Дифференциация звуков [с] и [ш] Логопедические упражнения и игры с буквами. Упражнения для буквы ш


Полезные советы и рекомендации по постановке звука Ш ребенку

Учим ребенка произносить звук Ш

Довольно часто родители сталкиваются с проблемой, когда пытаются научить ребенка выговаривать некоторые звуки.

Одним из сложных звуков, который часто не могут правильно произнести малыши, является «Ш».

Кто-то заменяет его на другие звуки, а кто-то полностью исключает его из речи.

...

Как чаще всего дети произносят звук «Ш»?

Нарушение шипящих звуков называют сигматизмом или парасигматизмом. В зависимости от особенностей произношения выделяются:

  1. Межзубное произношение, когда язык просовывается между зубами, а звук приобретает шепелявый оттенок.
  2. Носовой сигматизм, при котором слышится своеобразный акустический эффект (носовой оттенок). Воздух во время произношения устремляется в носовую полость и слышится звук, который похож на глубокий «Х».
  3. Боковой сигматизм. Может быть как односторонним, так и двусторонним. Звук приобретает хлюпающий оттенок.
  4. Призубный парасигматизм. Язык упирается в края верхних передних зубов. В результате звонкий «Ш» заменяется на «Т» (шапка-тапка, шубка-тубка).
  5. Губно-зубной парасигматизм. Звонкий «Ш» заменяется на «Ф» (шар-фар, шина-фина, душ-дуф). Часто бывает при неправильном прикусе.
  6. Свистящий парасигматизм. Во время него шипящий звук заменяется свистящим, то есть вместо «Ш» произносится «С». (шарф-сарф, шов-сов, машина-масина).

Сигматизм является дефектом произношения самого звука, а парасигматизм его заменой на другой звук.

Иногда дети полностью исключают звук из связной речи (шапка-апка, мышонок-мыонок). Иногда возникает проблема дифференциации звуков.

Ребенок не может правильно выделить нужный звук в речи, путает его с другим звуком, не распознает на слух.

Как проверить произношение звука Ш у ребенка

Несмотря на то, что методика логопедического обследования достаточно емкая и часто требует помощи специалиста, проверить речь ребенка можно самостоятельно в домашних условиях. Какие задачи должны поставить перед собой родители?

Проверка звукопроизношения включает в себя: изолированное произнесение, а так же в слогах, словах, фразах и предложениях.

Чтобы проверить произношение изолированного звука нужно попросить ребенка повторить разные звуки за вами.

Нужно знать, что нарушение шипящих может включать в себя не только дефект «Ш». Могут страдать другие шипящие: «Ж», «Щ», «Ч», «Ж».

Чтобы проверить произношение звука в слогах, нужно попросить малыша повторить за вами слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ, АША, ОШО, УШУ, АШ, УШ, ОШ и т.д. В слогах Ш должен находится в разной позиции. Такой подход сделает обследование более комплексным.

Затем приступаем к следующему этапу. Нужно проверить произношение звука в словах. В продаже есть много замечательных пособий, карточек, методичек, игр и альбомов, которые очень нравятся маленьким детям. Логопеды часто ими пользуются.

Вы можете приобрести (или скачать в интернете) замечательный альбом О.Б. Иншаковой или купить специальный набор карточек. В таком наборе будут карточки с изображением различных предметов или животных.

Если вы умеете рисовать или хорошо владеете компьютером, можно сделать карточки самим. Таким образом вы не заставите ребенка скучать. Подбирайте слова таким образом, чтобы звук занимал в них разную позицию.

Примерный набор слов:

  • в начале слова: шаль, шахматы, шоколад, шляпа, шапка;
  • в начале слова в стечении согласных (когда после звука «Ш» произносится другой согласный, а не гласный): шлем, шнурок, шмель, штора, школа, шляпа;
  • в середине слова: каша, лошадка, мешок, мыши, кошелек, ошейник;
  • в конце слова: душ, мышь, ковш, малыш, ландыш, камыш, карандаш, тушь.

Можно предложить ребенку поиграть в игру «Назови ласково» (Кошка – кошечка, шапка – шапочка и т.д.). Примерные слова: штаны, лошадь, Паша, Наташа, малыш, солнце, хлеб, зима, камень, хозяйка.

Следующий этап — предложения и фразы. Предложения должны быть подобраны таким образом, чтобы они включали сразу несколько слов со звуком «Ш».

Можно предложить ребенку повторить легкие фразы, предложения или чистоговорки: Шила Шура шубку или У мышки ушки на макушке.

Словосочетания: воздушный шар, шелковые шорты, шаловливый мышонок, большой шалаш и другие.

Причины неправильного произношения

Физиологические особенности строения органов речи: неправильный прикус, высокое небо, короткая уздечка языка, слишком крупный язык и т.д.

Длительное использование соски. Это приводит к неправильному прикусу, который становится причиной неправильного произношения многих звуков. Особенно часто из-за этого страдают шипящие и свистящие звуки.

Некоторые родители любят «сюсюкаться» с малышом. В итоге ребенок слышит неправильную речь и начинает подражать старшим.

Нарушение речи у родителей. Если мама или бабушка говорят неправильно, то малыш может начать копировать их речь.

Слишком высокие требование взрослых. При этом родители не показывают малышу правильную артикуляцию, а настойчиво требуют повторять за ними (скажи «рыба»).

Отставание в развитии. Когда полноценно не сформированы память, мышление, внимание, страдает и речевое развитие.

Нарушение слуха или распознавание звуков на слух.

Стоит отметить, что нарушение речи может носить первичный характер и вторичный.

Первичное нарушение характеризуется тем, что речь страдает первостепенно. Дефект речи становится основным нарушением (при дислалии).

Если мы говорим о вторичном нарушении, тогда неправильная речь становится не самостоятельным дефектом, а следствием. Недоразвитие психических функций приводит к неправильному формированию речи (ОНР, ЗПР и т.д.).

Логопедические упражнения для правильного произношения звука Ш

Разминочные упражнения

Этот этап можно назвать подготовительным. На этом этапе следует провести специальные упражнения или артикуляционную гимнастику.

Она поможет малышу размять и усилить подвижность органов речи. Сюда относятся упражнения для губ, языка, дыхания.

Упражнения для тренировки дыхания

Игра «Футбол». Взрослый предлагает малышу поиграть в футбол необычным способом. Из подручных средств нужно сделать ворота на столе по центру (из кубиков или стаканчиков).

