Гимнастика для языка для детей 2 3. Упражнение для языка месим тесто


Гимнастика для языка для детей 2 3. Гимнастика для детей. KakVospitatRebenka.ru

Главная » Гимнастика для детей

LiveInternet LiveInternet

Логопедические упражнения для языка для детей, в картинках

Логопедические занятия с детьми обычно проводятся в игровой форме — они направлены на развитие подвижности губ, щек и языка.Несколько таких упражнений можно увидеть на картинках:

1 упражнение:Открой широко рот – вот какие большие ворота у нас получились. Подержи их открытыми и закрой.Несколько раз повторить упражнение «Ворота».

2 упражнение:Улыбнись и спрячь губы – подожмите так, чтобы их не было видно. А теперь отопрем замок: расслабь губы, слегка разожми их, чтобы между ними была маленькая щелочка.Несколько раз повторить упражнение «Замок».

3 упражнение:Улыбнись, покажи зубки. Положи верхние зубы на нижнюю губу. Вот какой славный ключик у нас получился. Слегка расслабь, разожми губы, чтобы между ними была маленькая щелочка.Несколько раз повторить упражнение «Ключик».

4 упражнение:Приоткрой рот и положи язык внизу нижних зубов свободно, спокойно. Язык должен быть расслаблен. Спокойной ночи, язычок!Несколько раз повторить упражнение «Спать пора».

5 упражнение:Положи язычок на нижнюю губу. Смотри, какая хорошая «лопатка» у тебя получилась.Подержать язык в таком положении.

6 упражнение:«Замесим тесто». Улыбнись, покажи зубки. Просунь между ними широкий кончик языка. Покусай кончик языка, приговаривая «та-та-та-та», словно тесто месишь.

7 упражнение:«Блинчики». Удержи широкий кончик языка между зубами неподвижно. Какой хороший блинчик у тебя получился! Нужно испечь еще.Повтори последние три упражнения 10 раз.

8 упражнение:Улыбнись, положи широкий язычок на верхнюю губу. Вот получилась «вазочка». Спрячь язык.Повтори упражнение несколько раз.

9 упражнение:Какие вкусные блины с вареньем! Оно еще осталось на твоих губах. Слижи варенье с губ: оближи языком сначала верхнюю губу вправо-влево. Затем нижнюю губу вправо-влево. Положи широкий язык на верхнюю губу и «слижи» с нее варенье сверху вниз (проведите языком по губе и уберите его за верхние зубы). Положите язык на нижнюю губу, «слижите» с нее «варенье» снизу вверх и уберите язык за нижние зубы.

10 упражнение:Сделаем для чая чашечку. Улыбнись, широко открой рот. Края языка прижми к верхним зубам. Сделай еще чашечку для мамы и папы.Повторить упражнения 3 раза.

11 упражнение:Надуй щеки, как будто надуваешь воздушный шарик. Нажми на щеки пальцами и… шарики лопнули, пропали! Здорово! Весело надувать шарики, а потом их лопать!Поиграй еще раз.

12 упражнение:А шарик решил поиграть с тобой в «догонялки»: то водной щеке надуется, то в другой. Так и перекатывается шарик из щеки в щеку. Шарик и тебя зовет в догонялки поиграть.

13 упражнение:Твой язычок хочет покататься «на каруселях». Покружим его, только медленно, неторопливо. Выполняй круговые движения языком по часовой стрелке и против часовой по губам.Повтори несколько раз.

14 упражнение:А на качелях еще веселее кататься! Вверх – вниз! Вверх – вниз! Крепче держись! И язычок катается вместе с тобой. Рот широко открой, язык то поднимается верх за верхними зубами, то опускается вниз за нижними зубами.Повтори 4 раза.

15 упражнение:Давай покатаемся на лошадке. Сели на лошадку и поскакали. А язычок рад стараться, цокает, как лошадка копытами, прищелкивая.

16 упражнение:Весело! Широко «улыбнись», а потом спрячь улыбку и улыбнись снова.Повторить упражнение несколько раз.

17 упражнение:Давай соберем грибы! Нужно присосать язык к небу, словно шляпку гриба. Крепкий гриб получился. Щелкнул язычок – сорвали гриб. Новый грибок нашли и опять сорвали. Вот целая корзинка и набралась.

