Техники и упражнения для улучшения памяти. Упражнение для улучшения памяти


Упражнения для улучшения памяти

Жалобы на плохую память — достаточно распространенное явление. Но можно просто забыть какой-то факт, а можно не выполнить важное поручение и подвести коллег или членов своей семьи. Но большинство «забывчивых» даже не задумываются о том, что над собственной памятью нужно работать. Для того чтобы мышцы были в тонусе, им нужны постоянные нагрузки. Этот же механизм распространяется и на мыслительную деятельность. Рассмотрим, как тренировать собственную память, какие упражнения использовать.

Память: что это

Память — одна из функций головного мозга, которая представляет собой своеобразный архив с файлами. Ученые до сих пор не смогли объяснить, каким образом работает память, почему возникают воспоминания, каким образом развивается амнезия. Но наука однозначно говорит о том, что память поддается тренировкам. Это было известно со времен древнеримской и древнегреческой империй. «Память слабеет, если ее не упражнять», — это высказывание принадлежит Цицерону.

Память человека напрямую связана с его вниманием. Чем больше человек концентрируется на каком-то событии или какой-то информации, тем лучше это откладывается в памяти. Поэтому неудивительно, что некоторые упражнения для тренировки памяти построены на концентрации внимания.

Существует несколько видов памяти, в зависимости от того, какие органы чувств задействуются:

  • Вкусовая;
  • Обонятельная;
  • Зрительная;
  • Осязательная;
  • Слуховая.

Основной поток информации, практически 90% поступает в мозг через зрительное восприятие.

Тренировка памяти: упражнения

Существует много методов тренировки памяти, остановимся на основных направлениях, в которых нужно двигаться.

Визуализация

Это упражнение нужно делать в паре. Закрываете глаза, а ваш партнер зачитывает поочередно описание картинок. Например: «зебра в зоопарке», «закат солнца», «регулировщик на дороге», «яблоня в саду», «младенец лежит в кроватке», «грузовик мчится по трассе», «клоун выступает в цирке» и т.д. Задача: нарисовать те картинки, которые были описаны. Здесь не стоит задачи создать красивый рисунок с прорисованными деталями. Важно, чтобы вы нарисовали то, что было озвучено и именно в той последовательности, в которой шли картинки.

Разучивание стихов

Это упражнение нужно проделывать ежедневно. Можно начать с простых четверостиший, постепенно переходя к более длинным текстам. Если разучивать стихи не только на родном языке, но и на иностранных — эффект будет еще лучше.

Если регулярно разучивать стихи, улучшится не только память, но и обогатится словарный запас. Кроме того, постоянная тренировка памяти таким способом окажет влияние на эрудицию.

Тренировка зрительной памяти

Упражнение «Спички»

Берем несколько спичек, примерно 5-7 штук и бросаем их на стол в произвольном порядке. В течение минуты внимательно рассматриваем получившуюся «композицию». Главное, максимально точно запомнить расположение спичек. Затем отворачиваемся и пытаемся воспроизвести, то что увидели. Постепенно количество спичек можно увеличивать.

Посмотрите на картинку минуту, а затем по памяти запишите цвета в том порядке, в котором они указаны:

Тренировка зрительной памяти

Чтение вслух

Этот метод тренировки памяти воздействует на слуховые рецепторы. Достаточно ежедневно читать вслух по 10-15 минут, а затем максимально подробно воспроизводить, то что было прочитано. Уже через несколько недель после начала тренировок, вы будете гораздо легче воспринимать информацию на слух.

Упражнение «Слова»

Запишите любые 10 слов. Постарайтесь их запомнить, для этого достаточно 20 секунд. Теперь листок переворачиваем и записываем слова, которые запомнили. Каждый раз нужно использовать разные слова. Постепенно упражнение нужно усложнять: увеличивать список слов, записывать их в определенном порядке, заменять слова на цифры.

Продукты для памяти: советы медиков и народной медицины

Любые процессы в организме зависят от того, какими продуктами питается человек, мыслительная деятельность исключением здесь не будет. Для профилактики склероза и улучшения памяти рекомендуется употреблять следующие продукты:

  1. Гречка, овес, персик, груши, бананы. Эти продукты будут источником углеводов;
  2. Говядина, яйца, молоко — в них содержится полезный белок;
  3. Лосось, мойва, скумбрия, сельдь. Эта рыба содержит полиненасыщенные кислоты, которые способствует более активной работе мозга.

