Конспект открытого занятия по теме "Твердые и мягкие согласные звуки. Продукты". Упражнение согласные твердые и мягкие


Как различать твердые и мягкие согласные звуки

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда  детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.Всегда мягкие – й, ч, щ.Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

признаки мягких и твердых звуков

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

 

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.

Таблица звонких и глухих звуков

Таблица звонких и глухих звуковМнемонический прием для запоминания глухих звуков:Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):

Задания на тренировку различия парных согласныхЗадания на различие пары согласных Г/К

Задания на тренировку различия парных согласных

Читайте также:

kinderinfo.ru

Исправление нарушений письменной речи. Применение таблицы "Твердые и мягкие согласные" на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида

Разделы: Логопедия

У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприятия, памяти, внимания нарушается деятельность различных анализаторов: речеслухового, зрительного, речедвигательного, все отрицательно влияет на процессы нормализации у них чтения и письма, даёт предпосылки к появлению дисграфии и дислексии различной степени тяжести.

Из практики работы логопеда можно отметить, что наиболее часто у учащихся коррекционной школы 8 вида встречается акустическая дисграфия. Недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза ведет к смешению и пропускам: букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а так же отражение неправильного звукопроизношения на письме.

Наибольшую трудность для усвоения умственно отсталыми логопатами представляет раздел “Твердость и мягкость согласных”. Для достижения наибольшего эффекта при изучении данного раздела нами используется таблица, которая заполняется по мере расширения и углубления знаний детей о способах обозначения твердости к мягкости согласных на письме.

Таблица используется, начиная со 2 класса

Согласные твердые и мягкие Твердые согласные Мягкие согласные Гласные показывают
Твердость согласного Мягкость согласного
Б К Р Ш Ч А Я
В Л С Ж Щ О Е
Г М Т Но!! Но!! У Ю
Д Н Ф ШИ ЧА, ЩА Э Е
З П Х ЖИ ЧУ, ЩУ Ы И
         

Во 2 классе основное внимание уделяется развитию слухового восприятия при тренировке произнесения каждой из 15 пар согласных, имеющих твердый и мягкий вариант произношения фонем. Навык закрепляется с помощью различных упражнений в произношении и письме слогов , слов с твердыми и мягкими согласными. При анализе наличия, количества и последовательности звуков в слове, а так же анализе его слогового, звукового состава применяются графические схемы.

В 3-4 классах работа, начатая во 2 классе, расширяется и усложняется за счет большей самостоятельности при выполнении аналитической работы и большего объема письменных работ.

В 5 классе делается упор на самостоятельное выполнение письменных заданий по перфокарточкам”. в которых надо дописать пропущенную букву, практикуется составление ребусов и кроссвордов по теме. Ведется работа с текстом или стихотворением, где дети находят в предложенном тексте мягкие и твердые согласные, анализируют способы обозначения их мягкости.

Работа по теме “Твердые и мягкие согласные” проводится в группе с опорой на таблицу по единому плану, не исключая дифференцированного объема задания в каждой группе и индивидуального подхода к каждому ребенку. Такой учет “зоны ближайшего развития” у детей способствует оптимальному усвоению наиболее сложной темы. Различие будет заключаться в усложнении лексического материала и постепенном наращивании объема письменных и самостоятельных заданий.

План работы по таблице “Твердые и мягкие согласные” во 2–5-х классах.

1. Изучение гласных 2 ряда и их влияние на твердость и мягкость предыдущей согласной.

2. Восприятие и выделение согласных, имеющих твердые и мягкие вариант фонем.

3. Согласные только твердые. Согласные только мягкие. Прохождение теп идет параллельно.

Основной работе по теме "твердые и мягкие согласные" предшествует подготовительный этап. В нем уточняется представление о звуках, способах их образования, деление на гласные и согласные.

Примерные виды заданий при прохождении темы “Твердые и мягкие согласные”.

1.а) изолированно, услышав твердый звук, назвать его мягкий вариант. (Упражнение проводится с перекидыванием мяча). Например: б-б, в-в, г-г, д-д и т.д.),

б) к мягкому варианту подобрать твердый: т.д.

