2 Раздел деятельность. Способ выполнения действий ставший в результате упражнений автоматизированным называется


шпаргалочка! - ::фото★льбом::

nemo-girl.livejournal.com

простите меня все за засорение френд-ленты, я через сутки всё это удалютут будут мои шпаргалочки

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 1. Педагогика как наука

 

Вопрос № 1. Предметом педагогики как науки является...

 

  1. целенаправленно организуемый педагогический процесс

  2. противоречия, закономерности, отношения, технологии организации осуществления воспитательного процесса

  3. методы организации педагогического процесса

  4. совокупность правил воспитания и обучения детей

 

Вопрос № 2. К функциям педагогики как науки НЕ относят…

 

  1. научно-обоснованное целеполагание и планирование системы образования

  2. внедрение результатов педагогических исследований в практику

  3. анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта

  4. изучение биологических факторов развития личности

 

Вопрос № 3. Основоположником научной педагогики в России является…

 

  1. А.С. Макаренко

  2. Я.А. Коменский

  3. К. Д. Ушинский

  4. Н. К. Крупская

 

Вопрос № 4. Возникновение педагогики как науки определил(а)…

 

  1. забота родителей о счастье детей

  2. биологический закон сохранения рода

  3. объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду

  4. прогресс науки и техники

 

Вопрос № 5. Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется ____________ педагогикой.

 

  1. общей

  2. коррекционной

  3. сравнительной

  4. социальной

 

Вопрос № 6. Выдающимися отечественными педагогами ХХ века являются…

 

  1. К.Д. Ушинский

  2. А.П. Солженицин

  3. А.С. Макаренко

  4. В.А. Сухомлинский

 

Вопрос № 7. Первые университеты появились…

  1. в Древней Греции в III в. до н.э.

  2. в России в XVIII в.

  3. в Западной Европе в XII-XIII вв.

  4. в Древнем Риме в I в.

 

Вопрос № 8. В структуру педагогических наук НЕ входит…

 

  1. дошкольная педагогика

  2. дидактика

  3. сравнительная педагогика

  4. педагогическая психология

 

Вопрос № 9. Установите соответствие научной дисциплины и её содержания

1. изучает специфику народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре опыт воспитания А) этнопедагогика
2. изучает особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии Б) теория воспитания
3. изучает процесс формирования личности и коллектива, закономерности, принципы, отношения, методы его осуществления В) дефектология
4. изучает процесс обучения, содержание образования, принципы, формы, способы и средства реализации целей обучения Г) теория обучения

 

Вопрос № 10. Раздел педагогики, разрабатывающий систему образования людей пенсионного возраста, называется...

 

  1. специальной педагогикой

  2. педагогикой третьего возраста

  3. коррекционной педагогикой

  4. социальной педагогикой

 

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 2. Основные категории педагогики

 

Вопрос № 1. Процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и опытом познавательной деятельности называется…

 

  1. обучением

  2. образованием

  3. социализацией

  4. воспитанием

 

Вопрос № 2. Совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе – это…

  1. педагогическая задача

  2. педагогическая технология

  3. педагогическая деятельность

  4. педагогический процесс

 

Вопрос № 3. Процесс становления человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов называется…

 

  1. воспитанием

  2. обучением

  3. развитием

  4. образованием

 

Вопрос № 4. Установите соответствие понятий и их определений.

1. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека

А) социализация

2. Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта

Б) развитие

3. Целенаправленный процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков и формирования на этой основе мировоззрения личности

В) воспитание

4. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы

Г) образование

 

 

 

 

Вопрос № 5. Основной единицей педагогического процесса является…

 

  1. ученик

  2. педагог

  3. педагогическая задача

  4. педагогическая деятельность

 

Вопрос № 6. Установите соответствие понятий и их определений

 

1) Освоенный человеком способ выполнения действий А) навык
2) Индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Б) знание

3) Способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным

В) умение
4) Отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий Г) способности

 

Вопрос № 7. Воспитание определяется как…

 

  1. целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями

  2. целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью подготовки к трудовой жизни

  3. процесс количественных и качественных изменений в организме и личности человека под воздействием разнообразных факторов

  4. целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью формирования характера, морально-волевых качеств, норм и правил поведения в обществе, мировоззрения

 

Вопрос № 8. Основными характеристиками, соответствующими понятию «обучение», являются…

 

  1. систематическая работа учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков, подготовку их к активной жизнедеятельности

  2. взаимодействие учителя и учащихся, направленное на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научного мировоззрения

  3. упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования воспитания, осознания и практического применения знаний

  4. вооружение учащихся знаниями и способами учебной деятельности, в результате чего осуществляется их умственное развитие

 

Вопрос № 9. Процесс целенаправленной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта называется…

 

  1. деятельностью

  2. воспитанием

  3. обучением

  4. развитием

 

Вопрос № 10. Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки учащихся, называется…

 

  1. воспитанием

  2. формированием

  3. обучением

  4. развитием

 

 

 

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

 

Вопрос № 1. Единство всех компонентов образования при их относительной автономности определяет…

 

  1. непрерывность образования

  2. процессуальность образования

  3. функциональность образования

  4. целостность образования

 

Вопрос № 2. Введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания называется педагогической (им)…

 

  1. мониторингом

  2. управлением

  3. технологией

  4. инновацией

 

Вопрос № 3. Сущность профессионального образования заключается...

 

  1. в совершенствовании технической подготовки обучаемых

  2. в формировании профессионально значимых личностных качеств

  3. в формировании необходимой системы знаний

  4. в подготовке человека к определенной профессиональной деятельности

 

Вопрос № 4. Под содержанием образования понимают…

 

  1. процесс и результат обучения, овладения систематическими знаниями

  2. систему научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-этических целей, которыми необходимо овладеть учащимся

  3. целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в социальных институтах

  4. совокупность систематизированных знаний, умений, опыта осуществления способов деятельности, опыта эмоционально-целостного отношения к окружающему

 

Вопрос № 5. Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в…

 

  1. рефератах

  2. учебниках

  3. учебно-методических пособиях

  4. Интернете

 

Вопрос № 6. Одной из глобальных тенденций развития образования является...

 

  1. сокращение наполняемости школьных классов

  2. уменьшение срока вузовского обучения

  3. непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни

  4. обязательность дошкольной подготовки

 

Вопрос № 7. Системообразующей составляющей образовательной системы является…

 

  1. содержание образования

  2. многообразие образовательных учреждений

  3. цель образования

  4. методы, технологии и средства образования

 

Вопрос № 8. Принцип единства федерального образования реализуется через…

 

  1. государственный образовательный стандарт

  2. содержание учебников

  3. административный компонент

  4. национальный компонент образовательных программ

 

Вопрос № 9. Основной тенденцией развития современной системы среднего образования в Российской Федерации является…

 

  1. глобализация

  2. интенсификация

  3. диверсификация

  4. унификация

 

Вопрос № 10. В средние века основным фактором, определяющим развитие образования в Западной Европе, являлось…

 

  1. влияние христианства

  2. появление машинного производства

  3. общественное управление образованием

  4. возникновение первых школ

 

 

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований

 

Вопрос № 1. Актуальность исследования определяется…

 

  1. логичностью обоснования его важности

  2. важностью для развития педагогической науки

  3. своевременностью и значимостью исследуемой проблемы для практики

  4. соответствием образовательной парадигме на данном этапе развития педагогики

 

Вопрос 2. Выявление социально-психологических взаимоотношений членов учебной группы в количественных параметрах осуществляется при помощи метода…

 

  1. изучения документов

  2. наблюдения

  3. социометрии

  4. беседы

 

Вопрос № 3. К видам педагогического эксперимента относятся…

 

  1. формирующий

  2. констатирующий

  3. психологический

  4. опосредованный

 

Вопрос № 4. Экзистенциализм как методологический подход в педагогике школы раскрывается следующим утверждением…

 

  1. чтобы достичь эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы

  2. воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей

  3. наука бессильна определить цели воспитания

  4. цель воспитания - христианская нравственность

 

Вопрос № 5. Методы педагогического исследования могут быть разделены на …

 

