Критика — сильная манипуляция. Как с ней уверенно справляться? Упражнение для тренинга светофор


Упражнение для тренинга "Светофор"

Упражнение

Типы упражнения: Основное упражнение

Основные - это упражнения, в которых непосредственно тренируются те навыки и умения, за которыми участники пришли на тренинг. Это главные упражнения на тренинге. Они обычно построены так, чтобы каждый участник тренинга смог потренироваться. Подробнее о типах упражнений можно почитать здесь.

Темы тренингов:
  • Лидерство, уверенность, риторика
  • Целеполагание, Тайм-менеджмент
  • Стресс-менеджмент, управление эмоциями
  • Личностный рост
Цели упражнения:
  • Помочь участникам тренинга переосмыслить приоритеты жизни, провести "инвентаризацию" своих ценностей;
  • Научить группу спокойнее реагировать на возникающие неприятности;
  • Показать незначительность многих условных "трагедий" в жизни человека;
  • Научить в большей степени ценить те блага и радости, которые уже есть у большинства людей.

Trenerskaya.ru предлагает эксклюзивные тренерские методички лучших игр и упражнений для тренингов, содержащие уникальные рекомендации и тренерские "фишки", позволяющие провести упражнение с максимальным результатом. Методички разработаны тренерами-профессионалами специально для портала Trenerskaya.ru и такого вы не найдете больше нигде! 

"Светофор" - уникальная авторская разработка доктора психологических наук, профессора, известного тренера и писателя Н.И.Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще.

С помощью упражнения «Светофор» тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Упражнение обучает участников сохранять состояние спокойствия и внутреннего благополучия во многих «негативных» житейских ситуациях. Помогает участникам тренинга оценить то, что в их жизни уже имеется. Предлагает эффективную технологию классификации негативных событий, позволяющую реагировать на них наиболее адекватно и является профилактикой эмоциональной нестабильности, возникающей у людей в ситуации стресса.

Данная методическая разработка ясна и подробна, содержит все необходимые пояснения и инструкции, поэтому даже начинающий тренер сможет разобраться во всех нюансах этого первоклассного упражнения.

Упражнение очень глубокое, оно станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов управления эмоциями, эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста, целеполагания.

Объем предлагаемой тренерской методички: 12 страниц. Бонусы! В состав данной методички входит:

  • Подробное описание уникальной техники «Светофор»
  • Разбор возможных возражений и сложных ситуаций при проведении данного упражнения на тренинге.
  • Аудио-записи реального упражнения в исполнении известного тренера и психолога, доктора психологических наук Н.И.Козлова (общее время звучания 54:35 мин)! 

Оплатить упражнение на портале Trenerskaya.ru просто! 

  1. Войдите на сайт под своим Логином и Паролем или Зарегистрируйтесь.
  2. Нажмите кнопку «КУПИТЬ» на данной странице. 
  3. Выберите удобный для Вас способ оплаты. Самый быстрый способ оплаты – картой, в этом случае методичка упражнения будет у Вас уже спустя несколько минут. Есть много других вариантов оплаты, все варианты и длительность зачисления денег можно посмотреть здесь.
  4. Сразу после поступления денег методичка упражнения и все прилагаемые бонусы будут высланы Вам на e-mail.  

По вопросам, связанным с оплатой, пишите на  [email protected]

Упражнение куплено: 107 раз

Рейтинг упражнения:

Моя оценка:

Отзывы об упражнении (3)

  • Сам проходил это упражнение как участник - мощно. Не оставит равнодушных участников точно. Отлично подходит под завершение тренинга.

    Рамиль Ривович

  • Очень мощное упражнение! И действительно редкое. Аудиозапись упражнения очень помогла.

    Ольга Львовна

  • Сильное упражнение. Участники начинают ценить то, что имеют. Или наоборот проще относятся к тому, что есть. Участники обычно с удовольствием принимают участие, включаются в процесс на все 100.

    Людмила Сергеевна

Отзывы могут писать только авторизованные пользователи.

trenerskaya.ru

Упражнение для тренинга "Светофор"

Упражнение

Типы упражнения: Основное упражнение

Основные - это упражнения, в которых непосредственно тренируются те навыки и умения, за которыми участники пришли на тренинг. Это главные упражнения на тренинге. Они обычно построены так, чтобы каждый участник тренинга смог потренироваться. Подробнее о типах упражнений можно почитать здесь.

Темы тренингов:
  • Лидерство, уверенность, риторика
  • Целеполагание, Тайм-менеджмент
  • Стресс-менеджмент, управление эмоциями
  • Личностный рост
Цели упражнения:
  • Помочь участникам тренинга переосмыслить приоритеты жизни, провести "инвентаризацию" своих ценностей;
  • Научить группу спокойнее реагировать на возникающие неприятности;
  • Показать незначительность многих условных "трагедий" в жизни человека;
  • Научить в большей степени ценить те блага и радости, которые уже есть у большинства людей.

Trenerskaya.ru предлагает эксклюзивные тренерские методички лучших игр и упражнений для тренингов, содержащие уникальные рекомендации и тренерские "фишки", позволяющие провести упражнение с максимальным результатом. Методички разработаны тренерами-профессионалами специально для портала Trenerskaya.ru и такого вы не найдете больше нигде! 

"Светофор" - уникальная авторская разработка доктора психологических наук, профессора, известного тренера и писателя Н.И.Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще.

С помощью упражнения «Светофор» тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Упражнение обучает участников сохранять состояние спокойствия и внутреннего благополучия во многих «негативных» житейских ситуациях. Помогает участникам тренинга оценить то, что в их жизни уже имеется. Предлагает эффективную технологию классификации негативных событий, позволяющую реагировать на них наиболее адекватно и является профилактикой эмоциональной нестабильности, возникающей у людей в ситуации стресса.

Данная методическая разработка ясна и подробна, содержит все необходимые пояснения и инструкции, поэтому даже начинающий тренер сможет разобраться во всех нюансах этого первоклассного упражнения.

Упражнение очень глубокое, оно станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов управления эмоциями, эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста, целеполагания.

