Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза во 2-м классе. Упражнения дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза


Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса на тему «В зоопарке»

Конспект занятия

по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

у учащихся 3-го класса

на тему «В зоопарке»

Время занятия – 40 мин.

Задачи:

Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:

- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников;

- развитие слогового анализа и синтеза;

- совершенствование и закрепление у школьников навыка правильного образования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- уточнение у школьников значений и актуализация слов по лексической теме «Зоопарк»;

-- совершенствование у школьников пространственных представлений;

- развитие зрительного и слухового внимания, слухоречевой памяти;

Воспитательные задачи:

-совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

-воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и удовлетворения от успешности выполненной работы;

- воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учебной деятельности по русскому языку.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, тетради.

Ход деятельности:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Давайте проверим: : ноги на месте, руки на месте, логти у края, а спинка прямая!

2. Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним, какие у нас есть звуки? (гласные, согласные)

- А что происходит, когда они становятся рядом друг с другом? (получаются слоги)

- Слог может состоять из одной гласной буквы, из гласной и согласной, из двух и более согласных и гласной.

- Всем известно правило:

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов –

Это знает каждый

Из учеников.

- Слоги живет в домиках. В этих домиках двери могут быть открыты и тогда эти слоги называются …(открытые) и закрыты (закрытые).

- Приведите примеры таких слогов (ла, ал).

- А когда слоги собираются вместе, то получаются слова. Из скольких слогов могут состоять слова (из 1, 2, 3, и более).

- Сколько слогов в слове электростанция?

1) Перед вами слоговица:

Раз, два, три, четыре, пять.

Потрудитесь ухитриться

Слоговицу разгадать.

- Разгадайте слоговицу, где каждая цифра обозначает слог, который может встречаться и в других словах: 1-кен, 2-гу, 3-ру, 4-ба, 5-нок.

1-2-3 - есть сумка, но не ходит в класс (кенгуру)

2-4 – на видном месте две у вас (губа)

3-4-5 – скользит и стружка из-под ног (рубанок)

- Запишите получившиеся слова, определите в нем количество слогов.

3. Слоговой анализ и синтез.

1) Сообщение лексической темы. Послушайте внимательно стихотворение:

Там и  шум,и гам,Вон сидит гиппопотам,А на против в клеткеПопугай на ветке.Там пантера и лисица,Обезьяна,крокодил,Бродит важная тигрица,Спит сердитый гамадрил.Встал я возле странной клетки,Ноги есть,а тела нет.Да ведь это же жирафа!,Сверху шлёт большой привет!

- Ребята, как вы думаете куда мы с вами сегодня отправимся?

Сегодня мы будем говорить о зоопарке. Туда мы и отправляемся. Слушайте внимательно:

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденье,

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать!

- Прочитайте слоги, записанные на карточках и соберите слова.

Мот-бе-ге, дил-кро-ко, пан-шим-зе, ведь-мед, фин-дель, лин-пав, гай-по-пу, ног-ось-ми, дюк-ин, ра-зеб, я-зме, ца-я-ри-ще, дей-ка-ин, па-че-ха-ре, яц-за.

2) Закрепление знания о частях зоопарка и его обитателях.

- Перед вами картинки обитателей зоопарка (шимпанзе, медведь, павлин, дельфин, зебра, заяц).

- Определите, где они будут жить: в зверинце, океанариуме, птичнике.

3). Работа над слоговыми схемами слов

- Подберите к схеме слова, обозначающие названия животных или птиц.

_ _ _ _ _ _, _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _. (собака, индюк, павлин).

4). Игра «Цепочка»

- Продолжите цепочку так, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего.

Образец: ка-ша, ша-ры, ры-ба….

4. Физминутка

- Встаньте, пожалуйста. Внимательно слушайте слова. Если слово состоит из одного слога – хлопните в ладоши, если слово состоит из двух слогов – подпрыгните на месте, если слово из трех слогов – сделайте приседание.

Слова: мост, карандаш, нога, кукла, дым, яхта, сорока, прибой, орел, дымоход, яблоко, порох.

5. Письменные задания на развитие слогового анализа и синтеза

1) Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните гласные.

Работа, галоши, кенгуру, павлин, ромашка, машина, лягушка, овощи, клетка, корридо, фрукты.

2) К данному слогу подберите из скобок слова так, чтобы получилось новое слово. Напишите получившиеся слова. Выделите количество слогов, подчеркните гласные.

за…(бор, вод, ры, кон, мок)

ку…(сок, лак, лик, вод)

ры…(ба, си, лик, бак, нок)

3) Прослушайте внимательно слова. Определите в них количество слогов. В первый столбик начертите схемы двухсложных слов, во второй – односложных.