  1. общие и частнонаучные

  2. теоретические и эмпирические

  3. методы обучения и методы воспитания

  4. словесные и наглядные

 

Вопрос № 6. К теоретическим методам педагогического исследования относится…

 

  1. моделирование, синтез, сравнительно-исторический анализ, индукция

  2. сравнение, наблюдение, тестирование, корреляция

  3. обобщение, эксперимент, ранжирование, наблюдение

 

Вопрос № 7. Метод педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды, называется…

  1. экспериментом

  2. диагностированием

  3. шкалированием

  4. регистрацией

 

Вопрос № 8. Метод массового сбора материалов при помощи специальных опросников называется…

 

  1. наблюдением

  2. анкетированием

  3. контрольной работой

  4. экспериментом

 

Вопрос № 9. К эмпирическим методам педагогического исследования относятся…

 

  1. синтез, анализ

  2. ранжирование, шкалирование

  3. анкетирование, обобщение

  4. эксперимент, наблюдение

 

 

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 5. Целеполагание в педагогике

 

Вопрос № 1. Основным и конечным результатом педагогической деятельности является…

 

  1. высокая успеваемость учащихся

  2. сам учащийся, развитие его личности

  3. достижение государственных образовательных стандартов

  4. высокий уровень мастерства педагога

 

Вопрос № 2. Влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека составляет сущность…

 

  1. воспитания

  2. развития

  3. образования

 

Вопрос № 3. Усвоение систематизированных знаний об окружающем мире, развитие познавательных и практических умений, формирование научного мировоззрения, способности к самообразованию и самосовершенствованию составляют цель…

 

  1. обучения

  2. педагогической диагностики

  3. воспитания

  4. социализации

 

Вопрос № 4. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, составляет…

 

  1. общественный идеал

  2. стандарт образования

  3. задачи воспитания

  4. цель воспитания

 

 

Вопрос № 5. Целью образования в современной России является…

 

  1. овладение научными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями и навыками, нормами поведения

  2. воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов

  3. воспитание почтительности к старшим, ориентация на бесконечное самосовершенствование

 

Вопрос № 6. Целью образования в Китае и Японии является…

 

  1. овладение научными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями и навыками, нормами поведения

  2. воспитание почтительности к старшим, ориентация на бесконечное самосовершенствование

  3. воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов

 

Вопрос № 7. Целью образования в Спарте являлось…

 

  1. овладение научными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями и навыками, нормами поведения

  2. воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов

  3. воспитание почтительности к старшим, ориентация на бесконечное самосовершенствование

 

 

 

ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Тема 6. Педагогический процесс

 

Вопрос № 1. Целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования в условиях педагогической системы, называется педагогическим (-ой)…

 

  1. задачей

  2. общением

  3. процессом

  4. технологией

 

Вопрос № 2. Движущими силами педагогического процесса является его...

 

  1. принципы

  2. педагоги

  3. закономерности

  4. противоречия

 

 

Вопрос № 3. Система основных требований к организации педагогического процесса объединяет его…

 

  1. методы

  2. закономерности

  3. компоненты

  4. принципы

 

Вопрос № 4. Изучение состояния педагогического процесса называется…

 

  1. тестированием

  2. оценкой

  3. педагогической диагностикой

  4. контролем

 

Вопрос № 5. К компонентам структуры педагогического процесса НЕ относится…

 

  1. целевой

  2. рефлексивный

  3. деятельностный

  4. содержательный

 

Вопрос № 6. Результативный компонент структуры педагогического процесса отражает…

 

  1. методы и средства реализации педагогического процесса

  2. степень эффективности педагогического процесса, достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью

  3. совокупность формируемых отношений, опыта деятельности и общения

  4. социально-экономические, нравственно-психологические условия протекания педагогического процесса

 

Вопрос № 7. К условиям эффективности контроля качества образовательного процесса относится…

 

  1. согласованность действий контроля между членами администрации

  2. наличие научно обоснованных критериев результатов деятельности образовательного процесса

  3. постоянство осуществления контрольных функций

  4. неожиданный характер контроля

 

Вопрос № 8. Компонентами педагогического процесса являются…

 

  1. семья, школа, общество

  2. педагоги, учащиеся, родители

  3. цели, содержание, формы и методы воспитания, обучения

  4. знания, умения и навыки учащихся

 

 

Вопрос № 9. Основным противоречием педагогического процесса является противоречие между…

 

  1. семьей и школой

  2. его идеальными целями и реальными результатами

  3. знаниями и умениями учащихся

  4. педагогами и воспитанниками

 

Вопрос № 10. Объективно существующие, устойчивые связи между отдельными сторонами педагогического процесса составляют его…

 

  1. задачи

  2. закономерности

  3. принципы

  4. компоненты

§71. Навыки

Из сказанного в предыдущем параграфе следует, что под навыками разумеются такие компоненты сложной деятельности — т. е. отдельные системы движений, процессов, входящих в деятельность,— которые протекают автоматически, т. е. без участия сознания. Однако в отличие от тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, каковы, например, безусловные рефлексы, навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому их следует называть автоматизированными, т. е. «превращёнными в автоматические», а не просто «автоматическими» компонентами деятельности.

Навыки — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе выполнения её.

Никогда не следует забывать, что при выработке навыков автоматизируется не самая деятельность в целом, а лишь отдельные её компоненты. Чтение, письмо, стрельба, игра на рояле и т. п. всегда остаются сознательной деятельностью, автоматизируются же лишь операции, посредством которых эта деятельность осуществляется, лишь способы её выполнения. Всякий навык представляет собой систему условно-рефлекторных связей; в частности, двигательный навык есть система временных связей в двигательном анализаторе. При формировании и перестройке навыков действительны все законы образования, изменения и торможения условных рефлексов.

1) Формирование навыков

Укажем некоторые важнейшие моменты, характеризующие формирование навыков.

1. Объединение ряда частных действий в одно целостное действие. По подсчёту некоторых специалистов лётного обучения, во время учебного полёта по прямоугольному маршруту («по кругу»), продолжающегося 5—6 минут, лётчик должен выполнить около 200 действий. Легко понять, что за такой короткий промежуток нельзя успешно выполнить 200 самостоятельных сознательных действий. Одним из важнейших моментов формирования лётных навыков и является объединение отдельных групп таких первоначально самостоятельных действий в одно целостное действие, подчинённое одной задаче. То, что было раньше отдельным сознательным действием, становится теперь автоматизированной операцией, входящей в состав нового сложного действия.

Таким образом, по мере овладения навыками человек начинает работать всё более «крупными единицами». Обучаясь читать, учащийся читает сначала по буквам, затем по слогам и, наконец, целыми словами. На первых шагах обучения письму изображение каждого элемента буквы (палочка, кружок и т. п.) стоит в сознании ученика как особая задача; следующим этапом является целостное написание отдельных букв; при полном владении навыками письма написание целого слова, а иногда и целой фразы становится единым действием, которое осуществляется плавным и непрерывным движением.

2. Устранение излишних движений и напряжённости. Характерным признаком неумелого выполнения какой-либо деятельности является большое количество излишних движений. Ребёнок, начинающий писать, в большинстве случаев не может производить движение только рукой; он «помогает» себе языком, мышцами лица, движениями корпуса, а иногда и ног. По мере овладения техникой письма эти излишние движения устраняются. Другим проявлением отсутствия навыка является напряжённость, сопутствующая первым попыткам выполнить непривычное действие. Когда неумелый человек (в особенности, если он вообще непривычен к тонкой ручной работе) пытается вдеть нитку в иголку, у него можно наблюдать такое напряжение мышц всего тела, что вызываемый им расход энергии не меньше, чем при тяжёлой физической работе. Одним из важнейших моментов формирования навыков является устранение излишних движений и излишнего мышечного напряжения.

Выпадение лишних движений представляет собой результат дифференцировки движения, не подкрепляемые успешным результатом, постепенно затормаживаются, а движения, приводящие к нужному результату, в ходе повторений всё более закрепляются.

