Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих. Упражнения цигун для начинающих александр вильчинский валерий хорев


Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Что, где, когда?

Тот, кто странствует во внешнем,ищет совершенства в вещах.Тот, кто заглянул в себя,находит удовлетворение в себе самом.

Ле-цзы

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Здесь мы должны подробнее остановиться на многочисленных сопутствующих факторах, которые способны либо заметно упростить и облегчить процесс освоения упражнений, либо, наоборот, превратить занятия в муку мученическую без надежды на успех.

Разумеется, большинство рекомендаций уже не раз упоминались то тут, то там, но добрые советы никогда не пропадают всуе, особенно в таком хитроумном и полном ловушек деле, как вся эта "китайская грамота". Будь вы трижды прошедший огни и воды адепт с полувековым стажем манипулирования девятью разновидностями Ци, совсем не вредно повторить азы, тем более, что они имеют коварное свойство затираться в памяти. То есть, знать-то мы знаем, но не используем в должной степени или используем машинально, а нужно – осознанно, и так далее. Как тут удержаться и не привести хрестоматийный эпизод, якобы имевший место с основателем Сётокан каратэ-до Фунакоши Гичином? Говорят, уже на смертном одре (а прожил крепкий старик 89 лет) он прошептал ученикам: "Какая досада! Ведь только-только я понял, как правильно бить кулаком!".

Первое слово в названии этой главы – вопрос "Что?". Соответственно, он вынуждает пуститься в разъяснение всевозможных аспектов внешнего плана, так как именно они сплошь и рядом ускользают из-под контроля, и те, кто дерзнул осваивать тайцзи-цигун и прочие премудрости "с нуля", должны обратить на эти мелочи самое пристальное внимание.

Непрерывность и единство потока силы

Это значит, что в процессе выполнения упражнений сила постоянно и непрерывно переходит от одной части тела к другой. Работая, нужно представить свои мышцы, связки и суставы широко расправленными, чтобы энергия могла струиться абсолютно свободно. Как известно, любое, даже самое маленькое и незаметное мышечное напряжение представляет для Ци серьезное препятствие, поэтому так назойливо и часто мы вынуждены повторять надоевшие речи о важности расслабления. Всякое внешнее движение должно содержать в глубине безостановочную силу. Плавно, непрерывно и равномерно движется поток – когда рука выталкивается вперед и когда она возвращается обратно, когда предплечье отклоняется в сторону или внутрь, когда взгляд обращается на средний или большой палец, либо в центр ладони.

По мере обретения опыта все легче и легче становится распределять внимание между узловыми пунктами циркуляции. В то время как главным центром остается (чаще всего) нижний даньтянь, какую-то долю осознания необходимо задерживать на ступнях и ладонях, чтобы наши "врата" не захлопнулись; на точках инь-тан и тань-чжун, чтобы активизировались верхний и средний даньтяни, и т. д. Строго говоря, в большем или меньшем отсвете внимания должно пребывать все тело, от пяток до макушки, поскольку с "потерей" любого участка поток в этой зоне утрачивает единство, и целостность картины нарушается.

У начинающих мысли скачут: "Что делать дальше? Правильно ли я это делаю?" и т. п. Но по мере того, как проблемы "физики" отступают на второй план, а движения обретают естественную привычность, мы легко направляем освободившиеся ресурсы ума на отслеживание тонких аспектов, на которые раньше не хватало времени. Однако помните, что концентрация внимания вовсе не означает отключение от внешнего мира. Занимающийся, несмотря на сосредоточенность, продолжает осознавать (но не фиксировать) все, что видит и слышит. В этом состоит отличие от сомнамбулических состояний разной степени глубины, главное свойство которых – замкнутость на себя и полная отстраненность от раздражителей.

