Игровое тренинговое занятие для старшеклассников "Поучимся общаться". Упражнение воздушный шар


Упражнение для тренинга коммуникативных навыков "Воздушный шар"

Упражнение

Типы упражнения: Основное упражнение,

Основные - это упражнения, в которых непосредственно тренируются те навыки и умения, за которыми участники пришли на тренинг. Это главные упражнения на тренинге. Они обычно построены так, чтобы каждый участник тренинга смог потренироваться. Подробнее о типах упражнений можно почитать здесь.

Упражнение-вызов

Вызовы - сильные и запоминающиеся упражнения, цель которых привлечь внимание группы к определенным темам тренинга, привести группу к важным осознаниям. Они часто достаточно сложные, вызывают активный интерес группы, повышают мотивацию участников. Подробнее о типах упражнений можно прочитать здесь.

Темы тренингов:
  • Лидерство, уверенность, риторика
  • Управление, Менеджмент
  • Командообразование, тимбилдинг
  • Тренинги для детей и родителей
  • Личностный рост
  • Коммуникативные тренинги
Цели упражнения:
  • Развитие лидерских качеств у участников тренинга, умения брать на себя ответственность и принимать решения в сложных ситуациях
  • Развитие коммуникативных навыков участников, умения договариваться.
  • Для тренинга руководителей: отработка умения работать в режиме «цивилизованного лидерства», отработка взаимодействия в команде, где все - лидеры, отработка навыка делегирования лидерства.
  • Примечание: в зависимости от тематики проводимого тренинга может быть сделан более сильный акцент на одной или нескольких из этих целей.

Trenerskaya.ru предлагает эксклюзивные тренерские методички лучших игр и упражнений для тренингов, содержащие уникальные рекомендации и тренерские "фишки", позволяющие провести упражнение с максимальным результатом. Методички разработаны тренерами-профессионалами специально для портала Trenerskaya.ru и такого вы не найдете больше нигде!

Масштабное и активно используемое тренерами упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться. На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение. А легенда упражнения «Воздушный шар» такова:

Ведущий просит участников тренинга представить, что они отправляются на воздушном шаре в прекрасное путешествие. И вот они летят над океаном и до ближайшего участка земли  не менее 500 км... И вдруг происходит непредвиденное: на шар нападает орел, кто-то стреляет в орла и в шаре образуется отверстие, через которое выходит газ. Шар начинает снижаться! Все мешки с балластом сброшены в воду, на некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. И шар снова падает с очень большой скоростью.Весь экипаж собрался вместе, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Участникам предоставляется список предметов, которые остались в воздушном шаре и их задача: принять коллективное решение, что и в какой последовательности они будут выбрасываться. А в списке есть и консервы, и аптечка, и канат, и ружье, и даже чья-то любимая собака…

Легенда упражнения действительно захватывает. Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.

Не достаточно знать легенду упражнения, чтобы качественно его провести. Нужно знать, КАК ИМЕННО его проводить.

Например, это упражнение можно провести в двух абсолютно разных вариантах:

  • Как основное упражнение (когда большая часть команд «спаслась»)
  • Как упражнение-вызов (когда большая часть команд «утонула»)

И то, как именно пройдет упражнение, зависит от множества деталей и действий тренера: от того, что именно вы говорите, какие правила задаете, как отвечаете на возможные вопросы группы...

Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц. 

Мы предлагаем вам приобрести максимально подробную методичку проведения данного упражнения, которая включает в  себя:

  1. Детально описанную методику его проведения в двух различных вариантах (и как основное упражнение, и как упражнение-вызов) с вариантами примерной речи тренера, с фото-иллюстрациями, с конкретными вопросами, которые стоит задать на рефлексии, с разбором возможных возражений и сложных ситуаций, которые могут произойти на группе.

  2. Блок теории по лидерству и 3 аудиозаписи (!) проведения данного упражнения в исполнении одного из лучших тренеров России, профессора, доктора психологических наук Николая Ивановичам Козлова.

  3. Музыка, подходящая для проведения этого упражнения и все необходимые печатные материалы.

Прочитав нашу подробную методику проведения, у вас будет такое же ощущение, как будто вы только что видели мастерское проведение этого упражнения. А, значит, вы проведете упражнение намного увереннее и результативнее!

Оплатить методичку упражнения на портале TRENERSKAYA.ru просто! 

  1. Войдите на сайт под своим Логином и Паролем или Зарегистрируйтесь.
  2. Нажмите кнопку «КУПИТЬ» на данной странице. 
  3. Выберите удобный для Вас способ оплаты. Самый быстрый способ оплаты – картой, в этом случае методичка упражнения будет у Вас уже спустя несколько минут. Есть много других вариантов оплаты, все варианты и длительность зачисления денег можно посмотреть здесь.
  4. Сразу после поступления денег методичка упражнения будет выслана Вам на e-mail.  

 

По вопросам, связанным с оплатой, пишите на  [email protected]

Упражнение куплено: 89 раз

Рейтинг упражнения:

Моя оценка:

Отзывы об упражнении (10)

  • Очень сильное упражнение. Берите не пожалеете!! Валерий

    Валерий

  • Очень сильное упражнение. Участвовал сам в его вариациях.

    Александр

  • Участвовал в упражнении сам. Крутая тема. Сам Н.И.Козлов его может давать практически в привязке к любой теме. Как проводить? Интересно... сейчас сам куплю ))

    Олег Викторович

  • Мощный инструмент в руках сильного тренера!

    Николай

  • Сама не проводила, но от коллег знаю, что одно из сильнеших упражнений на лидерство, руководство, работу в команде.

    Дарья

  • Великолепное упражнение! Коллеги, это нетленная классика. Если оно отстутсвует в вашей копилке - берите!

    Михаил

  • Наконец-то увидел это упражнение подробно разобранное. Спасибо!

    Павел Александрович

Отзывы могут писать только авторизованные пользователи.

trenerskaya.ru

4.Игра «Воздушный шар»

(развитие умения коллективного принятия решений, социометрия)

Ребятам предлагается представить, что все они летят на воздушном шаре, который неожиданно начинает терпеть крушение. Для спасения необходимо постепенно выбрасывать вещи, чтобы долететь до острова. Важное условие: выбор по очередности выбрасывания вещей осуществляется сообща, при согласии всех членов команды. Время на спасение – 20 минут.

Список вещей:

Золото, драгоценности 100гр.

Котлы, миски, кружки, ложки 1 кг.

Ракетница с сигнальными ракетами 5 кг.

Полезные книги про все 12 кг.

Консервы 10 кг.

Топоры, ножи, лопаты 15 кг.

Питьевая вода 10 л.

Аптечка 3 кг.

Винтовка с запасом патронов 10 кг.

Шоколад 7 кг.

Очень большая собака 50 кг.

Рыболовные снасти 0,5 кг.

Мыло, шампунь, зеркало 2кг.

Теплая одежда и спальники 50 кг.

Соль, сахар, витамины 4 кг.

Канаты, веревки 10 кг.

Спирт 10 л.

