Урок по русскому языку на тему "Простые и сложные предложения" (5 класс). Упражнения 5 класс простые и сложные предложения


Простые и сложные предложения (5 класс)

Алексеева Н.С., школа №26

Зhello_html_m42a8ce89.gifдравствуй, дружок!!!

Вот и пришло время заняться серьезной, кропотливой, но очень увлекательной работой:

мы будем «распознавать» простые и сложные предложения.

Ты помнишь, какие знания тебе для этого пригодятся?

Давай повторим…

  • Выдели грамматические основы в предложениях.

  • Укажи средство связи простых предложений в составе сложных.

  • Расставь недостающие знаки препинания.

  • Напиши на обратной стороне листа характеристику предложений, отмеченных*.

  • Составь схемы всех сложных предложений.

hello_html_m7a2131f5.gif

  1. Солнце выглянуло из-за туч и все осветило ярким светом.

  2. Солнце выглянуло из-за туч и поле осветилось ярким светом.

  3. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

  4. Пел сверчок и под полом ворочались мыши.

  5. Промелькнула короткая осень и пришла седая морозная зима.*

  6. Вhello_html_ma9e6cc0.gifечером повалил мокрый снег а ночью ударил мороз.

  7. Когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.

  8. Светлые заливы в камышах блестят неподвижно нивы на полях стоят.

  9. Родились и выросли снежинки высоко над землей.

  10. Блеснул на востоке луч солнца поэтому природа оживилась.

  11. В окно глядит печальная луна и на душе становится тоскливо.

  12. Когда проснулись птицы все вокруг наполнилось разноголосым пением.*

  13. Можно было видеть небо и горизонт потому что деревья не заслоняли простора.

  14. Ветер нес охапки листьев и устилал ими аллеи.*

  15. Далеко в разрывы туч светило солнце и степь блестела.

  16. Ночью неожиданно грянул мороз и все деревья вмиг превратились в хрустальные скульптуры.

  17. Выкатился на небо месяц-рожок и вся долина осветилась мерцающим светом.

  18. Стемнело и на небе появились звезды-фонарики которые торжественно закружились в хороводе.*

  19. Утром постучался ко мне озорной луч солнца и разбудил меня своей шаловливой игрой.

  20. Уhello_html_7a3df66e.gifзкая тропинка которая весело бежала вперед привела ребят в зимнее лесное царство.*

Из-за тучи к...торая неп...движно2 застыла на г...р...зонте п...дн...малась луна и осв...щ...ла2 все вокруг п...ля крыши д...мов д...рев(?)я д...роги4.

infourok.ru

Урок русского языка 5 класс "Простые и сложные предложения"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС) УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.

Тема урока Простые и сложные предложения.

Тип урока Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока: формировать навык распознавания простых и сложных предложений; определять границы частей в сложном предложении; различать виды сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.

Личностные: Формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности. Осознавать свои личные качества.

Предметные: Распознавать простые и сложные предложения; виды сложных предложений. Самостоятельно конструировать сложные предложения, составлять схемы.

Регулятивные: Формулировать тему, проблему урока. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Понимать и интегрировать информацию, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач. Группировать предложения по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование урока: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Подберите к предложениям соответствующие схемы. К какому предложению вы не смогли подобрать ни одну из предложенных схем? Почему? Начертите схему самостоятельно.

Карточка 2. Выпишите грамматические основы предложений вместе со словами, которые их связывают. Как называются эти слова?

1.Я проснулся и увидел, что лунная ночь побелела от мороза.

2. Солнце выглянуло из-за туч, и поле осветилось ярким светом.

3. Подул морозный ветер, надвинулись снеговые тучи.

В каком предложении нет связующего слова? Сделайте вывод о средствах связи частей сложного предложения.

Карточка 3. Из предложенных предложений выписать: 1 ряд – простые предложения; 2 ряд – сложные бессоюзные предложения; 3 ряд – сложные союзные предложения. Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания.

1.Зима еще хлопочет и на весну ворчит. 2.Северный ветер принес облака и в воздухе появились белые снежинки. 3.Снег под ногами совсем не скрипел на нем оставались следы от валенок. 4.Я прошел через ельник и вышел на свежую тропу. 5.Ночью ударил мороз и цветы к утру замерзли. 6.Лес тихий и молчаливый главные певцы его улетели.