Объем предлагаемой тренерской методички: 12 страниц. Бонусы! В состав данной методички входит:

  • Подробное описание уникальной техники «Светофор»
  • Разбор возможных возражений и сложных ситуаций при проведении данного упражнения на тренинге.
  • Аудио-записи реального упражнения в исполнении известного тренера и психолога, доктора психологических наук Н.И.Козлова (общее время звучания 54:35 мин)! 

Оплатить упражнение на портале Trenerskaya.ru просто! 

  1. Войдите на сайт под своим Логином и Паролем или Зарегистрируйтесь.
  2. Нажмите кнопку «КУПИТЬ» на данной странице. 
  3. Выберите удобный для Вас способ оплаты. Самый быстрый способ оплаты – картой, в этом случае методичка упражнения будет у Вас уже спустя несколько минут. Есть много других вариантов оплаты, все варианты и длительность зачисления денег можно посмотреть здесь.
  4. Сразу после поступления денег методичка упражнения и все прилагаемые бонусы будут высланы Вам на e-mail.  

По вопросам, связанным с оплатой, пишите на  [email protected]

Упражнение куплено: 107 раз

Рейтинг упражнения:

Моя оценка:

Отзывы об упражнении (3)

  • Сам проходил это упражнение как участник - мощно. Не оставит равнодушных участников точно. Отлично подходит под завершение тренинга.

    Рамиль Ривович

  • Очень мощное упражнение! И действительно редкое. Аудиозапись упражнения очень помогла.

    Ольга Львовна

  • Сильное упражнение. Участники начинают ценить то, что имеют. Или наоборот проще относятся к тому, что есть. Участники обычно с удовольствием принимают участие, включаются в процесс на все 100.

    Людмила Сергеевна

Отзывы могут писать только авторизованные пользователи.

trenerskaya.ru

Советы начинающему тренеру. Как удерживать внимание участников тренинга?

внимание группы на тренингеВо время учебы в школе и вузе довелось мне наблюдать совершенно разных преподавателей. У одних на занятиях слушатели откровенно спали, даже  если преподаваемый предмет был довольно увлекательный; у других активность слушателей была на высочайшем уровне, хотя предмет мог быть совершенно не интересный. Вам, наверное, тоже знакомы такие примеры? Почему же так происходит? Где та нить, которая удерживает внимание  слушателей? 

Надо сказать, что внимание участников тренинга не может быть всегда на высоком уровне. Профессиональный тренер каждую минуту контролирует ситуацию, давая расслабиться  в моменты усталости и увеличивая нагрузку в моменты максимальной активности. Завладеть вниманием слушателей ему помогают умение владеть голосом и эмоциональная окраска голоса, правильно поставленная речь, умение сохранять контакт с аудиторией.

Так же поддерживать внимание участников тренинга позволяет новизна (общеизвестные факты слушать скучно) и логичность информации. Интересно слушать тренера, который вовлекает в обсуждение, задает  вопросы и отвечает на вопросы сам, говорит просто и доступно. внимание группы на тренинге

Привлекает интерес демонстрация видеофильмов, слайдов, чередование активных методов обучения с изложением теоретического материала, рассказы из личного опыта, смешные или страшные истории. Пожалуй, самое важное для поддержания внимания к речи тренера  - его владение  техникой речи. Как говорил Наполеон Бонапарт «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает».

Наука выступать развивалась на протяжении всей истории человечества и развивается сейчас. У вас есть неограниченные возможности  развивать свою речь, пользуясь трудами современных ученых и постоянно практиковаться и упражняться в красноречии. Посещайте тренинги  по технике речи, если вы хотите стать хорошим тренером.

Управлять вниманием участников группы помогает голос оратора, поставленная речь.

Осваивайте упражнения  на управление голосом, меняя произвольно:

  • Энергетику голоса
  • Силу голоса
  • Тембр голоса.

А также упражнения на постановку речи:

  • Смысловые паузы
  • Темп речи
  • Раскрашивание речи – метафоры, анекдоты
  • Чистоту речи
  • Артикуляцию

Упражнения на визуальное воздействие на публику:

  • Правильную позу
  • Правильное место в зале
  • Постоянный зрительный контакт
  • Правильная жестикуляция.

Без этих навыков невозможно удерживать внимание участников группы,  свойство  человеческой психики обеспечивает только 15-20 минут непрерывного внимания. Поэтому используйте в работе приемы переключения внимания – меняйте тему, подключайте сравнительные данные,  рассказывайте удивительные вещи или  делайте перерывы, подключайте активные методы обучения.

Постоянно вовлекайте участников тренинга в активное участие, и тогда эффективность тренинга будет высокой.

Автор статьи:   Галина Богданова – талантливый  бизнес-тренер с многолетним опытом работы в сфере гостиничного бизнеса. Галина уверена, что даже будучи профессионалом своего дела, нельзя останавливаться на достигнутом. Только движение вперед и постоянное совершенствование помогут достичь успеха. И это знают участники ее тренингов.

 

 

Вам понравилась статья?  Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Случай в гостинице»Яркое и запоминающееся упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение.

  • Я отлично умею!

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Я отлично умею!»Активное игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе, повышающее самооценку и уверенность в себе и открывающее новые перспективы. Упражнение раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и уверенности. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге целеполагания. Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. Бонусы! Методика содержит 5 различных вариаций упражнения в зависимости от целей тренера и особенностей группы!  

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Вижу цель, не вижу препятствий»

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью, в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

  • trenerskaya.ru

    3 главных правила убеждения

    Есть 3 основных правила убеждения, соблюдая которые вы скорее получите тот результат, который вам нужен.

    1) Правило Гомера — суть его в том, что очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Согласно этому правилу для того, чтобы убедить вашего собеседника, аргументы нужно приводить в таком порядке: 1) сильные 2) средней силы 3) один, но самый сильный. Слабые доводы лучше не использовать вовсе. Ваш оппонент, если он не совсем с вами согласен, непременно будет искать слабые места в ваших аргументах, а потому изначально следует свести к минимуму риск получить отказ.

    Однако подбирать доводы следует учитывая личность самого собеседника, ведь то, что убедит одного, может оказаться пустым звуком для другого.

