Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с причастиями". Упражнение правописание не с причастиями


Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Видеоурок. Русский язык 7 Класс

Частица НЕ пишется раздельно:

1. При противопоставлении с союзом а.

Например: Не прочитанная книга, а просмотренная.

2. С зависимыми словами кроме слов наречий меры и степени

Например:  Не прочитанная мной книга.

3. При подчеркнутом  отрицании

Например: Нет, это книга не прочитанная.

4. С причастиями в краткой форме

Например: Книга не прочитана.

Частица НЕ пишется слитно:

1. Если слово без "не" не употребляется. Например: ненавидящий, негодующий.

2. Если образуется новое понятие, т.е. можно заменить синонимом без не- или близким по значению выражением.

Например: непрочитанная книга = «новая для меня книга»

3. Со словами наречиями меры и степени (очень, весьма, почти...= сближение с прилагательными).

Например: совершенно непродуманный.

1 шаг -  определить, в полной или краткой форме употребляется причастие

а) если в краткой – пишем раздельно,

б) если в полной – смотри п.2

2 шаг - употребляется ли причастие без не-

а) если не употребляется – пишем слитно,

б) если употребляется – см. п.3

3 шаг -  есть ли противопоставление с союзом «а»

а) если есть – пишем раздельно,

б) если нет – см. п.4

4 шаг -  есть ли подчёркнутое отрицание

а) если есть – пишем раздельно,

б) если нет – см. п.5

5 шаг -  есть ли у причастия зависимые слова

а) если нет – пишем слитно,

б) если есть – определяем, что они называют:

6 шаг – есть ли наречия меры и степени 

а) если есть  – пишем слитно,

б) если нет  – пишем раздельно.

1. Общим отличием причастий от прилагательных является то, что причастие обозначает временный признак предмета, создаваемый действием самого предмета (действительные причастия) или действием, осуществляемым над этим предметом (страдательное причастие), тогда как прилагательное обозначает постоянный признак предмета.

 Например: летящие семена — это семена, которые летят, находятся в движении; летучие семена — семена, имеющие особенности в строении, благодаря которым они легко летают, переносятся ветром.

ЗАПОМНИ! Причастие указывает только на состояние и не характеризует самого предмета.  Прилагательное, наоборот, только характеризует предмет и не дает сведений о том, в каком состоянии он находится.

2. Причастие обычно имеет прямое значение и может сочетаться с теми же зависимыми словами, что и глагол, от которого образовано; прилагательное имеет переносное значение и не может сочетаться с зависимыми словами глагола.

Причастия: (взволновать мать) взволнованная мать;  (измучить путника) измученный   путник;  (утомить человека) утомленный человек.

Прилагательные:  взволнованный голос, измученный вид,  утомленное лицо.

3. Причастие можно заменить сочетанием слова «который» с глаголом, от которого образовано причастие; прилагательное можно заменить синонимичным прилагательным

 

Домашнее задание

Упражнение № 133-135. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение,  2012.

Задание. Напишите не слитно или раздельно. Вставьте н или нн.

1.  Разнообразие трав в лугах (не) слыха...ое.

2.  (Не) скоше.ые луга так душисты, что тяжелеет голова.

3.  Птицы летели к (не) замерзающим берегам.

4.  Пехота покрыла себя (не) увядающей славой.

5.  Кое-где ещё видны остатки (не) растаявшего снега.

6.  Он шёл по (не) исхоже...ому насту.

7.  По (не) писа...ому уговору они встречались в одном и том же месте.

8.  (Не) доумевающие детские глаза смотрели на них.

9.  Она казалась героиней какого-то подлинного, а (не) выдума...ого романа.

10.  Письмо (не) доставлено вовремя.

11.  Он взял не просмотре...ый, а только что получе...ый журнал.

12.  Опубликова...ы стихи поэта, (не) дооценённого в свое время.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Биометрика (Источник). 

    Русский язык в схемах и таблицах. Правописание НЕ с причастиями. 

2. Русский язык (Источник). 

    Дидактические материалы. Раздел «Причастие» 

3. Издательство "Лицей" (Источник). 

    Правописание причастий. Упражнения. 

 

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа,  2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение,  2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс».  Под ред. Пименовой С.Н.  19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В.  «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

interneturok.ru

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (2 МБ)

Цели урока:

  • познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями,
  • формирование навыка написания частицы и приставки НЕ в причастии.

Задачи урока:

  • работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
  • обогащение словарного запаса учащихся,
  • работа над развитием речи учащихся,
  • формировать в сознании учащихся понятие об орфограмме и условии выбора правильного написания НЕ с причастиями,
  • развитие орфографической зоркости.

