Урок русского языка на тему "Знаки препинания при причастном обороте". 7-й класс. Причастный оборот знаки препинания упражнения


Урок русского языка на тему "Знаки препинания при причастном обороте". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Цели: научить детей находить причастный оборот в предложении, выделять его знаками препинания на письме, уточнить роль причастного оборота в предложении, развивать коммуникативные умения

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Если хорошее, давайте приступим к занятию.

2. АОЗ (10 минут)

Учитель: Вспомните, пожалуйста, чем мы с вами занимались на прошлом уроке? Что нового узнали?

Дети: Узнали, что такое причастный оборот, рассмотрели, в каких случаях он выделяется запятыми.

Учитель: Хорошо. Ребята, к прошлому уроку вы должны были составить или выписать из учебника предложения с причастными оборотами. Я проверила ваши работы и вот, что увидела:

Приложение 1, Слайд 2

  1. Цветы, замёрзшие за ночь, постепенно оживали.
  2. Заря, догорающая над лесом обещает новый жаркий день.
  3. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.
  4. Сорванный ветром листок вертелся в воздухе.
  5. Человек, ведущий здоровый образ жизни, сумеет многого добиться.

(Предложения берутся из домашних работ учащихся)

Учитель: Посмотрите и скажите, все согласны с тем, что представлено на доске?

Дети: Нет, не согласны. В первом предложении пропущена запятая, в третьем предложении нет причастного оборота.

Учитель: Кто выйдет к доске и исправит ошибки? (1 человек выходит к доске и исправляет ошибки).

Учитель: Ребята, какой же вывод мы можем сделать? Нам уже можно переходить к следующей теме?

Дети: Нет.

Учитель: А над чем же нужно еще поработать?

Дети: Над расстановкой знаков препинания при причастном обороте.

Учитель: Вот этим мы с вами и займемся, но для начала поработаем со словарными словами в парах.

3. Работа в парах. (Словарный диктант) (5 минут).

Два человека выходят к доске и пишут разными мелками, оценивая работу партнера.

Учитель: Напоминаю, 1 вариант работает ручкой, 2 – карандашом.

Колонна, гирлянда, калитка, пакет, паром, силуэт, поразительный, акварель, аквариум, акваланг, присутствовать, отразить, претензия, прекратить, дистанция, галерея.

Учитель: Посмотрите, есть ли на доске ошибки? Ребята, оцените себя. Нужно ли вам еще работать над этими словами?

Дети: Да, чтобы не забыть.

Учитель: Какую оценку вы бы себе поставили?

(Дети сами оценивают свою работу и работу партнера).

4. Изучение нового материала. (5–7 минут).

Учитель: А сейчас откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату. Следующее задание. Посмотрите на доску. Вы должны изменить предложения соответственно схеме и записать их в тетрадь, а потом вы прочитаете свои варианты ответов.

(1 человек работает у доски)

Слайд 3

(Опр. Слово, ПО)

1. Зацвёл растущий в палисаднике куст сирени.2. До самой весны безмолвствует скованная льдом река.3. Гонимые ветром тучи закрыли солнце.

(Учащиеся зачитывают свои варианты ответов).

Учитель: Хорошо, ребята, а сейчас давайте посмотрим на правильные ответы.

Слайд 4

1. Зацвёл куст сирени, растущий в палисаднике.2. До самой весны безмолвствует река, скованная льдом.3. Тучи, гонимые ветром, закрыли солнце.

– Поднимите руки, у кого все предложения составлены верно. Поставьте себе на полях плюсики.

5. Физкультминутка (3 минуты).

Учитель: Давайте немножко отдохнем. Положите ручки на стол. Сейчас я буду читать вам предложения. Если в нем есть причастный оборот, вы должны хлопнуть в ладоши, если нет, никак не реагируйте.

(Учитель читает предложения)

– В поле видна трепещущая осина. – Город, окутанный вечерней мглою, постепенно затихает. – Лес, молчавший всю зиму, постепенно наполняется звуками. – Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь. – Родители, провожающие сына в далекое путешествие, пришли на вокзал заранее. – У костра пели песни отдыхающие туристы. – Капли воды, сверкающие на солнце, падают с крыш. – Туман, скрывший весь лес, совершенно поглотил солнце. – Люди, увлеченные наблюдением за кактусами, содержат дома десятки и даже сотни этих растений.

Учитель: Молодцы, но некоторым нужно еще поработать над причастными оборотами.

6. Работа с учебниками (10–12 минут).

Учитель: Ребята, а теперь давайте поработаем с учебниками. Откройте стр. 89, упр. 120. Но для начала напомните мне еще раз, в каких случаях причастный оборот выделяется запятыми, а в каких не выделяется.