18 упражнение:На полянке стоит избушка. В избушке «старушки-болтушки» живут. Целый день болтают: «Бл-бл-бл». Язык быстро делает движения взад-вперед. Включая голос. Совсем заболтали старушки язычок.

19 упражнение:Вдруг затикали часы: «тик-так, тик-так». Рот малыша приоткрыт, язык делает движения вправо-влево к уголкам губ, а взрослый синхронно озвучивает движение: так-так. Кукушка из часов выскочила и закуковала: тонкий напряженный язычок вытянуть вперед и убрать 10 раз под родительские «ку-ку».Пора отдохнуть.

20 упражнение:Покажи, как ты хмуришь брови. Вот так. Губы надуй. Вот так.Покажи несколько раз.

21 упражнение:Вытяни вперед тонкий и крепкий язычок. Посмотри, какая чудесная иголочка получилась! Теперь нитки нужны.

22 упражнение:Подогни кончик языка вниз, как можно глубже вовнутрь. Вот и получилась катушка с нитками.Повторить упражнения 10 раз.Давай постучим язычком как молоточком. Кончик язычка ударяет за верхними зубами, подражая молоточку. Включается голос: т-т-т-т-т…

***- Кра! - кричит ворона. - Кража!Караул! Грабеж! Пропажа!Вор прокрался утром рано!Брошь украл он из кармана!Карандаш! Картонку! Пробку!И красивую коробку!- Стой, ворона, не кричи!Не кричи ты, помолчи!Жить не можешь без обмана!У тебя ведь нет кармана!- Как! - подпрыгнула воронаИ моргнула удивленно. -Что ж вы раньше не сказали?!Каррраул! Карррман укрррали!

из разных источников

это будет тоже интересно

Правильного формирования речи - очень важный этап развития ребенка. на который многие родители не обращают внимание. В наших силах помочь малышу учиться говорить правильно, чтобы потом не пришлось корректировать постановку звуков у логопеда.

Благотворное влияние на развитие речи наших детей оказывает артикуляционная гимнастика. Также как занятия физкультурой помогают физическому развитию ребенка, так и артикуляционные упражнения способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему малыша значительно легче учится произносить звуки, в том число и такие сложные как Р , Ш , Ж и другие.

Артикуляционную гимнастику для детей следует проводить каждый день. Начинать можно уже с 2 лет. Продолжительность занятий 5-10 минут. Упражнения должны проводиться в игровой форме, не забывайте, что ребенку еще очень сложно понять, что вы от него хотите, а сложные упражнения могут пробудить в нем любовь к зарядке. Правильнее всего делать гимнастику напротив зеркала, чтобы малыш мог видеть, как вы делаете упражнение и как выполняет его он сам.

Я приведу примеры простых артикуляционных упражнений, которые легко может освоить ребенок двух лет:

1. Занятия для губ - надувание щек. (Упражнение называется Шарик , малыш надувает щеки, а потом спускает воздух - шарик сдулся. Воздух из шарика должен выходит медленно, губы растянуты в улыбку и понемногу пропускают воздух).

2. Занятия для языка, всем известные дразнилки посредством показывания языка.

3. Цоканье язычком - растягивает уздечку, помогает легко освоить звук Р .

4. Занятия для дыхания, попросите малыша сдуть со стола салфетку. Суть упражнения такая же как и у Шарика , губы не трубочкой, а в улыбке, т.е. мышцы расслаблены.

5. Игра в слоги - при выполнении упражнений может возникнут вопрос, как научить ребенка правильно произносить звуки. Лепет малыша состоит из повторения определенных слогов, которые родители должны слушать и повторять вместе с ним. Подхватите у ребенка слог «тя» и повторяйте его, а ближе к концу дня произнесите новый слог «та» и повторяйте его вместе с первым слогом, таким образом, у вашего крохи возникнет желание повторить сказанный мамой или папой новый звук. При помощи этой игры довольно легко можно научить ребенка новым простым словам «мама», «папа», «баба» и другие.

Я сделала видеоподборку несложных артикуляционных упражнений для малышей, надеюсь они вам понравятся.

Возможно вам будет интересен топ пяти самых популярных развивалок нашего сайта:

1) Коллекция Умных тетрадок - осваиваем новые понятия и развиваем полезные навыки.

