Разноуровневые карточки по русскому языку на тему "Безударные гласные в корне" (3 класс). Упражнения безударная гласная в корне 3 класс


Урок русского языка в 3-м классе. "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Овладение способами проверки безударных гласных в корне слова, освоение алгоритма проверки слов с безударными гласными в корне.
  2. Развитие речи, мышления, способности анализировать изучаемый материал в соответствии с заданиями учителя, умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные в корне.
  3. Воспитание эмоционально – ценностного отношения я к родному языку, познавательного интереса к  родному слову, стремления совершенствовать свою речь, умение работать в группе, ответственность.

Оборудование: 

  • таблица «Алгоритм проверки безударных гласных в корне», 
  • карточки со словарными словами с «деформированными предложениями».

Ход урока

I. Орг. момент.

Дыхательная гимнастика

  1. Голову опустили вниз, закрыли глаза, провели изогнутую линию
  2. «Ленивые восьмёрки»: правая рука вперёд (3 раза), левея рука (3 раза), двумя руками (3 раза)
  3. «Шапка для размышления»: массируем ушки.

Минутка чистописания

  1. Зарядка для рук
    1. Потёрли карандаш или ручку
    2. Закручиваем болтики на гаечку (каждый палец массажируем круговыми движениями)
    3. Встряхнули руки

Какие это буквы? Что общего? Какая лишняя?

Пропишите гласные буквы «и» «е» безотрывно до середины строчки.

II. Словарная работа

Загадка: «Разбежались по опушке в белых платьицах подружки»

Запишите слово. Почему так удобнее запомнить написание? 

Это интересно: Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии БЕРЁЗА.

Берёза (какая?) – белая, …, …     Запишите ещё два слова.

Ребус (сл. слово лимон) 

Загадка: 

«Самый кислый он, друзья Утверждаю это я Нужно сахара вагон, Чтоб с улыбкой съесть … » 

Это интересно: Лимон – цитрусовое дерево, сочный, кислый плод с твёрдой ароматной кожурой.

Лимон (какой) – кислый, …, …     Запишите ещё два слова.

Какой частью речи являются слова, которые вы подобрали? Повторить правило об имени прилагательном и имени существительном.

III. Актуализация знаний

«Деформированные предложения»

  1. Составьте и запишите предложение с данными словами.
  2. Вставьте пропущенные буквы
  3. Объясните свои действия
  4. В..черняя, над, в..сит, р..кой, т..шина (Вечерняя тишина висит над рекой). п..лях, ещё, сн..га, В, л..жат (В полях снега ещё лежат).
  5. Выделите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Какими частями речи они выражены?

IV. Сообщение темы и цели урока

Какая орфограмма есть в каждом из слов с пропущенными буквами? (Безударные гласные в корне)

Как вы догадались? (ударение, корень)

Сформулируйте тему урока. В этом вам помогут зашифрованные таблички

Чтобы прочитать слово вам нужно подчеркнуть нерусские буквы и обвести в кружок русские.

«Правописание безударных гласных»

V. Повторение изученного материала.

Вспомним алгоритм проверки безударных гласных

(открываю по пунктам).

Работа в парах (у доски и в тетрадях)

Пользуясь алгоритмом проверки, вставить пропущенные буквы и подобрать проверочное слово

1 рядР..чник (рЕки)Зв..рюшка (звЕрь)С..стрёнка (сЁстры)В..дёрко (вЁдра)В..згливый (вИзг)Кр..вляние (крИво) 2 рядВ..сельчак (вЕсело)Л..сёнок (лИсы)Л..бёдушка (лЕбедь)Зв..зда (звЁзды)Л..чебный (лЕчит)Ч..рвяк (чЕрвь) 3 рядЗел..нь (зелЁный)Л..пучка (лИпнет)Л..нтяй (лЕнь)Р..вунья (рЁв)С..мёрка (сЕмь)Бр..венчатый (брЁвна)

На какие группы можно разделить эти слова? (и, е; сущ, прил). Назовите существительные и прилагательные.

Физ. минутка

  1. Раскрылись цветочки (руки через стороны вверх).
  2. На носочки, руки в замок за спиной, тянемся.
  3. Закружили позвоночник (посмотреть на противоположную пятку).
  4. Круговые движения головой медленно.
  5. Потянулись подбородком до груди и наоборот.