Дети: Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то выделяется, если перед – нет.

Учитель: Теперь выполните задание. Выпишите из упражнения 120 предложения, которые этому правилу не подчиняются.

Дети: (1, 3, 5, 6).

Учитель: Что в них не так?

Дети: Во всех этих предложениях причастный оборот стоит перед определяемым словом, но запятыми выделяется. Это противоречит правилу.

Слайд 5

1. Ослеплённый светом фонаря, я зажмурился.2. Выросший в деревне, Никита так и не привык к городской жизни.3. Побывавшие на Урале, они могли говорить только о своём путешествии.4. Ограниченная в средствах к существованию, Ольга все же каждый месяц покупала книги.

(Предложения из учебника вынесены на интерактивную доску)

Учитель: Есть ли среди этих предложений похожие?

Дети: 1,3 и 2,4.

Учитель: Чем они похожи?

Дети: В 1 и 3 предложениях определяемые слова выражены местоимениями, а в 2 и 4 причастный оборот выражает дополнительное обстоятельственное значение.

7. Подведение итогов (2-3 минуты).

Учитель: А теперь на основе данной схемы (Слайд 6) сделайте вывод. В каких случаях причастный оборот выделяется запятыми, а в каких не выделяется. (1 учащийся на основе схемы делает вывод).

Учащийся: Если причастный оборот относится к личному местоимению, то, независимо от местоположения, он обособляется. Если причастный оборот находится после определяемого слова, он тоже обособляется. Если причастный оборот находится перед определяемым словом, но выражает дополнительное обстоятельственное значение, тоже выделяется запятыми.

8. Рефлексия (2 минуты).

Учитель: Что нового вы сегодня узнали? Чем занимались на уроке?

Дети: Вывели алгоритм, который нам поможет определить, нужно ли выделять причастный оборот запятыми или нет.

Учитель: Что для вас было сложнее всего? Что больше всего понравилось?

9. Домашнее задание. (1–2 минуты).

Упр. 120 + 1вар. делает синтаксический разбор 1и 2 предложений, 2 вариант – 3 и 4 предложений.

Литература: «Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х книгах. Книга 1» (авт.:Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Дидактический материал "Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом"

Дидактический материал

по теме «Знаки препинания. Причастный оборот.

Деепричастный оборот »

(Составлен на основе справочника по правописанию и литературной правке/ Под ред.И.Б. Голуб. - 9-е изд. - Айрис-пресс, 2004.- 368с.)

Предложения со знаками препинания

Задание 1

Списать, расставить знаки препинания. Графически обозначить деепричастные и причастные обороты.

1.Тут, около телег, стояли мокрые лошади, понурив головы, и ходили люди, накрывшись мешками от дождя (Чехов).

2.Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке (Горький).

3.Оттолкнув меня, бабушка, бросилась к двери…(Горький).

4.Подведя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания.

5.Лодки наши, влекомые течением, плыли посредине реки (Арсеньев).

6.Впереди за рекой пестрела громадная гора, усеянная домами и церквами… (Чехов).

Задание 2

Списать, расставить знаки препинания. Графически обозначить деепричастные и причастные обороты.

1.Часть книг, предназначенная для выставки, уже получена.

2.Написанная мелким почерком рукопись читалась с большим трудом.

3.В эту ночь, как нарочно, загорелись пустые сараи, принадлежавшие откупщикам (Герцен).

4.Поселившись теперь в деревне, его мечта и идеал были в том, чтобы воскресит ту форму жизни, которая была при деде (Л.Толстой).

5.Напрягши силы, человек самых средних способностей может добиться чего угодно (В.Панова).

6.Испугавшись неведомого шума, стая тяжело поднялась над водой (Первенцев).

Задание 3

Списать, расставить знаки препинания. Графически обозначить деепричастные и причастные обороты.

1.Ничем нельзя было удержать напора волн, нахлынувших на берег…

2.Автору было предложено внести в рукопись дополнения, учитывая последние достижения науки в данной области.

3.Десятая глава «Евгения Онегина» была написана Пушкиным.

4.В одной из комнат я нашел молодого парня, разбирающего за столом бумаги (Солоухин).

5.Артем схватил тяжелый молот, стоявший у наковальни… (Н.Островский).

6.Лесть и трусость – самые дурные пороки (Тургенев).

Предложения без знаков препинания

Задание 1

Списать, расставить все знаки препинания. Графически обозначить деепричастные и причастные обороты.

1.Тут, около телег, стояли мокрые лошади понурив головы и ходили люди накрывшись мешками от дождя (Чехов).

2.Однажды в лесу я провалился в глубокую яму распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке (Горький).

3.Оттолкнув меня бабушка бросилась к двери…(Горький).

4.Подведя итоги прений председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания.

