Предмет, задачи и проблематика психологии физической культуры. Совокупность упражнений приемов и методов


тестовые задания по физической культуре за курс обучения в 10 и 11 классах.

Тестовые вопросы по физической культуре.

1.Под физической культурой понимается:

а — педагогический процесс по физическому совершенствованию человека;

б — регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание организма;

в — достижения общества, отражающие физическое и духовное развитие человека.

2.Какое из понятий является наиболее емким (включающим все остальные):

а — спорт;

б — система физического воспитания;

в — физическая культура.

3.Процесс, направленный на разностороннее воспитание физических качеств человека, обеспечивающий формирование с детского возраста физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием, называется:

а — общей физической подготовкой;

б — специальной физической подготовкой;

в — гармонической физической подготовкой;

г — прикладной физической подготовкой.

4.Состояние организма, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения двигательных действий, обозначается как:

а — развитие;

б — закаленность;

в — тренированность;

г — подготовленность.

5.К показателям физической подготовленности относятся:

а — сила, быстрота, выносливость;

б — рост, вес, окружность грудной клетки;

в — артериальное давление, пульс;

г — частота сердечных сокращений, частота дыхания.

6.Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательными и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как:

а — тренировка;

б — методика;

в — система знаний;

г — педагогическое воздействие.

7.Какая страна является родиной Олимпийских игр:

а — Рим;

б — Китай;

в — Греция;

г — Египет.

8.Где проводились древнегреческие Олимпийские игры:

а — в Олимпии;

б — в Спарте;

в — в Афинах.

9.Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира:

а — они имели мировую известность;

б — в них принимали участие атлеты со всего мира;

в — в период проведения игр прекращались войны;

г — они отличались миролюбивым характером соревнований.

10.Олимпийские игры (летние или зимние) проводятся через каждые:

а — 5 лет;

б — 4 года;

в — 2 года;

г — 3 года.

11.Зимние игры проводятся:

а — в зависимости от решения МОК;

б — в третий год празднуемой Олимпиады;

в — в течении последнего года празднуемой Олимпиады;

г — в течении второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады.

12.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) предполагает:

а — упорядоченный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек;

б — регулярное обращение к врачу;

в — физическую и интеллектуальную активность;

г — рациональное питание и закаливание.

13.Какой фактор играет определяющую роль для состояния здоровья человека:

а — образ жизни;

б — наследственность;

в — климат.

14.При физической работе в душном помещении или одежде, которая плохо пропускает воздух, может возникнуть:

а — ожог;

б — тепловой удар;

в — перегревание;

г — солнечный удар.

15.Основными источниками энергии для организма являются:

а — белки и минеральные вещества;

б — углеводы и жиры;

в — жиры и витамины;

г — углеводы и белки.

16.Рациональное питание обеспечивает:

а — правильный рост и формирование организма;

б — сохранение здоровья;

в — высокую работоспособность и продление жизни;

г — все перечисленное.

17.Физическая работоспособность — это:

а — способность человека быстро выполнять работу;

б — способность разные по структуре типы работ;

в — способность к быстрому восстановлению после работы;

г — способность выполнять большой объем работы.

18.Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями в сочетании с использованием оздоровительных сил природы, отличаются:

а — фагоцитарной устойчивостью;

б — бактерицидной устойчивостью;

в — специфической устойчивостью;

г — не специфической устойчивостью.

19.Что понимается под закаливанием:

а — посещение бани, сауны;

б — повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды;

в — купание, принятие воздушных и солнечных ванн в летнее время;

г — укрепление здоровья.

20.К объективным критериям самоконтроля можно отнести:

а — самочувствие, аппетит, работоспособность;

б — частоту дыхания, ЖЕЛ, антропометрию;

в — нарушение режима, наличие болевых ощущений.

21.Назовите основные факторы риска в образе жизни людей:

а — малая двигательная активность (гипокинезия), психологические стрессы;

б — нарушение в питании, переедание, алкоголизм, наркомания, курение;

в — все перечисленное.

22.Вероятность травм при занятиях физическими упражнениями снижается, если занимающиеся:

а — переоценивают свои возможности;

б — следуют указаниям учителя;

в — владеют навыками выполнения движений;

г — не умеют владеть своими эмоциями.

23.При получении травмы или ухудшении самочувствия на уроке учащийся должен прекратить занятие и поставить в известность:

а — учителя, проводящего урок;

б — классного руководителя;

в — своих сверстников по классу;

г — школьного врача.

24.Какими показателями характеризуется физическое развитие:

а — антропометрическими показателями;

б — ростовесовыми показателями, физической подготовленностью;

в — телосложением, развитием физических качеств, состоянием здоровья.

25.Формирование человеческого организма заканчивается к:

а — 14-15 годам;

б — 17-18 годам;

в — 19-20 годам;

г — 22-25 годам.

26.Главным отличием физических упражнений от других двигательных действий является то, что они:

а — строго регламентированы;

б — представляют собой игровую деятельность;

в — не ориентированы на производство материальных ценностей;

г — создают развивающий эффект.

