Использование дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей


Роль дидактических упражнений и игр в формировании грамматически правильной речи.

дидактические игры, формирование грамматически правильной речи,многозначные слова

Игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста. Почти вся жизнь ребенка проходит в игровой деятельности. Все время у детей этого возраста связано с игрой, но игрой не ради развлечения, а игрой учебной, требующий сложных мыслительных операций, анализа и синтеза.

Количество игр на занятиях должно быть разумным. Уместно продумать и поэтапно их распределить: в начале занятия игра должна помочь заинтересовать, организовать ребенка; в середине занятия игра должна нацелить на усвоение темы; в конце занятия - она должна быть интересной, доступной, включать, различные виды деятельности детей. При организации игры на занятиях важно продумать и то, в каком темпе она будет проводиться.

Игра позволит ребенку овладеть также основами грамоты. Учитывая сложность звуковых наблюдений, обучение в добукварный период следует организовывать так, чтобы дошкольники воспринимали его в игровой форме, не переутомились, чтобы оно не вызывало отрицательных эмоций.

Вся учебно-воспитательная работа с детьми по русскому языку должна основываться на принципе игра-учеба, игра-воспитание, поскольку игра для детей - серьезная деятельность. Занятия, на которых дети овладевают звуковой системой родного языка, как и другие, превращаются в интересные упражнения игрового характера.

Разработаны и испытаны в занятиях с детьми дидактические игры, которые способствуют развитию монологической, связанной речи, активизации словаря ребенка:

«Придумай и расскажи сказку»

Цель: развитие доказательной речи, внимания, фантазии, навыков самоконтроля.

Инструкция: перед детьми ставится задача собрать все страницы сказки, распавшейся так, чтобы сказка была верна от начала до конца.

«Придумай сказку»

Цель: развитие монологической и связной речи.

Инструкция: перед ребенком ставится задача:

а) рассказать старую сказку на новый лад;

б) придумать и назвать свою сказку;

в) угадать название сказки и найти лишнего героя.

Фото1.

«Моделирование сказки»

Цель: развитие воображения, мышления, доказательной речи.

Инструкция: перед ребенком ставится задача найти и сложить из фрагментов героев сказки.

Фото2.

«Расскажи об этих вещах»

Цель: активизация глаголов, эпитетов, прилагательных. Развитие внимания, элементов произвольного внимания, доказательной речи.

Инструкция: ребенок должен взять один предмет и рассказать о нем все, что знает так, чтобы дети угадали его.

«Опиши рисунок»

Цель: усвоение рода существительных.

Инструкция: ребенок должен описать предмет по схеме: что это за предмет? К какой категории он относится? Какой его цвет? Каков его размер? Из чего он сделан? Для чего он нужен?

«Многозначное лото»

Цель: развитие внимания, мышления. Активизация словаря ребенка, пополнения его многозначными словами. Умение отделять главное и второстепенное в этом предмете.

Инструкция: игра проводится по принципу лото.

Фото 3.

«Поговорим о предмете»

Цель: активизация и пополнение словаря ребенка.

Инструкция: выбранный предмет описывают поочередно два ребенка. Выигрывает тот, который назвал более определений предмета и не повторился.

«Назови правильно»

Цель: правильно поставить ударение в слове.

Инструкция: воспитатель называет ряд слов и делает преднамеренную ошибку (неверный акцент). Ребенок должен остановить воспитателя и исправить ошибку.

«Пояснялки»

Цель: активизация и пополнение словаря ребенка эпитетами, синонимами, многозначными словами. Развитие внимания, воображения.

Инструкция: играть можно командами в каждой от 2 до 10 человек. Ведущая объясняет указанное на карточке слово другими словами. Перед детьми ставится задача с помощью синонимов и антонимов с определенными ограничениями добиться того, чтобы команды отгадали как можно больше слов, указанных в карточке.

«Какое слово спряталось»

Цель: активизация и пополнение словаря ребенка многозначными словами, развитие умения оперировать приобретенными знаниями.

Инструкция: необходимо внимательно осмотреть три картинки и угадать какое многозначительное слово объединяет их.

Фото 4.

«Составь слово»

Цель: развитие мышления, доказательной речи. Активизация и пополнение словаря ребенка сложными словами.

Инструкция: 1 - ребенок должен из двух простых слов, которые предложил воспитатель составить одно сложное слово, например: снег + падает = снегопад. 2 - ребенок должен из одного сложного слова сделать два простых слова, например: водопад = вода + падает.

Данные дидактические игры могут использоваться не только на занятиях в детском саду, но и дома, при общении родителей с ребенком.

apruo.ru

Использование дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей

Использование дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей

 

           Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.

         Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста. В этом и состоит сложность обучения, которое еще осложняется и тем, что мы, взрослые, допускаем грамматические ошибки в своей речи и неосознанно формируем неправильную речь своих детей. Отсюда следует, что важнейшей заботой взрослого при общении с ребенком должна быть забота о том, чтобы дети слышали грамотную речь и как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка.

           Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.

          Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

           Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

  • дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;
  • игровые правила;
  • игровые действия;
  • окончание игры, подведение итогов.

           Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

            Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

           Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

            Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.

             Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.

             Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера (с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные (построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

           Дидактические игры  по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:

  1. Игры и упражнения на словоизменение:

                  · учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.

        · употреблять несклоняемые существительные типа пальто,  кофе,  радио,  кенгуру  игры "Ателье", "Кафетерий" и др.)

         · правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой?, Какая?, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете").

          · различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.( игры "Вы хотите? - Мы хотим", "Медвежонок и ослик разговаривают по телефону" и др.).

  1. Игры и упражнения на словообразование:

           Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

  • Образование названий детенышей животных
  • Образование названий профессий
  • Образование названий посуды
  • Образование однокоренных слов

           В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

           · суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;

           · приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;

           · смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.

            В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

  1. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:

            Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.

В дошкольном учреждении работа по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи ведётся по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей.

Подводя итоги, хочется отметить важность работы с родителями. Родители должны понять всю необходимость формирования у детей грамматически правильной речи, осознать то, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют огромную роль в развитии речи ребёнка. Так как вся работа по развитию речи, как и любая другая

работа, направленная на развитие детей, не может быть успешной, если в ней принимает участие только дошкольное учреждение без поддержки

семьи. Педагог должен познакомить родителей с видами грамматических ошибок детей и рекомендовать различные дидактические игры на их устранение.

                         Список используемой литературы:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1997.
  2. Арушанова  А. Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., Просвещение. 1991.
  4. Козлова С. Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика. – Москва,2000.

ddu-ozery.schools.by

Формирование грамматически правильной речи детей через игры и игровые упражнения

Речь играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит необходимым условием всестороннего полноценного развития ребёнка. Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Компоненты устной речи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания. Для освоения этих компонентов требуются речевые и словесные упражнения, игры. Они помогают сделать учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, ускоряют процесс усвоения знаний, облегчают преодоление трудностей.

Наблюдения за тем, как ребёнок пытается высказать какую-либо мысль, сформулировать ответ на вопрос, рассказать об интересном событии, но не имея возможности достичь желаемого, оказаться непонятым взрослыми или сверстниками, позволяет выявить проблемы невозможности полноценного речевого общения без богатого словарного запаса, умения пользоваться в речи разными типами предложений и умения грамматически правильно выстраивать высказывания.

Невозможность полноценного речевого общения негативно отражается на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникать замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. Такие дети стараются меньше говорить либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, играющая особо важную роль в современном мире.    

Одной из составляющих речи, без которой немыслимо общение, является формирование грамматически правильной речи детей. Усвоение ребёнком грамматического строя речи – это сложный, связанный с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга процесс. По словам Ф. А. Сохина, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.  Дидактические игры и упражнения помогают ребёнку освоить сложные грамматические категории, воспитывают «языковое чутьё», поддерживают интерес к родному языку.

Одним из способов формирования грамматически правильной и выразительной речи, является игра, а также игровые упражнения и повседневное общение. Они позволяют повысить самооценку ребенка и преодолеть преграды в общении со сверстниками и взрослыми. Грамматически правильная речь предполагает развитие морфологической стороны речи (грамматические свойства слова, его формы) и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

Поскольку овладение грамматическими нормами речи сложно, необходимо овладевать ими постепенно, в соответствии с возрастными закономерностями. Так, системой словоизменения, т.е. правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов, использованием в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности, дети овладевают в младшем дошкольном возрасте.

Также они учатся строить союзные и бессоюзные предложения. На данном этапе работы можно использовать следующие игры: обучение образованию существительных множественного числа от существительных единственного числа, употребление  существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (например, игры «Накорми великана», «Магазин игрушек», «Путаница», «Волшебный сундучок»), образование притяжательных прилагательных и согласование существительных с прилагательными в роде (например, игра «Чьё? – Моё»). В игре «Прятки» дети упражняются в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около. В играх «Оркестр», «Кто что умеет делать», «Кто назовёт больше действий», «Где что можно делать» дети тренируются в образовании глаголов от названий музыкальных инструментов, глаголов, обозначающих действия животных и действия с предметами. Для обучения детей составлению бессоюзных предложений можно использовать игры: «Кто больше увидит и назовёт?», «Скажи, какой» и др. Для обучения составлению предложений с союзами – «Добавь слово», «Кто позвал?» и др. Также для обучения разным способам словообразования можно применять игры «Чаепитие» и «У кого кто?».

