Урок по русскому языку в 4 классе МКОУ "Чаган-Узунская СОШ им.П.И.Оськиной" "Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах. ". Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов 4 класс


урок русского языка в 4 классе "Правописание гласных и согласных в корне слова"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №66 г. о. Самара

Технологическая карта по русскому языку

4 класс

Предмет: русский язык.

Класс: 4 Б

УМК: «Перспектива».

Тема урока: Правописание гласных и согласных в корне слова.

Цели:

• формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил;

• развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

• осуществлять межпредметные связи;

• воспитывать аккуратность в записях, дружеские отношения в коллективе.

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие.

Средства обучения (оборудование): презентация Power Point к уроку по заданной теме, колонки, ноутбук, проектор, учебник Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык 4 класс, 1 ч.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить и проверять орфограммы в корне слова, распознавать однокоренные слова

Этап урока

doc4web.ru

Формы работы

(деятельность учителя)

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение деятельности (орг. момент). Цели этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установление тематических рамок.

Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы ее понимаете?

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

Узнаем что-то новое.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

II. Актуализация опорных знаний. Цели этапа: повторить изученные орфограммы,

стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме,

выявить уровень умения делить слова на группы.

На доске записано предложение.

В городке стоит грустная зима.

1. Учитель: Прочитайте запись. Что можете сказать?

Какие задания можете предложить к этому предложению?

А сейчас догадайтесь, какую букву будем писать на чистописании. Это «хитрая» гласная и обозначает два звука. Какая это гласная и в каком слове предложения она находится?

Чистописание

Вернемся к предложению. Запишите предложение в тетрадь, поставьте в словах ударения, подчеркните орфограммы и выделите корень.

Проверка.

Что интересное подметили? (В случае затруднения задать подводящие вопросы: какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся эти орфограммы?

- Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы в корне слова? (При затруднении задать вопрос: какие правила нужно знать?).

Дети: Это предложение.

- По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.

Распространенное

Дети: Разобрать по членам предложения.

- Определить части речи.

- Поставить в словах ударения.

- Разделить слова на слоги и т.д Гласная я в слове грустная..

Написание безударных гласных в корне слова.

- Написание слов с сомнительной согласной в корне слова.

- Написание слов с непроизносимой согласной в корне слова.

Классифицировать слова по группам.

Личностные:

проявлять интерес к изучению темы.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

III. Открытие новых знаний.

Цели этапа: актуализировать знания о правописании орфограмм корня.

Постановка проблемы.

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трех случаев?

Попробуем сформулировать цель урока.

Сегодня мы повторим написание слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова и попытаемся сформулировать общее правило для всех трех случаев.

На доске записаны слова.

Рыбка, солнце, звездный, лесник, сказка, тянули, зуб, вестник, грибник.

Прочитайте слова, подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам. Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень (один ученик работает у доски).

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Проверка.

Почему именно так распределил слова в группы?

Вспомним цель урока.

Сравните три правила. Что интересное заметили?

О безударных гласных.

- О непроизносимых согласных.

- Об однокоренных словах.

- О написании парных согласных.

Познавательные:

выбор оснований и критериев для классификации объектов

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

проверять результат выполненного задания.

Коммуникативные:

формулировать монологическое высказывание.

IV. Первичное закрепление. Цели этапа:

находить и проверять орфограммы корня.

Работа с учебником.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Личностные:

готовность к сотрудничеству.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

V. Физкультминутка.

Слайд 8

Тренажер для глаз «Аквариум»

Смотрят на слайд и выполняют упражнение для глаз.

VI. Самостоятельная работа. Цели этапа: проверить результат выполненного задания; формулировать монологическое высказывание.

Самостоятельная работа на разноцветных карточках по выбору учащихся.

Исправь ошибки в тексте.

На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой.

Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово.

обу(в, ф)ка _______________ прин(е, и)сти ______________

пя(д, т)кА ________________ остро(в, ф)ки ______________

п(е, и)чурка ______________ гиган(?)ский ______________

ненас(?)ный ______________ грус(?)ный ________________

выг(а, о)нять ______________ сн(и, е)жинка ______________

Образовать от имен существительных однокоренные слова прилагательные и глаголы. Выделить корень.