2) Обучающие карточки - для игры и обучения, большая коллекция.

3) Развивающие шнуровки - развиваем мелкую моторику и получаем новые знания.

4) Аппликации - наши аппликации это не только творчество, но и развитие.

5) Прописи - разработаны специально для малышей, очень яркие и красочные.

Загадки в картинках

Гимнастика для языка

Малыши прекрасно знают, что для того, чтобы стать сильными и ловкими, они должны каждое утро делать зарядку. Тренируя наше тело, мы учим его быть «послушным»: быстро бегать, высоко прыгать, ловить мяч и ставать на мостик.Точно так же, мы можем научить и наш язычок правильно произносить слова, если будем каждый день его тренировать.

Зарядка для язычка или, как говорят логопеды, артикуляционная гимнастика. является обязательным условием для правильного развития речевого аппарата и чёткой постановки произношения отдельных звуков.

Ребёнок, который неправильно выговаривает отдельные звуки, с возрастом начинает отмечать, что его произношение отличается от произношения сверстников, начинает из-за этого страдать, что серьёзно отягощает его эмоционально-психическое состояние.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой уже через небольшой промежуток времени дадут желаемый результат. А если начать выполнять упражнения для язычка ещё до появления проблем, то их и вовсе можно избежать.

При помощи артикуляционной гимнастики малыши двух-четырёх лет быстро научатся правильно произносить даже самые сложные звуки, а дети пяти-шести лет – исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Очень важно, чтобы ребёнок во время артикуляционной гимнастики мог контролировать движения своего язычка. Для этого необходимо проводить занятия напротив зеркала. Зрительное восприятие положения языка позволит быстрее освоить все упражнения, почувствовать то, что видят глаза.

Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики могут вызвать сложности и у взрослого. Но уже через несколько занятий даже малыш сможет их освоить.

Заниматься артикуляционной гимнастикой следует каждый день 5-7 минут.

Упражнение 1. «Форточка». Когда на улице жарко, мы широко открываем форточку – ребёнок открывает рот как можно шире. Когда на улице холодно, мы плотно закрываем форточку – ребёнок старается сомкнуть губы как можно плотнее.

Упражнение 2. «Чистим зубки». Ребёнок открывает рот, улыбается, стараясь показать все зубки. С внутренней стороны кончиком языка проводим поочередно по каждому зубу нижней челюсти и каждому зубу верхней челюсти.

Упражнение 3. «Месим тесто». Просим ребёнка растянуть губы в улыбке. Язык следует вытянуть вперёд, чтобы он разместился между губами. «Месим» язык губами – интенсивно произносим «пя-пя-пя», язык между губами. «Месим» язык зубами – аккуратно покусываем зубами кончик языка.

Упражнение 4. «Чашечка». Просим ребёнка растянуть губы в улыбке и широко открыть рот. Язык следует высунуть вперёд и немного приподнять вверх его кончик, тем самым, придав ему форму чашки.

Упражнение 5. «Дудочка». Зубы и губы следует плотно сомкнуть. Потом, не разжимая зубы, надо постараться вытянуть губы в трубочку.

Упражнение 6. «Забор». Плотно сомкнуть зубы. Растянуть губы в улыбке, обнажив забор из белых ровных зубов.

Упражнение 7. «Маляр». Растянуть губы в улыбке, слегка приоткрыть рот. Представляем, что язык – это кисть маляра. Кончиком кисти (языка) раскрашиваем верхнее нёбо в любимый цвет малыша.

Упражнение 8. «За грибами». Сначала едем в лес на лошадке – языком прицокиваем в такт движению. Изображаем гриб, для этого кончиком языка прикасаемся к верхнему нёбу в центре, формируя ножку гриба, а верхнее нёбо будет его шляпкой.

Упражнение 9. «Кошечка потягивается». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Упереться кончиком языка в зубы нижней челюсти - кошечка спит . Продолжая упираться кончиком языка в зубы, приподнять среднюю часть языка вверх – «кошечка потягивается».

Упражнение 10. «Ловим мышку». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Высовываем язык и произносим «а-а-а» - мышка выглянула из норки, потом осторожно прикусываем кончик языка – мышку схватили за хвостик.