Взаимопроверка.

- Выделите в предложениях грамматические основы.

- Расставьте знаки препинания, где они необходимы.

- Начертите схемы предложений.

- Дайте характеристику одному сложному предложению (по вашему выбору).

- Составьте предложение ( оно составляется и записывается постепенно, по мере выполнения задания):

- К полученному предложению добавьте второе и составьте

Составьте предложения по теме: «Зима пришла в город», используя простые предложения и все виды сложных предложений (ССП, СПП, БСП).

multiurok.ru

Этап урока

Цель этапа

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный этап.

Задача учителя:

Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу.

Коллективная

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, если и вы друг другу рады, улыбнитесь! Пусть в нашем классе будет теплая и дружеская атмосфера!

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм.

Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку (Л)

II.Мотивация учебной деятельности.

Включение учащихся в деятельность.

Фронтальная

Ребята, тему урока вы определите самостоятельно, но для начала вспомните:

- Какой раздел лингвистики мы изучаем?

- С помощью чего мы выражаем свои мысли?

А теперь давайте определим тему нашего урока: она состоит из трех слов, первые два слова – антонимы друг другу, вы их легко определите, когда правильно подберете синонимы к словам: легкий и трудный (на интерактивной доске появляются данные слова). Третье слово – средняя единица синтаксиса. Пожалуйста, самостоятельно запишите тему урока в тетрадь. Устно сформулируйте цели урока.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

(ожидаемые ответы:

- Мы изучаем раздел лингвистики, который называется «Синтаксис».

- Свои мысли можно выразить при помощи предложений)

Формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравнивают с формулировкой в учебнике. Записывают тему в тетрадь.

(ожидаемые ответы:

- Легкий – простой;

- Трудный – тяжелый, сложный.

- Тема урока: простое и сложное предложение / простые и сложные предложения) – на интерактивной доске появляется тема урока: «Простые и сложные предложения».

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи (П)

Отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли и обосновывать свою точку зрения (К)

Формулировать тему и проблему урока (Р)

III. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Актуализация знаний учащихся о предложении, видах предложения с последующим выходом на проблемную ситуацию урока.

Индивидуальная

Учитель раздает карточки с предложениями и схемами (карточка №1) каждому обучающемуся (см. приложение).

Работая по способу действия, записывают предложения с изученными орфограммами, соотносят их со схемами, самостоятельно строят схему предложения №2.

Осуществляют самопроверку.

Способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения учебных задач (П)

Осознавать недостаточность своих знаний (Р)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

2. Фиксация нового знания в речи.

Индивидуальный опрос, коллективная проверка

Парная

1. Приглашает двух учеников к доске для представления своих работ, организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока:

- Какие знания вы применили для того, чтобы построить схему?

- Какую характеристику можно дать предложениям №1,3,4?

- Чем отличается предложение под №2?

- Итак, какое предложение называется сложным?

- Объясните постановку знака между частями сложного предложения.

2. – А сейчас, ребята, давайте разберем сложные предложения и сравним их между собой.

Учитель раздает карточки со сложными предложениями (карточка №2) (см. приложение), организует парную работу по анализу материала для наблюдений и формулировки нового материала урока.

- Обсудите в парах, на какие тематические группы вы разделили бы эти предложения?

- В чем их сходства и различия?

- Составьте таблицу.

Двое учеников чертят на интерактивной доске схемы, соотнесенные с предложениями (№1,3,4) и получившуюся схему к предложению №2.

Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (по щелчку на доске появляются правильные варианты).

Слушают друг друга, обдумывают ответы на вопросы.

Перечисляют признаки простого предложения, признаки сложного предложения, постановку знаков препинания.

Слушают учителя.

Знакомятся с заданием, работают в парах,

анализируют, сравнивают, формулируют собственные мысли, делают вывод.

Под руководством учителя составляют таблицу: «Виды сложных предложений».

Находить и исправлять ошибки (Р)

Осуществлять самопроверку и взаимопроверку (К)

Анализировать, обобщать, делать выводы (П)

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий (Л)

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные решения, группировать предложения по самостоятельно (или с помощью учителя) выбранным основаниям (П,Р)

Физминутка.