2.Аналогичная работа со слогами (с перекидыванием мяча)

БА-БЯ. ФА-ФЯ
ПА-ПЯ СА-СЯ
КА-КЯ ВА-ВЯ
ЗА - ЗЯ ГА-ГЯ

Эта работа проводится с любой из 15 пар твердых и мягких согласных с гласными “я, е, и, е, ю”

3. Дидактическая игра “Тим-Том”

на доске два рисунка Тома-друга твердых согласных и Тима –друга мягких согласных". Группа делится на 2 команды. Логопед называет слова. Если слышится мягкий звук, то встают друзья Тима, если твердый –встают друзья Тома.

(булка, белка, бензин, болт, бинт ,беседа)

4.Дидактическая игра “Слоговой аукцион”

Придумать слова, начинающиеся со слога “ба”

Ба…(-ня, -нан, -ран)

Придумать слова, начинающиеся со слога “бу”

(бумага, булавка, букашка, бутон, Буратино)

5. Слоговое лото

составить слова со слогами: -ба, бо, бу, бы, бин, ки, ты, га, ма)

Эти виды упражнений улучшают слуховое восприятие и их лучше применять во 2-3 классах.

6. Выборочный диктант слогов

Записать слоги, содержащие мягкие или твердые согласные исходя из цели занятия.

(са ,ся ,ра, ря ,ма ,мя, на, ня, ба, бя , гру , мня и т.д.)

7. Прочитать слова. Уточнить звучание первого звука- твердый или мягкий. Объяснить разницу в написании слов. Подчеркнуть буквы, которыми отличаются эти слова” Сопоставить слова по значению:

нос - нёс,

мал - мял,

мол - мёл”

8. Списать слова, вставляя пропущенную” букву 0-Е

Написать их парами:

а) Подчеркнуть согласную перед вставленными гласными синим или зелёным карандашом:

к.ша, гн.зда, м.шка, в.сла, в .дра, к.чка, св.кла

б) Списать слова, вставить пропущенный слог со или се

- ли..нок, но..чек, вы..кий, гу..нок, ве..лый, ку..чек

9. Работа со словосочетаниями.

а) Списать словосочетания” Подчеркнуть букву ё вместе с согласной стоящей впереди,

Полёт птиц, ведёт козу, зеленый лен, зёрна пшеницы, несёт сумку, быстрый самолёт, подмёл пол, везёт дрова.

б) Внимательно прочитать словосочетания. Найти в них ошибку. Записать словосочетания.

  • плывот no реке
  • большой посолок
  • дорни за кольцо
  • несом пирог

10. Работа с предложением:

а) Списать предложение. Вместо точек вставить пропущенную букву.

Вол.дя поёт вес.лую песню. У слон.нка длинный хобот. Отец прив. з два в.за др.в. Кошел. к лежит на спинке дивана. На вер.вке висят м.крые пел.нки.

б) Из данных слов составить и написать предложение. Подчеркнуть слоги с буквами о-е:

  • корова, мы, услышали, рёв
  • привёз, воз, брат, сена
  • у, новые, галоши, Алёши
  • в, светло, от, роще, берёз.

11. Проверочные диктанты на дифференциацию твердых и мягких согласных”

Указанные виды работ используется на протяжении всего периода прохождения темы "Твердые в мягкие согласные". Речевой материал подбирается к каждой изучаемой букве с учетом дифференцированного подхода и индивидуальных особенностей учащихся.

К изучению данного материала по теме “Твердые и мягкие согласные” приступаем после ознакомления с гласными I-II ряда и их дифференциацией.

Примерные конспекты логопедических занятий по разделу: "Дифференциация твердых и мягких согласных" во 2-5 классах”

“Дифференциация гласных звуков 1-2 ряда” (занятие во 2 классе)

Цель:

  • Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство в различие (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него).
  • Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных.
  • Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных 2 ряда.

1. Фонетическая зарядка.