Одни ворота для ребенка, а другие для себя. Затем предложить ребенку сделать вместе шарики из ваты. Ватные мячики следует положить на край стола напротив ворот.

Малышу предлагается подуть на кусочек ваты так, так чтобы он полетел в ворота. Для того, чтобы сделать правильный выдох, нужно широко улыбнуться и положить язык на нижнюю губу и подуть.

Игра «Фокус». Взрослый кладет малышу на кончик носа кусочек ваты. Ребенок должен улыбнуться, приоткрыть немного рот и широкий край языка положить на верхнюю губу. Боковые края языка должны быть прижаты, а по центру образуется «желобок».

Малышу следует подуть на ватку так, чтобы она поднялась вверх. Воздух при этом проходит по центру языка.

Упражнения для губ

«Хоботки слоников». Ребенок должен сделать поочередно широкую и узкую «трубочку» губами. Для этого губы должны находиться в положении произношения звука «О», а затем «У». Шевелить можно только губами, а звуки не произносятся вслух.

Чередование упражнения «Трубочка» и «Улыбка». Нужно следить, чтобы ребенок улыбался широко, а «трубочка» получалась узкая (как при звуке У).

«Удивление» (губы должны быть в положении звука «О»).

Упражнения для разминки языка

«Вишневое варенье». Широкими краями языка нужно облизывать нижнюю губу (в одну сторону, а затем в другую).

«Лошадка». Попросите ребенка «пощелкать» языком так, как едет лошадка.

«Чашечка». Рот приоткрыт. Широкий язык опустить на нижнюю губу, а затем приподнять его кончик и боковые края вверх. В средней части языка образуется углубление.

«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.

Развитие фонематического восприятия

Очень часто дети не только испытывают трудности при произношении определенных звуков, но и не могут выделить (распознать) их в речи.

В этом случае рекомендуются специальные упражнения, которые помогут развивать фонематическое восприятие.

Игра «Поймай бабочку». Это упражнение можно использовать на этапе проверки фонематического восприятия и для его развития тоже.

Взрослый предлагает поймать бабочку ладошками, которую зовут «Ш». Взрослый произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши тогда, когда услышит нужный звук.

Если у ребенка нарушены другие звуки, не рекомендуется давать их в этом упражнении. Если малыш испытывает сложности при различении шипящих звуков (например, путает «Ш» и «Ж»), можно предложить поиграть таким образом, чтобы он хлопал на звук «Ш», а на «Ж» поднимал руки вверх.

Упражнение на определение позиции звука в слове

Оно подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Нужно произнести слова и попросить определить, где находится звук «Ш» (в начале, середине или конце слова).

Слова могут быть такими: шапка, кошка, пушка, малыш, крепыш, шуруп, шорты, шпага.

Упражнения на постановку звука Ш

Чтобы добиться произношения изолированного звука, можно при помощи шпателя или простой ложки поставить язык в правильное положение.

Если ребенок хорошо произносит «С», попросить произнести его этот звук долго (с-с-с-с-с) или слог «СА», а в это время приподнять кончик языка с помощью ложки за верхние зубы, на альвеолы («С» превратится в «Ш»).

В этот момент постарайтесь переключить все внимание ребенка на то, как он произносит звук. Он должен понять и запомнить правильное положение органов артикуляции.

Многие логопеды пробуют ставить звук «Ш» от «Р». Когда ребенок произносит длительный «Р», нужно остановить вибрацию кончика языка с помощью ложки или шпателя. Звук «Р» лучше произносить шепотом.

Постановка звуков осуществляется поэтапно. Как правило, вначале отрабатывается звук в слогах, а затем в словах, фразах и предложениях. Этот процесс называется автоматизацией звука.

Для того, чтобы отработать звук в слогах, ребенку предлагается повторить: ША – ША – ША, ШО – ШО – ШО, ШЕ – ШЕ – ШЕ, ШУ – ШУ – ШУ; АША – ОШО – УШУ и т.д.

После того, когда в слогах звук хорошо отработан, можно приступать к автоматизации в словах. Сначала подбираются слова, где Ш стоит в начале слова:

  • ША: шайба, шарфик, шахта, шаг;
  • ШО: шоколадка, шорох, шов;
  • ШУ: шустрый, Шурик, Шура, шум;
  • ШЕ: шелест, шептать, шесть, шерсть;
  • ШИ: шифр, шина, шиповник, шибко, шипы.

После этого подбираются слова, где звук занимает позицию в середине и конце слов.

На следующем этапе отрабатывается произношение в предложениях. Можно разучить с ребенком чистоговорки или короткие четверостишия, попросить повторить фразы или составить рассказ из набора слов: Как страшно мышке жить в норушке или Шила кукушка кукушонку капюшон. Как кукушонок в нем смешон.

Чтобы составить рассказ, нужно дать ребенку ряд опорных слов: матрешка, шар, шерты, шкаф, шапка, Наташа, Паша. Дайте название вашему рассказу (как мишка гостил в детском садике, как праздновали день рождения Мишка и Наташка).

Малыш должен составить рассказ опираясь на предложенные слова.

В продаже есть много интересных логопедических пособий. В них приведены разные интересные игры, наборы слогов, слов, предложений, стихов, которые можно использовать для домашних занятий с ребенком.

Старайтесь больше фантазировать, преподнести задания интересно.

В каких случаях следует обратиться к логопеду?

В норме, у ребенка к 4-5 годам должна сформироваться правильная речь.

Если вы заметили, что ребенок неправильно говорит, нужно попробовать исправить это самостоятельно. Если нет положительного результата, стоит обратиться к специалисту.

Многие родители обращаются к логопеду с просьбой дать рекомендации. Логопед может провести комплексное обследование речи, выявить вид нарушений и дать рекомендации родителям по исправлению этих нарушений.

Логопед может показать, как правильно работать с малышом, подобрать хорошие упражнения для домашних занятий.

Когда речевое нарушение выступает в роли вторичного нарушения, помощь специалиста обязательна.

Если вы стали замечать, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников, нет фразовой речи после трех лет, поведение малыша отличается от других, обязательно обратитесь к специалисту для проведения обследования.

Чтобы ребенок развивался правильно и своевременно, взрослые должны уделять ему много внимания и заниматься с ним.

Если вы заметили, что у малыша нарушено звукопроизношение, нужно постараться исправить это.

