«Дифференцированные задания по русскому языку «непроизносимые согласные» (3 класс)». Упражнения 3 класс непроизносимые согласные


Урок "непроизносимые согласные " 3 класс

Предмет Русский язык

Класс 3

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Тип урока: ОНЗ

Цели урока:

-      сформировать представление о непроизносимых согласных звуках глаголе;

-      сформировать знание правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход урока.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

-      Здравствуйте, ребята! Какой приближается праздник? (Новый год.)

-      Чтобы хорошо отдыхать на каникулах, сейчас надо хорошо поработать.

Учитель демонстрирует слайд 2.

Дед Мороз огни зажжёт

На высокой елке.

Наверху звезда,

Бусы в два ряда.

-      Новогодняя ёлка всегда наряжена игрушками. Сегодня мы будем её украшать шарами. Но шары не совсем обычные, на них задания Деда Мороза. Сможем их выполнить? (Да.)

-      Для начала вспомните, чему был посвящен предыдущий урок? (Мы закончили изучение правил проверки правописания безударных гласных в корне слова.)

-      Сегодня мы продолжим учиться приемам проверки правописания однокоренных слов.

-      Как будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем; потом постараемся сами открыть новое знание.)

Учитель обращает внимание на два шага учебной деятельности. Слайд 3.

-      С чего начнем? (Повторим необходимые знания.)

2 этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-      Перевернем первый шар и выполним задание. Это чистописание.

Учитель открывает слайд 4 или показывает образец чистописания на доске.

-      Запишите, пожалуйста

тдлв тдлв тдлв клюв клест

-      Какая буква «лишняя»? Почему? (Буква л, т.к. обозначает непарный согласный звук.)

-      Какую орфограмму помогают вспомнить слова в чистописании? (Правописание парных согласных в корне слова.)

-      Как их проверить? (Изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный или звук [н], чтобы согласный четко слышался.)

Учитель вывешивает на доску опорный сигнал к правилу. Слайд 5.

-      Возьмем следующий шар. На нем слова с пропущенными буквами. Прочитайте их.

Слайд 6. Ученики по очереди читают слова:

Хл.пушка, в.селье, пл.сать.

-      Что общего в этих словах? (Пропущена безударная гласная в корне слова.)

-      Покажите сигнальной карточкой, какая безударная гласная пропущена. (Обучающиеся показывают.)

-      Как проверили правописание безударных гласных в корне слова? (Подобрали однокоренное слово или изменили слово так, чтобы гласный в корне стал ударным.)

Учитель вывешивает на доску опорный сигнал к правилу. Слайд 7.

-      Что объединяет эти орфограммы? (Обе орфограммы в корне слова.)

-      Почему для проверки подбираем однокоренное слово? (Корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.)

-      Что мы повторили? (Правила правописания орфограмм в корне слова.)

-      Почему я выбрала именно это? (Нам пригодятся эти знания при открытии нового знания.)

-      Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

-      Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами определили, что мы ещё не знаем.)

Учитель открывает слайд 8.

-      Посмотрите на слайд! Какое выражение лица у Деда Мороза? (Печальное, грустное, несчастное, невеселое.)

-      Запишите на своих планшетках словосочетание грустное лицо.

Учитель показывает планшетки двух учеников. На одной запись «грустное лицо», а на другой «грусное лицо».

-      Что вы замечаете? (Слово грустное записано по-разному.)

-      Что вы не смогли сделать? (Не смогли найти правильный способ записи слова.)

Учитель убирает обе планшетки с записями учеников, не выставляя их на доску. Слайд №9. На слайде появляется анимация – вопросительный знак.

-      Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать.)

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

-      Какое задание вы не смогли выполнить? (Правильно записать слово грустное.)

-      В чём затруднение? (Написали слово разными способами.)

-      Каким правилом пытались воспользоваться? (Ни одно из изученных правил не подходит.)

-      Почему возникло затруднение? (У нас нет способа написания таких слов.)

-      Вы готовы преодолеть затруднение? (Конечно.)

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

-      Какую цель вы поставите перед собой? (Найти способ проверки таких слов.)

-      Сформулируйте тему урока. (Правописание новой орфограммы.)

-      Что поможет вам открыть новый способ? (Актуализированные знания: проверка орфограмм в корне подбором однокоренных слов.)

-      Как вы будете открывать новый способ? (Будем подбирать однокоренные слова к слову «грустное», как и для других орфограмм в корне слова.)

-      Построим план выхода из затруднения.

Обучающиеся предлагают свои шаги, учитель записывает их в виде плана действий на доске. В заключение, открывается план на слайде. Слайд 10.

  1. Подобрать однокоренные слова.
  2. Выделить корень во всех словах.
  3. Сравнить написание корня во всех однокоренных словах.
  4. Сделать вывод.
  5. Зафиксировать новый алгоритм.

-      Нам для такой ответственной работы пригодится острое зрение. Предлагаю выполнить упражнения для глаз «Сова», «Муха», «Бабочка».

Учащиеся выполняют упражнения для глаз «Сова»: сильно зажмуриваются и широко раскрывают глаз; «Муха»: вращают зрачками вправо – влево, вверх – вниз, по овалу; «Бабочка»: часто моргают, имитируя ресницами движения крыльев бабочки. Слайд 11.

5 этап. Реализация построенного проекта.

-      Предлагаю вам поработать в группах. Но прежде повторим правила работы в группе.

Учитель открывает слайд 12.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Если не понял, переспроси.

5. Свое несогласие высказывай вежливо.

Обучающиеся называют правила, учитель открывает слайд с правилами работы в группе.

-      Начинайте работать по плану. Даю вам 2 минуты.

По окончании отведенного времени ответственный из каждой группы зачитывает подобранные однокоренные слова, учитель открывает слайд со словами: грусть, грустит, грустненький, грустно, загрустили, взгрустнулось. Слайд 13.

-      Вы выделили корень во всех словах и понаблюдали за написанием этих слов.

-      Сделайте в группах вывод, как правильно написать слово грустное и почему.

Ответственный из каждой группы называет свой вариант правила. После обобщения делаем единый вывод.

-      Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. Чтобы написать слово грустное, нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них корень груст-, а затем написать в слове грустное такой же корень, т.е. с буквой т.

-      Подчеркните одной чертой те слова, которые, по вашему мнению, являются проверочными.

-      Молодцы! Давайте откроем новый шарик с заданием. Здесь есть по одному слову для каждой группы: звёздный, хвастливый, здравствуй, сердце, солнце, тростник. Прочитайте свое слово, запишите его звуковую транскрипцию, понаблюдайте и определите, где в каждом слове слабая позиция.

Учитель открывает слайд 14.

Учащиеся работают в группах. Ответственный из каждой группы показывает звуковую транскрипцию и называет слабую позицию в своем слове. По ходу ответа каждой группы учитель выставляет на доску карточки с буквосочетаниями ЗДН, СТЛ, ВСТВ, РДЦ, ЛНЦ, СТН.

звёздный – [зв‘озный‘]

хвастливый - [хвасл‘ивый‘]

здравствуй - [здраствуй‘]

сердце - [с‘эрцэ]

солнце - [сонцэ]

тростник - [трасн‘ик]

Слайд 15 (анимация):

ЗДН [зн], СТЛ [сл], ВСТВ [ств], РДЦ [рц], ЛНЦ [нц], СТН [сн]

-      Что произошло с некоторыми буквами? (Они не обозначили звук.)

-      Как вы думаете, почему? (Возможно, в словах слишком много согласных.)

