Урок русского языка в 3-м классе. Тема: "Упражнения в определении склонения имён существительных". Склонение существительных упражнения


"Упражнение в определении склонений имен существительных,стоящих в косвенных падежах". Конспект по русскому языку (3-й класс; с компьютерной поддержкой)

Разделы: Начальная школа

Тема урока: Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах (Объяснение нового материала).

Цели:

  • научить распознавать тип склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах;
  • научить проверять с помощью ПМК «Школьный наставник» умение определять тип склонения существительных в начальной форме.
  • прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование для урока:

  • УМК  А. В. Поляковой;
  • медиапроектор;
  • компьютер;
  • карточки с заданиями.
  • схемы-опоры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.

II. Чистописание

АЛЛЕЯ              АПТЕКА                             БИБЛИОТЕКА                  АЛОЭ

– Чем похожи записанные слова? – Во всех словах есть непроверяемые безударные гласные. – Записаны имена существительные. – Ребята, какое слово, в цепочке записанных слов, является лишним и почему? – Алоэ – это существительное несклоняемое. – Какие еще вы знаете слова, которые являются несклоняемыми. Приведите свои примеры… – Колибри, кенгуру, шоссе…

(Слайд №2, Приложение 1) «Несклоняемые существительные».

(Вывешивается табличка с несклоняемыми словами).

– Чем похожи остальные имена существительные? – Они относятся к именам существительным 1-го склонения.

III. Актуализация знаний о типах склонения существительных

– Ребята, посмотрите, даны три опорных схемы. О чём рассказывают эти схемы? (О склонениях существительных). – Какой информации не хватает в схемах? (типов склонения). – Дополните схему.

Учащиеся  дают ответы. На  доске появляются таблички со склонениями.

– Распределите слова в три группы по склонениям. И запишите их в тетрадь.

(Слайд №3, Приложение 1)

ДОРОГА,  ДЕРЕВО, ЗДОРОВЬЕ,  СТОРОЖ,  ВЕЩЬ,  ЗИМА,  СНЕГ,  ТЕНЬ,  ИЗБУШКА,  СОЛНЦЕ,  ГНЕЗДО,  ПОЕЗДКА,   ЮНОША,   МЫШЬ,   ПОЛНОЧЬ.

(Слайд №4, Приложение 1)

1 скл.

дорога зима избушка поездка юноша 

2 скл.

дерево здоровье сторож снег солнце гнездо

3 скл.

тень мышь полночь вещь

Взаимопроверка. Учащиеся сверяют с образцом, записанным на доске, по таблице; делают вывод.

IV. Работа на ПК. Контроль умения определять тип склонения существительных в начальной форме

Правила работы на ПК.

– А сейчас мы будем выполнять тест-контроль на  компьютере. Тест поможет проверить, как мы умеем определять склонение существительных в начальной форме. Кто раньше справится с работой, дополнит каждую записанную из групп своими словами.

Т1(15)<<Найди имя существительное определённого склонения>>

дочь                                 девочка                       дочка абрикос                          голубика                      персик овес                                пшеница                      рожь груша                             слива                            яблоко метелица                       мороз                            снег тюльпан                         резеда                           гладиолус весна                             слякоть                          оттепель ягода                             крыжовник                    черника сахар                              конфета                        мёд сирень                            акация                          черёмуха перец                              корица                          соль лето                                 осень                               зима брошь                              серьга                              ожерелье лицо                              бровь                                 глаз берёза                              дуб                                   лён

– Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных? (Выслушиваются предположения детей). – Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с таблицей.

V. Работа с таблицей. Формулировка темы и учебной задачи урока

– Рассмотрите таблицу. В каком падеже имена существительные в таблице? – Одинаковые или разные окончания у имён существительных в предложном падеже? (Разные).

(Слайд №5, Приложение 1)

Падеж

                                              

                              

Предложный

в книге

в пенале

в тетради

– Как вы думаете, почему у имён существительных в одном и том же падеже разные окончания? От чего это может зависеть? (От склонения).  – Как заполнить пустые ячейки таблицы. (Указать склонение: 1, 2, 3) – Можно ли допустить ошибку в написании окончаний этих существительных? (Можно, так как они безударные). – Достаточно ли знать падеж существительных, чтобы правильно писать безударные окончания? (Нет, так как окончания существительных в одном падеже могут отличаться). Учитель может закрыть или стереть окончания.        – Что ещё нужно знать о существительном, чтобы правильно писать падежные окончания? (Склонение).

(Слайд №6, Приложение 1)

– Вот сегодня мы с вами будем учиться определять склонение имен существительных в косвенных падежах. Очень часто имена существительные в косвенных падежах встречаются в текстах. 

VI. Новая информация

1. Работа с текстом

– Прочитайте текст.