Предупреждение общего утомления обучающихся, переключение их с умственной деятельности на физическую.

Коллективная

Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения с глаз.

Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз.

V. Первичная проверка понимания.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.

Групповая

Учитель предлагает работу в малых группах, уточняет понимание задания, отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке.

- Сейчас вам для работы предлагается карточка №3 - задание данной карточки появляется на интерактивной доске (см. приложение), вы будете должны:

1-ый ряд – выписать только простые предложения;

2-ой ряд – сложные бессоюзные предложения;

3-ий ряд – сложные союзные предложения.

Знакомятся с заданием, самостоятельно составляют план работы над заданием, осуществляют взаимопроверку в группе.

Извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания (П)

Планируют (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану (Р)

Осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач (К)

Совершенствуют имеющиеся знания, умения (Л)

VI. Первичное закрепление.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Проверка и обсуждение работ обучающихся.

Групповая

- Ребята, вы познакомились с тремя видами сложных предложений. Теперь я предлагаю вам закрепить эти знания. Для этого мы разделимся на три команды, каждая команда получит задания. Задания выполняются на листочках, которые лежат у вас на краю стола (листочки с заданиями лежат на партах в начале урока). Затем каждая группа должна показать и объяснить выполнение своего задания (см. приложение: дифференцированные задания – 1 группа – (Уровень У-1) –базовый уровень; 2,3 группы – (Уровни У-2, У-3) –повышенной сложности).

В сотрудничестве выполняют задание в группах.

Каждая группа (ее представитель) представляет и объясняет выполнение своего задания.

Ребята обсуждают работы друг друга, находят и исправляют ошибки.

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи (П)

Осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) (П)

Оценивают сою работу, исправляют и объясняют ошибки (Р)

Понимают, в чем значение знаний для человека (Л)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод (К)

VII. Рефлексия.

Обобщение полученных сведений, оценивание.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Коллективная

Организует рефлексию через подводящий диалог.

- Ребята, о чем мы говорили на уроке?

- Чему мы с вами научились?

- Какую проблему мы решали? - Как её решили?

- предлагаю сделать выводы урока в форме игры «Продолжи предложение» (на интерактивной доске поочередно появляются начальные фразы незаконченных предложений):

Простое предложение – это …

Сложное предложение – это…

Сложные предложения бывают…

Союзные сложные предложения делятся на...

Между частями СП ставится…

- Что следует доработать?

- Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня?

-Кому поставим сегодня отметки?

Отвечают на вопросы, (по желанию) подходят к доске и дописывают предложения, подводят итог работы.

В рабочей тетради ставят «+», если материал усвоен; «-» - если нет; «?» - если остались вопросы.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)

Оценивают содержание с нравственно-этической позиции (Л)

Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

VIII. Объяснение домашнего задания.

Закрепление материала, его усвоение

Фронтально

§46, упр.235; инд. задания: подготовить рассказ о сложном предложении с опорой на параграф учебника; написать миниатюру по рисункам упр.241(не менее 6 предложений).

Записывают задание в дневники, помечают нужное в учебнике.

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Простые и сложные предложения"

познакомить с делением сложных предложений по средствам связи на союзные и бессоюзные;

2. Развивающие:

  • развивать у учащихся устную речь, внимание, творческое мышление;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

  • закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении и в сложном предложении;

3. Воспитательные:

  • прививать любовь к русскому языку;

  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

Задачи урока.

В конце урока ученик должен:

  • знать определение сложного предложения, правила постановки знаков препинания в нем;

  • уметь определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении, отличать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, от сложных предложений

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная презентация, словарь, карточки с упражнениями и тестами.

Технологии: общепедагогические, системно-деятельные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Развитие речи.

  3. Актуализация знаний.

  4. Формулирование темы и цели урока.

  5. Изучение нового материала.

  6. Закрепление изученного материала. 

  7. Проверочная работа.

  8. Подведение итогов. Рефлексия.

  9. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Надеюсь, сегодня у нас в очередной раз получится интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!