  • Что просит сказать врач, осматривая горло? (аа -аа - аа)
  • Что говорит девочка, когда у нее болят зубы? (о-о-о)
  • Что говорят, когда рыба срывается с крючка? ( уу-х)
  • Как гудит паровоз? ( Ууу-ууу)
  • Как поет пароход? (Ыы-ыыы)
  • Как кричат хвастуны? (Я-я-я-я)

2.Артикуляционно-фонетическая дифференциация гласных А-Я

Приступая к объяснению, логопед вывешивает (или показывает слайд) таблицу “Твердые и мягкие согласные”, которая в этом случае выглядит так:

Согласные твердые и мягкие Твердые согласные Мягкие согласные Гласные показывают
Твердость согласного Мягкость согласного
Б К Р     А Я
В Л С     О Е
Г М Т     У Ю
Д Н Ф     Э Е
З П Х     Ы И
        Ь

Можно ли считать парными звуки У и Я? Какие звуки называются парными и почему?

Назвать парный звук к гласной А, отметить сходство речедвигательных ощущений: при произнесении звуков А-Я у нас широко открывается рот. Выделить отличие ( с опорой на слуховое восприятие) гласных А-Я :гласный А произносится длительно, а гласный Я нужно произносить быстро, т.к.он может спрятаться за гласную А.

Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч): А-, Я-, Я -, А -)

Мы вспомнили с вами гласные звуки, а какие еще у нас есть звуки?

Называют согласные, читая таблицу и выделяют их основное отличие от гласных (при произнесении согласных во рту имеется преграда, а при произнесении гласных нет).

3.Далее следует примерно такое объяснение.

Давайте возьмем из этой таблицы любой согласный звук, например - М. оказывается, это не простой звук. Когда он встречается с гласными Я-А ,он и произносится по-разному.

Задание:

- прочитать прямые слоги, сочетая гласный М последовательно с гласными первого и второго ряда А – Я.

- при повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласного того или другого ряда.

4. Упражнения в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких вариантов звука М.

- Изолированно - услышав твердый вариант, назвать мягкий и, наоборот (с перекидыванием мяча).

- В слогах (с перекидыванием мяча) ма-мя, мя-ма, ма-мя, мя-ма.

- Слоговой аукцион :придумать слова со слогом Ма, МЯ.

Мама, мак, машина, мяч, мясо.

- Выборочный диктант слогов (из ряда слогов записать только слог МА).

ка, ра, са, ма, та, ма, да.

В тетради эта запись будет выглядеть так:

- , - , - ,ма, -, ма, -.

Аналогичная работа проводится со слогом МЯ.

5. Прочитать пары слов. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий) Объяснить разницу в написании слов. Сопоставить слова по значению.

Мал-мял, сад-сядь ,рад-ряд.

6. Устно составить предложения со словами предыдущего задания.

К концу занятия подводим детей к двум выводам:

Перед гласной А нужно говорить твердую согласную, а перед гласной Я – мягкую. Если гласная А встанет после согласной М или другой согласной по таблице, то согласный звук будет звучать твердо, а если гласная Я встанет после согласных звуков, то они будут звучать мягко.

7. Итог занятия.

Тема: “Согласные только твердые, закрепление правописания ЖИ-ШИ” (занятие в 4-м классе)

Цель:

  • Дать понятие о твердости согласных Ж и Ш.
  • Тренировать в различении твердых согласных.
  • Закреплять навык правописания ЖИ-ШИ.

1.Краткое повторение по таблице “Твердые и мягкие согласные”

Включение в таблицу букв Ж и Ш.

Логопед, задает ребятам вопрос "Все ли согласные буквы включены в таблицу? Оказывается, не все. Нет Ш, Ж, Ц, Щ, Ч. Почему? Останавливаясь пока на буквах Ж и Ш , логопед предлагаёт ученикам послушать, как они звучат в слогах и словах:

а) Прочитать слоги: жа, жо, жу, ша, шо, шу.

б) Дидактическая игра “ Доскажи словечко”

Жа …(жаба, жаворонок). Жу…(жук, журнал), ша…(шапка,шар).

Выясняется, что звуки Ж и Ш звучат только твердо.

Вот почему они не могут быть вместе с буквами, читаемыми и твердо и мягко. для Ш и Ж нужна отдельная графа. Ш и Ж только твердые,, Значит, по общему правилу после них следует писать буквы А, О, У, Ы. (Случаи написания Е после Ш и Ж не оговариваются), но Ы не пишут, а только И. Почему? Когда-то Ж и Ш были только мягкими и после них писали буквы, показывающие мягкость согласных. Потом Ж и Ш отвердели, но как с тех.давних пор люди привыкли писать после Ж и Ш И так и пишут сейчас ЖИ, ШИ, хотя читаем мы Ж и Ш в этих слогах твердо.