Тип урока — урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация Power Point к уроку;
  • Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик, Т.С.Тронина; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. — 11-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007.

План урока

№п/п

Этап урока

Электронное пособие "Не с разными частями речи"

Цель и содержание этапа

Время

1

Организационный момент

Главная страница

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

2 минуты

2

Усвоение новых знаний

Переход на слайд «Иллюстрация»

Работа с иллюстрацией. Самостоятельная работа учащихся с учебником и иллюстрацией (работа в парах). Формулировка правила.

5 минут

3

Первичная проверка изученного

Переход по ссылке «Проверка»

Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (слитно или раздельно), в виде алгоритма.

4 минуты

4

Закрепление изученного

Переход по ссылкам «Упражнения» и «Тест 1»

Установление осознанности усвоения учащимися нового учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Работа с упражнениями и тестами пособия "Не с разными частями речи".

30 минут

5

Осмысление домашнего задания

 

Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению

2 минуты

6

Подведение итогов урока, выставление оценок

 

Анализ, оценка знаний учащихся

2 минута

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы снова будем путешествовать вместе с частицей НЕ.

II. Усвоение новых знаний.

(Презентация 1. Слайды 3, 4)

Работа с иллюстрацией пособия. Самостоятельная работа учащихся с учебником и иллюстрацией пособия (работа в парах). Формулировка правила.

Учащимся предлагаем рассмотреть рисунок и подсказать всаднику НЕ, в какой усадьбе ему будут рады. Работают ученики в парах, используя подсказки-гиперссылки (деревья, жильцы усадьбы). Слабые ученики могут найти соответствующие рисункам пункты правила, воспользовавшись учебником.

Проверка задания.

III. Первичная проверка изученного.

(Презентация 1. Слайды 5-12)

Работа над формулировкой правила. Анализ примеров, иллюстрирующих правило. Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (слитно или раздельно), в виде алгоритма.

IV. Закрепление изученного.

(Переход по ссылке «Упражнения» к презентации 2)

Упражнение 1. (Презентация 2. Слайды 1-5)

Спишите, раскрывая скобки. Распространите причастия зависимыми словами. Запишите по образцу.

Образец. Непрочитанная книга — не прочитанная мною книга

(не) выполненная работа —

(не) выспавшийся ребёнок —

(не) опубликованный очерк —

(не) состоявшееся выступление —

(не) греющее солнце —

(не) замерзающий ручей —

(не) выполненное задание —

(не) построенный дом —

(не) прочитанное письмо —

Упражнение 2. (Презентация 2. Слайды 6-10)

Спишите, изменяя словосочетания по образцу.

Образец. Непрочитанная книга — книга не прочитана.

(не) скошенные травы —

(не) написанная сказка —

(не) распаханный луг —

(не) слыханная тишина —

(не) созданный прибор —

(не) изученный параграф —

(не) вырытая яма —

(не) посеянные цветы —

(не) обработанное поле —

Упражнение 3. (Презентация 2. Слайды 11-14)

Спишите, вставляя вместо звёздочек антонимы.

Образец. (Не)спускающийся, а *** лифт. — Не спускающийся, а поднимающийся лифт.

(Не) расцветающие, а ********* растения.

(Не) уменьшенный, а ********* числа.

(Не) собранные, а ********* игрушки.

(Не) затемнённая, а ********* сцена.

(Не) удаляющийся, а ********* поезд.

Упражнение 4. (Презентация 2. Слайды 15-17)

  • Раскройте скобки, объясните значение фразеологизма.

Делить шкуру (не) убитого медведя.

(Распределять между собой прибыль от предполагаемого, но ещё не осуществлённого дела, предприятия.)

  • Составьте и запишите с фразеологизмом предложение.

Упражнение 5. (Презентация 2. Слайды 18-19) Для того чтобы "собрать яблоки", необходимо навести курсор мыши на анимационную картинку "яблоко". Действие осуществляется при однократном щелчке левой кнопкой мыши.

(Распределение слов по группам.)

Соберите в корзинку под деревом только те яблоки, которые можно в неё положить.

негодующий

недоумевающий

ненавидевший

невзлюбивший

незамерзающий

нераспустившийся

непроверяемые

некрашеный

нерассказанная

непогасший

Упражнение 6. (Презентация 2. Слайды 20-22)

От глагола (не) истовствовать образуйте действительное причастие прошедшего времени. Объясните условие выбора написания НЕ с глаголом и причастием.

(Неистовствовать

  1. Находиться в крайне возбуждённом душевном состоянии.
  2. Несдержанно проявлять свои чувства.)

