Конспект урока по теме: " Правописание суффиксов -чик (-щик-) ". Суффиксы чик щик упражнения


Упражнения по теме Суффикс существительных -чик- и -щик-

Суффикс существительных -чик (-щик) В суффиксе существительных -чик (-щик) ч щпосле букв: д, т, з, с, ж объездчик в остальных случаях: барабанщик Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных. Задание 1. Вставь суффикс, объясни орфограмму. Камен….…., водопровод…….., барабан…..…, полиров………, сбор………, газет…….…, рассказ……….., стеколь………., бетон…….…, вагон………. .Перевод……..…, буриль………, разнос………, портфель…..…, пулемёт…..…, уголь………, набор…….…, компьютер………, забастов………, зачин………. .Задание 2. Образуй от данных слов существительные -Чик-, -щик-: баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, часы, резать, кровля, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Заполни таблицу. Поставь знак «+» в соответствующем столбце. Примеры -чик- -щик- рассказ..икзаказ..иклет..икбарабан..иксовет..икэкскаватор..икразвед..иккамен..икстеколь..икбуфет..икперебеж..икперепис..ик Задание 4. Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор графически.         захват…ик                                   объед…ик       экскаватор…ик                           зачин…ик       ракет…ик                                    инструменталь…ик       заказ…ик                                     режиссер – постанов…ик       попут…ик                                    совет…икЗадание 5. Найди в тексте слова с изученной орфограммой (с суффиксы -чик (-щик), обозначь суффикс в этих словах. 1. Около полуночи подводчики и Егорушка опять сидели вокруг небольшого костра (Ч.) 2 Объездчик слушал со вниманием и соглашался. (Ч.) 3. Жили на свете два верных дружка, два пулеметчика, два смельчака. (А. Барто.) 4. Летчики увидели над горизонтом тревожные взмахи голубых лучей прожекторов. (В. Ставский.) 5. Грузчики шли бесконечной вереницей по трапу… (Кат.) II. 1. Шарманщик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер вспотевшее лицо. (Купр.) 2. Хозяин оставил меня на попечение татарина-банщика. (П.) 3. Под окном стучит молоточком чеканщик Гоголев. (М. Г.) 4. На валу каменщики таскали кирпич и чинили городскую стену. (П.) 5. Между офицером и денщиком установились простые, доверчивые отношения. (Купр.) 5. Пришел фонарщик с лестницей, два тусклые фонарика на площади задул. (И.) III. 1. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. (М.) 2. По званию Яков — черпальщик на бумажной фабрике. (Т.)   Задание 6. Выпиши слова: с суффиксом чик в одну колонку, с суффиксом -щик — в другую. Фрол Евсеевич ездит на извозчике в издательство за рукописями, а наборщики и печатники переводят те рукописи в книги. (Прилеж.) 2. К вечеру летчик увидел вертолет над сопками. 3. Из города приезжали скупщики. Они были проворные, ловкие, плутоватые, расчетливые. (Сераф.) 4. На Камчатке множество горячих источников, часто они бьют фонтанчиками. (Михайл.) 5. Объездчик очнулся от мыслей и встряхнул головой. (Ч) 6. В окопчике спал мальчик. (Кат.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 7. Тест. Вопрос № 1  Укажи правильный ответ:  В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква щ В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ж В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква цВопрос № 2  В каком слове на месте пропуска нужно писать букву щ?  развед...ик перебеж...ик груз...ик фонар...икВопрос № 3  В каком слове на месте пропуска нужно писать букву ч?  груз...ик фасов...ик часов....ик танцов...икВопрос № 4  В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву щ?  съём...ик прицеп...ик арматур...ик лёт...икВопрос № 5  В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву ч?  лёт...ик смаз...к ростов...ик пулемёт...икВопрос № 6  Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква ч:  камен...ик, уклад...ик сортиров...ик, пулемёт...ик барабан...ик, газет...ик перебеж...ик, уклад...икВопрос № 7  Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква щ:  забастов...ик, набор...ик застрель...ик, воз...ик буриль...ик, разнос...ик болель...ик, прокат...икВопрос № 8  Укажите лишнее слово:  стакан...ик лимон...ик сбор...ик разнос...ик

weburok.com

Правописание суффиксов ЧИК, ЩИК

Кроссворд.

