Занятия у балетного станка: модно и эффективно. У станка упражнения


Классический станок - хореография

Обучение классическому танцу начинается у станка. Навыки, полученные у станка, поддерживаются ежедневной тренировкой и основаны на строгих методических правилах. Занятия по предмету «Классическая хореография» не возможны без детальной отработки упражнений у классического станка.

 Значение занятий у станка трудно переоценить, так как именно у станка  развивается:

  • Мускулатура ног, их выворотность, танцевальный шаг, эластичность ахиллова сухожилья стопы
  • Правильная постановка корпуса, распределение веса на двух и на одной ноге, устойчивость (aplomb)
  • Общая подтянутость фигуры, характерная для классического танца
  • Координация движений танцора
  • Постановка рук и головы, красивая осанка
  • Ритмичность движений, музыкальность (способность двигаться под музыку), способность выдерживать различный темп музыки.

Последовательность упражнений у классического станка не случайна. Педагог всегда учитывает общие задачи урока, полезность и логичное сочетание движений, степень их трудности. Педагог обычно варьирует количество повторений и степень физической нагрузки на различные группы мышц. Не правильно считается соединять движения в комбинации только для красоты рисунка упражнения или для заполнения музыкальной фразы.

Время исполнения упражнения

Название упражнения

Значение упражнения

1

 

Plie по всем позициям

Plie разогревает связки ног для нагрузок

2

 

Battements tendus

Battements tendus и Battements tendus jetes вырабатывает силу ног, развивает стопу

3

 

Battements tendus jetes

4

 

Ronds de jambe par terre (в конце комбинации port de bras)

Ronds de jambe par terre развивает вращательную способность тазобедренного сустава

5

 

Battements fondus

Battements fondus вырабатывает мягкость и эластичность, необходимую для прыжка

6

 

Battements frappes и doubles frappes

Battements frappes и doubles frappes приучает мышцы действовать быстро и четко, контрастно (стакатто)

7

 

Ronds de jambe en l’air

Ronds de jambe en l’air разрабатывает подвижность коленного сустава

8

 

Petits battements sur le coup-de-pied (можно сочетать с вращениями у станка)

Petits battements sur le coup-de-pied развивает стопу, улучшает общую координацию, точку баланса

9

 

Adajio

Adajio вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе на высоте более 90 градусов

10

 

Grands Battements

Grands Battements способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, является главным в развитии шага.

11

 

Releve

Releve укрепляет стопу, повышает устойчивость, способность сохранять баланс на высоком полупальце

Первый год обучения экзерсис у классического станка исполняется на всей стопе. В дальнейшем каждое упражнение начинается на стопе, а заканчивается на полупальце. Педагог уделяет особое внимание  выворотности высокого полупальца студента. Затем экзерсис исполняется полностью на полупальце. Занятия на полупальце активнее развивают ахиллово сухожилье, икроножную, ягодичную и трехглавую (бедренную) мышцы танцора. Укрепляется свод стопы, нога приобретает красивую законченную линию и балетную форму.Занимаясь хореографией у классического станка необходимо следить, чтобы корпус, руки, голова постоянно участвовали в упражнении. Мы тренируем не только ноги! Обязательно нужно соблюдать характер движения, зная правильный перевод термина с французского языка. Каждое упражнение – это своего рода маленький танец.

Если термины и цифры, изложенные  выше, для Вас пока не знакомы, этот факт для нас не проблема. Приходите, и мы выучим их с Вами вместе! Хорошая физическая форма, регулярное посещение занятий – вот, что особенно приветствуется у нас среди студентов и педагогов Образовательной программы. Наш девиз: Не стыдно что-то не знать, стыдно ничего не делать, чтобы научиться!

Назад - Статьи о балете

moi-ballet.com

Цели и задачи экзерсиса у станка.

Previous Entry Share Next EntryЦели и задачи экзерсиса у станка.pan4enOctober 26th, 2012

Экзерсис - это упражнения у станка, преследует следующие цели:                                                                                                                           1. Развивает опорно-двигательный аппарат учащихся, к которому относятся кости скелета и их соединения (суставы, связки, мышцы). Способствует развитию подвижности суставов, укреплению и эластичности связок, силе мышц, развивает особенно те мышцы, которые недостаточно заняты в упражнениях классического танца.                                                                                                                                          2. Повышает техническую сторону танца, вырабатывает координацию, силу, гибкость, мягкость и точность движений, чувство ритма. 3. Развивает выразительность, танцевальность, ощущение характерных особенностей и национального колорита. 4. Является подготовкой к усвоению этюдов и танцев на середине зала.                                                                                                                 Задачи экзерсиса:                                                                                                                                                                                                                    1. Экзерсис строится от простого к сложному, а также на равномерном распределении физической нагрузки на мышцы.                                      2. Перед каждым упражнением даются разъяснения развитию каких мышц, связок и суставов способствует это упражнение. 3. Упражнения выполняются поочерёдно с правой и левой ноги.                                                                                                                                  4. Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц, причём чередуются движения на вытянутых ногах с движениями на при согнутых. Мягкие, плавные движения, с резкими, отрывистыми. После упражнений с ненапряжённой стопой с движениями с напряжённой стопой.                                                                                                                5. Музыкальное сопровождение должно быть связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру , стилю и национальной окраске. Движение должно быть точно согласованно с ритмом музыки.                                                                                     Порядок экзерсиса:                                                                                                                                                                         1. Demi и grand plie - маленькие и большие приседания.                                                                                                                                                      2. Battement tendu - отведение и приведение ноги из позиции в позицию носком по полу.                                                                                                      3. Battement tendu jete - маленькие, резкие броски на 45 градусов.                                                                                                                                        4. Rond de jambe par terre и rond de pied - круг носком и пяткой по полу.                                                                                                                                    5. Pas tortilles - "зигзаги".                                                                                                                                                                                                         6. Battement fondu - "тающий", медленное сгибание и разгибание двух ног одновременно.                                                                                         7. "Верёвочка" - упражнения для бедра.                                                                                                                                                                              8. Flic-flac - упражнения с ненапряжённой стопой, мазки "от себя", "к себе".                                                                                                                   9. Выстукивания - выстукивающие движения каблуками и полупальцами.                                                                                                                       10. Battement developpe - "вынимать", плавное, медленное движение.                                                                                                                            11. Grand battement jete - большие броски на 90 градусов и выше.                                                                                                                                                                                                                                                                 