-      Да, правильно. Когда в слове три, а иногда и четыре согласных буквы, бывает трудно их произнести. Вот мы и упрощаем их произношение.

-      Как вы думаете, можно ли упростить также и их написание? (Нет, т.к. корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.)

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

-      Вы готовы назвать новую орфограмму и уточнить тему нашего урока? (Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.)

Учитель открывает слайд 16.

-      Теперь попробуйте в группах создать свой опорный сигнал к новой орфограмме.

Учащиеся работают в группах и приносят на доску свои эскизы. Ответственные защищают проект. Обобщая все предложения, составляем согласованный опорный сигнал. Слайд 17.

-      Сделайте вывод. (Если мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эти согласные четко произносятся. Тогда мы узнаем, есть ли в слове непроизносимый согласный.)

-      Назовите шаги алгоритма проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.

Обучающиеся выдвигают предложения, учитель открывает запись. Слайд №18.

Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне:

  1. Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.
  2. Подбираем однокоренные слова.
  3. Выделяем корень в однокоренных словах.
  4. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.
  5. Записываем слово.

-      Проверим наш вывод по учебнику.

Обучающиеся открывают учебники и читают новое правило.

-      Вернемся к нашему пробному заданию. Какой вариант записи слова грустное будет правильным и почему? (С буквой т, т.к. однокоренное проверочное слово – грусть.)

-      Смогли мы преодолеть затруднение? (Да.)

-      Что вы можете теперь делать? (Писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)

-      Какой следующий шаг учебной деятельности мы выполним на уроке? (Будем закреплять новое знание.)

-      Все верно, но я предлагаю прежде отдохнуть. Нас ждет физминутка с Дедом Морозом.

Учитель открывает слайд 19.

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-      Посмотрите теперь на нашего Деда Мороза. Изменилось у него выражение лица? (Да.)

-      Какое оно у него теперь? (Счастливое, веселое, довольное.)

-      Какое из названных вами слов на новое правило? (Счастливое.)

-      Почему вы так решили? (Потому что в этом слове есть стечение нескольких согласных, значит, его правописание надо проверять.)

-      Составим с этим словом словосочетание и запишем его. (Счастливый взгляд.)

Учитель приглашает к доске ученика, который комментирует вслух, остальные слушают, сверяют шаги по алгоритму и записывают в тетради: счас.ливый.

  1.   Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.
  2.  Подбираем однокоренные слова: счастье, счастливчик, посчастливилось.
  3.  Выделяем корень в однокоренных словах: счаст-.
  4.  Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся: счастье.
  5.  Записываем слово: счастливый.

-      Что вам принесет Дед Мороз? (Подарки.)

-      Посмотрите на слайд. Какой мешок он несет? (Большой, огромный, гигантский.)

-      Какое из названных вами слов на новое правило? (Гигантский.)

-      Почему вы так решили? (Потому что в этом слове есть стечение нескольких согласных, значит, его правописание надо проверять.)

-      Составим с этим словом словосочетание и запишем его. (Гигантский мешок.)

Учитель приглашает к доске ученика, который комментирует вслух, остальные слушают, сверяют шаги по алгоритму и записывают в тетради: гиган.ский.

  1. Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.
  2. Подбираем однокоренные слова: гигант, прегигантский, гигантомания.
  3. Выделяем корень в однокоренных словах: гигант-.
  4. Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся: гигант.
  5. Записываем слово: гигантский.

-      Хотите посмотреть, какое задание на следующем шарике? (Да.)

Учитель переворачивает шарик.

-      Используя алгоритм, прокомментируйте друг другу в парах, начиная с первого варианта, словосочетания: I вариант – извес.ный герой, II вариант – прелес.ная Снегурочка.

Учитель открывает слайд 20.

Обучающиеся работают в парах.

-      Проверьте по образцу.

I вариант: известный – известие, весть; II вариант: прелестный - прелесть, прелести. Слайд 21.

-      Кто из вас ошибся? Поставьте на полях вопросительный знак.

-      В чем ошибка? (Ученики называют, в чем ошиблись.)

-      Исправьте ошибки.

-      Какой следующий шаг на уроке? (Проверим себя, справимся ли самостоятельно.)

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-      Запишите слова, действуя по алгоритму: чес.ный. поз.ний. мес.ный.

Учитель открывает слайд 22.

-      Проверьте по эталону. Слайд 23.

Честный – честь, поздний – опоздал, местный – место.

-      У кого возникли затруднения?

-      В каком шаге алгоритма вы ошиблись?

-      В чем причина вашей ошибки? (Не смог правильно подобрать проверочное слово; проверочное слово подобрал, но корень в слове написал не такой, как в проверочном слове.)

-      Исправьте ошибки. Сделайте вывод. (Нужно ещё потренироваться.)

-      Кому все удалось, поднимите руку. Молодцы! Поставьте на полях «плюс».

-      Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

-      При выполнении каких заданий вы можете использовать новое правило? (При записи словосочетаний, предложений, текстов, т.е. в письменной речи.)

-      Предлагаю вам потренироваться и записать стихотворение, которое сочинил Дед Мороз. Ведь он остался доволен результатами вашей самостоятельной работы.

-      Послушайте стихотворение:

На планете весь народ

Любит торжество Новый год.

-      Понравилось стихотворение? (Не очень оно складное.)

-      Как это можно исправить? (Заменить слово торжество синонимом праздник.)

-      Прочитайте новое стихотворение:

На планете весь народ

Любит праздник Новый год.

Учитель открывает слайд 24.

-      Спишите стихотворение.

-      Встретилось ли нам слово на новое правило? (Да, это слово праздник.)

-      Как вы можете его проверить? (Подобрать проверочное однокоренное слово.)

-      Подберите. (Праздновать, праздничный.)

-      Услышали в однокоренных словах звук [д]? (Нет.)

-      В однокоренных словах [д] тоже не произносится, однако букву д надо писать. В русском языке есть устаревшее слово «празден», т.е. свободен, но оно уже не используется в речи. Правописание слова «праздник» надо запомнить.

-      Где можно проверить написание этого слова? (В словаре.)

-      Какой вывод из этого следует? (Бывают словарные слова с непроизносимыми согласными; их правописание надо запоминать.)

-      С такими словами мы будем работать на следующем уроке.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-      Какую цель ставили перед собой? (Найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.)

-      Достигли мы цели? (Да.)

-      Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? (Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный четко слышится.)

-      Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

-      Кто смог открыть новое знание сам?

-      Докажите. (Находили буквосочетания из нескольких согласных, подбирали проверочные слова, сами построили план проекта выхода из затруднения.)

-      Кто не смог? Почему? (Не смог подобрать проверочные слова.)

-      Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок и у вас нет вопросов, украсьте елку красными шарами.

Учитель открывает слайд 25.

-      Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, украсьте елку синими шарами.

-      Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, украсьте елку желтыми шарами.

-      Покажите, шариком какого цвета вы будете украшать елку. Наша елка засияла огнями.

Учитель открывает слайд 26.

-      Переверните свои шарики, на обратной стороне записано домашнее задание. Если вы выбрали шар желтого цвета, то вам предлагается записать однокоренные прилагательные к словам: область, ярость, уста. Если вы выбрали шар синего цвета, то вам предлагается подобрать к данным существительным (день, счет, житель) подходящие по смыслу прилагательные с непроизносимым согласным в корне слова. Если вы выбрали шар красного цвета, то вам предлагается придумать и записать три предложения, в которых есть слова с непроизносимым согласным в корне.

a-school.ru

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

Петрова Наталья Евгеньевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 283

Кировского района СПб

Урок по русскому языку в 3 классе

УМК «Школа России»

Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Часть 1, страница 117.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Тип: Изучение нового материала

Задачи:

  • Развитие умения распознавать наличие непроизносимых согласных в корне;

  • Формирование умения определять орфограмму и проверять правописание непроизносимых согласных в корне.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;

  • Подбирать проверочные слова к словам с изучаемой орфограммой.