Начинаем урок с четверостишия, которое нам поможет настроиться на работу. Я начинаю, а вы, ребята, все дружно продолжаете.

На уроке не скучай,

Смело руку – поднимай.

Быстро, чётко – отвечай,

Время даром – не теряй.

II. Развитие речи

Я долго думала, какую же тему подобрать для развития речи. И знаете, что я придумала? Тематический вопрос: «Чего вы добились в уходящем году?» Пожалуйста, думаем… Кто готов поразмыслить на эту тему?

III. Актуализация знаний

  1. Фронтальный опрос:

- О каких разделах науки о языке мы с вами говорим вот уже немалое количество уроков?

- Что такое синтаксис?

- Что такое пунктуация?

- Дайте определение единицам синтаксиса: словосочетание, предложение.

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

- По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

- По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)

- Что такое однородные члены предложения?

- Что такое грамматическая основа предложения?

2. Синтаксическая пятиминутка

Пока ребята дают устные ответы, у доски работают двое учеников:

*первый разбирает словосочетания, при этом необходимо вставить пропущенные буквы: х..лодная ноч(?), сле...ть с крыши, (он) катает(?)ся на коньках.

*второй разбирает предложение, в котором нужно расставить знаки препинания: К доктору приходили все и ворона и лисица и жучок и червячок и медведица.

(В конце синтаксического разбора ученик должен показать схематически однородные члены и обобщающее слово.)

После окончания фронтального опроса учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа и тоже разбирают словосочетания и предложение.

IV. Формулировка темы, цели и задач урока.

1.Работа в парах

Учащимся раздаются тексты с заданием.

Распределите предложения по двум группам: в первую отнесите предложения с одной грамматической основой, а во вторую – с двумя и более.

  1. Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

2, 4 и 5,6 предложения - это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми.

1, 3, 7 - сложные предложения. Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.

(Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)

Учитель. Чему учит нас этот текст? (Любить и охранять природу).

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали простыми, а какие — сложными?

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с ... и ...;2) учиться различать ... и ...;3) учиться ставить ...

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

V. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.

Учитель. Прочитайте простые предложения, входящие в состав сложных.

1.На небе появились тучи, и пошел сильный дождь.

2.На небе появились тучи, пошел сильный дождь.

Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).

Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).

Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

Учитель. Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?2. Из чего состоит сложное предложение?3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Учитель. Прочитайте материал по учебнику.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуться, разогнуться,Три - в ладоши три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть.

VI. Закрепление изученного материала.

  1. Работа с учебником (Упр.238)

  2. Игра «Определи предложение по структуре».

  • Пришла долгожданная весна.

  • Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.

  • Появились первые клейкие листочки.

  • Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.

  • Выбирается из берлоги медведь.

  • Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.

  1. Работа в группах

Следующие задания вы будете выполнять в группах.

Задание№1. Карточка на парте. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? (Ответы учащихся)

(Надо написать предложения в соответствии со схемами). Задание выполняйте на карточке.

Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.Наступила осень. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.Лес обнажился, часто идут нудные дожди.Птицы улетают в теплые края.

  1. [= -].

  2. [– =].

  3. [– =], и [= -].

  4. [– =], [= -].

  5. (Когда – =), [– =].

Учитель: Давайте проверим. (Ученик выразительно читает). Есть варианты? Ответ на Слайде. Самооценка отвечающего.

Можно назвать эти предложения текстом? Озаглавьте текст, определите тему. (Осень. Текст об осени.) Каким чувством проникнут текст? (чувством грусти, печали) Благодаря каким предложениям получился такой текст? (простым и сложным).

Задание №2.

- Ребята, перед вами наборы слов из детских песен. Ваша задача – собрать эти слова в одно предложение. Будьте внимательны, возможно, попадутся слова, которые по смыслу не будут связаны с вашим предложением. А подсказкой для вас послужит музыкальное сопровождение.

Звучат мелодии тех песен, из которых взяты слова.

- Проверим вашу работу.

1 Группа:

Никогда он не ворчал,Не кричал, не пищал,Громко крыльями трещал,Строго ссоры запрещал.

2 Группа:

Голубой вагон бежит качается,Скорый поезд набирает ход,Ах, зачем же этот день кончается,Лучше б он тянулся целый год.

