3. Упражнение, как осн метод произв обучения. Виды упражнений. Упражнение как метод обучения


Урок 4. Традиционные методы обучения

Урок 4. Традиционные методы обучения В этом уроке мы рассмотрим основные методы обучения, которые используют в своей деятельности педагоги, и укажем их характерные особенности. Имейте в виду, что информация, представленная ниже, предназначается не только для теоретического усвоения, но и для практического применения. Изучив этот урок, вы сможете перейти к их использованию в своей педагогической деятельности.

Традиционные методы обучения преследуют одну общую цель: сообщить учащемуся новые знания и довести до него актуальную информацию по какой-либо дисциплине. Основываются такие методы на деятельности информативно-иллюстративного характера со стороны педагога и деятельности репродуктивного характера со стороны учащегося.

Учащийся знакомится с неизвестной ему раньше информацией, а в процессе осмысления использует новые пути действий и рассуждений. Затем, решая соответствующие задачи, применяет полученные знания на практике. В этом процессе задействуется, главным образом, ассоциативная память – это обусловлено тем, что знания преподносятся в уже готовой форме.

Основным недостатком традиционных методов обучения является то, что учащийся получает знания-шаблоны, которые, во-первых, легко забываются, а во-вторых, не могут быть применимы к другим типам проблем и задач. Несмотря на это, на протяжении десятилетий эти методы активно использовались и продолжаются использоваться педагогами.

Таким образом, мы не ставим себе целью привести критику или её опровержение в пользу традиционных методов обучения, т.к. этот вопрос довольно обширный и во многом спорный, а лишь рассмотрим эти методы и укажем их особенности, ведь, как бы то ни было, их эффективность уже успела пройти проверку временем.

Итак, давайте приступим.

Среди традиционных методов обучения выделяют, как правило, лекцию, рассказ, объяснение, беседу, учебную дискуссию, работу с книгой, демонстрацию, упражнения, взаимообучение, лабораторную работу, практику и самостоятельную работу. Рассмотрим каждый из них подробно.

Лекция

Лекция является методом устного изложения учебного материала и подразумевает словесное предоставление практических или теоретических проблем в развёрнутом виде, а также всестороннее рассмотрение сложных терминов, идей и закономерностей.

Чтобы проводить лекции педагог должен не только хорошо владеть излагаемой им проблемой, но и иметь достаточный педагогический опыт и высокий уровень педагогического мастерства. Именно поэтому читать лекции могут только самые подготовленные педагоги, являющиеся специалистами в своей области. Причём разрешение даётся только после того, как содержание конкретной области знаний будет обсуждено на совещании предметно-методической комиссии или соответствующей кафедры.

Лекции, в свою очередь, подразделяются на несколько видов: по содержанию и характеру учебного процесса.

По содержанию:

  • Вводная лекция, направленная на введение учащегося в обсуждаемую тему, его знакомство с содержанием, как целого курса, так и отдельной темы
  • Обзорная лекция, проводящаяся по окончании какого-либо раздела или всего курса, и направленная на обобщение и расширение знаний, и их систематизацию
  • Эпизодическая лекция, для которой не требуется целенаправленного планирования, и которая организуется лишь в случае необходимости уже в самом педагогическом процессе

По характеру учебного процесса:

  • Информационная лекция, отличающаяся тем, что педагог излагает информацию в виде монолога, а учащиеся выполняют его требования, сообразно целям занятия. Такой тип лекций считается классическим
  • Проблемная лекция, которая характеризуется не просто передачей учащимся знаний, а их вовлечением к обсуждению объективных противоречий в процессе развития научного знания и поиску путей разрешения проблемных ситуаций

Подбор типа лекции следует осуществлять, опираясь на цель и содержание учебного материала, реализуемую систему обучения, личностные особенности учеников и т.д. В большинстве случаев лекции завершаются тем, что педагог предлагает учащимся различные задания и вопросы, а также список литературы для самостоятельного изучения.

Рассказ

Рассказ является особой формой изложения, по большей части, фактических данных в виде описания или повествования. В процессе рассказа педагог руководствуется своей личной подготовкой, а также профессиональным опытом других педагогов.

Отдельное внимание в рассказе необходимо направлять на тематику и подачу предлагаемых фактов, применение наглядных инструментов обучения и подведение учащихся к тому, чтобы они самостоятельно делали обобщения и выводы.

Рассказы могут различаться по целям:

  • Вступительный рассказ, предназначающийся для подготовки учащихся к изучению новой информации
  • Повествовательный рассказ, посредством которого излагается конкретное и намеченное заранее содержание
  • Заключительный рассказ, служащий для завершения определённого отрезка обучения

Метод рассказа применим при взаимодействии с учащимися любых возрастных категорий, однако наибольшим эффектом в плане обучения и развития рассказ обладает при работе с детьми младшего школьного возраста, которые накапливают массу фактических данных и более предрасположены к абстрактно-образному мышлению.

Как правило, длительность рассказа не должна превышать десяти минут, а сопровождать его должен позитивный психоэмоциональный фон. Эффективность рассказа также может зависеть от его применения в комплексе с другими методами обучения, например, с иллюстрацией (максимально эффективен в младших классах) или обсуждением (максимально эффективен в средних и старших классах). Помимо этого, эффективность рассказа может быть обусловлена условиями, которые выбрал педагог для рассказа (временем и местом).

Беседа

Беседу можно назвать диалогической или вопросно-ответной формой изложения и закрепления информации. Беседа является одним из самых, можно сказать, древних методов обучения, т.к. она использовалась ещё древнегреческими философами.