Обязательно следует уделить внимание насыщению организма витаминами:

  • С — шиповник, цитрусовые, помидоры, смородина, облепиха, земляника, болгарский перец;
  • В — мясо, рыба, зеленые овощи, злаки;
  • Е — орехи, растительные масла, бобы, печень.
  • D — икра и рыба осетровых пород, молоко и молочные продукты, петрушка;
  • Р — зеленый чай, овощи и фрукты.

Народные рецепты для улучшения памяти:

  • Отличное средство для памяти — хрен с лимоном. На 100 граммов хрена, 3 лимона, перекручиваем с мелким ситечком на мясорубке. Добавляем в смесь 3 столовые ложки меда. Принимаем по чайной ложке дважды в день, храним в холодильнике в закрытой емкости.
  • Сосновые почки, появляющиеся весной, обостряют память и замедляют старение. Достаточно съедать по 2-3 почки дважды в день перед едой.
  • Корень девясила, столовая ложка натереть, настоять на водке. Через месяц настойку пить по столовой ложке трижды в день. Курс — 30 дней.
  • Имбирный чай. Заварите несколько ломтиков имбиря, можно добавить мяту или мелиссу. Пейте такой чай по 2 чашки в день и память не подведет.

Поставьте вашу оценку этой статье:

Loading...

neoludi.ru

Простые упражнения для улучшения памяти: подробная инструкция

Содержание статьи:

Повысить активность серых клеток можно и естественными, и медикаментозными способами, но чаще всего элементарные тренировки для интеллекта оказывают масштабное влияние на работу извилин, как отмечают светила мировых центров по изучению мозга. При этом упражнения для улучшения памяти и внимания благоприятно отражаются на умственной деятельности представителей всех возрастных групп, включая детей, взрослых и людей преклонного возраста.

Эффективные техники развития способности к запоминанию

Тренировки для улучшения зрительной памяти у взрослых и пожилых людей включают:

  1. Применение метода Айвазовского. В течение 5 минут внимательно рассматривают изучаемый объект, потом восстанавливают образ мысленно, закрыв глаза. При этом используют как отдельные предметы, так и целые композиции. К примеру, возьмите цветок, внимательно рассмотрите и запомните форму лепестков, их расположение в соцветии, окрас, фактуру и другие особенности. Затем мысленно создайте четкое изображение цветка с закрытыми глазами. Также можно использовать вид из окна: смотрите 5 минут на окружающую среду, потом восстановите композицию мысленно. Подобные упражнения для улучшения памяти помогают эффективно повысить активность нейронов.
  2. Структуризация информации. Методика предусматривает запоминание последовательности расположения элементов в выделенном пространстве и их визуальные характеристики.

Для развития слуховой памяти рекомендуют:

  • читать вслух;
  • использовать аудиозаписи;
  • заучивать стихи, отрывки текстов из книг;
  • запоминать услышанные диалоги и воспроизводить вслух, повторяя не только слова, но и интонацию.

Выполняйте упражнения для зрительной и слуховой памяти регулярно, используя подручные средства. Тренироваться можно в перерывах на работе, по дороге домой, в транспорте и даже перед сном.

Как тренировать внимание и развивать концентрацию?

Среди классических техник работы над вниманием особо выделяют следующие:

  • фокусировка – упражнение помогает концентрироваться на выделенном объекте;
  • наблюдение за ощущениями – техника призвана помочь контролировать внимание;
  • нагрузки на периферическое зрение – тренировка помогает лучше ориентироваться в пространстве.

Данные упражнения для улучшения памяти выполняют комплексно. На отработку каждого из них следует уделять по 5 минут, в день можно повторять комплекс несколько раз.

Фокусировка: особенности выполнения

Расположитесь в удобном кресле, выберите любой предмет и задержите на нем взгляд. Спустя определенное время внимание рассеивается, в этот момент необходимо вновь концентрироваться на выбранном объекте. На следующем этапе упражнения нужно расширить обзор с включением окружающих предметов, а потом снова сфокусировать взгляд на том самом центре внимания, который выбран в начале.

