Дидактический материал для обобщающего повторения при подготовке к ЕГЭ. Задание 9 "Правописание приставок". Упражнение правописание приставок обобщение повторение


Урок "Повторение правописания приставок"

УРОК 85. ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ

Предметные: знать виды орфограмм; уметь применять знания по орфографии в практике правописания, осуществляют выбор приставки в зависимости от значения.

Метапредметные:

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Методы и формы обучения

Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстративный материал

Презентация по теме урока

Основные понятия

Орфограмма, орфография, приставка.

Организационная структура (сценарий) урока

Приветственное слово учителя.

-Сегодня мы вспомним орфографическое правило, которое изучали в этом учебном году.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах

Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие.

3.Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. Работа с вопросами по группам.

Вспыхает небо, разбужая ветер

Проснувший гомон птичьих голосов.

Проклинывая все на белом свете

Я вновь брежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

Приветливыми лапками маша.

Я среди тут пробуду целый вечер,

Бессмертные творения пеша.

Но выползя на миг из тины зыбкой,

Болотная зеленовая тварь,

Совает мне с заботливой улыбкой,

Большой орфографический словарь.

Начинаем разминку:

- Какой раздел лингвистики включает изучение правил правописания?

- Давайте дадим полное определение понятию орфография. Что это такое?

- А что такое орфограмма?

(Работа по вопросам на слайде.)

Обдумывают ответы на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности работают в парах

Устные ответы

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к работе в малых группах

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

 

Я в фантастической стране! Попал туда в ПРЕкрасном сне. ПРЕнеобычный сон, ну очень. В ракете ПРИгрунтился точно. Сияет светом розовым планета, Похожая на Марс по всем приметам. ПРИкрыл глаза, боясь вспугнуть виденье. Чуть ПРИоткрыл и , будто наважденье, ПРИблизились два существа ПРЕдлинных, Колючки ПРИлепились к ним обильно. ПРЕграды из камней ПРЕодолели, ПРЕтонкими вдруг голосочками запели. ПРИслушался я к песням их красивым, ПРЕсладкий звук! Но тут рубин массивный Упал, ПРИжав траву,  меня коснулся... От страха закричав, я сразу же проснулся.

После прочтения на слайде стихотворения формулируется цель урока.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Случают учителя, участвуют в диалоге с одноклассниками

Групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Задают вопросы для уточнения информации.

Устные ответы

5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности изученных понятий, проверка усвоения способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или дополнительной литературы.

Задание 1 для всего класса.

- Я диктую словосочетания, ваша задача словосочетания заменить синонимом с приставкой при- или пре-.

- Что такое синоним?

Участок около школы (пришкольный), буфет возле вокзала (привокзальный), очень старый человек (престарый),

чуть-чуть открыть окно (приоткрыть), сесть ненадолго (присесть),

подойти поближе (приблизиться),

очень интересный рассказ (преинтересный),

очень опасный участок (преопасный), остановить движение (прервать, прекратить),

переделать что-либо (преобразовать), полоса около фронта (прифронтовая), умолкла на короткое время (приумолкла), человек, переступивший закон (преступник).

Задание 2 для всего класса.

- Объясните значение слов (устно).

Придорожный (находящий около дороги, напишем при),

прилепить (значит присоединить), пришкольный участок (находящийся рядом со школой),

придвинуть (значение приближения), призадуматься (неполнота действия), прирасти (значение близости), прислониться (значение близости), присесть (неполнота действия).

Индивидуальные задания учащимся, работающим у доски.

1. Вставьте в текст пропущенные приставки, объясните их написание.

1) Погода была ужасная,

Принцесса была прекрасная.

2)Городничий между тем

Наказал престрого всем,

Чтоб коней не покупали.

3) Предлинной хворостиной

Мужик гусей гнал в город продавать.

4)Петин папа был преважный,

Дом имел пятиэтажный.

5)Я на первый твой приказ

прибегу к тебе как раз.

2. Вставь пропущенную букву и зачеркни 1 лишнее слово в каждой цепочке слов.

1)Превозносить, превосходить, принадлежать, превратить.

2)Приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать.

3)Приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый.

4)Преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

5)Пришёл, прибежал, премудрый, прикатил.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся

Составляют ответы. Знакомят с результатами работы , слушают и обсуждают ответы.

Проверяют и обсуждают выполненную работу у доски.

Групповая, индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы. Письменная работа.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы

Приставок много есть на свете.Но если при- и пре- ты встретил,То надо их  значенье знать,Чтоб слово правильно писать!Значенье пре- - приставка пере-,А также  признак мы измерим:Презлой, предобрый, прехороший:Здесь  «пре» и «очень» так похожи!Приставке пре  ПРИ-  не чета!Значенье при-: неполнота,А также близость, приближенье,Прибавка, присоединенье:Примчись, присядь, пристрой, приделай,Тверди, пока не надоело… Задание 3

Работа с учебником литературы

Стр. 310-314 В главе 12 найти слова с приставками пре-, при-

( преследований, преследовал, прилеглых, придумать, присудили, притянули, прибили, приподняв, принялись, прибывайте, прибрежьях)

Организует и сопровождает деятельность обучающихся

Работают с учебником литературы, находят слова с соответствующей орфограммой.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Индивидуальная, групповая работа

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. Физкультминутка

Составление связных рассказов.

Задание 4

Работа с перфокартой. (работа в парах)

1. ПР Е ОБРАЗОВАТЬ

2. ПР И ТВОРИТЬ (дверь)

3. ПР Е УВЕЛИЧЕНИЕ

4. ПР И БЛИЗИТЬСЯ

5. ПР И ОБРЕСТИ

1.ПР Е ОДОЛЕТЬ

2.ПР И ВОКЗАЛЬНАЯ

3.ПР И СТАНИЩЕ

4.ПР Е ГРАДА

5.ПР И СОЕДИНИТЬСЯ

1.ПР И КЛЕИТЬ

2.ПР Е ТОНЕНЬКИЕ

3.ПР И УСАДЕБНЫЙ

4.ПР Е СТЕРЕЛЫЙ

5.ПР И ГОРОДНЫЙ

Задание 5

В клетки квадрата вставить необходимую букву приставки пре-, при-. Один ряд слов соответствует одному ряду клеток. Вставляем только гласные Е, И.

Задание 1 группе. Решите, Е или И нужно писать в словах.

и

и

и

е

 и

е

и

е

и 

 и

 е

 е

е 

и 

 и

 е

 и

 е

и 

 е

 и

 и

и 

е

1. Прекрасный, присоединить, приходить, прибивать, превращать.

