ТЕМА: ОТЛИЧИЕ ПРИЧАСТИЙ ОТ ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. Причастие и прилагательное упражнения


Причастия и отглагольные прилагательные. Видеоурок. Русский язык 7 Класс

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?

Например: холодный; ломаный.

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Например: сломанный, ломанный руками.

Прилагательные могут образовываться от имен существительных (холод – холодный;

стекло – стеклянный) и от глаголов (ломать – ломаный).

Прилагательные, образованные от глаголов,  следует отличать от причастий.

                                                            прич. п                                                                     прилаг. 

Сравните: Француз говорил на ломаном русском. – Вязанка дров была собрана из ломанных мною веток.

Основные признаки различения отглагольных прилагательных и причастий

У отглагольных прилагательных отсутствуют приставка (кроме НЕ) или зависимое слово.

                   прилаг.                                    причастие                                           причастие

Сравните: крашеный (некрашеный) пол – крашенный кистью пол – покрашенный пол.

Отглагольные прилагательные могут быть образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида, а причастие – от бесприставочных  глаголов совершенного вида.

                    прилаг.                                 причаст.

Сравните: ношеный костюм – купленный костюм.

                  носить – несов.в.     купить – сов.в.

Слова с суффиксами -ованн-/-еванн- без приставок или зависимых слов являютс отглагольными прилагательными.

                     прилаг.                                 прич.

Сравните: кованый сундук – подкованный конь.

Некоторые причастия могут переходить в прилагательные. Чтобы их различить, определим лексическое значение этих слов.

Например: назвАный (брат) – нАзванный выше брат. Подбираем синонимы: побратим и тот, который назван выше. Мы видим, что лексическое значение слов разное. В причастии сохраняется связь с глаголом.

Примеры отглагольных прилагательных:

– посажЁный отец – исполняющий роль отца на свадьбе;

– смышлЁный малыш – умный, понятливый, на лету схватывает.

Обратите внимание на ударение в этих словах.

 

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Как отличить причастие от прилагательного? (Источник).
  2. Русский язык в схемах и таблицах. Правописание суффиксов причастий (Источник).
  3. Девятова Н.М.. Причастия и отглагольные прилагательные (Источник).
  4. Дидактические материалы. Раздел «Причастие» (Источник).
  5. Образование причастий (Источник).

 

Домашнее задание

Задание № 1

Распределите словосочетания в две колонки: причастие или отглагольное прилагательное.

Ране...ый боец – изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука, стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова, дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Задание № 2. Образуйте от каждого глаголы все возможные варианты причастий и отглагольных прилагательных по образцу:

                    прилаг.                  прилаг.                      прич.                                    прич.

Красить:крашеный пол – некрашеные доски – крашенная краской скамья – выкрашенные  

                                      прич.

стены – рамы не покрашены.

Глаголы: варить, путать, ткать, сушить, тушить, печь, пугать, жарить.

Задание № 3. Произнесите словосочетания. Обоснуйте место ударения в глаголах, причастиях и отглагольных прилагательных.

Баловать ребёнка – балованный ребёнок;  газировать воду – газированная вода; гофрировать юбку – гофрированная юбка;  датировать рукопись – датированная рукопись; декольтироваться – декольтированное платье; дозировать лекарство – дозированное лекарство; заблокировать решение – заблокированное решение; компостировать билет – компостированный билет; замаскировать вход – замаскированный вход; запломбировать вагон – запломбированный вагон; избаловать собаку – избалованная собака; копировать документы – копированные документы; костюмированный бал, нормировать рабочий день – нормированный день; сгруппировать предложения – сгруппированные ошибки; смонтировать оборудование – смонтированное оборудование; сформировать команду – сформированная команда; шаржированное изображение;  экипировать команду – экипированная команда.

 

interneturok.ru

Конспект по теме «Отличие причастий от отглагольных прилагательных2 (7 класс)

Предмет: русский язык

Класс: 7

Шацкова Татьяна Викторовна

МОУ «СШ № 43 г. Волгограда»

№ урока в теме: 18

Интерактивная доска Smart Board

Урок ориентирован на общеобразовательный класс.

Тема «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных

прилагательных».

Урок применения знаний, умений и навыков.

Цели урока: повторение и проверка знаний учащихся по данной теме;

выявление глубины понимания темы и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках; развитие орфографических умений и навыков сравнивать, обобщать, конкретизировать.