Неправильная речь будет мешать общению со сверстниками, успешному обучению и может привести к возникновению сопутствующих дефектов.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

mamaliza.com

Как научить ребенка говорить букву Ш в домашних условиях

Такое случается в 4 случаях из 10 – ребенок не выговаривает некоторые буквы русского алфавита. Как быть в такой ситуации? В данной статье предлагаются полезная информация и дельные советы для изучения произношения этой буквы. Ведь звук «ш» является сложным для малышей.

Девочка читает книгу с мамой на диване

Единственное средство от РОДИНОК, БОРОДАВОК и ПАПИЛЛОМ, рекомендованное главным онкологом ! Читать далее....>>

Проверяем уровень произношения звука «ш»

Для начала стоит проверить уровень умений вашего ребенка: возможно, проблемы и нет вообще. Нарушения бывают двух видов: когда ребенок плохо произносит конкретный звук и когда заменяет его совершенно на другой из-за полной неспособности произнести. Последний вариант в практике логопедов встречается чаще. Например, малыш говорит «парик» вместо «шарик».

Данная проблема со звуком «ш» делится на несколько типов:

Сигматизм

  • Носовой: малыш произносит букву немного «в нос», отчего может быть слышен акустический эффект.
  • Боковой: буква произносится с хлюпаньем.

Парасигматизм

  • Призубной: язычок упирается в зубки и мешает естественному звучанию. При этом больше слышится «т», чем «ш».
  • Губно-зубной: то же самое, только отклонение иногда может быть связано с неправильным прикусом у ребенка. Слышен звук «ф». Стоит обязательно навестить ортодонта.
  • Свистящий: произношение «с» со свистом при попытке произнести: «ш».

Межзубная проблема

Ребенок в данном случае просовывает язык между зубами, и выговорить совсем не получается. Вместе этого слышен шепелявый звук.

Проверяем произношение без помощи логопеда

Чтобы проверить произношение вашего малыша без логопеда, придерживайтесь схемы: общая проверка, проверка звука изолированно и в отдельных слогах со звонкими и глухими согласными.

  1. Начните с общей проверки. Пусть ваш малыш попытается сказать несколько простых предложений, в которых будут слова со звуком «ш». Далее переходим к отдельным словам: шапка, шарф, опушка, шарик, Маша, Саша, хорошо, мышонок…
  2. Ваш малыш справился? Если да, то это очень хороший знак. Далее стоит уделить внимание слогам: УШУ, ОШО, ША, ОШ и так далее. Это позволит точно определить, дается ли вашему ребенку произношение и где нужна корректировка.

Иногда при таком способе проверки обнаруживаются проблемы с другими шипящими согласными. Поэтому отнеситесь к процессу со всей ответственностью и добавьте разнообразных по звучанию сочетаний звуков.

Для проверки и тренировки (если она понадобится) можно подготовить набор карточек с картинками и звуками: для малыша это будет приятная игра. Такие коллекции также легко найти в обычных книжных магазинах. В них все слоги и слова подобраны специальным способом, с максимальным разнообразием позиций нужных звуков.

Картинка для произношения звука Ш - отлично помогает

Возможные причины возникновения плохого произношения

  • Коверканье речи в общении с ребенком: он может просто подражать взрослой манере общения.
  • Неправильный прикус: иногда он проходит с появлением коренных зубов, а иногда требуется помощь детского ортодонта.
  • Слишком долгое использование соски в грудном возрасте. Страдают шипящие и свистящие звуки.
  • Некоторое отставание в развитии.
  • Малыш плохо распознает звуки на слух.
  • Гиперактивный ребенок. Потребуется много усилий, чтобы обучить такого ребенка правильно говорить слова.

Если вы уже долго, но безрезультатно пытаетесь научить малыша правильно говорить «ш» – обратитесь к логопеду. Как правило, многие садики нанимают их на несколько часов в неделю. Он сможет грамотно поставить речь в короткие сроки.

Упражнения перед началом занятий

Перед началом занятий с малышом обязательно проведите зарядку для ротовой полости. Состоять она будет из нескольких несложных упражнений.

  • Кладем язычок на нижнюю губу и задерживаем его в таком положении на 15 секунд.
  • Создаем из нашего языка чашку и держим в таком положении 10 секунд. Расслабляем. Снова держим. Это эффективное упражнение для тренировки мышц языка.
  • Опускаем и поднимаем «чашечку». Делаем упражнение плавно, не спешим.
  • Поцокаем язычком. Не спеша, «растягивая» процесс.

Поставьте малыша перед зеркалом: так ему будет очень весело строить рожицы, и стараться он будет усерднее. Можно также разбавлять процесс интересными смешными историями.

Буква Ш и Шапокляк

Дополнительная разминка для губ

  • Произносим поочередно звуки «о» и «у» с максимальным использованием жестикуляции губ. То складываем их в трубочку, то обращаем в большой круг.
  • Чередуем «трубочку» и улыбку. Постарайтесь, чтобы улыбка получалась максимально широкой, а «трубочка» узкой.

Упражнения для постановки звука «ш»

Практикуем следующий перечень упражнений для постановки произношения:

  • «Движущаяся чашечка». Создаем язычком чашечку и начинаем ею двигать. То поднимаем края, то опускаем в нижнюю часть рта.
  • «Свободный полет». Делаем «чашечку» и вынимаем ее из полости рта. Берем маленький кусочек ватки и кладем его на носик ребенка. При выдохе воздух будет отталкиваться от стенки «чашечки» и подниматься вверх, а ватка улетать. Очень веселое и эффективное упражнение по предотвращению шепелявости.
  • «Корабль в море». Поднимаем и опускаем «чашку» с задержками 1 — 3 секунды.

Все упражнения выполняются перед зеркалом и сопровождаются самыми разными веселыми историями, какие вы только сможете придумать.

Если ваш малыш уже умеет выговаривать звуки «т», «р», «с»

Если малыш умеет хорошо говорить «т», тогда начинаем с этого способа. Попросите его сказать «т-с-с», как мы обычно делаем, когда просим тишины. Повторить 10 — 20 раз. А теперь попросите проделать то же самое, но только с закрытым ротиком. Возможно, у вас с первого раза выйдет получить долгожданный «ш».

Для закрепления просите ребенка еще пару дней пошипеть, как змейка или кошечка.

Иногда ребенок прекрасно справляется со звуком «р». Попросите прошипеть его. Многим, чтобы научиться произносить «ш», достаточно одного этого простого упражнения.