Рассмотрите картины И.К.Айвазовского. Составьте предложение с причастием неистовствовавший.

Тест 1.

(Презентация 2. Слайды 23. Переход по ссылке «Тест») После того, как работа с тестом закончена, изменения в нём не сохраняются.

Ключ к тесту 1: 1—4, 2—2, 3—1, 4—2, 5—2.

V. Осмысление домашнего задания.

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Приложение 1

Приложение 2

Литература

  1. Словарь русского языка в четырёх томах/ Академия наук СССР (АН СССР), Институт русского языка АН СССР. — 3-е изд., стереотипное. — М.: Русский язык,1987.
  2. Словарь морфем русского языка/ А.И.Кузнецова,Т.Ф.Ефремова. — М.: Русский язык,1986.
  3. Учебный этимологический словарь русского языка // Русский язык в школе, №1. — М.:1991. —С.112.
  4. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. — 3-е изд., перераб. М : Издательство Московского университета,1992.
  5. Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. —М.: Высшая школа, 1992.
  6. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба.— 24-е изд. — М.: Просвещение, 2002.
  7. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. — 11-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2007.
  8. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 7 класс: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова. — М.: Просвещение, 1999.
  9. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. 7кл."/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. — М.:Дрофа, 2002.
  10. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя: Из опыта работы / Г.А.Богданова. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
  11. Изучение частиц на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы / Г.П.Соколова. — М.: Просвещение, 1988.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правописание не с причастиями - русский язык, уроки

Дифференцированное обучение – актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.

Дифференцированный подход к обучению дает положительные результаты:

- решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;

- становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учащихся.

Значительную роль в повышении качества усвоения содержания учебного материала играет мотивация учащихся. Дифференциация обучения повышает мотивацию, рост которой тесно связан с показателем удовлетворенности учащихся учебным процессом. Рост мотивации связан с возникновением ситуации успеха в учебной деятельности, устранением пробелов в знаниях, приобретением общеучебных умений и навыков, способствующих успешному усвоению знаний. Если у ребенка начинает получаться выполнение необходимых учебных действий, естественно, он с большим желанием возьмется за выполнение задания.

Применение дифференцированного обучения на примере урока изучения нового материала «Правописание не с причастиями»

Тема урока: «Правописание не с причастиями».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация ; раздаточный материал; компьютерная программа “Фраза”.

Совершенствовать умение видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот.

kopilkaurokov.ru

Этап

Задачи этапа

Время

Предполагаемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства

Необходимые материалы

В том числе электронные

1.Организационный

Настроить уча-щихся на серьез-ную работу.

Обеспечить вни-мание каждого ученика.

3 – 4 мин.

Настрой на урок

Приветствие

Приветствие. Запись числа.

Слайд 1

2.Повторение. Пунктуационный диктант.

Проверить усво-ение учащимися материала по теме «Причастие»,

«Выделение причастного оборота запятыми»

10 мин.

Повторение и систематизация знаний.

Читает предложения, выставляет оценку.

Ученик объясняет постановку знаков препинания в предложениях. Класс задает вопросы по теме «Причастие», уче-ник у доски отве-чает.

Слайд 2

(На слайде текст пунктуационного диктанта)

3.Мотивация.

Актуализация.

Постановка целей вместе с учащи-мися.

Поставить цели урока.

5 мин.

Постановка целей урока.

- В словах какой части речи нужно раскрыть скобки?

- Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы это сделать безошибочно?

- Какой будет цель нашего урока?

Отвечают на вопросы. Формули-руют тему и цели урока. Записывают в тетрадь тему урока.

Слайд 2, 3

4. Этап усвоения новых знаний. Работа в группах по изучению нового материала.

Исследовать тему, сформулировать правило: правопи-сание не с причас-тиями. Воспиты-вать умение рабо-тать в группах, воспитывать лю-бовь к природе

20 мин.

Называют условия, когда не с причас-тиями пи-шется слитно, а когда раздель-но.

Организует работу в группах. Отвечает на вопросы

группы учащихся, испытывающей затруднения в выполнении задания. Следит за правильностью сделанных выводов

1-я группа Работа с учебником § 24 и текстом.

2-я группа Работа с таблицей и текстом

3-я группа Работа с учителем.

Проверка работы каждой группы: 1-я группа дает связный ответ с примерами.

2-я группа – образец рассуждения с примерами. 3-я группа – самостоя-тельно выполнен-ные примеры.