В дополнение можно продолжить данную игру, обозначив задание – выбрать по очередность выпрыгивания членов команды с целью предотвращения катастрофы.

5.Упр. «Умей сказать «нет»

(развитие навыков настаивания на своем, умения сказать «нет»)

Подросток должен, аргументировано отстаивать свое мнение при групповом давлении, не соглашаться на уговоры, предложения остальных ребят. Ситуации: попробовать наркотик, выпить за встречу, пойти на дискотеку перед экзаменами и т.д.

6.Упр. «Связующая нить» (сплочение коллектива)

С помощью клубка ниток и называния положительных качеств друг друга в кругу, между ребятами образуется «паутина», разматывание которой происходит с помощью пожеланий.

7.Рефлексия.

Занятие № 8 «Лидер и доверие»

Цель занятия – развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия. Развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими.

  1. Приветствие.

Называя по имени, к кому обращаемся, произносим фразу: «Здравствуй, лидер!»

  1. Упражнение-разминка «Фью-фью»

Ведущий называет имя участника. По бокам сидящие подносят ближайшую руку от названного к своему уху, машут и говорят «фью», названный так делает двумя руками и говорит «фью-фью» и называет следующего игрока. Темп ускоряется.

  1. Информирование. Название закона – Лидер должен быть в доверии.

Лидер должен знать не только куда направляется, но и эффективно работать с людьми. Для этого он должен обладать сердечностью, энтузиазмом, воспринимать интересы и потребности других. Поэтому лидеру необходимо быть в доверии.

- Как приобрести доверие? Что значит быть в доверии? (ответы детей)

Для этого лидер должен помогать людям достичь успеха. Делать все для своей команды, чтоб достичь цель. На больших предприятиях это образование и профессиональная подготовка.

- Как вы можете помочь членам своей команды, как командир? (ответы детей)

Лидер должен доверять сам надежным людям. Для общего успеха необходимо взаимное доверие. Человек чувствует свою значимость, если ему доверяют конфиденциальную информацию.

Признавать заслуги любого члена и гордиться достижениями всей команды в целом. Необходимы поощрения, ободрения, отдавать должное успехам всех сотрудников.

Лидер должен уметь держать свое слово. Выполнять обещания. Иначе не будет никакого доверия со стороны окружающих.

Лидер должен быть терпеливым. Вы работаете с людьми, а люди все разные, каждый человек- индивидуальность. Поэтому нельзя «ставить крест» на человеке, пока не исчерпаете все возможности для улучшения отношений с ним.

Лидер должен изучать людей и понимать их.

- Для чего это нужно? (ответы детей)

Лидеру это необходимо, чтоб знать способности каждого члена команды, тогда лидер сможет распределять поручения исходя из возможностей и способностей каждого члена команды. Это поможет ему быть уверенным в правильности выполнения задания.

Лидер должен уметь вдохновлять других. От того, насколько хорошо выполняет команда свои функции, зависит его успех.

По ходу объяснения на доске оформляется силуэт человека.

Вывод: Команда, добивающаяся успеха, функционирует как единый организм. Успех лидера зависит от успеха команды.

Чтение фрагментов из наблюдений Свиндолла.

«Гуси, ведущие стаю, сменяют друг друга. Когда устает один из них, он меняется местами с тем гусем, который летит на одном из флангов стаи.

Когда один гусь заболевает или получает ранение, вместе с ним стаю покидают два других гуся, которые сопровождают его, чтоб обеспечить ему помощь и защиту. Они остаются с ним до тех пор, пока он не сможет лететь вновь.

Гуси в стае издают характерный гусиный крик. Тем самым они дают знать остальным, что по-прежнему следуют за стаей и с ними все в порядке. Это крик привлекает внимание лидирующих гусей».

Успех лидера зависит также от его стиля руководства. Мы с вами познакомимся с тремя видами:

  1. Стиль, при котором царит жесткость во всем: дисциплине, контроле. Здесь единовластие и директивное управление – авторитарный стиль управления.

  2. Стиль, при котором вовлекается команда в совместную деятельность, стремление к коллективному управлению. При котором царит взаимопонимание и дружеские отношения- демократический стиль руководства.

  3. Стиль, при котором отстраненность от управления, дело пущено на самотек, свобода действий у подчиненных –попустительский стиль руководства.

Задание: определить к какому стилю какая эмоция подходит (на доске изображения эмоций по видам стилей руководства)

  1. Работа в группах.

Группы выбирают для работы один из видов стиля руководства. Необходимо написать положительные стороны выбранного стиля.

  1. Мозговой штурм.

Что нужно делать, чтоб поменять авторитарный стиль руководства на демократический?

Каждый высказывает свое мнение. Все предложенные варианты записываются на большом листе ватмана и отбираются наиболее приемлемые.

  1. Упражнение «Травинка»

Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу. Любой из участников, по желанию встает в центр и покачивается в разные стороны. Группа придерживает его руками. Так продолжается 1-2 минуты. После этого о рассказывает о своих чувствах.

  1. Рефлексия.

Занятие № 9 «Ключи к успеху»

Цель занятия - стимулирование самомотивации, стремления к самосовершенствованию.

  1. Приветствие «Здравствуй, лидер!».

  1. Упражнение – разминка «Слон-пальма-крокодил».

Участники встают в круг. Ведущий называет одно из слов (слон, пальма крокодил) и при этом называет кого – либо из ребят. Тот, кого назвали при помощи соседних ребят изображает то, что назвали (Слон – участник левой рукой берёт себя за нос, а правую руку просовывает через левую; соседние ребята изображают уши. Пальма – руками делает корни, а соседи изображают ветви. Крокодил – руками делает пасть, соседи изображают ветви.) Затем называет следующего участника и задаёт ему задание.

  1. Информирование: IX закон лидера – Лидер развивает в себе способности руководителя.

Каждый из нас хочет, чтобы его мечты сбывались. А вот, чтобы создать лучшую мечту, вы должны сами стать лучше.

Эффективные лидеры признают тот факт, что развитие способностей к руководству длится всю жизнь. Главное, что отличает успешных лидеров, - это способность создавать и развивать свои умения. Заключение – лидеры непрерывно учатся.

Люди, достигшие успеха, отличаются самодисциплиной, которая позволяет им развивать в себе необходимые качества. Они никогда не останавливаются на достигнутом и не находятся в состоянии покоя. Развитие лидерских качеств – это процесс, который не имеет завершения.

Жизнь может измениться только в том случае, если человек изменится сам.

Каждый лидер создает свой собственный стиль. Развивая в себе качества руководителя, очень важно держать перед мысленным взором ваше видение перспективы, ваши цели и мечты. Люди, знающие, что они намереваются сделать в своей жизни, обладают особой притягательностью. Они излучают позитивную энергию и доброжелательность.

Советы относительно саморазвития:

- Сохраняйте уверенность.

-Размышляйте о своих прежних успехах как основе будущих побед.

Пример: Бог предлагал израильтянам вспомнить, как Он приказал расступиться водам Красного моря, чтобы прибавить своему народу уверенности в том, что они получат Землю Обетованную.

- Лидеры развивают в себе творческий подход к проблема.

