Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Склонение причастий упражнения


Урок русского языка по теме "Склонение причастий". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  • продолжить изучение причастия как особой формы глагола;
  • познакомить учащихся со склонением причастий;
  • научить правильно употреблять причастия в своей речи.

Оборудование:  мультимедиапроектор, слайдовая презентация.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Составление рассказа «Будущее моего села», используя различные причастия.

2. Повторение изученного

– Что такое причастие? – Чем причастие сходно с именами прилагательными? – Назовите признаки глагола у причастия.

Вывод: причастие имеет и признаки прилагательного, и признаки глагола.

II. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

– На уроке мы продолжим изучение причастия как особой формы глагола, а также познакомимся со склонением причастий и научимся правильно употреблять их в своей речи.

2. Склонение словосочетания:  новый циркуль, выделяя окончание у прилагательного. (Задание выполняется на доске.)

3. Склонение причастия цветущий сад учащиеся зачитывают со слайда.

4. Сравнение склонения прилагательного и причастия.

5. Вывод: полные причастия склоняются так же, как и имена прилагательные. Они имеют те же окончания, что и прилагательные.

III. Обобщение  и систематизация знаний

1. Склонение словосочетаний: летящая птица, построенное здание, уважаемые люди.

Вывод: причастия и прилагательные изменяются одинаково по падежам.

2. Словарный диктант. (Один ученик пишет на доске.)

Цирк, циркуль, цифра, мотоцикл, цистерна; станция авиация, полиция; огурцы, птицы, синицы; цыпленок, цыган.

3. Взаимопроверка.

4. Показ на  и проверка в тетрадях и на доске.

5. Вопросы классу: – На какое правило был словарный диктант? (Буквы ы, и после ц.) – Когда после ц пишется буква ы?

6. Постановка оценок за словарный диктант самими учащимися. (За безошибочную работу – оценка «5»; с 1 и 2 ошибками ставится «4»; с 3 и 4-5 ошибками – «3»; за 6 ошибок и более – оценку «2»).

7. Подбор к словам в диктанте причастий:

Цирк – кочующийЦифра – написанная, исправленнаяЦиркуль – купленный сломанныйМотоцикл – увиденный, купленныйЦистерна – раскрытая, наполненнаяСтанция – восстановленнаяАвиация – развивающаясяПолиция – уважаемаяОгурцы – созревшиеПтицы – летящие, улетающиеСиницы – прилетевшие, кричащиеЦыпленок – бегающий, умирающийЦыган – страдающий, танцующий

8. Выполнение упражнения по учебнику.

9. Словарная работа

Поток – Бороздить – Спутник –

Составление с ними словосочетаний, а затем – употребление их в предложениях.

IV. Тест

А. Какое слово является причастием?

1) детальный 2) тонущий 3) могучий 4) зеленый

Б. Составьте словосочетания, согласуя причастия с нужными существительными:

1) развешанный 2) замешанный

Сочетаются со словом: хлеб, тесто, преступление, белье.

В.  Поставьте нужные окончания:

1) о выпавш... снег... 2) о затаивш..йся мыш... 3) о скачущ.. лошад.. 4) с бьющ..мся сердц..м

Г. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?

1) собравший урожай 2) убежавшее молоко 3) заглянувший в окно 4) читающий текст

Д. Из данного предложения выпишите причастие (-ия).

Колеблющийся полет бабочки на свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.

V. Подведение итогов урока. Беседа

 – Что нового узнали на уроке? – Как склоняются причастия?

VI. Домашнее задание: выполнение упражнения...

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Склонение причастий

Словоизменительная система причастия (парадигма) состоит из парадигмы склонения и из парадигмы времени, залога, рода, числа.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени склоняются по образцу прилагательных с основой на шипящую и ударением на основе (ср. прил. могучий – причастие бегущий).

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени склоняются по образцу прилагательных с основой на парно-твёрдую согласную (ср. прилагательное белый – причастие влекомый).

* * *

Деепричастие – это атрибутивная глагольная форма, сочетающая в себе свойства глагола и наречия.

Глагольное свойство деепричастия – значение процессуального признака, выражаемое в категориях вида и залога (действительного) – при отсутствии категорий наклонения и лица.

Как и наречие, деепричастие не имеет форм словоизменения и выступает в синтаксической функции примыкающего обстоятельства.

Деепричастие обозначает побочное, дополнительное действие при главном, основном, выраженным глаголом-сказуемым (заметив. улыбнулся; рисуя, напевал).

Парадигма. Деепричастие – неизменяемая часть речи, следовательно, не имеет оно и парадигмы.

