Обобщение и повторение по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс. Пунктуация упражнения 5 класс


Дидактический материал по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Тема: Прямая речь

Карточки для взаимодиктанта

Задание: записать предложения, расставить знаки препинания

Карточка № 1

  1. Мама сказала: «Летом мы поедем к бабушке».

  2. «Я заблудился», - сказал Сергей.

  3. Врач подошёл к нему и спросил: «Как вы себя чувствуете?»

Карточка № 2

  1. «Пойдём на каток», - предложила подруга.

  2. «Бери свою стрелу», - говорит лягушка.

  3. Ребята поинтересовались: «Куда едет этот автобус?»

Карточка № 3

  1. «Я заболела», - сказала Маша.

  2. Девочка закричала : «Папа приехал!»

  3. «Сколько тебе лет, Антипыч ?»- спрашивали мы.

Карточка № 4

  1. «Вы здесь живёте?» - спросила я.

  2. «Всем хорошим я обязан книгам», - писал М. Горький.

  3. Мама сказала: «Я вернусь из командировки в субботу».

Карточка № 5

1.Федя посмотрел на небо и сказал: «Гроза будет».

2. Чук и Гек закричали: «Это письмо от папы!»

3. «Операция прошла успешно», - сообщил хирург.

Карточка № 6

  1. «Дениска, ты можешь выступить на концерте?»- спросила Зина.

  2. . Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

  3. Ребята кричали : «Птицы прилетели!»

Карточка № 7

1.Отец сказал: «Вернусь к обеду».

2.Мама спросила: «Когда отходит последний поезд?»

3. «Ветер к утру утихнет», - уверяли нас моряки.

Карточка № 8

1.»Отец не приедет», - сказала мать.

2. «Ты уже прочитала эту книгу?»- спросила подруга.

3. Маша сказала: «Я люблю ходить в этот парк осенью».

Карточка № 9

  1. Классный руководитель сообщил: «Завтра состоится родительское собрание».

  2. «Соревнования состоятся через месяц», - сказал тренер.

  3. «Как здесь красиво!»- воскликнула девочка.

Карточка № 10

  1. Ребята сказали леснику: «Мы заблудились».

  2. «Откуда это дым валит?»- удивились ребята.

  3. Федя спросил: «Картошка сварилась?»

Тема: Словосочетание

Задание: записать словосочетания, указать главные и зависимые слова, составить схему

Карточка № 1

Показался на горизонте, на чудесной картине, в осеннем лесу, объяснил другу, интересную сказку, игра в снежки , срывает с деревьев ,падают в грязь, восхищаются подвигом, на широком просторе.

Карточка № 2

Проверка диктанта, серьёзный разговор, восход солнца, бежать по тропинке,

заботиться о сестрёнке , на вершине ели, у известного мастера, рассказывают сказки, ехал на лошади, приехал в субботу.

Карточка № 3

В ночной тишине, исправить ошибки, делают зарядку , пирожки с капустой ,птичьи гнёзда, гуляет по аллее, встречал брата, кисти рябины, по узкой тропинке, покрылось ковром.

Карточка № 4

Тёплого лета, съедобные грибы, с раннего утра, из соседнего города, заросли малины, раскаты грома, отправиться в поход, стремиться к знаниям, в звёздную ночь, приехал на вокзал.

Карточка № 5

Рисует красками, восхищается подвигом, красивая степь, встретился с друзьями, перед утренней зарёй, на окраине аула, свежий воздух, отвечать у доски, слушать музыку, на берегу реки.

Карточка № 6

Въехали в лес, у лесного озера, в кустах сирени, учиться в школе, вьют гнёзда, вручение медали, у глубокого оврага, белая берёза, заметили лису, ясные дни, писать письмо.

Тема: Главные и второстепенные члены предложения

Карточка № 1

1.Что называется подлежащим?

2.Найдите в предложениях главные члены предложения

1.Липа - красивое дерево.

2.Липа вынослива.

3.Летом над липой вьются пчёлы.

Карточка № 2

1.Что называется сказуемым?

2. Найдите главные члены предложения

1.Казахстан- наша Родина.

2. Книга- зеркало жизни.

3. Пословица- мудрость народа.

Карточка № 3

1.Что называется дополнением?

2.Найти дополнения в предложениях.

1.Ветер сломал дерево.

2. Птицы вьют гнёзда.

3.Приплыла к нему рыбка.

4. Лес пахнет дубом и сосной

5.Дорожки в саду усыпаны гравием.

6. Автобус привёз экскурсантов.

7. На балконе стояли мешки с яблоками.

8. Ребёнок радуется игрушкам.

9 Туман окутал землю.

Карточка № 4

1.Что называется определением?

2. Найти определения в предложениях.

1.Мы вошли в сосновый бор.

2. Сухие листья шуршат под ногами.

3.Появилсь первые, весенние цветы.

4.Осеннее солнце осветило поляну.

5.Последние птицы спрятались под крыши.

6.Тяжёлую тучу прорезали яркие молнии.

Карточка № 5

1.Что называется обстоятельством?

2.Найти в предложениях обстоятельства.

1.Вчера мы ходили в поход.

2.Домой мы вернулись вечером.

3.Он читает громко.

Карточка № 6

1.Какие предложения называются распространенными нераспространёнными?

2. Распространите второстепенными членами данные предложения.

1. Качается трава.

2. Растут деревья.

3.Шли ребята.

4.Наступила осень.

5.Птицы улетают.

Тема: Сложные предложения.

Задание: Записать предложения, дать характеристику.

Карточки для взаимодиктанта

Карточка № 1

1.В костёр дед подложил поленья, чтобы они горели всю ночь.( сложное, СПП)

2.Сверкнула молния, и ударил гром.( сложное, ССП)

Карточка № 2

1.Лес проснулся, когда взошло солнце.( сложное, СПП)

2. Глаза дела боятся, а руки делают. ( сложное, ССП)

Карточка № 3

1.Надвигалась туча, и подул сильный ветер. ( сложное, ССП)

2.Я закричал, чтобы они остановили корабль. ( сложное, СПП)

Карточка № 4

1.Подул ветерок, пошёл мелкий снег. ( сложное, БСП)

2.Птица вылетела из кустов, когда я вышел на поляну. ( сложное, СПП)

Карточка № 5

1.За лесом всходит солнце, просыпается природа. ( сложное , БСП)

2. Машины засветили фары, потому что шёл сильный снег. ( сложное, СПП)

Карточка № 6

1.

Тема: Синтаксический разбор предложений

Задание: выполнить синтаксический разбор предложений

Карточка № 1

1.От горячего света солнца быстро высыхают капельки росы.

2.Ударил первый мороз, и иней посеребрил траву.

Карточка № 2

1.Летят птицы и шлют прощальный привет родным местам.

2.Опустели поля и луга, и потянулись в небе косяки птиц.

Карточка № 3

1.Яркое солнце осветило деревья.

2.Цветут луга, шумят колосья хлеба.

Карточка № 4

1На лесной поляне росла огромная ель.

2.Труд человека кормит, а лень портит.

Карточка № 5

1.Весной ребята в теплице сажали рассаду.

2.Глаза боятся , а руки делают.

Карточка № 6

1.В тени берёз расположились грибники.

2.Пригрело солнце, и зазеленела трава.