Развитие речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему; работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях; знаки препинания при причастном обороте.

Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формировать навыки работы со Smart Board.

Оборудование: 1 персональный компьютер, интерактивная доска Smart Board.

Структура урока:

I. Оргмомент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

ІV. Активизация пройденного материала.

V. Обобщение теоретического материала.

VІ. Тренировочные упражнения на умение различать причастия и отглагольные прилагательные.

VІІ. Контроль.

VIІІ. Домашнее задание.

ІX. Рефлексия.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Проверяется готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

От данных глаголов образуйте и запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Проп...тать, запр...тить, опл...тить, выр...стить, и...ти, полить, перес...дить,

взрыхлить, до...стрелить, ог...родить, ск...сить, засеять, вовлеч(?), и...топить,

понять, поднять, начать.

Удоски работают три ученика.

Первый выписывает слова с пропусками, графически объясняя вставленные орфограммы;

Второй – записывает действительные причастия прошедшего времени, образованные от данных глаголов;

Третий – записывает страдательные причастия прошедшего времени, образованные от этих же глаголов.

Класс в это время работает устно, отвечая на вопросы:

- Какие орфограммы встретились в данном упражнении?

- При помощи каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия?

- От какого глагола вы не образовали страдательное причастие? Почему?

Ребята, обратите внимание на призношение следующих причастий. Рис.1

hello_html_m2b394f38.png

Рис.1

III.Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных». Рис.2

Сообщение целей урока.

hello_html_m6353912f.png

Рис.2

IV. Активизация пройденного материала.

1.Синтаксическая пятиминутка. Рис.3

Повторение знаков препинания при причастном обороте; умение употреблять причастия в устной речи, составлять схемы.

Задание: переделайте предложение, вставив в каждую его часть причастный оборот; затем запишите предложение, составьте его схему, графически объясните знаки препинания.

Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.

Один ученик, используя электронное перо, записывает предложение, составленное им, на интерактивной доске.

С помощью пера выделяет грамматическую основу предложения, составляет его схему. Все выполняют задание на местах.

Затем следует проверка.

hello_html_m21da3014.png

Рис.3

2. Орфографическая работа. Рис.4

Повторение орфограммы «Гласные перед одной и двумя н в страдательных причастиях». Работа с орфоэпическими нормами.

Задание: вставьте пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка.

Интерактивная доска позволяет выполнить задание быстро и наглядно.

В объектах-буквах красного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик, работающий у доски, выбирает нужную букву и вставляет её в слова; делает вывод.

Орфоэпическая работа со словом запломбиро́ванный.

Другие ученики на местах выполняют разбор слов по составу:

1 вариант - размешанный,

2 вариант - продуманный.

Затем слова записываются на интерактивной доске другими учениками. Используя разные цвета электронного пера, ученики выделяют морфемы в словах.

hello_html_3a9dc29.png

Рис.4

V. Повторение теоретических знаний для формирования умений и навыков по данной теме.

Фронтальная беседа.

- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? Рис.5

- В каких случаях пишется одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных? Вспомните слова исключения. Рис.6

Ученики должны дать ответ на каждый из вопросов в форме рассказа на лингвистическую тему.

По мере ответов учащихся учитель опускает шторку «Сдвинь шторку-увидишь ответ», которая закрывает таблицы по данной теме. Рис.5,6. Таблицы подготовлены учителем.

hello_html_m4305d479.pnghello_html_1f0db849.png

Рис.5

hello_html_27c47d1e.pnghello_html_12a17e7e.png

Рис.6

VI.Следующая группа упражнений направлена на выявление учащимися степени усвоения данной темы, уровня сформированнности навыков правописания одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных; умения различать эти части речи.

1. Рис.7 Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн). Исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец - изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука,

стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова,

дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

hello_html_6e38cf14.png

Рис.7

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Рис.8. Далее делаются выводы.

Это воспитывает орфографическую зоркость.

hello_html_m5aec5657.png

Рис.8

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.Рис.9

Найдите словосочетания: прич.+ сущ., прил.+ сущ., в которых главное слово существительное.

Напуга...ая лошадь, гашё...ая известь, непогаше...ый костёр, вытка...ый ковёр, копчё...ая колбаса, тка...ая скатерть, асфальтирова...ая дорога, кова...ый меч, подмоче...ая репутация.