    2) Правило Сократа или правило трёх «да» — суть его в том, что для того, чтобы получить положительный ответ по важному для вас вопросу, прежде задайте собеседнику два простых вопроса, на которые он без труда ответит «да». Считается, что психологически человеку проще с вами согласиться, если он два раза до этого уже ответил утвердительно. Но учтите, что эти первые два вопроса должны быть простые и не наталкивать человека на длительные размышления, иначе есть риск, что в беседу кто-то вмешается и эффекта от 3-х «да» не будет. К тому же вы должны быть абсолютно уверены в том, что на первые два вопроса ваш собеседник точно даст положительный ответ.

    3) Правило Паскаля — «Ничто так не разоружает, как условия почётной капитуляции» (Паскаль). Порою собеседник не соглашается с вами только потому, что воспринимает согласие как поражение. Поэтому, пытаясь в чём-либо убедить вашего оппонента, не загоняйте его в угол. Постарайтесь создать такие условия, чтобы дав своё согласие, он имел возможность сохранить своё лицо и не чувствовал себя проигравшим. 

    Вам понравилась статья? Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

    8 техник противостояния манипуляциям >>

    Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

    • Мой капитал

      Психологические игры и тренинговые упражнения – «Мой капитал»Это игра-вызов,игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

      Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста, сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!

      Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.

    • Супер-разминка "Брось мяч быстрее!"

      Упражнения на командообразование – «Брось мяч быстрее!»Прекрасное упражнение, которое существенно повышает энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, помогает быстрому возникновению доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка, и упражнение-вызов, которое повышает мотивацию участников на обучение и красивым и запоминающимся образом подводит группу к теме следующей мини-лекции.

      Особая прелесть упражнения в том, что оно универсально, его можно с успехом использовать для большинства популярных тем тренингов: командообразование, продажи, переговоры, управленческие тренинги, тренинги лидерства, влияния, целеполагания…

      Упражнение обычно проходит бодро, энергично, активно, мощным образом вовлекает всех участников тренинга. Оно хорошо запоминается группой, и к его результатам тренер может ещё не раз возвращаться в последующие дни тренинга…

    • Упражнение-разминка "Волшебная палочка"

      Психологические игры и тренинговые упражнения – «Волшебная палочка»Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус".Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

      Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.

    trenerskaya.ru

    Цель тренинга

    Цель тренинга всегда одинакова – вне зависимости от типа занятия и его темы. Цель тренинга всегда – сделать лучше, чем было до тренинга.

    Вот приходит руководитель среднего звена на тренинг по публичным выступлениям. Он зажат, ему сложно говорить, стоя на сцене. А после тренинга этот человек уже может вести презентации и выступать перед тысячной аудиторией. Очевидно, что ему стало лучше, чем до тренинга.

    Улучшение – это очевидная цель тренинга, о ней не стоит много писать. Интереснее посмотреть, за счёт чего таковое улучшение происходит.

    Наиболее удобно считать, что улучшение через изменения в трёх сферах (одновременно или выборочно – бывает по-разному):

    1. Поведение (что я делаю).
    2. Мышление (как я думаю).
    3. Отношение (как я оцениваю и отношусь к чему-либо).

    Чтобы изменить поведение, нужно совершить несколько операций.

    Во-первых, продемонстрировать неэффективность текущего поведения. Для этого тренер использует так называемые «игры-обломы». В них участники сталкиваются с тем, что привычные способы поведения не работают. Например, в тренингах продаж, одна из самых популярных игр-обломов заключается в том, что тренер разыгрывает покупателя. И делает это так, что участники видят – их способы продажи работают плохо. Вывод – нужно менять, учится чему-то другому.

    Во-вторых, после того, как участники поняли, что привычные им шаблоны поведения не работают, нужно предложить людям другие способы поведения. Причём они должны быть очевидно эффективнее. Настолько эффективнее старых, что ни у кого из участников не должно остаться сомнений, что так – лучше.

    Пример. В работе с возражениями привычная модель поведения – нападать в ответ. Эффективная модель – выяснять подробности (т.е. задавать вопросы). Когда участники на тренинге изучают, им очевидно – начинать с выяснения подробностей действительно лучше, чем нападать в ответ.

    В-третьих, после того, как люди ознакомились с новыми способами поведения, нужно закрепить их многократными отработками. Желательно, разумеется, постоянно менять какие-то элементы отработок, чтобы сохранялся интерес.

    Например, для отработки публичных выступлений можно каждый раз менять легенду аудитории. Пусть они будут то депутатами ГосДумы, то сельскими пенсионерами, то клубной молодёжью. Участник будет отрабатывать одно и тоже, но группа каждый раз подкинет ему что-нибудь интересное. Теперь поговорим о том, как изменять мышление.

    Ответ здесь прост – через новую информацию. Человек думал, что правильно – давать выход эмоциям, поколачивая грушу или хотя бы подушку. Тренер рассказал, что в этом случае формируется связь «злюсь – бью», которая может привести к нежелательным последствиям, и предложил заменить колотушки отжиманиями или приседаниями.  Теперь человек по-другому думает и, следовательно, по-другому действует.

    Отношение, на первый взгляд, изменить сложно, но по факту  - это вполне посильная задача. Главное содержание любого отношения – это оценка. Если она изменяется, изменяется и отношение.

    Например, если специалист по продажам оценивает возражения клиента негативно, ему трудно будет с ними работать. Если же в ходе тренинга он изменит своё отношение к возражениям на более дружелюбное, то работать ему станет легче и производительность его труда повысится. Даже без овладения техниками работы с возражениями на уровне навыка. Как изменять оценку – это тема отдельной статьи.

    Все остальные цели тренинга (повышение уверенности в себе, мотивация, сплочение группы, расширение кругозора и пр.) являются дополнительными. Хорошо, когда они достигнуты, но можно обойтись без них.

    Главное, чтобы после тренинга участники по-другому действовали, думали и относились. Это уже  окупит тренинг и сделает его действительно качественным.

    Команда профессионального портала TRENERSKAYA.ru разрабатывает качественные и эффективные тренинги, которые всегда достигают заявленных целей.  Наши готовые программы тренингов вы можете приобрести в разделе "Программы тренингов".