Упражнение 11. «Лошадка». Приоткрыть рот и вытянуть губы в трубочку. В таком положении воспроизвести звук, который издаёт лошадка во время движения (поцокать).

Упражнение 12. «Пароход». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. На выдохе произнести с напряжением долгое «Ы-ы-ы».

Упражнение 13. «Слоны на водопое». Изобразить хобот слона при помощи вытянутых в трубочку губ. Через трубочку «втягивать воду», причмокивая.

Упражнение 14. «Индюк». Быстро постучать языком по верхней губе, воспроизводя звук «ба-ба-ба».

Упражнение 15. «Где орешек?» Плотно сомкнуть губы. Упираться кончиком языка по очереди то в одну, то в другую щёку, немного выпирая её, формируя «орешки».

Упражнение 16. «Качели». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Кончик языка спрятать за верхние зубы - качели полетели вверх, кончик языка спрятать за нижние зубы – качели полетели вниз.

Упражнение 17. «Часики». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Переводить кончик языка из левого в правый уголок рта и обратно – «ти-так».

Упражнение 18. «Блинчик». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Поместить на нижнюю губу широкий язык.

Упражнение 19. «Вкусное варенье». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Облизать широким языком верхнюю губу.

Упражнение 20. «Воздушный шарик». Сомкнуть губы, надуть щёки – «шарик надули». Сдуть щёки – «шарик лопнул».

Упражнение 21. «Гармошка». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Поднять язык к нёбу. Не меняя положение языка, смыкать и размыкать губы, при этом зубы не смыкаются.

Упражнение 22. «Барабанная дробь». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка по внутренней стороне верхних зубов, воспроизводя дэ-дэ-дэ .

Упражнение 23. «Парашют». Небольшой кусочек ватки положить на нос. Язык вытянуть вперёд и расплющить, прижать к верхней губе и слегка подуть, чтобы сдуть ватку с носа.

Упражнение 24. «Гол». Широкий язык разместить между губами. Из такого положения постараться «задуть» мяч в ворота, при этом щёки не следует надувать.

Источники: http://www.liveinternet.ru/users/arduvan/post132707824, http://www.razvitierebenka.net/index/artikuljacionnaja_gimnastika_dlja_detej/0-853, http://kotikit.ru/qanda/gimnastika-dlya-yazyka/

Комментариев пока нет!

kakvospitat-rebenka.ru

Упражнение «Месим тесто» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя»

Упражнение «Месим тесто»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать при открытом рте под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна поворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

На губу язык клади,

«Пя-пя-пя» произноси,

Мышцы расслабляются…

Блинчик получается…

Ты под счет его держи….

До пяти…. до десяти….

Упражнение «Блинчик»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Язык широкий положи

И спокойным подержи

Упражнение «Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
    • Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
    • Широкий язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней губе;
    • Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и языком;
    • Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
    • Широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
    • Широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого нёба.
    При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

    На качелях я качаюсь,

    Вверх – вниз, вверх – вниз.

    Я всё выше поднимаюсь,

    А потом спускаюсь вниз.

    Упражнение «Почистим зубы»

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз, затем верхние зубы. Повторить движение с внешней и внутренней стороны зубов. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

    Чисти зубы, чисти зубы

    И снаружи

    И внутри,

    Не болели, чтоб они.

    Упражнение «Маляр»

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    Красить комнаты пора.

    Пригласили маляра.

    Челюсть ниже опускаем,

    Маляру мы помогаем.

    ******

    Маляры пришли втроём,

    Обновили старый дом:

    Был облезлый, скучный, голый.

    Стал нарядный и весёлый.

    ( Объясните ребёнку значение слова «маляр»)

    Упражнение «Грибочек»

    Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать пошире. Язык удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    Я стою на ножке тонкой,

    Я стою на ножке гладкой,

    Под коричневою шапкой

    С бархатной подкладкой.

    *******

    Грибочек, грибок,

    Масляный бок.

    Серебряная ножка,

    Прыгай в лукошко!

    *******

    На лесной опушке.

    Где жила кукушка,

    Вырос гриб волнушка –

    Шляпка на макушке.

    Наша Даша в лес пошла,

    Наша Даша Гриб нашла.

    Вот и нет волнушки

    На лесной опушке.

    Упражнение «Гармошка»Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать его в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

    На гармошке я играю,

    Рот пошире открываю.