Литература

1. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. М., 1997. – С. 437 – 445.

2. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М., 1991. – С. 304 – 309.

3. Современный русский язык / Под ред. П. А. Леканта. М., 1999. – С. 256 – 262.

Дополнительная литература

1. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Ч. II. Морфология. Синтаксис / Под ред. Е. И. Дибровой. М., 2001. – С. 157 – 174.

2. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989. – С. 134 – 142.

3. Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. М., 2000. – С. 117 – 128.

Практическое задание № 4

Тема для обсуждения: Атрибутивные формы глагола (причастие и деепричастие)

Причастие как форма глагольно-именного образования

Цель: Изучение грамматических особенностей причастий как «категории гибридных глагольно-прилагательных форм» (В. В. Виноградов), адъективизации причастий; стилистического использования причастий в текстах; овладение навыками правописания причастий.

Групповое обсуждение вопросов

1. Понятие о причастии как атрибутивной форме глагола. Морфологические признаки причастий (глагольные и именные). Синтаксические функции причастных форм.

2. Состав причастных форм в русском языке.

3. Проявление глагольных категорий в причастных формах: вида, переходности, залога, времени.

4. Проявление именных (адъективных) категорий в причастных формах: рода, числа, падежа, склонения.

5. Образование причастных форм. Активный и пассивный причастные обороты.

6. Склонение причастий.

7. Переход причастий в прилагательные и существительные.

8. Стилистическое использование причастий.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Прочитайте определения причастия из разных учебных пособий. Сравните их. Почему некоторые авторы считают причастие самостоятельной частью речи? Правильно ли это?

1. Причастие – это неспрягаемая форма глагола, выражающая действие как наличный атрибутивный признак предмета, проявляющийся во времени: читающий ученик, прочитанная учеником книга (Современный русский язык / Под общей редакцией Л. А. Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 557).

2. Причастие – это знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета по действию (т. е. процессуальный признак) и выражающая это значение в грамматических категориях залога, времени, рода, числа и падежа (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. Ч. II. – М., 2001. – С. 157).

3. Причастие – это особая глагольная форма, которая называет признак лица или предмета по их действию или по тому действию, которое они испытывают на себе со стороны другого лица или предмета (Современный русский язык / Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1979. – Ч. I. – С. 264).

Задание 2. Почему причастия действительного залога образуются от глаголов как переходных, так и непереходных, а причастия страдательного залога – только от переходных?

Почему причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида? Свои ответы подтвердите примерами, образовав все возможные формы причастий от глаголов: читать, работать, лежать, выпускать.

Задание 3. Прочитайте положение: “Хотя в принципе от каждого переходного глагола возможно образование причастий страдательного залога наст. времени, продуктивность их сильно ограничена” (Современный русский язык / Под ред. Л. А. Новикова. – Санкт-Петербург, 2001. – С. 3 – 39). Объясните причину.

Задание 4. Прочитайте положение: «В процессе перехода причастий в класс прилагательных следует различать два явления. Во-первых, переход причастий в прилагательные с приобретением омонимичного значения при переносном употреблении причастия. Ср. блестящий в ночной тьме огонек (причастие) и блестящий талант (прилагательное). Во-вторых, переход причастий в прилагательные без приобретения нового омонимичного значения, но с приобретением на основе категорий вида, времени и залога дополнительных семантических признаков, свойственных отглагольным прилагательным: мыслящее существо, торгующая организация, изменяемые слова, засохший цветок» («Современный русский язык» / Под ред. Л. А. Новикова. Санкт-Петербург, 2001. – С. 364).

Подберите примеры перехода причастий в прилагательные, подтверждающие это положение.

Почему такой переход можно назвать лексическим и функциональным?

Задание 5. Могут ли адъективизироваться причастия блестящий в ночной тьме огонек, потерянный в транспорте кошелек, любимый всеми, исследовавший этот район, отработавший смену?

Задание 6. Как отражается процесс адъективизации причастий на правописании? При ответе используйте справочник по орфографии.

Задание 7. Как известно, причастия могут переходить в имена прилагательные и существительные. Найдите в предложениях такие причастные формы и объясните, в значении какой части речи вы их воспринимаете и почему.