- Лидеры мотивируют себя к тому, чтобы осуществлять позитивные, ориентированные на достижение цели, действия.

- Лидеры способны управлять своим психическим состоянием. Не бойтесь просить помощи. Думайте о хорошем.

- Лидер умеет эффективно передавать информацию. Лидерами становятся те люди, которые умеют говорить с людьми. Работайте со своим стилем общения.

Слова являются инструментами, а чем больше у вас инструментов, тем лучше вы можете справиться с работой.

Граф Найтингел

    • Ваш внешний вид должен быть вашей сильной стороной. Приведите себя в порядок. Внешний вид должен быть вашим преимуществом, а не помехой и источником неприятностей. Какое яблоко вы выберете в магазине – красивое или побитое? Люди всегда ищут лучшее.

    • Очень важно как себя ведет лидер. Ваше поведение говорит людям о том, контролируете ли вы ситуацию.

    - Настройтесь на успех.

    Лидеры никогда не перестают учиться. Пример: Показательна история о женщине, которая работала учительницей 25 лет. Узнав о работе, которая открывала возможность служебного продвижения, она подала свою заявку. Но вместо неё наняли педагога, который преподавал только год. На её вопрос «Почему её не взяли?», директор ответил: «Мне жаль, но ваш профессиональный опыт не составляет 25 лет. Вы имеете опыт одного года работы, повторенный 25 раз». За время своей карьеры эта учительница никак не усовершенствовала свой опыт.

    1. Задание – составление портрета лидера.

    Участники сначала индивидуально составляют вербальный портрет лидера. Затем совместно в ходе обсуждения приходят к единому портрету.

    1. Упражнение «Я-это-Я».

    Участники двигаются по кругу следующим образом, они топают сначала правой ногой, затем – левой, потом делают маленький прыжок. Эти движения сопровождают следующую фразу: Я (притопывают правой ногой) – ЭТО (притопывание левой ) ИМЯРЕК (подпрыгивание на месте). На выполнение задания дается 2 минуты.

    1. Рефлексия.

    Занятие № 10 «Выбор будущего»

    Цель занятия - закрепление приобретенных ЗУН, ориентация на их использование в повседневной жизни.

    1. Приветствие «Здравствуй, лидер!»

    1. Упражнение-разминка «Сантики-фантики»

    Один участник группы выходит за дверь, в это время выбирается водящий, по команде которого по кругу выполняются разные движения со словами «сантики-фантики, лимпо-по». Задача другого - определить, кто в кругу является ведущим.

    1. Информирование:

    X закон лидера – Лидер излучает вдохновляющую силу.

    Ребята, что означают выражения «без тебя как без рук», «ты моя правая рука»? А как вы думаете, какой палец на правой руке самый нужный и важный? Конечно, все! Точно так же и у лидера нет наиболее или наименее важных качеств, есть 5 основных, которые обязательно должны присутствовать у лидера: (по ходу объяснения этих качеств на доске составляется рука, где ладонь - X закон лидера, а пальцы – те самые качества)

    1. Лидер знает куда идет

    Все двери открываются перед человеком, который знает куда идет.

    1. Лидер обладает энтузиазмом

    Энтузиазм подобен пузырькам в лимонаде.

    1. Лидер проявляет решимость.

    Лидер никогда не отступает, пока не добьется успеха, не достигнет цели (как почтовая марка, которая держится на письме до тех пор, пока оно не достигнет адресата).

    1. Лидер умеет работать с людьми.

    Если лидер проявляет заботу, внимание и любовь к людям, они с легкостью будут прощать вам недостатки. Но если люди поймут, что они для вас безразличны, то будут с осуждением относиться к любым вашим действиям.

    1. Лидер стремится в будущее.

    О чем вы чаще всего думаете - о прошлом, настоящем, будущем?

    Если вы живете прошлым, то будете склонны к грусти, унынию. Живете настоящем – постоянно будете пребывать в критическом настроении. Думаете о будущем – ваш уровень энергии повышается, отношение к жизни позитивное.

    Стержень лидерства – это энергия, а энергия, как правило, порождает энергию. Но лидер не энергетический вампир, а энергетический излучатель и преобразователь.

    Но жизнь есть жизнь. И даже самая совершенная машина имеет свойство ломаться. Лидер не вечный двигатель, а человек и порой его энергия иссякает. Тогда на выручку приходят артистические способности: нельзя показывать виду, впадать в уныние. Показывай оптимизм, и он снова вернется.

    В заключении можно прочесть стихотворение лидера для лидеров:

    Если вы можете держать голову

    высоко, когда вокруг теряют

    головы, и обвиняют в этом вас…

    Если вы можете справиться

    с успехом и провалом…

    Если вы умеете молниеносно

    действовать, и умеете ждать и не

    уставать от ожидания…

    Если вы можете поставить на

    карту все свои победы, и

    проиграть, а и начать все сначала,

    и никогда не промолвить слова

    о своем поражении…

    Если вы можете заставить сердце,

    мускулы и нервы служить вам долго…

    Если вы можете заполнить одну

    быстролетящую минуту

    шестьюдесятью секундами смысла…

    Тогда земля и все на ней – ваше!!!

    1. Упражнение «Самопрезентация» (самораскрытие)

    Участники по кругу должны закончить фразу: «Никто не знает, что я…».

    1. Упражнение «Фото в середине» (навыки принятия решений)

    В центр круга ребят нужно положить их общую фотографию (например, с первого занятия) и объявить, что она достанется одному-единственному человеку, который может распорядиться ей как пожелает. После этого ничего больше не говорить. Группа должна самостоятельно принять решение, каким-то образом выйти из проблемной ситуации. Обсуждение.

    6. Упражнение «Лодка» (сплоченность, принятие группового решения)

    Ребятам предлагается покататься всем вместе на лодке (лист бумаги или кусок материала). При этом, они сами должны решить как на ней поместиться, кто будет рулевым, пассажиром, на веслах. Обсуждение.

    7. Упражнение «Свеча» (рефлексия, самоанализ)

    По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывает свое мнение о прошедших занятиях: Что понравилось, чего не хватало, чему научился и т.д.

    По окончанию всей программы «Школы лидеров» рекомендуем провести чаепитие – как доброжелательное завершение совместной работы.

    Приложение 1.

    studfiles.net

    Классный час экспресс-тренинг "Путешествие"

    ИГРОВОЙ БЛОК «ПУТЕШЕСТВИЕ»

    Упражнение «Воздушный шар»

    Все собираются в круг. Ведущий произносит следующий текст:

    Закроем глаза. Представим себе, что все мы летим на воздушном шаре. Под нами океан. Над нами голубое небо. Светит солнце. Рядом друзья. Легкий свежий ветерок. Но вот приближается туча. Начинает накрапывать дождик. Слышны раскаты грома. Страшные птицы летают над нами. Одна из них своим клювом пробивает оболочку шара, и мы медленно начинаем падать.