27.Техникой движений принято называть:

а — рациональную организацию двигательных действий;

б — состав и последовательность движений при выполнении упражнений;

в — способ организации движений при выполнении упражнений;

г — способ целесообразного решения двигательной задачи.

28.Назовите из предложенного списка неправильно названные физические качества (несколько ответов):

а — стойкость;

б — гибкость;

в — ловкость;

г — бодрость;

д — выносливость;

е — быстрота;

ж — сила.

29.Это физическое качество проверяют тестом «челночный бег 3 по 10» у учащихся общеобразовательных школ:

а — выносливость;

б — скоростно-силовые и координационные;

в — гибкость.

30.Ловкость — это:

а — способность осваивать и выполнять сложные двигательные действия, быстро их перестраивать в соответствии с изменяющимися условиями;

б — способность управлять своими движениями в пространстве и времени;

в — способность ловко управлять двигательными действиями в зависимости от уровня развития двигательных качеств человека.

31.Быстрота — это:

а — способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени;

б — способность человека быстро набирать скорость;

в — способность человека выполнять упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции.

32.Под гибкостью как физическим качеством понимается:

а — комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека, определяющий глубину наклона;

б — способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных напряжений;

в — комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев;

г — эластичность мышц и связок.

33.Сила — это:

а — способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины и условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц;

б — способность противостоять утомлению, вызываемому относительно положительными напряжениями значительной величины;

в — способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных усилий.

34.Под выносливостью как физическим качеством понимается:

а — комплекс психофизических свойств человека, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки;

б — комплекс психофизических свойств человека, определяющий способность противостоять утомлению;

в — способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь;

г — способность сохранять заданные параметры работы.

35.Нагрузка физических упражнений характеризуется:

а — величиной их воздействия на организм;

б — напряжением определенных мышечных групп;

в — временем и количеством повторений двигательных действий;

г — подготовленностью занимающихся, их возрастом и состоянием здоровья.

36.Активный отдых — это:

а — специфическая подготовка спортсмена к предстоящим соревнованиям;

б — двигательная деятельность, снимающая утомление и способствующая восстановлению работоспособности;

в — деятельность, направленная на совершенствование двигательного действия в изменяющихся условиях.

37.Подводящие упражнения применяются:

а — если обучающийся недостаточно физически развит;

б — если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы;

в — если необходимо устранять причины возникновения ошибок;

г — если применяется метод целостно-аналитического упражнения.

38.Бег на дальние дистанции относится к:

а — легкой атлетике;

б — спортивным играм;

в — спринту;

г — бобслею.

39.При беге на длинные дистанции по правилам соревнований применяется:

а — низкий старт;

б — высокий старт;

в — вид старта по желанию бегуна.

40.В переводе с греческого «гимнастика» означает:

а — гибкий;

б — упражняю;

в — преодолевающий.

41.XXI зимние Олимпийские игры проходили в:

а — Осло;

б — Саппоро;

в — Сочи;

г — Ванкувере.

42.Динамика индивидуального развития человека обусловлена:

а — влиянием эндогенных и экзогенных факторов;

б — генетикой и наследственностью человека;

в — влиянием социальных и экологических факторов;

г — двигательной активностью человека.

43.Простейший комплекс ОРУ (обще развивающие упражнения) начинается с упражнения:

а — для мышц ног;

б — типа потягивания;

в — махового характера;

г — для мышц шеи.

44.При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать:

а — через рот и нос попеременно;

б — через рот и нос одновременно;

в — только через рот;

г — только через нос.

45.Правила баскетбола при ничейном счете в основное время предусматривают дополнительный период продолжительностью:

а — 3 минуты;

б — 7 минут;

в — 5 минут;

г — 10 минут.

46.Два очка в баскетболе засчитывается при броске в корзину:

а — из зоны нападения;

б — с любой точки площадки;

в — из зоны защиты;

г — с любого места внутри трех очковой линии.

47.Правилами волейбола каждой команде во время игры предоставлено максимум...... удара (передачи) для возвращения мяча на сторону соперника (не считая касания на блоке):

а — 2;

б — 4;

в — 3;

г — 5.

48.Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей, принято называть:

а — гимнастикой;

б — соревнованием;

в — видом спорта.

49.Основой методики воспитания физических качеств является:

а — простота выполнения упражнений;

б — постепенное повышение силы воздействия;

в — схематичность упражнений;

г — продолжительность педагогических воздействий.

50.Назовите способы передвижения человека (несколько ответов):

а — ползание;

б — лазанье;

в — прыжки;

г — метание;

д — группировка;

е — упор.

51.Какие основные базовые виды двигательных действий входят в школьную программу физического воспитания (несколько ответов):

а — метание дротика;

б — ускорения;

в — толчок гири;

г — подтягивание;

д — кувырки;

е — стойка на одной руке.

52.Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке:

а — вверху — красное, голубое, черное, внизу — желтое и зеленое;

б — вверху — зеленое, черное, красное, внизу — голубое и желтое;

в — вверху — голубое, черное и красное, внизу — желтое и зеленое;

г — вверху — голубое, черное, красное, внизу — зеленое и желтое.