1. Хозяином квартиры был управляющий Трубочного завода (Ю. Триф.). 2. Девушка вызвалась разделить судьбу любимого (Л. Леон.). 3. Приезжий был невысок ростом и неказист с виду (М. Шол.). 4. Он наденет чёрный тесный костюм, накрахмаленную рубашку, нацепит галстук-бабочку (В. Лип.). 5. – Ходишь? – с неприкрытой иронией спрашивает она (В. Лип.). 6. Зал был полон танцующими, сидели только те, кто никогда не танцевал (В. Лип.). 7. Наша заведующая сидела сейчас, опустив голову, не смотрела на меня (А. Рекемч.). 8. Таинственной жизнью в тиши кабинетов живут управляющие делами (М. Св.). 9. Заведующая отделением продолжала объяснять, что инфаркт третий и крайне тяжёлый (К. Сим.). 10. Приезжих отвели в номера, туда же доставили их небольшой багаж (Ю. Наг.). 11. На смену казнённым придут другие. Смелые всегда найдутся (В. Бык.). 12. Собралось с полсотни приглашенных (В. Сафон.). 13. Уполномоченный стал рассказывать о последнем ночном бое (К. Сим.).

studfiles.net

Урок по русскому языку "Склонение причастий"

Склонение причастий

Цели урока:

продолжить изучение причастия как особой формы глагола;

познакомить учащихся со склонением причастий;

научить правильно употреблять причастия в своей речи.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

 Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости, дорогие,

Захотели вновь прийти!

II. Проверка домашнего задания

1. Синтаксическая пятиминутка Записать предложение, произвести его синтаксический разбор.

Тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся у лесной речки.

2. Повторение изученного

.- Что обозначает причастие?

- На какие вопросы отвечает причастие?

- Признаки каких частей речи есть у причастия?

- Чем причастие похоже на прилагательное?

- Какие признаки глагола есть у причастия?

- Что такое причастный оборот?

Вывод: причастие имеет и признаки прилагательного, и признаки глагола.

III. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

– На уроке мы продолжим изучение причастия как особой формы глагола, а также познакомимся со склонением причастий и научимся правильно употреблять их в своей речи.

2.Сопоставление окончаний и лексического значения прилагательных и причастий

hello_html_5f7a626c.jpg

Вывод: род, число, падеж причастия, как и прилагательного, зависят от формы определяемого существительного

3. Склонение словосочетания:   летняя пора, выделяя окончание у прилагательного.

4. Склонение причастия бегущая вода.

4. Сравнение склонения прилагательного и причастия.

5. Вывод: полные причастия склоняются так же, как и имена прилагательные. Они имеют те же окончания, что и прилагательные. Род, число, падеж причастия, как и прилагательного, зависят от формы определяемого существительного

III. Обобщение  и систематизация знаний

1. Склонение словосочетаний: летящая птица, построенное здание, уважаемые люди (индивидуально).

Вывод: причастия и прилагательные изменяются одинаково по падежам.

2. Словарный диктант. (Один ученик пишет на доске.)

Цирк, циркуль, цифра, мотоцикл, цистерна; станция авиация, полиция; огурцы, птицы, синицы; цыпленок, цыган.

3.. Вопросы классу: – На какое правило был словарный диктант? (Буквы ы, и после ц.)– Когда после ц пишется буква ы?

4. Постановка оценок за словарный диктант самими учащимися. (За безошибочную работу – оценка «5»; с 1 и 2 ошибками ставится «4»; с 3 и 4-5 ошибками – «3»; за 6 ошибок и более – оценку «2»).

5. Подбор к словам в диктанте причастий:

Цирк – кочующийЦифра – написанная, исправленнаяЦиркуль – купленный сломанныйМотоцикл – увиденный, купленныйЦистерна – раскрытая, наполненнаяСтанция – восстановленнаяАвиация – развивающаясяПолиция – уважаемаяОгурцы – созревшиеПтицы – летящие, улетающиеСиницы – прилетевшие, кричащиеЦыпленок – бегающий, умирающийЦыган – страдающий, танцующий

6. Выполнение упражнения по учебнику.

Физминутка: ребята, сегодня мы проведем не обычную паузу, а волшебную. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и скажите несколько добрых слов, пожеланий, комплиментов. Молодцы. А теперь продолжим нашу работу.

IV. Тест

А. Какое слово является причастием?

1) детальный2) тонущий3) могучий4) зеленый

Б. Составьте словосочетания, согласуя причастия с нужными существительными:

1) развешанный2) замешанный

Сочетаются со словом: хлеб, тесто, преступление, белье.

В.  Поставьте нужные окончания:

1) о выпавш... снег...2) о затаивш..йся мыш...3) о скачущ.. лошад..4) с бьющ..мся сердц..м

Г. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?

1) собравший урожай2) убежавшее молоко3) заглянувший в окно4) читающий текст

Д. Из данного предложения выпишите причастие .

Колеблющийся полет бабочки на свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.