существительные прилагательные глаголы

грусть _____________ ____________

зелень _____________ ____________

синева _____________ ____________

веселье _____________ ____________

мороз _____________ _____________

звонок _____________ _____________

Проверка. Дети собираются в группы по цветам карточек, обсуждают выполнение задания. По одному человеку от каждой группы выходят для проверки к доске.

Самостоятельно работают по карточкам.

Владеть общим приемом решения предложенных задач.

Личностные: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

VI. Рефлексия деятельности.

Цели этапа: научить:

соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат своей деятельности.

оценивать результат учебной деятельности.

Учитель: Давайте подведем итог урока.

- Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»?

- Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое?

- Какие трудности возникли?

- Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова?

Учитель: Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

Домашнее задание

С. 103, упр. 176

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Урок по русскому языку в 4 классе МКОУ "Чаган-Узунская СОШ им.П.И.Оськиной" "Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах. "

Урок22

Тема урока: Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах.

Дата: 10.10.2017г

Учебник, с. 60–61.

регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

Личностныерезультаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.

Оборудование

  • Проектор, презентация к уроку,

  • учебник Русский язык для 4 класса общеобразовательных учреждений авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2015 г.,

  • Карточки, ребусы.

Технологическая карта урока

Формируемые способыдеятельности

учащегося

I. Организация начала урока.

Эмоциональный настрой на урок.

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята!

--Сегодня у нас необычный день.

На уроке присутствуют гости.

Порадуйте меня, одноклассников, гостей своими успехами.

На части не делится солнце лучистое.

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить .

Предлагаю вам подарить друг другу улыбки. Молодцы, ребята!

Откройте тетради .Запишите число, классная работа .

- Всем, кто будет писать грамотно и красиво, я буду очень благодарна.

Прочитайте девиз нашего урока:

С маленькой удачи начинается большой успех.

- Обьясните, как вы понимаете эти строки.

– Желаю вам суметь постигнуть тайны великого русского языка!

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Проговаривают и рассуждают девиз урока.

Приниматьи сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Спишите буквосочетания, продолжив закономерность.

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и пословицу.

Уу уч чу

Чудесный чувство учеба

Улыбка никому не вредит.

Выделять

существенную

информацию из текста. Выдвигать

гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Работа в парах.

- Возьмите конверты. Прочитайте слова

-На какие группы можно разделить эти слова?

- Прочитайте слова и назовите орфограммы

infourok.ru

Урок русского языка в 4 классе "Правописание гласных и согласных в корне слова".

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №66 г. о. Самара

Предмет: русский язык.

УМК: «Перспектива».

Тема урока: Правописание гласных и согласных в корне слова.

• формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил;

• развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

• воспитывать аккуратность в записях, дружеские отношения в коллективе.

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие.

Средства обучения (оборудование): презентация Power Point к уроку по заданной теме, колонки, ноутбук, проектор, учебник Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык 4 класс, 1 ч.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить и проверять орфограммы в корне слова, распознавать однокоренные слова

kopilkaurokov.ru

Этап урока

Формы работы

(деятельность учителя)

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение деятельности (орг. момент). Цели этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установление тематических рамок.

Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы ее понимаете?

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

Узнаем что-то новое.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

II. Актуализация опорных знаний. Цели этапа: повторить изученные орфограммы,

стимулировать эмоционально-ценностное отно­шение к проблеме,

выявить уровень умения делить слова на группы.

На доске записано предложение.

В городке стоит грустная зима.

1. Учитель: Прочитайте запись. Что можете сказать?

Какие задания можете предложить к этому предложению?

А сейчас догадайтесь, какую букву будем писать на чистописании. Это «хитрая» гласная и обозначает два звука. Какая это гласная и в каком слове предложения она находится?

Чистописание

Вернемся к предложению. Запишите предложение в тетрадь, поставьте в словах ударения, подчеркните орфограммы и выделите корень.

Проверка.

Что интересное подметили? (В случае затруднения задать подводящие вопросы: какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся эти орфограммы?

- Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы в корне слова? (При затруднении задать вопрос: какие правила нужно знать?).

Дети: Это предложение.

- По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.

Распространенное

Дети: Разобрать по членам предложения.

- Определить части речи.

- Поставить в словах ударения.

- Разделить слова на слоги и т.д Гласная я в слове грустная..

Написание безударных гласных в корне слова.

- Написание слов с сомнительной согласной в корне слова.

- Написание слов с непроизносимой согласной в корне слова.

Классифицировать слова по группам.