Положительные качества этого метода состоят в том, что он:

  • Направляет мысль учащегося, заставляя следовать за ходом мыслей педагога
  • Активизирует мыслительный процесс
  • Служит прекрасным способом проверить, насколько качественно усвоены знания или навыки
  • Развивает познавательную способность учащихся
  • Формирует условия для активного управления педагогическим процессом

Чаще всего беседа применяется педагогами для того чтобы:

  • Подготовить учащихся к активной работе в процессе занятия
  • Ознакомить учащихся с новой информацией
  • Систематизировать и закрепить знания
  • Контролировать и диагностировать усвоение знаний в ходе занятия

Беседы, опять же, могут различаться – они могут иметь разное назначение:

  • Организующая или вводная беседа, которая проводится перед началом занятия для того чтобы выяснить степень, с которой усвоен ранее изученный материал, как он понят учащимися, или как они поняли задачу предстоящего занятия
  • Сообщающая беседа, служащая для донесения новых знаний. Такая беседа может быть катехизической (вопросы и ответы, которые не допускают возражений, последующее запоминание ответов), сократической (мягкая, почтительная по отношению к учителю, допускающая возражения и сомнения), эвристической (учащегося ставят перед проблемой и он должен дать собственные ответы на вопросы, которые задаёт педагог). Именно эвристические беседы наиболее распространены в системе образования
  • Синтезирующая беседа, проводящаяся с целью обобщить и систематизировать те знания, которыми обладает учащийся
  • Контрольно-коррекционная беседа, которую применяют в целях диагностики знаний или тогда, когда требуется дополнить, уточнить или развить эти знания

Основная роль в процессе беседы остаётся за педагогом. Он обязан самым тщательным образом продумывать содержание своей беседы и её цель, а также быть в состоянии составить ряд вопросов и придать им верную формулировку.

Применение бесед на практике показало, что наиболее активно и интересно этот процесс проходит, если поставленные педагогом вопросы мотивируют обучаемых к мысли, сравнениям и сопоставлениям, творческому анализу своего собственного опыта и уже полученных знаний.

Объяснение

Объяснение заключается в том, чтобы раскрыть смысл какого-либо явления, процесса или факта, для чего в последовательной форме излагаются его причинно-следственные связи и отношения.

В основном к объяснениям прибегают, когда изучаются теоретические основы каких-либо дисциплин, доказываются теоремы или решаются задачи по математике, химии, физике и т.п., а также раскрываются коренные причины и следствия природных явлений и социокультурной деятельности человека.

Во время объяснения педагог заостряет внимание учащихся на самых сложных вопросах. Принято считать, что основное место в объяснении отводится приёмам рассуждений и доказательств, ведь объяснение предполагает не только ответ на вопрос относительно чего-либо «Что это?», но и разъяснение: «Зачем?», «Как?», «Почему?» и т.п. Но, одновременно с этим, педагог должен придерживаться принципов логичности, точности, краткости и чёткой формулировки понятий и выводов.

В качестве метода обучения объяснение применяется с учащимися любых возрастных групп, но актуальность объяснения становится всё большей, начиная со средних и старших классов, когда учебный материал усложняется, а интеллектуальный потенциал возрастает.

Учебная дискуссия

Учебная дискуссия является обменом точками зрения на какую-либо конкретную проблему с целью стимулирования познавательного интереса.

Главным условием эффективной учебной дискуссии можно назвать предварительную подготовку учащихся и в плане содержательности и в плане формальности. Касаемо содержательной подготовки можно сказать, что она основывается на накоплении нужной информации на тему будущей дискуссии, а касаемо формальной – на определении формы изложения этой информации.

Использование метода учебной дискуссии развивает у учащихся способность к ясному и точному изложению мыслей, чёткому формулированию вопросов и приведению объективных доказательств. Однако учебная дискуссия требует основательной методологической подготовки и должна быть строго ограничена по времени. Участники дискуссии, выступая друг за другом, должны укладываться в 1,5-2 минуты, а подведение итогов должно быть связано с темами, разделами и главами исследуемого предмета.

Частично метод дискуссии применяется в средних классах школы, но в полной мере его следует вводить лишь в старших классах.

Работа с книгой

Работа с книгой (учебным материалом для чтения) как образовательный метод применяется для ознакомления учащихся со структурой учебника или пособия, его беглого просмотра, прочтения отдельных элементов, изучения информации, поиска ответов на какие-либо вопросы, записи наиболее важных отрывков, выполнения заданий и тестов, решения задач и примеров и заучивания учебного материала. При необходимости работа с книгой может быть модифицирована.

Если говорить о факторах эффективности работы с книгой, то отдельного внимания здесь заслуживают навык свободного чтения и способность к пониманию узнанного, способность определять главное и второстепенное, навык конспектирования, построения логических и структурных схем, а также самого подбора литературы по рассматриваемой теме.

Самыми популярными считаются такие виды работы с книгой как изучение книги под контролем педагога и изучение книги самостоятельно на дому для того чтобы закрепить полученные на занятии знания или же расширить их.

Демонстрация

Метод демонстрации называют также методом показа. Он предназначен для создания у учащихся наглядного примера исследуемого объекта, процесса или явления посредством его непосредственного предъявления в ходе урока или занятия.

Исходя из содержательной части изучаемой темы и способов действий учащихся, используются разные вариации демонстрации:

  • Личный показ изучаемого действия или приёма
  • Показ при помощи обладающих особыми навыками учащихся
  • Показ реальных объектов: инструментов, материалов, оборудования и т.п.
  • Показ изобразительных средств демонстрации
  • Показ видеоматериалов

Но всегда следует учитывать следующий дидактический принцип: демонстрация должна использоваться в оптимальных количествах, а средства предъявления должны показываться в конкретной последовательности. Эффективность процесса показа также зависит от правильного выбора объектов и способности педагога направлять внимание учащихся на основные моменты того, что демонстрируется.