3 Группа:

Если вдруг грянет громВ середине лета,Неприятность этуМы переживем.

Из лишних слов каждой группы получилось предложение:

Прилетит вдруг волшебник

В голубом вертолетеИ бесплатно покажет кино.

Учитель. Ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились. Вам предложены задания, выполните их.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Сегодня вы очень хорошо работали , у нас получился, на мой взгляд, очень увлекательный урок. А что думаете вы? Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?

7. Домашнее задание: Пар.46, Упр.235

multiurok.ru

Урок по русскому языку на тему "Простые и сложные предложения" (5 класс)

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « ПРОСТЫЕ

И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Простые и сложные предложения»

Задачи урока:

1) образовательные:

- повторение и обобщение знаний учащихся по теме;

- формирование навыка различать простые и сложные предложения, постановки знаков препинания в простых осложнённых и сложных предложениях; различать набор предложений и текст;

совершенствование навыков работы на компьютере, с электронными ресурсами Интернет;

2) развивающие: развитие монологической речи; выполнение заданий творческого характера, отработка умения выделять главное, обобщать, делать выводы,

3) воспитательные:

- воспитание навыков учебного труда, работать самостоятельно, в парах.

Авторский медиапродукт:

1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007

2. Наглядная презентация учебного материала

Необходимое оборудование и материалы для урока:

  • компьютеры, подключённые к сети Интернет

  • мультимедийный проектор

  • компьютерная презентация

  • карточки с заданиями

Продолжительность работы с компьютером: 10 минут ( два раза по 5 минут)

Целесообразность использования ЭОР на занятии

Использование ЭОР при проведении урока повторения и обобщения знаний учащихся повышает его эффективность, позволяет выполнить несколько упражнений, так как не надо переписывать предложения, позволяет сразу учащимся увидеть свои ошибки, провести коррекцию знаний.

Обучающиеся получают удовольствие от работы с ресурсами Интернет в очном режиме, что является стимулом для более глубокого изучения предмета – русский язык.

План проведения урока:

Рефлексия:

Подведение итога урока

4 мин.

  1. Домашнее задание

1 мин.

Ход урока:

1.Организационный момент

Учитель: Доброе утро всем. Начинаем урок с четверостишия, которое нам поможет настроиться на работу. Я начинаю, а вы, ребята, все дружно продолжаете.

На уроке не скучай,

Смело руку –поднимай.

Быстро, чётко – отвечай,

Время даром – не теряй.

Откройте тетради и запишите число, тему урока. (Слайд № 1) Женя напомнит нам: как нужно сидеть за партой, как писать в тетради?

(ученик напоминает о правилах)

На предыдущих уроках мы работали с простыми предложениями, познакомились со сложными предложениями. Сегодня у нас урок повторения. Давайте определим цели урока. (Слайд № 2) Что мы должны повторить, закрепить на практике

(ответы учащихся, учитель корректирует цели урока) (Слайд № 2)

(повторить простое предложение, сложное предложение, виды сложных предложений, постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, отработать умения различать простые и сложные предложения, правильно ставить знаки препинания)

2.Актуализация знаний

1) Задание для самостоятельной работы. (слайд № 3) Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть основы предложений, составить схемы. Выразительно прочитать предложения.

  1. З...мля намокла потому что был сильный дождь.

  2. Ул...тели птицы и лес опустел.

  3. Подул х..лодный в..терок и оборвал последний листок.

2)Проверка выполнения работы (по одному ученику у доски, повторение орфограмм, определение вида предложения, выразительное чтение предложения).

(ученики сами выставляют себе оценку, на основе правильности выполнения задания)

3) Повторение теоретического материала на примере предложений: (Слайд № 4)

-Дать определение сложного предложения.

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- Дать определение простого предложения.

- Чем осложнено 3 предложение?

- Какие члены предложения называются однородными?

- Расскажите о знаках препинания при однородных членах. ( слайд № 5 )

- Что мы должны помнить о знаках препинания перед союзом и?

3.Тренировочное упражнение. Работа с ЭОР

А сейчас мы поработаем за компьютерами с электронным ресурсом Интернет. Теме ресурса: «Предложения с однородными членами». Задание №7. (слайд № 6) Расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

ЭОР - ( http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=predlozenia_s_odnorodnimi_chlenami)

(Проверка. Самоанализ выполненной работы.)