5.Лодки наши влекомые течением плыли посредине реки (Арсеньев).

6.Впереди за рекой пестрела громадная гора усеянная домами и церквами… (Чехов).

Задание 2

Списать, расставить знаки препинания. Графически обозначить деепричастные и причастные обороты.

1.Часть книг предназначенная для выставки уже получена.

2.Написанная мелким почерком рукопись читалась с большим трудом.

3.В эту ночь как нарочно загорелись пустые сараи принадлежавшие откупщикам (Герцен).

4.Поселившись теперь в деревне его мечта и идеал были в том, чтобы воскресит ту форму жизни которая была при деде (Л.Толстой).

5.Напрягши силы человек самых средних способностей может добиться чего угодно (В.Панова).

6.Испугавшись неведомого шума стая тяжело поднялась над водой (Первенцев).

Задание 3

Списать, расставить пропущенные знаки препинания. Графически обозначить деепричастные и причастные обороты.

1.Ничем нельзя было удержать напора волн нахлынувших на берег…

2.Автору было предложено внести в рукопись дополнения учитывая последние достижения науки в данной области.

3.Десятая глава «Евгения Онегина» была написана Пушкиным.

4.В одной из комнат я нашел молодого парня разбирающего за столом бумаги (Солоухин).

5.Артем схватил тяжелый молот стоявший у наковальни… (Н.Островский).

6.Лесть и трусость самые дурные пороки (Тургенев).

infourok.ru

"Знаки препинания при причастном обороте"

Разделы: Русский язык

Цели:

  • образовательная: учащиеся повторяют учебный материал о причастном обороте и условии постановки знаков препинания на письме.
  • развивающая: учащиеся учатся находить причастный оборот в тексте, обособлять его на письме, конструировать предложения с причастными оборотами.
  • воспитательная: учащиеся осознают необходимость полученных знаний и использования их в устной и письменной речи.

Тип: Обработка открытого способа

Учебная задача: учащиеся учатся находить причастный оборот, обособляет его на письме, употреблять в речи.

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочная часть

Вхождение в контакт.

Контроль настроения:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь! За окном мороз и солнце, день чудесный! А какое у вас настроение? (Карточки-сигналы.)

– Хорошо! Значит, вы готовы к выполнению заданий. Какую учебную задачу на прошлом уроке мы поставили?

(Мы должны научиться находить причастный оборот, обособлять его на письме, употреблять в речи.)

II. Исполнительный этап

1. Синтаксическая пятиминутка.

– Запишите данное предложение. (1 ученик работает у доски.)

– Выполните синтаксический разбор предложения.

– Как вы понимаете это высказывание?

– Как вы объясните постановку запятой в данном предложении?

– Что для этого надо выполнить?

– Для того, чтобы правильно выделять причастный оборот необходимо вспомнить теоретический материал. Просмотрите презентацию, которая была подготовлена учеником вашего класса.

2. Компьютерная презентация “Знакомьтесь, я причастие!” (См. Приложение 1, Приложение 2).

– Что же такое причастный оборот?

3. Работа по тексту (каждому ученику выдается текст)

– Прочитайте и озаглавьте текст. Определите тему, основную мысль текста. (Открытие. Ожидание. Олимпийские игры. Процедура открытия имеет большое значение для спортсменов, т.к. они в ответе за тех,, кто за них болеет, на них надеется.)

– К каким стилям относится данный текст? (К книжным.)

Этой минуты каждый раз ждут на всей земле 4 года. И вот наступает …Затихли зрители, заполнившие огромный стадион. В тишине раздается голос, возвещающий об открытии Олимпийских игр. Прогремел пушечный салют. Зазвучали фанфары. И через минуту вспыхнувший в огромной чаше факел озарил весь стадион. Мимо трибун прошли со своими национальными знаменами команды стран , участвующие в Олимпийских играх .Прозвучали над стадионом слова традиционной клятвы, обязывающей всех участников состязаний честно бороться за победу во имя чести Родины, славы спорта. (Л.Кассиль)

– Найдите причастные обороты в тексте и их подчеркните.

Учащиеся находят пропущенную запятую.

– Запишите данное предложение в тетрадь. Подчеркните причастный оборот и объясните постановку знаков препинания.. Составьте схему. (1 ученик доски.)

4. Творческая работа

– Предлагаю выполнить работу в группах. Две группы работают по созданию текста, описывая предложенные картины И.К. Айвазовского. (I группа – “Среди волн”, II группа – “Штиль”.)

Учащимся предлагается языковой материал, который они могут использовать в своей работе.

  1. Спишите текст.
  2. Вставьте пропущенные буквы и запятые.
  3. Озаглавьте.