Условия эффективной демонстрации:

  • Учащиеся должны хорошо видеть то, что им демонстрируется
  • Учащиеся, если это возможно, должны воспринимать демонстрируемое не только при помощи зрения, но и при помощи остальных органов чувств
  • Самые важные характеристики демонстрируемого объекта или явления должны производить на учащихся максимально возможное впечатление и привлекать к себе их внимание
  • В процессе демонстрации учащиеся должны иметь возможность самостоятельно изучить демонстрируемое и оценить его

Демонстрация находится в тесной связи еще с одним методом – методом иллюстрации, хотя его, традиционно для отечественной дидактики, принято рассматривать в качестве самостоятельного.

Иллюстрация – это демонстрация явлений, процессов и объектов, а также их восприятие в символьной форме. Это осуществляется посредством картин, репродукций, схем, графиков, рисунков, фотографий, карт, плакатов и т.д.

Два этих метода применяются во взаимосвязи друг с другом, тем самым не только друг друга дополняя, но и усиливая действие друг друга. Если предмет демонстрации должен восприниматься учащимися в целостной картине, то принято применять собственно демонстрацию. Если же нужно указать на сущность предмета демонстрации или связь его элементов, то обычно используют иллюстративный метод.

Здесь же следует сказать, что благодаря внедрению в педагогическую деятельность всё новых источников зрительного преподнесения данных, таких как компьютеры, видеомагнитофоны, проекторы, кодоскопы и других, появилась возможность выделить другой относительно самостоятельный метод обучения, называемый видеометодом. Он предназначен как для преподнесения информации, так и для её контроля, систематизации, обобщения, повторения и закрепления.

Видеометод позволяет эффективно решить множество задач учебно-воспитательного процесса:

  • Предоставлять новые знания о процессах и явлениях, которые невозможно увидеть обычным зрением, к примеру, об ударах крупных упругих тел, что происходит очень быстро, или о росте растений, что происходит очень медленно
  • Объяснять принципы действия сложнейших механизмов в динамике
  • Создавать особую языковую среду на занятиях по иностранным языкам
  • Представлять видеодокументы на занятиях по любым наукам и дисциплинам
  • Организовывать тестовые проверки
  • Выполнять тренировочные работы и упражнения, производить моделирование и измерения и т.д.
  • Создавать базы данных, необходимые для осуществления исследований и учебно-тренировочных занятий
  • Вести компьютерный учёт успеваемости учащихся
  • Реализовывать дифференцированный подход к организации педагогического процесса
  • Рационализировать образовательный процесс, повышать его продуктивность, обеспечивать оптимальный объём поступающей информации и её усвоение посредством повышения качества педагогических методов

На эффективность видеометода влияет качество видеоматериалов и использующейся в процессе осуществления метода аппаратуры. В дополнение к этому, видеометод, по сравнению с остальными методами, значительно требовательнее к организации педагогической деятельности – она должна быть ещё более целесообразной, продуманной и точной.

Упражнения

Упражнение по своей сути является сознательным повторением практических или умственных действий, направленным на формирование необходимых с точки зрения профессионализма умений и/или навыков.

Существует классификация упражнений по диалектическому назначению:

  • Вводные упражнения, проводящиеся в большинстве случаев после практической демонстрации и нацеленные на достижение надлежащего выполнения отдельных частей продемонстрированных действий
  • Основные упражнения, которые используются для того чтобы довести выполнение определённых действий до требуемого уровня и сформировать какие-либо умения
  • Тренировочные упражнения, направленные на поддержку уже имеющихся навыков и сохранения высокого уровня умений

Также упражнения бывают:

  • Специальными – это упражнения, которые повторяются многократно, и направлены на формирование навыков и умений, обусловленных педагогическим задачами
  • Производными – это специальные упражнения, в которые включены уже применявшиеся ранее элементы. Такие упражнения помогают повторять и закреплять те умения и навыки, которые были сформированы ранее
  • Комментированными – применяются, когда необходимо активизировать учебный процесс и сознательное выполнение учащимися заданий. Здесь педагог вместе с учащимися комментирует производимые действия, что помогает их лучше осознать и усвоить

Помимо этого, упражнения делятся на:

  • Устные упражнения, связанные с развитием логического мышления, культуры речи и познавательных способностей учащихся. Предназначены они для помощи учащимся в овладении техникой чтения, логического представления информации, рассказа, устного счёта и т.п.
  • Письменные упражнения, аналогичные устным. Их целью является сформировать, развить и упорядочить требующиеся умения и навыки. Письменные упражнения могут иметь форму орфографических, грамматических и стилистических диктантов, описания опытов, решения задач, конспектов, сочинений и т.д.
  • Графические упражнения, применяющиеся в процессе изучения рисования, географии, черчения, физики и математики
  • Лабораторно-практические упражнения, при помощи которых развиваются навыки манипуляции инструментами труда и специализированным оборудованием, а также навыки конструкторско-технического характера
  • Производственно-трудовые упражнения, являющиеся комплексом специализированных трудовых действий производственного или учебного плана, например, изготовление деталей или устройств, выполнение конкретных трудовых приёмов

Эффективность упражнений зависит от того, соответствуют ли они определённым требованиям: нацелены ли учащиеся на сознательное улучшение качества своей деятельности, знают ли они правила выполнения требующихся действий, ведётся ли учёт и контроль условий, предназначенных для выполнения упражнений, ведётся ли учёт достижений учащихся, осуществляются ли повторения и какой промежуток времени разделяет эти повторения.