(Слайд №7, Приложение 1)

Компьютер (        ) помогает людям  разных профессий (        ). Его можно найти во многих приборах   и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле (          ) компьютер управляет работой (         ) двигателя, вычисляет скорость (        ), измеряет расстояние (           ). Может предупредить водителя  об опасности  на дороге.

– А как вам помогает компьютер в учебе? – Пользуясь компьютером, можно узнать справочную информацию. Использование учебных программ помогает научиться грамотно писать, лучше справляться с заданиями по математике. – Дополните текст 1–2-мя предложениями о том, для чего вам нужен компьютер, чем и как он вам помогает. Запишите их в тетрадь. – Прочитайте свои предложения. – Прочитайте 1–е предложение из текста. – Назовите существительные. У какого существительного склонение определить проще? (компьютер) У существительных, которые стоят в И. п.; ед.ч. – Чтобы определить склонение  имён существительных в косвенных падежах будем использовать алгоритм. Как вы думаете, какой будет первый шаг этого алгоритма? – А как мы определяли склонение в начальной форме у имён существительных?

(Слайд №8, Приложение 1)

1. Ставлю существительное в начальную форму И. п.; ед. ч. 2. Определяю род. 3. Нахожу окончание. 4. По роду и окончанию определяю склонение.

(На доске вывешивается таблица с алгоритмом)

– Какой новый шаг появился в алгоритме? – Существительное надо поставить в начальную форму.

2. Выполняется работа с комментированием (с показом карточек со склонениями 1скл; 2 скл; 3 скл.)

– Потренируемся пользоваться алгоритмом.

– Как определить склонение у имен существительных в косвенном падеже? (См. алгоритм)

Физминутка с упражнением для глаз

Дети читают стихотворение и выполняют движения.

Мы писали, мы писали Наши глазки так устали Вместе сделаем зарядку Будет все у нас в порядке. Быстро, быстро поморгаем И моргая отдыхаем Поворачиваем шею Отдохнет она скорее Раз, два, раз, два Продолжается игра.

VII. Закрепление

Работа в паре.

– Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.

(Слайд №9, Приложение 1)

1 вариант

приближался к деревне (1 скл.) освещался солнцем (2 скл.) в снежную пыль (3 скл.) утро наступило (2 скл.)

2 вариант

наловил в озере (2 скл.) раздавался в тишине (1 скл.) сверкает солнце (2 скл.) тёмной ночью (3 скл)

(Слайд №10, Приложение 1)

Проверка по табличке:

1 вар. – 1 скл, 2 скл, 3 скл, 2 скл;2 вар. –  2 скл, 1 скл, 2 скл, 3 скл.

– У каких существительных было легче определить склонения? – Утро, солнце. – Почему? – Они стоят в И.п.

VIII. Задание на выбор

В – I. Найди «лишнее» слово и подчеркни его, определи склонение.

ЮНОША,    ЗИМА,    МЕЧТА,    ПОЛНОЧЬ,    ПРОГУЛКА.

ЛЕТО,     КОВЁР,    ТУЧКА,    ЛАГЕРЬ,     УРОК.

ДЕРЕВНЯ,    ЗАРЯДКА,    ВЕСНА,   ПОЕЗДКА,    РАДОСТЬ.

ТРОПИНКА,   НАСТРОЕНИЕ,    ОБЛАКО,   ВЕСЕЛЬЕ,   УЧЕНИЕ.

ДОМ,   ВАГОН,    ЛЕТО,   КОЛЯ,   РУЧЕЙ.

ДОЧЬ,   ЖИЗНЬ,   МЕТЕЛЬ,    ДЯДЯ,   МОРКОВЬ.

В – II. Определи склонение.

  • Переливались на солнце (2скл.)
  • Бегать утром (2 скл.)
  • Заметили у корабля (2 скл.)
  • Спустили на воду (1 скл.)
  • Радовался жизнью (3 скл.)
  • Стрекочет с радостью (3 скл.)

Итог урока

– Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных? – Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных. – Учиться писать окончания мы будем учиться позже, а сегодня мы хорошо к этому подготовились: научились определять склонение существительных в косвенном падеже.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Упражнения в определении склонений имен существительных

Цели

· Развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).

· Совершенствование умения распознавания части речи по их существенным признакам и точно употреблять их в речи.

· Развитие внимания, зрительной памяти учащихся.

· Воспитание любви, бережного отношения к природе.

Оборудование: картина "Лес зимой", таблицы-опоры, карточки со словами, иллюстрации снежинок, животных, офтальмотренажер, грамзапись.

План

I. Постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы будем учиться определять склонения имен существительных и совершим небольшое путешествие. А куда, вы узнаете, если аккуратно выполните "минутку чистописания". Те дети, которые будут хорошо работать на уроке - получат снежинку.

П. Минутка чистописания:

Лл (одна строка)

Из каких элементов состоит эта буква?