С необычайной силой и убедительностью И.К. Айвазовский умел передать яркость бушующ... и тихую гладь отдыхающ... моря, блеск солнечных лучей сверкающ... на воде и рябь от дождя, прозрачность морской глубицы и белоснежную пену волн, показать мужество человека вступающ... в схватку с морской стихией.

5. Самостоятельная работа остальных учащихся

Остальные учащиеся работают с раздаточным материалом.

– Вставьте пропущенные запятые и допишите окончания причастий.

6. Проверка выполнения работ

Учащиеся зачитывают текст, проговаривая окончания причастий и объясняя постановку знаков препинания.

Представители I и II групп зачитывают полученные тексты. Во время чтения демонстрируются И. К. Айвазовского. См. Рисунки

III. Рефлексивно-оценочный этап

1. Тестирование (по вариантам)

– Вам предлагаются схемы постановки знаков препинания при причастном обороте.

– Данное задание выполняется по вариантам.

– Первому варианту необходимо найти и указать номера предложений, которые соответствует схеме № 1, второму варианту – № 2. Предложения проектируются на экран с помощью компьютера.

Схема № 1: определяемое слово, причастный оборот ,…

Схема № 2: причастный оборот определяемое слово…

Предложения, в которых не указаны знаки препинания:

  1. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав.
  2. Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву.
  3. Показавшееся из- за гор солнце ослепила нас.
  4. Дорожка, выбегающая к пруду из густой зелени парка, кончается мостиком.
  5. Растущий в палисаднике куст сирени зацвел.
  6. Ливень размыл круто поднимающуюся в гору тропинку.
  7. Волшебным цветком, выросшим на русской почве , называли современниками оперу М.И. Глинки “Руслан и Людмила” .
  8. Свисавшие с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце.
  9. Чьи – то голоса, слышимые в тишине утра, привлекли внимание девушки.
  10. Верхушки березок, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день.

2. Проверка тестирования.

Ключ: I вариант – 1, 4, 7, 9, 10.II вариант – 2, 3, 5, 6, 8.

– Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок, с одной ошибкой.

IV. Подведение итогов

– Как вы считаете, решили ли вы учебную задачу урока?

– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям..

(Критерии оценки.)

“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.

“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы, не повредила.

“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Запишите на полях букву.)

V. Домашнее задание

– Тот, кто записал букву А, выписывает 2 – 3четверостишие с причастными оборотами из стихотворения А.С. Пушкина.

– Тот кто записал букву Б, читает п. 25 и выполняет упражнение № 321 (1,2)

– Тот кто записал букву В, читает п. 25 и выполняет упражнение № 315.

Выставление отметок за урок/

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Причастный и деепричастный оборот: упражнения, правила, знаки препинания

Многие обучающиеся интересуются: что такое причастие и деепричастие, чем отличаются причастный и деепричастный оборот? Упражнения по нахождению обособленных определений и обстоятельств представлены в статье. В ней же даются сведения о формах глагола. Причастный и деепричастный оборот упражнения

Глагол и особые формы глагола

Глагол является в языке ведущей частью речи, которая сообщает о процессах и действиях, происходящих вокруг. Вместе с существительным он входит в грамматическую основу предложения: Мальчик плывет. Дом строится; а в глагольных односоставных предложениях самостоятельно составляет их предиктивную основу: Вижу! Посмотри. Было поздно. Ему звонят. деепричастие и деепричастный оборот

Если рассмотреть предложения с причастным и деепричастным оборотом, то можно заметить, что в них содержится несколько слов, отражающих процесс, - причастий или деепричастий. И те и другие представляют собой глагольные формы, при этом причастие схоже с прилагательным, так как имеет такую же парадигму склонения и отвечает на вопросы прилагательных: какой? какое? и другие, а деепричастие - с наречием, так как тоже является неизменяемой частью речи и отвечает на основные вопросы наречий: как? каким образом?

Причастия образуются от основ глаголов с помощью суффиксов -ащ-,-ящ-, -ущ-,-ющ-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-: кричащий, смотрящий, несущий, пустующий, живший, шедший, определенный, указанный, спетый. Деепричастия - с помощью суффиксов -а-, -я-, -ючи, -учи-, -в-, -ши-, -вши-: крича, запевая, играючи, едучи, посмотрев, принесши, познакомившись.