2. Приезд, прерывать, прилепить, претерпеть лишения, приклеить.3. Прилететь, премудрый, преобразовать, преображение, прикорневой.4. Прилагать усилия, пребывание в воде, приступить к занятиям, преуменьшить (представить в меньших размерах, чем на самом деле), прилечь.5. Презабавный, прилипнуть, прибрежный, привратник, преходящий успех.

Задание 2 группе. Решите, какую приставку – hello_html_m23463ead.pngили hello_html_m56054301.png– надо писать.

и

и

е

е

и

е

и

е

е

и

е

е

е

е

и

и

и

и

1. Преломить, презабавный, препятствие, преискусный, преграда.2. Прекрасный, приступить (к выполнению), прилет, присесть, презлой.

3. Премудрый, привокзальный, преуспевать, примерять, превратиться.4. Преувеличение, причастный, превышение, преподавать, преступник.5. Преследовать, пришелец, приглушить, притворить (дверь), приговор

Задание 3 группе. Решите, что писать в словах, Е или И.

и 

и 

и

и

е

и

и

е

е

е

е

е

и

и

е

и

и

и

и

е

и

и

1. Притягивать, призадумался, превосходный, прихватить, приласкать.

2. Приехать, приоткрыть, прехорошенький, присмотреть, привокзальный.

3. Преграда, прежестокий, преобразовать, премилый, прескучный.

4. Приступить (к работе), прилежание, презирать (труса), призреть (сироту), придать (форму).

5. Прибывать (на станцию), приподнять, преспокойный, придорожный, привокзальный.

Задание 6.

Задания из ГИА (демоверсия 2015г)

1 группа: В каком слове правописание приставки определяется значением – «пространственная близость к чему-либо»?

1) прекрасном

2) приводил

3) прибрежной

4) придерживал

2 группа:В каком слове правописание приставки определяется значением – «неполнота действия»?

1) прижимая

2) приказала

3) присел

4) пришло

3 группа: В каком слове правописание приставки определяется ее значением – «присоединение, приближение»?

1) пригласить

2) придвинул

3) придумывая

4) придавал

Организует и сопровождает деятельность обучающихся

Вы немного устали, проведем разминку. 1.

Медленно сомкните (в течение 2-3 с.) и

разомкните ( в течение 2-3 с.) веки.

2. Поднимите глаза вверх, опустите вниз,

отведите влево, вправо.

3. Поочередно сомкните и разомкните веки.

4. Посмотрите вдаль (в течение 2-3 с.), не

сводя глаз с одной точки.

5. Медленно закройте глаза ( в течение 2-3 с.) .

Решают кроссворды, работают с перфокартами и тестовыми заданиями. Работа в группах и парах.

Выполняют

упражнения для глаз,

следуя инструкции

учителя.

Устные и письменные ответы

9.Включение в систему знаний и повторение

Обучающая игра. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Задание 8

Игра по группам .

На карточках слова и словосочетания с приставками. Задание: вставить пропущенные буквы, распределить по категориям.

1 группа.

Придвинуть стул;

приоткрыть форточку;

преспокойно ушел;

притормозить у подъезда;

притворить дверь;

престарелый житель;

явное преувеличение;

пренеприятный разговор;

привскочить от неожиданности;

присутствовать на собрании;

примчался первым;

прекратить разговоры;

привести вовремя;

приступить к строительству;

прибывать к месту назначения.

2 группа.

Приручить животное;

преувеличенное мнение;

прищурить глаза;

приближенный ко двору;

приобретенный дом;

превозмочь боль;

привокзальная площадь;

пришкольный участок;

приглушить звук;

превосходный рассказчик;

приморский бульвар;

пристроить веранду;

прекрасный оратор;

презабавный случай;

придорожное кафе.

Приходящий врач

3 группа.

Приумолкла на время,

приплыла по реке,

преодолеть препятствия,

приютить бездомную собаку,

прилечь на минутку,

прислониться к стене,

стремительно приближаться,

присоединиться к купающимся,

прибытие поезда,

приусадебный участок,

прескверный характер,

приклеить картинку,

присесть на скамейку,

приморский город,

прервать разговор, прекрасный вид

Подводятся итоги игры и называются победители. Создает условия для устранения перегрузки учащихся.

Классифицируют слова по группам в зависимости от значения приставки. Отвечают на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Оценивание работы учащихся на уроке.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Заключительная беседа по вопросам.

1. Среди перечисленных пословиц и поговорок, выберите одну, которая характеризует ваше отношение к уроку:

Где смелость, там и победа.

Кто дрожит, тот и от врага бежит.

Труд кормит, а лень портит.

Терпенье и труд все перетрут.

Делу – время, а потехе час.

Ученье- путь к умению.

Поспешишь- людей насмешишь.

Под лежачий камень и вода не течет.

Мастер на все руки.

2. При наличии времени перепутанная рифма:

Не бывает лягушки без……….…..тучи

Не бывает поэта без……………..кручи

Скалолаза не встретишь без…….кочки

И дождя не бывает без …….…строчки

Не бывает мальчишек без…...…. внука

Не бывает без лая…………….….драки

Не бывает дедули без…….…….. звука

И не слышится песня без ….…..собаки

И грибов не бывает без ……..… речки

И ремня не бывает без…………. печки

И избы не бывает без …………. шляпы

И не водится рыба без…………….папы

Без добра не бывает ..….стихотворения

И без струн не пиликают….…. варенья

Не бывает без пенки…………..скрипки

И без рифмы нет………………..улыбки

Оценивают свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Листы обратной связи

11.Домашнее задание

Повторить правописание сложных существительных и прилагательных (параграфы 13,22), упр. 380(376) подготовиться к контрольной работе.

Записывают домашнее задание в дневник.

индивидуальная

infourok.ru

Урок русского языка в 10-м классе по теме "Правописание приставок". Урок повторения и обобщения с компьютерной поддержкой и презентацией

Разделы: Русский язык

ЦЕЛИ:

  • повторение основных правил правописания приставок, совершенствование орфографических умений учащихся, развитие навыка самостоятельной работы;
  • развитие умения находить, обрабатывать и представлять информацию;
  • развитие языкового чутья; проверка уровня усвоения данной темы.

КРУГ РАССМАТРИВАЕМЫХ ВОПРОСОВ:

  • приставки, пишущиеся в соответствии морфологическим принципом;
  • приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии;
  • правописание приставок, зависящих от ударения и значения.