pan4en.livejournal.com

Занятия у балетного станка: модно и эффективно

Занятия у балетного станка

Занятия у балетного станка— новый способ сделать свое тело красивым и подтянутым

На Ваш взгляд, что может быть общего у таких знаменитостей, как Софи Вергара, Мадонна и Гвинет Пэлтроу? Вы будете удивлены, но все они практикуют занятия у балетного станка, причем делают это с удовольствием. Новейшая мода в сфере фитнеса предлагает нам использовать грациозные балетные движения, йогу и пилатес вместе с силовыми упражнениями, а также привычными кардио-тренажерами.

Разумеется, столь высокая популярность занятий у традиционного балетного снаряда обуславливается прекрасными результатами, которых можно достичь упорными тренировками. Говоря проще, это направление уже доказало свою бесспорную эффективность. Составляющими его являются различные упражнения из прочих систем и программ, которые направлены на развитие гибкости и укрепление суставов, причем во время самого процесса задействованными являются абсолютно все группы мышц.

Разумеется, занятия должны проводиться в специально оборудованных залах, где наличествует, собственно, балетный станок и имеются панорамные зеркала, глядя в которые, Вы сможете контролировать не только синхронность, но также и правильность выполнения упражнений. Присутствующие на занятиях одевают специальные носочки с соответствующими накладками, обеспечивающими хорошее сцепление с поверхностью пола. Для повышения эффективности  тренировки используются утяжеления, различные мячи и ремни.

Техника и особенности занятий у станка

Основным упражнением на подобных занятиях является, конечно же, плие – это глубокий присед. Также используются так называемые арабески и пр. движения, которые замечательно подтягивают и укрепляют мышцы бедер и ягодиц. Участники занятий выполняют различные упражнения под зажигательные ритмы латинской музыки, так что обстановка в зале весьма и весьма приятная, теплая и порой даже горячая.

Некоторые элементы из указанной программы включила в свои занятия и Лиз Халфпапп, которая считает, что эта практика поможет многим женщинам решить проблему лишнего веса, особенно в так называемых «критических зонах». Она советует увеличить общую плотность мышечной ткани в области ног, что закономерно приведет к повышению обмена веществ и улучшению внешнего вида в целом.

В занятиях с балетным станком часто используются упражнения на трехглавую мышцу. Собственно, это всевозможные сгибания и разгибания. Тщательно прорабатывая эту группу, Вы обретете желаемые формы и сделаете свои ноги предметом завистливых женских взглядов.

Однако также огромное внимание в этой программе уделяется формированию правильной осанки и укреплению мышц пресса и спины. К слову, это также поможет Вам придать походке легкости и непринужденности, что так нравится мужчинам.

Различные программы тренировок

Если Вы придерживаетесь мнения, что именно для звезд создаются самые эффективные программы тренировок, то Вам наверняка придется по душе возможность приобрести их на DVD. Так Вы сможете в домашних условиях повторять простые, но эффективные комплексы, которые приведут Вас к прекрасным результатам.

Например, просмотрите программу тренера Мадонны – Сэйди Линкольн. Занятия по продолжительности составляют порядка 40 минут, за которые Вы познакомитесь с йогой, танцами и пилатесом. Удивительно, но вместе с инструктором поднятие тяжестей и силовые упражнения будут проходить так, словно Вы занимаетесь любительским балетом: легко и просто. Однако не обманывайте себя: эффективные тренировки – это тяжелая работа, поэтому не стоит отвлекаться или давать себе слабину.

А вот, например, Трейси Андерсен предлагает Вам комбинировать занятия у станка с упражнениями из положения лежа, дополняя комплекс танцевальными Па. Между прочим, инструктор считает, что тип программы должен основываться на индивидуальных особенностях строения тела, что проявилось в серии тренировок «Метаморфозы». Как и ее коллеги, Андерсен разделяет идею о том, что наибольшим эффектом обладает тип  тренировки, когда сочетаются многократные повторения с минимальными отягощениями. Средняя продолжительность ее занятий составляет не более 90 мин.

На основе популярного метода Л. Берк была разработана весьма эффективная программа, основными звеньями которой выступают пилатес и йога. Данный комплекс очень полюбился по всему миру, причем почитателями его выступают как обычные горожане, так и звезды кино и эстрады.