Личностные:

проявлять интерес к изучению темы.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

III. Открытие новых знаний.

Цели этапа: актуализировать знания о правописании орфограмм корня.

Постановка проблемы.

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трех случаев?

Попробуем сформулировать цель урока.

Сегодня мы повторим написание слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова и попытаемся сформулировать общее правило для всех трех случаев.

На доске записаны слова.

Рыбка, солнце, звездный, лесник, сказка, тянули, зуб, вестник, грибник.

Прочитайте слова, подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам. Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень (один ученик работает у доски).

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Проверка.

Почему именно так распределил слова в группы?

Вспомним цель урока.

Сравните три правила. Что интересное заметили?

О безударных гласных.

- О непроизносимых согласных.

- Об однокоренных словах.

- О написании парных согласных.

Познавательные:

выбор оснований и критериев для классификации объектов

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

проверять результат выполненного задания.

Коммуникативные:

формулировать монологическое высказывание.

IV. Первичное закрепление. Цели этапа:

находить и проверять орфограммы корня.

Работа с учебником.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Личностные:

готовность к сотрудничеству.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

V. Физкультминутка.

Слайд 8

Тренажер для глаз «Аквариум»

Смотрят на слайд и выполняют упражнение для глаз.

VI. Самостоятельная работа. Цели этапа: проверить результат выполненного задания; формулировать монологическое высказывание.

Самостоятельная работа на разноцветных карточках по выбору учащихся.

Исправь ошибки в тексте.

На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой.

Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово.

обу(в, ф)ка _______________ прин(е, и)сти ______________

пя(д, т)кА ________________ остро(в, ф)ки ______________

п(е, и)чурка ______________ гиган(?)ский ______________

ненас(?)ный ______________ грус(?)ный ________________

выг(а, о)нять ______________ сн(и, е)жинка ______________

Образовать от имен существительных однокоренные слова прилагательные и глаголы. Выделить корень.

существительные прилагательные глаголы

грусть _____________ ____________

зелень _____________ ____________

синева _____________ ____________

веселье _____________ ____________

мороз _____________ _____________

звонок _____________ _____________

Проверка. Дети собираются в группы по цветам карточек, обсуждают выполнение задания. По одному человеку от каждой группы выходят для проверки к доске.

Самостоятельно работают по карточкам.

Владеть общим приемом решения предложенных задач.

Личностные: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

VI. Рефлексия деятельности.

Цели этапа: научить:

соотносить полу­ченный результат с поставленной це­лью;

оценивать резуль­тат своей деятельно­сти.

оценивать резуль­тат учебной деятель­ности.

Учитель: Давайте подведем итог урока.

- Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»?

- Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое?

- Какие трудности возникли?

- Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова?

Учитель: Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

Домашнее задание

С. 103, упр. 176

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание гласных и согласных в корне слова"

  • Тема урока: Правописание гласных и согласных в корне слова

  • Орг. Момент.

  • Вот звонок веселый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

Пора работать начинать. Сядьте красиво.

II Постановка темы и цели

Вот вопрос какой стоит.

Чтоб ответ вам получить

Надо эту задачу решить.

- На слайде отрывок стихотворения Н. Некрасова. Николай Алексеевич Некрасов жил в 19 веке и написал много замечательных произведений. Он очень любил Россию, её природу. Был гражданином и патриотом своей страны.

- Прочитайте:

Поздняя осень. Грачи улетели. СЛАЙД

Лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она.

- О чем вы прочитали? (об осени)

- Все ли слова вам понятны? (обнажился, сжата)

- Что значит выражение обнажился лес? (стал нагим, голым, без листьев)

- А что значит слово сжать? (сжать пальцы в кулак, собрать урожай хлебных культур).

- Как называются слова, одинаковые по написанию, но разные по значению? (Слова – омонимы)

- Назовите слово омоним. Ребята, у Ф. Сычкова есть замечательная картина «Жатва». Раньше хлеб сажали полосками, а когда он поспевал, собирали урожай при помощи серпа – ручного орудия в виде изогнутого ножа).

- Назовите орфограммы в корне слова.

- Какие орфограммы в корне слова встретились вам при выполнении задания? (Безударные гласные и согласные)

- Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать? (над правописанием гласных и согласных в корне )

- С какими правилами мы сегодня будем работать?( Безударные гласные в корне ЩЕЛЧОК

, непроизносимые согласные в корне, ЩЕЛЧОК

парные согласные ) ЩЕЛЧОК

- Вы сами подсказали тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока ……. (открыть доску). ЗАКРЫТЬ экран

- Какую цель ставим? (Научиться правильно писать безударные гласные и согласные в корне).