Карточка № 7

1.Стая птиц улетела далеко за лес.

2.Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым

Чтение — вот лучшее учение.Книга — это источник знаний.

Осень — пора грибов.

Зима - прекрасное время года

Грачи – это друзья весны.

Снегири – гости зимние.

Пословица - всем делам помощница.

Каток- спортивное сооружение.

Моя сестра- продавец.

Лес – наше богатство

Тематическая карточка «Синтаксис»

1.Что изучает синтаксис?

2.Что такое словосочетание, чем оно отличается от слова?

3.Каково строение словосочетаний?

4.Что такое грамматическая основа предложения?

5.Какие предложения называются двусоставными, а какие односоставными?

6.Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

7.Что называется дополнением?

8. Что называется определением ?

9. Что называется обстоятельством ?

10.Какие предложения бывают по цели высказывания?

11.Какие предложения называются распространёнными ,нераспространёнными?

12.Что называется однородными членами предложения? Как расставляются знаки препинания в предложениях с однородными членами?

13.Что такое обобщающие слова? Какие знаки препинания ставятся между обобщающим словом и однородными членами?

14 Что называется обращением? Какими знаками препинания выделяются обращения?

15.Что называется вводными словами? Как расставляются знаки препинания?

16.Что называется сложным предложением? Какой знак препинания ставится в сложном предложении между простыми предложениями?

17Что такое прямая речь ? От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?

18.Что такое диалог? Как расставляются знаки препинания в диалоге?

Выполнить синтаксический разбор предложений

Карточка № 1

Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки.Чёрная туча уходила через поля и

леса на юг.

Карточка № 2

Тропа вывела мальчика к чистому ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой.

infourok.ru

Тренировочные задания по теме "Синтаксис" для 5-6 класса

Повторение изученного в 5 классе. Правописание.

Орфография и пунктуация.

Задание 1 (к упр. 29, стр.13): расставьте нужные знаки препинания в предложениях в соответствии с условием.

  1. Запятая ставится между частями сложного предложения.

Прошло жаркое лето и наступила осень.

Стояли ясные дни птицы готовились к перелету.

С утра был туман но к завтраку погода разгулялась.

Приближался конец сентября а холода еще не наступали.

Начался ливень и мы побежали к сторожке.

Я взяла банку и увидела что вся она полна муравьями.

Когда я уходила из кладовой я посмотрела еще раз на банку.

Учитель объявил что нас класс пойдет в поход.

  1. Запятая ставится между однородными членами предложения при бессоюзной связи и при повторяющихся союзах.

Ласточки грачи дрозды жаворонки соловьи осенью улетают в теплые края.

Перед отлетом они волнуются кричат суетятся.

Перелетные птицы направляются на Кавказ в Крым в Египет.

Искры летели налево направо вверх.

Кузнечики сверчки и медведки затянули в траве свою скрипучую музыку.

Туча прошла а дождя не принесла.

Месяц светит но не греет.

Щеки румяны и полны и смуглы.

Их и поит и кормит и ответ держать велит.

  1. Запятая ставится для выделения обращений.

О чем ты девочка плачешь?

Что царевич ты не весел?

Здравствуйте Иван Федорович!

Ребята не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку!

Не уходи Игорь помоги мне пожалуйста решить задачу.

Где ты был Сережа?

Мама разреши мне сегодня пойти в кино.

Вероника где ты отдыхала?

  1. Запятая ставится при оформлении прямой речи.

И сказала скалка Мне Федору жалко.

И заплакали блюдца Не лучше ль вернуться?

И зарыдало корыто Увы, я разбито!

И чайник шепнул утюгу Я дальше идти не могу.

Стой братцы стой кричит Мартышка.

Ах ты обжора Ах злодей тут Ваську Повар укоряет.

Здравствуй сестрица что ты кушаешь спрашивает волк.

*Материал взят из учебника «Русский язык. 5 класс» Т.А. Ладыженской.

  1. Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

В тайге водятся хищные животные волки рыси.

На столе лежали инструменты молоток долото пила клещи.

Летом ребята приносили разные цветы ромашки васильки колокольчики.

В вазе лежали фрукты яблоки груши сливы.

  1. Двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью.

А рыженькая учит Ты братец ступай на реку опусти хвост в прорубь.

Мы попросили лесника Проводи нас дедушка!

Он пригласил Ступайте ребята за мной!

Девочка протянула руку и спросила Это у вас есть слепой мальчик?

Маршал поднял голову и недовольно спросил Кто вы сударь?

  1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже.

Афоризм краткое изречение.

Книга есть жизнь нашего времени.

Моя сестра тренер по плаванью.

Азбука к мудрости ступенька.

Чтение вот лучшее учение.

  1. Тире ставиться, если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола (или один из них инфинитив, а другое - существительное).

Любить стихи значит учить их.

Понять значит простить.

Безумство храбрых вот мудрость жизни.

Слушать тебя  наслаждение.Мой долг  предупредить тебя об опасности.

Ученого учить только портить.

  1. Тире ставится перед обобщающим словом после однородных членов предложения.

Затуманенный лес озеро небо все было серое вокруг.

Совесть благородство и достоинство вот оно святое наше воинство.

Поручни  компасы  бинокли всякие приборы   всё это было медное .

 И эти поездки и наши с ней разговоры  всё проникнуто было щемящей, безысходной тоской.

Старые обиды давние надежды все зашевелилось в его душе

И газеты и телевидение и радио все средства массовой информации переполнены рекламой.

Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы ничто не мешало ему работать.

  1. Тире ставится после прямой речи перед словами автора (смотри задания выше).

*Задания взяты из сборника дидактических материалов Воителевой Т.М. «Русский язык: Синтаксис и пунктуация»

Контрольное списывание.

Прочитай (перепиши) текст, вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания.

Белые фонарики.

Цв…ты ранней в…сны не славят…ся сильным зап…хом. Они чуть пахнут мед…м а больше л…сной свежестью. Зап…х это приманка для нас…комых. Нас…комые переносят цв…точ…ную пыльцу с цв…тка на цв…ток. В апреле в нижнем этаже леса св…тло. Хорошо видно все цв…ты потому что д…ревья еще не оделись л…ствой.

Но пришел май б…льшими и ш…рокими стали листья д…ревьев. А мы рады теплу и г…ворим Здра(ст, вст)вуй синий май! Вот уже и ландыши светят…ся кивают своими белыми г…ловками. Ландышами к…нчается светлая л…сная в…сна и наступает л…сное т…нистое лето.

(Н.А. Надеждина)

Выполни задания к тексту.

  1. Синтаксический разбор последнего предложения (подчеркнуть все слова как члены предложения, над каждым словом указать часть речи, дать характеристику предложения). План разбора в учебнике в разделе «Справочные материалы», стр.317

  2. Морфемный разбор следующих слов:

Г…ловками, б…льшими, славят…ся

  1. Выпиши этикетное слово из текста. Какова его роль?