Ученику, работающему у интерактивной доски, необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор; определить части речи.

В объектах красного цвета (части речи) и в объектах - буквах зелёного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик выбирает нужную часть речи и букву (н и нн) и вносит в текст. Делается вывод о строении словосочетаний, определяется их вид (подчинительные словосочетания).

Проводится орфоэпическая работа со словом асфальти́рованный.

hello_html_mb44f43.png

Рис.9

3. Упражнение на развитие речи «Восстанови пословицу». Рис.10

Это упражнение дает возможность повторить изученные орфограммы и пунктограммы и развивает речь учащихся.

Используется приём скрытого текста. «Сдвинь шторку - увидишь ответ». Задание: закончите предложения и напишите, о чём говорят.

- Не ладно скроен... (,но ладно сшит)

- Стреляного воробья... (на мякине не проведёшь)

- Пуганая ворона… ( куста боится)

-Повинную голову… (меч не сечёт).

hello_html_2be62ae.pnghello_html_65371699.png

Рис. 10

4. Упражнение на развитие речи учащихся; на умение определить

значение метафоры.

Составляется предложение с этим словосочетанием.

Осуществляется самопроверка.

Правильный ответ спрятан за шторкой. Учащиеся в тетрадях записывают составленные ими предложения.

hello_html_m3ead47fd.pnghello_html_52f8d287.png

Рис.11

5. Гимнастика для глаз. Рис.12

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.

2. Горизонтальное вправо – влево.

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.

4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

hello_html_4153687.png

Рис.12

VII. Самостоятельное применение знаний и умений. Рис.13

1. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Записи делаются на доске с помощью маркеров. Отработка умения образовывать от данных глаголов прилагательные и причастия.

- Почему от глагола купить образуются только причастия?

(Это глагол совершенного вида).

hello_html_63b1270.png

Рис.13

2. Тест по теме «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных».

Этот тест дает возможность проанализировать сформированность знаний учащихся по данной теме и отработать навыки правописания н и нн в причастиях и прилагательных, умение различать эти части речи.

Учащиеся должны выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Затем работы сдаются на проверку. Рис.14

hello_html_m3b1ae810.pnghello_html_a2ad69b.png

Рис.14

3. После сдачи работ проводится проверка теста с целью акцентировать внимание учащихся на орфограммах, связанных с данной темой. Проверка «по цепочке» с объяснением своего выбора.

Используется затемнение экрана.

Ученики комментируют, а учитель работает с интерактивной доской, последовательно открывая шторку. Рис.15

hello_html_56589cc3.pnghello_html_6026ce92.png

Рис.15

VIII. Творческое домашнее задание. Рис.16

Проверка – на следующем уроке.

hello_html_1e91e206.png

Рис.16

Упражнение 124.

Задание: при списывании вставьте пропущенные запятые и замените неопределённую форму глагола полными или краткими страдательными причастиями. Объясните употребление н и нн в суффиксах.

Напишите продолжение в публицистическом стиле, используя причастия и отглагольные прилагательные, объясняя, как надо себя вести в общественных местах.

Есть немало ребят, которые сч…тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк… или шапк… с (ра…пустить) болта…щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не) хватает, ботинки не (чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(…)ся и такие, которые сч…тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и троллейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

IΧ. Рефлексия.

Цель: способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность

Учитель предлагает оценить степень достижения поставленной цели в начале урока каждым учеником, проанализировав психологическое состояние по трём уровням.

На интерактивную доску проецируется слайд. Рис.17

hello_html_3fd00bc6.png

Рис.17

Дети осуществляют итоговую самооценку.

Задаются вопросы, побуждающие учащихся к анализу своей деятельности на уроке:

- Чем данный урок был полезен для вас?

- Какие пробелы в знаниях помог восполнить?

- Чем хотели бы заняться на следующем уроке?

- Как хотели бы работать?

- Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?

Дети отвечают на вопросы, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на уроке.

Учитель благодарит учеников за работу, выставляет оценки.