Лес (вторая строка)

Так куда мы с вами пойдем? (В лес)

(открываю картинку леса).

Какое время года на картинке?

Почему так решили?

Скажем хором:

Здравствуй, лес!

Волшебный лес!

Полный сказок и чудес!

III. Актуализация знаний

Подбор и запись слов с корнем - лес. лесок, лесная, перелесок, лесник.

-Какая орфограмма во всех этих словах? Какое слово является проверочным?

- Определите часть речи каждого слова. Назовите существительные. Докажите.

1) Повторение изученного об имени существительном по опоре.

2) Разбор слов по составу (2 слова - коллективно, 1 слово - на индивидуальной доске) лесок перелесок лесная

3) Проверка индивидуальной работы.

4) Игра "Конкурс предложений"

Составьте предложение по картине с прилагательным — лесная.

Ребята идут по лесной дороге.

В каких словах спрятались орфограммы?

5) Разбор предложения по членам (1 ученик с места).

6) Коррекция здоровья - зарядка для рук.

IV. Работа над новым материалом.

1) Распознавание типа склонения имен существительных.

Шли мы по лесной дороге и вышли на поляну. На ней зашифрованы слова(на доске карточки со схемами слов) Попробуйте не отгадывая слов, определить на какие группы разделены эти слова? (По склонениям)

б_ _ _ _ а к _ _ н е _ ь

о _ _ _ а т _ _ _ _ ь с _ _ _ _ ь

с _ _ _ а я _ _ _ ь

я _ _ _ _ я д _ б

- Почему так решили?

-Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?

- Какие существительные относятся к I склонению? Ко второму? К третьему?

(Таблица)

Здесь зашифрованы слова, обозначающие растения. Назовите их.

(Береза, осина, сосна, яблоня, клен, тополь, ясень, дуб, ель, сирень).

Переворачиваю карточки, на которых слова записаны полностью.

-Какое из растений является национальной гордостью России?

(Береза).

-Береза украшает наши леса. Именно березе посвятили свои стихи многие поэты.

-Какая орфограмма в этом слове?

- Написание ещё какого слова надо запомнить ? (Осина).

2) Убираю карточки со словами. Учащиеся записывают слова в тетради под диктовку учителя по склонениям. Учитель диктует слова в разброс.

3) Проверка. Выставляются карточки со словами.

4) Коррекция здоровья.

· Физминутка с музыкальным сопровождением.

· Зарядка для глаз.

5) Распознавание склонения имен существительных одного и того же рода.

А теперь закройте глаза, представьте, что падает снег. Подставьте ладошки.

(На доске появляется 7 снежинок: три пары одинаковых и 1 без пары).

-Сколько пар одинаковых снежинок? Найдите их.

(С обратной стороны снежинок написаны слова: снег — снежинка,

ночь — ночка, ладонь — ладошка).

-Определите, какого рода имена существительные?

-Какого склонения могут быть существительные женского рода?

(1-го или 3-го).

-От чего это зависит? (От окончания в именительном падеже).

-Из каждой пары я уберу по 1 снежинке (1 слову), а вы запишите все эти слова по памяти, распределяя по склонениям.

Проверка. Учитель называет слово, учащиеся - склонение.

6) Найдите "лишнюю" снежинку. (На ней написано слово - банка).

-Наверное кто-то в лесу оставил мусор. Хотите быть волшебниками? Переставьте в слове буквы и вы получите слово, обозначающее обитателя леса (кабан). (Иллюстрация)

- Определите склонение.

7) Развитие речи. Распознавание склонения имен существительных, имеющих одинаковые окончания.

-А теперь перейдем на другую полянку, понаблюдаем за другими обитателями леса. Вставьте подходящие по смыслу существительные.

Запись на доске:

Уснул до весны в своей берлоге........(медведь). Веточками

деревьев питается......(лось). Осторожно крадется........ (рысь).

(Дети записывают предложение, вставляя подходящие по смыслу слова)

— Чем сходны эти имена существительные лось - рысь? (По написанию?) (ь на конце).

- Что обозначает - ь в этих словах?

- К какому склонению могут относиться существительные с мягким знаком на конце слова в начальной форме? (2,3). Списать текст, озаглавив его, указать склонение существительных

V. Итог урока

-Как узнать склонение имени существительного? Объясните на своих примерах.

-Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям?

-Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению?

mirznanii.com

Упражнения в определении склонений имен существительных

 

 

 

Цели

 

  • Развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).
  • Совершенствование умения распознавания части речи по их существенным признакам и точно употреблять их в речи.
  • Развитие внимания, зрительной памяти учащихся.
  • Воспитание любви, бережного отношения к природе.

Оборудование: картина "Лес зимой", таблицы-опоры, карточки со словами, иллюстрации снежинок, животных, офтальмотренажер, грамзапись.

