«Упражнения «Н и НН в прилагательных и причастиях. 7 класс». Упражнение н нн в причастиях


Упражнения "Н и НН в прилагательных и причастиях. 7 класс страница 2

1) Изране…ый солдат, подкова…ая лошадь

2) Реше…ая задача, краше…ый забор

3) Писа…ый портрет, коше…ый луг

4) Слома…ый велосипед, жаре…ая рыба

2. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Подметё…ый пол, плетё…ая корзина

2) Рва…ая куртка, варё…ый картофель

3) Топлё…ое молоко, газирова…ая вода

4) Высуше…ое растение, посеребрё…ая тарелка

3. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Замеше…ое тесто, рассея…ые семена

2) Сушё…ая ягода, пересоле…ый суп

3) Кова…ое железо, раскалё…ый уголь

4) Точё…ый карандаш, наполне…ое ведро

4. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Солё…ые в бочке помидоры, Жёва…ый листок

2) Жаре…ое мясо, высуше…ое бельё

3) Ноше..ое платье, кипячё…ое молоко

4) Окружё…ый лесом, лакирова…ая мебель

5. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Заплака…ые глаза, просмотре…ый фильм

2) Исправле…ая работа,  изображё…ые фигуры

3) Краше…ый забор, чита…ая книга

4) Размеше…ые краски, перепечата…ый материал

6. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Организова…ая экскурсия, построе…ое здание

2) Развея…ые ветром, услыша…ый шорох

3) Асфальтирова…ый, среза…ая ветка

4) Рва…ая рана, пиле…ый лес

7. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Тяжело гружё…ые, изране…ый человек

2) Лома…ая линия, очень  рва…ый рукав

3) Опрпавда…ый человек, взбешё…ый решением

4) Пута…ый кустарник, плетё…ая корзина

8. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Призы завоёва…ые, взабаламуче…ая вода

2) Смягчё…ая вода, запряжё…ые кони

3) Вяза…ые варежки, мочё…ое яблоко

4) Застрое…ый район, лома…ая линия

9.Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Обиже…ый ребёнок, растеря…ый вид

2) Несея…ые травы, варё…ое яйцо

3) Опозна…ый объект, жаре…ый гусь

4) Ограниче…ая ответственность, озадаче…а проблемой

10.Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Усыплё…ая бдительность, унесё…ый ветром

2) Белё…ые стены, испечё…ый пирог

3) Гружё…ая машина, ощипа…ый гусь

4) Уреза…ые средства, вписа…ая фраза

11. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1)Освещё…ая улица, сушё…ые ягоды

2)Пиле…ые доски, взъероше…ые воробьи

3)Облегчё…ый вариант, озадаче…ый работой

4)Изобретё…ый двигатель, гашё…ая известь

12. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Семена посаже…ы, печё…ая в духовке

2) Толчё…ые сухари, очень пута…ая дорога

3) Оклевета…ый толпой, паре…ые в духовке

4) Сморще…ое лицо, копчё…ое мясо

13. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Жаре…ый лещ, помещё…ые сувениры

2) Золочё..ый браслет, аккуратно точё…ый

3) Свеше…ый с балкона флаг, заброше…ый родник

4) Сушё…ые ягоды, расположе…ый рядом

14. Обозначьте строчку, где  пишется Н

1) Выжже…ые травы, окружё…ый друзьями

2) Свежемороже…ое мясо, стреля…ая гильза

3) Непроше…ый гость, промасле…ая бумага

4) Удвое…ый капитал, сверже…ый монарх

15. Обозначьте строчку, где  пишется НН

1) Купле…ый шоколад, утрамбова…ая дорожка

2) Зва…ый ужин, распиле…ое бревно

3) Рыхлё…ая почва, вытопта…ый газон

4) Отпечата…ое воззвание, краше…ый зал

Тест №2

 1. В каком слове пишется одна Н?

1) закопчен...ые стены

2) трава подстрижен...а

3) неждан...ый

4) слышан...ая мною история

 2. В каком слове пишется одна Н?

