Дефис в разных частях речи. Употребление дефиса в разных частях речи упражнения


Дефис в разных частях речи

Тема урока: «Слитное, дефисное и раздельное написания разных частей речи»

Тема урока: «Слитное, дефисное и раздельное написания разных частей речи»

Слитное, дефисное и раздельное написания разных частей речи. Задание: Попробуй прочитать. Текст задания : слитноеписьмогосподствоваловплотьдоизобретения печатногостанкаиучреждениявовторойполовине 16векапервойкрупнойтипографиивМоскве

Слитное, дефисное и раздельное написания

разных частей речи.

Задание: Попробуй прочитать.

Текст задания : слитноеписьмогосподствоваловплотьдоизобретения печатногостанкаиучреждениявовторойполовине 16векапервойкрупнойтипографиивМоскве

Слитное, дефисное и раздельное написания разных частей речи. Раздельное написание слов позволяет: – точно передать смысловую сторону речи, – избежать непонимания и двусмысленности, – помогает быстро и осмысленно читать текст

Слитное, дефисное и раздельное написания

разных частей речи.

Раздельное написание слов позволяет: – точно передать смысловую сторону речи, – избежать непонимания и двусмысленности, – помогает быстро и осмысленно читать текст

Слитное, дефисное и раздельное написания разных частей речи. Через дефис пишутся части речи Примеры Из-за, из-под а) Обозначают названия промежуточных сторон света Северо-восток, юго-запад б) Обозначают одно понятие, образованное из двух самостоятельных слов Диван-кровать, плащ-палатка в) Имеют первой частью пол-, перед гласными, прописными и л Пол-лимона, пол-яблока, пол-Европы

Слитное, дефисное и раздельное написания

разных частей речи.

Через дефис пишутся

части речи

Примеры

Из-за, из-под

а) Обозначают названия

промежуточных сторон света

Северо-восток, юго-запад

б) Обозначают одно понятие,

образованное из двух

самостоятельных слов

Диван-кровать, плащ-палатка

в) Имеют первой частью пол-, перед

гласными, прописными и л

Пол-лимона, пол-яблока,

пол-Европы

Слитное, дефисное и раздельное написания разных частей речи. Через дефис пишутся части речи Примеры а) Обозначают оттенки цветов Светло-зеленый, сине-зеленый б) Могут быть заменены двумя равноправными словами с союзом Машинно-тракторный завод в) Образованы от сложных существительных, пишущихся через дефис Юго-западный, северо-восточный

Слитное, дефисное и раздельное написания

разных частей речи.

Через дефис пишутся

части речи

Примеры

а) Обозначают оттенки цветов

Светло-зеленый, сине-зеленый

б) Могут быть заменены двумя

равноправными словами с союзом

Машинно-тракторный завод

в) Образованы от сложных

существительных, пишущихся

через дефис

Юго-западный,

северо-восточный

Слитное, дефисное и раздельное написания разных частей речи. Через дефис пишутся части речи Примеры С суффиксами - то, -либо, -нибудь ,приставкой кое- Кто-то, что-либо, кое-кого, что-нибудь

Слитное, дефисное и раздельное написания

разных частей речи.

Через дефис пишутся

части речи

Примеры

С суффиксами - то, -либо,

-нибудь ,приставкой кое-

Кто-то, что-либо, кое-кого,

что-нибудь

Слитное, дефисное и раздельное написания разных частей речи. Задание: подобрать к выделенным словам сложные прилагательные, устно объяснить их написание. Текст задания : Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки . Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах . Кроны сосен темнеют на фоне неба . Со всех сторон слышится пение птиц.

Слитное, дефисное и раздельное написания

разных частей речи.

Задание: подобрать к выделенным словам сложные прилагательные, устно объяснить их написание.

Текст задания : Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки . Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах . Кроны сосен темнеют на фоне неба . Со всех сторон слышится пение птиц.

Слитное, дефисное и раздельное написания разных частей речи. Задание: Распределите слова по группам, впишите их в таблицу, раскрыв скобки: Текст задания: (Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, кто(либо), (железно)дорожный, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (не)смотря на трудности, отрезал (пол)яблока, начертить (полу)круг, налила (пол)чашки, разглядеть в (полу)тьме, обойти (пол)Москвы, проехать на ( везде)ходе, поставить (мыше)ловку, (древне)русская литература.

Слитное, дефисное и раздельное написания

разных частей речи.

Задание: Распределите слова по группам, впишите их в таблицу, раскрыв скобки:

Текст задания: (Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома, кто(либо), (железно)дорожный, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)России, (не)смотря на трудности, отрезал (пол)яблока, начертить (полу)круг, налила (пол)чашки, разглядеть в (полу)тьме, обойти (пол)Москвы, проехать на ( везде)ходе, поставить (мыше)ловку, (древне)русская литература.