53.Пять олимпийских колец символизируют:

а — пять принципов олимпийского движения;

б — основные цвета флагов стран-участниц Игр Олимпиады;

в — союз континентов и встречу спортсменов на Олимпийских играх;

г — повсеместное становление спорта на службу гармонического развития человека.

54.Укажите, кто из выдающихся спортсменов РФ в настоящее время является членом Международного олимпийского комитета (МОК):

а — Вячеслав Фетисов;

б — Юрий Титов;

в — Александр Попов;

г — Александр Карелин.

55.Основным показателем, характеризующим стадии развития организма, является:

а — биологический возраст;

б — календарный возраст;

в — скелетный и зубной возраст.

56.Систематическое употребление веществ, изменяющих психологическое состояние человека (табака, алкоголя, ингаляторов), специалисты расценивают как:

а — асоциальное поведение;

б — респективную привычку;

в — вредную привычку;

г — консеквентное поведение.

57.Игры, проведенные в Москве, были посвящены Олимпиаде:

а — 20-ой;

б — 21-ой;

в — 22-ой;

г — 23-ой.

58.Один из способов прыжка в длину в легкой атлетике обозначается как прыжок:

а - «с разбега»;

б - «перешагиванием»;

в - «перекатом»;

г - «ножницами».

59.Гиподинамия — это:

а — пониженная двигательная активность человека;

б — повышенная двигательная активность человека;

в — нехватка витаминов в организме;

г — чрезмерное питание.

60.Олимпийский девиз, выражающий устремления олимпийского движения, звучит как:

а - «Быстрее, выше, сильнее»;

б - «Главное не победа, а участие»;

в - «О спорт — ты мир!».

Ответы:

1.в

2.в

3.а

4.в

5.а

6.б

7.в

8.а

9.в

10.б

11.б

12.в

13.а

14.б

15.б

16.г

17.г

18.г

19.б

20.б

21.в

22.б

23.а

24.а

25.г

26.в

27.а

28.а,г

29.б

30.а

31.а

32.в

33.в

34.б

35.а

36.б

37.б

38.а

39.б

40.б

41.г

42.а

43.б

44.в

45.в

46.г

47.в

48.б

49.б

50.а,б,в

51.б,г,д

52.в

53.в

54.в

55.а

56.в

57.в

58.а

59.а

60.а

57.в

58.а

59.а

60.а

infourok.ru

Предмет, задачи и проблематика психологии физической культуры

Предмет, задачи и проблематика психологии физической культуры

1Под физической культурой понимается

достижения общества. отражающие физическое и духовное развитие человека.

 

2 Основатель отечественной системы физического образования

П.Ф. Лесгафт

 

3.Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательными и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как:

тренировка

 

Что нельзя отнести к объекту психологии физической культуры

Спортивные достижения учащихся

Состояние организма школьника на уроках ФК, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения физических упражнеинй, обозначается как:

Тренированность

Предметом психологии физической культуры являются

Психологические особенности учителя физической культуры. учащихся. а также педагогического процесса обучения и воспитания учащихся.

 

Психология физической культуры – это

область психологической науки. которая изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований

 

Состояние организма школьника на уроках ФК, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения физических упражнеинй, обозначается как:

Тренированность

 

Психологические закономерности возрастного развития детей и подростков

1 Что является основным новообразованием юношеского возраста

· способность и потребность в социальном функционировании. обобщения переживания

· овладение нравственными нормами. развитие самосознания. формирование идеала личности

Ведущий вид деятельности дошкольников

Игровая

В каком возрасте у детей отмечается низкая потребность в общении со сверстниками: ребенок играет рядом, а не вместе с другими детьми

От 1 года до 3 лет

Развитие – это

процесс изменения объекта. характеризующийся возникновением новообразований - новых процессов. структур. механизмов

Как долго удерживается произвольное внимание в младшем школьном возрасте?

Удерживается 10-15 минут

Возрастные кризисы – это

это особые. относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза. характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Эмоциональная сфера школьников на уроках ФК

1 В соревнованиях среди школьников для регуляции неблагоприятных психических состоянийучителю необходимо моделирование соревновательных условий. К ним относятся

Тренировка в незнакомых условиях с незнакомыми людьми

К амбивалентным эмоциям на уроках ФК относятся

радость. удовольствие

огорчение. гнев

 

Оптимальная степень нервного и эмоционального возбуждения школьников перед соревнованиями – это

Боевая готовность

 

Мертвая точка - это состояние

Острого снижения работоспособности при интенсивной физической нагрузке. возникающее через непродолжительное время после ее начала и исчезающее при дальнейшей работе

 

- это эмоциональное состояние раздражения с оттенком агрессивности, направленная либо на себя (досада), либо на других

Спортивная злость

Борьба с пресыщением не предполагает:

Длительные занятия по отработке необходимого упражнения

 

Волевая сфера учащихся и ее проявление в спортивной деятельности

1 это свойство учащегося, заключается в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками, преодолевая трудности и препятствия

Воля

2 Настойчивость (целеустремленность) – это

Это волевое качество школьника. характеризующееся способностью добиваться поставленных целей и задач. несмотря на возникающие внутренние и внешние и препятствия

 

3 Волевые проявления учащихся на уроке ФК не связаны с

Мировоззрением и идеалами

 