Выберите тот вариант, который больше всего подходит именно Вам. И тогда тренировки будут приносить не только пользу, но также и обеспечивать Вам заряд положительных эмоций!

Источник: thestyleglossy.com

f-journal.ru

Следующий комплекс экзерсиса у станка – подготовка к adagio — Мегаобучалка

BATTEMENT SOUTENU (батман сутеню)

Из V позиции одновременно правая нога вынимается вперед, на II позицию или назад, левая делает plie; затем левая поднимается на полупальцы, а правая одновременно подтягивается к ней, и обе вытянутые ноги соединяются в V позиции на полупальцах, откуда движение повторяется или делается в другую сторону. При этом вынимаемая нога не должна сгибаться и подниматься высоко (если это движение делается на полу, а не на высоте 45° или 90°).

 

Battement soutenu

 

PASSE (пассе)

Упражнение развивает выворотность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и является подводящим упражнением для выполнения девелопе (developpe).

При выполнении необходимо следить за выворотностью бедра, натянутостью подъема и пальцев.

Работающая нога скользит по опорной ноге вверх (не касаясь ее) и раскрывается в требуемом направлении. Если нога разгибается в сторону, то, немного не доводя носок до колена опорной ноги, ее нужно перевести на внутреннюю часть опорной ноги и затем разогнуть.

Когда пассе будет хорошо усвоено, вводится вторая часть движения – разгибание ноги в одном из трех направлений вперед, в сторону, назад. Сначала developpe разучивается в сторону, затем вперед и позднее назад. В сторону и назад разгибание ноги разучивается лицом к станку. Движение выполняется плавно. Необходимо следить за выворотностью ноги во время ее разгибания и возвращения в исходное положение. При выполнении на середине могут быть даны различные повороты туловища и положения рук. Положение пассе может быть применено и при переводе ноги из одной позы в другую.

Passe для выполнения developpe (девелёппе)

вперед назад в сторону

BATTEMENTS DEVELOPPES (батман девелёппе)

Из V позиции ступня правой ноги с вытянутыми пальцами скользит по левой ноге до колена и открывается в требуемом направлении, сохраняя колено и пятку в выворотном положении. Если работающая нога не доводится до колена, движение имеет небрежный вид. Достигнув крайней точки (90°), нога опускается в V позицию. Когда ногу открывают назад, корпус слегка наклоняется вперед, так же как и при grand battement jete назад.

Battement developpe входит в экзерсис во всевозможных вариантах. Developpe — это движение из adagio, ему присущ медленный темп, его следует исполнять с задержкой на крайней точке, особенно в младших группах.

 

Battement developpe

 

Нога, на которой стоишь, должна быть вытянута в струну с совершенно выворотным коленом. Рука, лежащая на палке, должна быть свободно согнута в локте, на что надо обратить внимание при движении вперед; часто рука напрягается, давая упор ноге. Стоять тогда легче, но пользы от такого исполнения нет.

На середине зала:

Экзерсис на середине выполняется в той же последовательности, как и у станка в сдержанной форме, а в последующие года обучения количество упражнений можно сократить за счёт соединения движений, которые усложняются позами и положениями, добавлением developes, pirouettes и tours, выполнением движений en tournant и на полупальцах.

ПОЗЫ В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ.

ПОЗЫ CROISEE (круазе) , EFFACEE (эфассе).

Поза croisee. В переводе croise означает — скрещивание. Поза croisee бывает вперед и назад.

Croisee вперед. Стать на левую ногу, правая открыта вперед с вытянутыми пальцами, корпус повернут в точку 8 плана класса, голова направо — получается скрещивание ног. Левая рука наверху, в III позиции, а правая отведена в сторону, на II позицию, — это основное положение croisee вперед, но положение рук и головы можно комбинировать различно.

Предположим, вы правую руку подняли наверх, а левую отвели на II позицию, — чтобы дорисовать это движение, вы можете наклонить голову вперед, заглядывая под правую руку.

А б в г

а — Croisee назад: б — Croisee вперед; в — Effacee вперед; г — Effacee назад.

Можно, держа руки, как в первом варианте, повернуть голову налево, смотря под левую руку, или же поднять глаза на левую руку, причем в этом случае голова должна отклониться немного назад. При этом переходе взгляда невольно изменится выражение лица: если в предыдущих позах опущенная голова собирает черты лица, то переведенный взгляд наверх, откинутое лицо расправляют черты, выражение строже, одухотвореннее. Ввести в танец как можно раньше эти перемены выражения лица очень желательно, чтобы не иметь впоследствии одного окаменевшего раз и навсегда выражения или вечно застывшей улыбки. И то и другое мы нередко встречаем на сцене.

Croisee назад. Стать на правую ногу, с тем же поворотом корпуса и головы, левая нога с вытянутыми пальцами сзади. В croisee вперед для основной позы наверх поднималась рука, противоположная вытянутой ноге, здесь поднимается та же рука, что и отведенная нога, т. е. левая рука наверх, правая в сторону, голова направо.

Поза efface. В этой позе, в противоположность croisee, нога открыта и вся фигура развернута

Effacee вперед. Стать на левую ногу, правая открыта вперед с вытянутыми пальцами, корпус в точку 2, голова налево, левая рука на III позиции, правая открыта на II позицию, корпус отклонен назад. Это основная поза. Но можно наклонить корпус вперед и смотреть под левую руку. Возможны и другие комбинации, например, кисти рук могут быть раскрыты наружу и т. д.