Например: Заполонившая весь сад трава росла густо, не давая возможности вырасти культурным растениям. В данном предложении представлено четыре разных глагольных формы: росла - глагол прошедшего времени, женский род, вырасти - инфинитив, заполонившая - причастие, не давая - деепричастие. Можно заменить причастие прилагательным, а деепричастие - наречием: Зеленая трава росла густо, и возможности вырасти у культурных растений было немного. В предложении сохранился главный смысл, но утеряны дополнительные действия, которые отражали причастный и деепричастный оборот. Упражнения из таблицы ниже помогут научиться находить глагольные формы и отличать их друг от друга. предложения с причастным и деепричастным оборотом

Упражнения на нахождение глагольных форм

ЗаданиеТекст задания
Из текста выпишите три причастияБыла гроза, сопровождающаяся устрашающим громом и огненными молниями. Миша, как учил его дед, спрятался под кустарником, расположенным в низине. Вдруг послышался сильнейший раскат грома, а затем звук, напоминающий шипение змеи. Это молния попала в дерево в десяти шагах от домика лесничего.
Из текста выпишите все деепричастияНе отрывая глаз, Яша смотрел на зарю. Почему-то в это время суток ему всегда хотелось, стоя на мансарде и смотря вдаль, размышлять о вечном. То он задавался вопросом, почему птицы так красиво летают, то его волновал вопрос о происхождении Солнца, то задумывался о дальних странах, мечтая путешествовать.

Причастный оборот как обособленное определение

Причастным оборотом называется конструкция причастия с зависимым словом. Так, предложение: Цветущий сад был красив - без причастного оборота, а предложение: Цветущий на даче сад был красив - имеет причастный оборот, так как у причастия есть зависимое слово: цветущий (где?) на даче.

Построение причастных оборотов может быть разным, но данная синтаксическая единица обязательно представляет собой причастия с зависимыми словами.

Причастный оборот требует обособления, если стоит после главного слова: Грибы, набранные всей семьей, лежали теперь на скамье под сосной; если зависит от личного местоимения: Мечтающий о поездке в Конго, он оформлял визу - или имеет дополнительное уступительное или причинное значение: Уставшая от шумных посетителей, Лена еле добралась домой. обособленный деепричастный оборот

Ошибки при употреблении причастных оборотов

Употребляя в речи причастный оборот, ошибки можно допустить как пунктуационные, так и грамматические. Пунктуационные ошибки встречаются при неверном определении границ синтаксической единицы, при невнимательном прочтении предложения с причастным оборотом и при отсутствии теоретических знаний об условиях его обособления.

Грамматические ошибки при употреблении причастных оборотов связаны прежде всего с неуместным использованием причастного оборота в предложении и с неправильным согласованием причастия с главным словом. Например: Северный баскетбольный клуб приехал в родной город, удачно сыгравший на чемпионате. (Верный вариант: Северный баскетбольный клуб, удачно сыгравший на чемпионате, приехал в родной город). построение причастных оборотов

Деепричастный оборот как обособленное обстоятельство

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастие и деепричастный оборот всегда обособляются. Их выделение запятыми не зависит от месторасположения относительно главного слова. К примеру: Они приехали, не предупредив. Галя, увидев красивый букет в его руках, сразу успокоилась. Слушая, Коля делал записи. Не требуют обособления лишь те деепричастия, которые входят в состав фразеологических оборотов: Спустя рукава он работал весь сезон. Ребенок прислушивался затаив дыхание - или перешли в наречия: Толя читал не торопясь. Он рассердился не шутя. причастный оборот ошибки

Причастный и деепричастный оборот: упражнения

В таблице ниже приведен ряд заданий на нахождение обособленных членов, выраженных причастным или деепричастным оборотом.

ЗаданиеТекст задания
Из текста выпишите обособленный деепричастный оборотМаша, перебирая подаренные ей открытки, вспомнила свой первый праздник. Это был ее седьмой день рождения. Мама напекла булочек и пирожков, чтобы Маша угостила своих одноклассников. Она была счастлива организовать чаепитие для всех ребят, которые встретили ее у порога школы с огромной корзиной фруктов.
Среди предложений найдите то, в котором есть причастный оборот.
  • Кот, который спугнул цыплят, спрятался под гнездом.
  • Рыбак, поймавший окуня, возвращался на берег.
  • Анна, моя соседка снизу, работала в санатории.
Из текста выпишите деепричастие и деепричастный оборот.Спрыгнув с высокого дерева, Паша побежал на пруд. Здесь он встретил своих друзей. Искупавшись, они стали рассказывать друг другу истории, произошедшие с ними за этот год.

Причастный и деепричастный оборот (упражнения из таблицы это подтверждают) вносят в предложения значение дополнительного действия. Они, являясь обособленными членами, лишь сопровождают основной процесс, заключенный в сказуемом.

Причастный и деепричастный обороты: примеры из литературы

Предложения с причастным и деепричастным оборотом нередко встречаются в художественных произведениях. "Океан, ходивший за стенами, был страшен", "Малый помолчал и, сбив кнутом прилипшего к лошади крупного овода, сумрачно ответил" (И. А. Бунин). "То с утра до утра шел не переставая мелкий... дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь..." (А. И. Куприн). "Покрытые инеем, они уходили в неясную, озаренную даль..." (В. Г. Короленко).