Дыхание, сообразующееся с движением

Тип дыхания и координация его фаз с теми или иными движениями указаны в описании форм, но это лишь контрольные пункты, с помощью которых мы делаем привязку "внутреннего" к "внешнему". Само же по себе дыхание должно быть спокойным, равномерным, глубоким, мягким и продолжительным. Не имеет значения, "прямое" оно или "обратное", однако от его качества зависят многие процессы – и механические, и энергетические. Более того, эмоциональный фон разума также связан с дыханием. Если ритм и глубина последнего равномерны, это гипнотизирует скачущий, подобно мартышке, ум, вводя его в транс. Китайцы говорят: "Сердце (т. е. разум) и дыхание зависят друг от друга". Релаксируя одно, мы автоматически усмиряем другое.

Не вполне верно рекомендовать соотносить дыхание с движениями, поскольку дыхание играет "первую скрипку". Но всякий император, желающий царствовать долго и счастливо, обязан прислушиваться к мнению народа. Поэтому, хоть и в небольшой степени, нам следует чуть-чуть "привязывать" продолжительность фаз к скорости исполнения формы, на девять десятых все же подчиняя ее дыхательному ритму. Это тонкая обоюдная связь, без которой гармония не выглядит совершенной.

Практикуя "обратный" цикл, уделите особое внимание образу возврата и "опускания" Ци на выдохе в нижний даньтянь, поскольку иначе вы рискуете приобрести одышку и чувство распирания в области переполненного среднего даньтяня. Ни при каких условиях не используйте задержки дыхания – ни на вдохе, ни на выдохе. Это чрезвычайно мощный и эффективный инструмент для решения сложных задач, но, как всякое "супероружие", требует высокой квалификации и полного осознания глубинной сути процессов. Без такого понимания мы, грубо говоря, изведем одну хворь, насадив пять новых, лютейших прежней.

Требования к положению частей тела

Голова. К положению головы во время исполнения форм предъявляются особо жесткие требования. Голову следует держать прямо, ни в коем случае не наклоняя вперед или вбок, не качая ею из стороны в сторону. Подбородок не выпячивается, а взят немного на себя, выражение лица естественное, мимические мышцы расслаблены, рот прикрыт или слегка открыт в маленькое "о", расслабленный язык упирается в нёбо, что способствует выделению слюны и смыкает каналы ду-май и жэнь-май. Шейные мышцы не напряжены, глаза расслаблены. Общее ощущение должно быть таким, как если бы голова была подвешена за макушку или упиралась ею в хрустальный купол небес. Движения головы и шеи координируются с изменением положения всего тела. При поворотах взгляд, как правило, следует в ту же сторону и обычно направлен на руку, которая "ведет" форму, либо прямо вперед.

Глаза. Ни в коем случае нельзя таращить или выпучивать глаза, точно удавленник, смотреть сердито или вяло. Взгляд спокойный, расслабленный, сосредоточенный. Часто полезно смежить веки, чтобы отсечь поток зрительной информации и полнее сконцентрироваться на том, что происходит внутри.

Позвоночник. Большинству из нас только кажется, будто спина прямая, однако противное зеркало отражает подобие некоего крючка. Наиболее заметный изъян – прогиб поясницы вперед и сутулость. Разумеется, ни о каком свободном протекании Ци не может быть и речи.

Выправить позвоночник легко, но постоянно удерживать его в таком состоянии затруднительно, и гиблые привычки быстро берут реванш. Выход один: каждую минуту "выслеживать" себя, силой приводя в правильное положение. К счастью, искомый навык появляется достаточно быстро, освобождая голову от ежеминутного надзора. Из целого ряда требований главными здесь являются не единожды упомянутое поджатие крестца, а также втягивание подбородка, препятствующее запрокидыванию головы.

Но прямизна еще не есть вертикальность, и довольно большое число новичков склонны валиться вперед или назад при замечательно ровной спине, какой позавидовал бы прусский офицер старой закалки. Поскольку правильное положение крайне важно, начинающим следует почаще корректировать осанку не только мысленно, но и перед зеркалом. Исходя из личного опыта, авторы могут сообщить, что беспристрастное стекло легко выявляет ошибки, о существовании которых и не подозревалось при "сканировании" себя внутренним зрением.