Effaces назад. Стать на правую ногу, левая — с вытянутыми пальцами назад, направленная носком в точку 6. Голова, руки и корпус в том же положении. Но корпус немного наклонен вперед, поза получает оттенок полета. И тут возможны дальнейшие комбинации.

ATTITUDES (аттетюд)

Cловом attitude обозначаются позы croisee или effacee на одной ноге с другой ногой, поднятой на 90° и отведенной назад в согнутом положении. Поэтому позу developpe вперед и нельзя называть attitude, так как нога в ней вытянута, прямая. Эти позы называют иначе – developpe на croise или на efface. В attitude полагается поднять вверх ту же руку, как и нога; другая рука на II позиции.

Нога, отведенная назад, должна быть с хорошо убранным назад коленом, причем его нельзя ронять. Согнутая нога позволяет гнуться и корпусу, при поворотах движение красиво, легко, тогда как вытянутая прямая нога в arabesque гнуться не позволяет и затрудняет повороты.

А б в г

а — Attitude croisee; б — Developpe вперед croisee; в — Developpe вперед effaces; г — Attitude effacee

Аttitude croisee: плечи ровные, корпус выгибается назад, спина не прямая, а выгнутая, нога сильно забрана назад, голова с отчетливым поворотом к плечу отведенной на II позицию руки. Корпус при attitude неизбежно наклонен к ноге, на которой стоишь, но вследствие того, что спина забрана и нога заведена назад, плечи выравниваются и получается желаемая форма. Руки можно и переменить, поднять противоположную ноге, тогда и корпус наклонится в другую сторону, не нарушая правильности позы, меняется направление головы и глаз, а следовательно, и выражение лица; когда позвоночник работает хорошо, можно играть корпусом как угодно.

Attitude effacee. Если при attitude croisee нога в колене должна быть согнута, то при attitude effacee она должна быть полусогнута в колене, иначе получаются неправильные позы.

ARABESQUES (аребеск)

Arabesque — одна из основных поз современного классического танца (если в attitude нога согнута или полусогнута, то в arabesque она всегда должна быть вытянута). Формы arabesque разнообразны до бесконечности. Главные четыре arabesque, принятые в танце, следующие.

1-й arabesque (назывался также ouverte, alongee). Тело опирается на одну ногу, другая, вытянутая и прямая, отделяется от пола и простирается назад на высоту не менее 90°. Ноги в положении efface. Рука, противоположная поднятой ноге, вытянута вперед, другая — отведена в сторону; кисти вытянуты и обращены ладонью вниз — они как бы опираются на воздух. Корпус простерт вперед. Положение головы профильное, так же как и всей фигуры. Плечи ровные, как и для всех arabesques. В arabesque решающую роль играет спина: только хорошо ее поставив, можно дать красивую линию.

Аrabesque: корпус наклонен вперед, поскольку устремление вперед чувствуется, но спина не вялая, а энергично выгнутая, схваченная в пояснице; рука отведена настолько, насколько требует удобное самочувствие сильно растянутых мускулов всего корпуса, т. е. несколько позади II позиции.

2-й arabesque. Корпус и ноги в том же положении, как и в 1-м, но вперед вытянута рука, соответствующая вытянутой ноге. Другая отведена назад настолько, что видна позади корпуса. Голова обращена к зрителю.

3-й arabesque. Этот arabesque обращен лицом к зрителю. Нога на croise назад на 90°. Корпус наклонен вперед, схвачен в спине. Вперед вытянута рука, соответствующая вытянутой назад ноге, другая отведена в сторону. Лицо обращено к этой руке, взгляд как бы следит за ее движением.

4-й arabesque. Ноги в том же положении, как и в 3-м, но впереди рука, противоположная поднятой ноге, и корпус делает поворот, схваченный сильным выгибом спины. Другая рука видна из-за спины. Этот arabesque обращен к зрителю вполоборота спиной. Необходимо следить, чтобы ступня стоящей на полу ноги не теряла выворотности. Голову повернуть к зрителю, подчеркивая направление взглядом. Плечи должны быть на одном уровне. Корпус не должен наклоняться вперед. Это самый трудный arabesque и требует внимательного проникновения в его форму.

ECART1SE (экарте)

Ecartee назад. Стоя на правой ноге, отвести левую на developpe на 90° в направлении точки 6 нашего плана.

Нога сильно выворотная от самого бедра. Вся поза берется в одной плоскости, диагонально к зрителю. Необходимо следить, чтобы ступня стоящей на полу ноги не теряла выворотности. Левая рука поднимается на III позицию, а правая на II позицию, корпус должен перегнуться набок, в сторону стоящей ноги, но с сильным захватом спины. Он остается естественным, но не упрощенным до «не художественности». Голова повернута направо.

Ecartee

Назад вперед

Ecartee вперед. Направление ноги в точку 8, поза — гордая, осанистая. Рука поднята та же, что и нога. Голова повернута в том же направлении. В обоих случаях можно поднять наверх и обе руки. В сущности, ecartee есть developpe II позиции, но в сильно развернутом положении. В этой позе нужно следить за плечами, чтобы, несмотря на наклон набок, плечи не теряли линии и чтобы одно плечо не было выше другого, что достигается в данном положении хорошим захватом спины в пояснице.