 

План

 

I. Постановка учебной задачи

 

- Сегодня на уроке мы будем учиться определять склонения имен существительных и совершим небольшое путешествие. А куда, вы узнаете, если аккуратно выполните "минутку чистописания". Те дети, которые будут хорошо работать на уроке - получат снежинку.

П. Минутка чистописания:

Лл (одна строка)

Из каких элементов состоит эта буква?

Лес (вторая строка)

Так куда мы с вами пойдем? (В лес)

(открываю картинку леса).

 

 

 

Какое время года на картинке?

Почему так решили?

Скажем хором:

Здравствуй, лес!

Волшебный лес!

Полный сказок и чудес!

 

III. Актуализация знаний

 

Подбор и запись слов с корнем - лес. лесок, лесная, перелесок, лесник.

-Какая орфограмма во всех этих словах? Какое слово является проверочным?

- Определите часть речи каждого слова. Назовите существительные. Докажите.

1) Повторение изученного об имени существительном по опоре.

2) Разбор слов по составу (2 слова - коллективно, 1 слово - на индивидуальной доске) лесок перелесок лесная

3) Проверка индивидуальной работы.

4) Игра "Конкурс предложений"

Составьте предложение по картине с прилагательным — лесная.

Ребята идут по лесной дороге.

В каких словах спрятались орфограммы?

5) Разбор предложения по членам (1 ученик с места).

6) Коррекция здоровья - зарядка для рук.

 

IV. Работа над новым материалом.

 

1) Распознавание типа склонения имен существительных.

Шли мы по лесной дороге и вышли на поляну. На ней зашифрованы слова(на доске карточки со схемами слов) Попробуйте не отгадывая слов, определить на какие группы разделены эти слова? (По склонениям)

 

б_ _ _ _ а к _ _ н е _ ь

о _ _ _ а т _ _ _ _ ь с _ _ _ _ ь

с _ _ _ а я _ _ _ ь

я _ _ _ _ я д _ б

 

- Почему так решили?

-Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?

- Какие существительные относятся к I склонению? Ко второму? К третьему?

 

 

(Таблица)

 

Здесь зашифрованы слова, обозначающие растения. Назовите их.

(Береза, осина, сосна, яблоня, клен, тополь, ясень, дуб, ель, сирень).

Переворачиваю карточки, на которых слова записаны полностью.

-Какое из растений является национальной гордостью России?

(Береза).

-Береза украшает наши леса. Именно березе посвятили свои стихи многие поэты.

-Какая орфограмма в этом слове?

- Написание ещё какого слова надо запомнить ? (Осина).

2) Убираю карточки со словами. Учащиеся записывают слова в тетради под диктовку учителя по склонениям. Учитель диктует слова в разброс.

3) Проверка. Выставляются карточки со словами.

4) Коррекция здоровья.

  • Физминутка с музыкальным сопровождением.
  • Зарядка для глаз.

5) Распознавание склонения имен существительных одного и того же рода.

А теперь закройте глаза, представьте, что падает снег. Подставьте ладошки.

(На доске появляется 7 снежинок: три пары одинаковых и 1 без пары).

-Сколько пар одинаковых снежинок? Найдите их.

(С обратной стороны снежинок написаны слова: снег — снежинка,

ночь — ночка, ладонь — ладошка).

-Определите, какого рода имена существительные?

-Какого склонения могут быть существительные женского рода?

(1-го или 3-го).

-От чего это зависит? (От окончания в именительном падеже).

-Из каждой пары я уберу по 1 снежинке (1 слову), а вы запишите все эти слова по памяти, распределяя по склонениям.

Проверка. Учитель называет слово, учащиеся - склонение.

6) Найдите "лишнюю" снежинку. (На ней написано слово - банка).

-Наверное кто-то в лесу оставил мусор. Хотите быть волшебниками? Переставьте в слове буквы и вы получите слово, обозначающее обитателя леса (кабан). (Иллюстрация)

- Определите склонение.

7) Развитие речи. Распознавание склонения имен существительных, имеющих одинаковые окончания.

-А теперь перейдем на другую полянку, понаблюдаем за другими обитателями леса. Вставьте подходящие по смыслу существительные.

Запись на доске:

Уснул до весны в своей берлоге........(медведь). Веточками

деревьев питается......(лось). Осторожно крадется........ (рысь).

(Дети записывают предложение, вставляя подходящие по смыслу слова)

— Чем сходны эти имена существительные лось - рысь? (По написанию?) (ь на конце).

- Что обозначает - ь в этих словах?

- К какому склонению могут относиться существительные с мягким знаком на конце слова в начальной форме? (2,3). Списать текст, озаглавив его, указать склонение существительных

 

V. Итог урока

 

-Как узнать склонение имени существительного? Объясните на своих примерах.

-Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям?

-Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению?

znakka4estva.ru

Упражнения в определении второго склонения имен существительных.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко»

Урок русского языка в 4 «Б» классе по теме:

«Упражнения в определении

второго склонения имен существительных».

УМК «Школа России»

Автор:

учитель начальных классов

Е.П. Куропаткина

2016 г.

Тема: Упражнения в определении второго склонения имен существительных.

Цель: закрепить представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию; учить определять склонение существ. в косвенных падежах.

Задачи:

- формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой; - развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;

- развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;

- формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;

- воспитывать интерес к русскому языку.

УУД формируемые на уроке:

Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, стремление к красоте, нравственности.

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: - осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Предполагаемые результаты:

Предметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Метапредметные: определение общей цели и путей ее достижения, готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Личностные: формирование эстетических чувств, доброжелательности эмоциональной отзывчивости, любви и бережного отношения к природе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу,

Обернитесь, поздоровайтесь с гостями, садитесь. (Слайд 1)

« Когда я слышу – я забываю,

Когда я вижу – я запоминаю,

Когда я делаю – я понимаю, я учусь», - гласит китайская пословица.

- К чему же призывает нас эта мудрость? ( Как можно больше выполнять работы на уроке, трудиться, действовать) Приступим.

2. Актуализация знаний.

2.1. Работа с кластером. (Слайд 2)

- Прочитайте, о чём кластер? Как можно его назвать?

Какое задание предложите выполнить? (найти ошибки, внести корректировки, дописать, что пропущено) (работа в парах)

hello_html_m6f04bc29.gif

hello_html_247582b1.gifhello_html_m1513cbb8.gifкластер «Существительное» Имя существительное

- Молодцы, хорошо потрудились.

2.2. На доске записаны слова. ( Слайд 3)

Ваня, Иван, дедушка, папа, Вова, Владимир, отец.

- Какие части речи здесь записаны?

-Что общего у этих слов? (Существительные мужского рода в именительном падеже.)

-Чем отличаются? (Окончания разные.)

-На какие две группы можно разделить существительные мужского рода?

(Собственные и нарицательные, существительные 1-го склонения и 2-го склонения).

- Как определить существительное 1-го склонения, 2-го склонения?

- Запишите слова, сверху обозначьте склонение (проверка в парах)(Слайд 4)

- В каком слове количество букв и звуков не совпадает? (нет)

- В каком слове все согласные звуки мягкие? (нет)

- Почему, по вашему мнению, я предложила вам именно этот набор слов. На прошлых уроках мы упражнялись в определении имен существительных первого склонения. Как можно определить тему сегодняшнего урока? (Слайд 5)

( «Упражнения в определении 2-го склонения имен существительных»).

- Значит, чем будем заниматься? (Какова цель сегодняшнего урока, чему мы с вами должны научиться?)

2.3. Словарная работа.

- Итак, мы с вами определили, что (Слайд 6)

существительные

ж

енского рода

мужского рода

существительные

м

hello_html_m5b489698.gifужского рода среднего рода

Распределите слова в два столбика (по какому признаку?)

1 столбик – им. сущ. 1-го склонения

2 столбик – им. сущ. 2-го склонения (2 человека у откидной доски)

Упакованные в дорогу вещи (багаж).

То же, что и разговор (беседа).

Корнеплод, оранжевого цвета (морковь)

Обилие материальных ценностей (богатство).

Сооружение в виде ряда ступеней (лестница)

Несколько листов скрепленных вместе для записей в школе (тетрадь).

Ласковое название папа твоего папы (дедушка).

Профессия человека, который знает законы земледелия (агроном).

Кто знает? Ответить на этот вопрос вам поможет упражнение № 165 с. 95.

Чтение стихотворения самостоятельно.

Итак, сформулируйте лексическое значение слова агроном? Где еще мы можем получить информацию о лексическом значении слова? (в толковом словаре). Найдите значение слова в словаре. (Слайд 7)

Запишите слово агроном (поставить ударение, подчеркнуть непроверяемые безударные гласные).

Проверка словарной работы (коллективно).

2.4. Постановка проблемы (работа в группах)

Каждая группа получает карточку с текстом. (Слайд 8)

Прочитайте рассуждения ученика 4 класса. Согласны ли вы с его рассуждением?

По земле стелются клочья тумана.

В предложении три имени существительных: по земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Значит это существительное 2 склонения. В слове клочья окончание – я. Значит это существительное 1 склонения. В слове тумана окончание – а. Значит это существительное 1 склонения.

- В чём заключается ошибка ученика? Какая у него возникла проблема?

Ребята, у нас могут возникнуть такие проблемы? Чтобы не возникало проблем, нам нужно составить алгоритм.