Для рук

  1. Сдави сильно каждый пальчик
  2. Потри ладоши
  3. Снимаем перчатки с каждого пальца
  4. Стряхнули руки

VI. Закрепление. Работа по учебнику.

Игра «Исследователи – лингвисты»

Лингвист – это человек, который изучает слова, их значение и происхождения. Объекты исследования слова из упр. 5 стр. 87.  Выписываем слова с безударными гласными в корне слова. С буквой «Е» - девочки, с буквой «О» - мальчики. Осуществляется взаимопроверка с комментированием.

Что заметили в словах? (сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов)

«Текст с ошибками»

Исправить ошибки, выписать только слова на изученную орфограмму.

Стаит марозная зема. Линиво кружытся снижок. Я иду по лисной трапе. На сасне седят птицы. Под карнями сосны нара. Туда видут лисьи слиды.

Какие слова выписали? Проверочные слова?

VII. Итог

Воспроизведение алгоритма проверки по рядам.

Игра «Кто быстрее и правильнее?».

Задача: последовательно записать этапы проверки безударных гласных в корне слова.

Оцениваем: 

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока "Безударные гласные в корне" 3 класс

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Тип урока: комбинированныйЦели урока:Предметные: усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки; формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять; развитие орфографической зоркости.Метапредметные: расширение творческой деятельности учащихся; формирование объективной самооценки.Личностные: формирование личностных универсальных учебных действий; развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ресурсы:информационные: учебник Канакина, Горецкий "Русский язык" для 3 класса;демонстрационные: карточки для работы в парах, опора (алгоритм проверки безударной гласной в корне), четверостишия, разрезанные на строчки (для работы в группах), смайлики.интерактивный материал: авторская презентация. Урок приготовлен с использованием программы Power Point.

Формы организации: фронтальная, дифференцированная, творческая, самостоятельная в парах, в группах..

Ход урока:слайд 1I. Оргмомент. ( 1 мин)слайд 2Прозвенел звонок весёлый,Мы начать урок готовы.Будем слушать, рассуждать,И друг другу помогать.

Психологический настрой на работу:- Сегодня у нас много гостей и сегодня на уроке мы покажем им, чему мы научились в 3 классе.- А сейчас сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Проверим, у нас должны остаться только те, чьи имена начинаются с согласного звука.

Мы тетради все открыли,Ровно сесть не позабыли.

Подписываем в тетрадях число, классная работа

II. Чистописание. (3 мин)Первое задание у нас – чистописание.- Отгадайте загадку о сказочном герое."Перед волком не дрожал,От медведя убежал,А лисице на зубокВсё ж попался ... (Колобок) " слайд 3

Верно, это Колобок. И писать на минутке чистописания будем ту букву, с которой начинается это имя, а значит букву К - заглавную и к строчную, а так же соединения с этими буквами.(уч-ся прописывают 1 строку)- А теперь запишем имя нашего сказочного героя. Колобок.

- Почему мы написали это слово с заглавной буквы?)

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по Волшебному лесу «Русского языка» вместе с Колобком. Вспомним то, что уже изучали и узнаем что-нибудь новое и интересное.- В ПУТЬ!

III. Повторение материала, пройденного на уроках. (9 мин)

- Колобок на своём пути повстречал несколько предметов. Это были одушевлённые и неодушевлённые предметы? Их названия на жёлтых листочках: Лесник, соловушка, цветки, солнышко, лисонька, осинка.- Назовите неодушевлённые предметы.Задание:

помогите Колобку разобрать данные слова по составу (работаем в парах).

- Проверим. Молодцы, ребята, вы справились с заданием!- Покатился Колобок дальше.

  • Словарная работа (5 мин)- Ребята, я знаю, что вы любите прыгать, бегать, играть.- А что вы любите вкусненькое?- А сейчас вы узнаете, что любит Колобок, но для этого вы должны отгадать загадки. (вызываю к доске по 1 уч-ся, которые записывают слова) слайд 5

На жарком солнышке подсохИ рвется из стручков … (Горох)

Расселась барыня на грядке,Одета в шумные шелка.Мы для нее готовим кадкиИ крупной соли полмешка. (капуста)

Красный нос в землю врос,А зелёный хвост снаружи.Нам зелёный хвост не нужен,Нужен только красный хвост. (морковь)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец)

- Как назвать одним словом все эти слова? (овощи) запись слова на доске.