Работа по карточкам

V. Подведение итогов урока. Беседа

 – Что нового узнали на уроке?– Как склоняются причастия?

Ребята, а на следующем уроке мы с вами познакомимся с возвратными причастиями.

VI. Домашнее задание: выполнение упражнения...

infourok.ru

Конспект по теме: "Склонение причастий". 7 класс

Класс: 7

Предмет: русский язык

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Цель: - познакомиться с особенностями склонения причастий, отрабатывать навыки правописания окончаний причастий, повторить признаки прилагательных и глаголов у причастий.

- развивать интеллектуальные явления как мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, умение делать выводы; - развивать коммуникативные способности;

- содействовать воспитанию познавательных интересов, любви к родному краю, слову.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: флипчарт, раздаточный материал

Ход урока

  1. Оргмомент (тренинг) – «Круг радости»

Встанем все вместе в круг и скажем:

Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх).

Здравствуй, небо голубое!! (Руки в стороны).

Здравствуйте, мои друзья!! Все берутся за руки).

Очень рад вас видеть Я!(Раскачивают руки).

Ребята! Мы знаем, что на Земле живет много – много людей. Каждый человек на планете умеет чувствовать, любить, проявлять свою любовь к окружающему миру. И это здорово! Я желаю вам не скупиться на проявление добрых чувств.

  1. Проверка Д/З

Опровергните или утвердите данное предложение. Оцените себя.

«Да, нет-ка»

1.Причастие – это самостоятельная часть речи.

2.Причастие обозначает признак предмета по действию.

3.Имеет признаки существительного и прилагательного.

4.Отвечает на вопросы: что делающий? Что сделавший? Где?

5.Причастие образуется от основы глагола.

6.Причастие изменятся по падежам, родам, числам, склонениям.

7.Возвратные причастия имеют постфикс –ся.

8.В предложении причастие является определением.

9.Причастие имеет суффиксы ущ- ющ, ащ –ящ, вш-ш, ом-ем –им, енн, нн-т.

10.Найдите ошибку в схеме: см флипчарт.

Карточки 3. (Индивидуально) Выписать причастия.

роверка д/з. (Все)

Прочитать причастия сов. вида, затем несов.вида (по цепочке)

Прочитать сказку

Синтаксическая минутка

Гуляя по парку, я прислушивался к убаюкивающему шелесту сухих листьев.

- Подчеркните, в каких словах и где можно сделать ошибку? Почему?

(убаюкивающему, в окончании, т.к. безударное окончание).

- Что нужно сделать, чтобы правильно его написать? (познакомиться с правилом)

Записываем тему. Целеполагание.

  1. Беседа по теме

см. учебник с. 30-31. Прочитать и представить объяснение в виде схемы, таблицы, рисунка. Каждой группе оценить соседа. Взаимооценивание.

Сравнить: Как склоняются прилагательные и причастия?

Вопросы на осмысление

Отчего зависит окончание у прилагательного? У причастия?

На что нужно обращать внимание при склонении прилагательных? Причастий?

Чем похожи склонения прилагательного и причастия? 

В чём разница их склонения?

  1. Тренировочные упражнения

Задание1. Вставить пропущенные буквы. К записанным словам подобрать причастия, выделить окончания, задать вопрос, указать падеж. (см. флипчарт)

Цирка – кочующегоЦифра – написанная, исправленнаяЦиркулем – купленным, сломаннымМотоцикл – увиденный, купленныйЦистерна – раскрытая, наполненнаяНа станции– восстановленнойАвиацию – развивающуюсяПолицией – уважаемойОгурцы – созревшимиПтицы – летящие, улетающиеСиницы – прилетевшие, кричащиеЦыпленок – бегающий, умирающийЦыган – страдающий, танцующий.

Вопросы классу:

– На какое правило был словарный диктант?(Буквы ы, и после ц.)– Когда после ц пишется буква ы?

- Как определяли окончание у причастия?

Самооценивание. Постановка оценок за словарный диктант самими учащимися. (За безошибочную работу – оценка «5»; с 1 и 2 ошибками ставится «4»; с 3 и 4-5 ошибками – «3»; за 6 ошибок и более – оценку «2»).

Вывод:

Задание 2. Упр№65 (С)(работа индивидуально - в парах – обсудить в группах). Выступить от группы

1гр. 1-2 пр-е

2гр. 3-4 пр-е

3гр. 5-6 пр-е

4гр. 7-8 пр-е

№ 67 (О какой казахской нац. игре идёт речь в тексте?)

  1. Рефлексия

 Что поняли?

Что положите в Чемодан. Мясорубку. Корзину.