Взаимообучение

Взаимообучение можно назвать довольно специфическим методом обучения, основывающимся на взаимодействии между учащимися. Основное значение здесь имеет разность в их теоретических знаниях, практической подготовке и способностях. Суть метода состоит в том, что учащиеся обмениваются между собой основными и дополнительными данными, вместе отрабатывают навыки и умения и проверяют, насколько прочно усвоили материал.

Взаимообучение может быть разным:

  • Парное взаимообуение, в котором каждый учащийся попеременно берёт на себя роль ученика и педагога
  • Групповое взаимообучение, в котором одному из учащихся достаётся роль консультанта по какой-либо теме или дисциплине, и он выступает перед группой
  • Коллективное взаимообучение, в котором по очереди перед классом, группой студентов или коллективом выступают консультанты по особым вопросам. Иногда самые подготовленные консультанты могут также быть помощниками педагога во время проверки знаний учащихся

Взаимообучение может применяться в работе с учащимися разных возрастных групп, хотя наиболее эффективным оно будет, конечно же, на второй (средние классы) и третьей (старшие классы) ступенях обучения. Если же планируется работа с младшими школьниками, то необходимо активное содействие педагога и его помощников (консультантов, старшеклассников и т.п.).

Лабораторная работа

Метод лабораторной работы основывается на том, что учащиеся самостоятельно проводят исследования и эксперименты. Главным образом, данный метод применяется в процессе изучения биологии, химии и физики. Лабораторные работы могут быть индивидуальными и групповыми.

Посредством лабораторного метода учащиеся получают возможность осваивать навыки и умения обращения с инструментарием. Также этот метод гарантирует оптимальную среду, в которой формируются важные практические умения, такие как, выбор способов изучения, проверка и обработка результатов, вычисление, измерение и т.д.

Для надлежащего применения лабораторного метода требуется особое оборудование, подготовка педагога и учащихся и достаточное количество временных и энергетических ресурсов.

Практическая работа

Метод практической работы отличен от лабораторного метода преобладающим использованием для решения практических заданий теоретических знаний. Именно навыки применения теории к практике является основополагающим.

Практический метод способствует углублению знаний и оттачиванию навыков, стимулированию познавательной деятельности и решению задач контролирующего и коррекционного характера.

Один из выдающихся советских психологов Е. Я. Голант выделил пять стадий познавательной деятельности учащихся в процессе практической работы:

  1. Теоретическое осмысление работы, когда педагог объясняет её смысл
  2. Инструктаж, в котором педагог объясняет техническую сторону работы
  3. Пробный этап, где несколько учащихся выполняют практические задания, а все остальные наблюдают за процессом и, если практиканты допускают ошибки, делают замечания под контролем педагога
  4. Этап выполнения, где все учащиеся решают поставленную перед ними задачу (педагог уделяет наибольшее внимание тем, кто совершает ошибки)
  5. Этап контроля, где педагог принимает и оценивает работы учащихся, беря во внимание качество работ, скорость выполнения, аккуратность и правильность

Метод практической работы может применяться в обучении учащихся любых возрастов, но важно, чтобы задания соответствовали способностям и возрастным особенностям учеников.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа – это метод обучения, направленный на получение знаний и навыков посредством индивидуального изучения учащимися теоретических источников, а также отработки ими необходимых действий и приёмов.

Самостоятельная работа является важнейшим методом обучения и основой всех других методов, а также дидактическим связующим звеном, обуславливающим дидактическую связь между каждым из них.

Базовыми видами самостоятельной работы считаются:

  • Работа с книгами, учебниками и другими печатными источниками информации
  • Просмотр видеоматериалов
  • Прослушивание аудиоматериалов
  • Работа с компьютером и компьютерными программами
  • Самостоятельное выполнение упражнений и тренировки

Аналогично практике, самостоятельная работа должна быть частью педагогического процесса в обучении учащихся любых возрастов, но не должна превышать их умственный и интеллектуальный потенциал и индивидуальные возможности.

Мы рассмотрели основные виды традиционных методов обучения. Вполне вероятно, что вы не понаслышке знакомы с каждым из них, т.к. все они используются ещё с начальных классов в школах, затем в техникумах, училищах, институтах, университетах и других учебных заведениях.

Однако сфера образования, как и любая другая область жизнедеятельности человека, не стоит на месте, и постоянно появляются инновационные методы обучения, обладающие ещё большей эффективностью и облегчающие процесс обучения. В следующем уроке мы поговорим именно о них.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Кирилл НогалесЕвгений Буянов

4brain.ru

3. Упражнение, как осн метод произв обучения. Виды упражнений.

В основе с-мы упражнения д.б. заложены их дидак цели, находящиеся в иерархической взаимозависимости: отработка правильности и точности выполнения труд. действий; выработка скоростных показателей труд действий; форм-е проф самост-ти; воспитание творч. отношения к труду. Каждая последующая цель включает предыдущую - обеспечивает системность и с-мы упражнений, обеспечивает их преемственность, последовательное поступательное продвижение уч-ся в освоении основ проф мастерства.

Практ методы основаны на выполнении уч-ся упражнений. Практ методы включают уст. и пис. упражнения, графич. работы, ЛПР. Один из основных практ методов - упражнение. Цель упр-я – форм-е у уч-ся умений, практ-ки испол-ть знания.

Типы упражнений.: репродуктивные – ограниченность заданного содержания в области применения знаний, решение задач, отыскание данных, систематичное изучение данных, творческие – учащиеся получают ЗУ в разных комбинациях, самост-но находят оригинальное решение задач, решать проблемы познавательного и практ характера. Виды задач: решение продуктивных, диагностических, прогностических, задач с элементами конструирования,на принятие решения в разл ситуациях, и поисковые – применение полученных ЗиУ, но проводятся на высоком уровне мыслительной активности: Диагностические – развитие диагнос-х компонентов техн мышл уч как правило используют с помощью алгоритмов и тренажоров; Конструктивные – проводятся по системе предпологающей постоянное повышение уровня самос-ти тех-го упр.