  • (Пол) огурца, (пол) метра, (пол) ложки, (пол) города, (пол) Москвы, (пол) девятого, (полу) автомат.
  • (Трёх) миллионный город, (7) тысячный новорождённый, (семьдесят) пятый год, (восемь) (с) половиной часов.
  • (В) виду окончания рейса все повеселели; (в) след (за) тем включился граммофон; это что (то) (в) роде дневника; (на) перекор стихиям; (в) течение часа всё было тихо; (в) следствие плохой погоды мы оставались в избушке (с) верх необходимого; охотник (из) под руки смотрел волку (в) след; она заплатила ему (за) то, что он (в) продолжение часа следил за вещами; (в) связи с этой поездкой обнаружились недостатки (в) следствии, проведённом (на) кануне.
  • Что (бы) мне почитать, что (бы) заснуть так (же) крепко, как и вы? (И) так, спрячься за (то) дерево во что (бы) (то) (ни) стало. (При) том заявлении есть чистые бланки, так (что) вы сможете сдать все нужные документы. Они как (будто) сговорились – прибыли в одно и то (же) время. Мы то (же) не опоздали.
  • (Не) уже (ли) да (же) это тебя не остановит? Ну (ка), помогите кто (нибудь)! Как (же) ты не понимаешь, ведь они стали (бы) врагами. Я (таки) полагаю, что (кое) (с) кем неплохо (бы) поговорить. Всё (таки) что (то) его тревожит. (Кое) где остались (таки) пятна.

kopilkaurokov.ru

Дефис в частицах и других частях речи

Дефис в частицах и других частях речи

1.Определить тему урока по предложению

(эвристический приём)

  • Если когда-нибудь кто-то читает книгу, лёжа на диван-кровати, у него могут заболеть глаза и из-за этого стать ярко-красными. Поэтому-то сядь-ка за стол и читай правильно.

Цели урока:

–изучить правила написания частиц и учить применять их на практике,

- составлять с частицами предложения и тексты,

- повторить правила употребления дефиса в других частях речи;

- развивать устную речь, а также моральные качества;

- воспитывать честность, ответственность, трудолюбие, уважение к русскому языку.

Слово учителя. Ребята, вы сегодня будете работать и оценивать и сами себя, и своих товарищей. У каждого из вас есть оценочный лист, куда вы и будете заносить отметки. Наверное, вы все хотите получить хорошие отметки за урок. Поэтому я вас призываю быть внимательными, активными, ответственно подходить к выполнению заданий и ставить отметки себе и товарищам честно.

2. Актуализация знаний

2. Назвать части речи, в которых встречается написание слов через дефис.

Когда-нибудь (нар.), кто-то (мест.),

диван-кровать (сущ.), из-за (предлог), ярко-красными (прилаг.).Поэтому-то

(нар.+част.), сядь-ка (глаг.+част.)

3. Тест на изученный материал: слитно +, раздельно /, дефис –

1. что (либо) -

2. жить (по) новому –

3. (по) жить +

4. (в) лево +

5. (по) новому пути /

6. (из) под корня -

7. (из) вестный +

8. (из) леса /

9. (юго) запад -

10. (ниже) подписавшиеся +

Взаимопроверка в парах.

Вывод. Чтобы писать грамотно, нужно знать части речи, части слова и правила, связанные с ними.

3. Работа по новой теме

(эвристический приём)

Дружили бы люди! Опять-таки пришёл праздник.

Любите ли вы читать? Всё-таки книга – большая ценность.

Учитесь же хорошо! В школе вы развиваетесь-таки.

Не обижай никого. Знания-то всем нужны.

Где поэт ни бывал, везде Расскажи-ка сказку.

ему были рады.

Стихи таки запали в душу.

Хорошая таки эта книга.

Сделайте из этого вывод и сформулируйте правило.

- ТО

4. Закрепление изученного

1. Составить предложения с частицами (фронтально устно)

… бы, …ли, … же, не…, …-ка, …-то, -таки, …таки, всё-таки.

2. Работа в парах по карточкам.

1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.

2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)

найти, пишешь(таки), устали (же).

3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.

Проверка в других парах

3.Исследовательская работа в группе:

определить части речи (и части слова) и их написание

(То) берёзка, (то) рябинка. Урок (то) начался. Где (то) на белом свете.

То сердце (не)научится любить, которое устало (не)навидеть. Мы так(же) старательно выполним работу дома, как и в школе. И завтра то(же), что вчера. Мы то(же) за мир! Что(бы) подарить маме, что(бы) она обрадовалась?

