Тренинг на знакомство для подростков. Упражнение мое имя для подростков


Занятие 18 из 25. Я и мое имя - Психологический тренинг - 11 Января 2010 - Блог

saitar.ucoz.com

ЦелиСпособствование формированию позитивного образа «Я», создание условий для развития навыков общения, активизирование процесса самопознания.

ОборудованиеРучки и бумага.

Ход занятия

Приветствие

Упражнение «Разведчики»Участники по сигналу ведущего находят себе пару, причем нельзя разговаривать и использовать жесты. Можно только взглядом «договорится» с кем-нибудь. По команде: «Обменялись информацией» - участники меняются местами со своим «напарником». Игра проводится несколько раз.

Основная часть

Формулирование темы занятия, основных целейВедущий.Имя дается человеку другими людьми и в такой момент жизни, когда посоветоваться с ним самим никак невозможно. И все люди по-разному относятся к своему имени: кому-то оно нравится, а кому-то нет. Мне интересно ваше отношение. Сейчас мы покажем его на пальцах. Мы закроем глаза, я хлопну в ладоши, и пять пальцев покажет тот, кто в восторге от своего имени, четыре — кому оно нравится, три — относится спокойно, два — не очень нравится, один — совсем не нравится. Приготовились, закрыли глаза... (Ведущий хлопает в ладоши.) Открываем глаза, посмотрим, что получилось. (Без комментариев.) А как вы думаете, важно, чтобы свое имя нравилось? А почему? Я тоже думаю, что важно. Как мир меняется, и как я сам меняюсь!Лишь именем одним я называюсь!Эти слова Николая Заболоцкого подчеркивают постоянство нашего имени, ведь оно дается человеку, как правило, папой и мамой один раз и на всю жизнь. И хорошее отношение к имени служит первой ступенькой на пути принятия человеком самого себя.

Упражнение «Все мои Я»Ведущий. У каждого из нас несколько имен. Родители нас называют совсем не так, как обращаются к нам приятели. Сейчас на листе напишите все свои имена, которыми вас когда-нибудь называли люди, причем, отведите каждому имени свое место на листе и очертите границы. Каждое имя занимает в вашем внутреннем пространстве свою территорию. Размер площади занимаемого пространства каждого имени – это индекс значимости этого имени для вас. Подчеркните то имя, которое нравится вам больше всего. Есть замечательные слова Марины Цветаевой: «Мы сами выбираем наши имена, случившееся — всегда лишь следствие...». Сейчас попытаемся разобраться в происхождении своих имен и подумать, как они действуют на нашу судьбу.

Упражнение «Автобиография имени»Участники по желанию рассказывают биографию какого-нибудь своего имени (когда появилось имя, сколько ему сейчас лет, где оно используется и кем, нравится ли оно владельцу, и т.д.). Ведущий может сам начать рассказ.

Упражнение «Индивидуальность моего имени»У каждого участника заготовлены бумага и карандаш.Ведущий предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, которые отличают одно его имя от всех остальных. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить позитивный характер. Ведущий может привести три примера из жизни какого-то своего имени, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Необходимо использовать свою фантазию и чувство юмора. Ведущий предупреждает, что записи будут собраны, а затем зачитаны. Участники должны отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений. У каждого, чей листочек был зачитан, есть право не признаваться, что он автор этих записей. При обсуждении ведущий отмечает положительные аспекты того, что каждое имя характеризует своего владельца и влияет на него.

Упражнение «Кто позвал?»Центровой участник сидит спиной к остальным. Кто-нибудь тихонько подходит к нему и называет шепотом его имя и садится на место. Центровой должен догадаться, кто его позвал.