1) свежезаморожен...ые овощи

2) швы отстрочен...ы

infourok.ru

«Упражнения «Н и НН в прилагательных и причастиях. 7 класс»

Упражнения по теме «Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных»  Упражнение 1.  Запишите прилагательные, вставляя -н- или -нн-.. Дисциплинирова…ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужеств…ый, вниматель…ый, удивле…ый. Упражнение 2.  Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения. Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры. Упражнение 3.  От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий. Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.  Упражнение 4.  Н или НН? Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, разреза…ые, ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…ая.  Упражнение 5. Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн. Жаре…ый гусь, поджаре…ая колбаса, жаре…ые в масле пирожки, писа…ый красавец, вписа…ый треугольник, писа…ый художником, организова…ая спонсорами ярмарка, тка…ая скатерть, ткан..ая золотом скатерть, забракова…ые товары, военизирова…ый отряд, воспита…ый человек, дистиллирова…ая вода, расклее…ые афиши, дисквалифицирова…ый спортсмен, незва..ый гость, связа…ый пленник, завербова…ый агент, сдела…ая надпись, варе…ый в мундире картофель, купле….ые в магазине вещи.  Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл, асфальтирова...ая улица, посоле...ая закуска, ноше...ая шляпа, поноше...ые ботинки, оплете...ый плющом забор, взволнова...ый разговор, броше...ый камень, нечая...ая встреча, купле...ый товар, отправле...ое по факсу письмо, изыска...ые экономистами ресурсы, застрахова...ое имущество, непредвиде...ые обстоятельства, оказать вооруже...ое сопротивление, довере...ое лицо, дипломирова...ый специалист.  Упражнение 7.  Спишите, вставляя пропущенные Н или НН. 1)   Подоко_ик, избалова_ый, медле_ый, свяще_ый, масля_ый, сея_ый, задушев_ость, вселе_ая, покло_ик, мороже_ое, стреля_ый, трансляцио_ый,революцио_ый, ваго_ый, ши_ый, дарстве_ая, операцио_ая, чи_ый, райо_ый, миллио_ый, жарго_ый, осли_ый, соколи_ый, змеи_ый, лицензио_ый, слоё_ый, она вполне совреме_а. 2)  Наив_ость, пода_ый, полуобразова_ый, жела_ый, нечая_ый, конопля_ый, вея_ый, ю_ый, апелляцио_ый, эволюцио_ый, коллекцио_ый, пого_ый, благочи_ый, рути_ый, суко_ый, сезо_ый, пятиалты_ый, фурго_ый, орли_ый, со_ик, пчели_ый, диверсио_ый, пода_ый, пенсио_ый, топлё_ый, подчине_ый, девочка избалова_а.  Упражнение 8.  Спишите, вставляя Н или НН.. Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревоже_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые  деревья.Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый, кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый. 1. От глаголов засеять, потерять, развешать, нахмурить, развеять, приглушить, связать, обтесать, прищурить, сморщить, сгорбить образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте в них условия выбора изучаемой орфограммы.2. А,Я или Е? Занавеш..нное, засе..нное, подвеш..нная, намыл..нный, разрез..н, разреж..нные (всходы), вспах..нное, выков..н, выточ..н, обяз..нный, проглоч..нный, увид..нный, потуш..нный, постро..на, вытащ..нный, затопл..н, сколоч..нный, спрят..нный, подар..нный, замеш..нное (тесто), замеш..нный (в плохом деле). 3. Проверьте себя! Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий. Обоснуйте выбор пропущенных гласных, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы. Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нное тесто. Замеш..нный в преступлении человек. Занавеш..нное окно. Развеш..нные картины. Навеш..нная дверь. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон. Хорошо насто..нный чай. Рассе..нные ветром тучи. Упражнения по теме «Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных»  Упражнение 1.  От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода. Собранные улитки, затоптанный ковер, сожженные свечи, найденный капкан, закопанный клад, затопленная печь, освещенный коридор, порабощенный народ, освобожденная страна, засушенный гербарий, выброшенные на ветер деньги, купленный билет, связанный свитер, разработанный план, украшенная елка, оставленный замок, загнанные лошади.  Упражнение 2.  Объясните различия в написании созвучных слов (укажите части речи). Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна. Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна. 3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.  