Развитие мелкой моторики детей с нарушением речи. Рождественская игры и упражнения для исправления заикания


Игры и упражнения для исправления заикания

Игры и упражнения для исправления

заикания.

Сложное нарушение речи - заикание возникает чаще всего у легко возбудимых, нервных детей в возрасте от двух до пяти лет, в период формирования речи, в результате воздействия на организм ребенка неблагоприятных обстоятельств внутреннего и внешнего характера. Такими обстоятельствами могут быть:

тяжелые инфекционные и другие заболевания, ослабляющие нервную систему ребенка;

психические травмы - испуг, резкое обращение со стороны взрослых, боязнь новой обстановки (ребенок поступает в детский сад), перегрузка впечатлениями и т. д.;

неряшливая речь окружающих - быстрая, неразборчивая; подражание заикающемуся;

перегрузка речи ребенка; взрослые забывают, что речевой аппарат ребенка недостаточно сформирован и готов для тяжелой речевой нагрузки и заставляют ребенка много декламировать, рассказывать сказки, отвечать на сложные вопросы, поощряют излишнюю болтливость.

Заикание характеризуется нарушением темпа речи, часто связанным с несовершенным ритмом движений всего тела: дети неуклюжи и неловки, не умеют прыгать, бегать.

Различают два типа заикания: клоническоо, и тоническое.

Клоническое заикание характеризуется многократным повторением начальных слогов в слове (пе-пе-пе-петух) или начальной буквы в слове {ппппетух).

Тоническое заикание характеризуется тем, что ребенок делает длительные паузы и «нажим» на согласные или гласные звуки, например м~ ама, п~апа.

Кроме тонического и клонического мы часто наблюдаем смешанные типы заикания.

При смешанном, клоно-тоническом заикании то повторяет по несколько раз один слог, то вдруг останавливается на каком-либо звуке, «нажимает» на него и долго не может произнести слово, например: я-я-я чи-чи-читаю с—тихи.

При тоно-клоническом типе заикания преобладают остановки длительного характера и «нажим» на согласные, например: д~ай м--не ка-ка-картинку.

Для преодоления данного речевого расстройства необходима совместная работа логопеда, воспитателя и вас, уважаемые родители. При отсутствии одного из этих трех участников процесса коррекционная работа становится неэффективной. Поэтому мы предлагаем познакомиться с некоторыми особенностями коррекционной работы.

Работа с детьми дошкольного возраста проводится в игре. Ведь именно игра (ведущий вид деятельности) является наиболее продуктивным способом преодоления заикания. И игра должна использоваться при решении всех коррекционных задач. Можно выделить следующие группы игровых упражнений:

  1. Игровые упражнения по снятию мышечного напряжения.
  2. Игровые упражнения для развития речевого дыхания.
  3. Игровые упражнения по развитию голоса.
  4. Подвижные игры для развития координации движений и слова.
  5. Стихотворения для отраженного (повторение за взрослым) и самостоятельного чтения наизусть.
  6. Упражнения в вопросно-ответной форме речи.
  7. Рассказы, сказки для отраженного чтения и пересказа.
  8. Материал игр-инсценировок, развивающих диалогическую речь.
Игровые упражнения по снятию мышечного упражнения.
  1. Помахать руками, как птичка крылышками.
  2. Помахать руками, как бабочка крылышками.
  3. Помахать руками над головой, как при прощании.
  4. Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя полоскание белья.
  5. Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.
  6. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды.
  7. Наклонить голову вперед, назад, направо, налево.
  8. Медленно вращать руки над головой.
  9. Медленно покачивать расслабленными руками по бокам туловища.
10. Медленно, плавно раскачивать руки справа налево, имитируя кошениетравы.

Игровые упражнения для развития речевого дыхания.

  1. Задуть свечу. Ребенок спокойно вдыхает через нос и так же спокойно выдыхает (через рот) на «свечу», произнося шепотом ф-ф-ф (свечой служит указательный палец правой руки).
  2. При вдохе понюхать цветок. Развивать навыки естественного вдоха. Дать понюхать ребенку цветок, духи, фрукты.
  3. Понюхать ветку. Взрослый держит ветку в руке и предлагает ребенку ее понюхать. Дети, поднимаясь на носочки, делают вдох, опускаясь выдох.
  4. Подуть на ушибленное место руки. Вдохнуть через нос, на выдох дуть на «ушибленное» место руки - на палец, ладонь и т. д.

5. ^ На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести одно слово хорошо. Произношение должно быть спокойное, медленное, по слогам: хо-ро-шо. Потом на выдох произносить фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

Для разнообразия можно предложить детям понюхать яблоко, апельсин, мандарин и т. д. Затем дети должны сами придумать фразу и произнести ее на выдохе, например: «Очень душистое яблоко».

^

Игровые упражнения для развития голоса проводятся на

звукоподражаниях:

паровозному гудку - у-у-у;

ауканью в лесу - ау-ау-ау; упражнение проводится по типу игры «Эхо»:

взрослый произносит громко ау, ребенок тише и наоборот;

плачу ребенка - уа-уа;

шипению гуся - ш-ш-ш; при произношении этого звука зубы стиснуты,

губы вытянуты чашечкой;

жужжанию пчелы, жука - ж-ж-ж; положение зубов, губ то же, что и при

произношении звука ш, только с участием голоса;

комару, мухе - з-з-з; для произношения этого звука надо предложить

детям растянуть губы, как при улыбке, и произносить длительно и громко

- з-з-з;

песне водички - с-с-с; артикуляция этого звука та же, что и звука з, только

без голоса;

вою ветра - в-в-в;

крику гусей - га-га-га;

мычанию коровы - му-му-му и т. д.

^

Ладушки При произнесении текста ребенок хлопает в ладоши (1 хлопок на 1 слог). При словах «шу, полетели!» поднимает руки к голове.

  • Лады-лады-ладушки, Где были?
  • У бабушки. Лады-лады-ладушки Побыли у бабушки.
Попили, поели,

Шу, полетели! На головку сели!

^

Ребенок произносит текст и показывает, как он колет дрова, стирает, полощет белье, подметает пол:

Маму я свою люблю, Я ей дров наколю. Свою маму я люблю, Я всегда ей помогу: Я стираю, полоскаю, С ручек воду отряхаю, Пол я чисто подметаю И уроки повторяю.

Можно попросить ребенка прочитать небольшое стихотворение «урок».

^

Произносить текст, выполняя движения:

(Плясать.)

Любят малые ребята Веселиться и плясать.

Любят малые ребята Веселиться и играть.

(Хлопать в ладоши.)

А теперь присядем тихо

И спокойно отдохнем. (Присесть на корточки и закрыть глаза.)

А потом еще разочек

Мы в веселый пляс пойдем! (Кружится, держа руки на поясе.)

^

наизусть.

Киска, киска, киска, брысь, На дорожку не садись: Наша Таточка пойдет, Через киску упадет.

БОРОВИК

В мох укрылся с головой Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли. А. Прокофьев

^ Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит; И лапочкой котик Помадит свой ротик: А козлик седою трясет головою. В. Жуковский

МАШЕНЬКА

Кто, кто

В этой комнате живет?

Кто, кто

Вместе с солнышком встает?