На интерактивную доску проецируется слайд. Рис.18

hello_html_586099a7.png

Рис.18

infourok.ru

ТЕМА: ОТЛИЧИЕ ПРИЧАСТИЙ ОТ ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

тема: оТЛИЧИЕ ПРИЧАСТИЙОТ ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, 7 класс

Цели: вырабатывать умение различать причастия и отглагольные прилагательные; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков; повторить фразеологические обороты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ мини-сочинений (упражнения 124), написанных в публицистическом стиле.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Разбор предложений.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

– От прилагательного синий образуйте все возможные существительные, прилагательные, причастия, глаголы.

(Синь, синька, синева, синеть, синюшный, синяк, синеющий, посиневший, подсиненный.)

– От какой части речи образуются причастия?

– Что означают фразеологизмы:

синяя птица синий чулок

символ счастья Неодобр.: сухая педантка, лишенная

женственности и погруженная

в книжные, отвлеченные интересы

– А что, по-вашему, счастье?

– Придумайте предложение с фразеологизмом синяя птица.

2. Анализ предложений с объяснением значений причастий и омонимичных прилагательных.

1) Люди, измученные жаждой (которых измучила жажда), не могли идти дальше. – У женщины был измученный (усталый) вид.

2) Он слыл образованным (грамотным) человеком. – Мы пошли на вал, возвышение, образованное (которое образовала) природой и укрепленное частоколом.

3) Я встретил преданного (верного) друга. – Партизан, преданный (которого предали) изменником Родины, был повешен.

3. С данными словами составьте предложения так, чтобы в одном случае эти слова выступали как причастия, в другом – как прилагательные. Объясните эти значения.

Приподнятый, организованный, рассеянный.

(Например:

– Он остановился у окна с приподнятой (которую приподняли) занавеской. – У него было приподнятое (хорошее) настроение.

– Организованный учителем биологии кружок юннатов начал свою работу. – Она была очень организованной ученицей.

– Рассеянные ветром тучи плыли на Запад. – Жил человек рассеянный на улице Бассейной.

4. Выборочный диктант.

Выпишите прилагательные с определяемыми существительными, а причастия – с определяемыми и зависимыми словами (причастные обороты).

Отец друга занимал руководящий пост. Приехал инженер, руководящий стройкой. Бригадир, хорошо знающий коллектив, похвалил молодых рабочих. В колхозе мы встретили знающего агронома. Мы любовались блестящими на солнце снежинками. Брат отличался блестящими способностями. Как красив цветущий сад! У ребенка цветущий вид. На столе стояла пишущая машинка. Ученик, пишущий диктант, был очень внимателен. Мы наблюдали за работой шагающего экскаватора. Шагающий по площади отряд вызывал восхищение у окружающих.

– Укажите, какие признаки теряет причастие, переходя в прилагательное, а какие приобретает. (Прилагательное теряет значение действия, вид, время, а приобретает качественное значение.)

5. Составление таблицы (на доске и в тетрадях).

Отличие отглагольных прилагательных от причастий

Причастие

Отглагольное прилагательное

1. Значение прямое.

2. Имеет зависимые слова.

3. Сочетается с существительным в творительном падеже

1. Значение переносное.

2. Нет зависимых слов.

3. Не сочетается с существительным в творительном падеже

Общее в отглагольных прилагательных и причастиях:

1) Есть полная и краткая формы.

2) Образованы от глаголов.

V. Закрепление темы.

1. Выпишите в два столбика словосочетания:

Пуганая ворона, напуганная лошадь, гашеная известь, непогашенный костер, вытканный ковер, копченая колбаса, линованая тетрадь, закопченные стены, тканая скатерть, скованные движения, асфальтированная улица (обратить внимание на постановку ударения), кованый меч.

VI. Найдите ошибки в словах, записанных на доске, обоснуйте свой выбор.

Посаженный отец, писаные людьми законы, названный брат, высушенное на солнце белье, рассеяные дети, подмоченый водой батон, подмоченная репутация, прянный запах, жертвенный огонь, патентованный препарат, серебрянные ложки, лакированый стол, оловяный солдатик, смышленный малыш.

– Как вы понимаете слово патентованный?

(Патент – документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение.)

– А что означает словосочетание подмоченная репутация?

– Укажите сочетания с прилагательными (надпишите), затем – с причастиями.

VII. Подведение итогов урока.

– В чем же отличие отглагольных прилагательных от причастий?

– А что у них общего?

 Домашнее задание: упражнения 126, 127; подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие».

kopilkaurokov.ru

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия? - Справочник по русскому языку - Преподавание - Образование, воспитание и обучение

Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Чаще всего они имеют непроизводную основу (т.е. ни от чего не образованы) или образованы от существительных.