Возникновение в мотивационной сфере учащегося на уроках ФК стойкой инерционной доминанты, которая может управлять всем жизненным укладом школьника, тормозя другие влечения и интересы - описывает физиологический механизм

Настойчивости

Такое волевое качество, как терпеливость, преобладает у

У старшеклассника

Способность подростка на уроках ФК действовать в ситуациях, осознаваемых как опасные для здоровья, не снижая качества деятельности называется

Смелостью

К пути развития решительности не относятся

Заканчивать тренировку на неудачном выполнении двигательного действия

 

Психологические основы обучения на уроках физической культуры

1 память, связанная с запоминанием, сохранением и воспроизведением образов, например, разучиваемого упражнения, называется

Зрительная

2 Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

Создание положительного эмоционального фона

Оптимальная загруженность школьников на уроке

Правильная постановка задач урока

 

- Удерживают внимание 40-45 мин.- Высокая отвлекаемость- Легко ориентируются на результат деятельности- Безразличны к процессу и качеству деятельностиДанные особенности внимания относятся к …

Подросткам

 

Для старшеклассников не характерно следующее утверждение

Оценивать себя по оценке взрослых

Принцип … проявляется в выборе и выполнении учебных заданий в зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей темперамента и характера каждого школьника

принцип индивидуализации

принцип связи обучения с практической жизнью

Это отражение в сознании учащихся на уроке ФК длительности, скорости и последовательности явлений действительности

Восприятие времени

К дидактическим принципам физического воспитания относят

принцип индивидуализации

принцип оптимальной трудности заданий

 

Психологические основы обучения двигательным навыкам

1 К основным физические качества спортсмена не относятся

Самоуверенность и неподкупность

Властность и агрессивность

 

2Факторы, влияющие на величину максимальной произвольной силы

Длина мышц

Композиция мышц

поперечник (толщина) активируемых мышц

Назовите основные формы гибкости

Подвижность при пассивных движениях

Подвижность при активных движениях

Правильно расположите стадии формирования двигательного навыка на уроках ФК

Ознакомление с общей структурой упражнения. Овладение приемами формирования навыка. Закрепление и совершенствование навыка.

Способность школьника быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки урока называется

Ловкость

Ловкость учащегося зависит от его

физических способностей

запаса движений

Специальная выносливость - это способность

продолжительное время выполнять физическую работу. вовлекающую в действие многие мышечные группы

 

Личность и психологические основы ее формирования в процессе физического воспитания

1 Личность школьника – это

Феномен общественного развития. конкретный живой человек. обладающий сознанием и самосознанием

 

2Кто из ученых считал, что личность - не биологическое и не социальное, а биография и опыт жизни

А.Н. Леонтьев

 

3Выдающиеся врожденные качества школьника, которые приводят не только к успешной, но и ярко выраженной оригинальной деятельности носит название

Талант

 

Индивидуальность школьника – это

это отдельно взятый человек. представитель человеческого рода. обладающий определенными биологическими и психическими особенностями

Феномен общественного развития. конкретный живой человек. обладающий сознанием и самосознанием

 

Индивид – это

Это отдельно взятый представитель человеческого рода. обладающий определенными биологическими и психическими особенностями

Э.Кречмер подразделяет людей на

Пикников. атлетиков и астеников

 

Черты характера учителя

Возраст. состояние здоровья учителя

 

Рассуждающе - методичный стиль не предусматривает, что учитель физкультуры

особое внимание уделяет слабым школьникам

редко проводит коллективные обсуждения

Авторитет педантизма

Компетенции

 

1.Учитель на уроке ФК описал старшеклассникам характеристику человека следующего телосложения: данный тип имеет узкие плечи, таз, тощую шею, тонкие конечности. Живот худой, впалый или плоский. Он необщителен, часто замкнут в себе, скрытен, склонен к сильным внутренним переживаниям.Какому тип конституции соответствует данному темпераменту

Астеник

 

2"В душевном подъёме я вышел на стадион. Забег начал бодро. Первые 4 круга ноги несли меня сами, дальше бежать было чуть труднее, но всё равно "дыхалка" справлялась, а ноги делали довольно длительный шаг. Но вскоре я стал задыхаться, появилась царапающая боль в горле, казалось, сердце выскочит из груди. Я еле перебирал ногами. У меня по очереди болело все - ноги, желудок, даже зубы сводило, болела голова. Но я бежал и терпел. Я знал, что нельзя сходить. В какой-то момент времени я почувствовал внезапное облегчение, дыхание выровнялось. И хотя я сильно вспотел и устал, но добежал до финиша". Так школьник описал свой забег на 1 км.Перечислите меры для преодоления описанных школьником неприятных состояний во время забега

Подростковый кризис

 

Учитель на уроке ФК описал старшеклассникам характеристику человека следующего телосложения: данный тип имеет узкие плечи, таз, тощую шею, тонкие конечности. Живот худой, впалый или плоский. Он необщителен, часто замкнут в себе, скрытен, склонен к сильным внутренним переживаниям.Какому автору принадлежит данная классификация?

