Логопедическое занятие "Правописание безударных гласных в корне слов". Упражнения безударные гласные


Правописание безударной гласной в корне слова (Упражнения и тест)

videotutor-rusyaz.ru

              Упражнение 1.

Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.

 

Упражнение 2. 

Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом

 

Упражнение 3. 

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).

 

Упражнение 4.

Вставьте пропущенные буквы, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласных о — а в корне. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

Оп...здать, укор...тить, разбр...сать, вопл...щать, выр...внять, отк...пать, выд...лбить, раскр...ить.

 

Упражнение 5.

Вставьте непроверяемые безударные гласные.

В...стибюль, акк...мп...немент, об...яние, нав...ждение, возр...жать, пан...рама, п...риферия, ув...ртюра, эксп...римент, импр...визация, к...мб...незон, экстрав...гантный.

 

Упражнение 6.

Перепишите слова, подчеркивая непроверяемые безударные гласные. Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения.

Образец: Альманах — сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.

Упражнение 7.

Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

 

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

 

Упражнение 9.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи ). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

 

Упражнение 10.

Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.

Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.

 

 

Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

 

1.В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

 

1)      препод..вать, пол..гается, упр..щать

2)      предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)      д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)      пригл..шать, уг..сать, выр..сти     

 

2.В каком ряду во всех словах пропущено И?

 

1)      проб..раться, соед..нение, от..гощать

2)      забл..стел, разв..вать ум, приор..тет

3)      прив..легированный, пост..лать,  изв..нился

4)      прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно

 

3.В каком ряду во всех словах пишется буква О?

 

1)      обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия

2)      з..ря, г..лантерея, пок..яние

3)      выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп

4)      укр..щать, предл..жение, зап..нки

 

4.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

 

1)      б..режливый, выб..рем, выб..раем

2)      соб..рут, в красном б..рете, разб..раться

3)      т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять

4)      раст..ряться, т..рмометр, раст..рание

 

5.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

 

1)      несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед

2)      к..сающийся, изл..жение, п..стух

3)      выр..сла, декл..рировать, опр..вдать

4)      медик..менты, к..нтинент, мини..тюра

 

6.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?    

 

1)      благосл..вить, сокр..щать, р..скошный

2)      предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)      безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ

4)      предпол..жительно, прор..стать, п..норама

 

7.В каком ряду во всех словах пропущена  безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение

2)      ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая

3)      ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать

4)      обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание

 

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      ст..рательно, прик..снуться, кв..танция

2)      эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать

3)      пре..бладать, п..чать, тор..пясь

4)      осл..жненный, м..лькают, м..тодика

 

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      выцв..сти, л..тучий, обж..гание

2)      в..ршина, подд..ржать, сож..лея

3)      нар..стание, загр..мождать, обн..женный

4)      дел..гат, перег..реть, об..зательныйй

 

10. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

 

1)      пригл..шать, уг..сать, выр..сти     

2)      предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)      д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)      препод..вать, пол..гается, упр..щать

 

11. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?

 

1)      с..мейный, ч..ловечество, оз..рять

2)      м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться

3)      возвр..щение, согр..вать, л..рический

4)      гл..внейший, преод..ление, д..намичный

 

12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      умн..жать, напр..вление, фин..нсист

2)      р..альный, ск..зание, м..тинговать

3)      м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться

4)      мин..ральный, зап..саться, повт..рение

 

13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      нагр..вать, стр..мление, подж..гатель

2)      под..рить, хв..стун, просл..вляя

3)      переб..решь, к..варный, ст..рона

4)      об..яние, прик..снуться, л..скающий

 

14. В каком ряду во всех словах  пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      в..зти, к..пучий, взр..стить

2)      выт..рать, р..гламент, огр..жденный

3)      ед..ница, приз..мляясь, оп..здать

4)      пр..зидиум, пож..мать, см..гченный

 

                      Ответы

 

Отработка безударных гласных в корне слова (2-4 класс)

Уважаемые родители!

Эти дополнительные задания помогут вашим детям отработать одну из четырех основных корневых орфограмм – безударную гласную. Если они будут регулярно выполнять упражнения, то смогут в совершенстве освоить эту трудную тему. (Свешникова Е.Е.)

Упражнение №1.

Выучите правило.

Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение.

Упражнение №2.

Запишите слова в три столбика. В первый столбик – слова с первым ударным слогом, во второй – со вторым, в третий – с третьим ударным слогом.

Буфет, колыбель, парта, диван, тумбочка, полка, табурет, тахта, трюмо, стеллажи, ширма, кресло, кроватка, гардероб, этажерка.

_________________ __________________ __________________

________________ __________________ __________________

________________ __________________ __________________

________________ __________________ __________________

________________ __________________ __________________

________________ __________________ ___________________

Упражнение №3.

Уберите ударный слог и напишите новое слово. Поставьте ударение.