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу;

  • Делать выводы и сравнивать их с образцом, корректировать при необходимости;

  • Обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

  • Проявлять интерес к предмету, к изучаемой теме;

  • Выявлять трудности и пути выхода из них.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Детям раздаются карточки с заданием**, где даются слова на правописание согласных парных по звонкости-глухости и одно слово, которое должно вызвать у них затруднение – «звёз..ный».

Что вы видите на листочках? (словосочетания)

Почему одно слово пишется с заглавной буквы? (имя собственное – Вячеслав)

Что обозначает фраза «звёздный час»? (вершина успеха, миг удачи, решающий момент)

После обмениваются работами и проверяют друг друга, исправляя ошибки карандашом. Возвращают работы.

Дети самостоятельно выполняют задание. Проверяют работы друг друга. После идёт фронтальная устная работа – проверка правильности выполненного с помощью образца на интерактивной доске.

Актуализация знаний

-Теперь давайте прочитаем то, что у вас получилось. Заодно проверим правильность исправлений, сделанных вашими товарищами (если таковые имеются).

-Не возникает ли трудностей при написании каких-либо слов? При необходимости, дети перечитывают вслух все слова, чтобы услышать слово с новой орфограммой.

-Производится фонетический разбор слова на доске одним из учащихся.

Звёздный [зв’озный] – 2 слога.

-Формулировка темы и учебной задачи совместно с учащимися.

-По цепочке дети озвучивают полученное, подбирая проверочные слова.

-Замечают, что есть слово на другое правило. Мы не слышим звука «[д]», когда произносим слово, а буква «д» в слове есть.

-Учащийся разбирает слово «звёздный» на доске.

-Формулировка темы и учебой задачи (непроизносимый согласный в корне, учиться находить слова с новой орфограммой и проверять правильность выбранной буквы для обозначения непроизносимого звука).

Организация познавательной деятельности

-Откройте учебники на странице 117.

Выполняем в тетрадях 223 упражнение. В тетрадях записываем дату «16 декабря», слова «Классная работа».

Прежде всего, пропишем соединение букв «здн» из слова «звёздный». Какие похожие элементы есть в данной записи? (петелька у «з» и «д»)

-Составьте предложение со словом «звёздный». Все молодцы. А напишем мы с вами предложение такое: «Этой ночью был звёздный дождь». Отметьте в нём грамматическую основу. Задайте вопросы от главных членов предложения ко второстепенным.

-Теперь напишите в тетради «Упражнение 223».

Праздник, здравствуй, … (остальное пишут на доске дети, выходя по цепочке).

-Прочитайте правило на странице 117.

-Организация выполнения упражнения 224. Устный разбор задания. После запись полученного в тетрадь.

ФИЗКУЛЬТ. МИНУТКА

Встаньте рядом с партой. Я вам буду говорить слова с согласными на конце слова парными по звонкости-глухости. Если в слове при написании должна ставиться буква «д», то вам нужно присесть, если буква «т», то поднять руки вверх. Не звук, а буква!

Слова:

Пароход (присесть), самокат (руки вверх), тетрадь (присесть), бегемот (руки вверх), дед (присесть), зачёт (руки вверх).

-Немного отдохнули, размялись. Теперь садимся за парты. Организация работы над 225 упражнением. По образцу: грустить – грустный, опоздать – поздний, … (остальное дети по цепочке на доске).

-Организация самостоятельной работы над 226 упражнением. Проверка полученного и перенесение результатов в тетрадь.

-Открывают учебники. Открывают тетради и записывают.

-Составляют предложения.

-Выделяют основу (был дождь). Задают вопросы от главных членов ко второстепенным (дождь (какой?) звёздный, был (когда?) ночью, ночью (какой?) этой – вопрос от второстепенного ко второстепенному).

-Выполняют упражнение 223 – пишут с опорой на записи на доске.

-Одним из учеников зачитывается правило на странице 117 учебника.

-Выполняют упражнение 224. Устно проговаривают текст задания, вставляя необходимые буквы и поясняя их написание.

-Выполняют 225 упражнение по образцу на доске. Выходят по цепочке к доске, пишут пару слов, выделяю в них корень и подчёркивая нужные буквы.

-Выполняют 226 упражнение. Сначала карандашом делают пометки в учебнике, после проверки переносят полученное в тетрадь.

Подведение итогов

Уточнение названия темы, поставленной задачи. Оценка деятельности.

Оценивают свою деятельность на уроке с помощью оценочных листов. Анализируют материал.

Домашнее задание

Рабочая тетрадь с.61 упр.153, 154.

Записывают задание в дневник.

**Карточки с заданием (начало урока):

Гото(в, ф) к труду, ме(д, т)кий выстрел, серебряная ло(ж, ш)ка, гордый ястре(б, п), яркая надпи(з, с)ь, цветущая ли(б, п)ка, глубокий поре(з, с), серьёзный Вячесла(в, ф), звёздный ча(с, з), жёлтый кру(г, к).

infourok.ru

«Дифференцированные задания по русскому языку «непроизносимые согласные» (3 класс)»

Дифференцированные задания по русскому языку 3 класс «Непроизносимые согласные» Курбанова Айгуль Фирдависовна учитель начальных классов МБОУ "СШ№8" г. Нижневартовска

русский язык 3 класс 1 уровень 1. Составь словосочетания по образцу. Образец: (радость) день – радостный день. (Область) город – (Счастье) встреча – (Гигант) завод – (Честь) поступок – (Прелесть) картина – (Ярость) ветер – (Капуста) котлеты – (Ненастье) погода – русский язык 3 класс 1 уровень 2. Измени словосочетания по образцу. Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар. Площадка на лестнице – Житель данной местности – День праздника – Человек, который получил известность – русский язык 3 класс 1 уровень 3. Напиши слова, которые отвечают на вопрос какой? Образец: запаслив – (какой?) запасливый. Вкусен – (какой?) – Чудесен – (какой?) – Опасен – (какой?) – Прекрасен – (какой?) – Интересен – (какой?) – Вынослив – (какой?) – русский язык 3 класс 1 уровень 4. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы. Поз_ней ос_н_ю бывает так чудес_но и прекрас_но! После н_ч_ного д_ждя с трудом начинает р_деть н_ч_ная мгла. Радос_но на небе обозначится со_нце. Везде падают с д_рев_ев гиган_ские капли, будто каждое дер_во умывается. (По М. Пришвину.) русский язык 3 класс 1 уровень 5. Найди слова с непроизносимыми согласными. Весть, известность известный. Поздний, поздно, опоздать. Тростник, тростинка. Праздник, праздничный, празден, праздновать. Уста (губы), устно, устный. Честно, честь, честный. Спиши слова в таком порядке: сначала слова, в котором все согласные звуки произносятся (проверочное слово), потом однокоренные слова с непроизносимыми согласными. Выдели корень.