Базовое принципа:

– согните колени, будто хотите сесть;

– подайте ягодицы вперед: этим выправляется середина спины;

– легко втяните грудь, оставляя подложечную ямку мягкой;

– возьмите подбородок "на себя";

– мышцы шеи свободны. Когда голова "подвешена", шея вообще перестает ощущаться, она будто "тает";

– опущенные, скругленные плечи и прямая спина способствуют циркуляции энергии. Начинающие стараются на европейский манер выпрямить спину, чтобы она сделалась как доска, но такая спина "тянет" тело назад, и равновесие нарушается;

– правильно "поставленное" тело как бы утрачивает тяжесть, становится легким, подвижным, и "дух жизненной силы достигает Небес". Так пишут классики;

– прямой позвоночник при "подвешенной" голове естественно растягивается. Если осанка верна, то в каждый момент можно провести воображаемую вертикаль через макушку и копчик.

Грудь

profilib.net

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Несмотря на то, что очень и очень многие аспекты становятся близки и понятны только после достаточно долгих личных занятий, являясь как некое просветление, авторы постарались насытить данное руководство максимально возможным числом тонкостей и мелочей, дабы потенциальным ученикам не надо было изобретать велосипеды и велосипедики, набивая шишки на ровном месте.

Давайте еще раз повторим, в чем разница между обыкновенным цигун и тайцзи-цигун и почему второй предпочтительнее для новичков. Разница элементарна: тайцзи-цигун подобен автоматическому режиму фотосъемки, при котором вероятность ошибок сведена почти к нулю, но и творческие возможности урезаны.

Цигун обыкновенный похож на ручной режим, где мы можем корректировать различные нюансы, добиваясь куда более впечатляющих результатов, зато вероятность брака вполне реальна.

Строго говоря, одного лишь "столба" с избытком хватит для решения большинства задач энергетического толка, а если добавить к этому практику "малой орбиты", успехи достигнут небес. Увы, это трудный путь, и мало кто обладает достаточным энтузиазмом и терпением. Именно здесь пролегает упомянутая граница, отделяющая собственно цигун от тайцзи-цигун.

В первом случае мы имеем почти одну только работу ума без (как правило) каких-либо вспомогательных движений телом или конечностями, и лишь ясный разум проводит Ци желаемыми путями, смешивает, накапливает и трансформирует ее по прихоти мастера.

Тайцзи-цигун большинство аспектов берет на себя, автоматически и без нашего вмешательства организуя энергетику оптимальным образом. Это своего рода набор универсальных приемов широкого спектра действия. Продуманные и регламентированные повороты, наклоны, вытяжки и так далее создают зоны напряжения и расслабления, принуждающие Ци течь по тем или иным каналам, восполняя недостатки и снимая избытки. Нужно очень целенаправленно постараться, чтобы причинить себе вред, тогда как в чистом цигун опасность проглотить вместо бальзама яд вполне реальна. То же и со временем – для выполнения комплекса из полутора-двух десятков упражнений достаточно буквально двадцати минут, тогда как классический цигун требует, мягко говоря, большего.

С самого начала

Прежде чем перейти к изложению материала, необходимо подчеркнуть ряд общих моментов, требующих неукоснительного соблюдения. Вот они:

– нельзя заниматься на скорую руку. Если вы не уверены, что времени хватает, лучше не начинайте;

– на протяжении всего комплекса совершенно исключены какие бы то ни было разговоры (даже реплики), посторонние движения и действия, не имеющие отношения к процессу. Нет оправдания тому, кто дерзнет обратиться к вам в такой момент с досужим вопросом – сознательно или по недомыслию, такой человек не желает добра. Исходя из этих соображений и подбирайте время для занятий;

– если что-то где-то зачесалось – не стоит страдать и терпеть, почешитесь и работайте дальше;

– абсолютная тишина не является категорическим условием, и вообще стремление к идеальности обстановки лишь усиливает нервозность, становясь препятствием для успешных занятий. Напротив, тихий фоновый шум, приятная музыка и другие, не несущие агрессивной информации звуки даже способствуют углублению концентрации, поскольку необременительное отстранение от всего этого занимает часть ума, не давая ему пуститься в свободный полет в пучине ассоциаций, воспоминаний и всяческих праздных мыслей.