Радуга - ________________ . Кормушка - ___________________ .

Бабочки - ________________ . Портфель - ____________________ .

Лесник - _________________ . Антенна - _____________________ .

Уточка - _________________ . Ветрянка - ____________________ .

Упражнение №4

Прочитайте. Поставьте ударение. Подчеркните проверяемые безударные гласные.

Комок – ком, скалистый – скалы, запах – пахнет, волнушки – волны, похвала – хвалит, замолчала – молча, журавлиный – журавль, заварил – варит, бродить – бродит, пожалей – жалко, доброта – добрый, граница – грань, наводнение – воды, испаряют – пар, катушка – катит, тайник – тайна.

Упражнение №5

Поставь ударение. Вставь О или А. Подбери проверочное слово, изменив слова по числам. Напиши проверочное слово. Подчеркни проверяемый безударный гласный.

Бобры- ___бобр______, вр…чи - _________________, см…ла - _________________,

к…за - _______________, ш…рфы - _______________, гр…чи - __________________,

стр…на - _______________, д…ска - _________________, ст…лбы- _______________,

кр…ты - _______________, дв…ры - _______________, р…са - __________________,

м…ря - ________________, тр…ва - ________________, х…лмы - __________________,

н…га - ________________, …куньки - ________________, г…рбы - __________________,

хв…сты - _______________, в…да - __________________, г…ра - ___________________,

р…га - _______________, сл…ны - _________________, тр…па - ___________________,

др…зды - _______________, ч…сы - ______________, гр…за - _____________________,

н…сы - _________________, с…ды - ______________, …вца - ____________________,

ск…ла - _________________, стр…ка - __________________, в…лна - ______________.

Упражнение №6.

Вставьте пропущенные буквы А, О. Обязательно пиши проверочные слова. Выделяй орфограммы.

Осень.

Часто идут дожди ( дождь ). Плохо без з…нта (_________________ ) и пл…ща (__________________). На дв…ре (_______________) лужи. Тихо кругом. Ул…тели (_________________) из с…дов (______________) гр…чи (________________) и др…зды (__________________). Вчера …ни (__________) долго кружились над п…лями (_________________), с…дами (_____________) и х…лмами (______________). Весной птицы вернуться д…мой (_____________).

Упражнение №7.

Напиши текст «Осень» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

Упражнение №8.

Вставь пропущенные буквы А, О. Обязательно пиши проверочные слова. Выделяй орфограммы.

Утро.

На тр…ве (_______________) р…са (_____________). Оля и Дима по тр…пе (________________) идут к речке. На лугу п…сутся (____________) к…за (____________) и …вца (______________). В л…су (_________) п…ют (____________) др…зды (_______________). По п…лям (_____________) ш…гают (__________) гр…чи (____________). Вот и речка. В…да (_____________) в реке чиста. Кувшинки лежат на в…де (______________). В речке много …куньков (______________) и другой рыбы. Вот пл…тина (_______________). Её построили б…бры (____________). Хор…шо (_________________) на реке!

Упражнение №9

Напиши текст «Утро» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

Упражнение №10

Прочитайте. Поставь ударение. Подчеркни проверяемые безударные гласные.

Свистит – свист, лежачий – лёжа, передвигаются – двигатель, выпрямить – прямо, разглядеть – взгляд, десяток – десять, трескучий – треск, шиповник – шип, закрепили – крепко, подтянули – тянет, вишнёвый – вишня, объяснил – ясно, замерзает – мёрзнет, зеркальный – зеркало, потрясение – тряска, тенистая – тень, оттепель – тёплый, отварить – варит, пятак – пять, ветвистый – ветви.

Упражнение №11

Поставь ударение. Вставь Е, И, Я. Подбери проверочное слово, изменив слова по числам. Напиши проверочное слово. Подчеркни проверяемый безударный гласный.

Змея – __змеи____, гр…да - __________________, в…сна - __________________,

кл…сты - _______________, р…ды - _______________, св…нья - ___________________,

стр…жи - ________________, сн…га - _______________, з…ма - __________________,

р…ка - __________________, п…ла - _________________, сл…ды - __________________,

шм…ли - _________________, гр…бы - _______________, г…рбы - _________________,

оз…ро - _________________, с…стра - _________________, п…тно - _______________,

гн…здо - ________________, зв…рьки - ________________, ч…сло - ________________,

стр…ла - _______________, ст…кло - _________________, з…мля - ________________,

св…ча - ________________, з…рно - _________________, пч…ла - ___________________,

м…чи - _____________, л…щи - _______________, л…цо - ____________________,

к…ты - ____________, пл…чо - _________________, сп…на - _____________________,

п…ро - _______________, зв…зда - ___________________, с…ло - __________________,

ц…на - _______________, щ…ка - ____________________, в…дро - _________________,

п…тля - __________________, р…бро - ________________, п…сьмо - ________________,

бл…ны - ________________, с…рьга - ___________________, пл…та - _______________,

сл…за - ________________, бр…вно - _________________, св…рло - __________________.