*Текст взят из учебно-методического издания Петрухиной Е.П. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс»

multiurok.ru

Обобщение и повторение по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Открытый урок русского языка

5 класс

Тема: «Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Приёмы: «Кластеры», «Таблицы», «Тонкие и толстые вопросы», «Опережающего обучения»

Цели и задачи урока:

  1. Обобщить и повторить знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении темы: «Синтаксис и пунктуация»

  2. Проанализировать знания учащихся по теме

  3. Развивать навыки самостоятельной работы

  4. Развивать речь и мышление учащихся

  5. Развивать умение работы с текстом ( нахождение нужной информации ,форматирование, преобразование текста в кластеры или таблицы)

  6. Проанализировать приёмы обучения с опережением

  7. Проанализировать использование на уроке приёмов и методов, направленных на подготовку учащихся к ЕГЭ

Перед уроком учитель создаёт презентацию с тестовыми заданиями.

Интернет – ресурсы: WWWHYPERLINK "http://www.ege.ru/".HYPERLINK "http://www.ege.ru/"egeHYPERLINK "http://www.ege.ru/".HYPERLINK "http://www.ege.ru/"ru

www.gramota.ru

DVD – «Орфография и пунктуация»

Ход урока:

  1. Словарный диктант (Приём : «Тонких и толстых вопросов»)

(Учащиеся выходят к доске по цепочке, пишут словосочетания и слова, выделяют «ошибкоопасные» места в словах, поясняют – почему именно эту морфему они считают « ошибкоопасной»)

Широкая просека, появиться из- за горизонта, проливать воду, исчезать в трясине, далеко от леса, удивительное зрелище, объединиться в борьбе, раздаваться в тиши, сильное землетрясение, проявлять эмоции, передавал письмо, соединить провода, узкая долина, удалить из зала, багряный оттенок, потому что, будто

  1. Обобщение и повторение по теме: «Словосочетание» (Приём : «Кластеры» или «Таблицы»)

Стадия вызова - Что вы знаете о словосочетании?

Перед вами учебник. Составьте с помощью параграфов схему или план ответа на мой вопрос.

Стадия осмысления Вариант выполнения задания № 1

1 Что называется словосочетанием?

2 Как называются слова в словосочетании?

3 На какие группы делятся словосочетания?

Вариант выполнения задания №2

Словосочетание ( 2 слова, связанные по смыслу и грамматически)

главное зависимое

глагольное именное

Стадия рефлексии

- Запишите в 2 столбика глагольные и именные словосочетания

Удивительная картина, раздаваться в лесу, преподавать математику, объединиться в группы, далёкий горизонт, долина реки.

- По какому признаку вы распределяли словосочетания по группам?

- Выполните синтаксический разбор любого словосочетания самостоятельно

- Найдите ошибки, допущенные учащимися при выписывании словосочетаний из предложения: Роса блестела на траве крупными каплями.

1 роса блестела

2 блестела на траве

3 на траве

4 блестела каплями

5 крупными каплями

(1, 3)

Приём : «Тонких и толстых вопросов»

- Почему вы считаете эти ответы неверными?

3 Обобщение и повторение по теме: «Синтаксис и пунктуация»

(Приём: «Кластеры», «Таблицы», «Толстых и тонких вопросов»)

Стадия вызова

- Что вы знаете о предложении?

- Вы также можете воспользоваться материалом учебника и подготовить ответ на вопрос в виде кластера или таблицы.

Стадия осмысления

Вариант выполнения задания

Стадия рефлексии

- Выполните тест (знаки препинания не расставлены если подготовка учащихся даёт возможность осложнить задание) Приём: « Опережающего обучения». (Считаю возможным при хорошей успеваемости учащихся вводить тестовую усложнённую форму проверки знаний)

1 Найти простые предложения

1 Выплыло из- за туч солнышко и разбросало на землю свои лучи.

2 Распустилась черёмуха и над самой водой позеленели кусты смородины.

3 Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.

4 Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.

5 Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

6 Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер.

(1, 3, 5)

2 Найти сложные предложения

1 Семечко клёна с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро понеслось.

2 Кончается светлая лесная весна и начинается тенистое лесное лето.

3 Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало тучи.

4 Листва сомкнулась и потемнел лес.

5 Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку.

(2, 4, 5)

Указать предложение, соответствующее схеме [ - =], [ - =] .

1Целый день трудится и поёт жаворонок чтобы люди работали веселей.

2 Из – за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез.

3 Днём и ночью шумят и бьются о скалы морские волны.

4 В тундре круглый год ездят на нартах потому что они хорошо скользят по снегу и мху.

5 Поезд пролетел через мост и Наташа загляделась на реку.

(5)

Указать предложение, соответствующее схеме [- =],(…- =).

1 Солнце уже скрылось за горизонтом когда девочка нашла дорогу к селу.

2 Лиса подползла к полынье где плавала Серая шейка.

3 Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла.

4 В воздухе стоял аромат душистых трав а с неба глядело ласковое солнце.

5 Летом будет высокий урожай трав если в апреле будет много воды на лугах.

(1)

- Выполните синтаксический разбор предложения, поясняя каждый пункт разбора . Приём: «Тонких и толстых вопросов», «Опережающее обучение»

Сегодня на уроке присутствуют гости из нашей школы.

Пример выполнения задания

Подлежащее – гости, потому что о них говорится в предложении, выражено именем существительным.

О гостях говорится, что они присутствуют – это сказуемое, выражено глаголом.

Присутствуют (когда?) сегодня – это обстоятельство времени( по программе учащиеся 5 класса не знакомятся с подвидами второстепенных членов предложения), выражено наречием.

Присутствуют (где?) на уроке – это обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом.

Гости (какие?) из школы – это несогласованное определение, выражено именем существительным с предлогом.

Из школы (чьей?) нашей – это согласованное определение, выражено местоимением.

Характеристика предложения

1 По цели высказывания – предложение повествовательное, т.к. содержит сообщение.

2 По интонации – предложение невосклицательное, т.к. не окрашено эмоционально.

3 По наличию грамматических основ – предложение простое, т.к. в нём одна грамматическая основа.

4 По наличию главных членов предложения – предложение двусоставное, т.к. в нём есть оба главных члена.

5 По наличию второстепенных членов предложения – предложение распространённое, т.к. кроме главных в нём есть и второстепенные члены предложения.

6 Предложение полное, т.к. в нём всё понятно.

7 Предложение не осложнено.

- Чем может быть осложнено предложение?

(Обращением, вводными словами, однородными членами)

- Выполните синтаксический разбор предложений с использованием кода:

1 – подлежащее

2 – сказуемое

3 – дополнение

4 – определение

5 – обстоятельство

Звонко, тонко журчит вода.

(5,5,2,1)

Белая туча постепенно заволакивала горизонт.

(4,1,5,2,3)

Над городом долго стоял сплошной туман.

(5,5,2,4,1)

- Выполните графический диктант

1 Всем знакомые муравьи – удивительные насекомые.

[- - =].

2 Знаете ли вы, что у них есть свой молочный скот?

[= - ],(что = - ).

3 Тля выделяет сладкий сок, который муравьи подхватывают прямо с её брюшка.

[ - = ] ,(который - = ).

4 Они охраняют тлю и защищают её от врагов.

[ - = и = ].

5 Муравьи не спасаются бегством, они бросаются на помощь.

[ - = ] , [ - = ].

6 Они подхватывают коров и убегают вместе с ними.

[ - = и = ].

4 Подведение итогов урока.