Я предлагаю вам поработать с алгоритмами. Прочитайте и выскажите своё мнение по поводу алгоритмов. (Слайд 9)

Алгоритм определения склонения имени существительного

Алгоритм №1

1. Просклонять существительное.

2. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.

3. Определить род, выделить окончание.

4. Определить начальную форму имени существительного (именительный падеж ед. ч.).

Алгоритм №2

1. Определить начальную форму имени существительного ( именительный падеж ед. ч.).

2. Определить род, выделить окончание.

3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.

- Прочитав тексты, как вы думаете, каким алгоритмом мы будем пользоваться и почему? К какому выводу пришли?

- Вернитесь к карточкам. Опираясь на алгоритм, определите склонение имен существительных (самопроверка). (Слайд 10)

- Какая группа не допустила ошибок?

2.5. Включение знаний в систему упражнений.

- Вернитесь к упражнению № 165 с. 95. Прочитайте. Какая здесь инструкция, что нужно сделать?

Самостоятельное выполнение задания (2 ученика у откидной доски). Поверка, оценивание.

2.6. Физкультминутка.

Игра «Доскажите словечко»

Если существительное 1-го склонения – встают девочки. Если существительное 2-го склонения – встают мальчики. Если существительное 3-го склонения – действия не совершаются.

а) Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это …. . (Белка.)

б) Шубка – иголки, свернётся он – колкий, рукой не возьмёшь. Кто это (Еж.)

в) По ночам во мне Ванятка до того задремлет сладко,

Что не хочется вставать. Что за шутка я? … . (Кровать.)

г) Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, …. . (Карандаш.)

д) И от ветра, и от зноя, от дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко! Что это? …. . (Палатка.)

е) То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка! Можешь нарисовать… Что такое я? (Тетрадь.)

ж) Гладишь – ласкается.

Дразнишь – кусается. (Собака.)

з) В воде купался, но сух остался. (Гусь.)

и) Ты беседуй чаще с ней

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

2.7. Включение знаний в систему упражнений. (Слайд 11 )

- Вставьте подходящие существительные указанного склонения, запишите полученные предложения (проверка консультантами)

Чудесно прогуляться зимой по ( сущ. 2 скл.). ( сущ. 2 скл.) стоят в серебристом инее. На ( сущ. 1 скл.) шапками лежит пушистый( сущ. 2 скл.). Прелестна ( сущ. 3 скл.) в зимнем уборе.

- Скажите, что у нас получилось? (текст) Почему вы так решили? (предложения связаны по смыслу) Как можно озаглавить этот текст? Какой это текст (повествовательный).

3. Контроль.

3.1. «Верные и неверные высказывания»

Графический диктант. Работаем, как всегда: если вы согласны с высказыванием, ставите знак +, если нет - .

Склонение-это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном падежах.

В русском языке 5 падежей.

В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее.

Склонение-это постоянный признак существительного.

Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям.

Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.

Проверка + - - + - +

3.2. Тест.

а) Каждое слово из левого столбика соедини с нужным склонением:

воробей

осина

солнце 1-е склонение

Дима

Дмитрий 2-е склонение

ремень

сирень

б) В каждом столбике зачеркни слова, которые не относятся к данному склонению:

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение

турист тело память

обезьяна этаж родник

стенка сирень смелость

книга ученик поле

дядя яблоко лошадь

ремень снегирь дом

рыба осень ель

в) Укажите существительное мужского рода 1 склонения.

Юра мир дед тополь

Володя Миша дедушка дядя

г) Укажите существительное среднего рода 2 склонения.

кресло понедельник утро

поселок село пожелание

4. Рефлексия.

Итак поделитесь своими впечатлениями от урока, для этого я предлагаю вам пользоваться рефлексивным экраном.

Сегодня я узнал …

Было интересно …

Было трудно …

Я понял, что …

Я научился …

У меня получилось …

Я смог …

5. Домашнее задание: стр. 94 № 164.

infourok.ru

"Упражнения в определении склонения имён существительных"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дидактическая цель урока:

1. Образовательная

  • создание условий для осмысления и осознания темы "Три склонения имён существительных" и применения имеющихся знаний в знакомой, изменённой и новой ситуации.

2. Развивающая развитие умения анализировать и обобщать учебный материал, формирование речевых навыков, самостоятельности, познавательного интереса.

3. Воспитательная

  • формирование культуры учебного труда; воспитание интереса к чтению.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие класса

Сегодня у нас не совсем обычный урок, и чтобы справиться со всеми заданиями, необходимо быть очень внимательными. Давайте проверим, насколько вы внимательны.

Слайд 1 (с учётом титульного 2)

"Задание на внимание"

- Сядут те, у кого в имени есть буква Е (И, Я, О, А)

2. Активизация

Слайд 2 (3)

"Речевая разминка"

Задание: Повтори и закончи фразу. (Количество слов в фразе увеличивается по нарастающей)

- Человек, сочиняющий музыку, называется :.. (композитором)

- Того, кто пишет стихи, называют :.. (поэтом).