– заниматься нужно в любом случае, даже если у соседей шумная свадьба или выяснение отношений с битьем сервиза. Посторонние звуки нельзя гнать прочь, но и вслушиваться не стоит, пусть они существуют сами по себе;

– по окончании тренировки около 15 минут нельзя есть, пить и приближаться к холодной воде в каком угодно виде (умываться, мыть руки и так далее). Вода является одной из пяти стихий, причем едва ли не самой мощной, и непосредственный контакт с нею подобен удару по только что гармонизированной энергетической структуре. Существует, однако, мнение, что чашка чая или теплая вода безвредны. Даже известна методика, по которой накопленный в процессе занятий лишний жар нейтрализуется подключением к "земной" Ци посредством принятия ванны комнатной температуры. Но для таких подвигов нужно быть абсолютно уверенным, что ваш "жар" действительно лишний, а не является желанной и благоприятной испариной, сопровождающей всякую качественную тренировку;

– одежда должна быть максимально свободной, просторной и не стесняющей движений. Особенно это касается пояса, тугих резинок и тому подобных изобретений, препятствующих нормальному дыханию. Но не следует и разоблачаться, как боксер на ринге – тело не должно остывать, напротив, легкий пот есть признак приемлемого качества тренировки. Плотные манжеты, воротники, лосины и колготки совершенно исключены.

Положение (форма) рук

Поскольку движения осуществляются в основном руками, "форма" последних строго регламентирована и не может меняться сознательно или непроизвольно, так как это дурно повлияет на течение Ци. Все стили тайцзи-цюань используют в качестве базовой вариации формы под названием "ва-шоу" ("рука-черепица"). Ладонь ("чжан"), подобно китайской черепице, вогнута в поперечном направлении и слегка выгнута в продольном так, будто мы хотим "вытолкнуть" вперед точку лао-гун. При этом и сама точка, и весь канал перикарда естественным образом оживляются. Большой палец сохраняем не прижатым, но и не оттопыренным, как бы опасаясь выронить вложенное в складку рисовое зерно. Угол наклона кисти по отношению к предплечью – порядка 45°, то есть средний, и он остается почти постоянным, независимо от какой бы то ни было жестикуляции.

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Вторая по значению форма руки – кулак ("цюань"). Сжать кулак проще простого, сжать его правильно – трудно. Самое главное при этом – не напрягаться так, будто вы хотите раздавить таракана. Иначе говоря, кулак не должен быть "крепким". Даже во внешних стилях ушу кулак поджимается и твердеет в самый последний миг, фактически в момент касания цели, чем достигается увеличение глубины проникновения разрушающей волны. Нам же и вовсе незачем напрягаться, и "кулак цигун" сформирован, но не зажат. Внутри него всегда должен присутствовать воздух. Независимо от ориентации, вертикальной или горизонтальной, костяшка указательного пальца всегда должна находиться на одной прямой с предплечьем, и для этого мы подгибаем (не чрезмерно) кулак немножко вниз и к мизинцу. Самая характерная ошибка, свойственная решительно каждому новичку, – задирание кулака вверх, но при известной настойчивости правильное положение становится привычным на всю оставшуюся жизнь.