Упражнение «Имя как оракул»Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя, из букв которого ему предстоит составить новые слова. Если в имени слишком мало букв (например, Ия) или из них по каким-то причинам невозможно составить несколько новых слов (допустим, среди членов группы есть «неудобные» имена Анна или Петр), участник должен записать свою фамилию. Составление новых слов из букв имени/фамилии – задание для разминки. Каждую букву можно использовать сколько угодно раз. С другой стороны, каждое новое слово необязательно должно состоять из всех имеющихся в имени/фамилии букв. Придуманные слова могут быть правильно написаны на каком-нибудь европейском языке или быть словами какого-то воображаемого языка.Ведущий спрашивает у студентов, сколько слов им удалось придумать. Пусть кто-нибудь из участников прочитает получившиеся слова. Этого достаточно для подготовки к замечательному эксперименту, который каждый проведет над своим именем. Для начала буквы имени (теперь фамилия не нужна) записываются в обратном порядке. Каждая буква – это начало слова, которое участнику предстоит придумать и записать. Последовательно прочитанные, эти слова могут нести важную информацию: некое напутствие для носителя имени. Оно может содействовать тому, что жизнь данного человека примет удачный оборот, потечет счастливо и продуктивно. Как звучит это пожелание?Кто полагает, что его имя содержит слишком мало букв, имеет возможность попросить дополнительную букву у одного из членов группы. При этом нельзя требовать определенную букву, нужно принять именно ту, которую согласится «одолжить» другой участник. Когда все запросы относительно дополнительных букв будут удовлетворены, группа может приступить к работе. На выполнение задания отводится 5 минут. Теперь каждый участник называет себя, зачитывает группе свое перевернутое имя и получившееся напутствие.

Завершение занятия

Упражнение «Живая анкета»Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

    • Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

    • Что тебе понравилось?

    • Что не понравилось?

    • Как вы сейчас себя чувствуете?

Тренинг на знакомство для подростков

ТРЕНИНГ НА ЗНАКОМСТВО, СПЛОЧЕНИЕ

Возраст: 12-15 лет

Время проведения: 60 минут

Цель: знакомство, сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга: формирование благоприятного психологического климата в группе; нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними; первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе; осознание каждым участником своей роли, функций в группе; сплочение.

Материалы: воздушные шары – 30 шт., англ. иголки, ватман-1 шт., маркеры, фломастеры -30 шт., листы бумаги А-4 – 35 шт., жетоны в форме «сердечка» - 30 шт..

Фазы тренинга:

1. Вводная фаза

Цель фазы: Знакомство. Создание благоприятной праздничной атмосферы в группе.

Упражнение «Шар знакомства»

Цель: Знакомство.

Ход упражнения: всем участникам раздаются ненадутые воздушные шары, пока первый участник надувает шар, сосед справа называет свое имя и немного рассказывает о себе. Когда рассказ завершается, ему вручается надутый шар и т. д. В конце упражнения все участники получают по воздушному шару.

Ведущая предлагает украсить этими шарами комнату.

Время: 10 минут.

2. Фаза контакта

Цель фазы: Установление благоприятного психологического климата в группе.

Упражнение «Мое имя»

Цель: улучшение взаимодействия участников группы.

Ход упражнения: всем играющим предлагают найти своих тезок и объединиться в группы по именам. Те, у кого редкие имена, объединяются в группу «Ассорти». Каждая группа получает задание творчески представить свое имя.

  • Представление - презентация: «Ваше имя-ваш талисман» Что означает ваше имя?

  • Эмблема вашего имени (кто оригинальнее). Эмблема прикрепляется на стенд: «Наши имена»

  • Песня, в которой звучит ваше имя (желательно спеть).

Время: 10 минут.

Цель: развитие внимания к каждой личности

Ход упражнения: На первом этапе игры детям говорится примерно следующее: “вспомните какого-нибудь человека ( своего знакомого, известного артиста и т.п) и выпишите на листок 10 его любых качеств: что ест по утрам, на каком этаже живет, сколько лет, цвет глаз, волос и т.д.”. После того, как все это напишут, начинается второй этап, на котором надо эти качества нужно найти среди присутствующих. Напротив каждого качества пишется имя того, у кого это качество было обнаружено. Кто быстрее, тот и молодец.

Время: 8 минут

Цель: позволяет участникам лучше узнать друг друга.