PORT DE BRAS (пор де бра)

Port de bras лежит в основе великой науки рук в классическом танце. Руки, ноги и корпус воспитываются в отдельности особыми упражнениями; развивается мускулатура ног, манера держать корпус, но только правильное нахождение своего места для рук завершает художественный облик танцовщицы и дает полную гармонию танцу, голова окончательно отделывает его, дает красоту всему рисунку, а завершает его взгляд. Поворот головы, направление взгляда играют решающую роль в облике каждого arabesque, attitude и всякой другой позы.

Port de bras — это наиболее трудная часть танца, которая требует большой работы и внимания. Умение управлять руками сразу обнаруживает хорошую школу. Особенно трудно приходится тем, кому природа не дала красивых рук; им нужно особенно следить за руками — обдуманно управляя ими, можно добиться красоты движений.

Нужно, чтобы руки с подготовительного положения были закруглены так, чтобы точка локтей была невидима, иначе локти образуют углы, и тем отнимается мягкое очертание, которое руки должны иметь. Кисть руки должна быть на уровне сгиба руки в локте, ее следует поддерживать и не слишком сгибать, — иначе линия будет сломлена. Сейчас наблюдается чрезмерное вытягивание кистей рук, которое дает напряженную жесткую линию. Локти нужно поддерживать, а пальцы держать соединенными в указанной группировке. Не следует допускать оттягивания большого пальца. Плечи держать опущенными и неподвижными. Нужно, чтобы позиции рук и port de bras казались непринужденными. Каждое движение рук (позы) должно совершаться через I позицию. Этот принцип должен проводиться как в танцах на полу, так и в танцах воздушных.

Как только приступают к изучению port de bras, исполнению сразу же придается более артистичный, отделанный характер. Кисть уже начинает «играть».

Если мы не требуем от кисти ничего другого, как только правильного положения по отношению ко всей руке, пока все внимание обращено на развитие пластики ног, — это беда небольшая, потому что приучить руку к неподвижности, к независимости, к свободе от движения ног является основной задачей воспитания рук танцовщицы. У детей и начинающих рука всегда стремится подражать движению ноги, участвовать в работе: например, при rond de jambe и руки описывают подобие кружков. Когда же ученице удается дифференцировать движения рук и ног и при напряженной работе ноги, иногда при колоссальных ее усилиях выполнить требуемое движение, удается оставлять руку спокойной, не вовлеченной в движение, — это уже шаг вперед.

Кроме того, для воспитания рук, для приведения их в послушное и гармоничное состояние нужно меньше времени, чем для развития ног в требуемых для классической танцовщицы пределах. Нога развивается, укрепляется, дисциплинируется долгой и продолжительной ежеурочной работой. Как бы мало времени ни уделялось рукам по сравнению с ногами, они во всяком случае успевают получить должную разработку. При упражнениях, направленных на развитие ног, кисть может оставаться неподвижной, лишь бы ее держать правильно. При port de bras кисть вводится в движение и дает ему всю окраску. Тут же начинается обучение владению головой и ее правильному управлению, так как от головы зависит всякий оттенок движений. В port de bras голова все время принимает участие.

Виды port de bras весьма разнообразны и многочисленны. Особых названий каждая форма не имеет. Приведу здесь несколько примеров.

1. Port de bras (первое)

Стать в V позицию croisee, правая нога впереди. Из подготовительного положения руки идут на I позицию, III позицию, раскрываются на II позиции и опускаются в исходную точку — подготовительное положение. Чтобы придать данному упражнению тот характер, который от него требуется, чтобы «вздохнуть руками», как говорится на уроке, их нужно вести следующим образом.

Когда руки придут на II позицию, раскрыть кисти, делая спокойный, глубокий, но не утрированный вздох (не поднимать плеч!), нужно повернуть кисти ладонью вниз и с выдохом плавно опускать их вниз, позволяя пальцам слегка мягко «отставать», не подчеркивая, не ломая кисти и не утрируя это движение.

Голова склоняется налево, когда руки придут на I позицию, взгляд устремляется на кисти; когда руки на III позиции, голова прямо; когда руки раскрываются, голова поворачивается и отклоняется направо. Взгляд везде следует за кистями рук. Так приучаются участвовать в движении мускулы лица. При окончании движения голова опять повернута прямо.

 

2. Port de bras (второе)

Стать в V позицию, правая нога впереди. Из подготовительного положения руки идут на I позицию, затем левая — на III позицию, правая — на II позицию, левая — на II, правая — на III; левая опускается в подготовительное положение, проходит его и поднимаетсяна I позицию, где встречается с опускающейся правой рукой. Отсюда движение повторяется.

Голова аккомпанирует следующим образом: когда руки на I позиции, взглянуть на кисти, склонив голову налево; при втором положении голова отведена направо; когда правая рука на III позиции, голова отклоняется и поворачивается налево; при заключении движения — голова налево.

3. Port de bras (третье)V позиция. Раскрыв руки на II позицию (голова направо), «вздохнуть ими», как описывается в первом виде port de bras, и опустить в подготовительное положение, наклоняя одновременно корпус и голову вперед и сохраняя стройность спины.

.

Затем начинается разгибание, которое происходит следующим образом: сначала корпус выпрямляется, т. е. поднимается наверх (обратно), причем голова и корпус поднимаются одновременно с руками, которые проходят через I позицию на III позицию, потом корпус перегибается насколько возможно назад, голова при этом не должна закидываться, и руки по существующему правилу должны находиться перед головой и не ускользать от направленного на них взгляда; корпус разгибается, вся фигура выпрямляется, руки раскрываются на II позицию.

