Слитное, дефисное и раздельное написание наречий в русском языке. Упражнения дефисное написание наречий


Дефисное написание наречий

Дата: 04.07.2012 Автор: Dictread Тема: Правописание наречий

Через дефис пишутся:

 

1. Наречия с приставкой по-, образованные от прилагательных и местоимений и оканчивающиеся на -ому, -ему, -ки, -ьи, например: по-прежнему, по-вашему, по-немецки, по-лисьи.

Примечания.

1. Приставка по- пишется слитно в наречиях, образованных от кратких прилагательных и от местоимений: попусту, потому и т. п.

2. Через дефис пишутся разговорное наречие по-латыни и технический термин на-гора.

3. Если наречие с приставкой по- образовано от сложного прилагательного с дефисным написанием, то дефис пишется только после приставки: по-социалдемократически (ср.: социал-демократический) и т. п.

 

2. Наречия с приставкой в- (во-), образованные от порядковых слов, например: во-первых, в-третьих.

 

3. Наречия, образованные повторением основы и соединением синонимических или связанных по ассоциации слов, например: еле-еле, давным-давно, нежданно-негаданно, худо-бедно.

 

Упражнение 216. Объясните правописание наречий. Слова, правописание которых ранее было плохо усвоено или вовсе неизвестно, выпишите в словарики и постарайтесь запомнить.

Близко-близко, взад-вперед, видимо-невидимо, во-вторых, во- первых, вот-вот, в-последних, в-пятых, всего-навсего, в-третьих, в-четвертых, давным-давно, далеко-далеко, день-деньской, долго-долго, едва-едва, еле-еле, как-никак, крест-накрест, мало-помалу, на-гора, нежданно-негаданно, не сегодня-завтра, по-английски, по-боевому, по-большевистски, по-вашему, по-весеннему, по-видимому, по-военному, по-волчьи, подобру-поздорову, по-дружески, по-дурацки, по-зимнему, по-змеиному, по-иному, по-казацки, по-коммунистически, по-латыни, по-летнему, по-лисьи, по-людски, полным-полно, по-медвежьи, по-моему, по-настоящему, по-нашему, по-немецки, по-новому, по-особому, по-осеннему, по-прежнему, по-птичьи, по-пустому, по-русски, по-своему, по-соловьиному, по-социалдемократически, по-студенчески, по-твоему, по-турецки, по-туркменски, по-узбекски, по-унтерофицерски, по-французски, по-черепашьи, просто-напросто, с бухты-барахты, слабо-слабо, тихо-тихо, тихо-смирно, точь-в-точь, туго-натуго, туда-сюда, худо-бедно, черным-черно, чуть-чуть.

 

Упражнение 217. Перепишите, раскрывая скобки.

1. Александр Михайлович (давным) давно вышел в отставку. (Т.) 2. Подполье было озабочено, (во) первых, участью товарищей в тюрьмах, (во) вторых, нарастающими событиями по деревням Подлужья и, (в) третьих, необходимостью связи с белыми казармами. (Бахм.) 3. Каждая лужа под ногами хрустела (по) своему. (Смирн.) 4. «Генерал-лейтенант (вот) вот вернется»,— сказал подполковник. (Сим.) 5. Время тогда уже (чуть) чуть, самую малость, стало поворачиваться к затишью в арестах. (Сим.) 6. На дворе, где тихо (по) ночному, фигура Кати быстро движется. (Триф.) 7. Время идет, как вода, (тихо) тихо и незаметно. (Триф.) 8. Степан Иванович еще раз окинул взглядом новых товарищей. (По) видимому, опытные подпольщики. (Коптел.) 9. Кржижановский, самый близкий друг, написал, что исправник разрешил ему приехать в Шушенское. Замечательно! Первый гость (по) особому дорог и приятен! (Коптел.)

 

Упражнение 218. Перепилите, раскрывая скобки.