4.Повторение теоретических знаний об обращении.

Учитель: Чем простое предложение может ещё осложнено? Посмотрите на схемы.

(слайд № 7 )

(ответы учащихся)

Где в предложении может стоять обращение? Расскажите о знаках препинания при обращении. (слайд № 7 )

5.Упражнение, совмещённое с физминуткой.

Учитель: Выполним упражнение устно. Я читаю предложение, а вы выполняете действие. Если в предложении находится обращение, то вы встаёте и делаете руками хлопок над головой. Если в предложении однородные члены – встаёте и разводите руки в стороны. Будьте внимательны.

1.Листья падали на землю и устилали её разноцветным ковром. (встают и разводят руки в стороны)

2.Ребята, соберите листья для гербария.( встают и делают руками хлопок над головой)

3.Дует ветер, и листва шуршит. ( сложное, объяснить)

4.Престань, дождик, скорее! ( встают и делают руками хлопок над головой).

(Рефлексия выполненного упражнения)

6.Творческое задание – создание проекта

Учитель: А сейчас, ребята, используя простые предложения, напишите совет одноклассникам. О чём совет?

На улице поздняя осень: сыро, холодно, многие болеют.

Дайте совет, что нужно делать, чтобы не болели ваши одноклассники.

(Слайд № 8)

Ребята 1 варианта – составляют совет, где используют предложения с обращением в начале предложения. Обращением может быть имя вашего одноклассника или слово «ребята».

Ребята 2 варианта - составляют совет, где используют предложения с обращением в середине предложения. Предложения можно осложнить однородными членами.

( по 1 ученику от каждого варианта, закрытая доска, слайд со схемами

Индивидуальная работа учителя со слабыми учениками

7.Проверка выполненного задания.

Ученики сами оценивают свою работу

8. Тренировочное упражнение за компьютерами. Работа с ЭОР.

Учитель: А теперь мы поработаем со сложными предложениями. Задание выполняем за компьютером, упражнение «Сложное предложение», задание №5. (слайд № 9) При выполнении задания обращайтесь к схемам. (Слайд № 10)

Расставить знаки препинания в сложных предложениях.

ЭОР: (http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sloznoe_predlozenie)

(Проверка. Самоанализ выполненной работы.)

9.Работа с текстом.

Учитель. Следующее задание вы будете выполнять в паре. (Слайд № 11) Карточка на парте. (Работа с раздаточным материалом). Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание сами. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? (Ответы учащихся)

(Надо написать предложения в соответствии со схемами). Задание выполняйте на карточке.

Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.Наступила осень. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.Лес обнажился, часто идут нудные дожди.Птицы улетают в теплые края.

1.[= -].

2.[- =].

3.[- =], и [= -].

4.[- =],[= -].

5.(Когда - =) , [- =].

Учитель: Давайте проверим. ( ученик выразительно читает). Есть варианты? Ответ на слайде. (слайд № 12 ) Самооценка отвечающего.

Можно назвать эти предложения текстом? Озаглавьте текст, определите тему. (Осень. Текст об осени.) Каким чувством проникнут текст? ( чувством грусти, печали) Благодаря каким предложениям получился такой текст? (простым и сложным).

Молодцы, ребята, всё повторили. А теперь проверим знания – выполним тест. Задание выполняем в тетради.

9.Проверочная работа по вариантам. Тест ( раздаточный материал)

Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.

1. Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.

2. Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.

3.Листья потемнели и шуршат при ветре.

Выписать номера сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

1. Наступила осень и птицы потянулись к югу.

2. Листья лежали на дороге на крышах домов.

3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

(тетради ученики предают учителю на проверку, запомнив ответы)

10.Проверка выполнения теста. (Слайд № 13)

Учитель: Проверьте свои ответы. Кто себе поставил - «5», «4», «3»?

11. Рефлексия. (слайд № 14 )

13.Д/з Составить задание на карточке по теме «Простые и сложные предложения» (слайд № 15)

Учитель: Урок окончен, всем спасибо за работу.

infourok.ru


Смотрите также