легко купить) практически непригодны для работы — рука ребенка не может красиво и точно воспроизвести сложный контур, часто ломается карандаш, и поэтому такая работа вызывает раздражение.

 

Автор: К.Сумнительный, директор Центра Монтессори

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

ncuxolog.ru

Подготовка руки к письму - упражнения для ребенка

подготовка руки к письму

Будущим первоклассникам и их родителям очень важна подготовка руки к письму, это нам писать — вполне обычное непримечательное занятие, а для шестилетки письмо — это настоящий труд. Школа же сейчас предъявляет все большие и большие требования к поступающим ученикам и в плане письма, и в плане развития навыков речи, чтения.

Поэтому, хочешь — не хочешь, но у ребенка стоит развить навыки письма заблаговременно, ибо в классе будет столько отвлекающих факторов, немалая эмоциональная нагрузка, а тут еще слабенькие кисти, неразвитые мышцы руки будут ощутимо болеть, если навалить на них сразу 3-4 часовые напряженные занятия. Усталость, эмоциональное выгорание, постоянное напряжение и, как следствие, нарушение почерка, исчезновение мотивации к учению.

Какие же основные проблемы дошколят при овладении письмом

  • неумение держать строчку, она уходит или вверх или вниз (и это еще не особенности характера, проявляемые в почерке, просто трудно долго выдержать напряжение, стресс)
  • быстро снижается темп занятий, начало быстрое, потом все медленнее и медленнее пишет ребенок
  • скорая потеря интереса к занятию письмом
  • не получается написать букву правильно и ребенок огорчается, а если родитель еще начинает ругать…
  • быстрая усталость (лучше разделить занятия на пятнадцатиминутки, прерываемые отдыхом или спокойным занятием игрой)

В прошлой статье мы подробно рассматривали пальчиковые игры, вот они то и окажут родителям и дошколятам неоценимую помощь. Мало того, что они способствуют развитию речи, они так же развивают мелкую моторику и подготавливают маленькую ручку вашего ребенка к школьным нагрузкам по письму.

Овладение навыком письма — довольно длительный и трудоемкий процесс, поэтому, чтобы ребенок не утратил интерес к обучению, стоит подойти к организации занятий по письму творчески. Не скучно писать одну строчку за другой, а придумать систему поощрений и наград за успешно пройденные уроки. И речь вовсе идет не о карманных деньгах, поощрения бывают разные — прогулка в конкретном месте, поход в кино, приглашение гостей к ребенку…

Подготовка руки к письму — упражнения

Способствует развитию навыков письма у ребенка штриховка, раскрашивание, узор по контуру, дорисовывание симметрии к фигуре, копирование простых фигур.

  • Обведение по точкамподготовка руки к письму

 

  • соединяем точки, чтобы получились фигуры

упражнения для развития навыков письма у ребенка

  • повторение рисунка по точкам

повторение рисунка по точкам для развития навыка письма

  • штриховка деталей рисунка

штриховка. как упражнения для подготовки руки к письму

  • дорисовка симметричного рисунка

для подготовки руки к письму упражнения

 

japsix.ru

Виды упражнений на формирование грамотного письма обучающихся

Разделы: Русский язык

Учить обучающихся ступени начального образования правописанию достаточно сложно, в связи со сложностью самой орфографической системы русского языка. Обучающиеся не могут уловить логической связи правописания и восприятия орфографии. Педагог должен помочь обучающимся уяснить закономерность и целесообразность правописания.

Залогом грамотного письма является умение обнаруживать орфограммы, называемое орфографической зоркостью.

Как педагогов начальной школы, нас волнует проблема грамотного письма обучающихся. Анализируя диктанты, самостоятельные и творческие работы, мы пришли к выводу, что работа над этой проблемой должна носить комплексный и системный характер, проводиться регулярно и последовательно. Важно, чтобы работа над одной из изучаемых орфограмм не велась обособленно от работы над другими орфограммами.