Учебник, текст для наблюдения и исследования для 1-й группы

(Приложение 1), таблица и упражнение для 2-й группы (Приложение 2),

Задания для 3-й группы (Приложение 3)

Слайд 4

5. Закрепление нового материала.

Развивать умение различать частицу и приставку не в причастиях.

Выяснить степень усвоения учащи-мися темы урока,

выполнить зада-ние и получить оценку, выстав-ленную компью-тером.

8 мин

Знают условия написания не с причастиями, умеют применять теоретические знания на практике.

Организует работу учащихся, Консультирует, координирует, стимулирует деятельность уча-щихся, отслежи-вает правильность выполнения рабо-ты учащимися

Выполняют упражнения по теме из обучающей ком- пьютерной про-граммы-тренажера по русскому языку “Фраза”.

1-я группа – уровень предложе-ния (вариант 385)

2-я группа – уровень выражения (вариант 386)

3-я группа – уровень выражения (вариант 384) можно пользовать-ся подсказкой

Компьютерная программа “Фраза”;

6.Рефлексия. Итог урока

Подвести итоги урока, объяснить домашнее зада-ние.

2 мин.

Знать правила написания не с причастиями, уметь различать частицу и приставку не в причастиях.

С чем познакоми-лись на уроке?

– Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании не с причастиями?

Вместе с учащимися подводит итог урока.

Учащиеся отвечают на вопросы

7. Домашнее зада-ние

Разъяснить, как выполнять домашнее задание.

1 мин.

Составить сказку-миниатюру о правописании не с причастиями (по желанию). Слабые учащиеся выпол-няют упражнение 133 учебника.

Записывают и задают вопросы

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны

gvozdikova.ucoz.ru

Веб-медаль

Учитель Google

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста

Орфограммка

Соответствие стилю

Главред

Календарь

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Статистика

Написание НЕ с причастиями

   Сегодня на уроке вы повторите правописание НЕ с причастиями, поработаете с интерактивными схемами, потренируетесь в правильном написании причастий, сконструируете текст из предложенных предложений и выполните тест. Начнём урок с разминки.

 

   Разминка

  От зашифрованного глагола образуйте все возможные причастия.

 

 

 Посмотрите видео-урок. Вспомните, когда не с причастиями пишется слитно и раздельно. Запомните алгоритм действий. Обратите внимание на отличие причастий от отглагольных прилагательных.

 

 Расскажите о правописании полных и кратких причастий, воспользовавшись интерактивными таблицами. Приведите свои примеры.

 Слитно или раздельно?

 

     Спишите предложения в тетрадь, выбирая правильное написание. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните синтаксический разбор второго предложения.

    1. В саду стоял (не)проницаемый мрак. 2. (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки. 3. Теперь в (не)освещенной комнате было очень тихо. 4. В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

 Перестрой предложения

     Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно. Запишите предложения в тетрадь.

    1. Короткие осенние дни замелькали передо мной, как никогда не виданные станции, сверкающие огнями на пути скорого поезда. 2. Дорога в Каменку пролегала через старый, подгнивший мост, мимо покрытых еще не скошенной травой заливных лугов и мимо мелких протоков, заросших высоким густым камышом. (А.Гайдар) 3. На пути стоял хутор, отрадно целый, обойденный войной. И врезался в память один дом, ничем, ровно ничем не отличающийся от других.

 Конструктор 

   Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Объясните написание не с причастиями. Расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

   Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Не)ржавеющей сталью отделана она. Эта сталь (не)боится ржавчины. Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц_й московского метрополитена — «Маяковская». Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л.Кассиль)

 

  Тест

 

     Домашнее задание. Упражнение 239.

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Разделы: Русский язык

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Добрый день, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я очень рада вас видеть. Садитесь.

2. Самокоррекция

Выпрямиться. Раз – посмотреть налево; два – посмотреть направо. Подравняться. Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, А осанка – высший класс!

3. Мобилизующий этап

Учащимся предлагаются карточки:

(не)большая усадьба; сильный (не)дуг; (не)ряшливый человек; звучала (не)скромность, а дерзкая гордость; (не)скошенные луга; ночь (не)светлая, а тёмная; (не)законченное строительство; совсем (не)уютный день.

I гр. – не с сущ. и прил. – слитно II  гр. – не с сущ. и прил. – раздельно III гр. не с          ?       –         ?

Учитель. Начнем наш урок с работы по карточке. Работать будем в парах. Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте к ней задание.

Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на три группы. В первую группу включить материал, в котором не пишется с именами существительными и прилагательными слитно. Во вторую – материал, в котором не пишется с существительными и прилагательными раздельно. При работе с третьей группой надо определить, со словами какой языковой категории употребляется не и как они пишутся.

