УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА УДЕРЖИВАТЬ ГОЛОВУ. Упражнение чтобы ребенок держал голову


Как научить ребенка держать голову?

Новорожденный младенец далеко не так беспомощен, как может показаться на первый взгляд. Безусловно, он не может самостоятельно передвигаться или есть, но он имеет в своем запасе довольно большой арсенал врожденных безусловных рефлексов. Однако умение целенаправленно управлять своим мышечным аппаратом в этот арсенал не входит. Конечно, он шевелит руками и ногами, но делает это беспорядочно. Ему еще предстоит научиться управлять своим телом. Все жизненно необходимые навыки развиваются у грудничка постепенно. Прежде чем ребенок пойдет, ему придется проделать большой путь в направлении собственного развития. Первым этапом на этом пути является навык удерживания головы. Именно этот навык позволяет малышу продолжить свое развитие.

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно: основные этапы освоения навыка

  1. Первые попытки овладения этим навыком ребенок начинает предпринимать в возрасте 2-3 недель. Малыш поднимает голову всего лишь на мгновение, но процесс, как принято говорить, пошел!
  2. В 2-3 месяца, лежа на животе, он может удерживать голову уже 30-60 секунд. Малыш держит голову столько времени, насколько ему хватает сил. И в данном случае форсировать события не стоит.
  3. Как правило, в 3 месяца малыш может самостоятельно держать голову, находясь в вертикальном положении (столбиком). А к концу 3 месяца грудничок уже способен, лежа на животе, приподнимать не только голову, но и плечики.
  4. На 4 месяце жизни грудничок, находясь на руках у родителей, уже уверенно держит голову. Лежа на животике, он приподнимает верхнюю часть туловища. По мнению большинства педиатров, четыре месяца являются предельным сроком освоения данного навыка здоровым ребенком.

Ребенок плохо держит голову в 3 месяца: причины

Если ребенок в 3 месяца плохо держит голову, это означает, что мышцы шеи еще не совсем окрепли. Есть масса всевозможных упражнений, которые позволяют укрепить мышцы шеи, но о них мы поговорим чуть позже.

В этом возрасте у большинства грудничков шейные позвонки и мышцы окрепли достаточно для того, чтобы уверенно держать голову и в вертикальном положении и, лежа на животе. Однако это у большинства! В данном случае неплохо было бы вспомнить об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Нормой считается освоение этого навыка и в два с половиной месяца и в три с половиной.

Тест на определение достаточно ли хорошо ребенок держит голову в 3 месяца

  • Положите ребенка на спинку, возьмите его за ручки и, потянув, аккуратно, посадите. Его голова должна держаться прямо не менее 30 секунд. Допускаются незначительные покачивания головы.
  • Уложите малыша на спинку и опять приподнимите его. Ребенок должен зависнуть в полусидящем-полулежащем положении. В этом положении ребенок должен пару секунд удерживать голову прямо. Если ваш малыш прошел этот тест, то поводов для беспокойства у вас нет. А вот если ребенок не освоил этот навык и в четыре месяца, значит, без консультации специалиста вам не обойтись.

Перечислим несколько самых распространенных причин, по которым ребенку не удается освоить навык удерживания головы:

  • Тяжелые патологические роды.
  • Наличие неврологических заболеваний.
  • Родовые травмы.
  • Мышечный гипотонус.

Во всех случаях ребенка необходимо показать специалистам. Возможно, он нуждается в медикаментозном лечении, массаже и других лечебных процедурах.

Иногда ребенок не может освоить данный навык из-за родителей, которые его слишком опекают и постоянно сами поддерживают голову. Не лишайте ребенка самостоятельности даже в этом возрасте.

Как научить младенца держать голову: эффективные упражнения

Комплекс упражнений для укрепления мышц шеи

Укрепить шейные мышцы и оказать помощь ребенку в освоении данного навыка помогут следующие упражнения:

  1. Самым эффективным упражнением для укрепления мышц шеи считается выкладывание грудничка на животик. Начинать делать это упражнение можно с трехнедельного возраста. Выкладывать грудничка на животик необходимо в промежутке между кормлениями.
  2. Укладывая грудничка спать, старайтесь поворачивать его. Он не должен постоянно засыпать в одном положении.
  3. Начиная с 2 месяцев, носите ребенка на руках в горизонтальном положении «столбиком», придерживая при этом голову и раскачивая ребенка вперед-назад.
  4. В два месяца выкладывайте ребенка на большой мяч. Мяч нужно осторожно раскачивать. Это упражнение позволяет укреплять шейные мышцы. Ребенок непроизвольно поднимает голову.
  5. Упражнение на валике. На твердой поверхности стола расстелите простынь и положите большой валик. Поддерживая ребенка за плечи и голову, уложите его на валик, голова при этом должна быть слегка согнута. Разложите на животике грудничка яркие игрушки. Ребенок попытается приподнять голову, чтобы увидеть их. Затем, уложите ребенка так, чтобы его голова свешивалась назад. Позовите малыша, показывая при этом ему игрушку. Ребенок захочет рассмотреть игрушку, и будет пытаться поднять голову.
  6. Уже с месячного возраста грудничка нужно приучать к плаванию. Делать это можно в домашней ванне. В аптеках продаются специальные круги для детей этого возраста.  Плавание в специальном кругу — отличное упражнение, которое помогает ребенку быстрее освоить навык удерживания головы. Груднички очень любят воду и с удовольствием плавают. Как правило, дети, регулярно занимающиеся плаванием, начинают держать головку раньше срока.
  7. Массаж грудничка лучше всего доверить специалисту. Так как эта довольно сложная процедура, подразумевающая расслабление одних мышц и придание тонуса другим. Однако мамы самостоятельно могут поглаживать и растирать спинку ребенка. Все движения при этом должны быть направлены к сердцу.
  8. При поражениях шейных отделов позвоночника грудничкам врачи назначают ношение специальных ортопедических воротников. Эти воротники помогают удерживать голову и корректируют правильное положение шеи.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что вышеперечисленные упражнения дают очень хороший эффект. Однако прежде чем начинать их применять, нужно проконсультироваться с участковым педиатром.