русский язык 3 класс 2 уровень 1. Прочитай. Озаглавь текст. В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть. Спиши, заменяя выделенные слова близкими по смыслу словами (синонимами). Докажи, правильно ли написаны слова с непроизносимыми согласными. Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется. русский язык 3 класс 2 уровень 2. Прочитай пословицы. 1) Сер..це матери лучше со..нца греет. 2) Чес..ный нечес..ному не товарищ. 3) Тайна, извес..ная троим, уже не тайна. 4) Рукам работа – душе праз..ник. 5) Поз..но встанешь – мало сделаешь. 6) Человек трудолюбивый – самый счас..ливый. 7) Беда завис..ника в его зависти. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова. русский язык 3 класс 2 уровень 3. Замени прилагательные в данных сочетаниях словами противоположного значения. Образец. Весёлая песня. – Грустная песня. Весёлая песня. Печальная весть. Знакомая местность. Маленький завод. Несчастный человек. Письменный ответ. Незнакомый писатель. Спиши. Выдели корень в словах с непроизносимыми согласными. русский язык 3 класс 2 уровень 4. К каждому прилагательному подбери из правого столбика прилагательное с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы. Плохая погода извес(?)ноеПечальное событие безопас(?)ноеРискованное дело прекрас(?)наяСухая осень ненас(?)наяТуманное утро гиган(?)скийНезнакомое слово яс(?)ноеМаленький водопад радос(?)ное русский язык 3 класс 2 уровень 5. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Необыкновенный учитель. Лев Николаевич Толстой всем сер..цем любил детей. Ребятишки из окрес..ных деревень ходили к нему в школу. Он учил крестьянских детей грамоте. Извес..ный писатель писал для детей учебные книги. Для азбуки он написал много интере..ных рассказов, басен и сказок. Дети всей России учились читать по его книгам. (По Л. Воронковой.)

русский язык 3 класс 3 уровень 1. Из слов каждой строчки составь предложения. Запиши, вставляя пропущенные буквы. 1) Стоят, дни, ненас..ные. 2) Тучи, со..нце, закрывают, тяжёлые. 3) С, морозит, утра, поз..него, до, вечера, дождь. 4) Деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья. 5) Стало, в, грус..но, лесу. Укажи части речи. русский язык 3 класс 3 уровень 2. Спиши слова в два столбика: в первом пиши слова, в которых все согласные произносятся, во втором – слова с непроизносимыми согласными. Мес(?)ный, вес(?)на, яс(?)ный, капус(?)ный, чудес(?)ный, скорос(?)ной, влас(?)ный, запас(?)ной, чес(?)ный, повис(?)нуть, лес(?)ница, трос(?)ник, вкус(?)ный. русский язык 3 класс 3 уровень 3. Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимыми согласными. Здешний житель – …, пасмурный день – …, печальная картина – …, правдивый ответ – …, героический поступок – …, красивый пейзаж – … . русский язык 3 класс 3 уровень 4. Измени словосочетания по образцу. Образец. Сахар из тростника – тростниковый сахар. 1) Площадка на лестнице – … . 2) Житель данной местности – … . 3) День праздника – … . 4) Человек, который получил известность – … . Подчеркни непроизносимые согласные в однокоренных словах. русский язык 3 класс 3 уровень 5. Прочитай слова. Скоростной, зерно, зима, лестница, серёжки, грустные, глазки, рожки, властный, сердце, труд, светило, золотистый, капустный, берёзки, гигантский, звезда, речной, ветвистый, весёлый, устный, сосновый. Раздели данные слова на три группы. Подчеркни орфограммы. русский язык 3 класс 3 уровень 1. Из слов каждой строчки составь предложения. Запиши, вставляя пропущенные буквы. 1) Стоят, дни, ненас..ные. 2) Тучи, со..нце, закрывают, тяжёлые. 3) С, морозит, утра, поз..него, до, вечера, дождь. 4) Деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья. 5) Стало, в, грус..но, лесу. Укажи части речи.

schoolfiles.net

Дифференцированные задания по русскому языку 'непроизносимые согласные' (3 класс)

МБОУ "СШ№8" г. Нижневартовска

botana.cc

русский язык 3 класс 1 уровень

1. Составь словосочетания по образцу.

Образец: (радость) день - радостный день.

(Область) город -

(Счастье) встреча -

(Гигант) завод -

(Честь) поступок -

(Прелесть) картина -

(Ярость) ветер -

(Капуста) котлеты -

(Ненастье) погода -

русский язык 3 класс 1 уровень

2. Измени словосочетания по образцу.

Образец: сахар из тростника - тростниковый сахар.

Площадка на лестнице -

Житель данной местности -

День праздника -

Человек, который получил известность -

русский язык 3 класс 1 уровень

3. Напиши слова, которые отвечают на вопрос какой?

Образец: запаслив - (какой?) запасливый.

Вкусен - (какой?) -

Чудесен - (какой?) -

Опасен - (какой?) -

Прекрасен - (какой?) -

Интересен - (какой?) -

Вынослив - (какой?) -

русский язык 3 класс 1 уровень

4. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы.

Поз_ней ос_н_ю бывает так чудес_но и прекрас_но! После н_ч_ного д_ждя с трудом начинает р_деть н_ч_ная мгла. Радос_но на небе обозначится со_нце. Везде падают с д_рев_ев гиган_ские капли, будто каждое дер_во умывается.

(По М. Пришвину.)

русский язык 3 класс 1 уровень

5. Найди слова с непроизносимыми согласными.

Весть, известность известный.

Поздний, поздно, опоздать.

Тростник, тростинка.

Праздник, праздничный, празден, праздновать.

Уста (губы), устно, устный.

Честно, честь, честный.

Спиши слова в таком порядке: сначала слова, в котором все согласные звуки произносятся (проверочное слово), потом однокоренные слова с непроизносимыми согласными. Выдели корень.

русский язык 3 класс 2 уровень

1. Прочитай. Озаглавь текст.

В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.

Спиши, заменяя выделенные слова близкими по смыслу словами (синонимами). Докажи, правильно ли написаны слова с непроизносимыми согласными.

Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.

русский язык 3 класс 2 уровень

2. Прочитай пословицы.

1) Сер..це матери лучше со..нца греет.

2) Чес..ный нечес..ному не товарищ.

3) Тайна, извес..ная троим, уже не тайна.

4) Рукам работа - душе праз..ник.

5) Поз..но встанешь - мало сделаешь.

6) Человек трудолюбивый - самый счас..ливый.

7) Беда завис..ника в его зависти.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова.

русский язык 3 класс 2 уровень

3. Замени прилагательные в данных сочетаниях словами противоположного значения.

Образец. Весёлая песня. - Грустная песня.

Весёлая песня. Печальная весть. Знакомая местность. Маленький завод. Несчастный человек. Письменный ответ. Незнакомый писатель.

Спиши. Выдели корень в словах с непроизносимыми согласными.

русский язык 3 класс 2 уровень

4. К каждому прилагательному подбери из правого столбика прилагательное с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.

Плохая погода извес(?)ное

Печальное событие безопас(?)ное

Рискованное дело прекрас(?)ная

Сухая осень ненас(?)ная

Туманное утро гиган(?)ский

Незнакомое слово яс(?)ное

Маленький водопад радос(?)ное

русский язык 3 класс 2 уровень

5. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Необыкновенный учитель.

Лев Николаевич Толстой всем сер..цем любил детей. Ребятишки из окрес..ных деревень ходили к нему в школу. Он учил крестьянских детей грамоте.

Извес..ный писатель писал для детей учебные книги. Для азбуки он написал много интере..ных рассказов, басен и сказок. Дети всей России учились читать по его книгам.

(По Л. Воронковой.)

русский язык 3 класс 3 уровень

1. Из слов каждой строчки составь предложения. Запиши, вставляя пропущенные буквы.

1) Стоят, дни, ненас..ные.

2) Тучи, со..нце, закрывают, тяжёлые.