1. Оставалось викариям подобру (да) поздорову уехать от верной тюрьмы и каторжной работы. (Герц.) 2. «Иди-ка ты (от) сюда (подобру) поздорову»,— точно все уже решилось, (в) друг спокойно сказал Анатолий. (Дем.) 3. Ночь была (по) осеннему темная. Тонкий месяц опрокинулся за скалы нагорного берега, и зубчатая кромка их, подсвеченная (с) зади, вырисовывалась причудливой змеистой полоской. (Полев.) 4. Во всяком случае, если Будулай и Клавдия (по) прежнему и не встречались друг (с) другом, то при посредстве Вани они уже успели узнать друг (о) друге много такого, чего они не знали раньше. (Калин.) 5. Билетов не оказалось, но администратор, узнав, что товарищу генералу нужно (всего) навсего одно место, но непременно (на) сегодня, выписал ему пропуск в ложу дирекции. (Сим.) 6. (С) начала разговор идет о колхозных новостях. Завмаг упорно норовит говорить (по) туркменски, но Атанияз столь же упорно перебивает его, заставляя говорить (по) русски, чтобы я не сидел дураком. И все-таки они иногда забывают обо мне и начинают все трое бойко говорить (по) своему. (Триф.) 7. Отец покачал головой и перестал расспрашивать. А Шурка (в) первые (по) настоящему испугался за Яшку. Что с ними будет, с Петухом и его сестренкой, если ихняя мамка (в) друг помрет? (Смирн.) 8. «Точно. И (по) божьему и (по) просту, (по) людски, все это наше, не чужое»,— (уверенно) твердо заключил Никита Аладьин. (Смирн.) 9. Светка с Костей — он тогда был на последнем курсе — очень скоро оказались побежденными. Но ничуть не обиделись — (на) оборот, победа Анатолия сблизила их, и они (по) студенчески стали смотреть на него (снизу) вверх. (Дем.) 10. Заливисто, от всей души, (до) слез на глазах, хохотал над смешными репликами Якова Борисыча. С мягкой снисходительностью, даже добротой, будто (в) первые разглядев в нем человека, сказал Выгодскому: «Вы, Коля, старайтесь хоть немного относиться к жизни (по) взрослому». (Дем.)

dictations.ru

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Тема: Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Цели: 1. Повторить и систематизировать материал по правописанию наречий;

2. закрепить и углубить знания учащихся о правописании наречий;

3. развивать логическое мышление, орфографическую грамотность,

умение анализировать и делать выводы, речевую культуру;

4. воспитывать внимание, самостоятельность.

Тип занятия: систематизация материала по правописанию наречий.

Методы: исследовательский и частично – поисковый.

Формы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник, тесты, раздаточный материал: текст, карточки, доска, проектор.

Межпредметные связи: литература

Внутрипредметные связи: акцентология, орфоэпия, лексика, орфография.

Литература:

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, « Русское слово», 2010

2. Федорова М. В. Изучение наречий в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1992.

3. Иванова В. А. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. –Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.

4. Сборник экзаменационных заданий по русскому языку. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). ЕГЭ.- Разработано ФИПИ,М.: Эксмо, 2008.

5. Козлова Р. П., Чеснокова Н. В.Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2008

Структура урока:

Вступительное слово учителя. Приветствие.

I. Актуализация прежних знаний.

1. Орфоэпическая разминка.

2. Проверка домашнего задания

II. Повторение и систематизация знаний по правописанию наречий.

1. Орфографический диктант.

2. Творческий диктант.

3. Индивидуальная работа.

4. Наблюдение за лексически верным использованием наречий в речи. Сценка «Нормально»

5. Работа с карточками. 

6. Работа с текстом. 

III. Контроль.

Тестовые задания.

IV. Подведение итогов

1. Домашнее задание

2. Рефлексия «Метод пяти пальцев» 

Ход занятия.

Вступительное слово учителя

Приветствие.

Обратимся к строчкам Р. Рождественского:

(На экране высвечиваются строки Р. Рождественского под ф/з):

Все начинается с любви…

Твердят:

«Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка-

 Все начинается с любви-

С любви!