- Оказывается, Колобок любит полакомиться овощами. И не только овощами, но и фруктами.- Посмотрите на слайд. слайд 6Ешь овощи и фрукты, они полезные продукты.- А как вы считаете, почему овощи и фрукты считают полезными продуктами. (выводы уч-ся)- Спишите предложение, обозначая над словами части речи. Проверим работу.

IV. Работа над новой темой урока. (10 мин)

  • Повторение материала об однокоренных словах. слайд 7- Из каждой строчки выпишите однокоренные слова. Выделите корень, поставьте знак ударения. Лесник, перелесок, лестница.Морс, море, моряк.Вода, водитель, подводный.

    - Давайте вспомним, какие слова называют однокоренными?- Какое правило вы знаете о правописании корней в однокоренных словах?( В однокоренных словах корень пишется одинаково)

  • Постановка проблемы урока(Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.) слайд 8- По дороге Колобок встретил бабочку, которая передала ему записку от ёжика. А в записке было вот что: «Приходи с мечом, будем играть!» - Тогда взял Колобок меч и отправился к ёжику. Увидел ёжик Колобка с мечом в руках и расстроился.- Как вы думаете, ребята, почему расстроился ёжик? А может быть ёжик хотел увидеть у Колобка какой-то другой предмет, как вы думаете? (мяч)- Как вы думаете, кто же был виноват в этой истории: Колобок или ёжик? (ёжик.)- Какую ошибку допустил ёжик? (надо было написать с мячом) А почему ёжик написал "с мечом"- Какое правило не знал ёжик?- А как вы думаете, что надо сделать, чтобы написать слово правильно? (уч-ся делают свои выводы)

  • Постановка темы и цели урока

- Чем сегодня на уроке мы будем заниматься, какое правило будем отрабатывать? (дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока) слайд 9

ФИЗМИНУТКА слайд 10 (1 мин)

- Посмотрите на экран слайд 11

п . чниксл . вечкод . лёкий

т . грёнокпр . мая

- Обозначим ударение в данных словах.

- Как мы назовём пропущенные буквы? (безударные гласные)

- А в какой части слова находятся все эти безударные гласные, разберём слова по составе? (в корне)- Как же проверить безударную гласную в корне?- Что для этого нужно сделать? (вспомним наши знания за 2 класс) (Выводы детей).- А давайте ещё раз закрепим наши знания и найдём необходимую нам информацию в учебнике. Правило: с. 104

на доске появляется алгоритм поверки безударной гласной в корне слова:

слайд 12

V. Закрепление новой темы. (15 мин)

  • Работа по учебникус. 104 упр. 194 (запишем данные слова, подбирая проверочное слово любым способом)

  • Работа с экраном

    Вывод: - Как же проверить безударную гласную в корне? (два способа проверки) слайд 13

  • Работа по учебнику с.105 №195 (О и А)

Запишите проверочное слово в скобках, а в данных словах выделите корень и подчеркните безударную гласную в корне.

  • Работа с предложением. Слайд 14- Прочитайте предложение на экране, какие буквы пропущены? Докажите.

    Л.са с л.сятами ж.вёт в н.ре.

- Какое правило мы должны вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?Запишите предложение в тетрадь.

(взаимопроверка)

VI. Дом. зад. (1 мин)с. 105 №195 (и, е), с. 104 (уч.)слайд 15

• Творческая работа (работа в группах) (3 мин)

На парте на зелёных листочках лежат по 1 строчке весёлого стихотворения. Вам необходимо, вставив пропущенные буквы, Учащиеся должны сложить из слов строчку стихотворения и вставить пропущенные буквы.

На опушке, на л.снойСт.ит домик расписной.Он не дикого зв.рька –А ж.лище Колобка.

У Колобочка день р.жденья.Будут танцы, развл.чения.На крылечке, у дв.рейОн встр.чает всех гостей.

Далеко ли путь л.жит,Колобочек всё б.житПо л.сам и по лугам,Его сл.ды и тут и там.

Он по коробу скр.бён,По сусеку он м.тён,У него румяный бок.Он в.сёлый Колобок!

VI. Итог урока. (1 мин)- Чему же вы учились сегодня на уроке? (Ответы детей)

"Безударный хитрый гласный,слышим мы его прекрасно.А в письме какая буква?Здесь поможет нам наука:Гласный стал под ударенье,Чтоб развеять все сомненья!"