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Оздоровительный потенциал комплекса проявляется вне зависимости от того, насколько полно мы осознаем энергетическую основу форм и механизмы циркуляции, поскольку точное и регулярное выполнение рано или поздно делает нас полноправным участником процесса, позволяя выйти за рамки ординарной битвы за здоровье. В этой связи настоятельно рекомендуем приступать к сознательной привязке циркуляции энергии к движениям не раньше той стадии, на которой практикующий испытывает глубокое удовлетворение и простое физическое наслаждение от исполнения форм.

Необходимо также подчеркнуть, что, хотя сам комплекс разработан мастером Линь Хоушеном сравнительно недавно, каждое из упражнений является жемчужиной древней традиции, и как таковое самодостаточно и неоднозначно. Любую форму можно практиковать сколь угодно долго, но всякий раз мы будем открывать новые глубины на путях трансформации Ци в Шэнь и обратно. Поэтому описания циркуляции, с которыми вы столкнетесь ниже, могут быть либо упрощены до схемы "на вдохе опускаем Ци в даньтянь, на выдохе – куда Бог пошлет", либо усложнены как результат личного прогресса и неисчерпаемости Дао.

Терапевтический эффект объясняется внешне простым механизмом массажа внутренних органов в ходе наклонов, скручиваний и так далее на фоне мощного тока энергии, вызванного общей структурой комплекса. Поэтому нежелательно переставлять формы местами или вносить любые иные коррективы, ибо последовательность выстроена патриархом на основе глубокого внутреннего чувствования, недоступного нашему пониманию. Упомянутый механизм подобен имеющему место при стирке или полоскании белья в проточной воде. Физическая деформация сама собой вынуждает старую Ци покидать насиженное место и отправляться в путь, освобождая дорогу свежим ветрам. Ци является связующим звеном между сознанием и телом. Соответственно, изменение в одном из звеньев цепочки вызывает изменения в остальных. Это-то и дает нам возможность влиять на энергетику и Дух, грамотно (!) работая лишь с телом.

Как бы высоко мы ни взлетели в освоении тайцзи-цигун, не следует изнурять себя жестким контролем за энергетической компонентой комплекса. Она всегда шире и глубже, чем мы способны осознать, а потому лучше довериться древнему правилу: "То ли чувствую, то ли нет". Здесь намного безопаснее недотянуть, чем переборщить.

Вот полный перечень упражнений:

1. "Поднимать воду";

2. "Расправить грудь";

3. "Раскачивать радугу";

4. "Разводить облака";

5. "Разворачивать свиток";

6. "Грести в лодке";

7. "Поднимать шар";

8. "Посмотреть на луну";

9. "Толкать ладонями";

10. "Облачные руки";

11. "Ловить рыбу, смотреть в небо";

12. "Толкать волну";

13. "Голубь раскрывает крылья";

14. "Удары кулаком";

profilib.net

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

* * *

Постепенно, продвигаясь от общего к частному и от простого к сложному, вы в конце концов достигнете рубежа, после которого ежедневные занятия будут приносить радость и удовлетворение, не превращаясь в иноческое послушание и нескончаемый подвиг. Если засим возникнет желание углубить практику, самым разумным и логичным станет развитие одновременно в двух направлениях: чистого статического цигун и динамичного тай-цзи-цюань. Существует изрядное количество пособий, освещающих эти дисциплины вполне достоверно и доходчиво.

Кое-что вдобавок

Говорят, что если рассечь лицо вдоль,

помочиться на него и потоптаться по

нему ногами, обутыми в соломенные

сандалии, то с него сойдет кожа.

Такими сведениями следует дорожить!

Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

Прав, прав был товарищ Сухов, говоря: "Восток – дело тонкое!". Поистине, удивительная вещь эти "внутренние" системы и методики! Отзанимавшись известное количество времени, потребное для того, чтобы вникнуть в суть происходящего, рано или поздно сталкиваешься с ошеломляющим фактом: совершенно тех же результатов можно добиться иным, порой до смешного простым способом. Это не означает, будто великое разнообразие подходов есть сплошь извилистые обманные тропы по обочинам прямой столбовой дороги. Как и везде, к вершинам ведет множество путей, и для каждого конкретного человека существует личная, только ему пригодная траектория, неудобная остальным. Вариаций бездна, во всяком случае, больше, чем мы в состоянии представить. Как бы в подтверждение этого парадоксального факта, а также в качестве приза терпеливому читателю за то, что он сумел добраться до последних страниц, предлагаем то ли сказку, то ли феноменально действенный метод – судите сами. Его смысл прост, как все великое.

Правильно засыпать и просыпаться

Буддийский монах Хакуин как-то вызнал, что в неприступных горах за северной Белой Водой живет древний отшельник, даос по имени Хакую, в переводе – "Белая Тьма". Бритоголовый энтузиаст тотчас двинулся в путь, истрепал в дороге сандалии и рясу, но отыскал старца в мрачной пещере, где тот проживал в добрососедстве с барсуками и медведями, питаясь травой и прошлогодними каштанами.

Дедушка принял путника благосклонно, однако со смехом велел ему забросить изнурительные ночные медитации и беспрестанные размышления о коанах, а взамен предложил обучить способу правильного отхода ко сну и пробуждения. Засыпая, говорил он, следует лежать на спине, соединив притом ноги пятками или внутренними лодыжками, скрестив ладони поверх живота. Приняв такое положение, нужно ровно и глубоко дышать, сосредоточившись на нижнем даньтяне, пока в нем не появится ощущение тепла. После этого надо "дышать через пятки", мысленно направляя вдох к разогретому даньтяню, и, заострив внимание, думать, будто он и есть центр сознания – пока не уснешь.

Проснувшись на заре, следует томно и длинно, как лесной кот, потянуться всем телом, повторив затем вечернюю практику. И так всю жизнь, каковая гарантированно продлится настолько, что надоест. Сам неистовый даос смущенно признался, что коптит небеса уже триста лет и собирается делать это еще пятьсот.

Вполне возможно, крепкий старик не подкачал и воплотил задуманное, а может, нет – во всяком случае хочется верить, поскольку это мигом подняло бы ценность его рацпредложения. Между тем аналогичная практика лежит в основе довольно многих систем нэйгун ("внутреннего делания"), считаясь фундаментальной, закладывающей базу, и т. д., поскольку из нее автоматически развиваются уникальнейшие энергетические феномены и возможности трансформаций в нашем сознании-теле. История не учит нас, как в данном случае поступать с выдохом, но кое-какие источники указывают, что на вдохе мы "тащим" Ци от ступней или точек юн-цюань, через промежность (точка хуэй-инь) прямехонько в нижний даньтянь, а с выдохом возвращаем ее тем же путем.

Если говорить о стратегии упражнения, то центральное место в ней занимает так называемый пяточный меридиан инь-цзяо-май ("ускоритель Инь"). Он относится к "чудесным сосудам" и берет начало на внутренней стороне свода стопы (точка жань-гу), поднимаясь почти вертикально вверх к внутреннему углу глазницы (точка цин-мин). Уникальность в том, что сей резервуар доверху заполнен "изначальной" Ци почек (Юань Ци), а также второй по значимости "семенной" Ци яичек и яичников (у женщин). Благодаря своей магистральной прямизне, он непосредственно и обильно питает головной мозг чистой энергией. На уровне внутренних лодыжек инь-цзяо-май активнейшим образом взаимодействует с меридианом почек.

Несмотря на прямой контакт с мозгом, описанная практика не предполагает сознательной проводки Ци в голову, что делает ее абсолютно безопасной и доступной, никоим образом не уменьшая достоинств. В "медицинском" цигуне этот метод считается идеальным в борьбе с бессонницей и высоким кровяным давлением (в последнем случае Ци на выдохе направляется обратно в юн-цю-ань), а в "алхимическом" – источником получения "земной" и усиления "изначальной" Ци.

