Методические указания и задания по татарскому языку для начинающих групп. Упражнение на татарском


Методические указания и задания по татарскому языку для начинающих групп

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Магадиева Г.Ф.

Набережные Челны 2011 г.

Печатается по решению научно-методического совета Камской государственной инженерно-экономической академии.

Методические указания и задания по татарскому языку. – Набережные Челны, ИНЭКА, 2011 г., 51с.

Составитель: Магадиева Г.Ф. преподаватель кафедры иностранных языков

Рецензент: Шамарова Г.Б., кандидат филологических наук, доцент

Методические указания и задания включают в себя грамматику и упражнения. Они предназначены для начального этапа изучения татарского языка. Методические указания и задания ставят своей целью помочь студентам усвоить грамматические основы татарского языка.

Графика.

В современном татарском алфавите 38 букв. Татарский алфавит от русского отличается тем, что он в своем составе имеет 6 дополнительных букв: ә, ө, ү, җ, ң, һ

В татарском языке 9 гласных звуков, и они противопоставлены по твердости и мягкости.

Твердые (гласные заднего ряда)

а

у

о

ы

Мягкие (гласные переднего ряда)

ә

ү

ө

е(э)

и

В подавляющем большинстве татарских слов гласные звуки или все твердые, или все мягкие.

Например: урындык, башлык, урам;

өстәл, идән, күлмәк.

Исключением являются сложные слова, арабские, персидские, а также русские заимствования: сигезьеллык, билбау, китап, җәмгыять.

По своему строению татарский язык агглютинативный язык, т.е. к основе в определенной последовательности присоединяются различные аффиксы (окончания). Каждый из них носит одно грамматическое значение. Например: урам-нар-ыбыз-да,өстәл-ләр-егез-гә. Ряд гласного звука в корне и в первом слоге сохраняется в присоединенных к нему аффиксах. Таким образом в татарском языке каждый аффикс имеет твердый и мягкий варианты: яз-а (пишет), бел-ә (знает).

Ударение

В татарском языке ударение падает на последний слог в слове: караңгы, мәдәният, күрше, кешеләр. При присоединении аффиксов ударение обычно передвигается на конечный слог: күрше-ләр-ебез-гә.

Исключение составляют следующие случаи:

  1. Аффикс отрицания –ма/мә всегда неударен: карама— не смотри, сөйләмә — не рассказывай.

  2. Во 2-м лице повелительного наклонения ударение падает на первый слог: языгыз, тикшерегез, сөйләшегез.

  3. В парных словах ударение падает на конечный слог первого компонента: хатын-кыз, тимер-томыр. и т.д.

Личные местоимения:

Мин – я Без – мы

Син – ты Сез – вы

Ул – он, она Алар – они

Указательные местоимения

Бу – это Болар – эти Андый

Теге – то Тегеләр – те Мондый –такой

Шул – то Шулар – те Шундый

Вопросительные местоимения

Кем? — кто? Кая? – куда? Кайдан – откуда?

Нәрсә? — что? Кайда – где? Ничек – как?

Нинди – какой? Кайчан – когда?

Ничә –сколько Нишли? – что делает?

Местоимения кем? нәрсә? в отличие от русского языка могут употребляться во множественном числе.

Имя существительное

Категория числа.

Имя существительное в татарском языке имеет два числа: единственное и множественное. Единственное число не имеет показателей. Существительные во множественном числе принимают аффиксы –лар/-ләр, после м, н, ң -нар/-нәр.

Упражнение №1. Образуйте мн. число существительных:

Дәфтәр, күз, малай, кыз, укучы, исем, өстәл, урам, тәрәзә, көн, бала, идән, бүлмә, авыл, урын, йолдыз, бүләк, мәйдан.

Упражнение №2. Переведите на татарский язык:

Стулья, игры, магазины, места, школы, книги, уроки, праздники, учителя, имена, соседи, мужчины, люди, животные, цветы, родственники, друзья, руки.

Категория рода.

В отличие от русского языка в татарском языке нет рода: если по-русски стол и мальчик - он, дверь и девочка - она, окно, дитя - оно, то по-татарски всем этим словам будет соответствовать ул, которое обозначает и он, и она, и оно.

Категория принадлежности.

Своеобразием татарского языка является наличие у имени категории принадлежности, обозначающей принадлежность предмета к определенному лицу. Принадлежность предмета выражается: 1) при помощи личных местоимений в притяжательном падеже и 2) особыми притяжательными аффиксами, присоединяющимися к существительным.

притяжательные

местоимения

аффиксы принадлежности после гласных

аффиксы принадлежности после согласных

минем

-ым/-ем

синең

-ың/ең

аның

-сы /-се

-ы/-е

безнең

-быз/-без

-ыбыз/-ебез

сезнең

-гыз/-гез

-ыгыз/-егез

аларның

-сы/-се

-ы/-е

Значение принадлежности может быть выражено одним существительным. Например: апам, эшең, бакчабыз, улыгыз.

Упражнение №3. Добавьте к существительным нужные аффиксы принадлежности.

Синең авыл..., безнең шәһәр..., аның бала..., сезнең вакыт..., минем урын..., аларның акча.., аның исем..., синең баш..., безнең эш..., сезнең өстәл..., минем бүлмә..., аларның кибет..., безнең бакча..., сезнең йорт..., аның хата ... .

Упражнение №4. Переведите словосочетания на русский язык (с местоимением).

Укытучым, күзләрегез, аның урындыгы, уеныгыз, китабың, җиребез, чәчәкләрегез, аның гаиләсе, сүзем, дәфтәрләрең, улың, аларның тавышы, урыныгыз, тәрәзәләребез, соравың, хатларым, аның көзгесе, белемегез, бәйрәмегез, аларның туганы, күршеләрегез.