В результате:

  • развиваются способности фокусироваться, концентрировать внимание на определенных деталях и запоминать;
  • усиливается активность мозга – человек отмечает, когда внимание рассеивается и пытается контролировать его, возвращая взгляд на выбранную точку.

Наблюдение за ощущениями

Сядьте на стул, выпрямите спину, направьте внимание на собственное дыхание в течение минуты. Сконцентрируйтесь на вдохе, отметьте напряжение организма при расширении легких, и выдохе, когда расслабляется дыхательный аппарат. Затем переключите внимание на ощущения усталости от однообразия действий. Отметьте:

  • как быстро надоело так сидеть;
  • как долго длится это чувство, где локализируется, особенности проявления;
  • как быстро меняются направления мысли.

Дальше снова концентрируйтесь на дыхательном процессе. Следите за вдохом и выдохом несколько минут, потом возвращайтесь к анализу ощущений. Манипуляции помогают научиться наблюдать за действиями, мыслями и ощущениями, управлять вниманием.

Тренировка периферического зрения

Смотрите прямо, отметьте предметы, которые видите слева и справа от направления взгляда, а также те, которые расположены сверху и снизу. Внимательно рассматривайте их с помощью периферического зрения, направьте на них взгляд, не поворачивая голову. Когда в определенный момент взгляд невольно фокусируется в центре, верните его снова в периферии. С помощью регулярных упражнений с нагрузкой на периферическое зрение легко развить память и способность ориентироваться в пространстве, что особенно важно в случае стрессовых ситуаций.

Как развить память и внимание ребенка: самые простые методы

Чтобы тренировать способность чада к запоминанию, попросите малыша рассказывать о том, как прошел день. Задавайте ребенку наводящие вопросы, помогите ему вспомнить все детали. При этом малыш научится не только правильно выстраивать хронологию событий, но и анализировать действия, оценивать поступки.

Метод ассоциаций представляет собой упражнения для улучшения памяти в любом возрасте, но особенно актуален в развитии интеллектуальных способностей у детей. Ребенок легко вспомнит слово, которое ассоциируется чем-то близким и понятным.

Игра наоборот – еще один известный способ развивать концентрацию и память. Методика популярна как в формировании интеллектуальных способностей у детей, так и для сохранения ясности ума у людей пожилого возраста. Задача направлена на активизацию творческого мышления. Нестандартность упражнений заключается в создании дополнительной нагрузки для мозга: для того чтобы посчитать с 50 до 1 или правильно воспроизвести буквы алфавита от Я до А требуются определенные интеллектуальные усилия.

Поддержание мозговой активности в пожилом возрасте

Упражнения, направленные на сохранение и укрепление интеллектуальных способностей в зрелом возрасте, включают:

  • чтение книг с последующим пересказом сюжета, прослушивание записей и повторение за диктором;
  • коллективный досуг с настольными играми, которые благоприятно влияют на активность мозга: шашки, шахматы, нарды, домино;
  • прогулки на свежем воздухе, дружественная атмосфера в окружении, здоровое питание и полноценный отдых.

Также упражнения для улучшения памяти и сохранения ясности ума в пенсионном возрасте подразумевают освоения новых знаний: можно изучать иностранные языки, заниматься рисованием или лепкой, писать мемуары.

Выполняя специальные упражнения для улучшения работы мозга и памяти, не забывайте и о других, не менее важных аспектах решения проблемы. Так, при физической деятельности серые клетки лучше насыщаются кислородом, улучшается процесс мышления. Питание с содержанием пресловутых «витаминов для интеллекта» помогает в разы увеличить мозговую активность. Ведите здоровый образ жизни, тренируйте память и концентрацию, сохраняйте ясность ума с помощью простых и эффективных упражнений.

48kilo.ru

Упражнения для улучшения памяти, работы мозга и внимания

Чтобы упражнения для улучшения памяти были эффективны, тренировка должна активизировать те структуры мозга, которые отвечают за память. Но поскольку к таким относятся участки, располагающиеся в височных областях обоих полушарий мозга, лимбическая система, включающая гиппокамп и сосцевидное тело, а также некоторые области коры, то упражнения для восстановления памяти должны носить комплексный характер с учётом обязательной синхронизации работы полушарий.