Что понравилось?

Что не понравилось?

  1. Комментирование оценок
  1. Д/З п. 8, № 66

Карточка 1.

Выписать причастия. Объяснить.

Дремучий, открытый, бушующий, выровненный, зелёный, смотреть, смотревший, стойкость, звеня, искрящийся, звенящий.

Карточка 2.

Выписать причастия. Объяснить.

Засеянные, красивые, думать, стойко, клюквенный, прочитанный, летящий, лопнувший, ранний, утиный, здоровый, смелость.

Карточка 3. Найдите ошибки и исправьте их. (см. флипчарт)

 

so.orley-kost.kz

Урок русского языка в 7 классе на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»

Урок русского языка в 7 классе на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»

Падежные окончания причастий совпадают с падежными окончаниями прилагательных, поэтому падежное окончание причастия также определяется по вопросу.

Задание № 1: перепишите, согласуя причастия с существительными (поставьте причастия в нужный падеж). Суффиксы причастий выделите:

(1) Любоваться (бушующий) морем и (заходящий) в облака солнцем, (2) беседовать о (строящийся) в городе стадионе, (3) пробираться сквозь (неистовствующий) в поле пургу, (4) думать о (разыгравшийся) на дворе метели, (5) рассказывать о (промчавшийся) над городом урагане, (6) разговаривать с (возвратившийся) из похода туристом, (7) наблюдать за (взбирающийся) на вершину горы альпинистами, (8) обрадоваться (вернувшийся) из командировки брату.

Упражнение № 65.

Задание № 2: распределите причастия на 2 колонки: 1) причастия настоящего времени, 2) причастия прошедшего времени; выделите суффиксы причастий:

(1) Остывшая, (2) поблескивающее, (3) сторожившие, (4) исчезавшие, (5) виднеющийся, (6) свертывающаяся, (7) поглощающий, (8) напоминавший, (9) расплывавшиеся, (10) качающаяся, (11) свернувшиеся, (12) почерневшие, (13) приблизившиеся, (14) дымящуюся, (15) искрившуюся, (16) поседевшей, (17) оцепеневшей, (18) мерцающей, (19) черневшей, (20) зеленеющей, (21) пестреющей, (22) сияющую, (23) начинающим, (24) уходящим.

Ключ:

Задание № 3: 1) спишите предложения, 2) у причастий: а) выделите суффиксы, б) определите время, в) подчеркните причастия как члены предложения:

1). И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. 2). Внизу зелеными волнами шумит померкшая река. 3). Дрожащий луч лежал на зелени холмов. 4). Сияющий фонтан клубится живым облаком. 5). И вот слышнее стали не умолкавшие во мне звуки. 6). Вдоль дороги дымились в росе вызревшие овсы. 7). Метелица оглядел колеблющуюся толпу. 8). Над вздыхающим морем низко висело солнце. 9). Набегающим прибоем откуда-то вытолкнуло рыбачью лодку. 10). Над желтеющим лесом плыла цепочка птиц.

Задание № 1: перепишите, согласуя причастия с существительными (поставьте причастия в нужный падеж). Суффиксы причастий выделите:

(1) Любоваться (бушующий) морем и (заходящий) в облака солнцем, (2) беседовать о (строящийся) в городе стадионе, (3) пробираться сквозь (неистовствующий) в поле пургу, (4) думать о (разыгравшийся) на дворе метели, (5) рассказывать о (промчавшийся) над городом урагане, (6) разговаривать с (возвратившийся) из похода туристом, (7) наблюдать за (взбирающийся) на вершину горы альпинистами, (8) обрадоваться (вернувшийся) из командировки брату.

Задание № 2: распределите причастия на 2 колонки: 1) причастия настоящего времени, 2) причастия прошедшего времени; выделите суффиксы причастий:

(1) Остывшая, (2) поблескивающее, (3) сторожившие, (4) исчезавшие, (5) виднеющийся, (6) свертывающаяся, (7) поглощающий, (8) напоминавший, (9) расплывавшиеся, (10) качающаяся, (11) свернувшиеся, (12) почерневшие, (13) приблизившиеся, (14) дымящуюся, (15) искрившуюся, (16) поседевшей, (17) оцепеневшей, (18) мерцающей, (19) черневшей, (20) зеленеющей, (21) пестреющей, (22) сияющую, (23) начинающим, (24) уходящим.