    К нёбу язычок прижму,

    Ниже челюсть отведу.

    Упражнение «Вкусное варенье»

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.

    Ох, и вкусное варенье!

    Жаль, осталось на губе.

    Язычок я подниму

    И остаток оближу.

    Упражнение « Лошадка».

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

    Едем, едем на лошадке

    По дорожке гладкой.

    В гости нас звала соседка

    Кушать пудинг сладкий.

    Мы приехали к обеду

    А соседки дома нету.*******

    Скок-поскок, скок-поскок,

    Подниму свой язычок.

    Поскачу – пощелкаю,

    Небушко потрогаю.

    Как лошадка я скачу

    Язычок размять хочу

    Упражнение «Молоток»

    Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении она будет откланяться.

    Гвозди, молоток и клещи –

    Нужные в работе вещи.

    Молоток стучит: «Тук-тук!

    Язычку я лучший друг»

    Упражнение «Барабан» - 1

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносится медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

    Барабанщик очень занят: д-д, д-д-д,

    Барабанщик барабанит: д-д, д-д-д.

    Бей, руками помогай: д-д, д-д-д.

    Ритм ногами отбивай: д-д, д-д-д.

    Учись играть на барабане: д-д-д, д-д-д,

    Твой язык послушным станет: д-д-д, д-д-д,

    Язык, кверху поднимайся: д-д-д, д-д-д,

    Смотри – с ритма не сбивайся: д-д-д, д-д-д,

    Упражнение «Барабан – 2»

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да – ды. При произнесении слога да язык отводиться к центру нёба, при произнесении ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да – ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться

    В барабан мы сильно бьём

    И все вместе мы поём:

    «Да-ды, да-ды, да-ды!»

    Массаж языка

    С начала надо превратить язык в «лопаточку», а потом выполнять движения по стихотворению

    Язычок погладим ласково губами.

    А затем постукаем бережно губами,

    Язычок погладим ласково зубами,

    Нежно покусаем ( похлопаем) мы его зубами,

    И опять погладим ласково зубами,

    А потом похлапаем бережно губами

    И в конце погладим ласково губами.

    Сделай массаж язычку еще раз.

    Чувствуешь, как понравился язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслабленный, готов тебя слушаться и делать всё так, как ты ему велишь.

    Упражнение «Дятел»

    Улыбнись. Открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук Д. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

    Слушай внимательно стишок про дятла и после каждой строчки стучи три раза кончиком языка по бугоркам [д-д-д]:

    Я по дереву стучу – д-д-д.

    Червячка добыть хочу – д-д-д.

    Хоть и скрылся под корой – д-д-д,

    Всё равно он будет мой – д-д-д.

    Упражнение «Весёлый дождик»

    Рот широко открыть. Язычком постукивать по бугоркам за верхними зубами, произнося звука: «т-д». Взрослый произносит стихотворные строчки, а ребёнок выполняет движения, согласно стихотворению и произносит звуки «т-д».

    Дождик капнул на ладошку – т-д, т-д….

    ( Правой рукой изобразить падающие капли дождя на левую ладошку)

    На цветок – т-д, т-д…

    (Левой рукой изобрази цветок)

    И на дорожку – т-д, т-д…

    ( Из левой руки сделай дорожку)

    Застучал по крыше он – т-д, т-д…

    (Изобрази левой рукой крышу домика)

    И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д, ……

    (Пальчики часто стучат по столу)

    Упражнение «Песенка крокодила Гены»

    Широко открыть рот. Следить, чтобы расстояние между зубами удерживалось. Пой песню на мотив «Пусть бегут неуклюже», повторяя чётко слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ.

    Упражнения:

    «Танк стреляет»

    «Пулемёт строчит»

    «Заводим момтоцикл»Постреляй медленно, твёрдо произнося звук Д: «Д-Д-Д-Д»

    А теперь постреляй так, чтобы последний звук произносился сильнее: д-д-д, д-д-д.

    Постреляй побыстрее, чётко произнося звука Д: д-д-д-д-д-Д…

    А теперь «построчи» языком, произнося последний звук громче.

    А теперь заведи мотоцикл: д-д-д… Мотор чётко трещит….Теперь заведи мотоцикл с постепенным усилением звука :д-д-д-д-д-д… Мотор затрещал, и мотоцикл поехал. Счастливого пути!