Упражнение №5. Переведите.

а) Минем чын дустым, синең беренче имтиханың, аның яңа дәфтәре, безнең усал этебез, минем акыллы кызым, сезнең файдалы киңәшегез, аларның зур гаиләсе.

б) Синең йортың ничә катлы? Аның хатыны бик матур. Минем бүлмәм һәрвакыт чиста. Сезнең кече улыгыз ничек укый? Безнең әниебез бик яхшы кеше. Аларның фатиры бишенче катта. Синең дә машинаң бармы?

Упражнение №6. Переведите.

Ваша жена, его ребенок, моя дочь, наши друзья, твой муж, мои глаза, ваше время, наша улица, его сосед, твои песни, ваши тетради, наше имя, их комната, ваша работа, его магазины, мой город, твои волосы, наша семья, ваши руки, мои ноги, ее мама, их место.

Упражнение №7. Переведите на татарский язык.

а) Мое белое платье, твой огород небольшой, его близкий сосед, наш зеленый город, ваши красивые глаза, их новая учительница.

б) Твоя комната светлая и чистая. Мой сын занимается спортом. Ее муж сейчас на работе. Сегодня у тебя есть время? У меня много хороших друзей. Ваш огород далеко от города? Наша любимая бабушка живет в деревне. Какая у вас машина? Его сестра тоже учится в КамПИ.

Упражнение №8. Вместо точек напишите подходящие по смыслу слова в нужной форме и переведите их на русский язык.

1) Минемдә яхшы, кызыклы ... бар. 2) Безнең туган ... чиста һәм матур. 3) Синең бу ... бик озын, шуңа күрә ул миңа ошамый. 4) Миңа бүген сезнең ... кирәк. 5) Аның ... шундый яшь һәм таза, чөнки ул һәр иртә йөгерә. 6) Аларның ... бик усал, сак бул! 7) Синең ... дөрес түгел, хаталарың күп. 8) Минем ..... тырыш һәм акыллы, китапханәгә дә еш йөри. 9) Аның ..... сөйләшми, аңа инде ике яшь. 10) Синең яңа ..... шәһәрнең кайсы районында?

(Сайлап алу өчен сүзләр: бала, җавап, әти, күлмәк, китап, шәһәр, фатир, ярдәм, сеңел, эт)

Словосочетание существительное + существительное. В 3-м лице очень часто вместо местоименияаның употребляется существительное в притяжательном падеже с аффиксом –ның/-нең. Получаются такие словосочетания: кызның чәчләре -волосы девочки, малайның тавышы - голос мальчика, мәктәпнең бакчасы – сад школы.

Аффикс –ның/-нең употребляется не всегда: его добавляют, лишь тогда, когда речь идет о конкретном, определенном предмете или лице. Когда имеют в виду любой предмет или лицо,-ның/-нең опускается.

Шәһәрнең мәйданнары — площади города (этого)

Шәһәр мәйданнары — площади города (любого)

Упражнение №9. Переведите на русский язык.

Әбиемнең күзлеге, улымның дәфтәре, күршенең баласы, укучының җавабы, шәһәрнең исеме, Татарстанның башкаласы, кешенең йөрәге, балалар бакчасы, студентлар эше, институтның китапханәсе, укытучының соравы, күршенең эте, әнинең туганы, хатынның күзләре, сеңелемнең гаиләсе, абыйның акчасы, ректорның приказы, дәрес башы, Азов диңгезе, әтиемнең киңәшләре.

Упражнение №10. Переведите на татарский язык.

Стол учителя, город Елабуга, президент Татарстана, столовая института, хозяин сада, температура воздуха, тетради учеников, ошибка студента, столица России, название деревни, песня Айдара, машина Руслана, школьный сад, окно квартиры, городские улицы, голос девочки, папины деньги, мамины часы, река Кама, озеро Байкал, книжная полка, жизнь человека, Кавказские горы, конец года.

studfiles.net

Методические указания и задания по татарскому языку для начинающих групп

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Магадиева Г.Ф.

Набережные Челны 2011 г.

Печатается по решению научно-методического совета Камской государственной инженерно-экономической академии.

Методические указания и задания по татарскому языку. – Набережные Челны, ИНЭКА, 2011 г., 51с.

Составитель: Магадиева Г.Ф. преподаватель кафедры иностранных языков

Рецензент: Шамарова Г.Б., кандидат филологических наук, доцент

Методические указания и задания включают в себя грамматику и упражнения. Они предназначены для начального этапа изучения татарского языка. Методические указания и задания ставят своей целью помочь студентам усвоить грамматические основы татарского языка.

Графика.

В современном татарском алфавите 38 букв. Татарский алфавит от русского отличается тем, что он в своем составе имеет 6 дополнительных букв: ә, ө, ү, җ, ң, һ

В татарском языке 9 гласных звуков, и они противопоставлены по твердости и мягкости.

Твердые (гласные заднего ряда)

а

у

о

ы

Мягкие (гласные переднего ряда)

ә

ү

ө

е(э)

и

В подавляющем большинстве татарских слов гласные звуки или все твердые, или все мягкие.

Например: урындык, башлык, урам;

өстәл, идән, күлмәк.

Исключением являются сложные слова, арабские, персидские, а также русские заимствования: сигезьеллык, билбау, китап, җәмгыять.

По своему строению татарский язык агглютинативный язык, т.е. к основе в определенной последовательности присоединяются различные аффиксы (окончания). Каждый из них носит одно грамматическое значение. Например: урам-нар-ыбыз-да,өстәл-ләр-егез-гә. Ряд гласного звука в корне и в первом слоге сохраняется в присоединенных к нему аффиксах. Таким образом в татарском языке каждый аффикс имеет твердый и мягкий варианты: яз-а (пишет), бел-ә (знает).

