Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник. Упражнение природа не храм а мастерская и человек в ней работник


храм или мастерская? Аргументы за и против

Природа сопровождает человека на протяжении всего его существования как вида и человечества как культурно-социальной общности в целом. По мнению многих ученых и философов, люди и сами являются в полной мере продуктами природы, ее эволюционного развития. Конечно же, нельзя исключать и религиозный контекст вопроса. Ведь, по мнению большинства жителей планеты Земля, человек создан Богом (а некоторые отождествляют Создателя с Природой). В том, что такое природа - храм или мастерская, попробуем раззобраться в данной статье. Но в начале – немного о терминах.

природа храм или мастерская

Понятие «Природа»

Это – то, что нас окружает. Она подразделяется на неживую и живую. К неживой относятся недра и реки, земли и воды, камни и песок – предметы неодушевленные. Все, что движется, растет, рождается и умирает – живая природа. Ее составляют растения и животные, да и сам человек как биологический вид. Биосфера и все, что с ней связано – природа. Храм или мастерская это для человека, какова его роль во взаимоотношениях с Голубой планетой, как с живым существом?

Природа – мастерская

«Человек – работник в ней». Эти известные слова Тургенева, сказанные устами Базарова, долгое время будоражили умы молодых революционеров от науки. Герой романа – личность довольно противоречивая. Он потаенный романтик и скрытый нигилист одновременно. Эта гремучая смесь и обуславливает его понятия: в окружающей природе нет ничего таинственного, тайного. Все подвластно человеку и его разумной деятельности. В понимании Базарова природа должна приносить пользу – в этом ее единственное предназначение! Безусловно, каждый человек (и даже – персонаж романа) имеет право на свою точку зрения, и выбирать сам для себя: природа – храм или мастерская? Всем, кто разделяет нигилизм Базарова, может казаться, что все вокруг можно переделать, исправить под себя. Ведь человек, по их мнению, – Царь Природы, имеющий право на эти действия, приносящие ему благо. Но посмотрите, как закончил жизнь сам герой. По некоторым современным трактовкам произведения, молодого ученого убивает сама Природа (в переносном смысле этого слова). Прозаична лишь сама причина – царапина на пальце героя, который вторгается грубым скальпелем в заведенный порядок жизни и смерти и погибает! Ничтожность причины лишь должно подчеркнуть силовое неравенство перед смертью, как ее не отрицай.

природа храм или мастерская аргументы

Разрушительная деятельность людей

Последствия определенной деятельности человека (развитие научно-технического прогресса, разработка недр и бездумное использование природных ресурсов) порой катастрофические. Особенно это проявляется в последние десятилетия. Природа просто не выдерживает такого воздействия и начинает потихоньку умирать. А с нею могут исчезнуть многие виды растений и животных, в том числе и человек, как вид млекопитающих. Все трагичнее обозначается проблема выживания человечества и всего живого. И если вовремя не остановиться, все это может привести к глобальным, уже неотвратимым последствиям.

Где дорога к храму?

Данные события заставляют всерьез задуматься: какими должны быть взаимоотношения? Что есть Природа: храм или мастерская? Аргументы в пользу первой точки зрения достаточно весомы. Ведь если бы человечество относилось к матери-природе как к храму, Земля сегодня не знала бы тех проблем с экологией, силы на решение которых тратит все прогрессивное сообщество ученых. А времени, по прогнозам некоторых специалистов, остается все меньше и меньше!

Безусловно, природа – это храм в первую очередь. А туда нужно заходить с чувством глубокой веры и вести себя там, не нарушая заведенных обычаев.

понятие природа это

Природа - храм или мастерская?

Аргументы в пользу гармонии неоспоримы. Во-первых, человек сам по себе является основной частью природы. А человека и природу не стоит даже рассматривать отдельно друг от друга. Они являются единым целым. Во-вторых, взаимоотношения должны включать особую ответственность, как существа разумного, человека перед Природой, его заботливое отношение к ней. С детства в людях необходимо воспитывать это чувство опеки тех, кого мы приручили. А деятельность общества в буквальном смысле «приручило» всю окружающую среду.

Понятие ноосферы

В таком вопросе, как «природа - храм или мастерская» может помочь изучение трудов гениальных ученых, значительно опередивших в своих взглядах существующее понимание мира.