    Упражнение «Лошадка вторит дятлу»

    Рот широко открыть. Постукивать язычком по бугоркам за верхними зубами, произнося звук Д и цокать языком, прижимая язык к нёбу.

    Представь, идешь ты по лесу и вдруг слышишь стук. Это дятел: д-д (постучи языком по бугоркам) а по дорожке бежит лошадка, звонко цокая копытами – цок-цок (пощёлкай языком)

    Если дятел стучит два раза: д-д, то и лошадка цокает два раза: цок-цок, если дятел три раза ударил, то и лошадка три раза цокнула и т.д. Смотри не сбейся.

    Играя с дятлом и лошадкой, отстучи и пощёлкай языком по три раза, потом по четыре раза.

    А теперь отстучи и пощёлкай языком в таком ритме:

    I I I ; I I I I ; I I I I ; I I I I

    Упражнение «Домик для бельчат»

    Широко открыть рот. Языком постукивать по бугоркам за верхними зубами, произнося звуки : Т-Д, Т-Д… Взрослый читает стихотворные строчки.

    Строим домик для бельчат – т-д, т-д, т-д, т-д,

    Целый день тук да тук - т-д, т-д, т-д, т-д,

    Раздаётся звонкий стук – д-д, д-д, д-д, д-д,

    Строим домик для бельчат - т-д, т-д, т-д, т-д,

    Молоточки стучат - т-д, т-д, т-д, т-д,

    Дом надёжный у бельчат - т-д, т-д, т-д, т-д

    Упражнение «Пчёлка трудится»

    Приоткрыть рот. Держать кончик языка у верхних бугорочков. Сильно выдыхать на кончик языка, произнося звуки ДЗЗЗЗЗ-ДЗЗЗЗЗ. Почувствуй кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха (ветерка). Проверь силу струи воздуха – поднеси тыльную сторону руки ко рту.

    Повтори 5-6 раз.

    Домовитая хозяйка

    Полетает над лужайкой,

    Похлопочет над цветком –

    Он поделится медком.

    ( Н. А. Рождественская)

    Упражнение «Машина буксует»

    Приоткрыть рот. Держать кончик языка у верхних бугорочков. Сильно выдыхать на кончик языка, произнося звуки ДЗЗЗЗЗ-ДЖЖЖЖ.

    Машина застряла в канаве и не может выехать:

    Машина застряла в канаве и не может выехать: ДЗЗЗЗЗ-ДЖЖЖЖ. Помоги машине выехать, «буксуй языком»: ДЗЗЗЗЗ-ДЖЖЖЖ (повторить 5- 6 раз)

    Упражнение со звуком [Ж].

    Для постановки звука Р активно используется звук Ж, произнося его утрированно без округления губ, перемещая кончик языка несколько вперёд к верхним резцам.

    Произносить звук [Ж] протяжно, выделяя его, постараться кончик языка перемещать вперёд к верхним зубам. Повтори слоги, выделяя звук [Ж]: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.

    Жуки жужжат: ж-ж-ж-ж-ж. Произноси звук [Ж], выделяя голосом.

    Жук жужжит в железной банке.

    Ж-ж-ж-ж,

    Жук не хочет жить в жестянке.

    Ж-ж-ж-ж,

    Жизнь жука в плену горька

    Ж-ж-ж-ж,

    Жалко бедного жука.

    psiholik.ru

    Звуки Ш, Ж - Логопункт 29

    sites.google.com

    РЕЧЕВАЯ КАРУСЕЛЬ
    Здравствуйте!
    Родительская гостиная
    Детская страничка
    Для вас, педагоги
    Читательский клуб

    Звуки Ш, Ж

    Артикуляционные упражнения

        Упражнения для языка

        Самое время вспомнить истории о гномике Язычке. Сегодня Язычок завтракает. А что же у него на завтрак? 

    Язычок решил приготовить... блинчики. Он взял сковородку (упражнение "Сковорода": рот приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе, боковые края приподняты, по кромке языка образуется как бы валик. Удерживать в таком положении не менее 10 секунд). Не удается сделать язык широким? 