Упражнение 3. Замените придаточные предложения причастными оборотами. Причастные обороты и определяемые слова обозначьте графически. Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес тебе вчера. — Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе вчера. Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором. На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы. В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт. Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.  Упражнение 4.  1)Вставьте Н или НН. 2)Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым — кратким причастием или прилагательным. Образец: реш...ная задача — задача решена. Выращ...ные овощи, законч...ная дискуссия, утер...ная расписка, своеврем...ная помощь, прекрасно сыгр...ная роль, объявл...ные результаты соревнования, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч...ные лица.  Упражнение 5.  Вставьте пропущенные буквы. Укажите краткие прилагательные и краткие причастия. 1)  Игра актера была проникнове...а и взволнова...а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова...ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова...ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа...ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута...ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда...ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда...ы.  Упражнение 6. Вставьте Н или НН в наречия, образованные от прилагательных и причастий. Испуга_о, отчая_о, организова_о, попар_о, надума_о, озор_о, несомне_о, звуч_о, бесшум_о, зауче_о, собра_о,  притвор_о, тума_о, искаже_о, рассерже_о, убра_о, обдума_о, растеря_о, огорче_о, наполне_о.Какие два слова не являются наречиями? Какой частью они являются? Как это влияет на написание Н и НН?  Упражнение 7.  Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН (укажите над этими словами части речи. Будьте внимательны: здесь есть наречия!)), а также другие пропущенные буквы.Девочка смуще_о улыбнулась.2) Танцовщица двигалась грациоз_о, медле_о, изящ_о. 3) Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты_о. 4) Зрители стали хлопать преждевреме_о. 5) Мужчине плакать (не)прилич_о. 6) Любил я тай_о. 7) Хвалу приемли равнодуш_о. 8) Напрас_о пророка о тени он просит. 9) И медле_о жгли их до утра огнем. 10) Он отнесся к нам благоскло_о. 11) И многие годы (не) слыха_о прошли.12) Она выглядит роскош_о.13) Все вокруг было очень таинстве_о. 14) Тоску изгнанья мы делили друж_о. 15) Но веч_о любить (не)возмо_о.  16) Есть речи – значенье тем_о иль ничтож_о, но им без волненья внимать (не)возмож_о. 17) Она смотрела на меня изумле_о. 18) Я заходил постоя_о в аптеку. 19) Нельзя рассказывать моното_о.  Тест№1 . Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных 1. Обозначьте строчку, где  пишется НН 1) Изране…ый солдат, подкова…ая лошадь 2) Реше…ая задача, краше…ый забор 3) Писа…ый портрет, коше…ый луг 4) Слома…ый велосипед, жаре…ая рыба 2. Обозначьте строчку, где  пишется НН 1) Подметё…ый пол, плетё…ая корзина 2) Рва…ая куртка, варё…ый картофель 3) Топлё…ое молоко, газирова…ая вода 4) Высуше…ое растение, посеребрё…ая тарелка 3. Обозначьте строчку, где  пишется НН 1) Замеше…ое тесто, рассея…ые семена 2) Сушё…ая ягода, пересоле…ый суп 3) Кова…ое железо, раскалё…ый уголь 4) Точё…ый карандаш, наполне…ое ведро 4. Обозначьте строчку, где  пишется Н 1) Солё…ые в бочке помидоры, Жёва…ый листок 2) Жаре…ое мясо, высуше…ое бельё 3) Ноше..ое платье, кипячё…ое молоко 4) Окружё…ый лесом, лакирова…ая мебель 5. Обозначьте строчку, где  пишется Н 1) Заплака…ые глаза, просмотре…ый фильм 2) Исправле…ая работа,  изображё…ые фигуры 3) Краше…ый забор, чита…ая книга 4) Размеше…ые краски, перепечата…ый материал 6. Обозначьте строчку, где  пишется Н 1) Организова…ая экскурсия, построе…ое здание 2) Развея…ые ветром, услыша…ый шорох 3) Асфальтирова…ый, среза…ая ветка 4) Рва…ая рана, пиле…ый лес 7. Обозначьте строчку, где  пишется Н 1) Тяжело гружё…ые, изране…ый человек 2) Лома…ая линия, очень  рва…ый рукав 3) Опрпавда…ый человек, взбешё…ый решением 4) Пута…ый кустарник, плетё…ая корзина 8. Обозначьте строчку, где  пишется Н 1) Призы завоёва…ые, взабаламуче…ая вода 2) Смягчё…ая вода, запряжё…ые кони 3) Вяза…ые варежки, мочё…ое яблоко 4) Застрое…ый район, лома…ая линия 9.