Ученики выполняют задание.

Учитель. Расскажите, в каких случаях не пишется слитно с существительными и прилагательными. Подтвердите свой ответ примерами из карточки. Расскажите, когда не пишется раздельно с существительными и прилагательными. При ответе используйте материал карточки. Ученики выполняют задание.

4. Формулирование учащимися темы и цели урока

Учитель. Назовите оставшиеся на карточках словосочетания. Определите, со словами какой языковой категории употребляется в них не, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.В словосочетаниях (не) скошенные луга, (не) законченная постройка не употребляется с причастиями, значит тема сегодняшнего урока: Правописание не с причастиями.

Тему урока  записываем в тетрадь.

Учитель. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

Цель урока:

  • познакомиться с правилом написания частицы не с причастиями;
  • учиться правильно писать не с причастиями.

Мотивация: Скажите, для чего мы изучаем правила русского языка?

5. Изучение нового материала

Не с причастиями
слитно раздельно
негодующий возгласнезаконченное строительство не_законченное, а приостановленное строительство не_законченное вовремя строительство строительство не_закончено

 Учитель. Приступим к работе по первой части цели нашего урока. Подумаем, когда не пишется с причастиями слитно, а когда – раздельно. Для этого поработаем с таблицей.

Учащиеся анализируют материал таблицы, формулируют правило. После этого школьники знакомятся с соответствующим материалом учебника, воспроизводят новое правило по памяти.

Учитель. Обратимся к алгоритму написания не с причастиями, который поможет вам при выполнении заданий.

Учитель. Скажите, как надо написать оставшееся из первого упражнения словосочетание. Измените его так, чтобы не с причастием писалось раздельно.

Учащиеся письменно работают со словосочетанием (не)скошенные луга.

6. Закрепление изученного

Упражнение 1

Лёд (не)окрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит.Вчерашнее событие произвело на всех (не)изгладимое впечатление.Радость труда (не)сравнима ни с какими другими радостями.Это было (не)ласкающее нежное дуновение, а сухой горячий ветер.Заря ещё (не)закрытая черной тучей, освещала окна.

Учитель. Работу по второй части сформулированной вами цели урока мы уже начали. Продолжим её при выполнении упражнения

1. Прочитайте написанные на доске предложения. Сопоставьте их с таблицей, при анализе которой вы вывели правило о написании не с причастиями. Предложите свои варианты заданий к этому упражнению.

Ответы учащихся.

Написать предложения в соответствии с примерами таблицы.

Задание выполняют сначала коллективно, затем индивидуально, проверяют его  и повторяют правило о написании не с причастиями.

 

Учитель. Приведите по два примера на разные случаи написания безударной гласной в корне.

Ласкающее, освещала – с проверяемой безударной гласной в корне; вчерашнее, впечатление – с непроверяемой безударной гласной в корне; горячий, заря – с чередующейся гласной в корне.

Учащиеся объясняют их написание.

Разноуровневые задания для работы на макбуках. Время работы – 5 минут. А в это время

Упражнение 2

По (не)успевшей остыть за ночь (не)скончаемой степи носится шаловливый теплый ветер.Сердце всегда верит в (не)скудеющую силу природы и её (не)тленную красу.Косо тянутся ничуть (не)остывшие вечерние тени.Всё это простое, но родное, производит (не)изгладимое впечатление и находит место в русской душе.Вот полевая (не)проторенная дорожка пробирается через стоптанное сбитое жнивьё.(Не)скошенные (не)обозримые луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова.

 

 

 

Причастия

действительные

страдательные

н.в.

пр.в.

н.в.

пр.в.

1

1

1

2

1

1

3

1

1

4

1

5

3

6

1

Учитель. Приступим к выполнению следующего упражнения. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к этому упражнению.Надо написать упражнения, ориентируясь на число имеющихся в них действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Раскрыть скобки, выделить суффиксы

Задание выполняют в группах, затем проверяют.

Учитель. Проанализируйте все слова упражнения, написанные с не. Скажите, какое слово можно исключить из них и почему? Расскажите, как оно пишется.

Можно исключить слово непривычки. Это существительное, а остальные слова с не причастия. Не в слове непривычки пишется слитно, так как образует новое слово.

Учитель. Расскажите о написании не с причастиями, предварительно объединив их по группам.

Ответы учеников.

7. Физкультминутка

Кузнечики

Спина прямая, руки на поясе. Поднимают плечики, Прыгают кузнечики! (Прыгают на носках легко.) Выше, выше, высоко, Ниже, ниже, низко. (Приседают.) Сели, посидели, Травушку покушали, Тишину послушали...