3. Актуализация знаний

И записали дату в них.

Нет, стоп! Проверьте-ка сначала,

Как положили вы мне их.

Пряма ли спинка?

Чтобы ручка свой конец направила в плечо.

Поставьте ноги все на место.

Готовы. Пишем хорошо.

( запись даты).

- Сейчас будет словарный диктант.

1. Словарный диктант. СЛАЙД

- Прочитайте. Отгадайте.

- Запишите слова - значения:

- Дима, читай первую загадку:

Невзрачен, кругл и невелик, У дверей он жить привык. Чуть нажмешь – поднимет крик.

- Отгадайте. (Звонок) ЩЕЛЧОК

- Запишите отгадку.

- Теперь прочитайте вторую и напишите отгадку.

В птичник повадится – жди беды. Рыжим хвостом заметает следы.

- Кто это? (лисица) ЩЕЛЧОК

- Читайте третью загадку:

Сок из цветков она берёт и в сотах копит сладкий мёд.

- Отгадали? (пчела) ЩЕЛЧОК

- Запишите отгадку.

- Читайте следующую:

Эту сказку ты прочтёшь. Тихо, тихо, тихо. Жили - были серый ёж и его …..

- Кто это? (ежиха) ЩЕЛЧОК

- Записывайте.

- Читайте следующую:

Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель) ЩЕЛЧОК

- Пишите.

- Читайте дальше:

Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки.

- Что это? (Ягода) ЩЕЛЧОК

- Запишите.

- Читайте следующую загадку:

Ног нет, а хожу; рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать.

- А это что? (Часы) ЩЕЛЧОК

- И последнюю загадку читайте:

Где так бывает: человек стоит, а лестница шагает.

– Что это? (Метро) ЩЕЛЧОК - закрытьэкран

Поверка словарного диктанта.

- Поменяйтесь тетрадями. ( Работа в парах). Проверьте. Верните.

- Подчеркните орфограммы в корне слова и

- проверьте, подобрав проверочные слова.

- Ко всем ли словам подбираются проверочные?

- На какие две группы можно их разделить,

Ответ прошу обосновать,

Свою точку зрения доказать? ( Проверяемые гласные в корне и непроверяемые гласные в корне) СЛАЙД ЩЕЛЧОК, ЩЕЛЧОК

- Какие слова в первой группе?

- (с проверяемой безударной гласной в корне:

звонок лисица пчела ежиха часы. ) ЩЕЛЧОК

- Как проверить безударную гласную в корне? (Надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы безударная гласная была под ударением)

- Какие слова во второй группе? ЩЕЛЧОК

(С непроверяемой безударной гласной в корне слова:

картофель ягода метро ). ЩЕЛЧОК

- Правописание таких слов нужно запомнить. ЗАКРЫТЬ ЭКРАН

2. Работа над предложением.

На доске:

Леб.ди стадом л.тели из х.лодной ст. р.ны в тёплые земли.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

- Разберите предложение по членам. Подчеркните главные члены предложения.

- На доске выполнит эту работу …..

- Проверьте с доской.

3. - А сейчас мы поиграем. Игра «Покажи и докажи»

- У вас на столах лежат сигнальные карточки, работайте ими.

- Ребята, проверять – доказывать будем по цепочке.

Итак, первое слово: СЛАЙД

м…сленка

- показываем карточки.

- доказывает Дима. ЩЕЛЧОК

см…льчак

- показывайте букву, которую вставляете. Доказывает Дана. ЩЕЛЧОК.

др…жать ЩЕЛЧОК

в…твистый ЩЕЛЧОК

в…шнёвый ЩЕЛЧОК

д…р…гой ЩЕЛЧОК

з…л…неть ЩЕЛЧОК

кр…чать ЩЕЛЧОК

б…р…да ЩЕЛЧОК

- Так как же проверить безударную гласную в корне слова? (безударная гласная в корне проверяется ударением). ЗАКРЫТЬ экран

Физкультминутка

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть – чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем,

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх. Назад прогнулись,

Сейчас сделаем наклоны…

Раз, два, три, четыре, пять

Теперь держим спинки ровно,

На месте будем мы шагать.