Обозначьте строчку, где  пишется Н 1) Обиже…ый ребёнок, растеря…ый вид 2) Несея…ые травы, варё…ое яйцо 3) Опозна…ый объект, жаре…ый гусь 4) Ограниче…ая ответственность, озадаче…а проблемой 10.Обозначьте строчку, где  пишется НН 1) Усыплё…ая бдительность, унесё…ый ветром 2) Белё…ые стены, испечё…ый пирог 3) Гружё…ая машина, ощипа…ый гусь 4) Уреза…ые средства, вписа…ая фраза 11. Обозначьте строчку, где  пишется НН 1)Освещё…ая улица, сушё…ые ягоды 2)Пиле…ые доски, взъероше…ые воробьи 3)Облегчё…ый вариант, озадаче…ый работой 4)Изобретё…ый двигатель, гашё…ая известь 12. Обозначьте строчку, где  пишется НН 1) Семена посаже…ы, печё…ая в духовке 2) Толчё…ые сухари, очень пута…ая дорога 3) Оклевета…ый толпой, паре…ые в духовке 4) Сморще…ое лицо, копчё…ое мясо 13. Обозначьте строчку, где  пишется НН 1) Жаре…ый лещ, помещё…ые сувениры 2) Золочё..ый браслет, аккуратно точё…ый3) Свеше…ый с балкона флаг, заброше…ый родник 4) Сушё…ые ягоды, расположе…ый рядом 14. Обозначьте строчку, где  пишется Н 1) Выжже…ые травы, окружё…ый друзьями 2) Свежемороже…ое мясо, стреля…ая гильза 3) Непроше…ый гость, промасле…ая бумага 4) Удвое…ый капитал, сверже…ый монарх 15. Обозначьте строчку, где  пишется НН 1) Купле…ый шоколад, утрамбова…ая дорожка 2) Зва…ый ужин, распиле…ое бревно 3) Рыхлё…ая почва, вытопта…ый газон 4) Отпечата…ое воззвание, краше…ый зал Тест №2  1. В каком слове пишется одна Н? 1) закопчен...ые стены 2) трава подстрижен...а3) неждан...ый4) слышан...ая мною история  2. В каком слове пишется одна Н? 1) свежезаморожен...ые овощи 2) швы отстрочен...ы3) перевязан...ая рука 4) вязан...ые бабушкой носки  3. В каком слове пишется одна Н? 1) общепризнан...ое мнение 2) сушен...ые в печи грибы 3) стилизован...ый интерьер 4) морожен...ая рыба  4. В каком слове пишется одна Н? 1) обоснован...ый вывод 2) избалован...ый ребенок 3) площадь оцеплен...а4) асфальтирован...ая улица  5. В каком слове пишется НН? 1) ранен...ый боец 2) кожан...ое кресло 3) юн...ый возраст 4) воспитан...ый человек  6. В каком предложении содержится слово с двумя НН? 1) Работа выполнен...а безупречно. 2) Задача решен...а правильно. 3) Девушка хорошо воспитан...а родителями. 4) Учительница строга и сдержан...а 7. В каком предложении содержится слово с двумя НН? 1) Участки застроен...ы. 2) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день. 3) Во двор въехала гружен...ая машина. 4) Поля засеян...ы пшеницей  8. В каком ряду есть «третье лишнее»? 1) куплен...ые книги, избалован...ый ребенок, сушен...ые на солнце яблоки 2) нехожен...ые тропы, незван...ые гости, трава скоше...а 3) подписан...ый договор, решен...ая задача, желан...ый ребенок 4) исключен...ый из школы, коротко стрижен...а, бешен...ая скорость  9. На месте каких цифр пишется НН? В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.      а) 1,2;   б) 2;     в) 2,3;     г) 3,4              10. На месте каких цифр пишется НН? Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы. а) 1,2;    б) 2,3;    в) 1, 2, 3;    г) 3,  4   ОТВЕТЫ: 1 – 1, 2 -4 , 3 -1 ,4 – 3, 5 -3 , 6 -4 ,7 -4 , 8 -3 ,9 -2 ,10 -1 ,11 -3 ,12 -3 ,13 -3 ,14 – 2,15 -1 1. От глаголов засеять, потерять, развешать, нахмурить, развеять, приглушить, связать, обтесать, прищурить, сморщить, сгорбить образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте в них условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке). • Составьте два сложных предложения с причастиями, которые можно использовать при описании внешности. 2. Выпишите сначала причастия с буквами а и я на месте пропусков перед нн и н, затем - с буквой е. • Составьте три словосочетания «причастие + существительное» и два предложения со сказуемым - кратким причастием. Занавеш..нное, засе..нное, подвеш..нная, намыл..нный, разрез..н, разреж..нные (всходы), вспах..нное, выков..н, выточ..н, обяз..нный, проглоч..нный, увид..нный, потуш..нный, постро..на, вытащ..нный, затопл..н, сколоч..нный, спрят..нный, подар..нный, замеш..нное (тесто), замеш..нный (в плохом деле). 3. Проверьте себя! Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий. Обоснуйте выбор пропущенных гласных, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы. Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нное тесто. Замеш..нный в преступлении человек. Занавеш..нное окно. Развеш..нные картины. Навеш..нная дверь. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон. Хорошо насто..нный чай. Рассе..нные ветром тучи.

