Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Части речи" (собственная разработка). Упражнение части речи 5 класс


Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Части речи" (собственная разработка)

Открытый урок по русскому языку в 5 классе (собственная разработка)

Тема урока: Части речи.

Цель: повторить известные ребятам части речи и их признаки.

Задачи: 1. Совершенствовать умение распознавать части речи.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление и речь.

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Методические приемы: беседа, выразительное чтение, выполнение упражнения, лингвистическая игра.

Урок ориентирован на работу с учебником Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть на нашем сегодняшнем уроке. Присаживайтесь. Давайте откроем тетради и запишем дату: 22 сентября и слова «классная работа». Вы обратили внимание, что строчку для темы я оставила пустой, поскольку она спрятана в данном кроссворде. Попытаемся отгадать его и посмотреть, какое слово зашифровано.

Кроссворд: 1. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка).

  1. Значимая часть слова (морфема)

  2. Значимая часть слова, которая образует формы слова (окончание)

  3. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение слов (корень).

п

р

и

с

т

а

в

к

а

м

о

р

ф

е

е

м

а

о

к

о

н

ч

а

н

и

е

к

о

р

е

н

ь

- Какое слово получилось по вертикали? (речь)

- Из чего состоит наша речь? (из слов или из частичек).

Запишем тему нашего урока – Части речи.

- Ребята, а вы знакомы с этим понятием? (да).

Цель сегодняшнего урока-вспомнить все, что вы знаете о частях речи.

- Давайте представим, что наша речь-это солнце (обращаю внимание на доску. На ней прикреплено солнце из ватмана, но без лучей). А для чего нужно нам солнце? Оно освещает всю землю и дарит людям тепло и свет. Также и речь наша, добрые слова, которые мы говорим друг другу, дарят нам радость.

- Посмотрите на наше солнышко. Чего здесь не хватает? (лучиков)

-Давайте представим, что лучики у солнца - это части речи.

- Какие части речи вы знаете? (ребята называют части речи, приводят 2-3 примера, доказывают, что данное слово – это имя существительное.) Учитель в это время параллельно прикрепляет лучики к солнцу.

- А теперь откроем наш учебник на стр. 30 и прочитаем стихотворение Высотской «Веселая грамматика».

- Я вам прочитаю стихотворение, а ваша задача – определить, какие части речи мы с вами еще не назвали.

-Давайте же сосчитаем, сколько лучиков у нашего солнышка? (десять)

И частей речи в русском языке тоже 10.

-Одинаковы ли по длине лучики солнца? (нет). Почему?

-В русском языке те слова, которые что-то обозначают, будь то действие, признак или предмет, к которым можно задать вопросы, называются самостоятельными. А такие части речи как предлоги, союзы и частицы называются служебными. – Как вы думаете, почему они носят такое название? ( они служат для связи слов в предложении, помогают словам в предложении принять нужную форму или вносят в предложение дополнительный оттенок, то есть они обслуживают самостоятельные части речи.)

2. Распределительный диктант.

- Но наиболее употребительными являются 3 части речи. Это имя существительное, имя прилагательное и глагол.

Поэтому я прошу вас разделить тетрадь на 3 колонки. Первая колонка будет носить название – имя существительное; вторая – имя прилагательное и 3 – глагол. Мы проведем с вами распределительный диктант. Работать будет каждый в своей тетрадочке. Я зачитываю слова, а вы распределяете их в нужную колонку: сверкает, рыжего, птица, радостью, строит, сладкой, училась, нежного, ключи, смотрят, море, вкусные (проверка).

Далее провожу физкультминутку:

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

- Зачитайте слова, которые вы отнесли к первой колонке. Докажите, что перед нами имена существительные (далее ученики зачитывают слова из 2 и 3 колонки, доказывая принадлежность слова к той или иной части речи).

Ученик называет слова из первой колонки, а учитель вывешивает их на доску. - Сверьте с доской распределение слов по колонкам.

Лингвистическая игра «Четвертый лишний»

- Как каждый человек обладает отличительными чертами (внешность, характер), так и слово обладает своими отличительными признаками. Я предлагаю поиграть в игру «4 лишний». Посмотрите внимательно на слова в первой колонке и назовите слово, которое по какому-либо признаку не соответствует остальным словам (ребята указывают слова, а учитель записывает признак).

Признаки имен существительных:

- падеж;

- число;

- одушевленность и неодушевленность;

- род;

- склонение.