Это Машенька проснулась,

С боку на бок повернулась

И, откинув одеяло,

Вдруг сама на ножки встала...

Вопросы и задания для развития плавной речи.

ИГРУШКИ

  1. Какие у тебя есть игрушки?
  2. Какие ты еще знаешь детские игрушки?
  3. Какая твоя любимая игрушка?
  4. Какую игрушку тебе хотелось бы иметь?
ОВОЩИ
  1. Какие овощи ты знаешь?
  2. Какие овощи растут у нас в огороде?
  3. Какие овощи кладут в суп?
  4. Что из овощей ты больше любишь есть?
  5. А что из них больше любит есть зайчик?
ФРУКТЫ
  1. Какие ты знаешь фрукты?
  2. Какие твои любимые фрукты?
  1. Какие фрукты растут у нас?
  2. Какие фрукты не растут у нас?
ПОСУДА
  1. Какую посуду ты знаешь?
  2. Какую посуду ставят на стол для чая?
  3. Какую посуду ставят на стол для обеда?
  4. Где делают посуду?
Рассказы, сказки для отраженного чтения и пересказа.

ЗАЙЧАТА Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит. А бегать вам пока нельзя.

Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет, - кто вас найдет?

^

ВОРОБЕЙ

Зимой воробей живет около дома. Он ест там крошки, корки, зерна. Голодно ему зимой. Голодно и галке, и вороне, и сороке.

Сделай им кормушки. Насыпь в кормушку крошек и зерен. Корми зимой птичек. Они летом берегут наши сады и огороды.

ЧЕРЕПАХА

Папа подарил Жене черепаху. Черепаха целый день не вылезала из своего домика. Папа сказал, что домик черепахи называется панцирем. На другой день черепаха стала ходить по комнате.

Женя кормил черепаху. Как только в комнату входила кошка, черепаха пряталась в свой панцирь.

Что папа подарил Жене?

Как называется домик черепахи?

Что делала черепаха, увидев кошку?

Материал игр-инсценировок, развивающих диалогическую речь.

^

  • Куда, Миша едешь? Куда погоняешь?
  • Сено косить.
  • А на что тебе сено?
  • Коров кормить.
  • А на что тебе коровы?
  • Они молочко дают.
  • А зачем тебе молочко?
  • Малых деток поить.
ЛИС И МЫШОНОК Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный? Землю копал. А для чего землю копал? Норку делал. А для чего норку делал? А чтобы от тебя, лис, прятаться!

В. Бианки.

УТКА С УТЯТАМИ

  • Ты видишь, кто идет?
  • Утка серая идет.
  • А кого она ведет?
  • Утяток маленьких ведет.
  • А куда она ведет?
  • Под кусток, под мосток.
Используйте каждую свободную минутку для игры с

вашим малышом!!!

top-bal.ru

КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ В ИГРАХ И ТРЕНИНГАХ

С этим файлом связано 48 файл(ов). Среди них: Igry_dlya_agressivnykh_detey_kartoteka.docx, Igry_dlya_agressivnykh_detey.doc, Masterskaya_vyrazitelnogo_chtenia.pdf, Миссуловин Л.Я. Схема обследования больных страдающих заиканием., КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ В ИГРАХ И ТРЕНИНГАХ.doc, I_Karelina_Logopedicheskii_774_massazh.pdf, Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у д, Филичева Т.В. Чиркина Г.В. Основы логопедии.docx и ещё 38 файл(а).Показать все связанные файлы

Поварова И.А.

Коррекция заикания в играх и тренингах

СПб.: Питер, 2004Оглавление

Предисловие 6

От автора 8

Глава 1Работаем над проблемой 12

Общие представления о заикании 12

Причины и проявления заикания 14

Современные методы коррекции заикания 19

Как достичь цели 34

Глава 2 Секреты общения 37

Способы передачи информации в речевой деятельности.Языки общения 37

Коммуникативные качества речи 46

Предварительная подготовка и начало общения 48

Проблема контакта 50

Стиль ведения беседы 52

«До свидания, было приятно побеседовать...» 59

Что такое умение слушать и что оно может вам дать? 63

Мы слышим то, что хотим услышать 63

Полезные советы и рекомендации 68

Путь в никуда 70

Когда у страха глаза велики 71

Как разговаривать по телефону? 76

Верить — не верить? 79

Я выбираю ключ к успеху! 84

Я знаю, как нужно! 87

Проверьте себя 88

Глава 3Дышим правильно — говорим легко 92

Общие сведения 92

Дыхательная гимнастика 94

Статические упражнения 96

Дыхательные упражнения с движениями 105

Упражнения для удлинения продолжительностифонационного (речевого) выдоха 108

Глава 4Разминка между делом 115

Речь и осанка 115

Мышечное расслабление 116

Комплексная релаксационная гимнастика 119

Глава 5Тренируем речевые мышцы 126

Общие сведения 126

Тренировка мышц нижней челюсти 127

Тренировка губ 129

Тренировка мышц языка 130

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба 132

Упражнения для мимических мышц 133

Глава 6Приемы самомассажа в устранении заикания 136

Общие сведения 136

Расслабление мышц шеи 137

Расслабление лицевой и губной мускулатурыметодом поглаживания 137

Расслабление мышц языка 138

Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком 138

Глава 7Скрытые сообщения: что стоит занашими жестами и движениями 140

Общие сведения 140

Упражнения для совершенствования невербальных способов общения 141

Глава 8Волшебный мир звуков 152

Общие сведения 152

Интонационные упражнения 154

Глава 9Речь, ритм, движение 179

Общие сведения 179

Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи 181

Глава 10Тайны голоса 191

Общие сведения 191

Изолированное произношение гласных звуков 192

Сочетание гласных звуков 193

Работа над словами 198

Работа над предложениями 202

Глава 11Верный путь к хорошей речи 213

Стихотворения 213

Басни 232

Проза 237

Глава 12Больше говорим друг с другом 258

Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником 258

Глава 13«Позвольте мне свое суждение иметь...» 268

Упражнения для совершенствования психологических,логических и этических умений, необходимых в общении 269

Глава 14Неумение слушать — серьезная ошибка 276

Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий 277

Глава 15Простые словесные игры 281

Заключение 295

Словарь-справочник 301

Приложение 1Список слов с разной длиной и разной ритмической структурой 313

Приложение 2Чистоговорки и пословицы для отработки навыков голосоведения 316

Приложение 3Тренинговые тексты для удлиненияпродолжительности речевого выдоха 323

Приложение 4Тексты на совершенствование чувства ритмаи выразительности речи 326

Диалоги 337

Приложение 5Тексты песен 349

Приложение 6О курсе лечения в условиях стационараи при амбулаторных занятиях 355

Приложение 7Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции 359

Подготовительный этап 359

Основной этап 360

Заключительный этап 362

Приложение 8Интерпретация тестов 364

Тест 1. Приятно ли с вами общаться? 364

Тест 2. Коммуникабельны ли вы? 364

Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальнымикомпонентами в процессе общения? 366

Предисловие

Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Известно, что заикающихся в нашей стране от 1,5 до 2,2 процента. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Книга «Коррекция заикания в играх и тренингах» предназначена для взрослых и подростков, страдающих заиканием, а также специалистов-логопедов, занимающихся реабилитацией таких пациентов.