    Автор статьи: Павел Зыгмантович -  тренер с 2001 года, коуч для тренеров, специалист по созданию уникальных программ.

    Вам понравилась статья? Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

    trenerskaya.ru

    Работа тренером, ведущим тренингов.

    Работа тренеромМечтаете найти интересную и полезную работу? Нравится общаться с людьми, открывать для себя новые грани человеческих отношений? Готовы много работать над собой и постоянно самосовершенствоваться? Тогда вам будет интересна работа тренером. Это работа для увлеченных людей с активной жизненной позицией.

    Профессия тренера — творческая. Вы сможете в полной мере проявить свои креативные способности, продумывая программу тренинга, разрабатывая новые занимательные упражнения и игры для тренинга, собирая интересные наглядные материалы и видеоролики. Вы можете создать с нуля совершенно уникальное занятие. И здесь у вас полная свобода творчества. Главное, чтобы тренинг был интересен и полезен вашим ученикам.

    С одной стороны, работа тренером увлекательна, а с другой требует множества специальных знаний и заставляет соответствовать определенным требованиям. Ведь вы не только получаете удовольствие от работы, но и отвечаете за результат. Критерий эффективного тренинга — то, что получают слушатели. Они должны получить от вас навыки и умения, которые потом будут воплощать в реальной жизни.

    Хороший тренер в первую очередь должен быть яркой личностью и мудрым педагогом. Для этого нужны такие качества как стрессоучтойчивость, общительность, умение управлять временем, контролировать свои эмоции и на корню решать даже самые сложные конфликтные ситуации. Все эти качества позволяют заинтересовать слушателей своими занятиями, стать для них авторитетом и настоящим учителем. Ведь многие вещи учитель демонстрирует собственным примером.

    Работа тренером может быть построена в двух направлениях: корпоративное обучение и организация открытых тренингов.

    В первом случае вы работаете в штате одной компании, Работа тренеромразрабатывая программы для ее сотрудников. В таком варианте больше стабильности и вы всегда можете четко отследить результат своей работы. К тому же, значительно легче проводить посттренинговое сопровождение, ведь вы в курсе жизни компании изнутри.

    У открытых тренингов тоже есть свои преимущества. Вы сможете развиваться, общаясь с разными людьми, разрабатывая к ним подходы в поисках общего языка. На открытых тренингах вы сможете постоянно совершенствовать свои программы, учитывая разные жизненные ситуации, разный темперамент и уровень образования слушателей. Как известно: сколько людей, столько и мнений.

    Тренер — уникальная профессия. Каждый день в вашей жизни будет наполнено новыми событиями и впечатлениями, ведь вы будете творить ее сами. Истинный профессионал получает от работы колоссальное удовольствие, ведь что может быть приятнее, чем открывать людям новые возможности, помогать решать свои проблемы, избавлять от разрушительных страхов и эмоций. И что может быть приятнее теплых слов благодарных слушателей.

    Вам понравилась статья? Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

  • Упражнение-разминка "Волшебная палочка"

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Волшебная палочка»Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг "Укрепление личности", "Чувство вины: антивирус".Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

    Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.

  • Бегом к своей цели

    Психологические игры и тренинговые упражнения – «Бегом к своей цели»Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, которое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной цели. Упражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям. Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу  рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде! Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

  • Убеди другого!

    Упражнения по теме продажи, переговоры – «Убеди другого!»

    Глубокое упражнение для тренингов  продаж или презентаций. Быть убедительным - вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар.  Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

    Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде! 

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц. Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!  

  • trenerskaya.ru

    Критика — сильная манипуляция. Как с ней уверенно справляться?

    Когда мы используем навыки, получившие названия «Игра в туман», «Негативное заявление» и «Негативные расспросы», мы достигаем двух важных результатов.

    Первое, и самое важное (с точки зрения психотерапии): их использование ослабляет негативные реакции на критику. Это факт, доказанный практикой. Эти навыки позволяют нам не чувствовать себя в состоянии войны с самими собой, и потому переносить одинаково комфортно как позитивные замечания на наш счет, так и негативные.

    Второе: использование «Игры в туман», «Негативного заявления» и «Негативных расспросов» гасит те эмоциональные связи, которые раньше заставляли нас автоматически «взрываться» в ответ на критику или впадать в панику. А это самое главное, потому что именно то состояние беспокойства, которое вызывает у нас критика,— благодатная почва для манипуляций.

    Почти все, кого критикуют, начинают защищаться и отрицать критику (вернее, то, за что его критикуют). Примером может служить ситуация с мужем и женой, которые придираются друг к другу. Критика исходит от жены, если она привыкла к тому, что должна оправдывать свои желания, представлять доказательства, быть готовой «предстать перед лицом суда» или церкви. Как и многим из нас, ей трудно всегда быть логичной и уметь объяснять все свои желания. Если ее муж не дает ей сделать то, что ей хотелось бы, к примеру, пойти вечером к друзьям, она не может реа-гировать иначе, кроме как критиковать его. Если он, в свою очередь, хочет заняться ремонтом машины, он должен объяснить, почему он этого хочет, иначе он открыт для критики.

    Критика как средство манипулирования применяется очень часто. Как говаривала моя бабушка: «Если действительно хочешь, всегда найдешь, к чему придраться». Мы легко находим, за что критиковать, используя систему представлений «правильно — неправильно». Мы навязываем свои представления другим, и большинство из нас привыкло автоматически принимать ту систему, которую нам навязывают. Жена отреагирует на неприятное ей поведение мужа, говоря: «Ты только и знаешь, что гробить все выходные на свою машину!».

    Подразумевается, что так проводить свои выходные «неправильно». Но система «правильно — неправильно» на самом деле здесь не при чем. Ей просто не нравится, что муж проводит выходные дни не с ней. Ей было бы лучше сделать что-нибудь другое, чем пользоваться манипуляциями. Она строит общение с мужем на фундаменте критики потому, что не умеет отстаивать свои желания. В данном случае она хочет не сидеть в воскресенье дома, а например, навещать друзей. Если и муж ориентирован на ту же систему «правильно — неправильно», он должен автоматически признать справедливость ее критики. Далее, он должен признать, что ее критика значима, что он не прав и должен изменить то, за что подвергается критике.