3) С, морозит, утра, поз..него, до, вечера, дождь.

4) Деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья.

5) Стало, в, грус..но, лесу.

Укажи части речи.

русский язык 3 класс 3 уровень

2. Спиши слова в два столбика: в первом пиши слова, в которых все согласные произносятся, во втором - слова с непроизносимыми согласными.

Мес(?)ный, вес(?)на, яс(?)ный, капус(?)ный, чудес(?)ный, скорос(?)ной, влас(?)ный, запас(?)ной, чес(?)ный, повис(?)нуть, лес(?)ница, трос(?)ник, вкус(?)ный.

русский язык 3 класс 3 уровень

3. Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению

с непроизносимыми согласными.

Здешний житель - …, пасмурный день - …, печальная картина - …, правдивый ответ - …, героический поступок - …, красивый пейзаж - … .

русский язык 3 класс 3 уровень

4. Измени словосочетания по образцу.

Образец. Сахар из тростника - тростниковый сахар.

1) Площадка на лестнице - … .

2) Житель данной местности - … .

3) День праздника - … .

4) Человек, который получил известность - … .

Подчеркни непроизносимые согласные в однокоренных словах.

русский язык 3 класс 3 уровень

5. Прочитай слова.

Скоростной, зерно, зима, лестница, серёжки, грустные, глазки, рожки, властный, сердце, труд, светило, золотистый, капустный, берёзки, гигантский, звезда, речной, ветвистый, весёлый, устный, сосновый.

Раздели данные слова на три группы. Подчеркни орфограммы.

русский язык 3 класс 3 уровень

1. Из слов каждой строчки составь предложения. Запиши, вставляя пропущенные буквы.

1) Стоят, дни, ненас..ные.

2) Тучи, со..нце, закрывают, тяжёлые.

3) С, морозит, утра, поз..него, до, вечера, дождь.

4) Деревьев, с, ветер, срывает, ярос..но, листья.

5) Стало, в, грус..но, лесу.

Укажи части речи.

Урок для 3 класса "Непроизносимые согласные в корне слова".

Учитель: Липихина Т.П.

Класс: 3

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.

Цель урока: создать условия для формирования у школьников представления о правописании непроизносимых согласных в корне слова.

Задачи:

  • учить отличать слова с непроизносимым согласным в корне от слов с другими орфограммами;

  • учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова;

  • познакомить со способом проверки написания слов с непроизносимыми согласными;

  • развивать речь учащихся;

  • совершенствовать операции анализа и синтеза, обобщения и классификации;

  • развивать навыки адекватной самооценки;

  • осуществлять орфографический самоконтроль;

  • учить обобщать свои знания, сводить их в единый алгоритм, повысить психологическую комфортность урока;

  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

  • развивать умение работать в парах, в группе.

Метапредметные результаты:

 

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу;

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

 

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осознают ценности своего языка.

отбор и структурирование необходимой информации: постановка и решение проблемы

 

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном  диалоге.

Этап урока

Ход урока

1

Организационный момент.

- Ребята, сегодня урок будет особенный. К нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!

2

Мотивация на учебную деятельность.

- Прежде чем нам перейти к теме урока, я прошу вас озвучить выражение, которое символизирует эта картинка Слайд 2 (Намотать на ус).

-Что оно означает? (Запоминать, принимать к сведению, обычно предполагая, что это может понадобиться, пригодиться, учитывать на будущее.)

- Почему на уроке вспомнили это выражение?

- Я желаю вам, чтобы вся информация и знания, полученные на уроке, остались в ваших умных головках навсегда.

- Как пройдет сегодняшний урок? (Ооооо-тлично!)

3

Актуализация опорных знаний.

- Открывайте тетради, записывайте число, классная работа.

- Предлагаю отгадать 2 загадки. Слайд 3

1) День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.(сердце)

- Как записать это слово? Все согласны?

2)Когда я сосульку ел,

Было очень вкусно.

А когда я заболел

Стало очень …(грустно)

- Как записать это слово? Все согласны?

4

Формулирование темы урока и постановка цели урока.

-Сколько мнений в нашем классе? (два) Какие?

-Могут быть оба мнения верными?

- А почему получились разные мнения? Как вы думаете?

- Кто считает, что писать согласную не нужно? Почему? Произнесите (не слышим при произношении).

-Как нам решить эту проблему?

-Назовите главную часть слова? (корень)

-Что мы знаем о правописании корней? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

-Подберите однокоренные слова к слову сердце? (сердечко)

-Что заметили? (звук [д] есть в слове)

-Какой корень в словах сердечко и сердечный? (серд)

-Значит в слове сердце какой корень? (серд)

- Сделайте вывод? (в слове сердце нужно писать букву д)

- Придумайте однокоренное слово к слову грустно? Произносим? Проверяем? (Грусть, грустить)

-Сделайте вывод? (в слове сердце нужно писать букву т)

Иногда согласные играют с нами в прятки, Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

- Как бы вы назвали эти согласные? (неслышимые, скрытые)

- Раз эти звуки не произносятся, то, как они называются – непроизносимые.

-Какая тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова) Слайд 4

-Какую цель вы перед собой поставите? (научиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными)

-Приступим к реализации поставленной цели.

5

Усвоение новых знаний.

- Перед вами два слова (свистнуть и безжалостный). Слайд 5

-Необходимо проверить их написание и записать в тетрадь по образцу. Один ученик работает у доски.

Физкультминутка

Сегодня 1 декабря – 1 день зимы. Поэтому физкультминутка на соответствующую тему.

Музыкальная.

-Работа в группах (капустный, звездный, солнце, местный, хлестнуть, чувство, вкусный).

  1. Прочитайте слова

капустакапустныйкапустница

2. Однокоренные ли слова? Докажите.3. Выделите в них корень. 4. В каких словах есть согласный звук, который не произносится?5. Подчеркните букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук. 6. Подготовьте отчёт.

- Отчеты групп

-Какие согласные могут быть непроизносимыми? (дтвл) Слайд 6

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (когда есть сочетание трёх или четырёх согласных звуков) стн, здн, рдц, лнц, вств

-Что особенного в словах чувство и вкусный?

- Какие еще словарные слова с непроизносимыми согласными есть в нашем словаре? (здравствуйте, лестница)

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

-Как проверить непроизносимые согласные в корне слова? (подбираем однокоренное слово)

(работа в парах)

-Найдите пары однокоренных слов и ответьте, какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным:

Поз.ний - звезда

Мес.ный – опоздать

Чес.ный – ненастье

Звёз.ный – место

Ненас.ный –честен

- Записываем в столбик парами, выделяем корень, подчёркиваем орфограмму.

Поздний - опоздать

Местный – место

Честный – честен

Звёздный – звезда

Ненастный - ненастье

-Обменялись тетрадями взаимопроверка по образцу на доске.

- Посмотрите внимательно на проверочные слова. Любое однокоренное слово может быть проверочным? (нет)

-Кто поможет сформулировать правило? Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова….

- Как удостовериться, что правило сформулировано верно? Поверим свои выводы учебник стр. 118 (читаем правило)

9.

Рефлексия. Итог урока.

Подошёл к концу урок

Прозвенит сейчас …(звонок) Слайд 7

Давайте подведем итог. Начинайте свою фразу с буквы слова «звонок».

З…

В…

О…

Н…

О…

К…

- Как прошел урок? (Ооооо-тлично!)

Спасибо за урок!

Приложение 1

Поз..ний – звезда.

Мес..ный – опоздать.

Чес..ный – ненастье.

Звёз..ный – место.

Ненас..ный – честен.