Книга написана на высоком научном уровне и в то же время — популярно, доступно, интересно. Четкие рекомендации позволяют заикающемуся самостоятельно работать над совершенствованием своей речи, не допуская ошибок.

Книга включает комплекс рекомендаций и упражнений по тренировке различных речевых навыков: фонационного дыхания, контроля темпа и ритма речи, правильной артикуляции, голосоведения.

В книгу вошли упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения, игры и задания для совершенствования психологических и логических умений, навыков конструктивного взаимодействия.

Значительную ценность представляет обширный речевой материал, который может быть использован заикающимися при самостоятельной работе, а также специалистами в процессе групповых и индивидуальных занятий. Это крайне важно для заикающихся с длительным течением заболевания, когда пациент не может регулярно посещать логопеда.

В книге разъясняется возможность коррекции речи при консультативных занятиях со специалистом, изложены основные этапы и принципы логокоррекционной работы. Приведен комплекс рекомендаций и упражнений по тренировке различных речевых навыков. Представлен речевой материал, который может быть использован как на занятиях со специалистом, так и в самостоятельной работе.

Безусловно, данное практическое руководство может быть востребовано не только самими заикающимися, но и окружающими их заинтересованными лицами, а также специалистами, работающими в области заикания, — логопедами, педагогами, психологами, врачами.

Р.И. Лалаева, доктор педагогических наук,

профессор, лауреат премии правительства РФ

От автора

Перед вами книга для тех, кто страдает заиканием и хочет избавиться от него. Цель данной книги — в простой и доступной форме описать последовательность упражнений, которые надо выполнять для коррекции заикания.

Психологически трудным моментом является начало работы по преодолению заикания (начало занятий с логопедом или самостоятельных занятий).

У заикающихся до начала занятий возникают простые житейские вопросы:

• Каковы причины возникновения заикания?

• Распространено ли заикание среди населения?

• Кто чаще страдает заиканием — мужчины или женщины?

И наконец, самый главный вопрос: сможет ли заикающийся человек, начав заниматься, преодолеть заикание и достичь стабильности в речи?

Эти вопросы, действительно волнующие людей, показались мне настолько важными, что я посвятила ответам на них первые главы книги.

В первой главе изложены общие представления о заикании и намечены пути его преодоления.

Во второй главе рассматривается психологический аспект общения, поскольку для борьбы с заиканием мало выработать правильную технику речи, надо перестать бояться языкового общения с людьми.

Как писал И. Бабель, «перестаньте скандалить за вашим письменным столом и заикаться на людях. Представьте, что вы скандалите на площадях и заикаетесь на бумаге».

Исходя из многолетнего опыта работы и достигнутых результатов, я могу сказать, что преодоление заикания — дело нелегкое, но цель — достижима!

Специалистами разработана методика реабилитации лиц, страдающих заиканием. Эта методика хорошо отработана и может быть использована не только на занятиях под наблюдением логопеда, но и при самостоятельных занятиях.

Методика занятий основывается на принципе целостного функционирования как речевого аппарата, так и нервной системы человека.

При этом осуществляется следующее:

• организация фонационного дыхания;

• формирование навыков четкой артикуляции и произнесения;

• формирование интонационной выразительности речи;

• стабилизация темпа и ритма речи;

• преодоление логофобии.

В процессе занятий необходимо контролировать себя и выработать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма движения и речи и пр. в повседневной жизни.

Занимающиеся осваивают критерии хорошей речи, способы и направления работы по улучшению собственной речи и голоса.

В данной книге вы найдете необходимые рекомендации.

Материал скомпонован не поэтапно, а по видам работы и состоит из нескольких разделов. Каждому виду работы отводится определенное время. Оно зависит от индивидуальных особенностей занимающихся и тяжести нарушения речи.

В соответствующих разделах книги даны методические пояснения, указания к работе. Основным правилом является соблюдение постепенного перехода от легкого к трудному, от сохранных компонентов речи к нарушенным. Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно взаимосвязаны.

Первые четыре вида упражнений — дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, мышечное расслабление и самомассаж (главы 3—6) — подготовительные. Их можно считать базой, на которой в дальнейшем формируются навыки свободной речи в разнообразных условиях общения. Четкость движения органов артикуляции, умение контролировать мышечный тонус и правильное речевое дыхание — основа для свободного звуко- и слогопроизнесения, а в последующем и естественной речи.

Далее начинается освоение навыков фонации с произнесения гласных звуков и их сочетаний. Затем тренируется произнесение слогов, слов, фраз. В тяжелых случаях нарушений (преобладание голосовой судороги) все указанные упражнения достаточно долго проводятся на беззвучной артикуляции или шепоте. При развитии фонации тренируются стабильность звучания, сила и высота голоса, темп и слитность речи.

В книгу включен материал, отражающий сведения об интонации, о таких ее составных частях, как пауза, логическое ударение, темп, ритм, мелодика.

Весь материал излагается в популярной и доступной форме, приводятся практические советы и упражнения по улучшению собственной речи.

Предлагаемый литературный материал не является обязательным. Каждый логопед может брать статьи, рассказы, стихи по своему усмотрению, принимая во внимание запросы пациентов и их возраст.

В книгу вошли упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения.

Задания предлагаются в форме занимательных игр (лингвистических, сюжетно-ролевых, пантомимических), игровых упражнений и тренингов. В рамках игры возможно сочетание речевых и неречевых средств общения, совершенствование речевой активности.

Лингвистические (словесные) игры позволяют каждому проявить интеллектуальные и творческие способности.

В ролевых играх формируется интонационная выразительность речи, умение четко формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими. Участие в них стимулирует собственно речевую активность, а также позволяет участникам игры обогатить социальный опыт взаимодействия с людьми.

Книга содержит словарь-справочник, который поможет легче ориентироваться в значении терминов.

Желательно, чтобы лица, занимающиеся самостоятельно, имели возможность периодически консультироваться у логопеда, который может дать им советы и рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе выполнения тех или иных заданий.

перейти в каталог файлов

metodich.ru

Рождественская, Вера Ивановна - Игры и упражнения для исправления заикания [Текст]