    Придется упростить упражнение и сначала замесить тесто (упражнение "Месим тесто": шлепать по язычку губами: "пя-пя-пя..."). Наконец, язычок распластался и послушно лег на нижнюю губу. 

    Теперь самое время испечь блинчики (упражнение "Блинчики": удерживать широкий язычок на нижней губе в спокойном состоянии не менее 10 секунд). Блинчики печем в достаточном количестве: их должно хватить на всех! Следите, чтобы они были правильной округлой формы с ровными краями. 

    Ах, как же вкусно! От удовольствия оближем верхнюю губу (упражнение "Варенье"). Но не из стороны в сторону, а широким языком сверху вниз. И ещё раз. И ещё...

    Будем надеяться, что с одной проблемой мы справились: язычок научился быть широким. Переходим к следующему этапу: научимся удерживать язычок за верхними зубами. Пора достать чашечку для чая (упражнение "Чашечка": рот открыт, широкий язычок с высоко поднятыми краями и находится возле верхних зубов. Важно, чтобы нижняя губа не "подсаживала" язык и он удерживался в этом положении самостоятельно не менее 10 секунд). В это время - звонок в дверь. Пришли друзья. Для каждого надо достать из буфета чашечку (упражнение "Чашечка" выполняется столько раз, сколько друзей пришло в гости к язычку).

    Блинчиков "наелись", а язычок всё ещё не держит форму? Можно вспомнить уже знакомые упражнения для подъема языка ("Лошадка", "Грибок"). 

    Но больше всего малышам нравится упражнение "Фокус". Это не только эффектное упражнение, но и эффективное. Широкий (в форме "чашечки") высунуть изо рта, передний его край приподнять к носу, но ни в коем случае не прижимать к верхней губе! Между языком и верхней губой остается щель. Губы растянуты в улыбке, боковые края языка соприкасаются с уголками рта. Пока ребенок будет выстраивать эту сложную конструкцию, вы кладете ему на нос кусочек ватки. А теперь малыш должен подуть на ватку, не теряя форму языка. Ватка летит вверх. Если этого не происходит, значит струя воздуха пошла не в том направлении, например, в углы рта, или в щёки. А может быть, ребенок не удержал язык, и тот "отполз" в рот... Нужно вновь придать языку правильную форму. Возможно, на это уйдет не одно занятие. Терпение, и ещё раз терпение. Воздушная струя очень важна при построении шипящих. Но не менее важен путь её следования. В норме на звуках "ш", "ж" воздух идет строго по середине языка. Следует также обратить внимание и на нижнюю губу. Она порой мешает: подворачивается за нижние зубы, излишне напрягается, "подсаживает" язык. От подобных "медвежьих услуг" нужно отказаться.

    Ещё одно упражнение для освоения шипящих - "Язык-болтун" или "Индюк": широкий язык выбрасывается изо рта и бьёт по верхней губе, издавая характерные звуки.

    Упражнения для губ

        Губы играют немаловажную роль при произнесении шипящих. Они должны вытягиваться вперед. Но подобную форму губам удаётся придать не сразу. Придётся вновь выполнять артикуляционные упражнения "Трубочка", "Хоботок", "Воронка".

     

     

    Постановка звука

       После того, как перечисленные выше упражнения будут выполняться ребенком легко и непринужденно, стоит заняться постановкой самих шипящих. Без игры здесь не обойтись.

        Шипение - это привилегия змеи, поэтому стоит изобразить её, используя... руку. Она-то и будет змеей: кисть - голова, всё остальное - гибкое тело. Вот змея "ползет" по столу, потом приподнимает голову, делает стойку (опора на локоть), вытягивает голову вперед, и, раскрывая пасть, шипит: "Ш-ш-ш..."

     

     

    Автоматизация звука

    Прежде чем закреплять звуки в речи, убедитесь, что ребёнок правильно их произносит. Иначе Вы закрепите неправильное произношение.

    Закрепление звуков идет сначала в изолированном произношении, затем - на материале слогов, потом слов, чистоговорок, потешек, скороговорок и текстов.

    1. Закрепление в слогах и словах

     ША: шапка, шаг, шакал, шайба, шахта, шахтёр, шарф, шашки, шахматы.