4. Port de bras (четвертое)

Это упражнение принадлежит итальянской школе, но у нас оно теперь широко распространено и применяется во всех экзерсисах. Однако чтобы это port de bras носило в полной мере тот отпечаток артистизма, который ему присущ, несмотря на всю кажущуюся несложность формы, его нужно очень тщательно отделать. V позиция, правая нога впереди. Руки идут через I позицию, левая — на III позицию, правая — на II (подготовительное положение для этого вида port de bras). Левая раскрывается на II позицию, одновременно необходимо сильно раскрыть грудь, захватив спину, вогнув позвоночник, отвести левое плечо так сильно назад, чтобы в зеркало вы его увидели хорошо со спины, а так как вы обращены в данную минуту налево, то впереди будет правое плечо. Голова повернута направо. Несмотря на сильный поворот корпуса, ноги остаются совершенно неподвижными. Затем правая рука проводится в I позицию, где левая, подведенная снизу, встречается с нею, взгляд с поворотом головы налево останавливается на руках. Корпус возвращается в первоначальную позу.

Проследим теперь детали. Когда левая рука на III позиции, а правая на II позиции и голова повернута направо, вскинув кисти и повернув голову по направлению левой руки (подняв на нее и глаза), нужно проводить руки в указанную позу, разогнув их ладонью вниз, вытянув пальцы, как бы прорезая кистью воздух и преодолевая его сопротивление, отчего кисть слегка оттягивается, отстает.

Когда обе руки достигнут II позиции, а корпус вполне повернут требуемым образом, руки как бы смягчаются в локтях, даже несколько провисают, — это вызвано большим напряжением схваченной и выгнутой спины и придает позе и движению тот уже более артистичный, не школьный, отпечаток, который они должны носить. Оставляя выгнутым корпус, голова со взглядом переводится через правое плечо.

5. Port de bras (пятое)

Это port de bras обычно принято делать при окончании урока, когда все тело стало эластичным; оно развивает большую гибкость. Вначале с V позиции при левой руке, поднятой на III позицию, и правой, отведенной на II, корпус наклоняется вперед (вместе с головой, повернутой по направлению левой руки), не теряя стройности позвоночника; левая рука опускается вниз на I позицию, правая через подготовительное положение подводится к ней также на I позицию, затем корпус разгибается назад с поворотом налево, взгляд все время следует за движением руки.

1 2 3 4

Руки с I позиции идут так: правая поднимается на III позицию, левая отводится на II позицию, голова и взгляд по направлению левой руки (при отведении левого плеча назад надо следить, чтобы правое плечо не поднималось), затем корпус возвращается в исходное положение, правая рука раскрывается на II позицию, а левая поднимается на III позицию.

 

ADAGIO (адажио)

Adagio называют танцевальную фразу состоящую из различных developes, медленных поворотов в позах (tours lent – тур люн), port de bras, всевозможных renverses (ранверсе), grands fouettes (гранд фуэтте), pirouettes и tours в больших позах. Значение аdagio чрезвычайно велико: оно объединяет ряд движений в одно гармоничное целое, развивает и укрепляет правильную форму движений классического танца.

Движения аdagio изучаются постепенно. В начале оно состоит из простейших форм releve lent на 90°, developpe, port de bras, исполняемых в медленном темпе на всей ступне. Позднее усложняется поворотами в больших позах, длительной устойчивостью на полупальцах, препорасьонами к турам и турами, пируэтами, переходами из позы в позу. А в дальнейшем понятие аdagio приобретает условный характер, так как оно исполняется в ускоренном темпе и отличается по построению (вводятся большие вращательные движения, tours, renverses, grands fouettes и некоторые прыжки. Значение такого динамичного аdagio, приближенного к allegro, готовить тело к нагрузке и всесторонней технической подготовке перед исполнением allegro.

Temps lie (тан лие)

Это — общепринятая с первых лет обучения комбинация движений с постепенно увеличивающимися трудностями. Простейшее temps lie дополняется следующим образом.

Стать в V позицию croisee, правая нога впереди. Сделать demi plie, правая нога скользит носком по полу вперед на croise, левая остается на plie, обе руки на I позиции, взгляд — на кисти рук, с повернутой в том же направлении головой, перенести корпус на правую ногу, сделав на ней предварительно проходящее demi plie, вытянуть сзади пальцы левой ноги, поднимая левую руку наверх, а правую в сторону. Голова повернута направо.

Подтянуть левую ногу сзади в V позицию face на demi plie, переведя левую руку на I позицию, а правую оставить на II позиции, голова face; скользить носком правой ноги в сторону II позиции (открывая левую руку на II позицию и сопровождая ее взглядом), оставив левую на plie; перенести корпус на правую ногу, предварительно сделав на ней проходящее demi plie, и, вытянув пальцы, подтянуть левую ногу вперед в V позицию. Опустить руки в подготовительное положение.

Повторить все с левой ноги. Те же движения делаются и назад.

Рекомендую для начинающих изучать temps lie счетом на 4/4, уложив движение в два такта: на первую четверть сделать demi plie в V позицию, на вторую — пальцы вытянуть вперед на croise, проходящее plie приходится между второй и третьей четвертями, на третью — поза croisee назад, на четвертую — стать в V позицию. Затем следующий такт: на первую четверть — demi plie в V позицию, на вторую — нога выведена с вытянутыми пальцами в сторону II позиции, на третью — вытягиваются пальцы левой ноги с переходом корпуса на правую ногу, на четвертую — стать в V позицию.