Перед собой мы поставили цель: подобрать комплекс различных видов упражнений, способствующий развитию орфографической зоркости.

В формировании навыка грамотного письма обучающихся ступени начального образования велика роль различных видов упражнений. Эффективность подбора упражнений способствует развитию орфографической зоркости обучающихся.

При формировании орфографических навыков на уроках нами используются различные виды упражнений:

Диктанты (выборочный, зрительный, объяснительный, предупредительный, картинный диктант), комментированное письмо, орфографическое проговаривание, графическое выделение орфограмм (подчёркивание), вставление пропущенных букв, индивидуальные карточки, перфокарты, самоконтроль, взаимоконтроль в процессе работы в парах, корректировка письма, письмо по памяти.

Подобранные нами и предлагаемые ниже некоторые упражнения предназначены для обучающихся 3-4 классов. Они не занимают много времени на уроке, тем не менее, несут положительную динамику в формировании орфографической зоркости и выполняются обучающимися с удовольствием. Эти виды упражнений мы назвали “Орфографические пятиминутки”.

Тема орфограммы: “Правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением”.

Серия №1. В проверочном слове поставь ударение, вставь пропущенную букву.

1.

козочка - к...за кончик - к...нец лес - л...сник гриб - гр...бок гололед - л...дяной походка - х...дить защита - защ...щать вышагивал - пош...гал

6.

грач - гр...чи земли - з...мля головы - г...лова яйца - ...ичный дерево - д...ревья писк - п...щать гнал - выгн...ть поспешно - засп...шил

2.

повозка - в...зы доски - д...щечка зернышко - з...рно голодный - гол...д вождь - в...жатый ходит - перех...дил молча - зам...лчал загадка - отг...дать

7.

свечи - св...ча численник - ч...сло ежик - ...жи центр - ц...нтральный лежа - л...жать мирный - м...рить седенький - пос...деть

3.

половодье - в...да сторона - ст...ронка чижик - ч...жи сельди - с...ледка тонет - пот...нул нарядный - нар...дить глядя – подгл_дел ослеп - сл...пой

8.

порядок - р...ды ведра - в...дерочко сестрин - с...стрица уносит - н...сить шалость - наш...лил гости - уг...стил скрип - скр...петь

4.

море - м...ря мостик - м...стовая стрелка - стр...лок бедность - б...дняк часики - ч...совой сброс - бр...сать лежа - пол...жать указка - ук...зать

9.

носик - н_сы столик - ст...ляр девушка - д...вица черви - ч...рвяк треск - тр...скучий повозка - в...зить починка - поч...нить цепи - приц...пил

5.

норка - н...ра весны - в...сна петелька - п...тля галки - г...чата счастье - сч...стливый больно - б...леть плата - упл...тить помог - пом...гать

10.

избы - ...збушка окна - ...кошко бревнышко - бр...вно весла - в...сло польза - п...лезный заварка - в...рить возик - отв...зить смена - отм...нить

Серия №2. Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение

5.

Певчий, запевала - п...вунья Пчелка, пчелиный - пч...ла Корень, корешок - к...ренья Морщинки, морщит - м...рщины Дальше, далеко - д...лекий Закопал, копка - к...пать Пестренький, запестрел - п...стреть Сказать, сказка - подск...зать

11.

Телята, телка - т...леночек Земли, земляк - з...мляной Кройка, скроить - выкр...йка Скалы, скалистый - ск...ла Бобры, бобрик - б...бровый Выгон, гонки - заг...нять Терять, потеря - раст...рял Долг, одолжи - зад...лжал

6.

Ученье, ученик - уч...ница Росинка, росы - р...систый Рядок, подряд - р...довой Дождик, дожди - д...ждливый Город, загородка - ог...родить Выяснил, ясный - объ...снил Висели, повис - в...сеть Тяжко, тяжелый - т...желый

12.