3. Ослабление роли зрительного и увеличение роли двигательного контроля. Неумелый человек, пытаясь работать на пишущей машинке, ищет глазами каждую букву на клавиатуре; отведя взор от клавиатуры, он не сможет напечатать ни одного слова. В отличие от этого опытная машинистка почти не смотрит на клавиатуру, а машинистки, прошедшие правильную школу, могут работать совсем вслепую. Происходит это потому, что их движения контролируются не зрительными, а двигательными ощущениями. То же имеет место в большинстве двигательных навыков; по мере того как человек овладевает навыком, глаза его всё менее и менее прикованы к движениям, потому что вырабатывается уменье тонко контролировать движения с помощью двигательных ощущений.

Один из основных признаков автоматизированности движений заключается в том, что каждое движение непосредственно вызывается двигательным ощущением от предыдущего.

4. Возможность осуществления деятельности разными способами, или приёмaми. Овладевая навыками, человек вырабатывает некоторые постоянные, устойчивые, закрепившиеся способы выполнения тех или других действий. Это составляет необходимое условие автоматизации этих способов. Выполняясь всякий раз по-иному, они, конечно, не могли бы выполняться автоматически.

Однако полная неизменность в способах выполнения данной деятельности не является желательной. Подлинное мастерство требует гибкого изменения способов выполнения деятельности при изменении задач и условий, в которых она протекает. Хороший мастер тем и отличается от человека, только умеющего выполнять данное дело, что он владеет множествам приёмов и может применять любой из них в зависимости от данных обстоятельств. А это значит, что он владеет не одним, а многими навыками данной деятельности и, кроме того, владеет уменьем гибко пользоваться ими.

Возьмём самый элементарный пример . Всякий человек владеет навыками ходьбы, но не у всякого человека эти навыки достаточно разнообразны и использование их достаточно гибко. Некоторые люди причиняют немало неприятностей окружающим тем, что не умеют сменить, когда это нужно, тяжёлую походку на лёгкую и бесшумную и в комнате больного ходят таким шагом, который уместен при прохождении церемониальным маршем. Многие люди быстро устают при длинных переходах, потому что идут такой походкой, которая целесообразна только на небольших прогулках. Овладение уменьем ходить, составляющее важную задачу физкультурной подготовки, предполагает выработку достаточной гибкости в использовании способов ходьбы.

В качестве другого примера можно взять навыки чтения. Одним из условий хорошего мастерства чтения является владение навыком быстрого чтения; нужно уметь, когда это необходимо, читать возможно более быстро. Бывают, однако, люди, которые не могут читать иначе как очень быстро. Владея навыком быстрого чтения, они не владеют навыком медленного чтения, а этот навык не менее важен. Например, чтение художественной литературы, как правило, должно быть медленным чтением; в противном случае не может развернуться та работа воссоздающего воображения, без которой как мы видели, невозможно полноценное восприятие художественного произведения. Не менее вредным оказывается это обстоятельство и при чтении научной литературы Уметь читать — значит уметь читать по-разному, в зависимости от того, что и зачем читаешь.

Возможность осуществления одной и той же деятельности разными способами, или приёмами, предполагает одно обязательное условие. Вырабатывая автоматизированные способы выполнения действий, человек не должен терять возможности в любой момент, когда это понадобится, осознавать эти способы; он должен сохранять возможность сознательного контроля над ними.

Отсюда ясно, какое огромное значение в образовании навыка имеет вторая сигнальная система в её взаимодействии с первой. Вторая сигнальная система оказывает регулирующее влияние на работу первой сигнальной системы. Применение сигналов второй сигнальной системы (словесные инструкции, указания) может вести к объединению движений, накопленных в прошлом опыте, и тем самым даёт возможность решения новой задачи в изменившихся условиях; словесными сигналами может достигаться также нужное торможение деятельности. Формирование навыка с участием второй сигнальной системы, т. е. использование работы сознания, имеет поэтому важнейшее значение. Мастерство предполагает уменье сознательно пользоваться автоматизированными операциями и, когда это нужно, сознательно контролировать их.

2) Упражнение

Навыки формируются в процессе упражнения, т. е. повторного осуществления данной деятельности с целью усовершенствовать способ её выполнения. Чтобы приобрести стрелковые навыки, надо более или менее длительно упражняться в стрельбе; чтобы приобрести навыки плавания, надо плавать.

Однако не всякое повторное выполнение той же деятельности может быть названо упражнением. Люди с плохим почерком пишут всю свою жизнь — и некоторые из них пишут очень много,— однако почерк их не улучшается от этого; здесь происходит постоянное повторение, но не имеет места упражнение.

Укажем два наиболее существенных условия, без соблюдения которых повторное выполнение деятельности не может стать подлинным упражнением.

1. Обучающемуся необходимо иметь возможно более ясное знание того, что именно он должен сделать, чего он должен добиться.

Для получения такого знания в некоторых случаях большую пользу может принести теоретическое ознакомление с данной деятельностью и анализ тех приёмов, которыми она выполняется (объяснения педагога). Ещё большее значение имеет непосредственное наблюдение того, как эта деятельность выполняется хорошим мастером (показ педагога).

Но и тот и другой способ могут принести действительную пользу лишь в том случае, если обучающийся при попытках самому выполнять данное действие будет стараться возможно отчётливее держать в сознании показанный и объяснённый ему образец.

2. Обучающийся должен знать результат каждого отдельного упражнения. После каждого повторного выполнения данного действия он должен отдать себе отчёт в том, чего он достиг, каковы недостатки его выполнения, какие он допустил ошибки, и следующее повторение должно быть направлено на устранение этих недостатков и ошибок. Специальные опыты показывают, что, если обучающийся не знает своих результатов, совершенствование не наступает даже при бесконечно большом числе повторений.

В этом ярко сказывается условно-рефлекторный характер навыков: необходимость подкрепления для образования временных связей. Выше отмечалось, что выработка двигательного навыка представляет собой процесс дифференцировки, основанный на торможении неподкрепляемых движений, с одной стороны, и упрочении подкрепляемых условных связей в двигательном анализаторе,— с другой. Велика при этом роль второй сигнальной системы: словесные указания на ошибку или указания о правильности выступают в качестве тех тормозных и подкрепляющих раздражителей, которые заменяют непосредственные (безусловные) раздражители.

Важнейшее значение имеют в этом отношении указания педагога, оценивающего достигнутые результаты. Однако следует как можно раньше приучаться к тому, чтобы, исходя из оценок педагога, уметь и самому оценивать свои достижения и недостатки. Только тот может добиться высокого мастерства в какой бы то ни было деятельности, кто научится быть своим собственным критиком. Уменье видеть свои ошибки и недостатки — важнейшее условие успешного упражнения.

studfiles.net

2 Раздел деятельность

ПЛАН изучаемых тем:

  1. Понятие деятельности.

  2. Структура деятельности.

  3. Знания, умения, навыки.

  4. Основные виды деятельности.

  5. Механизмы управления деятельностью: внимание и воля.

  6. Игра- ведущий вид деятельности дошкольников.

1.Тема: понятие деятельности

План:

  1. Понятие активности.

  2. Понятие деятельности.

Всеобщей характеристикой жизни является АКТИВНОСТЬ - деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Имея в виду это особое качество - способность к самодвижению, в ходе которого живое существо воспроизводит себя - говорят, что оно есть СУБЪЕКТ активности. Быть субъектом значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире. Активность бывает: ВНЕШНЯЯ (движения, мышечные усилия) и ВНУТРЕННЯЯ (психическая активность: чтение, размышление, запоминание и т.п.).

Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, не зависимо от того, каким видом труда он занимается. Человек- это торец и созидатель. Он проявляет внешнюю и внутреннюю активность, которые подразделяются условно. Активность наблюдается даже у неподвижного человека. Работа мысли связана с речедвигательными движениями.

Только в деятельности человека раскрывается его духовное богатство: глубина ума, сила воли, воображения, способности, характер. О человеке судят по делам и поступкам, следовательно, в процессе деятельности происходит формирование человека и его сознания.

ФОРМИРУЯСЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗНАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОЯВЛЯЕТСЯ.

Да и сама психика есть не что иное, как особая психическая деятельность, в ходе которой человек познает окружающий мир, строит его субъективный образ, его модель.

Деятельность категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность - биологическое приспособление функций организма к среде. Человек сознательно выделяет себя из природы, осознает мотивы, побуждающие его к активности, ставит перед собой цели.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 1) специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека; 2) это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов.