Примеры:

  • Робкий — прилагательное, непроизводное,
  • Солнечный — образовано от существительного солнце.

Причастие обозначает признак, привязанный к действию.  Бегущий — от глаг. бежать.

А отглагольные прилагательные — особенные слова, которые могут обозначать самостоятельный признак предмета, связанный с действием. Каким образом?

Тут следует учесть, что похожие на отглагольные прилагательные  причастия (а это страдательные причастия прошедшего времени) всегда образуются от глаголов совершенного вида, т.е. обозначают признак уже совершенного над ними действия:

Пример.

  • Решённая задача ← задача, которую уже решили,
  • Написанное сочинение ← сочинение, которое написали и т.д.

А вот слова, которые принято называть отглагольными прилагательными, образованы от глаголов несовершенного вида.

Пример.

  • Печёный пирог ← пирог, который пекли (печь, несов. вид).
  • Жареная рыба ← рыба, которую жарили ( жарить, несов. вид) и т.д.

Казалось бы, они должны обозначать действие, которое  имеет ещё не завершенный результат. Но на самом деле печёный (пирог) и жареная (рыба) — это процессы (действия), которые уже завершены. Значит, прямой зависимости между глаголом несовершенного вида и отглагольным прилагательным нет.  И слово указывает на уже завершённый процесс. Вот такие слова и принято называть отглагольными прилагательными.

Теперь разберёмся с их написанием.

Правило гласит, что у отглагольных прилагательных в суффиксе пишется одна буква Н:

Примеры.

  • Сушёные грибы, мороженые овощи, тушёные овощи и т.п.

Наоборот, у причастий, похожих на отглагольные прилагательные, в суффиксах пишется две буквы НН:

Сравните:

  • тушёНые овощи и тушёННые для гарнира овощи,
  • или: морожеНые ягоды и заморожеННые ягоды.

Попробуем свести всю эту информацию в обобщающую материал таблицу. 

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия. Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Таблица

Отличительные признаки

Отглагольное прилагательное (пишется одна Н)

Причастие (пишется НН)

Исключения

Наличие приставки

Нет

морожеНые ягоды

тушеНая капуста

Да

заморожеННые ягоды, продумаННый ответ

(отглагольные прилагательные без приставки, кроме не-)

невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, желанный, священный, нечаянный, чеканный (шаг), деланный (вид), жеманный,

смышленый (прич.)

названый (прич.)

Наличие зависимых слов

нет

сушёНые грибы

есть

сушёННые на зиму грибы

 

Образованы от глагола совершенного вида

нет

да

решёННая задача

(от глаг. решить  (сов. вид)

 ранеНый

 

Отглагольное прилагательное (пишется НН)

 

 

Суффиксы –ованн- ( -еванн-)

маринОВАННые грибы

фарширОВАННые перцы,

рискОВАННый поступок

нет

коваНый , жёваНый

(в этих отглаг. прилаг.  -ова (-ева) входит в состав корня)

 

Для примера рассуждения возьмем очень похожие  словосочетания:

  • МаслЯНый радиатор — прилагательное с суффиксом –ЯН, пишется с одной Н;
  • МаслЕНый блин — отглагольное прилагательное от глагола маслить, т.е. блин намаслили,  пишется одна Н;
  • Обильно маслЕННый блин — причастие, имеет зависимое слово, в суффиксе пишется НН.

Вот такой он, русский язык. Нужно много знать и внимательно разбираться в каждом конкретном случае.

pedsovet.su

Отличие отглагольных прилагательных от причастий

тема: оТЛИЧИЕ ПРИЧАСТИЙОТ ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, 7 класс

Цели: вырабатывать умение различать причастия и отглагольные прилагательные; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков; повторить фразеологические обороты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ мини-сочинений (упражнения 124), написанных в публицистическом стиле.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Разбор предложений.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

– От прилагательного синий образуйте все возможные существительные, прилагательные, причастия, глаголы.

(Синь, синька, синева, синеть, синюшный, синяк, синеющий, посиневший, подсиненный.)

– От какой части речи образуются причастия?

– Что означают фразеологизмы:

синяя птица синий чулок

символ счастья Неодобр.: сухая педантка, лишенная

женственности и погруженная

в книжные, отвлеченные интересы

– А что, по-вашему, счастье?

