Упражнения по теме "Правописание гласных и согласных в приставках". Приставки оканчивающиеся на з и с упражнения


Упражнения по теме "Правописание гласных и согласных в приставках"

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1989 «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по УВР Директор О.Ю.

Подробнее

ВСЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

ВСЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА О.Е. Гайбарян, А.В. Кузнецова ВСЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА Справочник по правописанию КНОРУС МОСКВА 2016 УДК 811.161.1(03) ББК 81.2Рус-я2 Г14 Рецензенты: С.В. Ильясова, д-р филол. наук, проф., Л.Б. Савенкова,

Подробнее

Памятка по русскому языку

Памятка по русскому языку Памятка по русскому языку 2013 Список орфограмм 1. Большая буква. Точка в конце предложения. 2. Пропуск, замена, искажение букв. 3. Деление на слоги. 4. Перенос слова. 5. Мягкий знак (ь) показатель мягкости.

Подробнее

Диктант Грамматическое задание

Диктант Грамматическое задание Внутришкольный контроль в первом полугодии 2014 2015 уч. году Анализ результатов контрольной работы по русскому языку во 2-ых классах Выполнили б/ош. Всю работу Диктант Грамматическое задание 174 188 Допустили

Подробнее

5 класс учитель Ястребова Н.В.

5 класс учитель Ястребова Н.В. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 45 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ 45 Барон С.А. Зарипова М.С 20 г. 20 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ

Подробнее

Характеристика деятельности обучающихся

Характеристика деятельности обучающихся Характеристика деятельности обучающихся Разделы Наша речь (4 ч) Характеристика деятельности обучающихся Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи. Сравнивать и различать предложения (группы

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида составлена на основе примерной программы специального (коррекционного) образования

Подробнее

АБЛАМЕЙКО ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

АБЛАМЕЙКО ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА 1 АБЛАМЕЙКО ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА учитель начальных классов ГУО «Средняя школа 18 г. Пинска» высшая квалификационная категория ДУДАРЕВА ЧЕСЛАВА ИВАНОВНА учитель информатики ГУО «Средняя школа 18 г. Пинска»

Подробнее

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Рабочая программа по русскому языку 4 класс Планируемые результаты по учебному предмету «Русский язык» Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного

Подробнее

I. Письмо (русский язык)

I. Письмо (русский язык) РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТИПИЧНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ I. Письмо (русский язык) Как подготовить домашнее задание по русскому языку 1. Выполнение домашнего задания начинайте с

Подробнее

Кодификатор по русскому языку 3 класс

Кодификатор по русскому языку 3 класс Кодификатор по русскому языку 3 класс Тема планируемого результата Проверяемые умения Код Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика.. 1 Звуки и буквы. Выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть

Подробнее

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Предмет Русский язык Уровень образования Начальная школа (1 4 классы) Разработчики программы Иванов С. В., Кузнецова М. И., Евдокимова А. О. Нормативно-методические - Стандарты

Подробнее

Инструкция по выполнению работы

Инструкция по выполнению работы Русский язык. 9 класс 1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет

Подробнее

Серия основана в 2007 году

Серия основана в 2007 году УДК 372.8:811 ББК 74.268.1Рус Б24 Серия основана в 2007 году Барылкина Л.П., Давыдова Е.А. Б24 Русский язык: Тесты, проверочные работы, мини-диктанты: 4 класс. М.: 5 за знания, 2014. 96 с. (Серия: 5 за

Подробнее

docplayer.ru

"Правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с"

Тема урока: «Правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с».

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.

Задачи урока:

Ожидаемые результаты:

- ученик усвоит правило написания –з и –с на конце приставок;

- научится: применять знания и умения по орфографии в практике правописания; соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять

выбор написания в устной и письменной форме; обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;

- получит возможность осуществлять оценку действий партнера, ставить проблему, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; проводить

исследование на основе применения методов наблюдения, развивать навыки самоконтроля.

Тип урока: изучение нового материала

Базовый учебник: Русский язык, 3класс

Формы работы учащихся: самостоятельная работа, работа в группе, исследование.

Методы: словесный, наглядный, практический, направленные на открытие новых знаний, развитие творчества и самостоятельности.

Необходимое оборудование: компьютер, презентация в программе «PowerPoint», дидактический материал (раздаточные карточки, перфокарты, сигнальные карты, толковый словарь)

Урок составлен в рамках деятельностного подхода. На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, оценивание границ собственного знания и незнания, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия, оценочная деятельность и др.

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку и к совместной деятельности, создает благоприятный психологический климат.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний.

Дает задание на выбор оснований и критериев для сравнения.

Прочитать слова вслух.

О..чет, н…резной, ра…грузить, ра…кидать, н…дувной, о…кос.

Распределить слова на группы, учитывая их принадлежность к той или иной части речи, имеющуюся в них одинаковую часть.

Работа парами по карточкам. Вставляют буквы в слова с учетом собственных знаний о правописании приставок, вставляя пропущенные буквы и выделяя приставку; обсуждают, исправляют ошибки.

Называют слова, вызвавшие затруднение.

3. Выявление места и причины затруднения.