Поз..ний – звезда.

Мес..ный – опоздать.

Чес..ный – ненастье.

Звёз..ный – место.

Ненас..ный – честен.

Поз..ний – звезда.

Мес..ный – опоздать.

Чес..ный – ненастье.

Звёз..ный – место.

Ненас..ный – честен.

Поз..ний – звезда.

Мес..ный – опоздать.

Чес..ный – ненастье.

Звёз..ный – место.

Ненас..ный – честен.

Поз..ний – звезда.

Мес..ный – опоздать.

Чес..ный – ненастье.

Звёз..ный – место.

Ненас..ный – честен.

Поз..ний – звезда.

Мес..ный – опоздать.

Чес..ный – ненастье.

Звёз..ный – место.

Ненас..ный – честен.

Поз..ний – звезда.

Мес..ный – опоздать.

Чес..ный – ненастье.

Звёз..ный – место.

Ненас..ный – честен.

Поз..ний – звезда.

Мес..ный – опоздать.

Чес..ный – ненастье.

Звёз..ный – место.

Ненас..ный – честен.

Поз..ний – звезда.

Мес..ный – опоздать.

Чес..ный – ненастье.

Звёз..ный – место.

Ненас..ный – честен.

Поз..ний – звезда.

Мес..ный – опоздать.

Чес..ный – ненастье.

Звёз..ный – место.

Ненас..ный – честен.

Приложение 2

Задание:

  1. Прочитайте слова

2. Однокоренные ли слова? Докажите.3. Выделите в них корень. 4. В каких словах есть согласный звук, который не произносится?5. Подчеркните букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук. 6. Подготовьте отчёт.

Задание:

1.Прочитайте слова

2. Однокоренные ли слова? Докажите.3. Выделите в них корень. 4. В каких словах есть согласный звук, который не произносится?5. Подчеркните букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук. 6. Подготовьте отчёт.

Задание:

1.Прочитайте слова

2. Однокоренные ли слова? Докажите.3. Выделите в них корень. 4. В каких словах есть согласный звук, который не произносится?5. Подчеркните букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук. 6. Подготовьте отчёт.

Задание:

1.Прочитайте слова

2. Однокоренные ли слова? Докажите.3. Выделите в них корень. 4. В каких словах есть согласный звук, который не произносится?5. Подчеркните букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук. 6. Подготовьте отчёт.

Задание:

1.Прочитайте слова

2. Однокоренные ли слова? Докажите.3. Выделите в них корень. 4. В каких словах есть согласный звук, который не произносится?5. Подчеркните букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук. 6. Подготовьте отчёт.

Задание:

1.Прочитайте слова

2. Однокоренные ли слова? Докажите.3. Выделите в них корень. 4. В каких словах есть согласный звук, который не произносится?5. Подчеркните букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук. 6. Подготовьте отчёт.

Отчёт по заданию.

1. Мы прочитали слова.

2. Это – _______________________ слова, потому что у них _________________________________.

3. В слове____________________________________ есть согласный звук, который не произносится.

4. Слова __________________________________ могут быть проверочными для слова____________ .

Отчёт по заданию.

1. Мы прочитали слова.

2. Это – _______________________ слова, потому что у них _________________________________.

3. В слове____________________________________ есть согласный звук, который не произносится.

4. Слова __________________________________ могут быть проверочными для слова____________ .

Отчёт по заданию.

1. Мы прочитали слова.

2. Это – _______________________ слова, потому что у них _________________________________.

3. В слове____________________________________ есть согласный звук, который не произносится.

4. Слова __________________________________ могут быть проверочными для слова____________ .

Отчёт по заданию.

1. Мы прочитали слова.

2. Это – _______________________ слова, потому что у них _________________________________.

3. В слове____________________________________ есть согласный звук, который не произносится.

4. Слова __________________________________ могут быть проверочными для слова____________ .

Отчёт по заданию.

1. Мы прочитали слова.

2. Это – _______________________ слова, потому что у них _________________________________.

3. В слове____________________________________ есть согласный звук, который не произносится.

4. Слова __________________________________ могут быть проверочными для слова____________ .

Отчёт по заданию.

1. Мы прочитали слова.

2. Это – _______________________ слова, потому что у них _________________________________.

3. В слове____________________________________ есть согласный звук, который не произносится.

4. Слова __________________________________ могут быть проверочными для слова____________ .

Отчёт по заданию.

1. Мы прочитали слова.

2. Это – _______________________ слова, потому что у них _________________________________.

3. В слове____________________________________ есть согласный звук, который не произносится.

4. Слова __________________________________ могут быть проверочными для слова____________ .

Отчёт по заданию.

1. Мы прочитали слова.

2. Это – _______________________ слова, потому что у них _________________________________.

3. В слове____________________________________ есть согласный звук, который не произносится.

4. Слова __________________________________ могут быть проверочными для слова____________ .

капуста

капустный

капустница

звезда

звёздочка

звёздный

солнце

солнечный

солнышко

место

местный

местечко

хлестать

хлестнуть

хлёсткий

чувство

чувствовать

предчувствие

вкусный

вкусовой

вкус

infourok.ru

Диктанты на непроизносимые согласные 3-4 класс

Диктанты на непроизносимые согласные

В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся. Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась. Например: звёздный - звезда, местный - место, здравствуй - здравие, солнце - солнышко. Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

Некоторые слова проверить нельзя. ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница.

Тексты для диктантов и списывания на непроизносимые согласные

Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было гигантского роста. Голова чудесного цветка напоминала солнце. Растение всегда поворачивалось к свету солнца. По дивному цветку узнавали время. Цветок назвали подсолнечником. По имени яркого солнца. (36)

В джунглях живёт лягушка кокой. Так зовут её местные жители. А ужасным листолазом её называют учёные. Это прелестное маленькое существо золотистого цвета. Малютка умещается в чайной ложке. Но её яд в тридцать раз сильнее яда кобры. Это самый сильный из известных животных ядов. (43)

Двенадцатого апреля мы празднуем день космонавтики. В этот день человек впервые оторвался от Земли и вышел в звёздный простор. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Доблестный сын русского народа. В этот день человечество сделало гигантский шаг в своём развитии. Оно вступило на лестницу, ведущую к звёздам. (46)

Сок сахарного тростника был известен в Индии пять тысяч лет назад. Этот сладкий сок напоминал вкусный пчелиный мёд. Потом сахарный тростник стали выращивать на Кубе и на Гаити. Это гигантский злак до шести метров высотой. Срубают стебель одним ударом с помощью тяжёлого тесака. Чтобы не вытек сладкий сок, стебли тростника измельчают. Они служат прекрасным топливом для сахарных фабрик. (58)

Стоит прекрасный зимний денёк. Солнце освещает всю окрестность. Радостные солнечные зайчики скачут по стволам деревьев. На берёзу опустилась стайка прелестных птичек. Это синички. Их много живёт в нашей местности. У синичек праздничный наряд. На головке чудесная шапочка. Спина, крылья и хвост - жёлтые. Одна из синичек радостно свистнула. Какое счастье! Она увидела на ветке соседнего дерева вкусное сало. Его привязал лесник. (60)

Парусник шёл на всех парусах. Солнце сияло, и ничто не предвещало бурю. Однако капитан парусника заметил тёмное пятно на горизонте. Это - предвестник ненастья. Опасно встречать бурю с поднятыми парусами. Порывы ветра сломают мачты, как тростник. Капитан знал это и приказал убрать паруса. Яростный порыв ветра ударил по паруснику. Началась буря. Но ненастная погода не могла серьезно повредить корабль. Матросы успели подготовиться к шторму. (63)