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Устранение заикания у дошкольников в игре. DjVu

sheba.spb.ru

      Предисловие       В логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко используется оснс>вной вид деятельности ребенка — игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личнбсть заикающегося. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним «на равных», завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.       Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.       В книге использован ряд положений методики устранения заикания, разработанных сектором логопедии НИИ дефектологии АПН СССР. В то же время учитывалась специфика логопедических учреждений, где курс занятий с заикающимися рассчитает лишь на 2 — 3 месяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопро-изношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях.       Книга состоит из девяти разделов, предисловия и приложения.       В первом разделе — «Расслабляющие упражнения (релаксация)» — приведены специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения.       Логопеду часто приходится наблюдать, что заикающимся детя свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и ис+ощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи возникает повышенная мышечная напряженность как в органах артикуляции, так и во всем теле. Бывают случаи, когда во время судорог речевого аппарата ребенок сжимает кулачки или с силой закрывает ладошкой неповинующий-ся рот. Он не умеет помочь себе расслабиться. В данном разделе предлагается разработанная авторами специально для дошкольников система расслабляющих упражнений, которые дают возможность снимать чрезмерное напряжение и успокаивают детей. Эти упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаются рифмованными фразами, доступными и интересными. Условно для детей релаксация именуется «Волшебным сном».       Во втором разделе — «Режим относительного молчания» — помещены игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирование нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить. В игре ребенок охотнее будет соблюдать режим относительного молчания и говорить однословно или короткими фразами. Эти игры для детей условно называются «молчанки».       В третьем разделе — «Речевое дыхание» — даны приемы для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говорить четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.       Раздел четвертый — «Общение короткими фразами» — включает игры и игровые приемы для начального периода работы по устранению заикания. Они помогают обучить ребенка технике правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Для детей этот период занятий носит название «В стране коротких ответов».       Раздел пятый — «Активизация развернутой речи» — содержит игровые приемы для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Игры этого раздела помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название этого периода — «В стране полных ответов».       Раздел шестой — «Куклы-петрушки» — поможет логопедам как можно шире использовать эти игрушки (куклы с ручным управлением или бибабо) от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправ-       ленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.       Разделы седьмой — «Инсценировки» — и восьмой — «Сюжетноролевые игры» — посвящены играм-драматизациям, в которых используется способность детей к творческому перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети — «артисты» учатся непринужденно говорить и действовать, исполняя выученные роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, «В магазине», «В парикмахерской», «День рождения» и т. д.) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь «взрослыми» во время игры, они обретают уверенность речевого общения.       В разделе девятом — «Заключительные занятия» — даны советы по организации и проведению детских праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т. д.       В этом разделе даны описания нескольких заключительных занятий. Конкретные условия продиктуют логопедам выбор темы и распределение ролей участников таких занятий.       Не в каждой семье умеют систематически, целенаправленно заниматься с детьми, особенно с теми, у которых ослаблена нерв-ная система и имеются речевые дефекты. Логопед старается помочь родителям создавать в семье необходимый для ребенка общий,и речевой режим; научить взрослых правильно вести себя во время приступов заикания у детей; обучить родителей технике речи (взрослые должны помнить, что их речь — образец для ребенка). Для успешного перевоспитания речи не только на занятиях, но и в быту надо создать радостную и ненапряженную обстановку, пронизанную элементами игры. Необходимо, чтобы родители не просто механически выполняли задания логопеда, но и понимали истинные цели каждого упражнения-игры.       В приложении содержатся развернутые схемы каждого этапа логопедической работы. Эти схемы показывают, как логопед и родители могут использовать предлагаемый материал для организации щадящего режима, проведения занятий по релаксации и речевых игр для устранения заикания. В приложении включены также методические указания и примерные планы занятий каждого этапа.       Материал, предложенный в книге, специалисты могут использовать в удобной для них последовательности и нужном объеме в зависимости от профиля группы.       Книга предназначена логопедам, работающим с заикающимися дошкольниками, а также родителям для проведения домашних занятий с детьми того же возраста. Многие предлагаемые игры могут быть использованы на занятиях с заикающимися младшими школьниками.             I. РАССЛАБЛЯЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (РЕЛАКСАЦИЯ)       Многолетний опыт логопедов различных практических учреждений показал, что при коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов — необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать заикающихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.       Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются мышцы его губ, языка, шеи. Напряжение возникает также в органах голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние лишь приводят к напряжению новых групп мышц (всего лица, корпуса, рук, ног). Все это усугубляет заикание, так как напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими (т. е. говорить без запинок), необходимо расслабить мышцы, снять их напряжение.       Большинству заикающихся вообще свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Подобные состояния наблюдаются и у незаикающихся людей: в особенно ответственные жизненные моменты при сильном нервном напряжении у них появляется скованность в различных группах мышц, что мешает легко говорить и двигаться. Из этого следует, что мышечная и эмоциональная раскованность — это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений. К этому выводу пришли специалисты по актерскому мастерству, спорту, хореографии и т. д.       Расслабляющие упражнения для мышц широко применяются учителями начальной школы на уроках (физкультминутки, упражнения для пальцев рук при письме и т.д.).       Многие логопеды, работая с заикающимися детьми, пользовались упражнениями, которые помогали расслабить мышцы рук, ног, лица (Е. Ф. Рау, В. И. Рождественская, М. И. Мерлис, Л. М. Винокурова,       Н. П. Мировская, Т. Н. Рязанова и др.). В детских логопедических учреждениях проводится логоритмика (с музыкальным сопровождением или просто под счет, под бубен и т.д.). В ее задачи входит освобождение заикающихся от напряженности мышц. В 1967 году научными сотрудниками Н. А. Власовой и В. С. Кочергиной составлено «Методическое письмо», рекомендующее проводить релаксацию с заикающимися детьми дошкольного возраста.       Однако до настоящего времени нет подробного описания специального комплекса расслабляющих упражнений, которые могли бы проводиться в любых условиях логопедами, врачами, воспитателями и родителями заикающихся детей.       Почему расслабление так необходимо при исправлении речи заикающихся? Известно,, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. Когда человек возбужден, его мышцы чрезмерно напрягаются. Например, в гневе люди могут сжимать кулаки; раздражаясь, быстро постукивать ногой или невольно ломают подвернувшийся предмет. От напряженных мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Поэтому заикающимся детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, и обучить их некоторым приемам расслабления.       В предлагаемом комплексе расслабляющих упражнений использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора Джекобсона, который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц.       Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем объяснить, как неприятно состояние напряженности, например, как неудобно .длительное время находиться с напряженными, крепко сжатыми в кулак пальцами. И наоборот, подчеркнуть, как свободно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены, пальцы расслабились, отдыхают. Ведь только ненапряженные руки легко выполняют по нашему желанию любое действие.       В дальнейшем при выполнении каждого упражнения следует постоянно подчеркивать, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — длительным.       Обучая детей расслаблению, необходимо самим показывать соответствующие движения и так разъяснять их, чтобы у каждого ребенка сложилось своеобразное представление о расслабленности данной группы мышц. Например, можно предложить сделать руки «вялыми как кисель», «как лапша». Прежде.чем дать указание: «Примите позу покоя», можно обратить внимание детей на различные состояния при выполнении команд: «Смирно!» (все мышцы подобрались, напряглись) и «Вольно!» (все тело немного размякло, расслабилось). Можно сравнить расслабленное тело с тряпичной куклой. Ощутить расслабление мышц живота поможет сравнение с мячом, из которого вышел воздух, и т. п.       Опыт показал, что предлагаемые расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название («Олени», «Кораблик»).       Это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая ведущему, а, перевоплощаясь, входят в заданный образ. Например, так старательно изображают штангиста, поднявшего тяжелую штангу над головой, что испытывают значительное напряжение в мышцах рук. Роняют штангу — опускают вниз расслабленные руки. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, можно будет научить детей более полному расслаблению, а это является главным условием для исправления речи.       У заикающихся детей ослаблена эмоционально-волевая сфера. Они легко возбуждаются, негативируют; им свойственна частая смена настроений, неуверенности в речи, неспособность к длительным волевым усилиям и т. п. Следовательно, при устранении заикания в одинаковой мере необходимо избавление как от мышечной, так и от эмоциональной напряженности.       Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и человек становится наиболее внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением покажет, что появляется возможность перейти к целенаправленному внушению, т. е. воздействовать на волю и сознание детей только словом.       В момент внушения дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты, возникает определенная отключенность от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слов на психику ребенка.       Цель такого внушения — помочь детям избавиться от эмоционального напряжения: вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользования мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации.       Внушение проводится в виде кратких формул рифмованным текстом. Эти особые команды понятны детям, легко запоминаются. Впоследствии многие дети пользуются ими самостоятельно. Для детей сеанс внушения представлен как особая игра — «Волшебный сон».       Важно знать, что метод релаксации1, по заключению специалистов, является физиологически совершенно безопасным и не дает негативных последствий. Мы убедились, что большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об       1 В дальнейшем изложении для краткости мы будем пользоваться термином «релаксация» в широком смысле, имея в виду освобождение от мышечного и эмоционального напряжения одновременно.       этом позволяют судить даже внешние признаки достаточного расслабления: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, если их приподнять с колен, у некоторых детей появлягется зевота, начинают слипаться глаза и т. д.       Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Длительные и повторные занятия дают больший эффект. Успех во многом зависит от того, насколько серьезно и регулярно проводились домашние тренировки. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым дётям не удается сосредоточиться на задании и успокоиться во время проведения релаксации в первый период (расслабление по контрасту с напряжением, выработка чувства мышцы). Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Лучше спокойно разъяснить, что ощущают все дети, выполняя задание. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются другие дети. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие. Со временем они научатся расслаблению и даже будут сами просить поиграть с ними в «Волшебный сон».       В конце каждого курса логопедических занятий в специальных анкетах родители дают сведения о влиянии релаксации на детей. Анализ 70 произвольно взятых анкет показал, что релаксация в игровой форме доступна и полезна детям. Из 70 детей 47 занимались релаксацией дома регулярно по 2 — 3 раза в день. Упражнения выполняли охотно. В результате применения релаксации у многих наладился сон, они стали уравновешеннее, спокойнее. Все это способствовало улучшению речи.       Таким образом, комплекс предлагаемых упражнений по релаксации оказывает существенную помощь в логопедической работе с заикающимися детьми.       Конечно, нельзя рассматривать релаксацию только как обособленные упражнения. Она является неотъемлемой частью всего курса занятий по восстановлению речи. На каждом этапе логопедической работы логопед и родители должны создавать спокойное настроение у детей, следить, чтобы не возникало мышечное напряжение в органах дыхания и речи. При возбуждении или волнений можно напомнить детям известные им формулы: «Мы спокойны всегда!»; «Дышится легко!..» Если ребенок капризничает, его следует отвлечь: «Успокойся... расслабься!» — или спокойно, но твердо напомнить: «Рот приоткрывается, все в нем расслабляется... и послушный наш язык быть расслабленным привык». Конкретные обстоятельства подскажут, какие формулы из комплекса следует применить для помощи ребенку. Взрослые всегда должны помнить, что мышечная релаксация и внутреннее спокойствие — необходимые условия для исправления речи.             Методические указания.       Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делится на три этапа:       I этап — мышечная релаксация по контрасту с напряжением;       II этап — мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности;       III этап — внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.       Для облегчения работы по предлагаемой методике даются подробные планы занятий по релаксации. Материал планируется из расчета трех занятий в неделю в течение трех месяцев.       При длительном пребывании детей в логопедическом учреждении каждый этап релаксации может удлиняться, так как некоторые дети медленно- приобретают навыки расслабления. Одно какое-либо упражнение для мышечного расслабления выполняется на трех — пяти занятиях. Количество занятий по каждому этапу может меняться по усмотрению логопеда. По мере необходимости и в зависимости от конкретных потребностей ведущий может добавить новые краткие формулы внушения для детей всей группы или для индивидуального внушения во время домашних тренировок.       Релаксацию логопед проводит в течение 10 минут в начале каждого занятия. Дома рекомендуется вызывать релаксацию на первом этапе в положении сидя, а на втором и третьем — в положении лежа. Для более полного ощущения мышечной свободы необходимо надевать детям гимнастическую обувь и тренировочные костюмы или освободить все имеющиеся застежки. (Подробно см. в описании каждого занятия по релаксации.)       На I этапе логопед объясняет детям, что такое поза покоя. Предлагает им сесть, слегка сдвинувшись вперед на сиденье стульчика, спиной опереться о спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол-по. отношению к полу. Плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления входит в привычку и помогает детям быстрее сосредоточиваться, переходя от подвижной игры к речевым занятиям. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой стихотворной беседе (см. описание первого занятия). В дальнейшем все стихи, в которых дается описание необходимых действий, читает взрослый (логопед, родители, воспитатель). Дети их не повторяют вслух и специально не заучивают.       Логопед показывает и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переходи следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущие. Дети, которые медленно поддаются расслаблению, смогут постепенно освоить все упражнения, так как каждое занятие начинается с повторения. По мере усвоения отдельных упражнений в целях экономии времени рифмованный текст для повторных упражнений можно сократить или заменить краткими командами. Интонация и медленный темп речи ведущего должны способствовать появлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии.       Когда дети научатся расслаблять мышцы рук, ног, корпуса, шеи и живота, можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата (II этап). Занятие по релаксации на этом этапе делится на две части.       Первая часть — это расслабление конечностей, мышц шеи и живота по указанию логопеда на основе прошлого опыта детей. Сопоставление с напряжением данных мышц уже не проводится. Стихотворные тексты не читаются. Новые упражнения для расслабления речевого аппарата даются по контрасту с напряжением и сопровождаются рифмованными текстами.       Вторая часть — это внушение, закрепляющее ощущение расслабленности и спокойствия. Дети принимают позу покоя. Глаза предлагается закрыть, чтобы больше сосредоточить внимание на словах ведущего, чтобы исключить отвлекающие зрительные восприятия и усилить ощущение расслабленности и покоя. Очень важна интонация, с которой логопед, произносит формулы внушения (т. е. специально составленный рифмованный текст). Голос должен быть тихим, успокаивающим; речь — четкой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения в фразах. На каждом сеансе релаксации отдельные формулы внушения следует повторять по 2 — 4 раза, изменяя логическое ударение. Внушение происходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения, которых он добивается у детей. Во время внушения .необходимо внимательно следить за позой детей. Можно тихо пройти вдоль ряда сидящих, приподнять слишком опущенную голову или сползшую с колен руку ребенка и т. д. Иногда следует погладить руку ребенка от плеча к пальцам, фиксируя ощущение расслабленности. Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее. Практика показала: чтобы дети не возбуждались, выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: «Команды выполнять точно! Раньше времени глаза открывать нельзя!»       Родителям дается задание провести внушение днем, так же как и на логопедическом занятии, т. е. дети сидят в позе покоя с закрытыми глазами. Вечером перед сном внушение проводится в спокойной обстановке. Освещение притушено. Дети лежат на спине с закрытыми глазами. Их руки слегка согнуты в локтях, располагаются вдоль туловища ладонями вниз, ноги свободно вытянуты. Взрослый садится рядом. Спокойно, медленно, тихим голосом произносит соответствующие формулы, выдерживая паузы. Для усиления эффекта расслабления можно легко поглаживать грудь и руки ребенка (от плеча вниз), чуть касаясь их пальцами. Желательно, чтобы во время вечернего сеанса релаксации состояние покоя и расслабленности переходило в естественный сон. Наблюдая за ребенком, родители должны еще больше замедлять темп речи, еще длительнее делать паузы, тише говорить, как бы имитируя наступление сна. Последние фразы внушения будут звучать не так, как днем: вместо «Мы спокойно отдыхали...» произносится «Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем...» На этом внушение заканчивается. К концу II этапа полезно вызывать образное представление о расслабленности и спокойствии. Для этого перед внушением логопед предлагает детям вспомнить, как они отдыхали, загорали на берегу реки, на траве в летний день, когда грело ласковое солнышко, что они при этом чувствовали (приятное тепло, общую расслабленность, ощущение покоя).       Чтобы усилить у детей состояние релаксации, в сеанс внушения вводятся сравнения типа «Будто мы лежим на травке...» (см. с. 36.).       Когда ведущий убедился, что у детей на занятиях вызывается состояние успокоенности и наступает мышечное расслабление, можно перейти кШ этапу. Теперь расслабление по контрасту с напряжением полностью исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Кроме известных уже детям формул, вводятся новые, направленные на коррекцию речи. Они даются для того, чтобы еще прочнее закрепить навык естественной речи, внушить уверенность и спокойствие при речевом общении. Голос ведущего должен звучать императивно. Воспринимая речевые формулы в состоянии релаксации, дети хорошо усваивают их. В дальнейшем многие из них часто сами вспоминают эти формулы в подходящей ситуации и таким образом настраиваются на правильную речь. Иногда взрослым достаточно произнести одну из речевых формул, чтобы напомнить детям о спокойной речи («Говорим неторопливо, очень четко и красиво»).       Предложенные в книге иллюстрации показывают позы, при которых вызывается напряжение различных групп мышц.       Напряжение сменяется естественным расслаблением, которое возникает при возвращении в исходное положение (см. рис. 1).             О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ       Успешно обучать детей релаксации можно лишь при совместной работе логопеда и родителей, которые проводят домашние тренировки. Желательно, чтобы родители всех детей присутствовали на занятиях в логопедическом кабинете и сами обучались расслаблению. С ребенком дома всегда занимается один и тот же человек. Только при регулярном проведении релаксации дети смогут полнее почувствовать ее благотворное воздействие на речь и нервную систему. Домашние задания следует выполнять в одно и то же время 2 — 3 раза в день перед речевыми тренировками. Родителям рекомендуется расслабляющие упражнения выполнять вместе с детьми: также сидеть в позе покоя, добиваться расслабления.       Следует подражать логопеду в манере говорить четко, неторопливо, особенно точно передавать правильную интонацию во время сеанса внушения. Для большей силы воздействия отдельные фразы из рифмованного текста рекомендуется повторять по 2 — 4 раза, каждый раз изменяя логическое ударение.       Домашнее задание, как правило, выполняется по указанию ло-       11 мк1 да. Однако родители могут при этом проявить собственную инициативу, варьируя, например, образные сравнения, чтобы вышить нужное состояние релаксации.       Выработанные у детей навыки релаксации помогут создать бла-юириятные условия для нормализации речи. Так, если ребенок затрудняется при разговоре, родители простым напоминанием: «Расслабься... Не напрягайся...» — подскажут ему способ избавления от фудностей.             I ЭТАП. МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ ПО КОНТРАСТУ С НАПРЯЖЕНИЕМ       Беседа с родителями       Во вступительной беседе с родителями логопед разъясняет необходимость и цель проведения расслабляющих упражнений при исправлении речи заикающихся. Используется материал, изложенный но «Вступлении» к этому разделу. В очень сокращенном виде беседа для родителей может быть такой: ...Сегодня начинается новый иид работы — релаксация. Это слово означает снятие напряжения, т. е. расслабление. Мы знаем, что при заикании часто появляется сильное напряжение в органах речи. Дети не могут сами избавиться от этого напряжения, нервничают, и заикание усиливается. Чтобы дети могли свободно говорить, необходимо научить их преодолевать избыточное мышечное напряжение. Кроме того, часто возникает напряжение эмоциональное, когда ребенок чем-то сильно взволнован, возбужден или, наоборот, угнетен. Напряженное состояние его нервной системы тоже препятствует свободной речи. Упражнения по релаксации помогут создавать у детей спокойное настроение, расслабленное состояние мускулатуры, что необходимо для исправления речи.       Сначала вызывается расслабление рук, так как из своего жизненного опыта дети хорошо знают мышцы рук и им легче ощущать это расслабление. Еще больше поможет сопоставление напряженности мышц рук с их расслаблением. На этом контрасте построено обучение расслаблению мышц рук, ног, затем туловища, шеи, мышц живота и речевого аппарата. Так воспитывается чувство мышцы, необходимое для целенаправленного расслабления.       Многие дети легко возбудимы, двигательно беспокойны, их внимание истощимо. Чтобы учиться расслаблению, они должны уметь сосредоточивать внимание на предлагаемых упражнениях. Поэтому занятия по релаксации всегда начинаются с формулы общего покоя, которая будет одинаковой на первых пятнадцати занятиях. Каждое занятие длится 10 минут. Присутствующим взрослым предлагается сесть в соответствующую позу и выполнять упражнения вместе с детьми.       KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