Признаки имен прилагательных:

- род (в ед.ч)

- падеж;

- число.

Признаки глагола:

- вид;

- спряжение;

- число;

- время;

- лицо;

- род (в прош. Вр.).

- Ребята, а как вы думаете, какая из этих трех частей речи придает нашим словам образность, выразительность и красоту? (имя прилагательное).

Работа с предложением, записанным на обороте доски:

…(Разноцветные)… (осенние) листья плавно кружатся в воздухе и ложатся на … (темную) землю.

- На месте пропусков Вам необходимо вставить имена прилагательные (устная работа). Ребята зачитывают свои предложения.

Сверяем с предложением, записанным на доске, переносим его в тетрадь. Определяем части речи.

Итог урока: 1. Сколько существует в русском языке частей речи?

2. На какие две большие группы они подразделяются?

3. Что нам нужно знать, чтобы правильно определить часть речи?

Далее выставление оценок.

- Спасибо всем за работу на уроке. До новых встреч!

infourok.ru

Урок – игра «Крестики - нолики» по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» (обобщение по теме)

Урок – игра

«Крестики - нолики»

по русскому языку в 5 классе

по теме «Части речи» (обобщение по теме)

 

Цели: сформировать навыки учебной деятельности, прочные, глубокие знания по предмету; развивать логическое  мышление, речь, умение работать в группах; повысить интерес к учению; воспитывать чувство ответственности, сопереживания, взаимопомощи.

Оформление: в классе вывешены плакаты:

                       Учите русский – годы к ряду,

                       С душой, с усердием, с умом!

                       Вас ждет великая награда,

                       И та награда – в нем самом!

                                                    (Сабир Абдулла)

Оборудование и материалы: игровое поле (см. ниже, одна клетка –формата А4), знаки «крестик» и «нолик», распечатанные на формате А4 (по 5 шт), черный ящик (внутри любой предмет)

Вступление.

Учитель: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он не похож ни на один другой. Могучий и великий. На русском языке говорят не только русские. Понятен он каждому человеку, живущему в России. А сегодня, ребята, мы увидим русский язык с другой стороны. Он предстанет перед нами как интересная и увлекательная игра. С самого раннего детства одна из любимых игр всех детей «Крестики - нолики», и сегодня мы поиграем в эту простую, хорошую игру. Но для начала давайте вспомним правила (учитель чертит на доске таблицу, дети вспоминаю правила игры). Но сегодня, ребята, прежде чем поставить крестик или нолик в той или иной ячейке вам нужно будет выполнить задание, которое и позволит вам это сделать. Как известно, почти в каждой игре нужны команды, поделиться на которые нам сейчас и предстоит.

Задание– задание направлено на выявление симпатий, проявление коллективизма, умения взаимодействовать, сотрудничать, совместно достигать общей цели.

Для этого задания необходимо нарисовать на полу 2 круга такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им разместиться на очерченном пространстве, в какую группу пойти.

Учитель: Вот у нас и определились две команды – «Крестики» и «Нолики» занимайте свои места, на столах вы увидите названия своих команд. Выберете капитанов команд. Начинаем?! (жребием определяется очередность ходов) Команды выбирают поле, выполняют задание, если все верно, ставят на игровом поле свой знак «крестик» или «нолик»

На доске висит игровое поле, на каждой ячейке название задания.

Игровое поле:

1.Конкурс для команд «Один за всех, все за одного!».

(Каждый участник команды пишет только два слова и передает листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдает жюри).

Текст диктанта

Русский язык

     Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

     Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.

     Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода.

     Русский язык помогает нам дружить.

2. Конкурс «Профессор Мышление». Отгадайте загадку и определите часть речи.

1.     Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет (Школа)

2.     Белый зайчик прыгает по черному полю.

Слезы проливает. Дети их читают и стирают. (Мел).

3.     Одной рукой всех встречаю, другой всех провожаю (Дверь).

Для команды, ответившей на меньшее количество загадок, предлагается дать определение имени существительному.

  1. Конкурс “Фантазия, творчество, воображение” – задание на умение использовать невербальные средства общения: мимику, жесты, позу, телодвижения.

Каждая команда получает скороговорку, необходимо изобразить ее так, чтобы соперники как можно быстрее ее разгадали. Чье изображение будет более понятным?

    • “Ехал грека через реку, видит грека – в речке рак, грека сунул руку в реку, рак за руку греку – цап”.

    • “Четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж”.