Создает проблемную ситуацию.

-Назовите слова третьей группы и их общие признаки.

- Скажите, какие буквы могут быть на конце данных приставок, и сформулируйте тему урока.

Пишет тему урока на доске.

- Сформулируйте цель урока, учитывая тему и начало написанных на доске фраз.

1) Познакомиться с …

2) Учиться …

Формулируют тему и цели урока

4. Целеполагание.

Предлагает сформулировать тему урока и записать её в тетрадь. Ставит вопрос: «Какие цели можем поставить перед собой на уроке?»

Отвечают на вопрос, формулируют тему урока, приходит к выводу, что нужно выяснить, когда на конце приставок пишется –з, когда –с., потренироваться в написании слов с этими приставками.

5. Изучение нового материала

(исследовательская работа, работа в группах)

Для решения выявленной проблемы предлагает ученикам стать исследователями и самим определить условия выбора согласных –з и – с на конце приставок.

Напоминает правила работы в группе.

Просит выполнить задания на карточках: распределить слова, записанные на карточках, в 2 столбика ( на З и на –С), выделить в словах приставки, подчеркнуть букву после приставки, сделать вывод.

Бе…шумный, ра…дать,и…править, бе…жалостный, бе…дельник, ра…сказ, бе…опасный,ра…писание, бе…облачный

Заслушивает выводы учащихся.

Читает сказку о приставках

Сказывают, жила когда-то гордая королева в стране Грамматики. И у нее были прекрасные дочери: НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ-. Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными. Но принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Они шли и шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда они постучали в ворота, показалась глуховатая С и спросила: «Что вам угодно? «Мы пришли посмотреть, как вы живете», -ответили принцессы звонкие. «Милости просим. НО вы войдете в наш город, когда расстанетесь с буквой З и поменяете ее на меня»,-ехидненько улыбнулась С и прочла: «Не забудьте, принцессы, что приставки НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ_, БЕЗ- быстро меняют З и С!»

Принцессы согласились и вошли в город, но при каком условии ребята?

Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Предлагает вывести алгоритм написания –з и –с на конце приставок (расставить его шаги в нужном порядке)

АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

З или С ?

выдели в слове приставку

смотри на следующий после приставки согласный

если звонкий если глухой

пиши З пиши С

БЕЗ БЕС

РАЗ РАС

ИЗ ИС

Предлагает проверить себя по учебнику , к правильным ли выводам пришли в результате исследования.

Принимают правила работы в группе.

Выполняют самостоятельную работу: группируют слова, выделяют в них приставку, наблюдают и озвучивают собственные выводы.

Выводят алгоритм и проверяют себя, обращаясь к правилу учебника, читают правило.

6. Закрепление изученного материала.

Взаимопроверка и взаимооценка

Дает задание на закрепление изученного материала: сгруппировать слова с «пропусками» в приставках на

-з, -с (слова-карточки на стенах), вставить пропущенные

буквы. Бе…вкусный, бе…смертный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…заботный, бе…конечный, бе…звучный.

Проверяет работу, просит оценить работу групп.

Проводит игру с сигнальными карточками: З и С, зачитывает слова:

Изгиб реки, расстелить ковер, безвкусная одежда, распилить дерево, разгонять скот, беспричинный смех, беспомощный человек, раздавать тетради, возложить цветы, сдать сочинение.

Распределяют слова на два столбика, работая по группам.

Группы проверяют, поправляют друг друга, отстаивают собственное мнение, оценивают друг друга.

Слушают учителя, поднимают нужную карточку.

7. Промежуточная рефлексия.

Сообщает детям: «Сейчас вы сделали маленькое, но важное открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определенный багаж теоретических знаний. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? Как бы вы оценили работу группу и собственную?»

Отвечают на вопросы учителя, вспоминает ранее изученный материал, отмечают, что им помогло умение выделять приставки и корни, знание глухих и звонких согласных

8. Творческое задание

Предлагает работу с пословицами

Добавляют в пословицы пропущенные слова с приставками на -з и –с, объясняют их значение.

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Составляем таблицу кластер

З ? С

ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ

Б В Г

Д З Ж

Л М Н Р

ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

П Ф С

Т Ш Щ

Ч Х Ц

Вывод: от чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного).

Учитель подводит итоги. Рефлексия по вопросам: Кто доволен своей работой на уроке? Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? Что было самым интересным на уроке? Что было наиболее трудным? Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?Оцените себя на «лестнице знаний»

Выставляет оценки.

Ученики отвечают на вопросы, высказывая свое мнение, оценивают свои достижения на «лестнице знаний»

  1. Усвоил(а) правило написания –з и –с на конце приставок, но иногда ошибаюсь.

  2. Усвоил(а) правило написания –з и –с на конце приставок, без ошибок применяю правило в письменной речи.

  3. Усвоил(а) правило написания –з и –с на конце приставок, без ошибок применяю правило в письменной речи, могу научить другого.

11. Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание по выбору

Слушают учителя, выбирают и записывают домашнее задание

Список используемой литературы:

  1. А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку» М., Просвещение 1995 г.