В этой статье мы привели лишь самые простые упражнения, направленные на освоение навыка удержание головы. Более сложные упражнения требуют обязательного присутствия детского массажиста или врача ЛФК.

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Как научить ребенка держать голову лежа на животе

Содержание статьи

Когда в семье появляется малыш, его родители с тревогой думают – все ли у него хорошо, соответствует ли кроха нормам развития. Сразу после рождения ребенок не в состоянии держать головку – мышцы его шеи еще достаточно слабые. Его обязательно нужно поддерживать, чтобы малыш не откинул голову назад и не получил травму шейных позвонков. А вот к груди голову наклонять можно – это ничем не опасно. Умение держать голову – это самый первый физический навык, который осваивает маленький человек.

Как научить ребенка держать голову лежа на животе

Когда ребенок начинает держать голову

Для начала хотелось бы отметить, что все детки разные и развитие у них тоже разное. Кто-то начинает держать голову уже в месяц, а другие осваивают этот навык ближе к полугоду. Однако есть примерные временные рамки, в которые ребенок должен научиться держать голову без помощи мамы и папы.

Уже в несколько недель отроду малыш пытается оторвать головку от пеленки, лежа на животе. Однако это у него не очень выходит – мышцы очень слабые. Ближе к двум месяцам ребенок может поднять голову и удерживать ее около минуты. В три месяца время удержания головы достигает нескольких минут. Не старайтесь насильно заставить ребенка удерживать голову – это серьезная нагрузка для его неокрепших мышц шеи.

В положении столбиком держать голову немного легче, здесь задействовано гораздо меньше мышц. Если ребенок не может удерживать голову из положения лежа на спине в возрасте, старше 6 месяцев, это веский повод обратиться к врачу.

как научить ребенка ползать

Упражнения для тренировки мышц шеи

Чтобы малыш поскорее научился держать головку самостоятельно, его нужно стимулировать. То есть, мышцы не будут развиваться без должной тренировки.

  1. Регулярно, в день по несколько раз нужно выкладывать ребенка на живот, чтобы тренировать мышцы его спины. Положите рядом игрушки – красочные погремушки, мяч, куклу. Все это привлекает внимание крохи, и он рассматривает их, не замечая того, что его шея в это время интенсивно тренируется. Лучше всего выкладывать ребенка на живот между приемами пищи, чтобы полный желудок не доставлял малышу дискомфорта.
  2. Если малышу есть два месяца, чаще носите его вертикально, удерживая при этом головку рукой. Время от времени позволяйте крохе самостоятельно удерживать голову, поддерживая шею только в качестве страховки.
  3. Укладывайте ребенка спать как на правую, так и на левую стороны, чтобы мышцы его шеи развивались равномерно.
  4. Если ребенок упорно не хочет поднимать головку, нужно подложить ему под мышки небольшой валик, который как бы приподнимет его корпус. В таком положении малыш будет чувствовать дискомфорт и ему придется поднять непослушную голову.
  5. Когда малыш лежит на спине и хоть немного поднимает голову на звук погремушки, нужно водить игрушкой из стороны в сторону, чтобы тренировать мышцы шеи в движении.
  6. Очень эффективны упражнения на фитболе. Положите ребенка на большой мяч на живот. Медленно перемещайте мяч вперед и назад, чтобы голова крохи была то выше, то ниже корпуса. Это позволит ему поднимать голову в те моменты, когда тело находится почти вертикально.

Эти простые движения и упражнения должны быть выполнены с любовью и терпением. Пройдет совсем немного времени, и вы будете с улыбкой вспоминать о том, что переживали по поводу неумения ребенка держать головку.

как научить ребенка кушать самостоятельно

Массаж для укрепления мышц

Массаж для маленького ребенка – это уникальная возможность решить многие проблемы. При помощи массажа в младенческом возрасте можно исправить практические любые дефекты строения скелета. Курс массажа на шею поможет вам укрепить мышцы малыша, сделать его более сильным и крепким.