Пед требования к упр.:целенаправленность и сознательность, последовательность и взаимосвязь, постепенное повышение сложности задач и самостоятельности, разнообразие по содержанию дидак-х задач, правильное распределение времени, систем-ть и регулярность проведения, повторяемость взаимосвязанного материала.

Билет № 30

1.Требования к устному изложению уч материала специальных дисциплин в пш.

1)высокая идейность содержания 2)научно-техническая достоверность 3)логическая стройность

4)доходчивость и доступность 5)доказательность и убедительность 6)образность 7)стимулирование внимания и активности учащихся 8)четкость и ясность главной мысли на каждом этапе

9)эмоциональность по форме и содержанию 10)высокая техника речи преподавателя.

Для повышения доступности, доходчивости изложения необходимо: 1.быть конкретным 2.не пользоваться непонятной терминологией 3.предложение должно быть коротким

4.не злоупотреблять цифровым материалом 5.использовать сравнения

2. Проблем обуч-е. Уровни проблем обуч-я.

Проблем обуч-е – с-ма обуч-я, предполагает создание в уч-пед процессе, условий, при кот уч-ся усваивают знания и умения путем создания проблемной ситуации и овладения способами их разрешения. (в частности, ориентацию учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.)

Этапы проблемного обучения:

- возникновение проблемы и первых побудительных стимулов и ее разрешение

- глубокое осознание (понимание) и принятие проблемы

- процесс поиска ответа на проблему, анализ условной проблемной задачи, выдвижение гипотез, их обсуждений и проверка.

- получение окончательного рез-та и его всесторонняя оценка с точки зрения требования, кот предъявляются условие поставленных задач, составляющие проблему.

1.поиск средств преобразования условия задач, для достижения искомого рез-та. Анализ условий и способов решений. Если он не подходит переходим к следующему этапу.

2.возникновение проблемной ситуации. Выявление новых идей и принципов решения проблемы. Этап зарожденных гипотез. Проверка гипотез. Отказ от ошибочных гипотез, принятие правильного решения (ученик имеет предположение о возможных путях решения проблемы)

3.реализация найденного принципа

4.проверка правильности правильного решения.

Выполняя различные виды задач, проблемное обучение м. применяться:

для самост добывания знаний на базе сформированных способов познавательной деятельности.

при проблемном изложении материала

при организации частично-поисковой деятельности

В зависимости от возраста, опыта, индивидуальных особенностей, объективной и субъективной сложности уч материала целесообразно применять различные уровни проблемного обучения:

1. Проблемное изложение материала, при кот его сообщение носит характер воспроизведение поиска, выдвижение гипотез, нахождение решений, оценка конечных результатов (преподаватель сам создает проблемную ситуацию и сам ее решает).2. Преподаватель создает проблемную ситуацию, а учащиеся вместе с ним включаются в их разрешение.

3. проблемная ситуация создается преподавателем, а разрешение ее происходит в ходе самостоятельной д-ти уч-ся.4. усмотрение проблемы самими уч-ся на основе специально подобранных преподавателем данных.

5. проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения

studfiles.net

3.8. Методы обучения

Метод обучения - это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве познавательной деятельности педагога и обучаемых, уяснении учащимися знаний, овладении умениями и навыками. Прием, конкретный способ представляет собой часть, элемент метода. Если рассказ учителя - метод, то вопрос, обращенный к учащимся во время рассказа, будет методическим приемом.

Методы обучения могут быть представлены в различных классификациях с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Однако целостный процесс обучения обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики.

Рассмотрим оптимально подходящую для использования в педагогической практике классификацию методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса: методы этапа восприятия-усвоения, методы этапа усвоения-воспроизведения, методы этапа учебно-творческого выражения. Эти поэтапные группы методов обучения, индивидуально усвоенные учителем, становятся основой его творческой методической системы.

Каждый метод обучения любой группы имеет свою конкретную сущность, сферу применения, приемы обучающего взаимодействия.

Рассмотрим методы этапа восприятия-усвоения. К их числу относятся методы монологически-диалогического изложения и изучения материала: рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуального изучения явлений: демонстрация и иллюстрация; самостоятельная работа с источниками: изучение документов, работа с учебником и книгой, пользование справочной литературой, компьютером, упражнение, взаимообучение, опорный конспект.

Рассказ представляет собой монологическую форму изложения учебного материала педагогом или учащимися. В нем акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи, что мобилизует слуховое восприятие и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал. Рассказ используется при изучении тех предметов, в которых на первый план выступает фактический материал, требующий образности и последовательности изложения. Повествование о жизни писателя, об исторических событиях, описание природных явлений - все это обеспечивает глубокое и четкое восприятие фактов. Эффективность рассказа как метода предполагает заинтересовывание учащихся, привлечение их внимания. Этому способствуют содержательные и риторические вопросы, обращенные к опыту учащихся, использование образных сравнений, документов и отрывков из художественных произведений. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний. Воспитательный результат проявляется в формировании устойчивого внимания, любознательности, интереса. Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста. Но наибольший обучающе-развивающий эффект он дает в обучении младших школьников, накапливающих материал и склонных к образному мышлению.