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник 2. Рабочий, специалист по бетонным работам -3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь - 4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке - 5. Рабочий по проходке горных выработок -  6. Рабочий, специалист по типографскому набору -7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь - 

8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение;2) тот, кто делает съёмку местности -9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь - 10. Работник бани, обслуживающий посетителей - 

Упражнение № 245. От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами -ЧИК, -ЩИК и -ЛЬЩИК. Объясните выбор согласной в них.Пилить, налаживать, чистить, строгать, вкладывать, отгадывать, бурить, собирать, раздать, возить, добыть, учет.

Упражнение № 246. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор суффиксов -ЧИК, -ЩИК. Запишите в свой словарик значения выделенных слов.

Опытный перевод_ик, слушать музыку литавр_ика, компьютер_ик, интересный рассказ_ик, болель_ик «Спартака», злостный прогуль_ик, разно_ик газет, набор_ик типографии, корабельный сигналь_ик, перенос_ик болезни, зачин_ик драки .

Упражнение № 247. Ч или щ?Бан_ик, литавр_ик, паркет_ик, газов_ик, кладов_ик, ядер_ик, часов_ик, обид_ик, покуп_ик, рез_ик, разнос_ик, объезд_ик, танцов_ик, заклад_ик, перебеж_ик, телевизион_ик, доклад_ик, смаз_ик, груз_ик, перепис_ик.

Упражнение № 249. Объясните правописание существительных с суффиксами -ЩИК (-ЧИК). Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч. 1. Гость хозяину не указ_ик. 2. Пошел бы журавль в мер_ики, так не берут, а в молотиль_ики не хочется. 3. Один приказ_ик – один вор; два приказ_ика – два вора. 4. У заем_ика сокольи очи, у платель_ика и вороньих нет. 5. Вестов_ик да перенос_ик – что у реки перевоз_ик: надобен на час, а там и не знай нас. 6. Конь запрягаль_ика, а запрягаль_ик коня боится. 7. Хороший рассказ_ик – плохой приказ_ик. 8. И перекати-поле на виноватого доносч_к. 9. Он все: и повар, и ям_ик, и с баклажкой сбитен_ик. 10. Беглому одна дорога, а погон_икам сто. 11. Не царь гнетет народ, а времен_ик. 12.Черт монаху не попут_ик.

Упражнение № 250. Ч или Щ ? Перепишите, обозначьте суффикс, в скобках запишите слово, от которого образовано данное существительное.1. На свои долги забыт_ики, на чужие памят_ики. 2. Рассказ_ики не годятся в приказ_ики. 3. На что мне приказ_ик? Я сам указ_ик. 4. По посыл_ику и посланцу (и гонцу) почет. 5. Нужда в закрой_ики ставит. 6. Обид_ика Бог судит. 7. На зачин_ика Бог и добрые люди. 8. Мастер один, а поднос_иков десять. 9. На одного стрелка по десятку загон_иков.

Кроссворд.

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник 2. Рабочий, специалист по бетонным работам -3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь - 4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке - 5. Рабочий по проходке горных выработок -  6. Рабочий, специалист по типографскому набору -7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь - 

8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение;2) тот, кто делает съёмку местности -9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь - 10. Работник бани, обслуживающий посетителей - 

Упражнение № 245. От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами -ЧИК, -ЩИК и -ЛЬЩИК. Объясните выбор согласной в них.Пилить, налаживать, чистить, строгать, вкладывать, отгадывать, бурить, собирать, раздать, возить, добыть, учет.

Упражнение № 246. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор суффиксов -ЧИК, -ЩИК. Запишите в свой словарик значения выделенных слов.

Опытный перевод_ик, слушать музыку литавр_ика, компьютер_ик, интересный рассказ_ик, болель_ик «Спартака», злостный прогуль_ик, разно_ик газет, набор_ик типографии, корабельный сигналь_ик, перенос_ик болезни, зачин_ик драки .

Упражнение № 247. Ч или щ?Бан_ик, литавр_ик, паркет_ик, газов_ик, кладов_ик, ядер_ик, часов_ик, обид_ик, покуп_ик, рез_ик, разнос_ик, объезд_ик, танцов_ик, заклад_ик, перебеж_ик, телевизион_ик, доклад_ик, смаз_ик, груз_ик, перепис_ик.