Массаж шеи грудничку

Массаж должен проводиться в теплом помещении, в комфортной обстановке. Положите голого ребенка на чистую пеленку, нанесите немного массажного масла себе на руки, а потом начинайте массаж. Легкие поглаживающие и растирающие движения шеи отлично стимулируют мышечную мускулатуру. Массаж должен делать профессионал, хотя бы несколько сеансов. После этого, тщательно наблюдая за движениями специалиста, можно повторить массаж в домашних условиях. Помните, никаких резких движений! Массаж должен приносить удовольствие маме и малышу.

Питание

Правильное и сбалансированное питание – залог успешного развития крохи. Чтобы малыш получал достаточно витаминов и микроэлементов, кормящая мама должна питаться разнообразно. В ее рационе должны быть мясные и молочные продукты, крупы, фрукты, овощи. Ешьте больше питательной еды – меда, орехов. Однако будьте осторожны, чтобы новые продукты не вызвали аллергию. Малышам, которые питаются искусственно, об это не стоит беспокоиться. В составе адаптированных смесей уже обычно есть все необходимые растущему организму витамины.

как приучить ребенка к пустышке

Плавание для укрепления мышц шеи

Плавание – это еще одно эффективное упражнение, которое поможет вашему малышу укрепить мышцы шеи и конечностей. Вода благоприятно воздействует на ребенка, потому что в воде можно тратить гораздо меньше усилий. Очень эффективно плавать со специальным кругом. Он надевается на шею малыша и фиксируется. Кроха может плавать, двигая ножками и ручками, и не быть скованным в движениях, когда его держит мама. К тому же, маме с таким кругом намного легче – ей не приходится держать ребенка, согнувшись в три погибели.

Умение держать голову положительно влияет на работу организма. Так формируется правильный шейный изгиб, улучшается кровообращение головного мозга. Но иногда, несмотря на все старания, ребенок не может держать голову. Тогда нужно обратиться к врачу и выяснить истинную причину этого порока развития.

Почему ребенок не держит голову

Есть несколько факторов, которые могут стать причиной неумения малыша держать голову.

Почему ребенок не держит голову

  1. Недоношенные дети в силу своего отставания начинают позже держать голову. Но это не является патологией, просто такие детки все начинают делать позже, оглядываясь на свой истинный возраст.
  2. Кривошея. Она может быть врожденной или приобретенной. Иногда кривошея появляется вследствие родовой травмы. Небольшая кривошея наблюдается у многих детей, когда они спят только на одной стороне кровати. Например, малыш постоянно лежа смотрит вправо, чтобы найти маму. Так мышцы левой стороны менее развиты, ребенок не поворачивает голову в эту сторону и, как следствие, позже начинает держать головку.
  3. Проблемы неврологического характера могут стать причиной отставания в развитии. Проконсультируйтесь на этот счет с невропатологом.
  4. Недостаточные тренировки тоже влияют на умение малыша держать голову. Ребенком нужно заниматься каждый день, только в этом случае вы получите видимый результат.
  5. Скудное питание также может стать причиной отставания в развитии. Возможно, маме стоит параллельно пить комплекс витаминов.

Для того, чтобы исключить возможные отклонения, состояние ребенка должен оценить врач. В месяц обязателен осмотр не только педиатра, но и ортопеда и невропатолога. Если специалисты не заметили у вас каких-то патологий, значит, все в ваших руках.

Любите своего ребенка, несмотря на то, что он пока не умеет делать некоторые вещи. Тренируйтесь с малышом в игровой форме, и уже совсем скоро он порадует вас новыми достижениями.

как отлучить ребенка от груд

Видео: учимся держат голову

howtogetrid.ru

Как правильно научить ребенка держать голову?

В силу ряда причин, например, из-за слабого физического развития, новорожденные не держат голову. Как помочь ему? Как научить ребенка держать голову? Для этого необходимо лишь немного внимания и старания мамы.

Нормальное развитие малыша

Интерес к окружающему миру как причина поднимания головыС первых дней после рождения малыш уже проявляет любопытство. Но повороты головы в первые недели обусловлены рефлекторными сокращениями.

Но вот ребенку исполняется почти месяц. Он с любопытством рассматривает все вокруг. Поворачивает голову то влево, то вправо, следя за тем, что происходит вокруг него.

Если малыш в этом возрасте держит голову, это не указывает на раннее его физическое развитие, а является отклонением. Например, причиной может быть повышенный тонус мышц.

В месяц малыш уже может на коротких полторы минуты поднимать голову в положении лежа на животике. А в 2 и 3 месяца делает это с большей уверенностью. Также он способен несколько минут удерживать самостоятельно голову, находясь на руках у мамы.

В 4 месяца эта способность уже полностью освоена. Новорожденный легко приподнимается на локтях, лежа на животе, прямо держит шею и разглядывает окружающие его предметы.

Примерно в 3 месяца при осмотре малыша педиатр всегда обращает внимание на то, может ли ребенок держать голову самостоятельно.