Э.Кречмер

 

Во время длительной тренировки гребец на каноэ несколько раз якобы "видел" в воде несуществующие препятствия (мель, бревно и т.п.) и принимал меры осторожности. Когда же на пути действительно оказалось бревно, гребец его не заметил, столкнулся с ним и упал в воду. По словам спортсмена, в середине тренировки стал чувствовать погружение в мягкий сон, "было такое ощущение, что голова спит, а тело работает". Именно в такие моменты появлялись несуществующие помехи на воде.Данное состояние гребца вызвано

типологическими проявлениями основных свойств нервной системыиндивида

простотой тренировочных действий в сочетании с их многократным повторением

 

Человек данного типа имеет узкие плечи, таз, тощую шею, тонкие конечности. Живот худой, впалый или плоский. Они необщительны, часто замкнуты в себе, скрытны, склонны к сильным внутренним переживаниям.По каким параметрам производилась данная классификация темпераментов личности?

По телосложению

 

 

А.Ц. Пуни считал, что во всех видах (кроме эстафет) бега, плавания, гонок на лыжах, бега на коньках, велосипедного спорта, гребли (одиночки) и т.п., хотя школьники-спортсмены соревнуются одновременно и рядом (на параллельных дорожках, на одной лыжне, на одном треке и т. д.), каждый из них практически не может физически воздействовать на соперника, мешать ему, задерживать его. Но в каждый момент соревнования школьник может оценить свое положение относительно соперников, принять тут же необходимые меры для реализации своего функционального и волевого потенциала в соответствии со складывающейся обстановкой.Такой вид взаимодействия между партнерами-школьниками согласно психологической систематике видов спорта, предложенной Т.Т. Джамгаровым, относится к

Индивидуальным действиям

 

Предмет, задачи и проблематика психологии физической культуры

1Под физической культурой понимается

достижения общества. отражающие физическое и духовное развитие человека.

 

2 Основатель отечественной системы физического образования

П.Ф. Лесгафт

 

3.Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательными и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как:

тренировка

 



infopedia.su

Методы спортивной тренировки

Реферат

по дисциплине: Теория спорта

тема: методы спортивной тренировки

2008

План

1.Общепедагогические методы спортивной тренировки.

2. Практические методы спортивной тренировки.

3. Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки.

1. Общепедагогические методы спортивной тренировки

В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: 1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы; 2) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

К словесным методам , применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

К наглядным методам , используемым в спортивной практике, относятся: 1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.; 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.; 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.

2. Практические методы спортивной тренировки

К методам строго регламентированного упражнения относятся методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники , выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако при освоении целостного движения внимание спортсменов акцентируют последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий.

Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование физических качеств , выделяют две основные группы методов - непрерывные и интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности. В качестве примера можно привести греблю на дистанциях 5000 и 10000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут способствовать, как правило, повышению аэробной производительности спортсменов, развитию их выносливости к длительной работе, повышению ее экономичности.

Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, при пробегании на коньках дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м) один круг проходится с результатом 45 с, следующий - свободно, с произвольной скоростью. Такая тренировочная работа будет способствовать воспитанию специальной выносливости, становлению соревновательной техники. Прогрессирующий вариант нагрузки связан с повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий - с ее снижением. Так, проплывание дистанции 500 м (первый стометровый отрезок проплывается за 64 с, а каждый последующий - на 2 с быстрее, т.е. за 62, 60, 58 и 56 с) является примером применения прогрессирующего варианта. Примером нисходящего варианта является пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатами соответственно 20, 21, 22 и 23 мин.

Широко применяются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные). Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на совершенствование специальной выносливости: 10х400; 10х1000 м - в беге и беге на коньках, в гребле. Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3х60 м с максимальной скоростью, отдых - 3-5 мин, 30 м - с ходу с максимальной скоростью, медленный бег - 200 м. Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предполагающие последовательное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 1200 м + 2000 м) либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание дистанции 200 м с результатами - 2 мин 14 с; 2 мин 12 с; 2 мин 10 с; 2 мин 08 с; 2 мин 06 с; 2 мин 04 с). Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.

В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.

В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач.

mirznanii.com

/ Ответы к вопросам теоретичнского зачета - 2004 / TeorIMetod

7

ВОПРОСЫ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАЧЕТУ:

Тема: Теория и методика физического воспитания

На некоторые вопросы ответы найти не удалось, на некоторые вопросы – ответы с некоторой долей неуверенности

1. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях, называется: Физическое воспитание

2. Результатом физической подготовки является: Не уверен в правильности- это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая результатов в короткий срок, при наименьших затратах, оптимально и т.д.

3. Специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека, называется: Специальная физическая подготовка.

4. Укажите, какое понятие (термин) подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности:Физическая подготовка.

5. К показателям, характеризующим физическое развитие человека, относятся: Вероятно- Антропометрические - рост, вес, окружность груди.

Для справки - ЖЕЛ, АртДав, ЧастСердСокр, кистевая динамометрия.Индекс Кетле– определяет росто-весовое соотношение тела. Соотношение жировой и мышечной массы тела - Индекс силы. Индекс Жизни - величина, определяющая отношение жизненной емкости легких к весу тела.

