Сложноподчинённое предложение (упражнения). Предложения сложноподчиненные упражнения


Сложноподчинённое предложение (упражнения)

Сложноподчинённое предложение (упражнения)

Упражнение 1. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схему каждого предложения. Проведите морфологический разбор союзов.

1) Солома была гн_лая и рыхлая так(что) волчиха едва (не)пров_лилась. 2) Едва она пос_лилась (в)комнатке всё просв_тлело (в)доме. 3) Лодка и_чезла (в)волнах но тот(час) из глубокой ямы ск_льзнула (на)высокий холм так(что) можно было разл_чить людей и даже вёсла. 4) Лодка билась (о)сваи хотя мол заг_раживал её от большой зыби. 5) Потом я слышал как на те(р, рр)а(с, сс)е пили чай. 6) Хочется что(бы) вся жизнь была такою. (А. Чехов)

Упражнение 5. Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой приём вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях?

1) Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная. (К. Паустовский) 2) То, что тихо я тебе рассказываю, так на спящие дали похоже. (Б. Пастернак) 3) В берёзовом лесу всегда светлее, как будто берёзы сами светятся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. (В. Солоухин) 4) Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала. (К. Ваншенкип) 5) Я уверен, что земляничный аромат ни с чем не спутаешь. (В. Солоухин) 6) Кто словом скор, тот в делах редко спор. (Пословица) 7) Было ясно, что надо торопиться. 8) То, что написано пером, не вырубишь топором. (Пословица) 9) Каков пастух, таково и стадо. (Пословица)

Упражнение 6. Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, составьте схемы. Установите, подчинительным союзом или союзным словом соединяются части в каждом предложении.

1) Кто может знать, что ждёт меня? (А. Пушкин) 2) С реки доносились какие-то звуки, словно тихо охала чья-то могучая, тоскующая грудь. (М. Горький) 3) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли. (А. Ахматова)

Упражнение 7. Запишите сложноподчинённые предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы. Определите, союзом или союзным словом соединены части в каждом предложении. Сделайте вывод.

1) Маша так друж_любно и крепко стиснула его руку что сер(?)це у него з_билось от радсти. (И. Тургенев) 2) Что с возу упало то прпало. (Пословица) 3) (Не)было (ни)какой н_дежды что небо про_сни(тся, ться). (А. Чехов) 4) Марина полюбила Верочку и умела угад_вать по гл_зам что ей нрав_лось. (И. Гончаров) 5) В сложной би_графии Андерсена (не)легко устновить то время когда он нач_л писать свои первые пр_лес(?)ные ска_ки. (К. Паустовский) 6) Он говорил о вр_менах гр_дущих когда народы распри поз_быв в в_ликую семью со_диня(тся, ться). (А. Пушкин) 7) Путешествие (не)пок_залось ему столь ужас(?)но как он того ож_дал. (А. Пушкин) 8) Этот сл_пой (не)так слеп как каже(тся, ться). (М. Лермонтов)

Упражнение 8. Продолжите предложения так, чтобы они получились сложноподчинёнными. Составьте их схемы. Определите, на основе каких примеров можно составить сложноподчинённые предложения. Почему?

1) Друзья часто спрашивают о том, … .

2) В этой повести говорилось о том, … .

3) Я посмотрел в бинокль и увидел, … .

4) Он так ничего и не понял, … .

5) Наконец мы увидели дом, … .

Упражнение 9. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данные указательные слова, а также союзы и союзные слова.

1) Тот, кто …, … .

2)… к тому, кто ….

3)… такой …, который ….

4)… там, где ….

Упражнение 10. Преобразуйте сложносочинённые предложения в сложноподчинённые. Сравните синтаксические синонимы, сделайте вывод. Проведите синтаксический разбор третьего предложения.

1) Начался урок, и ученики приступили к выполнению самостоя-тельной работы. 2) Кончился письменный экзамен по русскому языку, и девятиклассники стали с нетерпением ожидать результатов. 3) В аудитории стало душно, и нам пришлось открыть форточку.

Упражнение 11. Спишите, выделяя запятыми придаточные предложения. Обозначьте средства связи в сложноподчинённых предложениях: союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.

1. Я знал что утром мать пойдёт в поле жать рожь. Мне очень хотелось с матерью на жнитво, и я боялся чтобы не проспать чтобы она не ушла от меня. 2. Уж одно ощущение что выспался есть наслаждение жизнью. Я бессознательно наслаждался этим, и было у меня смутное ощущение чего-то ещё очень интересного и хорошего что ждёт меня вп..реди. 3. Как бы ни была богата последу(?)щая жизнь восп..м..нания детства ни с чем (не) сравнимы. Я стараюсь найти где и когда зар..дились во мне те или иные душевные качества либо недостатки. 4. У человека самая яркая пора — детство. Всё что связано с детством кажется потом прекрасным. Детство человека — это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответ¬ственный ибо именно в детстве формируется характер человека именно в детстве его пост..гают всякие неожидан(?)ости, способные оборвать ниточку жизни. То что страшно яблоневому ростку не страшно взрослой крепкой яблоне.

