Разработка урока по русскому языку на тему" Упражнение в правописании предлогов и приставок" (2 класс). Предлог и приставка упражнения


Дифференциация предлогов и приставок

Дифференциация приставок и предлогов

Цель : 1. Закрепить у детей понятие о грамматической роли приставок и предлогов

2. Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики

3.Ознакомить с деловым письмом.

Оборудование: предметные картинки, тетради, ручки, карточки с  индивидуальными заданиями.

Ход занятия.

1.     Организационный момент. Сегодня ,ребята,мы с вами будем  работать над различением предлогов и приставок. А каким словом мы можем заменить слово «различение»? («Дифференциация») Правильно.

Беседа по материалу прошлых занятий о составе слова, приставке, предлоге, правописании приставок и предлогов.

Учитель: Что такое предлог?

Учащиеся: это слово.

Учитель: Для чего нужен предлог?

Учащиеся: для связи слов в предложении.

Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

Учащиеся: раздельно.                                                                                                       

Учитель: Что такое приставка?

Учащиеся: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Учитель: Как пишется приставка со словами?

Учащиеся: слитно

-А теперь посмотрим, какую почту мы получили сегодня? Здесь телеграммы и письма.                                                                                                                                                      -Что будем смотреть в первую очередь?(телеграммы)- Почему?(потому что это срочные сообщения)                   

Задания: 1. Списать тексты телеграмм, определив предлоги и приставки:

Маша (за)шла (за) подругой. Полина (до)шла (до) магазина. Ребёнок (ото)шёл (от) плиты. Волк (на)бросился (на) бабушку.

2.А теперь откройте ваши конверты и читаем 1 задание.  Работа со словосочетанием.

Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.

(с)катился (с)горы

(по)бежали (по)дорожкам

(про)читал (про)машины

Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.

Учащиеся: скатился, побежали, прочитал

Учитель: Как записали приставки?

Учащиеся: слитно.

Учитель: Назовите слова с предлогами.

Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

Учитель: Как записали предлоги со словами?

Учащиеся: отдельно.

Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

2.Прочитать те из записанных на доске предложений,в которых есть предлог или приставка. Было жаркое, летнее  утро. Дул лёгкий ветерок. Журчал по камням прозрачный ручей. В тенистых кустах пели птицы. Слышалась звонкая песня соловья. Яркое солнце поднималось всё выше и выше.

3.Записать под диктовку предложения, рисуя вместо предлогов-           а вместо приставок -

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел.                  (Т. Белозёров)

Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за – это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

В метель (какую?) тополиную, в – это предлог, над (каким?) большим огородом, над – это предлог, в (какой?) деревянный дом, в – это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на – это предлог, над (какой?) синей чашкой, над – это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с – предлог.

Правильный ответ:

В  тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с мёдом

По-хозяйски загудел.

 

4.Потренируйтесь. Раскройте  скобки в загадке о ветре.

Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом – с приставками.

в (какой?) зимний холод              влетит

в (какой?) сильный зной              прошепчет

в (какие?) открытые окна            загудит

по (какому?) синему морю          притихнет

                                                      умчится

                                                      примчится

                                                        вздумает

5. Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

 

Итог занятия: Итак, ребята,как отличить приставку от предлога?                                                                       Ученики отвечают:- Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Писать  его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.

infourok.ru

Дифференциация предлогов и приставок

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Образовательные.
    • Научить различать практически приставки и предлоги.
    • Закрепить умение различать и выделять приставку и предлог.
    • Совершенствовать умение выделять и различать приставку и предлог.
  • Развивающие.
    • Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
    • Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.
    • Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
    • Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.
  • Воспитательные.
    • Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
    • Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
    • Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Оборудование. Карточки, мультимедиа проектор, компьютер, экран, тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

1. Поприветствуйте гостей. Пожелайте успехов друг другу на занятии. Чтобы всё у вас получилось при выполнении грамматических заданий. На каждом уроке мы узнаём что-то новое. Чтобы добыть знания сегодня вам необходимо выполнить задания, которые приготовила Царица Грамматики.

2. Определите, являются ли выделенные буквы приставками и предлогами.

Слова записаны на доске:

В..ходили, в..самолёт, от..пристани, от..чалили, с..крыши, с..валился, на..брали, на..берегу.

Учитель: Если это приставка, зачеркните не нужный в этом случае знак пробела. Прочитайте и назовите предлоги. Учащиеся: Выполняют устно, объясняют каждое слово.Учитель: Почему у вас возникли затруднения? Учащиеся: Не знаем, как отличить приставку от предлога.Учитель: Какую задачу нам предстоит решить на уроке? Учащиеся: Будем различать приставки и предлоги.Учитель: Для чего нужно нам учить различать их?Учащиеся: Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно писать.

