Тема: Твердые и мягкие согласные звуки 2-й класс. Твердые и мягкие согласные упражнения 2 класс


конспект урока по русскому языку 2 класс твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

hello_html_190e626f.gifТвердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения 2 «».Б класс

Агаева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов

Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

  • Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.

  • Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.

  • Прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: Учащиеся научатся:

  1. Определять и различать твердые и мягкие согласные.

  2. Выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.

  3. Познают глубины русского языка.

Оборудование: ИКТ (, тетради, раздаточный материал, снежинки,карточки.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ( «хочу»)

2) определить содержательные рамки урока: изучение нового правила.(«могу»)

А теперь проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,все ль в порядке

Книга ,ручка и тетрадка?

2. Чистописание.

Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь.

Запишите число в тетради.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить гласные буквы и звуки 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

Какое сейчас время года? Посмотрите какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.

На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (Гласные.)

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как узоры на окне.(Показ.)

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить счет по возрастанию и убыванию, соседей числа 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

1.Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодноЗамок выстроить за ночьЗлые силы превозмочьЧудеса творят любыеИ совсем они не злыеИм не нужны учебникиВедь их зовут вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

2.Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

3.Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)

Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твердые и мягкие согласные.)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Работа над словарными словами ( Работа по вариантам).

Тим и Том вчера игралиРазбросали все кругом:Книги, ручки, покрывало –Дом сегодня весь верх дном.Чтоб на место все сложить:Мячик, чашки и цветыНам придется вспомнить:Первый звук, – “Какой же ты?”

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому (1 вариант), те, в которых мягкий, отдадим Тиму (2 вариант) .

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.) Давайте запишем их в тетрадь (Пишем, проверяем.) Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

Работа по учебнику стр. 121 № 194 ( с комментариями).

Вспоминаем правило. (Слайд) Учебник стр. 121.

Показ Эти гласные дружат с Тимом. (Слайд).Эти гласные дружат с Томом.

Физкультминутка.

Две руки. Музыкальная.

“Найди ошибки”.Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.) Слайд.

На берозах стучат датлы.Серожа и Пета кормят индука.У Вали завали цвети.Луся лубит вышни.Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут.)

Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим, рассказывайте.

“Найди пару” (работа в парах).

Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежат карточки 3 уровневые, сложность задания определите по цвету карточек. Выбираяе задание думайте о возможностях товарища, разберите задание вместе, помогая друг другу. (Время 4 минуты).

1 ученик, выбирает задание самостоятельно, работает у доски. А теперь подведем итоги нашего урока.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

III.  Рефлексия.

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

На столе у каждого из вас лежат снежинки давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинкуБольшая – Отлично поработал, справился со всеми заданиями.Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

Карточка.. 1-уровень (красная). Составьте из слов предложение и подчеркните мягкие согласные:

Летят на веток листья с землю. Льдом реки покрылись. На лег снег поля.

Карточка 2 – уровень (синяя). Выпиши слова , в которых есть мягкие согласные и подчеркни их.

Олень, слон ,суп, зима, пенал, ребята, весело, земля.

Карточка – 3 уровень (зеленая). Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные :

Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.

Презентация.

infourok.ru

Конспект урока для 2 класса "Твердые и мягкие согласные"

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: русский язык, комбинированный урок.

Тема: «Твердые и мягкие согласные»

Продолжительность: 1 академический час – 40 минут.

Класс: 2 класс.

Технологии: использована программа Microsoft PowerPoint.

Аннотация:

Урок «Твердые и мягкие согласные» является первым уроком по данной теме и четвертым уроком по теме «Согласные звуки и буквы» (по учебнику «Русский язык», авт. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова). В представленном уроке учащиеся систематизируют знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме, вспомнят из материалов прошлых уроков классификацию согласных звуков, проверят свои знания слов из словаря с помощью слайдов презентации, научатся различать мягкие и твердые согласные звуки в словах и обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака, потренируются в звуко – буквенном анализе слов.

Словарная работа, повторение материала, необходимого для изучения новой темы, а также объяснение и частично закрепление новой темы проводится с помощью программы Microsoft PowerPoint.

Конспект урока:

Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки.

Цели: систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме; развивать навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака; формировать орфографическую зоркость, речь учащихся; воспитывать самостоятельность.

Ход урока.

Этап урока

doc4web.ru

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

- Как вы думаете, вы уже всё знаете о звуках русского языка?

Звук не можем мы увидеть

И не можем в руки взять.