СЛОВАРЬ УРОКА:

  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ;
  • ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ;
  • ПРЕЦЕДЕНТ;
  • ПРЕЗЕНТАБЕЛЬНЫЙ.

Подготовка к уроку: учащиеся получили индивидуальные задания:

  1. подготовить презентацию и сообщение о правописании приставок;
  2. сообщение об электронных словарях;
  3. составить кроссворд на правописание слов с приставками ПРИ- ПРЕ-.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Объявление темы и цели урока.

  1. Выступление учащихся. Правописание приставок. Презентация.                 
  2. Самостоятельная работа на компьютере. Выполните задание (Приложение 1) Вставьте пропущенные буквы. Во_хождение, ра_бросать, бе_толковый, ра_жевать, и_следовать, во_главить, бе_заботный, бе_словесный, пр_морский, пр_бывать в город, пр_восходный, пр_дать форму, радиопр_емник, пр_вратник, пр_чуда, пр_града, бе_вкусица, ра_четливый, ра_читывать, бе_чувственный, мирово_рение, бе_дыханный.

3. Самопроверка (включить проверку орфографии).

Самооценка.

4. Коллективная работа.

Из истории языка (слайд на экране – Презентация).

РЕШИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ:

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: 

Воскреснуть, восхитить, докучный, внушить, прихотливый.

4. ПРОВЕРКА:

Современное членение Историческое членение
Воскрес-ну-ть Вос-крес-ну-ть (тот же корень, что и в слове кресало «огниво)
Восхит-и-ть Вос-хит-и-ть (тот же корень, что в словах похитить, хищник
Докуч-н-ый До-куч-н-ый (тот же корень, что в словах скука, докука)
Внуш-и-ть Вн-уш-и-ть (из ст-слав. Вън уши «в уши». Первоначальное значение «заставить услышать»
Прихот-лив-ый При-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах прихоть, хотеть)

5. Вставьте пропущенные буквы.

– Значение каких слов вам не совсем ясно?

Пр_баутка, пр_вередливый, пр_людия, пр_рогатива, пр_вилегия, пр_верженец, пр_стойно. пр_зумпция, пр_мадонна, пр_тенциозный, пр_зентабельный, пр_цедент, пр_оритет, пр_ватизация.

Прибаутка, привередливый, прелюдия, прерогатива, привилегия, приверженец, пристойно, презумпция, примадонна, претенциозный, презентабельный, прецедент, приоритет, приватизация.

– Как быть, если не знаешь значения слова, не знаешь, как его написать?

6. Выступление уч-ся об электронных словарях.

Как найти значение слова в толковом словаре в Интернете. Адреса электронных словарей.

Дает значение слов. 

ПРЕЗУМПЦИЯ, – и, ж. (спец.). Предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. П. невиновности (в судопроизводстве: положение, согласно к ото рому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке).

ПРИВАТИЗАЦИЯ, и, мн. нет, ж. [фр. privatisation < лат. prīvātus частный]. Передача государственной или муниципальной собственности (земельных участков, промышленных предприятий, банков, средств транспорта, зданий и т. п.) за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизационный – относящийся к приватизации. Ср. денационализация 1

ПРЕЛЮДИЯ, и, ж. [< лат. praeludere играть предварительно, на пробу; делать вступление; готовиться]. 1. Вступительная часть музыкального произведения. П. к сюите. Ср. интродукция 1, пролог 1, ритурнель 2, увертюра 1, экспозиция 2. 2. Небольшое музыкальное произведение; то же, что прелюд. П. для фортепьяно. 3. перен. Вступление, введение во что-н., а также предвестие чего-н. П. больших событий. Ср. пролог 2.

ПРИМАДОННА, ы, ж., одуш. [ит. primadonna букв. первая дама]. Певица, исполняющая первые партии в опере или оперетте. Ср. прима, прима-балерина.

7. Самостоятельная работа на компьютере – отгадывание кроссворда.

8. Один уч-ся – выход в Интернет.

Задание – найти значение слов прерогатива, претенциозный, презентабельный, прецедент.

9. Проверка работы с кроссвордом – слайд.

10. Работа на компьютере. ТЕСТ. Оценивание.

Приложение 3.

11. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Приложение 4.

Задание:

  1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Выписать слова с пропуском букв в приставках в три столбика.

Дар слова есть натуральная пр_надлежность человека, язык не выдумывается, как и любовь. Однако было бы крайне п_чально, если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_цессу, который сам собою в нас пр_и_ходит, если бы мы говорили так, как поют птицы, пр_давались бы естественным с_четаниям звуков и слов для выражения невольно пр_ходящих через нашу душу чувств и пр_дставлений, а не делали из языка орудие для п_следовательного пр_ведения мыслей, средства для д_стижения р_зумных и с_знательно п_ставленных целей. При исключительно па_сивном и бе_сознательном о_ношении к дару слова не могли бы образоваться ни наука, ни иску(с,сс)тво, ни гражданское о(п,б)щежитие, да и самый язык вследствие недостаточного пр_менения этого дара не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных своих пр_явлениях.

  1. Дополнительное задание: Этот текст представляет собой рассуждение. Найдите в нем тезис, доказательство, вывод.
  2. Выпишите ключевые, наиболее значимые слова.

12. Подведение итогов урока.

Итоги работы с тестом. Приложение 5.

13. Домашнее задание.

  1. Работа с текстом. Написать свое отношение к поднятой проблеме.
  2. Составить словарный диктант из 20 слов на правописание приставок.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка по теме "Правописание приставок" (обобщение)

Тип урока: урок повторительно-обобщающий.

1. Работа с первой группой приставок «Неизменяемые приставки».

2. Работа со второй группой приставок «Приставки на з-, с».

2.2.Отгадывание кроссворда в группах.

3. Работа с третьей группой приставок «Приставки при- и пре».

3.1.Проверочное задание.

4. Контролируй себя.

Ход урока.

multiurok.ru

Этапы урока

ИКТ

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

I.

«Организация».

Приветствует учащихся, создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку:

- Доброе утро, ребята!

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют учителя нашей школы. Желаю вам, ребята, удачи на уроке, хороших оценок!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

II.

«Вызов».

Организует работу в тетрадях:

- Откройте тетради. Запишите число.

- Запишите на полях балл настроения от 0 до 10, с которым вы пришли на урок русского языка.

Открывают тетради, записывают число, указывают балл настроения на полях.

Личностные: самооценка

Актуализация знаний.

Задаёт вопросы:

  1. Назовите раздел науки о языке, который изучает строение слова.

  2. Из каких значимых частей состоят слова?