загрузка...

worldfb.ru

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

На уроке вы получите знания о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми. Мы поможем вам выработать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова.

Тема: Причастие

Урок: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами

Например:  рассказывающая (о чем?) о причастии; сидящая (за чем?) за столом.

Главным словом в причастном обороте всегда является причастие.

Сравните:

Читающая  книгу

Вывод: причастным оборотом является словосочетание читающая книгу, т.к. от причастия можно задать вопрос: читающая (что?) книгу.

Причастный оборот в предложении является определением.

Причастный оборот всегда является одним членом предложения, а определяемое слово не входит в состав причастного оборота.

Например:

У окна .

Таблица

Рис. 1. Таблица (Источник)

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется интонацией, а на  письме - запятыми с двух сторон.

Сравните (см. таблицу):

 ослепило нас. -  ослепило нас.

Два причастных оборота, стоящие друг после друга, оформляются по общему правилу.

Например: Из окон были видны луга,,.

Два однородных определения, выраженные в предложении причастными оборотами, ведут себя так же,  как и другие однородные члены предложения. Соответственно, знаки препинания между такими оборотами расставляются по правилам постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Например: Солнце,  и , скрасило эту унылую и неприглядную равнину.

Перед одиночным союзом И, соединяющим однородные члены предложения, запятая не ставится.

Рис. 2. Перед одиночным союзом И, соединяющим однородные члены предложения, запятая не ставится. 

Солнце, но все же скрасило эту унылую и неприглядную равнину.

Запятая перед противительными союзами А, НО.

Рис. 3. Запятая перед противительными союзами А, НО. (Источник)

Следует быть очень внимательным при определении границ причастного оборота, потому что в одном и том же предложении могут встретиться причастные обороты, которые нужно обособлять с обеих сторон запятыми, и причастный оборот, который выделять запятыми не нужно.

Например:    

 

Домашнее задание

№ 69, 70. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение,  2012.

Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Задание 2. Спишите.  Подчеркните прямой чертой определяемые слова и волнистой — причастные обороты. Обратите внимание на роль союза и.

Великий, или Тихий, океан на этот раз словно бы хотел оправдать свое название, которое совершенно несправедливо дали ему моряки-португальцы, впервые побывавшие в нем и не встретившие ни разу бурь (Станюк.). 2) Не смеялся только бледнолицый, долговязый блондин, сидевший у окна, положив свою большую белобрысую голову на ладони, и, казалось, погруженный в созерцание звезд, сверкающих на небе (Станюк.). 3) Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затененные углы, гроты, выстланные черным блеском и светлой подводной травой, темную прозрачность волн, качавших далеко внизу спины серебряных пеламид, и, наконец, луну, видную снизу даже днем и похожую на клубок розового пара, замерзшего в холоде недосягаемых высот (Пауст.).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Биометрика (Источник).

    Русский язык в схемах и таблицах. Причастный оборот. Знаки препинания.

2. Русский язык (Источник).

    Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Издательство «Лицей» (Источник).

    Правописание причастий. Упражнения.

4. Издательство «Лицей» (Источник).

    Образование причастий.

5. Интерент портал klikovo.ru (Источник).

    Причастный оборот. Упражнения для закрепления темы.

 

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа,  2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение,  2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс.  Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В.  Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

mirror.vsibiri.info

Тест «Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах», ФГОС

Пояснительная записка.

Данный тест составлен для интегрированного урока по русскому языку и литературе в 6 классе. Тема урока по русскому языку «Употребление причастий и деепричастий» (программа М.М.Разумовской и др.) по дате совпадает с изучением рассказа А.И.Куприна «Тапёр» (программа Г.С.Меркина, С.А.Зинина).

В ходе урока перед заданием: расскажите о семье Рудневых, их доме и опишите тапёра, мы предложили тест, в котором содержатся предложения, характеризующие эту семью и заглавного героя. С помощью теста проверили умение находить причастные и деепричастные обороты и расставлять знаки препинания при них. Обратили внимание обучающихся на то, что причастия и деепричастия делают речь живописнее, выразительнее Являются живыми художественно-литературными приёмами. Чтобы показать их в действии, мы и обратились к тексту А.И.Куприна.

Тест

Знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах

1. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

    Самая старшая из сестер, Лидия Аркадьевна, стояла перед трюмо. Повернувшись боком к зеркалу (1) и изогнув назад свою прекрасную обнаженную шею (2) она (3) слегка прищуривая близорукие глаза (4) закалывала в волосы чайную розу. 

    Ответ: ---------------------------------

    2. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру

    (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при деепричастном обороте.