6. Укажите, что послужило основой (источником) возникновения физического воспитания в обществе: нет ответа

7. Основу методов воспитания составляют:Определение метода физического воспитания - метод это способ применения средств физического воспитания.Не уверен, что спрашивается это.

8. На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат:Физическое совершенство, высшая степень гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека, оптимально соответствующая требованиям трудовой и др. сфер жизнедеятельности. совокупность физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующего требованиям жизни.

9. Исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни, называется: Система физического воспитания.

10.Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Эти программы содержат: НЕ уверен в ответе

-повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях

-вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, обязательное внедрение в систему научной организации труда и отдыха каждого трудового коллектива производственной гимнастики, послетрудовой реабилитации;

-пропаганда знаний об эффективности использования физических упражнений в профилактике и лечении заболеваний и совершенствование врачебного контроля за гражданами, занимающимися физической культурой и спортом

-расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов.

11.Совокупность методологических и организационно методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного инструментария, называется: Технология воспитательной деятельности. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания личного состава.

12. Определенные способы педагогического воздействия на занимающихся физической культурой и спортом или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей, называются: Методы воспитания.

13.Совокупность приемов, операций и других действий педагога по физической культуре и спорту по использованию воспитательного инструментария в профессиональной деятельности характеризует: Метод.

14. Основу методов воспитания составляют: ПРИЕМЫ? Важнейшими приемами воспитания личности выступают методы воспитания: убеждение, положительный пример, упражнение (приучение), одобрение, осуждение, требование, контроль.

15. В процессе воспитания при убеждении «делом» наиболее часто используются приемы: НЕ УверенПриемы, которые используются: 1. убеждение, 2.положительный пример, 3.упражнение (приучение), 4.одобрение-осуждение, 5.требование, контроль.

16. Основным специфическим средством физического воспитания являются: Физические упражнения.

17. Физические упражнения - это: Такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованны по его закономерностям.

18. Под техникой физических упражнений понимают:Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

19. Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает:Общая координационная структура действий (ритм) - это комплексная характеристика техники действий, отражающаязакономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастания и уменьшения) в динамике действия.

20.Ээффект физических упражнений определяется прежде всего: Оздоровление???Не уверен

21.Под методами физического воспитания понимаются:Метод физического воспитания – способ применения средств физического воспитания. ТРИ ГРУППЫ МЕТОДОВнаглядные, словесные и практические. Методы наглядного восприятия заключаются в демонстрации, показе плакатов, кинограмм, рисунков, предметных пособий (шарнирных моделей), кинофильмов и видеофильмов. Методы использования слова — это беседа, задание, команда, объяснение, описание, оценка, подсчет, разбор, рассказ и указание. Практические методы — строго регламентированные упражнения (разучивание по частям или в целом) и частично регламентированные упражнения (игры и соревнования). Они являются основными при обучении двигательным действием. Средства - Посредством чего достигаются цели физического воспитания. Выделяют три группы средств: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.

22. К специфическим методам физического воспитания относятся: Методы ФВ - специфические (характерные только для процесса физического воспитания) –физические упражнения(?) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

23. Какой из методов представляет собой последовательное выполнение специально подобранных упражнении, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы: Круговой

24. Методы строго регламентированного упражнения подразделяются на: Каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой подразделяются на разучивание по частям или в целом.

25. Укажите, какие принципы используются в системе физического воспитания в качестве руководящих положений: Обще-методические???

26. Укажите, какие из перечисленных принципов являются обще методическими: Общеметодическиепринципыадаптивной физической культуры - научности, сознательности и активности, наглядности. Вариант - принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности. (формулировки могут звучать чуть иначе)

27. Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие

задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся:Принцип доступности и индивидуализацииозначает соблюдение меры между возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения ФУ (координационной сложности, интенсивности, длительности и др.) или оптимальное сочетание задач, средств и методов физического воспитания с возможностями занимающихся.

28. Какой принцип предусматривает планомерное увеличение объёма и интенсивности физической нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма: По-видимому, принциппостепенности, но он сам условие–Доступности, так что может и доступность- это не легкость, а посильная трудность. Методика определения доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой доступности. Условия доступности: - постепенность (от простого к сложному, от легкого к трудному). Использование подводящих и подготовительных упражнений; - преемственность ФУ (правила: от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному).

29. Укажите, какой принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма:Принцип возрастной адекватности физических нагрузок.

30. Целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций, называется: Обучение

31. Система движений, объединенная смысловыми двигательными задачами, называется: Прием техники ?

32 Педагогический процесс, направленный на системное освоение рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимых двигательных навыков, умений, а также связанных с этим процессом знаний, называетсянет ответа

33. Основным отличительным признаком двигательного навыка, является Двигательный навык - Оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаясяавтоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания)управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. Не путать с двигательным уменьем

34. Весь процесс обучения любому двигательному действию включает в себя. ..., которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. Структура процесса обучения двигательному действию имеет три ЭТАПА(НЕ уверен что это ответ) Первоначальное изучение (ознакомление с упражнением) Углубленное разучивание (вырабатывается умение выполнять действие). Заключительный этап обучения (закрепление и дальнейшее совершенствование действия).