Нет нужды контролировать поток энергии на всем его протяжении, достаточно скользить вниманием по ключевым пунктам: парным точкам юн-цюань, промежности и "теплому шару" в даньтяне. Когда Ци скопится достаточно для заполнения ею пространства между почками, пупком и промежностью (на что требуется время и труд), разумнее всего дать ей возможность самостоятельно проникнуть в "малую орбиту" – и продолжить практику как ни в чем не бывало.

Валерий Хорев, Александр Вильчинский - Упражнения цигун для начинающих

"Пяточный" меридиан инь-цзяо-май ("Ускоритель Инь")

Комплекс самомассажа после пробуждения "8 ступеней"

Ступень 1

Выполнение. Лежа на спине, основанием правой ладони (левая сверху) круговыми движениями по часовой стрелке массируем область вокруг пупка – 300–900 раз.

Вначале надавливание мягкое, а в процессе выполнения, когда мышцы и внутренние органы массируемой области достаточно разогреются и станут эластичнее, давление увеличивается. На различных участках траектории оно также различно: в области мочевого пузыря слабее, вверху, под ребрами – сильнее. Если руки устали, их можно выпрямить на несколько секунд, чтобы отдохнули.

Эффект. К концу упражнения происходит мощный, глубокий разогрев всей брюшной зоны, циркуляция крови активна, работа кишечника отменно простимулирована. Если наблюдается сексуальное возбуждение, значит, Цзинь трансформируется в Ци.

Если вы найдете возможность выполнять это упражнение и перед сном, прилив жизненных сил будет ощущаться чрезвычайно отчетливо.

Примечание. Желательно, но вовсе не обязательно, изнемогая, "набирать" указанное число вращений. Работа "через не могу" пользы не приносит, но и потакать собственной лени тоже не следует. Определите для себя верхнюю границу разумной комфортности и придерживайтесь этого уровня, постепенно повышая планку, чтобы в итоге выйти на заданные рубежи.

Ступень 2

Выполнение. Лежа на спине, основанием правой ладони (левая сверху) возвратно-поступательными движениями вверх-вниз массируем всю область между надчревной впадиной и лобковой костью – 100 раз. При этом самое активное участие в надавливании (особенно в нижней части живота) принимает основание большого пальца правой руки.

Нужно прислушиваться к волне ощущений, следующей за движением ладони. Как и в первом упражнении, сначала давим мягко, постепенно наращивая усилие.

Эффект. Ци собирается в переднесрединном меридиане Ду-май. Сексуальное возбуждение при этом может стать довольно сильным.

Ступень 3

Выполнение. Лежа на спине, ладонями массируем лицо. Движения круговые, очень мягкие, от подбородка ко лбу, в стороны и через височные области и щеки снова вниз, к подбородку – 100 раз.

Эффект. Помимо косметической пользы, поглаживание области верхнего даньтяня "умиротворяет Ци внизу и успокаивает мысли вверху, оставляя в сердце благость".

Ступень 4

Выполнение. Лежа на спине, растирать уши, не считая движений, до разогрева. Указательный палец под ушной раковиной. Затем отдельно массируется нижняя кромка уха от основания до мочки – разминающие движения большим и указательным пальцами. Затем – оттягивание мочки.

Эффект. На ушных раковинах расположена "проекция" всего тела, что позволяет, массируя компактную зону, воздействовать на систему в целом. При этом наступает окончательное пробуждение организма.

Ступень 5

Выполнение.Приподняв голову над подушкой, кончиками пальцев и ногтями массировать кожу под волосами от лба к затылку – 50-100 раз.

Эффект.Повышение общего тонуса, активизирующее воздействие на целый комплекс акупунтурных точек на поверхности головы, профилактика облысения.

Примечание.3, 4 и 5-я ступени (упражнения) способствуют преобразованию Ци в Шэнь (дух).

profilib.net


Смотрите также