В старших группах можно делать temps lie, поднимая ногу на 90° при движении вперед, назад и на II позицию. Из V позиции demi plie на левой ноге, делая правой battement developpe вперед на croise; перейти на правую ногу на attitude croisee назад, упасть на левую ногу на demi-plie, подведя ее к правой ноге, которая сгибается к колену на 90°; сделать battement developpe правой ногой на II позицию и перейти на правую ногу, подняв левую на II позицию на 90°; demi plie на правой ноге, согнув левую у колена, выводя ее вперед, продолжать движение с другой ноги.

Temps lie

В дальнейшем можно изучать temps lie en tournant: сначала делается tour en dehors sur le cou-de-pied (тур ан деор сэр ле ку-де-пьед) с V позиции, затем исполняется temps lie вперед. Еще раз такой же tour и temps lie в сторону II позиции.

Temps lie (на 90')

Затем, для исполнения temps lie en tournant на 90°, после сделанного tour нога у колена впереди. Руки те же, что и при движении на полу.

При исполнении temps lie назад, tour делается en dedans. Temps lie saute состоит из последовательных маленьких sissonnes tombees (сиссон томбе), но оно относится к allegro.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (СВЯЗУЮЩИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ)

PAS DE BOURREE (па де буре)

В классическом танце для передвижения пользуются не простым шагом, а чеканно танцевальным. Один из наиболее распространенных видов такого шага — pas de bourree.

Pas de bourree существует в нескольких разновидностях и делается во всех возможных направлениях.

Долгое время pas de bourree держалось у нас в мягком, неподчеркнутом рисунке французской школы. С усилившимся в конце XIX века влиянием итальянцев вид pas de bourree изменился. Нога поднимается отчетливо sur le cou-de-pied, все движение — более рельефно. Нужно следить, чтобы нога отчетливо поднималась от земли при первоначальном изучении на полупальцах, а впоследствии и на пальцах.

Pas de bourree делится на два основных вида: с переменой ног и без перемены ног. В первом случае, если начать с правой ноги, по окончании впереди будет левая. Во втором случае — правая.

Pas de bourree с переменой ног. Для ознакомления с pas de bourree в начинающих и младших группах берут именно этот вид.

Стать в позу croisee назад с левой ноги (правая нога на полу всей ступней). Руки в подготовительном положении. Demi plie на правой ноге (левая — sur le cou-de-pied сзади).

Стать на левую ногу на полупальцы, подведя ее к правой; поднять правую sur le cou-de-pied вперед (но не прижимая к левой ноге, а на небольшом расстоянии от нее), переступить на правую на полупальцы в сторону II позиции, не перемещаясь чрезмерно с места; левая нога sur le cou-de-pied впереди описанным образом. (Подобную форму sur le cou-de-pied, когда ступня не охватывает щиколотки, можно назвать условной.) Упасть на левую ногу на demi plie, на croise. Правая sur le cou-de-pied назад.

Руки принимают маленькую позу croisee. To же повторяется с другой ноги (с ходом в другую сторону). Так исполняется pas de bourree en dehors.

Pas de bourree (с переменой ног)

В обратном направлении, т. е. en dedans, при начале исполнения нужно стать в позу croisee вперед с левой ноги. Demi plie на правой ноге (левая — sur le cou-de-pied впереди), стать на левую ногу на полупальцы, подведя ее к правой, поднять правую — sur le cou-de-pied сзади, переступить на правую на полупальцы в сторону II позиции, также не перемещаясь чрезмерно с места, левая нога sur le cou-de-pied сзади, упасть на левую ногу на demi plie, на croise, правая sur le cou-de-pied впереди.

 

При изучении pas de bourree (па де бурре), внимательно следя за тем, чтобы ноги хорошо поднимались, пальцы сильно вытягивались и были «схваченными». Это приучает ступню в pas de bourree к тому, что, когда вы перейдете к быстрому темпу, ступня не будет мертвая, а будет двигаться, конечно не так раздельно и отчетливо, как при первоначальном изучении, но все же она участвует в движении.

FLIC-FLAC

Flic-flac делается в экзерсисе и в adagio как связующее звено между движениями, в экзерсисе — при первоначальном изучении присоединяется к какому-нибудь другому pas, например battement tendu.

En dehors. В младших группах flic-flac проделывается в несколько более упрощенном виде, чем тот, в котором он будет исполняться в законченном танце как связующее и проходящее движение, а именно: его начинают изучать в два темпа следующим образом.

Нога открыта на II позицию, с маленького размаха (45°) скользнуть по V позиции полупальцами вытянутой ноги назад, попав носком в положение дальше, чем sur le cou-de-pied, что получается неизбежно вследствие захлестывающего характера движения, отбросить ногу на II позицию и таким же движением бросить ее вперед, причем она и спереди пройдет дальше, чем sur le cou-de-pied; открыть опять на II позицию.

Flic-flac

En dedans. Движение делается совершенно так же, с той разницей, что первый проход ноги — вперед, второй — назад. Затем проходится flic-flac en toumant.

В старших группах flic-flac делается в один темп. В заключительный момент движения следует подняться на полупальцы или же заканчивать его в какой-либо большой или маленькой позе.