Упражнение №12

Вставь пропущенные буквы Е,И,Я. Обязательно пиши проверочные слова. Подчеркивай орфограммы.

Скоро зима.

В лесу ( лес ) зв…рьки (________________) готовятся к з…ме (_____________). Белка сушит на в…твях (________________) д…ревьев (_______________) гр…бы (_____________). Мышка запасает з…рно (______________). Ёжик ут…пляет (________________) гн…здо (______________). Зм…я (_____________) нашла укромное м…стечко (________________) под бр…вном (_______________). Ул…тают (_______________) в теплые края ласточки и стр…жи(_____________).

Упражнение № 13

Напиши текст «Скоро зима» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

Упражнение №15

Вставь пропущенные буквы Е, И, Я. Обязательно пиши проверочные слова. Подчеркивай орфограммы.

Ёлка.

Пушистая ёлка стоит в комнате. Сколько …грушек (__________)! Вот сн…говик (_____________). А вот стр…жи (________________) и кл…сты (________________). Среди веток мы зам…чаем (_________________) гр…бы (_____________). А вот из ст…кла (_______________) шм…ли (___________) и пч…ла (_______________). Сколько на ёлке разных зв…рьков (________________)! А какие шары! На в…рху (___________) ёлки горит зв…зда (_________________). А под ёлкой подарки. Стёпе – плюшевый б…льчонок (____________________). С…стре (________________) Оле – св…терок (____________________).

Упражнение №16.

Напиши текст «Ёлка» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

Упражнение №17.

Исправь ошибки. Докажи выбор букв.

Дома (_____________), скворцы (______________), дила (___________), гастить (______________), петёрка (___________), солёный (__________),

мадель (_____________), марской (___________), кочать (___________),

тешина (____________), пещевой (___________), селач (___________),

гора (___________), родители (______________), шерокий (___________),

личение (_____________), казел (____________), нажной (____________),

земой (____________), птинец (_____________), рогатый (____________),

рика (____________), маложе (____________), перьевая (_____________),

паляна (___________), тижёлые (______________), семёрка (_________),

жилела (_____________), гледит (______________), озиро (___________),

дерево (_____________), сава (____________), чисовой (_____________),

лисные (___________), манила (_____________), техоня (____________).

Упражнение №18.

Найди и исправь ошибки в тексте. Выпиши эти слова вместе с проверочным словом.

Уборка.

Свитлана и Стипан убирают сваю комнату. На палу стаит видро с вадой. Пара мыть палы. Радители почистили кавры во дваре. Папа клодет их на сваи миста. Мама протерла стикло у серванта. Сервант сияет честотой.

Упражнение №19

Напиши текст «Уборка» под диктовку. Выдели все орфограммы, устно доказывай выбор той или иной буквы.

Упражнение №20

Найди и исправь ошибки в тексте. Выпиши эти слова вместе с проверочным словом.

Сосны.

У рики стаят сосны. Сасна любит расти в сухих мистах. Земой и летом сосны зилёные. Ствалы у сосен красноватые и блистят на солнышке. Воздух в сасновом бару радует нас честотой. Среди карней ведна нара крата. Он жевет в зимле. В сасновом бару жевут белки, дятлы и совы. Белка любит устраивать сваё гниздо в пышной кроне сасны. Даже в сильные дажди капли стикают по хваинкам и ствалу и не попадают в дама белок.

Упражнение №21

Напиши текст «Сосны» под диктовку. Выдели все орфограммы, устно доказывай выбор той или иной буквы.

infourok.ru

Безударные гласные в корне слова

Упражнения.

«Правописание безударных гласных в корне слова»

 

             Упражнение 1.

Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.

 

Упражнение 2. 

Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом

 

Упражнение 3. 

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).

 

Упражнение 4.

Вставьте пропущенные буквы, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласных о — а в корне. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

Оп...здать, укор...тить, разбр...сать, вопл...щать, выр...внять, отк...пать, выд...лбить, раскр...ить.

 

Упражнение 5.

Вставьте непроверяемые безударные гласные.

В...стибюль, акк...мп...немент, об...яние, нав...ждение, возр...жать, пан...рама, п...риферия, ув...ртюра, эксп...римент, импр...визация, к...мб...незон, экстрав...гантный.

 

Упражнение 6.

Перепишите слова, подчеркивая непроверяемые безударные гласные. Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения.

Образец: Альманах — сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.

Упражнение 7.

Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

 

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

 

Упражнение 9.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи ). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

 

Упражнение 10.

Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.

Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.

sites.google.com

Карточки с заданиями по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"

Карточка №1.

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести выстрел –

В подобранных словах подчеркни безударную гласную.

3. Прочитай и спиши пословицы.

1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

4) Видит око далеко, а ум ещё дальше.