  3. Какие морфемы служат для образования новых слов?

  4. С какой морфемой мы работали на протяжении нескольких уроков?

Отвечают на вопросы:

  1. Морфемика.

  1. Приставка, корень, суффикс, окончание.

  1. Приставка, суффикс.

  1. Мы работали с приставкой.

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные:

умение давать полный ответ

Формулирование темы урока

Задаёт вопрос:

- Ребята, попытайтесь, предположить, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Формулируют тему урока:

- «Правописание приставок»

Регулятивные: формулирование темы

Мотивирование к учебной деятельности

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

- Сегодня у нас будет урок повторения, мы будем проверять свои индивидуальные знания, работать в паре, группах, а в конце урока вы оцените себя по «Рефлексивной мишени».

Узнают о видах работ на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

III.

«Осмысление».

Постановка учебной задачи.

Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных задач урока):

- Давайте вспомним о приставках, которые вам необходимо знать, чтобы быть грамотными. На какие три группы делятся приставки по правописанию? Составим кластер.

- Поставим учебные задачи на урок.

Под руководством учителя составляют кластер:

Ставят учебные задачи на урок:

-Повторить и обобщить знания о правописании приставок неизменяющихся на письме,

приставок на з, с и приставок при- и пре-.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: формулирование гипотез

IV.

«Повторение».

1.Работа с

первой группой приставок «Неизменяемые приставки».

1.1.Проверочное задание

1.2.Опасная приставка с-

Задаёт вопрос:

- Назовите неизменяемые приставки.

- Сформулируйте правило, о правописании этих приставок.

Учитель предлагает учащимся выполнить проверочное задание:

- Ребята, прочитаем задание.

- Какие слова вы выписали?

- Из всех традиционных приставок самая опасная – это приставка с-. Поработаем с этой приставкой.

-Какое правило вам известно про приставку с-?

- Выполним задание на карточке №1 «Потренируемся!»

- Проверим!

Отвечают на вопросы:

- В-, во-, за-, по-, под, подо-, до-, про-, с-, со-, на-, над- и т.д.

Формулируют правило:

- Независимо от произношения эти приставки всегда пишутся одинаково.

Читают задание:

- Выпишите из данных слов только те, в которых есть неизменяемые приставки:

Свистнул, сгорел, надписал, предмет, предводитель, избежать, сбежать, проложить, смотреть, рассмотреть, приложить, откусить.

- (сгорел, надписал, предводитель, сбежать, проложить, откусить).

Формулируют правило:

- В русском языке есть приставка с-, но нет приставки з-. Слова исключения: зги, здоровье, здесь, здание.

Читают задание:

- Вставьте в следующие слова пропущенную букву.

Вставляют букву с или з.

Проверяют.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Поднимает руки класс – это «РАЗ».Повернулась голова – это «ДВА».Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

2.Работа со второй группой приставок «Приставки на з-, с».

2.1.Проверочное упражнение

2.2.Отгадывание кроссворда в группах.

Задаёт вопрос:

- Назовите приставки, оканчивающиеся на з-, с-.

- Когда на конце этих приставок пишется з-? А с-?

- Читаем задание на карточке № 2.

- Взаимопроверка по ключу.

- Вспомните, когда мы пишем две буквы с?

- Отгадайте кроссворд.

- Проверим кроссворд.

Отвечают на вопросы:

- Раз – рас, низ – нис, воз – вос, вз – вс, из – ис, без – бес.

Формулируют правило.

Читают задание:

- Вставьте в словах пропущенную букву:

Бе..мерно, и..пользовать, во..поминание, ра..жигать, ни..падающие, бе..ценный, бе..шумный, в..бираться, ра..топить, бе..численные.

Вставляют орфограмму.

Проверяют друг у друга в парах.

- Когда одна буква входит в приставку, а другая – в корень.

Отгадывают кроссворд по группам.

3. Работа с третьей группой приставок «Приставки при- и пре».

3.1.Проверочное задание.

Задаёт вопрос:

- Когда пишется гласная и в приставке при-?

- Когда пишется гласная е в приставке пре-?

- Внимательно слушаете словосочетание, которое необходимо заменить словом с приставкой при- или пре-, полученное слово записываем в тетрадь:

  • Участок при усадьбе

  • Полоса около берега

  • Чуть открыть окно

  • Очень странный случай

  • Загородить дорогу

  • Встать не во весь рост

  • Очень старый человек

  • Присоединить пуговицу к ткани

Отвечают на вопросы:

- Когда выполняются значения: присоединение, прибавление, приближение, неполнота действия, расположение вблизи чего-нибудь.

- Когда выполняются значения:

Выполняют у доски:

  • приусадебный

  • прибрежная

  • приоткрыть

  • престранный

  • преградить

  • привстать

  • престарый

  • пришить

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

4.Контролируй себя.

Предлагает прочитать наизусть выразительно стихотворение С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» Кочнёву Владу.

- Выпишите из текста слова в три столбика: 1) с неизменяемыми приставками; 2) с приставками, оканчивающимися на з-, с-,; 3) с приставками при-, пре-.

- Проверим!

Читает стихотворение С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» Кочнёв Влад.

Выписывают слова:

с неизменяемыми приставками

с приставками, оканчивающимися на з-, с-

с приставками при-, пре-

Сжаты, скатилось, осталось, увидал, запрягался

взрытая

примечталось

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

V.

«Рефлексия».

Обобщение результатов урока, подведение итогов.

Задаёт вопросы:

- Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Урок дал мне для жизни…продолжите?

- Было ли трудно?

Урок я хотела бы закончить словами

К. И. Чуковского: 

« Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Отвечают на вопросы:

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: саморегуляция.

Самоанализ

Оцените себя по «Рефлексивной мишени».

Оценивают себя по «Рефлексивной мишени».

Личностные: самоопределение,

самооценка

VI.

Домашнее задание.

  1. На карточке№3.

Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.

 

Обманчивый лес

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние.

Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что ...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно ...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как ...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу.

(По А. Куприну)

  1. Упражнение 656 (списать, найти слова с приставками, приставки выделить)

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение

Повторяем правописание приставок - русский язык, уроки

.Предмет: Русский язык...

Тема урока: Повторяем правописание приставок

Цель: упражнять в грамотном правописании слов на изученные орфограммы; развивать орфографическую зоркость.

kopilkaurokov.ru

Этап урока

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Контроль

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

1.Орг. момент.

-На доске зашифровано высказывание немецкого философа Фихте Иоганна Готлиба.

Давайте попробуем его расшифровать.

