Урок русского языка во 2 классе на тему: "Разбор слова по составу". Разбор слова по составу упражнения 2 класс


Урок. Разбор слова по составу. 2 класс

Разбор слова по составу

Г.Г.Махатова

Учитель начальных классов

ГУ «СОШ им. Б. Колдасбаева

отдела образования

Амангельдинского района»

Цель: систематизация изученных знаний о составе слова.

Задачи: сформировать умение разбирать слова по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки; развивать речь, внимание, логическое мышление, умение выделять главное, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, в группе, творческие способности, расширять словарный запас; воспитывать любовь к родному краю, чувства взаимопомощи, позитивной оценки и самооценки.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточка – помощница у каждого ученика, снежинка с графическим изображением частей слова.

Ход урока:

1.Организационный момент.

*Психологический настрой на урок.

*Класс делится на две группы.

*Выбор капитанов команд.

*Команды получают оценочные листы.

2.Работа в тетради.

1.Запись числа.

Буква, которая соответствует первому звуку в слове лес.

Подберите однокоренные слова: -Что объединяет эти слова? Какое слово является проверочным?

3.Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы обобщим все имеющиеся у вас знания о составе слова.

Какую цель поставим?Повторим порядок разбора слов по составу.

1 задание «Разминка». Сформировать лицо грамматического человечка.

Графически обозначьте левый глаз, как окончание.

Графически обозначьте правый глаз, как суффикс.

Нос обозначьте, как приставку.

Обозначьте рот, как корень.

Взаимопроверка. Вот такой грамматический человек у нас получился.

-Как вы думаете, какое настроение у нашего грамматического человечка?

*Выражение лица у него немного грустное, но я думаю ребята, мы должны в течение урока очень хорошо работать, чтобы поднять настроение нашему человечку.

2 задание. Работа в тетради.

Запись слов под диктовку: зима, зимний, зимушка, озимые,зимовье.

*Объяснить значение слова «озимые».

-Что можно сказать про эти слова?Обозначьте корень.

3 задание. Игра «Снежинки».

-К нам на землю спустились снежинки. На обратной стороне есть значок обозначающий часть слова. Назовите его и дайте определение. За каждый правильный ответ 1 балл.

Физминутка

4 задание. Флипчарт.

1 команда: Найти в словах окончание и корень.

Трава, вода, зебра, кони.

2 команда: Образовать новые слова с помощью суффиксов, обозначить корень и суффикс.

-Помогите животным найти своих детёнышей.

Волк - …, белка - …, кот - …, слон - … .

5 задание.

Опять задание, но это задание выполним в тетради. Максимально 4 балла. За каждый правильный ответ 1 балл.

2 команда. *Леса, лесник, лесная, горы.

6 задание. Тест.

В тесте 6 вопросов, если вы соедините буквы правильных ответов, получите ключевое слово. Какое слово получится, вы узнаете выполнив тест. За тест вы заработаете 6 баллов.

  1. Часть слова без окончания, называется

Е – корень

У – основа слова

  1. Чтобы найти корень надо:

Л – изменить слово

М – подобрать однокоренное слово

  1. Окончание - это

Н – изменяемая часть слова

П – неизменяемая часть слова

  1. Суффикс служит:

И – для образования новых слов

Ы – для образования формы слова

  1. Приставка стоит

Х – после корня

К – перед корнем

  1. Приставка, корень, суффикс

И – образует основу слова

Я – не образует основу слова

Самопроверка.

-Какое слово получилось? УМНИКИ

-Вы согласны?

Рефлексия

-Вам понравился наш урок? Как вы думаете, мы достигли цели? (2 ученика из каждой команды высказывают своё мнение).

Капитаны, про работу своей команды.

Рефлексия «Фруктовый сад»

Яблоня – если урок понравился, прикрепит стикеры с пожеланиями на яблоню.

Клён, оставить на парте – урок не понравился.

Обобщение. Слово учителя о работе команд. Оценивание ответов учащихся.

д/з: с.141, упр 400

Вы справились со всеми заданиями, и грамматический человечек вам улыбнулся.(На доске появляется другой грамматический человечек, но уже с улыбкой).

infourok.ru

"Разбор слова по составу". страница 2

- Списать слова, разобрать их по составу, подобрать схемы к словам на доске (ребята выполняют работу в тетради, подбирают схемы к словам на доске, проверяют себя).

Ребята выполняют аналогичную работу.

Личностные. Активизируется самостоятельность, создается ситуация успеха.

Регулятивные. Выполняют учебные действия, осуществляют контроль.

Познавательные. Классификация по заданным параметрам, группируют объекты.

Личностные. Мотивированы на достижение цели познания.

Коммуникативные. Контролируют действия одноклассников.

С 4.Самостоятельная работа

1.Решать типовые задания.

2.Закреплять способ их решения.

- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Молчанка».

На доске записаны слова в два столбика. чистый часовой

перегородка подберёзовик побелка капустная

цепочка листик

- Молодцы. Внимание на доску. Перед вами схема. Как вы думаете, какое задание вам предстоит сделать?

- Верно. Но работать вы будете не самостоятельно, а в парах. Итак, приступаем к работе.

Одновременно два ученика выходят к доске и выделяют в словах окончания, молча, садятся, другие ученики – основу, следующие – корень, приставки, последние – суффиксы. Если допущены ошибки, их исправляет капитан команды. Какой ряд быстрее разберёт слова, тот и победил.

