Тренинг на сплочение группы 6-8кл. Упражнение вавилонская башня


Вавилонская башня — Летний лагерь

A 509e2344.jpg

Для начала необходимо разбить группу на две команды. Делать это рекомендуется следующим образом. Вы сами выбираете двух человек, у которых, на Ваш взгляд, неплохо с коммуникативными способностями и просите их вслух на время игры побыть Капитанами команд. После этого они идут по тренинговой комнате и набирают в команды нужных им людей. Сделать это нужно так, чтобы членов команд было поровну.

Попросим команды занять свои места (в противоположных углах тренинговой команды стоят по столику и нужное количество стульев). Команды расходятся, усаживаются, и Вы сообщаете, что с этой минуты они не должны говорить по-русски или на каком-нибудь другом известном языке. Но не возбраняется говорить при помощи жестов, придумывать новый язык, еще какую-либо сигнальную систему. Но Вашу речь участники обязаны понимать по-прежнему. Затем подзовите капитанов команд и вручите им заранее составленные и отпечатанные (или написанные от руки) инструкции. Пусть капитаны прочтут их и сообщат своим командам. Никто из членов команд не должен видеть инструкции, за этим тщательно должен следить Ведущий и помощник. Можно через какое-то время вообще отобрать инструкции у лидеров, убедившись, что лидеры запомнили их. Но, главное, сделайте так, чтобы лидеры не видели при вручении инструкций друг друга, потому что вся прелесть игры заключается в том, что инструкции разные. Каждой команде предлагается выполнить достаточно сложное действие, причем вовлечь в выполнение членов команды соперников. Лидер, прочитавший инструкцию, должен объяс¬нить своей команде, чего же от нее хочет тренер, но на пути встает языковой барьер, поэтому Ведущий должен позаботиться о том, чтобы лидерами на этом этапе игры были выбраны артистичные и сообразительные участники с богатой фантазией и хорошо развитым воображением. Когда участники каждой команды поймут, что должны делать, они будут вынуждены вступить в контакт между собой, чтобы вовлечь участников из другой команды в общее действие. Но наличие различающихся заданий создает сложности, на пути к разрешению которых встает тот же языковой барьер.

Лидеры получают следующие задания для своих команд:

Команда А:

  1. Придумать не менее 6 различных воинских званий, присвоить одно из этих званий каждому из присутствующих, исключая Ведущего и помощника, придумать для всех отличающуюся от современной военную форму и ввести знаки отличия.
  2. Подготовить тренинговую комнату к отражению агрессора.
  3. Организовать банкет по поводу ненападения противника с про¬изнесением двух речей (по 1 мин. каждая), поздравлением участников обороны и вручением медалей. С речами должны выступить по одному человеку от каждой команды.

Команда Б:

  1. Придумать не менее шести моделей модной одежды, превратить одежду каждого в одну из этих моделей.
  2. Организовать демонстрацию этих моделей для воображаемых зрителей.
  3. Организовать банкет по поводу успешно проведенной демонстрации с произнесением не менее двух речей, одну из которых должен произнести представитель команды соперника, с поздравлениями участников демонстрации и вручением подарков. Длительность выступления также не более 1 минуты.

Задания составлены так, чтобы первая их часть была похожа у обеих команд, и участники не сразу догадались бы, что задания у них разные. Однако к концу выполнения первой части заданий участники начинают подозревать, что их дурачат. После выполнения второй части задания это подозрение перейдет почти в уверенность, и от третьей части задания они будут ждать подвоха, но третьи задания очень похожи между собой, что вновь вводит участников в мучительные размышления.

После того, как все задания будут выполнены, предложите командам вновь разойтись по углам, по своим игровым местам, если они к тому времени сохранились (а надо сказать, что после всех действий тренинговый зал иной раз начинает выглядеть более чем странно, и пулеметное гнездо из двух стульев на шкафу еще не самое удивительное!). Вы раздаете им листы бумаги и просите написать русским языком, что же именно выполнял каждый участник, как он понял своего лидера. Затем Вы собираете листки, возвращаете участникам дар речи и предлагаете каждой команде обсудить, какое задание выполняли соперники. За пять минут каждая команда должна прийти к единому мнению в этом вопросе, и сообщить об этом другой команде. На этом игра заканчивается, начинается обсуждение. Обсуждение проводится с использованием видеозаписи (но можно и без нее!). Темой обсуждения является вопрос понимания и взаимопонимания. Что этому мешает и что помогает? В какой момент каждый участник почувствовал, что он понял кого-то? В какой момент участник почувствовал, что его поняли? Вопросы, вопросы... На этом игра и заканчивается.