Ударение

В татарском языке ударение падает на последний слог в слове: караңгы, мәдәният, күрше, кешеләр. При присоединении аффиксов ударение обычно передвигается на конечный слог: күрше-ләр-ебез-гә.

Исключение составляют следующие случаи:

  1. Аффикс отрицания –ма/мә всегда неударен: карама— не смотри, сөйләмә — не рассказывай.

  2. Во 2-м лице повелительного наклонения ударение падает на первый слог: языгыз, тикшерегез, сөйләшегез.

  3. В парных словах ударение падает на конечный слог первого компонента: хатын-кыз, тимер-томыр. и т.д.

Личные местоимения:

Мин – я Без – мы

Син – ты Сез – вы

Ул – он, она Алар – они

Указательные местоимения

Бу – это Болар – эти Андый

Теге – то Тегеләр – те Мондый –такой

Шул – то Шулар – те Шундый

Вопросительные местоимения

Кем? — кто? Кая? – куда? Кайдан – откуда?

Нәрсә? — что? Кайда – где? Ничек – как?

Нинди – какой? Кайчан – когда?

Ничә –сколько Нишли? – что делает?

Местоимения кем? нәрсә? в отличие от русского языка могут употребляться во множественном числе.

Имя существительное

Категория числа.

Имя существительное в татарском языке имеет два числа: единственное и множественное. Единственное число не имеет показателей. Существительные во множественном числе принимают аффиксы –лар/-ләр, после м, н, ң -нар/-нәр.

Упражнение №1. Образуйте мн. число существительных:

Дәфтәр, күз, малай, кыз, укучы, исем, өстәл, урам, тәрәзә, көн, бала, идән, бүлмә, авыл, урын, йолдыз, бүләк, мәйдан.

Упражнение №2. Переведите на татарский язык:

Стулья, игры, магазины, места, школы, книги, уроки, праздники, учителя, имена, соседи, мужчины, люди, животные, цветы, родственники, друзья, руки.

Категория рода.

В отличие от русского языка в татарском языке нет рода: если по-русски стол и мальчик - он, дверь и девочка - она, окно, дитя - оно, то по-татарски всем этим словам будет соответствовать ул, которое обозначает и он, и она, и оно.

Категория принадлежности.

Своеобразием татарского языка является наличие у имени категории принадлежности, обозначающей принадлежность предмета к определенному лицу. Принадлежность предмета выражается: 1) при помощи личных местоимений в притяжательном падеже и 2) особыми притяжательными аффиксами, присоединяющимися к существительным.

притяжательные

местоимения

аффиксы принадлежности после гласных

аффиксы принадлежности после согласных

минем

-ым/-ем

синең

-ың/ең

аның

-сы /-се

-ы/-е

безнең

-быз/-без

-ыбыз/-ебез

сезнең

-гыз/-гез

-ыгыз/-егез

аларның

-сы/-се

-ы/-е

Значение принадлежности может быть выражено одним существительным. Например: апам, эшең, бакчабыз, улыгыз.

Упражнение №3. Добавьте к существительным нужные аффиксы принадлежности.

Синең авыл..., безнең шәһәр..., аның бала..., сезнең вакыт..., минем урын..., аларның акча.., аның исем..., синең баш..., безнең эш..., сезнең өстәл..., минем бүлмә..., аларның кибет..., безнең бакча..., сезнең йорт..., аның хата ... .

Упражнение №4. Переведите словосочетания на русский язык (с местоимением).

Укытучым, күзләрегез, аның урындыгы, уеныгыз, китабың, җиребез, чәчәкләрегез, аның гаиләсе, сүзем, дәфтәрләрең, улың, аларның тавышы, урыныгыз, тәрәзәләребез, соравың, хатларым, аның көзгесе, белемегез, бәйрәмегез, аларның туганы, күршеләрегез.

Упражнение №5. Переведите.

а) Минем чын дустым, синең беренче имтиханың, аның яңа дәфтәре, безнең усал этебез, минем акыллы кызым, сезнең файдалы киңәшегез, аларның зур гаиләсе.

б) Синең йортың ничә катлы? Аның хатыны бик матур. Минем бүлмәм һәрвакыт чиста. Сезнең кече улыгыз ничек укый? Безнең әниебез бик яхшы кеше. Аларның фатиры бишенче катта. Синең дә машинаң бармы?

Упражнение №6. Переведите.

Ваша жена, его ребенок, моя дочь, наши друзья, твой муж, мои глаза, ваше время, наша улица, его сосед, твои песни, ваши тетради, наше имя, их комната, ваша работа, его магазины, мой город, твои волосы, наша семья, ваши руки, мои ноги, ее мама, их место.

Упражнение №7. Переведите на татарский язык.

а) Мое белое платье, твой огород небольшой, его близкий сосед, наш зеленый город, ваши красивые глаза, их новая учительница.

б) Твоя комната светлая и чистая. Мой сын занимается спортом. Ее муж сейчас на работе. Сегодня у тебя есть время? У меня много хороших друзей. Ваш огород далеко от города? Наша любимая бабушка живет в деревне. Какая у вас машина? Его сестра тоже учится в КамПИ.

Упражнение №8. Вместо точек напишите подходящие по смыслу слова в нужной форме и переведите их на русский язык.

1) Минемдә яхшы, кызыклы ... бар. 2) Безнең туган ... чиста һәм матур. 3) Синең бу ... бик озын, шуңа күрә ул миңа ошамый. 4) Миңа бүген сезнең ... кирәк. 5) Аның ... шундый яшь һәм таза, чөнки ул һәр иртә йөгерә. 6) Аларның ... бик усал, сак бул! 7) Синең ... дөрес түгел, хаталарың күп. 8) Минем ..... тырыш һәм акыллы, китапханәгә дә еш йөри. 9) Аның ..... сөйләшми, аңа инде ике яшь. 10) Синең яңа ..... шәһәрнең кайсы районында?