schoolfiles.net

Урок-исследование по теме «Причастие» (Правописание суффиксов с -н, -нн в причастиях и отглагольных прилагательных)

Кулешова Ирина Сергеевна,

ГБПОУ МО «Наро-Фоминский политехнический техникум»

преподаватель русского языка и литературы

Урок-исследование по теме «Причастие»

(Правописание суффиксов с –н, -нн в причастиях и отглагольных прилагательных)

      Цели урока:

  1. Систематизировать уже полученные знания о причастии.

  2. Продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий, по формированию навыка правильного написания причастий и отглагольных прилагательных..

  3. Развивать умение пользоваться теоретическим материалом на практике.

  4. Показать роль причастий и причастных оборотов в создании текстов художественного стиля.

Необходимый материал:

  • Таблицы по теме «Причастие».

  • Карточки с заданиями.

  • Репродукции картин «Осень в Абрамцеве» В. Поленова, И. Левитана и др.

    1. Вступительное слово преподавателя: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Это будет урок-сюрприз. Но прежде чем мы приступим к дальнейшим испытаниям, давайте запишем предложение.

В осенней природе всё прекрасно: и плывущие по низкому небу облака, и золотая берёзка, шепчущаяся с травой, и серый лишайник, карабкающийся по склону каменистого откоса.

Найдите в этом предложении удивительную часть речи, соединившую в себе признаки прилагательного и глагола. О чём я сейчас говорю? Вспомните правило о причастии.

Ответы обучающихся.

Причастие – это особая часть речи, с непростыми орфограммами. Сейчас постараемся вспомнить всё, что мы узнали на предыдущих уроках.

Объяснительный диктант:

стелющийся туман, озаряемый луной, покачивающиеся ветки, опадающие листья, гонимые ветром облака, освещаемый неярким светом, позолотивший листву берёз, едва слышимый звук, увидевший чудесную картину.

Для того чтобы правильно написать гласные в суффиксах причастий настоящего времени, нужно хорошо знать спряжения глагола. Но ещё больше усилий нужно приложить, чтобы запомнить сложное правило правописания «Н-НН». Вчера я отправила запрос по ИНТЕРНЕТУ, и вот что получила в ответ.