Vhello_html_17c0da89.gifhello_html_m6de92534.gifhello_html_47e3d594.gifII. Рефлексия. (1 мин)слайд 16- А сейчас вы должны оживить Колобка. Покажите, с помощью смайликов, всё ли сегодня вам было понятно на уроке, не было ли трудностей. Если на уроке вам было всё понятно, покажите , если вы испытывали на уроке некоторые трудности при выполнении заданий, покажите . А если вам было очень трудно

hello_html_7734be1f.gifhello_html_4b6ff3fe.gif

Посмотрите ребята, а мой Колобок заскучал (слайд 17). А как вы думаете, почему?- Верно, он не хочет с вами расставаться, и, поэтому, мы с ним встретимся сегодня на уроке технологии.

infourok.ru

Разноуровневые карточки по русскому языку на тему "Безударные гласные в корне" (3 класс)

Карточка 1.

Вспомни правило о проверке безударных гласных в корне. Вставь нужные буквы в словосочетания, устно подбери проверочные слова.

Пт…нец в…роны, с…дел на тр…пе , поб…жал в тр…ву , кл…вать с…мена , д…ждевых ч…рвей , охр…нять от вр…гов , тр…ва пож…лтела , см…ются и п…ют , ….сенний ветер , к…чал ств…лы берёз ,с…неет над г…ловой ,не х…тят ух…дить , на б…регу р….чушки , б…льшой луг , по…вляется много цв…тов , л…жать в тр…ве , см…треть в небо .

Карточка 2.

Спиши текст, вставляя буквы. Устно подбери проверочные слова.

Причудлив и кр…сив …сенний лес. Пленительную кр…соту прид…ёт ему р…бина. Для очень многих птиц яг…ды р…бины - вкус…ная пища. Вот подл…тела к р… бине кр…сивая птич…ка. У неё оранжевая гру…ка , а крылья п…тнистые. Это сойка. Птич…ка распуш…ла перья , с аппетитом поела и ул…тела. П о…вилась стая кр…кливых др…здов. Д р…зды разм…стились на ветках р…бины. Ягоды птицы гл…тают ц…ликом.

Карточка 3.

Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочное слово.

Сп…шите (….) упражнение чисто и красиво. Не сп…шите (…) во время еды! Дети пол…скали (…) пушистого котёнка. Мама пол…скала (…) бельё. Саша громче всех зап…вал (…) песню. Больной зап…вал (…) лекарство водой. Бабушка давно пос…дела(…). Дедушка пос…дел (…) на скамейке и ушёл. Закр…пи (…) полозья саней , чтобы они не скр…пели (…).

Карточка 4.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова. Выполни полный разбор последнего предложения, выпиши словосочетания из последнего предложения.

Рыбы …дят водоросли, ч…рвей. Ср…ди рыб есть ло…кие охотники за насекомыми. Они хв…тают их не только под в…дой, но и на л…ту. Л…щи гл…тают улиток. Часто пища с…ма - в…дяная крыса. Зубастая щ…ка гл…тает к…лючего ерша. Акула – лисица нап…дает на рыбий косяк и глушит рыбу хв…стом. Уд…вительней всех эл…ктрический угорь. Он бьёт мелкую ры…ку током.

Разбери по составу слова :водяная , охотники , зубастая.

Карточка 5.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова. Выполни разбор первого предложения, выпиши словосочетания из первого предложения.

Утром ( за)сверкали красные костры ср…ди з…лёных кедров. Это лиственницы опалило моро…цем. Иголки на в…твях (по)кр…снели. На многих других д..р..вьях (за)ж…лтели л…сточки. Клёны р…няют св…и р(е,и)зные листья. Осень (с)пустилась в долину. Осып…лись последние цв…ты. Подн…лись красные …сенние тр…винки на болотах. На …зере по н…чам кричали дикие гуси. Краса…цы журавли отправились в свой дальний путь. Прил…тайте к нам в…сной!

Разбери по составу слова : засверкали, осенние , травинки.

Карточка 6.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова. Выполни разбор первого предложения, выпиши словосочетания из первого предложения.