Ход упражнения: Первый участник называет свое имя и, поднимая одну руку, говорит: «Я люблю…(ходить в горы/клубнику/», поднимая другую: «Я не люблю … (насекомых/просыпаться рано утром/». Следующий участник, который любит или не любит то, что сказал предыдущий, представляется, берет его за руку с соответствующей стороны, повторяет высказывание и добавляет свое (если он присоединился к «Я люблю», то называет «Я не люблю» и наоборот). Игра завершена, когда все участники возьмутся за руки.

Время: 7 минут

3. Фаза лабилизации

Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

Упражнение «Мешочек»

Цель: повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения.

Ход упражнения: Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное — его не уронить, так как в этом случае игра начинается сначала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.

Время: 5-7 минут.

Упражнение «Билетики»

Цель: сплочение группы, снятие напряжения

Ход упражнения: Играющие образуют два круга. Девушки – внутренний, юноши – внешний, и встают лицом друг к другу, образуя пары. Внутренний круг – это билетики, внешний – пассажиры. В центре стоит безбилетник – «заяц». По команде ведущего: «Поехали!» круги начинают вращаться в разные стороны. Ведущий кричит: «Контролер!» Билетики остаются на местах, а пассажиры должны найти свою пару. «Заяц» хватает тот билетик, который ему понравился. Пассажир, оставшийся без билета, становится водящим – «зайцем. При встрече «билетик» и пассажир» знакомятся. Через некоторое время пассажир может ловить не только свой, но и любой понравившийся ему билетик. Игру можно сопровождать музыкой. 

Время: 7 минут.

4.Заключительная фаза

Цель фазы: Подведение итогов, рефлексия

Упражнение «Портрет вожатого»

Ход упражнения: Итак, ваши имена уже вписаны в историю этой неповторимой смены, а вот некоторых имен нам еще не хватает – имен наших воспитателей. Давайте вспомним их имена и впишем их в нашу историю. Ребята должны коллективно нарисовать портрет вожатого и подписать его.

Время: 5 минут

Упражнение «Откроем сердце друг другу»

В шляпе у ведущего находятся жетоны в форме сердечка, на которых написаны их имена. Ведущий идет со шляпой по кругу. Участники берут «сердечки» и называя имя вручают их с наилучшими пожеланиями.

Время: 5 минут

docbaza.ru

Занятие для подростков : Какой я?

Занятие для подростков: «Какой Я»?

Вот я какой!?

Цель занятия: сплочение группы, углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, профилактика межличностных конфликтов, развитие толерантности, актуализация личностных ресурсов, эмоциональная поддержка, закрепление представления участников о своей уникальности.

Упражнение 1 “Моя особенность”

Цель: развитие уверенности в себе, осознание своих сильных сторон, уникальности и неповторимости каждого участника.

Участники рассаживаются по кругу. Каждый по очереди называет свое имя и добавляет слово, обозначающее качество, отличающее его от всех людей. Можно сообщить о своей индивидуальности 2–3 предложениями. Эстафету передают вопросом “А ты кто?” и касанием руки.

Упражнение 2 “Я самый”

Цель: отработка приемов уверенного поведения и содействие чувству уверенности в себе.

– Верить в свою исключительность необходимо каждому человеку. Подумайте, в чем она проявляется у вас. Продолжите фразу: “ Я самый...” Аргументируйте утверждения, например “Я самый сильный”, “Я самый предприимчивый”, “Я самый умный” и т. п.

Участники группы выступают, доказывая свою исключительность в той области, которую избрали для себя или в нескольких областях. Группа может задавать выступающему любые вопросы, подвергая сомнению эту исключительность, требуя аргументации в пользу того или иного утверждения.

Упражнение 3 “Мои сильные и слабые стороны» Цель: сплочение группы, углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, профилактика межличностных конфликтов, развитие толерантности.

Мои сильные стороны ...

– У каждого из нас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте своих достоинств. На составление списка вам дается 5 минут.

– Когда будете высказываться, говорите уверенно, безо всяких “но...”, “если...”, “может быть...”, “я не совсем уверен в том, что...” и т. п. На выступление дается по 30 секунд . Даже если закончите свою речь раньше, оставшееся время принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Может быть, значительная часть отведенного времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что сами в этом уверены.