    Поскольку большинство из нас, чувствуя свою неправоту, ощущает беспокойство и вину, то человек, которого критикуют (в нашем случае — муж), начинает «контркритиковать». Он отрицает (абсолютную!) правду и отвечает, например: «Я не все выходные провожу с машиной! Я даже не думал об этом, когда мы завтракали вчера! И сегодня я по меньшей мере час спал днем! А ты говоришь… Все, что ты делаешь, когда меня нет, это смотришь глупые мыльные оперы по телевизору!»

    Такого рода отношения движутся по кругу: критика — отрицание вины — следующая критика. По мере такого движения один или другой обычно раздражается и бросается на партнера, или же уходит, или же это делают оба.

    Отношения, построенные на критике и ответной защите, т. е. отрицания реальной, воображаемой или предполагаемой ошибки, гибельны для обоих партнеров. Способ поведения, который помог бы эффективно, решительно, без манипуляций справляться с критикой, состоит из следующих важных моментов.

    1. Следует делать различие между: (а) правдой, которую говорят о вашем поведении (что вы все время возитесь со своей машиной!) и (б) «правильно» и «неправильно», которыми другие оценивают реальный факт вашего поведения, подразумевая при этом, что вы «ошибаетесь», хотя и не говоря этого открыто («неправильно» много отдыхать).

    2. Вы можете чувствовать себя комфортно (и в этом помогут вам ваши навыки), когда вас критикуют или не говорят открыто, но намекают, что вы «неправы «(все, что вы делаете в выходные,— это работаете в гараже). Вы не должны беспокоиться по поводу критики и не должны оправдываться, вы можете просто сказать: „Да, я это делаю“. („Это правда, я много вожусь с машиной“. )

    3. Если ваше поведение открыто называют неправильным (это неправильно, что ты все время в выходные проводишь с машиной), вы все равно можете не волноваться из-за этого. В ответ на обвинения вы можете задать встречный вопрос («Я не понимаю, что неправильного в том, что я забочусь о своей машине?»). Тогда вашему собеседнику придется отказаться от манипуляций и честно сказать, что он (или она) хочет: «Ну хорошо, я хочу сходить в гости, а не торчать все выходные дома».

    4. Следует делать различие между (а) правдой, которую говорят о ваших ошибках или недочетах (вы снова забыли надеть колпачок на тюбик с зубной пастой) и (б) «правильно — неправильно», которые используют другие для характеристики ваших ошибок и недочетов (это «неправильно» — забыть надеть колпачок на тюбик зубной пасты).

    5. Вы можете чувствовать себя комфортно (и в этом снова поможет предлагаемый тренинг), несмотря на свои ошибки. Просчеты и ошибки обычно, хотя и не всегда, делать расточительно и глупо, и вам нужно задуматься об этом и постараться избавиться от них. Тем не менее, в действительности они не имеют ничего общего с «правильно — неправильно». Вы можете сказать: «Это и вправду глупо (расточительно), что я забыл закрыть тюбик с пастой». Навыки словесного общения, которые я назвал «Игра в туман», «Негативное заявление», «Негативные расспросы», помогают людям справляться с критикой и основаны на тех принципах, которые изложены выше. Давайте рассмотрим каждый из этих навыков.

    «ИГРА В ТУМАН»

    Когда я помогаю людям справляться с критикой со стороны других людей, я учу их не отрицать какую бы то ни было критику, не защищаться, не контратаковать своей критикой. Начинал я с того, что советовал своим пациентам вести себя так, словно они «туман на море». Этот образ не случаен во многих отношениях. Такой туман очень стойкий, мы не видим сквозь него ничего. Он не создает препятствий нашему перемещению. Он не «дает сдачи». За ним нет жестких преград, от которых брошенный камень мог бы рикошетом вернуться к нам, побуждая нас поднять его и вновь бросить в туман. Мы можем сквозь него бросить какой-то предмет, это не причинит ему (туману) вреда. Мы неизбежно прекращаем пытаться спорить со стойким, независимым, не поддающимся управлению туманом. Так же стойко мы можем вести себя и в ответ на критику.

    Я использую для этого навыка еще и такие названия, как «Согласие с правдой», «Согласие в принципе» или «Согласие со странным». Мое первоначальное название «Игра в туман», как кажется, создает устойчивый образ, хотя мои коллеги и студенты (да и я) часто используют его не всегда адекватно.

    Каким бы названием мы не пользовались, словесный навык мы можем применять в следующих случаях:

    1. Мы можем согласиться с любой правдой, указываемой другими во время критики («Согласие с правдой»). Например, если особо заботливая мама продолжает контролировать свою дочь даже тогда, когда она больше не живет дома, дочь может ответить матери на ее критику «Игрой в туман»; так сделала одна из моих учениц Салли.

    Мать: Ты опять поздно пришла, Салли. Я звонила тебе до половины первого ночи.

    Салли: Это правда, мама. Я снова вчера поздно вернулась.

    2. Мы можем согласиться с возможной правдой в критике других людей («Согласие со странным»). В случае с Салли и ее мамой:

    Мать: Салли, если ты будешь так часто приходить поздно, ты можешь снова заболеть.

    Салли: Возможно, ты права, мама (или: «Возможно, это правда», или: «Я согласна с тобой, мама, если я не буду задерживаться так часто, я смогу больше спать»).

    3. Вы можете согласиться с общей правдой в логических утверждениях, с помощью которых вами манипулируют («Согласие в принципе»). В случае с Салли:

    Мать: Салли, ты знаешь, как важно для девушки, которая хочет встретить хорошего человека и выйти замуж, выглядеть хорошо. Если ты будешь так часто задерживаться и в результате недосы-пать, ты не будешь хорошо выглядеть. Ты ведь не хочешь, чтобы это случилось?

    Салли: Ты права, мама. То, что ты говоришь, имеет смысл, но когда мне нужно, я прихожу до-статочно рано.

    В этом примере вариантом «Игры в туман» для дочери может быть следующий. Каждый раз дочь добавляет к сказанному реплику о своем намерении быть независимой от матери: «…но я бы не ждала так долго и не волновалась бы, будь я на твоем месте», или: «…но меня это не волнует», или: «…но я и сегодня собираюсь вернуться поздно — у меня свидание».