2. Сообщение темы занятия (слайд 1)

Учитель: Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия? Учащиеся: Приставки и предлоги. Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память, но необычным образом. Мы отправимся в царство Грамматики.

3. Формирование психологической базы речи

Учитель: Я сейчас раздам вам фигуры: одна – «кубик», а другая – «пирамидка». Я даю вам инструкции, а вы выполняете действие. Готовы? Начнём:

– поставьте пирамидку на кубик; – подержите пирамидку над кубиком; – поставьте пирамидку перед кубиком; – положите пирамидку …. кубика.

– Почему вы не смогли выполнить последнее задание?Учащиеся: Пропущено слово.Учитель: Догадайтесь, какое слово я произнесла (около, рядом, слева, справа, у...)?Учащиеся: Положите пирамидку около кубика.Учитель: Правильно.

4. Повторение ранее полученных знаний

Учитель: Что такое предлог?Учащиеся: Это слово.Учитель: Для чего нужен предлог?Учащиеся: Для связи слов в предложении.Учитель: Как пишется предлог с другими словами? Учащиеся: Раздельно. (Слайд 2)Учитель: Что такое приставка? Учащиеся: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.Учитель: Как пишется приставка со словами?Учащиеся: Слитно. (Слайд 2)Учитель: Итак, отправляемся в царство Грамматики. (Слайд 3) Прочитайте скороговорку, определите приставки и предлоги:

Догорода дорога вгору, Отгорода – сгоры.

5. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.

Учитель: Царица Грамматики прислала нам письмо с заданиями.

1. Работа со словом

Учитель: Прочитайте слова. (Слайд 4) Определите, где слова с приставками, а где с предлогами? намашину, набросил, срисовал, соткрытки, входили, всамолёт, побежал, подорожке. Учитель: Как это можно сделать? Учащиеся: Между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.Учитель: Проверим: намашину, попробуем вставить слово-признак (на красную машину). Сделайте вывод, что такое на – приставка или предлог? Учащиеся: На – это предлог, потому что можно вставить слово: на красную машину, пишется отдельно.Учитель: Следующее слово: набросил, попробуем вставить слово.Учащиеся: Ничего не получается, значит на – приставка, пишется слитно.(Далее аналогично со всеми словами).Учитель: Назовите из этого упражнения слова с приставками.Учащиеся: Набросил, срисовал, входили, побежал.Учитель: Назовите слова с предлогами.Учащиеся: На машину, с открытки, в самолёт, по дорожке. Учитель: Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло… – Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли записали слова. – Молодцы, вы все справились с заданием Царицы Грамматики. – Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?

2. Работа со словосочетанием

Учитель: Запишите правильно слова с приставками и предлогами. (Слайд 5) покрыше побежал, начертил напеске, срывал, сдереваУчитель: Проверим, как вы выполнили это задание. (Слайд 6) Назовите слова с приставками.Учащиеся: Побежал, начертил, срывали. Учитель: Как записали приставки? Учащиеся: Слитно. Учитель: Назовите слова с предлогами. Учащиеся: По крыше, на песке, с дерева. Учитель: Как записали предлоги со словами? Учащиеся: Отдельно. Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

3. Составление предложения с одним из словосочетаний (упр. 2) – устно.

Физкультминутка (слайд 7)

Игра «Муха»

4 команды (вверх, вниз, вправо, влево). Начало игры из центра.

                                               
  муха  
     

Подготовительный этап: актуализируем внимание. Дети видят игровое поле и муху. Ведущий показывает путь мухи. Команда по цепочке: вверх, вправо, вниз, вниз, влево, вверх – где муха остановилась? (В центре).Основной этап: мониторинг развития внимания. Нет игрового поля, т.е. ведущий не показывает путь мухи, а даёт инструкции: влево, вверх, вправо, вправо, вниз, вниз. Где остановилась муха? (Нижний правый квадрат). Темп тихий, но больше предлагается инструкций. Игра с закрытыми глазами: даём произвольные инструкции для переключения внимания. В конце спрашиваем: «Где остановилась муха?». Можно повторять несколько раз.

4. Работа с предложением (текстом)

Учитель: Прочитайте предложения. (Слайд 8)

(На)дворе была гора. (В)зале стоит душистая ёлка. Весь день (на)горе много детей. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

– Сколько рассказов можно составить из этих предложений? Учащиеся: 2.Учитель: О чем будет первый рассказ? Учащиеся: О горке.Учитель: Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу. Учащиеся: (На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.Учитель: Как можно озаглавить рассказ?Учащиеся: Горка.Учитель: О чем второй рассказ? Учащиеся: О елке. Учитель: Прочитайте его.Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети.. Учитель: Как назовем этот рассказ?Учащиеся: Ёлка.Учитель: Составьте рассказы из предложений, которые лежат у вас в конвертах. Выделите приставки и подчеркните предлоги.