Как только звук устоялся, перейдите к упражнениям со словами. Далее обязательно стоит включить в речь скороговорки с буквой «ша» и логопедические слова, а также слова, которые начинаются с этой буквы. Чем чаще вы будете это делать, тем быстрее правильная речь станет привычной для малыша.

Закрепление результата

В дальнейшем следите за тем, чтобы ребенок не пропускал буквы и всегда выговаривал их четко. Не торопитесь: пусть лучше первое время говорит спокойно и правильно. Задавайте ему вопросы по типу: красивый – красивейший. А как сказать слово «прекрасный»? И так далее. Не перегружайте ребенка; лучше растянуть процесс на несколько дней или недель.

Выполняя данные упражнения и рекомендации, вы легко научите ваше дитя говорить правильно. Это поможет сделать его речь четкой и понятной, а самого ребенка сделает уверенным в себе.

Читатели рекомендуют!

Весите 94? А будете весить 58! Похудение для ленивых! Современная методика от Елены Малышевой.

Советуем к прочтению:

illady.ru

Дифференциация звуков [с] и [ш] Логопедические упражнения и игры с буквами

11 Ноябрь 2014      Ольга      Главная страница » Логопедические игры      Просмотров:   1748
Дифференциация звуков [с] и [ш]

Логопедические упражнения и игры с буквами

дифференциация звуков с ш

  1. Какая буква следующая?

дифференциация звуков с ш Какие две буквы следующие?

дифференциация звуков с ш

  1. Продолжи ряд.

дифференциация звуков с ш

4. Прочитай слоги с буквой С и буквой Ш. Соедини слоги с одной и той же гласной буквой. Прочитай слоги парами.

ША        СО

ШО        СУ

ШУ        СА

ИШ        ЕС

ЕШ        ЯС

ЯШ        ЕС

ЮШ      ИС

ЕШ        ЮС

  1. Составь из букв слово, и ты сможешь ответить на вопрос.

5.1. Как называется маленькая тонкая и очень сухая баранка?

дифференциация звуков с ш

5.2. Как называется спортивный снаряд для прыжков в высоту?

дифференциация звуков с ш

5.3. Как называется звук, который мы слышим, перелистывая страницы книги?

дифференциация звуков с ш

5.4. Как называется часть земли, омываемая водой?

дифференциация звуков с ш

  1. Составь слова из слогов.

дифференциация звуков с ш

(Мишка, сушка, кашка, миска, пешка, каска.) 

дифференциация звуков с ш

(Смешок, стишок, пастушок, петушок.)

 дифференциация звуков с ш

(Сушка, сынишка, старушка.)

Найди пары.

7.1. Найди двух штангистов.

дифференциация звуков с ш

7.2. Найди двух парашютистов.

дифференциация звуков с ш

  1. Игра «Спрятанные слова».

Найди среди этих букв спрятанные слова Саша, шест, суша. Подчеркни их.

РЛСАШАВЛХЮАШЕСТАЛАЧСУШАШДА

  1. Игра «Лесенка».

Придумай слова, начинающиеся на буквы С и Ш. Первые слова должны состоять из трех букв, вторые — из четырех, третьи — из пяти букв.

Ш_ _                      С_ _

Ш_ _ _                   С_ _ _

Ш_ _ _ _                 С_ _ _ _

  1. Составь из данного слова другие слова.

Машинисты – (варианты слов: машины, шина, шины, наш, наши, ниша, сам, там, мат, маты, тина, сыт, сыта, нам, нас, мина, Тима, Сима, тишина, Миша, мыши).

Солнышко – (варианты слов: слон, сон, нос, сок, кон, кол, шок, косы, лыко, локон, локоны, окно).

Раскладушки – (варианты слов: рак, раки, ракушка, ракушки, уши, ушки, лук, душ, душа, лак, Лада, лад, клад, шар, дар, Даша, Шура, Саша, Лида, Ира, Кира, каша, сила, ласка, диск, каска, каски).

 

См. также: Автоматизация и дифференциация звуков

Дифференциация звуков [с], [ш]

Логопедическое групповое занятие дифференциация звуков С Ш

Логопедические упражнения и игры Дифференциация звуков [ш] — [с] в словах

Индивидуальное занятие Автоматизация ЗВУКА Ш Автоматизация звука Ш в слогах и словах и предложениях

Индивидуальное занятие Автоматизация ЗВУКА Ш Автоматизация звука Ш в слогах и словах

Индивидуальное занятие постановка звука Ш

Автоматизация звука С в слогах

    

mallishok.ru

Как научить ребенка говорить букву ш

Речи нельзя научить с рождения, ребенок, рождаясь, не имеет этого навыка вообще. Лишь со временем, когда развивается речевой аппарат и мозг, малыш начинает понемногу сначала выговаривать звуки, затем отдельные слова, учась говорить.

И конечно, не каждую букву малыш может произнести с первого раза, а уж звук «Ш» так и вовсе трудно произносить, вплоть до шести лет. Как научить детей выговаривать эту букву правильно, и произносить слова без посещения логопеда?

Техника произношения звука

Язык – самая подвижная мышца в нашем теле. Когда мы произносим звук «Ш», язычок становится широким  краешек поднимается наверх, почти упираясь в небо и таким образом возникает щель возле верхних резцов.

При этом по бокам язык прижимается к коренным зубам. Вроде бы все просто, но это для взрослых, а не для детей. Попробуй удержи язык в нужной позиции, чтобы правильно произносить вредную букву!

вместе с папой

Как понять, что ребенку нужна помощь

Проверить у детей, правильно ли они могут говорить слова на букву «Ш», попросите их выговаривать за вами слоги – ШО, ШУ, ША, ШЕ, и так далее, чтобы звук «Ш» находился каждый раз в ином положении.

Теперь проверьте, как звучат слова на букву «Ш» в исполнении ребенка – предложите ему прочитать или повторить за вами – шаль, шорох, шелест, шляпка, и тому подобные.

Вредная буква должна стоять не только на первом месте в словах, но и менять свое положение: каша, пшено, кошка, малыш, карандаш. Можно предлагать ребенку посмотреть картинки, где будут изображены соответствующие предметы, чтобы он их называл.

множество слов

Следующим этапом проверки должны стать поговорки и пословицы, призванные укротить букву «Ш» — сшит колпак не по-колпаковски, шла Саша по шоссе и сосала сушку. Или просто предложения, составленные из нужных слов – мышка ест пшенную кашу, Шура построил большой шалаш.