5) В камень стрелять – только стрелы терять.

Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

________________________________________________________________________________________________

Карточка№2

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.

Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. за б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)

2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.

Синий – слово, обозначающее название птицы.

Снег – слово, обозначающее название птицы.

Рыжий – слово, обозначающее название гриба.

Белый – слово, обозначающее часть яйца.

Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.

3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне

е и я а о

П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый

Карточка №3

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.

Запиши словосочетания по образцу.

Образец. Чай из трав – травяной чай.

В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

(По К. Ушинскому)

3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.

5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.

_______________________________________________________________________________________________

Карточка №4

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.

Хлод, холдный – пох..л..дло.

… , … – ст..р..жить.

… , … – г..л..дать.

… , … – в..ч..реет.

… , … – з..л..неет

2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной.

1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых

3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.

Трепещет, … – тр..п..тали.

Вечерний, … – в..ч..реет.

Сторожка, … – ст..р..жили.

Зелень, … – з..л..нели.

Хлопочет, … – хл..п..тали.

Лепет, … – л..п..тали.

Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной

Карточка №5

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)

2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.

Образец. Кормит – кормил.

Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .

Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .

Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .

Тащит – … . Топит – … . Косит – … .

3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.

2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?

3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.

4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?

5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.

6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.

_______________________________________________________________________________________________

Карточка №6

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.

Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.

2. Прочитай.

Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать бельё – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирять друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

Запивать лекарство – запевать песню.

Проживать в городе – прожевать пищу.

Свила гнездо – свела по ступенькам.

Спиши с доски – спеши домой.

Отворить дверь – отварить картофель.

Слезать с крыши – слизать сметану.

doc4web.ru

Проверяемая безударная гласная в корне слова.

Упражнение 1.

Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.

 

Упражнение 2. 

Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом

 

Упражнение 3. 

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).

 

Упражнение 4.

Вставьте пропущенные буквы, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласныхо — а в корне. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

Оп...здать, укор...тить, разбр...сать, вопл...щать, выр...внять, отк...пать, выд...лбить, раскр...ить.

 

Упражнение 5.

Вставьте непроверяемые безударные гласные.

В...стибюль, акк...мп...немент, об...яние, нав...ждение, возр...жать, пан...рама, п...риферия, ув...ртюра, эксп...римент, импр...визация, к...мб...незон, экстрав...гантный.

 

Упражнение 6.

Перепишите слова, подчеркивая непроверяемые безударные гласные. Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения.

Образец: Альманах — сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.

Упражнение 7.

Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

 

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

Упражнение 9.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи ). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

 

Упражнение 10.

Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.

Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.

 

 

Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

1.В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)      препод..вать, пол..гается, упр..щать

2)      предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)      д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)      пригл..шать, уг..сать, выр..сти     

2.В каком ряду во всех словах пропущено И?

1)      проб..раться, соед..нение, от..гощать

2)      забл..стел, разв..вать ум, приор..тет

3)      прив..легированный, пост..лать,  изв..нился

4)      прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно

3.В каком ряду во всех словах пишется буква О?

1)      обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия

2)      з..ря, г..лантерея, пок..яние

3)      выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп

4)      укр..щать, предл..жение, зап..нки

4.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)      б..режливый, выб..рем, выб..раем

2)      соб..рут, в красном б..рете, разб..раться

3)      т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять

4)      раст..ряться, т..рмометр, раст..рание

5.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

1)      несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед

2)      к..сающийся, изл..жение, п..стух

3)      выр..сла, декл..рировать, опр..вдать

4)      медик..менты, к..нтинент, мини..тюра

 

6.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?    

1)      благосл..вить, сокр..щать, р..скошный

2)      предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)      безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ

4)      предпол..жительно, прор..стать, п..норама

7.В каком ряду во всех словах пропущена  безударная проверяемая гласная корня?

1)      прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение

2)      ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая

3)      ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать

4)      обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      ст..рательно, прик..снуться, кв..танция

2)      эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать

3)      пре..бладать, п..чать, тор..пясь

4)      осл..жненный, м..лькают, м..тодика

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      выцв..сти, л..тучий, обж..гание

2)      в..ршина, подд..ржать, сож..лея

3)      нар..стание, загр..мождать, обн..женный

4)      дел..гат, перег..реть, об..зательныйй

10. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

1)      пригл..шать, уг..сать, выр..сти     

2)      предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)      д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)      препод..вать, пол..гается, упр..щать

 

11. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?