Упражнение № 249. Объясните правописание существительных с суффиксами -ЩИК (-ЧИК). Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч. 1. Гость хозяину не указ_ик. 2. Пошел бы журавль в мер_ики, так не берут, а в молотиль_ики не хочется. 3. Один приказ_ик – один вор; два приказ_ика – два вора. 4. У заем_ика сокольи очи, у платель_ика и вороньих нет. 5. Вестов_ик да перенос_ик – что у реки перевоз_ик: надобен на час, а там и не знай нас. 6. Конь запрягаль_ика, а запрягаль_ик коня боится. 7. Хороший рассказ_ик – плохой приказ_ик. 8. И перекати-поле на виноватого доносч_к. 9. Он все: и повар, и ям_ик, и с баклажкой сбитен_ик. 10. Беглому одна дорога, а погон_икам сто. 11. Не царь гнетет народ, а времен_ик. 12.Черт монаху не попут_ик.Упражнение № 250. Ч или Щ ? Перепишите, обозначьте суффикс, в скобках запишите слово, от которого образовано данное существительное.1. На свои долги забыт_ики, на чужие памят_ики. 2. Рассказ_ики не годятся в приказ_ики. 3. На что мне приказ_ик? Я сам указ_ик. 4. По посыл_ику и посланцу (и гонцу) почет. 5. Нужда в закрой_ики ставит. 6. Обид_ика Бог судит. 7. На зачин_ика Бог и добрые люди. 8. Мастер один, а поднос_иков десять. 9. На одного стрелка по десятку загон_иков.

multiurok.ru

Правописание суффиксов -ЧИК -- -ЩИК

5 класс

Тест по теме «Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 1

1. В каком слове пишется Щ:

1) буфет...ица 2) груз...ик 3) прессов...ик 4) объезд...ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) развед...ик 2) бакен...ик 3) камен...ик 4) спор...ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) перебеж...ик 2) вертолёт...чик 3) рассказ...ица 4) надсмотр...ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) компьютер...ик 2) экскаватор...ик 3) автомат...ик 4) обман...ик

5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

1) стекол...щик 2) бетон...щик 3) домен...щик 4) смен...щик

5 класс

Тест по теме «Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 2

1. В каком слове пишется Щ:

1) налад…ик 2) груз…ик 3) гардероб…ик 4) захват…ик,

2. В каком слове пишется Ч:

1) прогуль…ик 2) прокат…ик 3) прищеп…ик 4) танцов…ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) перебеж…ик 2) буфет…ица 3) лёт…ик 4) эксковатор…ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) свар…ик 2) арматур…ик 3) развед…ик 4) бакен…ик

5. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?

1) пил...щик 2) кровел...щик 3) барабан...щик 4) бурил...щик

5 класс

Тест по теме «Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 3

1. В каком слове пишется Щ:

1) рез…ик 2) копиров…ик 3) лёт…ица 4) подпис…ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) расфасов…ик 2) домен...ик 3) извоз…ик 4) стеколь…ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) попут…ик 2) заказ…ик 3) захват…ик, 4) прогуль…ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) заговор…ик 2) перепис…ик 3) убор…ица 4) смен…ик

5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

1) набор…щик 2) пил…щик 3) сбор…щик 4) домен…щик

Задание 2

По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

  1. Шахтёр, работающий в забое.

  2. Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов.

  3. Летчик, управляющий вертолётом.

  4. Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке.

  5. Типографский рабочий, делающий переплёты у книг.

Задание 2

По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

  1. Солдат, обслуживающий пулемёт.

  2. Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка

колёс.

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике.

  2. Специалист по переводам с одного языка на другой.

  3. Строитель, который устанавливает арматуру строящегося здания.

Задание 2

По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

  1. Агент разведки.

  2. Лицо, руководящее траловым ловом рыбы.

  3. Рабочий, работающий на фрезерном станке.

  4. Рабочий, обслуживающий доменные печи.

  5. Работник (или работница) буфета.

5 класс

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 4

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

Веселый попут.…ик, аккуратный смаз.…ик, подлый донос…ик, лов­кий разнос….ик,

нерасторопный гардероб….ик, жестокий захват….ик, искусный камен….ик, главный зачин….ик,

старый груз….ик, постоянный заказ….ик, новый раздат….ик, злостный прогуль….ик, перевод….ик

с немецкого, отважный развед….ик, пойманный заговор….ик.

2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Попут…ик это…. 2) Перевод…ик это…

5 класс

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 5

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

Веселый груз.…ик, аккуратный налад.…ик, лов­кий фонар….ик, жестокий захват….ик,

искусный рез….ик, главный объез…ик, старый гардероб….щик, постоянный заказ….ик,

ведущий атом….ик, бесстрашный пулемёт…чик, маленький барабан….щик, жестокий

надсмотр…ик, умелый налад….ик, известный перевод…ик, внимательный объезд….ик.