- Что мы повторили сегодня на уроке? Что нового вы узнали?

infourok.ru

Повторительные упражнения по пунктуации

Дата: 05.12.2014 Автор: Dictread Тема: Пунктуация при прямой речи и цитатах

Упражнение 386. Перепишите, расставив знаки препинания.

I. 1. Холмы все мельче и мельче дерева почти не видать Вот она наконец безграничная необозримая степь (Т.) 2. Расчудесное это занятие снегирей ловить (Горьк.) 3. Небольшие домишки огороды переулки кончавшиеся на береговых песках все это выступает яснее в белесой предутренней мгле (Кор.) 4. Ах собака что делает одобряли пляску зрители (Скит.) 5. Грязь была непролазная телега маленькая еле живая лошаденка ушастая как осел слабосильная (Бун.) 6. В воздухе веяла водяная свежесть которая однако мешалась со зноем высокого высокого солнца (Бун.) 7. Днепр волновался и казалось что вся туманная синева Днепра и ночи клубится и дышит холодом морской дали … (Бун.) 8. Орел наконец пошел развив скорость и догнав эскадру занял свое место в строю (Н.-Пр.) 9. Отто медленно пораженный величием окружающего леса шел за бирманцем молча посматривая по сторонам (Тихон.) 10. Тревога Боевая тревога Канун перемен подумал Бахирев Каких Что умрет с этой смертью Что будет жить вечно (Пан.) 11. Капитан-лейтенант Гусельников комиссар дивизиона сторожевых кораблей обосновался на Сенге (Год.) 12. Жених Василий Фрянсков крупный глазастый с крутыми квадратной формы скулами стоял впереди возле кабины (Фом.) 13. На площади Толстого усаженную каннами клумбу медленно огибал грузовик (Первом.) 14. Он Цагеридзе любит открытую светлую а не вынужденную откровенность (Сарт.) 15. Читал я где-то как однажды этот самый Наполеон император французский сказал От великого до смешного один шаг (Сарт.)

 

II. 1. И я заметив это сомнение выражением лица умолял ее сказать мне все но она сказала Нынче говорят в университете уже мало занимаются науками и подозвала свою собачку Сюзетку (Л. Т.) 2. Там проскакал сломя голову жандарм от губернатора к доктору и всякий знает что ее превосходительство изволит родить хотя по мнению разных кумушек и бабушек об этом заранее знать не следовало бы Все спрашивают что дочку или сына (Гонч.) 3. Начали и мы тропическую жизнь блаженное безделье лежанье в длинных камышовых креслах на палубе в прозрачной полной света тени (Бун.) 4. Совсем стемнело тихо зашептался с лесом дождь А когда мы выбежали на балкон дачи под парусиновый навес к чайному столу освещенному свечами в колпачках дождь уже лил как из ведра (Бун.) 5. Александр Львович прожил большую жизнь Был и придворным куртизаном чин его был обергоф-маршал и директором театров и знаменитым петербургским хлебосолом и как-то не удержался ни тут ни там не осел нигде и ехал сейчас за границу дошучивать свободное время которого кстати было много (Тын.) 6. Гриша маленький быстрый каюр в мягких унтах был молчалив Он невозмутимо сосал трубку и казалось ничего не видел ни Славки ни Колоколова ни оленей ни снующих вокруг ребятишек (Лавров) 7. Словом когда стало известно что правительством деньги на постройку моста Красноярску отпущены и что специалисты мостовики приедут а рабочих город должен выставить своих поднялось прямо невообразимое всем захотелось пойти на это строительство (Сарт.) 8. У стенок и на всем пространстве рейда теснятся суда крейсер лидеры эскадренные миноносцы сторожевые корабли быстроходные тральщики торпедные катера катера охотники основные силы флота (Год.) 9. Только к рассвету когда открылся керченский маяк и берега Крыма поросшие редкой сгоревшей травой мы вошли в зеленый и мутный пролив и шторм утих (Пауст.).

 

III. 1. Дело большое воевать со шведами грызя чубук проговорил Петр У собеседников насторожившиеся глаза поблескивали каминными огоньками Двенадцать тысяч саксонцев сила добрая Датский флот Гм Рыцари да паны Это еще бабушка в решете видела Шведы шведы Первое в Европе войско Трудно вам что-нибудь посоветовать (А. Н. Т.) 2. Наткнешься на сатирические и философские сочинения господина Вольтера и долго упиваешься милым й манерным слогом перевода Государи мои Эразм сочинил в шестомнадесять столетии похвалу дурачеству манерная пауза точка с запятою вы же приказываете мне превознесть пред вами разум (Бун.) 3. Когда поезд прогремев по туннелям вырвался наконец из желтых гор и как-то с размаху во всю свою даль и синеву развернулось море Леля бросилась к окну вскрикнула потом оглянулась на мать и на глазах ее Анна Петровна увидела неожиданные слезы (Пауст.) 4. Константин проснулся с чувством отлично выспавшегося и отдохнувшего человека с радостным ощущением ясного и теплого утра которое должно было быть в комнате но не размыкая глаз наслаждался и молодым здоровьем своего тела и бодрыми трелями трамвайных звонков с улицы и влажными шлепающими звуками за окнами казалось сбрасывают с крыш мокрый снег и поскрипываньем рассохшегося паркета от движений Аси по комнате и приглушенно тихим голосом радио из-за стены передавали гимнастику а когда открыл глаза то на секунду зажмурился от почти весеннего света и воздуха который имел запах земляничного мыла тончайшей пыли (Бонд.)

 

IV. 1. Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним Они спросили меня откуда я помолчали посторонились Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом Картина была чудесная около огней дрожало и как будто замирало упираясь в темноту круглое красноватое отражение пламя вспыхивая изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет острые длинные тени врываясь на Мгновенье в свою очередь добегали до самых огоньков мрак боролся со светом Иногда когда пламя горело слабее и кружок света суживался из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова гнедая с извилистой проточиной или вся белая внимательно и тупо смотрела на нас проворно жуя длинную траву и снова опускаясь тотчас скрывалась Только слышно было как она продолжала жевать и отфыркивалась Из освещенного места трудно разглядеть что делается в потемках и потому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы, и леса (Т.) 2. Но больше всего на веки вечные запомнил я как нежно гладили они руки твои чуть шершавые и такие теплые и прохладные как они гладили мои волосы и шею и грудь когда я в полусознании лежал на постели И когда бы я ни открыл глаза ты всегда была возле меня и ночник горел в комнате и ты глядела на меня своими запавшими очами будто из тьмы сама вся тихая и светлая будто в ризах Я целую чистые святые руки твои Ты проводила на войну сыновей если не ты так другая такая же как ты иных ты уже не дождешься вовеки а если эта чаша миновала тебя так она не миновала другую такую же как ты Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле и если стоят скирды на поле и бегут по рельсам поезда и вишни цветут в саду и пламя бушует в домне и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели когда он заболел или ранен все это сделали руки матери моей моей и его и его (Фад.)

 

Упражнение 387. Перепишите отрывки, взятые из изданий XIX века, расставляя знаки препинания и заменяя прописные буквы строчными в соответствии с современными правилами.