Взаимная проверка. (Слайд 9)

Гора

На дворе была гора. Весь день на горе много детей. Митя на санках скатился с горы.

Ёлка

В зале стоит душистая ёлка. На ветках игрушки. К пушистой красавице

5. Подбор предлогов и приставок. Раздаточный материал на карточках.

Учитель: Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги. Обозначь приставки, предлоги.

Мурка

Утром мы стали …тягивать невод. …берег …тащили вместе …рыбой и морских раков. …морю лениво ….шла кошка Мурка и …лезла …воду. Она лапой …щупала …дне мелкую рыбёшку. Мурка …цепила когтями рыбину и бросила …берег котятам.

5. Подведение итогов

Учитель:Чему учились на занятии? Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог. Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики. Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии. (Слайд 10)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Игры и упражнения по корреции устной и письменной речи учащихся. 5 блок: "Дифференциация предлогов и приставок". - Методический материал - Каталог статей

 

1.     «Первая прогулка».

Спишите текст, вставляя между предлогом и словом подходящие по смыслу слова. Подчеркните предлог.

 

На …. тропинку из …кустов выскочил цыплёнок. Следом за …цыплёнком выбежали ещё цыплята. А следом за …цыплятами из …кустов показалась мать-курица. Она осмотрелась кругом и увела малышей на …прогулку.

 

Слова для справок: колючие, лесную, первым, рябенький, маленькими, первую.

 

2.     «Подбери предлог».

Подчинённые слова, заключённые в скобки, поставьте в нужном падеже с необходимым предлогом, впишите предлоги в клетки, и вы прочтёте в выделенной вертикальной строке название вида связи между словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лечиться                               (врач)                                                                                                                         

Тетрадь          (математика)

Сказать                                                                                                             (свидетель)

Смеяться          (лодырь)

играть                    (хоккей)

вредный                         (здоровье)

сдаться                          (бой)

выступить        (собрание)

отрывок             (рассказ)

автобус          (кондуктор)

 

 

3.     «Колина записка».

Найдите ошибки в Колиной записке. Какие слова он не умеет писать? Перепишите записку без ошибок.

 

У нас вклассе новый у ченик. Унего большая коллекция марок. Я тебя сним по знакомлю.

 

 

 

4.     «Проказы старухи-зимы».

Прочитайте текст. Спишите его, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки.

(За)думала зима всякое дыхание (со)света (с)жить. Прежде всего стала она (до)птиц (до)бираться: надоели они ей своим криком и писком. (По)дула зима холодом, (со)рвала листья (с)лесов и разметала их (по)дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стаями собираться. (По)кричали и (по)летели в тёплые страны. Остался воробей, да и тот (под)крышу (за)бился.

 

5.     «Не ошибись».

Победителем считается тот, кто за определённый отрезок времени аккуратно и правильно напишет три слова с приставкой в- и три слова с предлогом в; три слова с приставкой на- и три слова с предлогом на и т.д.

 

6.     «Заказ».

Задание для играющих: мне нужны глаголы с приставками; мне нужны существительные с предлогами.

 

Набор 1.  (в)ходить, (на)писать, (за)думать, (из)мерить, (по)дарить, (от)дать, (у)ехать, (под)бросить, (до)делать, (про)давать, (над)строить, (при)гнать, (о)смотреть, (об)вязать, (с)дать.

Набор 2.  (в)класс, (на)болоте, (за)столом, (из)стали, (по)улице, (от)берега, (у)дома, (под)деревом, (до)пристани, (про)лису, (над)озером, (при)школе, (о)лошади, (об)отце, (с)матерью.

 

Наборы смешиваются и раздаются участникам игры. При ответе должно быть объяснено, что это и как пишется.

 

7.     «Соревнование».

Развитие умения выделять предлоги в тексте.

На доске записаны 2-3 стихотворения по числу рядов или команд. Дети каждого ряда по порядку читают своё стихотворение по одной строчке. Кто нашёл знакомый предлог, выходит к доске и подчёркивает его. Если представитель одного из рядов выполнил задание быстрее соперников, его товарищ по команде получает возможность раньше прочитать следующую строчку. Неверно выполненную работу исправляет ученик этого же ряда, но с потерей хода. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок закончит работу.

 

 

 

8.     «Не пропусти».

Развитие умения выделять предлог из предложения на слух.