Я это точно знаю.

Р.  Рождественский.

-Ребята, о чём этот прекрасный текст?

-А что начинается с любви?

-Какой частью речи являются выделенные слова?

Именно этой удивительной части речи и будет посвящен наш урок. Наша цель – обобщить и систематизировать как можно больше знаний по теме «Наречие», активно употреблять наречия в речи, а также расширить словарный запас и оценить богатство русского языка.

I. Актуализация прежних знаний.

1. Орфоэпическая разминка.

Правильно расставьте ударение в наречиях:

НенадОлго

дОсуха

нАвзничь

нАдвое

красИвее

удОбнее

дОчиста (вытри)

(сделай) инАче

надОлго

2. Проверка домашнего задания (упр. 291)

II.Повторение и систематизация знаний по правописанию наречий.

1. Орфографический диктант.

Записать слова:

По-дорожному, извне, по двое, вдвое, наглухо, мало-помалу, бок о бок, зачастую, вничью, по-сорочьи, в одиночку, по-моему, вверх, во-вторых, в открытую, насмарку, на ура.

2. Творческий диктант.

Задание: по лексическому значению определить слово и записать его.

1. Лист бумаги, сложенный в 4 раза (вчетверо).

2. Дежурные убирали кабинет 2 раза (дважды).

3. Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно).

4. Уклониться в сторону (вбок)

5. Запомнить надолго (навек, навсегда).

6. Сделать что-то очень быстро (наспех).

7. Прийти в нужный час (вовремя).

8. Бегать, догоняя кого-то (вдогонку).

9. Разбить на мелкие кусочки (вдребезги).

3. Индивидуальная работа.

Используя данные ниже примеры, заполните таблицу.

Приставки в наречиях пишутся

слитно

раздельно

через дефис

 

 

 

(На)бок, (на)века, (на)верх, (на)верху, (на)зло, (на)кануне, (по)два, (по)уши, (на)авось, (по)французски, (по)польски, (по)братски, (на)слово, (на)смех, (на)вытяжку, (на)глухо, (на)силу, (по)верху, (по)долгу, (по)птичьи, (по)прежнему, (по)дружески, (на)берегу, (на)глаз, (на)славу, (в)глубь, (в)высь, (в)верх, (в)низ, (в)начале, (с)начала, (до)тла, (до)верху, (до)низу, (до)свидания, (до)отвала, (по)одиночке, (с)плеча, (с)роду, (к)стати, (в)сухомятку, (в)плавь, (от)части, (по)зарез, (по)неволе, точь(в)точь, (во)первых.

4. Наблюдение за лексически верным использованием наречий в речи. Сценка «Нормально»

Вспомните, как вы обращаетесь с наречием нормально? Что оно значит? 

Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю: - Как живешь? - Нормально. - А с учебой как? - Нормально. - Ты, говорят, болел. Теперь – все в порядке? - Нормально. - Хорошо, значит? - Ну, я же говорю – нормально. - Странно ты говоришь. - Почему? Нормально. - Ты считаешь – нормально? - Нормально. Приятель ушел, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то была вполне нормальным человеком!» (А. Шибаев) 

- Ребята, что у вас вызвало улыбку? Почему нельзя использовать слово «нормально» так, как один из приятелей в рассказе? Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме, в рассказе или беседе одно слово, надо заменить его другим, близким по смыслу. Надо стремиться выражаться яснее и уметь ценить это в других людях. 

5. Какие наречия нужно отличать от сущ. с предлогами? (с пространственным и временным значением). Работа с карточками. 

Задание: отметить «+», где в предложении наречие, а где – сочетание существительного с предлогом:

наречие

Примеры

Сущ. с предлогом

 В*начале книги этот персонаж еще упоминается пару раз, а потом о нем ни слова.

 В *даль туманную уходит теплоход.

 Науку изучают с азов, дружбу берегут  с *начала.

 Узкая тропа вела в*глубь.