Раки, мак, суп, травы, утки, кран, стул, листик, дуб, брат, грачи, крыса, слон.

4) Возьмите карточки со стола. На них записаны слова. В каждом из слов пропущены слоги. Вставьте их и запишите слова в тетрадь.

Ар-…, лод-…, …-буз, …-тик, ко-…-…, ло-…-…, ма-…-…

8. На карточках даны слова. Если вы уберете из слова последнюю букву, то получите новое слово. Полученные слова запишите

сорт-… волк-… брат-…

борт-… полк-… стон-…

парк-… шарф-…

9. Внимательно прочитайте слова, написанные на карточках. Найдите среди них другие слова, которые в них «спрятались» Напишите слова парами.

Например: хлев-лев.

Слова: столб, щель, укол, коса, полк, волк, восемь, гроза, рыбак, шутки, вокруг, победа, листочки.

10. Образуйте от данных слов, новые слова, с уменьшительно ласкательным значением, используя суффиксы ЕК, ОК, ИК.

пень-… шар-….

день-… сук-…

окунь-… букет-…

огонь-… кот-…

зверь-… волк-…

куль-… нос-…

- Запишите в тетради получившиеся слова.

- Определите количество слогов в словах, подчеркните гласные.

11. Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши подчеркните ими правильные ответы, и поставьте им оценки.

Логопед проверяет работы, сообщает результаты.

12. Итог урока.

- Наш урок подошел к концу.

- Молодцы! Вы сегодня на уроке были внимательными и хорошо работали.

- Урок окончен, до свидания, ребята!

infourok.ru

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза во 2-м классе

Разделы: Логопедия

Цели:

Образовательная:

  • закрепить навыки звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;
  • сформировать навык дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки;
  • закрепить знания о гласных и согласных звуках.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мелкую моторику;
  • развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательная:

  • создание ситуации успеха.

Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметная картинка с изображением инопланетянина Альфа (Рисунок); карточка для каждого ученика (Приложение).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Развитие логического мышления.

Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их.

Запишите отгадки, построив из них цепочку: на последний звук предыдущего слова должно начинаться следующее слово.

Он в самом омуте живет – Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны.  (Сом)

Пчелам – на работу, Маме – на заботу, Хворым на леченье, Всем – на угощенье. (Мед)

Это старый наш приятель: Он живет на крыше дома. Острый клюв, ходули – ноги, Строит сам себе жилье. (Аист)

Пушистая вата Плывет куда-то, Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Туча)

Цепочка: сом – мёд (звонкий согласный звук на конце слова оглушается) – туча – аист.

2. Запись отгаданных слов и обозначение звуков.

3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Знакомство с героями занятия.

Логопед. Отгадайте имя героя занятия по первым буквам слов – названий картинок.

рис.2

Ответ: Альф.

Сколько букв и сколько звуков в имени Альф?

Ответ: Альф – 4 буквы, 3 звука.

Почему количество звуков и букв в слове Альф различно?

Ответ: в имени есть мягкий знак, который звуком не является.

2. Закрепление знания о гласных звуках. 

Логопед: Альфу очень нравятся гласные звуки. Помогите Альфу выделить гласную букву слова в квадратик.

рис.3

Ответ: у, у, и, о, а.

3. Закрепление знания о согласных звуках.

Логопед: Альфу очень нравятся согласные звуки. Помогите Альфу выделить согласную букву в начале слова, соедини необходимую букву с картинкой.

рис.4

4. Дифференциация звуков и букв в словах.

Логопед: Молодцы! Вы отлично умеете вставлять звуки и буквы в слова. Теперь Альф хочет узнать, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах. Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в ее названии.

рис.5

Ответ: снег – 4 буквы, 4 звука, белка – 5 букв, 5 звуков, ёлка – 4 буквы, 5 звуков, осень – 5 букв, 4 звука.

5. Работа со словами-перевертышами.

Логопед: Альф нашёл в книге много интересных слов, которые можно читать слева направо и справа налево. Прочитайте слова справа налево. Запишите слова, которые у вас получились.

ЛАЗ– ...                  НОС– ...                   ГОД– ... 

ШАЛАШ– ...         МИР– ...                   КОТ– ...

Ответ: лаз–зал, нос–сон, год–дог, шалаш–шалаш, мир–Рим, кот–ток.

6. Физминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг, 

Мы плечами чик-чик.  

Раз – сюда, два – туда,

 

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели – встали

И ничуть мы не устали!

Идут на месте,

хлопают в ладоши,

моргают глазами,

поднимают и опускают плечи.