Набор карточек с предлогами у каждого ученика. Учитель читает стихотворение, учащиеся поднимают карточку с услышанным ими предлогом. Выигрывает ряд, у которого было меньше ошибок.

 

9.     «Подбери по смыслу».

Развитие умения подобрать по смыслу нужный предлог.

У каждого ученика наборы предложений с пустыми окошками на месте пропущенных предлогов, маленькие карточки с предлогами. По сигналу ученики раскладывают на парте полоски с предложениями, читают их, находят отсутствующие предлоги и вкладывают нужные карточки в пустые окошки. Пять первых учащихся, правильно выполнившие работу, получают отличные оценки.

 

10.                       «Кто первый?»

Развитие умения изменять форму слова в зависимости от предлога и строить предложения, используя предлоги.

Для каждого ряда предметная картинка и таблица с несколькими предлогами к ней.

Представители каждого ряда по порядку выходят к доске и записывают слово, обозначающее название предмета на картинке, в сочетании с предлогом из своей таблицы. Остальные участники игры в это время обдумывают предложения с данными словами. Когда работа с таблицами закончена, соперники называют придуманные ими предложения. За каждое правильно составленное предложение ряд получает очко. Оригинальное высказывание может быть оценено двумя очками. Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок при записи слов с предлогами и набравший большее количество очков.

 

11.                       «Где галчонок?»

Развитие умения правильно употреблять предлоги и словоформы после них. 

Набор картинок: галчонок, различные деревья, скамейка, дорожка и т.д.

Логопед рассказывает, что в парке живёт галчонок, и ему хочется играть. Он всё время перепрыгивает и перелетает с места на место. Мы покажем, куда галчонок перелетает, а другие ответят, где находится галчонок.

Один ученик передвигает фигурку галчонка, а другие составляют предложения о нём. Адекватное составление предложений поощряется фишкой.

 

12.                       «Где матрёшка?»

Отработка умения правильно употреблять предлоги и словоформы после них.

Оборудование: матрёшка, кукольная мебель.

Логопед меняет местоположение матрёшки, учащиеся по очереди говорят, где находится матрёшка в данный момент. Для расширения круга употребляемых предлогов логопед может записать их на доске. Сначала предлоги прочитываются хором, а потом включаются в игру.

 

13.                       «В каком предложении предлог?»

Развитие умения строить предложения, используя предлоги.

На наборном полотне выставляются картинки: корзинка с грибами, один гриб около неё; ящик со щенками, у ящика собака; кормушка с птицами, одна птица над кормушкой; карточки с предлогами.

Учащиеся рассматривают картинки и прочитывают предлоги. Логопед предлагает составить предложение по картинке, используя любой предлог. Каждый ученик, правильно составивший предложение, не повторив при этом предыдущих, получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

 

14.                       «Переехали на новую квартиру».

Расширение круга употребляемых предлогов, развитие умения строить предложения с предлогами.

У логопеда картинки с изображением предметов мебели, на доске план комнаты с обозначением двери и окон. Логопед показывает картинку и спрашивает: «Где поставим этот предмет?». Ученик по вызову учителя предлагает поставить предмет на то или иное место. Фишка вручается каждому, кто правильно составил предложение с предлогом.

 

15.                       «Прятки».

Расширение круга употребляемых предлогов, развитие умения строить предложения.

На фланелеграфе размещаются картинки с изображением дома, сарая, забора, деревьев и других предметов, вырезанные фигурки детей.

Учитель объявляет, что сейчас начнётся игра в прятки и вся группа водит. Затем водящие закрывают глаза, а учитель прячет фигурки так, чтобы они были видны, за сарай, дом, забор, на крышу дома, на дерево, в дом, под крыльцо и т.д.

Учащиеся открывают глаза и говорят, кто где спрятался, строя предложения с предлогами и нужными глаголами. Правильный ответ поощряется фишкой.

myuznikova.ucoz.com

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка и предлог"

Конспект урока по русскому языку «Приставка и предлог».

Цель: Систематизировать знания учащихся о правописании приставок и предлогов.

Задачи:

Образовательные:

- повторить знания о приставке и предлоге.

- различие приставок и предлогов.

Воспитательные:

- воспитывать организованность, дисциплинированность, аккуратность при письме в тетрадях .

Коррекционно – развивающие;

- развитие логического мышления;

-развитие речи учащихся.

Тип урока: повторение, закрепление.

Оборудование: ручка, тетрадь, учебник, наглядный материал, карточки с заданиями.

Ход урока.

Организационный момент:

-Здравствуйте дети! Садитесь!

- Открываем тетради, записываем число и классная работа.

Словарная работа:

Наш урок мы начнем со словарной работы.