    Когда я в первый раз учу студентов навыку «Игры в туман», я обычно делю их на пары, в которых один использует «Игру в туман», а другой играет роль критика-»мерзавца». Первый должен соглашаться со всей критикой (соглашаясь с правдой, соглашаясь со странным и соглашаясь в принципе). Второй должен давать негативные комментарии об одежде первого, его внешности, характере, возможно и о сексуальных привычках, т. е. обо всем, что придет ему в голову.

    После того как упражнение закончится, я, занимаясь с каждым из студентов отдельно, пытаюсь ослабить разницу между игрой в классе и настоящей критикой. Я делаю это, чтобы уменьшалось их беспокойство в реальных жизненных ситуациях, а не только в тренировочных. Не говоря о своем решении-намерении, я повторяю один из фрагментов диалога и выдаю серьезные комментарии, пугающие, но не отвечающие действительности, например: «Вы могли бы сделать это лучше; это не было хорошо; вы, кажется, опаздываете с ответом; ваш партнер, как кажется, справляется с этим намного лучше, чем вы, и т. д.». Когда студент все время повторяет «Возможно, вы правы», он обычно сопровождает свой ответ если не насмешливой улыбкой, то по крайней мере хитрым блеском в глазах. Я тоже с трудом сдерживаюсь от того, чтоб не расхохотаться (когда «сурово» разбираю их ответы).

    Впоследствии часто оказывалось, что для студентов такая практика превращалась из испытания, вызывающего беспокойство, в развлечение. Какой парадокс! Развлекаться в то время, как тебя критикуют! Научиться этому методу обычно очень легко, и я затем усложняю упражнение, в нем уже принимают участие четверо: один — «игрок в туман», другой — критик, двое — в роли тренеров или наблюдателей. Поначалу «тренеры» помогали «игроку в туман». Позднее им приходилось «тренировать» критика, чтобы помочь ему выдумать еще что-нибудь «оскорбительное» и «унижающее» критикуемого. Три критика против одного человека! Обратимся к примеру.

    ДИАЛОГ №1

    Два ученика, проходящие тренинг, учатся использовать «Игру в туман».

    Критик: Я вижу, вы опять одеты в своем стиле — небрежно.

    Ученик: Совершенно верно. Я одет как обычно («Игра в туман»).

    Критик: Эти штаны! Похоже, что вы украли их на распродаже подержанных вещей и даже не погладили.

    Ученик: Они немного помяты, не так ли? («Игра в туман»).

    Критик: Помяты — это мягко сказано. Они ужасны.

    Ученик: Возможно, вы правы. Они действительно выглядят слишком плохо, чтобы их носить («Игра в туман»).

    Критик: А рубашка! Ну и вкус у вас.

    Ученик: Может быть, вы и правы. Я не придерживаюсь строгого вкуса в одежде («Игра в туман»).

    Критик: Любой, кто так одевается, явно немногого достиг.

    Ученик: Вы правы. У меня много промахов («Игра в туман»).

    Критик: Промахи! Вы это так называете? Скорее провалы! Вы просто один целый Большой Каньон.

    Ученик: Может быть, вы и правы. Мне многое нужно бы улучшить («Игра в туман»).

    Критик: Я сомневаюсь, что вы можете хорошо работать, если и одеваться толком не умеете.

    Ученик: Это правда. Я бы мог лучше делать свою работу («Игра в туман»).

    Критик: Если бы вы были поумней и у вас было бы хоть какое-нибудь представление о морали, вы бы спросили кого-нибудь, где купить одежду получше, чтобы не выглядеть таким оборванцем.

    Ученик: Это правда, я бы мог спросить кого-нибудь, где купить одежду получше, и я мог бы быть, конечно же, умнее («Игра в туман»).

    Критик: Вы нервничаете, когда я говорю вам то, что вам не нравится.

    Ученик: Я уверен, что не нервничаю («Игра в туман»).

    Критик: Вы не должны нервничать, я же ваш друг.

    Ученик: Это правда, я не должен нервничать («Игра в туман»).

    Критик: Вероятно, я единственный, кто вам такое скажет.

    Ученик: Я уверен, вы правы! («Игра в туман» и немного сарказма).

    Критик: Вы смеетесь надо мной.

    Ученик: Да, это правда («Игра в туман»).

    Критик: Вы здесь не для того, чтобы учиться сарказму, вы это уже умеете! Вы искусно показы-ваете, как играть в туман.

    Ученик: Вы правы, я уже знаю, что такое сарказм, и, вероятно, учусь чему-то новому («Игра в туман»).

    Критик: Вы никогда этому не научитесь.

    Ученик: Вероятно, вы правы, у меня это не очень хорошо получается («Игра в туман»).

    Критик: Вы снова теребите ухо.

    Ученик: Это правда («Игра в туман»).

    Критик: И вы тут же убрали руку, когда я сказал об этом.

    Ученик: Да («Игра в туман»).

    Критик: И мое замечание об этом опять заставило вас нервничать.

    Ученик: Предполагаю, вы правы («Игра в туман»).

    Критик: Вы беспомощны.

    Ученик: Возможно, вы правы («Игра в туман»).

    Критик: И что у вас с волосами? Вы похожи на хиппи.

    Ученик: Да, наверное («Игра в туман»).

    Критик: И похоже, они к тому же и грязные.

    Ученик: Это правда. Они могли бы быть чище, не так ли? («Игра в туман»).

    Критик: Вы не должны усмехаться, когда вам говорят, что вам полезно.

    Ученик: Это правда. Не должен («Игра в туман»).

    Критик: Вы похожи на человека-машину, ничего индивидуального.

    Ученик: И правда, похож («Игра в туман»).

    Критик: Вы не похожи, вы и есть человек-машина. Я думаю, вы не можете сказать никому и ничего, кроме «да».

    Ученик: Я понимаю, почему вы так думаете («Игра в туман»).

    Критик: Ну хорошо. Можете вы сказать «нет»?

    Ученик: Возможно («Игра в туман»).

    Критик: Вы не знаете?

    Ученик: Поживем — увидим.