2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Барабан…ик это…. 2) Пулемёт…ик это…

5 класс

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 6

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

Хороший попут.….ик, сбор….ик налогов, расторопный халтур….ик, умелый налад….ик,

известный постанов….ик, умелый полиров…ик, интересный рассказ…ик, отважный лёт…ик,

вызванный водопровод….ик, ненадёжный смен…ик, хороший совет…ик, усталый домен…ик,

неумелый полиров…ик, отважный лет….ик, первопроход….ик.

2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Съём…ик это…. 2) Обман….ик это …

multiurok.ru

Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов -чик- и -щик-".

Урок русского языка в 6 классе по теме:

«Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК- и – ЩИК-.

Цель урока: закрепление и систематизация знаний по теме; формирование навыков выбора действия при написании в существительных суффиксов –ЧИК- и –ЩИК-; развитие речевых навыков; формирование навыков при работе с тестовыми заданиями по теме «Орфография».

Материал к уроку: учебник по русскому языку, карточки с индивидуальными заданиями, тест по теме «Орфография»; флипчарт по теме «Орфоэпические нормы», «Правописание суффиксов –ЧИК- и –ЩИК-.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Опрос по теме «Правописание суффиксов -чик- и –щик-.

- Скажите, чем отличаются суффиксы в словах СТУЛЬЧИК и ПЕРЕВОДЧИК?

  1. Индивидуальная работа с учащимися. Работа проводится во время проверки домашнего задания и в течение всего урока.

Работа с тестом по теме «Орфография». ( Время работы 5 минут).

  1. В каком ряду есть слова, в которых пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. р..стение, отр..сль, п..левой

  2. х..лмистый, с..нокос, уд..вляться

  3. пол..жение, к..саться, з..нты

  4. пл..сун, приб..рать, задр..жать

  1. В каком ряду есть слова, в которых есть корни с чередованием?

  1. зам..рать, расст..лается, сл..жение

  2. с..нокос, отр..сль, п..стбище

  3. сл..гать, л..ства, р..весник

  4. отв..рить, задр..жать, землетр..сение

3. В каком из слов есть непроизносимая согласная?

1) окрес_ности

2) чудес_ный

3) искус_ный

4) вкус_ный

4. В каком ряду на месте пропусков пишется буква Ё?

1) ж.. лтый, пч..лы, обж..ра

2) деш..вый, ш..рты, ш..ссе

3) ж..лудь, ч..рный, расч..ска

4) ш..лк, крыж..вник, ж..лудь

5. В каких словах пишется Е?

1) идти по алле.., читать в книг..

2) отдыхать в санатори.., учебник по биологи..

3) торопиться на заняти..,ошибки в сочинени..

4) запись в тетрадк.., ветка сирен..

6. В каком ряду во всех словах на конце пишется Ь?

1) рож.., ноч.., из-за туч..

2) решение задач.., много туч, красивая лож..

3) торопиш..ся, слышится плач.., мыш..

4) стереч.., учиш..ся, фальш..

  1. Словарная работа по теме «Говори правильно». Флипчарт по теме «Орфоэпия». Спишите слова и поставьте ударение.

Агент, банты, звонит, клала, каталог, красивее, монолог, сливовый, стлала, откупорить, цепочка, досуха, наживший, ободрить, диспансер, заняли, наврала, заняли, оклеить, лгала.

Проверка работы.

  1. Выполнение упражнений по теме. Индивидуальная работа учащихся с карточками. Карточка №1-3, 4.

    1. Синтаксический разбор предложения. Флипчарт по теме «Синтаксический разбор предложения». ( В старину над книгой работали переписчики, художники, переплетчики.)

    2. Выполните морфологический разбор слова ПЕРЕПЛЕТЧИКИ

    3. Упражнение 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните выбор суффикса. ( Флипчарт по теме «Суффиксы –чик- и –щик-).

Опытный перевод..ик, знакомый свар..ик, известный болель..ик, разнос..ик газет, веселый спор..ик, талантливый барабан..ик, злостный прогуль..ик, аккуратный перепис..ик, увидел сигналь..ика, помог груз..ику, отважный лет..ик, рассказ..ик сказок, перенос..ик, компьютер..ик, донос..ик, перебеж..ик.

    1. Выборочный диктант. Запишите слова в два столбика с суффиксом

–чик- и с суффиксом –щик-.

Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, смазчик, фасовщик, бурильщик, газетчик, летчик, точильщик, рассказчик, газетчик, бетонщик, перебежчик, водопроводчик, каменщик, барабанщик, пулеметчик, бурильщик, разносчик, разведчик, табунщик, зачинщик, угольщик, переписчик.

    1. Составьте и запишите простое распространенное предложение с любым словом с суффиксом –чик- и –щик-.

    2. Работа учащихся.

    3. Итог урока.

  1. Домашнее задание.

Выпишите из произведений русской литературы 8 предложений, в которых есть слова с суффиксами –чик- и –щик-

infourok.ru

Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-

hello_html_30000d6d.gifhello_html_30000d6d.gifhello_html_30000d6d.gifhello_html_30000d6d.gifhello_html_30000d6d.gifhello_html_30000d6d.gifhello_html_532ba7a3.gifhello_html_30000d6d.gifhello_html_6617f579.gifhello_html_6b26c7d7.gifhello_html_m5747754.gifУрок русского языка в 5 классе

УМК С.И.Львовой

Тема: Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-

Цель: Усвоение учащимися способа определения правильного написания суффиксов существительных -чик-, -щик-

Задачи:

  1. Образовательная: Помочь учащимся и добиться от них усвоения способа определения правильного написания суффиксов -чик-, -щик-; вырабатывать умение опознавать орфограмму и умение правильно определять производящую основу и ее конечный согласный; вырабатывать умение видеть слова с данной орфограммой в тексте; формировать умение употреблять ь перед суффиксами -чик-, -щик-; совершенствовать навыки учащихся работать со справочными материалами («Словарик значения морфем», «Толковый словарь»), выполнять тестовые задания на электронном носителе (электронное учебное пособие «Русский язык. 5 класс»)

  2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческое мышление учащихся, речь, память, умение сравнивать и рассуждать; способствовать расширению кругозора учащихся и их словарному запасу; развивать умение работать с компьютером; развивать информационную компетентность (извлечение информации), коммуникативную компетентность (умение работать в паре и группе).

  3. Воспитывающая: воспитывать любовь учащихся к родному языку, уважительное отношение к людям разных профессий, к труду.

Оборудование: учебник (ч.2) под ред. С.И.Львовой для 5 кл., справочные материалы к учебнику, компьютер, мультимедийная аппаратура, диск «Русский язык. 5кл.»

Ход урока

  1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята. (эмоц. настрой). Запишите число, оставьте строку для записи темы урока, выполните работу над ошибками по классной и домашней работе, задайте вопросы, если что-то непонятно.

  1. Целеполагание

Действие учителя

Действие учащихся

Учитель готовит для учащихся материал на доске или через мультимедийную аппаратуру для определения темы, цели и первичного восприятия изучаемой орфограммы

Проводят наблюдение за языковым материалом, определяют, какую орфограмму будут изучать на уроке, работают со справочным материалом

Ребята, на экране слова, рассмотрите их, определите, в какой морфеме изучаемая орфограмма, каково значение этой морфемы, какая буква может быть в этой морфеме. Ответив на эти вопросы, вы сможете сформулировать тему и цель нашего урока.

На экране (доске):

Лет●ик, стеколь●ик, гардероб●ик, камен●ик, стуль●ик, болель●ик, заказ●ик.

(Учащиеся при рассуждении подбирают однокоренные слова; выясняют, что орфограмма, которая будет изучена на уроке, находится в суффиксе; что суффиксы -чик-,

-щик- имеют значение «лицо, профессия», «уменьшительно-ласкательное значение»; что в суффиксе может быть буква ч или щ; формулируют тему и цель урока.

Учитель предлагает учащимся записать тему урока на оставленной строке, а затем слова, оставив «окошки»)

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Новая тема

  1. Работа в парах

Действие учителя

Действия учащихся

Учитель раздает учащимся карточки со словами на изучаемую орфограмму

Учащиеся рассматривают языковой материал, делят слова на две группы: «слова с уменьшительно-ласкательным значением», «слова со значением лицо, профессия»; определяют исходную часть слова, от которого образовано данное, делают вывод об употреблении суффиксов -чик-, -щик- после согласных на конце исходной части слова

Карточки

Распределить слова на две группы; пронаблюдать, после каких согласных букв пишутся суффиксы -чик-, -щик-:

Заказчик, стульчик, паромщик, гардеробщик, разведчик, сварщик, стаканчик, помидорчик, пулеметчик, фасовщик, колокольчик.