 Ах, если бы можно было зажить с*начала.

 В *начале осени стояли солнечные дни.

 По*низу юбки шли вышитые узоры.

 Сосуд был наполнен до*верху.

 В* верху страницы находился герб страны.

 Дым стелется по*низу.

6. Замените фразеологизмы наречием:

1) спит как убитый (беспробудно, крепко)

6) знать как свои пять пальцев (наизусть)

2) работать спустя рукава (небрежно, плохо)

7) работать засучив рукава (старательно)

3) кот наплакал (мало)

8) не в бровь, а в глаз (удачно, остро)

4) при царе горохе (очень давно, неизвестно когда)

9) на птичьих правах (незаконно)

5) на ночь глядя (поздно вечером, ночью)

10) идти своей дорогой (самостоятельно)

Как мы видим, в русском языке возможна замена одного слова другим или целым словосочетанием, что говорит о богатстве и красоте нашего языка. Недаром И.С.Тургенев писал: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

6. Работа с текстом. 

  1. Прочитайте текст.

  2. Определите его стиль. Докажите.

  3. Определите тип речи. Докажите.

  4. Вставьте и выпишите пропущенные орфограммы.

Герой наш отв…чал всем и каждому и чу…ствовал какую(то) ло…кость (н…)обыкновен…ую, раскланивался (на)прав… и (на)лев…, по обыкновению своему несколько (на)бок, но совершен…о свободно, так что оч…ровал всех. Дамы тут же обступили его блистающею гирляндою и нан…сли с собой целые облака всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло фиалками, третья вся (на)сквозь была продушенна резедой. Чичиков подымал только нос (к)верху да нюхал. В нарядах их вкусу было пропасть: муслины атласы, кисеи были таких бледных модных цв…тов, каким даже и названия нельзя было подобрать до такой степени дошла тонкость вкуса. А между тем герою нашему готовилась пр…неприятнейшая (н…)ожиданность. (Н.В. Гоголь) 

(Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную, раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок, но совершенно свободно, так что очаровал всех. Дамы тут же обступили его блистающею гирляндою и нанесли с собой целые облака всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло фиалками, третья вся насквозь была продушена резедой. Чичиков подымал только нос кверху да нюхал. В нарядах их вкусу было пропасть: муслины, атласы, кисеи были таких бледных модных цветов, каким даже и названия нельзя было подобрать: до такой степени дошла тонкость вкуса. А между тем герою нашему готовилась пренеприятнейшая неожиданность)

III. Контроль.

Тестовые задания.

1.В каком сочетании имеется наречие и пишется слитно?

  1. хранить (в)тайне;

  2. действовать (в)тайне.

2. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

  1. (в)трое, (по)заячьи;

  2. (мало)помалу, (по)прежнему;

  3. точь(в)точь, (без)устали.

3. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно.

  1. (с)лева, (до)нельзя, (после)завтра, (в)двое, (на)мертво;

  2. (с)молоду, (без)толку, (тот)час, (до)бела.

4. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся раздельно.

  1. (в)упор, (до)упаду, (с)лету, (по)наслышке;

  2. (в)обмен, (за)границу, (без)оглядки, (в)корне (неправ).

IV. Подведение итогов

1. Домашнее задание: упр. 301, написать как можно больше наречий к глаголу «отстаивать»

2. Рефлексия «Метод пяти пальцев» Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос. 

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? 

infourok.ru

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий в русском языке

Наречие — самостоятельная часть речи, не изменяющая свою форму. Конкретизирует признак предмета, другого признака или действия.

Правописание — тема сложная для освоения, и не всем она легко дается. В этой статье мы узнаем правила, толкующие слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Разберемся с теорией, познакомимся с примерами и выполним упражнения, которые помогут закрепить материал.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий: правило

Слитное дефисное и раздельное написание наречий

Небольшое количество наречий не вызывает трудностей при написании. Многие из них образованы посредством перехода из одной части речи в другую. Часть субстантивированных наречий сохраняет свой вид при переходе. Однако большинство вызывает споры среди ученых по поводу своего правильного написания.