    Открыли глаза. Мы попали в экстремальную ситуацию. На шаре много груза. Впереди – остров. О нем мы ничего не знаем. Если мы выбросим, все вещи сразу, то пролетим мимо острова и утонем. Если ничего не выбросим, то не долетим до острова и тоже утонем. Выход один – мы должны выбросить вещи постепенно, в течение 15 мин.

    Перед вами карточки с названием вещей. Каждая карточка-эта коробка. Поэтому, если названия написаны на одной карточке, нельзя выбросить одну вещь, а другую оставить – их можно выбросить только вместе. В первую очередь нужно избавиться от самых ненужных для выживания на острове вещей, в последнюю очередь - от самых нужных.

    Но ориентируйтесь и на вес вещей. Главное - в итоге надо выбросить все вещи.

    Может возникнуть вопрос – какая разница, что выбрасывать сначала, а что потом, если все равно все вещи окажутся в море? Можно сказать, что чем позже они выбросят вещь, тем выше вероятность, что они ее поймают потом, уже находясь на острове (она будет ближе к берегу). Ведь последнюю выброшенную вещь поймают почти наверняка, а первую точно не поймают. Поэтому порядок выбрасывания вещей все таки важен, т.к. важно, с чем мы останемся на острове.

    При выборе вещей, которые вы будете выбрасывать, у вас могут возникнуть разные мнения. В нашей игре есть важное правило: вещь считается выброшенной только тогда, когда все участники согласны с этим решением. Если хотя бы один не согласен, вещь остается на шаре. Если согласны все – карточка сдается ведущему. Помните, что сейчас главное выжить, но потом вам с этими вещами жить на острове и возможно долго. Поэтому не пренебрегайте своим мнением, если считаете не так, как вся группа. Постарайтесь доказать свою правоту, но и не упирайтесь, если не можете доказать, а то протянете время и упадете. Короче говоря действуйте, думайте, 15 мин. ваши. Время пошло.

    Список вещей:

    ЗОЛОТО, ДРАГОЦЕННОСТИ 300 Г.

    КОТЛЫ, МИСКИ, КРУЖКИ, ЛОЖКИ 6 КГ.

    РАКЕТНИЦА С СИГНАЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ 5 КГ.

    ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ ПРО ВСЕ 12КГ.

    КОНСЕРВЫ 20 КГ.

    ТОПОРЫ, НОЖИ, ЛОПАТЫ 15 КГ.

    ПИТЬЕВАЯ ВОДА 20 Л.

    АПТЕЧКА 3 КГ.

    ВИНТОВКА С ЗАПАСОМ ПАТРОНОВ 30 КГ.

    ШОКОЛАД 7 КГ.

    ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ СОБАКА 50 КГ.

    РЫБАЛОВНЫЕ СНАСТИ 0,5 КГ

    МЫЛО, ШАНПУНЬ, ЗЕРКАЛО 2 КГ

    ТЕПЛАЯ ОДЕЖДА И СПАЛЬНИКИ 50КГ.

    СОЛЬ, САХАР, ВИТАМИНЫ 4 КГ.

    КАРАТЫ, ВЕРЕВКИ 10 КГ.

    СПИРТ 10 Л.

    Упражнение «Лава»

    Инструкция: «Вот вы добрались до острова, а на нем происходит извержение вулкана. Спастись можно, только перебравшись на другую сторону лавы (территорию важно ограничить, расстояние между сторонами приблизительно 8—9 м), соблюдая следующие условия. Две команды по 6человек двигаются навстречу друг другу. Задание считается выполненным, когда обе команды оказываются на противоположной стороне. Перемещаться по «лаве» можно только по «огнеупорным» коврикам, двигающимся только в одну сторону. Каждая команда получает по 2 «огнеупорных» коврика размером 25x20 см. Огнеупорность коврики сохраняют только при постоянном контакте с телом или одеждой человека. При отсутствии контакта хотя бы на долю секунды коврик сгорает. Если человек заступает за коврик, вся группа возвращается. Если один из ковриков сгорел, можно продолжать движение, пользуясь оставшимися ковриками».

    При выполнении данного упражнения тренеру важно следить за скоростью выполнения упражнения, динамикой отношений в группе и, используя некоторые техники, влиять на развитие группы и процесс прохождения «лавы». Например, если группа оченьбыстро и легко преодолевает препятствие, то можно «выключить» наиболее активных лидеров и организаторов, запретив им разговаривать в ходе выполнения упражнения (это также даст возможность проявиться другим участникам группы), при этом сказанные слова с их стороны становятся равны нарушению правил и, как следствие, ведут к возвращению всей команды в начало задания. Если же команда действительно долгое время боролась, чтобы преодолеть препятствие, то можно слегка подыграть и мягче судить незначительные нарушения правил.

    Темы для обсуждения:

    • что чувствовали по ходу выполнения упражнения;

    • что помогало, что мешало справиться с заданием;

    • как можно улучшить взаимодействие в команде в следующий раз;

    • каким искусством вы овладели в этом упражнении.

    Упражнение «Фотограф и фотоаппарат»

    Инструкция: «Вы преодолели препятствия и оказались в прекрасной части острова. Вам захотелось сделать несколько замечательных фотоснимков. Сейчас необходимо разбиться на пары и условиться, кто в паре будет партнером А, а кто — Б. Партнер А становится «фотографом», Б — «фотоаппаратом». Задача А поводить Б с закрытыми глазами по залу и сделать три интересных «снимка». Для этого А должен подвести свой «фотоаппарат» к тому месту, которое он хотел бы «сфотографировать», остановиться и легко нажать Б на плечо. Почувствовав это, Б должен на секунду открыть глава и как бы «сфотографировать» то, что увидит. Когда сделаны три кадра, Б открывает глаза и «проявляет пленку»: показывает и рассказывает А, где были сделаны «фотографии» и что «попало в кадр». После этого партнеры меняются местами. Важно обратить внимание участников на то, что с партнером, играющим роль «фотоаппарата», можно разговаривать, но сам он не говорит. Во время выполнения упражнения тренер следит за безопасностью участников.

    Темы для обсуждения:

    • что чувствовали;

    • в какой роли было наиболее комфортно и почему;

    • легко ли было довериться другому, что этому мешало;

    • каким искусством овладели в этом упражнении.

    Упражнение «Ядовитая лиана»

    Инструкция: «Наша фотосессия завела нас в джунгли, где просто так не пройти. Необходимо преодолеть ядовитую лиану. Ее невозможно обойти, любое касание лианы приводит к возвращению всей команды обратно. Вы видите, что треугольником, на уровне вашего пояса, натянута веревка — это «ядовитая лиана», в процессе упражнения нельзя касаться ее ни телом, ни одеждой, при прикосновении команда возвращается обратно. Вся команда попадает внутрь этого треугольника. Задача: выбраться из него. Выбираться можно с двух сторон треугольника (то есть команда разбивается на две группы), выбравшиеся участники могут помогать другим, даже из другой группы. Время не ограничено».

    infourok.ru

    ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ. Игра "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ"

    ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.

    Тренинг коммуникативных умений "СРЕДИ ЛЮДЕЙ"

                В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников.Учащимся крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других.

             Схема проведения остаётся такая же, как и во всех коррекционно-развивающих занятиях.