Записываем слова под диктовку и обьясняем орфограммы.

Перрон, хозяин, фанера, телеграмма, семена, договор, сейчас, антенна, коммунист, аэродром, гражданин, гарнитур. (после словарного диктанта, все слова нужно повесить на доску, и дети должны проверить себя сами и поставить оценку.)

Актуализация знаний:

- Сегодня мы с вами повторим тему, которую мы уже изучали. Это тема приставки и предлоги.

- Давайте с вами повторим, что же такое приставка?

ПРИСТАВКА – это часть слова. Пишется слитно со словом , служит для образования новых слов.

- А что же такое предлог?

ПРЕДЛОГ – это отдельное слово. Пишется раздельно с другими словами. Служит для образования новых слов. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.

- Так же у предлогов есть одна особенность, то что они не употребляются с глаголами, т.е. глагол «не дружит» с предлогом.

Физминутка: повторяем за мной (упражнение для рук, готовимся к письму)

- А сейчас мы с вами сделаем упражнение. Будем выходить к доске и определять где слова с приставками, а где слова с предлогами.

(на)писать (на)доске (черное, большой)

(от)толкнуться (от)берега (крутого, песчаного)

(с)Ьехать (с)горы (крутой, высокой)

(в)нести (в)комнату (детскую, большую)

(под)рубить (под)корень (большой, крепкий)

(об)ьявление (об)экскурсии (интересной, автобусной)

(за)шел (за)другом (своим, хорошим)

(до)бежал (до)леса (темного, дремучего)

(на)писал (на )листе (тетрадном, альбомном)

Физминутка: Офтальмотренажер Базарного (физминутка для глаз)

В следующем упражнение вам надо будет вставить подходящее по смыслу приставку и предлог (это самостоятельная работа, выдается каждому ученику карточка).

1.До, отплыть до, от берега, (песчаного, крутого)

2.Налететь на хищника (злого, сердитого, страшного)

3.Вписать в тетрадь, (школьную)

4.Дошел до дома, (своего, большого, кирпичного)

5.Похлопать по спине (большой, сильной)

6. Добежать до дерева (высокого)

7. Откусить от груши (сочной, вкусной, сладкой)

8.Дозвониться до друга (своего, хорошего, любимого)

Домашнее задание:

Страница 31 упр. 43

В этом упражнении вам нужно подумать и записать с помощью каких приставок образовались слова.

Сейчас мы с вами это упражнение разберем (разбор дом. задания)

Закрепление материала:

-А теперь последнее задание на уроке. Посмотрите пожалуйста на доску. Здесь вы видите текст. Вам нужно будет его списать и правильно написать приставку и предлог. (В)хожу я (в)лес. Делаю себе шалашик, словно шапку- невидимку (на)голову (седую, большую) (на)деваю. Сижу, наблюдаю.

Итог урока :

-какую тему мы сегодня повторяли на уроке?( предлог и приставка)

-Что такое приставка, что такое предлог?

- Обьявление оценок за урок.

-Все хорошо работали. Урок окончен.

infourok.ru

Разработка урока по русскому языку на тему" Упражнение в правописании предлогов и приставок" (2 класс)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С. КАРМАСКАЛЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАРМАСКАЛИНСКИЙ РАЙОН

Упражнение в правописании

предлогов и приставок

Урок русского языка во 2 классе

Провела: учительница начальных классов

Ахтямова Гузял Разяповна

Кармаскалы

Цель урока: развивать умения писать приставки со словами слитно, а предлоги отдельно и графически верно.

Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык». 2 класс, индивидуальные карточки с заданиями для учащихся.

Контингент участников: - учащиеся 2-го класса (9 лет).

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи, а приставки слитно. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.1.Учитель.Слышите, звенит звонок,Говорит: "Начнем урок!"Садитесь, дети. Сейчас у нас будет урок русского языка.

Я желаю успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга и пожелайте своему соседу удачи.2. Упражнение мозговой гимнастики.

Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Качаем головой, описывая дугу подбородком.

  1. Упражнение на логическое мышление.

Минутка чистописания.

Слайд1

Разгадать ребус. Записать слова, объясняя орфограммы, доказать, какой частью речи является.

II. Постановка проблемы.

-С помощью, каких слов отгадали слова? ( за, по, над, под, в)

- Как они называются? (предлоги).

III. Актуализация знаний.

1. - Что такое предлог?

-Что еще можете сказать о правописании предлога?

Слайд 2, слайд 3.

-От чего надо отличать предлоги?

-Что такое приставка?

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

- Cкажите, с какими частями речи дружит предлог и не дружит?

Слайд 4.

-Как пишутся предлоги и приставки с другими словами?