Коллективная работа на карточках:

(актуализация опорных знаний. Цель – повторить правило написания Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных на основе работы с текстом)

Смышлёным детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячёной воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незваные гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежданно-негаданно, зато приносят не крашеные деревянные ложки, а золочёные и посеребрённые блюда. Причём непременно все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с крахмаленой скатертью и вязанными крючком салфетками.

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать? Сейчас каждый из вас получит карточку, и мы все вместе составим уникальный осенний рецепт салата.

Карточки.

  1. Купле..ый банан.

  2. Реза..ый батон.

  3. Лишё..ый шкурки баклажан

  4. Сваре..ый бульон.

  5. На масле жаре..ый бекон.

  6. Протуше..ый бифштекс.

  7. В духовке испечё..ый кекс

  8. В кастрюльку броше..ый чеснок

  9. Кури..ых ног.

  10. Вяле..ых лещей

  11. Дроблё..ый орех.

  12. Маринова..ный салат.

Уникальный рецепт.

Возьмите ________________________,

Добавьте _________________________,

_________________________________.

И киньте в ________________________.

На _______________________________

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов ____________________________,

В ________________________________.

В_______________________________ -

Приправа для _____________________.

А пара ___________________________

Вкусней тарелки кислых щей,

Вы в свёклу _______________________

Бросайте быстро, без помех.

Ваш _____________________________

Отведать каждый будет рад!

Возьмите купленный банан,

Добавьте резаный батон,

Лишённый шкурки баклажан

И киньте в сваренный бульон.

На масле жаренный бекон

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов протушенный бифштекс,

В духовке испечённый кекс.

В кастрюльку брошенный чеснок –

Приправа для куриных ног.

А пара вяленых лещей

Вкусней тарелки кислых щей.

Вы в свёклу дробленый орех

Добавьте быстро, без помех.

Ваш маринованный салат

Отведать каждый будет рад.

Индивидуальные задания.

Сейчас вы получите конверты-холодильники с продуктами и должны будете не только вставить правильно пропущенные буквы, но и угадать, чем ещё мы будем угощать гостей.

  1. смета..ый, запечё..ый в духовке, украше..ый фруктами, в виде плетё..ой корзинки, пропита..ый масл..ным кремом.

  2. румя..ое, нареза..ое кубиками, мочё..ое, смеша..ое с творогом, очище..ое от кожуры.

  3. выраще..ая собстве..ыми руками, посыпа..ая сахаром, перемеша..ная со взбитыми сливками, мороже..ая.

  4. мелко реза..ые, сушё..ые, тушё..ые со сметаной, маринова..ые, смеша..ые с измельчё..ым луком.

  5. клюкве..ое, посыпа..ое шоколадом, политое крыжове..ым сиропом, украше..ое заспиртова..ой вишней.

  6. шинкова..ая, тушё..ая с мясом, кваше..ая, соле..ая, приправле..ая майонезом, смеша..ая с морковью.

А сейчас мы поведём наших гостей на прогулку. Но и прогулка тоже будет необычной. Давайте рассмотрим картину «Осень в Абрамцеве» и другие репродукции осенней природы, да и просто посмотрим в окно, вспомним погожие деньки, которые так радовали нас недавно.

Перед нами текст, который нужно отредактировать, добавив в предложения подходящие по смыслу прилагательные, причастия и причастные обороты

На (..) осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) ху­дожник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.

(…) поле из серой пустыни стало вдруг (…) щ_том из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые опу_ки вдруг приподнялись, (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий, летящий)

А теперь настало время для развлечения гостей.

Игра «Буриме»

1. Этой игрой на заданные рифмы увлекались поэты 17 века. Попробуйте и вы свои силы. Напишите стихотворение по заданным рифмам.

1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________ просим.

2. Сравните четверостишие, написанное вами, с первыми опытами ваших сверстников.

Не гуди ты, сильный ветер, Берёзоньку качает ветер,

Не крутись ты, листопад. Пронёсся с шумом листопад,

Фонари, как звёзды светят, Уныло солнце с неба светит,

Липы голые стоят. И дни прохладные стоят.