  1. Конкурс – “Черный ящик” Цель: вспомнить имя прилагательное, дать определение

В черном ящике – предмет. Детям необходимо отгадать, что спрятано в черном ящике. Участники команд по очереди называют прилагательные, которые могут характеризовать этот предмет. Учитель соглашается или нет, выигрывает команда, первая угадавшая.

5. Конкурс капитанов «Характер». Определить часть речи.

1.     Посадила мама в печь  пироги с капустой печь.

2.     Снежное покрывало покрывало все поле.

6.Конкурс «Лучик внимания». Найдите слова, которые спрятались.

Хлев – (лев), коса – (оса), щель – (ель), зубр – (зуб), столб – (стол), укол –(кол), удочка – (дочка), точки – (очки).

7.Конкурс «Абракадабра»

Укажите, какой частью речи являются слова в предложении (предложения записаны на доске)

1.     Сяпала калуша по напушке.

2.     Глокая куздра штеко будланула бокренка.

8. Конкурс «Огадай-ка» Отгадайте слова.

1.      Для 2-й команды: его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.

2.      Для 3-й команды: его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.

infourok.ru

Служебные части речи. Союз (5 класс)

Класс: 5

Дата.14.03.2017

Предмет: русский язык

Тема. Служебные части речи. Союз.

Планируемые результаты. Личностные:

стремление к речевому самосовершенствованию;

усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью другого;

 Метапредметные:

адекватное понимание информации;

способность извлекать информацию из различных источников;

умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ;

 Предметные:

совершенствование навыков характеристики служебных частей речи;

обогащение речи учащихся за счет использования конструкций с союзами;

отработка грамотного письма;

способность определять значение союзов;

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник , раздаточный материал, выписки из толкового словаря Ожегова, картинки для оценивания.

 Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой

- Добрый день, ребята. Садитесь. Продолжите предложение

День добрый, потому что…….

Оговаривается оценивание.

II. Целеполагание, формулирование темы, мотивация.

Словарный диктант

Гуашь, неглубокая, настежь, невтерпеж, семнадцать, летишь,что, но.

Проверка.

-Какие слова лишние?

-Почему? Как вы это поняли? (не отвеч. На вопросы, не изменяются, не явл.чл предл, не имеют лексич. Значения)

Как называются эти части речи?

Какую тему будем изучать?

Записываем тему.

Служебные части речи. Союз.

-Какая цель? Для чего будем изучать тему?

На доске предложения. Проведем небольшую исследовательскую работу.

Я завяжу (в) узелок своё горе и (в) реке утоплю.

Ты (от) горя бежиш.. (за) реку а оно стоит (на) берегу.

Задание найти союзы, подчеркнуть грамматическую основу.

Вывод:(для чего служат союзы)

III. Изучение нового материала.

Сравним наши выводы с учебником. Стр.75

Домашнее задание (аналогичное задание упр. 429)

Инд. Придумать лингвистическую сказку «Жил-был предлог…»

Упражнение 430 ( по вариантам)

После упражнения ВЫВОД( для чего служат союзы)

Физминутка

Загадка о реке.

Водою озеро питает,

В ней рак с лягушкой обитает

В ней затаившись в камышах

Мечтает щука о ершах

Течет она из родника.

Два берега - одна…..

-Вы правильно отгадали загадку, это река. Я неспроста её загадала, потому что 14 марта отмечается Международный день рек. Впервые эта дата стала отмечаться в 1998 году, люди более 20 стран в том числе Бразилии. Австралии, Японии, США и ,конечно же, России приняли участие в субботниках по очистке рек.

-Какие вы знаете реки в России?

-А в Крыму?

Задание

Перед вами текст. Ваша задача его отредактировать. Работа в парах.

(Текст распечатан на каждой парте)

Творческая работа(дифференцированная)

-Вы знаете, что такое лозунг?( раздаются выписки из словаря Ожегова)

Задание. Представьте, что вы участвуете в акции по защите рек и др. водоемов. Вам нужно составить лозунги, используя при этом предлоги,на тему «Берегите воду!»

Кому тяжело- составляет словосочетания по теме.

IV. Итоги урока.

- Итак, время торопит нас. Пора подводить итоги нашего разговора о предлоге. Но закончился лишь сегодняшний урок, а наши встречи с союзом ждут нас постоянно.

VI. Рефлексия.

Синквейн.

- Подсчитайте жетоны, заработанные на уроке. (Объявление оценок учителем)

infourok.ru


Смотрите также