1. — Как? сказал Юрий ты тот знаменитый гражданин …

— И, барин! я просто гражданин нижегородский и ничем других не лучше. Разве ты не видел, как все граждане наперерыв друг перед другом отдавали свои имущества? на мне хоть это платье осталось а другой последнюю одежонку притащил на площадь: так мне ли хвалиться, боярин!

— Но разве не ты первый …

— Ну, да … я первый заговорил — так что же?.. великое дело!.. нельзя ж всем разом говорить; не я, так заговорил бы другой, не другой, так третий … а скажи-ка, боярин, уж не хочешь ли и ты пристать к нам? ты целовал крест королевичу Владиславу; а душа-то в тебе все-таки русская.

(Загоскин)

 

2. На вопрос, далеко ли деревня Заманиловка, мужики сняли шляпы, и один из них, бывший поумнее и носивший бороду клином, отвечал: «Маниловка может быть, а не Заманиловка?»

«Ну, да, Маниловка».

«Маниловка! а как проедешь еще одну версту, так вот тебе, то есть так прямо направо».

«Направо?» отозвался кучер.

«Направо» сказал мужик. «Это будет тебе дорога в Маниловку; а Заманиловки никакой нет. Она зовется так, то есть ее прозвание Маниловка, а Заманиловки тут вовсе нет. Там прямо на горе увидишь дом, каменный в два этажа, господский дом, в котором то есть, живет сам господин. Вот это тебе и есть Маниловка, а Заманиловки совсем нет никакой здесь, и не было».

(Гоголь)

 

Упражнение 388. Перепишите стихотворение С. Я. Маршака, расставив знаки препинания.

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания

Прибежал

Чудак

Восклицательный знак

Никогда он не молчит —

Оглушительно кричит

Ура

Долой

Караул

Разбой

Притащился кривоносый

Вопросительный знак

Задает он всем вопросы

Кто

Кого

Откуда

Как

Явились запятые

Девицы завитые

Живут они в диктовке

На каждой остановке

Прискакало двоеточие

Прикатило многоточие

И прочие и прочие и прочие

Заявили запятые

Мы особы занятые

Не обходится без нас

Ни диктовка ни рассказ …

Если нет над вами точки

Запятая знак пустой

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой

Двоеточие мигая

Закричало Нет постой

Я важней чем запятая

Или точка с запятой

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой

В оба глаза я гляжу

За порядком я слежу

Нет сказало многоточие

Еле глазками ворочая

Если вам угодно знать

Я важней чем прочие

Там где нечего сказать

Ставят многоточие

Вопросительный знак

Удивился То есть как

Восклицательный знак

Возмутился То есть как

Так сказала точка

Точка одиночка

Мной кончается рассказ

Значит я важнее вас

 

Упражнение 389. Перепишите приведенные ниже отрывки, расставляя знаки препинания, а затем сверьте написанное с оригиналом (для этого желательно взять одно из последних изданий произведений писателя). Исправьте и объясните ошибки, если они будут сделаны, и укажите допустимые правилами пунктуационные варианты.

I. Одна из главных выгод охоты любезные мои читатели состоит в том что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место что для человека незанятого весьма приятно Правда иногда особенно в дождливое время не слишком весело скитаться по проселочным дорогам брать «целиком» останавливать всякого встречного мужика вопросом Эй любезный Как бы нам проехать в Мордовку а в Мордовке выпытывать у тупоумной бабы работники-то все в поле далеко ли до постоялых двориков на большой дороге и как до них добраться и проехав верст десять вместо постоялых двориков очутиться в помещичьем сильно разоренном селе Худобубнове к крайнему изумлению целого стада свиней погруженных по уши в темно-бурую грязь на самой середине улицы и нисколько не ожидавших что их обеспокоят Не весело также переправляться через животрепещущие мостики спускаться в овраги перебираться вброд через болотистые ручьи не весело ехать целые сутки по зеленоватому морю больших дорог или чего боже сохрани загрязнуть на несколько часов перед пестрым верстовым столбом с цифрами 22 на одной стороне и 23 на другой не весело по неделям питаться яйцами молоком и хваленым ржаным хлебом Но все эти неудобства и неудачи выкупаются другого рода выгодами и удовольствиями.

(И. С. Тургенев. «Лебедянь».)

 

II. Каштанка потянулась зевнула и сердитая угрюмая прошлась по комнате Она обнюхала углы и мебель заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного Кроме двери которая вела в переднюю была еще одна дверь Подумав Каштанка поцарапала ее обеими лапами и вошла в следующую комнату Тут на кровати укрывшись байковым одеялом спал заказчик в котором она узнала вчерашнего незнакомца Рррр заворчала она но вспомнив про вчерашний обед завиляла хвостом и стала нюхать

Она обнюхала одежду и сапоги незнакомца и нашла что они пахнут лошадью Из спальни вела куда-то еще одна дверь тоже затворенная Каштанка поцарапала эту дверь налегла на нее грудью отворила и тотчас же почувствовала странный очень подозрительный запах Предчувствуя неприятную встречу ворча и оглядываясь Каштанка вошла в маленькую комнату с грязными обоями и в страхе попятилась назад Она увидела нечто неожиданное и страшное Пригнув к земле шею и голову растопырив крылья и шипя прямо на нее шел серый гусь Несколько в стороне от него на матрасике лежал белый кот увидев Каштанку он вскочил выгнул спину и в дугу задрал хвост взъерошил шерсть и тоже зашипел Собака испугалась не на шутку но не желая выдавать своего страха громко залаяла и бросилась к коту Кот еще сильнее выгнул спину зашипел и ударил Каштанку лапой по голове Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем в это время гусь подошел сзади и больно долбанул ее клювом в спину Каштанка вскочила и бросилась на гуся.

(А. П. Чехов. «Каштанка».)

 

III. Впереди лодки далеко на горизонте из черной воды моря поднялся огромный огненно-голубой меч поднялся рассек тьму ночи скользнул своим острием по тучам в небе и лег на грудь моря широкой голубой полосой Он лег и в полосу его сияния из мрака выплыли невидимые до той поры суда черные молчаливые обвешанные пышной ночной мглой Казалось они долго были на дне моря увлеченные туда могучей силой бури и вот теперь поднялись оттуда по велению огненного меча рожденного морем поднялись посмотреть на небо и на все что поверх воды Их такелаж обнимал собой мачты и казался цепкими водорослями поднявшимися со дна вместе с этими черными гигантами опутанными их сетью И он опять поднялся кверху из глубин моря этот страшный голубой меч поднялся сверкая снова рассек ночь и снова лег уже в другом направлении И там где он лег снова всплыли остовы судов невидимых до его появления

Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде как бы недоумевая Гаврила лежал на дне закрыв лицо руками а Челкаш толкал его ногой и шипел бешено но тихо

Дурак это крейсер таможенный Это фонарь электрический Вставай дубина Ведь на нас свет бросят сейчас Погубишь черт и себя и меня Ну И наконец когда один из ударов каблуком сапога сильнее других опустился на спину Гаврилы он вскочил все еще боясь открыть глаза сел на лавку и ощупью схватив весла двинул лодку.

(М. Горький. «Челкаш».)

dictations.ru

Тест по русскому языку "Пунктуация" 5 Класс

Инструкция по выполнении работы.

Дорогие ребята!

Эта инструкция поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Каждая тема, изучаемая в курсе русского языка в течение 5 класса, представлена в форме теста двумя вариантами.