Объяснение учителя и учащихся - также монологическая форма изложения, обеспечивающая выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей с другими событиями или явлениями. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств научной сути законов, правил, истины. Поэтому к объяснению прибегают чаще всего при изучении теоретического материала различных наук, решении различных физических, математических задач, теорем; при раскрытии конкретных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует логически четкого и точного формирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления с привлечением ярких примеров. Обучающе-познавательный результат объяснения проявляется в глубоком и ясном понимании учащимися сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Развивающий результат объяснения выражается в активизации мыслительных процессов, формировании у обучаемых умения сосредоточиваться на выявлении главного и существенного. Воспитательное значение метода заключается в развитии стремления докопаться до истины, выделять в изучаемом материале главное. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с учащимися всех возрастных групп.

Беседа педагога с обучаемыми - диалогическая форма изложения и освоения учебного материала. Она предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, необходимых для компетентного участия в обсуждении вопроса. Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечения в активный мыслительный поиск, самостоятельное формирование выводов и обобщений. Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопроса. Опытные педагоги включают элементы беседы в рассказ или объяснение. С помощью диалога осуществляется и проблемное обучение: постановка задачи, уточнение понимания ее сути и подведение учащихся к самостоятельным выводам. Развивающий эффект беседы проявляется в формировании у учащихся умения четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с учениками не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем.

Лекция - монологический способ изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложение фактов, объективных связей между явлениями, а также краткий вспомогательный диалог. Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. Технология лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы ,показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, резюме и краткий анализ литературы. Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления. В воспитательном смысле лекция формирует устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умение ставить вопросы и объяснять не понятое. Лекционная методическая система используется в работе с учащимися, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному напряжению.

Этап восприятия усвоения включает в себя группу методов, действующих на визуальной и звуковоспроизводящей основе. Обладая относительной самостоятельностью, эта группа методов чаще всего используется как вспомогательная, углубляющая и расширяющая познание в процессе рассказа, объяснения, лекции, беседы.

Иллюстрация как способ обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания у учащихся с помощью средств наглядности четкого и ясного образа изучаемого явления. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для аналитической мыслительной деятельности учащихся и педагога. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи, произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Развивающий эффект иллюстрации связан с активизацией деятельности процессов восприятия и формирования представлений. Вместе с тем злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов. Воспитательное значение использования иллюстративного материала состоит в формировании у учащихся визуальной и слуховой культуры.

Демонстрация является способом обучающего взаимодействия педагога с учениками на основе показа в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними проблем. Демонстрация как метод обучения обеспечивает восприятие учащимися сложных явлений действительности в их динамике, во времени и пространстве. С ее помощью расширяется кругозор, облегчается процесс усвоения знаний. Обеспечение основательного, первичного восприятия учебного материала достигается демонстрацией учебных и художественных фильмов, их фрагментов, научных экспериментов, реальных процессов в природе и обществе. Демонстрация применима в работе с учащимися любого возраста. Она включает в свою структуру обязательное собеседование по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний учащимися.

В группу методов восприятия-усвоения входят также способы самостоятельного, под руководством учителя, добывания учениками учебно-научной информации. К ним относится работа учащихся с учебником, книгой, документом, компьютером. Функция самостоятельной работы состоит в обучении умению извлекать и отбирать факты, делать собственные сообщения, выводы, давать объяснения, использовать и излагать приобретенные знания. Методы самостоятельной работы могут быть использованы при изучении любого предмета. В диагностическом аспекте самостоятельная работа учащихся особенно информативна, поскольку с наибольшей полнотой дает истинную картину усвоения детьми знаний, умений и навыков, развития их интеллектуальных, физических сил и способностей.

Рассмотренные методы обеспечивают в основном начальный этап процесса обучения: восприятие, усвоение, формирование в сознании и нервной системе учащихся устойчивых стереотипов в знаниях, умениях и навыках, составляющих фундамент внутреннего движения к новому этапу - усвоению-воспроизведению учебного материала. К методу восприятия-воспроизведения относятся: проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, лабораторный эксперимент, упражнение, взаимообучение, опорный конспект, опросно-ответный метод, зачетно-экзаменационный метод.

Проблемная ситуация создается постановкой перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, повышенной активности мыслительных способностей. Главная функция проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить наиболее глубокое овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности. Этот метод знакомит учащихся с основами диалектического мышления, с противоречием как объективным явлением. В структуру проблемной ситуации включаются: постановка задачи в форме вопросов, гипотез, недосказанных утверждений, задания по обоснованию теоретических положений, концепций, по составлению схем, диаграмм, графиков изучаемых явлений и способов их разрешения. Обучающее значение проблемной ситуации проявляется в прочном творческом усвоении и свободном воспроизведении знаний учащимися. Именно в ней проявляются знания учеников, их находчивость, сообразительность, важнейшие черты характера, познавательная активность или пассивность.

Игровая ситуация способствует вовлечению в условную развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием, содержащую изучаемые знания, умения, навыки. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений. Развивающий эффект игры достигается за счет импровизации, включения свободных творческих сил учащихся в процесс воспроизведения-усвоения учебного материала.

Учебная дискуссия представляет собой организуемый педагогом обмен мнениями, в котором учащиеся отстаивают субъективные точки зрения по изучаемому вопросу. Дискуссия создает обстановку свободного воспроизведения имеющихся знаний, эмоционально насыщенную атмосферу, что способствует глубокому проникновению в истину и прочному ее усвоению. Учебная дискуссия нуждается в четкой методической организации. Ее участники в своих выступлениях не должны выходить за рамки двух минут. А окончательное подведение итогов необходимо увязывать с изучаемыми разделами, темами курса. Обучающее значение дискуссии состоит в том, что она создает оптимальные условия для предупреждения возможных ошибочных толкований, для возбуждения повышенной активности учащихся и прочности усвоения изучаемого ими материала.

Учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой. Личное участие обучаемых в воспроизведении различных процессов в лабораториях создает условия для проявления ими самостоятельности, организации деловых обсуждений, принятия совместных решений. Этот метод применяется прежде всего при изучении предметов естественного цикла - биологии, физики, химии.

Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование учащихся, показ отдельных элементов исполнения, выполнение работы с контрольной помощью учителя, коллективное обсуждение результатов, установление их связи с ранее изученными знаниями.

Участие обучаемых в лабораторной работе дает учителю богатую информацию не только о степени их теоретической подготовленности, но и об умении применять знания на практике.

Упражнение - единственный способ систематической и эффективной отработки умения или навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащихся в умения и навыки. Значение упражнения в том, что только глубокое понимание приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Обучающий результат упражнений проявляется в вооружении системой приемов, способов практического действия. Развивающий эффект этого метода выражается в расширении возможностей творческого самовыражения личности и формировании разнообразных способностей. Упражнение всесторонне и объективно позволяет диагностировать состояние прочности знаний, глубины их понимания учащимися.

Взаимообучение - специфический метод обучения взаимодействию между самими учащимися, основывающийся на разности их теоретической и практической подготовленности, развития способностей и заключающийся в обмене информацией, в совместной отработке умений и навыков, взаимопроверке прочности усвоения. Парное взаимообучение позволяет каждому учащемуся попеременно исполнять роль учителя и обучаемого. Групповое взаимообучение ставит одного из учащихся в позицию консультанта по тому или иному предмету. Коллективное взаимообучение предполагает поочередное выступление консультантов по специальным вопросам перед всем классом. В отдельных случаях наиболее осведомленные по той или иной теме консультанты могут выступать в качестве помощников учителя в проверке знаний своих товарищей. Взаимообучение активно способствует закреплению знаний. Одновременно ребята обогащают друг друга дополнительной информацией, которую они добывают самостоятельно, специально для обучающего общения и выполнения функций консультанта. Как убеждает опыт, взаимообучение педагогически целесообразно, если включено в систему других методов. В диагностическом аспекте взаимообучение активно помогает преподавателю узнать интересы, склонности, способности учащихся.

Опорный конспект как метод обучения обеспечивает взаимодействие учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, ”свертывания” знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего “развертывания”, полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Метод широко применим при изучении материала, требующего твердого запоминания в предметах физико-математического, естественного и общественного циклов. Чрезмерное увлечение этим методом в изучении истории, литературы и искусства может схематизировать, формализовать знания, привести их к бездумному механическому усвоению. Обучающее значение опорных конспектов состоит в том, что они позволяют хранить в памяти разнообразные факты и сведения с помощью условных знаков и обеспечивают возможность развертывать учебный материал во всей полноте с помощью опорных сигналов. Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся, необходимости постоянного обобщения, свертывания знаний и их развертывания, воспроизведения в сознании в случае необходимости.

Опросно-ответный метод представляет собой способ обучающего обратно-информационного взаимодействия учителя и учащихся. Функция опроса состоит в выявлении уровня обученности и развития учащихся, закреплении их знаний. На основе этой информации учитель осуществляет коррекцию процесса обучения, организует систематический контроль за всей учебной деятельностью, обучает приемам и логике устного и письменного изложения знаний. В практике опросно-ответный метод применяется по всем предметам, на всех этапах обучения путем проведения фронтального опроса, привлечения всех учащихся к работе по дополнению ответов основных опрашиваемых, по анализу качества обсуждаемой информации. Опрос интенсивно совершенствует такие психические процессы, как память, воображение, мышление, речь.

Метод контрольных проверочных работ позволяет диагностировать уровень знаний учащихся на основе самостоятельного, индивидуального, группового или коллективного выполнения заданий по всем предметам учебного плана. Полученная обратная информация используется педагогом в целях коррекции собственной и учащихся обучающе-познавательной деятельности, обеспечения проверки и самопроверки.

Зачетно-экзаменационный метод обеспечивает взаимодействие учителя с учащимися в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса с помощью монологических ответов, собеседования, ответов учащихся на заранее заготовленные вопросы, задания. Функции метода заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвоения изученного материала, в организации интенсивной самостоятельной работы по закреплению и систематизации знаний, умений, навыков. В зачет идет работа, выполненная на хорошем, качественном уровне. В зависимости от характера, содержания работы зачет может быть индивидуальным, групповым или коллективным.

Все рассмотренные методы этапа усвоения-воспроизведения обеспечивают прочное и глубокое усвоение учащимися знаний, умений, навыков, развитие их умственных способностей. Однако этим не заканчивается процесс обучающего познания и развития личности. Он подходит к высшей кульминационной точке - к воспроизведению усвоенных знаний, умений и навыков путем самостоятельного творческого выражения, включения индивидуального начала в творческую деятельность. К методам этапа воспроизведения-выражения относятся: самостоятельный поиск, художественное исполнительство и критический анализ результатов учебной деятельности.

Самостоятельный поиск представляет собой метод обучения, который позволяет преподавателю, опираясь на имеющийся у учащихся багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты. Такие задания применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому осмыслению исторических событий или литературно-критическим источникам, разрабатывают схемы действия приборов, машин. Огромное значение самостоятельного поиска состоит в том, что он - наиболее четкий и бесспорный показатель глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.

Метод художественного исполнительства организует совместную деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального освоения эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, отношения к действительности. Исполнительство как метод обучения применим ко всем предметам учебного плана и проявляется в выразительном изложении мыслей, чтении наизусть, декламации, грамотном пении, в использовании законов композиции и технических приемов рисования, эстетическом выполнении письменных заданий в тетради, в культуре труда, эстетике движений и поведения.