природа это храм

Академик Вернадский, к примеру, был одним из тех, кто впервые указал на единство природы и человека. Биосфера, измененная разумной деятельностью людей, в его понимании, соответствует понятию ноосферы. Это - новая сфера ума, где определяющим фактором развития становится деятельность человека. Он оказывает, в свою очередь, огромное воздействие на природные процессы, вплоть до уничтожения и возможности самоуничтожения. В учении о ноосфере человек представлен глубинно укорененным в природу, а человечество – как мощнейшая геологическая сила, преобразующая вид планеты, ее облик. Развитая ноосфера формируется силами всего общества в интересах взаимообогащения и всестороннего развития.

fb.ru

Природа - храм или мастерская

«Природа – не храм, а мастерская», - утверждал Базаров, главный герой произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети». Так и хочется посмотреть ему в глаза. Что бы я увидела в них? Торжество правоты, ненависть к тому, что видит в природе мастерскую, жестокость в предвкушении, что его умозаключение найдёт сподвижников и его идея исполнится?

Тургенев тонко подметил в своем времени явление безобразного отношения к природе. И вынес проблему отношения человека к природе через Базарова, мне кажется, с целью привлечения читателя к дискуссии.

Минуло более 150 лет. Философия Тургенева об отношении человека к природе в наше время особенно обострилась. За эти 150 лет природе нанесен колоссальный ущерб: вырублены леса, построены разные ГЭС, заводы, загрязнены реки, водоемы, истреблены популяции животных. Если взять базаровские слова, то человек обезобразил природу, превратив её в грязную мастерскую.

Почему так произошло?

В начале 20 века наше государство потрясли крупные политические изменения. На знамени великой октябрьской социалистической революции утвердилась, по моему мнению, идея «природа – мастерская». Если бы была взята идея «храмового» отношения, то человек ценил бы природу, дорожил бы ею, восхищался бы, защищал бы её.

Я убеждена, что природа это не мастерская, где можно делать что угодно, и за это тебе ничего не будет. Природа в глазах человека должна быть храмом или матерью, которую надо беречь, любить, лелеять её, преклоняться перед ней и, самое главное, уважать. Ни один человек не позволит другому говорить о его матери плохо и неуважительно. Природа также является нам матерью, поэтому нельзя давать её в обиду. Но в истории моего государства были события, когда человек не то что покорял, а уничтожал природу, показывая свою силу над ней.

ГЭС изменила многовековую привлекательную жизнь реки. Вспомним Н. В. Гоголя:

«. Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет равной реки в мире. »

Человек своим вмешательством нарушил экологическую нишу водного пространства Днепра. Можем ли мы исправить ошибки наших предшественников? Конечно. Если сами захотим этого. Но большинство людей не понимают даже того, что природа медленно умирает. Все меньше мест с девственной природой, почти на каждом уголке земли человек оставил свой негативный след. Повторюсь, всё меньше мест с девственной природой. Но иногда мы находим такие места. И нами овладевают чувства спокойствия, блаженства. Сидишь и наслаждаешься красотой, чистым воздухом, лесными звуками, игрой ветра, журчанием ручейков.

Почему мы, молодые, сегодня по-другому относимся к природе? Вверх взяло общественное мнение «Природа – храм». Я думаю, что большую роль в этом сыграл Борис Васильев своим романом «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин – лесничий, главный герой произведения, видит красоту природы, эту редко зримую красоту, потому что человек сам себя лишает удовольствия восхищаться ею. Так мало людей имеют возможность отвлечься от мирской суеты, побыть в этом прекрасном царстве, где время течет неспешно, порой останавливается. Поэтому Полушкину становится вдруг грустно, что исчезнет и этот миг счастья. И он хочет зачерпнуть эту красоту и принести людям, чтобы они все увидели её и охраняли.

Но есть другие. Это люди, которые сами губят природу и свою жизнь. Например, для того чтобы лишь бы не уступать природе, туристы плеснули банку бензина на муравейник и сожгли его:

«. И плеснул всю банку на муравейник. Плеснул, чиркнул спичкой – ракетой взвилось пламя. Завыло, загудело, вмиг обняв весь огромный муравьиный дом.

Заметались черноголовики, скрючиваясь от невыносимого жара, затрещала сухая хвоя, даже старая ель, десятки лет прикрывавшая лапами муравьиное государство, качнулась и затрепетала от взмывшего в поднебесье раскаленного воздуха.