Почему возникают трудности в произношении

  • Соска. Если кроха долго сосала соску, то это приводит к неправильному формированию прикуса, и как следствие, малыш начинает говорить слова неверно, коверкая их.
  • Сюсюканье. Конечно, как не умилиться младенцу, ласково сюсюкая с ним! Только искажая звук своей речи, вы оказываете ребенку медвежью услугу – он привыкнет слышать только такую речь.

Сюда же относим нарушение речи у мамы или папы: если родители сами не выговаривают какой-то звук или букву, велика вероятность возникновения у ребенка той же проблемы.

  • Чрезмерно высокие требования. Вместо того, чтобы показать верную артикуляцию, от детей могут требовать: «скажи «шишка».
  • Отставание в развитии. Обязательно покажите детей неврологу и педиатру, чтобы они могли определить степень отставания, и помогли скорректировать развитие малыша.

сложная буква

Упражнения для правильного произношения

Все занятия должны носить характер игры и ни в коем случае не быть принудительными – тогда толку от этого будет мало, если у ребенка все занятие будет только одна мысль, как бы улизнуть поскорее.

К упражнениям лучше подойти творчески, связывайте их между собой, чтобы получилась сказка – такая игра-занятие будет легче для восприятия ребенка, а так же хорошо тренирует язычок выговаривать нужную букву.

  • «Чашечка». Чтобы научить ребенка говорить слова на букву «Ш», выполняйте такое упражнение: распластайте язык по нижней губке, а края и верх поднимите, образуя чашечку.
  • «Вкусное варенье». Облизываем нижнюю губу широким, распластанным языком, влево-вправо.
  • «Цок-цок». Цокаем языком, изображая лошадку. Может быть, ребенок посмотрит на картинки с лошадьми и захочет так делать, нужно только научить.
  • «Фокус-покус». На кончик носа ребенку кладите небольшой кусочек ватки. Малыш приоткроет ротик в улыбке, высунет язык, а широкий край положит на верхнюю губку так, чтобы между ней и язычком оставался небольшой зазор. Теперь нужно подуть через язык, и вата взлетит вверх.
  • «Сковородка». Распластайте язык на нижней губе так, чтобы он был похож на круг – широкий и круглый. Боковые края при этом немного приподняты.

Почаще показывайте крохе картинки в специальных логопедических пособиях, помогая проговаривать необходимые слова, чаще употребляйте их в повседневной жизни так, чтобы малыш видел артикуляцию вашего рта, и тогда со временем у вас обязательно получиться научить кроху правильному произношению.

razvitie-vospitanie.ru

Обучение грамоте «Звук [ш] и буква Ш»

klass39_01Большой, просторный, светлый дом.Ребят хороших много в нём.Красиво пишут и читают.Рисуют дети и считают.

О каком доме идёт речь?….

Верно, это школа. Уверена, что вы за это время в школе стали настоящими учениками. Какие школьные правила необходимо знать и соблюдать школьникам?klass39_1_0

klass39_1

klass39_1_1

klass39_1_2

klass39_1_3

klass39_1_4

klass39_1_5

klass39_1_6

klass39_1_7

1. В каких еще словах встречается звук [ш]…

ДУШ

МАЛЫШ

КАМЫШ

Автоматизация звука Ш душ Автоматизация звука Ш малыш Автоматизация звука Ш камыш

Прохладный ДУШ

МАЛЫШ играет

На болоте КАМЫШ

ФИНИШ

ЛАНДЫШ

КОВШ

Автоматизация звука Ш финиш Автоматизация звука Ш ландыш Автоматизация звука Ш ковш

ФИНИШ! Ура!

В тени деревьев ЛАНДЫШ

На плите КОВШ

ЁРШ

ФАРШ

КАРАНДАШ

Автоматизация звука Ш ёрш Автоматизация звука Ш фарш Автоматизация звука Ш карандаш

В реке ЁРШ

ФАРШ для котлет

В пенале КАРАНДАШ

ШПАГА

ШПАЛЫШЛАГБАУМ

ШТАНГА

Автоматизация звука Ш шпага Автоматизация звука Ш шлагбаум Автоматизация звука Ш штанга

ШПАГОЙ фехтуют

ШПАЛЫ и ШЛАГБАУМдеревянные

Атлет поднимаетШТАНГУ

ШКАФ

ШКАТУЛКА

ШВАБРА

Автоматизация звука Ш шкаф Автоматизация звука Ш шкатулка Автоматизация звука Ш шлейф

В комнате ШКАФ

ШКАТУЛКАдля ниток и иголок

ШВАБРОЙ моют пол

ШЛАНГ

ШЛЕМ

ШЛЕЙФ

Автоматизация звука Ш шланг Автоматизация звука Ш шлем Автоматизация звука Ш шлейф

ШЛАНГ для полива

У богатыря ШЛЕМ

У королевы ШЛЕЙФ

ШЛЯПА

ШЛЮПКА

ШМЕЛЬ

Автоматизация звука Ш в словах шляпа Автоматизация звука Ш в словах шлюпка Автоматизация звука Ш в словах шмел

Фетровая ШЛЯПА

По реке плывёт ШЛЮПКА

ШМЕЛЬ опыляет клевер

ШКОЛА

ШКУРА

ШТОРЫ

Автоматизация звука Ш в словах школа Автоматизация звука Ш в словах шкура Автоматизация звука Ш в словах штора

ШКОЛА недалеко от дома

На полу ШКУРА

На окне ШТОРЫ

ШТОПОР

ШТУРВАЛ

ШНУР

Автоматизация звука Ш в словах штопор Автоматизация звука Ш в словах штурвал Автоматизация звука Ш в словах шнур

ШТОПОРОМ вынимают пробки

У ШТУРВАЛА рулевой

Телефонный ШНУР

 

ШПИЛЬ

ШПИЛЬКИ

ШПИНГАЛЕТ

Автоматизация звука Ш в словах шпиль Автоматизация звука Ш в словах шпильки Автоматизация звука Ш в словах шпингалет

ШПИЛЬ виден далеко

У девушки ШПИЛЬКИ

На оконной раме ШПИНГАЛЕТ

ПАШНЯ

БАШНЯ

ВИШНЯ

Автоматизация звука Ш в словах пашня Автоматизация звука Ш в словах башня Автоматизация звука Ш в словах вишня

На ПАШНЕ пахарь

БАШНЯ маяка

На ветке ВИШНЯ

ВЫШКА

МЫШКА

ПЫШКА

Автоматизация звука Ш в словах вышка Автоматизация звука Ш в словах мышка Автоматизация звука Ш в словах пышка