Какие существуют упражнения для развития памятиКомплексная тренировка мозга, направленная на улучшение памяти, в этом случае, проходит по трём направлениям:

  1. Регулярное проведение упражнений по активизации функций памяти и работы мозга.
  2. Овладение техниками для лёгкого запоминания.
  3. Биостимуляция нейронных систем, ответственных за результат.

В первом и третьем пунктах совершенствуется «инструмент», во втором – отрабатываются навыки управления «инструментом».

Упражнения, развивающие память

Исследователи Университета Виргинии утверждают, что перебои с памятью начинаются приблизительно в  27 лет, а в 37 память ухудшается уже существенно. Чтобы затормозить процесс, предлагается несколько разноплановых упражнений:

  1. Смена привычки.

    Проще всего эта задача решается сменой функций правой и левой рук. Так, если правша привык расчёсываться, писать, чистить зубы или открывать двери правой рукой, то надо «перепоручить» эти функции левой руке, и наоборот.

  2. Развитие органов чувств.

    Лучше всего запоминание происходит на пересечении трёх процессов:

    • многократного повторения,
    • ассоциативного мышления,
    • создания яркого впечатления.

    Чем больше органов чувств передают мозгу впечатление, тем оно полнее, многообразнее и ярче. Поэтому некоторые упражнения направлены на развитие способности смотреть, слушать, запоминать тактильные ощущения, запахи. Исследователи рекомендуют при запоминании «включать» все органы чувств. Так, умение видеть, например, тренируется упражнением, которое называется «Угадай следующую фразу». Человек, глядя на собеседника (или героя фильма), по взгляду, выражению лица и другим аналогичным признакам должен предсказать содержание следующей фразы.

    Органы чувств для улучшения памятиЗдесь приветствуются нестандартные приёмы, повышающие эмоциональную реакцию, связывающие действия. Например, для запоминания стихотворения или перечисления предметов можно отбивать ритм пальцами по столу. Нейробиолог Анируд Патель считает, что так включаются базальные ганглии, и процесс обучения проходит проще. Можно воспитывать эмоциональный ответ, подставляя во время тренировок лицо приятному согревающему солнцу.

  3. Больше правильного чтения.

    Желательно выбирать сложные тексты, с витиеватыми синтаксическими конструкциями (например, книги Н. Гоголя, В. Набокова, Г. Маркеса и др.). Приветствуются и новые способы чтения. Если под печатной строкой вести карандашом, как указкой, во время чтения текста, глаза привыкают к этому «ориентиру». Если движение указки постепенно ускорять, ускорится и темп осознанного чтения, что повлечёт за собой расширение возможности кратковременной памяти.

  4. Синхронизация работы полушарий.

    В одном из упражнений предлагается в быстром темпе маршировать на месте, одновременно касаясь поднятого левого колена правой рукой и наоборот. Руки при этом не опускаются вдоль тела, а поднимаются над головой. Темп нужно соблюдать высокий, чтобы рука успевала подняться над головой в тот момент, когда разгибается колено.

    Ещё одно упражнение – рисование кончиком носа воображаемых разноцветных восьмёрок. В этом упражнении представляется привязанная к носу кисть, которая обмакивается в краску разных цветов. Нередко предлагается выполнить и более сложное упражнение: одновременно двумя руками рисовать зеркально отражённые цифры или фигуры.

  5. Подробный рассказ.

    Для выполнения этого упражнения нужно написать документальный рассказ о летнем отдыхе или эпизоде во время учёбы. Повествование должно быть не столько длинным или сюжетным, сколько подробным. В рассказе нужно в деталях описывать обстановку помещения, траекторию перемещения «персонажей», их внешний вид, диалог героев с реально прозвучавшей лексикой и стилистическими особенностями.

    Альтернативой этому упражнению можно назвать ведение дневника, где будет всесторонне описано самое важное событие дня, или ведение сонника, в котором детально записываются сновидения.