Развивающий эффект обнаруживается в активизации эстетического восприятия, творческого воображения, эстетического чувства, художественно-образного мышления. Художественное исполнительство формирует эстетический вкус.

Критический анализ результатов учебной деятельности организует обучающее взаимодействие учителя и учащихся на основе совместного объективного анализа и оценки всеми участниками учебного процесса результата учебной деятельности каждого. Педагогическая функция коллективного анализа заключается в том, чтобы дополнить, углубить, исправить, скорректировать, содержательно проконтролировать результат учебной деятельности. Это позволяет учащимся быть подлинными субъектами обучения, превращает познание в творческий аналитический процесс, активизирует контролирующую роль ученического коллектива.

В заключение рассмотрения анализа методов обучения следует подчеркнуть, что методы всех трех этапов обучающего познания (восприятия-усвоения, усвоения-воспроизведения, воспроизведения-выражения) взаимосвязаны между собой и в живом обучающем процессе вступают в активное, взаимодополняющее взаимодействие.

studfiles.net

3. Упражнение, как осн метод произв обучения. Виды упражнений.

В основе с-мы упражнения д.б. заложены их дидак цели, находящиеся в иерархической взаимозависимости: отработка правильности и точности выполнения труд. действий; выработка скоростных показателей труд действий; форм-е проф самост-ти; воспитание творч. отношения к труду. Каждая последующая цель включает предыдущую - обеспечивает системность и с-мы упражнений, обеспечивает их преемственность, последовательное поступательное продвижение уч-ся в освоении основ проф мастерства.

Практ методы основаны на выполнении уч-ся упражнений. Практ методы включают уст. и пис. упражнения, графич. работы, ЛПР. Один из основных практ методов - упражнение. Цель упр-я – форм-е у уч-ся умений, практ-ки испол-ть знания.

Типы упражнений.: репродуктивные– ограниченность заданного содержания в области применения знаний, решение задач, отыскание данных, систематичное изучение данных,творческие– учащиеся получают ЗУ в разных комбинациях, самост-но находят оригинальное решение задач, решать проблемы познавательного и практ характера. Виды задач: решение продуктивных, диагностических, прогностических, задач с элементами конструирования,на принятие решения в разл ситуациях, ипоисковые – применение полученных ЗиУ, но проводятся на высоком уровне мыслительной активности: Диагностические– развитие диагнос-х компонентов техн мышл уч как правило используют с помощью алгоритмов и тренажоров;Конструктивные– проводятся по системе предпологающей постоянное повышение уровня самос-ти тех-го упр.

Пед требования к упр.:целенаправленность и сознательность, последовательность и взаимосвязь, постепенное повышение сложности задач и самостоятельности, разнообразие по содержанию дидак-х задач, правильное распределение времени, систем-ть и регулярность проведения, повторяемость взаимосвязанного материала.

Билет № 30

1.Требования к устному изложению уч материала специальных дисциплин в пш.

1)высокая идейность содержания 2)научно-техническая достоверность 3)логическая стройность

4)доходчивость и доступность 5)доказательность и убедительность 6)образность 7)стимулирование внимания и активности учащихся 8)четкость и ясность главной мысли на каждом этапе

9)эмоциональность по форме и содержанию 10)высокая техника речи преподавателя.

Для повышения доступности, доходчивости изложения необходимо: 1.быть конкретным 2.не пользоваться непонятной терминологией 3.предложение должно быть коротким

4.не злоупотреблять цифровым материалом 5.использовать сравнения

3. Проблем обуч-е. Уровни проблем обуч-я.

Проблем обуч-е – с-ма обуч-я, предполагает создание в уч-пед процессе, условий, при кот уч-ся усваивают знания и умения путем создания проблемной ситуации и овладения способами их разрешения. (в частности, ориентацию учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.)

Этапы проблемного обучения:

- возникновение проблемы и первых побудительных стимулов и ее разрешение

- глубокое осознание (понимание) и принятие проблемы

- процесс поиска ответа на проблему, анализ условной проблемной задачи, выдвижение гипотез, их обсуждений и проверка.

- получение окончательного рез-та и его всесторонняя оценка с точки зрения требования, кот предъявляются условие поставленных задач, составляющие проблему.

1.поиск средств преобразования условия задач, для достижения искомого рез-та. Анализ условий и способов решений. Если он не подходит переходим к следующему этапу.

2.возникновение проблемной ситуации. Выявление новых идей и принципов решения проблемы. Этап зарожденных гипотез. Проверка гипотез. Отказ от ошибочных гипотез, принятие правильного решения (ученик имеет предположение о возможных путях решения проблемы)

3.реализация найденного принципа

4.проверка правильности правильного решения.

Выполняя различные виды задач, проблемное обучение м. применяться:

  • для самост добывания знаний на базе сформированных способов познавательной деятельности.

  • при проблемном изложении материала

  • при организации частично-поисковой деятельности

В зависимости от возраста, опыта, индивидуальных особенностей, объективной и субъективной сложности уч материала целесообразно применять различные уровни проблемного обучения:

1. Проблемное изложение материала, при кот его сообщение носит характер воспроизведение поиска, выдвижение гипотез, нахождение решений, оценка конечных результатов (преподаватель сам создает проблемную ситуацию и сам ее решает).2. Преподаватель создает проблемную ситуацию, а учащиеся вместе с ним включаются в их разрешение.

3. проблемная ситуация создается преподавателем, а разрешение ее происходит в ходе самостоятельной д-ти уч-ся.4. усмотрение проблемы самими уч-ся на основе специально подобранных преподавателем данных.

5. проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения

studfiles.net


Смотрите также