2. После объяснения таблица “Твердые и мягкие согласные” выглядит так:

Согласные твердые и мягкие Твердые согласные Мягкие согласные Гласные показывают
Твердость согласного Мягкость  согласного
Б К Р Ш   А Я
В Л С Ж   О Е
Г М Т Но!!   У Ю
Д Н Ф ШИ   Э Е
З П Х ЖИ   Ы И
        Ь

3. Тренировка в написании ЖИ,ШИ:

Вставить пропущенное сочетание ЖИ или ШИ:

Пру..на, вер..на, о..бка, мА..на, пу..нка, сне..нка, сме..нка, на..вка, кру..на.

Напиши слова, подчеркни ЖИ, ШИ.

Подбери подходящее по смыслу слово и напиши по образцу. Образец: летучие мыши.

Душистые …….., колючие ……….., проворные ………, цветные ………, густые ………., длинные ………

Слова для справок: Еж, уж, карандаш, ландыш, камыш, стриж.

Прочитай или прослушай вопросы. Ответь, одним словом и напиши это слово. Подчеркни сочетание жи-ши.

  • Как называется африканское животное с длинной шеей?
  • Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие?
  • Как называется дикая роза?
  • Как называют форменное платье у военных?

(жираф, шило, шиповник, шинель).

Графический диктант.

Запиши предложение графической схемой, выделяя в словах сочетания ЖИ, ШИ.

Тишина в лесу. ____ ШИ___ _ ______.

Легко скользят лыжи. ______ _______ __ ЖИ.

В воздухе пушистые снежинки. _ _________ _____ШИ___ ____ЖИ___.

Зрительный диктант.

Прочитал, спиши и выдели сочетание ЖИ, ШИ.

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. (В.Суриков)

Тема: “Согласные только мягкие, закрепление правописания ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ (занятие в 5-м классе)

Цель:

  • Дать понятие о мягких согласных Ч, Щ.;
  • Тренировать детей в различении этих согласных.
  • Закрепление правил написания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1. Краткое повторение твердых и мягких согласных.

2. Знакомство с ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

Ход объяснения подобен предыдущему, выясняем, что Ч, Щ только мягкие, что написание ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ является исключением из общего правила и не соответствует произношению. Правописание этих слогов следует запомнить.

После объяснения таблица “Твердые и мягкие согласные” выглядит так:

Согласные твердые и мягкие Твердые согласные Мягкие согласные Гласные показывают
Твердость согласного Мягкость согласного
Б К Р Ш Ч    
В Л С Ж Щ    
Г М Т Но!! Но!!    
Д Н Ф ШИ ЧА, ЩА    
З П Х ЖИ ЧУ, ЩУ    

3. Тренировка в написании ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

Спиши слова в два столбика: в левый слова с сочетаниями ЧА, ЩА, в правый- с сочетаниями, ЧУ,ЩУ.

(счастье, чучело, щука, чайка, чулан, щавель, чулок, часть, частушка, чудовище, чуткость).

б) Измени словосочетания по образцу:

Образец: поймать кого? (лещ) - поймать леща.

  • Решать что? (задача)
  • Позвонить кому? (врач)
  • Зайти к кому? (к товарищ)
  • Сложить как? (в куча)
  • Надеяться на что? (на встреча)

в) К данным словам допиши слова, которые обозначают детенышей. Подчеркни сочетание ЧА.

Волк - ………. Индюшка -…………..
Заяц - ……….. Утка -………………..
Медведь -…….. Кролик -…………….
Галка -,,,,,,,,,,,,, Белка -……………

г) Спиши, вставляя пропущенные буквы:

Полезные советы.

  • Ешь молч.. .
  • Ч..ще проветривай комнату.
  • Дыш.. глубоко и ровно.
  • Всегда помогай товарищ..м .
  • Активно уч..ствуй в ж..зни класса.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект логопеда - твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слова

logoped18.ru

I. Орг. момент.

Приветствие  детей.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.Постановка темы занятия.Сегодня мы повторим согласные звуки.Что мы называем звуками?