Слайд 5.

Слайд 6 с алгоритмом правописания предлогов и приставок.

2. - Какие предлоги знаете? Их можно разделить на группы.

Слайд 7.

IV. Первичное закрепление.

Слайд 8.

1.-Спишите предложения, исправьте ошибки. Объясните правописание предлогов, докажите, что это приставка или предлог.

Проверка выполнения работы.

Слайд 9.

2. -Как переносить слова с одной строки на другую?

-А вот как переносятся слова с приставками:

Слайд 10.

- Как перенесете слова «забросили и выскочил»?

Физминутка.

V. Закрепление.

1.-Прочитайте текст.

Слайд 11.

- Что заметили в этом тексте? (Нет связи слов в предложении).

- Что нужно сделать?

- Почему надо записать именно эти предлоги? (У каждого предлога свое значение).

2.-О каком дереве идет речь?

- Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Мила она русскому человеку. Береза - и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сел, деревень названо в честь нашей веселой березки!

infourok.ru

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация приставок и предлогов"

Конспект группового логопедического занятия для учащихся с

аграмматической дисграфией, дизорфография

Тема. Дифференциация предлогов и приставок.

Цель – учить дифференцировать предлоги и приставки.

Задачи.

Образовательная: закрепить знания детей о приставках и предлогах; научить различать практически приставки и предлоги; закрепить умение различать и выделять приставку и предлог; совершенствовать умение выделять и различать приставку и предлог.

Коррекционно – развивающая: пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия; развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения; корригировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений; совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

Воспитательная: воспитывать выдержку, самоконтроль, орфографическую зоркость; воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Оборудование: карточки, тетради.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Психологический настрой детей.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии!

Сегодня нашим девизом будут слова:

И вновь урок мы начинаем,

К вершине знаний держим путь.

Все знания сами открываем,

Поэтому – активным будь!

- На доске записаны слова, определите, являются ли выделенные буквы приставками и предлогами. Слова записаны на доске:

В..ходили, в..самолёт, от..пристани, от..чалили, с..крыши, с..валился, на..брали, на..берегу.

- Назовите слова с приставками. Назовите слова с предлогами (выполняют устно, объясняют каждое слово).

- Какую задачу нам предстоит решить на уроке? (Будем различать приставки и предлоги)- Для чего нужно нам учить различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно писать)

2. Сообщение темы занятия.

- Как правильно сформулируем тему занятия? (Приставки и предлоги) - Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память.

- Я сейчас раздам вам фигуры: одна – «кубик», а другая – «пирамидка». Я даю вам инструкции, а вы выполняете действие. Готовы? Начнём:

– поставьте пирамидку на кубик;– подержите пирамидку над кубиком;– поставьте пирамидку перед кубиком;– положите пирамидку …. кубика.

– Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово)- Догадайтесь, какое слово я должна была произнести (около, рядом, слева, справа, у...)? (Положите пирамидку около кубика.)- Правильно.

3.Повторение ранее полученных знаний.

- Что такое предлог? (Это слово.)- Для чего нужен предлог? (Для связи слов в предложении.)- Как пишется предлог с другими словами?  (Раздельно.)- Что такое приставка? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)- Как пишется приставка со словами? (Слитно.)- Прочитайте скороговорку, определите приставки и предлоги.

Догорода дорога вгору, Отгорода – сгоры.

4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.

Работа со словом.

- Прочитайте слова. Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?Намашину, набросил, срисовал, соткрытки, входили, всамолёт, побежал, подорожке. - Как это можно сделать?  (Между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.)- Проверим: намашину, попробуем вставить слово-признак (на красную машину). Сделайте вывод, что такое на – приставка или предлог? (На – это предлог, потому что можно вставить слово: на красную машину, пишется отдельно.)- Следующее слово: набросил, попробуем вставить слово.(Ничего не получается, значит на – приставка, пишется слитно.)(Далее аналогично со всеми словами).- Назовите из этого упражнения слова с приставками. (Набросил, срисовал, входили, побежал.)- Назовите слова с предлогами. (На машину, с открытки, в самолёт, по дорожке.) Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли записали слова.- Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?

Работа со словосочетанием.

- Я буду читать слова, а вы правильно запишите слова с приставками и предлогами. Покрыше побежал, начертил напеске, срывал, сдерева- Проверим, как вы выполнили это задание. Назовите слова с приставками.(Побежал, начертил, срывали.)

- Как записали приставки? (Слитно.)- Назовите слова с предлогами. (По крыше, на песке, с дерева.)- Как записали предлоги со словами? (Отдельно.) - Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

- Составьте предложение с одним из словосочетаний устно.