“!ьтавовтсйеД !ьтавовтсйеД !меувтсещус ым огеч идар, от отЭ”

(“Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем!”) Проверка - кодоскоп.

Работа под руководством учителя.

Учитель

Коллективная.

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Повторение пройденного.

Актуализация знаний.

-Если мы будем действовать сегодня дружно, сообща, то достигнем цели нашего урока.

-Включиться в работу нам поможет “мозговая разминка”.

“Ленивые восьмёрки”

-Чтобы собрать наше внимание проведём “Разминку для ума”. Отвечаем хором, быстро.

Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…

Общая часть родственных слов называется …

- Как называется второй зимний месяц?

Чистописание.

Зов, завод, воскресенье, четверг, вчера.

Словесный.

Учитель,

Фронтальная.

Индивидуальная.

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

3.Постановка учебной цели. Сегодня на уроке:

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

– О какой части слова мы будем говорить на уроке?

Словесный.

Учитель,

Коллективная

Регулятивные УУД:

Составлять план урока в соответствии с заданиями .

Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

4.Овладение новыми знаниями

. Нахождение приставок в словах.

На доске записаны слова:

1) подучить, доучить, добежать, прописать, подписать, описать.

2) научить, заучить, забежать, написать, записать, надписать.

– Что объединяет слова в группах?

Я считаю, что сначала записаны слова с безударными гласными звуками в корне, а потом с «опасным» местом для согласных звуков. Прав ли он?

Объяснительно- иллюстративный.

Учитель,

Коллективная. Самостоятельная.

Регулятивные УУД:

Анализировать

выполненное , выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его правильно на письме, ориентироваться на лучший вариант в процессе письма

5.Физминутка

Репродуктивный.

6.Этап первичного

закрепления

. Игра «Кто быстрее?».

Описание. Двое учеников на доске, остальные учащиеся в тетрадях записывают приставки, в которых всегда пишется буква о- или буква а-.

Поисковый.

Взаимопроверка

Учитель,

Парная. групповая

Регулятивные УУД:

Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца

Коммуникативные УУД:

Работать в парах, тройках и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам.

Выполнять правила работы в группе. обосновывать свой выбор.

Осуществлять взаимоконтроль и оценку их выполнения.

7. Закрепление (самостоятельная работа, включение в систему новых знаний)

Выполнение упражнений на правописание приставок.

1) Работа по вариантам. На доске записаны слова:

I вариант

[па]встречать

[за]морозить

[ат]бежать

[да]рисовать

II вариант

[за]писать

[на]помнить

[аб]лететь

[пад]лететь

III вариант

[па]учить

[пра]ходить

[пад]учить

[ат]лететь

Задание: замените звуковую запись буквенной и запишите слова.

2) Выполнение упражнения 5 (рабочая тетрадь).

– Какие приставки пропали из слов? Впишите их.

Объяснительно –

иллюстративный.

Учитель

индивидуальная

Познавательные УУД:

Ориентироваться в печатной тетради (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

8.Рефлексия.

– О какой части слова мы вели речь на уроке?

– Где в слове находится приставка? Для чего она служит?

Работа под

руководством

учителя.

Учитель

Фронтальная.

Регулятивные УУД:

Применять критерии оценивания выполненной работы. Оценивать свои достижения на уроке

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки

9. Итог

урока

- Что я нового узнал для себя?

- Смогу я в дальнейшем применять это в жизни?

- Что во мне изменилось в результате моей деятельности?

Словесный.

Учитель

Фронтальная

Познавательные УУД

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

10. Д / З.

составить и записать слова с приставками

Дидактический материал для обобщающего повторения при подготовке к ЕГЭ. Задание 9 "Правописание приставок"

Лист диагностики. ФИО ____________________

Орфограммы в приставках

(задание 9 ЕГЭ)

1. Виды приставок:

А)_______________________ Б) __________________________

В) _______________________ Г) ___________________________

2.  Вставьте, где необходимо, двойную согласную.

Без..вучно, обес..лавить, под..анный (России), под..анный (к ужину салат), пред..ипломный, (фанера) с..охлась, новов..едение, от..оргнуть, черес..едельник, от..ереть пятно, порас..просить, светорас..еяние, с..адить (с поезда), с..ыпать (зерно из трёх банок в одну), с..удить (преступника), с..удить (денег другу), с..ечь сухие ветки дерева, с..ечь (розгами), рас..ориться, пос..ориться, с..уда, без..емельный, без..ымянный, бес..ловесный

3.Вставьте пропущенные согласные З или С.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

И..жечь

и..чахнуть

ни..вергнуть

ни..посланный

ни..шедший

ра..щепление

и..жога

бли..сидящий

ни..ходящий

чре..вычайный

чере..чур

...дание

бе..винный

бе..временье бе..перебойный

..дороваться пере..дать и..щипать ни..провержение

обе..покоиться и..пещрить

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

прои..шествие

прои..текший

чере..полосица

и..черна-синий

не..добровать

чере..седельник

..битень

чре..мерный

..дравница

..балансированный

..ближение

..жиженный

бе..дыханный

..горяча

..грузить

бе..плановый

бе..письменный бе..толковый

во..вестить

во..браняться

во..шествие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

... бываться

во..пламеняться

во..жёгший

во..буждение

..брошенный

..жалиться

бе..перебойный

бе..культурье

бе..умолчный бе..плодность

..зади

..дружиться

..дунуть

..даваться ..гущённый

бе..классовый бе..компромиссный

и..веданный

и..гладить

и..вестить

и..калечить

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

и..менник

и..покон (веков)

и..польщина

ра..брызгать

ра..ветвлённый

ра..графить ра..формировать

ра..цвет

ра..квартировать

ра..хвалить

ра..писка

ра..ценка

ра..жать

ра..чёска

во..палённый

бе..челюстной

бе..вкусица

и..чезать

и..подтишка

и..подлобья

и..колесить

4. Вставьте пропущенные гласные. Арх..быстро, арх..плут, на..высший, на..скосок, р..зыскной, р..зыскать, пр..отцовский, пр..исшествие, пр..бороздить, р..збег, в..зблагодарить, б..залкогольный, д..петровская (эпоха), об..сславить, пр..американ- ский, ультр..звук, п..обсохнуть, пр..матерь, пр..изнесение, пр..образ, светон..пр..ницаемый, с..звучие, к..нгениальный, с..противление, пер..в..оружить, суп..рарбитр, р..зоружение.

5. Вставьте пропущенные гласные Е или И.