(Сайлап алу өчен сүзләр: бала, җавап, әти, күлмәк, китап, шәһәр, фатир, ярдәм, сеңел, эт)

Словосочетание существительное + существительное. В 3-м лице очень часто вместо местоименияаның употребляется существительное в притяжательном падеже с аффиксом –ның/-нең. Получаются такие словосочетания: кызның чәчләре -волосы девочки, малайның тавышы - голос мальчика, мәктәпнең бакчасы – сад школы.

Аффикс –ның/-нең употребляется не всегда: его добавляют, лишь тогда, когда речь идет о конкретном, определенном предмете или лице. Когда имеют в виду любой предмет или лицо,-ның/-нең опускается.

Шәһәрнең мәйданнары — площади города (этого)

Шәһәр мәйданнары — площади города (любого)

Упражнение №9. Переведите на русский язык.

Әбиемнең күзлеге, улымның дәфтәре, күршенең баласы, укучының җавабы, шәһәрнең исеме, Татарстанның башкаласы, кешенең йөрәге, балалар бакчасы, студентлар эше, институтның китапханәсе, укытучының соравы, күршенең эте, әнинең туганы, хатынның күзләре, сеңелемнең гаиләсе, абыйның акчасы, ректорның приказы, дәрес башы, Азов диңгезе, әтиемнең киңәшләре.

Упражнение №10. Переведите на татарский язык.

Стол учителя, город Елабуга, президент Татарстана, столовая института, хозяин сада, температура воздуха, тетради учеников, ошибка студента, столица России, название деревни, песня Айдара, машина Руслана, школьный сад, окно квартиры, городские улицы, голос девочки, папины деньги, мамины часы, река Кама, озеро Байкал, книжная полка, жизнь человека, Кавказские горы, конец года.

studfiles.net

Ситуативные упражнения к ГИА по татарскому для русскоязычных

ГИА С 2

1 нче вариант

  1. Сообщи другу (подруге) о том, что сегодня после у роков вы идете в бассейн.

Аня, бүген дәрестән соң без кызлар белән бассейнга барабыз.

Андрей,бүген дәресләр беткәч, без бассейнга барабыз.

  1. Спроси у друга (подруги), будет ли у вас сегодня урок литературы.

Алсу, әйт әле, бүген безнең әдәбият дәресе буламы?

  1. Допустим, вы звоните в справочное бюро театра. Как спросите, во сколько начинается представление.

Алло, исәнмесез! Бүген тамаша (спектакль, концерт) сәгать ничәдә ( кайчан) башлана?

  1. Как скажете маме, что вы заняли первое место на районной олимпиаде по татарскому языку.

Әнием, мин татар теленнән район бәйгесендә беренче урынны алдым.

  1. Предложите другу (подруге) пойти в воскресенье в кино.

Андрей, әйдә якшәмбедә ( якшәмбе көнне) кинога барабыз (барыйк).

2 нче вариант

  1. Сообщите другу, что завтра начинается фестиваль татарской песни.

Артур, иртәгә безнең шәһәрдә татар җыры фестивале башлана.

  1. Поздравьте маму с днем рождения и пожелайте ей здоровья и счастья.

Кадерле ( яраткан, сөекле) әнием! Мин сине туган көнең белән котлыйм! Сиңа

сәламәтлек, бәхет телим.

  1. Уточните у прохожего, который час.

Яшь кеше, әйтегез әле, сәгать ничә?

Гафу итегез, әйтегез әле, вакыт күпме?

  1. Спросите у учителя о том, когда начнутся экзамены.

Укытучы апа, имтиханнар кайчан башлана?

  1. Поблагодарите одноклассника за то, что он помог вам найти нужную книгу.

Алсу, сиңа бик зур рәхмәт! Син миңа булыштың. Бу китап миңа бик кирәк.

3 нче вариант

  1. Сообщите маме, что вы завтра идете в Музей изобразительных искусств.

Әни, без иртәгә сыйныф белән Сынлы сәнгать Музеена барабыз.

  1. Пожелайте друзьям счастливого пути.

Дусларым! Хәерле юл сезгә!

  1. Уточните у прохожего, где находится Национальная библиотека Республики Татарстан.

Гафу итегез, әйтегез әле, Татарстан Республикасының Милли китапханәсе кайда

урнашкан?

  1. Как спросите в магазине о том, сколько стоит килограмм яблок.

Әйтегез әле, 1 кг алма ничә сум тора?

Әйтегез әле, менә бу алманың 1 килограммы күпме тора?

  1. Обратитесь к однокласснику и попросите у него учебник истории на один день.

Антон, миңа бер көнгә генә тарих дәреслегеңне биреп тор әле (бир әле).

4 нче вариант

  1. Предложите сестре сходить на выставку картин татарских художников.

Алсу апа, әйдә татар рәссамнары картиналары күргәзмәсенә барабыз ( барыйк ).

  1. Попросите друга отправить вам по электронной почте материал по татарской литературе.

Алина, минем электрон почтага ( электрон почта аша) татар әдәбиятыннан тектстны

җибәр әле.

  1. Спросите у одноклассника, каким видом спорта он занимается и есть ли у него награды.

Алена, син нинди спорт төре белән шөгыльләнәсең? Синең призларың бармы?

  1. Поинтересуйтесь у прохожего, где можно купить книги на татарском языке.

Гафу итегез, әйтегез әле ( әйтә алмассызмы), татар телендәге китапларны кайда сатып

алырга мөмкин?