– Придумайте предложение с фразеологизмом синяя птица.

2. Анализ предложений с объяснением значений причастий и омонимичных прилагательных.

1) Люди, измученные жаждой (которых измучила жажда), не могли идти дальше. – У женщины был измученный (усталый) вид.

2) Он слыл образованным (грамотным) человеком. – Мы пошли на вал, возвышение, образованное (которое образовала) природой и укрепленное частоколом.

3) Я встретил преданного (верного) друга. – Партизан, преданный (которого предали) изменником Родины, был повешен.

3. С данными словами составьте предложения так, чтобы в одном случае эти слова выступали как причастия, в другом – как прилагательные. Объясните эти значения.

Приподнятый, организованный, рассеянный.

(Например:

– Он остановился у окна с приподнятой (которую приподняли) занавеской. – У него было приподнятое (хорошее) настроение.

– Организованный учителем биологии кружок юннатов начал свою работу. – Она была очень организованной ученицей.

– Рассеянные ветром тучи плыли на Запад. – Жил человек рассеянный на улице Бассейной.

4. Выборочный диктант.

Выпишите прилагательные с определяемыми существительными, а причастия – с определяемыми и зависимыми словами (причастные обороты).

Отец друга занимал руководящий пост. Приехал инженер, руководящий стройкой. Бригадир, хорошо знающий коллектив, похвалил молодых рабочих. В колхозе мы встретили знающего агронома. Мы любовались блестящими на солнце снежинками. Брат отличался блестящими способностями. Как красив цветущий сад! У ребенка цветущий вид. На столе стояла пишущая машинка. Ученик, пишущий диктант, был очень внимателен. Мы наблюдали за работой шагающего экскаватора. Шагающий по площади отряд вызывал восхищение у окружающих.

– Укажите, какие признаки теряет причастие, переходя в прилагательное, а какие приобретает. (Прилагательное теряет значение действия, вид, время, а приобретает качественное значение.)

5. Составление таблицы (на доске и в тетрадях).

Отличие отглагольных прилагательных от причастий

Причастие

Отглагольное прилагательное

1. Значение прямое.

2. Имеет зависимые слова.

3. Сочетается с существительным в творительном падеже

1. Значение переносное.

2. Нет зависимых слов.

3. Не сочетается с существительным в творительном падеже

Общее в отглагольных прилагательных и причастиях:

1) Есть полная и краткая формы.

2) Образованы от глаголов.

V. Закрепление темы.

1. Выпишите в два столбика словосочетания:

Пуганая ворона, напуганная лошадь, гашеная известь, непогашенный костер, вытканный ковер, копченая колбаса, линованая тетрадь, закопченные стены, тканая скатерть, скованные движения, асфальтированная улица (обратить внимание на постановку ударения), кованый меч.

VI. Найдите ошибки в словах, записанных на доске, обоснуйте свой выбор.

Посаженный отец, писаные людьми законы, названный брат, высушенное на солнце белье, рассеяные дети, подмоченый водой батон, подмоченная репутация, прянный запах, жертвенный огонь, патентованный препарат, серебрянные ложки, лакированый стол, оловяный солдатик, смышленный малыш.

– Как вы понимаете слово патентованный?

(Патент – документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение.)

– А что означает словосочетание подмоченная репутация?

– Укажите сочетания с прилагательными (надпишите), затем – с причастиями.

VII. Подведение итогов урока.

– В чем же отличие отглагольных прилагательных от причастий?

– А что у них общего?

 Домашнее задание: упражнения 126, 127; подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие».

kopilkaurokov.ru

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия - Для вас, ученики! - Советы учащимся - Каталог файлов

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия?

Очень часто в русском языке причастия переходят в прилагательные (их называют отглагольными прилагательными).

Причём, если это страдательные причастия прошедшего времени, то надо учитывать, что при переходе в прилагательные у них изменяется правописание. Выбор нн или н часто зависит от того, какой частью речи является отглагольное слово: причастием или прилагательным. И наоборот, если известно, сколько н в отглагольном слове (нн или н), можно определить, какая это часть речи.

Признаки, по которым можно определить часть речи (отглагольное прилагательное или причастие):

 1) Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несовершенного вида: кипяченое молоко от кипятить, жженая пробка от жечь. 