1)      с..мейный, ч..ловечество, оз..рять

2)      м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться

3)      возвр..щение, согр..вать, л..рический

4)      гл..внейший, преод..ление, д..намичный

12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      умн..жать, напр..вление, фин..нсист

2)      р..альный, ск..зание, м..тинговать

3)      м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться

4)      мин..ральный, зап..саться, повт..рение

13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      нагр..вать, стр..мление, подж..гатель

2)      под..рить, хв..стун, просл..вляя

3)      переб..решь, к..варный, ст..рона

4)      об..яние, прик..снуться, л..скающий

14. В каком ряду во всех словах  пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      в..зти, к..пучий, взр..стить

2)      выт..рать, р..гламент, огр..жденный

3)      ед..ница, приз..мляясь, оп..здать

4)      пр..зидиум, пож..мать, см..гченный

Правописание безударной гласной в корне слова (перейти к тесту)

1. - 4)2. - 3)3. - 4)4. - 3)5. - 4)6. - 1)7. - 1)8. - 4)9. - 2)10. - 3)11. - 3)12. - 1)13. - 2)14. - 3)

multiurok.ru

Дидактические игры и упражнения по теме "Безударные гласные"

Дидактические игры и упражнения, направленные на успешное обучение темы «Безударные гласные в корне слова»

В основе правила правописания безударной гласной в корне слов лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Необходимо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

В ходе изучения правила ученик должен поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, подобрать к слову родственные слова или изменить форму слова, выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне.

Уже в первом классе с помощью дидактических игр происходит знакомство с этим правилом.

Игры:

Игра «Помоги птицам»

Цель: тренировка в ударении и в слогоделении слов.

Надо разместить птиц на деревья. Первое дерево - ударный первый слог, второе – второй слог. Для этого детям надо произнести слова - названия птиц, разделить их на слоги, определить на какую часть слова падает ударение.

Игра «Собери овощи», игра «Собери грибы» - подобные игры.

Игра «Чёрный или белый»

Цель: обратить внимание на разное звучание слогов в слове, знакомство с ударением.

Учитель медленно произносит слово, и предлагает послушать, одинаково ли звучат части в этом слове. При повторном произношении дети первую часть произносят громче. У каждого ребёнка набор чёрных и белых квадратиков. Если слог ударный, кладут чёрный квадрат, если безударный - белый.

Игра «Слова перевёртыши»

Цель: умение делить слова на слоги.

Детям предлагается первый слог сделать вторым и прочитать новые слова.

Насос, сыро, наши, камыш, рады, жилы, навес.

Игра «Помоги»

Цель: выработка умения, верно, ставить ударение в словах.

Необходимо учащимся, верно, расставить ударение, чтобы предложения легко читались.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

Игра «Пирамида»

Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово, находить проверочное.

Собери пирамиду, вставив пропущенную букву.

Цв…ты

Сп…на

Сл…ны

Дв…ры

Гр…чи

Ст…на

Игра «Забей гол»

Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово.

На экране в два столбика написаны слова с безударной гласной. Класс делится на две команды. Каждый ученик по очереди в тетради или на доске пишет гласные. (забивает голы)

Выигрывает та команда, которая забьёт наибольшее количество точных голов.

п…рты р…ка

гр…да в…да

ст…на п…тно

пл…та гр…бы

гл…за ш…рфы

Игра «Лесенка»

Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово.

р

к

а

к

в

ё

р

р

б

и

н

а

л

н

е

й

к

а

в

р

х

у

ш

к

а

п

ч

т

а

л

ь

о

н

Игра «Пишущая машинка»

Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово, находить проверочное.

Какая буква сломалась в пишущей машинке?

  1. В -г- р –де п-спели п-мид-ры. К-ля взял к-рзинку и с-брал п-мидоры.

  2. У Т-ни были х-р-шие к-сы. Дев-чка заплела в-л-сы в к-су.

Игра «Кроссворд»

Цель: формирование умения определять ударную и безударную гласную, формирование умения изменять слово, находить

проверочное.

с

к

п

к

с

к

п

к

с

Начинайте с буквы С.

Комната для еды.

Ночная птица.

Частичка снега.

Начинайте с буквы К.

Дом для лошадей.

Площадка для катания на коньках.

Предмет, с помощью которого окрашивают пол и стены.

Детёныш кошки.

Начинайте с буквы П.

Слово, противоположное по значению слову кривой.

Тот, кто пасёт стадо.

Игра «Угадай слово»

Цель: развитие умения подбирать в рифму нужные по смыслу слова; закрепление правописания слов с безударными гласными.

В праздники на улицах

В руках у детворы

Горят, перелваются

Воздушные…(шары).

Белка спряталась в дупло,

В нём и ухо и…(тепло).

Глубока и широка

Наша быстрая …( река).

Улетел скворец не зряЗа моря и за …(леса).

Закаляют нас всегда

Слонце, воздух и …(вода).

На каток ушла с утра

Моя младшая …( сестра).

Подводной лодке не страшна

Океанская …(волна).

Кругом гречиха зацвела-

В улей мёд несёт…(пчела).

Нарядили ёлку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная…(звезда).

Игра «Подбери противоположное по значению слово»

Цель: активизация словаря; закрепление правописания безударных гласных.