Пр..амурский, пр..танцовывать, пр..баутка, пр..вадить, пр..вередливый, пр..выкнуть, пр..ключение, пр..спешник, пр..спичить, пр..стойный, пр..страстие, пр..сягать, пр..тить

пр..порученный

пр..стол, пр..тить, пр..зидиум, пр..зидент, пр..мьер, пр..мьера, пр..людия, пр..валировать

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

пр..мадонна, пр..мат, пр..митивный, пр..ватный, пр..ват-доцент, пр..ватизация, пр..вилегия, пр..оритет, пр..сесть, пр..лечь, пр..бавленный, пр..ближённый, пр..брежный, пр..лгать

пр..вентивный, пр..зентация, пр..зентабельный, пр..зумпция пр..йскурант, пр..лат

пр..парат

пр..пухший

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

пр..мёрзший, пр..нарядиться, пр..ниженный, пр..вышение, пр..мудрый, пр..огромный, пр..рваться, пр..успевать, пр..жечь, пр..гнать, пр..воз, пр..корм, пр..катить, пр..говорить пр..поднесение пр..рогатива, пр..стиж, пр..тендент, пр..тензия, пр..фект, пр..цедент,

пр..ступить к делу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

пр..следовать, пр..спокойный, пр..волжский, пр..озёрный, пр..целиться, пр..хватить, пр..шелец, пр..сказка, пр..порошенный, пр..стань, пр..тронуться, пр..отворённый, пр..вратить, пр..грешение

пр..совокупить, пр..тихший, пр..ломить, пр..поднести, пр..подавать, пр..странный

пр..чудливый, пр..граничный,

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

6. Вставьте пропущенные гласные Ы или И.

Раз…грать соседа

от…скать драгоценности новый спорт…нвентарь

знать с…здетства

любитель роз…грышей, без…мянная речка

произвести дез…нфекцию

пред…юньский вечер вз…мать налоги пред…нфарктное состояние без…нвентарный учёт меж…гровой проект

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

меж…нститутские

пред…стория конфликта без…глое растение вз…скательный художник сверх…зобилие меж…мпериалистические отношения

с…митировать восторг трёх…мпульсный регулятор без…сходная тоска

назначен охот…нспектором с…кономить средства

 без…дейное выступление

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

раз…скать на складе без…корная рыба транс…ранский маршрут об…грать соперников

встреча с фин…нспектором без…скусственный рассказ, вз…мающий пошлину, студенты пед…нститута

проверка сан…нспекции из…мать документы

об…ндеветь на морозе

двух…гольная машина

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Слова, в которых значение приставки определить трудно или приставка слилась с корнем при

прибауткаприборпривередапривидениепривычкапригодныйпридирчивыйпризваниеприказприключениепримечать, достопримечательностьпринадлежатьприскорбныйприслушиватьсяприсмотретьприснитьсяприспособитьпристрастныйприсудить, присуждениеприсягапритязаниепричастныйпричудливый

пре

беспрекословныйпреимуществопреклонныйпрелестныйпренебречьзнаки препинанияпреподнестипреподобныйпререканияпреследоватьпресловутыйпресмыкатьсяпрестарелыйпрестол

Заимствованные слова, в которых при- и пре- входят в состав корня

Слова, в которых значение приставки определить трудно или приставка слилась с корнем при

прибауткаприборпривередапривидениепривычкапригодныйпридирчивыйпризваниеприказприключениепримечать, достопримечательностьпринадлежатьприскорбныйприслушиватьсяприсмотретьприснитьсяприспособитьпристрастныйприсудить, присуждениеприсягапритязаниепричастныйпричудливый

пре

беспрекословныйпреимуществопреклонныйпрелестныйпренебречьзнаки препинанияпреподнестипреподобныйпререканияпреследоватьпресловутыйпресмыкатьсяпрестарелыйпрестол

Заимствованные слова, в которых при- и пре- входят в состав корня

infourok.ru

Повторение по теме Правописание приставок 3, С, ПРЕ-ПРИ

Что понравилось? Что было непонятно? Добились ли поставленной цели?

Приложение 3.

Таблица приставок.

Упражнения на карточках.

Карточка №1. Выделите приставки.

Напомнить, вспомнить, припомнить, припоминать; возвестить, известить, предвестник; подсказать, предсказать, пересказать.  

Карточка №2.  Графически объясните, как образовались двойные согласные в следующих словах.

Расстегнуть, расступиться, восстать, исследовать, ссыпать, оттолкнуть, подделка, поддакивать, оттащить, поддержать.  

Карточка №3.  Выделите приставки. Докажите графически, что они выделены правильно.

Пересдавать, предрассветный, неизмеримый, бесцельный, произрастать.

Тестовые задания.

  1. Приставка отсутствует в слове:

  1. Приставка отсутствует в слове:

  • отдых;

  • здесь;

  • воспрещать;

  • сдавить;

  1. Слова какого ряда не имеют приставки?

  • отток, отцовский, отсек

  • отчаяться, отшельник, отрыв

  • ответный, отвердеть, оттепель

  • отрочество, отечество, отвага

  1. Слова какого ряда не имеют приставки?

  • подначить, подмога

  • подобный, подольщаться

  • подолгу, подпруга

  • подол, подошва

  1. В каком ряду все слова имеют две приставки?

  • предъюбилейный, предполагать, предугадать

  • предусмотреть, предшествовать, предыдущий

  • предпосылка, председательский, предсказание

  • предумышленный, предрассветный, предохранитель

  1. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?

  • прохлада

  • приморье

  • сыгранный

  • спрятал

  1. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

  • ра…чёт, бе…молвный, и…черкать

  • пр…бежать, об…бщить, пр…дедушка

  • пр…вивка, пр…рождённый, пр…близиться

  • с…ехать, без…ядерный, батал…он

  1. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

  • пр…лежание, пр…зидент, пр…мудрый

  • в…юга, из…явить, раз…грать

  • ни…ввергнуть, бе…донный, ра…цвет

  • и…целить, …держать, бе…проигрышный

  1. Какое слово пишется через дефис?

  1. В каком слове пишется буква И?

  1. Буква И пишется во всех словах ряда:             

  • пр…вратности судьбы, знаки пр…пинания;

  • пр…ступить закон, пр…одолевать трудности;

  • пр…влечь внимание, пр…обрести уважение;

  • пр…зирать врага, пр…града в пути.

  1. В приставке какого слова пишется буква З?

  • бе…церемонный;

  • и…сякнуть;

  • бе…смысленный;

  • бе…жалостный.

  1. В приставке какого слова пишется буква С?