Какие звуки вы знаете?Назовите их.

Какие бывают согласные звуки?

Каким цветом мы их обозначаем?Итак, твердые согласные мы произносим сильно выдыхая воздушную струю, громко. Мягкие согласные – тихо.

 

 

- звук – это то, что мы произносим и слышим.- гласные и согласные.- Твердые и мягкие.- Твердые синим, мягкие – зеленым.

II. Основной этап.

Издается стук в дверь.Давайте посмотрим кто к нам пришел.Посмотрите нам принесли письмо.Здравствуйте дорогие ребята!Пишет вам Дед Мороз. Я поздравляю вас с наступающим Новым годом!!!Я бы очень хотел приехать к вам, но в Великом Устюге, где я живу у меня очень много дел. Если вы мне поможете преодолеть все преграды. Я с радостью навещу вас в Новом году.

Ваш Дед Мороз и внучка Снегурочка.

Ребята, поможем Дедушке Морозу?

Посмотрите на доску. Одинаковые картинки на них изображены?- Чем отличаются слова ЛЮК – ЛУК?В каком случае звук Л твердый, а  в каком мягкий?- Чем отличаются слова МИШКА - МЫШКА?

 Молодцы, вы хорошо справились.

  • Царство «Спрятавшихся слов».

Все слова спрятались, нам нужно их разгадать по первым звукам слов.Например, рыба, начинается со звука Р, индюк, начинается со звука И, слива, начинается со звука С. Получилось слово РИС.- сколько в этом слове звуков?Звук Р какой?Звук И какой?Звук С какой?

Давайте найдем все спрятавшиеся слова.Детям раздаются карточки со «спрятавшимися словами», они выкладывают схему слова, выполняют звуковой анализ.

Встаньте, выйдите на ковер.

 

 

 

 

 

 

 

 

- нет. Лук и Люк.- в слове лук звук [У], в слове люк – [Ю].- в слове лук – Л твердый, люк – мягкий Ль

 

 

 

 

- Три.- Согласный мягкий.- гласный- согласный твердый.- работа с карточками.

III. Физминутка.

Побежали, побежали ежики, ежики.Наковали, наковали ножницы, ножницы.Раз на месте, два на месте.Зайчики, зайчики.Ну – ка, дружно, Ну – ка вместеДевочки, мальчики.

Повторяют движения, затем увеличивается темп.

IV. Закрепление.

В волшебную страну звуков можно попасть на поезде. Чтобы попасть в нее, нам нужно правильно рассадить пассажиров по вагончикам. В первом вагоне поедут животные в названии которых один слог, во втором в названии которых два слога и в третьем – три слога.(Каждому ребенку дается карточка с животным).Вы все очень постарались и наш поезд может смело отправляться в путешествие.

  • А мы попадаем в страну волшебных звуков.

Перед вами лежит лист. На нем нарисованы два гномика. У одного синяя шапочка, а у другого – зеленая.Как вы думаете почему?Давайте соединим все слова с соответствующим гномиком.

 

С какого звука начинается слово ЛИСА?Он твердый или мягкий?С каким гномиком мы соединим эту картинку?Молодцы, самостоятельно выполняем задание.

Определяют количество слогов в словах и рассаживают пассажиров.

 

 

 

 

- они обозначают звуки. Гном в синей шапке – тврдый согласный, в зеленой – мягкий.- со звука Л- Мягкий.- с гномиком в зеленой шапочке.

Открытое логопедическое занятие "Дифференциация твердых и мягких согласных"

Разделы: Логопедия

Цель:

  • Закреплять умения определять твердые и мягкие согласные звуки.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Воспитывать умение слушать говорящего.

Оборудование:

  • Карточки со словами
  • Таблицы гласных звуков
  • Иллюстрация к игре «Принцесса на горошине»
  • Карточки для индивидуальной работы
  • Материал для игры «Гномики»

Ход занятия

1. Организационный момент

– Здравствуйте, дети! Сначала сядут девочки, у которых в имени первый звук мягкий согласный (Рита, Лена).

– Затем сядут девочки, у которых в имени первый звук твердый согласный (Настя, Катя).