Друзья(враги), лето(зима), близко (далеко), маленький(большой), сытый(голодный), начало(конец), пресный (солёный), тёплый (холодный),старый (молодой), лёгкий (тяжёлый), темно( светло), утро (вечер).\

Игра «Разбери «кучу-малу».

Цель: развитие умения применять различные способы проверки написании безударных гласных в корне слова.

- Записать слова в три столбика:

Игра «Собери урожай»

Цель: закрепление правописания слов с безударной гласной.

На экране(доске) написаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученикам надо записать слова с буквой о(е, и, а). Кто быстрее и верно соберёт яблоки.

Слова: в…да, гл…за, гн…здо, ч…сло, гр…чи, с…сна, ст…лы, л…сток, ст…на, з…мля, п…ла, тр…ва, с…стра, м…чи.

Упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения.

1.Спишите предложения, поставьте ударение над выделенными словами. Чем различаются выделенные слова?

Мальчик вышел из леса. Красивые у нас леса.

2.Выпишите слова, имеющие три слога.

Пила, топор, молоток, шило, отвёртка, гвоздь, рубанок.

3.Составьте словосочетания с данными словами. Поставьте ударение.

яркие цвет

солнечное краски

жёлтый небо

4.Составьте предложения со словами.

Кругом- кругом

Кружки-кружки

Замок-замок

5.Дополните предложения подходящими по смыслу словами. Поставьте ударение.

Стоит в поле… .

Машина стоит… .

Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово и изменять его.

1.Спишите слова с безударной гласной, рядом напишите проверочные слова.

Ш…ги- …, л…са-…, м…ря-…, гр…бы-….

2.Спишите предложения, вставляя пропущенные безударные гласные.

На тр…ве ещё блестит р…са. На дв…ре г…рой, а в избе в…дой.

3.Спишите предложения. Найдите проверяемое слово и проверочное слово.

Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес. На горе стоят высокие сосны. Под сосной тень.

  1. Выберите и запишите слова с безударной гласной, проверяемые по принципу «один-много». Рядом укажите проверочное слово.

По утрам я завожу (часы). У оленя красивые (рога).

Снег лежал на вершине (горы).

  1. Допишите предложения, вставляя слова пропущенной безударной гласной.

Завод даёт (стр..на) машины. Мальчик посидел у (р…ка).

  1. Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, выделите корень.

В нашем лесу живёт лесник. Он знает все лесные тропинки. Лесничий помогает лесу. Он охраняет наш лесистый край.

  1. Выпишите из группы слов слова с ударной гласной в корне.

Мак, маковый, макушка, маковка.

Мигнуть, промокнуть, рискнуть, поникнуть.

  1. От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне.

-низ - (низинка, низовье, низок)

-нов - (новинка, новичок, обновление)

8. В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне? Запишите эти слова.

Слезать, слежка, летит.

Слезать, следить, слетать.

Перелезет, наследил, долететь.

9.К выделенным словам подберите однокоренные. Укажите корень. Поставьте ударение.

Часы чинит… . Часовщик, сторож, садовник, мастер,

Лес охраняет… . лесник.

За садом ухаживает… .

Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово путём подбора однокоренных слов.

  1. К данному слову назовите однокоренные слова с ударной гласной в корне.

Платить (плата, платный, бесплатный, расплата).

Тяжёлый (тяжесть, тяжко).

  1. Образуйте слова с указанными суффиксами:

-ок- -очк- -к-

лес коза гора

гриб роза нора

нос лампа вила

Какая группа слов нуждается в проверке? Назовите проверочные слова.

  1. Из слов составьте предложения.

Самая, кладовая, для, колосья, нас, дорогая, хлеба.

Не имеют, золотые, цены, зёрна.

( Колосья хлеба – самая дорогая для нас кладовая. Золотые зёрна не имеют цены.)

  1. Измените словосочетания по образцу. Подчеркните проверочные слова.

М…ховая шапка – шапка из меха.

Зв…риный след – след… .

Ст…льная лента – лента из … .

  1. Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные в корне.

Из л…сной чащи вышла л…са. Пост…яла, прислушалась, осм…трелась. Разб…жалась и на л…ту прыг! Проехалась и д…вай передними лапами барабанить. Ткнулась мордочкой в л…дяное зеркало и то присядет, то подскочит.

  1. Из слов, которые диктует учитель, надо выбрать только слова с безударной гласной в корне.

Посмотрел, известный, загадка, задрожал, указка, честный, ядовитый, гриб, нагоняет, грустный.

multiurok.ru

Логопедическое занятие "Правописание безударных гласных в корне слов"

Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели:

Образовательные:

– закрепить правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;

– формировать умение подбирать родственные проверочные слова.

Коррекционные:

  • развивать концентрацию и устойчивость внимания;

  • развивать зрительный анализ и синтез, закреплять зрительный образ слов;

– развивать психические функции, сопровождающие процесс письма.