Если простые наречия, например, страшно или пасмурно не вызывают вопросов по поводу того, как верно их написать, то слова по-нашему, навстречу могут вызвать сложности.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий регулируется правилами современного русского языка и зависит от способа их образования. Для того, чтобы не ошибаться, рассмотрим теорию и отработаем ее с помощью упражнений. Начнем с параграфов, которые рассказывают про слитное и дефисное написание наречий.

Какие наречия пишутся в одно слово?

Правила написания наречий

Правила слитного написания наречий освоить не так уж тяжело из-за того, что подобных случаев немного. Рассмотрим каждый из них:

1. В одно слово пишется наречие, если оно образовано посредством присоединения предлога к основе (то есть приставочным способом). Например: даром - задаром», вряд ли - навряд ли, сквозь-насквозь.

Написание таких наречий не следует путать с композицией из предлога и неизменяемой части речи: на ура, на нет, на авось.

2. Без разделения пишутся слова, которые произошли при помощи присоединения предлогов в, на к собирательным числительным. Рассмотрим примеры: втроем, впятером, вчетверо, надвое.

3. Наречия, образованные посредством соединения предлога и прилагательного в краткой или полной форме также пишутся слитно. Познакомимся с примерами: сполна, досуха, попусту, вручную, впустую. К этой же категории относятся наречия, которые мы создаем с использованием предлога и местоимения: вничью, вовсю, посему, отчего.

Необходимо помнить, что в тех случаях, когда после предлога идет гласная букву, написание будет раздельным, как здесь: в открытую.

Наречия, образованные от существительного с предлогом

Раздельное написание наречий

Правила написания наречий, образованных при помощи соединения существительного и предлога, довольно объемны. Для того, чтобы лучше усвоить их, выводим в отдельный параграф.

Наречия, образованные посредством объединения существительного и предлога, пишутся слитно. Для примера возьмем слова: поневоле, вперед, встарь, вприсядку.

Все слова, подходящие под это правило, можно разделить на несколько групп:

  1. Наречия, в основе которых лежат существительные, не входящие в активный запас современного русского языка. К этой группе относятся: изнутри, наотмашь, пополудни, наперекор, спросонок, невпопад, втихомолку, впроголодь, запанибрата.
  2. Слова, имеющие обстоятельственное значение, если между предлогом и основой нельзя вставить вопросительное слово или вставить определительное прилагательное, местоимение, наречие. Рассмотрим примеры: навылет, напоказ, слишком, взатяжку, назубок, вполовину, нараспашку, вплоть, вперебой.
  3. Слова, которые конкретизируют место или время. Правило работает, если в состав наречия входят существительные: верх, низ, зад, начало, век, даль, высь. Познакомимся с примерами: ввысь, кверху, издали, вовек, вниз.

Трудности написания наречий, произошедших от существительных с предлогом

1 слитное раздельное и дефисное написание наречий

Правила написания наречий, произошедших от дуэта существительного и предлога, включают в себя ряд сложных моментов. Не каждая пара из предлога и существительного, имеющая обстоятельственное значение, пишется слитно.

Написание в два слова работает в приведенных ниже случаях:

  1. Между сочетанием предлога и существительного можно добавить самостоятельное слово с определяющим значением: на ходу (на полном ходу).
  2. В тех случаях, когда на конце предлога мы видим согласную, а в начале основы — гласную, написание раздельное. Рассмотрим примеры: под уклон, в отместку, в упор, в охапку.
  3. Если существительное с обстоятельственным значением в сочетании с определенным предлогом сохраняет падежную форму, написание будет раздельным. Примеры: на четвереньках, на запятки, с насмешкой, под спудом.
  4. Ряд существительных с предлогом, имеющих схожее с наречиями значение, пишется раздельно. К этому пункту относится написание слов с предлогами без, до, на, с. Познакомимся с примерами: до смерти, на вид, с разбегу, без толку, на глазок, с размаху.
  5. Сочетание предложной формы существительного и отрицаний не, ни пишется раздельно: не под силу, не по вкусу, ни за грош.
  6. Существительные с предлогами в и на, стоящие в предложном падеже, также пишутся раздельно. Например: на днях, в сердцах, на рысях.