Озорного невидимку

Можем ухом различать.

А ещё – произносить,

Но не трогать и носить.

(А. Кочергина)

Настрой на урок

II. Минутка чистописания

- На минутке чистописания повторим правильное написание букв Вв, поупражняемся в безотрывном письме элементов букв.

- Дайте характеристику букве В.для выполнения этого задания воспользуйтесь памяткой. (Приложение № 1)

(обозначает согласные звуки [в], [в’], звонкие, парные, пара – согласные звуки [ф], [ф’])

- Пропишите буквы и их элементы в тетради.

Дают характеристику буквы и звуков

Прописывают буквы и их элементы

III. Сообще-ние темы и целей урока.

- Сегодня на уроке вы вспомните, что уже изучали о звуках и буквах русского языка, узнаете что-то новое, будете учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.

Слушают учителя

IV. Словар-ная работа.

- Вспомните, какие безударные гласные пишутся в словах из словаря.

(слайд 1)

- Запишите данные слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Поставьте в словах знак ударения и подчеркните безударные гласные буквы, написание которых нужно запомнить.

- Проверьте себя, правильно ли вы вставили пропущенные буквы.

(слайд 1: открываются пропущенные буквы в словах)

- Познакомимся с новым словом из словаря.

- Назовите предметы на рисунках.

(показываются рисунки одежды: пальто, сарафан, платье, блузка (см. приложение №2))

- Как назвать эти предметы одним словом?

(одежда)

- Посмотрите, как пишется это слово.

(слайд 1: открывается слово «одежда»)

- Запишите его в тетради, поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

Выполняют задание

Самопроверка

Называют предметы

Называют слово

Записывают слово в тетради

V. Актуали-зация знаний.

- На какие две большие группы делятся все звуки в русском языке?

(по мере ответов на вопросы заполняется схема – слайд 2)

Звуки

Гласные

Согласные

Звонкие

Парные

Глухие

Непарные

?

?

- На какие группы в свою очередь можно разделить согласные звуки?

(звонкие – глухие, парные – непарные)

- Назовите парные согласные звуки.

(слайд 2)

- Назовите непарные согласные звуки.

(слайд 2)

- Сегодня вы должны узнать, на какие ещё две группы можно разделить согласные звуки.

Отвечают на вопросы

VI. Работа по теме урока.

  1. Сравнительный звуко – буквенный анализ первых слогов в парах слов.

- Назовите изображенные предметы.

(слайд 3: белка – бабочка)

- Произнесите первые звуки в этих словах.

- Чем они различаются?

- В каком слове первый согласный мягкий?

- Назовите изображенные пары предметов.

(слайд 3: зонт – зеркало, лук – лимон, помидор – перец)

- Выделите первый звук в словах каждой пары.

- Чем они различаются?

- Какие слова начинаются с твердых согласных звуков?

- Так какими бывают согласные звуки в словах?

(твердыми и мягкими)

  1. Работа с правилом.

- Прочитайте правило на стр. 74 учебника и скажите, верный ли мы сделали вывод.

(закончить схему: слайд 4)

Звуки

Согласные

Гласные

Парные

Звонкие

Глухие

Непарные

Мягкие

Твердые

Называют предметы

Отвечают на вопросы

Называют предметы

Отвечают на вопросы

Читают правило

VII. Физ-культминутка

- Я читаю пары слов. Если в слове слышите мягкий согласный звук – приседаете, если в слове только твердые согласные звуки – подпрыгиваете.

- Будьте очень внимательны.

Кон – конь, банька – банка,

кров – кровь, шест – шесть,

брать – брат.

Выполняют упражнения

VIII. Продол-жение работы по теме урока.

  1. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

- Прочитайте стихотворение.

(слайд 5)

- Какой звук слышится в конце выделенных слов – твердый или мягкий?

- Прочитайте выделенные слова.

(слайд 5: открываются закрытые буквы)

- Как обозначена мягкость согласного звука во втором слове?

(мягким знаком)

- Прочитайте правило на стр. 76 учебника.

  1. Самостоятельная работа.

- Послушайте шуточное стихотворение про мягкий знак.

(слайд 6: читаю стихотворение)

- Запишите пять слов, в которых пишется мягкий знак. Подчеркните мягкий знак.

- Какие слова записали?

Читают стихотворение

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

Читают правило

Слушают стихотворение

Записывают слова в тетрадях

Коллективная проверка

IX. Закрепле-ние.

  1. Выборочное списывание.