Упражнение 3

у доски учащийся выполняет задание, а в это время остальные работают по карточкеИсправь ошибки. Расставь знаки препинания. 1. Песчаный берег усеянный водорослями тянулся вдоль неумолкающего ни на минуту моря. 2. Сборы незакончены вещи несобраны неувязаны. 3. Не высохшие капли росы блестели в лучах солнца. 4. Не прекращающийся осенний дождь монотонно барабанил по крыше. 5. Долина еще неосвещенная солнцем была подернута редким туманом.8. Итог урокаУчитель. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? Мы познакомились с написанием не с причастиями.

Учитель. Расскажите правило написания не с причастиями. Приведите свои примеры.

Учащиеся выполняют задание. Обсуждается домашняя работа. Оценивается работа учащихся на уроке.9. Домашнее задание. § 24, упражнение 133. Из художественных произведений выписать 5 предложений с различным написанием не с причастиями (для сильных учащихся).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Правописание НЕ с причастиями». | Открытый класс

Правописание НЕ с причастиями.

 

Дидактическая цель:  создать условия для развития  

                                      познавательной    активности учащихся,

                                      для усвоения новой   информации,  

                                       применения полученных знаний.

 

Тип урока:        изучение нового материала.

 

Образовательная:   знакомство с правилом правописания

                                  НЕ   причастиями, формирование навыка

                                  обозначения этой орфограммы, условий

                                   её выбора.

 

Развивающая:      способствовать развитию умения находить

эту орфограмму в тексте, составлять    предложения, используя причастия с НЕ.  Закрепление умения работать  с  текстом,

находить выразительные средства языка.

                      

 

Воспитательная: воспитание любви к родному языку.

 

 

Методы обучения: репродуктивный, продуктивный, частично-поиковый.

 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,    

                                  индивидуальная.

 

 

 

Эпиграф к уроку:

 

«Для всего. Что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

К.Паустовский

 

 

 

 

 

 

Структурные этапы урока.

     Деятельность учителя

Деятельность ученика.

Организационный момент.

Задача: создать благоприятный психологический настрой.

Закончился объявленный правительством год русского языка, но наше внимание к русскому языку от этого не ослабеет, потому что мы прекрасно осознаём, что без русского языка, без красивой русской речи нам не обойтись, если мы хотим стать  грамотными и культурными.

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Константин Паустовский, подчёркивая богатство русского языка, писал

«Для всего. Что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

 

 

Актуализация знаний и умений.

Задача: проверить усвоение учебного материала.

Сейчас на улице зима, но подходит к концу второй триместр, а там быстро пролетит и третий. Впереди прекрасное лето. Давайте чуть-чуть приблизим его, заставим работать своё воображение. 

 Перед вами на доске текст.

 

Разнообразие трав в лугах неслыханное. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег, травы стоят непроходимой, упругой стеной. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается свет.

         (к. Паустовский)

Перед вами отрывок текста К. Паустовского.

-Скажите, какими эпитетами достигается его выразительность?

-Кто сможет дать определение этому языковому средству?

 

 

-Какими частями речи выражены эти слова?

-Что они обозначают?

-Чем они отличаются друг от друга?

-Итак, что такое причастие?

-Какие признаки причастие заимствовало у прилагательных и глаголов?

-На какие группы делиться причастие?

 

-Какую орфограмму вы уже изучили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпитет - это слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества и признаки

Прилагательными и причастиями.

Прилагательное обозначает признак ПРЕДМЕТА, причастие- признак ПРИЗНАКА.

 

Действительные и страдательные.

Правописание Н и НН в причастиях.

Подготовка к усвоению нового материала. Мотивация.

Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.

А теперь посмотрите на доску и попробуйте, опираясь на причастия, назвать вторую орфограмму, которой посвятим сегодня урок.

Итак, тема урока - «правописание НЕ с причастиями». 

 

Определим цели урока: познакомиться с правилом правописания НЕ   с  причастиями.

НЕ – очень коварная, не знаешь, когда она приставка, когда частица. Но если знаешь правило, не ошибёшься.

Вспомним правописание НЕ с существительными, прилагательными и глаголами. Поработаем в парах.

                       (карточки)

 

Ненастная погода

Неверное решение

Не длинный, а короткий рассказ

Ненастье

Неправда

Не друг, просто знакомый

Неистовствовал

Не сделал

 

Итог: кто справился с заданием без ошибок.

 Составьте с одним из словосочетаний предложение.

Как вы думаете, можно ли эти правила

Использовать при написании причастий.