– А сейчас сядут мальчики, у которых в имени первый звук твердый согласный (Саша).

– Первый звук мягкий согласный (Сергей).

Артикуляционная гимнастика

  1. Упражнение «Улыбка-хоботок»
  2. Упражнение «Лошадка»
  3. Упражнение «Фыркаем как лошадка».

2. Актуализация знаний, умений, навыков

Прочитайте звуки (а, о, у, ы, э).

– Это гласные звуки какого ряда?

– Какую работу они выполняют? (Образуют слоги. Показывают твердость согласных).

– Прочитаем хором гласные второго ряда: я, ю, ё, и, е.

– Какую работу выполняют гласные второго ряда? (Образуют слоги. Показывают мягкость согласных).

3. Основная часть

Учитель объявляет тему занятия.

– Ребята сегодня мы продолжим упражняться, различать твердые и мягкие согласные звуки.

– Вспомним правило.

Перед гласными А, О, У, Ы, Э – звук согласного произносится твердо: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

Перед гласными Я, Ё, Ю, И, Е – звук согласного произносится мягко: МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME.

– Какие звуки согласных всегда твердые? (ц, ж , ш).

– Какие звуки согласных всегда мягкие? (й, ч, щ).

Игра с мячом

Инструкция: я даю вам слоги с твердыми согласными, а вы мне возвращаете слоги с мягкими согласными.

да – дя зы – зи ло – лё ру – рю сы – си мэ – ме

Игра «Принцесса на горошине»

На другом берегу ручейка в прекрасном дворце жила принцесса из сказки Х.К.Андерсена. Только ей мешает спать не горошина, а слова с твердыми согласными.

Ребята, помогите принцессе заснуть, измените, слова так, чтобы твердые согласные стали мягкими.

Нос – нёс Вол – вёл Воз – вёз был – бил ров – рёв рад – ряд лук – люк тук – тюк

Физкультминутка

– А сейчас представьте себе, что вы гномики. Вы крепко спите в своих постельках.

Звучит мелодия «Ручеек».

– Просыпайтесь, гномики! Ручеек уже проснулся и зовет вас на зарядку.

Гномик – гномик, мужичок, Разноцветный колпачок. Гномик раненько встает Шейку моет, щечки трет. Подметает Гномик хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять – Гномик сильным хочет стать.

Работа над темой (продолжение)

Распределите карточки в 2 столбика: 1 столбик с твердыми согласными, 2 столбик с мягкими согласными.

твердыелампа окно зонт парта мягкиетюбик пюре клён кисти

Игра «Гномики»

– Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, а вы мне будете помогать.

В одной волшебной стране на лесной полянке журчал веселый ручеек. Там жили два гномика: Тим и Том. У Тима был мягкий добродушный характер. Он любил предметы, в названии которых были звуки мягких согласных. А Том наоборот был строгим и твердым. Он любил предметы, в названии которых звуки согласных были твердые. Утром они пили чай и морс

– Кто что пил? – В шкафу они брали сумку и портфель. – Кто что возьмет? – Клали туда альбом и блокнот. – Надевали куртку и пальто. – Любили кататься на лыжах и коньках. – На день рождения бабушки отправили посылку и письмо.

4. Работ в тетрадях

Пальчиковая гимнастика, используя су-джок. Записать полученные пары слов в тетрадях.

Взаимопроверка по образцу. Кто не ошибся? (похвалить)

5. Самостоятельная работа по карточке

«Буквы сердятся, что у них не те соседи» Исправить ошибки, Эй, нэ стойтэ слышком блызко – Я тыгронок, а не кыска.

Проверка задания.

6. Итог занятия

– Наше занятие подошло к концу. – О каких согласных звуках мы с вами сегодня говорили? – Что показывают гласные первого ряда? – Что показывают гласные второго ряда?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Твердые и мягкие согласные звуки

Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.Синим цветом -твердыеЗеленым цветом - мягкие

Твердые и мягкие согласные звуки Б - В

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Г - Д

 

  Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З

   

  Твердые и мягкие согласные звуки К - Л

 

  Твердые и мягкие согласные звуки М - Н

 

  Твердые и мягкие согласные звуки П - Р

 

  Твердые и мягкие согласные звуки С - Т

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Ф - Х

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Ц - Ч

   Твердые и мягкие согласные звуки Ш - Щ      Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м'], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [м'].