  1. Поблагодарите друзей за поздравления и подарки по случаю вашего дня рождения.

Кадерле дусларым! Мине туган көнем белән котлавыгыз һәм бүләкләрегез өчен бик зур

рәхмәт!

5 нче вариант

  1. Спросите у учителя, когда в вашей школе состоится встреча с известными татарскими поэтами.

Укытучы апа, безнең мәктәптә танылган (атаклы) татар шагыйрьләре белән очрашу

кайчан була?

  1. Попросите друга (подругу) ответить на вопросы по истории Казани.

Карина, син Казанның тарихы турында сорауларга җавап бирә аласыңмы?

Андрей, Казанның тарихы турындагы сорауларга җавап бир әле.

  1. Спросите у мамы, где бы ей хотелось отдохнуть в этом году.

Әнием, быел син кайда ял итәргә телисең?

  1. Поинтересуйтесь у друга (подруги), когда он начал заниматься плаванием и в каких соревнованиях участвовал.

Юля, син йөзү белән кайчан шөгыльләнә башладың? Нинди ярышларда катнаштың?

  1. Представьте, что вы будете участвовать во встрече с Президентом Республики Татарстан. Какой вопрос вы зададите ему?

Рөстәм Нургалиевич, Сез имтиханнарны нинди формада бирдегез? Сез безнең хәлне

(газапларны) аңлыйсызмы?

Рөстәм Нургалиевич, Казанда спартакиадага әзерлек ничек бара? Нинди яңа объектлар

төзелә?

6 нчы вариант

  1. Как скажете учителю о том, что вам нужно уйти с урока на 10 минут раньше.

Укытучы апа, миңа дәрестән 10 минутка иртәрәк китәргә ярыймы?

Укытучы апа, миңа бүген дәрестән 10 минут иртәрәк китәргә кирәк.

  1. Сообщите однокласснику, что завтра будет контрольная работа по татарскому языку и нужно повторить слова по теме “Республика Татарстан”.

Ваня, иртәгә татар теленнән контроль эш була. “Татарстан Республикасы” темасы

буенча сүзләрне кабатларга кирәк.

  1. Поздравьте бабушку с Днем пожилых людей и пожелайте ей здоровья.

Кадерле әбием! Сине Өлкәннәр көне белән котлыйм! Сиңа сәламәтлек ( исәнлек-

саулык) телим! Мин сине бик яратам!

  1. Поинтересуйтесь у бибилиотекаря, можно ли взять стихи Мусы Джалиля.

Китапханәче апа ( Гөлшат апа), Муса Җәлилнең шигырьләрен алырга ярыймы?

  1. Сообщите друзьям, что вы заняли первое место на районной олимпиаде по истории.

Дусларым, мин тарих буенча район бәйгесендә беренче урынны алдым! Мин бик шат!

7 нче вариант

  1. Сообщите другу ( подруге) о том, что вам нужна книга об истории Казани для написания реферата.

Алсу, мин Казан турында реферат язам. Миңа Казанның тарихы турында китап кирәк иде.

Алсу, миңа реферат язу өчен Казанның тарихы турында китап кирәк.

  1. Спросите у друга (подруги), какое представление идет в театре Юного зрителя.

Андрей, син белмисеңме, Яшь тамашачылар театрында нинди тамаша бара микән?

  1. Допустим, вы посещаете больного. Посовейтуйте ему не выходить на улицу, пить горячий чай с медом.

Марина, синең әле температураң бар. Сиңа урамга чыгарга ярамый. Бал белән кайнар чәй эч. Тизрәк терел.

  1. Предложите другу (подруге) побывать в Национальном Музее Республики Татарстан.

Андрей, сиңа Татарстан Республикасының Милли музеенда булырга кирәк. Анда искиткеч кызыклы экспонатлар бар.

Андрей, әйдә Татарстан Республикасының Милли музеена барабыз. Анда искиткеч кызыклы күргәзмә ачылды.

  1. Посоветуйте другу (подруге) не проводить время впустую.

Марат, вакытыңны бушка уздырма. Файдалы эш белән шөгыльлән.

8 нче вариант.

  1. Спросите у друга ( подруги), какие предметы ему нравятся, а какие не нравятся.

Даша, әйт әле, сиңа кайсы фәннәр ошый? Ә кайсы фәннәр ошамый?

  1. Посоветуйте другу ( подруге) уступить место в транспорте старшим.

Регина, торанспортта олы яшьтәге кешеләргә ( өлкәннәргә) урын бирергә кирәк.

  1. Как скажете о том, что грубость и невоспитанность не украшают людей.

Минемчә, тупаслык һәм тәрбиясезлек бер кешене дә бизәми.

  1. Предложите другу ( подруге) вместе сходить на дискотеку в субботу.

Марина, әйдә шимбә көнне бергә дискотекага барабыз.

  1. Доложите классному руководителю об окончании уборки в классе.

Марина Владимировна, без сыйныфны җыештырып бетердек.

Марина Владимировна, сыйныфта җыештыру эшләре бетте.

9 нчы вариант.

  1. Сообщите другу ( подруге) о том, что вы сегодня сдаете экзамен по татарскому языку.

Алсу, мин бүген татар теленнән яңа формада имтихан бирәм. Миңа уңыш телә.

Алсу, мин бүген татар теленнән имтихан бирәм.

  1. Спросите у друга ( подруги), будет ли сегодня в школе соревнование по волейболу.

Равил, әйт әле, бүген мәктәптә волейбол ярышы булачакмы?

Равил, син белмисеңме, бүген мәктәптә волейбол ярышы буламы?

  1. Как скажете маме о том, что автором гимна Республики Татарстан является татарский композитор Рустем Яхин.