Воспитательные:

– воспитывать навыки сотрудничества при работе в парах.

Оборудование: «Чудесный мешочек», интерактивная доска, карточки с заданиями, тетради,

Ход занятия

Поздоровайтесь с нашими гостями, которые пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся.

1.Оргмомент Вы пришли на логопедическое занятие после уроков и, наверное, устали. Надо восстановить нашу работоспособность.

Я хочу предложить вам ряд упражнений, которые снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём. Вначале поприветствуем друг друга по-разному.

Приветствие в кругу. Каждый ребенок хлопает ладонью соседа и произносит: «Привет», «Рад тебя видеть», «Здравствуй», «Добрый день».

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Мы спокойны, приветливы.

Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.

А выдохните все огорчения, обиды, плохое настроение.

Предлагаю подойти к своим местам и попрошу вас выполнить задания верно.

Упражнение «Выполни верно!»

Покажите правой рукой левое плечо,

Левой рукой дотроньтесь до правой брови, правой до носа,

Левой возьмитесь за левое ухо, правой возьмитесь за правое ухо,

Правой рукой закройте левый глаз, левой рукой закройте правый глаз.

Садитесь.

Упражнение «Будь внимателен!»

– Выполнив следующее задание, мы узнаем, внимательны ли вы. За 1 минуту вычеркнуть заданные слова. В конце строки указать количество вычеркнутых слов.

грибок

глазок

флажок

гриббокгрибокгирокгоргрибокоргрибиркгигрибокгрокбокок

глзокглазглазоккозаглакглазглазкглазокглазоклазокглазгазок

флагжокфлажокфлагфажфлжокфлжокфлажокфажгфлажкфл

____

____

____

2.Введение в тему. Сообщение темы занятия.

Игра «Чудесный мешочек» В мешочке гласные буквы - А, О, Е, И, Я. Дети угадывают буквы наощупь. Скажите, что это за буквы? (гласные)

– Очень много хлопот доставляют нам гласные на письме. Ведь часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме другой буквой.

– В каком случае пишется то же, что и слышится? (Если гласный звук находится под ударением.)

– А когда при письме возникают сомнения? (Если гласный звук безударный.)

– А как проверить, какую писать гласную букву? (Надо подобрать родственные слова, в которых гласный слышится под ударением.

- Кто-нибудь догадался, какая тема будет сегодня у нас на занятии?

– Совершенно верно. Сегодня мы с вами - будем тренироваться писать слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением. Т.е. будем Путешествовать по Стране безударных гласных.

- Какие умения нам помогут в этом трудном деле? (Умения слышать ударные и безударные гласные звуки, подбирать однокоренные слова и изменять форму слова, внимание, память.)

Если буква гласная вызвала сомненье, ты ее немедленно поставь под ударенье.

3. Тренировочные упражнения в написании слов с безударной гласной в корне

1) «Кто отгадает?» Д о г а д а й т е с ь и напишите ответ, Задание: определите безударную гласную в корне. Подберите как можно больше проверочных слов к словам.

– Итак, начинайте отгадывать слова:

  • Сигнал, предупреждающий о начале и конце урока, (Звонок – звон, звонкий, перезвон.)

  • Время года, когда снег да вьюга гуляет. (Зима – зимний, зимушка)

  • Столовая для зимующих птиц (Кормушка – корм, кормит, подкормка)

  • Человек, который ухаживает за садом, (Садовник – сад, садик, посадка.)

2) Игра «Что пропущено?»

Чтобы вставить пропущенную букву, нужно из 2-х предложенных слов найти и подчеркнуть проверочное.

Подчеркнуть проверочное слово. Вставить пропущенную букву.

м__нять (мина, замена), л__нивый (лень, линька),

скр__пучий (скрепка, скрип), м__стерить (мастер, мост).

3) «Распредели слова» Работа в парах

Вставь пропущенные гласные. Запиши слова в два столбика.

Ст..лы ч..сы тр..ва в..лна к..льцо вр..чи м..сты ст..рик (О/А)

В..сна, л..са, сп..на, р..ка, п..сьмо, цв..ты, л..цо, с..мья. (Е/И)

О/Е

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

А/И

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

4). «Найди нужную букву»

Соедини слова с нужной буквой. Взаимопроверка. Докажи, что правильно.

Л..нейка

П..тно

Ст..на

Зм..я

о

е

и

я

а

б..льной

гр..чи

м..чи

ст..лы

4. Конкурс «Знаток» (на интерактивной доске) коллективно

Соедини изображение животного с его домом. Если соединишь правильно, то найдешь проверочное слово для проверки «ошибкоопасного» места в слове с пропущенной гласной.