2. ТЕМА: СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. План:

  1. Понятие потребностей.

  2. Понятие мотива.

  3. Понятие целей.

  4. Инструментальная основа деятельности.

  5. Понятие действий.

  6. Понятие результата деятельности. Утомление и усталость.

1. ПОТРЕБНОСТИ - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающие источником его активности(состояние нужды, следовательно, нужно действовать).

К человеческим потребностям относятся:

  1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (биологические, органические) - необходимость в пище, во сне, в воде, чувстве безопасности, продолжении рода и т.д.;

  2. СОЦИАЛЬНЫЕ - необходимость принадлежать группе других людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться и т.д.;

  3. МАТЕРИАЛЬНЫЕ - необходимость в одежде; быт; автомобиль и т.д.

  4. ДУХОВНЫЕ - необходимость творить, чувствовать подлинность своего бытия, рост,музыка, красота, искусство и т.д.

Потребности выступают источником побудительной силы мотивов поведения и деятельности.

2. МОТИВ: 1) побуждение к деятельности связанное с удовлетворением потребностей субъекта. 2) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Процесс удовлетворения потребностей субъекта предполагает достижение им тех или иных целей.

З.ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – 1) предвосхищение ее результата, образ возможного как прообраз действительного; 2) это то, на что направлена деятельность.

Цели как мотивы могут быть: личными, общественными, далекими, близкими. Важно различать цели и мотивы активности человека.

В мотивах, как бы записано, чем является активность для субъекта, что должно произойти с ним самим, это достояние самого субъекта, они могут быть представлены переживаниями, не всегда осознанными. Цели активности ориентированы вовне, в них предвосхищен результат, который должен существовать объективно. Он доступен пониманию самого субъекта и других людей.

В ОТЛИЧИИ ОТ МОТИВОВ, ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕГДАОСОЗНАННЫ.

Следует различать КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ и ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ. Достижение КОНЕЧНОЙ цели равнозначно удовлетворению потребностей. К ПРОМЕЖУТОЧНЫМ целям, относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения цели конечной.

ИСКУССТВО ПОСТРОЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ определяется во многом способностью человека в мысли идти от конечных к первоочередным целям, а в действии - от первоочередных, через цепь промежуточных, к конечным.

4. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, орудий. Органы человеческого тела также относятся к категории таких средств.

Развитие личности немыслимо вне овладения человеком социально выработанными средствами осуществления деятельности.

При использовании тех или иных инструментов человек продуманно или автоматически опирается на имеющиеся у него представления о том, как действовать с ними, применять их.

По-другому инструментальная основа активности называется КОМПЕТЕНТНОСТЬ, которая

раскрывается в знаниях, умениях, навыках.

Деятельность, наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности - целостный мотивационный акт поведения.

Деятельность человека реализуется в его действиях.

5. ДЕЙСТВИЯ – 1) относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной, промежуточной осознаваемой цели; 2) это процесс, направленный на реализацию цели. Действия состоят из движений, а движение – это моторная функция организма.

Они могут быть внешними (предметными) и внутренними (умственными).

- ПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ –1) они определяются самим предметом, т.е. способ действия заложен в нём самом; 2) это действия, направленные на изменения состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений.

- УМСТВЕНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания; анатомо-физиологические структуры, процессы, участвующие в управлении деятельностью. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные и двигательные компоненты.

- ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ– процесс выделения предметов в соответствии с потребностями человека.

- ВОЛЕВЫЕ – действия, которые совершаются осознанно, продуманно.

- ИМПУЛЬСИВНЫЕ – малоосознанные действия.

- ФИЗИЧЕСКИЕ – внешние действия, которые связанны с практическим выполнением деятельности (их видно).

По своему происхождению внутренняя деятельность происходит от внешней (предметной).

Первоначально совершаются предметные действия, потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме.

Процесс перехода внешних действий во внутренние называется ИНТЕРИОРИЗАЦИЕЙ.

Внутренние действия направлены, в конечном счете - на преобразование предметной действительности, то есть во вне.

Процесс перехода внутренних действий во внешние называется ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЕЙ.

Действие в составе активности является более дробной единицей, чем деятельность, однако и оно может быть представлено более мелкими фрагментами поведения – ОПЕРАЦИЯМИ - система движений, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий. Они мало осознаются или совсем не осознаются.

Итак, деятельность, действия, операции, проявляя внешне мотивационные, целевые, инструментальные отношения человека, образуют гибкую динамичную систему, соотносимую с различными областями действительности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ выступает как преобразование отношений между потребностями человека и возможностями их удовлетворения; ДЕЙСТВИЯ - как воссоздание и созидание новых предметов человеческой культуры; ОПЕРАЦИИ - использование средств материального и духовного освоения мира.

6. Любая деятельность имеет РЕЗУЛЬТАТ – конечный итог, удовлетворение актуальных потребностей человека, поставленных целей и имеющихся мотивов. Результат может быть: положительным, отрицательным и нейтральным (когда что-то получилось, а что- то нет).

Деятельность вызывает у человека процессы утомления и усталости.

УТОМЛЕНИЕ - это естественное истощение сил организма.

УСТАЛОСТЬ - переживание человеком утомления. Сюда включается отношение к работе. Это субъективное чувство. Усталость может наступить до начала физиологического утомления.

Любая деятельность осуществляется механизмами управления: ВНИМАНИЕ и ВОЛЯ.

  1. ТЕМА: ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ.

ПЛАН:

  1. Понятие знаний.

  2. Понятие умений.

  3. Понятие навыка.

  4. Понятие привычки.

1.Понятие «компетентности» раскрывается как знания, умения, навыки.

ЗНАНИЯ — знания человека об окружающем мире возникают в виде образов ощущений и восприятия. Переработка этих чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих формах знания сохраняются в памяти. Т.о. знания - образы наших ощущений и восприятий переработанные сознанием и сохраненные в памяти.

Знания - это проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

Знания не могут существовать ради знаний.

ЦЕЛЬ знаний - организация и регулирование практической деятельности.

2.УМЕНИЯ - способность осознанно выполнить определенные действия. Они составляет основумастерства. Существуют: элементарные умения – это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом; умение-мастерство – оно выражает ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков.

3.НАВЫК - способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. Отдельные действия могут выполняться на разном уровне осознания. Когда в действиях сознание проявляет все меньшее участие - идет формирование навыка.

Процесс образования (формирования) умений и навыков происходит путём упражнений. УПРАЖНЕНИЕ – это целенаправленное, многократное повторение действий для их сознательного совершенствования.

Выделяют два условия, которые обеспечиваю успешное формирование навыка: 1) наличие ясно осознанной цели и стремление её достигнуть, т.е. обучаемый должен отчетливо знать и понимать, чего он должен достигнуть в результате упражнений, здесь большую роль играет точное, понятное объяснение педагогом поставлено задачи и показ педагогом результатов; 2) обучающийся должен знать, каких результатов он добивается в процессе упражнений, осознавать свои успехи и свои ошибки, недостатки и их причины. Также важно количество упражнений, их темп и распределение во времени.

Навык может быть сформирован через: показ, объяснение, сочетание показа и объяснения.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ навыка является динамический стереотип. Выработка динамического стереотипа позволяет осуществляться и более сложной аналитико-синтетической деятельности.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА:

  1. Аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия.

  2. Синтетический - объединение элементов в целостное действие.

  3. Автоматический - упражнения с целью придания действию плавности, нужной скорости,снятия напряжения.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это

влияние может быть положительным (перенос навыка) или отрицательным (интерференция). Сущность ПЕРЕНОСА НАВЫКА заключается в том, что выработанный ранее навык, облегчает приобретение сходного навыка. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ — отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе происходит деавтоматизаиия.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ НАВЫКАМИ И УМЕНИЯМИ:

НАВЫКИ УМЕНИЯ

1. Чаще всего физические действия. 1. Умственные действия по использованию

выработанных навыков.

2.Вырабатываются многократным и 2. Вырабатываются разнообразным повторением.

однообразным повторением.

3. Техника деятельности. 3. Методика деятельности.

4. Быстро достигают совершенства. 4. Медленно совершенствуются, но бесконечно.