  • бе…заботный;

  • и…неженный;

  • бе…умный;

  • бе…шабашный.

  1. Какое слово пишется через дефис?

  • выть (по)волчьи;

  • разделить (по)ровну;

  • работать (в)место друга;

  • (в) тайне кроется ответ.

  1. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  • (до)суха, (до)упаду;

  • (по)вашему лицу, одет (по)летнему;

  • (пол)дня, (восьми)кратный;

  • быть (по)моему, (во) вторых.

  1. Буква Е пишется во всех словах ряда:             

  • пр…бывать в город, пр…вкусный борщ;

  • пр…поднятое настроение, пр…лечь отдохнуть;

  • пр…весёлый человек, пр…рвать отношения;

  • пр …морский край, пр…клеить марку.

infourok.ru

Урок повторения по теме "Правописание приставок"

«Правописание приставок» урок-практикум для учащихся 9-11 классов Подготовила: Скороходова Е.Н., учитель русского языка, МКОУ «СОШ №2» г.Щучье Курганской области

«Правописание приставок» урок-практикум для учащихся 9-11 классов Подготовила: Скороходова Е.Н., учитель русского языка, МКОУ «СОШ №2» г.Щучье Курганской области

Цели урока: Тип урока:  урок повторения и обобщения знаний в старших классах (9-11) Методы:  коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические. 1. Систематизация знаний учащихся о правописании приставок, расширение знаний о значениях приставок пре– и при-, о трудных случаях правописания на стыке приставки и корня; о правописании Ъ/Ь знаков после приставок. 2. Развитие интереса к истории языка. 3. Воспитание любви и бережного отношения к русскому языку.

Цели урока:

Тип урока:  урок повторения и обобщения знаний в старших классах (9-11)

Методы:  коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.

1. Систематизация знаний учащихся о правописании приставок, расширение знаний о значениях приставок пре– и при-, о трудных случаях правописания на стыке приставки и корня; о правописании Ъ/Ь знаков после приставок.

2. Развитие интереса к истории языка.

3. Воспитание любви и бережного отношения к русскому языку.

В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) развесёлый, дошить, подоконник, разрыв 2) утомление, прескверный, сыграть, оргстекло 3) подполковник, накрепко, пригород, навсегда 4) сочувствие, вызывающе, слева, забежать

В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) развесёлый, дошить, подоконник, разрыв

2) утомление, прескверный, сыграть, оргстекло

3) подполковник, накрепко, пригород, навсегда

4) сочувствие, вызывающе, слева, забежать

Повторим правописание приставок

Повторим правописание приставок

В каком ряду во всех словах есть приставка? 1) сделать, превалировать, розыск 2) причудливый, природа, изысканный 3) исподлобья, воспылать, контрнаступление 4) объяснить, здоровье, сверхинтересный

В каком ряду во всех словах есть приставка?

1) сделать, превалировать, розыск

2) причудливый, природа, изысканный

3) исподлобья, воспылать, контрнаступление

4) объяснить, здоровье, сверхинтересный

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) пре..писание, о..толкнуть, по..шутить 2) во..кликнуть, бе..жалостный, и..расходовать 3) с..грать, без..нициативный, спорт..нвентарь 4) пр..имущество, пр..тензия, пр..пятствие

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) пре..писание, о..толкнуть, по..шутить

2) во..кликнуть, бе..жалостный, и..расходовать

3) с..грать, без..нициативный, спорт..нвентарь

4) пр..имущество, пр..тензия, пр..пятствие

В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? 1) бездонный, всмотреться, переувлажнить 2) разбежаться, контратака, израсходовать 3) докрасна, по-русски, подснежник 4) нахлебник, сверхинтересный, подземный

В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) бездонный, всмотреться, переувлажнить

2) разбежаться, контратака, израсходовать

3) докрасна, по-русски, подснежник

4) нахлебник, сверхинтересный, подземный

Продолжите ряд: Постимпрессионизм, постструктурализм… Контригра, контраргумент… Конформист, конъюнктура… Сверхизысканный, сверхновый…

Продолжите ряд:

Постимпрессионизм, постструктурализм…

Контригра, контраргумент…

Конформист, конъюнктура…

Сверхизысканный, сверхновый…

Ъ/Ь после приставок Ы/И после приставок З/С на конце приставок Приставки пре-/при-

Ъ/Ь

после приставок

Ы/И после приставок

З/С на конце приставок

Приставки пре-/при-

З/С на конце приставок Пишем З на конце приставки Пишем С на конце приставки Перед звонкими согласными и гласными произносим [ з ] и пишем « з »: РАЗ-УЧИТЬ, ИЗ-УЧЕННЫЙ, БЕЗ-ДОННЫЙ. Внимание! Перед глухими согласными произносим [ с ] и пишем « с »: РАС-ПИЛИТЬ, ИС-ПИСАТЬ,БЕС-ПАРДОННЫЙ. ! Слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «з». Приставка С принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ. Приставки З в русском языке нет!

З/С на конце приставок

Пишем З на конце приставки

Пишем С на конце приставки

Перед звонкими согласными и гласными произносим [ з ] и пишем « з »: РАЗ-УЧИТЬ, ИЗ-УЧЕННЫЙ, БЕЗ-ДОННЫЙ.

Внимание!

Перед глухими согласными произносим [ с ] и пишем « с »: РАС-ПИЛИТЬ, ИС-ПИСАТЬ,БЕС-ПАРДОННЫЙ.

! Слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «з».

Приставка С принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.

Приставки З в русском языке нет!

Ъ/Ь после приставок ?Когда? Пишем Ъ ?Когда? если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я ( подъезд, изъявить, инъекция, трансъевропейский ) в сложных словах с числительными. ( двухъярусный, трёхъязычный ). Пишем Ь НИКОГДА* После приставки… После приставки… * Разделительный Ь пишется внутри слова (но только не после приставки) , перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И ИСКЛЮЧЕНИЕ составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА)

Ъ/Ь после приставок

?Когда?

Пишем Ъ

?Когда?

  • если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я ( подъезд, изъявить, инъекция, трансъевропейский )
  • в сложных словах с числительными. ( двухъярусный, трёхъязычный ).