    1. Разминка.2. Основная часть.3. Заключение.

    Занятие 14. Игра "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ"

    Продолжительность игры: 35 - 40 минут. Количество участников: группа, которую можно поделить на подгруппы (6 - 16 человек). Условия проведения: свободное помещение, классный кабинет, кабинет психолога.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Вступление. Приветствие. Настрой на работу. Ход игры. Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъёмку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 - 550 км. Произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с баластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин. шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле шара:

    НАИМЕНОВАНИЕ

    КОЛ-ВО

    1  Канат 50 м
    2  Аптечка с медикаментами 5 кг
    3  Компас гидравлический 6 кг
    4  Консервы мясные и рыбные 20 кг
    5  Секстант для определения местонахождения по звёздам 5 кг
    6  Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг
    7  Конфеты разные 20 кг
    8  Спальные мешки(по 1 на каждого члена экипажа) 10 кг
    9  Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг
    10  Палатка 10 - местная 20 кг
    11  Баллон с кислородом 50 кг
    12   Комплект географических карт 25 кг
    13  Канистра с питьевой водой 20 л
    14  Собака 5 кг
    15  Лодка резиновая надувная 25 кг
             Ваша задача - решить вопрос о том, что и в какой последова-тельности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять листок и переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так:          "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе - баллон с кислородом; и т.д."          При определении значимости предметов и вещей, то есть очерёдности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается всё, а не часть, то есть все конфеты, а не половина. Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться в центр ( в круг ) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами: 1. Высказать своё мнение может любой член экипажа 2. Количество высказываний одного человека не ограничивается 3. Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа до одного, без исключения. 4. Если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать другой выход 5. Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.          Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько ещё будет продолжаться падение ? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.          Я желаю вам успешной работы. Главное - остаться в живых, если не сможете договориться, вы разобьётесь. Помните об этом.РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы не вмешивайтесь в процесс обсуждения и не отвечайте на вопросы участников. Вы только следите за выполнением правил, особенно за голосованием.          Время на игру 20 - 25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 - 18 мин., если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ом голосовании, вы должны поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.          Если они не смогли принять за отведённое время все 15 решений, то вы объявляете , что экипаж разбился, и просите подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после её окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему решению. В   НАЧАЛО.             ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ.          ДАЛЕЕ -->

    iemcko.ru

    Упражнение №1 «Воздушный шарик»

    скачать Упражнение №1

    «Воздушный шарик»

    Ведущий. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.

    Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

    Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

    Сделай паузу и сосчитай до пяти.

    Снова вдохни и заполни легкие воздухом. Задержи его, считая до трех, представляя, что каждое легкое – надутый шарик.

    Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.

    Повтори три раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь

    Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

    Упражнение №2

    «Солнечный зайчик»

    Ведущий. Сядь поудобнее, расслабься. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по улице, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вдохнем и улыбнемся друг другу.

    - Ребята, вам стало теплее и радостнее? Давайте поблагодарим солнечного зайчика.

    Ведущий. Ребята, вам приятно, когда у вас хорошее настроение? А когда у ваших друзей хорошее настроение, вам за них радостно?

    Старайтесь поделиться своим хорошим настроением с окружающими вас людьми.

    Упражнение №3

    «Что нам делать с этим чувством?»

    Ведущий. Если ты расстроен, испугался, представь, что ты можешь с этим сделать. Например, если ты боишься, ты можешь включить телевизор и посмотреть любимый мультфильм, выйти из комнаты или выбросить страх в мусорное ведро, рассмеяться.

    А затем сделай то, что представил: например, надуй мяч из страха и закинь его подальше.

    Упражнение №4

    «Тропический остров»

    Ведущий. Сядьте поудобнее. Можете закрыть глаза. Вы видите прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где вы однажды побывали, которое видели на картинке, или любое другое, нарисованное вашим воображением.

    Ты – единственный человек на этом острове. Кроме тебя, там только звери, птицы, и цветы. Какие звуки ты слышишь? Какие запахи ты чувствуешь?

    Ты видишь чистый берег и воду. Поплавай в море. Какое оно? Какая погода на твоем острове?

    Как ты себя чувствуешь та совершенно один? Захвати это чувство с собой, возвращаясь назад в свою комнату. Теперь ты можешь представлять этот остров, когда захочешь. Отправляйся в свой собственный райский уголок в любое время.

    Комплекс игр

    Игра «Веселое путешествие»

    Игру лучше проводить под музыкальное сопровождение: начало – «Веселый вечер» И. Дунаевского, пребывание на острове – «Чунга-Чанга» В. Шаинского.

    Психолог предлагает детям:

    - отправиться на своем корабле под парусами к волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны;

    - придумать название этому острову;

    - изобразить жителей чудесного острова;

    - нарядиться в одежду местных жителей (яркие юбочки, бусы, перья и т. п.)

    - исполнить всем гимн острова «Чунга-Чанга», сопровождая свое пение движениями.

    Игра «Круг друзей»

    Дети поют: «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!» Под эту песню ходят по кругу, прихлопывают в ладоши, притопывают, кружатся.

    Игра «Круговая беседа»

    Дети и психолог садятся в круг. Психолог начинает предложение, а дети по очереди, не перебивая друг друга, дополняют его.

    Больше всего мне нравится в себе…

    Я бы хотел стать…

    Моя любимая игра…

    Больше всего я боюсь…

    Когда-нибудь я надеюсь… Сказка о маленьком принце.

    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король с королевой. И был у них единственный, любимый сын Анри. Анри был чудесным ребенком — веселым, добрым; отзывчивым, честным. Все во дворце любили маленького принца.

    Когда Анри подрос, он вместе с детьми вельмож стал учиться в дворцовой школе. Анри действительно нужно было многому научиться. Отец-король не раз говорил сыну-наследнику: "Запомни хорошенько, сынок, тот, кто собирается управлять государством, должен быть самым мудрым. Поэтому ты должен усердно заниматься в школе, внимательно слушать учителей, прочесть много умных книг". Надо сказать, что Анри был способным мальчиком, и все прочили ему большие успехи.

    И все было бы хорошо, если бы однажды перед воротами дворца не появился злой волшебник Крик—Крик. Он был очень сердит на короля за то, что тот не хотел принимать его во дворце и не приглашал к себе на пиры и балы. Злой волшебник уже давно задумал устроить королю какую-нибудь пакость. Крик—Крик знал, что самая большая радость короля — это его наследник—сын, поэтому он и решил направить свои злые чары на Анри.

    Поскольку Крик—Крика было приказано не пускать во дворец, он надел шапку—невидимку и незамеченным пробрался в покои принца. Крик—Крик очень испугал Анри своим внезапным появлением. Он буквально возник из воздуха на том месте, где еще секунду назад ничего не было. Анри ведь не знал, что Крик—Крик просто воспользовался шапкой—невидимкой.

    "Испугался, противный мальчишка", - злорадно сказал Крик-Крик, потирая руки от удовольствия.

    Ты правильно, что боишься меня, потому что я самый могущественный и самый злой из всех злых волшебников".