- Человек, который пишет пейзажи, натюрморты, портреты - это (художник)

- Произведение литературы, в котором происходят чудеса, волшебные превращения, называется :. (сказкой)

- Поднимите руку те, кто любит слушать и читать сказки.

- А чем они вам нравятся?

- Сегодня на уроке русского языка мы отправляемся в сказку.

Во время путешествия по сказке, помните, что нечистая сила будет вас путать.

Старайтесь не делать ошибок, иначе вы можете заблудиться в волшебном лесу.

Слайд 3 (4)

Оформление работы в тетради.

Запись на доске: (Число).

Кляксная работа.

- Вы ничего не заметили? Что нужно исправить?

3. Актуализация (воспроизведение имеющихся знаний):

Слайд 4 (5)

Игра "Волшебный сундучок":

- Я - волшебный сундучок. Вам, ребята, я - дружок. Очень хочется мне знать, Что вы можете сказать о :.. (имени существительном)

Предполагаемые ответы детей:

- существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что?

- обозначает предметы, явления природы, события, процессы, понятия;

- в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением;

- существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые

- относятся к мужскому, женскому или среднему роду

- могут изменять число (единственное - множественное)

- относятся к одному из трёх склонений.

4. Целеполагание и мотивация:

- Тема нашего путешествия в сказку - 3 склонения имён существительных.

Слайд 5 (6)

- Самостоятельно по опорам постарайтесь сформулировать цели нашего урока.

Возможные ответы детей:

Учиться : различать существительные разных склонений.

Развивать: речь, орфографическую зоркость, умение слушать других.

Воспитывать в себе :усидчивость, аккуратность, старательность,

внимательность, умение сотрудничать.

- Для чего нам нужно знать склонения существительных? (Для того, чтобы

грамотно писать безударные падежные окончания существительных)

5. Систематизация знаний:

Слайд 6 (7)

Испытание первое.

Перед нами волшебный лес:

  • налево пойдёшь - в I склонение попадёшь;
  • прямо пойдёшь - во II склонение попадёшь
  • направо пойдёшь - в III склонение попадёшь;

- Давайте вспомним, что необходимо сделать, чтобы определить склонение существительных.

Ответы детей:

1) Поставить существительное в начальную форму.

2) Определить его род

3) Выделить окончание.

- Мы прошли первое испытание!

Слайд 7 (8)

Испытание второе.

- Назовите, какие существительные мы относим к 1 склонению (2, 3 склонению).

После ответов учащихся на доске появляется схема-опора:

1 скл. 2 скл. 3 скл.
ж.р. м.р. ср.р. м.р. ж.р.
-а -я -о -е 

Мы справились со вторым испытанием!

6. Применение знаний и умений.

Слайд 8 (9)

Испытание третье.

Игра "Найди слово"

- Я найду слова везде: И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу, на руке! Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово! - Найдите слова в:. сказке.

(Например: В сказке живут волшебники, там происходят чудеса. В сказках добро побеждает зло.)

Ответы детей.

Учитель дополняет:

- В сказке мы можем встретиться с волшебными предметами:

шапкой-невидимкой

сапогами-скороходами (?) сапог - ед.ч. м.р. - 2 скл.

скатертью самобранкой

ковром-самолётом

волшебной палочкой

- Сказка - ложь, да в неё намёк - добрым молодцам урок.

- Распределение слов по склонениям, доказательства, орфографическая работа (один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях)

1 скл. 2 скл. 3 скл.
шапка сапог скатерть
палочка ковёр ложь
урок

Слайд 9 (10)

Проверка

Слайд 10 (11)

- Мы преодолели третье испытание. Впереди нас ждёт волшебная школа.

Слайд 11 (12)

Познакомимся с расписанием:

Расписание уроков.

  1. Русский язык
  2. Физкультура
  3. Волшебство
  4. Логика
  5. Ритмика
  6. Иностранный язык
  7. Мудрость

Фронтальная работа со средствами обратной связи (сигнальными карточками).

Задание: Определить склонение существительных - названий предметов)

(расписание - 2скл.; язык - 2 скл.; физкультура - 1 скл.; волшебство - 2 скл., логика - 1 скл.; ритмика - 1 скл.; мудрость - 3 скл.)

Слайд 12 (13)

I УРОК - РУСССКИЙ ЯЗЫК.

Учитель - трёхголовый Змей-Горыныч. Как вы думаете, почему именно он? (Каждая голова отвечает за "своё" склонение)

Задание: подобрать существительное каждого склонения к схемам. (самостоятельная работа с последующей проверкой)

1 скл. 2 скл. 3 скл.
. . . . а . . . т . . . . ь
. . . я . . . . . о . . . ь

Примечание: каждая точка обозначает одну букву.