Техники для лёгкого запоминания

Существуют методики улучшения памяти и внимания – техники запоминания, которые позволяют добиваться впечатляющих результатов путём изменения подхода к обработке информации.

  1. «Акроним» и примыкающая к ней техника «Акростих».

    Упрощают запоминание сложных цепочек и рядов путём соотнесения первых букв в более простой контрольной фразе с первыми буквами элементов запоминаемой последовательности. Например, иерархическая классификация в биологии может быть представлена в виде фразы «Царский терем кто откроет, сразу рыцарем вернётся», которая используется для запоминания следующей последовательности: «Царство. Тип. Класс. Отряд. Семейство. Род. Вид».

  2. «Мнемофраза».

    Содержательная фраза, в которой собраны слова, подчинённые определённому правилу. «Уж замуж невтерпёж» объединяет в себе наречия, которые пишутся без мягкого знака.

  3. «Мнемостих».

    МнемостихТехника, сходная с предыдущей, но в ней, благодаря ритмике и рифме, процесс запоминания проходит проще. Так начало числа пи (3,1415926) запоминается с помощью следующего четверостишья:

    «Нужно только постараться

    И запомнить всё, как есть:

    Три, четырнадцать, пятнадцать,

    Девяносто два и шесть».

  4. «Образ буквы».

    Техника сводится к визуализации очень яркого образа того или иного элемента (буквы, цифры). Например, в слове «ломоть» ударение приходится на последнюю «о», и чтобы это запомнить достаточно представить букву в виде горящего колеса.

  5. «История».

    Один из самых популярных методов длязапоминания большого количества несвязанных предметов, которые включаются в единую сюжетную историю с эмоциональной окраской. Особенности таковы, что благодаря эмоциональной окраске детали легче запечатлеваются в памяти. Таким же образом можно запоминать, например, несвязанные цвета, если каждый цвет ассоциативно «привязать» к персонажу истории. Например, если надо запомнить жёлтый, серый и фиолетовый цвета, то придумывается история, в которой серая мышь, спасаясь от жёлтого солнца, прячется в фиолетовом баклажане.

  6. «Цепочка».

    Техника схожа с предыдущей, однако здесь каждый новый поворот сюжета, добавляется к предыдущему: «серая мышь, держит в лапах жёлтый сыр, в котором видна фиолетовая плесень».

  7. «Локация».

    Для создания запоминаемого образа элементы представляются в помещении или на определённом маршруте. Например, чтобы запомнить список покупок можно представить их все на полках холодильника.

Существуют и другие, менее популярные техники, однако независимо от степени овладения практиками, их применение требует расширение возможностей нейронных сетей. А это напрямую зависит от состояния клеток головного мозга и их способности осуществлять химическое и электрическое взаимодействие. Для создания оптимальных условий мозговой деятельности применяют средства, стимулирующие процессы прохождения сигнала.

Лучшие средства для улучшения памяти на основе природных композиций

В первую очередь в числе активаторов памяти следует рассматривать комплексные природно-растительные средства типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые плавно и постепенно наращивают нейронный потенциал. Важно, что побочные эффекты, которые в той или иной мере характерны для синтетических ноотропов, здесь сведены к минимуму.

Особенность природных препаратов в том, что «мягкое» и естественное влияние их компонентов создаёт оптимальную и гармоничную питательную базу для нейронов. При этом воспроизводится комплекс кислот, витаминов, минералов из повседневного «меню» жителей тех регионов планеты, у которых рацион позволяет сохранять высокие показатели  мозговой активности до старости. Например:

  • Экстракт Гинкго Билоба. Он содержится в HeadBooster и Optimentis и способствует улучшению мозгового кровообращения.
  • Омега-3 полиненасышенные жирные кислоты.  Их нехватка компенсируется за счёт содержания морепродуктов и биоконцентратов зерновых культур. Например, в препарате HeadBooster за это «отвечают» печень акулы, семена тыквы, грецкие орехи и др. Для восстановления памяти у взрослых нужно пройти 30-дневный курс, принимая трижды в день по 5 г порошка (мерная ложка), растворённого в половине стакана тёплой воды.
  • Обязательные антиоксиданты. В разном виде они есть в каждом из перечисленных препаратов, где они необходимы для борьбы со свободными радикалами и защиты нейронов от старения и смерти.

edunews.ru

Упражнения для улучшения памяти - www.LuxMama.ru

Содержание:

  1. Упражнения для памяти
  2. Развитие слуховой памяти

Лучшим способом улучшения памяти является выполнение несложных упражнений. Память нужно тренировать подобно мышцам. Если выполнять определенные упражнения для развития внимания и памяти, то между клетками мозга нейронами начинают образовываться новые связи.