Задание № 3: 1) спишите предложения, 2) у причастий: а) выделите суффиксы, б) определите время, в) подчеркните причастия как члены предложения:

1). И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. 2). Внизу зелеными волнами шумит померкшая река. 3). Дрожащий луч лежал на зелени холмов. 4). Сияющий фонтан клубится живым облаком. 5). И вот слышнее стали не умолкавшие во мне звуки. 6). Вдоль дороги дымились в росе вызревшие овсы. 7). Метелица оглядел колеблющуюся толпу. 8). Над вздыхающим морем низко висело солнце. 9). Набегающим прибоем откуда-то вытолкнуло рыбачью лодку. 10). Над желтеющим лесом плыла цепочка птиц.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 1: перепишите, согласуя причастия с существительными (поставьте причастия в нужный падеж). Суффиксы причастий выделите:

(1) Любоваться (бушующий) морем и (заходящий) в облака солнцем, (2) беседовать о (строящийся) в городе стадионе, (3) пробираться сквозь (неистовствующий) в поле пургу, (4) думать о (разыгравшийся) на дворе метели, (5) рассказывать о (промчавшийся) над городом урагане, (6) разговаривать с (возвратившийся) из похода туристом, (7) наблюдать за (взбирающийся) на вершину горы альпинистами, (8) обрадоваться (вернувшийся) из командировки брату.

Задание № 2: распределите причастия на 2 колонки: 1) причастия настоящего времени, 2) причастия прошедшего времени; выделите суффиксы причастий:

(1) Остывшая, (2) поблескивающее, (3) сторожившие, (4) исчезавшие, (5) виднеющийся, (6) свертывающаяся, (7) поглощающий, (8) напоминавший, (9) расплывавшиеся, (10) качающаяся, (11) свернувшиеся, (12) почерневшие, (13) приблизившиеся, (14) дымящуюся, (15) искрившуюся, (16) поседевшей, (17) оцепеневшей, (18) мерцающей, (19) черневшей, (20) зеленеющей, (21) пестреющей, (22) сияющую, (23) начинающим, (24) уходящим.

Задание № 3: 1) спишите предложения, 2) у причастий: а) выделите суффиксы, б) определите время, в) подчеркните причастия как члены предложения:

1). И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. 2). Внизу зелеными волнами шумит померкшая река. 3). Дрожащий луч лежал на зелени холмов. 4). Сияющий фонтан клубится живым облаком. 5). И вот слышнее стали не умолкавшие во мне звуки. 6). Вдоль дороги дымились в росе вызревшие овсы. 7). Метелица оглядел колеблющуюся толпу. 8). Над вздыхающим морем низко висело солнце. 9). Набегающим прибоем откуда-то вытолкнуло рыбачью лодку. 10). Над желтеющим лесом плыла цепочка птиц.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 1: перепишите, согласуя причастия с существительными (поставьте причастия в нужный падеж). Суффиксы причастий выделите:

(1) Любоваться (бушующий) морем и (заходящий) в облака солнцем, (2) беседовать о (строящийся) в городе стадионе, (3) пробираться сквозь (неистовствующий) в поле пургу, (4) думать о (разыгравшийся) на дворе метели, (5) рассказывать о (промчавшийся) над городом урагане, (6) разговаривать с (возвратившийся) из похода туристом, (7) наблюдать за (взбирающийся) на вершину горы альпинистами, (8) обрадоваться (вернувшийся) из командировки брату.

Задание № 2: распределите причастия на 2 колонки: 1) причастия настоящего времени, 2) причастия прошедшего времени; выделите суффиксы причастий:

(1) Остывшая, (2) поблескивающее, (3) сторожившие, (4) исчезавшие, (5) виднеющийся, (6) свертывающаяся, (7) поглощающий, (8) напоминавший, (9) расплывавшиеся, (10) качающаяся, (11) свернувшиеся, (12) почерневшие, (13) приблизившиеся, (14) дымящуюся, (15) искрившуюся, (16) поседевшей, (17) оцепеневшей, (18) мерцающей, (19) черневшей, (20) зеленеющей, (21) пестреющей, (22) сияющую, (23) начинающим, (24) уходящим.