Свиньи, свинина - св...нья Небо, небесный - неб...са Конюшня, конский - к...неводство Молодой, молодость - м...лодежь Падать, западня - п...дение Вредный, вредитель - навр...дил Ловушка, ловля - нал...вил Мирить, мирно - пом...рить Сидя, сидел - пос...дел

Серия № 3. Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.

1.

... - с...дло ... - с...довник ... - б...рега ... - в...дяной ... - цв...тут ... - пол...вать ... - отп...лить ... - выр...зать

6.

... - ст...лбы ... - ц...на ... - пл...тина ... - с...рпы ... - пл...хой ... - ...грать ... - прил...тел ... - хв...лить

2.

... - ст...на ... - л...цо ... - хол...д ... - кл...довая ... - пч...линый ... - з...мовать ... - ост...влять ... - зав...дить

7.

... - к...фейник ... - к...зленок ... - к...вер ... - к...мочек ... - кр...вой ... - см...ялся ... - закр...пил ... - пос...нел

3.

... - ч...рника ... - площ...дь ... - т...желый ... - кр...чать ... - нак...сить ... - зап...щал ... - п...ловица

8.

... - стр...жи ... - п...чник ... - д...ление ... - ...гонь ... - ч...рвивый ... - дев...ть ... - подн...сти

4.

... - пл...ды ... - зерк...ло ... - фабр...ка ... - пл...та ... - гр...зовая ... - пл...тить ... - зап...сать ... - пост...ять

9.

... - к...ра ... - тр...стник ... - п...чтальон ... - ос...нь ... - кл...новый ... - сп...шить ... - пот...мнело ... - пригр...зить

5.

... - фл...жок ... - в...ртушка ... - м...стовая ... - ... сел ... - г...лодный ... - в...рить ... - пот...чить ... - ск...льзить

10.

... - м...сник ... - л...дник ... - В...силий ... - к...лючий ... - б...нтовать ... - разл...новать ... - торм...зить ... - расч...сать

Серия №4. К слову с безударной гласной подбери по два проверочных слова, вставь пропущенную букву, поставь ударение

1.

... - н...га ... - стр...лок ... - в...йна ... - н...чной ... - выстр...ить ... - подм...тая ... - р...бро ... - м...сты

2.

... - р...ка ... - зв...зда ... - отт...пель ... - ж...льцы ... - б...леть ... - обв...зать ... - поп...лоть ... - распр...мить

3.

... - посв...тить ... - ост...влять ... - пок...лоть ... - н...мецкий ... - п...терка ... - р...вел ... - гл...за ... - т...пло

4.

... - л...сты ... - б...глец ... - л...сточек ... - ур...нить ... - м...нять ... - ск...кал ... - пос...нить ... - отс...вать

5.

... - хв...сты ... - гр...да ... - зм...я ... - п...стреть ... - г...ристый ... - л...скать ... - позв...нил ... - изв...стить

6.

... - к...сари ... - в...лчата ... - в...ренье ... - пл...чо ... - гл...деть ... - обл...вать ... - расск...зать ... - поб...дить

7.

... - н ... жи ... - б...лянки ... - хл...ба ... ... - б...нты ... ... - дес...ть ... - нар...дить ... - подстр...гать

8.

... - с...лач ... - сн...гурочка ... - ч...рнила ... - х...лодный ... - в...зти ... - забр...сать ... - л...тят ... - л...тят

9.

... - г...рчица ... - т...шина ... - окт...бренок ... - согр...вать ... - зд...ровый ... - зар...зить ... - зар...дить ... - побл...днеть

10.

... - с...стра ... - тр...па ... - т...нуть ... - выч...стить ... - отк...рмить ... - ош...баться ... - кр...сильня ... - г...рчица

11.

... - к...тята ... - пр...стой ... - х...дить ... - р...дной ... - т...нистый ... - л...вить ... - заб...жал ... - од...вать

12.