- Выполните упр. 79 на стр. 76 учебника.

(выписать слова, в которых есть мягкие согласные)

  1. Работа по заданию к тексту.

- Прочитайте и отгадайте загадки.

(слайд 7)

- Произнесите мягкий согласный звук в каждом слове – отгадке.

- Как обозначить мягкость согласного на письме в этих словах? (ь)

- Есть ли в них безударные гласные?

- Можно ли проверить их обозначение на письме?

(кольцо – кольца, пальто – из словаря)

  1. Звуко – буквенный анализ слова «дождь».

- Прочитайте и объясните выражение.

(слайд 8: «Дождь льет как из ведра»)

- Скажите, одинаковое ли количество звуков и букв в выделенном слове?

- Почему?

Выполняют задание, коллективная проверка

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Выполняют задания, отвечают на вопросы

X. Домаш-нее задание

Стр. 74, 76 (правило), упр. 82.

XI. Итог урока.

- Какими бывают согласные звуки?

- Почему согласные звуки произносятся то твердо, то мягко?

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

- Разгадайте ребус и оцените себя.

(слайд 9)

Отвечают на вопросы

Разгадывают ребус

Твердые и мягкие согласные звуки 2-й класс — КиберПедия

Цель: закрепить умение проводить дифференциацию твердых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и буквы Ь; развивать слуховое вни­мание, кратковременную память, мышление; воспиты­вать умение играть по правилам.

Ход занятия

♦ Оргмомент

Объяснение правил игры «Умники и умницы». Пред­ставление участников: ведущего, жюри, теоретиков, агонистов.

Игра «Умники и умницы» состоит из трех частей — трех агонов. Перед первым и вторым агонами проис­ходит отбор участников (агонистов) в количестве трех человек. Ими становятся те, кто быстрей всех правиль­но ответят на вопросы ведущего. Агонисты становятся на дорожки красного, желтого и зеленого цвета по вы­бору (первый агонист выбирает дорожку первым, затем возможность выбора получает второй агонист, третье­му достается последняя свободная дорожка). На зеле­ной дорожке можно сделать до двух ошибок на четыре предложенных вопроса (дорожка, из 4 квадратиков), на желтой — имеется право на одну ошибку из трех вопро­сов (дорожка из 3 квадратиков), на красной дорожке нет права на ошибку (дорожка из 2 квадратиков, предъяв­ляется два вопроса). Остальные участники находятся на своих местах — они теоретики. Они могут отвечать на те вопросы, на которые затрудняются ответить агонисты. В случае правильного ответа теоретик получает орден. В третьем, финальном агоне, принимает участие теоретик, набравший наибольшее количество орденов. Также в финале участвуют победители двух предварительных агонов.

 

♦ Отбор участников первого агона

Ведущий.Отгадайте загадки. В отгадке должен быть мяг­кий звук на конце слова.

1). Он всюду: в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

(Дождь )

2). Сколько бы ни ел,

Никогда сыт не бывает.

(Огонь)

3). Спит или купается,

Все не раздевается.

Целый день на ножках

Красные сапожки.

(Гусь)

♦ Первый агон Задание 1

Зеленая дорожка. Сколько мягких согласных звуков в слове «Юлия»? (3)

Желтая дорожка. Сколько мягких согласных звуков в слове «Евгения»? (4)

Красная дорожка. Сколько мягких согласных звуков в слове «Эмилия»? (3)

Задание 2

Зеленая дорожка. Измените слово так, чтобы время года стало игрой. (Слово «лето» — на наборном по­лотне. Участник должен заменить букву, чтобы по­лучилось слово «лото».)

Желтая дорожка. Что нужно сделать, чтобы имя де­вочки стало небесным телом? (Лена — луна.)

Красная дорожка. Что нужно сделать, чтобы длин­ная палка стала цифрой? (Шест — шесть).

Задание 3

Зеленая дорожка. Назовите слово, оканчивающееся на -ль из 4 букв, означающее «летний месяц». (Июль)

Желтая дорожка. Назовите слово, оканчивающее­ся на ль из 4 букв, означающее необходимая приправа к пище». (Соль)

Красная дорожка. Назовите слово, оканчивающе­еся на -ль из 4 букв, означающее «часть автомобиля». (Руль)

♦ Объявление победителя первого агона(победителя может и не быть, если агонисты сошли со своих до­рожек, сделав больше ошибок, чем допущено).

♦ Отбор участников второго агона

1) Назовите слово, в котором все согласные звуки твердые.

2) Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

3) Назовите слово, в котором первый согласный звук твердый, а второй мягкий.

♦ Второй агон Задание 1

Зеленая дорожка. Какими звуками различаются сло­ва «лук — люк»?

Желтая дорожка. Какими звуками различаются сло­ва «мышка — мишка»?

Красная дорожка. Какими звуками различаются сло­ва «нос — нес»?

Задание 2

Зеленая дорожка. Заполните таблицу: «помещение для приготовления еды» (Кухня)

Желтая дорожка. Заполните таблицу: «музыкаль­ное произведение» (Песня)

Красная дорожка. Заполните таблицу: «след, нака­танный лыжами» (Лыжня)

Задание 3

Зеленая дорожка. Отгадайте слово по описанию и скажите, какое несоответствие есть между написанием и произношением: «Сквозной проезд под землей в горах». (Туннель)

Желтая дорожка. Отгадайте слово по описанию и скажите, какое несоответствие есть между написанием и произношением. «Приспособление для улавливания радиоволн» (Антенна).

Красная дорожка. Найдите ошибку в произноше­нии:

В воскресный день

С сестрой моей

Мы вышли со двора.

— Я поведу тебя в музЭй. —

Сказала мне сестра.

♦ Объявление победителя второго агона(победителя может и не быть, если агониеты сошли со своих до­рожек, сделав больше ошибок, чем допущено).

 

♦ Отбор участников финального агона

Финалистами становятся победители предваритель­ных агонов и теоретик, получивший наибольшее количе­ство орденов. Первым выбирает дорожку первый фина­лист, вторым — второй, а теоретику достается последняя свободная дорожка. Если в предварительных агонах победителей выявлено не было, в финал выходят только те­оретики (по количеству орденов). Выбор дорожек проис­ходит в соответствии с количеством орденов.

♦ Финальный агон Задание 1

Зеленая дорожка. Какое слово лишнее»?

Лебеда, собака, лисица, рябина.

Желтая дорожка. Какое слово «лишнее»?

Линия, деньги, белье, антенна.

Красная дорожка. Какое слово «лишнее»?

Бабочка, ромашка, катушка, корова.

Задание 2

Зеленая дорожка. Послушайте стихотворение и ска­жите, какой непарный твердый согласный звук встреча­ется в стихотворении два раза:

Два березовых коня

Через лес несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их лыжи. (Ж)

 

Желтая дорожка. Послушайте стихотворение и ска­жите, какой непарный твердый согласный звук встреча­ется в стихотворении три раза:

Белка с ветки

В свой домишко

Перетаскивала

Шишки. (Ш)

Красная дорожка. Послушайте стихотворение и скажите, какой непарный твердый согласный звук встреча­ется в стихотворении два раза:

Бегают две курицы

Прямо на улице. (Ц)

Задание 3

Зеленая дорожка. Узнайте слово по описанию и заполните таблицу.

Водоплавающая птица. (Чайка)

Желтая дорожка. Узнайте слово по описанию и заполните таблицу.

Летняя трикотажная рубашка без рукавов. (Майка)

Красная дорожка. Подберите слово из четырех звуков, в котором первый согласный звук был бы мягкий, а второй твердый. (Мята, липа, зима.)

- Подведение итогов игры. Награждение победи­телей.

ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

 

Тема игры: Словоизменение имен существительных 4-й класс

Цель:закрепить умение пользоваться падежными во­просами, узнавать формы падежей в текстах, использовать нужные предлоги с различными падежами.

Ход игры

♦ Выбор участников первого агона и выбор дорожки для игры

Первый, ответивший на вопрос, становится участни­ком и выбирает дорожку.

1) Какое слово в именительном падеже стоит в пред­ложении: «Стоит избушка на курьих ножках»? (Демонстрируется иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».)

2) Какое слово в творительном падеже стоит в пред­ложении: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»? (Демон­стрируется иллюстрация к сказке «Сивка-бурка».)

3) Какие слова в дательном падеже стоят в предло­жении: «И пошла печь по улице прямо к царю»?

(Демонстрируется иллюстрация к сказке «По щучьему велению».)

♦ Первый агон Задание 1

Зеленая дорожка. Ответьте на вопрос одним словом. В каком падеже стоит ответ?

— Чем рубят дрова?

Желтая дорожка. Ответьте на вопрос одним словом. В каком падеже стоит ответ?

— Чего много в лесу?