ВЫШКА для тренировок

МЫШКА-норушка

На противне ПЫШКИ

 

ДЕДУШКА

БАБУШКА

КУКУШКА

Автоматизация звука Ш в слове ДЕДУШКА Автоматизация звука Ш в слове БАБУШКА Автоматизация звука Ш в слове КУКУШКА

У ДЕДУШКИ И БАБУШКИ внуки

КУКУШКА кукует

ЛЯГУШКА

ВАТРУШКА

ПЕТРУШКА

Автоматизация звука Ш в слове ЛЯГУШКА Автоматизация звука Ш в слове ВАТРУШКА Автоматизация звука Ш в слове ПЕТРУШКА

ЛЯГУШКА квакает

В ВАТРУШКЕ творог

На грядке ПЕТРУШКА

КАШПО

БАШМАК

КАШТАН

Автоматизация звука Ш в слове КАШПО Автоматизация звука Ш в слове БАШМАК Автоматизация звука Ш в слове КАШТАН

В КАШПО фиалки

БАШМАК дырявый

КАШТАН — дерево

ШАЛЬ

ШАР

ШАКАЛ

Автоматизация звука Ш в слове ШАЛЬ Автоматизация звука Ш в слове ШАР Автоматизация звука Ш в слове ШАКАЛ

ШАЛЬ пуховая

В руке ШАРЫ

ШАКАЛ воет

ШАЛУН

ШАРФ

ШАЙБА

Автоматизация звука Ш в слове ШАЛУН Автоматизация звука Ш в слове ШАРФ Автоматизация звука Ш в слове ШАЙБА

ШАЛУН уронил тарелку

На шее ШАРФ

ШАЙБА влетела в ворота

 

ШАПКА

ШАХТЁР

ШАХМАТЫ

Автоматизация звука Ш в слове ШАПКА Автоматизация звука Ш в слове ШАХТЁР Автоматизация звука Ш в слове ШАХМАТЫ

На голове ШАПКА-УШАНКА

ШАХТЁР добывает уголь

ШАХМАТЫ — увлекательная игра

ШАМПУНЬ

КАША

АФИША

Автоматизация звука Ш в слове ШАМПУНЬ Автоматизация звука Ш в слове КАША Автоматизация звука Ш в слове АФИША

Флакон ШАМПУНЯ

Пшённая КАША

Театральная АФИША

ЛАПША

ГРУША

КРЫША

Автоматизация звука Ш в слове ЛАПША Автоматизация звука Ш в слове ГРУША Автоматизация звука Ш в слове КРЫША

В дуршлаге ЛАПША

На дереве ГРУША

На КРЫШЕ труба

ЛОШАДКА

КОШАРА

УШАТ

Автоматизация звука Ш в слове ЛОШАДКА Автоматизация звука Ш в слове КОШАРА Автоматизация звука Ш в слове УШАТ

Пони — маленькая ЛОШАДКА

В КОШАРЕ бараны

В УШАТЕ вода

КУШЕТКА

ОШЕЙНИК

ВЕРМИШЕЛЬ

Автоматизация звука Ш в слове КУШЕТКА Автоматизация звука Ш в слове ОШЕЙНИК Автоматизация звука Ш в слове ВЕРМИШЕЛЬ

КУШЕТКА удобная

На ОШЕЙНИКЕ медали

ВЕРМИШЕЛЬ — гарнир

ШИНА

ШИЛО

ШИПЫ

Автоматизация звука Ш в слове ШИНА Автоматизация звука Ш в слове ШИЛО Автоматизация звука Ш в слове ШИПЫ

ШИНА лопнула

ШИЛОМ делают дырки

У шиповника ШИПЫ

ШОВ

ШОРТЫ

МЕШОК

Автоматизация звука Ш в слове ШОВ Автоматизация звука Ш в слове ШОРТЫ Автоматизация звука Ш в слове МЕШОК

На ткани ШОВ

Летние ШОРТЫ

Полный МЕШОК

ГОРШОК

ПЕТУШОК

РЕМЕШОК

Автоматизация звука Ш в слове ГОРШОК Автоматизация звука Ш в слове ПЕТУШОК Автоматизация звука Ш в слове РЕМЕШОК

Глиняный ГОРШОК

ПЕТУШОК кукарекает

На руке РЕМЕШОК

КАПЮШОН

ПОРОШОК

РЕШЁТКА

Автоматизация звука Ш в слове КАПЮШОН Автоматизация звука Ш в слове ПОРОШОК Автоматизация звука Ш в слове РЕШЁТКА

На куртке КАПЮШОН

В коробке ПОРОШОК

На окне РЕШЁТКА

ШУБА

ШУРУП

ШУТНИК

Автоматизация звука Ш в слове ШУБА Автоматизация звука Ш в слове ШУРУП Автоматизация звука Ш в слове ШУТНИК

ШУБА меховая

ШУРУП вывинтили

ШУТНИК придумал шутку

ШУМОВКА

ПАРАШЮТ

ШАЛАШ

Автоматизация звука Ш в слове ШУМОВКА Автоматизация звука Ш в слове ПАРАШЮТ Автоматизация звука Ш в слове ШАЛАШ

На ШУМОВКЕ пена от бульона

ПАРАШЮТ летит

На поляне ШАЛАШ

ШАШКИ

ШИШКИ

ШАШЛЫК

Автоматизация звука Ш в слове ШАШКИ Автоматизация звука Ш в слове ШИШКИ Автоматизация звука Ш в слове ШАШЛЫК

ШАШКИ — игра

Еловые ШИШКИ

На шампурах ШАШЛЫК

Характеристика звука

Произнесите звук [ш]. Накачаем насосом колесо: Ш-Ш-Ш-Ш (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ…шш… (звук произносится плавно, с переходом на шепот).

Определите какой он –  гласный или согласный? Звонкий или глухой?… Верно, глухой и шипящий.

Каким он может быть твердым или мягким?

ВАЖНО! Звук [ш] – согласный, глухой, ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ!

2. «Кто больше?»

Подберите слова, в которых звук [ш] расположен в начале (шляпа, шишка), в середине (мишка, чашка), в конце слова (камыш, карандаш).

3. «Доскажи словечко»

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно…   (шишек)

***

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные…   (шары) Е. Серова

Знакомьтесь с буквой. Вот Ш с шариками, она еще и шарф одела. На что похожа буква?

klass39_02

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

 

1. Найди спрятанные буквы Ш. Обведи их.