- Составить слова по этой схеме.

Работа в парах. Коллективное обсуждение слов, которые получились у разных пар

Регулятивные. Сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль. Осуществляют контроль, выполняют учебное действие в уме. Пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные. Формируют собственное мнение. Учатся владеть речью.

Познавательные. Работа с информацией в разной форме. Анализируют материал, Выделяют главное. Осуществляют поиск информации.

Личностные. Способность к самооценке, ориентирование на понимание причин успеха в учении.

6. Индивиду-

альная работа с взаимопроверкой

1.Самостоятельно решать поставленные задачи.

2.Уметь проверить результат работы.

3. Почувствовать себя успешным.

Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом.

Карточка №1.

Разберите слова по составу.

Леса, школьный, перелёт, самолёт, дорожный, напольный.

Карточка № 2

1. Какое слово лишнее? Почему?

Нос, носик, носатый, носок.   Горы, горный, горе, гористый.   Белый, белка, побелка, белила. Лес, леска, лесной, лесочек. Пар, парилка, парочка.  

Карточка №3 задание на «5»

  1. – Ребята, отгадайте шараду.Корень мой находится в цене,В очерке найти приставку мнеСуффикс мой в тетрадке, все встречаем

  2. Весь же в дневнике я и в журнале (Оценка)

  3. Распределите слова в зависимости от их состава в три группы. Запишите. Объясните выбор признака объединения слов.Лес, лесник, лесок, перелесок, дождь, дождливый, дорога, подорожник, головушка, свет, рассветный, подставка, доброта, город.

Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия.

Личностные. Проявляют интерес к новому.

Коммуникативные. Формулируют собственное мнение, контролируют действия товарищей.

7. Подведение

итога урока.

Рефлексия.

1.Рефлексия деятельности на уроке.

2.Самооценка собственной деятельности.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку 2 класс " Разбор слов по составу"

разбор слов по составу

Цели деятельности учителя: рассмотреть алгоритм разбора слова по составу; учить выполнять разбор слова по составу; совершенствовать умение работать с памятками по устному и графическому разбору слов.

Планируемые результаты: личностные: выражают желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда; обнаруживают умение преодолевать трудности; метапредметные: регулятивные – научатся следоватьрекомендациям памяток при анализе и списывании текстов, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании; познавательные – научатся выполнять анализ слова по составу, ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника; коммуникативные – на-учатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; предметные:научатся выполнять разбор слова по составу.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

– Если рассмотреть листик растения под микроскопом, то можно увидеть недвижимое – те части, из которых состоит листик. А если рассмотреть «под микроскопом» слово?

Слова – названия предметов, признаков, действий – могут изменяться.

– У этих частей речи изменяется окончание. Окончание – это изменяемая часть слова.

У данных слов можно обнаружить общую часть, в которой выражено их основное значение.

Общая часть родственных слов, в которой выражено их основное лексическое значение, называется корнем.

Слова, которые имеют общий корень, называются родственными, или однокоренными, словами.

Разные приставки – разные слова!

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем. Она служит для образования новых слов.

У данных слов один и тот же суффикс. Суффикс – это значимая часть слова, которая следует за корнем. Суффикс обычно служит для образования новых слов.

– Сегодня на уроке будем выполнять анализ (разбор) слова по составу.

II. Проверочная работа. Тест «Состав слова».

1. Подчеркните слова с суффиксом -ик- .

Дворик, дикий, сникнуть, мячик, мальчик, носик, крик, пикать, обмен, столик.

2. Подчеркните слова с суффиксом -к- .

Чайка, прогулка, риск, свечка, ночка, внучка, кружка, рык, пекарь, полковой.

3. Подчеркните слова с приставками:

Принести, катать, помогать, печь, смотреть, растить, обрадовать, вести.

4. Подчеркните слова с приставкой с- .

Спелый, сломать, слово, сдать, смешной, сделать, скользкий, слепить, скакать, слепой.

5. Подчеркните слова с окончанием -а / -я.

Ёлка, солнце, сказка, озеро, волшебство, улыбка, вода, слово, гора, село.

6. Подчеркните слова, построенные по схеме:

Зима, дорожка, весна, домишко, корзинка, подбородок, пригородный, переходный.

7. Укажите часть слова, без которой не может существовать слово:

а) приставка; в) суффикс;

б) корень; г) окончание.

III. Работа по учебнику.

– Составьте предложения со словом «хвоя» (упражнение 12).

– Составьте схему связи слов в этом предложении.

Осенью у лиственницы нежная хвоя желтеет.

– Составьте и запишите рассказ из упражнения 13.

В берёзовой роще гнездились грачи. Кот залез на дерево и пополз к гнезду. Старый грач заметил рыжего разбойника.

– Продолжите устно рассказ так, чтобы в конце его можно было сказать: «Больше кот в роще не появлялся».

IV. Рефлексия деятельности.

– Послушайте шуточное стихотворение:

О ЧЁМ СПРОСИЛА ОЛЯ?

Бродили мы по сказочным, – Чего, – спросила Оленька,−

Таинственным местам, Разросся он везде?!

Всё папоротник, папоротник, А маморотник, маморотник,

Папоротник там. Маморотник где?

С. Погореловский

− Какую ошибку допустила Оля? Как она получила слово «маморотник»? Назовите части слова.

Домашнее задание: упражнение 5 (рабочая тетрадь, с. 32).

infourok.ru


Смотрите также