Если нет, то это может указывать на психические или физические отклонения у малыша. В этом случае следует принимать меры. Как научить ребенка держать голову? Есть много способов.

Почему кроха не держит голову?

Причины, по которым ребенок в полгода все еще не держит голову, могут быть такие:Польза плавания для укрепления мышц шеи

  • вес младенца ниже нормы, он не получает полноценное количество питания;
  • ребенок недоношенный и отстает в весе, физически недоразвит;
  • страдает парезом мышц шеи, кривошеей либо у него слабый мышечный тонус;
  • малыш получил при рождении тяжелую родовую травму;
  • кроха имеет неврологическую патологию развития.

Как правильно держать ребенка, чтобы он начал самостоятельно поднимать голову, должен подсказать педиатр. Следует прислушаться к советам и делать специальные нехитрые упражнения.

Чтобы ребенок вовремя начал самостоятельно поднимать голову, следует начиная с трех недель перед едой и через некоторое время после еды выкладывать кроху на животик на пару минут.

При этом нужно делать нехитрое упражнение. Мама должна встать неподалеку от ребенка напротив его лица. Потряхивая яркой погремушкой или что-то напевая ласково, она должна обратить на себя внимание крохи.

Таким образом, младенец поднимает голову на мамин голос, стараясь увидеть, что происходит. Делать такое упражнение следует каждый день, и через месяц мышцы шеи крохи станут крепче. Он сможет держать голову самостоятельно.

Необходимость маминой поддержки для развития ребенкаЧтобы укрепить мышцы шеи, нужно пускать ребенка плавать в ванну. Для этого набирают полную ванну воды с температурой 37°С. Новорожденного аккуратно опускают в воду.

Совсем маленькие дети обычно чувствуют себя в воде, как в родной стихии. Они уверенно держатся на плаву. И сама природа подсказывает им, как нужно плыть.

Начиная с месяца стоит делать малютке легкий массаж. Поглаживающими движениями осторожно разминать его тело, в том числе и шею. В тех случаях, когда боязнь навредить малышу перевешивает, можно нанять профессиональную массажистку.

Благодаря массажу удается снять повышенный тонус мышц, расслабить тело ребенка, выправить кривошею.

С 2 месяцев следует брать ребенка на руки и располагать его горизонтально. Держа осторожно одной рукой за бедро с внешней стороны, а другой придерживая за шею, нужно горизонтально раскачивать младенца вперед-назад.

Сочетать это полезно с упражнением на мячике. На большой резиновый мяч выкладывают малыша и осторожно раскачивают вперед-назад. Невольно ребенок поднимает голову.

Если ребенок родился недоношенным и его физическое развитие из-за этого замедленное, следует еще обращать внимание, сколько он съедает материнского молока. Почаще прикладывать его к груди, чтобы кроха набрал массу и стал более крепким. Тогда и мышцы его окрепнут.

okarapuzah.ru

Как научить ребенка держать голову: упражнения лежа на животе

 Как научить ребенка держать голову: упражнения лежа на животеПоявление в доме новорожденного у родителей вызывает множество вопросов, связанных с его развитием и уходом. Поэтому и вопрос о том, как научить ребенка держать голову, волнует очень многих мам и пап. Они стараются узнать об этом как можно больше, чтобы помочь своему крохе укрепить мышцы маленького тельца.

В первые дни своего существования вне материнской утробы движения малыша вызваны рефлексами. Если не поддерживать его головку, она просто не сможет держаться самостоятельно и будет все время откидываться. Допускать этого нельзя, поэтому родители постоянно должны следить за работой мышц своей крохи до тех пор, пока он не научиться держать свою головку самостоятельно. В противном случае может произойти повреждение шейных позвонков, в результате чего появится патология. Например, это может быть искривление шеи.

Лежа на животе, учимся держать головку

Для того чтобы малыш учился сам держать голову, следует делать с ним упражнения, полезные для мышечной системы.

  • Уже в трехнедельном возрасте между кормлением грудничка нужно выкладывать на живот. Природные рефлексы заставят его напрягать мышцы шеи для того чтобы приподнять голову и положить ее на бок. Делать это можно после того как заживет ранка пупка. Сначала малыш проводит время, лежа на животе несколько минут. Постепенно время необходимо увеличивать. Хорошо это делать в перерывах между кормлением ребенка. Для стимуляции рекомендуется возле него положить безопасные игрушки и картинки.
  • Делайте своему ребенку легкий массаж в виде поглаживаний, укрепляя мускулатуру и повышая тонус мышц. Для этих целей можно нанять профессиональную массажистку или делать его самостоятельно, научившись у профессионалов и с помощью методических пособий.
  • В воде ребенок чувствует себя весьма уверено и привычно. Поэтому ванные процедуры для него – отличная физкультура. Приобретенный заранее круг поможет ему надежно удерживать головку.
  • Хорошо укрепляются мышцы с помощью покачивания малыша в разные стороны, во время нахождения его на животе. В результате проделывания таких простейших упражнений развивается координация движения, и укрепляются мышцы крохи.
  • Если ваш ребенок уже может держать голову самостоятельно около 5 секунд, специалисты советуют чаще брать его на руки в вертикальном положении, при этом пальцами нужно придерживать его за затылок. Отлично, если вы будете брать ребенка на руки и укладывать его на животике в горизонтальном положении. При этом следует одной рукой поддерживать его шею.
  • Чтобы головка не находилась постоянно на боку, нужно периодически перекладывать ребенка и он будет следить за окружающими его предметами и слева, и справа.
  • Во время сна позу ребенка необходимо менять.
  • Необходимо следить за весом и питанием ребенка. Он должен получать необходимые питательные вещества и витамины.