Тихо все за парты сядем

И закроем глазки

Вспомним все, что повторяли

Без моей подсказки.

Работа с парными согласными. СЛАЙД

- Прочитайте.

И у берё.ки сле. ки текут, когда с неё кору дерут. Самая лё . кая доро . ка та – которую уже прошёл. Карто . ка поспела – берись за дело. Ры . ка мелка – да уха сла . ка.

- Что вы прочитали? (Пословицы)

-Выпишите слова с пропущенными буквами и вставьте буквы.

- Орфограммы подчеркните.

- Какие слова выписали? Прочитайте.

- Проверяем по цепочке.

(Берёзки, ЩЕЛЧОК

слезки, ЩЕЛЧОК

лёгкая, ЩЕЛЧОК

дорожка, ЩЕЛЧОК

картошка, ЩЕЛЧОК

рыбка, ЩЕЛЧОК

сладка). ЩЕЛЧОК ЗАКРЫТЬ ЭКРАН

- Как вы их проверили? (подобрали такое однокоренное слово, в котором после согласной стоит гласный или Н, Л)

-Вывод: какое правило применяли? (Чтобы проверить парный согласный в корне, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный или н, л)

Работа с непроизносимыми согласными.

- Замените имена прилагательные в словосочетаниях словом – синонимом.

- Вспомните, что такое слова – синонимы? (слова, близкие по значению)

- Пишите под диктовку

- Запишите слова – синонимы.

- Начинаем писать с большой буквы с красной строки через запятую

Печальный рассказ - ( грустный).

Знаменитый писатель - ( известный).

Весёлый народ - ( радостный).

Удачная находка - (счастливая).

Хмурые дни - (ненастные) . - А теперь замените существительные

Шумное торжество - ( праздник).

Яркое светило - (солнце).

- Ребята, такие вы слова записали? Проверка с экрана. СЛАЙД

- Если вы допустили ошибку, то поставьте запятую и допишите правильные слова.

- Какие непроизносимые согласные вам встретились? (л, д, т).

- А теперь назовите проверочные слова. ЗАКРЫТЬ экран

-Вывод, как проверить? (Надо подобрать однокоренное слово, чтобы чётко был слышен непроизносимый согласный)

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр.75.

Выполните Упр. 133.

- Посмотрите его глазками.

- Какие три правила мы сегодня повторяем?

- Прочитайте жирный шрифт.

- А теперь прочитайте, что общего между тремя правилами? Подсказка – слова, записанные посередине трёх правил.

( 1)Учат правописанию корня; 2 способа проверки: изменяем или подбираем однокоренное.)

- А в чём различие этих правил? ( Тем как мы проверяем орфограммы.) (Безударные гласные в корне проверяются ударением, а согласные – после согласной должен стоять гласный или подбирается однокоренное слово, чтобы чётко был слышен проверяемый согласный)

- Ребята, каждый из вас получит оценку за правильно выполненный и грамотно составленный текст.

Дифференцированная работа по карточкам.

- Из слов каждой строчки составьте предложение. Запишите.

Всё, греет, солнышко, реже, осеннее. Стоит, грустный, лес, лиственный. Ветер резкий, голые, качает, осенний, кусты. Всюду, и, слякоть, грязь. Холодно.

- Подчеркните орфограммы.

- Сверьте как должно быть. (по слайду) (Самопроверка) СЛАЙД

- Получился у нас текст?

- Почему? (предложения связаны друг с другом по смыслу). Закрыть экран

- А можно его озаглавить? ( )

- Заголовок – это тоже признак текста.

- О чём этот текст? (о признаках осени).

- Продолжите этот текст устно. Придумайте ещё предложения. ( )

- Кто может рассказать стихотворение про осень.

Итог урока.

- Какую цель ставили в начале урока? (Научиться правильно писать безударные гласные и согласные в корне слова)

- Прочитайте записку, которую написала дочка маме.

Мама, я пошла примирять платье. СЛАЙД

- Когда она возвратилась домой, мама, смеясь, спросила её

«С кем же твоё платье поссорилось?» закрыть экран

- Какая ошибка была в записке? ( )

- Чего не знает девочка? (правила )

Рефлексия урока.

- А вы знаете? Оцените свою работу на уроке. (смайликами)

Домашнее задание:

- Дома выполните Упр. 135. (Выбрать нужно правильную букву из скобок, применяя изученные правила).