Комментируют ученики по очереди по одному примеру из каждой группы

4. Творческая работа в группе: составить текст на тему «Книга», «Природа», «Родители», «Школа», «Будущая профессия», «Правила поведения», используя частицы

… бы, …ли, … же, не…, …-ка, …-то, -таки, …таки, всё-таки.

5. Самостоятельная работа: упр. № 425.

6.Д/з: выучить правила из § 69.

Выполнить упр.№ 422(стр.171)

или

творческое задание: составить словарный диктант с разными частями речи, пишущимися через дефис (20-25 слов).

7. Рефлексия:

- Что узнали новое?

- Что было трудным, а что лёгким?

- Что особенно запомнилось?

-Что было интересным, а что показалось скучным?

8. Слово учителя.

Ребята! Сегодня мы изучили новую тему, а, стало быть, сделали открытие для себя в русской грамматике. У кого-то это получилось легко и просто, у кого-то вызвало определённые трудности. Но важно то, что вы работали, исследовали, творили, и за труд вас ждёт награда – отметка. Сдайте листки самооценки мне, а я в свою очередь поставлю свою отметку за вашу работу на уроке, и посмотрим, совпадут ли эти отметки. Если нет, у вас появится возможность ещё раз продемонстрировать свои знания по теме урока. Желаю вам удачи!

Приложение

Листок самооценки

ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель

ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель

ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель

ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель

ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель

ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель

ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель

ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель

ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель

ФАМИЛИЯ

Тест

уч-к

Тест

учитель

Карточка

ученик

Карт-ка

учитель

Творч. раб.

ученик

Творч. раб. учитель

Сам. раб.

уч-к

Сам. раб.

уч-ль

Актив-

ность

ученик

Актив-

ность

учитель

Карточки

1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.

2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)

найти, пишешь(таки), устали (же).

3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.

1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.

2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)

найти, пишешь(таки), устали (же).

3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.

1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.

2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)

найти, пишешь(таки), устали (же).

3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.

1. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Был (бы), знаешь (ли), малина (же), чай (то) остыл, скажи (ка), пришёл (таки), опять (таки), (не) ломай.

2. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Снова(таки), улыбнулся (бы), помнишь (ли), книга (то), дерево(таки), (не)

найти, пишешь(таки), устали (же).

3. Раскрыть скобки, обозначить разряды частиц

Ушёл (бы), сахар (же), съедобный (ли), кресло(таки), возможно(таки), прочитай-ка, (не) ошибись.

multiurok.ru

Персональный сайт - Употребление дефиса.Таблица.

olgalesnaya297.narod.ru

 
В каких словах
В каких случаях
примеры
1
Суффиксы в неопред. нар. и мест.
-то, -либо, -нибудь
кто-то, куда-нибудь, кем-либо
2
Приставка в неопред. нар. и мест.
кое- (если нет предлога)
кое-кого, кое-как
3
Частицы
-ка, -тка, -с, -де, -то
скажите-ка, ну-тка, слушаю-с,
он-де зайдёт,
ботинки-то почистить надо
-таки
1. с глаголами
 
явился-таки
2. в некоторых словах
всё-таки, так-таки, опять-
таки, довольно-таки
3. в остальных словах -таки пишется раздельно
 
Он таки узнал.
Иван таки приехал.
4
Предлоги сложные
 
из-за, из-под, по-над, по-за,
для-ради, за-ради
 
из-за леса, из-под стола,
 по-над Волгою, по-за холмами
5
Наречия
 
 
 
 
 
 
 
1.по-,  +  -ому, -ему, -и
 
по-новому, по-весеннему,
 по-заячьи
2.во-, в-  +  -их, -ых
 
во-первых, в-третьих
3.если образованы путём повтора одного и того же слова
 
еле-еле, чуть-чуть
4. если образованы сочетанием однокоренных или синонимичных слов
 
давным-давно, мало-мальски,
день-деньской; шиворот-навыворот, нежданно-негаданно
6
Существительные
1. если образованы сочетанием двух самостоятельных сущ.
 
кафе-ресторан, купля-продажа, премьер-министр
2. составные фамилии
Салтыков-Щедрин
3. стороны горизонта
 
северо-восток, юго-запад
7
Прилагательные
1. если образованы от сущ., которые пишутся через дефис
северо-восточный
2.если обозначают оттенки цветов
чёрно-белый, бледно-розовый
3.если можно между прил. вставить союз И
 
русско-английский (русский и английский)
8
Корень ПОЛ-
если после ПОЛ стоит:
1.гласная буква,
2.буква Л,
3.прописная согласная
 
пол-яблока
пол-лимона
пол-Москвы
9
Междометия
если образованы путём повтора
 
ох-ох, ха-ха-ха

Смотрите также