(Вы)рос (в)л…су б...льшой куст орешника. Л…стья (у)орешника кре…кие и б…рхатистые. Ветви длинные и ги…кие. (На)ветках оре(ж,ш)ки зреют. Спрячутся в шу(б,п)ки , только любопытные маку(ж,ш)ки торчат. К ос…ни созрели и нал…лись силой ореш(ж,ш)ки. Прол…тала мимо орешника сойка и ув…дала б…льшущий орех. Сам круглый , б…ка з…л…тистые. Схв…тила и стала клювом разбивать. Вкус…ный орешек!

Разбери по составу слова : вырос, бархатистые, пролетала

Карточка 7.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова. Выполни полный разбор четвёртого предложения, выпиши словосочетания из четвёртого предложения.

Илистый прыгун – неб..льшая тр…пическая ры…ка. Она ж…вёт на б…регу. (Под)ж…льё выбирает себе б…р...га м…лководных м…рских лагун и заливов с илистым топким дном. Любит тропический прыгун мелкие лужицы. Ч…сто ры…ка опускает (в)воду один хвост. Так и с…дит ч…сами на со…нцепёке. Иногда подпрыгивает на тридцать сантиметров. Это она так любит мух л…вить.

Разбери по составу слова : рыбка , мелководных , морских.

Карточка 8.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова. Выполни полный разбор первого предложения, выпиши словосочетания из первого предложения.

На кр…ю п…ляны ст…ит высокая б…рёза. Рядом с ней де(д,т)ская пл…ща(д,т)ка. Мя…кая тр….(в,ф)ка под дер…вцем уже покрыта опавшими листьями. Я аккуратно присел на ни…кий гла…кий п…нёк и любуюсь б…рёзкой. Вот ср…ди опавших листьев прошуршала мы…ка. На ветку села лё…кая птич…ка. На у…кой тро…ке по(е,я)вляется ко(ж,ш)ка. Д ует ре…кий ветер. Погода портится. Быстрой похо(д,т)кой я дохожу до решётки сада.

Разбери по составу слова : прошуршала ,птичка , походкой.

Карточка 9.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркни главные члены.

По н…чам в с...дах пели сол…вьи. На бульваре распускались клейкие т…поля. В мрач…ном л…су приутихли птицы. Грус…но ст…ит одинокое дер…вце. Августовским утром бабушка ш…ла занавески. В пустынных ущельях бродят туманы. Вд…ли заклубились гигантские облака. Изре…ка наб…гал лё…кий в…т…рок.

Разбери по составу слова : набегал , бабушка , ветерок.

Карточка 10.

Спиши предложения. Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркни главные члены предложения.

Ст…ял жаркий д…нёк. Вдруг пот…нул в…терок. Наб…жала синяя туч…ка. Она (не)закрыла солнышко. Пошёл дождик. Со…нце осв…щало окрес…ность. Д…ждевые капли т…жело ударяли по тра…ке и цв…точ…кам. Они пов…сали на л…сточ…ках и тр…винках. В каждой д…ждинке играл солнеч…ный луч… .

Карточка 11.

Спиши предложения. В каждом предложении подчеркни главные члены, надпиши над ними части речи. Выпиши словосочетания.

В январе р…бята пров…дили чемпионат по хоккею. Громко скр…пели колёса у старой телеги. С б…льшой осторожностью продв…гались путники по болоту. Дым костра подн…мался выс…ко в н…бо.

Карточка 12.

Спиши , вставляя пропущенные буквы.

Б…рёза – одно из самых кр..сивых наших д…ревьев. Белые с чёрным р…сунком ств…лы б..рёзы имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объ…сняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество . Если вы в чёрном пальто неосторожно прислонитесь к ств…лу м…л…дой б..рёзы, на одежде останется белое п…тно, как от мела.

2.Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Разделите его для переноса.

3.Выпишите из текста 2 слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Поставьте ударение. Напишите проверочные слова.

4.В тексте подчеркните все глаголы.

Карточка 13.

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

В в…сеннем л…су ветер свободно гуляет. Ничто (не)мешает ему к…чать серё…ки у ол…хи. Он (п…д)хватывает пыл…цу. Пыл…ца л…тит по всему лесу. Со…нце (о)св…щ…ет яркие и пуш…стые цветы. Лес пахнет мёдом. Гудят пчёлы и шм…ли. (Пр…)л…тают первые бабоч…ки. Как всё нарядно!

infourok.ru


Смотрите также