 

 

 

 

 

 

 

Познакомиться с правилом правописания

 НЕ  с  причастиями, условиями её выбора.

 

 

 

 

 

 

 

Ответ по карточкам

(работа в парах)

Усвоение нового материала.

Т.о НЕ с причастиями пишется слитно,

если

  1. без НЕ не употребляется.
  2. нет противопоставления с союзом А.
  3. нет зависимого слова.

 

И наоборот, раздельно, если

  1. есть противопоставления с союзом А.

.

   2.есть зависимое слово.

 (Посмотрите на последнее предложение текста: здесь причастие используется с паре с зависимым словом)

 

  1. если причастие употреблено в краткой форме.

 

 

Закрепление материала. Обобщение и систематизация

 Чтобы закрепить этот материал, обратимся к заданиям на карточках.

Подберите зависимые слова к причастиям.

Незатихающий ветер - постоянно

Неполученная информация - вовремя

Незнающий человек - ответа

Нежелающий подросток - отвечать

 

Как изменилось написание  причастий в словосочетаниях?

 

3 задание. Образуйте краткую форму причасти .Что  изменится в  написании слов?

Непрочитанная книга-

Неукрашенная ёлка

Незамеченная ошибка

Неполученная посылка

Незаконченная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стали писаться раздельно.

 

 

 

 

не прочитана

не украшена

не замечена

не получена

не закончена

Контроль.

Тест

 

Домашнее задание.

Прочитать  п. 29, упр. 366.

 

Рефлексия.

Подведём итоги:

Что мы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

 

Перед вами квадрат: оцените себя.

!- я работал очень хорошо и доволен собою.

+-Я работал хорошо, но  мог бы лучше.

- - я не доволен своей работой.

 

                      

                              Задания.

1.

  • (Не) настная погода
  • (Не) верное решение
  • (Не) длинный, а короткий рассказ
  • (Не) настье
  • (Не) правда
  • (Не) друг, просто знакомый
  • (Не) истовствовал
  • (Не) сделал

 

2.

  • (Не)затихающий ветер________________________________________

 

  • (Не)полученная информация-_________________________________

 

 

  • (Не)знающий человек-_________________________________________

 

  • (Не)желающий подросток-_____________________________________

 

 

  • (Не)прекращённое обсуждение-________________________________

 

3.

  • Непрочитанная книга-_________________________________________
  • Неукрашенная ёлка___________________________________________
  • Незамеченная ошибка_________________________________________
  • Неполученная посылка________________________________________
  • Незаконченная работа_________________________________________

 

 

!- я работал очень хорошо и доволен собою.

+ -Я работал хорошо, но  мог бы лучше.

- - я не доволен своей работой.

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

                                                            Тест

 

1.Закончите предложение:

 

НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть______________________________________________________

 

 

НЕ с краткими причастиями пишется __________________________

 

 

2.Укажите слово, которое пишется раздельно.

А) (не) годующий

 

Б) (не) написанная ещё книга

 

В) (не) полученная посылка

 

3.Укажите слово (или слова), которое пишется слитно.

 

А) дом ещё (не) отремонтирован

 

Б) (не) отремонтированный ещё дом

 

В)  (не) отремонтированный дом

 

Тест

 

1.Закончите предложение:

 

НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть______________________________________________________

 

 

НЕ с краткими причастиями пишется __________________________

 

 

2.Укажите слово, которое пишется раздельно.

А) (не) годующий

 

Б) (не) написанная ещё книга

 

В) (не) полученная посылка

 

3.Укажите слово (или слова), которое пишется слитно.

 

А) дом ещё (не) отремонтирован

 

Б) (не) отремонтированный ещё дом

 

В)  (не) отремонтированный дом

www.openclass.ru

Личностно ориентированный урок с использованием новых информационных технологий "Правописание НЕ с причастиями. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Разделы: Русский язык

Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Цели:

  • Образовательная: опираясь на субъектный опыт семиклассников, сформировать знания о слитном и раздельном написании не с причастиями.
  • Развивающая: содействовать обучающемуся в овладении навыками обоснования написания не с причастиями, различения приставки не и частицы не.
  • Воспитательная: формировать потребность к приобретению знаний.

Оборудование урока: карточки-помощники, компьютер, мультимедиа проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Создание эмоционального настроя на урок.

– Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь всем и новому дню. Вы многое знаете, многое умеете. У вас всё получится.

2. Сообщение: Организация учебной деятельности на уроке.

3. Оформление тетрадей.

II. Самостоятельная работа

1. Проблемное творческое задание: прочитайте слова, спишите, раскрывая скобки. (Карточки-помощники для слабых учеников.)