Не следует торопить ребенка. Очень важно быть терпеливыми и внимательными. Он нуждается в помощи родителей. Уже в двухнедельном возрасте ребенок будет пытаться самостоятельно поднимать голову, лежа на животе. Если вы заметите, что ваш ребенок уже в месячном возрасте легко удерживает голову без поддержки, это должно вас насторожить. Нужно посоветоваться с лечащим врачом, так как такое состояние не является нормальным. Возможно, у него повышенное внутричерепное давление.

Сам приподнимать голову в положении – лежа на животе, ребенок должен уметь уже в 6 недель. К 8-9 неделям новорожденные способны удерживать голову, находясь в вертикальном положении. При этом следует знать, длительное время в таком положении ребенок находиться не может, ввиду его еще слабых мышц.

Уверенно, находясь в вертикальном положении, малыш начитает держать головку к 4 месяцам. Находясь на животе, он сможет поднимать верхнюю часть туловища и голову. К полугоду ваш ребенок начнет поворачивать ее в разные стороны, наблюдая за своими любимыми игрушками или реагируя на звуки.

Упражнения

Для того чтобы малыш научился правильно держать головку, специалисты рекомендуют делать с ним определенные упражнения.

Малыша следует уложить на живот, а перед ним выставить яркие игрушки. С помощью ладони нужно осторожно приподнять головку малыша, чтобы он смог увидеть выставленные игрушки. На такое действие потребуется приблизительно около 5 секунд. После этого голову ребенка также осторожно опускают.

Когда вы убедитесь, что ребенок в состоянии удерживать голову, ладонь убирают, не забывая при этом подстраховать кроху. Первое и второе упражнения рекомендуется делать по 5 раз.

Как только малыш будет в состоянии сам держать головку, его нужно заинтересовать. Для этого его как можно чаще нужно укладывать его на животик, расставлять перед ним игрушки и разговаривать с ним. Не стоит забывать о том, что упражнения следует делать не ранее, чем через час после еды.

Ребенка укладывают животом на мяч. Ножки малыша должны располагаться к вам. Катайте его на мяче, удерживая самого ребенка за подмышечные области. Такое упражнение можно делать 10 раз.

Малыша укладывают спинкой на стол, а под его плечики и головку подставляют небольшую подушку. Поднимите малыша за плечи и удерживайте в таком положении несколько секунд. После этого нужно осторожно пустить его голову на подушку. Ребенок должен сам учиться приподнять головку вслед за плечиками. Упражнение можно делать 6-7 раз. Как только ребенок научиться сгибать руки в локтях, можно такое упражнение делать, используя его ручки.

Ребенок плохо держит голову

Если ваш малыш не научился хорошо держать голову к 5-6 месяцам, следует за консультацией обратиться к лечащему врачу. Это может быть связано с недостаточным количеством питательных веществ в организме ребенка или недоеданием. Также причиной может стать ослабленный тонус мышц, нарушение их функций, кривошея, послеродовая травма. Ребенок плохо держит голову из-за нерегулярного выкладывания его на живот. Это не дает ему возможности производить необходимые действия, развивая и укрепляя мышечную систему.

Для того чтобы научить держать голову малыша без поддержки специалисты рекомендуют родителям укреплять его мышцы шеи с помощью несложных упражнений, описанных выше. Заниматься со своим чадом следует регулярно, тогда не будет никаких проблем в его развитии.

forsmallbaby.ru

Как научить ребенка держать голову лежа на животе: массаж, плавание

Содержание статьи:

Умение держать голову появляется у младенцев с 1,5 до 3 месяцев. Обычно это происходит естественным путём благодаря врождённому любопытству всех деток. Зная, как научить ребёнка держать голову, можно значительно ускорить процесс формирования навыка. Ведь от него напрямую зависит вся дальнейшая двигательная активность малыша.

Грудничок освоил навык удержания головки

Как понять, насколько хорошо ребёнок держит голову

Все дети индивидуальны, поэтому сложно говорить о нормах и сроках. Если у родителей трёхмесячного малыша все же возникают сомнения по поводу его своевременного развития, можно провести небольшой тест:

  • осторожно потяните за ручки лежащего на спине младенца – если он в состоянии удержать голову в течение полуминуты, поводов для беспокойства нет;
  • снова уложите кроху на спину и немного приподнимите за ручки – хорошо, если его голова держится на одной линии с позвоночником в течение нескольких секунд и лишь потом запрокидывается назад.