Комментарий. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить, чтобы участвующие избегали даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.

Мои слабые стороны...

– Однако, не все наши качества нас устраивают. Теперь каждый должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках. Важно отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п. Это может быть и положительная черта, но в крайнем ее проявлении, например отзывчивость – вы не можете никому ни в чем отказать, хотя сами от этого страдаете. Крайне важно, чтобы вы не брали в кавычки свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, пытаясь оправдать их. Необходимо, чтобы вы говорили об этом прямо и откровенно. На это вам дается 3 минуты.

Комментарий. Это упражнение направлено в первую очередь на определение каждым участником собственных слабых сторон, на формирование привычки анализировать свои недостатки, но при выполнении у него должна быть возможность опереться на сильные стороны характера. Для этого после каждого выступления необходимо проводить положительную оценку выступающего.

Упражнение 4 “Дерево радостей и печалей”

Цель: сплочение участников, развитие креативности, анализ имеющейся проблемы и поиск путей выхода из проблемной ситуации, помощь участникам в раскрытии своих сильных сторон.

Игра используется для того, чтобы побудить участников обратиться к таким чувствам, как радость и печаль. Кроме того, необходимо учиться рассказывать о своих чувствах.

Материал: рулон бумаги, карандаши, цветная бумага (светлая и темная), клеящие карандаши.

Проведение: Группа может делиться на несколько маленьких подгрупп (максимально по 3 подростка). Каждая подгруппа получает большой лист бумаги, на котором нарисовано большое дерево с голыми ветвями. Каждый член группы наклеивает на голые ветки "плоды" из цветной бумаги, на которых надо записать переживание или событие, вызвавшее либо радость, либо печаль. Светлая бумага предназначена для радостей, темная – для печалей. Затем результат работы группы вывешивается так, чтобы всем было хорошо видно, и представляется. Теперь "Дерево радостей и печалей" служит основой для дискуссии. При этом можно подумать над следующими вопросами:

– Как я могу выразить свои чувства?

– Как я веду себя в ситуациях, которые вызывают радость или печаль?

– Могу ли я рассказать кому-либо о своих чувствах?

Упражнение 5 “Опыт со скрепкой”

Цель: развитие навыков самоохранительного поведения. Способ подумать о том, что в качестве жизненного принципа необходимо избрать поведение, которое позволяло бы избегать серьезных последствий.Попросим двух или трех учеников выйти к доске и дадим каждому металическую скрепку. За двадцать секунд вы должны разогнуть и выпрямить ее как можно лучше, причем делать это нужно только руками. Пустим разогнутые скрепки по рядам, чтобы группа путем голосования выбрала из них самую ровную. Вернем скрепки их “хозяевам” и дайте следующее задание: в течение опять же двадцати секунд придать им прежнюю форму. Снова покажем скрепки группе, добавив им для сравнения новую скрепку. кто лучше всех сумел восстановить свою скрепку в первоначальном виде?

– Основной вывод который мы можем сделать из этого опыта, заключается в следующем: очень трудно, а порой невозможно восстановить в прежнем виде то, что изменилось. Да, восстановленная скрепка похожа на скрепку, ею даже можно пользоваться, но она уже не такая, как раньше. Некоторые последствия наших решений нельзя устранить полностью, приходится с ними мириться. И все же, хотя стереть прошлое невозможно, вовсе не обязательно оставаться в его власти, бесконечно страдая от него.

Упражнение 6. “Сказка от имени отрицательного героя”

Цель: Развитие способности к эмпатии, сопереживанию и умения стать на позицию другого как одного из навыков общения и продуктивного взаимопонимания

“Как обидели Серого Волка”

“Я жил в лесу. Лес был моим домом, и я о нем заботился. Не жалел сил, чтобы содержать его в чистоте и порядке.