    Анри был до того напуган, что остолбенел и не мог вымолвить ни слова.

    "С этого момента, — начал произносить свое заклинание Крик—Крик, — сколько бы ты ни готовил урок и как бы хорошо ты его не знал, в школе твои мысли будут разбегаться, и ты не сможешь ничего ответить на вопросы учителя". Сказав это, Крик—Крик противно захихикал, надел шапку-невидимку и исчез.

    С этого дня с Анри стала повторяться одна и та же история. Каждый день, когда маленький принц садился готовить уроки, ему хотелось на следующий день так их ответить, чтобы заслужить высшую оценку и похвалу учителя. Он долго и упорно сидел над книгами, потом мама—королева проверяла, хорошо ли он выучил и, убедившись, что он знает хорошо, отпускала погулять. Вернувшись с прогулки, маленький принц огорченно думал, что, наверное, как всегда, во время урока с ним повторится обычная неприятность: он не вспомнит, что нужно отвечать. Вечером Анри лежал на своей королевской постели и беспокойно ворочался, заранее волнуясь.

    "Ваше Высочество, ответьте, пожалуйста, что было, когда Черный Дракон напал на наше королевство?" — спросил учитель.

    У Анри все похолодело внутри, сердце бешено заколотилось, его прошиб холодный пот, и все мысли куда-то исчезли. В голове у него промелькнуло: "Я совсем ничего не знаю, я скажу сейчас какую-нибудь глупость". И он действительно тихим голосом начал что-то бормотать себе под нос.

    "Ну вот, опять не выучили! Вы же будущий король!", - с негодованием сказал учитель.

    Дети вельмож стали хихикать над принцем. Анри горько расплакался. Ему было очень обидно, вчера он так усердно учил урок, а сегодня не смог ничего ответить. Когда принц немного успокоился, он сразу вспомнил, что надо было сказать, но было уже поздно.

    С каждым днем Анри становился все печальней и печальней. К счастью, в эту пору во дворец приехала погостить крестная Анри. добрая волшебница Розмарина.

    Она увидела грустного принца и спросила: "Что тебя печалит, мой мальчик?"

    И принц поведал крестной о своей беде.

    "Боже мой, — сказала волшебница. — Я прекрасно знаю этого злюку Крик—Крика. Но его совсем не надо бояться. Недавно я узнала, что Великий волшебник Ильсон лишил Крик—Крика волшебной силы за то, что он творил слишком много мерзостей и пакостей. Бедняжка теперь совсем бессилен, его заклинания никогда не будут сбываться".

    "Но ведь на меня подействовало заклинание Крик—Крика", — усомнился принц.

    "На тебя подействовало не само заклинание, — сказала волшебница, — а то, что ты очень испугался и поверил, что заклинание сбудется. Я уверена, что теперь, когда ты знаешь правду о Крик—Крике, ты сможешь уверенно и правильно отвечать урок, твои мысли больше не будут разбегаться, и ты не скажешь ни одной глупости".

    Маленький принц задумался над словами своей крестной — волшебницы.

    "Я дам тебе несколько волшебных советов, мой мальчик, — сказала волшебница Розмарина. — Перед тем, как начать отвечать, сделай несколько глубоких и спокойных вдохов и выдохов, это волшебное дыхание поможет тебе снять волнение и сосредоточиться. Потом прикажи своим мыслям оставаться на своих местах, не разбегаться и не путаться, ведь ты же принц, и все должны тебе повиноваться, даже твои мысли".

    Анри внимательно выслушал крестную и хорошенько запомнил все ее наставления.

    На следующий день перед уроком принц сделал все то, что ему посоветовала добрая волшебница. Он спокойно подышал несколько минут, и потом сказал: "Мысли, я приказываю вам оставаться на своих местах, не разбегаться и не путаться. Я все выучил, я все знаю, я смогу хорошо ответить".

    Когда учитель стал спрашивать Анри, он почти не волновался, его мысли никуда не разбегались, он громко, четко и правильно отвечал на все вопросы. Учитель улыбался и кивал головой, слушая ответы принца.

    "Вы заслуживаете высшей похвалы за свои познания, Ваше Высочество, - сказал учитель. Я уверен, что Вы сможете стать справедливым и мудрым королем, когда вырастите".

    Маленький принц был очень горд такой похвалой. Он почувствовал себя сильным, умным, уверенным в себе.

    С тех пор Анри стал отлично учиться. Король и королева очень гордились своим сыном. И принцу было даже смешно вспоминать, как он раньше боялся отвечать.

    Современные дети в возрасте 7-8 лет наиболее подвержены возникновению невротических страхов, о чем свидетельствует неуверенность в себе, эмоциональная напряженность, состояние тревоги, а также отсутствии адекватной психологической защиты, что естественным образом влияет на их обучение.

    Проведение коррекционной работы с младшими школьниками, построенной на основе терапевтических сказок и метафор, способствует снижению показателей выраженности страхов, тревожности и эмоциональной напряженности ребенка.

    Объект исследования: эмоциональная сфера личности детей младшего школьного возраста.

    Предмет исследования: нарушения в эмоциональной сфере младшего школьника.

    В работе были использованы методы исследования: наблюдение, эксперимент, тестирование.

    Была проведена экспериментальная работа по коррекции страхов и тревожности среди учащихся первого класса.

    Базой нашего исследования была МОАУ СОШ №17 г. Новотроицка, испытуемые учащихся 1 класса.

    Цель: изучение особенностей проявлений страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.

    Задачи.

    1.Выявление страхов у детей младшего школьного возраста;

    2.Определение уровня тревожности у ребёнка младшего школьного возраста;

    3.Разработать программу коррекции страхов и тревожности младших школьников и провести ее на практике.

    Опытно-экспериментальное исследование включает в себя три этапа:

    1)констатирующий эксперимент;

    2)формирующий эксперимент;

    3)контрольный эксперимент.

    1.Констатирующий эксперимент.

    Цель: изучение эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

    Опросник по Захарову «29 страхов»

    Выявление наличие страхов у детей младшего школьного возраста. Страхи наблюдаются у всех 15 испытуемых детей. Дети в младшем школьном возрасте подвержены страхам темноты, нападения, смерти родителей, стихийных бедствий, пожара, меньше всего дети подвержены всем остальным страхам

    Методика «Рисунок семьи».

    Цель: выявление особенностей взаимоотношения ребенка в семье.

    Рисунок анализировался по параметрам (Приложение №2), позволяющие выявить уровень эмоционального благополучия и неблагополучия ребенка в семье.

    1. ребенок рисует себя между родителями,
    2. ребенок ближе к маме или папе,
    3. ребенок не нарисовал себя возле родителей,
    4. цветовая гамма:
    яркий рисунок (оптимизм)

    тусклый (пессимизм

    20%

    67%

    13%

    74%

    26%
    Диагностика уровня тревожности для школьников (Филлипс)

    Опросник для выявления школьной тревожности.

    На основании первичной диагностики было выявлено 15 детей, среди них 1 человек с высокой степенью тревожности, 4 — с повышенной тревожностью, и 10 – с низкой.

    2 Формирующий эксперимент.