А теперь подведём итоги нашего урока-сюрприза. Мы с вами встретили гостей, угостили их, сводили на прогулку, развлекли сочинением стихов, а заодно повторили очень сложную орфограмму «Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Карточка №1

Смышлё..ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячё..ой воды, выполнить придума..ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва..ые гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже нежда..о-негада..о, зато приносят не краше..ые деревя..ые ложки, а золочё..ые и посеребрё..ые блюда. Причём непременно все сидят на кожа..ом диване, возле которого есть полирова..ый столик с крахмале..ой скатертью и вяза..ыми крючком салфетками.

Купл..ый

банан

Реза..ый

батон

Лишё..ый шкурки баклажан

Сваре..ый бульон

На масле жаре..ый бекон

Протуше..ый бифштекс

В духовке испечё..ый кекс

В кастрюльку броше..ый чеснок

Кури..ых ног

Вяле..ых лещей

Дроблё..ый орех

Маринова..ый салат

смета..ый, запечё..ый в духовке, украше..ый фруктами, в виде плетё..ой корзинки, пропита..ый масл..ным кремом.

румя..ое, нареза..ое кубиками, мочё..ое, смеша..ое с творогом, очище..ое от кожуры.

выраще..ая собстве..ыми руками, посыпа..ая сахаром, перемеша..ная со

мелко реза..ые, сушё..ые, тушё..ые со сметаной, маринова..ые, смеша..ые с измельчё..ым луком.

клюкве..ое, посыпа..ое шоколадом, политое крыжове..ым сиропом, украше..ое заспиртова..ой вишней.

шинкова..ая, тушё..ая с мясом, кваше..ая, соле..ая, приправле..ая

майонезом, смеша..ая с морковью.

На (..) осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) ху­дожник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.

(…) поле из серой пустыни стало вдруг (…) щ_том из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые опу_ки вдруг приподнялись, (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий, летящий)

На (..) осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) ху­дожник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.

(…) поле из серой пустыни стало вдруг (…) щ_том из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые опу_ки вдруг приподнялись, (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий, летящий)

На (..) осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) ху­дожник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.

(…) поле из серой пустыни стало вдруг (…) щ_том из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые опу_ки вдруг приподнялись, (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий, летящий)

На (..) осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) ху­дожник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.

(…) поле из серой пустыни стало вдруг (…) щ_том из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые опу_ки вдруг приподнялись, (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий, летящий)

На (..) осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) ху­дожник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.

(…) поле из серой пустыни стало вдруг (…) щ_том из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые опу_ки вдруг приподнялись, (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий, летящий)

На (..) осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) ху­дожник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.

(…) поле из серой пустыни стало вдруг (…) щ_том из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые опу_ки вдруг приподнялись, (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий, летящий)

На (..) осеннем листе с (…) неба тихо спустился (…) ху­дожник Октябрь. И теперь каждый день всё больше и больше на з_мле следов его (…) кисти. Всё становится новым и неведомо прекрас_ным.

(…) поле из серой пустыни стало вдруг (…) щ_том из старой бронзы с синими самоцветами лужиц. Берёзовые опу_ки вдруг приподнялись, (…) последними (…)лучами. По краю (…) сыроватых ельников забили розовые, вишнёвые, багряные фонтаны осин с (…) по ветру листьями.

( золотой, нахмурившийся, великолепный, волшебный, сжатый, богатырский, освещённые, солнечный, темнеющий, летящий)

1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________ просим.

1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________ просим.

1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________ просим.

1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________ просим.

1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________ просим.

1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________ просим.

1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________ просим.

1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________ просим.

1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________ просим.

1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________ просим.

1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________ просим.

1)

___________________________________________ветер,

________________________________________листопад.

________________________________________ светит,

_________________________________________ стоят.

2)

_______________________________________снежок,

________________________________________ осень.

_______________________________________дружок,

______________________________________ просим.

infourok.ru


Смотрите также