Найди спрятанные буквы Ш

2. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ш.

буква Ш

3. Найди в этой путанице букву Ш.

в путанице буква Ш

4. Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Ш с  правой стороны рисунка.

 

Учим букву Ш 

5. Соедини с буквой Ш только те предметы, названия которых начинаются со [ш].

 Учим букву Ш

6. Соедини все точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Обведи в кружок все буквы Ш.

 Учим букву Ш

 

 

7. И г р а   «Волшебная цепочка»

  • Цепочка должна начинаться и заканчиваться на букву «ш». (Шар – рак – кот – танк – карандаш.)
  • Замените первый звук в словах: жить, сутки. (Шить, шутки.)
  • Как за одну секунду из шаха сделать мат? (Шах – шаг – маг – мат.)

8. И г р а  «Анаграммы»

Шпала (лапша), шарф (фарш), шнурок (коршун).

9. Слова-невидимки

В  Ш – – – – –  сели моряки,– – – ш – –  к чаю береги.– – – – ш  у берега реки,Забралась  – – ш – –  в куль муки.Опасен  – – – ш – –  для цыплят,Ш – – – – –  дороже, чем шпагат.

О т в е т : шлюпка – плюшка, камыш – мышка, коршун – шнурок.

10. И г р а  «Дополните слово»

Шина (машина, вершина), шут (шутка), шип (шиповник, подшипник), шил (шило), шла (шлак), шел (шелк).

11. И г р а  «Слоговое лото»

1. Составьте слова со слогом —ши- в начале или в конце.

(Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы и т. д.)

2. Продолжите слова: Ми… (-ша), шу… (-ба),    Ма… (-ша),    ши…   (-на),  ша… (-ры),  шут… (-ка),  шап… (-ка),  шаш… (-ки),  шах… (-та),  лан…  (-дыш), мы… (-ши),   пше… (-но),   ши… (-ло),   шко… (-ла),   шля… (-па), шах… (-тер),   Шу… (-ра),   суш… (-ки).

12. И г р а  «Наборщик»

1. Выберите из данных букв восемь и сложите название государства. Из оставшихся получится столица.

С ш т о в к е ц т и о л я ь м Г

О т в е т : Швеция, Стокгольм.

2. Составьте как можно больше слов из букв слова шоколадка.

О т в е т :  школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол, кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т. д.

13. И г р а  «Головоломка»

Найдите между строчек насекомое.Притих камыш, мелькнула птица,Все спит, ничто не шевелится.

О т в е т : шмель.

 14. Все слова с буквой Ш

2012 07 28 142638 Учим буквы. Буква «Ш»

 

15. 

Посмотри на букву Ш –Буква очень хороша,Потому что из неёМожно сделать Е и Ё.

в которых ты видишь буква Ш. 

8676_html_m5ee0d561

16. Читаем…

СЛОГИ-буква-Ш

17. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

klass39_05

 18. 

буква-ш-1

буква-ш-2

буква-ш-3

 

буква-ш-4

буква-ш-5

буква-ш-6

буква-ш-7

 

Стихи

Шакал по дороге бежал,Букву Ш он потерял,Помогите мне друзья,Мне без Ш никак нельзя.

***Школьник в школу собирался,Потеплее одевался:Шубу, шапку, шарф надел —Шёл до школы и вспотел.

***

Шесть мышат шагают в школу,Шаловливых и весёлых.На уроках шесть мышатШелестят, шумят, шуршат,Тише, кот сюда спешит.Шмыг — и в школе ни души.

***

Школьник в школу идёт,Громко считает и песни поёт,Хорошо, что он сегодня,Букву Ш нашёл,Школа, шоколадка, школьник,Повторяя, к школе подошёл.

***В школу буква Ш пришла,Сашу там она нашла,Дала Саше шоколад,Букве Ш он очень рад.

***Буква Ш в таких словах:Школа, шест, шарада, шах.Букву Ш я написала:Три шеста и снизу шпала.

Скороговорки

  • Простоквашу дали Клаше. Недовольна Клаша: «Не хочу я простоквашу, дайте просто кашу».
  • В шалаше шесть шалунов.
  • Саша шапкой шишки сшиб.
  • Шла по улице машина,шла машина без бензина, шла машина без мотора, шла машина без шофера, шла, куда сама не зная, шла машина… заводная.
  • На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка.
  • Шишки скользкие шуршали, шумно шлепались с сосны. Слоем снега, словно шалью, скроет шишки до весны.
  • Сшила Саша Саньке шапку.
  • Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

Пословицы и поговорки

1. Шила в мешке не утаишь.

2. С кем поведешься, от того и наберешься.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. В гостях хорошо, а дома лучше.

5. Кошке игрушки, а мышке слезки.

6. На мышку и кошка зверь.

7. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

8. Поспешишь – людей насмешишь.

www.klass39.ru

Постановка и автоматизация звука Ш: речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики

Есть дети, которые не могут произносить слова со звуком «ш». О таких детках говорят, что они шепелявят. Этот дефект речи может стать причиной насмешек со стороны других детей, ведь при таком звучании слова похожи на шипение, искажается их смысл.

Ребенок шепелявит

Причины нарушения произношения звука ш

Отсутствие, искажение звука «ш» в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука «ш»:

  • Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком «ш» получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
  • Боковой сигматизм: вместо твердого звука «ш» получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
  • Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается «х» с носовым произношением.
  • Губно-зубной парасизматизм: «ш» заменяется на «ф». Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук «ш». Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
  • Призубной парасигматизм: подмена буквы «ш» на «т». Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
  • Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо «ш» проговаривается «с», «з».

Постановка звука ш

Постановка звука «ш», а именно — коррекция профиля звука «ш», зависит от того, по каким причинам это происходит. Иногда правильная артикуляция звука Ш наступает после визита к ортодонту, который с помощью ортодонтических конструкций расширяет верхнее нёбо, исправляет прикус. Если с зубами норма или улучшение произношения не произошло после вмешательства стоматолога, нужны логопедические упражнения. В их основе лежит выработка правильного артикуляционного уклада звука «ш».

Правильная артикуляция

Для постановки звука Ш важно понять, как должен размещаться язык:

  • он должен быть широким с приподнятым переднем краем к верху;
  • между языком и нёбом должна образоваться щель у верхних резцов;
  • в это же время боковые края тесно соприкасаются с коренными зубами верхней челюсти.

Важное условие — абсолютная симметричность языка. Также важно положение губ: они должны складываться воронкой.