    Цель: разработка программы по коррекции страхов и тревожности у младших школьников с использованием метафор.

    Коррекционная работа направлена на преодоление страхов и снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

    Коррекционная программа состояла из 4 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 40 минут каждое:

    Нами были разработаны и проведены следующие мероприятия:

    1. терапевтическая сказка, направленная на работу со следующими страхами:

    -страх темноты;

    -страх отвечать на уроке, сказать глупость и быть осмеянным:

    -страх не соответствовать общепринятым нормам, "быть не тем", о ком хорошо говорят, кого уважают и ценят;

    -страх нападения, проявлений агрессии.

    2. Комплекс игр.

    Игры направлены на закрепление и усиление результатов, достигнутых в преодолении страхов.

    3 Релаксационные упражнения.

    Упражнения, направленные на расслабление, успокоение.

    4 Индивидуальные консультации с родителями и детьми по проблеме преодоление страхов и тревожности младшего школьника.

    3 Контрольный эксперимент.

    Цель: проверить эффективность проведенного формирующего эксперимента.

    Было проведено повторное диагностирование, включающее в себя проведение двух опросников:

    1.Опросник по Захарову «29 страхов».

    2.Диагностика уровня тревожности для школьников (Филлипс).

    Результаты повторного исследования эмоциональных нарушений детей 7-8 лет позволили заключить, что после проведения коррекционной работы значительно снизился уровень тревожности, уменьшилось число страхов.

    Проделанной данной работы педагога-психолога пришли к следующему выводу:

    Цель работы была достигнута. После завершения коррекционной программы была проведена повторная диагностика детей. Сравнительный анализ результатов диагностики до и после проведения коррекционной программы позволил выявить, во-первых, снижение степени тревожности. У 1 высокотревожного ребенка степень тревожности понизилась до средней. Из 4 детей с повышенной степенью тревожности у всех 4 она стала низкой, и у 10 осталось, на том же уровне.

    Страхи детей уменьшились, уровень тревожности снизился. (Повторная диагностика).

    Во-вторых, сравнительный анализ результатов диагностики позволил выявить, что количество страхов у детей после проведения коррекционной программы в среднем уменьшилось почти в два раза.

    В-третьих, результаты повторной диагностики показали уменьшение распространенности страхов, на которые были направлены терапевтическая сказка. Благодарю за внимание.

    Методика «Рисунок семьи».

    Цель: выявление особенностей взаимоотношения ребенка в семье.

    Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

    Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.

    Исследование психологического климата в семье.

    Для исследования психологического климата в семье использовалась методика «Рисунок семьи», которая дает богатую информацию о субъективной ситуации ребенка в семье.

    Тест состоит из двух частей: рисования и беседы после него. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги, карандаш и ластик; затем ему предлагается нарисовать свою семью так, чтобы ее члены семьи были чем – либо заняты. На все уточняющие вопросы давались ответы, без каких – либо указаний.

    Во время рисования записывались все спонтанные высказывания ребенка, отмечалась его мимика, жесты, а так же фиксировалась последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводилась беседа по следующей схеме:

    1. Кто изображен на рисунке, что делает каждый член семьи;
    2. Где работают или учатся члены семьи;
    3. Как в семье распределяются домашние обязанности;
    4. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.
    Рисунок анализировался по параметрам, позволяющие выявить уровень эмоционального благополучия и неблагополучия ребенка в семье.

    В рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур, и особенно место ребенка. Если ребенок рисует себя между родителями – это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них – это говорит о выраженной привязанности к первому родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отожествления с ними по признаку.

    Первичная диагностика

    Повторное диагностирование

    скачать

    nenuda.ru

    Тренинговое занятие с педагогическим коллективом "Путешествие на воздушном шаре"

    МБОУ Ирбинская СОШ № 6

    Педагог-психолог Исаева Н.Г.

    Тренинговое занятие с педагогическим коллективом

    «Путешествие на воздушном шаре»

    Цель: выявить умения работы в группе, команде

    Вводная часть: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами станем на некоторое время не учителями, а детьми, надеемся, вы не будете возражать! Вам будет предложено: немного подвигаться, затем дать возможность проявить свои коммуникативные способности и наконец, так как наша работа требует больших нервных перегрузок - мы предлагаем вам просто отдохнуть! Предложение от ведущих сегодня и сейчас - называть друг друга по именам!

    /. Разминочное упражнение «Построение».(7-10 минут)

    Ход упражнения.

    Инструкция: «Постройтесь, пожалуйста в шеренгу. Сейчас у каждого из вас на спине будет прикреплён порядковый номер. Ваша задача без помощи голоса (молча) выстроиться по порядку от 1 до ... Задание понятно? Можете приступать! Сейчас для проверки правильности построения вам необходимо, так же молча выбрать старосту. Хорошо! Проверьте, пожалуйста, правильность построения по порядку.

    Обратная связь.

    1.Какие трудности возникали при выполнении первой части упражнения? (построение)Отвечает каждый участник.

    2.Ваши ощущения после выполнения упражнения. Отвечает каждый участник.

    //. Игра «Воздушный шар». (20-30 минут)

    Ход игры.

    1.Разделиться на группы 3-4 человека.

    Инструкция: Сейчас вы участники путешествия на воздушном шаре. Ваше путешествие продолжается уже достаточно длительное время. В связи с этим на борту вашего воздушного корабля находятся следующие предметы:
    • нож охотничий;

    • ящик шоколада-21 плитка;

    • энциклопедия «Выживание в экстримальных условиях;

    • балласт 3 мешка с песком;

    • веревка длиной 20 метров;

    • компас;

    • комплект теплой одежды для каждого;

    • снасти для ловли рыбы;

    |

    • запасы еды на сутки для каждого путешественника;

    • канистра с питьевой водой -10 литров;

    • огнестрельное оружие;

    • устройство, отпугивающее диких животных.

    Ваше путешествие продолжается... и... Внезапно, механизм, поддерживающий, необходимую температуру вашего шара сломался! Вы терпите крушение - шар начинает падать! До ближайшего населенного пункта 7мь дней пешего путешествия! Ваша задача сбрасывать балласт, то есть пронумеровать список предметов в той последовательности, в которой вы будете от них избавляться. Оговаривая ваше решение - объясняйте каждый пункт! На борту должно остаться не более двух самых необходимых предметов. Договаривайтесь - ваше решение должно быть обоюдным! (Через 5-7 минут ограничиваем время падения). До соприкосновения корзины с землёй 5 минут! Озвучьте свои результаты, пожалуйста!

    Обратная связь.

    1.Удалось ли договориться, прийти к единому мнению до падения шара? 2.Были ли люди в вашей группе, которые говорили: «Мы же падаем!»? 3.Каково было отношение к людям, которые настаивали принять их вариант? 4.Была ли слаженность действий в вашей команде? Какую функцию выполняли вы в вашей команде?

    Упражнение «Релаксация».

    Цель: физически и эмоционально расслабить участников. Мы хорошо поработали, настало время отдохнуть! Инструкция:

    • Сейчас мы с вами отдохнем

    • Чтобы вам было легче расслабиться, займите удобное положение

    • Сейчас я начну счёт, и вы будете постепенно расслабляться

    • Один ...