Запомните: Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б'], [в'], [д'], [з'] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

[б] - [б']

[в] - [в']

[г] - [г']

[д] - [д']

[з] - [з'] 

[п] - [п'] 

[ф] - [ф']

[к] - [к']

[т] - [т']

[с] - [с'] 

[м] - [м']

[н] - [н']

[р] - [р']

[л] - [л']

[х] - [х']

Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами. Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей. Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов. Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей. Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.

www.razvitierebenka.com

Конспект открытого занятия по теме "Твердые и мягкие согласные звуки. Продукты"

Разделы: Коррекционная педагогика

Цель: способствовать развитию фонематического восприятия путём дифференцирования твёрдых и мягких согласных звуков (перед гласными буквами) на материале лексической темы "Продукты".

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить детей различать твёрдые и мягкие согласные звуки, правильно обозначать их на письме гласными буквами.
  • Закреплять умение анализировать звуковой состав слова.
  • Пополнять и обобщать знания детей о продуктах, активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно-развивающие:

  • Способствовать формированию межполушарных связей путём упражнений "Ленивая восьмёрка".
  • Коррекция зрительной памяти на основе выполнения упражнений в запоминании и воспроизведении изображений.
  • Коррекция мышления на основе упражнений в классификации путём выделения 4-лишнего.
  • Коррекция мышления путём деления целого на части..

Воспитательные:

  • Воспитание учебной мотивации, аккуратности, организованности.
  • Вызвать интерес к профессии повара.

Оборудование: карточки с названиями продуктов (по 4 на каждого ученика), плакатик с зашифрованной темой "Продукты", плакатик с парными гласными, карточки со звуковыми схемами, карточки 4-лишний, изображения "Волшебников Дели, Давай" (из материалов Сыровой "ТРИЗ"), "Кулинарная книга" - составлена детьми и воспитателем в группе продлённого дня.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети входят. Логопед предлагает обратить внимание на доску.

- Наша доска сегодня превратилась в "магазин" с разными "отделами."

- Назовите их. На доске оформлены четыре "отдела": "Молоко", "Мясо", "Рыба", "Хлеб"У вас на столах карточки с названиями продуктов. Возьмите их и разложите по "отделам",затем садитесь на места.

- Упражнение "Ленивая восьмёрка" одновременно правой и левой рукой (в воздухе).

- "Ленивая восьмёрка" на альбомном листе правой рукой крупно.

II. Сообщение логопедической и лексической темы занятия.

- Прочитайте тему сегодняшнего занятия "Твёрдые и мягкие ____ звуки". Какое слово пропущено? Почему вы решили, что пропущено слово "согласные"? Правильно, твёрдыми и мягкими бывают только согласные звуки.

- О твёрдых и мягких согласных мы будем говорить вместе с другой темой, которая зашифрована (по первым звукам предложенных картинок "Продукты".) Расшифруйте и назовите её. Запомните, какими картинками она была зашифрована.

Дети называют вторую тему занятия.

III. Работа по теме занятия.

1. Вношу изображение "Волшебника Дели"

-Как зовут нашего знакомого? Как он работает? (делит целое на части)

Вношу плакатик с парными гласными.

-Как поработал волшебник над гласными звукам и буквами?

.- Посмотрите на плакатик и скажите - почему буквы АОУЫЭ написаны на синем фоне, а буквы ЯЁЮИЕ на зелёном фоне? Правильно, буквы АОУЫЭ пишутся после твёрдых согласных, а буквы ЯЁЮЕИ пишутся после мягких согласных. (Плакатик убираю)

.- Напишите в правом верхнем углу листочка гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных, а в левом верхнем углу - гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных.

2. - Волшебник Дели может разделить на части всё ,что захочет. Продукты он тоже разделил на две группы по способу их происхождения.

. - На какие две группы делятся все продукты? (Ответы детей) Правильно, все продукты делятся на продукты растительного и животного происхождения .