Әнием, син беләсеңме, Татарстан Республикасының гимнын танылган татар композиторы Рөстәм Яхин язган.

Әнием, син беләсеңме, Татарстан Республикасы гимнының авторы – танылган татар композиторы Рөстәм Яхин.

  1. Допустим, вы звоните в справочное бюро концертного зала. Как спросите, во сколько начинается концерт Ильгама Шакирова.

Алло, хәерле көн! Бу концертлар залымы? Әйтегез әле, Илһам Шакировның концерты сәгать ничәдә башлана?

  1. Предложите другу ( подруге) сходить в воскресенье покататься на коньках.

Андрей, әйдә якшәмбе көнне тимераякта шуарга барабыз.

10 нчы вариант

  1. Что посоветуете мальчику, если он обижает девочек.

Костя, кызларны рәнҗетергә ярамый. ( кызларга тияргә ярамый).

47. Спросите у друга, любит ли он играть летом на улице.

Андрей, син җәй көне (җәен) урамда уйнарга яратасыңмы?

  1. Как скажете маме о том, что твой друг лежит в больнице.

Әнием, минем дустым Олег хастаханәдә ята.

  1. Как скажете другу,что на улице усиливается ветер.

Марина, урамда бик көчле җил исә.

Марина, урамда җил көчәйде.

  1. Посоветуйте другу(подруге) прочитать понравившуюся вам книгу.

Алсу, бу китап миңа бик ошады. Син дә укы әле.

11 нче вариант.

  1. Что посоветуете мальчику, если он не сделал домашнее задание.

Марат, өй эшләрен һәрвакыт эшләргә кирәк.

Марат, дәресләрне һәрвакыт әзерләргә кирәк.

  1. Спросите у друга, любит ли он читать книги.

Лена, син китаплар укырга яратасыңмы?

  1. Как скажете маме о том,что началась вьюга.

Әнием, урамда буран башланды.

Әнием, урамда бик көчле буран.

  1. Скажите другу о том,что вы помогаете пожилым.

Алеша, мин һәрвакыт карт кешеләргә булышам.

Алсу, мин өлкәннәргә һәрвакыт булышам.

  1. Посоветуйте другу(подруге) сходить на концерт артистов, приехавших из Москвы.

Галя, бүген Мәскәүдән килгән артисларның концерты була. Әйдә, концертка барабыз.

Галя, әйдә Мәскәүдән килгән артистларның концертына барабыз.

12 нче вариант.

  1. Сообщи одноклассникам о том, что завтра не будет урока математики, так как учительница заболела.

Сыйныфташлар, иртәгә математика дәресе булмый, чөнки Лариса Андреевна авырый.

Лариса Андреевна авырган, шуңа күрә иртәгә математика дәресе булмый.

  1. Спроси удруга, во сколько часов начинаются соревнования по хоккею.

Марат, хоккей ярышы сәгать ничәдә башлана?

  1. Скажи маме, что ты хочешь позвать на свой день рождения друзей.

Әни, мин туган көнемә дусларымны чакырырга телим.

Әнием, туган көнемә дусларымны чакырасым килә.

  1. Посоветуй своему братишке заниматься спортом, так как он часто болеет.

Энем, син бик еш авырыйсың. Сиңа спорт белән шөгыльләнергә кирәк.

  1. Предложи другу вместе делать домашние задания по математике.

Андрей, әйдә математикадан өй эшен бергә эшлибез

infourok.ru

Методические указания и задания по татарскому языку для начинающих групп

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Магадиева Г.Ф.

Набережные Челны 2011 г.

Печатается по решению научно-методического совета Камской государственной инженерно-экономической академии.

Методические указания и задания по татарскому языку. – Набережные Челны, ИНЭКА, 2011 г., 51с.

Составитель: Магадиева Г.Ф. преподаватель кафедры иностранных языков

Рецензент: Шамарова Г.Б., кандидат филологических наук, доцент

Методические указания и задания включают в себя грамматику и упражнения. Они предназначены для начального этапа изучения татарского языка. Методические указания и задания ставят своей целью помочь студентам усвоить грамматические основы татарского языка.

Графика.

В современном татарском алфавите 38 букв. Татарский алфавит от русского отличается тем, что он в своем составе имеет 6 дополнительных букв: ә, ө, ү, җ, ң, һ

В татарском языке 9 гласных звуков, и они противопоставлены по твердости и мягкости.

Твердые (гласные заднего ряда)

а

у

о

ы

Мягкие (гласные переднего ряда)

ә

ү

ө

е(э)

и

В подавляющем большинстве татарских слов гласные звуки или все твердые, или все мягкие.

Например: урындык, башлык, урам;

өстәл, идән, күлмәк.

Исключением являются сложные слова, арабские, персидские, а также русские заимствования: сигезьеллык, билбау, китап, җәмгыять.

По своему строению татарский язык агглютинативный язык, т.е. к основе в определенной последовательности присоединяются различные аффиксы (окончания). Каждый из них носит одно грамматическое значение. Например: урам-нар-ыбыз-да, өстәл-ләр-егез-гә. Ряд гласного звука в корне и в первом слоге сохраняется в присоединенных к нему аффиксах. Таким образом в татарском языке каждый аффикс имеет твердый и мягкий варианты: яз-а (пишет), бел-ә (знает).

Ударение

В татарском языке ударение падает на последний слог в слове: караңгы, мәдәният, күрше, кешеләр. При присоединении аффиксов ударение обычно передвигается на конечный слог: күрше-ләр-ебез-гә.

Исключение составляют следующие случаи:

  1. Аффикс отрицания –ма/мә всегда неударен: карама— не смотри, сөйләмә — не рассказывай.