Развитие мелкой моторики детей с нарушением речи

Разделы: Логопедия

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев” В.А.Сухомлинский

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, защищали, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили и учились…

Одним их показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Современные научные данные подтверждают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

При ежегодном обследовании детей на логопункте мною, как учителем-логопедом, отслежена прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук каждого ребенка: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом была в норме. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Многочисленные нервные окончания в коже и мягких тканях кисти – особенно на кончиках пальцев – воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют её для обработки в головной мозг. В процессе деятельности мышцы выполняют три основные функции:

  • органов движения
  • органов познания
  • аккумуляторов энергии

Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Родители и педагоги не должны паниковать: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Меня, как учителя – логопеда, конечно же, всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений я в своей работе с детьми использую различные мелкие предметы (хозяйственные мелочи: прищепки, бусы, пуговицы, крупы …). Они привлекают детей, повышают их интерес к деятельности, развивают фантазию, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки. В ходе работы необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности. Например, при использовании пуговиц, бусинок педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети не брали их в рот; прищепки должны быть не слишком тугими при открывании.

Чтобы работа по ручному праксису была результативной, я создала благоприятную развивающую среду – Мастерская “Умелые руки”.

Предлагаю вниманию коллег игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Задания детям следует давать по принципу от простого к сложному.

Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Игры и упражнения с прищепками

Цель: развивать мелкую моторику и силу пальцев, ориентировку в пространстве.

“Сюрприз”

Я своим сюрпризом маму Непременно удивлю. И поймет, родная, сразу, То, что я ее люблю.

(к кругу из цветного картона прикрепить прищепки, чтобы получилось солнышко, цветок, подсолнух для любимой мамы).