... - ст...ловая ... - л...карство ... - б...льница ... - п...рник ... - попр...сить ... - нап...лить ... - р...га ... - с...дой

Очень нравится обучающимся выполнять задание на отыскание ошибок в тексте (в текст включены все изученные виды орфограмм)

1. Мама и Галя сматрели на платы и лотки. Шол дожть. Набиригу лижал мяхкий песок. Лез из вады упругий камыж. Галя от щастя прыгала и резвилось.

2. Мы пришли влес. Скрепят клисты. Утрапинки мы заметили зимленику. Около камней лижыт уш. Вдруг на двинулась тёмнайа тучя. Па лил дожть.

3. Висной пёстрый дятел прилител кбирёске. Он пробил вкаре дырочьку и стал пит сог. Вкустный и слаткий бирёзовый сог.

4. Мы щюрились от яркого сонца и сматрели внебо. Ввоздухе кружылис птицы. На ведке серени сядели взерошеный вороби.

5. Лошод бижала рысю оглаткой дароге. Влису деревя стаяли неподвижно. Таня по шла па трапинке. Трапинка вывила её кпаляне. На паляне росла малинькыя пушыстыя ёлачька.

6. В лису дети сели под йэли. Ани стали собирать гребы. Сьедобные Ани клали в карзинку, а едовитые бросали. Потом ани сели сваи завтраки. Болше всего гребов принесли ала, кирил и Геннадий.

7. Летом мы решыли сездить к бубужке в диревну. Скоко хлапот передотездом.Вот мы ужэ в поизде. Скоро разезд. Поизд остановился.

8. Марос вы тинул влагу из дривестных сучев и деревев. Кусты апушылись блестящим инием. Лучи сонца асыпали халодным блеском всю местность

9. Марос стал сподать. По меркла ястность синего неба. Наступила зимнее длиныи сумерки. Зема боюкает махнаты лез.

10. Ну и динёк! Яркае сонце золевает огромное поле. Лёхкий витерок валнует поле ржы. В оврашке бижыт гаворливый ручиёк.

11. Абридила зема сосны и йэли в тижёлые миховые шубы. До самых бравей нахлобучила им билоснежные шабки. Но дело пуховыи варешки. Стаят лисныи богатыри чинно и спокойно.

12. На паляне тичёт ручиёк. Трава зилёное. Много цвитёт пьёстрых цвитов. Нацвятах роботают пчолы. Махнатыи шмили гудят. Устарой сасны вются коморы.

13. Холот скавал землю. Зимнии ветры гуляли в мокушках диревев. С бирёс сыпался иний. Поднагами хрустел снек. Снигири прыгали па шышкам елей.

14. Рибята шли по лисной трапинке. Пахло гребами и лествой. Стайка крекливых драздов слитела с рибины. Внебе лител балшой касяк журовлей.

15. Тикут ручъи. Литят шумные стайки скварцов. Грачи въют гнезда на диревях. Литают и пают птицы. Поевилас зилёная трафка. В соду много роботы.

16. Последние дни стаяла ястная пагода. Павеяло теплым ветром. По оврашкам бигут висёлые ручийки. Зазилинела маладая трафка. Звенит лалатой галасок малиновки.

17. На ступила марозная зема. Речька пакрылас толстым блистящим лдом. Снек укрыл Чорную грязную землу белым пушыстым одеялом. Диревя стаят в зимним уборе.

18. Было тихае летние утро. На виршыне пологого халма веднелась небальшая деривенька. По уской проселочьной дорошке шла маладая женьщина в белом кисейном плате и круглой соломенной шлябке.

19. Лиза бижала по длиной алее. Анна вдыхала слатковатый запох зелини.Вветвях еграл лёхкий витерок . Ветви кочялись. Быстрые блики разоватогосонца скокали позимле, как жывые.