Игра эта довольно сложная для участников, поэтому проводить ее следует только в сильных группах, способных к импровизации и творчеству. Для облегчения задания можно, например, позволить лидерам сказать по три слова, если Вы видите, что все его попытки объяснить задание ни к чему не приводят.

Обратите внимание на то, чтобы лидеры не догадались сразу о различности заданий. И, наконец, совершенно необязательно давать именно эти задания. Можно придумать другие, простые или сложные, короткие или длинные, исходя из собственного понимания Ведущего, что же именно нужно группе в данный момент.

Все управление игрой ведите через лидеров команд. Если Вы будете часто вмешиваться в игру, участники могут перестать воспринимать лидеров как таковых, что еще более затруднит процесс нахождения общего языка.

Чтобы игра закончилась весело и хорошо, попросите участников, произносящих речь на заключительном банкете, объяснить, что же именно они хотели сказать, какими наградами и за что был премирован каждый лауреат.

Цель: выявление лидеров, приобретение навыков работы в микро группах, сплочение коллектива.

Оборудование: Три набора предметов по одинаковому количеству предметов в каждом. Секундомер.

Содержание: Произвольно отряд делится на 3 микро группы. Каждой группе дается набор предметов, из которых нужно построить башню. Командам дается минута на обсуждении проекта и три мин. на постройку. Оценивается высота строения.

Воспитатель занимает позицию наблюдателя. После первого построения выделяются самые активные ребята, которые зачисляются в жюри. Командам дается еще 2 мин., за которые нужно вновь построить башню. Теперь оценивается оригинальность. Группам предлагается объединиться по две, включая команду жюри. Вновь строится башня. Вновь выявляются лидеры. Итогом игры будет построение общей башни.

summercamp.ru

Конспект тренингового занятия на формирование групповой сплоченности «Мы вместе»

Андреева Юлия Владимировна

ГБУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение»» г. Саратов, педагог-психолог

Тренинговое занятие на формирование групповой сплоченности

«Мы вместе»

Цель: сплочение группы, построение эффективного командного взаимодействия, формирование благоприятного психологического климата. Задачи:

  1. развитие представлений ребенка о возможных способах взаимодействия с окружающими;

  2. совершенствование умения согласовывать свои действия при совместной деятельности с партнерами по команде.

  3. Развитие навыков межполового взаимодействия.

Материалы: маркеры, ватманы, карточки с индивидуальными заданиями, тарелка с водой.

Целевая группа: дети младшего подросткового возраста.

Ход занятия.

1.Ритуал «Приветствие».

Инструкция: «Предлагаю всем участникам встать в круг и передать по кругу поддерживающее рукопожатие».

2. Психологическая разминка «Тарелка с водой по кругу» (5 минут)

Цель: формирование доверия.

Команда садится в круг, все участники закрывают глаза. Одному из членов команды дается в руки тарелка с водой. Тарелка должна пройти по кругу три раза, при этом важно не пролить воду.

- Трудно или легко было передавать тарелку по кругу?

- Что помогло справиться с этим заданием?

- Подумайте, зачем мы играем в эту игру, какой эксперимент над собой проводим, какое новое знание о себе и о других дает игра.

3. Основное содержание занятия

Вначале вспомним притчу:

В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

4.Упражнение «Найди пару» (10 минут)

Цель: установление контакта, сплочение коллектива.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Каждое животное встречается на карточках два раза. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то еще тоже есть карточка с надписью «слон».

Прочтите, что написано на вашей карточке, так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, только нельзя ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговариваясь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

5.Упражнение «Синхронное плавание» (10 минут)

Цель: сплочение, синхронизация работы группы.

Инструкция: «Пары у нас уже образованы. Представьте, что вы плывете по реке. Ваша задача – делать это синхронно, чтобы плыть прямо».

Упражнение выполняется со сменой 2-3 партнеров.

Вопросы для обсуждения:

- С кем удалось добиться синхронности, а с кем нет?

- С чем, по вашему мнению, это связано?

- Может быть, вы добились синхронности со всеми или наоборот ни с кем?

6.Упражнение «Льдина» (5 минут)

Цель: преодоление тактильных барьеров, установление контакта, создание доверительных отношений.

Инструкция: На один лист бумаги (в форме льдины), необходимо поместиться всем участникам.

7.Упражнение «Вавилонская башня» (10 минут)

Цель:развитие навыка невербального общения, умения координировать свои действия, взаимодействовать в команде.

Инструкция: «Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Оно прописано на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Участник не должен его никому показывать. В момент выполнения задания запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. В результате у вас должен получиться какой-то рисунок. Время выполнения задания 5 минут».

Задание:

  1. Башня должна иметь 10 этажей.

  2. Над башней развевается синий флаг.

  3. В башне всего 6 окон.

  4. Вся башня имеет коричневый контур.