Задание № 3: 1) спишите предложения, 2) у причастий: а) выделите суффиксы, б) определите время, в) подчеркните причастия как члены предложения:

1). И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. 2). Внизу зелеными волнами шумит померкшая река. 3). Дрожащий луч лежал на зелени холмов. 4). Сияющий фонтан клубится живым облаком. 5). И вот слышнее стали не умолкавшие во мне звуки. 6). Вдоль дороги дымились в росе вызревшие овсы. 7). Метелица оглядел колеблющуюся толпу. 8). Над вздыхающим морем низко висело солнце. 9). Набегающим прибоем откуда-то вытолкнуло рыбачью лодку. 10). Над желтеющим лесом плыла цепочка птиц.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 1: перепишите, согласуя причастия с существительными (поставьте причастия в нужный падеж). Суффиксы причастий выделите:

(1) Любоваться (бушующий) морем и (заходящий) в облака солнцем, (2) беседовать о (строящийся) в городе стадионе, (3) пробираться сквозь (неистовствующий) в поле пургу, (4) думать о (разыгравшийся) на дворе метели, (5) рассказывать о (промчавшийся) над городом урагане, (6) разговаривать с (возвратившийся) из похода туристом, (7) наблюдать за (взбирающийся) на вершину горы альпинистами, (8) обрадоваться (вернувшийся) из командировки брату.

Задание № 2: распределите причастия на 2 колонки: 1) причастия настоящего времени, 2) причастия прошедшего времени; выделите суффиксы причастий:

(1) Остывшая, (2) поблескивающее, (3) сторожившие, (4) исчезавшие, (5) виднеющийся, (6) свертывающаяся, (7) поглощающий, (8) напоминавший, (9) расплывавшиеся, (10) качающаяся, (11) свернувшиеся, (12) почерневшие, (13) приблизившиеся, (14) дымящуюся, (15) искрившуюся, (16) поседевшей, (17) оцепеневшей, (18) мерцающей, (19) черневшей, (20) зеленеющей, (21) пестреющей, (22) сияющую, (23) начинающим, (24) уходящим.

Задание № 3: 1) спишите предложения, 2) у причастий: а) выделите суффиксы, б) определите время, в) подчеркните причастия как члены предложения:

1). И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле. 2). Внизу зелеными волнами шумит померкшая река. 3). Дрожащий луч лежал на зелени холмов. 4). Сияющий фонтан клубится живым облаком. 5). И вот слышнее стали не умолкавшие во мне звуки. 6). Вдоль дороги дымились в росе вызревшие овсы. 7). Метелица оглядел колеблющуюся толпу. 8). Над вздыхающим морем низко висело солнце. 9). Набегающим прибоем откуда-то вытолкнуло рыбачью лодку. 10). Над желтеющим лесом плыла цепочка птиц.

infourok.ru

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Склонение причастий и правописание гласных

в падежных окончаниях причастий

Цель:

применяют на практике сходство склонений  причастий и прилагатель­ных

Тип урока: урок формирования новых знаний, урок-исследование.

Форма урока: урок-практикум.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

 

Ход урока

I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Игра "Неожиданный вопрос" (в конце игры ученики разбиваются на группы)

Проверка настроения: прием “Мордашки” (у каждого ученика на рабочем столе 3 мордашки, нужно выбрать ту, которая соответствует настроению в данный момент ,поднимите их).

 

Я вижу у всех настроение отличное, надеюсь вы сохраните его до конца урока.

l. Проверка домашнего задания.

Минута славы : А -зачитать  конспект §5-7.

                                      В-   упражнение 53(что я делал?, как я делал?).

                                                     С -  чтение эссе " Причастие - самостоятельная часть речи или особая форма глагола ? " 

 

II. Стадия вызова.

1. Работа в группах

Задания :у вас на столе лежит таблица ,внимательно рассмотрите её и сделайте вывод : чему мы будем учиться на уроке? Назовите тему урока.

 Создайте постер" Склонение причастий  ",используя таблицу и материал §8 стр.29

 

Слайд 1

 

III. Стадия осмысления содержания.

Выступление групп:

1. Сопоставление падежных окончаний прилагательных и при­частий

2.      Склонение прилагательных и причастий во множественном числе

 Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Глас­ные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному.

Составление алгоритма "Как определить окончание причастия?"( работа в парах,деление по принципу"Доскажи пословицу")

ОК  Слайд 2

 

 

Музыкальная разминка "Танцующий человек под деревом "

 

lV. Закрепление.

1. Работа с упражнением

Упражнение 56 : А -просклоняйте словосочетания,выделите окончания причастий; В -определите падеж причастий; С -составьте предложения с словосочетаниями.  

 

Комментарии к упражнению 56.

Словосочетания с главным словом - существительным: свер­лящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу.

Словосочетания с главным словом - причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце.

Взаимопроверка(критериальное оценивание:объём выполненной работы,правильность,аккуратность)

III. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,27,28), в словари­ки.Обсудить в группах лексическое значение данных слов. Придумать предложения с этими словами .

Кроткий,лазурный,аппетит,презентация,пегий,интонация,торос.