В среднем дошкольном возрасте дети учатся свободно пользоваться простыми предложениями (с однородными членами, полными, распространенными), а также употреблять сложноподчиненные предложения. В словообразовании учатся использовать приставки и суффиксы, продолжают пользоваться системой окончаний разных частей речи самостоятельно.

В работе над этими умениями и навыками можно использовать множество игр и игровых упражнений. Так, например, для закрепления способов словообразования с помощью приставок и суффиксов могут быть применены игры «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», «Добавь слово», «Что куда положим?», «Что будет делать Наташа?», «Ослик в гостях у Медвежонка», «Магазин посуды» и т.п. Большое внимание следует уделить образованию разных форм глаголов и спряжению глаголов по лицам и числам. Это возможно сделать в играх «Подай команду», «Кто как говорит» и «Кто что делает». Дети учатся строить связные высказывания, словосочетания и предложения в играх «Закончи предложение», «Зачем тебе нужны…?», «Что для чего?», «Добавь слово», «Построй предложение», «Скажи, кто что делает и что будет делать потом?» и др.

В старшем дошкольном возрасте первостепенными становятся задачи совершенствования, усложнения синтаксической стороны речи, усвоения способов словообразования всех частей речи, исключений (несклоняемых существительных, форм глаголов повелительного наклонения), самостоятельное использование грамматических форм, различение смысловых значений глаголов и имён прилагательных, умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

Тренироваться в употреблении предложений с сочинительной и подчинительной связью возможно с использованием игр «Дополни (закончи) предложение», «Если бы я был художником (волшебником) …», «Что напутал Буратино?», «Что и для чего». Также детям можно предложить придумывать загадки и предложения с обобщающими словами.

Усвоение способов словообразования глаголов можно осуществлять через игры «Вы хотите? – Мы хотим», «Петрушкины команды», «Зайкина гимнастика», «Зайка, сделай!», «Что для чего?», «Почтальон принёс открытки», «Что изменилось?», «Прятки», «Холодно – горячо». А для обогащения речи детей морфологическими средствами подойдут игры «Объясни (что такое холодильник, вездеход)», «Найди родственников», «Скажи одним словом».

Особое внимание следует уделить играм и упражнениям для отработки падежных окончаний существительных: «Чей голос?», «Закрытый стакан», «Исправь ошибку», «Повара», «Дружная семья», «Ответь на вопросы», «Что с чем?», «Чем защищаются?», а также несклоняемым существительным. Данные навыки можно тренировать у детей с помощью игровых упражнений: «Письмо от Буратино», «Динамическая пауза», «Закончи предложение» и др. Для исключения затруднений в употреблении притяжательных прилагательных можно применять игры «Чей хвост, чья голова?», «Чей голос?», «Я начну, а ты продолжи».

Речь, звучащая с экранов телевизоров, слышимая от окружающих детей далека от норм литературного языка, поэтому первостепенное значение имеет речь воспитателя и то, как он умеет создавать благоприятные условия для работы по формированию речи детей и для этого использовать игру, рисование, художественное слово и др. средства, побуждающие познавательную активность ребёнка. Воспитатель может создавать такие ситуации, которые побуждают ребенка к беседе, высказываниям, ответам на вопросы, показывая пример правильного построения предложений, словосочетаний. При этом не нужно забывать хвалить детей за точный и верный ответ: «Молодец! Ты быстро научился! Я не смогла бы сказать лучше. Как здорово у тебя сегодня получилось!»

Но все-таки большую часть речевого опыта ребенок получает в семье. И от того, какова речь родителей, будет зависеть речь ребёнка. Ведь усвоение принятых норм речи опирается во многом на механизм подражания, которое для ребенка – не пассивный процесс. Оно основано на активной познавательной и речевой деятельности. Поэтому еще одно направление работы педагога -  тесное общение с  семьей воспитанника.

Это сотрудничество возможно через проведение родительских собраний; подгрупповых и индивидуальных консультаций, бесед и оформление стендовой информации. Кроме того, неоценима помощь семьи в организации самоконтроля ребёнка за речью. Ведь родители – наиболее заинтересованные лица в дальнейшем успешном обучении своих детей в школе.

В результате совместной работы повышается заинтересованность родителей в формировании речи детей, появляется потребность в ее совершенствовании, взрослые больше следят за своей речью и поправляют неверные речевые высказывания детей.

Вышеописанные методы и приемы были применены нами на группе детей среднего – старшего дошкольного возраста МКДОУ №163 г. Кирова 2011-2014 гг. На начальном этапе дети в основном имели низкий уровень речевого развития. Лишь 17% детей имели средний и высокий уровень развития речи. В процессе работы с детьми процент с высоким и средним уровнем развития речи увеличился до 86%.

Таким образом, используя данные приемы дети научатся следовать в своей речевой практике основным грамматическим правилам, поймут и будут правильно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные), соединяя их соответствующими союзами.

open-lesson.net


Смотрите также