Держат руки на поясе, поворачивают туловище вправо и влево,

поворачиваются вокруг себя,

приседают, возвращаются в и.п.

Поднимают руки вверх, опускают на пояс,

приседают (повторяют два раза).

Разводят руки  в стороны.

7. Развитие буквенного синтеза.

Логопед: Альфу нравится играть со словами. Он придумал игру «Волшебные домики» и предлагает нам поиграть. Переставьте буквы так, чтобы получились слова.

Б, К, А ______ 

Р, К, У, А________

З, Б, А, О, Р______

Д, М, О______    

С, У, Т, Л________   

К, М, О, А, Р_____

Слова: бак, рука, забор, дом, стул, комар.

8. Работа по преобразованию слов.

Альф так увлекся, что не заметил, как прошло время занятия и пришла пора прощаться. Наш гость предлагает последнюю игру. Прочитайте слова левого и правого столбиков. Соедините их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.

КОТ

ЭКРАН

УСЫ

ШУТКА

УТКА

КРОТ

УЖИ

БУСЫ

КАСКА

ЛУЖИ

КРАН

КРАСКА

III. Итог занятия

Логопед: Назовите образованные пары слов и, выбрав любую из них, определите количество букв и звуков в ней.

Ответ: кот – 3 буквы, 3 звука, крот – 4 буквы, 4 звука; в слове крот отличается от слова кот одной буквой Р, и т.д.

Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были активными, внимательными, вы меня очень порадовали. Большое спасибо! Предлагаю оценить свою работу и поставить себе оценку за урок.

Список литературы.

  1. Абрамова Н.А. «Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза: логопедические занятия 1-3 классы», Воронеж: Учитель, 2009. – 79 с.
  2. Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», конспекты занятий для логопедов,– М.:Издательство ГНОМ и Д,2009, – 128 с.
  3. Мазанова Е.В. «Учусь работать с текстом», альбом упражнений по коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008, – 48 с.
  4. http://bm.img.com.ua/img/prikol/images/large/0/9/123590_202028.jpg
  5. "Весёлая школа". Сайт для школьников и учителей: http://otlen.narod.ru/dokuchnie_skazki
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Логопедическая работа по устранению дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика

Изучение литературы по проблеме определения механизмов дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников позволил разработать методику логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей данной категории.

В основу методики коррекционно-логопедической работы входят следующие принципы.

Принцип дифференцированного подхода. Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся должна строиться не только с учётом этиологии, механизмов и структуры данного речевого нарушения, но и с учётом возрастных, индивидуально – психологических особенностей и уровня речевого развития детей.

Принцип комплексности. Во многих случаях возникновение дисграфии у младших школьников обусловлено недоразвитием устной речи, несформированностью языковых обобщений. В связи с этим логопедическое воздействие при коррекции дисграфии осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устной речи, письма).

Патогенетический принцип. Предполагает учёт механизмов нарушения письма. При коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза осуществляется формирование навыка анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза и др.

Принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушения письма. При одном и том же виде дисграфии уровень недоразвития тех или иных функций, степень выраженности нарушения письма у учащихся может быть различной. Так, при тяжёлой степени выраженности дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, у детей отмечается недоразвитие как анализа предложений на слова, так и фонематического анализа и синтеза. При лёгкой степени этого вида дисграфии может наблюдаться лишь недоразвитие сложных форм фонематического анализа. В связи с этим направления логопедической работы будут дифференцироваться с учётом симптоматики и степени выраженности нарушения, а также этапа формирования навыка письма.

Принцип учёта психологической структуры процесса письма и характера нарушения речевой деятельности. Процесс письма представляет собой сложную многоуровневую деятельность, в структуре которой можно выделить определённые звенья, операции. У детей, страдающих нарушениями письма, обнаруживается различный механизм дезорганизации этой сложной речевой деятельности: а) несформированность одной из операций, б) несформированность нескольких операций, в) недостаточная автоматизированность программы деятельности при относительной сформированности отдельных операций.

В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать то или иное умственное действие, но и довести его до автоматизма. Только при этом условии возможен переход к нормализации целостной деятельности процесса письма.

Принцип поэтапного формирования умственных действий. В психологических исследованиях (А.Н. Леонтьева; П.Я. Гальперина; Д.Б. Эльконина) отмечается, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с развёрнутых внешних операций, а затем сокращается, свёртывается, автоматизируется, постепенно переводится в умственный план, т.е. интериоризируется.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом “зоны ближайшего развития” (Л.С. Выготский). Постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учётом психологических особенностей детей. Новые, более сложные задания первоначально даются на простом речевом материале. И только тогда, когда будет сформировано, автоматизировано то или иное умственное действие, можно переходить к его выполнению на более сложном речевом материале.

Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути). В основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Формирование высших психических функций в онтогенезе представляет собой сложный процесс организации функциональных систем. Первоначально психическая функция предполагает участие различных анализаторов, полимодальных афферентаций.

Принцип системности. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза осуществляется на основе использования системы методов. Использование определённых методик определяется целью, задачами логопедической работы, местом данного логопедического занятия в общей системе коррекционного процесса. С другой стороны, принцип системности предполагает формирование речи в единстве всех её компонентов как единой функциональной системы.

Онтогенетический принцип. В процессе формирования функций, обеспечивающих овладение письмом, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе.

Целью логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза является коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма.

Можно выделить следующие задачи, в ходе решения которых происходит формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование процесса письма.

Задачи коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

  • Развитие анализа и синтеза структуры текста.
  • Развитие анализа и синтеза структуры предложения.
  • Развитие слогового анализа и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

1. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста.

Опираясь на анализ методической литературы (Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова, И. Н Садовникова), предлагаются следующие задания для нормализации анализа текста:

  • знакомство с текстом – определение основных признаков текста;
  • дифференциация отдельных предложений и текста;
  • определение последовательности предложений в тексте.

Определить границы предложения в тексте (цель: уточнить представление о предложении как о языковой единицы).

Работа с деформированным текстом.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне фразы

Задания:

  • Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов.
  • Придумать предложение с определённым количеством слов.
  • Увеличить количество слов в предложении.
  • Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
  • Определить место слов в предложении (какое по счёту указанное слово).
  • Выделить предложение из текста с определённым количеством слов.
  • Поднять цифру соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
  • Составить предложение из слов данных в беспорядке.

3. Развитие слогового анализа и синтеза.

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приёмов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умение выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавление гласных.

Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаются следующие задания:

1. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых два или три слога(“слива”, “помидор”, “собака”).

4. Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. (Например:“улей”, “домик”, “машина”, “пуна”, “жаба”). После выделения первых слогов получается предложение:У дома лужа.

5. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:

буз, ут , под , ка __, ка даш.

6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке: (нок, цып, лё, точ, лас, ка).

7. Выделит из предложения слова, состоящие из определённого количества слогов.

4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Задания:

1. Придумать слова с тремя, четырьмя, пятью звуками.

2. Отбирать картинки, в названии которых четыре или пять звуков.

3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинка не называется).

4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования звукового анализа необходимо учитывать фонетическую сложность слова. При этом широко используются письменные работы.

'Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:

1. Вставить пропущенные буквы в слова ей.ка, ди. ан, ут. а, лу. а.

2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте(шуба, уши, кошка).

3. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например,сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол и др.

4. Выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать.

5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

па - (пар) па - - (парк) па - - - (паром) па----(паруса)

6. Подобрать слово с определённым количеством звуков.

7. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определённой последовательности: сначала слова из трёх букв, затем из четырёх, пяти, шести букв:

р у ч к арот У ля час кот Аняроза угол чаша каша аиструкав улица чехол корка астра

8. Преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы, луг - плуг,

б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом - сок -сук - суп -сух - сор,

в) переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак.

9. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)!

10. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак -кот.

11. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

12. Составить графическую схему предложения

__________ предложение_______ ______ слова__ __ __ __ слогизвуки

13. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос - сон, кот - ток, куб - бук.

14. Отобрать картинки с определённым количеством звуков в их названии.

15. Найти общий звук в словах: луна - стол, кино - игла, окна - дом.

16. Раскладывание картинок под графическими схемами.

17. Придумать слова к графической схеме.

18. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

19. Назвать деревья, цветы посуду и т. д., слово - название которых соответствует данной графической схеме.

На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа дается опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на 'этом способе выполнения. Конечной целью логопедической работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

Список использованной литературы

  1. Воронова А.П. Нарушение письма у детей. – СПб., 1994.
  2. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. – М., 1959.
  3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.
  4. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.А. 365 проверочных заданий и упражнения для подготовке к школе. – СПб., 2000.
  5. Колповская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения //Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
  6. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
  7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001.
  8. Лалаева Р.И., Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. – СПб., 1992.
  9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2004
  10. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001, 2004.
  11. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. – М., 1941.
  12. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи М.,1961
  13. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – Спб, 2004 .
  14. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.,2006.
  15. Орфинская В.К. Формы дисграфии, отражающие недоразвитие фонематической системы // Герценовские чтения. Дефектология. – Л., 1970.
  16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также