18

kopilkaurokov.ru

Правописание гласных и согласных в корнях слов; удвоенных согласных в словах.

Цель деятельности учителя:

 - способствовать усвоению учащимися темы: «Правописание гласных и согласных в корнях слов; удвоенных согласных в словах»;

- развивать умение находить изученные орфограммы в корне  слова;

- развивать умение проверять и объяснять написание слов с изученными  орфограммами  в корне слова.

Просмотр содержимого документа «4 класс Тема урока: Правописание гласных и согласных в корнях слов; удвоенных согласных в словах.»

4 класс

Тема урока: Правописание гласных и согласных в корнях слов; удвоенных согласных в словах.

Цель деятельности учителя:

- способствовать усвоению учащимися темы: «Правописание гласных и согласных в корнях слов; удвоенных согласных в словах»;

- развивать умение находить изученные орфограммы в корне слова;

- развивать умение проверять и объяснять написание слов с изученными орфограммами в корне слова.

Тип урока: Повторение изученного материала.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся находить изученные орфограммы в корне слова;

проверять и правильно записывать слова с изученные орфограммами в корне слова.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Оценивают совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: строят сообщения в устной форме; осуществляют анализ объекта. Используют знаково-символические средства для решения учебных задач.

Коммуникативные: принимают различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; осознают личную ответственность за результатаы учебной деятельности.

Оборудование: учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» ч.1, Е.М.Тихомирова «Тесты по русскому языку» к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» ч.1, электронное приложение к учебнику, компьютер, проектор, экран, толковый словарь.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Адаптационный этап

Организация деятельности учеников, создание проблемы.

Проверяю подготовленность учеников и их рабочих мест.

Начнем с зарядки.

Это зарядка для тела.

А что служит зарядкой для ума? Итак, вам надо разгадать загадки и правильно записать отгадки. Чтобы определить тему урока, вам надо будет не ошибиться.

Время года, следующее за летом.

От него зависит смена времен года.

Дерево, которое является символом России.

Дерево с дрожащими листьями.

Антоним к слову радостно.

Про нее можно сказать «пожухлая».

Какой темой объединены эти слова? (Осень)

Составьте 1 красивое предложение с однородными членами, используя эти слова.

На какие группы можно разбить эти слова?

(с безударным гласным; парным согласным; непроизносимым согласным в корне слова).

Проверка готовности к уроку

Запись слов

Выделяют корень.

Работа в парах (взаимопроверка)

На доске с обратной стороны записаны эти слова с выделенными корнями.

Лучшее предложение записывают. 1-на доске; разбор по членам, схема.

2. Основной этап.

Найдите значение слова орфография в словаре.

Почему я попросила вас это сделать?

Какие же орфограммы мы сегодня будем отрабатывать?

Что мы знаем по этой теме? (правила)

Что умеем? (находить эти слова, проверять их)

Что хотим узнать?

Почему на последний вопрос я не написала ответ?

А сейчас я хочу проверить, как вы на практике можете применить свои знания.

Работа по учебнику. Упр.№96.

1.Прочитайте данные слова.

2.Запишите их (работа в парах).

3.Проверка с комментированием орфограмм.

С этим заданием вы справились. А сейчас я вам предлагаю решить задачу потруднее.

Вот вам слова: пос.деть; прим.рять;

м.чи; ; отв.рю; пол.скать, зак.лю.

Сколько слов здесь записано? Почему?

Я предлагаю вам объединиться в группы и решить данную орфографическую задачу (по 2 слова).

Вывод. Кто сможет сделать вывод? (написание букв зависит от смысла словосочетания)

Записываем словосочетания: посидеть у реки; поседеть от горя; примирять друзей; примерять платье; острые мечи; футбольные мячи; отварю картофель; отворю дверь; поласкать ребенка; полоскать белье; заколю волосы; закалю здоровье.

Работают со словарем.

Проговаривают правила с примерами.

Решают созданную проблему.

Чтение слов цепочкой.

Работа в парах

Выступают с решением проблемы. 3 капитана по очереди объясняют свое решение.

3. Первичное закрепление знаний.

А сейчас работаем по компьютеру.

Сначала вставляем пропущенные буквы, а затем списываем предложения.

Найдите в этих предложениях еще одну изучаемую нами орфограмму. (медленно, аккуратно) Подчеркните эти слова.

Какая часть речи?