5. Без упражнения угасают. 5. Становятся общим способом действий.

ЗНАЧЕНИЕ - умения и навыки облегчают физические и умственные усилия, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Различают 4 вида навыков: двигательные – бег, ходьба, танец и пр.; умственные – чтение чертежей, заучивание, счет в уме, построение доказательства, навык распределения и концентрации внимания, наблюдения; сенсорные – в их основе лежит развитие чувствительности, т.е. навык слухового восприятия складывается для усвоения родного языка в раннем возрасте на основе подражания, обучение приему на слух телеграмм, передаваемых азбукой Морзе, ориентация в темной знакомой комнате, безошибочное восприятие на ощупь; навыки поведения – они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями, в основе лежат привычные формы поведения, тихо разговаривать в транспорте, вставать при входе в класс учителя, выбрасывание мусора в урну и др.

4. ПРИВЫЧКА – 1) усвоенное действие ставшее потребностью; 2) навык, ставший потребностью. Невозможность совершать привычные действия вызывает у человека неудовлетворенность, отрицательные эмоции. Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может сформироваться:

  • через подражание;

  • в результате многократного повторения действий;

  • через сознательные целенаправленные усилия;

  • без всяких усилий, незаметно.

Привычка сознательно контролируется, в отличие от умения она не всегда является разумной и полезной. Привычки бывают:1 ) полезные: гигиеническими - умывание, чистоплотность, опрятность, гимнастика, рано вставать, мытьё рук перед едой, мыть посуду за собой и др.; нравственные - вежливость, приветливость, дисциплинированность, готовность прийти на помощь и др.; 2) вредные - разбрасывать вещи, где попало, грубость, лень, вульгарные выражения, курение, слова-паразиты, перебивать собеседника.

Навык есть возможность успешного осуществления действий, а привычка – побуждение производить эти действия, например: навык, умываться даст ребёнку возможность делать это быстро и ловко, а привычка умываться заставляет его делать это охотно и без принуждения. Привычка всегда бывает или полезной или вредной, а навык бывает или полезен или безразличен.

Особо выделяется привычка заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом.

4 ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В процессе развития человека наблюдаются, сменяющие друг друга ведущие виды деятельности: игра, учение, труд, общение.

ИГРА: 1) это отражение ребенком мира взрослых, это путь познания ребенком окружающего мира и подготовки его к учению и труду; 2) это вид деятельности заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленные на познание окружающей действительности.

Игра - средство воспитания. Она создает коллектив, общие переживания в игре объединяют детей, воспитывается чувство товарищества, взаимная поддержка, умение договариваться, уступать при необходимости, делиться и т.д. Игра служит важнейшим средством физического, умственного и нравственного воспитания.

Мотивом игры является стремление быть такими же, как взрослые, наряду с этим важное значение имеет удовольствие, которое ребенок получает от игры. В дошкольном возрасте можно наблюдать сюжетные игры. Если ребенок принимает на себя и выполняет ту или иную роль, соответствует определенным действиям взрослых, то такая игра называется ролевой игрой. Она не создает общественно - значимого продукта.

УЧЕНИЕ - это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Оно является непосредственной подготовительной стадией перехода к труду. Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности. Оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии. И не дает общественно значимого продукта.

Развивающее учение: приобретение знаний и умений; развивается активное,

самостоятельное, творческое мышление; расширяется кругозор, формируется наблюдательность; совершенствуется память и внимание.

Учение носит воспитывающий характер: формируется личность; складывается целеустремленность, настойчивость, чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи.

Учение представляет собой процесс изменения ее субъекта.

Главный мотив учения связан с будущей профессий, а также- познавательный интерес. Учение может быть организовано попутно и как самообразование.

ТРУД - это деятельность, направленная на создание общественно-полезного продукта: удовлетворение материальных или духовных потребностей человека, общества. Мотивы труда могут быть разными и зависят от общества, в котором живёт и трудится человек.

Творческая деятельность - деятельность, дающая новый оригинальный продукт высокой общественной ценности, требует наличие способностей, капитальных знаний, страстного интереса к делу.

ОБЩЕНИЕ - своеобразный вид деятельности человека, выражающийся во взаимоотношениях друг с другом.

5 ТЕМА: МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ВНИМАНИЕ.

ПЛАН:

1 .Понятие внимания.

2. Физиологическая основа внимания.

З. Виды внимания.

4. Свойства внимания.

5. Рассеянность и ее виды.

1. ВНИМАНИЕ - это направленность психической деятельности на определенный предмет при

отвлечении от всего остального. Это сосредоточение нашего сознания на чем-либо. Внимание очень важно для психического развития личности. Без него не возможна ни какая деятельность. Это важнейшее условие протекания всех психических процессов. При наличии внимания в коре головного мозга появляется ясное, четкое представление действительности.

В проявлении внимания необходимо отметить направленность сознания.

Внимание имеет внешнее выражение и приспособительные движения (подпереть щеку). Мы используем различные предложения по организации внимания. Оно определяет ход и результаты нашей учебной и трудовой деятельности. Люди быстро включаются в работу, и быстро создается готовность к работе.

2.ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ВНИМАНИЯ является взаимодействие основных нервных

процессов: торможения и возбуждения. Физиологически возбуждаются одни клетки и тормозятся другие. Образовавшийся центр возбуждения доминирует над всеми другими, в результате создается ОПТИМАЛЬНЫЙ ОЧАГ ВОЗБУЖДЕНИЯ. Этот очаг перемещается по коре, в результате чего происходит более ясное и всестороннее познание объекта. Внимание часто выступает как ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

И.П. Павлов назвал его ориентировочный рефлекс «Что такое?»

Наилучшим внимание бывает, когда кроме оптимального очага (основного раздражителя), на него действуют и побочные очаги. И.М. Сеченов: «Мертвая тишина НЕ повышает, а снижает эффект работы». Но сильные раздражители отвлекают внимание.

Внимание неотделимо от личности, зависит от деятельности личности:

- идейности;

  • направленности;

  • мировоззрения;

  • убеждений человека;

  • от нравственных побуждений.

Внимание, как черта характера, выражено в привычных формах поведения. ВАЖНО ВОСПИТЫВАТЬ ВНИМАНИЕ. Оно тесно связано с волей.

3. ВИДЫ ВНИМАНИЯ:

1.НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ внимание - это внимание, возникающее без всякого намерения, без заранее поставленной цели. Оно зависит:

- от силы раздражителя;-от новизны, необычности;-от подвижности объекта.

2. ПРОИЗВОЛЬНОЕ внимание возникает вследствие заранее поставленной цели. Называется преднамеренным вниманием. Зависит от:

- осознания долга;

- отчетливости понимания задач и целей;

- устойчивости интересов;

- привычных условий работы;

- благоприятных условий деятельности.

3. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ внимание совмещает некоторые черты произвольного инепроизвольного внимания. Сначала человек ставит перед собой цель или задачу, то есть прилагает какие-то волевые усилия (произвольное внимание), затем, вследствие появления интереса, внимание становится непроизвольным (появляется интерес).

4. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ:

1) ОБЬЕМ - количество предметов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью. Зависит:

  • от особенностей восприятия;

  • связаны или не связаны между собой предметы;

  • от опыта практической деятельности;

  • от поставленных задач.

2) РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - одновременное внимание к двум или нескольким объектам, при одновременном выполнении действий с ними.

3) СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ(концентрацией) - удержание внимания на одном объекте или деятельности, при отвлечении от всего остального.

4) УСТОЙЧИВОСТЬ - длительное удержание внимания на предмете или деятельности. Внимание часто колеблется. Зависит от интереса, подвижности, активности.

5) ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ - перемещение внимания с одного объекта на другой. Необходимо для этого напряжение и воля. Зависит:

5. РАССЕЯННОСТЬ -это недостаток внимания. Виды:

1) «ПОРХАЮЩАЯ» рассеянность - проявляется в беспрерывном переключении. Причиной является плохое воспитание. Если переключение повторяется, то становится привычкой. Бывает и временным состоянием, которое зависит:

  1. МНИМАЯ (профессорская) рассеянность - следствие чрезмерной сосредоточенности на своей внутренней деятельности.

5 ТЕМА: МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ВОЛЯ

ПЛАН:

  1. Понятие воли.