Логопедический профиль звука ш

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука «ш». Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.

Упражнение Бегемот

  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.

Упражнение Лягушка

  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.

Упражнение Трубочка

  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Упражнение Блинчик

  • «Варенье»: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.

Упражнение Варенье

  • «Кисточка»: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Упражнение "Кисточка"

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.

Упражнение Воздушный футбол

  • «Бабочка села на цветок»: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Упражнение Села бабочка на цветок

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Буква ш

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву «ш» на картинке, рассказать забавный стишок про букву «ш».

  • Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где «ш» стоит сначала: ша, шо, шу.

Прямые слоги со звуком ш

  • После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.

Обратные слоги со звуком ш

  • Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

Слоги со звуком ш

  • Слова на букву «ш» — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком «ш» в конце и в середине.

Слова со звуком ш в конце

Слова со звуком ш в середине

  • Звук ш в словосочетаниях.

Словосочетания со звуком ш

  • Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Предложения со звуком ш

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

Стишки со звуком ш

  • Чистоговорки:

Чистоговорки со звуком ш

Скороговорки со звуком ш

Игры на закрепление звука

У логопедов есть особая тактика в подходе к занятиям: ребёнку предлагают те задания, которые ему нравятся. Играющих детей в разы проще обучить, чем тех, которым скучно.

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука «ш»:

  • «Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук «ш».

Логопедическая игра Змейка

  •  «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

Логопедическая игра Помоги мышонку

  • «Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком «ш». Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Логопедическая сказка про Машу и мишку

Структура индивидуального логопедического занятия

  1. Артикуляционная гимнастика должна начинать каждое занятие. Это поможет подготовить мышцы языка, щёк, губ. Длительность этой части — около 5 минут.
  2. Далее идёт повторение того, что проходили на предыдущем занятии. Если у ребёнка возникли трудности, стоит остановится на этом этапе и пройти его ещё раз.
  3. Если малыш выполняет задания легко, можно переходить к освоению более сложных этапов.
  4. В конце можно предложить игру. Это будет и закреплением, и стимулом одновременно.

Общая длительность занятий не должна превышать 20-25 минут, чтобы малыш не потерял интереса к ним.

orechi.ru

Как научить ребенка говорить букву Ш. Ребенок не говорит ш

Ох, уж эти шипящие или как научить ребенка говорить «Ш»

Мы все когда-то учились говорить. У кого-то это выходило как-то сразу, кто-то долго молчал или коверкал буквы, а кого-то даже по врачам водили. Но это было давно, и, естественно, забылось. И вот у вас уже свой ребенок. Все вроде хорошо, но вот с шипящими не складывается. Самые сложные буквы из этой группы – «Ш» и «Ж». Как же научить малыша шипеть без посещения логопеда? Существует несколько методов и упражнений, которые без сомнения помогут в этом нелегком деле.

 Как научить ребенка говорить букву Ш. Упражнения

          Для того, чтобы научить ребенка говорить букву «Ш» можно использовать следующие упражнения:

  • «Чашечка». Язычок распластывается на нижней губке, края и кончик поднимаются. Получается некоторое подобие чашечки из языка.
  • «Фокус». Чашечка высовывается изо рта. На кончик носа ребенка кладется ватка. Резко выдыхая воздух по чашечке направляться на ватку, от напора та улетает. Деткам это упражнение очень нравиться, потому, что очень весело кривляться и делать такие «фокусы».
  • «Блинчик». Распластанный язык находится на нижней губе не менее 10 секунд.
  • «Болтушка». Поднимать и опускать язычок-чашечку.
  • «Лошадка». Цокать языком, изображая топот лошадиных копыт.

Все упражнения сопровождаются веселыми историями, которые вы только сможете придумать, и конечно же перед зеркалом.

 Методы постановки звука «Ш» от других звуков

Если ребенок хорошо говорит звук «Т». Это один из наиболее простых вариантов. Попросите ребенка говорить «Тс-с-с» как можно дольше. Услышав нормальное произношение, попросите малыша немного «спрятать» язык за зубки. Получится звук Ш. Перед тем, как пробовать на ребенке, попробуйте сами. Если у малыша получилось, закрепляйте умение упражнением «шипящая змея» (пошипи как змея) до тех пор, пока кроха не усвоит правильное произношение.

Если ребенок хорошо говорит звук «Р». Да, и такое бывает. Пусть звук Р формируется чуть ли не самый последний, бывает, что и в три года его произношение – отменное, а вот букву «Ш» ребенок не говорит. Так вот, попросите ребенка прошептать «Р». Получите долгожданный «Ш».

Если ребенок хорошо говорит «С». Возьмите чайную ложечку или палочку от мороженного. Попросите произнести «С». Край языка аккуратно приподнимите держаком ложки, так, чтобы между небом и языком образовалась нужная щель. Услышали «Ш»? Отлично. Еще раз попробуйте без ложки, напоминая ребенку, что язычок должен быть поднят. Неудача? Не страшно, повторяйте опыт с ложкой до тех пор, пока малыш не поймет. Для того, чтобы «змея» не надоела можно менять образ и ассоциировать этот звук со спусканием воздушного шарика или мяча, шумом деревьев на ветру, шипением кота, шуршанием листьев.

После того, как правильное произношение усвоено, переходите к словам, начинающимся с «Ш» или содержащим «Ш».

Некоторые логопеды включают в свои занятия потешки, тексты, чистоговорки.

Например:

Ша-Ша-Ша Мы гуляем не спеШа

Шо-Шо-Шо На прогулке хороШо

Шу-Шу-Шу Шарф завяжем малыШу

Ше-Ше-Ше Славный Шарф на малыШе

Ши-Ши-Ши Прогулки любят малыШи

При разговоре стремитесь, чтобы ребенок употреблял как можно чаще слова со сложными звуками, не допускайте замены этих слов синонимами, а наоборот подталкивайте к применению. К примеру, «Как сказать самый сильный?» – «СильнейШий». «А слабый?» – «СлабейШй» и так далее.

На основе приведенных примеров вы можете придумать свои мини-занятия и упражнения, главное – действительно хотеть помочь ребенку освоить такой сложный звук  и понять, как правильно говорить букву «Ш». Успехов в учебе!

Похожие статьи:

НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Р

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ Л

КАК ВЫЛЕЧИТЬ ЗАИКАНИЕ У РЕБЕНКА

ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

 

razvitiedetei.info


Смотрите также