Выполняя регулярно таки упражнения, у обучающихся формируется орфографическая зоркость, вырабатываются навыки грамотного письма.

Для подбора упражнений пользуемся материалом различных источников. Это статьи газеты и журнала “Начальная школа”, сборники диктантов и тестовых заданий разных авторов.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Как подготовить руку к письму. 5 простых методов.

Один из самых сложных навыков, который предстоит освоить ребенку — это письмо. Изучая физиологию в университете, я узнала, что торопиться в обучении письму совершенно бессмысленно. Умение писать тесно связано с формированием новых нейронных связей в головном мозге. И пока соответствующие связи не появятся, ребенок просто не сможет сделать то, что вы от него требуете.Однако, это вовсе не значит, что мы никак не можем поспособствовать тому, чтобы научить ребенка писать.  На самом деле очень многие родители активно помогают своему ребенку подготовить руку к письму, просто делают это, скажем так, не осознанно.

В этом посте я расскажу о самых простых и доступных способах подготовить руку ребенка к письму.

1. Пальчиковые игры

Пальчиковые игры, или пальчиковая гимнастика, это не только весело, но и очень полезно для ребенка с самого рождения. Активно развивается мозг, мелкая моторика, координация движения рук. Развивается память и внимание, дети быстрее учатся писать.

Вот пример нескольких игр, которые вы можете использовать каждый день  — 10 пальчиковых игр для малышей.

Пальчиковые игры — это еще и общение мамы с ребенком. А детские пальчики становятся более ловкими и подвижными.

Запомните три простых правила, играя с ребенком:

  • Независимо от того, правша ребенок или левша, нагрузка на пальчики должна быть одинаковой. Все пальчиковые игры подходят для обеих рук;
  • После игры не забывайте о расслаблении, можно просто потрясти несколько раз кистями рук;
  • Используйте пальчиковые игры регулярно.
2. Раскраски.

Раскраски для ребенка — это непросто веселое времяпрепровождение.  Главное предназначение раскрасок — тренировка детской руки. Ребенок учится правильно держать карандаш или кисточку, аккуратно закрашивать внутри контура, не выезжая за границы.

Раскраски помогают ребенку научится управлять движениями своей руки, учат усидчивости, развивают концентрацию внимания. Все это отличная подготовка руки к письму.

Сегодня родителям доступны раскраски для детей всех возрастов, есть даже многоразовые раскраски и раскраски с цветным и толстым контуром. Огромное количество раскрасок с любимыми героями можно просто скачать и распечатать на принтере.

3. Лабиринты, рисунки по точкам.

Такие простые задания, как лабиринты, учат ребенка ориентироваться на листе бумаги, чертить линию, не отрывая карандаша от листа. Не менее интересны и задания, где требуется соединить точки с цифрами, чтобы получится рисунок.

Подобные задания развивают усидчивость, аккуратность, движение рук, логику и мышление.

Рисуем по точкам и клеточкам Рисунки по точкам
4. Рисунки по клеточкам, узоры.

Эти задания, в которых ребенку нужно обвести рисунок или узор по клеточкам, а потом повторить его самостоятельно по образцу. Это очень похоже на простые прописи. Такие задания уже можно считать целенаправленной подготовкой к школе.

Ребенок должен научиться правильно держать ручку или карандаш, быть аккуратным. Тренируется усидчивость, целеустремленность, концентрация внимания.

Здесь большим подспорьем будут многоразовые прописи, очень много заданий можно скачать и распечатать.

Рисунки по клеточкам Рисунки по точкам и клеточкам

Можно такие прописи сделать самостоятельно. Для этого я купила тетрадь с большими клеточками и сама ручкой нарисовала узоры, которые требуется повторить. Для тренировки можно нарисовать все что угодно: геометрические фигуры, простые рисунки (домики, елочки. кораблики), цифры, узоры.