Но есть целый ряд отглагольных прилагательных-исключений: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный, недрёманное око. 

Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это причастие: решенная задача от решить, брошенные вещи от бросить. Исключения:смышленый, названый — с одним н.

2) У отглагольных прилагательных нет приставок: жареная котлета, путаный ответ. Если к прилагательному прибавляется приставка не-, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь — негашеная известь; глаженое белье — неглаженое белье.

У причастий могут быть приставки: под-жаренное мясо, за-путанные следы.

3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов: сушеные грибы, квашеная капуста. У причастий могут быть зависимые слова: сушенные на солнце грибы, квашенная на зиму капуста.

4) Отглагольные слова на -ованный, -еванный — прилагательные, они всегда пишутся с двумя н (прессованный, корчеванный).

Прилагательные кованый, жеваный, пишутся с одним н, так как -ов и -еввходят в корень, в чем убеждаемся, разобрав слова по составу.

 Следовательно, если мы рассматриваем форму, образованную от глагола, которая не имеет приставки или зависимого слова, то прежде чем решить, причастие это или прилагательное, следует определить вид глагола, от которого эта форма образована.

 Полезно сопоставить смешиваемые формы:

 масляные (краски) — прилагательное, образованное от существительного масло с помощью суффикса -ян;

масленый (блин) — отглагольное прилагательное, образованное от глагола маслить; замасленный (фартук) — причастие, образованное от глагола замаслить.

См. дополнительно подробное правило «Как правильно писать: масляный или масленый».

В  кратких прилагательных сохраняется столько н, сколько было в полных, а краткие страдательные причастия всегда пишутся с одним н.

 Упражнения для тренировки:

1. Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки.

 Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.

 2. Превратить причастия в прилагательные.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица, перегруженная машина, жаренная в масле картошка.

 3. От данных глаголов образовать отглагольные прилагательные или причастия, подобрать к ним существительные.

 Хвалить, решить, косить, лишить, пустить, пленить, точить, плести.

 4. Превратить прилагательные в причастия, а причастия в прилагательные:

распиленное бревно — пиленый сахар, кованый меч — закованный в цепи. 

Тканая скатерть, вязаный шарф, травленый волк, заштопанный рукав, нехоженая тропинка.

 5. От прилагательных образовать полное и краткое причастия, подобрать к ним существительные:ломаная линия — сломанный карандаш, игрушка сломана. 

Мороженая рыба, вареное яйцо, сеяные травы, путаный рассказ, неглаженая рубашка. 

6. Объяснить правописание Н и НН.

а) Расчищенная дорожка, чищеные сапоги, чищенные сегодня ботинки, картошка не чищена, нечищеная обувь.

 б) Крашеные полы, выкрашенные стены, некрашеные столы, крашенные белилами окна, полки покрашены.

 в) Званый обед, вызванный ученик, незваный гость, званные к ужину гости.

7. Вставить Н или НН.

 1) По стенам висели пучки засуше...ых трав, связки сморще...ых корешков и кухо...ая посуда (К. Паустовский).

2) Заплата...ые извозчичьи армяки с жестя...ыми номерами зарябили в глазах (К. Паустовский).

3) Наша бригада вошла в броше...ую жителями, разоре...ую и полувыжже...ую турецкую деревню (В. Гаршин).4) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревя...ых краше...ых и золоче...ых мисок с жидкою пше...ою кашицей (В. Гаршин).

5) В этот странный час светлой и тума...ой осе...ей ночи запуще...ый парк казался печальным и таинстве...ым, как заброше...ое кладбище (А. Куприн).6) Желтели стены, выкраше...ые масля...ой краской, захвата...ые гряз...ыми пальцами (К. Паустовский).7) Их обогнал человек в рва...ом пальто и соломе...ой шляпе (А.Н. Толстой).8) На пусты...ой улице показалась странная фигура испуга...ого человека (А. Н. Толстой).

9) Дворцы гляделись в Неву расстреля...ыми пусты...ыми окнами (А.Н. Толстой).10) Он лежал в чьем-то овчи...ом зипуне, окруже...ый целой толпой народа (А. Куприн).11) Армия таяла, как броше...ые в печь оловя...ые солдатики (А.Н.Толстой).12) Стены выбеле...ы известкой, а снизу выкраше...ы коричневой масля...ой краской (А. Куприн).

gerasimenko.ucoz.ru


Смотрите также