35. Цель обучения на этапе начального разучивания техники двигательного действия: Целью обучения на данном этапе является выполнение действия в «загрубленной» форме, т.е. овладение основами техники, ознакомление с упражнением – что-то из этого.

36. Обучение двигательному действию начинается с: С овладением основы техники т.е. выполнения двигательного действия в упрощенной форме и в замедленном темпе;(или маловероятный вариант ответа - Формирования представления об общем смысле данного способа решения двигательной задачи).

37. Приступая к непосредственному разучиванию техники двигательного действия, преподаватель в первую очередь намечает ведущий метод разучивания. Если действие сравнительно несложное по технике, его лучше осваивать: нет ответа. Целиком?

38. Каким методом обучения преимущественно пользуются на этапе начального разучивания техники сложного двигательного действия:Вероятно, расчленение двигательного действия на относительно самостоятельные элементы

39. В процессе обучения двигательным действиям наибольшее количество двигательных ошибок допускается занимающимися на этапе:нет ответа.

40. Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также на их дальнейшее совершенствование, называется: нет ответа двигательное образование?

41. Физические качества - это:Физические качества - Врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности

42. Двигательные способности -это: Двигательно-координационные спосбности- Способности быстро, точно, целесообразно, экономно и наиболее совершенно решать сложные и неожиданно возникающие двигательные задачи. Надо отличать умение и навык,умение хуже.Двигательное умениеТакая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением,неустойчивостьюк действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов Дв –навыкОптимальная степень владения техникой действия, характеризующаясяавтоматизированным(т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

43. Основу двигательных способностей человека составляют: координация и слаженность движений, реакция? Не уверен

44. Сила - это: Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

45. Абсолютная сила - это: Это максимальная сила, проявляемая человеком в каком - либо движении, независимо от массы его тела.

46. Относительная сила -это:Это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса.

47. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени, называется: Скоростные способности.

48. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал называется: Простая реакция.

49. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называется: Скоростная выносливость

50. Какая форма проявления скоростных способностей определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции: Врожденнная, генетическая и пр? Скоростные способности спортсмена проявляются в трех основных формах:в латентном временидвигательной реакции, в скорости одиночного движения, в частоте движений. Сочетание этих трех форм и определяет все случаи проявления быстроты. Латентное время простой двигательной реакции не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека, т.к. являетсяврожденным.

51. Число движений в единицу времени характеризует: темп

52. В физическом воспитании и спорте основным методом при развитии быстроты двигательной реакции является: Подвижные и спортивные игры

53. Способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности называется: выносливость

54. Способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы называется: общая выносливость

55. Выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности называется:специальная выносливость

56. Способность выполнять движения с большой амплитудой называется: гибкость

57. Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности соответствующих мышц называется: активная гибкость

58. Под пассивной гибкостью понимают: понимают предельную амплитуду, выполняемую с помощью каких - либо вспомогательных средств (с помощью партнера, снаряда и т. п), максимальную подвижность в суставах, которую спортсмен может продемонстрировать с помощью внешних сил.

59. Гибкость, характеризующаяся амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия, называется: специальная гибкость.

60. Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используется ряд методов. Основным методом при разучивании новых достаточно сложных двигательных действия является Двигат – коорд способн - Способности быстро, точно, целесообразно, экономно и наиболее совершенно решать сложные и неожиданно возникающие двигательные задачи Применяютстрого регламенти-рованные упражнения (разучивание по частям или в целом, многократное повторение упражнений со сложной координацией движений.

studfiles.net

Спортивные игры: Методы обучения

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и ученика, с помощью которых передаются знания, осваиваются умения и навыки.

Выбор метода определяется педагогическими задачами, содержанием учебного материала, подготовленностью занимающихся, имеющимися материально-техническими возможностями.

В учебно-тренировочном процессе используют три группы методов обучения: словесные, наглядные и практические.

Словесные методы. С помощью методических приемов, относящихся к этому методу, преподаватель формирует у занимающихся предварительное представление об изучаемом движении, устанавливает и устраняет отдельные ошибки в его выполнении. При этом преподаватель может использовать объяснение, рассказ, беседу, замечания, указания, команды, подсчет и т. д.

Объяснение — это ведущий прием, с помощью которого излагают конкретное содержание понятия, действия, движения. С него начинается создание представлений об изучаемом материале. Объясняя, преподаватель должен придерживаться определенного плана: название приема (терминологическое определение), его назначение, сущность приема, особенности его выполнения и применения в игре.

Объяснение должно быть кратким, образным, доступным для понимания занимающимися. При первом объяснении нужно сосредоточить внимание на главном. При повторном объяснении вскрывают ошибки и делают детальные дополнения.

Рассказ используют для расширения знаний о различных сторонах содержания игры и методики тренировки, а также при объяснении новой игры. Он должен быть образным, эмоциональным.

Беседа — активная форма словесного метода. Проводят ее в форме вопросов и ответов, что помогает оценить степень понимания, обсудить ошибки и способы их устранения. Особенно часто беседы используют при разборе итогов выступления, где оценивают степень выполнения поставленных задач и намечают планы на будущее.