А Егор с Колькой молча стояли рядом. Загораживаясь от жара руками, глядели, как корчились, сгорая, муравьи, как упорно не разбегались они, а, наоборот, презирая смерть, упрямо лезли и лезли в самое пекло в тщетной надежде спасти хоть одну личинку»

Так уж устроен человек: он никогда не уступит кому-то или чему-то и добивается короны любыми целями.

И это называется быть царем? Царь - это тот человек, который должен защищать, улучшать жизнь подчиненных, а не убивать для своей же личной пользы. Мы обираем природу, опустошаем её без перерыва. А Егор Полушкин сказал такие правильные слова:

«. Человек отдыхает, зверь отдыхает, пашня отдыхает. Всем отдыхать положено не для удовольствия, а для скопления сил. »

Через несколько лет не останется ничего. Даже синяку нужно время, чтобы он залечился. А для природы, обобранной до ниточки, потребуется тысяча и тысяча лет. Так не лучше ли брать от природы то, что нам надо, маленькими порциями, чтобы эти раны природа успевала залечить.

Полушкин поднимает на съезде вопрос по проблеме защиты и сохранения природы. Он выступил очень хорошо, содержательно и убедительно. И не успокоился на этом. Он сам начал реализовывать свои идеи. Но один – в поле не воин. Ему нужна поддержка со стороны односельчан. Но не каждый торопится к нему навстречу. Никто не раскрывает перед ним двери и окна.

Но есть ли свет хотя бы в одном из окошек? Есть. В романе это представитель будущего поколения – Колька, его собственный сын. Егор Полушкин воспитал его по своим принципам, поэтому Колька очень похож на своего отца. Он не испорчен прогрессом цивилизации, он просто обычный, деревенский мальчишка, который умеет удивляться и радоваться всему, что происходит в его жизни. Он простодушный, добрый, отзывчивый. Это мы видим в его поступках. Он хочет спасти щенка Цуцика, но у него не хватает средств. Он всей душой волнуется за его жизнь. Он ответственный, душевный мальчик. И он – хорошая замена на место лесничего.

Дело Полушкина не умрёт, есть продолжатель этого дела - это его сын Колька. Он представляет огромное поколение молодых. И есть надежда, что природа из мастерской превратится в храм и станет святой.

www.hintfox.com

Природа- это храм или мастерская, и человек в ней...

Тема: Природа- это храм или мастерская, и человек в ней...

Природа- не храм, а мастерская,

и человек- в ней работник.

И. С. Тургенев.

Цель урока : помочь учащимся разобраться в том, какова роль человека в судьбе природы, что для человека природа: храм или мастерская.

Цели урока:

образовательная – анализ текста

развивающая – уметь анализировать художественные тексты, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;

воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе.

метапредметная- посмотреть на природу с точки зрения науки и искусства, выяснить, что же такое природа- храм или мастерская, и какова роль в ней человека, применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях человека и природа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: проблемный, частично – поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.

Оборудование: стихотворения Пушкина Лермонтова, Тютчева и Фета, презентация, видеоролики, детские презентации, подготовленные в качестве домашнего задания.

.

Ход урока

1. Мотивация учащихся. Стадия вызова.

1.Слово учителя. ( сопереживания образному смыслу).

Природа. Как часто мы произносим это слово. Но всегда ли мы задумываемся, что означает оно, что стоит за ним. Всегда ли мы умеем видеть, услышать и понять её, которая необычайно хороша и своими дождями, и нежными серебристыми снегами, и яркими резными листьями, и маленькими ручейками тающей воды. Зачастую мы на это просто не обращаем внимания. А ведь это просто необходимо.

-Давайте обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева "Не то, что мните вы, природа..."

Какова основная мысль этого стихотворения? Как вы понимаете первое четверостишие стихотворения? Что это правда или философское размышление о природе?

Тютчев Федор

 Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой!..

(Тютчев был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстаёт как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы.

Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа - «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.  )

2.Просмотр видеоклипа.

- Давайте обратимся к просмотру видеоклипа.

- Как вы поняли основную мысль этого ролика? (Суть заключается в том, что человек и природа не отделимы друг от друга. Природа нас окружает, вдохновляет, учит любить и ценить красоту. А человек- это часть природы.) С момента появления человека и по сегодняшний день взаимоотношениячеловека и природы резко изменились. Будучи частью биосферы и еепродуктом, человек стал источником ее разрушения.

-Сможет ли живая клетка продолжать существовать вместе с человеком, как вы думаете?