(В. Солоухин)

Упражнение 12. Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения.

1. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело подымалась росла и постепенно облегала всё небо. (А. Пушкин) 2. Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. (А. Чехов) 3. Как ни был яростен ураган он ослабевал. (М. Булгаков) 4. Я хочу знать как это делается. 5. Я тот чей взор надежду губит едва надежда расцветёт. Я тот кого никто не любит и всё живущее клянёт. (М. Лермонтов) 6. Прокатился такой звук какой бывает когда с грузовика сбрасывают на землю листовое железо. (М. Булгаков) 7. Не тот мужествен кто лезет на опасность не чувствуя страха, а тот кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности не подчиняясь страху. (К. Ушинский) 8. Чего в других не любишь того и сам не делай. (Пословица) 9. Кто за счастье борется к тому оно и клонится. (Пословица) 10. Терпенье — цветок который растёт не в каждом саду. (Пословица)

Главная > Конспекты > по группам > Сложноподчинённое предложение (упражнения)

aret.ru

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЗАПИШИТЕ ИХ ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ Я ВИДЕЛ КАК, Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (Упражнения и тест)

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение? Составьте схемы предложений. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. 1) Придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом когда; в предложении выражены отношения одновременности.

Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание. Включите данные сочетания слов в состав сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия и придаточным сравнения. Укажите, какие из союзов употребляются во всех стилях, а какие — только в книжных.

Используя союз чтобы, придумайте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, придаточными цели, образа действия. Докажите, что данные предложения являются сложноподчинёнными с придаточными условия. М. Лермонтов) 4) Когда в товарищах с.гласья нет (на) лад их дело (н..) пойдёт. Найдите безличные предложения в составе сложноподчинённых. Укажите, чем выражен главный член в таких предложениях. Ответьте письменно на вопросы, формулируя свою мысль в форме сложноподчинённых предложений с придаточным условия.

Упражнения по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Объясните, что меняется в предложении при таком преобразовании. Обратите внимание на то, какие союзы и соответствующие им указательные слова главной части сложного предложения используются в предложениях каждой группы. А. Островский) 5) Если случалось работать много больше они не щадили ни времени ни сил. (Г.Марков) 6) Ежели какая непредвиденная задержка в наших сборах то вы отправляетесь с эшелоном.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Придумайте предложения с этими словами, употребив их в качестве терминов. Из всех союзов, которыми присоединяются придаточные предложения причины к главному, только союз потому что стилистически нейтрален. Близок к нему и союз поскольку, но он встречается гораздо реже. Книжный союз ибо употребляется в научной и публицистической речи и имеет оттенок приподнятости.

2) Пчела-труженица села на цветок, и он слегка покачнулся. В. Короленко) 3) Раскольников молчал и (н..) сопротивлялся (не) смотря на то что чу(?)ствовал в себе достаточно сил приподняться.

Запишите предложения в соответствии с нормами пунктуации. Сравните предложения и установите, какие из них являются сложноподчинёнными с придаточным уступительным, а какие — простыми с обособленными членами. Установите, какие виды придаточных присоединяет слово что. Определите, в каких случаях оно является союзом, а в каких местоимением (союзным словом). 1) А Варвара так оторопела что не могла подняться с места. 2) А мысли были всё те же что в прошлую ночь однообразные ненужные неотвязчивые.

1. Задайте вопрос от главной части предложения к придаточной. 4. Проанализируйте временные отношения в сложноподчиненном предложении. 6. Определите вид придаточной части; назовите, в какой части излагается следствие, а в какой — причина. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чище-ния зубов, то через черный ход можно удрать во двор (А. Н. Толстой). 1) Придаточная часть условия присоединяется к главной части семантическим условным союзом если — то; реальное условие выражается глаголом в форме изъявительного наклонения.

Закончите предложения, указав в каждом случае нужный вид подчинения придаточных. Запишите отрывок из книги академика Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», расставляя недостающие запятые. Л. Толстой) 8) Перестань говорить тотчас же когда заметишь что раздражаешься сам и тот с кем говоришь.

Выпишите из любого художественного текста по два сложноподчинённых предложения с однородным и неоднородным подчинением. Прочитайте текст и озаглавьте его. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Какой вид подчинительной связи использован в этих примерах? Составьте схемы и проведите синтаксический анализ сложных предложений.

Разберите по членам главные части этих предложений. Определите вид подчинительной связи, составьте схемы этих предложений. Спишите предложения из произведений Л. Н. Толстого, объясняя расстановку знаков препинания.