Указания применяют при непосредственном выполнении заданий. Они помогают предупредить появление ошибок. Особенно часто указаниями пользуются для руководства действиями играющих.

Замечания позволяют исправлять допущенные ошибки. Они могут адресоваться всей группе или отдельным занимающимся.

Распоряжения и команды служат для руководства деятельностью занимающихся. Они определяют начало и конец выполнения заданий, направление движений, очередность участия и т. д. Команды отдают громко, четко, используя общепринятую терминологию.

Наглядные методы служат тем же целям, что и методы словесные. Более того, они всегда применяются совместно и служат созданию представлений об изучаемых действиях.

Для решения этой задачи используют такие приемы, как показ, демонстрация наглядных пособий, просмотр кинокартин, телезаписи, иллюстративного материала с помощью технических средств обучения, просмотр игр, соревнований, выполнение отдельных упражнений.

Использование методов наглядности требует предварительной организации внимания занимающихся. При показе следует тщательно продумывать его ход: кто и как будет демонстрировать, где будут расположены занимающиеся, как сопровождать показ объяснением, чтобы помочь выделить главное, и т. д. Несомненно, качество показа во многом зависит от его подготовки. Преподавателю не следует жалеть времени на подбор таких материалов, создание наглядных пособий, кино- и фотоматериалов. Это не только оживляет процесс обучения, но и делает его интересным для занимающихся, вызывает у них желание подражать лучшим образцам увиденного.

Практические методы, в которые входят метод упражнений, игровой и соревновательный методы, используют при разучивании, закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. При этом ведущую роль выполняет метод упражнений, создающий условия для систематического повторения и, следовательно, закрепления разучиваемого приема. Этот метод имеет две существенные разновидности: метод целостного обучения и метод расчлененного обучения.

Отдельные приемы целесообразно разучивать сразу целиком; это позволяет с самого начала овладеть правильной координацией движений. В спортивных играх этот метод применяют чаще других, поскольку большинство действий хотя и носит комплексный характер, но состоит из отдельных сравнительно простых приемов. Их целостное изучение и последовательное соединение позволяют создавать необходимые по сложности игровые приемы.

Второй метод — расчлененный — заключается в предварительном разделении приема на отдельные звенья, которые изучают в отдельности, а в дальнейшем объединяют в одно целое. Этот путь более длительный, но иногда единственно правильный, если разучиваемое действие отличается высокой сложностью и не поддается овладению «с ходу». В спортивных играх таким методом осваивают отдельные сложные игровые приемы (удар в прыжке через себя в футболе, бросок «крюком» в баскетболе и т. д.), но чаще — сложные, многоходовые тактические комбинации.

Методы целостного и расчлененного обучения реализуют с помощью отдельных методических приемов. К ним относят: изменение условий выполнения движений без изменения их структуры (имитация без мяча, в замедленном темпе), выполнение приемов на максимальной скорости передвижения, на ограниченном пространстве, на фоне утомления, со «сверхжестким» противодействием, с применением дополнительных ориентиров, срочной информации и тренажеров.

При выполнении упражнений особенно важно исправление ошибок. Оно начинается с выяснения причин их возникновения. Ими могут быть:

— поспешный переход к новому усложнению изучаемого движения и условий его выполнения;— отсутствие у занимающихся правильного представления об изучаемом приеме;— неумение использовать ранее изученные элементы в новом движении;— отсутствие необходимого уровня развития физических качеств;— недостаток информации о правильном выполнении.

Важное значение имеет умение самостоятельно определять свои ошибки. Поэтому каждое выполнение приема нужно подвергать анализу. Следует установить и сравнить правильное выполнение с ошибочным. Нужно, чтобы игрок не только нашел свою ошибку, но и был готов ее исправить и ясно представлял, как правильно выполняется прием.

Ошибки исправляют с помощью повторного объяснения и показа, демонстрации собственной видеозаписи или киносъемки, расчленения на отдельные элементы и их изолированного освоения, упрощения задания и условий его выполнения, возврата к выполнению подводящих упражнений.

Игровой метод заключается в использовании подвижных и спортивных игр для ознакомления, изучения и совершенствования отдельных приемов и игровых действий. С этой целью применяют эстафеты, игровые упражнения, учебные игры, позволяющие быстро закреплять и совершенствовать изучаемые действия. Однако использовать этот метод лучше после того, как будут освоены отдельные приемы. Игровой метод нужно сочетать с методом упражнений, в противном случае появляется опасность сужения круга изучаемых приемов только самыми необходимыми и прочно освоенными.

Соревновательный метод близок к игровому и отличается от него лишь тем, что здесь в качестве ведущего средства используют различные соревнования. Он позволяет значительно увеличить нагрузку, повысить трудность выполнения и в результате активно совершенствовать двигательные навыки и качества. Без такой практики невозможно воспитать бойцовские качества и приобрести умение соревноваться.

Следовательно, использование соревновательного метода обязательно. Но делать это нужно умело и осмотрительно. Чрезмерное увлечение соревнованиями может вызвать психологические перегрузки, привести к появлению небрежности в выполнении технических приемов из-за трудности контроля в условиях соревнований. Это особенно опасно для новичков и детей младшего возраста.

stadiumgame.blogspot.ru


Смотрите также