Помните, что до 3 месяцев нужно поддерживать головку грудничка, не давать ей свисать и болтаться. Резкие движения могут повредить ещё неокрепшие шейные позвонки.

5 способов укрепления спинных и шейных мышц ребёнка

Для начала уясним – научить младенца держать голову невозможно. Все действия родителей скорее направлены на то, чтобы помочь малютке освоить этот навык. А значит, будем укреплять спинные и шейные мышцы и избавляться от гипертонуса, присущего всем деткам в первые месяцы жизни. Что советуют педиатры?

Советуем ознакомиться: Когда ребенок начинает держать голову

Выкладываем на животик

После 3 недель, когда заживёт пупочная ранка, начинаем ненадолго выкладывать новорождённого на живот. Повинуясь рефлексу, он будет интуитивно поворачивать головку, чтобы не задохнуться. На первых порах оставаться в положении лёжа на животе можно в течение нескольких минут 2-3 раза в день. Это упражнение является отличной профилактикой коликов, т. к. помогает отхождению газов.

Возможно, вашему грудничку не всегда нравится быть лёжа на животе, ведь для него это серьёзный труд. Поэтому сделайте так, чтобы ему нравилось находиться в этом положении. Положите крошку себе на грудь или на живот. Так, ощущая тепло мамы, младенец сам захочет приподнять головку.

Тепло мамы

[ads1]

Также можно отвлечь его погремушкой или песенкой. Главное – никогда не оставляйте малыша в этом положении без присмотра.

Массаж

Уже с 1 месяца, если нет никаких противопоказаний, малышу необходимо делать массаж. Лучше доверить это дело профессионалу, ведь организм малютки ещё очень хрупкий, и неосторожные движения могут нанести ему вред. Массажист знает, какие мышцы нужно расслабить, а какие наоборот привести в тонус.

Мама может и самостоятельно научиться делать массаж, наблюдая за работой специалиста. Обычно это лёгкие поглаживающие движения с весёлыми стишками.

Массаж младенцу

Плавание

Не бойтесь купать младенца в большой ванне. Уже с 2-3 недель приобретите круг и дайте крошке вволю насладиться купанием. Вода – отличная тренировочная среда для мышечного развития грудничка. К тому же она напоминает малютке те приятные моменты, когда он был в мамином животе.

Советуем ознакомиться: Как купать младенца в первый раз

Процедура плавания для младенца

Берём на ручки

Не бойтесь избаловать чадо! Грудных детей можно и нужно часто брать на руки. В тёплых маминых объятиях детки понимают, что мир надёжен и безопасен, а они сами любимы и нужны.

С 1,5 месяцев, когда крошка сможет хоть ненадолго приподнимать головку, можно носить его в вертикальном положении, придерживая ладонью затылочек. В таком положении он сможет как следует осмотреться и разглядеть окружающих.

Мама берет грудничка на ручки

Также очень полезно носить ребёнка в положении лёжа, при этом располагается кроха на одной руке, а другой страхуем его головку.

Игры с погремушками

Маленьких деток привлекают яркие звенящие игрушки. Это и колокольчики, и погремушки, и пищалки различные. Можно играть так: кладёте игрушку то с одной стороны грудничка, то с другой. Малыш будет поворачивать голову в сторону звука и тренировать нужные мышцы.

Для профилактики кривошеи можно подходить к ребёнку «с музыкой» со стороны, которая противоположна той, к которой чаще повёрнута голова малыша.

Поможет гимнастика

Регулярное выполнение упражнений также поможет крохе скорее научиться держать голову. Только не забудьте вначале проконсультироваться с врачом.

  1. Младенец лежит на спине, мама приподнимает его за ручки. Если кроха ещё мал и не может удержать запрокидывающуюся головку, приподнимаем его за плечи, придерживая пальцами затылок.
  2. Одной рукой берём грудничка под грудь, другой держим в районе бедра. Приподнимаем и опускаем малыша в таком положении.
  3. Упражнение на мяче: мама держит крошку за таз, папа – обхватывает кисти рук. Дружно раскачиваем чадо на фитболе.
  4. Малыш находится лицом вниз на руках взрослого. Родитель приподнимает то его голову, то таз.

Рекомендуем ознакомиться: Упражнения для грудничков на фитболе

Укладывая малютку спать, не забывайте перекладывать его на правый и на левый бочок. Если кроха уже привык спать на одном боку, нужно положить его головой в другую сторону кроватки.

Если у грудничка были родовые травмы или имеются патологии, то ответить на вопрос, как научить ребёнка держать голову, может только ваш лечащий педиатр. В любом случае не стоит переживать, ведь дети до года очень хорошо поддаются лечению, а значит, пройдёт совсем немного времени, и ваш малыш обязательно порадует вас новыми навыками.

rearchildren.ru

Когда ребенок начинает держать голову: игры и упражнения

Малыш рождается с очень небольшим запасом движений, поэтому за первый год жизни ему предстоит многому научиться. Одно из первых умений младенца, которым он овладевает в первые месяцы жизни – умение удерживать голову. Каждой маме или бабушке хочется узнать: «Когда ребенок начинает держать голову? Правильно ли развивается малыш? Не отстает ли? Как научить ребенка держать голову?». На эти вопросы я и хочу ответить в этой статье.