“Ловкие пальчики”

Давайте, ребята, пальцы развивать: Прищепки прикреплять, снимать, считать. Не зевайте, не болтайте, А за мной повторяйте.

(по сигналу взрослого один ребёнок прикрепляет прищепки на одежду, второй их снимает и считает).

“Золотая рыбка”

Рыбку золотую “оживить” хочу, Я ей плавники и хвост прикреплю.

(к силуэту рыбки прикрепить прищепки, чтобы у рыбки выросли плавники и хвост).

“Весёлый зайчик”

Эй, ребята, не зевайте! Зайцу уши прикрепляйте. Пусть ушами шевелит, Наших деток рассмешит.

(к силуэту зайца прикрепить прищепки, чтобы у зайчика выросли ушки).

“Колючий ежик”

Ёж без иголок – какая беда! Давайте поможем ему, детвора.

( к силуэту ёжика прикрепить прищепки, чтобы у ёжика выросли иголочки).

Игры с крупами

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

“Непоседа”

Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга так глядеть. Я горошинку возьму, Пальцем к столику прижму, Покатаю, покручу И сестричку научу.

(горошину катать двумя пальцами с детьми средней группы в течение 30 секунд, со старшими дошкольниками - в течение 1 минуты).

“Ловкие пальчики”

Мы крупу перебирали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнём, Перебирать опять начнём.

(перебирать и сортировать различные крупы: рис, пшено, горох и т.д.).

“Дорожка”

Села птичка на дорожку, Поклевала чуть горошку. Посиди, не улетай, Улетела птичка…Ай!

(выложить дорожку из горошинок).

“Хозяюшка”

Наша Маша рано встала, Рис от гречки отделяла, Чтобы кашку сварить, Своих кукол накормить.

(сортировать смешанные крупы).

Игры и упражнения с бусами

Цель: развитие мелкой моторики, координации слова и движения; автоматизация понятий “справа – слева”.

“Подарок”

Маму милую свою Очень крепко я люблю! Ей на день рождения Бусы подарю. (нанизывать бусы на леску)

“Бусинки – горошки”

Покатаю я в руках Бусинки – горошки. Станьте ловкими скорей Пальчики, ладошки!

(Детям средней группы катать бусинку диаметром 10 мм между ладонями (пальчиками) в течение 30 секунд; детям старшей группы – бусинку диаметром 15 мм в течение 1 минуты).

Задания с использованием бусинок:

  • по инструкции взрослого выложить из бусинок изучаемую букву,
  • достать из коробочки столько бусинок, сколько звуков в слове,
  • переложить из правой коробочки в левую ( и наоборот) столько бусинок, сколько слогов в слове, - достать из коробочки слева (справа) столько бусинок, сколько слов в предложении, – нанизать на леску справа (слева) от узелка столько бусинок, сколько слов на указанную тему придумает ребенок. По просьбе педагога он их называет, снимая бусинки с лески.

Игры с карандашом

(эти игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, развивают мелкую моторику)

“Мои ловкие пальчики”

Карандаш ребристый в руки я возьму, На ладони покатаю, Между пальчиками поверчу, Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.

“Карандаши”

Малыши, малыши, Где же ваши карандаши? На ладони их катаем, Свои руки развиваем.

Упражнения с пуговицами

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о величине и форме предметов.

  • выложить из пуговиц буквы, слоги, слова (по памяти или по образцу),
  • классифицировать пуговицы по различным признакам: величине, цвету, форме,
  • нанизывать пуговицы на леску,
  • застёгивать пуговицы на собственной одежде и одежде своих друзей.

Игры с шариками

(шарики сделаны из различных материалов – деревянные, каучуковые, металлические)

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

“Разноцветные шары”

Дети прокатывают по гладкой поверхности шарик снизу вверх пальцами правой и левой руки.

Шар воздушный, Шаловливый, Непослушный, Вместе с ветром убежал. А куда? И не сказал. ( сл. Ф. Бобылёв )

“Дождик”

Ребёнку предлагается прокатывать шарик поочерёдно различными пальцами правой и левой руки, имитируя дождик.

Дождик песенку поёт: Кап, кап… Только кто её поймёт – Кап, кап? Не поймём ни я, ни ты, Да зато поймут цветы, И весенняя листва,

И зелёная трава… ( сл. Б. Заходер )

Литература

1. Т.А. Воробьева “Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи”.

2. Савельева Е. “ Пальчиковые игры от 2 до 6 лет”.

3. Т.А. Ткаченко “ Если ребенок плохо говорит”.

4. А.И. Павлова, В.И. Рождественская “ Игры, упражнения для исправления заикания”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Игры и упражнения для исправления заикания

Игры и упражнения для исправления

заикания.

Сложное нарушение речи - заикание возникает чаще всего у легко возбудимых, нервных детей в возрасте от двух до пяти лет, в период формирования речи, в результате воздействия на организм ребенка неблагоприятных обстоятельств внутреннего и внешнего характера. Такими обстоятельствами могут быть:

тяжелые инфекционные и другие заболевания, ослабляющие нервную систему ребенка;

психические травмы - испуг, резкое обращение со стороны взрослых, боязнь новой обстановки (ребенок поступает в детский сад), перегрузка впечатлениями и т. д.;

неряшливая речь окружающих - быстрая, неразборчивая; подражание заикающемуся;

перегрузка речи ребенка; взрослые забывают, что речевой аппарат ребенка недостаточно сформирован и готов для тяжелой речевой нагрузки и заставляют ребенка много декламировать, рассказывать сказки, отвечать на сложные вопросы, поощряют излишнюю болтливость.

Заикание характеризуется нарушением темпа речи, часто связанным с несовершенным ритмом движений всего тела: дети неуклюжи и неловки, не умеют прыгать, бегать.

Различают два типа заикания: клоническоо, и тоническое.

Клоническое заикание характеризуется многократным повторением начальных слогов в слове (пе-пе-пе-петух) или начальной буквы в слове {ппппетух).

Тоническое заикание характеризуется тем, что ребенок делает длительные паузы и «нажим» на согласные или гласные звуки, например м~ ама, п~апа.

Кроме тонического и клонического мы часто наблюдаем смешанные типы заикания.

При смешанном, клоно-тоническом заикании то повторяет по несколько раз один слог, то вдруг останавливается на каком-либо звуке, «нажимает» на него и долго не может произнести слово, например: я-я-я чи-чи-читаю с—тихи.

При тоно-клоническом типе заикания преобладают остановки длительного характера и «нажим» на согласные, например: д~ай м--не ка-ка-картинку.

Для преодоления данного речевого расстройства необходима совместная работа логопеда, воспитателя и вас, уважаемые родители. При отсутствии одного из этих трех участников процесса коррекционная работа становится неэффективной. Поэтому мы предлагаем познакомиться с некоторыми особенностями коррекционной работы.