  2. Л.Г. Ларионова «Сборник упражнений по орфографии » М., Просвещение, 2001.

  3. С.И.Ожегов «Словарь русского языка» издание 18, М., Русский язык, 1986 г.

  4. Интернет-ресурсы

kopilkaurokov.ru

"Приставки, оканчивающиеся на -з, -с"

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Цели:

  1. знакомство с правилом написания приставок на –з, -с;
  2. отработка правописания слов с этими приставками;
  3. развитие логического мышления, грамотной речи учащихся, умения анализировать, доказывать своё мнение, опираясь на правило, развитие орфографической зоркости;
  4. воспитание уважения к родному языку.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Чистописание. Актуализация знаний.

1. На доске строчные буквы б з с р (рядом закрыты гласные е и а)

– Найди лишний согласный ([р] , [с])

– Раздели согласные на группы (звонкие, глухие)

– Назови пару «звонкий - глухой», которая здесь представлена («з-с»)

– Составьте буквосочетания из букв этой пары (сз, зс)

Записать их в тетрадь, обращая внимание на верное написание элементов и соединений.

2. Открыть гласные е и а

– Составьте устно различные слоги (закрытые и открытые) из предложенных букв

– Я составила вот такие слоги из этих букв

Открыть: без бес ис из раз рас

– Что это может быть? (предлоги и приставки)

– Можно ли сказать, что всё это предлоги? (нет)

– Могут ли эти слоги быть приставками? (повесить вопрос на доску)

– С этим мы сегодня попробуем разобраться. Но сначала вспомним, что такое приставка? (правило)

3. Тренируемся в нахождении частей слова.

– Расшифруйте слово, с которого начнётся наша работа.

III. Введение темы.

1. Проблемная ситуация

– Сравните слова

Беззаботный бесполезный

– Почему в первом слове без, а во втором слове бес?

– Сегодня мы с этим будем разбираться. (открыть тему урока)

2. Открыть остальные слова в столбиках

безопасный   распилить
разыграть   исправить
развеять   искусать
избежать  

– По какому признаку распределены слова на группы? (1 ст. , 2 ст. )

3. Анализ приставок

– Как же разобраться?

– Как выбрать нужный согласный в приставке?

– Прочитайте слова первого столбика хором.

– Какой звук слышим в приставке? ([з])

– Как вы думаете, почему? (корень начинается с гласного звука, со звонкого согласного)

– Прочитайте слова второго столбика хором.

– Какой звук мы слышим в приставке? ([с])

– Почему? (корень начинается с глухого согласного)

IV. Составление схем из карточек на доске.

  1. Попробуйте этот вывод представить в виде схемы.
  2. Составьте правило, пользуясь схемами.
  3. Чтение правила в учебнике (с.56). Сравнение его с правилом, составленным детьми.
  4. Применение правила. Алгоритм.

и..дать

 

и..печь

(Дети вначале доказывают, что буква находится в приставке, выделяя корень. Затем рассуждают, пользуясь схемами, и вставляют нужную букву в приставку. Показывают стрелками нужный столбик для каждого из этих слов.)

V. Первичное закрепление.

1. Учимся применять правило. Алгоритм проговаривается для каждого слова.

На доске карточки с приставками на –з, -с, и слова, к которым нужно подобрать подходящую пристаку.

2. Презентация «Значение приставок» – Приложение 1.

– Как меняются значения слов, когда к ним добавляются приставки?

Дети, просматривая слайды презентации, делают вывод о том, что значения исходных слов изменились.

– Возвращаемся к нашему вопросу: «Могут ли эти слоги быть приставками?» (пользуясь правилом о приставке, дети говорят «да»)

3. Коллективная работа (упр. 1 с. 56)

Выбор нужной буквы в приставке, распределение слов по столбикам, пользуясь алгоритмом доказательства.

VI. Физкультминутка.

VII. Самостоятельная (дифференцированная) работа.

1. Выполнение работы детьми.

Уровень 1

Вставь пропущенные буквы. Докажи свой выбор графически.

Бе...шумный, ра…дать, и…править, бе…жалостный, бе…дельник, ра…сказ, бе…опасный, ра…писание, бе…облачный.

Уровень 2

Вставь в слова подходящие приставки. ()

….облачный, ….царапанный, ….битый, ….пугать, ….лучать, ….писать, ….тратить, ….заботный, ….кидать, ….грузить, ….гибать, ….сказ.

Уровень 3

Исправь ошибки и выпиши слова в исправленном виде. Докажи.

Всем очень хотелось изкупаться в озире. Утро было бесветренное. На поле разпустилось много цвитов. Можно было нагнуться и расговаривать с ними.

____________________________________________________

____________________________________________________

2. Проверка самостоятельной работы (Приложение 2)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Что узнали сегодня на уроке?

– С какими приставками сегодня работали? (приставки на –з, -с)

– Перечислите их.

– Что для вас было открытием? (каждый ребёнок говорит что-то своё)

Домашнее задание (на слайде):

С. 56 правило, алгоритм, с. 58 упр. 2 (списать, вставляя пропущ.буквы), или с. 57 упр. 1 (составить слова с приставками)

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также