Пишем Ь

После приставки…

После приставки…

* Разделительный Ь пишется внутри слова (но только не после приставки) , перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И

ИСКЛЮЧЕНИЕ составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА)

Приставки пре-/при- Значения приставки ПРЕ- Значение высокой степени действия или качества («очень», «весьма») Близка по значению приставка пере- (то есть, «через», «по-другому»). Значения приставки ПРИ- Близость к чему-либо Прибавление, присоединение, приближение Неполнота качества или действия Доведение действия до конца Совершение действия в чьих-либо интересах, усиленное проявление действия Сопутствующее действие Исключения: 1) русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (пр и тязание, пр е льщать, пр е кословить) 2) заимствования (пр е амбула, пр и вилегия, пр и оритет)

Приставки пре-/при-

Значения приставки ПРЕ-

  • Значение высокой степени действия или качества («очень», «весьма»)
  • Близка по значению приставка пере- (то есть, «через», «по-другому»).

Значения приставки ПРИ-

  • Близость к чему-либо
  • Прибавление, присоединение, приближение
  • Неполнота качества или действия
  • Доведение действия до конца
  • Совершение действия в чьих-либо интересах, усиленное проявление действия
  • Сопутствующее действие

Исключения:

1) русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (пр и тязание, пр е льщать, пр е кословить)

2) заимствования (пр е амбула, пр и вилегия, пр и оритет)

Ы/И после приставок И или Ы: после приставки, заканчивающейся на согласный (если нет – пишем И) → это не сложносокращенное слово (если сложносокращенное – пишем И) → после русской приставки (если нет – пишем И) → не после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (если после них – пишем И) → это не слово ВЗИМАТЬ (если оно, пишем И) → Ы

Ы/И после приставок

И или Ы: после приставки, заканчивающейся на согласный (если нет – пишем И) → это не сложносокращенное слово (если сложносокращенное – пишем И) → после русской приставки (если нет – пишем И) → не после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (если после них – пишем И) → это не слово ВЗИМАТЬ (если оно, пишем И) → Ы

А теперь закрепим!

А теперь закрепим!

Подберите антонимы с приставками пре- и при- :

Подберите антонимы с приставками пре- и при- :

  • Удаляться
  • Очень мало
  • Отбавлять
  • Очень злой
  • Уважать
  • Отдалять
  • Уродливый
  • Последующий
Вставьте, где необходимо, Ь или Ъ :

Вставьте, где необходимо, Ь или Ъ :

  • с...язвить, нав...ючить, нес...ёмные
  • об...ятия, в...едливый, пан...европейский
  • сверх...естественный, без...ядерный, без..укоризненный
  • суб...ективный, с...экономить, без...аварийный
  • раз...ём, бар...ер, под...езд
  • суб...ядерный, рудопод...ёмный, пред...юбилейный
  • нев...ющийся, из...ясняться, об...ять
Подберите родственные слова с различными приставками:

Подберите родственные слова с различными приставками:

  • Имя
  • Игла
  • Индустриальный
  • Искра
  • Известный
  • Инспектор
  • Искусный
Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре- , при- : Место стоянки судов, исключительное право, глава государства, первенство, подарить, граница, оперная певица, исполняющая первые роли, купить, затруднение, предисловие, вступление к музыкальному произведению, льгота, помеха, легенда, продолжатель, первое представление.

Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре- , при- :

Место стоянки судов, исключительное право, глава государства, первенство, подарить, граница, оперная певица, исполняющая первые роли, купить, затруднение, предисловие, вступление к музыкальному произведению, льгота, помеха, легенда, продолжатель, первое представление.

Вставьте пропущенные буквы

Вставьте пропущенные буквы

  • Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз…грывал жалкую роль палача или предателя… (М.Ю.Лермонтов)
  • Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без…нициативным. (Л.Н.Толстой)
  • Энергетикам запрещено вз…мать штрафы за перерасход электроэнергии.
  • Пора уж под…тожить, Как я живу и как вооружен. (М.Светлов)
  • Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез…скусственной красоте. (Л.Н. Толстой)
Б.Пастернаку Ра…тояния: вёрсты, мили… Нас ра…тавили, ра…адили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли. Ра…тояния: вёрсты, дали… Нас ра..клеили, ра..паяли, В две руки ра..вели, ра..пяв, И не знали, что это сплав Вдохновений и сухожилий… Не ра..сорили – ра..сорили, Ра..лоили… Стена да ров. Ра..елили нас, как орлов- Заговорщиков: версты, дали… Не ра..троили – ра..теряли. По трущобам земных широт Ра..овали нас, как сирот. Который уж – ну который –март?! Ра..били нас- как колоду карт. (М. Цветаева)

Б.Пастернаку

Ра…тояния: вёрсты, мили…

Нас ра…тавили, ра…адили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Ра…тояния: вёрсты, дали…

Нас ра..клеили, ра..паяли,

В две руки ра..вели, ра..пяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не ра..сорили – ра..сорили,

Ра..лоили…

Стена да ров.

Ра..елили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не ра..троили – ра..теряли.

По трущобам земных широт

Ра..овали нас, как сирот.

Который уж – ну который –март?!

Ра..били нас- как колоду карт.

(М. Цветаева)

Хитрая мангуста Я увесил каюту г..рляндами бананов. Они на веревочках к..чались под потолком. Это для мангуст. Я выпустил ручную мангусту и она теперь бегала по мне а я лежал пр..крыв глаза. Чуть пр..открыл глаза и вижу что мангуста прыгнула на полку пер..лезла на раму круглого пар..ходного окна покрепче пр..мостилась и глянула на меня. Я пр..таился. Мангуста толкнула лапкой в стену и рама п..ехала вбок. Когда рама пр..близилась к бананам мангуста рванулась прыгнула и обе..ми лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан от..рвался и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Пр..красный ..кр..батический прыжок! Я пр..вскочил п..глядеть но мангуста уже бе..пр..рывно возилась под койкой. Через минуту она пр..дстала передо мной с и..мазанной мордой и п..крякивала от удовольствия.

Хитрая мангуста

Я увесил каюту г..рляндами бананов. Они на веревочках к..чались под потолком. Это для мангуст.

Я выпустил ручную мангусту и она теперь бегала по мне а я лежал пр..крыв глаза. Чуть пр..открыл глаза и вижу что мангуста прыгнула на полку пер..лезла на раму круглого пар..ходного окна покрепче пр..мостилась и глянула на меня. Я пр..таился. Мангуста толкнула лапкой в стену и рама п..ехала вбок. Когда рама пр..близилась к бананам мангуста рванулась прыгнула и обе..ми лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан от..рвался и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Пр..красный ..кр..батический прыжок! Я пр..вскочил п..глядеть но мангуста уже бе..пр..рывно возилась под койкой. Через минуту она пр..дстала передо мной с и..мазанной мордой и п..крякивала от удовольствия.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

kopilkaurokov.ru


Смотрите также