Возможные варианты:

ручка, дочка мост, торт, крот, борт степь, кость, дверь
тётя, дядя, Витя стекло, кресло, бревно лень, ночь, дочь

Слайд 13 (14)

II УРОК - ФИЗКУЛЬТУРА. (Физкультминутка, связанная с темой урока)

Учитель - Баба-Яга. (Она ведёт здоровый образ жизни, очень мобильная и энергичная)

Задание 1: Встать и хлопнуть в ладоши, если услышите "своё" склонение:

1 ряд - 1скл.; 2 ряд - 2 скл.; 3 ряд - 3скл.

Чудо, весть, волшебник, избушка, сестрица, царь, царица, дверь, зеркальце, тайна.

Слайд 14 (15)

Задание 2: Сколько ёлочек зелёных - столько выполни наклонов. (Дети считают ёлочки в "волшебном лесу".

Слайд 15 (16)

III УРОК - ВОЛШЕБСТВО. (Учитель - джин, сила которого в волшебной бороде. Кто же это? :(Старик Хотттабыч). Он может совершать чудесные манипуляции и превращения)

В русском языке есть такие слова, которые, изменяясь, могут переходить из одного склонения в другое. Попробуйте совершить такое "чудо".

Работа в тетрадях с комментированием, орфографический разбор:

Тетра . ь (3 скл.) - . . . . . (тетрадка - 1 скл.)
Печ . ка (1 скл.) - . . . . (печь - 3 скл.)
Ст . пан ( 2 скл.) - . . . . . (Стёпа - 1 скл.)
Люба (1 скл.) - . . . . . . . . (Любовь - 3 скл.)
Коля ( 1 скл.) - . . . . . . . . (Николай - 2 скл.)

Слайд 16 (17)

Проверка

Слайд 17 (18)

IV УРОК-ЛОГИКА (Учитель - самый умный коротышка из сказочных повестей Николая Носова. Вы догадались, кто это? : (Знайка)

Игра "Найди лишнее слово"

Учащиеся находят лишнее слово в каждой строчке (возможно несколько вариантов, один из вариантов - склонение)

щука кот Емеля
медаль счастье король
день дочь олень

Слайд 18 (19)

V УРОК - РИТМИКА (Учитель - зайчик-попрыгайчик)

Физ.пауза под музыку.

Слайд 19 (20)

VI УРОК ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (Учитель - итальянский подданный Чиполлино)

- Попробуйте догадаться, что он написал: (Обсуждение в парах)

* запись на доске печатными буквами:

Чинза, торпов, микульнация, цовконка

- Что бы это значило?

(зачин, повтор, кульминация, концовка - характерные признаки сказки)

- На какие 2 группы можно разделить эти слова (1 и 2 склонение).

Запись на доске письменными буквами:

Жили-дыли деб и даба. .абяР акчорук хин у алыБ Посабил бед пепку. Снесла курочкая ичко. Было оно не троспое, а золопое.

- Прочитайте. Какое предложение лишнее? Почему?

Задание: Правильно запишите предложения, исключив лишнее. Найдите существительные, определите их склонение. (Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в паре)

7. Рефлексия

Слайд 20 (21)

VII УРОК - МУДРОСТЬ (Учитель - самая мудрая птица в сказочном лесу. Кто это? :. (Сова)

- Какой мудрости набрались в сказочном лесу?

- Что понравилось?

- Что показалось трудным?

- Что бы вы ещё хотели узнать по этой теме?

Слайд 21 (22)

"Волшебное зеркало"

Покажите карточкой цвет, соответствующий вашему настроению в конце урока:

  • красный - отличное,
  • жёлтый - хорошее,
  • зелёный - удовлетворительное,
  • синий - плохое

8. Итог.

Слайд 22 (23)

- А вы бы могли стать учителем в Волшебной школе и объяснить ученикам о трёх склонениях

существительных? Кто попробует это сделать?(Ответы детей)

Слайд 23 (24)

- А кто сможет назвать книги, в которых идёт речь о волшебных или сказочных школах?

  • Владимир Данько "Школа чудес"
  • Юрий Дружков "Волшебная школа"
  • Эдуард Успенский "Грамота"
  • Эдуард Успенский "Школа клоунов"
  • Джоан Ролинг серия книг о Гарри Потере

- Кто не читал эти книги, обязательно прочитайте! Будет интересно!

Слайд 24 (25)

9. Домашнее задание на выбор:

а) Подобрать и записать по 4 существительных каждого склонения состоящие из 4, 5, 6 и 7 букв.

б) Найти 3-4 пословицы (поговорки) о сказке, у существительных определить склонение.

в) Написать "синквейн" по теме "Сказка", у существительных определить склонение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также