Красная дорожка. Ответьте на вопрос одним словом. В каком падеже стоит ответ?

— Кого вырезал папа Карло из березового полена?

Задание 1

Зеленая дорожка. Существительные в каком падеже встречаются 8 раз в стихотворном отрывке?

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

(В винительном падеже.)

Желтая дорожка. Слова в каком падеже встречаются 5 раз в стихотворном отрывке?

Под столицей, близ ворот

С шумом встретил их народ.

Все бегут за колесницей,

За Дадоном и царицей.

(В творительном падеже.)

Красная дорооюка. Слова в каком падеже встречают­ся 5 раз в стихотворном отрывке?

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице.

(В предложном падеже.)

Задание 3

Зеленая дорожка. Найдите слово в винительном па­деже в пословице: «Вода камень точит».

Желтая дорожка. Найдите слово в винительном па­деже в пословице: «Летний день год кормит».

Зеленая дорожка. Найдите слово в винительном па­деже в пословице: «Копейка рубль бережет».

♦ Выбор участников 2 агона

Закончите стихотворение и назовите падеж последне­го слова данного отрывка:

1) — Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я .... (Пир. Винительный падеж.)

2) — Кабы я была царица —

говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я .... (Полотна. Родительный падеж.)

3) — Не посмел я взять с нее выкуп.

Так пустил ее в синее .... (Море. Винительный падеж.)

♦ Второй агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Вставьте окончания в предложе­ние (записано на доске):

Собак- укусила ос-. (-а, -у)

Желтая дорожка. Вставьте окончания в предложе­ние (записано на доске):

Телег- перегнала машин-, (-у, -а)

Красная дорожка. Вставьте окончания в предложе­ние (записано на доске):

Конфет- нужна девочк- . (-а, -е)

Задание 2

Зеленая дорожка. Рассмотрите картинки и найдите «лишнюю», название которой имеет другое окончание в родительном падеже множественного числа.

Ответ. (Много) синиц, воробьев, кур, сорок.

 

Картинки: синица, воробей, курица, сорока.

 

 

 

Желтая дорожка. Рассмотрите картинки и найдите «лишнюю», название которой имеет другое окончание в родительном падеже множественного числа.

Ответ. (Много) собак, коров, коней, коз.

 

Красная дорожка. Рассмотрите картинки и найдите «лишнюю», название которой имеет другое окончание в родительном падеже множественного числа.

Ответ. (Много) окуней, карасей, лещей, щук.

 

Задание 3

Зеленая дорожка. Вставьте окончания в словосочетание:

Порезать хлеб-,

Отрезать хлеб-, (-а)

Желтая дорожка. Вставьте окончания в словосочетание:

Перелить молок- из кувшина в кастрюлю, (-о)

Налить молок- в чашку, (-а)

Красная дорожка. Вставьте окончания в словосоче­тание:

Съесть весь виноград-.

Съесть кисть виноград-, (-а)

♦ Финальный агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Какой один и тот же предлог про­пущен в устойчивых словосочетаниях или пословицах:

Делать — мухи слона.

Выйти сухим — воды.

Узнать — первых рук. (Из)

Желтая дорожка. Какой один и тот же предлог про­пущен в устойчивых словосочетаниях или пословицах:

Дорога ложка — обеду.

Своя рубашка ближе — телу.

Милости прошу — нашему шалашу. (К)

Красная дорожка. Какой один и тот же предлог про­пущен в устойчивых словосочетаниях или пословицах:

Глаза — лоб полезли.

Зуб — зуб не попадает.

Как снег — голову. (На)

Задание 2

Зеленая дорожка. Выберите нужное слово, чтобы восстановить фразеологический оборот, и определите падеж.

Закидаем (шапками, кепками, шляпами).

Желтая дорожка. Выберите нужное слово, чтобы восстановить фразеологический оборот, и определите падеж.

Садиться не в свои (кресла, машины, сани).

Красная дорожка. Выберите нужное слово, чтобы восстановить фразеологический оборот, и определите падеж.

Стрелять из (ружей, винтовок, пушек) по воробьям.

Задание 3

Зеленая дорожка. Ответьте на вопрос: чего в лесу больше — деревьев или осин?

Желтая дорожка. Ответьте на вопрос: кого в лесу больше — муравьев или насекомых?

Красная дорожка. Ответьте на вопрос: чего в мага­зине больше — фруктов или апельсинов?

♦ Подведение итогов. Награждение победителей.

ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

cyberpedia.su


Смотрите также