Где вы можете найти такие слова? (в словарях)

Работа по компьютеру.

Записывают предложения.

Работают в парах. Решают проблему.

4.Творческий этап.

Каждой группе было дано задание. Надо было придумать слоган или небольшое стихотворение. Тема: «Знай и выполняй правила русского языка!»

Добрые советы.

Чтение слоганов.

5.Контроль и коррекция.

Предлагаю вам тест по теме «Состав слова», чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему.

6. Рефлексия.

Фиксирование достижения поставленной цели и планирование дальнейших действий.

Вернемся в начало урока.

Вспомните, как мы решили проблемную ситуацию.

Что узнали?

Для чего надо знать эту тему?

Я оценю вашу работу сегодня фразеологизмом.

( в этом фразеологизме присутствует волшебное число)

Вы у меня сегодня … (Семи пядей во лбу).

Я научился … Я повторил … Я узнал … Другое мнение

7.Домашнее задание

Упр.105

multiurok.ru

Урок по русскому языку в 4 классе МКОУ "Чаган-Узунская СОШ им.П.И.Оськиной" "Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах. "

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату

Работа по учебнику (упражнение 99)

– Прочитайте. В каком предложении выражена тема поэтических строк?

– В каком предложении выражена главная мысль?

– Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

– Выполните звуко-буквенный разбор слова «поля».

– Прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных» о происхождении слов

– «Грустную думу наводит она…»

– «Поздняя осень»

VI. Дальнейшая работапо закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Игра «Доскажи словечко»

– Отгадайте слово и запишите его.

Есть спортивная игра,В её названии два Ю.Играя, клюшкой шайбу бей Игра известная … (хоккей).

С мамой в магазин ходили,Для занятий всё купили.За ластик, ручку, пастуНесу я деньги в … (кассу).

Потрудился я вчера,Голова болит с утра.И чихаю, и охрип,У меня, наверно … (грипп).

В середине, по бокамЦветы и липы тут и там.Идти нам веселееПо липовой … (аллее).

По долинам, по оврагамМчит широкая дорога.И она, как знают все,Называется … (шоссе).

Где доска и парты есть,Чтоб всем детям сразу сесть?Это в школе есть у нас,Это наш просторный … (класс).

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Выполняют задание в карточках.

Пониматьна слух ответы учащихся. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату

Разгадывание ребусов

Работа в группах.

hello_html_m7eb77bf6.png

hello_html_4298daf.png

hello_html_m2e3ee580.png

Разгадывают ребусы и записывают в тетрадь.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С какой орфограммой познакомились на уроке?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действий по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечаютна вопросы. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет.

Продолжают высказывания:

• У меня получилось…

• Я научился…

• Сегодня на уроке я смог…

• Урок дал мне для жизни…

• За урок я…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 98 третий столбик. Составить рассказ с использованием слов с удвоенными согласными

Спасибо, ребята, вам всем за урок,

Пусть все эти знанья будут вам впрок.

Теперь говорю я вам всем “до свидания”,

Окончен урок. Спасибо за вниманье

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Приложение 1

Работа над словами с непроверяемым написанием

ПАССАЖИР – человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или ином виде транспорта. Слово «пассажир» образовано от французского ПАССАЖ – «проезд». ПАССАЖИР – ПАССАЖ = «проезд».

infourok.ru

Разработка урока по русскому языку на тему 'Правописание гласных и согласных в корне слова' (4 класс)

Русский язык 4 класс

Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.

Цель: 1) развивать умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне

2) познакомить с правописанием слов непроверяемыми орфограммами

3) воспитывать у детей внимательность, самостоятельность и активное участие на уроке.

Оборудование: мультипроектор, перфокарта, компьютер.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

1.Проверка готовности к уроку

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Надеюсь, все готовы к уроку!

I I. Актуализация опорных знаний

-Какое время года наступило?

-Какие осенние месяцы вы знаете?

-Какие изменения происходят осенью в природе?

(Перелётные птицы улетают на юг. Пожелтели листья. Дни стали короче, а ночи длиннее.)

-Молодцы.

I I I. Формирование новых знаний и умений

Слайд 1 Картина Левитан «Золотая осень»

- Посмотрите на экран. Какое время года на картине? (На картине осень)

- Что вы видите? (Деревья)

-Какого цвета листья? (Красные, желтые, оранжевые)

- Нравится картина? (Да)

- Какие слова можно подобрать к этой картине?