Физкультминутка.

5. Работа с раздаточный материалом.

- У вас на столе лежат карточки с заданием. Прочитайте и вставьте подходящие по смыслу приставки и предлоги. Обозначь приставки, предлоги.

Мурка

Утром мы стали …тягивать невод. …берег …тащили вместе …рыбой и морских раков. …морю лениво ….шла кошка Мурка и …лезла …воду. Она лапой …щупала …дне мелкую рыбёшку. Мурка …цепила когтями рыбину и бросила …берег котятам.

- Давайте проверим (каждый учащийся зачитывает предложение и объясняет, как он написал).

6. Итог занятия. Чему учились на занятии?Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог. Молодцы! Спасибо за работу.

infourok.ru

Конспект логопедического занятия на тему:"Дифференциация предлогов и приставок" для детей 5 класса с интеллектуальными нарушениями

Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» для детей с интеллектуальными нарушениями в 5 классе.

Выполнила:

Парникова Наталья Николаевна

Учитель-логопед

МБОУ «СОШ № 5»

г. Усолье-Сибирское

Конспект логопедического занятия.

Задачи:

Образовательные.

  1. Закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.

  2. Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

Развивающие.

  1. Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.

  2. Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.

  3. Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.

  4. Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

Воспитательные.

  1. Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.

  2. Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.

  3. Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(У учащихся на партах - карточки с записанными на них словами)

Учитель: Прочитайте и назовите предлоги.

Учащиеся: через лес – предлог через, с братом – предлог с, у школы – предлог у, перед окном – предлог перед, из коробки – из, в машине – в, за братом – за, поливает – в этом слове нет предлога.

Учитель: Нет предлога?! Что тогда в нем есть?

Учащиеся: приставка

Учитель: Назовите приставку.

Учащиеся: по.

2. Сообщение темы занятия. (слайд 1)

Учитель: Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия?

Учащиеся: приставки и предлоги.

Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память.

Учитель: Для чего нужно уметь различать предлоги и приставки?

Учащиеся: чтобы правильно и без ошибок писать.

3. Повторение ранее полученных знаний.

Учитель: Что такое предлог?

Учащиеся: это слово.

Учитель: Для чего нужен предлог?

Учащиеся: для связи слов в предложении.

Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

Учащиеся: раздельно. (слайд 2.1)

Учитель: Что такое приставка?

Учащиеся: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Учитель: Как пишется приставка со словами?

Учащиеся: слитно.(слайд 2.2)

 Перед корнем есть приставка.Слитно пишется она.И при помощи приставкиОбразуются слова. -

 

 Нет ниточки связать слова?Предлог поможет нам всегда!С глаголом рядом не стоит,Писать с пробелом нам велит!

 

При написании необходимо различать предлог от приставки.

Отличия:

   Предлог - это часть речи. Пишется отдельно от слова, к которому относится. Предлог служит для связи слов в предложении.

  Приставка - это часть слова. Пишется слитно.Приставка служит для образования новых слов.

Общее:

   В речи многие предлоги и приставки слышатся и призносятся одинаково.

Как отличить предлог от приставки?

1. Определить часть речи. Предлоги никогда не стоят около глаголов. У глаголов есть приставки.

 

разбежались, отмерила, скинул.

 

2.Существительное можно поставить в начальную форму (слово должно отвечать на вопрос КТО? или ЧТО?) Если такое слово существует - это приставка, нет - предлог.

 

(у)стола - ЧТО? устол, такого слова нет, значит у - предлог, пишем раздельно: у   стола 

доволен (по)лётом- ЧТО? полёт, такое слово есть, значит ПО - приставка, пишем слитно: полёт.

 

3.Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово: у (какого?) стола, у (низкого) стола, значит у - предлог, пишется раздельно.

 

Алгоритм рассуждений:

-Это глагол?

                     -ДА - около глаголов предлоги не стоят, значит это

                               приставка,   пишется слитно. (ПОБЕЖАЛ.)

                     -НЕТ - ставим слово в начальную форму :есть такое слово -                      приставка, нет - предлог.

4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.

1. Работа со словом.

Учитель: Прочитайте слова. (слайд 4)

Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?

(за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы (по)бежали (по)дорожкам (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)б...рёзы ,(по)бежал (по)д...ревне ,(про)читал (про) город.

Учитель: Как это можно сделать?

Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.

Учитель: Проверим: (за)горой, попробуем вставить слово-признак (за большой горой).

Сделайте вывод, что такое за – приставка или предлог?

Учащиеся: за – это предлог, потому что можно вставить слово: за большой горой, пишется отдельно.

Учитель: Следующее слово: (за)бежать, попробуем вставить слово.