  2. Во 2-м лице повелительного наклонения ударение падает на первый слог: языгыз, тикшерегез, сөйләшегез.

  3. В парных словах ударение падает на конечный слог первого компонента: хатын-кыз, тимер-томыр. и т.д.

Личные местоимения:

Мин – я Без – мы

Син – ты Сез – вы

Ул – он, она Алар – они

Указательные местоимения

Бу – это Болар – эти Андый

Теге – то Тегеләр – те Мондый –такой

Шул – то Шулар – те Шундый

Вопросительные местоимения

Кем? — кто? Кая? – куда? Кайдан – откуда?

Нәрсә? — что? Кайда – где? Ничек – как?

Нинди – какой? Кайчан – когда?

Ничә – сколько Нишли? – что делает?

Местоимения кем? нәрсә? в отличие от русского языка могут употребляться во множественном числе.

Имя существительное

Категория числа.

Имя существительное в татарском языке имеет два числа: единственное и множественное. Единственное число не имеет показателей. Существительные во множественном числе принимают аффиксы –лар/-ләр, после м, н, ң -нар/-нәр.

Упражнение №1. Образуйте мн. число существительных:

Дәфтәр, күз, малай, кыз, укучы, исем, өстәл, урам, тәрәзә, көн, бала, идән, бүлмә, авыл, урын, йолдыз, бүләк, мәйдан.

Упражнение №2. Переведите на татарский язык:

Стулья, игры, магазины, места, школы, книги, уроки, праздники, учителя, имена, соседи, мужчины, люди, животные, цветы, родственники, друзья, руки.

Категория рода.

В отличие от русского языка в татарском языке нет рода: если по-русски стол и мальчик - он, дверь и девочка - она, окно, дитя - оно, то по-татарски всем этим словам будет соответствовать ул, которое обозначает и он, и она, и оно.

Категория принадлежности.

Своеобразием татарского языка является наличие у имени категории принадлежности, обозначающей принадлежность предмета к определенному лицу. Принадлежность предмета выражается: 1) при помощи личных местоимений в притяжательном падеже и 2) особыми притяжательными аффиксами, присоединяющимися к существительным.

притяжательные

местоимения

аффиксы принадлежности после гласных

аффиксы принадлежности после согласных

минем

-ым/-ем

синең

-ың/ең

аның

-сы /-се

-ы/-е

безнең

-быз/-без

-ыбыз/-ебез

сезнең

-гыз/-гез

-ыгыз/-егез

аларның

-сы/-се

-ы/-е

Значение принадлежности может быть выражено одним существительным. Например: апам, эшең, бакчабыз, улыгыз.

Упражнение №3. Добавьте к существительным нужные аффиксы принадлежности.

Синең авыл..., безнең шәһәр..., аның бала..., сезнең вакыт..., минем урын..., аларның акча.., аның исем..., синең баш..., безнең эш..., сезнең өстәл..., минем бүлмә..., аларның кибет..., безнең бакча..., сезнең йорт..., аның хата ... .

Упражнение №4. Переведите словосочетания на русский язык (с местоимением).

Укытучым, күзләрегез, аның урындыгы, уеныгыз, китабың, җиребез, чәчәкләрегез, аның гаиләсе, сүзем, дәфтәрләрең, улың, аларның тавышы, урыныгыз, тәрәзәләребез, соравың, хатларым, аның көзгесе, белемегез, бәйрәмегез, аларның туганы, күршеләрегез.

Упражнение №5. Переведите.

а) Минем чын дустым, синең беренче имтиханың, аның яңа дәфтәре, безнең усал этебез, минем акыллы кызым, сезнең файдалы киңәшегез, аларның зур гаиләсе.

б) Синең йортың ничә катлы? Аның хатыны бик матур. Минем бүлмәм һәрвакыт чиста. Сезнең кече улыгыз ничек укый? Безнең әниебез бик яхшы кеше. Аларның фатиры бишенче катта. Синең дә машинаң бармы?

Упражнение №6. Переведите.

Ваша жена, его ребенок, моя дочь, наши друзья, твой муж, мои глаза, ваше время, наша улица, его сосед, твои песни, ваши тетради, наше имя, их комната, ваша работа, его магазины, мой город, твои волосы, наша семья, ваши руки, мои ноги, ее мама, их место.

Упражнение №7. Переведите на татарский язык.

а) Мое белое платье, твой огород небольшой, его близкий сосед, наш зеленый город, ваши красивые глаза, их новая учительница.

б) Твоя комната светлая и чистая. Мой сын занимается спортом. Ее муж сейчас на работе. Сегодня у тебя есть время? У меня много хороших друзей. Ваш огород далеко от города? Наша любимая бабушка живет в деревне. Какая у вас машина? Его сестра тоже учится в КамПИ.

Упражнение №8. Вместо точек напишите подходящие по смыслу слова в нужной форме и переведите их на русский язык.

1) Минем дә яхшы, кызыклы ... бар. 2) Безнең туган ... чиста һәм матур. 3) Синең бу ... бик озын, шуңа күрә ул миңа ошамый. 4) Миңа бүген сезнең ... кирәк. 5) Аның ... шундый яшь һәм таза, чөнки ул һәр иртә йөгерә. 6) Аларның ... бик усал, сак бул! 7) Синең ... дөрес түгел, хаталарың күп. 8) Минем ..... тырыш һәм акыллы, китапханәгә дә еш йөри. 9) Аның ..... сөйләшми, аңа инде ике яшь. 10) Синең яңа ..... шәһәрнең кайсы районында?