Однажды прекрасным летним днем я убирал мусор, оставленный туристами, как вдруг услышал шаги. Выглянув из-за дерева, я увидел маленькую девочку с корзинкой в руках, которая спускалась вниз по тропинке. Она сразу показалась мне подозрительной: вся разодетая в красное, в шляпке, надвинутой на нос, словно не хотела, чтобы ее кто-нибудь узнал.

Я, конечно, знаю, что нельзя судить по одежде, но она пришла в мой лес, и я решил разузнать о ней побольше. Я спросил девочку, кто она и откуда, то есть задал самые обыкновенные вопросы. Однако она мне весьма резко сказала в ответ, что с незнакомыми не разговаривает. Я очень расстроился. Незнакомец? Вот тебе на! Это я-то? Я ведь как-никак вырастил целый волчий выводок в этом лесу! Впрочем она вскоре успокоилась и рассказала, что идет навестить больную бабушку и несет ей обед. Она показалась мне на вид человеком честным, но все же я решил, что неплохо бы ее научить не врываться в чужой дом, одетой неподобающим образом. Она отправилась своей дорогой, а я, распрощавшись с ней, побежал напрямую к дому бабушки. Когда я познакомился с этой милой старушкой, объяснил, в чем дело, она сразу согласилась, что внучке следует вести себя скромнее и уважительнее. Мы решили, что бабуля спрячется до тех пор, пока я не подам знак, для чего она и залезла под кровать.

Когда девочка пришла, я пригласил ее в спальню. Сам я лежал в кровати. Она вошла в спальню, вся такая раскрасневшаяся от ходьбы, и сделала грубое замечание по поводу моих ушей. Мне и раньше приходилось терпеть обиды на этот счет, поэтому я вышел из положения, объяснив, что большие уши мне нужны для того, чтобы лучше слышать. Но тут она сделала еще одно замечание, теперь уже насчет моих выпученных глаз. Вы сами понимаете, какие чувства появились у меня к этой девчонке, которая старалась выглядеть такой хорошей, а на деле оказалась такой противной. Несмотря на все это, я – волк воспитанный, обиды не показал, а всего лишь сказал ей, что у меня такие большие глаза, чтобы лучше видеть. Но ее следующая выходка достигла своей цели. У меня всегда были трудности и неудобства из-за моих огромных зубов. И эта малолетняя девчонка, такая тихая с виду, не нашла ничего лучшего, как обратить внимание именно на мои зубы. Я знаю, что мне следовало бы быть сдержанней, но я вышел из себя, выскочил из кровати и заорал, что мои зубы такие большие, чтобы ее съесть.

Теперь давайте начистоту: ни один нормальный волк никогда не станет есть маленьких девчонок. Все это прекрасно знают. Но этот глупый ребенок стал вдруг с криком носиться по дому. Я снял бабушкину одежду, но это только ухудшило дело. И тут вдруг дверь с шумом распахнулась, я увидел на пороге здоровенного парня с топором в руках и сразу понял: дела мои плохи. Окно за моей спиной было открыто, и я быстро удалился.

На этом все и закончилось, но бабушка никому не рассказала, как на самом деле все произошло. Не прошло и недели, как обо мне пошли слухи как об ужасном и лживом создании. Не знаю, что потом было с этой девочкой в красной шапочке, но мне с тех пор жизни нет”.

Обсуждение сказки:

1. Чем наша история отличается от уже знакомой вам сказки?

2. Как часто мы смотрим на вещи только с одной точки зрения?

3. Имеет ли это значение?

4. Хорошо или плохо, когда в сказках есть “плохие” и “хорошие” герои?

Работу с такими сказками можно продолжить через некоторое время.

Упражнение 7 «Чувствую себя хорошо».

Цель: развитие уверенности в себе, осознание своих сильных сторон.

Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую себя хорошо». Воспроизведите их в своем воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете… Нарисуйте это место и назовите эти ощущения. Краткое обсуждение задания.