Учащиеся: ничего не получается, значит за – приставка, пишется слитно.

(далее аналогично со всеми словами).

Учитель: Назовите из этого упражнения слова с приставками.

Учащиеся: забежать, свернула, нарезать, влетел.

Учитель: Назовите слова с предлогами.

Учащиеся: за горой, с крыши, на конверте, в дом.

Учитель: Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…

Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли записали слова.

Молодцы, вы все справились с заданием.

Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?

2. Упражнение на логическое мышление.

Учитель: Чем отличаются фигуры справа от фигур слева? (слайд 5)

3. Работа со словосочетанием.

Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами. (слайд 6)

(с)катился (с)горы

(по)бежали (по)дорожкам

(про)читал (про)машины

Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание.(слайд 7)

Назовите слова с приставками.

Учащиеся: скатился, побежали, прочитали.

Учитель: Как записали приставки?

Учащиеся: слитно.

Учитель: Назовите слова с предлогами.

Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

Учитель: Как записали предлоги со словами?

Учащиеся: отдельно.

Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

3. Составление предложения с одним из словосочетаний (из упр. 2) – устно.

Физкультминутка. (слайд 8)

4. Работа с предложением (текстом).

Учитель: Прочитайте предложения. (слайд 9)

(На)дворе была гора.

(В)зале стоит душистая ёлка.

Весь день (на)горе много детей.

(На)ветках игрушки.

(К)пушистой красавице (при)бежали дети.

Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

Сколько рассказов можно составить из этих предложений?

Учащиеся: 2.

Учитель: О чем будет первый рассказ?

Учащиеся: о горке.

Учитель: Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу.Учащиеся: (На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

Учитель: Как можно озаглавить рассказ?

Учащиеся: Горка.

Учитель: О чем второй рассказ?

Учащиеся: о елке.

Учитель: Прочитайте его.

Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети..

Учитель: Как назовем этот рассказ?

Учащиеся: Ёлка.

Учитель: Запишите, раскрывая скобки первый рассказ и второй рассказ. Выделите приставки и подчеркните предлоги.

(взаимная проверка).

5. Подбор предлогов и приставок.

Учитель: Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.

Все ребята …бежали …льду …коньках.

Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.

  1. Устно. Определи где приставка, а где предлог.

(С)вета (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.

5. Подведение итогов.

Учитель: Чему учились на занятии?

Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог.

Молодцы! Вы успешно справились с заданиями.

Кому было трудно?

Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии. (слайд 10)

Приложение.

Через лес, с братом , у школы, перед окном, из коробки, в машине, за братом, поливает.

(За)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы (по)бежали (по)дорожкам (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)б...рёзы ,(по)бежал (по)д...ревне ,(про)читал (про) город.

(С)катился (с)горы

(по)бежали (по)дорожкам

(про)читал (про)машины

(На)дворе была гора.

(В)зале стоит душистая ёлка.

Весь день (на)горе много детей.

(На)ветках игрушки.

(К)пушистой красавице (при)бежали дети.

Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.

Все ребята …бежали …льду …коньках.

Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.

(С)вета (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.

1. Над кустом жужжал шмель. Под кустом спрятались зайчата. 2. Над головой светило солнце, а под ногами шелестел песок. 3. Щенок залез под стол. 4. Над рекой склонились ивы.

Мой рабочий стол.

Это мой стол. За столом я учу уроки. На столе учебники, тетрадки, лампа. В столе лежат мои книги, альбом, настольные игры. У стола стул. Наш Мурзик любит спать под столом.

Поход.

Наш отряд ходил в поход к горному озеру. К походу мы готовились целую неделю. Готовили рюкзаки, палатки. Из похода возвращались усталые, но радостные. В стенной газете была заметка о походе. Мы долго помнили наш поход.

Август.

Август — последний жаркий месяц. На лугах уже скошено сено. В полях идет уборка хлебов. Листва на деревьях начала сохнуть. В сосновом бору появились осенние грибы. Едут из лагерей пионеры. За лето они отдохнули, окрепли.

Суслики.

Долго мы ехали по степи. Но вот в зелени садов показались дома. В колхозе мы подружились с пионерами. Они делали ловушки для сусликов. Капканы ставили в поле перед норками. Ребята уничтожали сусликов — опасных врагов хлебных растений. Много тонн зерна спасли пионеры для колхоза.

Жадная собака.

Бежит Жучка по шаткой доске через ручей. В зубах у нее кусок мяса. Видит Жучка в воде другую собаку. У нее тоже кусок мяса. Кинулась Жучка к собаке мясо отнять. Собаку в воде не нашла и свой кусок потеряла. Вернулась Жучка в будку голодная.

infourok.ru


Смотрите также