      Взглянув на отражение Тины в зеркале, (1)она заметила с неудовольствием:

      — Больше всего в доме беспорядка делаешь,(2) конечно,(3) ты,

      Ответ: ---------------------------------

      3. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

        Не далее как на прошлое Рождество ее в это время запирали с младшей сестрой Катей и с ее сверстницами в детскую (1) уверяя, что в зале нет никакой елки, а что «просто только пришли полотеры»  Поэтому понятно, что теперь, когда Тина получила особые привилегии (2) равнявшие ее некоторым образом со старшими сестрами (3) она волновалась больше всех, хлопотала (4) и бегала за десятерых (5) попадаясь ежеминутно кому-нибудь под ноги (6) и только усиливала общую суету (7) царившую обыкновенно на праздниках в рудневском доме.

        Ответ: ---------------------------------

               4.  В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру           (-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при причастном обороте.

        Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных,(1) гостеприимных и шумных московских семей, (2)обитающих испокон века в окрестностях Пресни, (3)Новинского и Конюшков и создавших когда-то Москве ее репутацию хлебосольного города.

        Ответ: --------------------------------------

        5. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

          Девочек постоянно навещали подруги (1) всевозможных возрастов (2) начиная от Катиных сверстниц (3) приводивших с собою в гости своих кукол (4) и кончая приятельницами Лидии, которые говорили о Марксе и об аграрной системе и вместе с Лидией (5) стремились на Высшие женские курсы.

          Ответ:--------------------------------------

          6. Эти дни бывали днями полной анархии, приводившей в отчаяние прислугу. 

            Запятая в приведённом выше предложении обособляет:

            1) причастный оборот

            2) деепричастный оборот

            Ответ запишите цифрой.

            Ответ:-----------------------------

            7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.

              Со стола никогда не убирали, (1) и буфет стоял открытым с утра до вечера. Несмотря на это, случалось,(2) что молодежь,(3) проголодавшись совсем в неуказанное время, после коньков или поездки на балаганы, (4) отправляла на кухню депутацию к Акинфычу с просьбой приготовить «что-нибудь вкусненькое». 

              Ответ:------------------------------

              8. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

                Даже и теперь его можно было назвать красавцем, когда он (1) опоздав на десять минут к началу действия(2) и обращая на себя общее внимание (3) входил в зрительную залу Большого театра — элегантный и самоуверенный, с гордо поставленной на осанистом туловище, породистой, слегка седеющей головой.

                Ответ:--------------------------------

                9. Привыкнув с утра до вечера вращаться в большом обществе, (1) он любил, чтобы и в доме у него было шумно и оживленно.

                  Запятая под цифрой 1 в приведённом выше предложении обособляет:

                  1) причастный оборот

                  2) деепричастный оборот

                  Ответ запишите цифрой.

                  Ответ:-------------------------------

                  10. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

                    Огромная елка стояла посредине (1) слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями (2) и наполняя комнату смолистым ароматом. Там и здесь на ней тускло поблескивала (3) отражая свет уличного фонаря (4) позолота (5) цепей, орехов и картонажей.

                    Ответ:-----------------------------------

                    11. В  эту минуту к Татьяне Аркадьевне подошел, неслышно ступая своими замшевыми подошвами, Лука.

                      Запятые в приведённом выше предложении обособляют:

                      1) причастный оборот

                      2) деепричастный оборот

                      Ответ запишите цифрой.

                      Ответ:-------------------------------------

                      12. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

                        В передней стояла Дуняша (1) еще не снявшая шубки (2) закиданной комьями грязного снега. Сзади ее копошилась в темном углу (3) какая-то маленькая фигурка(4) разматывавшая желтый башлык(5) окутывавший ее голову.

                        Ответ:---------------------------------------

                        13. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.

                          Между тем маленькая фигурка,(1) освободившись от своего башлыка и пальто,(2) оказалась бледным,(3) очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища. Понимая, что речь идет о нем, он в неловкой выжидательной позе держался в своем углу, (4)не решаясь подойти ближе.

                          Ответ:----------------------------------------

                          14. Наблюдательная Таня,(1) бросив на него украдкой несколько взглядов, (2) сразу определила про себя, что этот мальчик застенчив, беден и самолюбив.

                            Запятые под цифрами 1 и 2 в приведённом выше предложении выделяют:

                            1) причастный оборот

                            2) деепричастный оборот

                            Ответ запишите цифрой.

                            Ответ:-----------------------------------------

                             

                            Ключи.