- Запишите в левой части "ленивой восьмёрки" продукты животного происхождения, а в правой - растительного. Диктую: крупа, яйцо, крахмал, мёд, кофе, рыба, сахар, овощи, мясо, фрукты, масло, чай соль дрожжи специи, орехи.

- А куда мы запишем сгущённое молоко? Из чего оно состоит?(Ответы детей)

-Оказывается, продукты умеют дружить, если их соединять, то получаются различные вкусные блюда. Какой волшебник нам будет помогать соединять продукты?

- Волшебник Давай. ( вношу изображение "волшебника Давай"). Давайте соединим молоко, крупу, масло. Какое блюдо получилось? (каша). А теперь - картофель, молоко, масло? (пюре).

-Что надо соединить, чтобы получить тесто? (муку, молоко, сахар, масло, соль ,дрожжи)

-Какие блюда получатся из теста и мяса? (пельмени, беляши, чебуреки )

-Какое блюдо получится из булки, масла, колбасы? (бутерброд)

- Из каких продуктов состоит ваш любимый бутерброд?(ответы детей).

- Кто занимается приготовлением различных блюд? (повара)

3.. Выходят два поварёнка Тим и Том в голубом и зелёном колпаках, читают стихи:

Я мягкий, нежный, милый Тим. Я строгий рослый Том. В зелёном я люблю ходить Я- только в голубом. Мы о согласных день:. И ночь:.. Заботимся вдвоём. За мягких отвечаю я, За твёрдых братец Том.

- Мы принесли вам на занятие "Скатерть-самобранку", потому что у вас в "магазине" много разных продуктов. Мы хотим их разделить: Тому все продукты, которые начинаются на твёрдый согласный звук,а Тиму на мягкий.( Поварята оформляют доску в виде скатерти - прикрепляют бумажную бахрому синего и зелёного цвета по краю доски).

- Берите в "магазине" продукты и думайте, кому поставите карточки Тиму или Тому. (Дети выходят и раскладывают карточки на разные половинки "скатерти".)

-Поварята, проверьте, пожалуйста, нет ли ошибок?

4. - А что вы приготовили для детей?

Тим и Том читают стихотворение

В устной речи звуки дружат. Человеку верно служат. Звук за звуком будет слово- Угощение готово!

- Мы хотели угостить всех ребят разными напитками, но пока шли растеряли звуки и не можем их назвать.

- Дети вам помогут.

Поварята раздают учащимся карточки с картинками и звуковыми схемами, в которых пропущены некоторые согласные звуки. Дети вставляют нужный звук, называют напиток и ставят на доску Тиму или Тому

5. - Дети, а вы знаете, что в некоторых продуктах очень много витаминов? Про какие продукты я хочу сказать? ( фрукты и овощи) Сейчас мы поиграем.

Раздаю детям карточки с названиями фруктов и овощей.( 4- лишний)

- Одно слово к трём другим не подходит, зачеркните лишнее, обратите внимание на первый согласный звук после этого напишите, как можно назвать всё вместе одним словом.

6. - Ответьте, пожалуйста , сколько раз в день люди принимают пищу? Когда бывает обед, ужин , завтрак, полдник? Сколько частей в обеде?

- Давайте попросим Тима и Тома заняться своими обязанностями. Пусть они приготовят для нас обед, только обед у нас будет особенный: у Тима названия всех блюд должны начинаться на мягкий согласный звук, а у Тома на твёрдый согласный звук, а мы им поможем.

Делю учащихся на две команды. Дети работают вместе с поварятами, отбирают и записывают на альбомных листах меню своего обеда, вывешивают на доску. (Подходящие названия блюд находят в "Кулинарной книге" )

- Прочитайте нам меню обеда. Дети зачитывают, например:

Обед Тима                          Обед Тома

Винегрет                              Салат овощной

Щи                                      Солянка

Вермишель, тефтели          Макароны, котлета

Кисель, пирог.                  Компот, вафли

IV. Итог занятия.

-О чем мы говорили на занятии? Ответы детей (о продуктах, о твёрдых и мягких согласных звуках)

-Какие сказочные помощники участвовали? (волшебники Дели и Давай)

- Что больше всего понравилось в занятии?

- Вспомните, какими картинками было зашифровано слово "Продукты".

Поварята угощают детей и уходят.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также