  2. Физиологическая основа воли.

  3. Особенности воли

  4. Этапы волевого акта.

  5. Волевые качества личности.

1. ВОЛЯ - это психическая деятельность человека, которая проявляется в сознательных действиях, направленных на достижение поставленных целей, осуществление которых связано с преодолением трудностей и препятствий. Воля тесно связана с деятельностью. Это второй механизм управления деятельностью.

Иногда достижение целей не представляет трудности. Но, чаще всего, достижение целей связано с преодолением препятствий. Они бывают двух видов:

-внешние (объективные) - внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия и т.д.

-внутренние (субъективные) - стойкое нежелание что-либо делать, пассивность. Плохое настроение, привычка действовать необдуманно, чувство страха, ложного самолюбия и т.д.

Преодоление препятствия требует ВОЛЕВОГО УСИЛИЯ - переживания особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические и моральные силы человека. Волевые усилия требуют волевой сосредоточенности.

2.ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ воли является образование временных нервных связей между двигательными и сенсорными зонами.

И.П.Павлов говорил: "Произвольные действия образуются на основе временных нервных связей между клетками, представителями всех внешних влияний и всех внутренних процессов организма и двигательными клетками", следовательно, если человек убежден в своих действиях или намерениях, то он и приступает к реализации намеченных им действий.

А также решающую роль в организации волевых действий играет вто­рая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т. е. обусловлены либо словесными указаниями, исходящими от дру­гих, либо словами, произносимыми самим человеком во внутрен­ней речи, когда он принимает решение сам. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и ре­гулирует протекание волевого акта. Обдумывание и формирование цели и способов ее осуществления, оценка результатов — все происходит в речевой форме.

Как известно, волевые действия могут выражаться и в отка­зе от какого-либо действия (когда, например, человек воздер­живается от нежелательных движений, привычек и т. п.). Сог­ласно учению И. П. Павлова нежелательные движения тормозятся импульсами, идущими от второй сигнальной системы.

3. ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ:

  • воля тесно связана с подвигом;

  • воля связана с мышлением;

  • воля связана с чувствами. Способствует положительным или отрицательным проявлениям в жизни человека. Важно, чтобы воля была нравственна.

  • воля помогает контролировать чувства;

  • воля проявляется во всех видах человеческой деятельности.

Воля проявляется в том, насколько человек способен преодолевать препятствия на пути к цели, управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Воля проявляется в больших и малых делах. Проявление воли в малых делах - хорошая школа волевых поступков. Цели и действия определяются мировоззрением человека, его установками, интересами. А все это результат внешних влияний, условий жизни и деятельности человека. КОСВЕННО волевые действия определяются внешними влияниями, но сложность психической жизни часто не позволяет установить объективные причины волевых действий. Это и создает иллюзию "свободы воли".

Воля - это специфически человеческая сторона психики, так как животные пассивно приспосабливаются к природе. А для человека характерна трудовая сознательная деятельность, направленная на подчинение и изменение природы.

  1. ЭТАПЫ ВОЛЕВОГО АКТА:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

- постановка цели и мотивов стремления ее достичь;

  • осознание ряда возможностей достижения цели;

  • появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности;

  • борьба мотивов (только при наличии внутренних трудностей) одного уровня или разного уровней;

- принятие одной из возможностей в качестве версии. 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  • осуществление принятого решения - внешние действия или отказ от действия;

  • результат - достижение цели, оценка окружающих и самооценка.

5. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ:

  1. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ - подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление.

  2. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям.

  3. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без лишних задержек переходить к их выполнению.

  4. НАСТОЙЧИВОСТЬ - способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней.

  5. ВЫДЕРЖКА (самообладание) - способность постоянно контролировать свое поведение.

  6. МУЖЕСТВО И СМЕЛОСТЬ- готовность человека идти к достижению цели, не смотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения.

Мужество - более сложное понятие. Оно предполагает наличие настойчивости, выдержки даже перед лицом смертельной опасности.

  1. ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ-сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

6 ТЕМА: ИГРА.ПЛАН:

  1. Понятие игры.

  2. Классификация игры.

  3. Структура игры.

  4. Кризис игры на современном этапе.

Д.Б. Эльконин считал, что «Игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Игра издавна привлекает внимание не только психологов, педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности?

Г.В. Плеханов доказывает, что в жизни человеческого общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. Игра возникла в первобытно - общинном обществе и связана с искусством. Иногда играм приписывали магическое действие.

В жизни же отдельного индивида наблюдается обратное: ребенок вначале подражает труду взрослых

в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе.

В связи с усложнением орудий труда, когда ребенок уже не мог участвовать в процессе труда, - игра перешла к детям.

Игра возникает как деятельность в ответ на активность ребенка. В игре ему хватает возможности воплотить свои активные желания. Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, но в свернутом виде (домино, карты, деловые игры и т.д.).

В дошкольном периоде ИГРА является ВЕДУЩИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка, в игре, в большей степени, формируется психическое развитие ребенка.

СУЩНОСТЬ ИГРЫ - это образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду.

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ИГРЫ заключается в том, что на ее сюжеты решающее влияние оказывает

окружающая ребенка действительность, которую можно условно разделить на сферы:

Игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

Искусство, как и игра, имеет своим содержанием нормы человеческой жизни и деятельности, но кроме того, смысл и мотивы.

Искусство заключается том, чтобы особыми средствами художественной формы интерпретировать эти стороны человеческой жизнедеятельности, рассказать о них людям, заставить их пережить эти проблемы, принять или отвергнуть, предлагаемое художником понимание смысла жизни.

Именно этим родством игры и искусства объясняется постепенное вытеснение развернутых форм игровой деятельности из жизни взрослых членов общества разнообразными формами искусства.

В психологии создавалось множество теорий детской игры.

Первым в истории развития научных исследований игры был Карл Гроос. Его книги посвящены играм человека и играм животных. Впервые был обобщен и систематизирован большой конкретный материал и поставлена проблема биологической сущности и значения игры. Он впервые поставил вопрос о важности игры для всего хода психического развития ребенка.

С новой концепцией игры выступил Бойтендайк в книге «Игра человека и животных». Большой интерес представляет анализ особенностей отношений данного вида животных к среде.

Уже К. Гросс считал, что игра имеет место только у животных, не обладающих к моменту рождения готовыми инстинктивными формами поведения.

Бонтейдайк делит всех млекопитающих на травоядных и плотоядных. Плотоядные являются прирожденными охотниками и у них игра имеет наибольшее распространение. Травоядные играют очень мало или вообще не играют. Исключение составляют обезьяны, так как формой добывания пищи является схватывание.

Надо признать, что влечения, то есть инстинкты, лежащие в основе игры, свойственны и людям.

Чем более фиксированы к моменту рождения инстинктивные формы поведения, тем менее развиты ориентировочные формы деятельности.

Но в этих биологизаторских теориях не учтено историческое исследование происхождения детской

игры. Г.В. Плеханов говорил, что игра - ДИТЯ ТРУДА.

Детская игра - как игра - упражнение и как ролевая игра - является историческим образованием. Ее возникновение определено историческим развитием общества, изменением места ребенка в системе общественных отношений в ходе истории общества.

2.КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР:

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ: ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:

1.Сюжетно - ролевые игры: 1. Дидактические:

  • производственные; - с игрушками;

  • бытовые; - словесные;

  • военные; - настольно - печатные;

  • общественно - политические. 2. Подвижные:

2. Строительные: - сюжетные;По материалу: -бессюжетные.

  • с природным материалом; По подвижности:

  • бросовым материалом; - большой подвижности;

  • со строительным материалом. - средней подвижности;

3. Игры - драматизации: - малой подвижности.

3.СТРУКТУРА ИГРЫ по Д.Б. Эльконину.

1.Тема- название игры.

2.Сюжет- отражение окружающей действительности. Чем шире окружающая действительность, тем шире и разнообразнее сюжеты игр.

3.Содержание игры - активное и творческое воссоздание реального мира. Содержанием игры

является то, что ребенок выделяет как основной момент в деятельности взрослых.