    • Ваши глаза, шея, руки, ноги расслаблены.

    • Вы находитесь в классе, где звучит музыка природы

    • Послушайте её... (пауза)

    • Эти звуки нам знакомы, но мы не всегда замечаем их в повседневнойжизни

    • Два...

    • Ваши веки тяжелеют, не сопротивляйтесь этому - закройте глаза

    • Все проблемы и заботы остались далеко, далеко позади .

    • Сейчас вы спокойны и расслаблены.

    • Три ...

    • Ваша голова тяжелеет, становиться совсем тяжёлой

    • Ваша правая рука тяжелеет, становиться тяжёлой, совсем тяжёлой

    • Ваша левая рука тяжелеет, становиться тяжёлой, совсем тяжёлой

    • Четыре...

    • Ваши ноги не хотят двигаться они тяжёлые и расслабленные

    • Вы чувствуете как ваша голова, руки, тело наполняются приятнымтеплом

    • Тепло медленно разливается по вашему телу

    • Ваши ноги становятся тёплыми, каждый палец на вашей ногеналивается теплом

    • Пять...

    • По всему вашему телу разлилось приятное, окутывающее тепло

    • Вы чувствуете себя спокойной, расслабленной и защищённой

    • Запомните это состояние (пауза)

    • Вам хочется возвращаться в это состояние вновь и вновь

    Сейчас вы еще некоторое время будете находиться в этом приятном

    состоянии

    Слушайте эти прекрасные звуки природы (большая пауза)

    Я начинаю считать

    Когда я скажу пять, вы проснетесь и откроете глаза.

    Один(пауза), два (пауза)дри(пауза), четыре (пауза), пять.

    Вы проснулись и открыли глаза.(музыку постепенно убавляем)

    Обратная связь. Расскажите о своих ощущениях.

    infourok.ru

    Игровое тренинговое занятие для старшеклассников "Поучимся общаться"

    Тренинговое занятие для старшеклассников «Поучимся общаться»

    Цель тренинга: развитие компетентности в общении, тренировка навыков использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

    План тренинга

    1. Упражнение  - активатор «Да, нет не говорим»

    2. Приветствие. Вступительная беседа.

    3. Упражнение «Автобус»

    4.Упражнение «Вижу разницу»

    5.Упражнение «Спусти пар»

    6. Упражнение «Испорченный телефон»

    7.Упражнение "Воздушный шар"

    8.Рефлексия.

    Упражнение «Да - нет не говорим»

     Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

    К коммуникативным умениям относятся:• Описание поведения, т.е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов.• Коммуникация чувств – ясное сообщение о своем внутреннем состоянии. Чувства выражаются телодвижениями, действиями, словами.• Активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.• Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.

             Помимо описанных коммуникативных умений, вам в дальнейшей работе будут необходимы навыки делового общения, такие, как:• Установление контакта;• Ориентация в проблеме;• Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;• Навыки принятия решений, нахождения компромисса.

    Установление контакта.         Для того чтобы установился хороший контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать его доверие, интерес к себе. Для этого у нас есть невербальные и вербальные средства.         Невербальные – улыбка, контакт глаз, организация пространства общения (дистанция)…         Вербальные – комплименты, «ритуальные» фразы (какая хорошая погода).

    Ход занятия:Упражнение «АВТОБУС»         Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга. Ситуация: вы едете в автобусе, вдруг видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора.

             После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

    Описание поведения         «Описание поведения» означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания. Это умение наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. Например: «Лена, ты неряха» - это оскорбление, оценка.                    «Лена, ты не убрала свою постель» - описание поведения.

    Упражнение «ВИЖУ  РАЗНИЦУ»         Один доброволец какое-то время побудет за дверью. Остальные участники тренинга делятся на две группы по какому-то выбранному признаку. Признак должен быть зрительно виден (например, цвет верхней одежды). Две образовавшиеся группы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть обозначенными в пространстве. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части.

    Коммуникация чувств         Чувства чаще всего передаются косвенным образом, через невербальное поведение. Поэтому требуется доверие человека.

    Упражнение «СПУСТИТЬ  ПАР»         Инструкция: «Сейчас у вас будет такая возможность. Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например:  «Иван Иванович, мне обидно, когда вы говорите, что женщины не могут освоить работу на компьютере» или «Мария Петровна, я выхожу из себя, когда вы при всех делаете мне замечания по дежурству моего класса». Не оправдывайтесь те, на кого будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар».         Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне не нужно «спускать пар».

    Активное слушание         Активное слушание включает принятие человеком ответственности за то, что он слышит. Слушание помогает понять, насколько у вас с вашим собеседником сходны мнения, интересы, цели. Часто люди стремятся переговорить других, а не выслушать  и понять другого. Такая позиция мешает им договориться.

     Упражнение «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

    Первый вариант игры.              Участвует 5 человек, остальные – наблюдатели.Четырех человек просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст:«Когда космонавт Леонов впервые вышел в открытый космос, он оторвался от корабля и стал возвращаться, и ничего не мог поделать, так как в космическом пространстве ему не от чего было оттолкнуться. Потом, он все-таки поймал трос, но тут столкнулся с новой проблемой: его скафандрв открытом космосе раздулся, и он не смог протиснуться обратно в корабль. Насилу он это сделал».         После этого ведущий вызывает второго участника в аудиторию, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшиеся участники тренинга регистрируют, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе участников. Второй вариант игры.Из зала выбираете пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даёте текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории.

    Упражнение "Воздушный шар" Инструкция: "Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:

    Наименование

    Кол-во

    1

    Канат

    50м

    2

    Аптечка с медикаментами

    5 кг

    3

    Компас гидравлический

    6 кг

    4

    Консервы мясные и рыбные

    20кг

    5

    Секстант для определения местонахождения по звездам

    5 кг

    6

    Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов

    25 кг

    7

    Конфеты разные

    20 кг

    8

    Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)

     

    9

    Ракетница с комплектом сигнальных ракет

    8 кг

    10

    Палатка 10-местная

    20кг

    11

    Баллон с кислородом

    50кг

    12

    Комплект географических карт

    25 кг

    13

    Канистра с питьевой водой

    20л

    14

    Транзисторный радиоприемник

    3 кг

    15

    Лодка резиновая надувная

    25 кг

    Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.".При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина. Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:1) высказать свое мнение может любой член экипажа;2) количество высказываний одного человека не ограничивается;3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара. Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!" Рекомендации ведущему. Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и не отвечает на вопросы участников, а только следит за выполнением правил, особенно за голосованием.Время на игру: 20 – 25 минут. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 – 18 минут, если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании, надо поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что экипаж разбился, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему мнению.

    Рефлексия.Участники отвечают на вопросы:1. Что нового для себя узнали во время тренинга.2. Какие полученные навыки можно использовать в своей педагогической деятельности.3. Что нового педагоги хотели бы услышать от психолога на следующем тренинге.

     

    nsportal.ru


    Смотрите также