На выполнение каждого тематического теста по русскому языку дается 30 минут. Работа состоит из двух частей, включающих 15 заданий.

Часть 1 (закрытая) состоит из 10 заданий. В задании №2 нужно вписать правильный ответ, в остальных заданиях выбрать правильный ответ. (Примечание: в некоторых заданиях может быть несколько правильных ответов).

Часть 2 (открытая) состоит из 5 заданий с кратким ответом, который вы должны сформулировать самостоятельно.

Тема «Орфография» и «Пунктуация» представлена 10-ю закрытыми заданиями, в которых даны 4 варианта ответа, один из которых правильный.

Баллы за 1 и 2 части работы суммируются. Максимальный балл принимается за 100%. Далее ваш результат высчитывается в % по формуле: баллы, набранные вами, разделяются на максимальный балл и умножаются на 100%. После этого % правильно данных ответов переводится в

пятибалльную систему оценивания.

95 - 100% - «5»

75 – 94 % - «4»

50 – 74 % - «3»

Менее 50% - «2»

Менее 30% - «1»

Тема: «Пунктуация»

Вариант 1

Часть 1 Закрытые задания

№ задания

+

Кол-во баллов

Тема: «Пунктуация»

Вариант 2

Часть 1 Закрытые задания

№ задания

+

Кол-во баллов

doc4web.ru

Формулировка задания

Ответы

1

2балла

Укажите, в каком предложении поставить тире между подлежащим и сказуемым?

А) Лиса ценится за красивый теплый мех.

Б) Нору лиса не делает, а ищет готовую.В) Лиса уничтожает лесных мышей.Г) Лиса хищное животное.

Г

2

2 балла

Укажите, в каком предложении есть обращение?

А) Вышли мышки ночью погулять.Б) Мышки, мышки, рядом кот.В) Вдруг раздался страшный звон – убежали мышки вон.Г) Мышка маленький зверек, но совсем не безобидный.

Б

3

2 балла

Укажите, в каком предложении необходимо поставить запятую перед союзом И? (знаки препинания не расставлены)

А) Емеля долго смотрел на свою избу и думал.Б) Все тропы и приметы знал старик.В) Черная туча закрыла небо и проливной дождь застучал в окно.Г) С детства надо воспитывать в себе выдержку и выносливость.

В

4

2 балла

Укажите предложение с прямой речью. (знаки препинания не расставлены)

А) Это цапля кричит спокойно ответил Павел.Б) Цапля кричит громко и протяжно.В) Павел спокойно ответил что это кричит цапля.Г) По словам Павла цапля кричит на болоте часто.

А

5

2 балла

Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены)

А) Ветер не давал снежинкам опуститься на тонкую гладь льда и заставлял их танцевать вальс под свою музыку.Б) Дружба крепка не лестью а правдой и честью.В) Есенин любит русскую природу поля и луга и равнины и шум лесов.Г) Я разбудил дедушку и мы на рассвете пошли на рыбалку.

Г

6

4 балла

Укажите, в каких предложениях неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

А) Три вещи славят солдата, смелость, победа, награда.Б) Мы изучаем биологию, и химию.В) Мы для гербария собирали цветы и ягодки, веточки и листочки.Г) Мы любим стихи и Пушкина, и Лермонтова, и Некрасова.

А, Б

7

2 балла

Укажите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) Папа сказал, что лисица больше не придет.Б) Помоги мне вымыть посуду» - попросила сестра.В) Птицы – санитары леса.Г) Все воздушные шары были разные: синие, розовые, зеленые, желтые.

Б

8

2 балл

Укажите предложение, в котором необходимо поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены):

А) Внизу то ли овраг то ли пересохшее русло.

Б) Лес долину снежные глыбы он видел впервые.

В) На зиму заготовили огромные запасы овощей картофеля свёклы капусты.

Г) В садах цвели яблони груши вишни сливы.

В

9

2 балла

Укажите, знаки препинания в простом предложении с осложнением однородными членами, или обращением или вводными словами – это:

А) знаки завершенияБ) знаки разделенияВ) знаки выделенияГ) знаки смыслоразличения

В

10

2 балла

Укажите, какой знак препинания ставится после слов автора, если слова автора стоят перед прямой речью:

А) точкаБ) запятаяВ) двоеточиеГ) тире

В

Формулировка задания

Ответы

1

2балла

Укажите, в каком предложении поставить тире между подлежащим и сказуемым?

А) Звезды неожиданно в тумане блеснули.

Б) Вершина зимы самое обманчивое время.

В) Весенний лес свеж и пахуч.

Г) В воздухе стоял аромат душистых трав.

Б

2

2 балла

Укажите, в каком предложении есть обращение?

А) Не грусти калина у дороги не грусти.

Б) На кустах белеют чашки, а в них нитки и рубашки.

В) Ты придешь ко мне сегодня?

Г) Бывают в горах туманы и снежные бури.

А

3

2 балла

Укажите, в каком предложении необходимо поставить запятую перед союзом И? (знаки препинания не расставлены)

А) Солнце исчезало за снеговым хребтом и бросало розовые лучи на облака на горизонте.Б) На огромном расстоянии разлегся город и сверкал желтыми огнями.В) Родился ландыш в майский день и лес его хранит.Г) Все блещет и радостно тянется к солнцу.

В

4

2 балла

Укажите предложение с прямой речью. (знаки препинания не расставлены)

А) Зрители восхищались фильмом который они посмотрели.Б) По словам зрителей фильм был прекрасен.В) Скажите пожалуйста это хороший фильм.Г) Какой прекрасный фильм восхищались зрители.

Г

5

2 балла

Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены)

А) На другом берегу стояла старая водяная мельница и небольшой домишко.Б) Ласточка взвилась стрелой и полетела над лесом.В) Я подставил ладошки и на них упало несколько семечек.Г) Крыши домов и тротуары завалила листва.

В

6

4 балла

Укажите, в каких предложениях неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

А) Через поле и лесок раздается голосок.Б) В лесу есть все ягоды, грибы, орехи.В) Не по словам судят, а по делам.Г) Снег падал и медленно, и бесшумно.

Б

7

2 балла

Укажите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) Она остановилась у старого дерева и взялась рукой за мокрую ветку. Б) «Ты откуда?» - спросил незнакомец.В) Кот угрожающе мяукал, перебирал когтями и готовился к прыжку.Г) Счастливого тебе путешествия паучок.

Г

8

2 балла

Укажите, в каком предложении необходимо поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены):

А) Ему подавали в трактире щи капусту сосиски и пирог.

Б) Все в его жизни было связано с авиацией мечты волнения планы на будущее.

В) Яблони и груши это плодовые деревья.

Г)Они вышли расплатились и направились в противоположные стороны

Б

9

4 балла

Укажите, знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного – это:

А) знаки завершенияБ) знаки разделенияВ) знаки выделенияГ) знаки смыслоразличения

Б, Г

10

4 балла

Укажите, какой знак препинания ставится после прямой речи, если слова автора стоят после прямой речи:

А) точкаБ) запятаяВ) двоеточиеГ) тире

Б, Г

Синтаксис и пунктуация 5 класс

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Повторение изученного по теме

«Синтаксис и пунктуация».