Солнце светит редко. Не жужжат мохнатые шмели. Не слышны радостные песни птиц. Стоят ненастные осенние дни. Грустно в эту пору в лесу. Увядает трава. Поникают прекрасные цветы. Опадают листья. Но не всё замирает в это время. Осенью поспевает брусника. В мягкой зелени краснеют поздние ягоды. Слышны радостные взрослые и детские голоса. Найден прекрасный брусничник! Счастливые люди с радостным чувством несут домой полные корзины этой чудесной ягоды. (65)

Мы с Аллой и Эммой гуляем по окрестностям. Сегодня самый чудесный праздник поздней осени. Выпал первый снег. Всех охватило радостное чувство. Безобразные от грязи поля вдруг стали прекрасными. Они блестят на солнце, как алмазные. Группы деревьев под снегом могут показаться парусными судами. Грустная, пресная местность стала интересной. Но в тесных колхозных ангарах идёт работа. Там аккуратно чинят железных коней для весеннего сева. Опасно оставлять технику без серьёзного ремонта. (68)

Поздней осенью часто стоит ненастная погода. Грустно гулять в такую пору. Сегодня небо счастливо прояснилось. Мы с Анной, Эммой и Геннадием радостные бродим по аллеям чудесного парка. Поднимаемся по железной лестнице в прелестную беседку. Здесь тесно вчетвером. Мы согласны были гулять до вечера. Но напрасно. Яростный ветер пригнал безобразные тучи. Тяжело стало на сердце. Так нечестно! Мы безрадостно побрели по шоссе к дому. Поиграем там в настольный теннис. (68)

Наступила суббота. К сожалению, этот зимний день был ненастным. К вечеру яростный ветер утих. Небо стало ясным. Солнце на закате казалось красным. Мы вкусно поужинали и вышли на вечернюю прогулку. Наш путь лежал по шоссе, затем по аллее. Над головой раскинулось звёздное небо. Мы любовались алмазным блеском небесных сокровищ. Моё сердце радостно забилось при виде этого чудесного зрелища. Мне известно несколько созвездий. Интересно слушать рассказы о новых. Нам грустно идти домой. Но уже поздний вечер. (71)

Новый год - чудесный праздник. Пусть даже за окном ненастная погода. Пусть яростный ветер властно гонит группы гигантских туч по небесному своду. Погода безобразничает напрасно. Нас наполняют радостные чувства. Мы счастливы. Чуть-чуть грустно провожать старый год. Но в новом году нас ждёт столько прекрасного. За вкусным ужином мы сидим до позднего вечера. Тесно у нас за столом. Сколько здесь добрых, честных людей! На столе лежат телеграммы от друзей. Жёлтые, красные, зелёные огоньки украшают ёлку. Здравствуй, Новый год! (77)

Ночью была ужасная ненастная погода. По небесному своду неслись гигантские тучи с безобразными клочьями. Яростный ветер опасно качал вековые деревья. Но напрасно. Они доблестно выстояли. Утром всё счастливо закончилось. Окрестности покрылись прекрасным снежным покрывалом. Солнце появилось над полями. Они чудесно засверкали алмазным блеском. К вечеру небо прояснилось. Раскинулся звёздный купол. Как на небе тесно от звёзд! Кажется, что их миллион. Но видно всего несколько тысяч. Они составляют группы. Интересно находить известные созвездия и читать рассказы о них. (77)

Вот и наступила поздняя осень. Солнце поднимается всё ниже. Лес без листвы выглядит грустным.. Как чудесно было гулять здесь ранней осенью! Каким прекрасным был тогда осенний лес! Юннаты из нашего класса собрали интересную коллекцию листьев. Теперь вся местность кажется посеревшей. Небесный свод затянули тучи. Редко можно увидеть синеву или звёздное небо. Часто стоит ненастная погода. Это праздник дождя и грязи. Порой яростный ветер опасно качает деревья. Тяжело на сердце в эту безрадостную пору. (73)

Начался листопад. На аллеях группы людей сгребают гигантские охапки пожелтевшей и покрасневшей листвы. Часто случаются ночные заморозки - первые вестники близкой зимы. Наша местность кажется грустной поздней осенью. В окрестностях нашего дома чудесные краски ранней осени сменились пресным серым цветом. На сердце появилось чувство тоски. Но в начале ноября у нас был праздник. В наш областной центр приехал известный певец из Москвы со своей группой. Мы были счастливы попасть в субботу на его концерт. (73)

Позади счастливое и радостное лето. Прошла чудесная золотая осень. Стоят ненастные дни поздней осени. На полях и в лесу, на тропках и аллеях ужасная грязь. Жёлтые и красные листья уже потемнели. Они лежат на земле безобразной скользкой массой. Ночью редко видно прекрасное звёздное небо. Небесный свод скрывают пресные серые тучи. Здравствуй, утреннее солнышко! Но напрасно низкое солнце хочет удержать тёплую погоду. Близко зима. Ударит русский мороз. Снег сделает всё чище и аккуратней. Мы сможем играть в хоккей. (77)

Наступила поздняя осень. Солнце светит редко. Ранним утром густой туман окутал окрестность. Весь день стоит ненастная погода. Яростный ветер гонит над землёй тучи. Грустный стоит лес. Вот хрустнула ветка. Кто здесь? Это выбежал на полянку красавец лось. Мы затаились. Животное почуяло опасность и убежало. В нашей местности лоси - редкие гости. Мы отдохнули у гигантского дуба и пошли домой. Даже осенняя ненастная погода не испортила нам прекрасного настроения. Чудесно погулять в лесу, подышать свежим лесным воздухом. (75)

На колхозных грядках осталось много вкусных капустных кочанов. Несколько зайцев радостно прибежали из близкого леска. У них сегодня праздник. Они счастливы. Поздней осенью трудно найти пищу. В частных огородах сейчас пусто. Лес без листьев стоит грустный. Не жужжат мошки, не ползут в травке букашки. Только миллионы листьев безобразной скользкой массой покрывают почву. Солнце низко поднимается над землёй. Его лучи плохо согревают нашу местность. Скоро зимние холода властно вступят в свои права. Ночные заморозки - их ранние вестники. (76)

Поздней осенью мы приехали в наш областной центр. Здесь есть древний кремль. Это широко известный памятник старины. У громоздкой крепостной стены летом рос низкий тростник. Мы поднимаемся по длинной железной лестнице. Отсюда хорошо видны окрестности. Какой прекрасный вид! Вон группа прелестных сосенок у шоссе. А там виднеется чудесная аллея из гигантских дубов. В древности враги яростно атаковали эти стены. Но напрасно. Горожане доблестно защищались. Они отбили много опасных штурмов. Нам интересно изучать историю. (73)

Мой дед разбил прекрасный сад. Аккуратно заботиться о нём - серьёзный труд. Но как радостно видеть прелестные цветы и гулять по чудесным длинным аллеям. Сад деда - лучший в нашей местности. Со всех окрестностей приходят люди взглянуть на него. Даже из областного центра приезжал известный профессор. Я люблю слушать интересные рассказы деда о растениях. В ненастные дни дед ужасно переживает. Мы все ему сочувствуем. Но напрасно дожди и яростные ветры атакуют сад. Потом появится солнце и властно разгонит безобразных врагов. (78)