(Не)вежда, (не)вежественный; (не)ряха, (не)ряшливый; (не)брежность, (не)брежный; (не)образованность, (не)образованный. (Не)правда, а ложь. (Не)правдивый, а лживый. Далеко (не)правдивый рассказ. (Не) прочитанная книга.

– Объясните, почему так, а не иначе вы написали слова? Как вы рассуждали, выполняя задание? – Каким правилом вы пользовались при выборе написания? – Какие трудности вы испытывали, выполняя задание? 

Форма работы: диалог «учитель – ученик». Тип ответа: с места. Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.

2. Синтаксический разбор предложения: Вековые кедры и ели, растущие возле нашей школы, ещё не засыпаны снегом.

– Подумайте, почему именно так написано слово не засыпаны? (Постановка проблемы.)

Форма работы: полилог. Обсуждение индивидуальных «семантик», поддержка учеников. Тип ответа: с места. Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.

III. Формулирование темы и цели урока учащимися

IV. Депроблематизация. Организованная коммуникация

– Уточните, что вы знаете о написании не с существительными и прилагательными. – Самостоятельное исследование предложений. Задание: прочитайте и спишите текст, раскрывая скобки.

Я оглядел всё (не)доумевающим взглядом. Вокруг нас простиралась (не)тронутая тайга. Впервые я увидел (не) освещённый лес, а полутёмный и дикий. Деревья, (не) прикрытые листвой, напоминали о приближающейся зиме.

– Объясните, почему именно так раскрыли скобки. Как вы рассуждали, чтобы прийти к такому выводу? – Докажите, что правила о слитном и раздельном написании не с существительными и прилагательными можно применить к написанию не с причастиями?

Форма работы: диалог «учитель – ученик». Тип ответа: с места. Характер ответа: устный развёрнутый ответ с доказательством.

– Формулировка собственного умозаключения о слитном и раздельном написании не с причастиями. – Сопоставление с правилом, данным в учебнике. (Орфограмма № 54).

VI. Тренировочные упражнения

1. Орфографическая задача

Задание: запишите словосочетания и выясните, почему именно так написано не со словами. Расскажите, как рассуждали. (Карточки-помощники для слабых учеников.)

Неудавшаяся экскурсия. Неудавшаяся из – за дождя экскурсия.Ненаписанное сочинение. Не написанное вовремя сочинение. Не срубленное, а спиленное дерево. Недоумевающий взгляд.

2. Работа с учебником. Письменное выполнение упражнения 133:

  • 1 группа: выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется слитно;
  • 2 группа: выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется раздельно.

– Объясните, как вы рассуждали, выполняя задание.

Форма работы: диалог «учитель – ученик». Тип ответа: с места. Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.

3. Творческое задание (на выбор). Работа с ПК.

– Слитно или раздельно пишется не в предложениях?

1. Была весна, и плыл дивный запах ещё (не) распустившихся акаций. 2. Опубликованы стихи поэта, (не)дооценённого в своё время.

А. Во всех случаях раздельно. Б. Во всех случаях слитно. В. В первом случае раздельно, во втором – слитно. Г. В первом случае слитно, во втором – раздельно.

– Укажите группу причастий, которые не употребляются без не.

а) недоумевающий, недоступный, недовыполненный, недооценённый; б) недовыполненный, недооценённый, неисхоженный; в) недоступный, неисхоженный, неотвратимый, недоумевающий; г) неотвратимый, недоумевающий, недовыполненный, недооценённый.

– Укажите группу причастий, которые не употребляются без не.

а) ненавидевший, недолюбливающий, нелюбящий; б) ненавидевший, недоумевающий, недолюбливающий; в) ненавидевший, нелюбящий, неотвязный.

Дополнительное задание (для желающих.)

– Образуйте краткие причастия и запишите их с не:

Неумытый – …, непричёсанный – …, неогороженный – …, не засеянный –

Форма работы: задания даны в компьютере. Дети выбирают задания с учётом личностных особенностей.

VII. Домашнее задание

– Из трёх предложенных вариантов выберите тот, который вам нравится. Выполните письменно. Предложите более рациональный способ выполнения.

VIII. Обобщение и оценивание работы учащихся на уроке

– Что нового узнали на уроке? Чему научились? – Помогли ли вам знания, полученные в 6 классе? – Вы бы хотели провести этот урок иначе? Как?

Выставление отметок по следующим параметрам (с критериями знакомятся в начале урока.):

  • умение рассуждать;
  • самостоятельность;
  • правильность.

Слайд «Внимание на экран. Вы молодцы!»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также