Литература:

  • Программа по русскому языку. Авторы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2004 год.

  • Учебник Русский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Москва, «Просвещение», 2003 год.

  • Поурочные разработки по русскому языку Е.А. Влодавской к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс», Москва, «Просвещение», 2007 год.

  • «Русский язык 5». Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Автор Капинос и др. «Интеллект-Центр», Москва, 2009 год.

Цели урока:

Образовательная:

  • Повторить и обобщить сведения по синтаксису и пунктуации;

  • Отработать навык постановки знаков препинания в простом и сложном предложении;

  • Повторить правописание гласных и согласных в корне слова.

Воспитательная:

  • Формирование самостоятельности, работоспособности, внимательности, способности к сотрудничеству;

  • Повторяя знаки препинания при диалоге, обратить внимание на «вежливые» слова на полях стр. 100 и запомнить их: здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

Развивающая:

  • Продолжить формирование умения связывать слова в предложении по смыслу; верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; разграничивать знаки препинания по их функции.

Оборудование:

Использование презентации. Организация работы с учебником, сборником тестовых заданий.

Стержневая тема: систематизировать изученное по теме «Синтаксис и пунктуация».

Методы деятельности:

Репродуктивный: повторение теоретического материала по теме.

Частично-поисковый: упражнение 251, 252. Составление предложения по схемам, составление схем к каждому предложению, собирание «рассыпанных» отрывков из стихотворений С.Я. Маршака.

Продуктивный: подведение итогов, составление кластера.

Использование новейших технологий познавательной деятельности: беседа по контрольным вопросам: использование приема «Верите ли вы, что…». Составление кластера при подведении итогов.

Формы и виды контроля: тестирование, составление схем по данным предложениям, кластер.

Домашнее задание: упражнение 250. Списать, графически объяснить знаки препинания, пользуясь приемом «Кластер».

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

1. Укажи слово, при написании которого нужно использовать правило о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова:

а) с_рока в) п_садка

б) в_рхушка г) к рябин_.

а) для подушк_ в) п_лет

б) г_ревать г) б_седа

а) з_морозить в) х_трец

б) м_розный г) сад_к.

2. В каком слове на месте пропуска не надо писать букву т ?

а) вкус_ный в) мес_ный

б) капус_ный г) прелес_ный.

3. В каком слове на месте пропуска надо писать букву т ?

а) прекрас_ный в) ярос_ный

б) праз_ничный г) ярос_ный.

4. В каком слове не надо писать букву т ?

а) влас_ный в) чудес_ный

б) лес_ница г) хрус_ нула.

2. Беседа по контрольным вопросам. Использую прием «Верите ли вы, что…».

  1. Верите ли вы, что синтаксис - это раздел науки, в котором изучается словосочетание и предложение? (правильная информация)

  2. Верите ли вы, что грамматическую основу составляют дополнение и сказуемое? (неправильная информация)

  3. Верите ли вы, что предложение распространяют определение и обстоятельство? (частично правильная информация)

  4. Верите ли вы, что предложения делятся по наличию главных и второстепенных членов, цели высказывания и интонации? (правильная информация)

Приведите примеры.

1) Накрапывает мелкий дождик. - предложение с двумя главными

членами, распространенное.

2) Светает. - предложение с одним главным членом,

нераспространенное.

3) Самая большая ценность народа - его язык. (Д. Лихачев) -

повествовательное, невосклицательное.

4) Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь идете? - вопросительное.

5. Как вы думаете, для чего нужна пунктуация? (открывающий вопрос).

6. Так ли я вас поняла, что знаки препинания по роли в предложении

делятся на группы? (вопрос на выявление информации).

7. Почему вы так думаете? (вопрос на обоснование).

8. Что было бы, если бы не было этого четкого разделения?

(вопрос гипотетический).

9. Верите ли вы, что существуют опознавательные признаки постановки (употребления) изученных знаков препинания? (наводящий вопрос).

Примеры.

1) запятая между однородными членами предложения является знаком разделения этих однородных членов.

Опознавательный признак постановки запятой при бессоюзии - перечислительная интонация, при союзной связи - союз.

Кот увидел Каштанку, вскочил, вытянул спину, задрал хвост, взъерошил шерсть.

2) Обращения выделяются запятой. Это знаки выделения.

Опознавательный признак обращения - звательная интонация.

Ножки, ноженьки, а вы что делали?

3) Интонация конца - это опознавательный признак для постановки знаков завершения.

Вечер. Стемнело внезапно.

3. Тренировочные предложения.

- Упр. 251. Составьте предложения по схемам.

1)_______ . Наступила зима.

2) _______ _ _ _ _ . Я любуюсь снегом.

3) _ _ _ . Весело кружатся пушистые

снежинки.

4) _ _ _ _ и _ _ _ _. Дети катаются на санках и

лыжах.

- Упр. 252. Составьте предложения по схемам.

1) [ ] , и [ ]. В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам

шумят.

2) «П?» - а. «Бабушка, если бы к нам в гости пришел заяц, что бы

ты ему дала?» - спросила Юля.

3) [ О, ]! Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок.

- Прочитать предложения (распечатаны).

Составить схему к каждому предложению и начертить ее со знаками препинания:

1) Девочка с корзиной ходит по лесу и собирает грибы.

[ - - - - - - - - - и - - - - - ].

2) Незнакомец спросил: «Ты откуда?»

А: «П?»

3) Жаворонок пел, чтобы радовались птицы и звери.

[ ], (чтобы…).

4) Осенью олени перебираются к югу, где они находят много корма.

[ ], (где…).

5) Синели звезды на рассвете, и над землей редела мгла.

[ ], и [ ].

- Собрать «рассыпанные» отрывки из стихотворений С. Маршака и записать их в тетрадь. Расставить знаки препинания и обозначить однородные члены предложения.

1) Диван, собачонку, дама, маленькую, и, сдавала, багаж, картину, в, чемодан, картонку, саквояж, корзину.

Дама сдавала багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

2) Квасу, отправился, потом, он, буфет, билет, в, себе, и, помчался, бутылку, покупать, кассу.

Он отправился в буфет покупать себе билет и потом помчался в кассу покупать бутылку квасу.

- Составить диалог по схеме.

-П? - а. - Скажите, пожалуйста, который час? - спросил я.

-П. - Пожалуйста, шесть часов.

-П? - Извините, а я успею на ближайшую электричку?

-П, - а. - До ближайшей электрички еще двадцать минут, - ответил

прохожий.

- П. - Благодарю вас.

- Назовите основные пунктуационные правила, изученные в этом разделе.

4. Подведем итоги. Работа приема «Кластер».

5. Домашнее задание.

Упр. 250. Списать, графически объяснить знаки препинания, пользуясь приемом «Кластер».

botana.cc

Тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация 5 класс

Тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте по 17 заданий.

1 вариант

1. Укажите неверное утверждение.

а) Синтаксис — раздел науки о языке, в ко­тором изучаются словосочетания, предложения, текст и правила их построения.б) Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.в) Зависимое слово всегда связывается с глав­ным в словосочетании по смыслу и граммати­чески.г) Ошибки в расстановке знаков препинания называются пунктуационными.

2. Определите, в каком варианте представлено не словосо­четание.Перед щенком на пне сидит большая стрекоза.