В окрестностях нашего села около пастбища растёт группа прелестных ёлочек. Они стоят на большой поляне, на территории чудесного соснового леса. Осень не властна над ёлочками. Ранняя осень золотит и делает красными лиственные деревья. Поздняя осень сбрасывает прекрасные цветные рубашки на землю. Стоит ненастная погода. Но напрасно ветер яростно нападает на ёлочки. Они остаются зелёными. Так радостно среди пресной осенней серости увидеть их зелень. Интересны они и под снегом. Пусть ёлочки счастливо растут и станут гигантскими елями. (76)

Низкое зимнее солнце было чуть-чуть красноватым. Чудесная снежная скатерть на полях сверкала миллионами алмазных отблесков. Она походила на звёздный небесный свод. Гигантские тучи казались железными. Они складывались в картинки - прелестные и безобразные. Тучи властно заполонили зимний небосвод. Полетели вниз чудесные снежинки, похожие на прекрасные звёздочки. Наступила ненастная погода. Яростный ветер налетал на гигантские деревья. Но они доблестно выдерживали его атаки. Грустные деревья чувствуют ужасную тоску по весеннему теплу. (69)

Я читаю книгу известного профессора астрономии. Она рассказывает о звёздном небе массу интересного. Звёзды на небесном своде разделены на группы - созвездия. Чудесные истории сложены о них. Истории полны приключений - радостных и счастливых, грустных и опасных, веселых и серьезных. В древности их рассказывали устно. Позднее они были записаны. Звёзды отделены от нас миллионами километров. Они весят миллионы тонн. Со временем доблестные земляне в космических аппаратах долетят до них. (67)

Вокруг Солнца кружатся планеты. Есть среди них и гигантские. Это Юпитер, Сатурн, Уран. Марс, Венера, Меркурий, Плутон поменьше. Эти чудесные планеты нам известны. Мы их видим на звёздном небе как прелестные маленькие звёздочки. Очень маленькие планеты называют астероидами. Они располагаются в основном в окрестностях Юпитера и Марса. Но появляются у нас в солнечной системе и прекрасные звёздные странники. Это кометы. При приближении к Солнцу у них появляется ужасный хвост. И мы видим хвостатую звезду. В старину кометы считались вестниками несчастий. (80)

Часы на лестнице гулко пробили двенадцать раз. В этот поздний час я вышел из дому полюбоваться звёздным небом. Оно было прекрасно! Весь небесный свод сверкал тысячами огоньков. Он походил на алмазные россыпи. Над крышей дома плавал лунный серп. Ясный свет луны освещал окрестности. Вся местность была видна, как на ладони. При виде этой чудесной картины сердце моё радостно забилось. Меня охватило чувство вечного праздника. Словно не было вокруг никаких опасностей, ничего безобразного. Тесные улицы нашего города казались мне просторными, дома - гигантскими. Долой пресную серьёзную жизнь! Радостный и счастливый, я долго бродил по пустым улицам. (94)

Солнце взошло над тесными улицами нашего городка. Наступил праздничный день. Весь город ждал этого праздника. Вчерашний день был ненастным. Но сегодня у природы явно тоже праздничное настроение. Небесный свод ясный и безоблачный. Сегодня можно встать поздно. Радостные и счастливые горожане выходят на улицы только к полудню. Как все любезны вокруг! Мелькают красные, синие, зелёные воздушные шары. Сегодня всех ждёт вкусный обед. Потом интересный концерт и народное гуляние. Самые известные люди нашего города собрались на лестнице перед ратушей. По улицам гарцуют наездники из доблестной королевской гвардии. Здравствуй, прекрасный праздник! Какой чудесный день сегодня! (92)

Поздним праздничным вечером в тесной комнатке сидел старый профессор. Это был честный и серьёзный человек. Немного властный, но добрый и любезный. Он изучал звёздное небо, рассчитывал движение небесных тел. Он был известным астрономом. Сегодня профессор сидел грустный. Ни праздничный салют, ни вкусный обед, ни интересный концерт не развеселили его. Профессор пытался сделать расчёт движения открытой им кометы. Но напрасно. Чудесная наука математика изменила своему доблестному рыцарю. Листы бумаги на столе исписаны гигантскими формулами. Честное слово, профессор сделал всё, что мог. Ужасно! И тут у старого учёного появилось странное чувство. Сердце профессора радостно забилось. Чудесное озарение! Он рванулся к столу и начал яростно писать» Счастливое выражение не сходило с его лица. Формула была готова. (114)

Мама испекла вкусный капустный пирог. Вся семья радостно собралась вокруг праздничного стола. Бабушка спустилась по лестнице со второго этажа. По какому поводу праздник? Сегодня воскресный день. Чудесный вечер в тесном семейном кругу. На маме красный передник. Папа рассказывает местные новости. Интересно всё знать! А ему известно всё. С самым серьёзным видом папа так забавно шутит, что нам ужасно смешно. Наш папа тракторист. Он ездит на железном колхозном коне. Он хорошо знает все окрестности и часто водит нас гулять. После ужина мама предлагает поиграть в лото. Мы все согласны. Целый час мы играем в эту прекрасную игру. Каждый играет честно. Но уже становится поздно. Пора спать. (106)

Вчера был ненастный день. Но сегодня с самого утра небо ясное. Ласково пригревает летнее солнце. Чудесный денёк! Мы решаем залезть на гору и посмотреть местную старинную крепость. Это очень интересно! Поздним утром мы вышли из дому и зашагали по широкой тропинке по направлению к крепости. Она стоит на вершине небольшой горы и видна издалека. Возникает такое чувство, что идти до неё недолго. Но нам потребовался целый час. Вот и крепостные стены. Прекрасный вид открывается сверху! Все окрестности как на ладони. Напрасно мы не взяли видеокамеру. Залезаем на стену. Мы, доблестные защитники крепости, отражаем атаки грозного врага. Положение серьёзное и опасное. Сквозь узкие, тесные бойницы мы стреляем из арбалетов. Яростный штурм окончен. Враг бежит. (113)

Поздним воскресным утром я шагал по просёлочной дороге и пытался насвистеть один прелестный мотивчик. Но напрасно. Сегодня чудесная царица Музыка отвергала меня своей властной рукой. Свистнув последний раз, я умолк и производил звуков не больше, чем бессловесный камень. Я принялся созерцать окрестности. Местность была довольно холмистая. Вдалеке виднелись крепостные стены и красная крыша замка. Там жили когда-то доблестные рыцари и вели интересную и опасную жизнь, полную яростных битв. Теперь в замке живут их честные и серьёзные потомки. Они ходят по тесным коридорам, карабкаются по узким винтовым лестницам. Они едят вкусные обеды в парадном зале, где на стенах ещё висят железные доспехи. Та далёкая эпоха кажется этим людям ужасной и безобразной, а собственная пресная жизнь - прекрасной. (115)

Поздним утром прекрасная принцесса гуляла по берегу реки и любовалась парусными лодками. Погода была чудесной. Лёгкие облачка бежали по небесной лазури. Юный паж любезно беседовал с принцессой. На лестнице собралась группа прелестных фрейлин, Вдруг раздался ужасный плеск. Из тростника вылезло безобразное чудовище. У него гигантское зелёное тело и красные лапы с алмазными когтями. Уши чудовища похожи на капустные листы. Оно взглянуло на принцессу яростным взглядом и облизнулось. Страшилище предвидело вкусный завтрак. Чувствительная принцесса упала в обморок. Тут в воротах появился молодой наездник. Это доблестный капитан королевской гвардии. Он громко свистнул и метнул в чудовище копьё. Враг был серьёзно ранен. Он атаковал храброго бойца, но напрасно. Скоро чудовище было повержено. Берег огласился радостными криками. В королевстве объявили большой праздник. (118)

www.7gy.ru


Смотрите также