  1. Игровое действие - законченный отрезок игры. Игровое действие двойное: по своему смыслу-оно "настоящее", а по своим внешним характеристикам часто имеет мало общего с настоящим. Поформе игровое действие может быть: предметно - замещающим (палка- конь), изображающим(игрушечный шприц), обозначающим ("чик"- "я укол сделала").

  2. Ролевые отношения - отношение по роли.

  3. Реальные отношения - отношение вне игры как партнеры, товарищи.

  1. Средства, аксессуары игры - игрушки, предметы, игровые действия, речь.

4.КРИЗИС ИГРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:

  1. Прекратилась трансляция игры от больших к маленьким.

  2. Если воспитатель не внесет игру, детям трудно самим что - то найти.3. Появилась горизонтальная иерархия вместо вертикальной.4. Маленькие семьи.

5. Большие дома и нет двора, где дети могли бы играть.6. Криминогенная обстановка.

studfiles.net

07102013_3667

32.Мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от несущественных свойств, – это:

а) сравнение; б) обобщение;

в) абстрагирование; г) анализ.

33.Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным свойствам

– это:

а) сравнение; б) обобщение;

в) абстрагирование; г) синтез.

34.Прием воображения, с помощью которого происходит выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, - это:

а) акцентирование; б) типизация; в) агглютинация; г) схематизация.

35.Творчество – это особый психический процесс, результатом которого являются: а) новые материальные и духовные ценности; б) высокий уровень умственной активности; в) нахождение искомого результата; г) интуитивное решение.

36.Создаваемые в воображении образы и мысли несбыточные, противоречащие действительности, – это:

а) мечта; б) грезы;

в) творческое воображение; г) воссоздающее воображение.

37.Сосредоточенность сознания на каком-либопредмете, явлении, переживании обеспечивает:

а) восприятие; б) внимание; в) рефлексия;

г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

38.Простейшей и начальной формой непроизвольного внимания является … рефлекс: а) условный; б) безусловный;

в) ориентационный; г) двигательный.

39.Длительное сосредоточение внимания на объекте – это: а) переключаемость; б) распределение; в) концентрация; г) устойчивость.

МОДУЛЬ 2. ВАРИАНТ 3

.1 Свойства человека, обусловленные биологическими факторами: а) лидерство; б) нравственность; в) задатки;

г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

.2 Нижнюю сферу психики, включающую в себя влечение и импульсы, оказывающие определяющее влияние на мысли и чувства, З. Фрейд определил как:

а) оно; б) сознание; в) эго;

г) супер-эго.

3.Индивидуальность личности – это:

а) свойство личности, не укладывающееся в ту или иную объяснительную схему; б) своеобразие психологических свойств человека;

в) психическое свойство человека, определяющее его личный неповторимый тип поведения;

г) яркая неповторимая личность, наделенная высокой самооценкой.

4.В отечественной психологии личность – это:

а) субъект деятельности, активный преобразователь окружающего мира; б) человек как единичное природное существо, представитель вида; в) человек, характеризующийся своими отличиями от других людей;

г) человек, развивающийся в обществе, в системе общественных отношений.

5.Потребности обнаруживаются в …, побуждающих к деятельности: а) мотивах; б) склонностях; в) ответах; г) вопросах.

6.Способ выполнения действий называется: а) деятельностью; б) операцией; в) квазидействием; г) поддействием.

7.Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это:

а) прием; б) умение;

в) привычка; г) навык.

8.Доведенные до автоматизма умения называются: а) опытом; б) навыками;

в) способностями; г) упражнениями.

9.Определите тип темперамента у ослика Иа («Винни-Пухи все, все, все»): а) сангвиник; б) холерик; в) флегматик;

г) меланхолик.

10.Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей представляет: а) способности; б) темперамент; в) характер; г) воля.

11.Физиологической основой темперамента является: а) комплекс; б) инстинкт;

в) тип высшей нервной деятельности; г) рефлекс.

12.Тип темперамента, характеризующийся подвижностью, уравновешенностью, общительностью, – это:

а) сангвиник; б) холерик; в) меланхолик; г) флегматик.

13.Наиболее значимую роль в формировании характера играют: а) поступки; б) эмоции;

в) способности; г) мышление.

14.Свойства темперамента являются: а) свойствами личности; б) биологическими свойствами;

в) свойствами индивидуальности; г) социальными свойствами.

15.Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, направленное на преодоление трудностей, – это:

а) навык; б) поступок; в) воля; г) характер.

16.Способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, - это:

а) эмоции; б) характер;

в) темперамент; г) воля.

17.Отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе, о реальной или воображаемой опасности, - это:

а) гнев; б) страх; в) ярость;

г) интерес.

18.Какая функция воли проявляется в следующей ситуации: «Студент Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей, и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию»:

а) побудительная; б) тормозная; в) мыслительная; г) двигательная.

19.Функция чувств, выражающаяся в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде и условиях, – это:

а) сигнальная функция; б) регулирующая функция;

в) экспрессивная функция; г) оценочная функция.

20.Кто из ниже перечисленных героев относится к интровертам: а) Емеля; б) кот Матроскин;

в) Снежная Королева; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

21.Чертами характера являются указанные, кроме: а) вежливости; б) трудолюбия;

в) впечатлительности; г) чувства долга.

22.Что, с точки зрения психологии, из ниже перечисленных характеристик не относится к способностям:

а) способность к распознаванию запахов; б) способность к говорению; в) способность к прямохождению; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

23.Способность к ощущениям имеется: а) у всех живых существ; б) только у человека;

в) у всех живых существ, обладающих нервной системой; г) у живых существ, обладающих центральной нервной системой.

24.К психическим процессам относится: а) характер; б) темперамент;

в) способности; г) ощущение.

25.Изменение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних и внешних факторов – это:

а) сенсибилизация; б) синестезия; в) интенсивность; г) целостность.

26.Восприятие без объекта при отсутствии внешних раздражителей - это: а) бред; б) иллюзия;

в) парэйдолия; г) галлюцинация.

27.Форма воспроизведения информации, которая осуществляется при отсутствии восприятия объекта, – это:

а) узнавание; б) воспоминание;

в) припоминание; г) забывание.

28.Произвольная память предполагает:

а) запоминание без специального заучивания; б) запоминание через осмысление информации; в) запоминание в ходе деятельности; г) запоминание с помощью волевых усилий.

29.Какой вид памяти работает в следующей ситуации: «Авиадиспетчер на несколько минут сосредоточивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую»:

а) кратковременная; б) мгновенная; в) оперативная;

г) долговременная.

30.К основным операциям мышления относятся: а) замысел, реализация и рефлексия;

б) анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация; в) индукция, дедукция; г) понятия, суждения, умозаключения.

31.Мышление, опирающееся на непосредственное восприятие предметов и их преобразование, является:

а) наглядно-действенным;б)наглядно-образным;в)словесно-логическим;г) теоретическим.

32.Совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи, – это:

а) интеллект; б) мышление; в) сознание; г) разум.

33.Вид беззвучной речи, характеризующийся предельной свёрнутостью структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления, – это:

а) внешняя речь; б) внутренняя речь; в) устная речь; г) письменная речь.

34.Прием воображения, с помощью которого происходит выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, - это:

а) акцентирование; б) типизация; в) агглютинация; г) схематизация.

35.Воображение, предполагающее самостоятельное создание особых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности, – это:

а) мечта; б) грезы;

в) творческое воображение; г) воссоздающее воображение.

36.Прием воображения, с помощью которого происходит прием создания творческих образов воображения путем преувеличения частей или предметов, называется:

а) акцентирование; б) типизация; в) агглютинация;

г) гиперболизация.

37.Примером работы какого свойства внимания является ситуация, описанная М. Горьким: «Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках – английском, немецком, французском – разные фразы. Даже так делает: в руки берет по два карандаша, в зубы – пятый и одновременно пишет 5 различных слов на разных языках»:

а) переключаемость; б) распределение; в) концентрация;

г) устойчивость.

38.Само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового раздражителя, называется:

а) сосредоточением; б) увлечением;

в) непроизвольным вниманием; г) произвольным внимание

39.Психологический процесс, проявляющийся в сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней и внутренней действительности, – это:

а) восприятие; б) ощущение; в) внимание; г) воображение.

МОДУЛЬ 3.