Слова с уменьшительно-ласкательным значением

Слова со значением «лицо, профессия»

Стульчик

стаканчик

помидорчик

колокольчик

Заказчик

паромщик

гардеробщик

разведчик

сварщик

пулеметчик

фасовщик

Ребята, обсудите в парах, как распределены слова по столбикам. В каких словах всегда пишется одинаковый суффикс? (в словах с уменьшительно-ласкательным значением)

Ребята, а чтобы не ошибиться в написании суффиксов

-чик-, -щик- со значением «лицо, профессия», нужно найти исходную часть слова, от которой образовано данное слово.

Допишите во втором столбике слова, от которых образованы данные, подчеркните исходную часть.

(заказчик заказать, паромщик паром…)

Ребята, найдите в учебнике (стр.67, рубрика «Знай и применяй») условия выбора суффиксов -чик-, -щик-

Проверьте, выполняется ли данное условие в разобранных примерах.

  1. Работа в группах

Действие учителя

Действия учащихся

Учитель координирует работу в парах, помогает (при необходимости) учащимся составить кластеры (схемы)

Учащиеся в группах составляют схему (кластер, алгоритм) условия выбора данной орфограммы, готовят защиту выполненной работы.

Вставляют буквы в написанные в начале урока слова с пропусками

Ребята, опираясь на наблюдения и пользуясь рубрикой учебника «ЗП», составьте схему или алгоритм способа выбора данной орфограммы; затем вернитесь к первому заданию нашего урока и вставьте буквы в оставленные «окошки»

  1. Учащиеся представляют полученные схемы. После представления групп, сравниваются схемы, делается общий вывод, проверяется через экран первое задание урока.

Пример схемы:

Правописание

-чик- -щик-

1)после в остальных случаях

д-т

з-с

ж

2) в словах с

ум.-ласк.знач.

  1. Закрепление новой темы

  1. Выполнение тренировочных упражнений

а) дифференц. задания в группах, обсуждение и анализ после выполнения:

упражнение 743

упражнение 744 (задание повышенной сложности; совершенствование навыков работы со справочным материалом)

выполнение тестового задания на электронном учебном пособии «Русский язык.5класс» (тема «Правописание суффиксов -чик-, -щик- «)

  1. Творческий фотодиктант (закрашивание квадратиков синим и красным цветом)

Ребята, а сейчас проведем творческий фотодиктант. На экране будут фото с людьми разной профессии. Вы должны устно или письменно порассуждать, какой суффикс должен употребляться в этом слове. Если будет -чик-, то закрашиваете нужный квадратик красным цветом, а если -щик-, то синим цветом.

(Учитель раздает учащимся карточки-таблички:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

На экране фото по профессиям:

1 – дрессировщик

2 – резчик

3 – гонщик

4 – летчик

5 – сварщик

6 – грузчик

7 – гардеробщик

8 – переводчик

9 – стекольщик

C:\Users\Галина\Downloads\i.jpg http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=88356108-01-72&n=17http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=203067798-66-72&n=17

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=44968439-36-72&n=15http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=288120773-25-72&n=15http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=415953374-71-72&n=15

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=301815444-04-72&n=17http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=412680131-28-72&n=17http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=66676710-18-72&n=17

После выполнения задания, учащиеся проверяют взаимопроверкой в парах (рисунок на экране)

(После проверки анализ выполнения, выявление затруднений учащихся, взаимооценивание)

  1. Работа в группах:

Сочинение-миниатюра на тему: «Профессии разные нужны, профессии разные важны» (учащимся предлагается доказать о важной роли какой-либо профессии в жизни человека; слово, обозначающее профессию, должно быть на изученную орфограмму)

После прослушивания всех сочинений делается вывод о том, что каждая профессия нужна и важна.

  1. Продолжение изучения новой темы

Ребята, мы сегодня записывали много слов с суффиксами -чик-, -щик-. Во всех ли этих словах перед суффиксом употребляется ь? (учащиеся дают ответ)

Сравните ваше предположение с учебником (стр.67)

Выполним упражнение 748, стр. 68 (можно выполнить с комментированием или у доски)

  1. Контрольный словарный диктант (отработка умения на слух воспринимать изученную орфограмму, применять на практике полученные знания)

(Если времени остается мало, можно слова не записывать, а выполнить цифровой диктант: 1 - -чик-,

2 - -щик-)

Барабанщик, болельщик, заказчик, бананчик, надсмотрщик, паромщик, фасовщик, возчик, маскировщик, советчик.