Слайд 2 Ос…нь, со..нце, грус..но, бере…ки, п…ля, р…ка.

- Какие буквы пропущены? Почему?

- Слышатся неправильно

- Попробуем восстановить пропущенные буквы. (Ответ детей)

Слайд 3

- Давайте проверим ваши ответы

  1. Осень - осенний

  2. Солнце - солнечный

  3. Грустно - грустен

  4. Березки - береза

  5. Поля - поле

  6. Река - реки

1,5,6 - подобрали слово с ударением на е (на о, на е) (безударном гласном)

2,3 - непроизносимый согласный - превратился в произносимый

4 -перед глухим к з слышится как с (сомнительный согласный рядом с гласным)

Вывод: Мы вспомнили правописание таких слов. Теперь вспомним правила.

Слайд 4

1.Чтобы правильно написать слово с безударным гласным в корне (а, о, и, е, я) нужно изменить слово так, чтобы безударный стал ударным (пятерка - пять, моряк - море)

- Знакомо правило? (да)

Слайд 5

2. Чтобы правильно написать слово с глухим или звонким согласным в корне, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: поезд - поезда, мягкий - мягок.

Слайд 6

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо: звездный - звезда.

В словах чудесный, опасный непроизносимого согласного нет. Проверочные слова: чудеса, опасен.

Физкультминутка

- Откройте тетради. Запишем число.

Слайд 7

Одиннадцатое сентября.

Классная работа.

Для красивого и правильного письма напишем слово осень.

-В слове осень слышится звук и, но пишется буква е. Проверочное слово - осенний

I V. Закрепление знаний и умений.

- Откройте книги, страница 20, упражнение 34.

1.Прочитайте текст про себя. Подумайте, какие буквы пропущены и подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Беседа с учениками.

- О чём текст?

-Какие слова помогли это определить?

-Какие слова не знаете?

3. Слайд 8 Словарная работа

Поблёкшие-тоныкланган,төссезләнгән

Зацветающие-чәчәк атып торучы

Увядание-шиңү, сулу

Расцвет-чәчәк ату

4. Какие противоположные по смыслу слова вы встретили?

-А теперь этот текст прочитает …….. .

-Какие буквы вы вставили? Давайте вместе проверим.

Слайд 9

В…сна - весна, ос…нь - осень, з…лёная - зелёная, тр…винка - травинка, цв…ты - цветы, со…нце - солнце, х…лодный - холодный, т…шина - тишина.

-Какое слово нужно подобрать, чтобы правильно написать слово?

(устно подбирают проверочные слова)

-Теперь откройте тетради и спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните пропущенные буквы, которые вы вставили.

5. Упражнение 36 (стр.21). А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Возьмите перфокарты, вместо точек вставьте пропущенные буквы.

- Теперь, ребята, поменяйте перфокарты друг с другом, возьмите карандаши и проверьте по слайду.

Слайд 10

тяжёлый лёгкий честный

почтовый скользкий поздний

воздушный отгадка звёздный

позвонил улыбка ошибка

-Подберите проверочное слово.

Физкультминутка

- Теперь на доске по цепочке напишем словарный диктант. (К доске выходит Дилюс…..)

Осень, тишина, жёлтый, солнце, холодный, поздний.

(При допущении ошибки ,подбираем проверочные слова) -Какое слово нужно подобрать?

- Давайте проверим, правильно ли написали?

Упражнение 37 (стр. 22)

-Прочитайте стихотворение про себя.

-О чём говорится в стихотворении? (об осени)

-Стихотворение прочитает Стас.

-Найдите слова, правописание которых нужно проверить.

Слайд 11

Бедный-беден

Сад-сады

Пожелтелые-жёлтые

Красуются-красит

Долин-дол

V. Итог урока Рефлексия

  1. -Мы разобрали, как нужно написать трудные слова в данном упражнении, на следующем уроке нужно будет написать это стихотворение по памяти.

А теперь откройте дневники и напишите домашнее задание.

Упр.37, стр.22 (письмо по памяти)

  1. Обобщение урока

-Что мы сегодня делали на уроке? (подбирали проверочные слова)

-С какой темой познакомились? (Правописание гласных и согласных в корне слова)

3. Оценка знаний учащихся

-Сегодня на уроке ….. принимали активное участие, им я поставлю «5».

-Урок окончен, можете идти на перемену.

botana.cc


Смотрите также