Основной принцип слитного написания

Все случаи правописания наречий в одно слово можно свести к одному правилу. Пишем слитно, если соблюдены два условия:

  • Наречие возникло из основы самостоятельной части речи посредством присоединения предлога, то есть префиксальным способом.
  • Между предлогом и основой, к которой он прибавляется, нельзя вставить определительное слово.

Когда нужен дефис

Написание наречий полуслитно рассмотрим в этом абзаце.

  • В словоформе, произошедшей от существительного или местоимения, на конце которого мы видим: -ому, -ему, -ки, -ьи, а на месте префикса - по-, ставим дефис. Рассмотрим примеры: по-французски, по-царски, по-черному, по-кошачьи, по-моему. Дефис в таких случаях всегда стоит после префикса.
  • Наречия, произошедшие от числительных порядкового разряда при участии приставок –в, -во пишутся полуслитно. Познакомимся с несколькими примерами: во-вторых, в-пятых. Если наречие образовано от составного числительного, то все части соединяются друг с другом посредством дефиса (в-тридцать-седьмых, в-девяносто-девятых).
  • Если составной частью наречия являются частицы –то, -либо, -нибудь,–кое, –таки, пишем через дефис. Запомним примеры: как-нибудь, кое-как, все-таки, где-либо.
  • Если наречие образовано при помощи повтора одного слова или основы несколько раз. К этой же категории относится повтор синонимичных наречий. Например: грустно-грустно, нежданно-негаданно, душно-душно, видимо-невидимо.

При каких условиях наречия пишутся раздельно?

Слитное дефисное и раздельное написание наречий упражнения

Раздельное написание наречий можно свести к нескольким правилам:

  1. Если наречное выражение образовано посредством повтора двух существительных, но между ними стоит предлог, пишем в три слова. Например: слово за слово, бок о бок.
  2. Наречное словосочетание, образованное при помощи повтора одного и того же слова, но в форме разных падежей (именительного и родительного), пишется раздельно. Подобные выражения используются для большей выразительности. Пример: быль былью, честь честью, дело делом.
  3. В два слова пишутся наречные выражения, состоящие из существительного и предлогов без, в, до, на, от, по, под, с. Познакомимся с примерами: на ходу, до отвала, с разбегу, без удержу, до смерти.
  4. Раздельное написание наречий встречается в сочетаниях, состоящих из предлога и неизменяемой части речи. Для примера: на нет, на ура, на арапа.
  5. Наречные сочетания, включающие существительное и предлог, пишутся раздельно, при условии, что сохранены признаки одной из падежных форм. Пример: на совесть — по совести, в насмешку — с насмешкой.
  6. Раздельно пишется наречное выражение, включающую предлог в и существительное или прилагательное, основа которого начинается на гласную букву. Рассмотрим примеры: в обхват, в упор, в обмен.
  7. Некоторые выражения с обстоятельственным значением, состоящие из прилагательного и предлога на, пишутся в два слова: на скорую, на попятную, на мировую.

Упражнения для закрепления

Слитное дефисное и раздельное написание наречий примеры

Упражнения на слитное, дефисное и раздельное написание наречий помогут отработать материал, который мы разобрали в предыдущих параграфах, закрепить его и не делать ошибок в будущем.

Мы начнем с простых заданий и постепенно перейдем к более сложным, чтобы систематизировать знания.

1. Приведенные ниже слова и выражения разбейте на три группы с названиями «слитное», «дефисное» и «раздельное» написание наречий. Объясните, почему они пишутся определенным образом. Постарайтесь их запомнить.