    Как вы видите из этого диалога, использование «Игры в туман» дает несколько преимуществ. Прежде всего, она учит ученика внимательно слушать, что говорит критик. Если критик говорит, к примеру: «Вы похожи…», ученик отвечает: «Вы правы, я похож…». Если тот говорит: «Я думаю…», ученик отвечает: «Я понимаю, почему вы так думаете…». Новичок учится реагировать только на то, что ему действительно сказали, а не на намеки, которые кроются под критикой. Это учит новичка быть хорошим слушателем: слышать то, что ему говорят, а не читать мысли и не интерпретировать то, что ему сказали, не сомневаться в себе. Вдобавок, этот навык помогает новичку думать в терминах вероятности, а не в абсолютных понятиях, таких, как да — нет, черное-6 елое, 100 процентов — ноль. Разумеется, ученику мало что приходится делать, но тем не менее он делает свое дело. Вероятно, у него не идеально чистые волосы: он же не вошел в класс прямо из душа. Любое критическое замечание заключает в себе хотя бы каплю правды.

    Когда на занятиях мы отрабатывали «Игру в туман», в определенный момент хотя бы один из студентов спрашивал: «Как я могу согласиться с неправдой? Я не собираюсь лгать о себе!» Как показывает опыт, вопросы такого рода возникают в двух случаях. Первое: из-за глубинного ощущения, что сама критика — «неправда». Второе: ученик настолько не уверен в себе, что ему чрезвычайно необходимо, чтобы его поддерживали чем-то позитивным.

    Работая с такими студентами, я обычно говорил что-нибудь в таком роде: «Что бы вы сделали, если бы кто-то сказал вам, что вы висите в трех футах от земли?». Стоя твердо на земле и имея тому физическое доказательство перед глазами, вы, скорее всего, не стали бы вообще ничего отвечать, только бы рассмеялись. Но как насчет того, чему у вас нет точного, абсолютного, гарантированного доказательства? Например, если кто-то говорит вам, что вы глупы, что вы скажете? Что вы не глупы, так? (Студенты всегда отрицательно мотают головами. ) Что ж, примите поздравления! Вам повезло, что вы говорите со мной, я весьма глуп. Иногда я делаю очень глупые вещи. Иногда я очень умен, но большую часть времени я глуп. Глуп в сравнении с кем? В сравнении с Эйнштейном я — деревенский идиот. С другой стороны, в сравнении со множеством людей я — просто гений. Так что, когда мне говорят, что я глуп, я могу с готовностью с этим согласиться. Вы, возможно, правы, в сравнении со многими людьми я действительно глуп, и в сравнении с самим собой я иногда просто тупица. Таким образом, я выслушиваю все, что люди обо мне говорят, и сомнения оставляю им. Они, возможно, и правы, но я все равно принимаю свое собственное решение по этому поводу и делаю то, что я решил».

    Один из студентов вовлекает меня в следующий короткий диалог:

    Студент: Вы знаете свой «ай-кью»?

    Я: Да.

    Студент: Он выше нормы, выше 100?

    Я: Да.

    Студент: Тогда, как вы можете «Играть в туман» со мной, если я скажу: «Ваш „ай-кью“на-столько ниже нормального, что и слабоумный мог бы заменить вас?»

    Я: Просто. Я бы сказал: «Я не удивлен тем, что вы так считаете. Иногда моя голова так плохо ра-ботает, что мне становится интересно, не вышло ли с моим „ай-кью“ ошибки».

    Студент: Попробуем о другом. Вы «голубой»?

    Я: Я так не думаю.

    Студент: Скажем иначе. У вас есть гомосексуальный опыт?

    Я: Нет.

    Студент: Тогда как вы можете согласиться со мной, если я скажу: «Вы — самый озабоченный мужчинами преподаватель из всех, кого я когда-либо видел. Вы пристаете ко всем вокруг!»

    Я: Опять просто. Я могу сказать: «Может быть, вы правы. Интересно, оттого ли это, что я не столь же силен сексуально, как раньше. В семнадцать лет я думал о сексе все время. Теперь я думаю об этом только половину своего времени!» Я ведь не всегда совершенен в своих ответах. Хотите попробовать еще раз?

    Другой вопрос, который я слышал от студентов во время тренировки «Игры в туман», звучал так: «Но были ли вы искренни, когда соглашались с моей критикой?». На этот провокационный вопрос я отвечал вопросом: «Какова вероятность искренности?», или, как мой коллега Фрэд Шерман из Сан-Диего: «Разве это имеет значение?». Такой вопрос мог возникнуть у студента, который очень «прикован» к логике и искусственным системам типа «правильно — неправильно», которыми обычно пользуются манипуляторы. Фрэд как-то заметил, что человек, который задал такой вопрос, может чувствовать себя хорошо с ним как с учителем только в том случае, если «все искренне» или «все неискренне»; что-то среднее его не устраивает. Ему не нравится, когда для описания правды используют язык вероятности.

    Как я обнаружил, у людей, которые проходят тренинг уверенности в себе, «Игра в туман» пользуется наибольшей популярностью. Недавно один из моих бывших учеников, преподаватель физики в Калифорнийском технологическом институте, рассказал мне забавную историю. Накануне вечером я демонстрировал использование словесного навыка «Игры в туман» студентам института. На следующий день мой знакомый заметил, как один из студентов все утро во всех случаях пользовался «Игрой в туман». На любое высказывание он с энтузиазмом повторял: «Возможно, вы правы», включая и предложение: «Не хотите кофе?» Мой знакомый физик знал, что мне понравится юмористический оттенок ситуации. Мне действительно это понравилось, но чем дальше он расписывал «провокации» студента, тем больше разыгрывалась моя собственная фантазия. Извинившись перед преподавателями и студентами, я не смог удержаться и скопировал студента, обратившись к преподавателю-ядерщику: «Вы правы. Я не должен был дурачить вас, поскольку вы занимаетесь расщеплением атома».