3.Прогнозирование темы урока

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока ? Какие у вас есть предположения? ( О красоте природы и роли человека в ее судьбе)

Тема нашего урока " Природа- это храм или мастерская, и человек в ней...

-Что такое храм?

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ХРАМ"

храм м. 1) Здание для богослужения; церковь. 2) перен. Место, предназначенное для занятий чем-л. и внушающее благоговение. 3) перен. Сфера высоких духовных ценностей.

-Как вы понимаете слово "мастерская"?

MACTEPCKAЯ, -ой, ж. 1. Небольшое производственное или ремонтное предприятие, а также (мн.) промышленное ремонтное предприятие. М. ремесленника. Столярная, сапожная м. Авторемонтные мастерские. 2. Помещение, в к-ром работает живописец или скульптор. М. художника. 3. Часть цеха. Инструментальная м.

И сегодня на уроке нам предстоит выяснить роль человека в жизни природы. Предположим, что природа - храм. Тогда почему человек, входя в него,разрушает строение, если же это мастерская, то как объяснить тот факт, что еювосхищались поэты, художники, музыканты, которые не только любовалисьприродой, воспевали ее, запечатлевали на своих полотнах, но еще умелислушать, а самое главное - слышать ее.

Формулирование цели урока:

-Давайте подумаем над тем, как человек относится к природе как храму или мастерской?

2 Стадия осмысления.

1) Проблемный вопрос:

-Давайте прослушаем стихотворение С.Смирнова и подумаем над вопросом: согласны ли вы с точкой зрения С.Смирнова на природу? Почему?

Есть просто храм,Есть храм науки,А есть ещё природы храм.С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам             Он свят в любое время суток,             Открыт для нас в жару и стынь,             Входи сюда, будь сердцем чуток,             Не оскверняй ее святынь!Она нам не жалеет ничегоДаря свои бесценные дары,И требует взамен лишь одного:Чтоб люди были к ней добры.

( Природа - храм, святое и человек должен относиться к ней трепетно, чутко.)

2) Представление мини проектов.

А теперь давайте посмотрим на природу с другой точки зрения, и в этом нам помогут разобраться ваши проекты.

При подготовки к уроку вы были разделены на группы, где каждая группа готовила свое задание.

Представление мини проектов.

1группа: природа с точки зрения биологии. (Биология — это комплекс наук о живой природе, который изучает строение и функции живых существ, их разнообразие, происхождение и развитие, а также взаимодействие с окружающей средой.

Биология — комплекс наук о живой природе, изучающий все проявления жизни.

В настоящее время в состав биологии включают ботанику (растения), зоологию (животные), микробиологию (микроорганизмы), микологию (грибы), систематику, биохимию (химический состав живой материи и химические процессы в ней), цитологию (клетка), гистологию (ткани), анатомию (внутреннее строение), физиологию (процессы жизнедеятельности), эмбриологию (индивидуальное развитие), этологию (поведение), генетику (наследственность и изменчивость), селекцию (выведение организмов с нужными человеку свойствами), биотехнологию (использование живых организмов и биологических процессов в производстве), эволюционное учение (историческое развитие органического мира), палеонтологию (ископаемые останки), антропологию (историческое развитие человека как биологического вида), экологию (популяции, сообщества, биогеоценозы и биосфера). Развитие представлений об окружающей среде привело к возникновению такой науки, как экология, и формулировке учения о биосфере как о сложной многокомпонентной планетарной системе, что в конечном итоге позволяет хотя бы в небольшой степени уменьшить негативные последствия хозяйственной деятельности человека.

2 группа: природа с точки зрения географии.( География - это наука о строении внешнем и внутреннем строении земли, о вулканах и горообразовании, о народах мира, река, материках, проливах, истоках, Бассейнах, короче говоря о Биосфере, о Гидросфере, о Литосфере География - одна из древнейших наук. В переводе с греческого гео означает "земля", графо - "пишу". Следовательно, слово "география" - это "описание Земли". С момента своего возникновения география занималась изучением поверхности нашей планеты. С этой целью в дальние странствия снаряжались экспедиции и совершались кругосветные плавания. Путешественники и мореплаватели, побывавшие в них, рассказывали об увиденном - о природе других стран, о народах, живущих там, и об их занятиях. Потребовались тысячелетия, прежде чем были открыты и описаны все материки и океаны Земли. Потому на протяжение столь длительного времени география представляла собой целостную науку о природе Земле, населении и его хозяйственной деятельности.