  1. Запись домашнего задания.

Задание по выбору: упражнение 746 или составить небольшой словарь слов на изученную орфограмму.

  1. Итог урока, рефлексия.

infourok.ru

" Правописание суффиксов -чик (-щик-) "

Тема: «Правописание суффикса -чик(-щик).

Цели урока:

1.Учащиеся должны знать способ действия при выборе написания суффиксов

-чик,-щик, применять этот способ для правильного написания суффиксов

-чик,-щик.

2.Развивить познавательный интерес к предмету, развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.

3.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Оборудование: медиапроектор, экран, учебники для 6 класса( авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.)

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

2.Объяснение нового материала.

Учащиеся рассматривают рисунки, записывают первые буквы в словах(суффикс).

-Вспомним, что такое суффикс? Слайд 4.

-Ребята, обратимся к теме урока. Что сегодня мы должны узнать?

Наблюдение над языковым материалом.

-Что обозначает в этих словах значимая часть слова- суффикс- чик,- щик?

(суффикс обозначает человека по профессии и по роду занятий). Слайд5.

-Ребята, давайте на время превратимся в ученых. Внимательно рассмотрите слова и сформулируйте правило о правописании суффикса – чик,- щик.

Слайд 6.

-Давайте проверим себя по учебнику. Прочитаем правило.

-Расскажите соседу по парте это правило. Работа в парах.

3.Закрепление.

Упр244. Задание: в два столбика записать слова с суффиксом –чик, (-щик), проговаривая условия выбора буквы ч или щ.

-Итак, ребята, мы поработали над правописанием суффиксов-чик, -щик.

-Немножко отдохнем. Физкультминутка.

Лексический диктант. Задание: по лексическому значению нужно определить слово, обозначающее человека по роду деятельности и по профессии; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму.

  1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник-перебежчик.

  2. Рабочий, специалист по бетонным работам-бетонщик.

  3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь-подносчик.

  4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке-каменщик.

  5. Рабочий по проходке горных выработок-проходчик.

  6. Рабочий, специалист по типографскому набору-наборщик.

  7. Работник ,ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь-учетчик.

  8. 1)Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съемку местности -съемщик.

  9. Рабочий, занимающий смазкой чего-нибудь-смазчик.

  10. Работник бани, обслуживающий посетителей-банщик. Слайд 10.

-Ребята, какую роль выполняют суффиксы чик, щик? (Они образуют слова, обозначающие профессию людей или их род занятий).

-Ребята, а теперь давайте поиграем в корректора. Исправьте допущенные ошибки в предложениях.

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.

2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.

3. В Нижнем буфеччик рассчитал меня.

4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.

5. Рабочие передавали сменчикам станки.

6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.

7. Резко сигналили шоферы, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

Домашнее задание.

На выбор: напишите сочинение-миниатюру, в которой употребите слова с изученной орфограммой.

Упр.249. Учить правило на стр.97.

Рефлексия.

-Ребята, что нового узнали вы сегодня на уроке?

-Интересно вам было на уроке?