Слова и фразы, которые необходимо, распределить: без разбору, в конце концов, по-собачьи, в охапку, вдогонку, по-вашему, заживо, извне, наповал, всемеро, напрямик, спросонья, до отвала, крест-накрест, темно-темно, врассыпную.

2. Выберите вариант, где встречается 1 слитное, раздельное и дефисное написание наречий: а) с_родни, в_обмен, кое_кто; б) не_с_проста, черес_чур, под_гору; в) все_таки, кое_где, с_права.

  • Правильный ответ расположен под буквой "а": сродни, в обмен, кое-кто.

Мы рассмотрели примеры заданий, где встречается слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Упражнения помогли нам запомнить правописание некоторых слов.

Пишем наречия слитно

Слитное и дефисное написание наречий

Лучше всего запомнить правописание наречий помогают упражнения, в которых требуется указать верное написание слов. Рассмотрим несколько примеров, чтобы отработать теоретический материал

1. Перепишите фразы, раскройте скобки. Расскажите, на какие правила вы опирались, выполняя задание.

Непонимание часто возникает (от) того, что люди не хотят слушать друг друга. Магазин находился (за) тем поворотом. (От) чего ты так не весел, друг? (В) дали был виден голубой теплоход. (На) лицо упала снежинка. Он смотрел на меня (ис) подлобья. Мальчик (по) пусту тратил время, играя в компьютерные игры.

Слова со скобками пишутся следующим образом: оттого (наречие), за тем поворотом (предлог+местоимение), отчего (наречие), вдали (наречие), на лицо (предлог+существительное), исподлобья (наречие), попусту (наречие).

2. Раскройте скобки в словосочетаниях. Объясните правописание.

Улетел (на)долго, выглядел (на)много старше, разделить (на)двое, собрались (на)скоро.

Правильно написание слов выглядит так: надолго, намного, надвое, наскоро.

Наречия через дефис: упражнения на отработку

1.Раскройте скобки, объясните свой выбор правильного написания.

(Давным) давно в маленьком королевстве произошло страшное событие. Шли они (долго) долго по лесам и болотам. Она (по) прежнему ждала возвращения брата из странствия. (Во) первых, у нее был жутко сварливый характер.

Безошибочное написание слов: давным-давно, долго-долго, по-прежнему, во-первых.

2. Перепишите приведенные ниже предложения, раскрывая скобки.

Было (по) зимнему холодно. Она (по) детски смотрела на меня, широко улыбаясь. Ты видел настолько удивительное здание где (либо)? Она прождала его целый час, и он все (таки) пришел. Мало (помалу) случившееся в тот роковой вечер забывалось.

Правильные ответы: по-зимнему, по-детски, где-либо, все-таки, мало-помалу.

Пишем наречия раздельно: задания

1. Определите, в каких предложениях слова следует писать раздельно, объясните почему.

(По) этому предмету у Маши всегда были исключительно хорошие оценки. На улице было пасмурно и дождливо, (от) того ей и было грустно. (От) того дома до магазина было полчаса пути. (За) чем мне заниматься этой неблагодарной работой? За (чем) спрятался котенок?

Верное написание: по этому (предлог и местоимение), оттого (наречие), от того (предлог и местоимение), зачем (наречие), за чем (предлог и местоимение).

2. Перепишите упражнение, раскрывая скобки.

Услышав любую смешную шутку, он начинал смеяться (до) упаду. Люди часто покупают технику (в) рассрочку. Все газеты писали о том, что мальчишка пошел прогуляться в парк и пропал (без) вести. Строители поработали (на) славу. Его внезапный вопрос поставил меня (в) тупик.

Ответ: до упаду, в рассрочку, без вести, на славу, в тупик.

Подведем итог

Вы познакомились с правилами, объясняющими слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Примеры упражнений и слов помогли отработать и закрепить материал. Теперь, увидев в тексте сложное для написания наречие, вы сможете легко и безошибочно справиться с ним.

fb.ru


Смотрите также