Flic-flac en tournant. En dehors. Предварительно нога и руки раскрыты на II позицию, при первом движении руки соединяются вместе внизу и как бы дают толчок корпусу для поворота en dehors. При втором движении, когда нога идет вперед, принимается требуемая поза, причем первое движение делается face, второе — в повороте (в момент поворота исполняется на полупальцах и так задерживается в заданной позе).

En dedans делается наоборот. Первое движение ноги вперед и поворот корпуса en dedans. Заканчивается требуемой позой.

Flic-flac как связующее движение может встретиться и при исполнении adagio, даже иногда и в комбинированном экзерсисе не со II позиции, а с какого-либо другого положения — тогда его следует исполнять первым движением в том направлении, в каком нога находилась в данном случае, не отводя ее на II позицию.

PASSE (пассе)

Passe соответствует своему французскому названию – проходящее, переводящее. В сценическом танце оно служит вспомогательным движением, переводящим ногу из одного положения в другое.

Если мы стоим на developpe вперед на efface и хотим передать ногу на arabesque, не обводя ее grand rond de jambe (гранд ронд де жабм), мы согнем ногу в колене, оставив ее на высоте 90°, проведем носком близко к стоящей ноге и выведем на 3-й arabesque. Прохождение ногой этого пути и называется passe.

Это же движение можно сделать с прыжком, отделившись от пола стоящей ногой — оно будет называться так же.

Passe можно сделать и по полу, как в rond de jambe par terre, это будет passe по I позиции.

 

ПОВОРОТЫ И ВРАЩЕНИЯ.

В мужском танце вращения делятся на партерные и воздушные, а в женском существуют только партерные. Партерные вращения подразделяются на маленькие pirouettes, большие pirouettes (grand pirouettes) и туры в больших позах. Для правильного исполнения всех видов вращений необходимы: хорошо поставленный корпус с крепкой спиной в области поясницы; сильные руки, берущие форс, но остающиеся неподвижно во время вращения; умение фиксировать взгляд в точку, сохранять ось вращения; напряженные и выворотные ноги и множество других факторов, которые вырабатываются во время экзерсиса. Существует ряд не сложных упражнений подготавливающих учащегося к устойчивости во время вращения.

Тour (тур) – это определение наиболее употребительно в хореографической литературе для обозначения поворота корпуса на одной ноге.

ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ

В подходе к изучению tours в первоначальной форме — на полупальцах важна постепенность и внимательность, как впоследствии в подходе к tours на пальцах. Нельзя пренебрегать элементарными, подводящими к цели упражнениями, приучающими ноги к правильному положению на всех этапах tour. Без этого постепенного изучения всех движений ног, входящих в исполнение tours, учащийся легко может усвоить небрежную, приблизительную манеру исполнения. Так же строго подготавливается и правильное участие рук в tours. Впоследствии исправление неправильного приема при исполнении tours потребует несравненно больше напряжения и времени, чем первоначальная кропотливая работа. Поэтому рекомендуется следующий путь для изучения tours — сначала на полупальцах, потом и на пальцах.

Самым элементарным подготовительным этапом служит приучение детей к поворотам тела еще в младших или начальных группах.

В их экзерсисе у палки применяется поворот на двух ногах. Потом поворот с подменой ноги (она подменяется быстро при повороте, и движение продолжается другой ногой) и поворот на опорной ноге с возвращением обратно.

Последний прием изучается в старших грппах и применяется к battement tendu, petit battement sur le cou-de-pied, battement developpe и др. Все эти движения сопровождаются переменой руки на палке.

Но все это только приучает корпус к общей поворотливости. Ближайшим образом мы подходим к изучению tours в нижеизложенной последовательности.

Начинать следует с поворотов на двух ногах, затем изучать повороты на одной ноге в такой последовательности: 1) tour с preparation degage, 2) с IV позиции, 3) с V позиции, после чего делают tours на attitude, на arabesque, на II позицию и т. д. Пройдя tours на полупальцах, проходят их и на пальцах, соблюдая ту же последовательность подготовительных упражнений. Tours на attitude, на arabesque и на II позицию проходят на пальцах при очень хорошей хореографической подготовке.

Начнем с самых простых поворотов на середине зала — с поворотов на двух ногах: это движение типа battement soutenu.

En dehors. Из V позиции, правая нога впереди, сделать demi plie и одновременно отвести правую ногу на II позицию вытянутыми пальцами в пол; подняться на полупальцы, одновременно подтянув правую ногу в V позицию назад, повернуться направо, выворачиваясь en dehors; заканчивая движение, вернуть правую ногу вперед в V позицию. В этом движении играют роль и руки, приходящие на помощь ногам. Начиная движение, раскрыть руки на II позицию, в полувысоту, затем упругим движением соединить руки внизу в подготовительном положении.

En dedans. Из той же позиции после demi plie отвести на II позицию левую ногу, провести ее вперед на V позицию, одновременно поднимаясь на полупальцы. Затем поворот направо (en dedans) и вернуть правую ногу вперед при том же движении рук. Нужно следить, чтобы нога при этих поворотах не описывала ненужных дуг по полу, а возвращалась из II в V позицию по прямой линии.

 

 

Следующее упражнение — переход с одной ноги на другую, с поворотом на полупальцах по полкруга.

4 3 2 1

En dehors En dedans

megaobuchalka.ru


Смотрите также