а) перед щенкомб) перед щенком сидитв) на пне сидитг) большая стрекоза

3. Укажите словосочетание.

а) удивил и поразилб) земля белав) добрым утромг) я знаю

4. Отметьте словосочетание с главным словом существи­тельным.

а) произносить громкоб) совсем неудачнов) ветки сирениг) двигался к реке

5. Укажите словосочетание с главным словом глаголом.

а) издатель книгб) тренировался на стадионев) пение соловьяг) шелест листьев

6. Укажите неверное утверждение.

а) В конце побудительных и повествователь­ных предложений нельзя ставить восклицатель­ный знак.б) По цели высказывания предложения быва­ют повествовательными, побудительными, вопро­сительными.в) Подлежащее и сказуемое — грамматиче­ская основа предложения.г) По наличию или отсутствию второстепен­ных членов можно различить распространённое и нераспространённое предложения.

7. Найдите повествовательное предложение.

а) Памяти павших будьте достойны!б) Кто желает выступить на празднике?в) Закружилась листва золотая.г) Хорошо ли вы отдохнули на каникулах?

8. Укажите предложение с одним главным членом.

а) Уходит зима.б) Прекрасное утро.в) Берега живописные.г) Дождь — мелкие брызги.

9. Отметьте вариант, в котором неверно выделена грамматическая основа.

а) У ставшие путники видели вокруг только пустыню.б) Вещь мы изготовили из простого материала.в) Учёный теперь находился в лаборатории.г) Дом озарил резкий свет молнии.

10. Укажите предложение, в котором есть определение.

а) Ветер раскачивает деревья.б) Ночь заглядывает в окна.в) Вдали блеснул огонёк.г) Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев.

11. Отметьте предложение, в котором есть дополнение.

а) В лесу прижилась ласковая осень.б) С грустью падали высохшие листья на землю.в) Пряный аромат растений радовал людей.г) При ветре леса шумят океанским гулом.

12. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство места.

а) В сентябре идут сильные дожди.б) Золотая осень наряжает землю.в) В кронах деревьев заснули птицы.г) Передайте от меня привет родным местам.

13. Найдите нераспространённое предложение.

а) Прохлада освежает и бодрит.б) Почти рассвело.в) Снова замерло всё до рассвета.г) Пепельные тучки.

14. Укажите, в каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

а) Врач благородная профессия.б) Небо высоко и прозрачно.в) Он человек без совести.г) Изумительны летние вечера.

15. Отметьте предложение, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.

а) Ты не забывай писать родителям.б) Я люблю тебя Россия.в) Дети участвуют в озеленении пришкольного участка.г) Территории эти пострадали от лесных по­жаров.

16. Укажите, в каком предложении союз и связывает одно­родные члены. Знаки препинания не расставлены.

а) Всю ночь шёл снег и к утру земля была белая.б) Гуляешь по осеннему лесу и наслаждаешься его красотой.в) Промелькнула короткая осень и нам взгруст­нулось.г) Закружила зима в воздухе белыми хлопья­ми и зашумели метели.

17. Найдите предложение с прямой речью. Знаки препина­ния не расставлены.

а) Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М. Горький.б) Он поделился своими размышлениями о творчестве.в) Писатель рассказал нам о том как создавал произведение.г) Поведай ты мне эту легенду.

2 вариант

1. Укажите неверное утверждение.

а) Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.б) Зависимое слово в словосочетании связыва­ется с главным только по смыслу или по смыслу и грамматически.в) Грамматическая связь в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.г) Словосочетания делятся на именные, гла­гольные и наречные.

2. Определите, в каком варианте представлено не словосо­четание.Птенец с трудом держится в воздухе короткое время. ­

а) птенец держитсяб) с трудом держитсяв) держится в воздухег) короткое время

3. Укажите словосочетание.

а) играть в снежкиб) на улицев) зима — королеваг) дождь моросит

4. Отметьте словосочетание с главным словом существительным.

а) броситься за щенкомб) ветра свиств) выполнял неумелог) немного неточно

5. Укажите словосочетание с главным словом глаголом.

а) радостный мигб) налево от домав) стремиться вперёдг) прогулка по лесу

6. Укажите неверное утверждение.

а) Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо, называются невосклицательными.б) Грамматическая основа предложения не всегда состоит из двух главных членов — под­лежащего и сказуемого.в) Для предложения характерна интонация конца предложения.г) Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.

7. Найдите среди данных предложений побудительное.

а) Веет свежестью возле реки.б) Между небом и землёй песня раздаётся.в) А мечтали, дедушка, в прошлые года о славе?г) Расскажи мне, друг, о твоём детстве.

8. Укажите предложение с одним главным членом.

а) Лес молчал.б) Присядем на дорожку.в) Пурга сильна, сердита.г) Невероятно красива наша земля.

9. Отметьте вариант, в котором неверно выделена грамма­тическая основа.

а) Шалаш разрушил ураган.б) Проект студент защищал долго.в) Курск — родной город.г) Утро туманное.

10. Укажите предложение, в котором есть определение.

а) Неожиданно мы услышали шорох в кустах.б) Возле нас оказался совёнок.в) Шерсть на спине у кота поднялась.г) Смотрится в воду нежная кувшинка.

11. Отметьте предложение, в котором есть дополнение.

а) Из тусклого тумана появляется солнце.б) Розовый клевер прячет в траве свою круг­лую головку.в) На поляне резвились тигрята.г) Из воды выглянул забавный лягушонок.

12. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство времени.

а) По опушкам леса выделяются проталины.б) Вдруг с громким лаем выскочила большая собака.в) Ранним утром далеко разносится гудок паро­воза.г) Мы вырастили на даче прекрасные фрукты.

13. Найдите распространённое предложение.

а) Поспели яблоки, груши и сливы.б) Полный месяц.в) Вечереет.г) Бушует ветер.

14. Укажите, в каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

а) Свежа распустившаяся роза.б) Ландыш хрупкий цветок.в) Март богат сюрпризами.г) Ярко на небе сверкали звёзды.

15. Отметьте вариант, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.

а) Экзотические животные участвовали в шоу.б) Не трещите морозы в заповедном лесу.в) Вы изучите всё серьёзно.г) Ребята с интересом слушали экскурсовода.

16. Укажите, в каком предложении союз и связывает одно­родные члены. Знаки препинания не расставлены.

а) Я подставил ладошки и на них посыпались кедровые шишки.б) Белочки смело выхватывают орешки из на­ших рук и тут же грызут их.в) Потеплело и ледники растаяли.г) Зима в тундре суровая и длится она две тре­ти года.

17. Найдите предложение с прямой речью. Знаки препина­ния не расставлены.

а) Доброго здоровья люди.б) В зарослях беспрестанно копошился какой­-то зверёк.в) До новой встречи произнёс журналист.г) Библиотекарь рассказал ребятам о том как интересно жить книгочеям.

Ответы на тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация1 вариант1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-б, 6-а, 7-в, 8-б, 9-г, 10-г, 11-в, 12-в, 13-а, 14-а, 15-б, 16-б, 17-а.2 вариант1-в, 2-а, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а, 7-г, 8-б, 9-а, 10-г, 11-б, 12-в, 13-б, 14-б, 15-б, 16-б, 17-в.

testschool.ru


Смотрите также