(Сайлап алу өчен сүзләр: бала, җавап, әти, күлмәк, китап, шәһәр, фатир, ярдәм, сеңел, эт)

Словосочетание существительное + существительное. В 3-м лице очень часто вместо местоимения аның употребляется существительное в притяжательном падеже с аффиксом –ның/-нең. Получаются такие словосочетания: кызның чәчләре - волосы девочки, малайның тавышы - голос мальчика, мәктәпнең бакчасы – сад школы.

Аффикс –ның/-нең употребляется не всегда: его добавляют, лишь тогда, когда речь идет о конкретном, определенном предмете или лице. Когда имеют в виду любой предмет или лицо, -ның/-нең опускается.

Шәһәрнең мәйданнары — площади города (этого)

Шәһәр мәйданнары — площади города (любого)

Упражнение №9. Переведите на русский язык.

Әбиемнең күзлеге, улымның дәфтәре, күршенең баласы, укучының җавабы, шәһәрнең исеме, Татарстанның башкаласы, кешенең йөрәге, балалар бакчасы, студентлар эше, институтның китапханәсе, укытучының соравы, күршенең эте, әнинең туганы, хатынның күзләре, сеңелемнең гаиләсе, абыйның акчасы, ректорның приказы, дәрес башы, Азов диңгезе, әтиемнең киңәшләре.

Упражнение №10. Переведите на татарский язык.

Стол учителя, город Елабуга, президент Татарстана, столовая института, хозяин сада, температура воздуха, тетради учеников, ошибка студента, столица России, название деревни, песня Айдара, машина Руслана, школьный сад, окно квартиры, городские улицы, голос девочки, папины деньги, мамины часы, река Кама, озеро Байкал, книжная полка, жизнь человека, Кавказские горы, конец года.

studfiles.net

Занятие на татарском языке страница 3

УМК кысаларында дидактик уеннар.

Дидактик уеннар балаларның сүзлек запасларын арттыру белән генә чикләнми, программа материалын яхшырак үзләштерергә ярдәм итә,татар теленең лексикасын,сөйләм материалын уен формасында үзләштерергә мөмкинлек бирә,телгә карата кызыксыну уята.

hәрбер тәрбияче, балаларның яшь hәм шәхси үзенчәлекләрен исәпкә алып,дидактик уеннарны катлауландыра яисә җиңеләйтә ала.

“Өйдә кем яши?”, “Алсуга бүләкләр”, “Тылсымлы кояшкай”,“Искиткеч кәрзин”, “Чәчәкле алан”кебек дидактик уеннар тәкъдим итәм.

Бу уеннар үткән(өйрәнгән)материалны ныгытып кына калмыйлар,ә балаларның хәтерен ,игътибарын, сөйләмен,фикерләү сәләтен,кул чуклары мускулларын үстерәләр.

hello_html_m7b8adcd1.jpg

“Кто в домике живет?”-

“Өйдә кем яши?”

Цель:научить детей узнавать и правильно называть членов семьи,развивать внимание,память,речь,мелкую моторику пальцев,воспитывать усидчивость.

Описание:воспитатель объясняет,что в домике живет семья,но сейчас там никого нет .Надо поместить всех в домик.Дети называют изображенных на картинках всех членов семьи и зашнуровывают картинки “паровозиком”так,чтобы вся семья оказалась дома.

2 вариант игры “Назови, кто это ?”- “Бу кем?”

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: “Это кто?”(“Бу кем?”).Дети отвечают: “Это мама”(“Бу әни”)и т.д.

3 вариант игры “Кого нет?”-“Кем юк?”

На столе разложены картинки.Воспитатель вместе с детьми рассматривают их,затем воспитатель просит детей закрыть глаза.Убирает со стола одну или несколько картинок.На вопрос “Кого нет?”(“Кем юк?”) дети должны отвечать,например,әти юк.

hello_html_m3708046d.jpg

“Подарки для Алсу”-

“Алсуга бүләкләр”

Цель: закреплять знание названий игрушек;способствовать развитию памяти,внимания,речи,мелкой моторики рук.

Описание игры:воспитатель рассказывает детям,что у Алсу-день рождение.Ей надо подарить подарок.Алсу очень нравится играть с игрушками. Показывая картинки с изображением игрушек, воспитатель вместе с детьми проговаривает название игрушек. Каждый ребенок выбирает картинку с игрушкой ,в отверствие фигуры-девочки продевает шнурок, при этом произносит: “Алсу,мә курчак(куян,туп)”.

2 вариант игры “Чего нет?”-

“Нәрсә юк?”

Игра начинается с двух картинок,остальные закрываются бумагой.Нужно назвать,что изображено на картинках: “Это кошка”(“Бу песи”).”Это мяч”(“Бу туп”).

После этого дети должны отвернуться,а воспитатель закрывает одну картинку.Затем спрашивает: “Чего нет?”(“Нәрсә юк?”).Далее берется другая пара картинок и игра продолжается аналогично. Затем можно увеличивать количество картинок.

hello_html_7b038e00.jpg

“Волшебное солнышко”-

“Тылсымлы кояшкай”

Цель:закреплять знание названий игрушек,фруктов,умения подбирать предметы по цвету и величине;развивать речь.

Описание игры:воспитатель с детьми рассматривает солнышко,где на лучах прикреплены картинки с изображением игрушек.Затем воспитатель просит: “Найди,где зайчик?”.Ребенок показывает и произносит: “Это зайчик”(“Бу куян”).Далее можно продолжить: “Зайчик какой?” (“Куян нинди?”) “Маленький зайчик”(“Кечкенә куян”).

2 вариант игры “Найди пару”-

“Парын тап”

Нужно подобрать пару(по величине)к той картинке с изображением игрушки, которую назовет воспитатель ,и приложить рядом .Например, большая машина-маленькая машина( зур машина-кечкенә машина).

infourok.ru


Смотрите также