 

VII. Оценивание"Цветок на память".

Оцените  работу каждого члена группы на уроке:

Розовый цветочек - Ты лучший

Зелёный -Ты очень мне помог

Жёлтый-Я хочу чаще тебя слышать

 (по количеству стикеров выставляем оценки: преобладание  розовых -5; зелёных -4 ; жёлтых-3 )

VIII. Рефлексия  Слайд 3

Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда.

1.Сегодня я узнал...

2.Было интересно...

3. Было трудно...

4.Я понял ,что...

5. Я научился...

 6. Мне захотелось...

Домашнее задание:

упр.57 ( А- :озаглавить текст,выделить окончания причастий,В-определить род,число,падеж причастий; С-подготовить  устный рассказ о том виде нац. состязания, о котором идёт речь в упражнении ( о байге).

 

 Литература.

  1. .Сулейменова Э.Д.,Алтынбекова О.Б.,Мадиева Г.Б. Русский язык.-Алматы,2012
  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – Санкт-Петербург, 2009.
  3. http://images.yandex.ru/  - картинки.

 

Просмотр содержимого документа «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий »

7 класс

Склонение причастий и правописание гласных

в падежных окончаниях причастий

Цель:

применяют на практике сходство склонений причастий и прилагатель­ных

Тип урока: урок формирования новых знаний, урок-исследование.

Форма урока: урок-практикум.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Ход урока

I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Игра "Неожиданный вопрос" (в конце игры ученики разбиваются на группы)

Проверка настроения: прием “Мордашки” (у каждого ученика на рабочем столе 3 мордашки, нужно выбрать ту, которая соответствует настроению в данный момент ,поднимите их).

Я вижу у всех настроение отличное, надеюсь вы сохраните его до конца урока.

l. Проверка домашнего задания.

Минута славы : А -зачитать конспект §5-7.

В-   упражнение 53(что я делал?, как я делал?).

  С -  чтение эссе " Причастие - самостоятельная часть речи или особая форма глагола ? " 

II. Стадия вызова.

1. Работа в группах

Задания :у вас на столе лежит таблица ,внимательно рассмотрите её и сделайте вывод : чему мы будем учиться на уроке? Назовите тему урока.

Создайте постер" Склонение причастий  ",используя таблицу и материал §8 стр.29

Слайд 1

III. Стадия осмысления содержания.

Выступление групп:

1. Сопоставление падежных окончаний прилагательных и при­частий

2.      Склонение прилагательных и причастий во множественном числе

Вывод: причастия склоняются так же, как прилагательные. Глас­ные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных, то есть по вопросу. Причастия тоже относятся к существительному.

Составление алгоритма "Как определить окончание причастия?"( работа в парах,деление по принципу"Доскажи пословицу")

ОК Слайд 2

Музыкальная разминка "Танцующий человек под деревом "

lV. Закрепление.

1. Работа с упражнением

Упражнение 56 : А -просклоняйте словосочетания,выделите окончания причастий; В -определите падеж причастий; С -составьте предложения с словосочетаниями.  

Комментарии к упражнению 56.

Словосочетания с главным словом - существительным: свер­лящим звуком; в темнеющем пространстве; диск, проступивший; в темнеющем небе; блестящую тучу.

Словосочетания с главным словом - причастием: проступивший в небе; блестящую на солнце.

Взаимопроверка(критериальное оценивание:объём выполненной работы,правильность,аккуратность)

III. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с, 26,27,28), в словари­ки.Обсудить в группах лексическое значение данных слов. Придумать предложения с этими словами .

Кроткий,лазурный,аппетит,презентация,пегий,интонация,торос.

VII. Оценивание"Цветок на память".

Оцените работу каждого члена группы на уроке:

Розовый цветочек - Ты лучший

Зелёный -Ты очень мне помог

Жёлтый-Я хочу чаще тебя слышать

(по количеству стикеров выставляем оценки: преобладание розовых -5; зелёных -4 ; жёлтых-3 )

VIII. Рефлексия  Слайд 3

Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда.

1.Сегодня я узнал...

2.Было интересно...

3. Было трудно...

4.Я понял ,что...

5. Я научился...

6. Мне захотелось...

Домашнее задание:

упр.57 ( А- :озаглавить текст,выделить окончания причастий,В-определить род,число,падеж причастий; С-подготовить устный рассказ о том виде нац. состязания, о котором идёт речь в упражнении ( о байге).

Литература.

  1. .Сулейменова Э.Д.,Алтынбекова О.Б.,Мадиева Г.Б. Русский язык.-Алматы,2012

  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – Санкт-Петербург, 2009.

  3. http://images.yandex.ru/  - картинки.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также