Умение ребенка держать голову начинает формироваться сначала в горизонтальной плоскости. Это означает, что младенец на первом этапе учится:

 1) поворачивать голову в сторону звука колокольчика или голоса мамы, когда лежит на спине (обратите внимание, что ребенок поворачивает голову и в правую, и в левую сторону в зависимости от того, где находится источник звука!),

2)удерживать голову, лежа на животе.

Когда ребенок начинает держать голову в горизонтальном положении? Ответ на этот вопрос дан в календаре развития ребенка «Я расту» в начале статьи.

Как научить ребенка держать голову?

Упражнение 1.Горизонтальное положение.Примерно с 3-недельного возраста нужно несколько раз в день класть малыша на животик. Это можно делать до кормления или через 30-40 минут после кормления, но не сразу же после кормления! Чтобы ребенку было удобнее, можно приподнять и согнуть его ручки и подложить их под его грудку. Если ребенок и не попытался приподнять голову, то можно ему помочь – нужно подложить ладонь своей руки под грудку малыша. В это время надо гладить младенца, разговаривать с ним, стараться вызвать зрительное сосредоточение на своем лице. Просто так  «без дела» и «без  новых впечатлений» лежать на животе малышу не нравится. А вот если он слышит мамин голос сверху, то ребенок обычно приподнимает головку, смотрит на маму и улыбается. Этого и надо добиваться!При первых же признаках утомления малыша его переворачивают на спинку. Категорически нельзя оставлять ребенка, лежащего на животе, без присмотра!

При выполнении этого упражнения надо запастись терпением, ведь время удерживания головки начинается буквально с 1-2-5 секунд и постепенно увеличивается по мере развития и тренировки мышц.

Сейчас существуют даже специальные приспособления, помогающие развитию умения лежать на животике и держать голову – подушки, валики, наклонные опоры. Они предназначены для детишек с нарушениями и подбираются индивидуально врачом по лечебной физкультуре. Если Вам порекомендовали такое приспособление, то заниматься с малышом лучше так: сначала проводить упражнение без приспособления, а затем повторить его уже с приспособлением.

Как проверить умение ребенка держать голову?

Ребенок находится в  положении лежа на животике. Мама становится прямо напротив него на расстоянии примерно 50-70 см. При этом мама: или а) гремит погремушкой – яркой, привлекательной, новой (вместо погремушки можно использовать бубен, шаркунок, любую другую звучащую игрушку), или б) разговаривает ласково с младенцем, читает ему стихи или пестушки.

Если Вы видите, что ребенок высоко поднял голову, опираясь на предплечья, и рассматривает игрушку в таком положении 2-2,5 минут, то это означает, что умение держать голову у него уже хорошо сформировалось. Это происходит обычно к 3 месяцам жизни ребенка. Минимальное время удержания головы в такой позе – 1 минута. Это норма развития малыша.

Обычно к концу третьего месяца жизни малыш уже с удовольствием лежит на животе несколько минут, при этом он опирается на предплечья и выгибает спинку. В подобной позе ребенок видит много предметов впереди себя, что вызывает его интерес. Можно специально впереди младенца ставить дугу с игрушками, чтобы ему нравилось лежать на животике.

Положение лежа на животе очень полезно для развития ребенка, так как оно способствует формированию правильного изгиба позвоночника, улучшению кровообращения головного мозга.

Умение малыша лежать на животе – основа для формирования ползания к 6-7 месяцам жизни.

 Если часто выкладывать малыша на живот, то к 5-6 месяцам ребенок:

  • Умеет лежать на животе, высоко приподняв голову и грудь, опираясь при этом на ладони выпрямленных рук,
  • Умеет в положении на животе свободно поворачиваться в разные стороны и следить за окружающими предметами, игрушками,
  • Делает это с радостью и удовольствием!

Следующий шаг – воспитать умение удерживать голову в вертикальном положении на руках у мамы. Умение считается сформированным, когда малыш удерживает голову вертикально 1-1,5 минуты, находясь на руках у взрослого. Это происходит также примерно в возрасте 3 месяцев. Для развития этого умения  нам понадобится второе упражнение.

Упражнение 2.Вертикальное положение. Время от времени нужно брать малыша к себе на руки и держать его в вертикальном положении. При этом нужно поддерживать ребенка одной рукой под грудь, а другой под ягодицы. Во время упражнения нужно петь малышу песенку, разговаривать с ним, читать стишок, чтобы он сосредоточил взгляд на мамином лице. Это упражнение очень полезно для ребенка, т.к. оно учит удерживать головку и сосредотачивать свой взгляд на лице говорящего взрослого в вертикальном положении тела.Трехмесячный младенец умеет не только удерживать головку, но и сосредотачивается на лице мамы, которая с ним в это время разговаривает. Находясь на руках у мамы, он рассматривает предметы вокруг, поворачивая голову из стороны в сторону.