                            1

                            2

                            3

                            4

                            5

                            6

                            7

                            8

                            9

                            10

                            11

                            12

                            13

                            14

                            234

                            1

                            123567

                            2

                            234

                            1

                            34

                            13

                            2

                            134

                            2

                            1245

                            124

                            2

                             

                            xn--j1ahfl.xn--p1ai

                            Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

                            ·                   Сегодня мы узнаем, что такое причастный оборот.

                            ·                   Выясним, в каких случаях причастный оборот выделяется запятыми.

                            ·                   И поговорим о случаях, в которых причастный оборот запятыми не выделяется. 

                            Из наших прошлых занятий мы помним, что причастие сочетается с существительным.

                            Дружба у этих частей речи настолько тесная, что у них даже есть общие категории: род, число, и падеж. Какая категория у существительного – такая и у причастия. То есть, куда существительное – туда и причастие.

                            Мы также знаем, что в словосочетании причастие обычно зависит от существительного: собака стережет – собака какая? – стерегущая. Существительное – это главное, или определяемое, слово.

                            Но ведь нельзя просто сказать «стерегущая собака». Собака все-таки должна стеречь что-то: будку, кость, кота. Все эти слова зависят уже от причастия. Для них причастие – это главное слово: собака какая? – стерегущая – стерегущая кого? – кота.

                            К нашей фразе могут добавиться и другие слова.

                            Например: собака, стерегущая кота. Кота какого – злого. Стерегущая как? – усердно.

                            Получается, что к причастию можно присоединить очень много слов. Например:

                            стерегущая кота,

                            стерегущая усердно,

                            днем и ночью возле будки.

                            А к этим словам присоединяются другие: кота – злого, усердно – очень, возле будки – своей…

                            Посмотрите, все зависимые слова прилипают к причастию и как будто строят пирамиду!

                            Что же у нас получилось?

                            Собака – поставим вопрос – какая? – стерегущая злого кота очень усердно днем и ночью возле своей будки. Это и есть наш причастный оборот.

                             Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами.

                            Можно считать, что причастный оборот – это такое же причастие, только слегка раскормившееся.

                            Причастный оборот будет отвечать на такой же вопрос, как и причастие в нем. Собака – какая? – очень усердно стерегущая злого кота днем и ночью возле своей будки. Теперь мы можем подставить вместо вопроса какая? запятую, чтобы наше предложение не казалось таким громоздким и непонятным. И если это – причастный оборот, а собака – определяемое им существительное… посмотрите, у нас получилось правило!

                             Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он отделяется от него запятой.

                            кот, мечтавший полетать

                            Между причастным оборотом и определяемым словом ставится запятая.

                            рыба, пойманная в море

                            Мы ставим запятую между существительным и причастным оборотом.

                            окно, разбитое мячом

                            И в этом случае мы ставим запятую.

                            А если после нашего причастного оборота стоит еще какой-нибудь текст? Например: Кот, мечтавший полетать, полетел. В этом случае причастный оборот выделяется запятыми с двух сторон.

                            А теперь возьмем любой причастный оборот. Например, рыба, пойманная в море. Что будет, если мы переставим определяемое слово в конец нашей фразы? Посмотрите, запятая как будто повисла в воздухе. Ее можно убрать.

                            Итак, если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми.

                            растущий во дворе цветок

                            Мы не ставим никаких запятых.

                            купленное в жару мороженое

                            И здесь запятые нам не нужны.

                            спетая на публику песня

                            Поскольку причастный оборот стоит перед определяемым словом, мы не ставим запятых.

                            Посмотрим, как поведет себя такое словосочетание в предложении.

                            Купленное в жару мороженое растаяло.

                             В этом предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом, а значит, не выделяется запятыми.

                            Разберем еще несколько примеров.

                            Дракон, описанный в сказке, был добрым.

                            Главное слово – дракон. Дракон – какой? – описанный в сказке. Поскольку причастный оборот стоит после определяемого слова, мы выделяем его запятыми.

                            Описанный в сказке дракон был добрым.

                            Главное слово – дракон. Дракон какой? – описанный в сказке. Но теперь причастный оборот стоит перед определяемым словом, а потому запятыми не выделяется.

                            Он нашел ботинок, забытый под кроватью. Главное слово – ботинок. Ботинок – какой? – забытый под кроватью. Значит, мы можем поставить запятую перед словом ботинок.

                            Забытый под кроватью ботинок нашелся. Ботинок – какой? – забытый под кроватью. Здесь причастный оборот стоит перед определяемым словом, а это значит, что  никаких запятых нам не нужно.

                             Что же нам требуется запомнить?

                            Причастный оборот – это причастие и зависимые от него слова.

                            Как и причастие, причастный оборот в предложении выступает в качестве определения.

                            Причастный оборот выделяется запятыми, но только когда стоит после определяемого слова.

                            Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он запятыми не выделяется.

                            videouroki.net


                            Смотрите также