2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных

И вот в такую (то) бесшумную ночь Таня проснувшись услышала… Расставьте знаки препинания в следующих сложных предложениях. 5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения? 1. Запятая. 2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

Закончите предложения, преобразовав их в сложноподчинённые с придаточным определительным

2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных. Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая. 12. Проанализируйте сложные предложения. 13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Назовите тип подчинения придаточных частей главной. Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания и определяя, каким членом предложения является слово который. 2. Предложение с однородным соподчинением придаточных. Используя данные примеры, установите, с помощью союза или союзного слова присоединяется придаточное места к главной части сложноподчинённого предложения.

Будем читать дальше:

zvidalumkaser.ru

Тема: «Сложноподчиненное предложение» Упражнение 8. Обозначьте графически границы

Упражнение 8. Обозначьте графически границы предложений, входящих в состав сложного; укажите союзы и союзные слова, подчеркните союзные слова как члены предложения.

1. Справа он видел большую поляну на которой стоял кряжистый дуб.

2. Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.

3. Воздух был свеж хотя солнце только что село.

4. Если жизнь тебя обманет не печалься.

5. В доме куда мы случайно попали шел ремонт.Учимся расставлять знаки препинанияв сложноподчиненном предложении.

Упражнение 9. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.

А) Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением – косвенным вопросом.

1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля. 2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать. 3. Чего я жду не знаю сам. 4. Он спросил не будет ли приказаний и исчез. 5. Я не могу сказать нравилось ли нам ходить босиком.

Б) Сложноподчиненное предложение с придаточными частями, относящимися к причастию или деепричастию.

1. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь. 2. Утром еще солнце не успело подняться мы покинули поселок. 3. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с нее. 4. Тропинка поднимается в скалы где смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. 5. Я взбежал по лестнице которая вела в светлицу и вошел в комнату.

В) Однородные члены в сложноподчиненном предложении.

1. Дрожащим голосом она объявила что ужинать ей не хочется и стала прощаться с родителями.

2. Он вовремя успевает наклонить голову чтобы не разбить ее о перекладину и вихрем влетает на черный двор.

3. Она сделала мне знак рукой чтобы я подождал и вышла.

4. Я смотрю вдаль где видны силуэты судов и вижу миллионы огней.

5. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.

6. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.

Упражнение 10. Расставьте знаки препинания. Объясните графически.

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Типы связи придаточных предложенийв составе сложного предложения

Упражнение 11. Предложения с последовательным подчинением придаточных. Подчеркните главные члены, задайте вопросы к придаточным частям.

1. Я открыл глаза тогда, (когда услышал), (что до берега недалеко).

2. Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться).

3. Она гонит от себя впечатления этой сцены, (потому что чувствует), (что готова расплакаться).

4. Послы сказали, (что возьмут с условием), (если и он примет ответный подарок).

Упражнение 12. Определите границы придаточных частей скобками, расставьте знаки препинания.

1. Я полагаю что все короли хотят чтобы мы приняли турецкую веру.

2. За нами долго следила японская джонка чтобы посмотреть куда мы направимся.

3. Нехорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда расчихаешься когда войдешь.

4. Вы думали что я буду слушать смиренно дерзости потому что у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.

5. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда объявили ему что мы уходим.

Упражнение 13. Предложения с параллельным (неоднородным) подчинением. Покажите границы главного и придаточных предложений, задайте к придаточным предложениям вопросы.

[Но теперь, (когда я могу рассуждать), я уверена], (что ты останешься жив).

1. Индюшка любила жаловаться, когда была голодна, и требовала, чтобы Индюк ее жалел.

2. Зато, чтоб утешить меня, он приказал ему верхом объехать поле и взял меня с собою, чтобы при мне поймать зайца.

3. Я желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время.

4. Чичиков заметил, что в самом деле неприлично такое безучастие к чужому горю, и потому вздохнул тут же и сказал, что соболезнует.

Упражнение 14. Подчеркните главные члены, укажите границы главного и придаточных предложений, к придаточным задайте вопросы, расставьте знаки препинания.

1. Везде где только сидят он останавливался чтоб показать себя.

2. Утром когда мы опять остановились пить чай я узнал что мои страхи были не совсем неосновательны.

3. Нина просила не рассказывать никому что она проболталась и уверяла что ее будут очень ругать.

4. Накануне вечером когда я уже спалотец мой виделся с теми стариками которые гостили у брата.

5. Впоследствии когда мои слова сделались известны тетушкам они заставили меня повторять их и так хохотали что приводили меня в совершенное изумление.

Упражнение 15. Однородные придаточные предложения. Задайте вопросы к придаточным предложениям.

1. Ко мне пришел Савич сказать, (что последняя лодка идет на берег), (чтоб я поторопился).

2. В то же время мелькала у меня мысль, (что я спрятался), (что маменька не услышит моих слез).

3. Там был старенький домишко, (где жил некогда мой дедушка), (где родились все мои тетки и мой отец).

znanija.com


Смотрите также