Упражнения для памяти

  • Закройте глаза и представляйте себе картинки. Произнесите их названия вслух. В названиях должно описываться их содержание. Затем нужно вспомнить и записать названия картинок по памяти. Если Вам удалось воспроизвести в памяти 5 и более картинок, то считается, что упражнение выполнено успешно;
  • Для этого упражнения для развития памяти Вам нужно найти фотографию, на которой будет изображено множество предметов. Внимательно разглядывать фотографию в течение 15-ти минут, постараться запомнить все предметы, изображенные на ней. Не глядя на фотографию, напишите на бумаге все предметы, которые Вам удалось запомнить;
  • Купите 10 игральных костей, одинаковых по цвету и размеру. Для начала возьмите 3 кости, потрясите их в руках и положите на стол. Кости прикройте рукой, затем приподнимите руку на доли секунды и накройте кости снова. Попробуйте воспроизвести вслух, как примерно располагались кости, и какие цифры выпали. Постепенно нужно увеличивать количество костей, и довести до 10-ти. Когда у Вас будет получаться выполнять это упражнение с 10-ю костями, то оно может быть усложнено, и к упражнению могут быть добавлены кости другого цвета и размера;
  • Напишите 10 произвольных слов и прочитайте их медленно вслух. Затем попробуйте воспроизвести эти слова на память, соблюдая именно тот порядок, в котором Вы их зачитали. Когда Вы начнете уверенно себя чувствовать, выполняя такое упражнение для улучшения памяти, можно увеличить количество слов, а также их сложность;
  • Перед походом в магазин можно на листочке записать продукты, которые хотите купить. Список прочитать вслух несколько раз и идти в магазин, где попробуйте сделать все покупки, не подсматривая в бумажку. А перед тем, как идти на кассу, проверьте, все ли продукты по списку взяли. Если продуктов не очень много, то можно прямо в магазине подсчитать общую стоимость покупок, без использования калькулятора, а на кассе будет получена проверка. Устным счетом прекрасно тренируется и развивается память;
  • Рекомендуется постоянно стараться запоминать лица и особые приметы, характерные для окружающих незнакомых людей, затем пытаться воспроизвести их по памяти. Для того чтобы лучше запоминать лица, можно попробовать найти параллель между чертами лица человека и его именем. Такое упражнение является тренировкой памяти на лица;
  • Работа мозга может быть улучшена, если решать кроссворды и любые другие головоломки и интеллектуальные игры. Чем большее количество цифр будет вертеться в Вашей голове, тем появится большее число новых связей между нейронами.

При постоянном выполнении данных упражнений отмечается значительное улучшение памяти.

Развитие слуховой памяти

Слуховая память является образной. Она связана с деятельностью слухового анализатора и направлена на то, чтобы запоминать звуки: различных шумов, музыки и т.д. Если развить этот вид памяти, можно навсегда запомнить то, что было услышано всего один раз.

Для развития слуховой памяти нужно попробовать «схватить» и в течение нескольких мгновений удерживать в памяти обрывки разговоров, которые происходят между прохожими. Если проанализировать все услышанное за день, то можно удивиться тому, насколько разнообразны и несогласованны между собой фразы.

В следующем упражнении рекомендуется прослушать для начала несложное музыкальное произведение, потом постараться его напеть или просвистеть. Таким простым упражнением можно развить слух и увеличить внимание к звукам.

Если Вы работаете в крупном учреждении, где большое число сотрудников, то можно попробовать научиться узнавать сотрудников по походке. Спустя неделю тренировок Вы заметите, что у каждой походки есть свои особенности и очень часто характер человека проявляется в его поступи.

Читайте также

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

www.luxmama.ru


Смотрите также