Узоры по клеточкам, как сделать прописи для ребенка

Чтобы ребенок учился правильно держать ручку или карандаш, можно найти в магазинах канцтоваров специальные насадки-тренажеры, которые не позволят взять ручку неправильно. Я такого не нашла, зато в продаже есть трехгранные ручки со специальными выемками, которые также помогут ребенку правильно держать ручку в руке.

Старательности и усидчивости сыну пока не хватает, чтобы аккуратно выполнить задание. А может, просто не хватает мотивации.

Как сделать прописи для ребенка Узоры по клеточкам, как сделать прописи для ребенка своими руками
5. Прописи. 

Еще некоторое время назад с прописями ребенок мог столкнуться только будучи первоклассником, сегодня прописи можно купить в любом книжном магазине.  Сама я пока не уверена, стоит ли учить ребенка писать до школы. Печатными буквами мы уже пробуем первые слова. Печатные буквы освоить проще. А вот чистописание…

Я помню, как нам в первом классе наша учительница сама рисовала прописи, где мы старательно выводили первые палочки и крючочки. Как я не любила писать! Сначала бесконечные черновики, а только потом начисто.  Упорством и старательностью я никогда не отличалась, поэтому уроки чистописания для меня были каторжным трудом.

А еще было очень страшно сделать ошибку: написать без наклона, написать криво, «съехать» со строчки. Самые некрасивые и не соответствующие образцу закорючки обводили красным, как ошибку. Неудивительно, откуда во мне столько перфекционизма.

Я не представляю, сколько терпения и сил потребовалось моей маме. Но каждый вечер, садясь за тетрадку, я испытывала ужас и беспомощность. Опять! Опять, эти «непонятно-зачем» палочки и крючочки.

Гораздо веселее учиться писать, если превратить обучение в игру.  И тут нельзя не рассказать о «Хулиганской тетради» Ники Дубровской. Ника придумала эти прописи для своего сына, чтобы помочь ему не бояться прописных букв.

Ника Дубровская. Хулиганская тетрадь.

«Хулиганская тетрадь» — это прописи для тех, кто не любит писать. На каждой странице можно учиться писать буквы, рисовать, придумывать новые слова и истории.Здесь нет места скуке, зато есть огромное поле для фантазии. На каждой странице живут забавные чудики, понять язык которых может только сам ребенок.

Привыкшим к сенсорным экранам и клавиатуре детям будут не интересны обычные школьные прописи. А принуждение к обучению всегда чревато полным отказом и нежеланием учиться совсем.

Ника Дубровская. Хулиганская тетрадь Ника Дубровская. Хулиганская тетрадь.

Я за то, чтобы обучение вызывало интерес и желание учиться дальше. Кстати, у «Хулиганской тетради» есть продолжение: «Придумай свою подпись» и «Искусство писать письма».

«Хулиганская тетрадь» идеальна для домашних занятий с дошкольниками и первоклашками. Большой формат, мягкий переплет. Думаю, будет отличным подарком.

Сами мы писать в этой тетради не пробовали, пока это еще сложно для нас, но уже совсем скоро и мой озорник дорастет до хулиганских прописей.

www.maminblog.com

Как подготовить руку к письму?

Сегодня мы поговорим о том как же подготовить руку к письму.

Данные задания помогут Вашему малышу подготовить руку к письму, овладеть навыками, необходимыми для правильного написания цифр, букв, соблюдения размеров, наклона, расположения на строке.Огромное разнообразие заданий для подготовки руки к письму направлены на развитие мелкой моторики и координации движения рук, воображения и логического мышления, формирования уверенных графических навыков.Данные задания помогут подготовить руку вашего малыша к письму, а также помогут развитию памяти, концентрации внимания и зрительного восприятия.Данные задания для подготовки руки к письму можно использовать для занятий с детьми дома, в детских садах и в начальных классах.

     

Подготовим руку к письму вместе с интересными заданиями.

www.razvitierebenka.com


Смотрите также