Вопросы:

- Трудно ли было выполнять задание?

- Что показалось наиболее трудным?

-Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

8. Упражнение: «Аплодисменты по кругу» (5 минут).

Цель: создание позитивного эмоционального настроя.

Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает тихо хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует вся группа.

9. Подведение итогов (5 минут)

Каждый участник рассказывает о своем самочувствии, настроении, о том, что понравилось и не понравилось ему на этом занятии.

10. Ритуал: «Прощание»

Инструкция: «Встаньте в круг. Возьмитесь за руки, закройте глаза и помолчите одну минуту на одну тему. Откройте глаза и все вместе на 3-4 скажем «Пока».

Список литературы

  1. Анн Л. В. Психологический тренинг с подростками. – СПБ.: Питер, 2008 г. – 278 с.

  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.— 160 с, ил.

doc4web.ru

Тренинг на сплочение группы 6-8кл.

Тренинг на сплочение группы для 6-8 классов

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в данной школе, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Задачи тренинга:

формирование благоприятного психологического климата в группе;

первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

развитие умения работать в команде;

сплочение группы.

Ход тренинга

1-я часть. Знакомство, разминка.

1.Упражнение «Имя и образ».5-7мин.

Ведущий предлагает участникам занятия познакомиться, но не вполне обычным способом, необходимо назвать свое имя и тот образ, с которым оно ассоциируется у самого участника. Например: Наталья - облачко.

2.Упражнение «Я - телесное».5-7 мин.

Ведущий предлагает продолжить знакомство посредствам определения себя на уровне телесности, то есть участникам

предлагается провести параллель между собой и своим телом, какой-то его частью и обосновать свой ответ. Например: Игорь - плечо. На меня можно положиться, я надежный, всегда могу подставить плечо.

3.Упражнение «Вавилонская башня»

Время: 20 минут.

Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения:

Участники приветствуют друг друга, самым необычным способом на их взгляд, после чего каждый называет по цепочке свое имя или как к нему можно обращаться. Далее участники тренинга делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам по правилам не положено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (7-10 минут).

Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?(7-10мин.)

4.Упражнение «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Время: 15 минут.

Ресурсы, листы бумаги.

Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства ( первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

5.Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Разработчик :Педагог – психолог МБОУ гимназии №45 Еликоева А.К.

multiurok.ru

тематические занятия для детей | Учимся играя

Вот и еще одно интереснейшее занятие на очень непростую тему прислала мне Наталья для конкурса. Ей слово: «Здравствуйте, я счастливая мама двух замечательных деток: Надюши (2,5 года) и Данечки (5 месяцев). Мы спешим тоже поучаствовать в конкурсе своего любимого блога. Правда, тема у нас не совсем обычная – «Вавилонская башня». Недавно я подключила к нашим основным занятиям с дочкой изучение Библии, хотя изучением это пока не назовешь, мы просто играем, ну и «учимся играя». Может быть кому–нибудь из мамочек, кто занимается со своими детками иностранными языками, пригодятся наши материалы, для того чтобы рассказать ребенку почему люди говорят на разных языках.

Начали мы наш тематический день на улице, пока младший мирно посапывал в коляске, мы с Надей рассматривали дома и здания, встречающиеся на нашем пути. Поговорили о том, в каком доме живем мы, сколько в нем этажей, вышли к недавно построенным 16-ти этажным домам, сравнили рядом стоящие дома с ними, поговорили о том, что хотя все эти дома очень высокие, но не один из них не достает до неба.

Дóма мы продолжили рассматривать, подготовленные мною заранее, картинки с изображением разных домов (еще для этого прекрасно подойдет комплект карточек от «Умницы» «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДОМА», у нас его к сожалению нет, мы воспользовались детской энциклопедией) и иллюстрации в энциклопедии:

 Дальше я перешла непосредственно к теме нашего занятия, предложила Надюше прочитать в Библии об огромном здании, которое вполне можно было назвать небоскребом. Надя рассматривала картинки в наших детских Библиях (у нас их несколько), а я рассказывала ей историю:

Книга Божья, Библия, рассказывает нам о том, что произошло, когда потоп закончился. Ной, его жена и трое сыновей со своими женами остались на земле. Прошло много лет, семья Ноя росла. Через многие годы на земле стало очень много людей. Все они жили на одной местности и говорили на одном языке.

Эти древние люди были очень разумны. Они умели много, в том числе строить большие дома. Беда в том, что эти люди, стали гордиться своими умениями. Вскоре им показалось, что они вообще могут все без Бога.

И сказали они: «Построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя». Все решили, что это чудесная идея. К тому же, башня покажет, какие они умные и умелые. «Из всех селений будут съезжаться к нам люди» — хвастались они.