Назови проверяемое и проверочное слово.

hello_html_7c5d6c6a.pnghello_html_m44a06f21.pnghello_html_20497f88.pnghello_html_m44a06f21.pnghello_html_4fa305fc.jpg hello_html_7c5d6c6a.pnghello_html_7c5d6c6a.pnghello_html_580ecabc.jpg

Поле земли з..мляной

7) «Слушай и запоминай»

Из предложений, которые я прочитаю, назвать и запомнить второе по счёту слово. Если вы правильно выделите слова, то у вас получится новое предложение.

1) Весной на деревьях распускаются зелёные листочки.

2) По лесной тропинке идёт рыжая лиса.

3) На полянке охотники разожгли костёр.

4) Ваза стоит на столе.

5) Высокая сосна растет у реки.

Запишите это предложение. Подчеркните каждую безударную гласную в корне. На лесной полянке стоит сосна.

– Обсудите с соседом по парте, какое проверочное слово каждый из вас подбирал для проверки безударной гласной.

– Я вижу, что у всех в тетрадях аккуратно написано составленное нами предложение. Какие качества помогли вам справиться с этим заданием? (Старание, внимание, терпение, взаимопомощь.)

5. Заключительная часть занятия.

С какими словами познакомились?

Что учились делать?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Поднимите руку, кому было интересно (скучно)?

Кто старался?

Кто сегодня был самым внимательным (аккуратным, весёлым, послушным)? Кто все запомнил?

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Наше занятие окончено.

До свидания!

1. Упражнение «Будь внимателен!»

грибок

глазок

флажок

гриббокгрибокгирокгоргрибокоргрибиркгигрибокгрокбокок

глзокглазглазоккозаглакглазглазкглазокглазоклазокглазгазок

флагжокфлажокфлагфажфлжокфлжокфлажокфажгфлажкфл

____

____

____

1. Упражнение «Будь внимателен!»

грибок

глазок

флажок

гриббокгрибокгирокгоргрибокоргрибиркгигрибокгрокбокок

глзокглазглазоккозаглакглазглазкглазокглазоклазокглазгазок

флагжокфлажокфлагфажфлжокфлжокфлажокфажгфлажкфл

____

____

____

1. Упражнение «Будь внимателен!»

грибок

глазок

флажок

гриббокгрибокгирокгоргрибокоргрибиркгигрибокгрокбокок

глзокглазглазоккозаглакглазглазкглазокглазоклазокглазгазок

флагжокфлажокфлагфажфлжокфлжокфлажокфажгфлажкфл

____

____

____

1. Упражнение «Будь внимателен!»

грибок

глазок

флажок

гриббокгрибокгирокгоргрибокоргрибиркгигрибокгрокбокок

глзокглазглазоккозаглакглазглазкглазокглазоклазокглазгазок

флагжокфлажокфлагфажфлжокфлжокфлажокфажгфлажкфл

____

____

____

2. Подчеркнуть проверочное слово. Вставить пропущенную букву.

м__нять (мина, замена), л__нивый (лень, линька),

скр__пучий (скрепка, скрип), м__стерить (мастер, мост).

2. Подчеркнуть проверочное слово. Вставить пропущенную букву.

м__нять (мина, замена), л__нивый (лень, линька),

скр__пучий (скрепка, скрип), м__стерить (мастер, мост).

2. Подчеркнуть проверочное слово. Вставить пропущенную букву.

м__нять (мина, замена), л__нивый (лень, линька),

скр__пучий (скрепка, скрип), м__стерить (мастер, мост).

2. Подчеркнуть проверочное слово. Вставить пропущенную букву.

м__нять (мина, замена), л__нивый (лень, линька),

скр__пучий (скрепка, скрип), м__стерить (мастер, мост).

3. Вставьте пропущенные гласные. Запишите слова в два столбика.

Ст..лы ч..сы тр..ва в..лна к..льцо вр..чи м..сты ст..рик

О

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

А

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

3. Вставьте пропущенные гласные. Запишите слова в два столбика.

В..сна, л..са, сп..на, р..ка, п..сьмо, цв..ты, л..цо, с..мья

Е

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

И

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

4. Соедини слова с нужной буквой. Докажи, что правильно. Взаимопроверка.

Л..нейка

П..тно

Ст..на

Зм..я

о

е

и

я

а

б..льной

гр..чи

м..чи

ст..лы

4. Соедини слова с нужной буквой. Докажи, что правильно. Взаимопроверка.

Л..нейка

П..тно

Ст..на

Зм..я

о

е

и

я

а

б..льной

гр..чи

м..чи

ст..лы

4. Соедини слова с нужной буквой. Докажи, что правильно. Взаимопроверка.

Л..нейка

П..тно

Ст..на

Зм..я

о

е

и

я

а

б..льной

гр..чи

м..чи

ст..лы

4. Соедини слова с нужной буквой. Докажи, что правильно. Взаимопроверка.

Л..нейка

П..тно

Ст..на

Зм..я

о

е

и

я

а

б..льной

гр..чи

м..чи

ст..лы

infourok.ru


Смотрите также