Рефлексия ”Стихотворение о себе”

– Надеюсь, вы поняли, какой огромной ценностью обладает каждый из вас. А сейчас я хочу попросить вас написать стихотворение о самом себе. Ваши стихи получатся не похожими один на другой, как и вы не похожи друг на друга. Вы сможете сохранить это стихотворение и время от времени перечитывать его, чтобы не забывать о своей значимости.

На отдельном листе бумаги учащиеся должны написать стихотворение о себе “Вот я какой”

Прочитайте вслух начальные слова каждой строки, попросите участников закончить строки в соответствии с содержащимися в скобках подсказками.

“Вот я какой”

1-я строфа

Я (два ваших особых качества)

Мне интересно (что-то, вызывающее у вас интерес)

Я слышу (воображаемый звук)

Я вижу (воображаемый объект)

Я хотел бы (ваше реальное желание)

Я (повторение первой строки)

Я понимаю (что-то, в чем вы уверены)

Я говорю (фраза, в истинность которой вы верите)

Я мечтаю (ваша настоящая мечта)

Я пытаюсь (что-то сделать)

Я надеюсь (ваша реальная надежда)

Я (повторение первой строки)

Следует привести несколько примеров законченных стихов, чтобы помочь им начать работу, или сами ученики могут сообща предложить несколько вариантов дополнения первых стихов:

“Я самый младший в семье и очень хорошо пою.

Мне интересно, почему листья на деревьях зеленые, а небо голубое.

Я представляю себе, будто жил 1000 лет назад.

И хотя я далек от совершенства,

Я обладаю особой ценностью, потому что бесконечно любим...”

infourok.ru

Тренинг для подростков на тему: «Пойми себя» — КиберПедия

Тренинг для подростков на тему: «Пойми себя»

Пояснительная записка:

Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.Данная программа тренинга разработана для личностного роста подростков.

Цель: создание условий для личностного роста подростков.

Задачи:

1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Возрастной состав: 13-14 лет.

Количество детей: 10-15 человек.

Форма проведения: групповое занятие.

Необходимые материалы: ручки, бумага А4.

 

I. Вводная часть

Упражнение №1 «Знакомство»

Цель: знакомство участников друг с другом, создание положительной атмосферы в группе.

Психолог: «Добрый день! Сегодня нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени».

Упражнение №2 «Баранья голова»

 

Психолог: «А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза».

 

Упражнение № 3 «Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

 

II. Основная часть

Упражнение №6 «Шурум-бурум»

Участникам предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное ими чувство.

Упражнение № 9 «Зеркало».

- Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее – сымитировать их выполнение.

Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре.

Задания следующие:

1. Пришиваем пуговицу

2. Собираемся в дорогу

3. Печем пирог

4. Выступаем в цирке

Особенность этих занятий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т. е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары… Пары готовы, приступаем к заданиям.

Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них – исполнитель, а другой – его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы – зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе.

Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начинаем представление.

Подводятся итоги. Каждый подросток вычисляет для суммарную групповую оценку, полученную им в роли зеркала.

Упражнение № 10 "Имена" чувств.

Каждый подросток записывает столько "имен" чувств, сколько сможет. Подросток, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других детей. Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием. Дети заносят в таблицу чувства, которые для них характерны, и те чувства, которые они испытывают сегодня.

В первой колонке выписываются "имена" чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики.

В первой части таблицы записываются чувства, которые чаще всего испытывались за последние полгода, во второй – чувства, которые участник испытывал сегодня.

Можно по5 – 10 бальной системе оценить интенсивность чувства.

Детям предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.

 

 

Рефлексия.

Тренинг для подростков на тему: «Пойми себя»

Пояснительная записка:

Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.Данная программа тренинга разработана для личностного роста подростков.

Цель: создание условий для личностного роста подростков.

Задачи:

1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Возрастной состав: 13-14 лет.

Количество детей: 10-15 человек.

Форма проведения: групповое занятие.

Необходимые материалы: ручки, бумага А4.

 

I. Вводная часть

Упражнение №1 «Знакомство»

Цель: знакомство участников друг с другом, создание положительной атмосферы в группе.

Психолог: «Добрый день! Сегодня нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени».

cyberpedia.su


Смотрите также