     ШО-ШЁ: шов, шёл, шёлк, шёпот, шок, шоколад, шёлковый

     ШУ: шуба, шум, шут, шутка, шутник, шуршит, шустрый

    Звук Ш. Часть 1

    Проговариваем слова

    и словосочетания

    Звук Ш. Часть 2

    Проговариваем слова

    и словосочетания

    Звук Ш

    Логопедическая распевка

    Звук Ж. Часть 1

    Проговариваем слова

    Звук Ж. Часть 2

    Проговариваем слова

    Звук Ж

    Логопедическая распевка

    http://differenziaziya.blogspot.ru/

    Онлайн-альбом

    "Дифференциация звуков [С] - [Ш]"

    Справка

    1. Как ребенок произносит звуки [ш], [ж]? 

    На этот вопрос замечательно ответил В.Драгунский в рассказе "Заколдованная буква". 

    1) "сыска" вместо "шишка" - здесь замена шипящих на свистящие;

    2) "фыфка" вместо "шишка" - губно-зубное произношение;

    3) "тытка" вместо "шишка" - призубное произношение;

    4) "хыхка" вместо "шишка" - заднеязычное произношение.

    Эти дефекты на языке логопедов называются "сизматизмы и парасигматизмы шипящих".

    2. Как исправить боковое произношение шипящих?

    Наиболее сложный для исправления случай - боковой сигматизм шипящих. При нём один из боковых краёв языка всё время опускается и не желает удерживаться в верхнем положении. Звуки приобретают хлюпающее звучание, щека при этом вибрирует. Это может быть следствием гипотонуса мышц языка. В этом случае придётся прибегнуть к массажу и постановке звуков при помощи специальных зондов. Эти зонды есть у логопедов, а вот дома можно обойтись чайной ложечкой. При выполнении упражнений "Чашечка", "Фокус" взрослый помогает ребенку сформировать нужную форму языка с помощью черенка ложечки, поднимая язык снизу вверх.

    3. Произношение звуков [ш], [ж] в норме.

    Для правильного произношения звуков [ш], [ж] язык должен быть непременно широким, передний край языка поднят вверх и образует щель с твердым нёбом возле верхних передних резцов, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. важно, чтобы язык был абсолютно симметричен, в противном случае может получиться боковое произношение шипящих. Нам, взрослым, конечно, хорошо рассуждать и показывать, как всё должно быть. А каково ребенку? Он ведь ещё не может в совершенстве управлять своими артикуляционными органами, да они его и не слушаются. Вот как сделать язык широким? А поднять его вверх вообще не представляется возможным, т.к. этот "байбак" устроился во рту и лежит себе полеживает.

    ИСТОЧНИК: Карельская Е.Г. "Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев" (М., 2007)

    Библиотека логопеда

    https://drive.google.com/drive/folders/0B5ZPPJHSGw4jbmJ3LUpLYTRQWk0

    О.Е. Громова 

    Логопедическое лото

    Учим звук Ш

    https://drive.google.com/drive/folders/0B5ZPPJHSGw4jOUs3TWh5RU5WSlk

    О.Е. Громова 

    Логопедическое лото

    Учим звук Ж

    https://yadi.sk/d/z4L7zBHjTtG8D

    Л.А. Комарова 

    в игровых упражнениях

    https://yadi.sk/d/sIWNvylXTtDNQ

    Л.А. Комарова 

    в игровых упражнениях

    https://drive.google.com/drive/folders/0B5ZPPJHSGw4jbF9LTXNMVTBwMFU

    В.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж

    https://drive.google.com/drive/folders/0B5ZPPJHSGw4jbF9LTXNMVTBwMFU

    Т.А. Ткаченко Правильно произносим звук Ш

    https://drive.google.com/drive/folders/0B5ZPPJHSGw4jbF9LTXNMVTBwMFU

    Ю.Б. Жихарева-Норкина

    Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Ш, Ж

    https://drive.google.com/file/d/0B5ZPPJHSGw4jNzVPYW82dHhhMTQ/view?usp=sharing

    Куликовская

    Язычок ш-ш-шипит

    Updating...

    ĉ

    Светлана Маклакова,

    2 нояб. 2016 г., 14:44

    ĉ

    Светлана Маклакова,

    5 февр. 2016 г., 11:44

    ĉ

    Светлана Маклакова,

    5 февр. 2016 г., 11:38


    Смотрите также