    С победным блеском в глазах, но и не без симпатии к новичку-студенту физик рассказал мне, как ему хотелось подойти к нему и сказать вроде: «Гарри, я заметил, вы что-то часто используете „Игру в туман“ сегодня. Вам не кажется, что лучше поберечь силы для той ситуации, когда вами будут манипулировать?». Физик вспомнил себя и свой энтузиазм, когда он только начинал в свое время проходить у меня тренинг. Он думал, что студент ответит ему: «Вы хотите сказать, что знаете это?», а он бы ответил: «Конечно. Все знают об „Игре в туман“. А вы не знали?» Я одобрил его чувство юмора, но спросил его: «А почему вы думаете, что студент не сказал бы вам просто: „Возможно, вы правы. Я действительно пробую Игру в туман?“». Физик посмотрел на меня и ответил: „Мне следовало подумать об этом. Он мог так сказать!“ — и понимающая усмешка исчезла с его лица.

    НЕГАТИВНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

    Когда я разрабатывал метод «Игры в туман», я заметил, что люди совершают много ошибок из-за того, что вообще плохо умеют общаться. Для того чтобы быть увереннее в себе и нормально жить среди людей, нужно научиться исправлять свои промахи и ошибки, не опуская рук перед лицом враждебной критики. Со временем мне стало совершенно очевидно: у многих из нас возникают подобные трудности в повседневной жизни при попытке исправить наши ошибки. Один из новичков на тренинге однажды спросил: «Как я могу реагировать иначе, если меня критикуют не за „возможную“, а за стопроцентную ошибку, и я чувствую себя виноватым?». Если вы похожи на него, вы должны изменить свою реакцию — ощущение вины не должно автоматически ассоциироваться с совершением ошибки.

    Когда вы недостаточно уверены в себе, вами могут манипулировать, используя совершенные вами ошибки. Вас могут заставить испытывать свою вину и беспокойство, а вы будете: 1) искать прощения за совершенные ошибки и что-нибудь для этого делать; 2) отрицать свою ошибку, защищаясь или критикуя в ответ. В обоих случаях вы неправильно решаете проблему и плохо себя чувствуете.

    Как и в предыдущих примерах, это связано с детскими представлениями о виновности в связи с допущенными ошибками. Преодолевать их трудно. Многим из нас полезно сначала изменить свое словесное поведение в конфликте таким образом, чтобы быть эмоционально защищенными от возможной критики (со стороны других людей или нас самих). Если произойдет это эмоциональное изменение, автоматически будет меняться и наше детское представление, неверное детское представление о неизбежной виновности. Трудно придерживаться негативного взгляда на самих себя, если не поддерживать это ощущением, что в вас есть что-то «подмоченное».

    Как же тогда уверенно справляться со своими ошибками? Для начала самое простое: вы начинаете вести себя так, словно (это действительно так, не больше и не меньше) ошибки — это всего лишь ошибки, т. е. вы решительно признаете что-то негативное в себе. Словесный навык, который для этого необходим, я назвал «Негативное заявление». Например, вас критикуют, и, возможно, враждебно, за ошибку, которую вы совершили. В ответ вы можете признать факт совершения ошибки. Допустим, вы дали согласие оставить дискету на вашем столе, чтобы коллега мог воспользоваться ею в выходные дни. В понедельник утром он подходит к вам и спра-шивает, где дискета была в субботу. Вы вспомнили, что вы забыли ее оставить. Что вы можете сказать? Признав свою ошибку, вы могли бы ответить: «О Боже! Я забыл оставить ее на столе! Какой идиотизм с моей стороны! Должно быть, у меня не все в порядке с головой! Что ты теперь будешь делать?» В зависимости от того, как ваш коллега отреагирует на ваше покаяние, вы можете повторять это до тех пор, пока он не поймет, что нет смысла вас критиковать за вашу ошибку, ибо это не повернет часы назад и вы не сможете положить дискету в нужное время в нужное место.

    «Негативное заявление» можно использовать и в ситуации, когда вас критикуют за то, что вы только начинаете осваивать (новый язык, новая работа, новое общественное положение). В любой из таких ситуаций вы можете сказать следующее:

    Критик: Вы не слишком хорошо это сделали…

    Вы: Вы правы. Я не очень удачно это сделал, да? (Негативное заявление).

    Вы можете также признать то негативное, что говорят о вашей внешности, привычках и т. п.: «Сис, для молодой девушки с хорошей фигурой не годится ходить, как слон».— «Я замечала за собой это. Я забавно хожу, правда?» (Негативное заявление).— «Сью, ты не должна была стричься. Это тебе не идет».— «Это было глупо с моей стороны, мама. Мне самой не нравится» (Негативное заявление).

    Если одно «Негативное заявление» не помогает (и критик продолжает упорствовать), вы можете в дополнение к нему воспользоваться «Игрой в туман» и «Негативными расспросами». Примеры подобных смешанных диалогов в ответ на осуждение вашей ошибки даются ниже.

    Как вам это ни покажется парадоксальным с первого взгляда, но те, кто не могут уверенно справиться с критикой, не в состоянии справиться и с комплиментами. Если мы подавлены Критикой, нам кажется, что мы должны воспринимать все комплименты как облегчение. К сожалению, для большинства людей это не так. Когда нас хвалят, мы что-то бормочем, смущаемся и стараемся как можно скорее сменить тему разговора.

    Это не проявление скромности. Такое поведение коренится в нашем детском представлении, что другие люди имеют Право судить наши поступки. Если мы, с другой стороны, независимы и уверены в своих мыслях, чувствах и поведении, мы сохраняем за собой право самим судить о своих поступках. Например, когда вам делают искренний комплимент по поводу одежды и вы чувствуете, что она действительно вам идет, вы можете ответить: «Спасибо. Я тоже думаю, что она мне идет» (Согласие с правдой). Но если вы подозреваете манипулирование, вы можете ответить: «Правда? Я не понимаю, что такого в моей одежде так меня украшает?» (Позитивные расспросы). Если вас терзают смешанные чувства по поводу того, что вам говорят, вы можете сказать: «Спасибо за комплимент, но я еще сам (а) не понял (а), хорошо ли это». Вы можете подбирать разные слова, но основа вашего поведения (при критике и при комплиментах) остается одной и той же: вы самый главный судья самому себе.

    Из книги «Тренинг уверенности в себе», Мануэль Дж. Смит

    Вам понравилась статья? Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

    trenerskaya.ru


    Смотрите также