В современной географии выделяются две основные отрасли: физическая география и экономическая.

Физическая география представляет собой систему наук, изучающих географическую оболочку Земли. Ее главная задача-исследовать особенности географической оболочки (литосферу, атмосферу, гидросферу и биосферу) и выявить взаимосвязи между различными природными явлениями на земной поверхности.

Экономическая география занимается изучением населения и его хозяйство. Еще древнегреческие ученые Геродот и Страбон при описании стран отмечали, какие народы там живут, чем занимаются, что производят, что торгуют.

Физическая география делится на общую и региональную. Общая физическая география изучает процессы, явления и закономерности природы, характерные для всего земного шара. Региональная физическая география рассматривает природу Земли по отдельным территориям (материкам, частям материков, странам).

)

3 группа: природа с точки зрения живописи.( Природа в живописи отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним. Мир, в котором краски обостряют чувства единения с природой.)

4 группа: природа с точки зрения литературы.

-Скажите, пожалуйста, как искусство, литература и наука смотрят на природу? Что для них природа: храм или мастерская?

3)Каждой группе предложено стихотворение, мне хотелось бы, чтобы вы посмотрели на эти стихи с точки зрения проблемных вопросов. Лингвостилистический анализ этих стихов вы уже делали...

1 группа.

Александр Сергеевич Пушкин

Зимнее утро.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

2 группа.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Когда волнуется желтеющая нива...

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

3 группа

Федор Иванович Тютчев

Есть в осени первоначальной...

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

4 группа.

Афанасий Афанасьевич Фет

ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

.-

4.)Проблемные вопросы группам по стихотворениям, которые они анализировали дома:

1 группа: Что привлекало поэта в русской природе?

(Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.)

2 группа: Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию?

(Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.)

3 группа: Какую еще роль играет природа в жизни человека?

(Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.)

4 группа: Какое чувство неразрывно связано с восхищением красотой природы?

5)Посмотрите на подборку картин с изображением пейзажа, скажите:

-Что общего и чем отличается изображение природы у художников и поэтов?( Художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами)

6) Работа с эпиграфом.

А теперь давайте обратимся к эпиграфу нашего урока, к словам одного литературного героя, к Евгению Васильевичу Базарову – , студенту-медику, «нигилисту». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом, он провозглашает идею «полного и беспощадного» отрицания всего: крепостного строя, либеральных реформ, а вместе с ними и всех основ человеческой жизни, не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни,  согласны ли вы с его словами? Почему?

7)Обобщение по теме урока и выводы учащихся по основной проблеме урока.

-Что для нас природа? Как необходимо к ней относиться: как к храму или как к мастерской? (Обсуждая вместе с учениками эти вопросы, учитель постепенно подводит их к выводам о рациональном использовании природных ресурсов).

3.Рефлексия.

Русская природа в изображении наших поэтов – очень важная тема, благодаря которой в поэзии были совершены значительные художественные открытия. Но эти открытия может совершить только добрый, целеустремлённый, чуткий и внимательный человек. Постарайтесь быть именно такими, ребята!

-А теперь оцените свою деятельность на уроке.

Задание : На листочках, которые лежат у вас на столах, допишите начатые предложения.

Уходя, хочу сказать, что сегодняшний урок______________

__________________________________________________________.

Знания сегодняшнего урока мне пригодятся в жизни (для чего?)________________. 

Самым запоминающимся моментом урока для меня является_________

_________________________________________________________________.

Сегодня на уроке я почувствовал(а) ________________________.

Д/З на выбор:

1. Составьте письменное высказывание на тему "Что такое природа?"

2.составить синквейн к слову "Природа" или стихотворение о природе.

kopilkaurokov.ru

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник

mykonspekts.ru

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника Стр 1 из 6Следующая ⇒

И. С. Тургенев,«Отцы и дети»

Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Именно таким Автор видит в нем "нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней - когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.

Неразрывная связь человека и природы:

М.Ю. Лермонтов «Герой Нашего времени»

Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.

Е. Замятин «Мы»

Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.

Любовь к природе:

С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»

Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя одная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.

Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник

Природа не храм а мастерская и человек в ней работник

У современной молодежи существует положительное отношение к сохранению и приумножению природных богатств, сформирована гражданская позиция, высокие духовно - нравственные ценности и социальные ориентиры, но все же в последние годы уровень состояния природных ресурсов, качество питьевой воды, сохранность водоемов с пресной водой неуклонно движется вниз. Основными причинами нарушения состояния рек, водоемов выступают как внешние факторы, так человеческое вмешательство в природу, расточительное использование своих ресурсов и достаточно неэффективное. Именно эта проблема легла в основу разработки моего эссе.

Природа - весь мир в разнообразии его форм - до сих пор является объектом изучения для людей. Человечество открыло множество законов, объясняющих устройство разнообразных природных процессов. Мы научились добывать огонь, выводить новые породы животных путем селекции, мы отправили человека в космос. Мы сажаем злаковые и овощные культуры там, где захотим. Пусть даже почва не подходит - мы наполним ее органическими и минеральными удобрениями - и ростки взойдут. Мы высаживаем декоративные цветы красивыми геометрическими конструкциями, создавая новые прекрасные сады своими руками. Мы пробуем и ошибаемся, рассчитываем вероятности, теоретическим или практическим путем в конце концов приходим к заданной цели. Мы мастерим.

Человек издревле пытается подстроить природу под себя, создать новые удобные формы Все дальше и дальше уходит он от "первоначального замысла". Человек не позволяет процессу самостоятельно развиваться.

Он контролирует его и называет этот контроль культурой.

Человек не дает природе диктовать ему свои условия. В крупных городах перед масштабными парадами даже разгоняют тучи, не позволяя запланированному природой дождю омрачить праздник.

Вполне вероятно, что в будущем люди научатся изменять климатические условия. Погода станет полностью подчиненной человеку. И все же человек - это часть природы.

Человеческий организм до сих пор изучен не до конца. Даже знакомые специалистам биохимические реакции могут дать непредсказуемый результат. Человек волен сам делать свой выбор, но очень трудно ему бывает идти против своей природы.

Человек может высадить сад, но может ли он вылепить себя по желаемому образу? Может ли он контролировать биохимические процессы своего организма? Задавать ритм сердца, заставлять кровь циркулировать быстрее? Не позволять гормональным всплескам влиять на свое настроение? Замедлять или ускорять рост волос? Может - с помощью химических веществ. С помощью определенных физических упражнений он может изменить свое тело, с помощью пластической хирургии - свое лицо. Человек сделал мастерскую даже из самого себя. Но за кем же останется последнее слово? Пока мы стареем и умираем, оно остается за природой, однако будущее сверкает радужными перспективами. Возможно, это лишь вопрос времени?

Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе.

Человек равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести.

Вот идеологические истоки того, к чему сейчас пришла наша планета. И наша страна в том числе. Брали у природы, думая, что неисчерпаемы ее запасы. Строили, возводили, меняли русла рек, рубили леса, не думая о последствиях. Не понимали, что природа - это как раз храм, где лишних деталей нет, где все взаимосвязано. Вырубили леса - иссякли реки. Заразили промышленными сливами реки и моря - уменьшились запасы рыбы. Вот к чему пришли люди, считая природу не храмом, а мастерской. А ведь все это строили, создавали, добывали во имя человека, его благополучия.

Но как следует относиться к природе современному человеку?

Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика. Не ломай дерево, не делай больно животному, не оставляй мусор в лесу, не рви без толку полевые цветы, затушить костер до последней искры -, всему этому мы учимся с детства и это должно стать законом для отдыхающих на природе. Это первые уроки по охране природы. А уж если ты работник промышленного предприятия, то помни: мастерские - это твои цеха, твои стройплощадки, а не природа. Тогда тем, кто придет за нами, не нужно будет исправлять наши ошибки, кляня нас и нашу безответственность.

Конечно, я прекрасно понимаю, что человечество не может жить и кормить себя, не используя природные ресурсы. Но мы должны и обязаны использовать природу, не нанося ей вреда, или сводить этот вред к минимуму, поддерживать разумные отношения с природой и просчиывать их на многгоие годы вперед.

Наше поколение должно непремнно помнить о тех разрушениях, котроые нанесли люди природе, например о большой экологической беде которой стал Чернобыль, обязательно считаться с природой и тогда в дальнейшем она ответит нам тем же.

Красота нашего мира так многогранна и удивительна, есть столько поразительных уголков на нашей планете с их потрясающими видами, что человек не может позволить это разрушить, не дав насладиться этим следующим поколениям.

Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы - как это можно не любить? Мы и природа - одна большая семья и должны жить дружно.

botana.cc


Смотрите также