Работа с детьми дошкольного возраста проводится в игре. Ведь именно игра (ведущий вид деятельности) является наиболее продуктивным способом преодоления заикания. И игра должна использоваться при решении всех коррекционных задач. Можно выделить следующие группы игровых упражнений:

  1. Игровые упражнения по снятию мышечного напряжения.
  2. Игровые упражнения для развития речевого дыхания.
  3. Игровые упражнения по развитию голоса.
  4. Подвижные игры для развития координации движений и слова.
  5. Стихотворения для отраженного (повторение за взрослым) и самостоятельного чтения наизусть.
  6. Упражнения в вопросно-ответной форме речи.
  7. Рассказы, сказки для отраженного чтения и пересказа.
  8. Материал игр-инсценировок, развивающих диалогическую речь.
Игровые упражнения по снятию мышечного упражнения.
  1. Помахать руками, как птичка крылышками.
  2. Помахать руками, как бабочка крылышками.
  3. Помахать руками над головой, как при прощании.
  4. Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя полоскание белья.
  5. Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.
  6. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды.
  7. Наклонить голову вперед, назад, направо, налево.
  8. Медленно вращать руки над головой.
  9. Медленно покачивать расслабленными руками по бокам туловища.
10. Медленно, плавно раскачивать руки справа налево, имитируя кошениетравы.

Игровые упражнения для развития речевого дыхания.

  1. Задуть свечу. Ребенок спокойно вдыхает через нос и так же спокойно выдыхает (через рот) на «свечу», произнося шепотом ф-ф-ф (свечой служит указательный палец правой руки).
  2. При вдохе понюхать цветок. Развивать навыки естественного вдоха. Дать понюхать ребенку цветок, духи, фрукты.
  3. Понюхать ветку. Взрослый держит ветку в руке и предлагает ребенку ее понюхать. Дети, поднимаясь на носочки, делают вдох, опускаясь выдох.
  4. Подуть на ушибленное место руки. Вдохнуть через нос, на выдох дуть на «ушибленное» место руки - на палец, ладонь и т. д.

5. ^ На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести одно слово хорошо. Произношение должно быть спокойное, медленное, по слогам: хо-ро-шо. Потом на выдох произносить фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

Для разнообразия можно предложить детям понюхать яблоко, апельсин, мандарин и т. д. Затем дети должны сами придумать фразу и произнести ее на выдохе, например: «Очень душистое яблоко».

^

Игровые упражнения для развития голоса проводятся на

звукоподражаниях:

паровозному гудку - у-у-у;

ауканью в лесу - ау-ау-ау; упражнение проводится по типу игры «Эхо»:

взрослый произносит громко ау, ребенок тише и наоборот;

плачу ребенка - уа-уа;

шипению гуся - ш-ш-ш; при произношении этого звука зубы стиснуты,

губы вытянуты чашечкой;

жужжанию пчелы, жука - ж-ж-ж; положение зубов, губ то же, что и при

произношении звука ш, только с участием голоса;

комару, мухе - з-з-з; для произношения этого звука надо предложить

детям растянуть губы, как при улыбке, и произносить длительно и громко

- з-з-з;

песне водички - с-с-с; артикуляция этого звука та же, что и звука з, только

без голоса;

вою ветра - в-в-в;

крику гусей - га-га-га;

мычанию коровы - му-му-му и т. д.

^

Ладушки При произнесении текста ребенок хлопает в ладоши (1 хлопок на 1 слог). При словах «шу, полетели!» поднимает руки к голове.

  • Лады-лады-ладушки, Где были?
  • У бабушки. Лады-лады-ладушки Побыли у бабушки.
Попили, поели,

Шу, полетели! На головку сели!

^

Ребенок произносит текст и показывает, как он колет дрова, стирает, полощет белье, подметает пол:

Маму я свою люблю, Я ей дров наколю. Свою маму я люблю, Я всегда ей помогу: Я стираю, полоскаю, С ручек воду отряхаю, Пол я чисто подметаю И уроки повторяю.

Можно попросить ребенка прочитать небольшое стихотворение «урок».

^

Произносить текст, выполняя движения:

(Плясать.)

Любят малые ребята Веселиться и плясать.

Любят малые ребята Веселиться и играть.

(Хлопать в ладоши.)

А теперь присядем тихо

И спокойно отдохнем. (Присесть на корточки и закрыть глаза.)

А потом еще разочек

Мы в веселый пляс пойдем! (Кружится, держа руки на поясе.)

^

наизусть.

Киска, киска, киска, брысь, На дорожку не садись: Наша Таточка пойдет, Через киску упадет.

БОРОВИК

В мох укрылся с головой Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли. А. Прокофьев

^ Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит; И лапочкой котик Помадит свой ротик: А козлик седою трясет головою. В. Жуковский

МАШЕНЬКА

Кто, кто

В этой комнате живет?

Кто, кто

Вместе с солнышком встает?

Это Машенька проснулась,

С боку на бок повернулась

И, откинув одеяло,

Вдруг сама на ножки встала...

Вопросы и задания для развития плавной речи.

ИГРУШКИ

  1. Какие у тебя есть игрушки?
  2. Какие ты еще знаешь детские игрушки?
  3. Какая твоя любимая игрушка?
  4. Какую игрушку тебе хотелось бы иметь?
ОВОЩИ
  1. Какие овощи ты знаешь?
  2. Какие овощи растут у нас в огороде?
  3. Какие овощи кладут в суп?
  4. Что из овощей ты больше любишь есть?
  5. А что из них больше любит есть зайчик?
ФРУКТЫ
  1. Какие ты знаешь фрукты?
  2. Какие твои любимые фрукты?
  1. Какие фрукты растут у нас?
  2. Какие фрукты не растут у нас?
ПОСУДА
  1. Какую посуду ты знаешь?
  2. Какую посуду ставят на стол для чая?
  3. Какую посуду ставят на стол для обеда?
  4. Где делают посуду?
Рассказы, сказки для отраженного чтения и пересказа.

ЗАЙЧАТА Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит. А бегать вам пока нельзя.

Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет, - кто вас найдет?

^

ВОРОБЕЙ

Зимой воробей живет около дома. Он ест там крошки, корки, зерна. Голодно ему зимой. Голодно и галке, и вороне, и сороке.

Сделай им кормушки. Насыпь в кормушку крошек и зерен. Корми зимой птичек. Они летом берегут наши сады и огороды.

ЧЕРЕПАХА

Папа подарил Жене черепаху. Черепаха целый день не вылезала из своего домика. Папа сказал, что домик черепахи называется панцирем. На другой день черепаха стала ходить по комнате.

Женя кормил черепаху. Как только в комнату входила кошка, черепаха пряталась в свой панцирь.

Что папа подарил Жене?

Как называется домик черепахи?

Что делала черепаха, увидев кошку?

Материал игр-инсценировок, развивающих диалогическую речь.

^

  • Куда, Миша едешь? Куда погоняешь?
  • Сено косить.
  • А на что тебе сено?
  • Коров кормить.
  • А на что тебе коровы?
  • Они молочко дают.
  • А зачем тебе молочко?
  • Малых деток поить.
ЛИС И МЫШОНОК Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный? Землю копал. А для чего землю копал? Норку делал. А для чего норку делал? А чтобы от тебя, лис, прятаться!

В. Бианки.

УТКА С УТЯТАМИ

  • Ты видишь, кто идет?
  • Утка серая идет.
  • А кого она ведет?
  • Утяток маленьких ведет.
  • А куда она ведет?
  • Под кусток, под мосток.
Используйте каждую свободную минутку для игры с

вашим малышом!!!

lib3.podelise.ru


Смотрите также