1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи; в) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2.Невербальная коммуникация - это процесс общения с помощью: а) речи; б) речи и дистанции;

в) мимики и жестов; г) технических средств.

3.Восприятие человека человеком носит специальное название:

а) эмпатия; б) социальная перцепция; в) аттракция; г) рефлексия.

4.Взаимодействие людей и обмен действиями в общении – это: а) апперцепция; б) интеракция; в) коммуникация;

г) социальная перцепция.

5.Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на:

а) речь; б) деятельность;

в) походку; г) внешность.

6.Большинство используемых жестов и поз: а) заучены с детства; б) подсмотрены у других и заучены;

в) передается из поколения в поколение; г) заложены в человеке от природы.

7.Мимика и жесты, которые во всем мире значат одно и то же, то это: а) когда улыбаются; б) кивок головы вверх-вниз;

в) поднимают вверх указательный палец;

г) когда морщат нос.

8.Коммуникация как один из аспектов межличностного общения – это: а) межличностное восприятие; б) влечение одного человека к другому; в) обмен информацией; г) взаимодействие индивидов.

9.Интеракция как один из аспектов межличностного общения – это:

а) межличностное восприятие; б) влечение одного человека к другому; в) обмен информацией; г) взаимодействие индивидов.

10.Возможность подтвердить свою ценность в процессе общения относится к … функции общения:

а) прагматической; б) подтверждающей; в) формирующей; г) организующей.

11.Вербальная коммуникация – это процесс общения с помощью: а) языка; б) жестов; в) мимики;

г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

12.Невербальная коммуникация – это процесс общения с помощью: а) языка; б) жестов;

в) информации; г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

13. Дистанция, позволяющая людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки, называется:

а) интимной зоной; б) личной зоной;

в) общественной зоной; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

14.Хронический, преходящий, ситуативный - это виды: а) любви;

б) дружбы; в) одиночества; г) вражды.

15.Строгие, определенные правила поведения, меньше интимности, больше рассудочности, - это отличие:

а) дружбы от любви; б) вражды от одиночества; в) дружбы от вражды;

г) любви от одиночества.

16.Группа, где межличностные отношения опосредуются общественноценным и личностно-значимымхарактером деятельности – это:

а) корпорация; б) коллектив; в) организация; г) ассоциация.

17.Референтная группа – это:

а) реальная группа; б) условная группа;

в) группа, ценностей которой придерживается человек; г) группа, в которой нет совместной деятельности.

18.Процесс уподобления себя другому, отождествления себя с другими называется:

а) конформизм; б) стереотипизация; в) идентификация;

г) каузальная атрибуция.

19.Определите стиль руководства. «Степан Лунин доверяет своим подчиненным и умело распределяет обязанности между ними. Степан всегда готов прислушаться к критике в свой адрес и относится к ней с юмором. Он поддерживает начинания молодых и уважает опыт старших. Ни одно дело в отделе не решается без тщательного обсуждения. Он чаще хвалит сотрудников за их маленькие достижения, чем порицает их на некомпетентность и ошибки»:

а) авторитарный; б) демократический; в) либеральный; г) тоталитарный.

20.Определите стиль руководства. «Максим Тернин заведует отделом рекламы и постоянно находится в поиске лучших рекламных образов и

studfiles.net

СПОСОБЫ ИСПОЛНЕНИЯ, КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫМИ

ПОЛЬЗУЕТСЯ ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАЗЫВАЮТСЯ ПРИЕМАМИ

ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности.

Механизм планирования, контроля и регулирования действий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи — П.K. Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян, У. Эшби и др. В их исследованиях показано, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа — своеобразной неиропсихологической модели. Обратная связь обеспечивает корректировку действий по ходу его выполнения. Этот механизм, как указывал П.К. Анохин, назван акцептором действия.

П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал его принципом сенсорной, коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с чем выделяет различные структурные элементы деятельности — умения, навыки, привычки.

Навык— это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. С физиологической стороны навык означает образование в коре больных полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом.

Навык – это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций. Навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

Навык включает два взаимосвязанных компонента.

Компонент 1 – собственно обученность человека как чистая составляющая навыка, обычно включающая систему реакций, координации движений, их согласования в процессе деятельности.

Компонент 2 – выработанная в процессе упражнений способность человека адаптироваться к конкретным условиям деятельности и реализовывать полученные знания.

В формировании навыка выделяют три основных этапа:

- аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия;

- синтетический – объединение изученных элементов в целостное действие;

- автоматизацию – упражнения с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.

Навык и его функциональные компоненты

Условия и основные этапы формирования навыка

Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере увеличения количества повторений упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

Результаты упражнений могут быть выражены графически. Количественные показатели совершенствования навыка можно получить различными путями, в частности измерением количества работы, выполненной в единицу времени, затраченное на каждое упражнение.

Навык может быть сформирован разными путями с помощью:

- простого показа;

- объяснения;

- сочетания показа и объяснения.

Во всех случаях необходимо осознавать и четко представлять схему действий и место в нем каждой операции.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирования новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Перенос навыков – ЭТО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ УЖЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ НАВЫКОВ НА УСВОЕНИЕ НОВЫХ. Его сущность состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необходимым условием переноса является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения или умений как усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности.

Интерференция навыков - отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Интерференция навыков — ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством. Интерференция возникает в тех случаях, когда:

- новый навык включает в себя движения, противоположные по своей структуре усвоенным ранее и ставший привычным;

- закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затрудняющие усвоение правильной техники упражнения.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация.

Деавтоматизацией навыков называется ослабление или полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.

Деавтоматизация наступает:

- в результате длительного перерыва в выполнении того или другого действия или упражнения; при этом, чем менее прочно был усвоен навык, тем быстрее он деавтоматизируется;

- при наличии сильного утомления, перетренировки; в этих случаях наступает большее или меньшее общее нарушение уже установившихся временных связей в коре головного мозга, в том числе и в двигательных центрах;

- при нарочитой направленности внимания на выполнение действий, ставших прочными навыками. Такая направленность внимания приводит к временному нарушению и ослаблению выработанных автоматизмов: движения начинаются выполняться медленнее и с ошибками.

Привычка— действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

Умение — способность осознанно выполнить определенное действие. Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Составляет основу мастерства.

Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:

- двигательные навыки складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;

- умственные навыки складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой и т. д.

Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Виды деятельности

Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую.

Игра (детская) — вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

Учение — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая — это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т.е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную — «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную — «деятельность рядом».

Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по их предметной сфере, т.е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий.

Производной от предыдущей, но значительно более обобщенной является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым, в целях организации профориентационной работы. Согласно данной классификации, выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек — техника», «человек — человек», «человек — природа», «человек — знак», «человек — художественный образ».

Предельно общим является дихотомическое разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешней деятельностью понимают все виды, типы и процессы деятельности которые сопровождаются эксплицированными, т.е. объективированными, проявлениями ее исполнительских компонентов — движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр. Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Принято считать также, что между внешней и внутренней деятельностями существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериоризации.

Все большее значение придается сегодня еще одной — общей дифференциации деятельности на два типа — субъект-объектный и субъект-субъектный. Важность такого разделения обусловлена тем, что оно осуществляется по основному признаку деятельности — ее предмету. В субъект-объектном типе деятельностей предметом выступает неодушевленный объект, а в субъект-субъектном типе им является «другой человек» (социальный объект, согласно определению Дж. Брунера), т.е. личность, субъект, точнее, ряд субъектов (например, деятельность руководителя, педагога и др.).

Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархичность их соподчинения.

С практической точки зрения целесообразно дифференцировать деятельность в зависимости от условий ее выполнения: деятельность в комфортных, нормальных (допустимых), параэкстремальных и экстремальных условиях. В зависимости от изменения условий существенно меняется так называемая психофизиологическая цена деятельности, ее напряженность, а также результативные параметры.

Наряду с отмеченными существуют и многочисленные иные способы систематизации видов деятельности. Например, ее разделение на «творческие» и «репродуктивные» (рутинные) виды; дифференциация на так называемые добровольную (инициативную) и навязанную (принудительную) деятельность; разделение деятельности по характеру итогового продукта — «парциальная» (частичная) и «полная» деятельность.

stydopedia.ru


Смотрите также