infourok.ru

чик,щик.doc - Правописание суффиксов ЧИК, ЩИК

Кроссворд.1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник 2. Рабочий, специалист по бетонным работам ­3. Тот, кто подносит, доставляет что­нибудь ­ 4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке ­ 5. Рабочий по проходке горных выработок ­ 6. Рабочий, специалист по типографскому набору ­7. Работник, ведущий учёт кого­нибудь, что­нибудь ­ 8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение;2) тот, кто делает съёмку местности ­9. Рабочий, занимающийся смазкой чего­нибудь ­ 10. Работник бани, обслуживающий посетителей ­ Упражнение № 245. От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами ­ЧИК, ­ЩИК и ­ЛЬЩИК. Объяснитевыбор согласной в них.Пилить, налаживать, чистить, строгать, вкладывать, отгадывать, бурить, собирать, раздать, возить, добыть, учет.Упражнение № 246. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор суффиксов ­ЧИК, ­ЩИК. Запишите в свой словарик значения выделенных слов.Опытный перевод_ик, слушать музыку литавр_ика, компьютер_ик, интересный рассказ_ик, болель_ик «Спартака», злостный прогуль_ик, разно_ик газет, набор_ик типографии, корабельный сигналь_ик, перенос_ик болезни, зачин_ик драки .Упражнение № 247. Ч или щ?Бан_ик, литавр_ик, паркет_ик, газов_ик, кладов_ик, ядер_ик, часов_ик, обид_ик, покуп_ик, рез_ик, разнос_ик, объезд_ик, танцов_ик, заклад_ик, перебеж_ик, телевизион_ик, доклад_ик, смаз_ик, груз_ик, перепис_ик.Упражнение № 249. Объясните правописание существительных с суффиксами ­ЩИК (­ЧИК). Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч. 1. Гость хозяину не указ_ик. 2. Пошел бы журавль в мер_ики, так не берут, а в молотиль_ики не хочется. 3. Один приказ_ик – один вор; два приказ_ика – два вора. 4. У заем_ика сокольи очи, у платель_ика и вороньих нет. 5. Вестов_ик да перенос_ик – что у реки перевоз_ик: надобен на час, а там и не знай нас. 6. Конь запрягаль_ика, а запрягаль_ик коня боится. 7. Хороший рассказ_ик – плохой приказ_ик. 8. И перекати­поле на виноватого доносч_к. 9. Он все: и повар, и ям_ик, и с баклажкой сбитен_ик. 10. Беглому одна дорога, а погон_икам сто. 11. Не царь гнетет народ, а времен_ик. 12.Черт монаху не попут_ик.Упражнение № 250. Ч или Щ ? Перепишите, обозначьте суффикс, в скобках запишите слово, от которого образовано данное существительное.1. На свои долги забыт_ики, на чужие памят_ики. 2. Рассказ_ики не годятся в приказ_ики. 3. На что мне приказ_ик? Я сам указ_ик. 4. По посыл_ику и посланцу (и гонцу) почет. 5. Нужда в закрой_ики ставит. 6. Обид_ика Бог судит. 7. На зачин_ика Боги добрые люди. 8. Мастер один, а поднос_иков десять. 9. На одного стрелка по десятку загон_иков.Кроссворд.1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник 2. Рабочий, специалист по бетонным работам ­3. Тот, кто подносит, доставляет что­нибудь ­ 4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке ­ 5. Рабочий по проходке горных выработок ­ 6. Рабочий, специалист по типографскому набору ­7. Работник, ведущий учёт кого­нибудь, что­нибудь ­ 8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение;2) тот, кто делает съёмку местности ­9. Рабочий, занимающийся смазкой чего­нибудь ­ 10. Работник бани, обслуживающий посетителей ­ Упражнение № 245. От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами ­ЧИК, ­ЩИК и ­ЛЬЩИК. Объяснитевыбор согласной в них.Пилить, налаживать, чистить, строгать, вкладывать, отгадывать, бурить, собирать, раздать, возить, добыть, учет.Упражнение № 246. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор суффиксов ­ЧИК, ­ЩИК. Запишите в свой словарик значения выделенных слов.Опытный перевод_ик, слушать музыку литавр_ика, компьютер_ик, интересный рассказ_ик, болель_ик «Спартака», злостный прогуль_ик, разно_ик газет, набор_ик типографии, корабельный сигналь_ик, перенос_ик болезни, зачин_ик драки .Упражнение № 247. Ч или щ?Бан_ик, литавр_ик, паркет_ик, газов_ик, кладов_ик, ядер_ик, часов_ик, обид_ик, покуп_ик, рез_ик, разнос_ик, объезд_ик, танцов_ик, заклад_ик, перебеж_ик, телевизион_ик, доклад_ик, смаз_ик, груз_ик, перепис_ик.Упражнение № 249. Объясните правописание существительных с суффиксами ­ЩИК (­ЧИК). Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч. 1. Гость хозяину не указ_ик. 2. Пошел бы журавль в мер_ики, так не берут, а в молотиль_ики не хочется. 3. Один приказ_ик – один вор; два приказ_ика – два вора. 4. У заем_ика сокольи очи, у платель_ика и вороньих нет. 5. Вестов_ик да перенос_ик – что у реки перевоз_ик: надобен на час, а там и не знай нас. 6. Конь запрягаль_ика, а запрягаль_ик коня боится. 7. Хороший рассказ_ик – плохой приказ_ик. 8. И перекати­поле на виноватого доносч_к. 9. Он все: и повар, и ям_ик, и с баклажкой сбитен_ик. 10. Беглому одна дорога, а погон_икам сто. 11. Не царь гнетет народ, а времен_ик. 12.Черт монаху не попут_ик.Упражнение № 250. Ч или Щ ? Перепишите, обозначьте суффикс, в скобках запишите слово, от которого образовано

znanio.ru


Смотрите также