И началось строительство. Сначала сделали много кирпичей. Их лепили из глины и обжигали в огне, чтобы сделать твердыми. Потом стали складывать из кирпича прочные высокие стены. Выше, выше, выше становилась стена. «Смотрите, какая чудесная башня, — говорили люди. – Какие мы умные: такую высокую башню строим».

Однажды сошел посмотреть строительство Бог, но Его огорчило, что люди хвастались собой. Господь Бог решил помешать им дальше строить башню. И что же Он сделал? Смешал их языки. Люди стали говорить по-разному и перестали понимать друг друга. Вначале они не поняли, что случилось. И только спустя некоторое время они поняли, что это Бог наказал их за гордость. Строить башню стало невозможно, потому что они не понимали друг друга. И рассеял их Бог по всей земле.

Теперь мы знаем, почему люди в разных странах говорят на разных языках. Бог смешал их давным-давно. Печально, но эти люди огорчили своими делами Господа в древности.

Некоторые люди и сейчас живут так, как будто Бога нет, гордясь своими делами и талантами.

Историю из детской Библии про Вавилонскую башню можно прочитать тут. Еще мы посмотрели на Вавилонскую башню в гравюрах Гюстава Доре.

В данном занятии можно поднять три темы для размышления: гордость, иностранные языки и просто башня. Я специально не останавливалась на чем то конкретном, а старалась в общем рассмотреть это вопрос. Хотя Надя спросила меня в конце рассказа, что такое гордость, мы немного порассуждали и Надя сама пришла к выводу, что это «непослушные люди» (думаю, через годик или два буду поднимать эту тему уже конкретно)

После сидения за книгами, нам захотелось немного размяться, и мы провели небольшую физкультминутку:

Много (руки в стороны) книг (развернуть ладошки) на свете

(изобразить земной шар) есть.

Их нам всех не перечесть (указательным пальцем посчитать).

Но ценнее всех одна (изобразить книгу).

Та, что Богом (руки вверх) нам дана

(Руки вытянуть перед собой, ладошки вверх).

В сердце ты ее храни (сложить руки на груди).

Не бросай (двумя руками бросить что-то),

не мни (представить, что мнем в руках бумагу),

не рви (представить, что рвем лист).

Тех Господь благословит (руки к небу),

Кто святую Книгу чтит (руками изобразить книгу и поклониться).

Затем мы пошли сами строить (и разрушать) башни:

 Еще ходить по ним и прыгать:

Пока Надя строила башни, я прочитала ей два стихотворения:

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

Однажды придумалось людям

Высокую башню построить,

Мечтали: «Мы славными будем…»

Увы, зазнаваться не стоит:

Смешал языки им Творец –

Строенью пришёл конец.

А если и мы гордимся,

Скажите, куда мы годимся?

ПРО ГЛЕБА

Глеб считал себя умнее,

И сильней и краше всех,

Он хвалился: «Все умею,

Там, где я – всегда успех.

Я красив и очень ловкий,

И в учебе я силен,

А могу без тренировок

Прыгать, словно чемпион».

Он сказал, а рядом лужа

На дороге разлилась,

Прыгнул Глеб не так, как нужно,

И упал позорно в грязь.

Гордеца подняв из лужи,

Дед учил его, любя: «Не гордись, иначе будет

Грязь на сердце у тебя».

А еще мы строили и ломали башню под английскую песенку «Stacking fun» (мы с Надей как то ходили немного заниматься в школу Helen Doron, и она очень любит эту песенку).  Дальше наступило время мультфильмов, вот такой мы посмотрели.

Наше творчество тоже было посвящено башням. Одну мы разукрашивали мелками.

 Вторую вырезали и клеили, предварительно разукрасив фон:

А эту дома Надя предложила сделать сама, у меня этого не было в планах. На днях я вырезала карточки к одной настольной игре и у меня остались обрезки от картона, Надя разрезала полоски на квадраты и клеила «небоскребы» (очень ей это слово понравилось и запомнилось), а одну полоску ей было уже лень разрезать, поэтому она так ее приклеила, ну и конечно же любимый в последнее время фон губкой.

 Вечером папе тоже достался кусочек нашего тематического занятия. Вот какие башни папа, Надя и Даня настроили:

И даже еще нарисовали: папа рисовал, а Надя обводила.  А тут где папин, а где Надин квадрат не поймешь.

   На ночь папа прочитал рассказ про гордость «Приветливый щенок».

Вот такой насыщенный денек у нас получился, нам очень понравился, надеюсь, и наш рассказ вам тоже пригодиться.»

__

Наталья, спасибо вам за участие в конкурсе и за ваш день!

Вам будет интересно:

earlystudy.ru


Смотрите также