Третий шаг. Когда освоены первые два шага, нужно начать развивать упор ног (но при этом ставить малыша на ноги нельзя!).

Упражнение 3. Пританцовывание. Ребенка нужно придерживать под мышки и «поставить» на стол или другую твердую поверхность и сразу же приподнять над ней. Получается «пританцовывание».

К 3 месяцам малыш уже может упираться на всю ступню 45 секунд – минуту времени, выпрямляя ножки в коленях при прикосновении к опоре.

К 5-6 месяцам он может стоять в этом упражнении при поддержке под мышки. При этом его ножки выпрямлены и разогнуты в коленях и тазобедренных суставах.

Вот малыш и научился держать голову! Когда ребенок начинает держать голову, он переходит на новый этап развития и учится новым умениям:

  • поворачиваться со спинки на бок (4 месяца),
  • поворачиваться со спинки на живот (5 месяцев),
  • поворачиваться с живота на спинку (6 месяцев),
  • ползать(7 месяцев).

Очень важно, чтобы он овладевал этими умениями, уже научившись хорошо держать голову и свободно брать игрушки из разных положений. Иначе малыш, повернувшись со спины на живот, будет быстро уставать. Иногда в этом случае младенцы, перевернувшись, быстро опускают голову и сосут пальцы.

В заключение статьи я хочу предложить Вам небольшую картотеку развивающих игр с малышом, направленных на формирование у него умения держать  головку. Эти игры разработаны Ю.А. Разенковой – кандидатом педагогических наук, сотрудником Института коррекционной педагогики РАО. Эти игры и множество других полезных игр с малышами до года Вы найдете в ее книге «Игры с детьми младенческого возраста». Проводя с малышом развивающие игры и упражнения, мы закладываем основу для гармоничного своевременного развития ребенка, и не только на ближайшие месяцы его жизни!

kak nauchit rebenka derzhat golovu-1

kak nauchit rebenka derzhat golovu-2

kak nauchit rebenka derzhat golovu-3

kak nauchit rebenka derzhat golovu-4

О том, какие еще упражнения полезны для ребенка в первые месяцы жизни, как развивается у малыша умение держать голову, Вы можете прочитать дополнительный материал в статьях «Развитие ребенка в 1 месяц: развивающие игры и упражнения», «Упражнения для новорожденных»

и в рубрике «Развитие ребенка от рождения до 1 года»

rodnaya-tropinka.ru

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА УДЕРЖИВАТЬ ГОЛОВУ

В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.

Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка.

1. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед. 2. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую — под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения. 3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище. 4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками. 5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову. 6. Вы также удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги. 7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение.

Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка — основное условие развития восприятия окружающего мира. Основная задача сенсомоторного развития — помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.

Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

УПРАЖНЕНИЕ НА ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 7-10 ДНЕЙ)

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 25 ДНЕЙ И СТАРШЕ)

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворотголовы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 1 МЕСЯЦА)

Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколоко секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее.

Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 1 МЕСЯЦА И СТАРШЕ)

Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает.

Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ И РЕЧЕВОЙ СФЕР РЕБЕНКА

В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.

Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: “Где же шарик? Посмотри, вот он где!”

В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: “Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?” Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, факрура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

• Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: “абу”, “агу”, “бубу”, “а-а-а”, “о-о”, “га-га” и т.п. • Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот. • Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться. • Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: “А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму.” Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. “А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? — Снимите платок: — А-а-а, вот где Анютка!” Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры. • Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: “Вот это киска — мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка — ав-ав. Покажи, где собачка?” и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним. • Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их (”Ляля”, “би-би”, “Миша”). • Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.). • Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: “поцелуй маму”, “дай ручку”, “скажи: до свидания”, “покажи, какой ты большой”. Как, например, развить выполнение просьбы “дай ручку”? Протягиваете руку к ребенку и просите “дай ручку”, одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите “дай ручку”, слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку. • Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет. • Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают. • Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: “Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?” и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины. • В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: “Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи” и т.д. • Играйте с ребенком в “Теремок”. Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. “Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок — золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса”. Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ

• Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут. • С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 1 ГОДА ЖИЗНИ

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.

Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.

Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка. Приведем некоторые примеры.

• “Идет коза рогатая”. Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп: “Кто каши не ест, Молока не пьет, Того забодаю, забодаю, забодаю”.

“Пободайте” ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.

• “Ладушки-ладушки”. Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:

Ладушки-ладушки! Где были? — У бабушки. Что ели? — Кашку. Что пили? — Бражку. Кашку поели, Бражку попили — Шу-у-у… Полетели! На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

• Игра “Сорока-белобока” хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке. Очень полезен массаж пальчиков.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА УДЕРЖИВАТЬ ГОЛОВУ

www.baby.ru


Смотрите также